Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • Произношение
  • Язык науки. Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека Универсальным языком естественных наук считается

Язык науки. Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека Универсальным языком естественных наук считается

  • 1. Развитие математики как искусственного языка.
  • 2. Природа и процесс усложнения абстрактных объектов математики.
  • 3. Аксиоматический метод и математическое доказательство как особый тип рассуждения.

Развитие математики как искусственного языка

Математика - одна из древнейших, если не самая древняя, наряду с астрономией, наука. Она всегда была теснейшим образом связана с философией. Платон, например, ставил математику выше других наук и искусств, поскольку только она способна давать объективное знание, независимое от субъективного мнения и основанное на способности рассуждать. Хорошо известно имя другого греческого философа - Пифагора, учившего, что сущность вещей можно выразить числом, именем которого названа известная всем теорема геометрии. Поэтому огромное впечатление на представителей пифагорейской школы произвело доказательство несоизмеримости диагонали квадрата и его стороны, принятой за единицу длины, т. е. невозможность представить ее рациональным числом, тогда как только такими числами исчерпывалось понятие числа. Возможно, наиболее известный математик всех времен, живший в эпоху эллинизма, Евклид построил геометрию на основе аксиоматического метода, который и сегодня является одной из важнейших характеристик теоретической математики. Он практически реализовал мысль Платона о математике как особом типе рассуждений, позволяющих находить истину, причем сделал это на том уровне логической строгости, который в течение многих веков оставался образцом. В Новое время такие выдающиеся мыслители, представители философского рационализма, как Р. Декарт и Г. Лейбниц, были одновременно и крупнейшими математиками. Декарт, который ввел понятие системы координат, установил взаимно-однозначное соответствие между точками пространства (в трехмерном случае) и упорядоченными тройками действительных чисел (координатами точки), соединив тем самым алгебру и геометрию. Лейбниц наряду с Ньютоном явился основоположником математического анализа (дифференциального и интегрального исчислений).

Сегодня математика может рассматриваться как наиболее развитый искусственный (профессиональный) язык. Искусственные языки вообще являются одним из главных условий и одновременно результатов развития научного познания. В качестве примеров таковых можно назвать также языки теоретической физики, химии, языки (включая схемы, диаграммы и пр.) большинства инженерно-технических дисциплин и многих других наук. Довольно часто эти науки используют тот язык (включая систему обозначений), который разработан, обоснован и постоянно развивается математиками. Развитие понятийной системы языка математики идет параллельно с развитием его символики, системы обозначений и т. д. Очень важным для математики стало использование позиционной системы счисления, которая открыла новые возможности операций с числами по сравнению, например, с системой записи чисел, применявшейся в Древнем Риме. Хотя Ньютон и Лейбниц в равной мере заслуживают права считаться основоположниками математического анализа, однако система записи, применявшаяся Ньютоном, была очень громоздкой и уступала более удобной системе обозначений Лейбница, в почти неизменном виде применяемой в современной математике. Необходимость искусственных языков в научном познании обусловлена прежде всего многозначностью и отсутствием четко выраженной логики в естественном языке, потребностью в возможно более точном определении базовых понятий, ясных правилах формулировки задач, преобразования используемых символических структур и т. д. Все искусственные языки, в том числе и язык математики, «погружены» в естественный язык, который выступает в отношении них как метаязык. Взаимосвязь искусственных и естественного языков носит диалектический характер, многие термины искусственных языков постепенно включаются в естественный язык по мере развития образования и культуры. В частности, понятие целого положительного числа, являясь математическим, давно стало элементом естественного языка, практически никто не затруднится объяснить его смысл. То же самое можно сказать и относительно дробей (рациональных чисел). Однако понятие, например, трансфинитного числа, важное в теории бесконечных множеств, продолжает оставаться элементом профессионального языка математики.

