Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • Моя жизнь
  • История Индии: раджпуты в Индии. Раджпуты Смотреть что такое "Раджпуты" в других словарях

История Индии: раджпуты в Индии. Раджпуты Смотреть что такое "Раджпуты" в других словарях

Индия за свою тысячелетнюю историю видела немало завоевателей, которые несли на землю Индии смерть и разрушения. Лишь один народ сумел практически безболезненно вписаться в уже существовавшую в этой древней и многоликой стране сложнейшую систему общественных отношений, приняв и впитав в себя обычаи и верования коренных жителей. Этим народом были раджпуты, пришедшие в Cеверную Индию в VI веке как завоеватели и переселенцы, но в скором времени ставшие главными ее защитниками.

«Раджпут» происходит от санскритского словосочетания «раджа путра», что означает «сын царя» или «сын раджи». Это аристократическое название раджпуты Индии получили от подчиненного ими местного населения Индии, пораженного не жестокостью и кровожадностью пришельцев, а их внешней и внутренней красотой, безусловным уважением к обычаям древних индусов и благородством их поступков.

Пришли раджпуты в Индию с территории современной Средней Азии, как и многие их предшественники, и за непродолжительный исторический отрезок времени сумели не только органично влиться в пестрое общество Индии, но и занять в нем весьма почетное место — выше них в кастовой иерархии Индии оказались только брахманы, во все времена считавшиеся на территории Индии высшей кастой. Брахманы Индии были жрецами, составителями и толкователями законов, духовными учителями и вообще главными авторитетами практически во всех областях жизни Индии строго регламентированного индийского общества. Именно с помощью брахманов вожди воинственных раджпутских кланов очень быстро сумели понять, каким образом они могут стать правящей элитой Индии — для этого им было необходимо принять индуистские ценности и принципы общественной жизни этой страны. А так как главными обязанностями всех правителей в Индии считалась защита богов, брахманов и святых мест, то для раджпутов следовать этим принципам не составляло большого труда, равно как и следить за неукоснительным выполнением своих обязанностей людьми других каст: многочисленные земледельческие, ремесленные, торговые касты, не говоря уже о «неприкасаемых», в скором времени исполняли все их повеления беспрекословно. Так раджпуты стали кастой правителей Индии. Военное дело в Индии также стало их обязанностью и привилегией. Впрочем, ничего другого они и не желали.

Этническое происхождение раджпутов Индии до сих пор является предметом дебатов многочисленных исследователей. Большинство западноевропейских ученых считают, что они представляют собой пришлые восточно-иранские племена, ассимилировавшиеся в обществе Индии. Что же касается индийских ученых, то они придерживаются той точки зрения, что раджпуты жили в Северной Индии всегда и в древние времена назывались кшатрии, а в период раннего средневековья стали именоваться раджпутами. Истина, по всей видимости, лежит где-то посередине, но все же большинство исследователей сходится на том, что раджпуты являются потомками пришлых в Индию этнических групп, в значительной степени индуизированных впоследствии.

Что касается внутренней раджпутской социальной организации, то она с незапамятных времен была и по сей день остается сложной. Каждый раджпут в Индии по праву рождения входит в одно из четырех главных объединений, так называемых Линий, или Династий, унаследованных от кшатриев: Солнечная (Сурьявамша), Лунная (Чандравамша), Огненная (Агникула) и Змеиная (Нагавамша). Формально все эти Линии равноправны, но наиболее многочисленными и влиятельными из них считаются все же Солнечная и Лунная, являющиеся признанными генеалогическими линиями раджпутских фамилий. Тем самым раджпуты в Индии получили признание в качестве прямых потомков ведических кшатриев (на санскрите кшатра — власть), одного из четырех основных варн-сословий.

Считается, что все представители Солнечной линии происходят от Рамы, а Лунной — от Кришны. Великий Будда также считается предком раджпутов, тем более что происходил он из варны кшатриев. Раджпутские Линии в свою очередь подразделялись на родовые группы, называемые «кула». Этих кул очень много, но лишь 36 из них, собранных из представителей всех четырех линий, объединены в особую группу, называемую «царскими кулами». Любой из представителей раджпутской общности знает свою принадлежность по куле, ее историю и не без основания гордится своими славными предками. Каждый раджпут наследует кулу своего отца, а потому не может вступать в брак с представителями своей кулы. Именно поэтому все раджпуты, носящие имя одной из существующих кул, считаясь потомками одного предка, являются братьями и сестрами, а значит, браки внутри кулы могут быть сочтены только как кровосмесительные.

Кула, которая может быть очень многочисленной и включать в себя до нескольких сот тысяч человек, в свою очередь, состоит из кланов. Клан также может быть очень большим и знаменитым, не менее, чем сама кула. Традиционные связи по линии семья — клан — кула у раджпутов очень сильны и носят во всей их общности основополагающий и системообразующий характер. Более того, клан является важнейшей единицей во всей социальной структуре раджпутской общности. Имущество каждой входящей в клан семьи принадлежит клану, но со своей стороны клан должен сделать все от него зависящее, чтобы это самое имущество было у каждой входящей в него семьи. Причем оно ни в коем случае не должно делиться, а только прирастать.

В раджпутском государстве было два типа землевладельцев: «бхумиа» — наследственные землевладельцы и «грасиа» — получившие землю на период их службы радже. Именно грасиа состояли с раджой в феодальных отношениях, не являясь при этом членами правящего клана. Сам же раджа не владел землей и не мог ею распоряжаться, так как она была собственностью клана. Он мог лишь временно передать какому-нибудь полезному для клана человеку (не члену клана) право собирать налоги с какого-то участка земли. Стать же «бхумиа» было заветной мечтой любого рядового раджпута, и единственным способом достижения этого был завоевательный поход в рамках принципа майората. Что в немалой степени способствовало широкому расселению раджпутов по всей территории Северной Индии.

И, тем не менее любая раджпутская семья всегда была истинным гарантом социальной значимости и благополучия каждого ее члена. Братья отца или деда занимались детьми в отсутствие родного отца или деда, а в случае их смерти — эту обязанность брал на себя любой оставшийся в наличии мужчина семьи. Этот порядок был необходим в условиях постоянного участия раджпутских мужчин в бесконечных сражениях и высокого уровня их смертности. Ведь раджпутские кланы должны были отстаивать интересы своих кул военным путем, так как различные кулы редко жили между собой в мире и согласии. Объединить их могла только угроза внешней агрессии, да и то далеко не всегда. Высшей ценностью для раджпутов всегда была земля, из-за которой, собственно, и происходили постоянные межклановые конфликты. Бесспорно одно — несмотря на то, что любой раджпут практически полностью зависел от своей семьи, эта зависимость была добровольной, так как любой из них стремился сделать все возможное, чтобы помочь ей возвыситься. Первым великим раджпутским правителем являлся Харша (Харшавардхана), сумевший подчинить своему влиянию всю Северную Индию. После его смерти в 647 году на этих землях, получивших впоследствии название Раджпутана, или в современном звучании Раджастхан, стали появляться многочисленные государства, во главе которых стояли различные раджпутские кланы. Именно в это время строились многочисленные города и храмы Индии, бурно развивались различные ремесла, создавались прекрасные литературные памятники. Несмотря на постоянные междоусобные конфликты, раджпуты самым непосредственным образом влияли на судьбы всей Индии в течение 500 лет — с VII по XII век — именно этот временной отрезок, названный исследователями «Раджпутским периодом», стал «Золотым веком» для самих раджпутов.

Раджпуты испокон века жили по единожды принятому и строжайшим образом соблюдаемому закону майората, который гласит, что имущество клана может наследовать только старший сын его главы — раджи. Таким образом, все младшие сыновья, а их в полигамных раджпутских семьях было множество, должны были сами заботиться о своем благосостоянии, имуществе и месте под солнцем. Несмотря на кажущуюся жестокость и несправедливость данного закона, в нем был заложен глубочайший смысл — такое положение вещей, бесспорно, способствовало поддержанию постоянной боевой готовности многочисленного младшего поколения, а значит, и всего раджпутского сообщества.

