Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • СМИ
  • Василий 2 император византии. Как византийский император Василий II (Болгаробойца) боролся с олигархами

Василий 2 император византии. Как византийский император Василий II (Болгаробойца) боролся с олигархами

В результате военного мятежа добился власти, женился на Феофано и т. о. стал отчимом и опекуном В. Б. и Константина. В 969 г., после убийства Никифора Фоки и прихода к власти имп. Иоанна I Цимисхия , положение юных императоров формально почти не изменилось. Самостоятельное правление В. Б. началось в 976 г., после смерти Цимисхия, но еще в течение почти 10 лет (до 985) гос. делами заведовал паракимомен Василий Ноф, оскопленный в детстве, незаконнорожденный сын имп. Романа I Лакапина . Константин VIII формально считался соправителем В. Б., но уступил всю власть брату и фактически стал императором лишь после его кончины в 1025 г.

Гражданские войны

В течение первых 15 лет правительство В. Б. было вынуждено основное внимание уделять борьбе с военными мятежами внутри империи и с восстаниями на ее окраинах. Уже весной 976 г. поднял мятеж стратиг Месопотамии Варда Склир, при Цимисхии (его родственнике) занимавший высший военный пост в империи - доместика схол Востока. Пользуясь большой популярностью в войсках и опираясь на свои обширные владения в Анатолии, он вскоре поставил под свой контроль большую часть М. Азии и разгромил правительственные войска в ряде сражений. Склир сумел 2 года удерживать власть над центральными районами М. Азии, однако его попытки создать угрозу К-полю были неудачны. В 978 г. в столицу был вызван из ссылки др. влиятельный полководец Варда Фока, племянник имп. Никифора II (в 970 он пытался поднять мятеж против Иоанна Цимисхия, за что был заточен в мон-ре на о-ве Лесбос). Он был назначен доместиком схол Востока, собрал вокруг себя верные императору силы и в марте 979 г. нанес поражение Склиру. Последний бежал в мусульм. владения и искал поддержки у багдадского султана Хосрова (Адуд ад-Даула Буид, 977-983). Из К-поля в Багдад было направлено посольство с призывом не оказывать помощи мятежнику; султан заключил в тюрьму и Склира с его спутниками, и имп. посла.

После крупного поражения В. Б. от Самуила Болгарского (986) мятеж на Востоке поднял Варда Фока (авг. 987), к к-рому вскоре присоединился вернувшийся из плена Варда Склир. Фока поставил под свой контроль почти всю М. Азию, завладел частью флота и готовился к захвату столицы. Однако В. Б. заключил договор с киевским кн. Владимиром Святославичем и получил от него военную помощь. Весной 989 г. в сражениях при Хрисополе (пригород К-поля с азиат. стороны Босфора) и Авидосе (порт в прол. Дарданеллы) рус. дружина разгромила войско Варды Фоки, а сам он погиб в последнем бою. После этого В. Б. удалось договориться с Вардой Склиром, к-рый в обмен на свою лояльность был прощен и получил титул куропалата.

Крещение Руси

Болгарская война

С первых лет правления В. Б. развивалось антивизант. движение на Балканах, возглавленное т. н. комитопулами, сыновьями комита Николая Шишмана Давидом, Аароном, Моисеем и Самуилом - болг. знатной фамилией, объявившей себя наследницей царей Болгарии. Восстание началось еще в последние годы правления имп. Иоанна Цимисхия, а после его смерти в 976 г. из К-поля в Болгарию были отправлены Петр, Борис и Роман - сыновья покойного болг. царя Петра. Возможно, правительство В. Б. надеялось противопоставить восставшим родственников легитимного царя, но этот план не удался. В первые годы правления из-за мятежей на Востоке В. Б. был не в состоянии бороться с комитопулами, и к кон. 70-х гг. Х в. под их контролем была уже почти вся зап. часть Балканского п-ова (совр. Зап. Болгария, Сербия, Черногория, Македония, Албания, Сев. Греция), и здесь образовалось Зап. Болгарское гос-во (980-1018) со столицами в Охриде и Преспе. Ок. 980 г. власть сосредоточил в своих руках младший из комитопулов Самуил (коронован в 997). Летом 986 г. В. Б. предпринял 1-й поход против болгар; его войско безрезультатно осаждало Сердику (совр. София), а при отходе было разгромлено в Ихтиманском ущелье. После этого в течение неск. лет В. Б. был опять занят гражданской войной, и новую крупную кампанию византийцы предприняли лишь в 991-994 гг. В дальнейшем война велась с переменным успехом, сопровождалась большими жертвами среди мирного населения и нанесла большой экономический урон региону. Обе стороны организовывали массовые переселения: славяне расселялись в греч. районах Балкан, греки - в Македонии и Эпире, проводились выселения славян в Анатолию, и их земли раздавались выходцам с Кавказа - армянам и грузинам. С 1001 г., когда был заключен мир на Востоке, все силы В. Б. были направлены на борьбу с болгарами. За неск. лет были заняты крупнейшие крепости Преслав, Видин, Скопье и др. В июле 1014 г. В. Б. нанес болгарам решающее поражение в битве у горы Беласица (Родопы). По приказу императора были ослеплены 14 тыс. пленных болг. воинов. После смерти царя Самуила (окт. 1014) его наследники Гавриил Радомир и затем Иоанн Владислав уже не смогли оказать В. Б. существенного сопротивления. В февр. 1018 г. последний западноболг. царь Иоанн Владислав погиб при осаде Диррахия, его вдова Мария отказалась от своих прав на болг. престол в пользу императора. Почти 40-летняя война завершилась триумфальным въездом В. Б. в Охрид.

Внешняя политика на других направлениях

С привлечением основных сил империи на борьбу с внутренними мятежами, а затем на завоевание Болгарии Италия, Зап. Европа, Бл. Восток и Кавказ рассматривались К-польским правительством как второстепенные направления деятельности. Во всех этих регионах на рубеже X-XI вв. византийцы ограничивались в основном защитой своих владений.

Основными принципами политики В. Б. в Италии в тот период были защита юж. части полуострова (Апулия и Калабрия, с центром в Бари) от нападений арабов, расширение влияния среди местной знати. Несмотря на регулярные походы в Италию герм. императоров из династии Оттонов, влияние германцев здесь пока не воспринималось как непосредственная угроза Византии. Отношения 2 империй носили скорее союзнический характер, что подтверждалось регулярным обменом посольствами; имп. Оттон III (983-1002) был сыном представительницы Византийского правящего дома Феофано, готовился его брак с визант. принцессой, не состоявшийся из-за смерти императора. Кроме того, византийцы опирались на союз с крупными морскими торговыми городами Венецией и Пизой, на поддержку части родовой аристократии Рима; в нач. XI в. упрочился союз с лангобардскими князьями Капуи и Беневента. Визант. крепости подвергались регулярным набегам со стороны мусульм. эмира Сицилии Абу-ль-Касима. Переходили из рук в руки крепости Джераче и Козенца; в 988 и 1003-1004 гг. арабы осаждали Бари. В последние годы правления В. Б. византийцы перешли к более активным действиям против арабов. В 1025 г. экспедиция катепана Василия Боджояна высадилась на Сицилии и приступила к осаде Мессины, но вскоре была возвращена в связи со смертью В. Б.

В правление В. Б. византийцы отказались от своего прежнего завоевательного курса на Бл. Востоке. В 980 г. эмир Саад ад-Даула внезапно захватил Алеппо (Халеб) - один из важнейших городов на подступах к Антиохии. В результате осады Алеппо, предпринятой на следующий год Вардой Фокой, Саад признал вассальную зависимость от Византии, и в дальнейшем в течение нек-рого времени действовал союз с эмирами Алеппо. Окончательно город был потерян в 1016 г. Нек-рая активизация действий В. Б. на востоке произошла в последние годы X в. В 995 г. В. Б. предпринял поход в Сирию; заставил егип. войска Фатимидов отказаться от осады Алеппо. В 999 г. В. Б. вновь двинулся в Сирию, опустошил ее сев. и центральные районы, дошел до Дамаска и предпринял демонстративную осаду Триполи. Тем не менее эти события не привели к к.-л. изменениям в общем положении в регионе. В 1001 г. между империей и фатимидским халифом аль-Хакимом было заключено перемирие, к-рое продержалось до 1016 г.

С последних лет X в. империя усилила свой натиск на гос-ва Закавказья. В период гражд. войн правительство В. Б. пользовалось поддержкой правителя Тао-Кларджети (пров. Вост. Грузии) Давида, получившего визант. титул куропалата. Однако во время мятежа Варды Фоки Давид поддержал его, в результате чего потерял доверие К-поля. После смерти Давида в 1000 г. В. Б. выдвинул претензии на наследование его владений. В 1000-1001 гг. он двинул войска в Закавказье и захватил обл. Тао. Местные цари Абхазии, Картли и Ани, а также курдский эмир Марван признали себя вассалами Византии и получили высокие придворные титулы. 2-й поход в Закавказье был организован в 1021-1022 гг. К этому времени здесь образовалось объединенное Грузинское царство из областей Абхазии, Кларджети, Картли и Кахети под управлением царя Георгия I. Он был разбит и признал себя вассалом империи; царь Васпуракана Ованнес Сенакериб передал свои владения империи в обмен на поместья в Каппадокии; царь Ани Ованнес Смбат (Иоанн Симватий) заключил договор о передаче владений империи после его смерти. Т. о., деятельность В. Б. в Закавказье сделала этот регион объектом экспансии Византии, продолжавшейся и позднее, в XI в.

