Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • География
  • Рекомендации по оцениванию работы учащихся. Рекомендации по оцениванию результатов Шкалы оценивания результатов обучения

Рекомендации по оцениванию работы учащихся. Рекомендации по оцениванию результатов Шкалы оценивания результатов обучения

  • 5. «Финансы» выполняют следующие функции:
  • 6. Материальными носителями финансовых отношений являются:
  • 9. Государственные финансы включают:
  • Тема 2. Содержание и функции государственных и муниципальных финансов, их состав. Государственная финансовая политика. Государственное регулирование финансов
  • 2. Семинарское занятие- трудоемкость 4 часа.
  • 3) С помощью государственных и муниципальных финансов
  • 4) Положения, характеризующие федеративную форму государственного устройства:
  • 7) Цели инвестиционной политики:
  • 3. Научная дискуссия
  • 4. Контрольная работа
  • Тема 3. Организация управления системой государственных и муниципальных финансов
  • 2. Семинарское занятие- трудоемкость 2 часа.
  • 2. Текущее тестирование учащихся (№88-94)
  • Тема 4. Государственный и муниципальный финансовый контроль
  • 1. Целью государственного финансового контроля в рф является осуществление мероприятий, направленных на обеспечение ……...
  • 2. Основные методы бюджетного контроля:
  • 3. Какими организациями осуществляется общегосударственный финансовый контроль:
  • 6. В чем состоят преднамеренные ошибки в оценке доходов при планировании бюджета на будущий финансовый год:
  • 4. Контрольная работа по вопросам:
  • 1. Вопросы для устного опроса на семинаре:
  • 2. Контрольное тестирование учащихся
  • 1. Налог – это:
  • 4. Решение задач
  • Раздел 2. Бюджетная система
  • 4.Контрольное тестирование текущих знаний:
  • 1. Принципы формирования бюджета рф – это:
  • 2. Под «бюджетной системой страны» понимается (понимаются):
  • 3. В структуру бюджетной системы рф включают:
  • 13. Наиболее актуальные задачи бюджетной политики …
  • Тема 7 «Межбюджетные отношения в рф»
  • 1. Устный опрос по вопросам:
  • 2. Обсуждение рефератов
  • 3. Обсуждение эссе
  • 4. Лабораторная работа
  • 5. Тестовые задания текущего контроля знаний учащихся
  • 1. Что является экономической основой реализации перераспределительной функции государства:
  • 5. Какая черта характеризует кооперативную модель бюджетного федерализма:
  • 7. Каково содержание субвенции:
  • План круглого стола:
  • Тема 8. Территориальные финансы рф: региональный (субъект рф) и муниципальный уровни.
  • Тема 10: «Государственные внебюджетные фонды рф: доходы, направления расходования средств»
  • Тема 10. «Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации: доходы, направления расходования средств»
  • 1. Устный опрос по вопросам
  • Раздел 3. Система государственного и муниципального кредита: ок-1; ок-4; ок-5; ок-6; ок-8; ок-9; ок-10; ок-11; пк-1; пк-2; пк-4; пк-6; пк-7; пк-8; пк-11
  • Тема 11. Содержание и функции государственного кредитования. Формы государственного кредита в рф.
  • Тема 12. Дифференциация государственных займов. Политика управления государственным и муниципальным долгом
  • 2. Вопросы для устного опроса учащихся
  • 3. Вопросы для контрольной работы
  • 4. Обсуждение рефератов:
  • 5. Обсуждение эссе
  • Раздел 4. Особенности организации финансов государственных и муниципальных социальных услуг (ок-1, ок-4 – ок 6, ок-8, ок-9-14
  • Фонд оценочных средств
  • 1. Вопросы для научной дискуссии:
  • 2. Контрольные вопросы для устного опроса учащихся:
  • 3) Контрольное тестирование текущих знаний учащихся:
  • 1. Основные инструменты выравнивания социально-экономических условий:
  • 2. Как размещаются государственные и муниципальные контракты:
  • 3. Какие доходы формируют Фонд Финансовой Поддержки Регионов:
  • 2.2.Фонд тестовых заданий для проверки текущего уровня знаний
  • 3. Промежуточная аттестация
  • 3.1. Вопросы к экзамену
  • 3.2.Экзаменационные билеты
  • 4. Методические рекомендации к процедуре оценки знаний, уровню требований и критериям оценок
  • 4. Методические рекомендации к процедуре оценки знаний, уровню требований и критериям оценок

    Оценочные материалы содержат вопросы по материалу всего курса (промежуточная аттестация) или части курса (текущая аттестация) и носят компетентностно-ориентированный характер.

    В целях подготовки к текущей/промежуточной аттестации, студенту следует просмотреть все имеющиеся и рекомендуемые материалы, представленные в печатном или электронном виде. Если какая-либо тема вызывает затруднения при самостоятельном изучении, необходимо вынести ее обсуждение на практическое занятие, предварительно сообщив об этом преподавателю.

    Выполнение тестовых заданий позволяет оценить уровень знаний студентов и выявить возможные пробелы. Большое количество допущенных ошибок (более 50%) свидетельствует о недостаточно полном усвоении материала.

