Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • Спорт
  • Да, наша жизнь текла мятежно. «Да, наша жизнь текла мятежно…» (любовная лирика Н

Да, наша жизнь текла мятежно. «Да, наша жизнь текла мятежно…» (любовная лирика Н


Тема: «Да, наша жизнь текла мятежно…»

Любовная лирика Н.А. Некрасова.

(урок литературы в 10 классе)

Занозина Л.И., учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»

Цель урока: расширить представления обучающихся о творчестве Н.А. Некрасова;

Продолжить обучение анализу лирического произведения;

Воспитывать в старшеклассниках уважительное отношение к прекрасному чувству любви, вырабатывать умение владеть богатством родного языка.

Оборудование: портреты Н.А. Некрасова, А.Я. Панаевой, Ф.А. Викторовой (Зинаиды), сборники стихов, набор открыток «Дом-музей Н.А.Некрасова», песни и романсы на стихи А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова

^ ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя: «Когда вспоминаешь имя Н.А, Некрасова, то на память приходят такие строки:

Я лиру посвятил народу своему…

Есть женщины в русских селеньях…

Ты и убогая, ты и обильная,

Ты и могучая, ты и бессильная,

Матушка Русь!

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ!

Мы привыкли видеть в Некрасове прежде всего поэта-демократа, поэта-гражданина, борца за народное счастье, за униженных и оскорбленных. Но мало кто знает, что у него есть прекрасные стихи о любви, что судьба подарила ему встречу с удивительными женщинами, огонь любви к которым он пронесет до конца и произнесет сердцем выстраданные строки: «Да, наша жизнь тепла мятежна…». Об этом наш сегодняшний разговор.

Как-то И.С. Тургенев сказал, что «стихи Некрасова, собранные в один фокус, жгутся». Их в полной мере можно отнести к стихам о любви. Говорят, от любви к женщине родилось все самое прекрасное на земле. Так рождались стихи Пушкина, Тютчева, Фета, освещенные светом любви к прекрасным Натали Гончаровой, Елене Денисовой, Марии Лазич. Так родились стихи Некрасова, посвященные Авдотье Яковлевне Панаевой и «милому другу Зине».

Слово об Авдотье Яковлевне

А.Я. Панаева родилась 12 августа 1819 в Петербурге в артистической семье актеров Императорского театра. В 18 лет выходит замуж за литератора И.И. Панаева и попадает в писательский мир. Когда Н.А. Некрасов становится соредактором журнала «Современник», и происходит их встреча. Это было в 1845 году. Любовь сразу опалила сердца и длилась 16 лет, то затухая, то вновь разгораясь. Он назвал ее своей второй Музой. А.Я. Панаева была законодательницей литературного салона, в ее доме побывали все известные люди того времени. В соавторстве с Некрасовым были написаны два романа «Три стороны света» и «Мертвое озеро», чтобы спасти на грани закрытия журнал «Современник».

«Панаевский цикл». Выразительное чтение и анализ стихов.

Этот цикл открывается стихотворением «Ты всегда хороша несравненно…», написанное в 1847 году. Это самое светлое, оптимистическое стихотворение Некрасова. Любовь героини в нем радостная и искрометная, жаркая и нежная. А сам героиня не только «хороша несравненно», но и лукава, умна, весела и кокетлива. Ее любовь одухотворяет угрюмого поэта, наполняет душу радостью, спасает от жизненных невзгод.

«Я не люблю Иронии твоей» (1850г.)

Частые ссоры, размолвки разрушают сердца влюбленных, и поэт просит любимую остановиться, чтобы каким-то незаслуженным упреком не разрушить той связи, которая держит их рядом. Разная рифмовка говорит о внутреннем волнении лирического героя.

«Тяжелый крест достался ей на долю…» (1856г.)

Эта исповедь – покаяние поэта, который открыто и гневно видит в себе палача, загубившего жизнь любимой. Он просит у нее прощения, так как жить ему осталось недолго. Если простой смертный зовет к себе духовника на исповедь, то поэт обращается к ним. Любимая женщина для него – символ чистоты и святости. Это еще связано с трагическим событием в их судьбах: у Авдотьи Яковлевны умерла в младенчестве дочь от мужа Панаева и двое сыновей Некрасова.