Этот исторический период закончился в 1193 году, когда мусульманский правитель государства Гур (область западного Афганистана) Мухаммед Гури победил в ожесточенной битве знаменитого раджу, правителя Дели, Притхвираджа Чаухана. После смерти Гури его наместник в долине Ганга, объявив себя правителем Индии, создал Делийский султанат. С этого момента в Индии начался долгий период мусульманского правления и не менее долгий период освободительной борьбы раджпутов и их многочисленных подвигов. Именно в то тяжелое для страны время раджпуты проявили себя как великие воины, отстаивавшие индуистские ценности и сами основы жизни всего индийского народа, заслужив тем самым величайший авторитет, сохраняющийся на протяжении многих веков.

В истории Индии всегда были заметной и влиятельной силой, и о них идет слава, что они как наследники кшатриев защитили страну и во всех превратностях исторической судьбы. Но верно и то, что раджпутская дает великолепный материал для изучения индийского традиционного общества, а традиционная социальная организация раджпутов предоставляет ключ к разгадке природы государственности в Северной Индии в период средневековья. Хотя до сих пор нет даже однозначного ответа на вопрос “раджпуты – кто они?”.

Раджпутская привлекала многочисленных историков, этнографов, языковедов и специалистов по кастовой системе. В раджпутском обществе сложнейшим образом переплелись генеалогические, этнические, кастовые, социально-престижные и сословные компоненты. Неудивительно, что характерной особенностью этнографических работ о раджпутах является предельная запутанность и невыверенность терминологии. В англоязычных работах их называют то расой, то племенем, то кастой, считая все эти слова синонимами, а также имея в виду то обстоятельство, что раджпуты по всем параметрам очень похожи на этническую общность с ярко выраженными особенностями облика, культуры, социальных институтов. Часто раджпутов называют кастовой общностью; но и в таком случае ясности не много: их описывают либо как одну большую касту, либо как группу каст, состоящую из родо-племенных группировок, либо как состоящую из каст родо-племенную общность. И в этом тоже есть свои резоны, потому что раджпуты действительно сохранили очень своеобразную традиционную социальную организацию, которая является по сути родо-племенной, а не кастовой. При этом остальное население относится к ним как к особой большой многосоставной касте и принимает их в свою систему. В наши дни раджпуты составляют в кастовой системе слой каст, выше которого только брахманы. Место это оправдано честным служением ценностям брахманической и индуистской идеологии и героической защитой индуистского жизнеустройства в течение многих поколений.

Не углубляясь в подробности, скажу сразу – я рассматриваю раджпутов как этно-кастовую общность. Эта пока малознакомая таксономическая единица – “Этно-кастовая общность” – оказывается адекватной той реалии, которую обозначает. Термин этот предложил М. К. Кудрявцев. Изучая индийскую касту, исследователь пришел к выводу, что раджпуты, как, впрочем, и джаты, гуджары, ахиры и некоторые другие общности, – не могут однозначно считаться кастой. Он называл подобные общности “надкастовыми”, что отражено в его книгах по кастовой системе в Индии. В последние годы он пришел к выводу, что этническая составляющая этих особых культурных образований должна быть отражена в их названии. Свою работу над изучением культуры раджпутов я начинала как ученица М. К. Кудрявцева, и мы назвали ее “Раджпуты – этно-кастовая общность Северной Индии”. Похоже, что это удачное определение Раджпуты – характерная этно-кастовая общность. Это общность и этническая, и кастовая одновременно, общность, обнаруживающая уникальное сочетание характеристических признаков и этнической группы, и касты, то есть сочетание родо-племенных и кастовых черт. Стало понятно, что этно-кастовая общность – продукт индуизации этнических групп внекастовой периферии, результат процесса санскритизации и индуизации пришлых и автохтонных этнических элементов, изначально не входивших в кастовое общество. В ходе развития взаимоотношений между разными элементами древнего и средневекового общества имели место взаимная ассимиляция разных этнических групп, вхождение их в кастовую систему через принятие индуизма и образование новых каст этнического происхождения, если процесс завершился, и этно-кастовых общностей, если сохранились заметные этнические черты. Раджпуты пережили этот процесс, как, впрочем и многие другие племенные общности Индии. Агенты этого процесса – не отдельные личности, а целые социальные коллективы – племя, патронимия.

Современная раджпутская этно-кастовая общность состоит из локальных групп раджпутского этно-кастового населения, раджпутских каст этнического происхождения и раджпутских кланов. На мой взгляд, этот термин практически решает проблему адекватного определения для раджпутов – и в эпоху средневековья и нового времени, на которые приходится расцвет их государственности и самобытной культуры, и для новейшего времени.

Восточно-иранские по происхождению гуджаро-джато-раджпут-ские включились в этот процесс сразу после появления в Индии, причем у них было привилегированное положение, они как удачливые завоеватели и напористые переселенцы занимали лидирующее положение в государственных и политических структурах. Местные правители тоже стремились получить кшатрийский или раджпутский статус. Новые и уцелевшие местные правители и правящие династии претендовали на происхождение от древних кшатриев, и в этой честолюбивой претензии их поддерживали брахманы, которые, по-видимому, уже умели обращаться с правителями так, чтобы от этого выигрывали все – и прежде всего их, брахманов, собственное положение на верху иерархической лестницы. Напомню, что процесс этот совпадал по времени с укреплением системообразующей социальной роли индуизма, в период, когда в стране существовали параллельно брахманизм, и тантрический (ок. VI-VIII вв. н.э.).

Особенно важным в контексте социализации иноземцев в индийском обществе предстает тот аспект индуизма, который связан с регуляцией общественных отношений и с механизмом, обеспечивающим ее – т.е. с кастой и кастовой системой. Ведь ритуальные связи, взаимные контакты отдельных личностей и целых общественных коллективов, поведенческие установки, система табу регулируются в индуизме через кастовую идеологию и в рамках системы каст. В этих же рамках организуется сам процесс общественного разделения труда – через систему джаджмани, которая имеет не только экономический, но и ритуальный аспект Раджпуты удачно вписались в общественную структуру. Они заняли “экологическую нишу”, вполне уже свободную от древних ведических кшатриев ко времени их появления в Индии, и с тех пор считаются наследниками кшатриев, “кшатриями наших дней”, в какие бы дни они ни жили, и индийское традиционное общество эту их претензию признает как совершенно обоснованную.

В касте вся традиционная система общественных связей замещена унифицированной “инженерной сетью” индуизма. У раджпутов эта ткань самобытного общественного организма жива и процветает, она определяет взаимоотношения в области семейно-брачных отношений, структурируя раджпутскую общность как брачное и ритуальное поле, и является каркасом системы общественного самоуправления и основой ранней государственности у раджпутов. Это говорит об ее поистине уникальной функциональности. Она сохранилась несмотря на “ кастовую оболочку”, так же, впрочем, как язык и особенности культуры раджпутов.

Традиционная социальная организация раджпутов, которая хорошо сохранилась несмотря на “кастовую оболочку”, является самым убедительным доказательством иноземного происхождения раджпутов. Далекие предки раджпутов явно были кочевниками, привыкшими к степям и коням, луку и стрелам, и воинский образ жизни был для них так же естествен, как, например, для монголов, Позднее они стали добывать себе не новые пастбища, а новые территории для сбора налогов, но наступательный стиль действий сохранился.

Главная особенность раджпутской социальной организации проявляется в том, что социальные группы разных уровней можно квалифицировать одновременно и как семейно-родственные группы все более широкого круга вплоть до племени, и как те подразделения, из которых в конечном счете состоит индийская . Все эти общественные коллективы функциональны, и каждый человек входит в них по праву рождения и идентифицирует себя в какой-то из них в зависимости от ситуации. Эти группы в кастовом обществе взаимно пересекаются, дополняют друг друга, что очень осложняет анализ общественной структуры. Главным для точной квалификации является выяснение социальных функций этих групп. Характерной особенностью всех этих групп – коль скоро они относят себя к раджпутам, – является то, что каждая из них находит себе место в традиционной раджпутской структуре. Делается это с помощью генеалогов, принадлежащих к особым кастам – бхат и чаран. Познания и умения этих генеалогов считаются настолько важными, что каста никогда не остается без работы. Фиксируется все, что имеет отношение к семье, роду и т.д. Конечный пункт, верхняя любой генеалогии – это возведение к одному из четырех главных объединений раджпутов, так называемых Линий, или Династий. Санскритское название для них – “вамша”. Принадлежность к одной из Линий – синоним определения “раджпут”. Хотя раджпуты унаследовали свои Линии от кшатриев, для которых они в глубокой древности были очень значимыми. Четыре главные раджпутские Линии (Династии) суть следующие:

– Сурьявамша (Рагхувамша)– Солнечная Линия;
– Чандравамша (или Сомавамша, Индувамша) – Лунная Линия;
– Агникула – Огненная Линия;
– Нагавамша – Змеиная Линия.