    Критерии оценивания ответов студентов

    Оценка «отлично» / «зачтено». Ответы на поставленные вопросы излагаются логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Полно раскрываются причинно-следственные связи между явлениями и событиями. Делаются обоснованные выводы. Демонстрируются глубокие знания базовых нормативно-правовых актов. Соблюдаются нормы литературной речи. (Тест: количество правильных ответов> 90 %).

    Оценка «хорошо» / «зачтено». Ответы на поставленные вопросы излагаются систематизировано и последовательно. Базовые нормативно-правовые акты используются, но в недостаточном объеме. Материал излагается уверенно. Раскрыты причинно-следственные связи между явлениями и событиями. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер. Соблюдаются нормы литературной речи. (Тест: количество правильных ответов> 70 %).

    Оценка «удовлетворительно» / «зачтено». Допускаются нарушения в последовательности изложения. Имеются упоминания об отдельных базовых нормативно-правовых актах. Неполно раскрываются причинно-следственные связи между явлениями и событиями. Демонстрируются поверхностные знания вопроса, с трудом решаются конкретные задачи. Имеются затруднения с выводами. Допускаются нарушения норм литературной речи. (Тест: количество правильных ответов> 50 %).

    Оценка «неудовлетворительно» / «не зачтено». Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний по дисциплине. Не раскрываются причинно-следственные связи между явлениями и событиями. Не проводится анализ. Выводы отсутствуют. Ответы на дополнительные вопросы отсутствуют. Имеются заметные нарушения норм литературной речи. (Тест: количество правильных ответов <50 %).

    Промежуточная аттестация проводиться с целью оценки качества усвоения студентами всего объёма содержания дисциплины и определения фактически достигнутых знаний, навыков и умений, а также компетенций, сформированных за время аудиторных занятий и самостоятельной работы студента.

    Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности

    Оценивание знаний, умений и навыков по учебной дисциплине осуществляется посредством использования следующих видов оценочных средств:

    Опросы: устный, письменный, в том числе блиц-опрос

    Решение типовых практических и ситуационных задач

    Решение заданий в тестовой форме с использованием персональных компьютеров

    Экзамен

    Опросы

    Устные опросы проводятся во время практических занятий и возможны при проведении зачета в качестве дополнительного испытания при недостаточности результатов тестирования и решения задачи. Вопросы опроса не должны выходить за рамки объявленной для данного занятия темы. Устные опросы необходимо строить так, чтобы вовлечь в тему обсуждения максимальное количество обучающихся в группе, проводить параллели с уже пройденным учебным материалом данной дисциплины и смежными курсами, находить удачные примеры из современной действительности, что увеличивает эффективность усвоения материала на ассоциациях.

    Основные вопросы для устного опроса доводятся до сведения студентов на предыдущем практическом занятии.

    Письменные блиц-опросы позволяют проверить уровень подготовки к практическому занятию всех обучающихся в группе, при этом оставляя достаточно учебного времени для иных форм педагогической деятельности в рамках данного занятия. Письменный блиц-опрос проводится без предупреждения, что стимулирует обучающихся к систематической подготовке к занятиям. Вопросы для опроса готовятся заранее, формулируются узко, дабы обучающийся имел объективную возможность полноценно его осветить за отведенное время

    Письменные опросы целесообразно применять в целях проверки усвояемости значительного объема учебного материала, например, во время проведения зачета (экзамена), когда необходимо проверить знания студентов по всему курсу.

    При оценке опросов анализу подлежит точность формулировок, связность изложения материала, обоснованность суждений.

    С целью контроля и подготовки студентов к изучению новой темы вначале каждой практического занятия преподавателем проводится индивидуальный или фронтальный устный опрос по выполненным заданиям предыдущей темы. Критерии оценки: – правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

    – полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

    – сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

    – логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

    – рациональность использованных приемов и способов решения поставленной учебной задачи (учитывается умение использовать наиболее прогрессивные и эффективные способы достижения цели);

    – своевременность и эффективность использования наглядных пособий и технических средств при ответе (учитывается грамотно и с пользой применять наглядность и демонстрационный опыт при устном ответе);

    – использование дополнительного материала (обязательное условие);

    – рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей студентов).

    Критерии оценки устных ответов студентов

    Оценка «5» ставится, если студент: 1) полно и аргументировано отвечает по содержанию задания; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно.

    Оценка «4» ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет.

    Оценка «3» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.

    Оценка «2» ставится, если студент обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

    Решение ситуационных задач

    Решение ситуационных задач осуществляется с целью проверки уровня навыков (владений) студента по решению практической ситуационной задачи.

    Студенту объявляется условие задачи, решение которой он излагает устно.

    Эффективным интерактивным способом решения задач является сопоставления результатов разрешения одного задания двумя и более малыми группами обучающихся.

    Задачи, требующие изучения значительного объема материала, необходимо относить на самостоятельную работу студентов, с непременным разбором результатов во время практических занятий. В данном случае решение ситуационных задач с глубоким обоснованием должно представляться на проверку в письменном виде.