«Да, наша жизнь текла мятежно…»

Каковы взаимоотношения лирических героев? (Очень сложные, несмотря на любовь, они расстаются)

О чем вспоминает герой? (Пережитое с любимой, этапы любви)

Почему свою любовь он называет странной? (Испытывает сложные чувства: желает счастья и в то же время надеется, что она тоскует без него)

С каким стихотворением оно созвучно? (М.Ю. Лермонтов «Парус»)

Слово учителя о письмах.

Между Панаевой и Некрасовым велась переписка, т.к. им приходилось быть в разлуке. Но однажды в порыве раздражения Авдотья Яковлевна сожгла их. Сохранились лишь 3 письма, полные раздражения, обиды и в то же время полное глубокого чувства.

Сожженные письма для Некрасова – это как горькое напоминание о сгоревшей любви.

Стихотворение «Горящие письма» написано незадолго до смерти.

Венцом долгого счастливого и мучительного романа героев стало трогательное, искреннее и грациозно-нежное стихотворение «Прости», по силе звучания схожие с пушкинским «Я вас любил…» (звучит романс на слова А.С. Пушкина).

В стихах «Панаевского цикла» раскрывается прежде всего образ, характер героини: это привлекательная и талантливая женщина, искренняя и близкая, отчужденная и ироничная, она и соратница, и целительница. Этот цикл – это своеобразный роман двух влюбленных, своеобразный дневник любви поэта.

Слово учителя:

Любовь к Авдотье Яковлевне Панаевой жила в Некрасове до конца его дней, даже когда она уже была замужем за секретарем редакции Головачевым, даже когда он уже был твердо уверен в невозвратности их любви, даже когда последние, пожалуй, самые трудные годы жизни поэта были связаны с именем Феклы Анисимовны Викторовой, которой поэт дал звучное имя Зина (и под криптонимом «3» посвящал стихи).

Кто же была эта женщина, которая стала настоящей опорой в последние годы жизни смертельно больного поэта? Вам было предложно домашнее задание: подготовить сообщение о Ф. Викторовой.

Сообщение ученика

Она была простой крестьянкой, которую поэт, как Пигмалион хотел вдохнуть жизнь в свою Галатею, стремился развить и воспитать. Он учил ее французскому языку, музыке, посвятил ей поэму «Дедушка», сборник стихов с посвящением «Милому другу моему Зине». Незадолго до смерти, желая оградить от пересудов толпы, сохранить ее доброе имя, Н.А. Некрасов обвенчался с Зиной. Мало сохранилось воспоминаний об их взаимоотношениях, да они и не нужны, ведь об истинном чувстве красноречиво говорят стихи, (звучат стихи «Ты еще на жизнь имеешь право...», «Двести уж дней, двести ночей», Пододвинь перо, бумагу, книги...»).

Что объединяет эти стихи? Чем отличаются они от «Панаевского цикла»? (В них звучат теплые, нежные, благодарные чувства поэта к юной жене, отдавшей свое сердце прожившему трудную жизнь больному поэту. Эти стихи написаны на «бытовом» фоне; в них нет того пафоса, свежести чувств, ярких красок, которыми насыщены строки, посвященные Авдотье Панаевой, но в этих стихах есть свое обаяние: они наполнены чувством глубокой благодарности Зине, преклонения перед ее жертвенностью, мужеством; стихи звучат размеренно, спокойно).

Вывод: И в элегиях «Панаевского цикла», и в стихах, наполненных чувством благодарности к «милому другу» Зине нет идеализации любовных отношений, от этого они приобретают особую человечность, искренность, жизненность. В этом их притягательная сила.

Что же лежит в основе взаимоотношений поэта и его любимых женщин? (.всепоглощающая, сжигающая страсть: столкновение сильных натур, похожих на кремни, которые при ударе друг о друга высекают искры; любовь, как родник, из которого напьешься - и снова тебя наполняют жизненные силы; жертвенность, желание счастья любимой женщине с другим, созвучное пушкинскому «как дай Вам Бог любимой быть другим»; история любви с печальным, но прекрасным концом; поэт прославляет животворную силу любви.)

