Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • СМИ
  • Сказочная история о звездном небе. Детям о планетах солнечной системы

Сказочная история о звездном небе. Детям о планетах солнечной системы

> Звезды

Вся информация про звезды для детей: описание с фото и видео, интересные факты, как рождаются и умирают звезды, типы, белый карлик, сверхновая, черная дыра.

Падающая звезда детям и взрослым кажется невероятно красивым и волшебным событием, когда можно загадать желание. Однако реальные звезды выглядят еще более интересными объектами Вселенной, ведь перед нами гигантские шары бурлящего газа с высокими температурами. Более того, их смерть - всего лишь новый этап жизни в виде еще более загадочных объектов, вроде черных дыр или нейтронных звезд. Ниже вы узнаете описание, характеристику и самые интересные факты о звездах с фото, картинками, рисунками, видео и схемами вращения вокруг центра галактики.

Родители или учителя в школе могут начать объяснение для детей с того, что это не просто наиболее распространенные объекты во Вселенной, но и главные галактические строительные блоки. При помощи возраста, состава и распределения можно понять, историческую динамику и эволюцию конкретной галактики. Также дети должны знать, что звезды отвечают за создание и распределение тяжелых элементов (углерод, кислород и азот), поэтому их характеристики напоминают планетарные.

Звездообразование - объяснение для детей

Важно объяснить детям , что звезды рождаются из пыльных и газовых облаков, после чего рассеиваются по галактикам. Например, можно вспомнить туманность Ориона. Итак, глубоко в этих облаках таится сильная турбулентность, которая создает массивные узлы, заставляющие пыль и газ разрушаться из-за своей же силы тяжести. Когда все облако начинает рушиться, материал в самом центре разогревается и превращается в протозвезду. Это горячее ядро в центре вскоре и станет звездой.

Чтобы объяснение для детей стало понятным, компьютерные модели демонстрируют интересную вещь. Во время процесса разрушения облака могут разделиться на две или три капли. Именно поэтому большая часть звезд группируется в пары или скопления.

Но не весь собранный горячим ядром материал становится частью звезды. Он может сформировать планеты, астероиды, кометы или же так и остаться пылью. В некоторых случаях облако может и не разрушаться устойчивыми темпами. В 2004 году астроному-любителю Джеймсу Макнейлу удалось заметить небольшую туманность, которая внезапно возникла возле туманности М78 в созвездии Ориона. Когда об этом узнали остальные астрономы, то поняли, что ее яркость менялась. Осмотр рентгеновской обсерваторией Чандра дал понять, что магнитное поле взаимодействует с окружающим газом, что и приводит к эпизодическому увеличению яркости.

Почему зажигаются звезды?

Мультфильм о рождении звезд, шаровых скоплениях и будущем Млечного Пути:

Звезды главной последовательности - объяснение для детей

Для самых маленьких важно осознать, что звезде с солнечным размером понадобится примерно 50 миллионов лет, что пройти весь период от коллапса и до взрослого возраста. Наше Солнце перейдет в момент зрелости примерно через 10 миллиардов лет.

Звезды также питаются, правда в качестве пищи используют ядерный синтез водорода с образованием гелия внутри себя. Из центральной области постоянно поступает энергетический поток, формирующий давление. Дети должны понять, что оно необходимо для того, чтобы звезда не разрушилась от тяжести собственного веса и энергии.

Звезды главной последовательности охватывают большое разнообразие яркости и цветов. Их даже можно классифицировать по этим характеристикам. Наименьшие называют красными карликами. Они достигают лишь 10% солнечной массы и выпускают 0.01% энергии при температуре в 3000-4000 К. Несмотря на такую миниатюрность, они превосходят остальные виды по количеству и существуют десятки миллиардов лет.