ЯЗЫК НАУКИ - особые языковые системы, посредством которых исследователи организуют производимые ими знания и транслируют получаемую информацию в профессиональной среде. При этом языковые средства, используемые специалистами, не являются какой-то внешней формой, в которой просто выражается содержание человеческих представлений о сторонах и свойствах изучаемых объектов и явлений внешнего мира. Напротив, сама структура и тип языковых выражений, применяемых в различных областях научного исследования, существенным образом определяет не только характер производимых знаний, но и направленность поисковой деятельности, результатом которой данные знания оказываются. Становление науки в качестве специализированного вида познавательной деятельности было одновременно и процессом оформления профессионального Я. н. Исходным источником средств, с помощью которых этот процесс осуществлялся, был естественный язык повседневного межчеловеческого общения. Однако, заимствуя из него какие-то слова и выражения, ученые существенным образом изменяли их семантику, в соответствии с контекстом решаемых исследовательских задач. Подобное изменение всегда обусловлено различием уровней, на которых происходит отображение действительности в сознании людей. Если повседневная практика человеческого взаимодействия с окружающим миром базируется на чувственных восприятиях таких фрагментов реальности, которые даны человеку в локальных условиях «здесь и сейчас бытия» и потому представлены в сфере психической реальности в виде множества наглядных образов предметов и явлений, то научное знание строится с помощью понятийных структур, абстрактных по своей природе. Поэтому оно способно выходить за пределы узких границ сиюминутности. Категориально-понятийные структуры, посредством которых реализуется абстрактное мышление, позволяют создавать универсальные способы описания и объяснения действительности, отображающие не отдельные конкретные ситуации человеческого взаимодействия с окружающим миром, а некие устойчивые, инвариантные схемы, представляющие множество частных случаев, реализующихся в разнообразных условиях общечеловеческой практики, в обобщенном виде. Объекты, которыми оперирует при этом исследователь, существуют не в самой предметной действительности, а лишь в определенном дисциплинарном (или междисциплинарном) языке. Это так называемые «конструкты», или «идеальные объекты». Их описание и различные интеллектуальные операции над ними, осуществляемые исследователями, могут быть оформлены в виде фрагментов естественного языка, связанного с какими-то структурами языков искусственных; а могут и целиком выражаться с помощью формализованных языков. Математические и дисциплинарные символы (напр., знаки, используемые в химии или астрономии), графики и чертежи - все это средства, с помощью которых построены различные типы языка, составляющие в своей совокупности общенаучный язык. Его элементарными формами являются специальные термины, в которых выражены теоретические представления о наиболее фундаментальных связях и отношениях свойств и явлений физической реальности. Термины могут быть как узкоспециальными, так и общенаучными. Но простой их набор еще не является языком, поскольку содержание человеческих знаний раскрывается лишь в организованных языковых структурах, связывающих термины между собой таким образом, что их отношения оказываются отображением отношений предметов и явлений изучаемой объективной действительности. Я. н. используется для конструирования всей системы человеческих знаний об окружающей действительности (в этом проявляется его «методологическая» функция), а также служит средством общения специалистов (коммуникативная функция). Информация, представленная в языковой форме, обладает объективным характером и потому, даже становясь содержанием индивидуального сознания, служит интерсубъективным основанием профессиональной деятельности ученых, обеспечивая возможность их взаимопонимания и взаимодействия. Для этого Я. н. должен быть выстроен таким образом, чтобы разные специалисты, работающие над одной и той же проблемой, могли воспринимать и интерпретировать передаваемые ими друг другу сведения однозначно. Этим обусловлено постоянное стремление ученых к максимально возможной точности и четкой логической определенности тех форм, посредством которых представлены получаемые ими данные. Чем меньше содержательной неопределенности заключают в себе формы научного языка, тем более эффективно их применение в познавательной сфере. Данная особенность является существенной чертой Я. н., отличающая его от естественных средств межчеловеческого общения или от языков искусства, где информационная неоднозначность оказывается как раз их достоинством. В этом смысле область гуманитарного познания является своего рода «промежуточным звеном» между ненаучными формами выражения знаний о мире и теми нормами и стандартами, на которые ориентировано естествознание. Необходимость как можно более явно представлять производимые учеными знания о мире обусловливает широкое распространение в научном познании различного рода искусственных языков и применение средств логического анализа, позволяющего целенаправленно контролировать процессы построения и использования различных языковых структур, используемых в практике научного исследования. В отличие от естественных языков, посредством которых осуществляется повседневное общение людей, введение формализованных Я. н. регулируется определенными правилами, обеспечивающими требуемую однозначность их применения. Прежде всего, явным образом задается алфавит данного языка, т.е. перечисляются все знаки, входящие в его структуру. Затем формулируются правила построения всевозможных выражений из исходных знаков. После этого задаются правила перехода от одних знаковых конструкций к др. (правила вывода) и семантические правила, связанные с содержательной интерпретацией получаемых выражений. Построенный таким образом язык обеспечивает возможность взаимопонимания ученых в большей степени, нежели языки естественные. В связи с этим неоднократно предпринимались попытки создать для нужд исключительно научного сообщества такую языковую систему, в которой все значения базовых терминов и способы конструирования из них множества выражений были бы фиксированы раз и навсегда (достаточно вспомнить хотя бы идеи Г. Лейбница относительно возможности решения такой задачи). На первом этапе становления науки своеобразным прообразом подобной системы была латынь. Называемая «мертвым языком», не подверженным стихийным изменениям, латынь долгое время играла роль интернационального средства общения ученых разных стран. Наряду с этим определенные надежды связывались с математическими средствами, в которых многие ученые видели эталон структурной организованности. Безуспешность таких попыток заставила ученых осознать принципиальную неоднородность Я. н., наличие в нем множества различных уровней, не сводимых к какому-то одному абсолютным образом. Тот факт, что познавательная деятельность осуществляется одновременно, как минимум, на двух различных уровнях - эмпирическом и теоретическом, - заставил различных специалистов задаться вопросом о характере соотношения этих уровней и языков, посредством которых представлено получаемое в их рамках знание. Напр., представители такого влиятельного направления в философии науки 20 столетия, как логический эмпиризм, долгое время надеялись использовать в качестве базисного исключительно язык эмпирического уровня. Исходя из убеждения в том, что единственным источником всех человеческих знаний о мире может быть только непосредственное взаимодействие исследователя с изучаемыми им объектами, они рассчитывали создать методы, позволяющие свести содержание теоретического знания к так называемым «протокольным высказываниям», фиксирующим конкретные эмпирические ситуации. С этой точки зрения значение терминов, составляющих структуру теоретического языка, должно было определяться их связью с «терминами наблюдения». В случае решения этой задачи удалось бы создать особый «нейтральный» язык, используя который можно было бы однозначно определять, какая из конкурирующих теоретических систем должна быть отброшена. В конце концов, однако, исследователи вынуждены были признать, что терминов, не связанных с какими-либо теоретическими предпосылками, просто не существует, и потому программа логического эмпиризма была признана нереализуемой в том виде, в каком она первоначально выдвигалась. Сегодня ясно, что Я. н. представляет собой сложную иерархизированную систему, различные уровни которой могут эффективно применяться в различных познавательных контекстах. С.С. Гусев

