Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • География
  • Тайм-менеджмент для школьников. Правильный распорядок дня школьника

Тайм-менеджмент для школьников. Правильный распорядок дня школьника

Здравствуйте, дорогие читатели! Так любимое нами лето неумолимо близится к концу. Детишки потихонечку возвращаются из и от дедушек с бабушками, счастливые и отдохнувшие. И уже совсем скоро свободное время школьников сократится «на нет», заставив их пересмотреть свой день и перераспределить дела, чтобы и в школу успеть, и в «Одноклассниках» посидеть, и на прогулку с друзьями сбегать.

А могут ли дети правильно распределять своё свободное от учёбы время, и нужно ли это? Может, дела должны делаться сами по себе, по мере их возникновения, без жёсткого графика?

Как показывает практика, хаос – не самый хороший друг, особенно когда речь идёт об умении рационально управлять временем. Конечно, вернуть назад упущенный час нельзя, но раз за разом находить лишние пять минут, ощутив, что на самом деле в сутках может быть 25 часов, как убеждают учёные, поможет тайм менеджмент для школьников.

План урока:

Почему времени всегда мало?

Вот действительно странно. Вроде бы свободного времени у младших школьников достаточно для того, чтобы всё успеть. Давайте посчитаем. Из имеющихся 24 часов дети спят около 8, где-то час, плюс-минус, они тратят на сборы в школу, в учебном заведении проводят часов 6-7, кто как. Итого, арифметически получается «на всё про всё» как минимум 8, а то и 9 драгоценных часовых отрезков, за которые практически наши детки умудряются успеть сделать совсем ничего.

Вот бы нам, родителям, столько! Почему так происходит и куда у детей бесследно утекает время?

Затяжная подготовка к урокам

Это, пожалуй, одна из самых главных причин из школьной сказки о потерянном времени. Как зачастую происходит выполнение домашнего задания, когда родители не дышат в спину?

Сел, что-то поделал, пошёл чаю попил, по ходу собаку или кошку зацепил. Вернулся к урокам, а в телефоне сообщение упало, призывно звонко брякнув, намекая, что нужно именно прямо сейчас посмотреть. Двадцать пять раз ответив на всего лишь одно смс, открыл учебник, а из телевизора льётся знакомый сингл, знаменующий о начале идущего на протяжении года сериала.

Вот уже и поздний вечер, быстро пишем корявым почерком в тетради, одним глазом пялясь на компьютерный экран, ведь ещё «Вконтакте» не был! Знакомая история? А то!

Отсутствие плана на предстоящий день

Разнообразные тренинги в области тайм-менеджмента утверждают, что думать надо на бумаге. Именно написанная цель становится осязаемой, всё остальное обычно оседает исключительно в наших мечтах. Всегда находится куча иных, совершенно ненужных дел, которые беспощадно отнимают время.

«Вроде вчера решил, что сяду за реферат, сдать который следует на следующей неделе, так сегодня почему-то совсем про него забыл. А, ладно, завтра начну» — вот так нередко бывает без жизни по расписанию.

Долгая раскачка и недоведение дела до конца

Такие отвлекающие моменты, как вышеупомянутые телевизор, интернет, телефонные звонки не дают вовремя приступить к запланированному и являются поводом, чтобы не закончить и отложить на потом не лежащее к душе. Конечно, значительно интересней попялиться в телик и поторчать в сетевой игре, чем помыть горой сваленную посуду или дочитать заданный на дом рассказ.

Это важно! Как бы ни казалось вашему младшему школьнику, что тайм-менеджмент преследует цель загрузить его день делами по максимуму, истинная причина в умении управлять временем – разгрузиться от ненужных дел. Это позволит выполнять всё самое важное качественно и с должной ответственностью.

Когда и как знакомить детей с тайм-менеджментом?

На первый взгляд, такой научный подход по управлению временем более свойственен взрослым для планирования рабочего процесса. Ну ещё, может, подходит подросткам, когда ребёнок уже осознанно подходит к распределению дел в течение дня. Ан нет!

Психологи говорят, что обучать младших школьников планировать время на уроки и на развлечения следует как можно раньше, чтобы к подростковому возрасту привыкшему жить «как получится» ребёнку не пришлось нагонять упущенное.

Освоить навыки управления своим временем младшим школьникам помогают различные упражнения и приёмы, которые активно рекомендуют педагоги и психологи. Здесь потребуется ваша помощь, дорогие родители, чтобы процесс планирования и распределения не был закинут в дальний угол, а выработался до автоматизма. Не забываем золотое правило: «Сделай дело, гуляй смело!».