Вопрос: А как вы, молодые люди XXI века, понимаете слово «любовь»? Изменилось ли это чувство со времен Пушкина, Тютчева, Фета, Некрасова?

Ответы учащихся: «Сама любовь не изменилась, но изменилось отношение к ней»

Если бы к вам обратились с просьбой послать письмо в прошлое. О чем бы вы написали Авдотье Яковлевне и Зине?

Письмо Авдотье Панаевой из XXI века

Уважаемая Авдотья Яковлевна!

Позвольте преклонить колени перед Вами в знак глубокой признательности. Меня восхищает Ваше мужество, сила духа в борьбе с житейскими невзгодами. Так велика и безгранична ваша любовь к Н.A. Некрасову, что Вы сумели мужественно перенести все удары судьбы, наветы толпы по поводу Вашего гражданского брака, смерть детей,

сложность взаимоотношений с поэтом и, наконец, окончательный, горький разрыв с ним. Мне кажется, что только свет Вашей любви освещал Вашу жизнь, помогал нести тяжелый крест судьбы.

Мы живем в иное время, когда в корне изменились нравственные ценности, взгляды, отношения. Но на пути взросления я хочу взять у Вас умение «оставаться всегда несравненной», бороться за любимого человека, противостоять всем невзгодам, ценить любовь, дарованную свыше.

Батракова Вероника, ученица 10«А» класса

Вам было задано написать сочинения-миниатюры «Как я понимаю слово «любовь». Давайте выслушаем ваши откровения...Вот и закончилось наше путешествие о стране по имени Любовь. Трудно на одном уроке рассмотреть вес грани этого великого, божественного чуда. Правы те, кто говорит, что счастлив тот, кого Создатель одарил любовью, потому что она окрыляет, делает человека чище. Стремитесь к счастью, учитесь любить искренне, нежно, учитесь прощать любимых. Хочется закрыть наш урок стихами Р.Гамзатова:

Я спросил на вершине, поросшей кизилом:

Что мужского достоинства служит мерилом?

Отношение к женщине,-

Молвило небо в ответ.

Чем измерить, - спросил я у древней былины,- Настоящее мужество в сердце мужчины?

Отношением к женщине, -

Помолчав, отвечала она.

Чем любовь измеряется сердца мужского?

И ответы даются мне снова и снова...

Отношением к женщине.

"Да, наша жизнь текла мятежно..."

Да, наша жизнь текла мятежно,
Полна тревог, полна утрат,
Расстаться было неизбежно -
И за тебя теперь я рад!
Но с той поры как все кругом меня пустынно!
Отдаться не могу с любовью ничему,
И жизнь скучна, и время длинно,
И холоден я к делу своему.
Не знал бы я, зачем встаю с постели,
Когда б не мысль: авось и прилетели
Сегодня наконец заветные листы,
В которых мне расскажешь ты:
Здорова ли? что думаешь? легко ли
Под дальним небом дышится тебе?
Грустишь ли ты, жалея прежней доли,
Охотно ль повинуешься судьбе?
Желал бы я, чтоб сонное забвенье
На долгий срок мне на душу сошло,
Когда б мое воображенье
Блуждать в прошедшем не могло...
Прошедшее! его волшебной власти
Покорствуя, переживаю вновь
И первое движенье страсти,
Так бурно взволновавшей кровь,
И долгую борьбу с самим собою,
И не убитую борьбою,
Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.
Как долго ты была сурова,
Как ты хотела верить мне,
И как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне!
(Счастливый день! Его я отличаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь мою считаю,
Я праздную его в душе моей!)
Я вспомнил все... одним воспоминаньем,
Одним прошедшим я живу -
И то, что в нем казалось нам страданьем,
И то теперь я счастием зову...

А ты?.. ты так же ли печали предана?..
И так же ли в одни воспоминанья
Средь добровольного изгнанья
Твоя душа погружена?
Иль новая роскошная природа,
И жизнь кипящая, и полная свобода
Тебя навеки увлекли,
И разлюбила ты вдали
Все, чем мучительно и сладко так порою
Мы были счастливы с тобою?
Скажи! я должен знать... Как странно я люблю!
Я счастия тебе желаю и молю,
Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
Души моей смягчает муки...

