Слайд 1
Бессоюзное сложное предложение
Слайд 2
Выясните, какие предложения простые, а какие сложные.
Диктант с буквенным обозначением
Искры полетели огненной метелью избы загорелись.
Дубровский вышел из комнаты сел в коляску и поскакал.
Тронутый преданностью старого кучера Дубровский замолчал.
Пробудился воздух свежие ветерки взвихрились над тайгою.
Валить на товарища собственную вину подлость в кубе.
Вдруг я чувствую кто-то берет меня за плечо и толкает.
Слайд 3
Проверка
Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
Валить на товарища собственную вину – подлость в кубе.
Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
С-П-П-С-П-С
Слайд 4
Ель хороша только при сильном солнечном свете потому что тогда ее чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью.
Разд..ется выстрел а волк прод..лжает бежать.
Тихо стоит еловый бор на пригорке и ветер не шелохнет даже листочка м..л..дых осинок и березок.
Множество т..мноватых тучек с неясно обрисованными краями расп..лзались по бледно-голубому небу и довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разг..няя зноя.
Слайд 5
Ель хороша только при сильном солнечном свете, потому что тогда ее чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью. (СПП, причина)
Разд..ется выстрел, а волк прод..лжает бежать.
(ССП, противопоставление)
Тихо стоит еловый бор на пригорке, и ветер не шелохнет даже листочка м..л..дых осинок и березок. (ССП, одновременность действий)
Множество т..мноватых тучек с неясно обрисованными краями расп..лзались по бледно-голубому небу, и довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разг..няя зноя. (ССП, последовательность действий)
Вывод: В отношениях между простыми предложениями в составе ССП и СПП принимают участие союзы, поэтому здесь смысловые отношения достаточно четкие и определенные.
Слайд 6
Ель хороша только при сильном солнечном свете: ее чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью. (БСП, причина)
Разд..ется выстрел - волк прод..лжает бежать.
(БСП, противопоставление)
Тихо стоит еловый бор на пригорке, ветер не шелохнет даже листочка м..л..дых осинок и березок. (БСП, одновременность действий)
Множество т..мноватых тучек с неясно обрисованными краями расп..лзались по бледно-голубому небу; довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разг..няя зноя. (БСП, последовательность действий)
Вывод: Точка с запятой ставится, если смысловые отношения между частями БСП со значением последовательности и одновременности более свободные или эти части распространены и имеют внутри себя запятые.
Слайд 7
; или,
Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысцой.
Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы.
(И. Тургенев)
Слайд 8
ПРОВЕРКА
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысцой.
Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.
(И. Тургенев)
Слайд 9
Алгоритм выявления предложений с, и;
Разбить сложные предложения на простые.
Определить смысловые отношения между ними
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
ОДНОВРЕМЕННОСТЬ
ДРУГИЕ СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
- или:
, или;
Вывод: Точка с запятой ставится, если смысловые отношения между частями БСП со значением последовательности и одновременности более свободные или эти части распространены и имеют внутри себя запятые.