Внутренняя политика

В первые 10 лет правления власть В. Б. была фактически ограничена положением влиятельного паракимомена Василия Нофа, к-рый был дядей отца В. Б. имп. Романа II и выступал в качестве главы правящего клана Македонской династии и Лакапинов. Однако в 985 г. В. Б. удалось сместить своего родственника. С этого времени В. Б. в течение всего правления стремился к постепенному усилению режима личной власти. По свидетельствам историков Михаила Пселла и Яхъи Антиохийского, он вникал во все дела в гос-ве, старался все держать под контролем. Прежде всего это касалось неск. фамилий наиболее могущественных военных феодалов (динатов), владевших обширными землями преимущественно в Анатолии и уже имевших личные армии своих вассалов (Фоки, Склиры, Малеины, Вурцы, Ураны и др.). В 70-80-х гг. Х в. антиправительственные движения этих фамилий вылились в продолжительные гражданские войны. После примирения В. Б. стремился всячески ослабить эти кланы, воспрепятствовать расширению их владений и ресурсов. В 996 г. им была издана новелла, по к-рой отменялся срок давности для возврата незаконно приобретенных земель. Все земельные владения динатов, появившиеся после 927 г., объявлялись незаконными. Трудно оценить, насколько этот закон был реализован, но, вероятно, проводившиеся конфискации земель способствовали упадку кланов. Большинство из могущественных фамилий уже в следующем веке оказываются на вторых ролях. В. Б. удалось приостановить рост феодального землевладения на неск. десятилетий, и в последние годы своего правления император обладал неограниченными возможностями во всех сферах управления. Ресурсы возможной военной оппозиции были несопоставимы с гос. машиной В. Б., что подтверждает история неудавшегося мятежа стратигов Никифора Ксифии и Никифора Фоки в 1022 г.

Церковная политика

на рубеже X-XI вв. во многом была направлена на развитие и закрепление успехов в Крещении слав. народов, а также на поддержку визант. правления в завоеванной Болгарии. После завоевания все болг. земли (большая часть внутренних районов Балкан) были включены в автокефальную Охридскую архиепископию, предстоятели к-рой назначались непосредственно императором, т. е. были фактически выведены из юрисдикции К-польского Патриарха. При В. Б. архиепископом был болгарин, но затем империя пошла по пути грецизации болг. церковной иерархии. Установился симбиоз греч. и рус. духовенства в Киевской Руси: большинство высших иерархов, назначавшихся в К-поле, были греками, но в то же время клир постепенно русифицировался.

На правление В. Б. приходятся т. н. неопределенные десятилетия во взаимоотношениях К-польской и Римской Церквей. Стремясь противодействовать влиянию в Риме со стороны Римско-Германской империи Оттонов, Византия вела борьбу за утверждение на Папском престоле своих ставленников - при поддержке значительной части итал. знати, особенно могущественного клана Кресценциев. В период правления В. Б. таков был антипапа Иоанн XVI (Иоанн Филагат из Россано в Юж. Италии; 997-998). О прямых контактах К-поля и Рима в тот период очень мало достоверных сведений. Возможно, что К-польский Патриарх Сисиний II (996-998) вновь издал энциклику Патриарха Фотия, о чем свидетельствует Московский список его «Окружного послания» с требованием отменить Filioque, однако ни о причинах этого, ни о реакции Рима ничего не известно. Также возможно, Патриарх Сергий II (1001-1019) требовал от Рима унификации Символа веры. В то же время, по свидетельству Патриарха Петра III Антиохийского, по крайней мере в 1009 г., в к-польских храмах на литургии поминалось имя папы (PG. 120. Col. 800). В хронике Радульфа Глабра (сер. XI в.) содержится информация о том, что в 1024 г. по просьбе В. Б. Патриарх Евстафий отправлял послание к папе с предложением признать примат Римского престола над всей Церковью в обмен на утверждение права К-польского Патриархата иметь титул «Вселенский» и его первенства над Церквами Востока. Об ответе папы также ничего не известно.

Ист.: Leo Diaconus. Historia; Michel Psellos. Chronographie / Ed. E. Renauld. P., 1926 (рус. пер.: Михаил Пселл . Хронография / Пер. Я. Любарского. М., 1978); Летопись попа Дуклянина / Изд. Ф. Шише. Београд; Загреб, 1928; Nic é tas St é thatos. Vie de Syméon le Nouveau Théologien / Ed. I. Hausherr. R., 1928. (OrChr.; 12); Yahya ibn Sa"id al-Antaki. Histoire / Ed. I. Kratchkovsky, A. Vasiliev // PO. 1932. T. 23. Fasc. 3; Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца: Извлеч. из летописи Яхъи Антиохийского. СПб., 1883; ПВЛ; Аристакес Ластиверци. Повествование / Пер. К. Н. Юзбашян. М., 1968; Ioannis Skylitzae. Synopsis historiarum / Rec. I. Thurn. B.; N. Y., 1973; Leo, metropolitan of Synada. The Correspondence / Ed. M. P. Vinson. Wash., 1985; Кекавмен. Советы и рассказы / Подгот. текста Г. Литаврина. СПб., 20032.

Лит.: Darrouz è s J. Épistoliers byzantines du Xe siècle. P., 1960; Abragi M. The Сelibacy of Basil II // Byzant. Studies. 1975. Vol. 2. P. 41-45; Poppe A. The Political Background to the Baptism of the Rus // DOP. 1976. Vol. 30. P. 196-244; Felix W. Byzanz und die islamische Welt im früheren 11. Jh. W., 1981; Beck. Geschichte. S. 126-128, 132 ff.; Cutler A. The Psalter of Basil II // Imagery and Ideology in Byzantine Art. Aldershot, 1992; Crostini B . The Emperor Basil II"s Cultural Life // Byz. 1994. Vol. 64. P. 53-80; Успенский. История. Т. 2. С. 397-453; Каждан А. П., Литаврин Г. Г. Очерки истории Византии и южных славян. СПб., 1998; Оболенский Д. Византийское содружество наций. М., 1998; Христианство в странах Вост., Юго-Вост. и Центр. Европы на пороге 2-го тысячелетия / Под ред. Б. Н. Флори. М., 2002.

И. Н. Попов

Константин Багрянородный
и его преемники (945-1057)

После «отставки» императора Романа Лакапина, которую совершили его сыновья в 944 г. и последовавшей за этим их расплаты за этот переворот (их арестовали, постригли в монахи и сослали уже на следующий год), началось независимое правление Константина Багрянородного (945-959), хотя он и считался императором с 905 г.

Константин был сыном императора Льва VI Мудрого от четвёртого брака. Напомним, что именно этот брак вызвал в своё время столько проблем в отношениях между императором и патриархом Николаем Мистиком. Благодаря этим обстоятельствам за именем Константина закрепился эпитет Багрянородный (т.е. рождённый в царских покоях), т.к. это придавало законный статус если не самому четвёртому браку, то, по крайней мере, рождённому от него наследнику престола.

Жена Константина, Елена, была дочерью Романа Лакапина, однако она оказалась на его стороне во время отстранения от власти своих братьев. Возможно, что её участие, а также просвещённость Константина помогли не допустить кровопролития, обычного в таком деле. Отстранив от власти клан Лакапинов, багрянородный император решил опереться на семью Фок, которые были давними конкурентами отстранённого семейства. На их долю выпали основные тяготы войн Константина на восточном арабском фронте. Варда Фока был доместиком схол, а его трое сыновей (из которых будущий император Никифор был старшим) - начальниками восточных приграничных фем. Так в средневизантийский период постепенно складывались аристократические фамилии и параллельно с ними - династический принцип престолонаследия, неизвестные в первые века византийской истории.

Константину Багрянородному принадлежит единственный дошедший до нас учебник византийской дипломатии - его книга «Об управлении империей» (De administrando imperio ). В этом императорском сочинении была заключена не только теория: Константин действительно много занимался дипломатией, что сказалось на формировании Византийского содружества. Список посольств, принятых в первые годы правления, сохранился в его книге «О церемониях византийского двора» (De cerimoniis ). Эти сочинения были предназначены в первую очередь его сыну, будущему императору Роману II.

С именем Константина связано начало христианизации Руси: в 946 г. (есть и другие датировки этого события; см. следующую статью. - Ред. ) Константинополь посетила киевская княгиня Ольга, и как раз во время этого посольства она приняла крещение, притом что сам император стал её восприемником.

В древнерусской литературе сохранился рассказ о том, что будто бы император хотел жениться на Ольге, и по этой причине склонил её к крещению. Она со своей стороны попросила его стать крёстным, что исключало возможность брака. Так, будто бы, русы перехитрили греков. Но можно не сомневаться, что учёнейший из византийских императоров лучше разбирался в тонкостях канонического права, чем новокрёщеная Ольга.

С Константином связана попытка вовлечения в византийскую орбиту венгров. В 948 г. два венгерских вождя были крещены в Константинополе, и сам император, как и в случае с Ольгой, стал их восприемником. Тогда же в Венгрию был отправлен византийский епископ. Но всё же первый венгерский король - святой Стефан - предпочёл в 1001 г. получить свою корону из Рима. Так венгерская Церковь и страна оказались в сфере германского влияния, хотя на протяжении XI в. в Венгрии сохранялось несколько епархий византийского обряда.

После смерти Константина четыре года правил его сын Роман (959-963), который оставил двух несовершеннолетних детей и вдову, вскоре вышедшую замуж за полководца Никифора Фоку, который и стал реальным правителем Империи (963-969). После гибели Никифора в результате дворцового переворота престол оказался в руках Иоанна Цимисхия (969-976), талантливого византийского полководца армянского происхождения. Правление этих двух императоров, выдвинувшихся по военной линии, оказалось очень успешным с точки зрения военных кампаний и расширения границ государства.

Вид одной из византийских крепостей
в наши дни

Однако основной расцвет средневизантийской Империи связан с именем Василия II. Он наследовал Империю, будучи внуком Константина Багрянородного и сыном Романа II. Так власть вновь вернулась к прямым представителям Македонской династии. Василий II правил около пятидесяти лет (976-1025), деля власть со своим младшим и менее энергичным братом Константином VIII (976-1028). Ощутимым результатом его царствования было восстановление византийской границы по Дунаю и исчезновение Болгарии как независимого государства. При нём же Древняя Русь вошла в число христианских народов и членов так называемого Византийского содружества.