Цель изучения темы: Формирование представления о специфике и функциях научного языка.

Основные вопросы темы: Философские проблемы языка науки в истории познания. Естественные языки и языки науки. Основные структурные элементы научных языков. Функции научных языков.

Впервые тему научного языка проблематизировал Ф. Бэкон (1561-1626), указавший, что словесные обозначения понятий могут привносить в знание ложные и неточные смыслы. С того времени зародился эмпиристский идеал «чистого языка» науки, элементы которого должны играть лишь роль репрезентантов (заместителей, представителей) реальных объектов, регистрировать реальное положение дел.

По мере расширяющейся дифференциации науки возникла ещё одна связанная с языком проблема – проблема взаимопонимания представителей различных дисциплин. Основания этой проблемы лежат в сфере мировоззрения. Дело в том, что заявленный О. Контом тезис об окончании интеллектуального господства метафизики и начале господства науки отражал настроение не только группы сциентистски ориентированных интеллектуалов. Вызревало недовольство классической философией, занятой построением умозрительных бездоказательных универсальных схем мира. Но без философии представления человека о мире становились фрагментарными. Представители позитивизма осознавали, что создание целостного научного мировоззрения возможно лишь путем налаживания взаимопонимания между представителями различных наук. Из этой проблемы выросла идея редукции (сведения) научных языков к языку физики.

В рамках неопозитивизма проблему адекватности научного языка объекту пытались решить различными способами. Высказывались редукционистские идеи. Предлагалась стратегия ужесточения контроля над научным языком путем констатации эмпирических фактов в так называемых «протокольных предложениях» и сведения теоретических высказываний к этим базовым констатациям. Предпринимались попытки «очистить» научный язык, формализовав его, т.е. создав искусственный язык, лишенный недостатков естественных языков.

Однако в реальности оказалось, что языковая редукция в действительности является онтологической редукцией, т.е. искажением сложной многоуровневой реальности. Например, говорить о живой материи на языке физики – значит утратить представление о сущности живого.

Протокольные предложения как эмпирические констатации сужали сферу опыта и ставили эмпирический базис в зависимость от субъективных особенностей наблюдателя. Попытки формализации научного языка, хотя и дали ценный опыт, но применительно к задачам полного очищения научного языка оказались бесплодными.

