Gm2irk - Образовательный портал

Д банзаров первый бурятский ученый. Банзаров Доржи — первый бурятский ученый

Происходил из бурят-казаков. Отец — отставной пятидесятник Ашебагатского казачьего полка Банзар.

В 1833 году окончил Николаево-атаманское училище. С 1833 года до сентября 1835 года учился в Троицкосавской русско-монгольской школе. Отправлен на учёбу в Казанскую гимназию. 25 января 1836 года зачислен в первый класс гимназии.

В июне 1842 года окончил гимназию с золотой медалью и правом поступить в университет.
В сентябре 1842 года поступил в Казанский университет на философский факультет, имевший восточный разряд.

5 июня 1846 года окончил Казанский университет. В университете изучал восточные языки: монгольский, калмыцкий, маньчжурский, санскрит, турецкий. Свободно читал на немецком, английском, французском и латинском языках.

Был учеником Осипа Михайловича Ковалевского, одного из основателей научного монголоведения. Защитил диссертацию на степень кандидата татаро-монгольской словесности.

В 1846 году в «Ученых записках Казанского университета» опубликовал труд «Чёрная вера, или Шаманство у монголов».

В 1847—1849 годах Банзаров вёл научные исследования в Азиатском музее Санкт-Петербурга. Избран членом-корреспондентом Русского археологического общества. В 1848 году опубликовал работу «Пайцзе, или металлические дощечки с повелениями монгольских ханов».
В 1848—1850 годах работал в Казани. Учился документооборту в канцелярии Казанской губернии.
В 1850—1855 годах служил в Иркутске чиновником по особым поручениям при генерал-губернаторе Восточной Сибири Николае Николаевиче Муравьеве-Амурском. Жил в Кяхте и Чите.

В Верхнеудинске работал по следственным делам. В этот период Банзаров опубликовал труд «Объяснение монгольской надписи на памятнике князя Исунке, племянника Чингис-Хана» (1851), посвящённый интерпретации надписи на «Чингисовом камне».
В 1851 году избран членом-корреспондентом Сибирского отдела Русского географического общества. Выполнял поручения ВСОРГО.

Во время разъездов по Сибири завязал знакомство с декабристами; Н. А. Бестужев написал его портрет.

В 1947 году именем Доржи Банзарова назван Бурятский педагогический институт, ныне — Бурятский государственный университет.
В 1957 году перед зданием института был установлен памятник работы скульпторов А. Р. Вампилова и А. И. Тимина.

Именем Доржи Банзарова названы улицы в городах: Улан-Удэ, Иркутск, Кяхта и Казань, селе Кырен (районном центре Тункинского района Республики Бурятия).
В год 170-летия, в 1992 году, по инициативе председателя колхоза имени XX партсъезда В. Д. Будаева был установлен памятный камень недалеко от родового гнезда Доржи Банзарова.

В декабре 2007 года администрация Джидинского района учредила премию имени Доржи Банзарова для особо одарённых, талантливых учащихся района, добившихся высоких результатов в различных областях деятельности.

24 января 2008 года постановлением правительства Республики Бурятия имя Доржи Банзарова присвоено Нижне-Ичётуйской средней общеобразовательной школе Джидинского района.

11 июня 2010 года в рамках празднования 75-летия Джидинского района на месте родовой усадьбы первого бурятского ученого установлен памятник работы скульптора Геннадия Васильева. Инициатором создания памятника выступил Матвей Чойбонов, видный религиозный и общественный деятель Бурятии, генерал казачьих войск. Средства собирали всем миром. Помогали предприниматели Бурятии, Иркутской области, Забайкальского края, жители района.

Памятник создан бурятским скульптором Геннадием Васильевым. Скульптура из искуственного камня, высотой 2,5 метра. Постамент построен жителями села Нижний Ичетуй.

Доржи Банзаров изображен в иркутский период его жизни, в правой руке держит перо, в левой раскрытую книгу. На мраморной плите золотыми буквами высечена надпись: “Выдающемуся сыну бурятского народа, первому бурятскому ученому Доржи Банзарову, 1822-1855 гг., от благодарных земляков”. В конце надписи расположено четверостишье народного поэта Бурятии Баира Дугарова.