Чувствуем время

Может ли ваш ребёнок ощущать, как течёт время или для него оно пролетает моментально и незаметно? Для того, чтобы контролировать отведённый на дело промежуток, следует мозгу подавать звоночки.

Профессиональные тренинги используют для этого колокольчики, а в домашней обстановке родители могут замечательно их заменить на будильники и таймометры. Сможет ли ребёнок, чувствующий меру времени, всё успеть и никуда не опоздать? Безусловно!

Составляем план по матрице Эйзенхауэра

Знаете ли вы такого 34-го по счёту американского Президента, который на собственном опыте хлопотное дело по управлению страной умудрился так распределять, что его приём стал одним из самых эффективных в тайм-менеджменте?

Один из известнейших инструментов управления временем предполагает расстановку задач по приоритетам в квадрате, разделённом на 4 сектора: «срочное важное», «срочное неважное», «несрочное и важное», «несрочное и неважное».

Не буду детально описывать принцип этого приёма, тратя ваше драгоценное время. Если будет интересно, посмотрите видео в конце статьи. Попробуйте вместе с ребёнком составить такую матрицу.

Определяем жёсткие и гибкие дела

Детский планинг рекомендуется составлять тихим вечером, перед сном, когда уже определённо понимаешь, что сделано, а что пришлось перенести. В нём разными цветами нужно раскрасить дела, которые выполняются «без вариантов» в определённое время, и те, которые к времени не привязаны, но сделать их нужно.

Это важно! Обычно всё успевают дети, посещающие кружки и . Что может лучше дисциплинировать, чем обязанность вовремя явиться на тренировку? Более того, до этого нужно успеть сделать и уроки, и домашние дела. Ведь обычно плохая успеваемость и игнорирование бытовых обязанностей часто становятся поводом для серьёзного разговора о возможности заниматься любимым делом.

Условия тайм-менеджмента

Для того чтобы принимаемые нами, родителями, меры по приучению младших школьников управлять своим временем и эффективно распределять дела, привели к желаемому результату, важно не только объяснить, что такое тайм-менеджмент и «с чем его едят», но и сделать так, чтобы освоить новые правила для детей было просто и комфортно.


На видео найдете подробности об использовании матрицы Эйзенхауэра, о которой мы говорили чуть ранее. Информация будет полезна не только маленьким школьникам, но и их занятым родителям.

Вот что хотелось рассказать про тайм-менеджмент.

Истинно велик тот человек, который сумел овладеть своим временем! (Гесиод).

С нетерпением буду ждать от вас комментариев, прижился ли в вашей семье тайм-менеджмент или вы ограничиваетесь стандартным распорядком дня?

Желаю вам не тратить время зря!

Всегда ваша, Евгения Климкович.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Человек, который осмеливается
потратить впустую час времени,
еще не осознал цену жизни.

— Чарльз Дарвин

В начальной школе на детей ложится огромная нагрузка. Одной из распространенных проблем у детей является проблема, связанная с неумением планировать и управлять своим временем. Часто родители сталкиваются с тем, что ребенок не приступает к выполнению домашнего задания без напоминания, откладывает на неопределенный отрезок времени выполнение уроков, предпочитая проводить время за просмотром телевизора. Многие дети совсем не знают, чем можно занять себя в свободное время. Отсутствие режима дня и планирования влекут за собой целый ряд трудностей, которые сопровождают ребенка при выполнении домашней работы или обязанностей по дому.

Умение управлять временем является важным и необходимым умением, как для обучения в школе, так и для взрослой жизни. позволяет эффективно управлять не только собственной деятельностью, но и жизнью в целом.

Чем младше ребенок, тем проще его обучить навыкам самоорганизации и помочь стать ему самостоятельным. Известный психолог Л.С. Выготский ввел такое понятие, как «зона ближайшего развития» — это уровень развития ребенка, который достигается в процессе совместной деятельности со значимым взрослым, но не проявляется в индивидуальной деятельности. В тоже время такой опыт позволяет ребенку научиться и расширить круг дел, умений и навыков, которые он может выполнять самостоятельно. Таким образом, чтобы обучить ребенка навыкам и умениям планирования и эффективного управления временем, необходимо совместно с ним пройти этот путь.

3 шага обучения школьников тайм-менеджменту

Следует помнить о том, что на самом деле не в наших силах управлять временем. Время – очень уникальный ресурс. Время нельзя вернуть и нельзя остановить, но можно эффективного его организовать.

Этап 1. Мотивация

Самая главная, первая, необходимая задача – замотивировать ребенка. Показать ему значимость и необходимость организации времени.

На этом этапе отличными помощниками послужат:

— . Предложите ребенку записывать все, что будет с ним происходить с момента пробуждения до момента ночного сна. Для того, чтобы увидеть, эффективно или нет ребенок распоряжается собственным временем, понадобиться один-два будних дня и один выходной.