Все отмеченные эксперименты с научным языком, их неосуществимость продемонстрировали, что язык науки обладает собственной структурой, логикой, принципами существования и развития.

Концепция Т. Куна демонстрирует понимание научного языка, противоположное эмпиристско-позитивистским идеям. По мнению Т. Куна научный язык не может состоять из констатаций объективных фактов, во-первых, потому, что понимание фактов задается концепцией (парадигмой), а, значит, в какой-то мере – и самим языком; во-вторых, термины научной теории соотнесены не только с объектами, но и друг с другом, что и наделяет их концептуальными смыслами.

Такая трактовка научного языка не лишена оснований. Например, в астрономии Коперника значения понятий «Солнце» и «центральное тело Солнечной системы» совпадают, а в астрономии Птолемея – нет. Однако Т. Кун делает чрезмерно радикальные выводы из факта концептуализирующей функции научных языков. Он утверждает языковую замкнутость теорий (парадигм), невозможность перевода содержания одной теории на язык другой теории. Применительно к истории наук это означает отсутствие преемственности, кумулятивных (накопительных) процессов в науках при смене одной теории – другой, более полной и совершенной, что не соответствует реальной истории науки.

Научные языки формируются на основе естественных (национальных) языков, но обладают некоторой спецификой. Для научного языка характерны: однозначность, точность, различение объектного языка (соотнесенного с объектом исследования) и метаязыка (на нем осуществляется анализ объектного языка). Уровень точности языка неодинаков для различных дисциплин. Нет единого общедоступного научного языка. Выделение специализированных научных языков отражает дисциплинарное многообразие науки.

В структуре языков науки выделяются три основных «слоя». Границы между ними условны, историчны. Во-первых, система специфических для конкретной дисциплины понятий, терминов, в которых отражаются свойства, характеристики исследуемых объектов и специфические для данной дисциплины методы познания. Во-вторых, в научные языки включаются элементы естественных языков (грамматика, синтаксис, фонетика, вспомогательные лексические средства). Третий слой научного языка - общенаучные понятия. Границы и содержание этого лексического слоя нечетки и изменчивы. Сюда включаются общеметодологические и философско-мировоззренческие понятия. Их присутствие в строе научного языка отражает факт сложной структуры научного знания: кроме отчетливо выделяемых уровней эмпирического и теоретического знания, науки в большей или меньшей степени содержат элементы методологической рефлексии и философско-мировоззренческих знаний (в виде онтологических допущений, мировоззренческих обобщений, философско-обоснованных гипотез, принципов). Например, ни одна конкретная наука не исследует закон как таковой, причинность как таковую. Но почти все науки пользуются понятиями закона, причинности как отражающими фундаментальные всеобщие свойства реальности.

Функции научного языка многообразны и взаимосвязаны. Любые индивидуальные знания, открытия, идеи становятся фактом науки лишь будучи воплощенными в языковой форме и представленными научному сообществу. Следовательно, язык есть способ оформления мысли, средство научной коммуникации. Осуществление научным языком этих ролей производно от двух других его фундаментальных функций – репрезентативной и концептуализирующей. В качестве репрезентантов единицы языка (понятия, описания) замещают в составе научного знания реальные объекты, их свойства и отношения. Но если бы дело ограничивалось только этой базовой функцией языка, вполне была бы реализуема эмпиристская мечта о неискажающем реальность языке. Ситуация перевода наблюдаемых явлений в языковую форму усложняется тем, что не обнаруживаемые в опыте объективные связи исследователь восполняет своими идеями, соединяя разрозненные эмпирические данные. Эти выраженные в языке идеи концептуализируют опыт.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем смысл задачи создания «чистого языка» науки? Почему эта задача оказалась

невыполнимой?

2. В чем проявился радикальный концептуализм в трактовке научного языка Т. Куном?

Соответствует ли его позиция реальной истории науки?

3. Каковы основные структурные элементы научных языков? Как они взаимодействуют

между собой?

4. Как соотносятся научные и естественные языки?

5. Каковы основные функции научных языков? Ответ проиллюстрируйте примерами из

    Подготовка к экзамену (зачету) начинается с начала семестра, включает систематическую работу на лекциях, семинарах и самостоятельное изучение. Особое внимание следует обратить на формирование целостного, системного знания, самостоятельного мышления. Наибольшие трудности на экзамене (зачете) возникают у тех студентов, кто ориентирует себя только лишь на фрагментарность научного знания.