Чаще всего исследователи приводят именно такую схему. По моим наблюдениям, Нагавамша имеет чисто номинальное значение, и групп, относящих себя к ней, так мало, что они (кроме одной – собственно Нагавамша) в словари каст или другие сводные материалы даже не попали.

Очень важно, что и Солнечная, и Лунная Линии признаны как генеалогические линии раджпутских фамилий, а раджпуты тем самым признаются прямыми потомками ведических кшатриев и вписываются в древнюю традицию.

Иногда можно встретить в научной литературе сообщения, что Линии якобы составляют иерархическую систему в следующем порядке Солнечная, Лунная, Огненная, Змеиная. Это связывают с правилами заключения брачных союзов у раджпутов. Мнение это выглядит как будто убедительно, но на практике действие эндогамии и экзогамии не распространяется реально на столь большие по численности группы людей, а главное – назначение Линий никогда не состояло в регулировании брачных отношений. Уже доказано, что в этих социальных категориях сохранилась память об этническом происхождении, о группах родственных племен древней эпохи, о некой культурной общности между ними, что давало позднее генеалогам очень удобную возможность включить новые племена и этнические группы в эту схему, подыскав для них подходящего “патентованного” предка. Раджпуты могут числить в качестве своих предков племена восточно-иранского, индоарийского и автохтонного комплексов. Ассимиляция облегчалась благодаря характерному для раджпутов принципу гипергамии: нижняя граница раджпутской общности всегда открыта.

Генеалогические Линии раджпутов состоят из родовых групп, которые в раджпутских источниках называются “кула”. Этих кула очень много, более ста, но тридцать шесть из них составляют особую группу – так называемые “царские кулы”. Эти “тридцать шесть” набраны из всех четырех Линий. Существует несколько не во всем совпадающих списков этих царских кул. Каждый раджпут знает свою принадлежность по куле. Это вызвано в немалой степени законной гордостью своей причастностью к славным деяниям предков. Каждая кула имеет свое охранительное божество – “кулдеви” (богиня-мать кулы) Ей посвящаются специальные храмы, алтари в каждой семье и специальные культовые действа. Но глубинный смысл фиксирования границ кулы как общественной группы состоит в том, чтобы очертить круг экзогамии в раджпутской общности, т.е. нельзя вступать в с представителями своей кулы. Каждый человек наследует своего отца. Считается, что все раджпуты, носящие одно имя кулы, где бы они ни жили, являются потомками одного предка, и, соответственно, братьями и сестрами, не имеющими права вступать в брак друг с другом. Таким образом, эта структурная единица раджпутского общества выполняет важнейшую социально-регулятивную функцию. Раджпутские кулы и кланы структурируют раджпутскую этно-кастовую общность как брачное поле. Принадлежность человека к той или иной куле определяет характер его взаимоотношений с соплеменниками в семейно-брачных и ритуальных связях, потому что кула -максимальная экзогамная группа раджпутской общности. Брачные связи организуются в этой системе координат, а не так, как принято в касте, и у раджпутов нет экзогамных кастовых подразделений, их замещают кулы и кланы. Каждая отдельная кула в ряду других имеет более или менее общепризнанное место. Строгой иерархии раджпутских кул нет, но есть группы примерно равных по престижу кул; престиж этот определяется историческими заслугами предков Поэтому в раджпутском традиционном обществе очень сильна потребность в ведении подробных и точных генеалогий.

Известно, что функцию регулирования брачных контактов в кастовом обществе выполняет именно каста. Раджпуты женятся на раджпутках. Вот и получается, что у раджпутов брачные контакты зависят и от традиционной племенной структуры, и от кастовых регуляторов; и трудно сказать, какой из них слабее.

Раджпутские кулы, как правило, очень многочисленны. Они включают иногда сотни тысяч человек, как, например, кула Чаухан. Кула – очень важный уровень социальной организации раджпутов. Именно из кул состоит раджпутская общность вообще. Сама куда состоит из большого числа кланов. Бывают настолько многочисленные кулы, что кланы, к ним принадлежащие, входят в несколько ветвей (“шакха”), составляющих кулу. В таких случаях генеалогии четко прослеживают, когда и при каких обстоятельствах кула дала несколько родственных ветвей. Кула Гухилот состоит из 24 ветвей, Парамар – из 35, Чаулукья – из 16, и т.д. Ветвь кулы может быть такой знаменитой и большой, что считается уже не менее важной, чем сама кула, и для всех практических целей становится ее аналогом. Самый яркий пример этого – ветвь Сисодия кулы Гухилот.

Этими кулами много занимались историки. Дело в том, что раджпутская традиционная социальная организация послужила основой для государственной администрации в раджпутских феодальных княжествах эпохи средневековья и нового времени. Этнографический материал может помочь ученым, решающим проблемы социально-экономических отношений и природы государства в Индии. Потому что во всей Северной и Западной Индии в это время именно местные раджпутские семейно-родственные группы обеспечивали политическую власть, они создавали политические организмы, из которых формировалось раджпутское княжество. Шел процесс самоорганизации власти снизу: раджпутские родовые группы подчинялись кланам, кланы входили в кулы. И все они соответственно владели родовыми территориями, которые объединялись их владельцами в одно целое уже просто по принадлежности к одной раджпутской группе. Традиционные социальные связи по линии – клан – кула в раджпутской общности чрезвычайно сильны. Они включают не только родственные эмоциональные контакты, но прежде всего системообразующие экономические, ритуальные и военные взаимные обязанности раджпутских групп друг перед другом. Раджпутских государств теоретически могло быть ровно столько, сколько было раджпутских кул. Не все они сумели выстоять, многие кулы были изначально слабы и объединились с другими. Но всякая из них стремилась к власти на земле. Отсюда и появилось столь большое число раджпутских владетельных домов в Северной Индии. Но был еще один важнейший фактор, действие которого в раджпутской истории непреложно и мощно – майорат. Майорат – это особое правило наследования, при котором все имущество родителей наследует старший в роду сын и его семья. Младшие ветви даже простых, а не только владетельных раджпутских родов должны были добывать себе средства к существованию только сами, и таких неприкаянных лишенцев было очень много. Можно представить, насколько закаленными были характеры этих младших сыновей, как они были решительны и отчаянны и как умели добыть себе не только пропитание, но и целый немаленький кусок территории для добывания этого пропитания. Раджпуты жестко придерживались этого обычая, и этнографические данные помогают дать ответ на вопрос: “Что вызывало постоянное выплескивание все новых и новых групп раджпутских переселенцев за пределы их этнических и политических территорий в Раджпутане и Хиндустане?” Обычно говорят, что это была угроза со стороны мусульман, стремившихся обратить всех в ислам; но известно, что были целые века, когда раджпуты довольно спокойно с ними сосуществовали, вполне применившись к новым условиям жизни и борьбы. Не было это и простое демографическое перенаселение. Именно обычай майората приводил к тому, что столь большие массы молодых и сильных раджпутов были всегда готовы к борьбе за территории, за власть, за землю. И они с рождения знали, что им предстоит беспокойная , и готовили себя к ней. Поэтому так много раджпутских владетельных домов в Северной Индии, и это при умении раджпутов воевать было для них делом несложным. А в традиционной организации есть особая категория раджпутских семей – “чхота бхаи”, буквально “младший брат”.