Cлайд 1
БЕССОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ по материалам учебника Русский язык. 9 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта, - М.:Дрофа, 2008 Составила учитель русского языка и литературы Корзунова Ж.В.Cлайд 2
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ЗАПЯТАЯ И ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП Примеры , . Перечисление фактов и Луна сияла, июльская ночь была тиха. […]; […]. Перечисление фактов и Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал.Cлайд 3
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ДВОЕТОЧИЕ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП Примеры : [причина ]. потому что Вдруг потемнело: набежала на солнце туча. : [пояснение ]. а именно Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы. : [дополнение]. что Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.Cлайд 4
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ТИРЕ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП Примеры - . противопоставление а Лето припасает – зима поедает. [время ] - . когда Кончил дело – гуляй смело. [условие] - . если Посеешь ветер – пожнешь бурю.Cлайд 5
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ТИРЕ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП Примеры - [вывод, следствие]. так что Дети стали большими – им надо серьезно учиться. - . Быстрая смена событий Раздался выстрел – зверь упал. - [сравнение ]. как, словно, будто Скажет слово – соловей запоет.Cлайд 6
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении В одном предложении могут совмещаться разные значения: условия и времени; следствия и быстрой смены действия и т.д. Ворона каркнула во всё воронье горло: сыр выпал – с ним была плутовка такова. (причина и следствие) На основе материалов к Н. В. Егоровой к учебнику «Русский язык. 9 кл.»Cлайд 7
Тренировочные упражнения На основе пособия «Справочник школьника, 5-11 классы: Русский язык. Литература. История Отечества. Английский язык / Под общей ред. О. Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003 Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Определите тип сложного предложения. Не бывать бы счастью _ да несчастье помогло (посл.). Либо я всё устрою по-прежнему _ либо я его на дуэль вызову (И. Тургенев). Лес _ в который мы вступили _ был чрезвычайно стар (И. Тургенев). Кто говорит, тот сеет _ кто слушает, тот собирает (А. Пушкин). Выхожу один я на дорогу _ сквозь туман кремнистый путь блестит _ ночь тиха (М. Лермонтов).Cлайд 8
Тренировочные упражнения На основе пособия «Справочник школьника, 5-11 классы: Русский язык. Литература. История Отечества. Английский язык / Под общей ред. О. Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003 6. Красный свет камина трепетал на полу, на зеркалах, на потолке _ длинные причудливые тени от пальм дрожали и перепутывались (А. Куприн). 7. Солнце светит одинаково всем _ и человеку, и зверю, и деревцу (М. Пришвин). 8. Я доверяю любящим _ они великодушны (К. Паустовский). 9. Я помню чудное виденье _ передо мной явилась ты (А. Пушкин). 10. Люди вели себя по-разному _ одни беспокойно оглядывались, другие словно застыли. Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Определите тип сложного предложения.Cлайд 9
Тренировочные упражнения На основе пособия «Справочник школьника, 5-11 классы: Русский язык. Литература. История Отечества. Английский язык / Под общей ред. О. Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003 11. Обычай мой такой _ с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой (И. Крылов). 12. Кошки дерутся _ мышам раздолье (посл.). 13. Солнце дымное встает _ будет день хороший (А. Твардовский). 14. Придет вечер _ обо всем поговорим. 15. Ты запела песню светлую _ словно колокольчики звенят! 16. Добро творишь _ себя возвышаешь, зло творишь _ себя унижаешь (посл.) Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Определите тип сложного предложения.Cлайд 10
Бессоюзное сложное предложение Уроки в 9 классе Учитель Тетерина Л. Н. Сравните 2 предложения
- Толстые сосульки свисавшие с крыш обтаивали на солнце и капли падая с них звонко ударяли о лёд пели песню весны.
- Толстые сосульки свисавшие с крыш обтаивали на солнце капли падая с них звонко ударяли о лёд пели песню весны. Найдите грамматические основы. Расставьте знаки препинания. В чём разница?
- Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, и капли, падая с них, звонко ударяли о лёд, пели песню весны.
- Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лёд, пели песню весны.
- Двоеточие в БСП выполняет свою обычную функцию – разъяснительно – пояснительную.
- За столом и на скамейках сидели приезжие якуты; на столах стояли чашки с водкой; кое – где перемещались кучки играющих в карты.
- Макар ясно видел острые уши лисицы; ее пушистый хвост вилял из стороны в сторону, как будто заманивая Макара в чащу.
- Ему, как местному жителю, татарин оказал больше почета: широко отворив двери, он поддал бедняге сзади ногою леща.
- Поп Иван и не обижался; ему требовалось одно: всякий раз надо было поставить бутылку водки.
- Перечисление событий
- Второе предложение осложнено
- Пояснение
- Пояснение
- Пламя осветило его лицо глаза глядели тускло.
- Перестал слушаться жизнь моя кончилась.
- У него была задняя мысль выведать кое – что от старого попика.
- Макар удивился при виде этой бешеной скачки как мог он пеший догнать конного татарина.