    При оценке решения задач анализируется понимание студентом конкретной ситуации, правильность применения норм семейного права, способность обоснования выбранной точки зрения, глубина проработки правоприменительного материала.

    Решение заданий в тестовой форме проводится в течение изучения дисциплины. Преподаватель должен определить студентам исходные данные для подготовки к тестированию: назвать разделы (темы, вопросы), по которым будут задания в тестовой форме, нормативные акты и теоретические источники для подготовки.

    Каждому студенту отводится на тестирование время, соответствующее количеству тестовых заданий. До окончания теста студент может еще раз просмотреть все свои ответы на задания и при необходимости внести коррективы.

    При прохождении тестирования пользоваться конспектами лекций, учебниками, и иными материалами не разрешено.

    Дискуссии происходят в виде обсуждения заданной темы. Требуется проявить логику изложения материала, представить аргументацию, ответить на вопросы участников дискуссии.

    Шкалы оценивания результатов обучения

    Оценивание результатов устных и письменных опросов на практических занятиях, зачетах, экзаменах:

    Уровень знаний определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

    Оценка «отлично» - студент показывает полные и глубокие знания программного материала, логично и аргументировано отвечает на поставленный вопрос, а также дополнительные вопросы, показывает высокий уровень теоретических знаний.

    Оценка «хорошо» - студент показывает глубокие знания программного материала, грамотно его излагает, достаточно полно отвечает на поставленный вопрос и дополнительные вопросы, умело формулирует выводы. В тоже время при ответе допускает несущественные погрешности.

    Оценка «удовлетворительно» - студент показывает достаточные, но не глубокие знания программного материала; при ответе не допускает грубых ошибок или противоречий, однако в формулировании ответа отсутствует должная связь между анализом, аргументацией и выводами. Для получения правильного ответа требуется уточняющие вопросы.

    Оценка «неудовлетворительно» - студент показывает недостаточные знания программного материала, не способен аргументировано и последовательно его излагать, допускается грубые ошибки в ответах, неправильно отвечает на поставленный вопрос или затрудняется с ответом.

    Оценивание результатов быстрого письменного опроса на практическом занятии («блиц-опрос»):

    Каждому студенту выдается свой собственный, узко сформулированный вопрос. Ответ должен быть четким и кратким, содержащим все основные характеристики описываемого понятия, института, категории.

    Шкала оценивания:

    «Отлично» - вопрос раскрыт полностью, точно обозначены основные понятия и характеристики по теме.

    «Хорошо» - вопрос раскрыт, однако нет полного описания всех необходимых элементов.

    «Удовлетворительно» - вопрос раскрыт не полно, присутствуют грубые ошибки, однако есть некоторое понимание раскрываемых понятий.

    «Неудовлетворительно» - ответ на вопрос отсутствует или в целом не верен.

    Оценивание результатов тестирования

    Шкала оценивания при тестировании:

    «отлично» - 90-100% правильных ответов;

    «хорошо» - 75-89% правильных ответов;

    «удовлетворительно» - 60-74% правильных ответов;

    «неудовлетворительно» - 59% и меньше правильных ответов.

    При проведении тестирования, студенту запрещается пользоваться дополнительной литературой.

    Оценивание результатов решения типовых практических задач

    Решение практических задач осуществляется с целью проверки уровня знаний, умений, владений, понимания студентом основных методов и законов изучаемой теории при решении конкретных практических задач, умения применять на практике полученных знаний. Студенту объявляется условие задачи, решение которой он излагает устно.

    Шкала оценивания:

    «отлично» - студент ясно изложил условие задачи, решение обосновал точной ссылкой на изученный материал;

    «хорошо» - студент ясно изложил условие задачи, но в обосновании решения имеются сомнения;

    «удовлетворительно» - студент изложил условие задачи, но решение обосновал формулировками при неполном использовании понятийного аппарата дисциплины;

    «неудовлетворительно» - студент не уяснил условие задачи, решение не обосновал.

    При решении ситуационных задач разрешено пользоваться курсом лекций или учебниками.

    Оценивание результатов решения ситуационных задач при текущем контроле:

    «отлично» - студент ясно изложил условие задачи, решение обосновал точной ссылкой формулу, правило, закономерность, явление;

    «хорошо» - студент ясно изложил условие задачи, но в обосновании решения имеются сомнения в точности ссылки на формулу, правило, закономерность, явление;

    «удовлетворительно» - студент изложил условие задачи, но решение обосновал общей ссылкой на формулу, правило, закономерность, явление;

    «неудовлетворительно» - студент не уяснил условие задачи, решение не обосновал ссылкой формулу, правило, закономерность, явление.

    При решении ситуационных задач разрешено пользоваться табличными, нормативными, специализированными управленческими, вероятностно-статистическими, экономико-финансовыми справочными материалами.

    Оценивание результатов проведения дискуссии происходят в виде обсуждения заданной темы. Требуется проявить логику изложения материала, представить аргументацию, ответить на вопросы участников дискуссии.