Самая важная структурная единица раджпутской общности – раджпутский клан, “кхамп”. Его особенности состоят в том, что все его члены являются потомками общего предка по мужской линии, имеют общее для всех родовое имя, и поэтому в пределах клана запрещаются взаимные браки. В известном смысле кхамп – это раджпутский род. В прошлом у раджпутов было широко распространено многоженство, и поэтому кланы были очень разветвленными и многочисленными. Каждая большая или нуклеарная семья, входящая в клан, считается его неотъемлемой частью; имущество семьи принадлежит клану, и, наоборот, клан принимает меры к тому, чтобы у каждой семьи в нем было имущество. При этом имущество клана не делится, оно, по традициям раджпутов, должно только прирастать. Для решения этих проблем всем, кому нужно помочь – клан помогает “военной силой “; все мужчины клана составляют военную единицу; руководит ею глава клана – вождь, раджа, по-английски его называют “chief”. Этот военный отряд всегда готов выступить за интересы клана, а таковыми считаются интересы каждого его члена. Чем больше земли у клана, тем легче обеспечить всех его членов хотя бы одной деревенькой “для пропитания”. Естественно, в традиционной системе все устроено так, что удовлетворяются только разумные, даже жизненно необходимые потребности, но всякий раджпут может рассчитывать, что не останется без средств к существованию.

Раджпутские кланы со своими военными отрядами должны были отстаивать интересы своих более крупных структурных подразделений – кул или частей крупных кул. А все вместе защищали свою территорию, свое раджпутское , которое было им буквально “как родное” и всех их кормило. Историки пока еще мало знакомы с этими этнографическими находками, но я уверена, что со временем они не будут сомневаться, откуда брались раджпутские династии на землях Индии, и почему их было так трудно победить. Речь идет об автократическом типе государства, или, как называл их Б.Баден-Пауэлл, “клановых монархиях”.

Раджпуты как доминирующая социальная группа определяли характер взаимоотношений внутри каждой кастовой общины и между соседними деревнями, и даже шире – как того требовали их личные родственные связи. Это создавало предпосылки для формирования целостной раджпутской этно-кастовой общности на базе различных кланов и кул и даже Линий, и способствовало созданию довольно больших и сильных раджпутских государственных образований.

Раджпутская кула не имеет какого-то одного руководителя, лидера. Но она состоит из кланов, один из которых считается самым главным; вся традиционная организация раджпутов пронизана иерархичностью.

Лидеры таких главных в куле раджпутских кланов были теми, кого называют в литературе раджпутскими князьями. Именно они носили титул “раджа”, “рана”, “рават”, “рао” и т.п., а позже – когда раджпутские князья возглавляли крупные государства, княжества, таких правителей стали называть “махарана”, “махараджа”, т.е. “великий раджа”. Эти раджи занимали в своих государствах столь высокое положение потому, что в своих кланах они были главами, а главенство в клане определяется традиционными правилами наследования. Семья такого правителя, а точнее его клан, служил опорой силе и власти раджи, составлял его свиту и двор, принимал участие в распоряжении общей собственностью. Итак, раджпутов надо рассматривать как потестарный этнос, сумевший создать свою государственность: раджпутское государство явилось естественной формой политической организации и государственного самоопределения раджпутской общности. В этих государствах брахманы – как и везде в Индии – прививали древние идеи государственного управления раджпутам так же, как маратхам или династиям Южной Индии. Считалось, что государственная должна следовать дхарме. Правитель имел массу строго регламентированных обязанностей, основанных на предписаниях хинду дхармы. Главными из них считались защита богов, брахманов, коров и святых мест. Чтобы дела в государстве шли успешно, правитель должен был заставить людей разных каст неукоснительно выполнять свои обязанности, тоже предписанные традицией Военное дело считалось привилегией и обязанностью раджпутов, которые в каждой отдельной административной единице принадлежали к разным кланам, но правящий клан считался главным.

Постоянная борьба за владения и власть кипела в раджпутском обществе. И более мелкие владетели тоже не дремали в этой борьбе. Все они стремились подчинить себе новые земли, переподчинить и перекроить старые, и оказывались для этого и в Гималаях, и в джунглях, где жили аборигенные племена бхилов, мина, гондов и т.д. Самые удачливые и предприимчивые даже в ХIХв выкраивали себе княжества или хотя бы одну деревню. Раджпуты зависели от дохода со своей земли и от военной добычи. и коммерция были для них совершенно неприемлемыми занятиями, а бесплодная земля Раджпутаны не могла дать богатых урожаев. Благосостояние и порядок в государстве целиком зависели от личных качеств правителя, и вся раджпутская лишь подтверждает это мнение. Клановая система власти сделала неизбежными внутренние конфликты, т.к. аристократия получала свои поместья прежде всего потому, что все эти люди были членами владетельного клана; и они могли не считать себя очень уж обязанными главе клана, особенно если он был слаб и неавторитетен. В раджпутском государстве центральная власть поэтому была всегда непрочной и нестабильной. Раджа-воин с сильной волей мог оказаться в состоянии поддерживать дисциплину, но если традиционная система наследования выносила на вершину власти маленьких детей или слабых, даже слабоумных, людей – неизбежным следствием становились раздоры и хаос. То обстоятельство, что каждое раджпутское поместье и государство в целом были построены на принципах самодостаточности и определенной независимости от внешних факторов, сослужило, думается, плохую службу раджпутам во всей их истории. Раджпутские государства были одиноки в мире: каждое из них могло рассчитывать в лучшем случае на родственные линиджи и кланы, да и то, если в данный момент ссор не было. Вообще же все остальные раджпуты представляли собою потенциальную или реальную угрозу территориям и благополучию каждого отдельного клана. Никогда за долгие века раджпуты не сумели объединиться в централизованное государство – даже при угрозе самому существованию раджпутских владений и индуистской со стороны завоевателей. Подчинение общему верховному правителю было по самой своей сути несовместимо с традициями клановой системы. Каждый клан считал себя если не лучше и благороднее всех остальных, то во всяком случае не хуже и не ниже их. Традиционная социальная организация не предусматривала никого, кто мог бы стоять над всеми раджпутскими кланами и кулами. Конечно, в Солнечной Линии это мог бы быть божественный царевич Рама, но...

Государственность у раджпутов родилась как институализация традиционного управления на территории, подвластной раджпутскому клану и куле. При завоевательных войнах в ее орбиту включались вассальные и покоренные правители и земли, и это происходило на фоне феодализации правящего клана и других землевладельцев.

Елена Николаевна Успенская, старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого, кандидат исторических наук. – : перспективы регионального сотрудничества (г. Санкт-Петербург). М.: Институт востоковедения РАН, 2000

Рыцарское сословие не является исключительно европейским «изобретением». В Японии существовали самураи, в России были богатыри. Несмотря на присущую уникальность, есть и между ними нечто родственное. В средневековой Индии рыцарей называли раджпутами. Однако многие о существовании такой касты даже не слышали. Давайте же разберемся в этой теме.

Раджпут в переводе с североиндийских языков (ударение на первом слоге) означает «сын царя, сын раджи». Это военно-феодальное сословие или, если воспользоваться близкой европейцу аналогией, - рыцарь средневековой Индии. В истории Индии существует «раджпутский период» - с 7 по 12 век. Тогда при раджпутских правителях Индии государства процветали, строились города и храмы, развивались ремесла и искусство. Период с 12-го по 18 столетие наполнен борьбой и подвигами. При мусульманских правителях Индии раджпуты выступили основными защитниками индуистских ценностей. От той эпохи идет лестное для раджпутов представление о них, как о великих воинах, как о кшатриях наших дней.

Исторические раджпуты жили в современной Северной Индии и на землях к западу от нынешних границ Индии. Под напором мусульманских завоевателей, сначала арабов, потом афганцев, раджпуты оседали в Пенджабе, долине Ганга, предгорьях Гималаев от Кашмира до Бенгала. В середине 7 века территория современного Раджастхана называлась Гуджараратра.