Последние десятилетия Македонской династии после смерти Василия были лишены былого величия. В 1042 г. в первый и последний раз в византийской истории государством одновременно правили две сестры - племянницы Василия II. 1054 г. считается скорбной датой Великой Схизмы. Из временного кризиса государство начало выходить с приходом к власти в 1057 г. представителей новой династии Комнинов.

Ближайшие преемники
Константина Багрянородного (945-976)

Императоры Никифор Фока (963-969) и Иоанн Цимисхий (969-976) не принадлежали по своему происхождению к Македонской династии. Никифор стал мужем вдовы Романа II, а при его воцарении патриарх и совет «обязали Никифора страшной клятвой никогда не отвергать власть малолетних государей и не замышлять ничего нечестивого против их правления» (Лев Диакон. История. II, 12 ). Прозвище Цимисхий в переводе с армянского означает - туфелька; так его прозвали за малый рост. И тем не менее власть не ушла окончательно из Македонского дома: так в Византии постепенно, хотя со сбоями, утверждался династический принцип правления.

Основным направлением активности этих двух императоров была восточная граница и исламские соседи. Военные успехи второй половины X в. повторятся в этом регионе только во времена крестоносцев. Ещё в правление Романа Никифор Фока отвоевал остров Крит, который был в то время не столько морским стратегическим пунктом, сколько базой арабских пиратов, державших в страхе всё Эгейское море с его островами и судоходством. Став императором, Никифор продолжил лично участвовать в походах, завоевав Киликию в Малой Азии и остров Кипр - важнейшее место для морского контроля над Восточным Средиземноморьем. Для византийцев отвоевание земель, ранее захваченных исламскими правителями, воспринималось как восстановление попранной законности: на стороне ромеев те, кто «желает справедливости, беспристрастного суда, сохранения собственности, семьи, жизни своей, детей, хороших дорог, справедливых законов и хорошего обращения» (из записей арабского географа XIII в. Йаккута). После такого успеха в сухопутной и морской войне византийцы могли уже двинуться в Сирию.

Никифор успел осадить Антиохию - древнюю столицу Сирии, однако осада затянулась, и он возвратился в Константинополь. Всё же город был взят в последний год правления Никифора (969), а после взятия Алеппо (Халеба) - второго по значению города Сирии - его эмир стал вассалом византийского императора. Этот успех послужил не только освобождению ближневосточных христиан, но и обеспечил приток в Константинополь новых богатств. Современник Никифора византийский историк Лев Диакон писал, что «если бы рок со смертью [Никифора] не обернул судьбу ромеев вспять, то ничто не помешало бы им при его жизни расширить границы своего владычества на востоке до Индии, а на западе до самых пределов обитаемого мира» (История. V, 4). Восточная политика следующего императора - Иоанна Цимисхия - стала продолжением дела его предшественника. Он попытался передвинуть границу южнее, положив своей целью освобождение Иерусалима. Похоже, что Иоанн захватил Дамаск, вышел в Палестину, взяв Назарет и Кесарию, не дойдя, впрочем, до Иерусалима. При всей кажущейся удачности его восточного похода, опорным пунктом византийцев на востоке всё же осталась Антиохия. Итак, результатом восточной политики Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия было утверждение морского господства Империи в Восточном Средиземноморье и укрепление границы с арабами в Киликии и Сирии с Антиохией как опорой византийского влияния.

В Западном Средиземноморье деятельность Фоки и Цимисхия была не так энергична и совсем не так успешна. Более того, Сицилия окончательно (для этой эпохи) перешла в руки арабов, сумевших захватить последние опорные пункты византийцев на острове. Византия смогла поддержать своё влияние в Италии после столкновений с германским императором Оттоном I Великим лишь с помощью брака византийской принцессы Феофано с наследником германского престола, будущим императором Оттоном II.

И всё же одним из наиболее важных направлений византийской политики при ближайших преемниках Константина Багрянородного были Балканы, в первую очередь Болгария. Балканская политика ромеев была осложнена активным вмешательством русского князя Святослава, неоднократно предпринимавшего походы в Болгарию или даже на территорию Империи, и погибшего во время возвращения домой после одного из таких походов. Это направление останется основным и во время долгого правления Василия II. Мир, заключённый между Византией и Болгарией после смерти царя Симеона, длился около сорока лет, пока Болгария находилась под властью миролюбивого царя Петра или была раздираема внутренними смутами. За время ослабления Болгарии византийцам пришлось иметь дело с новыми кочевниками - венграми и печенегами, наводнявшими Фракию и даже доходившими до Константинополя. С 960-х гг. мощь Болгарии начала постепенно возрождаться, и это сразу заставило византийцев забеспокоиться.

По сообщению историка Скилицы, разрыв между Византией и Болгарией произошёл в 967 г., когда Никифор попытался просить болгарского царя Петра не пропускать через свою территорию враждебных Византии венгров. Болгары либо не могли, либо не хотели исполнить просьбу Никифора. Тогда император, занятый на восточных границах Империи, стал искать союзников против болгар и венгров. Как обычно, союзники нашлись в тылу противника, и в 968 г. киевский князь Святослав (сын княгини Ольги и отец князя Владимира, однако сам язычник) уже переправился через Дунай, захватив несколько прибрежных болгарских крепостей. Затем Святослав был вынужден возвратиться в Киев, но через год вновь оказался в Болгарии, уже без византийского приглашения. В 969 г. он захватил тогдашнюю столицу Болгарии Пловдив. Одновременно с этим начинается восстание в Западной Болгарии с созданием отдельного Западноболгарского царства со столицей в Софии (Сердике). В начале 970 г. умер царь Пётр, вскоре прославленный Болгарской православной церковью в лике святых.

В 970 г. Святослав, вновь оказавшись в Болгарии, совершил поход во Фракию, однако неудачный, и потерпел от византийцев поражение под Адрианополем. Этот фракийский поход стал началом неудач Святослава. На следующий год он потерпел поражение у Пловдива, а затем у Доростола. За этот поход от войска русов осталась лишь малая часть, так что византийцы после победы над Святославом у Доростола смогли заключить выгодный мир, по которому Святослав должен был покинуть Болгарию, а также не тревожить византийские колонии в Крыму. Византия оставила в своих руках Восточную Болгарию, а царь Борис был увезён в Константинополь. После гибели Иоанна Цимисхия и восшествия на престол Василия II в 976 г. Западноболгарское царство попыталось вернуть контроль над восточными областями Болгарии, но это стало уже следующим этапом византийско-болгарского противостояния.

Византийский воин.
Мозаика церкви Неа Мони на Хиосе. XI в.

Есть мнение, что византийская дипломатия натравила печенегов на Святослава, когда тот возвращался на родину после заключённого мира. Но в то время Византии был выгоден союз с Русью, да и русская летопись не обвиняла византийцев в гибели киевского князя. Согласно «Повести временных лет», русские отправились домой с богатейшей добычей и пленными. Святослав отпустил пленных византийцев, но, по условиям мира, вовсе не требовалось возвращения всей добычи, которая досталась в войне с болгарами. По летописцу, не византийцы, а болгары оповестили печенегов о том, что войско Святослава невелико, а добыча огромна (ПВЛ. 52). Возвращаясь речным и морским путём, Святослав погиб весной 972 г. Печенежский хан Куря велел сделать чашу из черепа убитого князя.

Что касается внутренней политики Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия, то здесь в первую очередь интересна их попытка ограничить церковное землевладение в сочетании с участием в развитии афонского монашества и личным благочестием, по крайней мере в отношении Никифора.

До своего вступления на престол Никифор совмещал солдатскую строгость с почти что монашеским образом жизни, поскольку монашество его действительно привлекало. Среди его друзей был святой Афанасий Афонский, основатель первого общежитийного монастыря на Афоне. При этом Никифор решился на меру, невиданную со времён императоров-иконоборцев: своей новеллой 964 г. он запретил создание новых монастырей, а также крупные пожертвования и завещания в пользу уже существовавших. Объяснял он это желанием извергнуть из Церкви болезнь любостяжания и сребролюбия, но, помимо этого, развитие церковного землевладения сказывалось на обезземеливании крестьян и снижении налоговых поступлений в казну. Маловероятно, что этот закон соблюдался при Никифоре и Иоанне; Василий II отменил его, как «направленный к оскорблению Самого Бога».

При этом Никифор поддерживал Афанасия Афонского в создании первого монастыря на Святой Горе, хотя отдельные отшельники и небольшие общины уже были известны на Афоне в течение нескольких предшествующих веков. Иоанн Цимисхий, продолжая поддерживать развитие афонского монашества, подтвердил древнее многообразие уставов. При Василии II на Афоне было уже не только греческое, но также грузинское и итальянское монашество, а в середине XI в. было известно и о русской общине.

Интересна попытка Никифора провозгласить мучениками всех воинов, погибавших в сражениях. Конечно, здесь императору пришлось отступить перед несогласием патриарха и духовенства. Само это намерение свидетельствует либо о влиянии исламского мира, либо о приближении тех времён, когда война с иноверными будет рассматриваться (по крайней мере, на Западе) как часть духовного делания.

Император Василий II (976-1025)

С именем Василия II связана целая эпоха византийской истории и максимальное расширение византийского государства в средневизантийский период. История сохранила за Василием II прозвище Болгаробойца , которое он получил в связи с одним из эпизодов войн с Болгарией, в результате которых Первое Болгарское царство прекратило своё существование.

С восшествием Василия на престол власть вернулась к Македонской династии, т.к. Василий был сыном Романа II и внуком Константина Багрянородного, будучи коронованным императором задолго до своего реального восшествия на престол. Как в своё время с восшествием на престол Юстиниана, началу правления Василия сопутствовал тяжёлый общегосударственный кризис, и если бы Василий не был способен «к бегу на длинные дистанции», то вряд ли бы он смог бы удержаться на престоле.