Стихотворение Некрасова Н.А. - Да, наша жизнь текла мятежно...

Любовная лирика Н. А. Некрасова, или скорее интимная лирика, - это нечто новое в русской поэзии XIX века и, когда приходится читать стих «Да, наша жизнь текла мятежно» Некрасова Николая Алексеевича становится понятно почему.

Текст стихотворения Некрасова «Да, наша жизнь текла мятежно» был впервые опубликован в 1850 году и относится к так называемому «панаевскому циклу». Этот цикл, как рассказывают на уроках литературы в старших классах, - своеобразный роман-дневник, в котором поэт, не скрывая ничего, рассказывает о сложных отношениях лирических героев. В них легко узнать самого Некрасова и Авдотью Панаеву. Любимая женщина поэта, как и он сам, изображена в стихах предельно откровенно. Это не «гений чистой красоты», а капризная, избалованная, эгоистичная женщина с трудной судьбой. Воспринимать все произведения «панаевского цикла» однозначно нельзя и именно поэтому учить их полностью очень сложно.

Подробно познакомиться с этим стихотворением «панаевского цикла» можно на нашем сайте в режиме онлайн. Есть возможность скачать текст для занятий.

Да, наша жизнь текла мятежно,
Полна тревог, полна утрат,
Расстаться было неизбежно –
И за тебя теперь я рад!
Но с той поры как все кругом меня пустынно!
Отдаться не могу с любовью ничему,
И жизнь скучна, и время длинно,
И холоден я к делу своему.
Не знал бы я, зачем встаю с постели,
Когда б не мысль: авось и прилетели
Сегодня наконец заветные листы,
В которых мне расскажешь ты:
Здорова ли? что думаешь? легко ли
Под дальним небом дышится тебе?
Грустишь ли ты, жалея прежней доли,
Охотно ль повинуешься судьбе?
Желал бы я, чтоб сонное забвенье
На долгий срок мне на душу сошло,
Когда б мое воображенье
Блуждать в прошедшем не могло…
Прошедшее! его волшебной власти
Покорствуя, переживаю вновь
И первое движенье страсти,
Так бурно взволновавшей кровь,
И долгую борьбу с самим собою,
И не убитую борьбою,
Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.
Как долго ты была сурова,
Как ты хотела верить мне,
И как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне!
(Счастливый день! Его я отличаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь мою считаю,
Я праздную его в душе моей!)
Я вспомнил все… одним воспоминаньем,
Одним прошедшим я живу –
И то, что в нем казалось нам страданьем,
И то теперь я счастием зову…

А ты?.. ты так же ли печали предана?..
И так же ли в одни воспоминанья
Средь добровольного изгнанья
Твоя душа погружена?
Иль новая роскошная природа,
И жизнь кипящая, и полная свобода
Тебя навеки увлекли,
И разлюбила ты вдали
Все, чем мучительно и сладко так порою
Мы были счастливы с тобою?
Скажи! я должен знать… Как странно я люблю!
Я счастия тебе желаю и молю,
Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
Души моей смягчает муки…

Название работы: «Да, наша жизнь текла мятежно, полна тревог, полна утрат…» «Панаевский цикл» Н. А. Некрасова.

Предметная область: литература

Участники: 10 класс

Цели:

Познакомиться с историей сложных взаимоотношений Н.А.Некрасова и А.Я. Панаевой;

Создать условия для воспитания высоких нравственных качеств учащихся, чувства прекрасного;

Аннотация: Данный урок является уроком изучения нового материала. Знакомство с биографическими сведениями, творчеством писателя происходит с помощью сообщений подготовленных учеников. Урок проведён с использованием ИКТ. Одним из преимуществ использования ИКТ на уроках литературы является возможность образного представления изучаемого материала.

На уроке используется технология критического мышления для достижения осознанного чтения и умения анализировать прочитанное.

Используются проблемный и частично-поисковый методы обучения, фронтальная и индивидуальная формы организации учебной деятельности.

Тема: «Да, наша жизнь текла мятежно, полна тревог, полна утрат…» «Панаевский цикл» Н.А. Некрасова.