Почти половину их земли Раджастхан занимает пустыня Тар. Сами раджпуты называют ее «Марустхали», «Марубхуми» - буквально «Место, где умереть можно». Среди песков возведены города раджпутов - Джайсалмер и Биканер. В восточной части Раджастхана были старинные княжества, например, Мевар и Бунди. Любители поэзии наверняка помнят Царицу Бунди у Редьярда Киплинга. Правда, в переводе С. Я. Маршака получилось, что Бунди - это ее имя. Однако раджпутских цариц чаще всего именовали по месту их происхождения, то есть правильно будет: «Царица из Бунди».

В кастовой иерархии раджпуты составляли особый слой всего на одну ступень ниже брахманов. К раджпутам принадлежали родоначальники многих династий правителей средневековых индийских государств, знать и значительная часть армий. Отечественные исследователи чаще всего рассматривают раджпутов как военное сословие.

Однако однозначного ответа на вопрос «кто такие раджпуты» не существует. Причина в том, что в раджпутском обществе сложнейшим образом переплелись генеалогические, этнические, кастовые, социально-статусные и сословные компоненты. Когда раджпутов называют кастовой общностью, то либо говорят об одной большой касте, либо о группе каст, состоящей из родо-племенных группировок, либо описывают их как кастово-структурированную родо-племенную общность.

Следует отметить, что у исследователей нет единства мнений по вопросу о типологической тождественности и генетической преемственности варны и касты. Есть такое образное сравнение: каста - это клетки организма, а варны - скелет индусского общества. Главной профессиональной обязанностью сначала для варны кшатриев, а потом для группы кшатрийских, или раджпутских, каст стало военное дело. Поэтому иногда раджпутов называют «кшатриями наших дней». Отсюда и сравнение их с европейскими рыцарями или японскими самураями.

С последними, у которых есть своеобразный рыцарский кодекс «бусидо» - «путь воина», раджпутов роднит их «раджпути» - ритуализированный путь воина в индуизме. Здесь много символики, роднящей раджпутов и с рыцарями Запада, и с богатырями и витязями Руси. Вспомните, как перед битвой русские солдаты надевали чистые белые рубахи. Полистайте хоть страницы «Войны и мира» Толстого.

Раджпуты надевали особый головной убор - корону мор («павлин»), украшенный драгоценными каменьями тюрбан. Они надевали ее лишь дважды в жизни - во время свадьбы и в последнем бою, когда все женщины клана полегли в жертвенном огне джаухара . В этом случае надевание короны символизировало обручение павших воинов с небесными девами Апсарами. Не правда ли, весьма напоминает германо-скандинавскую Валгаллу и дев-воительниц Валькирий?

Главное занятие раджпута - военное дело. Недостойно ему заниматься земледелием, торговлей и даже чрезмерно увлекаться религией. Главное оружие воинов - меч и не стоит ему прикасаться к плугу. Вспомните, у верного рыцаря Роланда меч имел даже собственное имя - Дюрандаль. Самураи не менее трепетно относились к этому оружию. «Дедовщина» в раджпутской армии сводилась лишь к родственным отношениям и связям между представителями разных кланов. Служили все мужчины поголовно. У раджпутов полагалось делом чести не подчиняться никому, кроме старших в своем клане.

Раджпуты ненавидели зависть, чрезмерные чувственные удовольствия и предательство друзей. При этом они не брезговали употреблять алкогольные напитки, охотиться и есть мясо (козлятину, баранину и кур). Это было позволено по индуистскому закону. Защита женщин состояла не только в спасении прелестниц от грубого насилия и алчных грабителей. Представительницам прекрасного пола обеспечивалась жизнь для выполнения своего основного предназначения в качестве супруги и матери.

Страдания женщин от нарушения правильной жизни означают, что раджпут не выполнил свое предназначение. В случае гибели всех мужчин клана, женщины выступали как воительницы и защитницы своих детей. Супруга не только устраивала быт мужа и обеспечивала ему тыл - жена, прежде всего, укрепляла дхарму мужа, его раджпути . В понятие женской чести у раджпутов не входила супружеская верность жены - это даже не обсуждалось! Нет жены без верности. Нет понятия «неверной» жены, потому что это уже и не жена, и не человек даже.

Сати — «верная жена» в буквальном переводе восходит на погребальный костер мужа. Поэтому каждый уважающий себя воин-герой посылал свою голову жене, чтобы она смогла стать сати . Было принято держать голову (или хотя бы тюрбан) убиенного супруга на коленях сжигаемой живьем женщины. В 1743 г. на погребальный костер меварского махараны Саваи Джай Сингха взошли три его жены и несколько наложниц.

Раджпутам было не понять не только супружескую измену, но и любое сожительство без брака. Полноценное существование они обретали лишь в браке, когда соединяются мужское и женское начало. По авторитетному мнению Е. Н. Успенской: «Вся жизнь раджпута воспринимается в их культуре как существование на грани жизни и смерти, и женщина своей сакральной силой может удержать воина на этой стороне, а может вытолкнуть его за грань. Отсюда та повышенная ответственность, которую проявляют раджпутские женщины буквально к каждому своему поступку и слову, и к невысказанному слову - мысли. Отсюда то благочестие жизни, к которому они во всем стремятся, к самопожертвованию».

Игорь Буккер

Раджпуты — особая общность в сложнейшей системе индийского кастового общества, — переселившиеся в Северную Индию и укрепившиеся там к VII веку в провинции Раджастхан, сумели стать подлинными наследниками древнеиндийских кшатриев не только в искусстве государственного управления, но и во всех аспектах военного дела. И все благодаря тому, что вожди раджпутских племен проявили редкую мудрость и дальновидность, приняв идеологию и ценности индуизма и решив мирно «встроиться» в индийское общество в тесном сотрудничестве с брахманами — высшей индийской кастой религиозных учителей и духовных авторитетов. Вместе с «благословлением» брахманов заниматься трудным искусством войны раджпуты восприняли от них также кшатрийскую воинскую идеологию, в полной мере сформулированную к тому времени в четырех великих произведениях древнеиндийской литературы: «Артхашастре», «Законах ману», «Махабхарате» и «Рамаяне».

Трактат «Артхашастра» (в переводе с санскрита — «Наука о пользе») был и во многом мог бы оставаться и до сих пор своеобразным наставлением для царей по управлению государством. Считается, что написал этот трактат еще в первые века нашей эры Каутилья, советник древнего царя Чандрагупты Маурья. В этой книге содержится множество практических советов и рекомендаций едва ли не по всем аспектам общественно-политической жизни, включая административные методы управления, деятельность службы государственной безопасности, ведение военных действий и тому подобное. Кроме того, сочинение это узаконило также и обязанности кшатриев, которые заключались в «учении, жертвоприношении, раздаче даров, добывании средств к жизни военным делом и охране живых существ». Но здесь также было и глубинное противоречие между занятиями военным делом, изначально предполагавшим насилие, и индуистской религией, отвергавшей причинение любого вреда живому существу — не только человеку, но и самому крохотному представителю животного мира.

Именно поэтому и в «Артхашастре», и в других сочинениях древнеиндийских мыслителей-брахманов были сформулированы специальная воинская идеология, кодекс правил, усвоив которые индуист-кшатрий мог убивать противника на поле боя, не теряя при этом душевного равновесия. В то же время во всех сочинениях подчеркивалось, что любая война есть зло, а, следовательно, главной целью государственного администрирования должна быть минимизация насильственных действий. В политике правители должны использовать четыре основных средства: мирные переговоры, подкуп, сеяние раздора между врагами и извлечение из этого собственной выгоды. Если же ни одно из этих средств не приводило к необходимому результату, тогда допускалось применение крайнего средства — применение силы в качестве наказания врагов, не поддавшихся ни одному из мирных средств воздействия.

Здесь также вводилась идея «наказания злодеев», следуя которой воин мог, не задумываясь о последствиях, исполнять свой кастовый долг и личную дхарму, ибо цену этих последствий определяет не сам человек. Брахманы неустанно подчеркивали, что убийства, совершаемые кшатрием на войне, есть не что иное, как исполнение им своего религиозного долга.

В великом индийском эпосе «Махабхарата», повествующем о соперничестве двух царских родов за наследственное царство и являющемся для любого индуиста не только выдающимся памятником литературы, но и настоящим законоучительным трактатом, содержится много рассуждений о добре и зле и о том, как именно каждый человек должен следовать своей дхарме.