    Экзамен по философии может проводиться как в устной, так и в письменной форме с последующим собеседованием. Для написания экзаменационной работы дается 40-45 мин.

    Зачет проводится в устной форме по заранее предоставленным студентам вопросам. Список вопросов охватывает весь пройденный материал и может дополняться 5-7 вопросами, вынесенными на самостоятельное изучение.

    Экзамен/зачет проводится строго по расписанию. Неявка на экзамен/зачет, отказ от ответа приравниваются к неудовлетворительной оценке.

    При выставлении экзаменационной (зачетной) оценки преподаватель вправе учитывать текущую успеваемость студента, участие в научных конференциях по философии и философским наукам, результаты промежуточной аттестации, посещаемость занятий, активность во время учебных занятий, самостоятельную работу.

10. Итоговый тест по дисциплине

(выберите один или несколько правильных ответов)

1.Тождественны ли наука и философия?

Они тождественны в своих целях

2. Что такое философия?

Одна из форм познания окружающего мира

Форма общения между людьми

Теоретически выраженное мировоззрение

Наука о бытии человека

Форма культуры, предлагающая рефлективное осмысление человека и его места в мире

3.Учение о «коллективном бессознательном», определявшем социальное поведение людей, развивал:

в) Адлер г) Фромм

4.Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения объективной истины

а) скептицизм

б) гностицизм

в) экзистенциализм

г) эклектицизм

д) эмпиризм

5. Согласно классической материалистической философии, понятие материи означает:

б) потенциальную возможность чего угодно;

в) совокупность физических тел, состоящих из вещественной субстанции и доступных восприятию

г) все, что имеет вес

д) все, что создал Бог

6. Понятие «элементарная частица» в современной науке более всего похоже:

а) на спинозовское понятие модуса

б) на лейбницевское понятие монады

в) на демокритовское понятие атома

г) ни на что в философии не похоже

д) на структурный элемент системы

7.Универсальным языком естественных наук считается:

а) логика

б) математика

в) философия

г) герменевтика

д) эксперимент

8.Два противоположных стиля мышления, известные с античности, называются:

а)платоновский и аристотелевский

б) материалистический и идеалистический

в) рациональный и иррациональный

г) правильный и неправильный

д) эмпирический и сократический

9.В качестве метода познания герменевтика была предназначена для:

а) всех наук;

б) естественных наук;

в) социальных и гуманитарных наук

г) для теологии и культурологии

д) исключительно для истории

10.Основной теоретический метод классической науки называется:

а) аналитико-синтетический метод;

б) риторика;

в) схоластика

г) аналогия

д) индукция

11.Философское учение о человеке по преимуществу рассматривает:

а) взаимные отношения духовного и телесного

б) отношения душевного и бездушного

в) отношения разумного и неодушевленного

г) отношения праворукости и леворукости

д) вопросы гражданского воспитания

12.В христианском миропонимании человеческое тело рисуется по преимуществу как:

а) самостоятельная сущность

б) носитель души

в) «двуногое и без перьев»

г) результат биологической эволюции

д) совокупность атомов

13.Мировоззрение, признающее существование Абсолютного идеального начала:

а) обыденное

б) философское

в) политическое

г) религиозное

д) научное

14.Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека

а) научный

б) обыденный

в) эмпирический

г) теоретический

д) априорный

15.Суждение, обосновывающее идеалистическую философию

а) вещи соответствуют идеям

б) идеи соответствуют вещам

в) вещи и идеи не соответствуют друг другу

г) вещь соответствует форме

д) форма соответствует вещи

16.Один из основных законов гегелевской и марксистской диалектики:

а) закон тождества

б) закон сохранения энергии

в) закон единства и борьбы противоположностей

г) закон взаимосвязи содержания и формы

д) закон транзитивности равенства

17.В сферу общественных отношений входят:

а) взаимные отношения всех элементов общества

б) отношения индивидов между собой

в) отношение человека к природе

г) отношения с родными и близкими

д) отношения с друзьями

18.Гражданское общество представляет собой:

а) общество граждан, объединенных в государство

б) сферу внегосударственных отношений и структур

в) совокупность политических партий

г) объединение противников государственной власти

д) ассоциацию противников войн и военных конфликтов

19.Исторический прогресс характеризуется:

а) исключительно развитием производительных сил общества

б) исключительно развитием науки и техники

в) более или менее гармоничным развитием всех сфер и сторон жизни общества

г) постепенным отмиранием государства

д) ростом ВВП

20.Обществом модерна или Просвещения в современной философии называется:

а) развитие европейского общества в XVIII– первой половине XX в

б) современный этап мировой цивилизации

в) общество, ориентированное на образование и науку

г) общество всеобщего права на образование и просвещение

д) общество, объединяющее образованных людей.