- И потом туманы заколыхались золотые воины наклонились долу.
Проверь себя
Пламя осветило его лицо: глаза глядели тускло. (и я увидел)
- Пламя осветило его лицо: глаза глядели тускло. (и я увидел)
- Перестал слушаться - жизнь моя кончилась. (следствие)
- У него была задняя мысль: выведать кое – что от старого попика. (а именно)
- Макар удивился при виде этой бешеной скачки: как мог он, пеший, догнать конного татарина. (пояснение)
- И потом туманы заколыхались, золотые воины наклонились долу.
Класс: 9
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Форма: урок по русскому языку в 9 классе с ИКТ-технологией
Тема: Бессоюзное сложное предложение.
Тип урока: урок обобщения, систематизации и проверки знаний.
Цели:
- Образовательные
:
- систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
- совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями БСП;
- углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения.
- Развивающие
:
- развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;
- развивать умения создавать схемы БСП;
- развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.
- Воспитательные
:
- воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;
- воспитывать интерес и любовь к русской и зарубежной литературе.
Методы:
- по характеру познавательной деятельности
учащихся:
- репродуктивный,
- частично-поисковый,
- объяснительно-иллюстративный,
- исследовательский;
- по степени активности учащихся:
- конструктивные,
- творческие;
- по источнику знаний:
- словесные,
- практические,
- наглядные,
- использование АРМ;
- по стимулированию и мотивации:
- познавательные,
- социальные,
- эмоциональные;
- по мыслительной деятельности:
- индуктивные,
- дедуктивные,
- аналитические,
- сравнения,
- классификации материала;
- по контролю и самоконтролю:
- устный,
- письменный,
Формы организации познавательной деятельности учеников:
- индивидуальные,
- фронтальные,
- групповые.
Оборудование и наглядные пособия:
- АРМ учителя,
- учебник «Русский язык. 9 класс» (под ред. Бархударова С. Г. и др., Москва «Просвещение», 2007),
- тетради учащихся,
- плакаты,
- Презентация ,
- Приложение 1 (индивидуальные задания по вариантам),
- Приложение 2 (ключи ответов и нормы оценки),
- Приложение 3 (текст рассказа «Схватка с медведем»),
- Приложение 4 (варианты самостоятельной работы).
План урока:
I. Организационный момент.
II. Постановка темы и целей урока.
III. Актуализация и систематизация опорных знаний
по синтаксису сложных предложений.
IV. Проверка и коррекция знаний и навыков
учащихся.
V. Актуализация опорных знаний по синтаксической
стилистике.
VI. Заключительная проверка знаний.
VII. Итоги урока.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент: определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале.
II. Постановка темы и целей урок: запись числа и темы урока в тетрадях.
Слайд 1
– тема урока.
Слайд 2
– цели работы: знания и
умения, которые вы сегодня должны повторить,
систематизировать и показать:
- виды сложных предложений в русском языке;
- характер смысловых отношений между частями БСП;
- навыки постановки знаков препинания в БСП;
- умение строить схемы БСП;
- умение заменять сложные союзные пд синтаксическими синонимами.
III. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений
1) Терминологический опрос:
– Давайте при помощи учебников (стр. 20) вспомним определение видов сложных предложений в зависимости от способа связи между частями сложных предложений.
Слайд 3
– Дайте устное определение ССП, заполнив пробелы в схеме ответа:
ССП – (сложное союзное) предложение. Состоит из (нескольких независящих друг от друга) простых предложений, связанных (сочинительной) связью при помощи (сочинительных союзов), которые находятся (между простыми предложениями).
Слайд 4
– Дайте устное определение СПП, заполнив пробелы в схеме ответа:
СПП – (сложное союзное) предложение. Состоит из (главного и придаточных зависимых) простых предложений, связанных (подчинительной) связью, при помощи (подчинительных союзов и союзных слов), которые находятся (внутри придаточных/ зависимых предложений).