Важнейшие для кшатрия сведения содержатся в «Бхагавадгите» — поэме «Махабхараты», считающейся одним из главных религиозных текстов индуизма. Эта поэма представляет собой диалог между великим воином Арджуной — представителем светлых сил — и Кришной — его колесничим и божественным помощником, принявшим человеческий облик для того, чтобы помочь силам добра восстановить справедливость и наказать творящих зло. Беседа происходит перед началом решающего сражения армии Арджуны и его братьев с армией двоюродных братьев, олицетворяющих в поэме злые силы. Арджуне тяжело вступать в бой с родственниками, но Кришна в ответ на его тяжелые сомнения напоминает Арджуне о необходимости исполнения дхармы — религиозного закона, являющегося смыслом существования каждого кшатрия. И именно в этих словах Кришны раджпуты нашли для себя ответ на вопрос «что такое хорошо и что такое плохо».

«Когда гибнут тела, Воплощенный ни в одном из них не умирает; Это значит: о Нем во всех существах Сожалеть ты, Арджуна, не должен. Также, дхарму свою соблюдая, ты в бою колебаться не смеешь: Помышляя о долге, сражаться — это благо для кшатрия!.. Если ж ты эту славную битву Вопреки своей дхарме покинешь, — То, свой варновый долг и славу погубив, лишь грехом осквернишься». Арджуна, получив такое напутствие и одновременно индульгенцию, смело ринулся в бой и одержал решительную победу над родственниками. Это поучение Кришны каждый кшатрий и каждый раджпут узнавали еще в детстве, и впоследствии у них не возникало потом сомнений, как нужно вести себя на войне.

Курс молодого бойца

Все традиционное воспитание раджпутских мальчиков было направлено на развитие качеств, необходимых воину. Начиная с 7—8 лет их брали на охоту, а случалось, и на битву с врагом. Чтобы маленький раджпут привыкал к виду крови, его учили во время праздников срубать небольшой сабелькой головы жертвенным козлятам и ягнятам. Этот обычай дошел до наших дней.

Первый самостоятельный успех юноши в настоящей охоте на зверей был для его отца поводом устроить большой праздник. С такого же раннего возраста раджпуты начинали принимать участие в спортивных занятиях, которых было немало: конная выездка, стрельба по цели из лука и ружья, бросание копья в цель с коня в движении, поединки в кругу на конях с использованием тупых копий, конное поло с мячом, тренировки по умению спрыгнуть с коня на полном скаку и уцепиться за низко висящие ветки деревьев, борьба в том числе безоружного против вооруженного и так далее.

Необходимо сказать, что юный воин не только укреплял свое тело и развивал боевые навыки, но также получал и общее образование. Оно заключалось в подробном изучении исторических легенд, преданий и сказаний как о собственном клане, так и вообще обо всей раджпутской общности. Знание о подвигах и свершениях предков помогало раджпуту ощутить себя подлинным хранителем исторических традиций своего народа. А еще раджпут с самого детства учился играть на музыкальных инструментах и петь — умение исполнить старинную балладу считалось для любого, даже самого высокопоставленного человека крайне престижным.

Мальчики также обязательно изучали тонкости игры в шахматы — эта игра развивала ум и стратегическое мышление будущих воинов. Не только мальчиков, но и девочек учили писать, сочинять стихи и вообще излагать свои мысли на бумаге, а также нанизывать цветочные гирлянды, что само по себе было отдельным видом искусства.

Таким образом, раджпутский юноша вступал во взрослую жизнь, будучи не примитивной «машиной для убийства», а всесторонне образованным человеком, умеющим ценить и самую жизнь, и ее красоту, и в то же время способный в любой момент отдать эту жизнь, защищая собственную честь или честь клана.

Раджпут на протяжении жизни мог заниматься только военным делом и ничем иным. Неприемлемыми занятиями считались торговля и земледелие, более того, раджпуту было запрещено даже прикасаться к плугу. Не приветствовалось также и чрезмерное религиозное рвение. Обеспечением жизнедеятельности раджпутов всегда занимались представители других каст, которые получали за это в качестве вознаграждения защиту.

Главной целью раджпута являлось неукоснительное следование ритуализованному пути воина, пути жертвенного служения, называемого «раджпути». Участвуя в битве, которая являлась для него жертвоприношением богам, древнеиндийский воин выполнял свой долг наилучшим образом. Отдать жизнь в битве значило, что, выполнив свою дхарму, воин получал спасение души правильным способом. Наиболее полным ее исполнением была гибель в священной битве «шака». Перед ее началом женщины раджпутского клана совершали обряд самосожжения «джаухар», а мужчины выходили на последний бой, стремясь уничтожить как можно большее число врагов и при этом погибнуть самому, в том числе и через самоубийство. Даже если в военном отношении эта последняя битва ничего не решала, в символическом смысле ее значение было огромным. Земля и крепости, за которые раджпутский клан принес себя в жертву, согласно традиционным понятиям считались «навечно закрепленными» за жертвователями, и их выросшие дети впоследствии не только могли, но и должны были вернуть утраченное. Поэтому перед своей коллективной жертвой раджпуты старались переправить детей клана в безопасное место.

На свой последний бой раджпут надевал священную для индуистов одежду шафранового цвета и особый головной убор — «мор» — тюрбан, украшенный драгоценностями. Только два раза в жизни раджпут мог надеть такой тюрбан — на свадьбу и на финальную схватку своей жизни, но и то лишь тогда, когда все женщины клана погибали в огне «джаухара», после чего облачение раджпута в такой тюрбан становилось символом его обручения с небесными девами Апсарами.

Подготовка к битве носила торжественный ритуальный характер. Сначала раджпут совершал омовение и окроплял себя священной водой реки Ганга, которая хранилась в особом сосуде. Потом происходил обряд жертвоприношения различным богам и своей «кул-деви» — богине — хранительнице клана. Затем воин натирал тело масляной сандаловой пастой и медитировал, настраиваясь на битву. Перед началом боя большое внимание уделялось всевозможным приметам. Самой плохой из них было — увидеть во сне бешеного слона. Неблагоприятными считались и такие природные явления, как гроза, вихрь или землетрясение. Военное счастье приносило появление зверей или птиц с правой стороны от идущего войска, но никак не с левой. Впрочем, решающего значения все эти приметы не имели — ничто не было в состоянии лишить раджпутов отваги. В любых обстоятельствах они выполняли свою дхарму.

Кавалерия

Главным родом войск у раджпутов была кавалерия. Именно боевой конь был истинным другом, помощником и членом семьи раджпутского воина. Скакунам посвящались поэмы и баллады, воспевавшие их красоту, силу, ум, бесстрашие и верность. Именно раджпуты, в прошлом кочевники, принесли столь трепетное отношение к лошадям в Индию, эти животные жили в прекрасно обустроенных конюшнях, за ними ухаживали конюшие, жокеи и лекари. Особенно ценились иракские и среднеазиатские скакуны — ахалтекинцы, приведенные с исторической родины раджпутов.

Перед началом боя над конем совершалось ничуть не меньше очистительных обрядов, чем над хозяином. Даже седло на нем закреплялось под чтение специальных мантр, а украшений на коне было еще больше, чем на всаднике. Хвост и копыта окрашивались шафрановым настоем, затем на лоб коня красной пастой, так же как и хозяину, наносилась священная точка — тика. Все эти меры должны были охранять коня и хозяина от неудачи в бою. Если конь в сражении погибал, то раджпут горевал так же, как в случае потери друга. Всадник-раджпут был вооружен луком, стрелами, копьем, щитом, мечом и кинжалами. Конь часто защищался попоной с металлическими пластинами, а его голова — щитками и кольчужной сеткой.

Колесницы

Кшатрийская боевая колесница «ратха» в начале нашей эры была самым главным и почетным оружием, на ней передвигались и сражались все боги и герои древних индийских эпосов. Она была двухколесной и запрягалась четырьмя лошадьми. В ней помещались возничий и воин, реже — несколько человек. «Ратхи» делались из дерева, защищались стальными пластинами и богато украшались. Сражались на колесницах и военачальники, и сам правитель. Исключительно важной была роль возничего, так как именно от его мастерства зависела и жизнь военачальника, и очень часто успех всей битвы, так как воины ориентировались именно по главной колеснице.