    «отлично» - студент ясно изложил суть обсуждаемой темы, проявил логику изложения материала, представил аргументацию, ответил на вопросы участников дискуссии;

    «хорошо» - студент ясно изложил суть обсуждаемой темы, проявил логику изложения материала, но не представил аргументацию, неверно ответил на вопросы участников дискуссии;

    «удовлетворительно» - студент ясно изложил суть обсуждаемой темы, но не проявил достаточную логику изложения материала, но не представил аргументацию, неверно ответил на вопросы участников дискуссии;

    «неудовлетворительно» - студент плохо понимает суть обсуждаемой темы, не смог логично и аргументировано участвовать в обсуждении;

    Критерии оценки рефератов

    Оценка «отлично» – выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована еѐ актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объѐм, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

    Оценка «хорошо» – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочеты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объем реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

    Оценка «удовлетворительно » – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности, тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.

    Оценка «неудовлетворительно» – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

    Химия Промежуточная аттестация по химии учащихся 8 класса МБОУ «СОШ № 6» проводится в виде устного экзамена. В соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования экзаменационные билеты ориентированы на проверку усвоения содержания ведущих разделов (тем) курса химии основной школы. К числу таких разделов относятся: периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, строение атома; химическая связь и строение вещества; классы неорганических соединений, их свойства; химическая реакция: классификация реакций и закономерности их протекания, методы познания веществ и химических явлений; экспериментальные основы химии; применение веществ. Объем содержания, проверяемый билетами, соотнесен с объемом учебного времени, отводимого на изучение химии в основной школе базисным учебным планом (по 2 часа в неделю в 8-х классах). Уровень предъявления содержания учебного материала в экзаменационных билетах соотнесен с требованиями государственного стандарта к общеобразовательной подготовке выпускников основной школы. Благодаря этому обеспечена независимость экзаменационных материалов от вариативных подходов к преподаванию химии в основной школе по различным программам и учебникам. Каждый из билетов комплекта включает два вопроса: первый — теоретический, второй — практико-ориентированный. Теоретические вопросы билетов ориентированы на проверку сформированности у выпускников: . основных химических понятий: химический элемент, атом, молекула, химическая связь, вещество, реакция, классификация веществ и реакций, окислитель и восстановитель; . умений: характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе и строения их атомов; устанавливать связь между составом, строением и свойствами веществ; классифицировать вещества и химические реакции; характеризовать химические свойства основных классов неорганических соединений; объяснять сущность окислительно-восстановительных реакций. Практике-ориентированные вопросы представляют собой расчетные задачи. Предлагаемые в билетах расчетные задачи и лабораторные опыты ориентированы на проверку сформированности практических умений:, вычислять массовую долю вещества в растворе и т. д. Для подготовки к ответу выпускнику потребуется 20—30 минут, из которых 8—10 минут могут быть использованы для выполнения расчетов. Рекомендации по оцениванию ответа ученика Ответ ученика на каждый вопрос оценивается по пятибалльной шкале. Общая оценка выводится на основе оценок, полученных по каждому из двух вопросов билета. При оценивании ответа можно руководствоваться следующими критериями, которые дают экзаменующему определенные ориентиры. Отметка «5» ставится, если: . содержание ответа на первый вопрос представляет собой связный рассказ, в котором используются все необходимые понятия по данной теме, раскрывается сущность описываемых явлений и процессов; рассказ сопровождается правильной записью химических формул и уравнений; степень раскрытия понятий соответствует требованиям государственного образовательного стандарта для выпускников основной школы; в ответе отсутствуют химические ошибки; . содержание ответа на второй вопрос включает план выполнения опыта или решения расчетной задачи, запись формул и названий веществ, участвующих в реакции, уравнений химических реакций и условий их протекания, а также результата решения расчетной задачи; при ответе должен быть продемонстрирован результат проведения опыта. Отметка «4» ставится в случае правильного, но неполного ответа на первый вопрос, если в нем: . отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания; присутствуют все понятия, составляющие основу содержания темы, но при их раскрытии допущены неточности или незначительные ошибки, которые свидетельствуют о недостаточном уровне овладения отдельными умениями (ошибки при составлении химических формул и уравнений, выделение признаков классификации при определении химических свойств веществ различных классов). . При ответе на второй вопрос использован правильный алгоритм выполнения химического эксперимента (или проведения расчетов), но при этом допущены незначительные погрешности при подготовке и проведении опытов или при вычислениях, которые не повлияли на конечный результат. Отметка «3» ставится, если:  в ответе на первый вопрос отсутствуют некоторые понятия, которые необходимы для раскрытия сущности описываемого явления или процесса, нарушается логика изложения материала;  при решении расчетной задачи (или проведении опыта) допущены существенные ошибки, что привело к неверному результату, или опыт выполняется с дополнительной помощью, а объяснение его результатов отсутствует. Отметка «2» ставится, если:  в ответе на первый вопрос практически отсутствуют понятия, которые необходимы для раскрытия содержания темы, а излагаются лишь отдельные его аспекты;  не решена расчетная задача или не выполнен предлагаемый опыт. Билет № 1 1. Периодический закон Д. И. Менделеева. 2. Написать уравнения реакций, подтверждающих химические свойства хлороводородной кислоты. Билет № 2 1. Простые и сложные вещества. 2. Задача. Вычисление массовой доли вещества, находящегося в растворе. Билет № 3 1. Строение атомов химических элементов. 2. Задача. Вычисление количества вещества одного из продуктов реакции, если известна масса исходного вещества. Билет № 4 1. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. 2. Написать уравнения реакций, подтверждающих химические свойства серной кислоты. Билет № 5 1. Валентность. Определение валентности. 2. Задача. Вычисление объема полученного газа, если известна масса исходного вещества. Билет № 6 1. Ковалентная полярная связь. 2. Составить формулы по валентности. Билет №7 1. Ковалентная неполярная связь 2. Задача. Вычисление количества вещества (или объема) газа, необходимого для реакции с определенным количеством вещества (или объемом) другого газа. Билет № 8 1. Ионная связь. 2. Написать уравнения реакций, подтверждающих свойства кислорода. Билет № 9 1. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель (на примере двух реакций). 2. Составить электронные формулы предложенных элементов. Билет № 10 1. Типы кристаллических решеток. Примеры веществ с различными типами решеток. 2. Задача. Вычисление массовой доли (%) химического элемента в веществе, формула которого приведена. Билет № 11 1. Кислоты: состав, классификация. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями (на примере хлороводородной кислоты). 2. Распределить предложенные вещества по классам и дать им названия. Билет № 12 1. Кислород: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома и молекулы. Физические и химические свойства кислорода., получение и применение. 2. Написать уравнения реакций, подтверждающих химические свойства оксида натрия. Билет № 1 3 1. Щелочи: состав, классификация Химические свойства щелочей: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами, солями (на примере гидроксида натрия или гидроксида кальция). 2. Задача. Вычисление массы исходного вещества, если известно количество вещества одного из продуктов реакции. Билет № 14 1. Водород: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, получение и применение. 2. Задача. Вычисление количества вещества (или объема) газа, необходимого для реакции с определенным количеством вещества (или объемом) другого газа. Билет № 15 1. Вода: ее состав, физические свойства. Химические свойства воды: разложение, отношение к натрию, оксидам кальция, оксиду серы(1V). Основные загрязнители природной воды. 2. Опыт. Распознавание соли угольной кислоты среди трех предложенных солей. Билет № 16 1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых периодов и главных подгрупп в зависимости от их порядкового (атомного) номера. 2. Написать уравнения реакций, подтверждающих свойства гидроксида кальция. Билет № 17 1. Оксиды: их классификация и химические свойства (взаимодействие с водой, кислотами и щелочами). 2. Задача. Вычисление массы продукта реакции, если известно количество вещества одного из исходных веществ. Билет № 18 1. Закон Авогадро. 2. Задача. Вычисление количества вещества продукта реакции, если известна масса одного из исходных веществ. Билет № 19 1. Хлор: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома и молекулы. Физические и химические свойства хлора, получение и применение. 2. Задача. Вычисление объема газа, вступившего в реакцию, если известна масса одного из продуктов реакции. Билет № 20 1. Соляная кислота и ее соли. 2. Задача. Вычисление объема газа, необходимого для реакции с определенным количеством вещества другого вещества.