Слайд 5
– Дайте устное определение БСП, заполнив пробелы в схеме ответа:
БСП – (сложное бессоюзное) предложение. Состоит из (нескольких независящих друг от друга) простых предложений, связанных (по смыслу и интонацией) и разделённых (знаками препинания: запятой, точкой с запятой, двоеточием и тире).
2) Устная работа по группам: конкурс «Кто быстрее?»
– По графическому изображению определите вид
сложного предложения.
– Придумайте предложение по схеме:
Слайд 6
Первая команда:
1. , (чтобы)
2. : [причина].
3. [туда], (откуда).
4. – [ быстрая смена событий].
5. , , .
6. (Если), .
Вторая команда:
1. , однако .
2. : , .
3. Либо , либо .
4. (Когда), .
5. [ время ] – .
6. [ условие ] – .
3) Опрос, воспроизводящий знание учащихся о постановке знаков в БСП:
– Расскажите о видах интонации и характере смысловых отношений в БСП.
Слайд 7 (1-й ученик)
– Расскажите о видах знаков препинания между частями в БСП и условиях их выбора.
Слайд 8 (2-й ученик)
Запятая меду частями БСП:
- части БСП обозначают одновременность или последовательность событий,
- тесно связаны между собой по смыслу,
- обычно кратки,
- произносятся тоном перечисления,
- ! между частями БСП мысленно можно поставить союз И .
Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет. , , . БСП
Слайд 9 (3-ий ученик)
Точка с запятой между частями БСП:
- части БСП менее связаны по смыслу,
- более распространены,
- содержат собственные знаки,
- к концу предложения голос понижается, возникает пауза.
Сел да поехал; ах, хорошо!
[ да ],
[межд., ]! БСП
Крой да песни пой; шить станешь –
наплачешься.
[ да
], . БСП
Слайд 10 (4-ый ученик)
Двоеточие между частями БСП:
1. если второе пд указывает причину того, о чём говорится в первом
: [причина].
БСП
Богатому не спится: богатый вора боится.
(=потому что; так как
)
2. есливторое пд поясняет первое или к. – н. его член
: [пояснение]. БСП
Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
(=а именно; то есть
)
3. если второе пд дополняет первое
: [дополнение]. БСП
Пора понять:
ты за себя в ответе.
(=что; и увидел, что…; и понял, что...
)
Слайд 11 (5-ый ученик)
Тире между частями БСП:
1. Если в пд содержится противопоставление
противопоставление
– . БСП Труд человека кормит – лень портит.
(=а, но ) Тьма света не любит – злой доброго не терпит.
2. Еслипервое пд обозначает время или условие действия, о котором говорится во втором пд
[ Время, условие ] – . БСП Проголодаешься – хлеба достать догадаешься.
(= если…; когда… ) Любишь кататься – люби и саночки возить.
3. Есливторое пд заключает в себе следствие или вывод того, что говорится в первом пд
– [вывод, следствие]. БСП Раз солгал – на век лгуном стал.
(= так что; поэтому ) Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.
4. Если пд рисуют быструю смену событий или
неожиданный результат действи
быстрая смена событий
– ! БСП Я за свечку – свечка в печку!
Вот солнышко пригрело – трель зазвенела.
5. Есливторое пд, содержит сравнение того, о чём говорится в первом пд
– [сравнение]. БСП Молвит слово – соловей поет.
(= словно; как; будто; точно; что )
IV. Проверка и коррекция знаний и навыков учащихся
1) Рефлексия анализа БСП
– Повторималгоритм рассуждения при анализе БСП:
Слайд 12.
Алгоритм анализа БСП:
- найти грамматические основы;
- определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП;
- поставить необходимый знак препинания;
- построить схему БСП.
2) Самостоятельная работа на индивидуальных карточках (по числу учеников).
Объяснение порядка выполнения работы:
- подписать карточку;
- вставить необходимые знаки препинания между частями БСП;
- построить схему, указав смысловые отношения между частями БСП.