— игровой анализ ситуации. Предложите ребенку небольшие кейсы – игровые ситуации с описанием дня вымышленного мальчика или девочки (в зависимости от пола вашего ребенка). Обсудите, как считает ваш ребенок, правильно или неправильно распределяет время герой вашей истории. Где бы он мог больше уделить времени образованию, а где меньше провести времени за компьютером? Уточните, чем бы ваш ребенок посоветовал заняться герою истории в личное свободное время. Такие игровые ситуации служат для родителей своего рода проективными методами анализа ситуации, которая происходит с их собственным ребенком. Внимательно выслушайте ответы и подумайте вместе, каков же может быть идеальный день школьника.

Этап 2. Планирование

Предложите ребенку составить список, в котором будут учтены:

— все важные дела (учебные, секции, кружки и т.д.),

— помощь по дому (чем ребенок хочет и может помочь как самостоятельно, так и путем совместной деятельности с родителем).

— свободное время (что именно хочется сделать: рисовать, собирать конструктор, собирать авиамодель, рисовать песком и так далее).

Когда список составлен, следует определить порядок, в котором будут выполняться дела и отвести определенное количество времени на каждое дело из списка.

Для большей наглядности дела из каждой группы (важные, помощь по дому, свободное время) можно выделять отдельным цветом.

Следует помнить о том, что эффективным помощником в вашей с ребенком деятельности по обучению навыкам тайм-менеджмента является режим дня. Что это такое и как составить режим дня школьника вы найдете в курса «Здоровый образ жизни».

Этап 3. Контроль

Для того, чтобы отследить эффективность прожитого дня, необходимо договориться с ребенком о том, что выполнение или не выполнение какого-либо дела должно быть отмечено. Это может быть: система «плюс – минус»; отметка цветом «красный» – не выполнено, «зеленый» – выполнено; можно использовать наклейки или предложить ребенку придумать собственную систему, что позволит ему проявить инициативу и будет способствовать стимулированию умственной деятельности.

Такого рода контроль необходим для того, чтобы ребенок наглядно видел результат проделанной работы и обучался навыкам самоконтроля.

Наглядное соотношение выполненных и невыполненных дел решает еще одну важную задачу: побуждает ребенка на выполнение задания, порождает стремление «увидеть яркий красивый результат», и как следствие повышает самооценку школьника.

В конце каждого дня необходимо ответить на ряд вопросов:

  1. Все ли запланированное сделано?
  2. Что не сделал (а)? Почему?
  3. Отметить, из какого блока дела, которые не сделаны (важное дело/ помощь по дому/ свободное время).
  4. Что будешь делать, чтобы исправить ситуацию?
  5. Перенести невыполненные дела на следующий день.

Таким образом, важно ребенку показать, зачем ему нужно обучаться приемам организации времени, как это поможет ему в его школьной и повседневной жизни, в быту. При обучении ребенка тайм-менеджменту, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастные особенности, ритм его жизни, интересы, а также возможности, как физические, так и психические, умственные.

Гармоничного развития вам и вашим детям!

Правильное отношение к важным вещам нужно закладывать с детства. Если ребенок понимает, как распределять время на задачи, когда отдыхать, как доводить начатое до конца, то во взрослой жизни ему будет проще реализовать свой потенциал и добиться желаемого. Ниже - советы, которые помогут подростку постичь азы тайм-менеджмента.

Планировать заранее

Один из главных навыков в учебе -планирование. Если ребенок не владеет им, то будет плохо справляться с заданиями, не сможет укладываться в сроки и утратит уверенность в себе. Ученик, который понимает, когда нужно приступить к работе, более ответственен и быстрее добьется успеха.

Приучите ребенка вести списки в блокноте или приложении. Это процесс можно организовать, например, так: в один файл записываете все задачи и планы, в том числе «домашку», поездки, семейные походы и так далее. Затем в блокноте эти задачи разбиваются по дням. Такой метод позволяет не держать важное в голове и при этом иметь представление, к какому сроку и что нужно сделать.

Буферные зоны



Заряжен на 100%

При ежедневном планировании обязательно оставляйте значительный запас между задачами, никогда не планируйте их впритык, даже если кажется, что ребенок успеет прийти со школы, пообедать и приступить к урокам в течение часа. Жизнь всегда вносит коррективы, время уходит на различные бытовые мелочи, дорогу, сборы и так далее. Мы всегда чрезмерно оптимистичны, когда рассчитываем время, а любая задержка приводит к смещению всего расписания.

Если расписание постоянно придется корректировать по ходу дня, то ребенок быстро разочаруется. Зачем оно нужно, если метод не работает? Оставляйте время про запас, чтобы не сбиваться с графика.