Боевые слоны

В боевых условиях слон нес на себе до 7 воинов, вооруженных луками, дротиками и другим метательным оружием. Хорошо обученный слон был способен вытаптывать в неприятельских рядах целые просеки. Было у него и специальное оружие наподобие кистеня — два соединенных цепью металлических шара, утыканных шипами, защищен он был специальными металлическими доспехами, закрывавшими сверху хобот, шею и бока. Обучал, воспитывал и вел в бой слона погонщик — «махаут», понукавший слона «анкушем» — железным крюком на рукояти, которым в случае необходимости отбивал атаки на своего питомца.

Самым главным для неприятеля было вывести слона из равновесия с тем, чтобы он впал в бешенство и начал крушить не только чужих, но и своих. Для этого использовали разные способы, но в историю вошел самый оригинальный, тот, который применил в битве при Халдигхати Рана (раджа) Пратап (1572—1576 годы). Его боевая лошадь Четак сумела встать передними копытами на голову слона могольского полководца Ман Сингха, слон от такого приема впал в столбняк, и Пратап успел отрубить руки его погонщику. Ман Сингх же, не теряя времени, перескочил со слона на своего коня.

Пойти на этот шаг Пратапа подвигло пленение его собственного любимого слона Рам Прасада. В начале сражения его погонщик был убит и моголы сумели увести животное. Отбить своего любимца Пратап не сумел и, несмотря на успешный для него исход сражения, был неутешен.

Стратегия и тактика

В военно-организационном отношении раджпуты в целом придерживались древней кшатрийской военной науки. В первом тысячелетии нашей эры армия состояла из 4 родов войск: слоны, колесницы, конница и пехота. Их классическим соотношением было 1:10 — одной колеснице соответствовали 10 слонов, на каждого слона было 10 коней, на каждого коня по 10 пеших воинов.

С течением времени боевое значение колесницы упало, в период Средневековья о них даже не упоминается. Тогда раджпутская армия состояла главным образом из кавалерии и некоторого количества боевых слонов и пехоты. Слоны были самым древним и классическим индийским родом войск. Они наводили ужас на всех завоевателей — от арабов до англичан, и только против пороха могучее животное было бессильно.

Пехоты у раджпутов было немного — воевать «пешком» считалось ниже их достоинства. Уважающий себя раджпут вообще должен был как можно меньше касаться ногами земли. Некоторые раджпутские раджи вообще за всю жизнь умудрялись ни разу не коснуться ногой земли. Поэтому в пехоте воевали бхилы — представители коренных индийских племен, и незаконнорожденные «полураджпуты». Впоследствии такое пренебрежение пехотой дорого обошлось гордым наездникам.

Принцип многоначалия

Все раджпуты были военнообязанными по рождению, и каждый вождь клана — раджа должен был выставить отряд, в котором состояли все могущие носить оружие. Рядовые воины подчинялись только приказам вождя своего клана. Воины разных кланов не слушали приказов других раджей, так что махарадже приходилось руководить объединенным клановым войском через сложную систему посредников, кандидатуры которых должны были быть приняты вождями всех кланов, что было совсем непросто. Поэтому на поле боя было невероятно трудно сохранить эффективное управление войсками — ведь в случае гибели своего предводителя целый клан, состоящий из тысяч человек, переставал исполнять приказы чужаков, и каждый сражался по своему усмотрению. И подобные случаи были нередкими, так как раджпутские раджи всегда сражались на передовой линии, воодушевляя подчиненных личным примером. Если раджпуты бились с раджпутами, сражение почти всегда носило хаотичный характер и план боя большого значения не имел. Но если против раджпутов выступали, например, моголы или англичане, потеря управления войсками означала для раджпутов неизбежное поражение, несмотря на весь их героизм.

Самым «правильным» сражением, по раджпутским представлениям, был поединок один на один. Иногда в нем участвовали два правителя, и тогда победа означала выигрыш целого сражения, так как войско побежденного признавало свое поражение. Поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не отбрасывал оружие, что случалось редко, или не погибал, что случалось гораздо чаще. Никакое ранение не считалось достаточным для выхода из боя. Если раненый терял сознание, то это автоматически означало его поражение.

В поединке воины использовали оружие по принципу «от низшего к высшему»: от копья, пики или дротика — к мечу или сабле. Случались между раджпутами и рукопашные бои.Учитывая это, раджпуты не носили длинных волос, но отращивали ногти, чтобы царапать противника. Применялись в таких поединках и железные «тигриные лапы» — крюки, надеваемые на руку, а также короткие кинжалы — «скорпионы». Не считалось зазорным в рукопашной бросить в глаза противнику песок или заранее припасенную негашеную известь.

Могольское иго

Эта рыцарская эпоха закончилась в XVI веке, когда раджпуты столкнулись с беспощадными могольскими завоевателями. Правители Делийского султаната, арабы, маратхи и прочие прежние враги раджпутов, так же как и они, придерживались набеговой тактики и не могли завоевать раджпутские княжества, несмотря на отдельные успехи. Моголы же предпочитали беспринципный подход: хорошо было все, что ведет к победе. О честных поединках один на один при свидетелях раджпутам пришлось быстро забыть — им противостояла хорошо обученная армия с железной дисциплиной, вооруженная пушками, осадными орудиями, мушкетами. Повелевал этой армией великолепный стратег и тактик, один из лучших полководцев своего времени — падишах Бабур, основатель династии Великих Моголов.

Захируддин Мухаммад Бабур родился 14 февраля 1483 года в Фергане в семье правителя. Он был пятым прямым потомком Тимура со стороны отца и четырнадцатым потомком Чингисхана — со стороны матери. Его братья правили в Бухаре и Самарканде, другие родственники — в Ташкенте и Ходженте. Эта владетельная тюркская семья имела собственное название — Моголы. Все родственники были довольны своим положением, и лишь Бабур хотел большего — его кумиром был Тимур, завоевавший полмира, и Бабур хотел повторить его путь. Для начала он попытался овладеть столицей своего знаменитого предка — Самаркандом, но против него ополчились буквально все родственники, и молодой Бабур трижды терял свою армию, становясь, по его собственным словам, «бездомным бродягой». Но, как он сам рассказывает в своей великолепной книге мемуаров «Бабур-наме», он никогда не отчаивался.

Проявив незаурядные дипломатические и военные способности, он сумел собрать новую, еще более сильную армию и, вооружив ее, в том числе артиллерией, завоевал Афганистан, где в 1504 году в Кабуле принял титул падишаха. Отказавшись от мысли покарать неуступчивых родственников, он заинтересовался Индией, тем более что его выдающийся предок Тимур так и не завоевал эту страну. Бабур решил, что покорение Индии вполне соответствует его амбициям, и после нескольких подготовительных вылазок обрушился на Делийский султанат, где в то время правил молодой и неопытный Ибрагим Лоди. Решающая битва состоялась при Панипате 21 апреля 1526 года, Бабур одержал в ней быструю победу. Султан погиб, его армия частично была уничтожена, а частично разбежалась. Так Бабур стал правителем Дели. Этого никак не мог стерпеть Санграм Сингх — раджпутский правитель Мевара Санграм Сингх, известный также как Рана Санга (1509—1528 годы правления). Этот великий воин был участником почти сотни битв, дважды побеждал Ибрагима Лоди, обескровил его и уже готовился к решительному штурму Дели, как вдруг появился Бабур и взял «не свое».

Рана Санга, имевший среди других раджпутских властителей немалое влияние, собрал под свои знамена 80000 отборных воинов и приготовился вышвырнуть пришельца обратно в афганские горы. Рана Санга принял в свое войско уцелевших мусульманских военачальников и даже брата Ибрагима Махмуда, которого он временно признал законным правителем Дели. Мусульмане и раджпуты не очень доверяли друг другу, но их объединяла одна цель — убрать третьего.