Вариант 1 1. Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. последовательность
событий
2. Служить бы рад – прислуживаться тошно. противопоставление
3. Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников. пояснение
4. Алешка поднялся – заря ещё занималась. время
5. Он поднял глаза: маленькое облачко неслось по небу. дополнение
|
Вариант 2 1. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. пояснение
2. За всё браться – ничего не сделать.
условие
3. Я понимал: выручить нас может только случайность. дополнение
4. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. быстрая смена
событий
5. Искры полетели огненной метелью, избы загорелись. последовательность
событий |
Вариант 3 1. Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда. причина
2. Скучно тебе жить – займись чем-нибудь. условие
3. Свойство зеркальце имело: говорить оно умело. пояснение
4. Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже. последовательность событий 5. Вот затрещали барабаны – отступили басурманы. быстрая смена
событий
|
Вариант 4 1. Всё так четко, ладно – душа радуется. вывод
2. В глазах у меня потемнело, голова закружилась. последовательность
событий
3. Закуковала кукушка – сей ячмень. время
4. Печален я: со мной друга нет. причина
5. По горизонту лежал сероватый туман: предвестник суховея. пояснение
|
Вариант 5 1. Грустные мысли бродили у меня в голове, отец тоже был печален. одновременность
событий
2. Ехал сюда – рожь только начинала желтеть. время
3. Стал Жилин вглядываться: маячит что-то в долине. дополнение
4. Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал. причина
5. Лугин слушал-слушал – ему стало грустно. следствие
|
Вариант 6 1. Однако пора спать: уже без четверти шесть. причина
2. Упустишь минуту – потеряешь час. условие
3. Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгой. последовательность
событий
4. Знаю батька: на сынишку издержал последний грош. дополнение
5. Раздался выстрел – зверь упал. быстрая смена
событий
|
3) Взаимопроверка правильности выполнения задания
– Обменяйтесь работами с соседом по парте и
проверьте их, выставите оценку и сдайте учителю.
(Приложение 2
)
Слайд 13 Ключи ответов по вариантам и нормы оценки.
V. Актуализация опорных знаний по синтаксической стилистике
1) Устная работа с текстом:
– Выразительно прочитайте текст (Приложение
3
).
– Определите виды сложных предложений в тексте.
Слайд 14
Схватка с медведем.
Как только
я вылез из лодки, на меня
набросился огромный медведь. СПП
Он
хотел растерзать меня в одно мгновение, но
я сильно сжал его передние лапы! ССП
Медведь заревел от боли. Я знал, что
он
немедленно растерзает меня, если
я
отпущу его. СПП
Я держал его за лапы три
дня и три ночи, пока
он не умер от голода.
СПП
Да, он умер от голода, так как
медведи утоляют свой голод лишь тем, что
они сосут свои лапы. СПП
А этот медведь
никак этого не мог, поэтому
он погиб
голодной смертью. СПП
С тех пор ни один медведь не решается напасть на
меня.
2) Литературная справка:
Слайд №15
– Вы знаете, приключения какого героя здесь
описаны?
– Конечно, барона Мюнхгаузена!
Интересно, что в основу фантастических
«Приключений барона Мюнхгаузена» положены
рассказы действительно живущего в XVIII веке в
Германии барона Мюнхгаузена.
Он был военным, некоторое время служил в Росси,
воевал с турками. Вернувшись в свое поместье в
Германии, Мюнхгаузен вскоре стал известен как
остроумный рассказчик, выдумывавший самые
невероятные приключения.
Осталось тайной, сам ли барон записал свои
рассказы или это сделал кто-то другой, но в 1785
году немецкий писатель Рудольф Эрих Распе
обработал эти рассказы и издал их. Впоследствии к
ним были присоединены фантастические рассказы
других писателей о приключениях Мюнхгаузена. Но
автором книги принято считать Рудольфа Эриха
Распе.
3) Письменная работа с текстом:
– В тетрадях для контрольных работ запишите
название текста.
– Преобразуйте сложные союзные предложения в
бессоюзные, где это возможно, и запишите их;
определите смысловые отношения и поставьте
соответствующие знаки препинания.