Порядок



Просто космос

Сколько времени можно потратить зря, перебирая кипы бумаг в поисках нужной! Чтобы этого избежать, необходимо привести всё в систему и постепенно ее совершенствовать. Помогите подростку организовать пространство на столе, в учебниках и в ноутбуке. Складывайте конспекты и заметки в папки (используя разделители для выделения конкретных тем). Маркируйте темы цветом, используя, например, разноцветные разделители или наклейки. А также держите рабочий стол в порядке, чтобы хаос не отвлекал от учебы.

Начинать с самой сложной задачи

Психология человека такова, что он лучше возьмется за легкую задачу, а тяжелую оставит на потом. Кажется, что такой подход помогает «раскачаться», но получается, что к самой важной задаче (как правило, это и есть самая сложная) ребенок приступает уставшим. Неразумно тратить силы на ерунду, а к важному относиться по остаточному принципу. Как приступить к делу с энтузиазмом, читайте ниже.

Разбивать большие задачи на маленькие

Можно не просто на маленькие, а на крошечные. Вот как мог бы выглядеть список задач для подготовки к экзамену: открыть учебник → прочитать главу → ответить на вопросы → решить примеры из тетради.


Разбивка задания на более мелкие части упрощает соблюдение сроков. Из книги «Как научить ребенка учиться»

Если ребенок прочитает строчку «подготовиться к экзамену», то перед его глазами пронесется , конспектов, примеров. Конечно, энтузиазма у него поубавится. А вот «открыть учебник» - это простое действие, к которому легко приступить.

Напоминалки

Школьникам следует установить в телефоне или на компьютере напоминания о ключевых датах и сроках. Выбирайте вариант, который удобен не вам, а подростку. Одному подойдет распечатка расписания для планирования занятий, а другому - мобильник с напоминанием о важных датах и времени.

Обратный отсчет

Школьникам нужно научиться планировать работу с конца, от срока сдачи. Основываясь на опыте выполнения предыдущих заданий, они в состоянии прикинуть время, необходимое для каждого этапа. Понятно, что эти расчеты приблизительны, но всё же это лучше, чем полагаться на авось. Нужно записать все этапы работы в обратном порядке и для каждого указать примерные сроки выполнения.


Обратный отсчет в планировании

Нужно предусмотреть запас времени между завершением задания и сроком сдачи на случай непредвиденных обстоятельств, например болезни (буферные зоны нужны не только в ежедневном планировании).

Повторение

Полезная привычка - каждую неделю и каждый месяц повторять пройденный материал. Ученики, которые не жалеют на это времени в течение года, оказываются в выигрыше. Им требуется меньше времени на подготовку к экзаменам.

Выделить время на повторение сложно. Всегда есть более срочные задачи, поэтому нужно заранее планировать время для этого. Например, в субботу выделить часа два на повторение пройденного материала. Бывает, что достаточно пробежаться глазами по темам. Иногда приходит понимание, что какая-то тема буквально вылетела из головы, и ее нужно просмотреть более подробно.

Нет отвлекающим факторам

Приучите ребенка следовать правилу: во время работы он не должен отвлекаться. Ученику необходимо сосредоточиться на предмете. Помехи мешают мозгу обрабатывать информацию - в результате ее сложнее усвоить и труднее потом вспомнить. Чтобы не отвлекаться во время занятий, нужно как минимум отключить электронные устройства и сосредоточиться на поставленной цели.

Сохранять внимание на протяжении нескольких часов очень сложно, поэтому необходимы перерывы, во время которых подросток сможет ответить на сообщение или позвонить.

Вечерний обзор

Учите детей анализировать прошедший день. Каждый вечер можно посвятить 5–7 минут тому, чтобы оценить прошедший день, посмотреть календарь на следующий, актуализировать его, сделать то же самое со списком задач и настроиться на завтрашние дела. В конце выходных можно посвятить этому 10–15 минут.

Это очень простая практика, которая делает человека намного продуктивнее и снижает долю хаоса в жизни. А чем меньше хаоса, тем меньше энергии тратится вхолостую.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Ягринская гимназия»

Занятие для учащихся 10-11 классов

«Тайм-менеджмент или умение управлять своим временем»

Петрушенко Ирина Викторовна

педагог-психолог

МАОУ «Ягринская гимназия»

г. Северодвинска

Содержание

    Пояснительная записка 3

    Основная часть 5

Литература 9

Приложения 10

Пояснительная записка.