Несмотря на всё более утверждавшийся в Византии династический принцип правления, власть по-прежнему доставалась сильнейшему. С восшествием Василия на престол совпало начало мятежа значительной части малоазийской знати под командованием Варды Склира, одного из военных командиров на восточных границах Империи. На его сторону перешла б?льшая часть армии, в первую очередь подразделения, укомплектованные армянами. Для борьбы с восставшими Василий вызволил из опалы племянника покойного императора Никифора Фоки - Варду. Союзниками Варды Фоки оказались грузинские князья. В результате трёхлетней гражданской войны Склир и его приближённые должны были искать прибежища во дворце халифа в Багдаде. Средства, взятые при разграблении лагеря мятежников одним из грузинских князей, были направлены на создание одного из наиболее известных впоследствии монастырей на Афоне - грузинского монастыря Ивирон. А Варда во главе византийской армии, расквартированной на востоке Империи, направился к Алеппо, заставив таким образом арабов возобновить выплату Византии ежегодной дани.

Тем не менее малоазийский сепаратизм основывался не просто на личных счётах. В 987 г. Василий II, опасаясь влияния Варды Фоки, попытался отставить его от командования восточной армией, но результатом этого было провозглашение Варды императором его солдатами. Началась новая гражданская война, и вскоре бoльшая часть Малой Азии оказалась под контролем Варды, хотя императору удалось сохранить в своих руках казну. Союзником Василия в этой войне оказался киевский князь Владимир, согласившийся выставить в помощь императору значительные военные силы. Именно с этим союзом связан столь важный для нашей истории сюжет крещения князя Владимира и затем всего его народа…

Варда Фока, а также выпущенный халифом Варда Склир продолжали вооружённое сопротивление армии Василия и его русских союзников до октября 989 г. Интересно, что если приближённые Варды Фоки (сам он неожиданно умер перед решающим сражением с Василием) и вожди его грузинских союзников были казнены, то Варде Склиру была сохранена жизнь: вчерашние враги страшнее позавчерашних.

Если Малая Азия была источником внутренних смут, а к внешней политике на Востоке Василию ещё не раз приходилось возвращаться, то всё же главной ареной исторических событий во времена Василия II стали Балканы.

Вскоре после восшествия Василия на престол и начала восстания Варды Склира Западноболгарское царство объявило Византии войну за возвращение утраченных ранее владений. Напомним, что все войны Византии и Болгарии можно было считать «справедливыми» для обеих сторон: болгарские правители старались поставить под свой контроль все земли, населённые болгарами, а византийцы - вернуться к древней римской границе, проходившей по Дунаю. По ходу этой войны византийцы пытались играть на противоречиях между царём Самуилом и его братьями, а также сыновьями покойного царя Петра, долгое время пребывавшими в Константинополе в качестве почётных заложников. В конце концов Василий осадил в 986 г. Сердику (Софию), но осада не была успешной. Более того, на обратном пути Самуил нанёс византийцам такое поражение, что сам Василий едва спасся. Эта неудача в Болгарии стала одной из причин недовольства императором, приведшего к уже описанному восстанию Варды Фоки в Малой Азии.

После завершения гражданской войны император должен был вернуться на Балканы, хотя бы для того, чтобы изгладить из памяти печальные события прежней болгарской войны. Эта новая война длилась с переменным успехом с 990 до 1018 г., и не раз Самуил предпринимал дерзкие походы вглубь византийской территории - в Грецию или к Адрианополю. Но как раз во время затянувшейся войны стало ясно, насколько ресурсы Болгарского царства и Византийской империи несопоставимы. Решающим сражением стала битва у Клейдиона 29 июля 1014 г., где болгарская армия была разгромлена, а значительная её часть оказалась в византийском плену. Вскоре умер престарелый болгарский царь Симеон, но война продолжилась ещё несколько лет после его кончины. 1018 год стал временем триумфа Василия в борьбе с болгарами: Охрид был взят, и Первое Болгарское царство перестало существовать, хотя многие представители болгарской верхушки и члены царской семьи удостоились почестей и разных чинов со стороны византийцев. Василий совершил путешествие по Балканам, отпраздновал победу в древних Афинах, и лишь после этого вернулся в Константинополь. В 1019 г. также перестала существовать в качестве отдельного государства Сербия, заявившая византийскому императору о своей полной покорности.

Император также старался не забывать о византийских владениях в Италии, хотя лично не мог принимать участия в итальянских событиях; от его имени византийскую власть в Италии представляли наместники, называвшиеся катепаны . Угрозу византийцам являли ломбарды и норманны на севере, а также арабы на Сицилии. Дважды, в 1009 и 1017 гг., восставал ломбардский вельможа Мел, во время второго своего восстания впервые прибегший к помощи норманнских воинов в борьбе против византийцев в Италии. Германский император Генрих II также пытался отщипнуть кусок византийских владений, хотя не особенно в этом преуспел. В самом конце своего правления Василий планировал большую кампанию, желая отвоевать у арабов Сицилию, и в 1025 г. туда был направлен первый из византийских отрядов. Однако смерть императора в декабре 1025 г. положила конец этому начинанию.

На Восток Василию также приходилось несколько раз возвращаться, как для умиротворения арабов, так и для укрепления власти Империи в Закавказье. В 995 и 999 гг. Василию пришлось воевать с египетскими фатимидами, пытавшимися захватить византийскую Антиохию и союзников Империи в Алеппо. Дело кончилось десятилетним перемирием с египетским султаном Аль-Хакимом, известным впоследствии в качестве разрушителя христианских святынь на Святой Земле. Одновременно с этим Василий добился передачи ему некоторых владений в Грузии, принадлежавших союзникам Варды Фоки. В начале 1020-х гг. Византия получила армянские владения в районе озера Ван, которые сами армяне были не в состоянии защитить от начавшегося тюркского проникновения в Малую Азию. Там был организован новый византийский катепанат (крупный военно-пограничный округ. - Ред. ).

Одновременно с этим Империя вела вполне успешную и не очень продолжительную войну с грузинским царём Георгием, хранившим верность своим союзникам - Фатимидам. В итоге к концу правления Василия Византия, по сути дела, подчинила себе значительную часть территорий Армении и Грузии, хотя в результате этого исчезли на восточной периферии удобные для Империи буферные государства.

Итак, несмотря на сложности первого этапа правления Василия, к концу его царствования Византия укрепила свои позиции на Востоке перед лицом Фатимидов и достигла значительных успехов в подчинении Абхазии, Армении и Грузии. Северная граница Империи стала проходить по Дунаю, который всегда казался римлянам и византийцам их естественной балканской границей, но что в реальности случалось не часто.

Ранее враждебные балканские государства - Первое Болгарское царство и Сербия - на время просто перестали существовать, будучи включены Василием в состав Империи (1018 и 1019 гг. соответственно). С предшествующими этому событию войнами связано укрепившееся за Василием прозвище Болгаробойца: после удачного для византийской армии сражения с болгарами у Клейдиона в июле 1014 г. Василий приказал ослепить всех попавших в плен болгарских солдат. Ослепление - очень распространённый в Византии способ выведения политических противников из игры, при этом, как считалось, довольно «гуманный», ведь их не лишали жизни. Однако такое массовое ослепление в византийской истории более не повторялось. Если верить Манасиевой хронике, болгарский царь Симеон I умер, не перенеся зрелища нескольких тысяч ослеплённых солдат.

Помимо успехов на Балканах, в Закавказье и в Сирии, византийская армия одержала победы на Западе: в 1018 г. византийцы разбили лангобардов и норманнов при Каннах, а перед самой своей смертью Василий II готовил не состоявшийся поход на Сицилию.

С эпохой Василия II связан и такой успех византийской Церкви, как Крещение Руси. В 987 г. в Херсонесе принимает крещение князь Владимир, в 988 г. совершаются массовые крещения в Киеве, а в 989-м - в Новгороде. Эти события стали важнейшими факторами существования всего так называемого Византийского содружества .

После смерти Василия II (1025) Империи пришлось испытать ряд трудностей, связанных как с частой сменой последних императоров из Македонской династии, так и с природными катастрофами и, главное, с активизацией внешних врагов Империи по всем её границам. Одновременно нарастает культурное и религиозное отчуждение Западной и Восточной части христианского мира, что привело к так называемому Великому расколу Церквей 1054 г. Своего рода знаковым для византийской цивилизации и византийского христианства эпохи Василия II оказалось стремление значительного числа византийских евреев к принятию крещения и, таким образом, к полному вхождению в преуспевающее византийское общество. Об этом свидетельствует и так называемая «Формула отречения», долженствовавшая положить конец неискренним обращениям в христианство.

Крещение Руси

Во время правления Василия II происходит Крещение Руси, одно из важнейших событий не только в русской истории, но и в истории всего Византийского содружества . Христианизация славянских народов приходится как раз на средневизантийский период и почти что совпадает с эпохой Македонской династии. Во время императора Ираклия (VII в.) Империя теряет Ближний Восток, затем, в эпоху иконоборчества, сжимается до масштабов национального греческого государства, но всё же выживает, а потом начинает расти в сторону Балкан, не только расширяя имперские границы, но создавая своего рода Содружество - целый круг государств, связанных с Византией множеством религиозных, культурных и политических нитей. Здесь христианизация славян играла первостепенную роль.