Слайд 16
Схватка с медведем
Я вылез из лодки – на меня набросился огромный медведь. (Быстрая смена событий ) Он хотел растерзать меня в одно мгновение – (= но ) я сильно сжал его передние лапы. (Противопоставление ) Я знал: (= что ) он немедленно растерзает меня, (дополнение ) если я отпущу его. Да, он умер от голода: (= потому что ) медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. (Причина ) А этот медведь никак этого не мог – (= поэтому ) он погиб голодной смертью. (Следствие )
VI. Заключительная проверка знаний/ Домашнее задание
1) Письменная работа в тетрадях/Домашняя работа
Выполните самостоятельную/домашнюю работу по вариантам.
Объяснение порядка выполнения работы:
- в тетрадях для контрольных/домашних работ записать вариант своей работы,
- выполнить пять заданий работы
Первый вариант
- Вихри враждебные веют над нами темные силы нас злобно гнетут.
- Мы с тобой в Сибирь уедем жить вместе чудеса творить.
- Родина будь спокойна дети отцов достойны.
- Вновь надо мною сияют приметы тех лет красные лозунги красные цифры побед.
- Равнодушие это паралич души преждевременная смерть.
2) Определите, в каких бессоюзных сложных предложениях между его частями нужно поставить запятую.
- Синеет даль гудят проселки.
- Обычной чередою идет косьба хлеба не будут ждать!
- Пахнет в хате квашней и дымом а за порогом бурлит весна.
- Расступается медленно мрак на березах колышутся ветки.
- Погляди в свое окно все на улице красно.
- Спать ложился дядя Степа ноги клал на табурет.
- Прочти гайдаровский рассказ и оглянись вокруг живут сегодня среди нас Тимур, и Гек, и Чук.
- Мы живем в одной квартире все соседи знают нас…
- Таким друзьям на свете не страшно ничего один за всех в ответе и все за одного.
- Дворник радио включает птицы слушать не дают.
4) Определите, в каких бессоюзных сложных предложениях между его частями нужно поставить двоеточие.
- Вышла Лидочка вперед Лида прыгалку берет.
- Тут прохожим не пройти тут веревка на пути.
- Наша Таня громко плачет уронила в речку мячик.
- На окне лежало мыло он сказал что это хлеб!
- Не будут пятки белые они же загорелые!
Второй вариант
1) Укажите бессоюзные сложные предложения.
- Будем мы на страже мира стоять порох свой сухим держать!
- Солнце нас било горячими стрелами град пулеметов строчил.
- Способ быть счастливым в жизни есть быть полезным свету и в особенности Отечеству.
- Мне нравится обыденная речь слова простые хлеб, вода, поленья.
- Быть мудрым это значит прежде всего быть внимательным к душе близкого человека.
2) Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которых необходимо поставить запятую.
- Далеко сияют розовые степи и широко синеет тихая река.
- Летом скворцов трудно увидеть они живут в густых лесах.
- Кланяются песне тополя и замирают вербы над рекою.
- Переулок стал казаться мне очень уютным век бы здесь прожил.
- Средь елей образовалась огромная заводь в ней отражается утро.
3) Укажите бессоюзное сложное предложение, между частями которых нужно поставить тире.
- Друге дети учатся я сплю до десяти.
- Заранее все было решено у школьников собрание топот у них кино.
- Мы кричали три часа потеряли голоса.
- Третий день болит душа не могу поймать ерша.
- Зайку бросила хозяйка под дождем остался зайка.
4) Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которого нужно поставить двоеточие.
- Он попробовал шевелить левой рукой она не двигалась.
- Щеке было холодно она касалась снега.
- Только вижу бледный всадник опустился на траву.
- На деревне было пусто и тихо из труб где-то курился дымок.
- И каждый знал дорога к ней ведет через войну.
5) Вставьте пропущенные буквы. Найдите соответствия.
VII. Итоги урока
1) Объявить оценки ученикам за устную работу на уроке и за первую самостоятельную работу (на карточках).