На сегодняшний день учащиеся старших классов ведут активную учебную и творческую жизнь: уроки, элективные курсы, подготовки к итоговым экзаменам, посещение различных секций во внеурочное время. Многие старшеклассники утверждают, что зачастую не успевают выполнить поставленные на день задачи. Проблемы, связанные с неумением управлять своим временем, являются одними из наиболее распространённых. Успех во взрослой жизни во многом зависит от того, как мы распоряжаемся временем, поэтому многие люди обращаются к технологиям тайм-менеджмента – управлению временем, чтобы всё успевать и на работе, и дома. Некоторые считают, что подростка поздновато учить планировать время на приготовление уроков, на организацию полезной деятельности, отдых, так как он привык к тому образу жизни, который ведёт, но человек способен работать над собой и меняться к лучшему в любом возрасте. Тема рационального использования времени актуальна и пользуется популярностью как среди взрослых, так и среди студентов и школьников.

В цикле занятий для старшеклассников по психологической подготовке к экзаменам, проводимой педагогом-психологом в МАОУ «Ягринская гимназия», было разработано занятие по обучению способам успешной организации своей работы и отдыха « Тайм-менеджмент или умение управлять своим временем».

Цель занятия:

Занятие построено в виде беседы, с элементами социально-психологического тренинга, самодиагностики и самоанализа.

На занятии используются такие формы работы , как психологические игры, беседа с учащимися, интерактивные упражнения и самодиагностика.

В качестве диагностических материалов используются разработанная нами анкета «Как я использую свое время» (см. Приложение 1) и методика «Хронометраж» (см. Приложение 2).

Так же для учащихся предлагается Памятка «Способы успешного использования времени» (см. Приложение 3).

Продолжительность занятия 45 минут.

Ожидаемые результаты:

    развитие навыков самоанализа и самоорганизации;

    приобретение учащимися навыков успешного управления своим учебным и свободным временем;

    снижение у учащихся уровня личностной тревожности, возникающей в период подготовки к экзаменам;

Необходимое оборудование:

помещение со свободно перемещающейся мебелью, техника для демонстрации презентации, доска для записей, бланки анкеты и «хронометраж», раздаточный материал Памятка «Способы успешного использования времени».

Основная часть.

Содержание занятия.

«Тайм – менеджмент или умение управлять своим временем»

Цель: проанализировать эффективность использования времени и познакомить учащихся со способами успешной организации своей работы.

    Разминка «Ассоциации».

Учащимся предлагается по цепочке назвать свои ассоциации на слово «Время». Ответы фиксируются ведущим на доске.

Затем ведущий знакомит старшеклассников с темой и целью данного занятия.

    Беседа «Искусство успевать».

«Время это жизнь. Растратить свое время – значит растратить свою жизнь. Взять свое время под контроль – значит овладеть своей жизнью и использовать ее наилучшим образом» Алан Лакейн.

Последний год в школе, год перед институтом посвященный зубрежке, подготовительным курсам и репетиторам, часто оказывается самым трудным в жизни школьников, даже труднее, чем само поступление в институт.

Если проанализировать все то, чем вы занимаетесь, можно выписать целый список. Кроме уроков и выполнения дом.задания что вы можете назвать? (домашние обязанности, тренировки, общение с друзьями и подругами)

На каждое из этих дел уходит определенное количество времени. Кто может сказать, что успевает сделать все, что нужно за день? Очень мало людей могут похвалиться этим.

Есть специальные техники, которые помогают людям в этом – «Тайм-менеджмент».

Эффективность означает выбор наилучшего варианта из имеющихся возможностей и выполнение его наилучшим образом.

Пожалуйста, запомните: дефицита времени нет! У нас много времени, чтобы сделать все, что мы по-настоящему хотим. Если вы, как многие люди, "слишком заняты", чтобы успешно работать, то имейте в виду, что есть множество людей, которые гораздо более заняты, чем вы, но успевают сделать больше, чем вы. У них не больше времени, чем у вас. Они просто гораздо лучше используют время!

    Самодиагностика: «Хронометраж» и анкетирование.

Учащимся предлагается зафиксировать на специальных бланках (см. Приложение 2) все события от подъема до отбоя в течение одного рабочего и одного выходного дня.

После этого, проанализировав самостоятельно результаты, ученикам предлагается заполнить анкету «Как я использую свое время»(см. Приложение 1) .

А затем, поделившись на группы по 4-5 человек, проанализировать и обобщить результаты, и представить другим, на каком временном этапе происходит потеря времени и определить, на что конкретно было оно потрачено у членов каждой группы.

Ведущий обобщает данные всех групп, фиксируя основные тезисы на доске.