Цели урока :

Познакомиться с историей сложных взаимоотношений Н.А. Некрасова и

А.Я. Панаевой;

Познакомиться с некоторыми стихотворениями прекрасного цикла стихотворений Н. Некрасова;

Закрепить навыки самостоятельного анализа стихотворного произведения;

Продолжить обучение умению выделять главное, сопоставлять, обобщать и делать выводы;

Создать условия для развития монологической речи учащихся, образного мышления;

Создать условия для воспитания высоких нравственных качеств учащихся,

чувства прекрасного;

Создать условия для привития интереса к изучению русской классической литературы, к творчеству Н.А. Некрасова.

Тип урока : изучение новой темы.

Оборудование к уроку : поэтические тексты Н. Некрасова; воспоминания современников поэта; цитаты из писем А. Панаевой; презентация к уроку; мр 3 «Прости» (лирическая миниатюра Чайковского на слова Н. Некрасова в исполнении Тамары Милашкиной).

Эпиграф : «Зачем же ты в душе неистребима,

Мечта любви, не знающей конца…»
Н.А. Некрасов

Ход урока.

    Организационный момент.

    Вступительное слово учителя.

Человек мечтает быть счастливым, не мыслит своей жизни без счастья и одной из составляющих его считает любовь.

Искусство – зеркало жизни, поэтому тема любви – одна из основных его тем. Красоту возлюбленного или возлюбленной, состояние человека, охваченного «страстями мятежными», психологическую правду любовных переживаний, взлёты и падения души, охваченной этим чувством, запечатлели на страницах своих произведений гениальные русские поэты XIX века.

Дома вы должны были вспомнить, как писали о любви А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, и составить ассоциативный ряд любовной лирики этих поэтов. Перед уроком я собрала ваши синквейны, обобщила их, и вот что получилось (на доске):

    любовь

    бескорыстная, поэтическая

    вдохновляет, возвышает, окрыляет

    чувство не между телами, а между душами

    божество

Сегодня на уроке мы прочитаем с вами роман Некрасова о любви, составленный из его стихотворений, и в конце урока вы выполните аналогичную работу: составите ассоциативный ряд любовной лирики Некрасова.

Итак, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Записываем в тетрадь тему). Слайд № 1.

Сообщение целей урока. Слайд №2

Эпиграфом к уроку являются строки из стихотворения Н. Некрасова (записываем в тетрадь). Слайд №3.

    Знакомство с историей взаимоотношений Н. Некрасова и А. Панаевой.

    Слово учителя. Слайд №4. «Женское сердце, с трудом отвоеванное у толпы поклонников, у мнения света, у собственного мужа, разбивается больнее. Но эффектнее. Любовная лирика Некрасова тому официальный документ.»

В стихах, посвященных не гражданским, а сокровенным личным чувствам, Некрасов остается верен себе, своей повествовательной манере. Здесь есть довольно ясный сюжет, персонажи… как в прозе. Почти каждое стихотворение – это не просто лирика, а рифмованный пересказ. Некрасова не раз упрекали в излишней простоте, прозаичности.

«Проза в любви» у Некрасова с постоянными размолвками, ссорами, с взаимным мучительством, с нечастными радостями.

В поэзии Некрасова создается нечто вроде психологического романа, который образует группу стихотворений так называемого «Панаевского цикла». Прототипом лирической героини стала Авдотья Яковлевна Панаева.

«… Петербург, 1842 г. В доме у Пяти углов литератор Иван Панаев на правах гостеприимного хозяина потчевал чаем всю отечественную литературу. Здесь сходились в спорах Тургенев и Грановский, расхваливали обеды Гончаров и Герцен, засиживался допоздна Белинский, дремал Чернышевский, робко жег глазами хозяйку дома только что шагнувший в печать Достоевский… Конечно, у него, конфузливого и пока «многообещающего», не было никаких шансов. Слайд № 5.

Авдотья Яковлевна Панаева, известная красавица Петербурга, лишь дружески подавала ему руку да наливала чай. Но какая она была…ослепительная! Артистичная, приветливая, великодушная и такая мудрая – не по летам! Настоящая богиня!»