21. К какому периоду развития средневековой философии относится творчество Фомы Аквинского?

Патристика

Схоластика

Патрология

Апологетика

22. Кто является представителем экзистенциальной философии?

Л. Шестов

Ж.П. Сартр

К. Поппер

М. Хайдеггер

Ф. Аквинский

23. Кто представляет философию прагматизма?

Уильям Джемс

Имре Лакатос

Пол Фейерабенд

Чарльз Пирс

24. Выберите течения иррационального направления философии

Прагматизм

Экзистенциализм

Марксистская философия

Фрейдизм

Позитивизм

Ницшеанство

25. Аристотель говорил, что…?

«Философствовать – значит учиться умирать»

«Бог – это разум, который мыслит сам себя»

«Человек есть мера всех вещей»

«Философия начинается с удивления»

«Воздух порождает все вещи… путем сгущения и разрежения»

«Форма стоит впереди материи и есть нечто, в большей мере существующее»

«Метафизика – первая философия, изучающая начала и причины всего сущего»

26. Неопозитивисты…?

Карл Поппер

Людвиг Витгенштейн

Томас Кун

Бертран Рассел

Эрнст Кассирер

27. Метод и учение о развитии и совпадении противоположностей

диалектика

онтология

гносеология

метафизика

Контакты: кафедра истории и философии науки ГОУ ВПО МГИИТ

Тел: 454 – 55 – 55

Е-mail: olgachis @ yandex . ru (Ольга Васильевна Чистякова)

П риложение

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

имени Ю.А. Сенкевича

Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения объективной истины

Итоговый тест по дисциплине

(выберите один или несколько правильных ответов)

1.Тождественны ли наука и философия?

Они тождественны в своих целях

2. Что такое философия?

Одна из форм познания окружающего мира

Форма общения между людьми

Теоретически выраженное мировоззрение

Наука о бытии человека

Форма культуры, предлагающая рефлективное осмысление человека и его места в мире

3.Учение о «коллективном бессознательном», определявшем социальное поведение людей, развивал:

в) Адлер
г) Фромм

а) скептицизм

б) гностицизм

в) экзистенциализм

г) эклектицизм

д) эмпиризм

5. Согласно классической материалистической философии, понятие материи означает:

б) потенциальную возможность чего угодно;

в) совокупность физических тел, состоящих из вещественной субстанции и доступных восприятию

г) все, что имеет вес

д) все, что создал Бог

6. Понятие «элементарная частица» в современной науке более всего похоже:

а) на спинозовское понятие модуса

б) на лейбницевское понятие монады

в) на демокритовское понятие атома

г) ни на что в философии не похоже

д) на структурный элемент системы

7.Универсальным языком естественных наук считается:

а) логика

б) математика

в) философия

г) герменевтика

д) эксперимент

8.Два противоположных стиля мышления, известные с античности, называются:

а)платоновский и аристотелевский

б) материалистический и идеалистический

в) рациональный и иррациональный

г) правильный и неправильный

д) эмпирический и сократический

9.В качестве метода познания герменевтика была предназначена для:

а) всех наук;

б) естественных наук;

в) социальных и гуманитарных наук

г) для теологии и культурологии

д) исключительно для истории

10.Основной теоретический метод классической науки называется:

а) аналитико-синтетический метод;

б) риторика;

в) схоластика

г) аналогия

д) индукция

11.Философское учение о человеке по преимуществу рассматривает:

а) взаимные отношения духовного и телесного

б) отношения душевного и бездушного

в) отношения разумного и неодушевленного

г) отношения праворукости и леворукости

д) вопросы гражданского воспитания

12.В христианском миропонимании человеческое тело рисуется по преимуществу как:

а) самостоятельная сущность

б) носитель души

в) «двуногое и без перьев»

г) результат биологической эволюции

д) совокупность атомов

13.Мировоззрение, признающее существование Абсолютного идеального начала:



а) обыденное

б) философское

в) политическое

г) религиозное

д) научное

а) научный

б) обыденный

в) эмпирический

г) теоретический

Лучшие статьи по теме