    Беседа «Возможные причины неэффективного использования времени »

Причины неэффективного использования времени можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Помехи извне - это плоды нашего рабочего окружения; события, отвлекающие внимание и лишающие контроля над временем. Эти убийцы времени бывают следующими:

    задержки при выходе из дому (Ключи забывали дома?);

    задержки в дороге (Очередь на маршрутку);

    • болтовня с друзьями (типа коммуникации, Однокласники.ру и Вконтакте.ру (и др. социальные сети));

    неполадки с компьютером и доступом в Интернет;

    электронная почта (спам);

    поиск папок, ручек и т. д.;

    телефонные звонки;

Кроме существуют и внутренние, которые съедают ваше время изнутри: ваши черты характера и личные качества, вызывающие простои в работе, а в результате стресс и осознание того, что ничего не успеваете. Избавляться от них нужно, но это будет более проблематично, чем избавление от внешних убийц. Внутренние помехи являются частью нашей жизни и от привычек очень тяжело избавляться.

Среди внутренних помех можно отметить:

    неумение отказывать и говорить НЕТ;

    привычка хвататься за все и сразу;

    неверная оценка сроков и объемов работ;

    желание всегда быть полезным и помогать всем;

    природная медлительность;

    www.improvement.ru

    Приложение 1.

    Анкета «Как я использую свое время».

    Планируете ли Вы свой день (дела, которые нужно выполнить в течение дня)?

    Успеваете ли Вы сделать необходимые (или запланированные) дела в течение дня?

    Считаете ли Вы, что ваше время часто тратится впустую?

    На что у Вас уходит время зря? За какими занятиями у Вас теряется время?

    Сколько времени (примерно) у Вас уходит на выполнение домашних заданий?

    Сколько времени (примерно) тратится на просмотр телевизора, за компьютером (игры, общение в чате)?

    Хотелось бы Вам научиться более рационально использовать свое время?

Приложение 2.

Хронометраж «Учет потерянного времени»

Дни

Приложение 3.

Памятка «Способы успешного использования времени».

Существует множество способов успешного использования времени. Их можно представить в виде принципов конструктивных действий по организации своей работы:

    точное определение целей. Начиная что-либо делать, необходимо как можно точнее определить, что вы конкретно хотите сделать;

    сосредоточенность на главном. Весьма полезно составить список всех дел, в соответствии с их приоритетом и срочностью;

    создание стимулов. Человек лучше всего делает то, что ему нравится. «Любимые» дела всегда делаются быстрее, чем «нужные». Если можно превратить «нужно» в «хочу», эффективность работы значительно повысится;

    установка сроков. Лучший способ взять на себя обязательство - установить срок выполнения того или иного задания;

    решительность. Постарайтесь приступить к работе как можно быстрее: обдумывайте, решайте, действуйте. Начав что-то делать, не нужно все время сомневаться - двигайтесь дальше;

    умение говорить «нет». Это позволит не отвлекаться на ненужные дела и разговоры;

    контроль времени, затраченного на разговоры по телефону и «посещение» Интернета ;

    умение слушать. Внимательно относитесь к информации, чтобы точно знать, что, где, когда и почему происходит;

    отказ от шаблонов и повторов. Если вы успешно справлялись с работой, используя всегда один и тот же метод, это не значит, что он самый лучший. Поинтересуйтесь, как эту работу делают другие. Может быть, ее можно сделать быстрее и эффективнее;

    внимание к мелочам. Ничто так не выбивает из колеи, как досадные мелочи. Будьте внимательны к, казалось бы, несущественным вещам и предметам в быту и на работе. Это позволит сэкономить вам массу времени и сил;

    полное использование времени. Время, которое вы тратите на поездки и ожидание, можно использовать на обдумывание дел и планирование дня.

Сегодня рассказываем, как Федя выявил поглотителей времени и научился составлять хронометраж.

Услышав, что родители пришли с работы, взъерошенный Федя выскочил в прихожую и завопил что есть мочи:

— Папа, мама, ну почему у меня опять ничего не выходит?

— Во-первых, здравствуй, сынок, — бодро отреагировал папа. — Мы очень по тебе соскучились, и ты, надеюсь, тоже рад нас видеть, не правда ли?

— Ну конечно, рад, — буркнул, потупившись, Федя.

— Во-вторых, успокойся, пожалуйста, и объясни толком, что стряслось.

— А стряслось то, — возмущённо затараторил Федя, — что я составил классный реалистичный план и собирался его быстро выполнить, и у меня должно было остаться полно времени, и я хотел кино про бегемотов посмотреть, и у меня опять ничего не выходит, и я...

— Стоп, — не выдержал папа. — Правильно ли я тебя понял, что ты не выполнил все намеченные дела, потому что не смог уложиться в запланированное время?

— Вот именно! Я... — продолжал возмущаться Федя.

— А почему?

— Почему, почему... Откуда я знаю почему! — раздражённо пожал плечами Фёдор.