б) Выступление ученика о семье А.Я. Панаевой.

Авдотья Яковлевна Панаева родилась в Петербурге 31 июля 1820 года. Родители её служили актёрами на Императорской сцене: отец выступал в трагических ролях, мать играла различные роли в драме, комедии и оперетте. В доме царила далеко не идеальная атмосфера, которую создавали деспотичная картёжница мать и заядлый игрок в бильярд, жестокий, взбалмошный отец. «Меня никто не ласкал,- вспоминала Авдотья Яковлевна,- а потому я была очень чувствительна к ласкам». Но, судя по всему, характер всё-таки унаследовала маменькин – властный и решительный.

Жизнь в родительском доме казалась девушке мукой, и потому, не достигнув и девятнадцати лет, она вышла замуж за литератора Ивана Панаева. Происходил он из богатой и славной литературными традициями дворянской семьи (по отцу он внучатый племянник Г. Р. Державина; его дядя был крупным государственным чиновником и известным поэтом-идилликом). Рано лишившись отца, тоже не чуждого литературному творчеству, Панаев рос в доме бабушки. Мать воспитанием сына практически не занималась, предпочитая жить в своё удовольствие – широко и не считая денег. Эта страсть к беззаботной, роскошной жизни передалась затем и её сыну…

Красавица Авдотья досталась фанфарону, неисправимому кутиле, человеку, пустоту которого, как сокрушался Белинский, «не измерить никакими инструментами». Нахваставшись перед друзьями красавицей-женой, Иван Панаев уже в первый год женитьбы потерял к ней интерес и бросился за новыми легкомысленными юбками. А Авдотье назначил роль украшения гостиной. И не стремился защищать от откровенных домогательств некоторых приятелей.

Авдотья сама, как могла, сдерживала их пыл. Любви хотелось жадно, но разве чувства предлагали ей многочисленные вожделеющие взгляды? Потому и 22-летний Николай Некрасов, введённый в их дом Белинским, получил решительный отказ – сразу, как только, по примеру многих, жарко припал к её руке.

в) Рассказ подготовленного ученика о сложных взаимоотношениях

Н. Некрасова и А. Панаевой.

В начале 1840-х годов в салоне Панаевых появился Н. А. Некрасов. Авдотья Яковлевна произвела большое впечатление на начинающего и ещё никому не известного поэта (он был на год моложе очаровавшей его хозяйки). Юноша долго и упорно добивался её любви, но она отвергала его, не решаясь оставить мужа. Но новоявленный поэт, едва-едва забрезживший на горизонте русской поэзии и закалённый трёхлетним полуголодным прозябанием, оказался настойчивее прочих. Брюнетка с матовой кожей и чарующими глазами вмиг завладела его сердцем = он и не заметил. А обнаружив «потерю», решил, что отступать было бы глупо.

Некрасову как раз начинало везти: он активно публиковался, его заметила критика, Белинский – мастер отыскивать таланты – взял его под своё крыло и привёл в сердце русской культуры, где и блистала эта невероятная женщина… Убежденный, что настойчивостью можно добиться всего, Николай ринулся в бой.

Однако поединок затянулся. Панаева красноречивому поклоннику не верила. Всячески отстраняла от себя, тем самым только разжигая его страсть. Однажды Некрасов катал Авдотью на лодке по Неве и вдруг, вдали от берега, возобновил дерзкие ухаживания, пригрозив, что в случае отказа прыгнет в воду. Неприступная красавица хмыкнула, а он возьми… да прыгни! И, можете не сомневаться, пошел бы ко дну – ведь плавать он не умел!

Панаева подняла крик на всю реку. Обезумевшего поэта выловили и кое-как привели в чувство. А он тут же запел свое: не согласитесь, дескать, обожаемая, ответить на мои чувства, пойду и опять прыгну. Да так, что, будьте покойны, вытащить не поспеют. И ледяная корочка, сжимавшая сердце Авдотьи Яковлевны, хрустнула…

В 1846 году супруги Панаевы в компании с Некрасовым провели летние месяцы в своем имении в Казанской губернии. Здесь поэт детально обсудил с Панаевым план выкупа и совместного возрождения журнала «Современник». И здесь же окончательно сблизился с его женой – как и мечтал.