Крещение князя Владимира было связано с поиском императором Василием II союзников против мятежа Варды Фоки в Малой Азии. В качестве вознаграждения Владимир просил у императора руку его порфирородной сестры Анны. Император дал согласие, но при условии крещения своего союзника: о том, чтобы отдать порфирородную принцессу в жены язычнику речи не могло идти. Владимир согласился на это, понимая, какое преимущество он получит перед лицом всех других правителей Степи. Помимо этого нельзя отрицать его подлинного духовного тяготения к христианству. Сохранилась история о выборе вер. Будучи неудовлетворёнными другими религиями, а также западным христианским обрядом, послы князя Владимира так говорили о богослужении в Софии Константинопольской, свидетелями которого они стали: «Не знаем мы, на небе были или на земле, ибо на земле нельзя видеть такого зрелища и такой красоты; не умеем вам рассказать, только знаем, что там Бог пребывает с людьми и что служба их превосходит службу всех других стран; мы не можем забыть такой красоты».

Судя по всему, Владимир и его дружина приняли крещение в Херсонесе в 987 г. Есть свидетельства, что город был взят русскими силой. Неизвестно, было ли это способом принудить императора отдать в жёны Владимиру свою сестру или, скорее всего, Херсонес контролировался в тот момент византийскими мятежниками, и Владимир таким образом начал исполнять свой союзнический договор с императором. В XX в. в Херсонесе был раскопан баптистерий того времени, в котором, скорее всего, и принял крещение Киевский князь…

На следующий год Владимир вместе с греческим духовенством крестил жителей Киева.

В 989 г. был крещён Новгород.

Сразу после этих событий (а особенно во времена князя Ярослава Мудрого) на Руси строится множество храмов, появляются переводы богослужебных книг на церковнославянский язык.

В начале XI в. в Киеве возводится Софийский собор по образу Св. Софии в Константинополе. Вскоре князь Владимир был прославлен в лике святых как равноапостольный : в этом чине прославлялись правители, которые способствовали христианизации своего народа, участвуя таким образом в деле апостольского благовестия.

Политически Русь после своего Крещения вошла в круг «цивилизованных народов». Она стала частью того мира, в центре которого находился Константинополь с императором и патриархом во главе. Киевская митрополия быстро стала самой большой и населённой митрополией Константинопольского патриархата. При этом удалённость Руси от Византии способствовала значительной как церковной, так и политической независимости нового христианского народа. Эта же удалённость позволяла свести к минимуму политические противоречия и трения между двумя странами, которых у Империи было так много с её непосредственными славянскими соседями - болгарами и сербами. В духовном и культурном плане Крещение Руси стало, наверное, наиболее значимым достижением времени правления императора Василия II.

Наследники Василия II (1025-1057)

После смерти Василия II, который оставался холостым всю свою жизнь, власть перешла к его брату Константину VIII, изначально бывшему его соправителем и пережившему своего старшего брата лишь на три года.

У Константина было две дочери - Зоя и Феодора, о браке которых Василий в своё время не проявил должной заботы. Ещё в начале XI в. Зоя была определена в невесты германскому императору Оттону III, но он умер сразу по её прибытии в Бари в 1002 г. Незадолго до своей смерти, в 1028 г., император Константин отдал Зою в жёны своему дальнему родственнику Роману Аргиру, хотя этому браку было суждено остаться бездетным. В последующие три десятилетия все, нередко кровавые, споры вокруг престола будут так или иначе связаны с двумя племянницами Василия II, поскольку в легитимности их собственного пребывания у власти ни у кого не было сомнений.

Роман III Аргир попытался испытать военную славу на восточном фронте, непосредственно присоединив к Империи вассальный Алеппский эмират. Эта экспедиция 1030 г. окончилась поражением императорской армии, но, благодаря усилиям полководца Георгия Маниака, дело было исправлено уже в следующем 1031 г., и правители Алеппо вновь платили дань Империи. Маниак смог также удержать Эдессу от вражеских притязаний. В 1034 г. император умер в бане: по распространившемуся мнению за этим стояла императрица и её приближённые. Один из них вскоре стал её мужем и императором. Это был Михаил IV Пафлагонец, племянник одного из сподвижников Василия II. В правление Михаила была предпринята попытка отвоевания Сицилии - во главе с тем же Георгием Маникаком; это было продолжение того, на чём остановился в конце своей жизни Василий II. Византийская армия успешно высадилась в Сиракузах в 1040 г., и всё могло бы закончится успешно, если бы лангобардский контингент армии Маниака не присоединился к одному из мятежей и не направился в Бари. После этого сам полководец был отозван императором из страха перед возможностью его участия в восстании. В том же году на Балканах восстали болгары и сербы, и, хотя император добился некоторого успеха, это было началом ухудшения отношений со славянскими соседями. В 1041 г. Михаил IV умер, оставив престол своему племяннику Михаилу V, предварительно усыновлённому Зоей.

Михаил V начал с репрессий против своих же родственников. На Пасху 1042 г. он даже отправил в монастырь свою приёмную мать Зою, что ещё больше поколебало в народе доверие к его легитимности. В результате восстания в столице Михаил был свергнут и ослеплён, а на престол была возведена порфирородная Феодора. После этого в течение трёх месяцев на престоле единственный раз в византийской истории находились две женщины - Феодора и вышедшая из монастыря её сестра Зоя. В июле 1042 г. Зоя вновь вышла замуж - за Константина XI Мономаха, который будет находиться во главе государства до своей смерти в 1055 г.

Свергнутый Михаил V ещё попытался действовать, освободив из заключения Георгия Маниака, который теперь на самом деле поднял восстание и направился с армией на Балканы. Но в 1043 г. он погиб в бою с императорской армией около Фессалоник. В том же году у Константинополя оказался русский флот князя Ярослава, но он был разгромлен византийцами. Было ли восстание Маниака и нападение русских простым совпадением? По крайней мере документально ничто не подтверждает обратного.

За время достаточно продолжительного правления Константина IX Мономаха была пресечена попытка нашествия кочевников-печенегов, присоединено к Империи армянское царство Ани, что поставило Византию перед лицом турок-сельджуков, имел место ряд столкновений с норманнами в Италии, а также с папством. Зимой 1046-1047 гг. множество печенегов форсировали Дунай, оказавшись таким образом на территории Империи. Им оказали отпор как императорская армия, так и недавно крещёные варвары, поселённые с византийской стороны Дуная. Побеждённых печенегов император решил поселить на общественных землях малозаселённых Балкан, а некоторые из их подразделений включить в состав византийской армии. Эта вполне традиционная политика вызвала мятеж части армии во главе со Львом Торником, которое было подавлено лишь к концу 1047 г.

В 1041 г. умер Самбат, царь армянского царство Ани, который в своё время завещал свой престол византийскому императору. В 1045 г. император Константин пригласил в Константинополь наследника Самбата, которому напомнили о завещании его предшественника. Взамен он получил содержание из имперской казны и поместья в Малой Азии. В результате аннексии Армении византийцам пришлось напрямую столкнуться с турками-сельджуками. В 1048 г., несмотря на отсутствие большой армии, пограничные части вместе с грузинскими союзниками отбили атаку турок. В 1054 г. сельджукский султан, предварительно завоевав Азербайджан, решил испытать крепость византийского Манцикерта, однако и на этот раз турецкая осада была благополучно выдержана.

В Италии все пребывавшие сюда норманны неизбежно сталкивались с византийцами, и Константин надеялся на союз с папой Львом IX, т.к. норманны не щадили и папских территорий. Однако в 1053 г. норманны разбили как папские войска, так и армию византийского наместника Италии Аргира. Вскоре после этого папский престол смог найти общий язык с норманнами, принявшими в Италии латинское христианство, и это стало сокрушительным ударом как по византийским владениям, так и по отношениям Константинополя и Рима. На время правления Константина Мономаха пришлась так называемая Великая схизма - формальная дата разделения Восточной и Западной Церквей летом 1054 г., о чём речь пойдёт ниже.

После смерти Мономаха в 1055 г. власть вновь вернулась на полтора года (уже в который раз!) к Феодоре, порфирородной племяннице Василия II. Перед своей смертью в 1056 г. она завещала престол константинопольскому чиновнику Михаилу Вринге, который уже был немолодым человеком и как чиновник не выказывал достаточного расположения и внимания к полководцам Константина Мономаха. Эти полководцы провозгласили императором Исаака Комнина, представителя одной из богатейших малоазийских семей. В Константинополе Исаака поддержал патриарх Михаил Кирулларий, который и короновал его императором 1 сентября 1057 г. Последующие полтора века византийской истории основные решения будут приниматься не столичной бюрократией, а военной и земельной аристократией, выдвигавшей императоров из своей среды.

Разделение Церквей (Великая схизма) 1054 г.

Лето 1054 г. является формальной датой одного из наиболее скорбных событий христианской истории - разделения Церквей, Западной и Восточной, которые вскоре станут называться Католической и Православной. Разделение стало как нарушением заповеди Христа о единстве верующих в Него, так и началом многих распрей и даже преступлений в отношениях между двумя частями христианского мира.

У разделения было несколько важных причин: взаимоотталкивание культур, возникшие богословские различия и политика. Если взаимные анафемы (т.е. отлучения от Церкви) были провозглашены единовременно представителями папы и патриархом Константинопольским в 1054 г. (они были отменены лишь в 60-е гг. XX в.!), то само разделение можно считать длительным процессом. Он начался с формирования на Западе новых богословских представлений ещё в середине первого тысячелетия христианской истории, что было болезненно обнаружено Востоком в IX в. при патриархе Фотии. Тогда единомыслие было всё же восстановлено на общем соборе в Константинополе в 879-880 гг. Но к этому времени у латинского Запада и греческого Востока уже были отличающиеся традиции богословской и философской мысли, церковного управления и свои сложившиеся обычаи церковной жизни. Завершением процесса разделения обычно считают 1204 г. - взятие и разграбление Константинополя крестоносцами. Это событие свидетельствовало о том, что для западных людей православные более не воспринимались как собратья-христиане, а византийцы после этого события тоже стали воспринимать католиков как окончательно отступивших от христианского единства и взаимной любви.