— Отлично, — не терял спокойствия папа. — Придётся открывать детективное агентство. Другого выхода нет.

— Это ещё зачем? — От удивления Федя даже внезапно успокоился.

— Ну как же — время-то пропадает, а куда — ты не знаешь. Стало быть, действуют какие-то поглотители времени. Их надо найти и обезвредить.

— И как же мы их найдём? — Федя уже улыбался.

— Есть такой хитрый способ — хронометраж называется.

— Как-как называется?

— Хро-но-ме-траж, — по слогам произнёс папа. — Одного из древнегреческих богов звали Хронос, что означает «Время». От его имени и произошло название первых в мире часов — хронометр — и способа учёта времени — хронометраж. Но об этом мы поговорим чуть позже, а пока давай-ка поймём, остались ли у тебя сегодня критически важные дела. Например, домашнее задание на завтра или помощь бабушке.

— Да нет, бабушка сегодня ни о чём не просила, а домашние задания я успел сделать. Вот только на проекте застрял. Я так переживаю, ведь мне его уже в понедельник сдавать. А в воскресенье будет выставка собак, и я мечтал, чтобы мы на неё пошли!

— Ну и что, сегодня ещё только четверг. Давай поступим так. Вначале ты всё-таки отыщешь своих поглотителей времени, иначе они тебе всё время будут жизнь отравлять. Для этого я тебе расскажу, как ведётся хронометраж, и ты его завтра проведёшь. Вечером разберёмся с результатами. А в субботу ты спокойно доделаешь всё, что не успел закончить по проекту. Если понадобится, я тебе помогу.

— Послушай, — вмешалась мама, обращаясь к папе. — А как насчёт того, чтобы не только Феде, но и нам с тобой провести хронометраж завтрашнего дня? И нам польза, и Фёдору в компании веселее.

— А что, я не против, — согласился папа и потянулся за ручкой и тетрадкой. —Тогда берём блокнот или тетрадку и расчерчиваем её вот так.

Перед тем как приступить к выполнению какой-то работы, мы записываем её в эту таблицу, в колонку «Дело». В следующей колонке указываем время начала. Потом спокойно делаем работу, не глядя на часы. А как только заканчиваем, смотрим на часы и в колонке «Окончание» записываем время. Дальше новое дело — и мы всё повторяем сначала.

— А столбец «Затрачено времени» что означает? — спросил Федя.

— Этот столбец ты заполнишь вечером, когда выполнишь все дела. Тебе нужно будет вычесть из времени окончания работы время её начала и записать разность в столбец «Затрачено времени». И тогда ты увидишь реальную картину того, на что было потрачено твоё время.

— А мне только дела записывать надо или всё-всё, чем я занимался? Например, когда я с бабушкой разговариваю, мне это тоже записывать нужно?

— Давай-ка завтра всё-всё запиши. А вечером мы вместе поработаем детективами: будем поглотителей времени искать. А теперь, друзья мои, предлагаю поужинать и всем вместе посмотреть фильм про бегемотов, отдыхать ведь тоже надо!

На следующий день после ужина семья Забывакиных уселась обсуждать проделанную работу.

— Итак, друзья, — начал папа. — Сегодня мы втроём вели хронометраж дня, и каждый получил определённые результаты. Предлагаю искать поглотителей времени, анализируя Федин хронометраж. А по ходу дела будем смотреть, было ли что-то подобное у нас, и рассказывать об этом. Давай, Фёдор, показывай, что у тебя получилось.

А получилось у Феди вот что.

— Ты смотри, какую огромную работу проделал наш сын! — уважительно воскликнул папа. — Теперь давай соображать: какие основные дела ты сегодня выполнял?

— Был на репетиции — это раз. Разбирался с «Вордом» — это два. И статью писал — три.

— Вот и давай с тобой подсчитаем, сколько чистого времени ушло на эти дела, а сколько — на всё остальное. Итак, рисуем ещё одну таблицу.

И папа быстро начертил на листе бумаги.

— Смотри, Фёдор, — сказал папа, заполняя таблицу, — суммарное время, которое потрачено на репетицию, равно 1 часу 40 минутам.

Однако в течение этого времени вы вначале 15 минут ждали девочек, а затем ещё 15 минут ждали, пока заменят колонки. То есть реальное время на 30 минут меньше и равняется 1 часу 10 минутам. А на что потрачены лишние 30 минут?

— На ожидание? — робко спросил Федя.

— Ну конечно! Вот мы и выявили наш первый поглотитель времени — это «Ожидание» .

— А у меня сегодня тоже такой поглотитель был, — вмешалась мама. — Представляете, совещание не могли начать: двоих ждали.