Вернувшись в Петербург, богемная троица поселилась в одной квартире. И началась странная жизнь… Иван Панаев – муж без жены, редактор без журнала (всеми делами процветающего издания заправлял Некрасов), рогоносец без обмана… А Авдотья – супруга перед Богом и людьми одного, по факту и велению сердца – другого. Авдотья Яковлевна стала гражданской женой Некрасова – в те времена получить разрешение на развод было почти невозможно. Толки и сплетни по поводу их «неприличных» отношений не прекращались еще очень долго.

Некрасов все половодье своих чувств излил на бумагу. Так родился поэтический «Панаевский цикл» - история неровной, бурной, мучительной любви.

    Откроем 1 главу этого романа.

Чтение наизусть стихотворения «Ты всегда хороша несравненно» (1847 г.).

Каким настроением проникнуто стихотворение? (Радость, наслаждение)

Обратите внимание на антитезу в характеристике героя (мудрый - глупый). Что она обозначает? (Противоречивость героя)

Искренен ли лирический герой в выражении своих чувств? (Да)

В каких ситуациях человек предельно искренен? (Когда произносит исповедь. Лирика Некрасова очень исповедальна.)

Какое слово выбивается из ряда, выстроенного для лирической героини? (Лукавый)

Почему? (Лукавый – хитрый, коварный)

Что мы, читатели, чувствуем? (Настороженность)

Итак, даже когда роман Некрасова и Панаевой только начинался, в мире поэта чувствуется какая-то противоречивость, настороженность. Вроде бы все хорошо, но…

5. Шли годы. Отношения между Н. Некрасовым и А. Панаевой становились драматичными, неоднозначными: то искренними и близкими, то отчужденными и ироничными. Редкий день обходился без скандала. Некрасов был патологически ревнив. И столь же страстен, сколь непостоянен. Обвиняя и подозревая, раскаляясь и незаслуженно оскорбляя, он остывал и мчался к Авдотье мириться.

Это вторая глава романа Н. Некрасова и А. Панаевой.

Чтение наизусть стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» (1851г.)

Каким настроением проникнуто стихотворение? (Раздражение, обида)

Что вызвало ссору?

Какой мы видим лирическую героиню в этом стихотворении? (Бестолковая, вспыльчивая, импульсивная, несдержанная, мучительница)

А лирического героя? (Ревнивец, в душе его тревожно, но он принимает ее такой и готов к примирению)

Как вы считаете, взгляд на любовь у поэта прежний? (Нет)

Какой видится любовь в этом стихотворении? (Она не романтическая, а прозаическая, обыденная, с проблемами, ограничениями, ревностью, противоречивая, в ней целая гамма чувств)

А о какой любви мечтает человек? (О романтической)

Некрасов любил эту женщину ревнивой, угрюмой, изнурительно-трудной любовью. Совместная их жизнь была ад. Но стоило им разлучиться, как он снова влюблялся в неё. Похоже, что он любил Панаеву только тогда, когда её не было с ним: все те нежные любовные стихи, которые он посвятил ей, написаны в её отсутствие, заочно.

Выразительное чтение стихотворения «Да, наша жизнь текла мятежно…»(1850г)

Что представляют собой 2 первые строчки этого стихотворения? (Конспект повести или романа, напряженного, динамичного. Любовь зависит от воздействия мира)

На время или навсегда расстались влюбленные? (На время. Их жизнь в разлуке изображается как терпеливое ожидание новой встречи)

6. Однако стоит им воссоединиться – его стихи отражают не ласки, а бурные семейные сцены, оскорбления, упреки и ссоры. Вообще любовная лирика Некрасова охотнее останавливается на любовном тиранстве. «Слезы и нервы» – это у него чаще всего, поэтому в покаянную минуту лирический герой зовет себя палачом этой женщины и молит её о прощении.

И это третья глава романа.

Изумительная лирическая миниатюра «Прости»(1856г.) (Слушаем mp 3; слайд № 7 с текстом стихотворения)

Интерпретация стихотворения (самостоятельная работа ученика)

- Каковы отношения между лирическими героями? (Они ведут к разрыву).