Уро­женец Забайкалья кроме родного и русского языков в совершенстве знал монгольский, маньчжурский, калмыцкий, тибетский и немец­кий. Автор более 25 работ, монголовед был назначен в Иркутске чиновником по особо важ­ным делам при генерал-губернаторе Восточной Сибири. И увы, именно здесь блестящий уче­ный обрел свой покой.

Наука и «Черная вера»

Доржи Банзаров родился в 1822 году в Иче­туйской долине, в семье сибирских погранич­ных казаков. Кроме него в семье было еще четы­ре сына - Лочон, Дзондуй, Бадма и Харагшан. Отец, Банзар Боргонов, был урядником-пяти­десятником (офицером) бывшего Ашехбатского полка, исповедовал буддийскую веру.

Родители решили обучить Доржи русской грамоте, поскольку 9-летний сын всего за один год окончил Харанцайское приходское учили­ще. После этого, в сентябре 1833 года, его от­дали в Троицкосавскую войсковую русско-мон­гольскую школу.

В 1835 году по ходатайству тайши Селенгин­ской степной думы Банзаров в числе четырех бурятских мальчиков был направлен на учебу в 1-ю Казанскую гимназию. Именно за период учебы в гимназии он кроме родного и русского в совершенстве овладел монгольским, маньч­журским, французским, калмыцким, тибетским и немецким языками. Хорошо разбирался в ла­тинском, тюркском, и английском. В 1842 году совет гимназии за отличные успехи в учебе на­градил Банзарова золотой медалью.

После окончания гимназии, в том же 1842 году, Банзаров поступил на восточное отделение философского факультета Казанского универ­ситета. Университет открыл Банзарову мир на­уки. Здесь в течение пяти лет он формировался как ученый: написал для своих соплеменников «Всеобщую географию» и «Грамматику мон­гольского языка»; перевел с французского на монгольский «Странствования китайского буд­диста IV в. по имени Фа-сян», с маньчжурского - «Путешествие Тулишеня Аюб хану». Первые публикации молодого ориенталиста были вос­торженно встречены в кругах востоковедов. Его статья «Белый месяц. Празднование Нового года у монголов» была опубликована в «Казанских гу­бернских ведомостях».

В 1846 году Доржи окончил университет, за­щитил диссертацию «Черная вера, или Шаман­ство у монголов». Кроме этого, составил «Маньч­журско-русско-монгольский словарь» (рукопись хранится в Восточной библиотеке ЛГУ). Особое место в научных трудах занимает исследова­ние такого памятника, как «Чингисов камень». Памятник древнемонгольской письменности представляет собой плоскую гранитную плиту, ее нашли на берегу реки Кыркыра - одного из притоков Амура. В настоящее время «Чингисов камень» находится в Эрмитаже.

Окончив Казанский университет со степе­нью кандидата, Банзаров по Высочайшему по­велению в августе 1849 года получил разреше­ние поступить на службу в Восточной Сибири с преимуществами, полагавшимися при ученой степени. На основании данного разрешения генерал-губернатор Восточной Сибири опреде­лил Банзарова на должность чиновника особых поручений ГУВС и произвел в чин коллежского секретаря.

12 апреля 1850 года, после 15-летнего пребы­вания в Европейской России, Доржи Банзаров выехал в родные края. Приезд земляка - боль­шого чиновника да еще ученого, был встречен сородичами как большой праздник. Его чество­вали в каждом улусе. К сожалению, отец Банза­рова уже умер и не мог порадоваться успехам сына.

Что жизнь, что смерть - легенда

Вернувшись в Иркутск, Доржи Банзаров по­лучил должность титулярного советника. В это время он занимался расследованием серьезных дел, связанных с махинациями нойонов, лам, чиновников, и привлекал их к ответственности. Но, несмотря на занятость служебными делами, находил возможность для научных занятий. В этот период ученый выполнил ряд работ: внес исправления на географические карты, совер­шил поездки в Тункинский край для исследо­вания происхождения сойотов и их соседей урянхайцев (тувинцев), открыл место рождения Чингисхана в пределах России, перевел с мон­гольского «Путешествия Зая-Хамбы в Тибет». В 1851 году был избран членом-корреспондентом Сибирского отдела Русского географического общества.