    Одной из составляющих образовательного процесса по курсу ОБЖ является система оценивания и регистрации достижений учащихся. Именно она является наиболее основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи, а также наиболее ясно воплощает в себе принципы, которые положены в основу образовательного процесса в целом. При этом под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но и в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса по предмету, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся. В общем, система оценивания и самооценивания - это естественный механизм саморегуляции образовательного процесса по курсу ОБЖ, что определяет его исключительную важность.

    Система оценивания выполняет три функции:

    1. Нормативная функция, которая включает в себя, с одной стороны, фиксирование достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения, а с другой стороны - административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя.

    2. Информативно-диагностическая функция, включающая основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей.

    3. Карательно-поощрительная функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся.

    Опираясь на перечисленные функции, Положение об аттестации обучающихся можно сформулировать следующие требования к системе оценивания учащихся:

    ѕ система оценивания должна давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, то есть, другими словами, - возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в учебный курс ОБЖ. При этом представляется целесообразным брать за точку отсчета именно обязательный минимум, поскольку лишь он может быть более или менее четко определен.

    ѕ система оценивания должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов и т.д.), что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся на пути получения образования. При этом желательно, чтобы фиксация данной информации была стандартизирована и не требовала от преподавателя больших затрат времени, т. е. не была вербальной. Иначе затраты времени на ее реализацию рискуют превысить все разумно допустимые пределы, что на практике будет означать, скорее всего, выборочное отслеживание такой информации применительно лишь к избранным учащимся.

    ѕ в механизме выставления отметок была должна быть заложена возможность адекватной интерпретации заложенной в них информации, для чего система оценивания должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. В противном случае, на первый план вместо информативно-диагностической выходит карательно-поощрительная функция оценивания.