Нет, совсем не так легко быть женой известного поэта. Некрасов сам это понимает.

Выразительное чтение стихотворения «Тяжелый крест достался ей на долю» (1856) (Интерпретация и сопоставительный анализ со стихотворением Ф. Тютчева «Не говори: меня он, как и прежде, любит…» (1854); «Панаевский» и «Денисьевский циклы» - самостоятельная работа ученика).

Вывод: «Панаевский цикл» Н. Некрасова и «Денисьевский цикл» Ф. Тютчева имеют много общего: нервность интонации, фрагментарность, обозначаемая на письме многоточиями, которыми заканчиваются многие стихотворения. Мотивы страдания, незаконности любви, мятежности пронизывают оба цикла и тем самым объединяют в интимной лирике.

Но : отношения между любящими в лирике Некрасова стали более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь.

7. Перед вами лежат тексты стихотворений Некрасова. Посмотрите, какой знак препинания стоит в конце большинства его стихотворений о любви? О чем это говорит? (О незавершенности; продолжение следует).

Окончательный разрыв между Некрасовым и Панаевой произошел в 1863г. Их роман длился 15 лет.

Любовь к Авдотье Яковлевне Панаевой Некрасов сохранил до конца жизни.

8. Стадия рефлексии.

Вернемся к ассоциативному ряду, о котором мы говорили в начале урока. Какая же она, любовь в лирике Н. Некрасова? (Разная: борение, противоречия, ревность, страдания, счастье, мука, ссора, мир)

Если у Пушкина возлюбленная – божество, то кто она для лирического героя Некрасова? (Это обычная женщина, с достоинствами и недостатками, равная ему во всем. Любовь к ней и счастье, и горе).

Вернемся к эпиграфу. Как вы его понимаете? (Слайд №9)

(Какой бы она, возлюбленная, ни была, любовь – желанное для поэта чувство, с ним не хочется расставаться)

9. Выставление оценок, запись д/з : выучить понравившееся стихотворение наизусть; сформулировать и записать в тетрадь особенности любовной лирики Некрасова; составить синквейн на тему «Любовь в лирике Н. Некрасова».

Николай Алексеевич Некрасов
«Да, наша жизнь текла мятежно...»

Да, наша жизнь текла мятежно,
Полна тревог, полна утрат,
Расстаться было неизбежно -
И за тебя теперь я рад!
Но с той поры как все кругом меня пустынно!
Отдаться не могу с любовью ничему,
И жизнь скучна, и время длинно,
И холоден я к делу своему.
Не знал бы я, зачем встаю с постели,
Когда б не мысль: авось и прилетели
Сегодня наконец заветные листы,
В которых мне расскажешь ты:
Здорова ли? что думаешь? легко ли
Под дальним небом дышится тебе?
Грустишь ли ты, жалея прежней доли,
Охотно ль повинуешься судьбе?
Желал бы я, чтоб сонное забвенье
На долгий срок мне на душу сошло,
Когда б мое воображенье
Блуждать в прошедшем не могло...
Прошедшее! его волшебной власти
Покорствуя, переживаю вновь
И первое движенье страсти,
Так бурно взволновавшей кровь,
И долгую борьбу с самим собою,
И не убитую борьбою,
Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.
Как долго ты была сурова,
Как ты хотела верить мне,
И как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне!
(Счастливый день! Его я отличаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь мою считаю,
Я праздную его в душе моей!)
Я вспомнил все... одним воспоминаньем,
Одним прошедшим я живу -
И то, что в нем казалось нам страданьем,
И то теперь я счастием зову...

А ты?.. ты так же ли печали предана?..
И так же ли в одни воспоминанья
Средь добровольного изгнанья
Твоя душа погружена?
Иль новая роскошная природа,
И жизнь кипящая, и полная свобода
Тебя навеки увлекли,
И разлюбила ты вдали
Все, чем мучительно и сладко так порою
Мы были счастливы с тобою?
Скажи! я должен знать... Как странно я люблю!
Я счастия тебе желаю и молю,
Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
Души моей смягчает муки...

Лучшие статьи по теме