Короткая жизнь не позволила в полной мере раскрыться таланту Банзарова. Он умер 27 фев­раля 1855 года в Иркутске. Соответствующая запись имеется в «Иркутской летописи 1661- 1940 гг.» Ю.П.Колмакова:

«...27 февраля 1855 года в Иркутске скончал­ся Доржи Банзаров - известный монголист XIX века, знаток истории и этнографии народов Центральной Азии, первый бурятский ученый, чиновник особых поручений Главного управле­ния Восточной Сибири (ГУВС).

Достоверная причина смерти Банзарова не­известна. Один из его современников, Юмды­лык Ломбоцыренов, автор летописи «Бичихан запискэ» (сводной хроники родов селенгинских), писал, что Банзаров пристрастился к вину. Однако на родине ученого записана иная леген­да. В ней говорится о том, что Банзаров был отравлен в Иркутске человеком, подосланным священником: «Когда Доржи Банзарову должны были присвоить генеральский чин, иркутский поп нанял в столовой человека и отравил Бан­зарова ядом. Доржи сразу понял, что он выпил яд, и наказал своему кучеру, чтобы он, как бы­вало раньше, повез его прежде молиться в цер­ковь, а потом похоронил. Когда кучер исполнил наказ Доржи Банзарова, то есть привез тело его к церкви, люди, отравившие Банзарова и увидевшие его около церкви, испугались, что он остался живым, сами приняли яд и отравились. В тот день, когда должны были отравить Дор­жи Банзарова, на рынке запретили торговать молоком и молочными продуктами. Сказыва­ют, на похоронах Доржи Банзарову таки было присвоено звание генерала ».

Когда Доржи умирал, рядом с ним были его ученик Холзан Мозоев и лама. О кончине Банза­рова правитель дел Сибирского отдела Русского географического общества И.С.Сельский сооб­щил генерал-губернатору Н.Н.Муравьеву.

В начале марта состоялись похороны Бан­зарова. Тело его было воздвигнуто на погре­бальные дроги в виде пышной колесницы, на которой находился Гомбо-лама в яркой одежде. Следом в желтых одеждах, читая буддийские молитвы, шли ламы, за ними - представите­ли местной власти, горожане и буряты. Про­цессия проследовала от квартиры покойного по Любарскому переулку, вышла на Ланинскую улицу и двинулась по Жандармской к Острож­ному мосту. Перейдя мост, направилась к горе за Иркутским тюремным замком, где находилось кладбище. После совершения религиозных це­ремоний тело предали земле. Увы, вскоре моги­ла была затеряна.

Жизнь коротка - история вечна

Первый бурятский ученый Доржи Банзаров оставил нам не только свои оригинальные по содержанию, обширные по тематике научные труды по востоковедению. Он оставил прежде всего глубокий след в памяти народа, который бережно хранит память о своем славном сыне, создавая о нем легенды, сказания, песни. Фоль­клорный материал о Доржи Банзарове является историческим свидетельством самого бурятско­го народа, выдвинувшего из своей среды даро­витого ученого.

К научным трудам Доржи Банзарова и се­годня обращаются многие ученые - не только наши, но и зарубежные. Бурятский народ высо­ко чтит память своего первого ученого. Его име­нем названа улица в родном улусе. В 1947 году именем Доржи Банзарова назван Бурятский пединститут, ныне госуниверситет. Перед зда­нием института установлен памятник.

Именем Доржи Банзарова названы улицы в Иркутске, Улан-Удэ, Кяхте, Казани и селе Кырен Тункинского района.

Ученый Доржи Банзаров родился в 1822 году в Ичетуйской долине, в семье казачьего пятидесятника Банзарова Б. Родители решив обучить Доржи русской грамоте, в сентябре 1833 года отдали в Троицкосавскую войсковую школу. Мальчик учился легко и успешно, ко всему проявлял любознательность, обнаружил блестящие способности и отлично окончил курс школы.

В 1835 году в числе четырех бурятских мальчиков был отправлен в Казань в гимназию и в июне1842 года с золотой медалью окончил первую Казанскую гимназию. В этом же году поступил на филологическое отделение философского факультета Казанского университета. Университет открыл Банзарову новый мир – мир науки. Он кроме монгольского и русского овладел маньчжурским, французским, немецким, английским и латинским языками, также знал тюркский язык.