Типы звезд - объяснение для детей

Красные карлики

В состав красных карликов входят Проксима Центавра, Глизе 581 и Звезда Бернарда. Важно объяснить детям , что это наименьшие звезды главной последовательности. В них не так много тепла, чтобы подкреплять реакции ядерного синтеза, которые используют водород. Но дети должны запомнить, что этот тип встречается чаще всего, потому что обладает длительным сроком существования, который даже превышает возраст самой Вселенной (13.8 млрд. лет). Причина в медленности слияния и эффективной циркуляции водорода из-за конвективного переноса тепла.

Желтые карлики

К желтым карликам относятся Солнце, Кеплер-22 и Альфа Центавра А. Сейчас эти звезды пребывают в расцвете сил, потому что продолжают активно сжигать водород в своем ядре. Этот процесс переводит их к следующему этапу, в котором пребывает большая часть звезд. Наименование «желтый карлик» не совсем отвечает действительности, так как большинство из них, на самом деле, белые. Но, если смотреть сквозь фильтр земной атмосферы, то кажутся желтыми.

Голубые гиганты

Это крупные звезды, в которых заметен синий окрас. Хотя определения могут быть разными. Дело в том, что лишь 0.7% звезд оказываются в этой категории. Не все голубые сверхгиганты – звезды главной последовательности. Наибольшие (О-тип) очень быстро сгорают, из-за чего внешние слои начинают расширяться и увеличивать яркость. Наличие высокой температуры обеспечивает им длительный голубой окрас. Но по мере охлаждения могут стать красными гигантами, сверхгигантами или гипергигантами.

Синие сверхгиганты с 30 солнечными массами могут создавать огромнейшие пробоины во внешних слоях, демонстрируя раскаленное ядро. Их называют звездами Вольфа-Райе. Скорее всего, им суждено взорваться в сверхновой, прежде чем потерять температуру и перейти на более позднюю стадию развития (красный сверхгигант). Звездный остаток после сверхновой превратится в нейтронную звезду или черную дыру.

Гиганты

Сюда входят Арктур и Альдебаран. Они расположены в конце эволюционной шкалы. Раньше были звездами главной последовательности (как Солнце). Если звезда меньше чем 0.3-10 солнечной массы, то ей не стать красным гигантом. Дело в том, что конвективный перенос тепла не позволит набрать достаточную плотность, чтобы высвобождать тепло, которое нужно для расширения. Крупные звезды становятся красными сверхгигантами или гипергигантами.

Красные гиганты накапливают гелий, что приводит к сжатию ядра и повышению внутреннего нагрева. Водород сливается во внешних слоях, а звезда увеличивается в размерах и светит еще ярче. Так как площадь поверхности увеличилась, то температура становится ниже. В конце концов, внешние слои разрушаются, образовывая планетарную туманность, и остается белый карлик.

Супергиганты

В этой категории дети и родители увидят Антарес и Бетельгейзе. NML Лебедя в 1650 раз больше Солнца и является крупнейшей звездой во Вселенной. Расположена на удаленности в 5300 световых лет от нас.

Эти звезды раздуваются из-за сокращения в ядрах, но чаще всего они перерастают в голубых гигантов и сверхгигантов с 10-40 солнечными массами. Если масса больше, то они быстро разрушают внешние слои и становятся звездами Вольфа-Райе или же сверхновыми. Красные гиганты в итоге уничтожают себя в сверхновой, оставляя нейтронную звезду или черную дыру.

Наиболее крупные – супергиганты. Они в 100 раз превосходят Солнце, а их температура нагревается до 30000К. Энергетическое излучение также превосходит солнечное в сотни тысяч раз, но живут всего лишь пару миллионов лет. Хотя они и были распространены во времена ранней Вселенной, но сейчас это редкое явление. В нашей галактике их всего несколько.

Звезды и их судьба - объяснение для детей

Для самых маленьких , наверное, уже стало ясно, что чем больше звезда, тем меньше она проживет. Смерть наступает в момент, когда сжигает весь запас внутреннего водорода. Без необходимой энергии она запускает процесс разрушения и светит ярче. Это сияет водород, который все еще доступен в оболочке вокруг ядра. Разгорячившееся ядро выталкивает наружные слои, заставляя объект раздуваться и терять температуру. После чего мы видим красного гиганта.