Одним из богословских вопросов, разделивших церкви, было западное добавление в учение о Святой Троице помимо того, что вошло в Никео-Цареградский Символ Веры. Это так называемое - filioque , латинское прибавление к Символу Веры, говорящее об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына . «Венцом зол» называл его патриарх Фотий в своей Энциклике патриархам от 866 г. Внесение filioque в Символ Веры датируется, скорее всего, 589 г., когда на одном из испанских соборов - в Толедо - оно было внесено в Афанасиевский (но не в Никео-Цареградский ) Символ испанскими христианами, находившимися в полемике с арианами-вестготами. Вскоре испанцы предпочли общецерковный Символ, однако внесённая в старый Символ вставка сохранилась. По их убеждению, она всего лишь подчёркивала единосущие Сына Отцу, столь необходимое в полемике с арианами. Позже вставка нашла себе адептов в лице каролингских государей, в особенности самого Карла Великого, который пытался превратить её из локальной в общую для всей Западной церкви, навязывая filioque Римскому престолу.

В 808 г. патриарх Иерусалимский уже жаловался папе Льву III на несоответствие Символа Веры франкских монахов в Иерусалиме общецерковному Символу. Это, по-видимому, первая реакция Востока на вставку. Интересно, что папа поддержал патриарха в его негодовании, и в соборе Святого Петра в Риме Символ Веры был начертан на серебряных табличках без добавления слов «и от Сына» . Однако, в IX в. filioque продолжило распространяться на Западе, и к концу века его провозглашали не только в Испании, но и по всей Германии, в Лотарингии и отчасти во Франции. Во время патриарха Фотия латинские миссионеры в Болгарии использовали интерполированный Символ как орудие борьбы с византийским влиянием, и Константинопольский собор 879-880 гг. (считавшийся VIII Вселенским как для Востока, так и для Запада, по крайней мере до XI в.) в очередной раз осудил как ересь всякое добавление к Символу. Существенно, что папские легаты такое соборное решение одобрили.

Изменение официально негативного отношения Рима к filioque происходило по мере роста германского политического и богословского влияния к концу X в. Символ с добавлением был впервые использован в Риме в 1014 г. во время коронации императора Генриха II. Папа Сергий IV, наследовавший умершему в 1009 г. Иоанну XII, включил filioque в своё окружное послание. Вставка была соборно принята Западной церковью на Лионском соборе 1274 г. и подтверждена на Флорентийском в 1439 г. Для Православной церкви осталось в силе решение собора патриарха Фотия 879-880 гг.

Вопрос о filioque был, пожалуй, главным богословским вопросом, дискутировавшимся в XI в. Помимо этого обсуждались многочисленные обрядовые отличия.

Политическая сторона дела состояла в конкуренции римских пап и константинопольских патриархов за влияние на территориях, входивших в христианскую ойкумену (Балканы, Южная Италия), а также в стремлении византийских императоров принимать участие в этой конкуренции. Все эти обстоятельства привели к серьёзному обострению отношений к середине XI столетия.

Летом 1054 г. в Константинополь прибыло посольство от римского папы Льва IX во главе с кардиналом Гумбертом. Поскольку посольство имело не только церковные, но и политические задачи (связанные с итальянскими проблемами и наступлением в Италии норманнов), то оно было направлено не только к патриарху Михаилу Кирулларию, но и к императору Константину IX Мономаху. Позже патриарх жаловался на то, что прибывшие послы не захотели даже поприветствовать его кивком головы, не говоря уже о подобающем поклоне. При этом в императорском дворце им был оказан торжественный приём. Несколько недель пребывания папских легатов в Константинополе стали примером настроенности на конфликт представителей Церкви и попыток императора избежать конфликта между ними.

Сначала состоялось богословское собеседование о спорных вопросах. По просьбе императора кардинал Гумберт составил «Доказательства происхождения Св. Духа от Отца и Сына». Отвечал ему с православной стороны Никита Стифат, в своё время бывший учеником прославленного византийского святого и мистика Симеона Нового Богослова. Для богословского спора Гумберт, вероятно, подходил меньше всего. Он был человеком столь ограниченной учёности, что искренне считал, что это греки убрали из Символа будто бы всегда имевшееся там filioque . При этом его невежество было весьма агрессивным, и он обращался к своим оппонентам как к «мятежным и неверным гречишкам». Понятно, что учёным грекам было несложно участвовать в такой полемике, и в конце концов легаты решились на крайний шаг: утром 16 июля они в присутствии константинопольского духовенства положили на алтарь храма Св. Софии грамоту об отлучении от Церкви патриарха Михаила Кируллария и его сторонников. Остаётся открытым вопрос, насколько легаты папы имели право предавать анафеме патриарха, в особенности с учётом того, что папа Лев к тому времени уже скончался, и известия об этом уже должны были достигнуть Константинополя (папа умер 19 апреля). Тем не менее в последующей латинской традиции этот документ сомнению, кажется, не подвергался. Легаты сразу же приготовились уехать из столицы, успев перед отъездом получить от императора богатые дары: Константину Мономаху было важно не только воспрепятствовать церковному разделению, но и сохранить папство в качестве союзника в Италии против норманнов.

Патриарх попытался вернуть легатов на собор для общего обсуждения ситуации, но те не явились, как утверждал потом Гумберт, по совету императора, чтобы не подвергнуться расправе со стороны городской черни. Не дождавшись легатов, патриарх и собор подвергли их ответной анафеме. Впоследствии патриарх даже предполагал, что римское посольство могло быть инспирировано коварным византийским наместником в южной Италии Аргиром, который оказался противником союза с папством против норманнов.

Как бы то ни было, 1054 г. считается официальной датой разделения Церквей, и степень этого разделения в последующие века только нарастала, несмотря на искренние попытки уврачевать это разделение. Взаимные анафемы, наложенные кардиналом Гумбертом и патриархом Михаилом Кирулларием в 1054 г., были сняты Римским папой Павлом VI и Константинопольским патриархом Афинагором в 60-е гг. XX в. Но после тысячелетнего разделения не так-то просто соединиться вновь.

ВАСИЛИЙ II БОЛГАРОБОЙЦА
960 (факт. с 976)- 1025


"Дешевые победы ничего не стоят. Т
олько те победы чего-нибудь заслуживают, которые являются результатом тяжелой борьбы".
Г. Бичер

Василий родился в 958 г. и в двухлетнем возрасте был провозглашен императором. Но приступил к правлению лишь в 976 г., после смерти Иоанна Цимисхия. И надо отметить, что ни при одном из правителей, занимавших после него византийский трон, империя никогда уже не достигала того могущества и процветания, к которому привел страну Василий II.

Его соправителем был младший брат Константин, который фактически не занимался государственными делами, вплоть до смерти Болгаробойца. Да и василевсу пришлось первое десятилетие своего самостоятельного правления, большую часть вопросов перепоручить Василию Нофу, который и обладал реальной властью. Освободится от своего могущественного родича, лишив его власти и сослав, Василий решился лишь тогда, когда уверился, что набрался достаточного опыта в политических, экономических и в военных делах.

Царствование Болгаробойца (или Булгароктона), несмотря на потрясающие успехи, нельзя назвать легким: оно было заполнено как изнурительными, многочисленными войнами, так и внутренними смутами и мятежами.
Василий не успел еще освоиться с мыслью, что он уже полноценный правитель, как поднял восстание Вардан Склир. Причина его мятежа кроется в тайном и явном противостоянии с Василием Нофой.
Последний, имевший царское происхождение (незаконнорожденный сын Романа Лакапина), но будучи евнухом, что лишало его права на императорский трон, опасался славы и могущества Склира, состоящего в родстве с императором (Василий в первом браке был женат на сестре Вардана), который, обладая популярностью и финансами, мог продолжить череду императоров-опекунов. Василий сместил Склира с должности доместика схол Востока, отправив его стратигом в Месопотамию. Это, фактически, означало ссылку. Но ошибка Нофа была и в том, что сослал он Вардана в провинцию, расположенную рядом с Арменией, где у Склира имелись большие родственные связи и влияние.

Летом 976 г. Вардан и присоединившийся к нему Михаил Вурц выступили против императора со своими войсками. Их авторитет был настолько велик, что через год под их контролем находилась вся Малая Азия. Хорошо вооруженные воины и их командиры из восточных фем сгруппировались вокруг двух полководцев.

В это же время взбунтовавшиеся болгары лишили Византию почти всех завоеваний Цимисхия.
Император не знал, что предпринять, и почти не надеялся на успешный финал своего царствования. Особенно после того, как мятежникам, под предводительством Вардана, дважды удалось разбить посланные Василием войска.
Ощущая, что медлить более нельзя, Болгаробойца решил направить против Склира опального племянника Никифора II Вардана Фоку.
После нескольких поражений, 24 марта 978 г. Фоке удалось все же разбить армию мятежников. Раненому Склиру удалось сбежать в Багдад.

Фока с почетом был принят императором и поначалу удостоился немалых почестей. Но, постепенно его вновь стали отдалять от двора, и Вардан почувствовал новое приближение опалы. Поэтому, когда на территории Византии появился неугомонный Вард Склира, Фока, направленный на его усмирение, взяв старого мятежника в плен, соединил обе армии и в августе 987 г. провозгласил себя императором.

Под командованием Фоки оказалась большая часть византий-ской армии, и Василий был вынужден обратиться за помощью к ки-евскому князю Владимиру. Владимир Святославович согласился помочь императору, но взамен потребовал выдать за него замуж се-стру Василия Анну. Хотя и против своего желания, но Болгаробойца все же согласился.

Подкрепленная русской дружи ной армия императора нанесла Фоке несколько поражений, а в апреле 988 г. в решающей битве у города Авидоса полностью разбила мятежные войска. Сражение было упорным, и еще неизвестно, как бы все завершилось, если бы не внезапная смерть Варда Фоки, реальная причина которой так и не
установлена. Увидев на поле сражения василевса, Фока устремился к нему, пытаясь вступить в единоборство. Но, неожиданно почувст-вовав себя плохо, слез с коня, прилег на землю и умер. Шли слухи, что его отравил подкупленный императором виночерпий.
Узнавшие о смерти вожака, войска отступили. Восставших вновь возглавил Вард Склира. Но Василий сумел убедить его прекратить медадоусобицу, обещав различные блага ему и его сторонникам.