В 1846 году Доржи окончил университет и защитил диссертацию на тему «Черная вера или шаманство у монголов» Она показала глубокий аналитический ум, самостоятельность его научного мышления. 22 июля 1846 г. на страницах газеты «Казанские губернские ведомости» появилась научная публикация Банзарова – статья «Белый месяц. Празднование Нового года у монголов».

11 октября 1848 года опубликовал статью «Пайцзе или металлические дощечки с повелениями монгольских ханов». 12 апреля 1850 года, после пятнадцатилетнего пребывания в европейской России, Доржи Банзаров выехал в родные края. Приезд земляка – большого чиновника, да еще ученого, был встречен сородичами как большой праздник. Его чествовали в каждом улусе, каждой юрте. К сожалению, отец Банзарова уже умер и не мог порадоваться успехами сына. Недолгой оказалась и жизнь самого Доржи Банзарова – оторванный от круга друзей, ученых, он умер в возрасте 33- х лет.

К научным трудам Доржи Банзарова и сегодня обращаются многие ученые, не только наши, но и зарубежные. Бурятский народ высоко чтит память своего первого ученого. Его именем названа улица в родном улусе. В 1992 году, к 170-летию со дня рождения Доржи Банзарова, недалеко от тоонто – где родился ученый, был открыт памятник. В сельской библиотеке оформлен уголок, посвященный Доржи Банзарову.

О детстве Доржи Банзарова

Рассказал Дарисурэн Цыдыпов (71 год), житель Нижнего Ичетуя

«Доржи Банзаров родился в местности Сарбадайн Хутэл, где раньше жили люди урянхайского рода. Эта местность находится в двух километрах юго-западнее села Нижний Ичетуй и называлась «Банзарай бууса», т.е. стойбище Банзара. Доржи был сыном Банзара Боргонова, который имел 5 сыновей Лочона, Дзондуя, Доржо (будущий ученый), Бадму и

Харагшана. Первые два сына были отданы в хувараки, потому не имели детей. Доржи не был женат. Бадма и Харагшан имели по одному сыну. Сын Бадмы Дзанту являлся атаманом Гэгэтуйской станицы, а сын Дзанту Бубэй жил до 1929 года на стойбище Банзара, кочуя зимой на южную сторону горы Шулэг. Харагшан, самый младший брат Доржи, имел одного сына Данджа, у которого был тоже один сын Ринчин».

О родовой принадлежности

Местность Сарбадайн Хутэл, где раньше обитали урянхайцы, как уже было сказано, находится в двух километрах от села Нижний Ичетуй. В нем до сих пор живут в основном буряты 1 табангутского рода. Отсюда можно предположить, что предки Доржи Банзарова жили среди бурят 1 табангутского рода и административно относились к табангутам. В связи с этим уместно вспомнить письмо Доржи Банзарова, написанное Алексею Бобровникову 15 марта 1847 года, в котором он пишет: «Привет от Дорджи, сына Банзарова, из поколения Урянхайцев, прибывшего из страны монгольской…».

Несомненно, предки Доржи Банзарова принадлежали к роду Урянхай, а не к Табангутскому роду.

О смерти Доржи Банзарова

На родине ученого в 1971 году от Доржи Цыдыпова (61 год) была записана легенда о смерти Доржи Банзарова. В ней говорится о том, что Банзаров был отравлен в Иркутске человеком, подосланным священником: - «Когда Доржи Банзарову должны были присвоить генеральский чин, иркутский поп нанял в столовой человека и отравил его ядом. Доржи сразу понял, что он выпил яд и наказал своему кучеру, чтобы он, как бывало раньше, повез его прежде молиться в церковь, а потом похоронил. Когда кучер исполнил наказ Доржи Банзарова, то есть привез тело его к церкви, люди, отравившие Банзарова и увидевшие его около церкви, испугались, что он остался живым, сами приняли яд и отравились. В тот день, когда должны были отравить Доржи Банзарова, на рынке запретили торговать молоком и молочными продуктами. Сказывают, на похоронах Доржи Банзарову было присвоено звание генерала».