Бабуру начало боевых действий не принесло никакого удовлетворения. Раджпуты взяли штурмом укрепленную крепость Баяна, перебили могольский гарнизон и уничтожили могольский отряд в 1500 всадников, посланный на выручку защитникам крепости. Уцелевшие моголы рассказывали о том, какие ужасные воины раджпуты, и, пока Бабур не казнил их, сумели создать в войске мнение, что пора уходить домой, сохранив то, что удалось награбить. Масла в огонь подливал и астролог из Кабула, предрекавший в битве с раджпутами неизбежное поражение. Бабур казнил и его, а затем обратился к войску с решающей речью. Он сказал всем своим наемникам, которые составляли большинство его войска (было там и немало европейцев), что всякая жизнь кончается смертью, а родной дом слишком далеко, и если уж им суждено погибнуть, то сделать это надо с честью, если же суждено победить, то все они получат богатейшую страну и приумножат славу Аллаха.

В конце своей речи Бабур объявил джихад — священную войну против раджпутов. И войско воспряло духом.

Возможно, самая великая из всех битв в истории Индии состоялась 17 марта 1527 года близ деревни Кхануа в районе Агры. Рана Санга выставил около 80 000 человек и сотни боевых слонов. Бабур — около 40 000 воинов и артиллерию. Битва длилась 10 часов и была исключительно упорной. Раджпуты, поначалу ошеломленные артиллерийской пальбой, сумели взять себя в руки, усмирить слонов и потеснить моголов по всему фронту, почти уничтожив их правый фланг. Победа раджпутов уже была видна, когда Бабур нанес сокрушительный фланговый удар своим лучшим кавалерийским отрядом, который он до последнего момента держал в резерве.

У раджпутов еще была возможность перегруппировать силы, но именно в этот момент Рана Санга был ранен и без сознания унесен с поля боя. Бабур же в отсутствие командующего смял раджпутов и одержал победу. Впоследствии в своих мемуарах он очень высоко оценил боевые возможности раджпутов и назвал битву при Кхануа самой тяжелой в своей карьере. Рана Санга пытался снова собрать войско, но ему уже никто не хотел подчиняться, и раджпутские раджи и махараджи вернулись к своей обычной точке зрения — «каждый за себя». Обескровленному войску моголов это было только на руку, и Бабур, снова собравшись с силами, начал отрывать от раджпутских княжеств «по кусочку». Рана Санга, тяжело страдая и от раны, и от непонимания соотечественников, в 1528 году умер. У Бабура больше не было равных соперников.

Так началось почти 300-летнее владычество моголов в Индии. Впрочем, сам Бабур не слишком долго наслаждался победой и умер в декабре 1530 года. Что касается раджпутов, то они ни на один день не прекращали свою борьбу против моголов. На протяжении всех 300 лет их владычества они, преимущественно партизанскими методами при полной поддержке остального населения, наносили захватчикам большой урон. Раджпуты довели до совершенства свою набеговую тактику, и вплоть до прихода англичан целый ряд пригималайских и западных труднодоступных раджпутских княжеств сумели сохранить свою независимость. Остальные раджпуты либо погибли в неравной борьбе, либо, в отдельных случаях, шли на сотрудничество с моголами, отдавая за них замуж своих дочерей и делая успешную карьеру в могольской армии. Раджпутские военачальники одержали немало славных побед на востоке и юге Индии, но лишь единицы принимали мусульманство и выступали против соотечественников, подобно Ман Сингху в неудачной для него битве при Халдигхати. Его родной клан — каччва вот уже почти 500 лет не любит вспоминать об этом позорном для них факте. Но об этом помнят остальные раджпуты — ведь история их народа для них не есть что-то застывшее и покрывшееся пылью веков, она — неразрывная и вечно живая связь времен, из глубин которых отважные предки с гордостью смотрят на своих отважных потомков, которые в любой момент готовы совершить подвиг во имя своей собственной чести и чести своей Родины и пройти путь воина и раджпута до конца.

Язык

Разнообразие мест проживания раджпутов сыграло свою роль в использовании ими различных языков и диалектов. В зависимости от района проживания говорят на языках: раджастхани , панджаби , синдхи , гуджарати .

История

«Раджпут » - санскритское словосочетание «раджа путра », что означает «сын царя» или «сын раджи». Этническое происхождение раджпутов Индии до сих пор точно не установлено. Существует западноевропейская версия, что по происхождению они восходят преимущественно к сакам , юэчжи , эфталитам и гурджарам, переселившимся в Индию из Центральной Азии в период между началом и VI веками . Также интересна индийская версия, утверждающая, что раджпуты жили в Северной Индии и носили название «кшатрии » (воины), а название «раджпуты » приобрели в период раннего Средневековья.

В начале XIV века делийские султаны династии Халджи предприняли попытку подавить сопротивление раджпутов, однако со временем раджпутское государство оправилось от нанесённого ему удара и стало притязать на роль объединителя всей Северной Индии.

После поражения от Бабура в битве при Кхануа (1527) и захвата раджпутских твердынь войсками его внука Акбара (1568-69) все раджпутские феодалы (за исключением правителей Мевара) поступили на военную службу к Великим Моголам в обмен на сохранение автономии в составе их империи.

Однако, нетерпимая к иноверцам политика султана Аурангзеба (насильственные обращения в ислам , возврат взимания джизьи , налог на индуистские паломничества, запрет на строительство храмов, превращение существующих в мечети, дискриминация и выдавливание индусов из торговли и госслужбы, и проч.), вызвала многочисленные восстания раджпутов, которые стали одним из основных причин ослабления и заката Могольской Империи.

Быт

Традиционное занятие сельских жителей - орошаемое пашенное земледелие . Традиционные ремёсла - окраска тканей, ювелирное дело, резьба по камню и слоновой кости, искусство миниатюры, обработка металла. Многие раджастханцы заняты в горнорудной, текстильной , цементной промышленности, строительстве, переработке сельскохозяйственного сырья.

Литература

  • Успенская Е.Н Раджпуты: рыцари средневековой Индии. - СПб.: Евразия, 2000, 384 с, илл.

Ссылки

  • История Индии: раджпуты в Индии , , , , .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Раджпуты" в других словарях:

    - (санскр., дети князей). Воинственное население восточной части Индостана. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РАДЖПУТЫ военная индийская каста. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от санскр. раджа путра, т.е. сын раджи) военная каста сословие в средневековой Индии; группа каст в современной Индии … Юридический словарь

    Военная каста сословие в средневековой Индии, каста в современной Сев. Индии. Предки раджпутов населяли главным образом территорию Раджастхана … Большой Энциклопедический словарь

    В средневековой Индии военно феодальная каста сословие, в современной Северной Индии каста. Предки раджпутов населяли главным образом территорию Раджастхана … Исторический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 каста (10) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Раджпуты - (Rajputs, санскрит сыны царя), в Центр, и Сев. Индии, класс землевладельцев, называвшиеся также тхакурами, к рые считали себя прямыми потомками индуистской касты кшатриев (воинов). Одни влиятельные кланы Р. имеют царское про исх., др. ведут… … Всемирная история

    Каста, причисляющая себя к потомкам кшатриев, т.е. сословия воинов в древней индоарийской Индии. По происхождению они восходят преимущественно к сакам, юэчжи, эфталитам и гурджарам, переселившимся в Индию из Центральной Азии в период между… … Энциклопедия Кольера

    Военная каста сословие в средневековой Индии, каста в современной Северной Индии. Предки раджпутов населяли главным образом территорию Раджастхана. * * * РАДЖПУТЫ РАДЖПУТЫ, военная каста сословие в средневековой Индии, каста в современной Сев.… … Энциклопедический словарь

    Военно феодальная каста сословие в средневековой Индии, группа каст высокого статута в современной Индии. Р. претендуют на происхождение от древней варны кшатриев (См. Кшатрии) (название происходит от санскритского раджапутра, т. е. сын… … Большая советская энциклопедия

    - (от санскр. râjaputra = царский сын) аристократическая раса или каста в сев. части Ост Индии, главным образом в так назыв. Раджпутане (см.), Рогильконде, Пенджабе, Гужерате, Вост. Ауде и др. К Р. принадлежат многочисленные владетельные дома quasi … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Лучшие статьи по теме