    ѕ в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя. Собственно, полная прозрачность системы оценивания уже является фактором, подталкивающим к самооцениванию, но это, конечно, только одно из условий.

    ѕ система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы. Без такой связи едва ли возможен системный подход к формированию учебного процесса, а значит и обеспечение его целостности.

    ѕ система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу. Другими словами, невозможно эффективное существование на различных уроках систем оценивания, основанных на разных принципах. Различия принципиального характера в системе оценивания возможны только между возрастными группами учащихся, но никак не между группами предметов.

    ѕ система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций. Как представляется, основной путь для достижения этого - внедрение в сознание всех участников учебного процесса отношения к системе оценивания как к инструменту, необходимому для успешного получения образования, для осуществления обратной связи и не более того.

    Ориентация образовательного процесса современной школы на личностное развитие, создание условий для самореализации и самопознания учащихся предполагает выполнение следующих методических рекомендаций по оценке образовательных достижений современных школьников в курсе ОБЖ:

    ѕ отказ от преимущественной ориентации контрольных проверок на оценку результатов зазубривания, на проверку алгоритмических знаний, переход к оценке уровня владения компетентностями, к интегральным многомерным оценкам, характеризующим способность учащихся к безопасной жизнедеятельности;

    ѕ ориентация не на абсолютные, фиксированные оценки, а на относительные показатели детской успешности, на сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями;

    ѕ дифференциация оценивания по видам работы, само- и взаимооценивание, максимальная объективация оценивания, открытость критериев для учащихся. Отказ от привычной ориентации на «среднего ученика» и переход к индивидуализированным методам, формам и средствам контроля;

    ѕ изменение практики разовых выборочных проверок на отслеживание динамики изменения личностных достижений каждого ученика, на оценку комплекса работ, выполненных за определенный период.

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15

    Муниципального образования г. Армавир

    А. В. Тимофеева

    Тесты

    По окружающему миру

    Класс

    Из опыта работы

    Тест №1 по теме: «Родная страна?».

    Тест №2 по теме: «Город и село?».

    Тест №3 по теме: «Природа и рукотворный мир?».

    Тест №4 по теме: «Неживая и живая природа?».

    Тест №5 по теме: «Явления природы».

    Тест №6 по теме: «Что такое погода?».

    Тест №7 по теме: «В гости к осени»

    Тест №8 по теме: «Звёздное небо».

    Тест №9 по теме: «Заглянем в кладовые земли».

    Тест №10 по теме: «Про воздух ».

    Тест №11 по теме: «Про воду».

    Тест №12 по теме: «Какие бывают растения?».

    Тест №13 по теме: «Какие бывают животные?».

    Тест №14 по теме: «Невидимые нити».

    Тест №15 по теме: «Дикорастущие и культурные растения»

    Тест №16 по теме: «Дикие и домашние животные»

    Тест №17 по теме: «Комнатные растения»

    Тест №18 по теме: «Животные живого уголка».

    Тест №19 по теме: «Про кошек и собак?».

    Тест №20 по теме: «Красная книга?».

    Тест №21 по теме: «Что такое экономика?».

    Тест №22 по теме: «Из чего что сделано?».

    Тест №23 по теме: «Как построить дом?».

    Тест №24 по теме: «Какой бывает транспорт?».

    Тест №25 по теме: «Культура и образование?».

    Тест №26 по теме: «Все профессии важны?».

    Тест №27 по теме: «В гости к зиме?».

    Тест №28 по теме: «Строение тела человека?».

    Тест №29 по теме: «Если хочешь быть здоров?».

    Тест №30 по теме: «Берегись автомобиля!».

    Тест №31 по теме: «Домашние опасности»

    Тест №32 по теме: «Пожар».

    Тест №33 по теме: «На воде».

    Тест №34 по теме: «Лесные опасности».

    Тест №35 по теме: «Опасные незнакомцы».

    Тест №36 по теме: «Моя дружная семья».

    Тест №37 по теме: «В школе».

    Тест №38 по теме: «Правила вежливости».

    Тест №39 по теме: «Ты и твои друзья».

    Тест №40 по теме: «Мы зрители и пассажиры».

    Тест №41 по теме: «Посмотри вокруг».

    Тест №42 по теме: «Ориентирование на местности».

    Тест №43 по теме: «Формы земной поверхности».

    Тест №44 по теме: «Водные богатства».

    Тест №45 по теме: «В гости к весне».

    Тест №46 по теме: «Россия на карте».

    Введение.

    В сборнике представлены тематические задания, составленные в чётком соответствии с содержанием учебника по окружающему миру для 2 класса. Автор А. А. Плешаков. М, Просвещение, 2011 г.

    Тесты разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

    Тестирование - основное средство контроля и проверки обязательного уровня обученности. Наборы тестов признаются сегодня наиболее объективными измерителями. Тестовые задания имеют преимущества перед традиционными методами контроля знаний: более высокая, чем в традиционных методах, объективность контроля; оценка, полученная с помощью теста, может быть более дифференцированной.