Предания и легенды о Доржи Банзарове

Первый бурятский ученый Доржи Банзаров оставил нам не только свои «оригинальные по содержанию, обширные по тематике» научные труды по востоковедению. Он оставил прежде всего глубокий след в памяти народа, который бережно хранит память о своем славном сыне, создавая о нем легенды, сказания, песни. Фольклорный материал о Доржи Банзарове является историческим свидетельством самого бурятского народа, выдвинувшего из своей среды даровитого ученого.

На родине Банзарова, в улусе Нижний Ичетуй сохранились некоторые устные сведения о нем, перешедшие почти в легенды. Эти сведения, собранные в апреле 1971 года, дают возможность говорить о некоторых подробностях жизни и деятельности Доржи Банзарова в Сибири и Забайкалье. Они заслуживают внимания еще и потому, что в них дается народная оценка общественной деятельности Банзарова.

О делах Доржи Банзарова

Долгор Саржытовна Доржеева (75 лет), землячка Доржи Банзарова, «В детстве от стариков слышала следующее: Доржи Банзаров жил в деревянном доме, был большим человеком, по делам службы ездил по улусам и дацанам, записывал предания и песни. Одевался он в бурятский халат». Так в памяти народной Банзаров рисуется не только занятым лишь делами службы, но и интересующимся устным народным творчеством бурят.

Известный краевед И. С. Сельский о периоде его жизни в родном улусе писал:

«… после нескольких лет, проведенных им в Казани и Петербурге в сухих ученых занятиях, вдруг он возвращается к своим вожделенным табунщикам, и там родной кров, чудесная весна Боргойской степи, краснощекие землячки вдруг сближают его с непременными условиями жизни степного монгола, и с той минуты Банзаров принадлежит своим…»

По утверждению местных стариков, Доржи Банзаров пользовался большим уважением и любовью среди своих земляков. К нему часто обращались с различными вопросами, видели в нем не только представителя при генерал-губернаторе Восточной Сибири, но и помощника, защитника их интересов.

Образ Доржи Банзарова, первого бурятского ученого, прославившего свой народ умом и талантом еще в середине ХIХ века, живет в фольклоре бурятского народа и не только в родном улусе ученого, но и в других районах Бурятии и Иркутской области.

Основные труды

Банзаров Д. Черная вера, или шаманство у монголов // Ученые записки импер. Казанского университета. – Кн. III. – 1846.

Банзаров Д. Белый месяц. Празднование нового года у монголов // Казанские губернские ведомости. – 1846. - № 30.

Банзаров Д. Пайзе, или металлические дощечки с повелениями монгольских ханов // Зап. Археол. Об-ва. – 1, II/ - 1848.

Банзаров Д. О восточных названиях некоторых старинных русских вооружений // Зап. Археол. Об-ва. – 1.II. – 1849.

Банзаров Д. Объяснение монгольской надписи на памятнике князя Исунке, племянника Банзаров Д. Чингис-хана // Зап. Археол. Об-ва. – 1. III. – 1850.

Банзаров Д. Собрание сочинений. М., 1955; Собрание сочинений. 2-е дополненное. Улан-Удэ, 1997.

Банзаров Д. Воспоминания, отзывы, рассказы современников, ученых и общественных деятелей XIX – начала XX вв. / РАН Сиб. отд-ние Бурят. науч. Центр. Бурят. ин-т обществ. наук; [Сост. и авт. примеч. В. Э. Раднаев; Редкол.: Д.Д.Нимаев (отв. ред.) и др.]. – Улан –Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. – 104 с.

Доржи Банзаров (1822-1855)