— Так начинали бы без них, — пожал плечами папа.

— Ну да, особенно если учесть, что это шеф и его заместитель, — скептически возразила мама.

— И что же делать теперь с этим поглотителем?

— Ну, можно заранее взять с собой что-нибудь, что позволит с пользой провести время: книжку, плеер, приставку, — сказал папа. — Это если ты можешь предположить, что тебе придётся кого-то или чего-то ждать. А если не можешь, то в телефоне есть игры, а в портфеле — ручка и блокнот. Порисуй или запиши какие-то интересные планы на будущее — как раз есть время их обдумать.

— Можно же и кому-нибудь из ребят позвонить, пообщаться, — подхватил Федя.

— Вот-вот, — согласился папа. — А для тебя вообще важнее всего сейчас стихи повторять.

— Интересно, а что это вы смеётесь? — нимало не смущаясь, продолжила бабушка. — Вы вон модничаете в красивых шарфах, а я, между прочим, связала их в очередях всяческих да когда Олечка на прогулке в спала.

— У поглотителя времени «Ожидание» есть родной брат, — продолжил папа. — И зовётся он «Опоздание» . Почему брат? Да потому что, когда один опаздывает, другому приходится его ждать. Вы сегодня ждали девочек, потому что они опоздали. Мама сегодня ждала начальника, который опоздал.

Но самое интересное, что ты же сам можешь пострадать из-за своего опоздания. Например, ты вовремя не пришёл в поликлинику, а тебе надо получить справку в бассейн — значит, придётся идти туда в другой день.

— А в этом случае что делать?

— Прежде всего, я думаю, не забывать заводить будильник. Ну и приучить себя всё делать заранее: заранее выяснять, сколько времени нужно на дорогу, заранее узнавать расписание, заранее выходить из дома, заранее собирать вещи, а не готовить их в последнюю минуту.

Ещё важный момент: если у тебя намечаются две встречи подряд, то между ними стоит запланировать перерыв — тогда первая встреча не задержит вторую, даже если продлится дольше намеченного. У меня, кстати, такая ситуация сегодня была: в расписании стояло подряд несколько встреч с коллегами. А с утра человек на первую встречу опоздал. Так оно и пошло всё сдвигаться до самого вечера, даже поесть толком не успел.

— Вот так-то: разбирался с программой ты вовсе не 50 минут, а всего 20, остальное время книжку искал, — сообщил папа.

— Ничего себе, — ахнул Федя. — Это, выходит, я дольше книжку искал, чем работал?

— То-то и оно. Познакомься с ещё одним поглотителем времени под названием «Беспорядок» . Если бы все вещи лежали на своих местах, ты бы просто подошел к полке и взял эту книгу.

У нас осталось последнее дело — твоя статья, и мы рисуем нашу последнюю табличку.

— Вот так-то, дружище, — сказал папа. — Казалось бы, ты статью писал два часа, а на самом деле всего час. И здесь не обошлось без поглотителя времени. А называется он «Отвлечение» . Это очень коварный враг. Если мы отвлекаемся при выполнении какого-то дела, то делаем его гораздо дольше. Я имею в виду, что на само дело, даже без учёта перерывов, уходит гораздо больше времени.

— Это почему?

— Представь себе, что поезд едет без остановок четыре часа. А если он делает четыре остановки, то едет уже на 40 минут больше. Как ты думаешь, сколько времени поезд стоит на каждой остановке?

Федя быстро разделил 40 на 4 и сказал:

— Подумаешь, это и так ясно, что 10 минут.

— А на самом деле одну-две минуты. То есть на остановки в среднем уходит шесть минут. А на что же уходит 34 минуты, как ты считаешь?

— А-а-а, я понял, наверное. На разгон и торможение.

— Конечно. Вот и наша голова работает так же, у неё тоже есть разгон и торможение. И чем больше мы переключаемся с одного дела на другое, тем больше времени занимает выполнение этих дел.

— А меня сегодня звонками замучили, — вдруг призналась мама. — Завтра, пожалуй, хоть на час поставлю телефон на автоответчик и займусь в это время наиболее важными делами. А потом всем перезвоню.

— Вот и правильно, — согласился папа. — Видишь, Фёдор, какое мы важное дело сделали: нашли и обезвредили поглотителей времени. А всё благодаря тому, что ты провёл хронометраж. Завтра доделаешь свою статью, а в воскресенье пойдём все вместе на выставку. Кстати, какие всё-таки породы мы идём смотреть, а?

Уважаемый читатель, а у тебя бывало так, что ты никак не успевал выполнить намеченные дела и при этом не понимал почему? Попробуй в течение одного дня провести хронометраж — и многое прояснится.

Лучшие статьи по теме