    Тестирование обладает более высокой эффективностью. Позволяет при опросе охватывать большой объем материала. Уменьшает элемент случайности в выборе контрольных заданий. Тестирование – завершающий этап во всей системе комплексного контроля.

    Материал разбит на темы, каждое задание имеет цель отработать определённые навыки и понятия. Используя материал этого пособия, учителя начальных классов получают возможность сразу увидеть пробелы в знаниях учащихся.

    Благодаря тестам задания проверяются легко, позволяют активизировать деятельность учащихся на уроках, разнообразить процесс обучения, получать наглядную картину успеваемости, экономить время, отводимое на опрос и контроль.

    Работа с тестами может проводиться почти на каждом уроке окружающего мира, так как материал тестов идёт параллельно с учебником.

    Тематические задания могут быть использованы для организации индивидуальной и коллективной работы на уроке. При фронтальной работе с текстами учитель сам может читать задания, а дети отмечают правильный ответ. Отводить на тестирование больше 20 минут не рекомендуется. Материал сборника поможет оказать методическую помощь учителю в подборе упражнений для закрепления знаний, умений, навыков учащихся.

    Сборник адресован учителям начальной школы, но может быть также использован родителями для занятий с детьми дома.

    При всех положительных качествах метода тестирования он не может быть единственным способом проверки качества знаний и умений учащихся и должен использоваться вместе с традиционными формами проверки результатов обучения.

    Каждое верно выполненное задание оценивается в один балл.

    80 – 100% от максимального количества баллов – оценка «5».

    60 – 80% - оценка «4».

    40 – 60 % - оценка «3».

    0 - 40% - оценка «2».

    Тексты к разделу «Где мы живём?»

    Тест №1

    Тема: «Родная страна»

    Требования к оцениванию

    Прежде всего, необходимо учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своей деятельное га, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся.

    Не менее важно требование объективности оценки. Это проявляется прежде всего в том, что оценивается результат деятельности ученика. Личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке. Это особенно важно потому, что нередко педагог делит детей на отличников, хорошистов, троечников и, невзирая на конкретный результат работы, ставит отметку в соответствии с этим делением: отличнику - завышает, а троечнику - занижает.

    Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от степени сформированности у них самооценки. Реализация этого требования имеет особое значение в развитии учебно-познавательной мотивации ребенка и его отношения к учению. Отрицательной стороной деятельности учителя по контролю и оценке является его эгоцентричность. Он стоит как бы над детьми, только сам имеет право оценить, похвалить исправить ошибки. Ученик не принимает участия в этой деятельности. Более того, его участие часто наказывается («не подсказывай» - а он нашел у соседа ошибку; «исправил» - а он у себя нашел ошибку...). Такой подход формирует у школьника убеждение в том, что оценка - проявление отношения учителя не к его деятельности, а к нему самому.

    Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.

    Приведем пример. Учитель проводит диктант, перед сдачей предлагает его проверить. Ученик находит в своей работе ошибки и исправляет их. В соответствии с инструкцией учитель снижает оценку на балл. Проанализируем эту ситуацию. Ученик сам нашел ошибки, что означает наличие у него навыка самоконтроля. Естественно, в данном случае требуется не наказание, а поощрение. Но найдется учитель, который скажет: «Ученик должен сразу писать без ошибок». Однако путь перехода умения в навык (а именно этого требует учитель) достаточно трудный и неровный, поэтому тот факт, что ученик еще не может сразу применить правило правописания, скорее его беда, а не вина. И пока у школьника не сформирован тот или иной навык, он должен иметь право на исправление ошибки, на совместный с педагогом анализ причин своих неудач. Кроме того, непедагогична эта ситуация еще и потому, что у школьника формируется негативное отношение к действию самоконтроля, безразличное отношение к оцениванию («Зачем искать у себя ошибки, если учитель все равно снизит отметку?»). Противоречие, образующееся при такой ситуации, отрицательно отражается на всем учебно-воспитательном процессе, так как вносит дискомфорт в отношения между обучаемым и обучающим, между одноклассниками, детьми и родителями.

    В процессе реализации воспитательной функции создаются условия для формирования тех качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению. Это касается, прежде всего, умения и желания осуществлять самоконтроль. Сюда относятся: умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном; умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели; поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления.

    Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, но и стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг и что ему еще предстоит преодолеть.

    Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.

    Характеристика цифровой отметки и словесной оценки

    Нельзя не признать, что оценивание на основе анализа текущих и итоговых отметок остается пока наиболее продуктивной формой. Вместе с тем следует обратить внимание на ее существенные недостатки: недооценку оценочных суждений учителя, увлечение «процентоманией», субъективность выставляемых отметок.

    Следует не допускать тенденции формального «накопления» отметок, ориентировки на «среднюю» отметку, выведенную путем арифметических подсчетов. Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Она выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом ученик имеет право исправить плохую отметку, получить более высокие баллы и повысить свою успеваемость. Например, школьник получил за диктант по русскому языку «2», так как допустил грубые ошибки при применении пройденных правил орфографии. Но в последующей своей работе он усвоил эти правила и в следующем диктанте их не нарушил. Такое положение означает, что первая «2» недействительна, исправлена и не учитывается при выведении итоговой отметки.