2) Собрать тетради для контрольных работ.
«Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям и клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоёв и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нём союзов меньше», - говорил М.В.Ломоносов.
Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания. А. Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет. Б. Я подошёл к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад. В. Любите книгу, так как она откроет вам много интересного. Г. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.
Запятая и точка с запятой в БСП 1., . - перечисление фактов В лесу весело и беззаботно поют птицы, над цветами летают бабочки 2.; ; . – перечисление фактов, предложения распространены, внутри уже могут быть знаки препинания Кусты орешника разрослись по берегам ручья; к воде склонили свои жёлтые головки цветы купальницы; воздух наполнен запахами лета.
Двоеточие в БСП 1. : [причина]. Путешественники спешили: в горах ночь наступает быстро. 2. : [поясняет]. Погода была ужасная: ветер вырывал кусты и молодые деревья с корнем. 3. : [дополняет]. Павел почувствовал: чья-то рука легла ему на плечо. 4. : Путешественники смотрели на восток: над горизонтом медленно поднималось ярко-красное солнце
Тире в БСП 1. - .- противопоставление Все ожидали увидеть его на балу – он бросил всё неожиданно и уехал в дальнюю деревню. 2.[ время, условие ] - . Придёт отец – поедем на выставку. 3. - [ вывод, следствие ]. Ласточки летают низко над землёй – жди дождя. 4. - [ быстрая смена событий ]. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
Как объяснить постановку знаков препинания в предложении? От зноя все стало желтым: поля, небо, воздух Рассуждаем вместе: 1.Предложение простое. В нем одна грамматическая основа: всё (поля, небо, воздух) стало желтым Вывод: Двоеточие- это знак препинания внутри простого предложения с обобщающим словом ВСЕ. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Ставится тире.
Тест: 1.Какова роль тире в предложении: Высоко над нами зашумел ветер – предвестник бури. а) разделяет подлежащее и сказуемое; б) обозначает пропуск члена предложения; в) разделяет части БСП; г) отделяет предложение. 2.Укажите, почему стоит тире в предложении: Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. а) содержание одного предложения сопоставлено другому; б) предложения рисуют быструю смену событий; в) второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении
Укажите предложение, где на месте пропуска не должно стоять тире. Проанализируйте ответ. 1) Друг, достигший власти, _ потерянный друг. 2) Все это: жизнь, быт, отсутствие средств _ навалилось на семью. 3) В зеркале отражается тело, в глазах _ душа. 4) Сады _ есть обязательная принадлежность античных лицеев и академий.
3. Объясните, почему стоит двоеточие в БСП: Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил: они все стояли на реке. а)второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом; б) второе предложение распространяет один из членов первого предложения; в) второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.
1.Как объяснить постановку ДВОЕТОЧИЯ в данном предложении? Никогда я не видел такой осени: ни ветерка, ни облачка не было на прозрачном небе. 1.Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. 2.Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части. 3.Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена содержанию второй части. 4.Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает, уточняет содержание того, о чем говорится в первой части. Формулировки заданий по классификатору при оценке знаний в форме ГИА и ЕГЭ по теме «Бессоюзие»
В 1720 году Перт 1 утвердил новые правила обмундирования войск: кафтан получил небольшой суконный воротник, карманные клапаны с тремя пуговицами, шнур на левом плече и 10 пуговиц по борту. 1.Обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов предложения. 2.Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. 3.Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена содержанию второй части. 4.Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части. Как объяснить постановку ДВОЕТОЧИЯ в данном предложении?
Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении. Будут деньги () поедем на все лето к Черному морю. 1.Ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение. 2.Ставится тире, первая часть бессоюзного предложения обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части. 3.Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода. 4.Ставится двоеточие, вторая часть раскрывает содержание первой част
Коготок увяз - все птичке пропасть. 1.Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части. 2.Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена содержанию второй части. 3.Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части. 4.Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части. Как объяснить постановку ТИРЕ в данном предложении?