Банзаров

(Дорджи, по мнению академика В. П. Васильева, надо писать Дордже) - ориенталист, сын полудикого забайкальского бурята Банзара, буддист ], принадлежал к древнему роду Урянхай. В г. его определили на казенном содержании, вместе с другими четырьмя бурятскими мальчиками, в 1-ю казанскую гимназию, в которой в том году усилено было преподавание восточных языков. В гимназии Б. учился отлично, наряду с лучшими учениками из русских, и по окончании ее переведен был в Университет, где ревностно продолжал заниматься восточными языками и в г. получил ученую степень кандидата, написав диссертацию: «О черной вере, или шаманстве, у монголов» (напечат. в «Ученых Записках Каз. универс.», г., кн. 3). В конце г. Б. прибыл в Петербург . Здесь главным занятием его было изучение монгольских и маньчжурских книг и рукописей, хранящихся в Азиатском музее Академии наук и Публичной библиотеке; для Музея Акад. наук он составил каталог его книгам на маньчжурском языке (напечат. в «Bulletin de la classe historico-philologique de l’Acad. d. sc.», t. V). Своими учеными трудами и знанием многих восточных и европейских языков он обратил на себя внимание ученых и пользовался большим авторитетом среди ориенталистов , которые многого ожидали от его исследований в области монгольского языка . Ожидания эти не сбылись. Уволенный из сословия казаков , к которым причислены некоторые бурятские роды, и назначенный чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири , с переименованием в чин коллежского секретаря , Б. в мае г. уехал в Иркутск . Здесь ученая деятельность его пошла на убыль. Он стал чуждаться всякого общества и знакомства и братался лишь со своими родичами, полудикими бурятами. Последние годы своей жизни он часто прихварывал, но за советами к врачам не обращался, не доверяя им, а сам составлял для себя лекарства по бурятским рецептам. Он умер в последних числах февраля г. и торжественно похоронен по буддийскому обряду 2 марта того же года. Из 13 статей его, напечатанных в различных изданиях, назовем еще две: 1) «О происхождении имени Монголы » (в «Библиотеке Восточ. историков», изд. И. Березиным, т. I, приложение II) и 2) «Пайзе , или металлические дощечки с повелениями монг. ханов» (в «Зап. археолог, общ.», т. II; здесь Б. попутно объясняет ярлык Бирдибек-Хана, данный Алексею, митроп. Киевскому). В г. Б. был избран в члены-корреспонденты архелогического общества.

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона .

Банзаров Доржи (около 1822, Кутетуевский улус Забайкальской области , - 1855, Иркутск), первый бурятский учёный-востоковед. Родился в семье казака-бурята. В окончил Казанский университет , был учеником О. М. Ковалевского . В 1847-48 жил в Петербурге , занимаясь научными исследованиями в Азиатском музее . В 1850-55 служил чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Вост. Сибири. Во время разъездов по Сибири завязал знакомство с декабристами ; Н. А. Бестужев написал его портрет. Научное наследие Б. составляют главным образом филологические исследования. Основной труд Б. - «Чёрная вера, или Шаманство у монголов» (1846) - первая научная работа о шаманизме . Именем Б. назван (1947) Бурятский педагогический институт в

Банзаров Доржи - известный ученый из Бурятии. Считается первым представителем этой национальности, получившим высшее образование по передовому западному образцу. Это случилось еще в XIX веке. Самыми востребованными и популярными стали его труды и исследования, посвященные монголоведению.

Биография ученого

Банзаров Доржи родился в улусе Кутетуевском, который расположен в Забайкальской области. В наши дни это Джижинский район на территории Республики Бурятия. Будущий мыслитель появился на свет в 1822 году.

По происхождению Банзаров Доржи был бурятом-казаком. Отца Доржи звали Банзар Борхонов, он считался отставным пятидесятником, который в свое время верно и преданно служил в Ашибагатском казачьем полку. Биографию и семью Доржи Банзарова хорошо изучили современные исследователи его творчества. Кроме него, в семье было еще четыре брата, которых звали Бадма, Лочон, Харагшан и Дзондуй. А вот сам герой нашей статьи семью так и не завел.

В 11-летнем возрасте Банзаров Доржи уже стал выпускником Атамано-Николаевского училища. Затем на протяжении двух лет получал более глубокое образование в русско-монгольской войсковой школе, в которую его устроил отец. Она находилась в Торицкосавске. После ее окончания герой нашей статьи получил направление на учебу в мужскую гимназию в Казани. В самом начале 1836 года его зачислили в первый класс.

Спустя шесть лет Банзаров выпустился с золотой медалью, также ему было предоставлено право поступать в университет - так высоко преподаватели и руководство гимназии оценили его достижения в учебе.

Учеба в университете

Банзаров Доржи - это первый бурят, который официально получил высшее образование в классическом университете. С 1842 года он был студентом казанского вуза. Герой нашей статьи выбрал факультет философии, который имел восточное направление.