    Таким образом, следует бороться с фетишизацией отметки как единственного «орудия» формирования прилежания и мотивов учения и поощрять отказ от формализма и «процентомании». Необходимо совершенствовать, прежде всего, методику текущего контроля, усиливать значение воспитательной функции.

    Еще одной важной проблемой оценивания являются разные подходы к использованию отметки в первом классе. Необходимо отказаться от выставления отметок учащимся первого класса в течение всего первого года. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда школьники знают основные характеристики разных отметок (в каком случае ставится «5», в каких случаях отметка снижается). До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания: звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр. Учитель должен знать, что в данном случае функции отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой оценке.

    Отметкой оценивается результат определенного этапа обучения. Пока дети только начинают познавать азы чтения, письма, счета, пока не достигнуты сколько-нибудь определенные результаты обучения, отметка больше оценивает процесс учения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи, фиксирует неустоявшиеся умения и неосознанные знания. Исходя из этого, оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно.

    С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбалльная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка «1»).

    Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо». Отменяется оценка «посредственно» и вводится оценка «удовлетворительно».

    Характеристика цифровой оценки (отметки)

    "5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

    «4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

    «3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

    «2» ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

    Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится. Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки «за общее впечатление от работы» допускается, если:

    в работе имеется не менее двух неаккуратных исправлений;

    работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.

    Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит белее объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы «Чего достиг ученик в усвоении предметных знаний?» и «Каково его прилежание и старание?».

    Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

    Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной опенки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик.учащегося («ленив», «невнимателен», «не старался»).

    Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.

    Особенности контроля и оценки по отдельным учебным предметам

    Русский язык

    Контроль за уровнем достижений учащихся по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

    Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

    Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

    Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

    Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

    Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

    Ошибки:

    нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

    неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

    отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

    наличие ошибок на изученные правила по орфографии;

    существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

    отсутствие главной части.изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

    употребление слов в не свойственном им значении (в изложении). Недочеты:

    Недочеты:

    отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;

    отсутствие красной строки;

    неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;

    незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

    При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

    Нормы оценок за контрольные работы по русскому языку соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

    Особенности организации контроля по русскому языку

    Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

    В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

    Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более двух видов грамматического разбора.

    Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

    Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями пейзажа, портрета и т.п.

    Чтение и читательская деятельность

    В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

    При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

    Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

    Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во 2-4-х классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме того, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в первом классе до 80-85% в четвертом классе).

    Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

    в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения: осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений;

    во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

    в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений; использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;

    в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 1 15-120 слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

    Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

    Ошибки:

    искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

    неправильная постановка ударений (более двух);

    чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

    непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

    неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

    неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

    нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

    нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

    монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

    Недочеты.

    не более двух неправильных ударений;

    отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

    осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

    неточности при формулировке основной мысли произведения;

    нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

    Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

    Особенности организации контроля по чтению

    Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведении в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

    Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

    Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

    Схема учета навыка чтения в 1-м классе

    Фамилия

    Способ чтения

    Темп чтения, при котором осознает текст

    Чтение без ошибок

    Осознанность чтения

    Общая оценка

    Схема учета навыка чтения во 2-4-х классах

    Фамилия ученика

    Темп чтения, при котором

    осознает основную

    мысль текста

    Чтение без ошибок

    Ответы по

    содержанию

    текста

    Выразительность чтения (подгот. заранее

    Общая оценка

    Математика

    Оценивание письменных работ

    В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

    Ошибки:

    незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;

    неправильный выбор действий, операций;

    неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;

    пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;

    несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;

    несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

    Недочеты:

    неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин); 0 ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;

    неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;

    наличие записи действий;

    отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

    Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

    Оценивание устных ответов

    В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

    Ошибки:

    неправильный ответ на поставленный вопрос;

    неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;

    при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения,

    Недочеты:

    неточный или неполный ответ на поставленный вопрос; при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;

    неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;

    медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;

    неправильное произношение математических терминов.

    Особенности организации контроля по математике

    Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

    Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.

    Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.

    Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий по геометрии, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.

    При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

    Нормы оценок за итоговые контрольные работы соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

    Окружающий мир.

    Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

    Классификация ошибок и недочетов, влияющих не снижение оценки

    Ошибки:

    неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

    нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

    неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

    ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

    незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

    отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

    ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

    неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

    Недочеты:

    преобладание при описании объекта несущественных его признаков; 0 неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

    отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

    неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

    неточности при нахождении объекта на карте.

    Особенности организации контроля по "Окружающему миру"

    Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

    Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

    Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

    Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

    Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартных ситуациях с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированное™ его логического мышления, воображения» связной речи-рассуждения.

    При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам: поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

    Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

    Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ- определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

    Нормы оценок за все виды проверочных работ по предметам образовательной области «Окружающий мир» соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

    Лучшие статьи по теме