Все эти внутренние неурядицы превратили изнеженного, легкомысленного и склонного к распутству юношу в человека угрюмого, грубого, вспыльчивого, подозрительного и жестокого.

Отказавшись от утех и праздной жизни, главной своей задачей Булгароктон сделал укрепление империи, ее фемного устройства. Строго следя за всеми тратами, четко организовав сбор налогов, проведя всеобщую опись имущества, он сумел быстро пополнить казну. Василий переложил часть бремени налогов со стратиотов на ихдинатов, а когда страну поразил неурожай, отменил существующие на продажу продуктов все сборы.

По всей стране при правлении Василия II велось строительство, возводились крепости и дома, дворцы и храмы.
Император щедро оплачивал труд чиновников и воинов, что позволило ему снизить взяточничество и усилить армию.
Что касается военных действий, то Василий в течение 20 лет вел упорную борьбу с Болгарией, почти каждый год совершая походы за Дунай.
В этих походах прославился храбрый полководец Григор Таронци (Григорий Таронит), павший в одном из бесчисленных боев. Его сын Ашот, попавший в плен к болгарам, женился на дочери Самуила.
В течение всех войн преимущество Византии продолжало нарастать из года в год. Все попытки грозного царя Болгарии Самуила разбить Василия оказались неудачными, а его войска терпели сокрушительные поражения.
29 июля 1014г. произошло одно из решающих сражений, в котором болгары были наголову разбиты. А всех пленных (свыше 15.000 человек) Болгаробойца велел ослепить или полностью, или на один глаз, отправив цепочку несчастных слепцов к Самуилу Не выдержав увиденного зрелища, Самуил в октябре того же года отравился.

Год за годом, подобно молоту, Василий продолжал долбить Болгарию (за что и получил прозвище Булгароктон), полностью раз
и покорив ее. И еще 170 лет эта страна оставалась под властью императоров Византии.

На Востоке в 996 г. арабам удалось захватить Алеппо, который Византия потеряла навсегда.
За годы своего правления Василию пришлось вести военные действия не только против болгар и арабов, но и водить войска на Армению, Абхазию, Иверию, конфликтовать с хазарами, в сражениях укреплять власть Византии над Италией. Лишь смерть императора помешала подготовленному походу на Сицилию.

Умер Василий II Болгаробойца, этот один из самых талантливых и значительных императоров Македонской династии, 15 декабря 1025г.
Армяне на Византийском престоле. Р.В.Тер-Газарян

Дополните информацию о персоне

Биография

Василий II правил вместе со своим братом Константином VIII (который практически не вмешивался в дела государственного управления). Считался императором-соправителем с детства, однако фактически вступил на престол в возрасте 17 или 18 лет после смерти Иоанна I Цимисхия (январь 976). В 985 году отстранил от власти ранее всесильного евнуха Василия Лакапина, бывшего первым министром при нескольких предшествующих императорах.

Внешняя политика

Известен главным образом теми войнами, какие он должен был вести для защиты империи с многочисленными врагами: императором Оттоном III, лангобардскими герцогами Беневента и славянами, особенно болгарами. Борьба с последними была крайне упорна и ожесточённа, сопровождалась зверствами с обеих сторон.

В 986 году болгары во главе с Самуилом выиграли решительную битву у Траяновых ворот. В сражении была уничтожена почти вся византийская армия, был потерян весь обоз, а сам император чудом избежал пленения.

Остро нуждаясь в кораблях для быстрой переброски войск в различные части империи Василий вступил в переговоры с венецианским дожем Орсеоло. В 992 году в Константинополь прибыло большое посольство Венеции, которое добилось снижения таможенных пошлин в семь раз. Василий выпустил специальный хрисовул, положивший начало эксклюзивному статусу венецианцев в Константинополе. Альянс с Венецией принес выгоды для империи: в 1000 году был проведён карательный рейд против пиратов Далмации. В 1002 году венецианский флот по главе с Орсеоло освободил город Бари от осады войсками Халифата. Таким образом Василий получил военный плацдарм в Южной Италии. Обратной стороной явилось нарастающая зависимость Византии от венецианской экономики.

В 1014 году в кровопролитном сражении при Беласице (Стримоне) Василий разбил болгарскую армию, и, взяв в плен 15 000 болгар, приказал всех их ослепить и затем отпустил на свободу, оставив в каждой сотне по одному поводырю с одним глазом. Эта и иные победы, заслужившие ему прозвание Болгаробойцы, помогли ему покорить Болгарию до самого Дуная после борьбы, тянувшейся с 981 по 1018 годы.

В 1021-1022 годах он вёл войну ещё с царём Иверии (запад Грузии) Георгием I и также победил его. В то же время Василий добился Трапезундского соглашения от его союзника, царя Армении Ованеса-Смбата , который вынужденно завещал свое царство Византии после своей смерти. Так, при Василии II к Византийской империи были присоединены, и созданы предпосылки для дальнейшего присоединения, армянские земли. Ему приписывается посмертный наказ Константину VIII заботиться об армянском народе и его князьях. По мнению Матеоса Урхаеци , сам Василий II принял армянское вероисповедание и был признан - «Отцом страны Армянской» .

В русской истории он известен как шурин князя Владимира; при нём совершилось крещение Руси, последовавшее после того, как Василий согласился выдать свою сестру Анну за киевского князя, при условии принятия Русью христианства и оказания военной поддержки империи; 6 000 русских воинов были отправлены в Византию, где они составили кадры варяжского союзного корпуса, часть которого обращена была в гвардию греческих императоров. Позже, в 1016 году византийские войска Андроника объединились с тмутараканским князем Мстиславом Храбрым и разгромили в Крыму последнего хазарского военачальника Георгия Цулу.

Внутренняя политика

При нём происходили крупные восстания претендентов на императорский трон - Варды Склира, затем Варды Фоки Младшего, окончившиеся поражением восставших. В ходе этих войн помощь империи оказали русские войска.

С целью пополнения казны и ослабления крупных землевладельцев ввёл аллиленгий - податную ответственность за неспособных уплачивать подати крестьян и брошенные хозяевами земельные участки.

Престолонаследие

Василий вёл аскетическую жизнь воина, заботясь о своём войске больше, чем о повседневном благополучии. В отличие от подавляющего большинства монархов, особенно средневековых, Василий, проживший долгую жизнь, так и остался холостяком. Ничего не известно и о каких-либо внебрачных связях или детях. Василий не позаботился не только о том, чтоб обзавестись семьёй, но так и не выдал замуж ни одну из своих племянниц, дочерей Константина VIII. В результате к моменту смерти дяди Зоя и Феодора уже вышли из детородного возраста, а Евдокия ещё раньше постриглась в монахини. Это привело к прекращению Македонской династии и к началу периода гражданских усобиц и нестабильности в империи.

Изображения

Разное

  • Василий, сын Романа II, за свирепость, проявленную в войнах с Болгарией, прозванный Булгароктоном или Болгаробойцей, - наиболее значительный император Македонской династии. Ни при одном правителе после него Византия уже не достигала такого могущества - ни экономического, ни военного, ни территориального.

Библиография

  • Армяне-народ созидатель чужих цивилизаций: 1000 известных армян в мировой истории/С.Ширинян.-Ер.: Авт. изд., 2014, стр.47, ISBN 978-9939-0-1120-2
  • Дашков С. Б. Императоры Византии. - Москва: Издательский дом «Красная площадь», 1997. - ISBN 5-87305-002-3
  • Рыжов К. В. Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия. - Москва: Вече, 1999. - 656 с. - ISBN 5-7838-0342-1
  • Василий II Болгаробойца // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907
  • Darrouzès J. Épistoliers byzantines du Xe siècle. P., 1960
  • Abragi M. The Сelibacy of Basil II // Byzant. Studies. 1975. Vol. 2. P. 41-45
  • Poppe A. The Political Background to the Baptism of the Rus // DOP. 1976. Vol. 30. P. 196-244
  • Felix W. Byzanz und die islamische Welt im früheren 11. Jh. W., 1981
  • Cutler A. The Psalter of Basil II // Imagery and Ideology in Byzantine Art. Aldershot, 1992
  • Crostini B. The Emperor Basil II"s Cultural Life // Byz. 1994. Vol. 64. P. 53-80
  • Каждан А. П., Литаврин Г. Г. Очерки истории Византии и южных славян. СПб., 1998
  • Оболенский Д. Византийское содружество наций. М., 1998
  • Христианство в странах Вост., Юго-Вост. и Центр. Европы на пороге 2-го тысячелетия / Под ред. Б. Н. Флори. М., 2002
  • Арутюнова-Фиданян В. А. Армянские средневековые историки об экспансии Византийской империи на Восток в X-XI вв. // Историко-филологический журнал. - 1978. - № 2. - С. 191-206

В конце июля 1014 г. коренастый и неряшливый 56-летний воин Василий II стал жестоко мстить болгарам, свирепствовавшим в его империи более двух столетий.

Болгары вели происхождение от воинственных тюркских племен Средней Азии, появившихся в европейских степях к западу от Волги в конце IV в. Одно из племен, или «орда», поселилось на равнине между Дунаем и Балканскими горами, и к VII в. пришельцы посредством браков породнились как с коренными влахами, так и с недавно появившимися там славянами. В 811 г. Крум, хан Болгарии (802-814), убил византийского императора Никифора I, а потом взял в осаду Константинополь. Во время правления царя Бориса I (852-889) болгары обратились в христианство, что дало им чувство глубокого культурного единства, но вовсе не уменьшило их готовность убивать греков и разорять византийские земли, лежавшие к югу.