Университет он окончил в 1846 году. В высшем учебном заведении Банзаров изучал множество восточных языков, в их числе маньчжурский, монгольский, турецкий, калмыцкий и даже санскрит. При этом проявил себя настоящим полиглотом, потому что свободно владел немецким, французским, английским и латынью.

Ученый Доржи Банзаров стал одним из талантливейших учеников самого Осипа Ковалевского, который и по сей день считается основоположником научного монголоведения. Диссертацию Банзаров защищал как раз по татаро-монгольской словесности.

Первые труды

В биографии Доржи Банзарова важное место занимают его научные труды. Один из самых первых - это работа "Черная вера, или Шаманство у монголов". Это исследование было опубликовано в 1846 году в издании под названием "Ученые записки Казанского университета".

После серии статей на тему монголоведения Банзаров углубился в научные исследования. Он отправился в Азиатский музей Санкт-Петербурга, в котором проработал до 1849 года. В это время опубликовал еще одну свою известную работу, ставшую популярной, под названием "Пайцзе, или Металлические дощечки с повелениями монгольских ханов".

В это же время состоялось еще одно важное событие в его карьере. Банзарова приняли в члены-корреспонденты императорского русского археологического общества. Это достижение стало очередным подтверждением его успехов, достигнутых на научном поприще.

Возвращение в Казань

В 1848 году Банзаров уезжает в Казань, где когда-то окончил университет. Тут он поступает на службу в канцелярию Казанской губернии, чтобы освоить документооборот.

В Казани он пробыл меньше двух лет. Его следующим местом службы стал Иркутск. В этот город он был направлен в статусе чиновника по особым поручениям, который напрямую подчинялся генерал-губернатору Восточной Сибири. На момент его назначения этот пост занимал Николай Николаевич Муравьев-Амурский.

По служебной необходимости жил в разных городах, в частности в Чите и Кяхте. В Верхнеудинске по служебной необходимости ему пришлось разбираться со следственными делами, которых за последние годы накопилось немало. Документооборот в этих местах велся плохо, да и просто не хватало высококвалифицированных специалистов, к которым относился Банзаров.

Новые публикации

Живя в Сибири, герой нашей статьи опубликовал еще один свой важный труд. Это исследование под названием "Объяснение монгольской надписи на памятнике князю Исунке, племяннику Чингис-Хана". Он был дописан в 1851 году. Банзаров посвятил его многочисленным интерпретациям надписи, оставленной на так называемом Чингисовом камне.

В 1851 году героя нашей статьи избрали членом-корреспондентом еще и сибирского отдела Императорского русского географического общества. На протяжении нескольких лет он тщательно и скрупулезно выполнял поручения этой организации.

Банзаров скончался совсем молодым. Это произошло в 1855 году в Иркутске. Ему было всего 33 года.

Память об ученом

Знаменитый ученый и сегодня высоко ценится узким кругом специалистов, а также бурятским народом, чьим ярким представителем он является.

Важное событие состоялось в 1947 году. В тот год Бурятскому педагогическому институту на торжественной церемонии присвоили имя Доржи Банзарова. В наши дни институт получил статус университета, но по-прежнему носит имя великого ученого.

В 1957 году прямо перед зданием этого института был установлен памятник Банзарову, авторами которого стали скульпторы Тимина и Вампилов.

На сегодняшний день имя героя нашей статьи носят улицы в различных городах России. Это Иркутск, Улан-Удэ, Казань, Кяхта, даже село Кырен, расположенное в Бурятии.

В 1992 году, в 170-ю годовщину со дня рождения ученого, неподалеку от его родового гнезда появился памятный камень. С такой инициативой в то время выступил имени двадцатого партсъезда, который и помог все организовать.

С конца 2007 года существует премия имени Банзарова, которая учреждена администрацией Джидинского района. Ее вручают самым талантливым и одаренным ученикам района, которые, по мнению конкурсной комиссии, могут продолжить дело героя этой статьи. Оцениваются их результаты, достигнутые в самых разных сферах. Это может быть учеба, наука, общественная жизнь, спорт.

В 2010 году появился еще один памятник Банзарову. Его торжественно установили на месте родовой усадьбы ученого. Работу выполнил скульптор Геннадий Васильев.

Лучшие статьи по теме