Военные походы Василия II в 1000-1004 гг. уже вернули под контроль Византии большую часть Восточных Балкан от Салоник до Железных ворот на Дунае, ущелья, отделяющего Сербию от Румынии. Теперь, в июле 1014 г., он продвинулся до расселины Клидион, которая вела в долину реки Струмица неподалеку от города Серее, и обнаружил, что армия болгарского царя Самуила заняла этот проход и блокировала вход, поставив деревянный частокол. Вверх по лесистому склону холма был послан византийский отряд, чтобы атаковать болгар с тыла, а сам император повел войска прямо на частокол. Победа была полной. Василий захватил 15 тыс. пленных и разделил их на сотни. Затем он приказал ослепить всех на оба глаза, но оставить в каждой сотне по вожаку, ослепленному лишь на один глаз, после чего отправил эту «армию» к избежавшему смерти царю Самуилу.

К тому времени, когда они добрались до царского замка в Преспе, наступил октябрь. При виде их царя хватил удар, и через два дня он скончался, не приходя в сознание. Еще через три с половиной года войны Василий триумфально вошел в болгарскую столицу Охрид (ныне в Македонии). Все Балканы снова принадлежали Византии. Отовсюду император получал клятвенные заверения в верности, заслужил прозвище Bulgaroctonus - «Болгаробойца».

Ранние годы и царствование Никифора

Первые уроки жестокости Василий получил в ранние годы. Его отец Роман II умер в марте 963 г., и его мать Феофано призвала полководца Никифора Фоку, чтобы тот защитил ее и двух ее сыновей, Василия и Константина. Этот аскетичный анатолийский аристократ, который в 961 г. отвоевал для империи остров Крит, разбив захвативших его сарацин, в это время со своим войском стоял лагерем под Кесарией в Каппадокии и уже направлялся назад в Константинополь после побед, одержанных им над арабским эмиром Сейфом ад-Даула в сирийской кампании 961-962 гг. В доказательство своего благочестия и доблести он вез потрепанную тунику св. Иоанна Крестителя, захваченную в Алеппо. Его армия взяла этот город в 944 г., после чего дотла сожгла великолепный дворец эмира. Эту тунику несли перед Никифором при вступлении в Константинополь и во время торжественного шествия к ипподрому, где официально праздновали его триумф. После возвращения Никифора в Каппадокию солдаты по древнеримскому обычаю подняли его на щиты и провозгласили императором. Он был коронован 16 августа в соборе Святой Софии, где патриарх возложил на голову Никифора II Фоки корону императора.

Новый император стал регентом при двух малолетних наследниках престола, но династический принцип был нарушен, а брак Никифора с Феофано еще более укрепил его позиции. В роли императора он, однако, вызвал недовольство могущественных фракций. Церковь была возмущена эдиктом, запрещающим ей принимать пожертвования в виде земель в дополнение к своим и без того обширным владениям. Отдавая земли тем, кто предлагал за них наивысшую цену, Никифор поставил в невыгодное положение тех мелких собственников, которые раньше по закону обладали первоочередным правом покупки соседних земель. Сильно повысились налоги, и Никифор отказался выплачивать ежегодную денежную дотацию болгарам, которых «подкармливал» с 927 г., считая Болгарию полезным буферным государством между Византией и Киевской Русью. Эта новая сила, возникшая в середине IX века, быстро консолидировалась, и решение Никифора помочь деньгами киевскому князю Святославу, который воевал с болгарами, оказалось катастрофическим. Во главе армии, состоявшей из русских, венгров и печенегов, Святослав разбил болгар и осенью 969 г. стал угрожать Византии на ее границе с Фракией.

Иоанн Цимисхий и убийство императора

Утром 11 декабря 969 г. Никифора нашли мертвым: он был убит ночью Иоанном Цимисхием, другим анатолийским полководцем и новым любовником Феофано. Иоанн направился в тронный зал дворца, надел пурпурные императорские котурны и, поддерживаемый Феофано, Василием и Константином, был провозглашен дворцовой знатью новым императором. Феофано была отправлена в изгнание, а антицерковные меры отменены. Варда Склир, родственник Иоанна, вместе с племянником бывшего императора Петром Фокой (евнухом и, следовательно, не соперником в борьбе за трон) возглавили армию, которая одержала победу над вторгнувшимися русскими войсками в битве при Арка-диополе весной 970 г. К 971 г. Святослав признал свое поражение и начал отступать через Болгарию, где был убит недовольными печенегами, былыми союзниками, которые сделали из его черепа чашу. Иоанн вынудил царя Бориса отречься от престола, и болгарскую корону триумфально положили на алтарь собора Святой Софии, что символизировало потерю страной независимости. Кроме того, он дал отпор египетскому халифату Фатимидов, который в 971 г. через Синайский полуостров напал на Антиохию. К 974 г. армия Иоанна восстановила византийский контроль над Сирией, Ливаном и Палестиной.

Василий вступает на трон

После внезапной смерти Иоанна на трон в 976 г. вступил Василий. Василию нужно было упрочить династическую власть, и в 985 г. он изгоняет из дворца управляющего двора, известного своим стяжательством евнуха также по имени Василий, и конфискует его обширные поместья. Варда Склир, считавший себя истинным наследником Иоанна Цимисхия и возглавлявший восточные войска, начал трехлетнюю гражданскую войну. В свое время Варда Фока, другой племянник императора Никифора, был отправлен в изгнание в Понт на Черном море в наказание за восстание, поднятое им против Иоанна Цимисхия. Василий убедил его дать клятву на верность и возглавить военный поход, закончившийся бегством Склира в Багдад. В 987 г. Склир все же возобновил свою борьбу за императорский трон и заключил с Фокой союз. Однако Фока предал его и бросил в темницу, после чего отправился во главе армии в поход через Малую Азию, чтобы напасть на Константинополь. Тогда же вновь возникла болгарская проблема. Недавняя война почти не затронула Западную Болгарию, и именно там появился новый болгарский царь Самуил, который и возглавил народное восстание. В 986 г. город Ларисса в византийской Фессалии пал под ударами армии Самуила, и греки потерпели поражение.

Василий обратился с просьбой о военной помощи к киевскому князю Владимиру, и в декабре 988 г. в Константинополь прибыли 6 тыс. варягов, игравших не последнюю роль в военных успехах Киевского государства. Император вынужден был согласиться на требование Владимира отдать ему в жены свою сестру Анну, если тот примет христианскую веру. Новая русская церковь стала частью Константинопольского патриархата, и православная культура обрела новое дыхание.

Варяги Владимира в феврале 989 г. пересекли Геллеспонт и разбили силы Фоки в битве при Хрисополе. Вслед за этим Фока умер от обширного инфаркта, а освобожденный Склир, к этому времени почти ослепший, изъявил покорность Василию и посоветовал ему обложить анатолийскую знать налогами и урезать принадлежащие ей земельные владения, чтобы держать ее в повиновении. Василий 1 января 996 г. огласил эдикт, который возвращал прежним владельцам всю собственность, приобретенную за шестьдесят один год, причем компенсация не предусматривалась. Тем самым он уничтожил экономическую базу таких крупных землевладельцев, как Фока, укрепил положение мелких, которые составляли костяк императорской армии, и возвратил земли во владение императора.

В апреле 995 г. хорошо обученная армия Василия всего за шестнадцать дней пересекла Анатолию, преодолев расстояние в тысячу километров. И перед городскими стенами Алеппо, осажденными Фатимидами, появились 17 тыс. воинов. Алеппо был спасен, а вместе с ним спасена и Северная Сирия, тогда как десятилетнее перемирие, заключенное с Египетским халифатом, позволило обезопасить восточную сирийскую границу империи Василия. На западе болгары под предводительством Самуила вторглись в византийскую провинцию Элладу, пошли к Коринфу и заняли порт Диррахий, а потом через Далмацию двинулись в Боснию. В том же 1000 г. Василий защитил свой западный фронт, превратив побережье Далмации в протекторат Венеции под сюзеренитетом Византии.

В том же году в Грузии был убит князь Давид Курапалат, что было очень кстати, поскольку наказание Давиду за поддержку Варды Фоки подразумевало возвращение его земель в собственность империи после смерти владельца. Среди этих земель были обширные владения к северу от озера Ван, права на которые Византия ранее передала Давиду и которые были добавлены к его собственным наследным землям.

Территориальная экспансия Византии

Византийское господство над Болгарией оказалось не слишком тягостным, и налоги были невысоки. Болгарская империя стала двумя частями Византийской империи, Болгарией и Паристрией, а на западе - в Хорватии, Диоклее, Сербии и Боснии - правили местные князья под сюзеренитетом империи. Архиепископа болгарской церкви назначал Василий, но в остальном церковь сохраняла свою автономию.

Военных хлопот по-прежнему было достаточно. Царь Абхазии Георгий аннулировал соглашение, заключенное его отцом, и после смерти Баграта в 1014 г. силой занял владения Давида. В 1021-1022 гг. Василий восстановил свою власть над Грузией, после чего в результате дипломатического соглашения распространил ее также на армянскую область Васпуракан и часть Азербайджана. Непосредственно перед смертью он готовился к вторжению на Сицилию, в 535 г. завоеванную для империи Велисарием, но с конца IX в. оккупированную арабами.

Василий полностью отождествил себя с Византией, и за время его правления империя расширилась как никогда. Однако он не был женат и не имел наследника. Впереди было поражение в битве с турками-сельджуками при Манцикерте (1071 г.), после которого Византия потеряла Анатолию. Воспользовавшись войной Византии с сельджуками, болгары в 1185 г. подняли народное восстание, закончившееся рождением Второго Болгарского царства. В первой половине XIII в. оно стало основной силой на Балканах, после чего было завоевано татаро-монголами, потом сербами, а в конце XIV в. покорено той же силой, которая уничтожила и саму Византию, - Оттоманской империей.

Лучшие статьи по теме