Если звезда была массивной, то ядро нагревается до таких критических температур, что начинает воспроизводить тяжелые элементы (даже железо). Но это не спасает, а лишь оттягивает неизбежное. Вскоре она сгорает, продолжая пульсировать, сбрасывать внешние слои и окутывать себя газовой и пыльной дымкой. Последующие процессы уже зависят от размера ядра.

Как умирают звезды?

Мультфильм об эволюции звезд, Главной последовательности и судьбах красных гигантов:

Средние звезды – белые карлики

Для таких звезд (наше Солнце) процесс избавления от внешних слоев продолжается до того момента, как не откроется ядро. Это уже мертвый, но все еще опасный и активный горячий шар, который называют белым карликом. Их размеры обычно достигают земного, хотя весят все равно как звезда. Но почему они не рухнули? Все дело в квантовой механике.

От разрушения звезду удерживают быстро движущиеся электроны, создающие давление. Чем массивнее ядро, тем плотнее будет белый карлик (меньший диаметр – большая масса). Дети должны знать, что через несколько миллиардов лет наше Солнце также перейдет в стадию белого карлика. Он просуществует, пока не остынет. Эта судьба подготовлена тем звездам, которые примерно в 1.4 раза превышают солнечную массу. Если же она будет больше, то давление не удержит ядро от коллапса.

Белый карлик может стать сверхновой - объяснение для детей

Если белый карлик расположен в двоичной или же в многократной звездной системе, то переживет более насыщенные процессы. Новыми когда-то просто называли новые звезды. Но если быть конкретными, то это старые звезды, превратившиеся в белые карлики. Если он расположен близко к «звездному товарищу», то может начать воровать водород из внешних слоев несчастного. Как только соберется достаточное количество водорода, происходит взрыв ядерного синтеза, и белый карлик убирает оставшийся материал и светится ярче. Это длится несколько дней, после чего начинается повторный цикл тех же операций. Если карлик большой, то может набрать столько массы, что разрушится и полностью восстановится в виде сверхновой.

Сверхновые обходят нейтронные звезды или черные дыры

Если звезда достигла массы больше восьми солнечных, то обречена погибнуть и стать сверхновой. Важно объяснить детям , что это не просто рождение новой звезды. В предыдущей полностью взрывается ядро, что порождает образование железа. Когда оно появляется, то это означает, что звезда отдала всю энергию (более тяжелые элементы будут ее поглощать). У объекта больше нет возможности поддерживать свою массу, и железное ядро рушится. Проходит всего пара секунд, а ядро резко уменьшается, увеличивая температуру на миллион градусов и больше.

Внешние слои разрушаются вместе с ядром, отскакивают и разлетаются в стороны. Сверхновая – это потрясающее зрелище, так как в этот момент выделяется колоссальное количество энергии. Ее так много, что она способна на недели затмить всю галактику! В среднем такие вспышки происходят раз в 100 лет. Каждый год можно найти 25-50 появившихся сверхновых, но они расположены так далеко, что без телескопа этого не увидишь.

Нейтронные звезды - объяснение для детей

Если ядро в центре сверхновой представляет 1.4-3 солнечных массы, то разрушение длится до тех пор, пока электроны и протоны не создадут нейтроны. Отсюда и начинается формирование нейтронной звезды. Это чрезвычайно плотные объекты с маленьким объемом, что порождает сильную гравитацию. Если она появилась в многократной звездной системе, то может собирать газ с соседних спутников.

Кроме того, в них есть мощное магнитное поле, которые способно увеличивать скорость атомных частиц вокруг магнитных полюсов, из-за чего формируются сильные пучки излучения. Звезда вращается, и эти лучи словно прожектор разносятся в разные стороны. Если они регулярно попадают на Землю, то мы заметим импульсы, появляющиеся каждый раз, когда магнитный полюс проносится мимо линии визирования. В таком случае, нейтронную звезду называют пульсаром.

Черные дыры - объяснение для детей

Если разрушающееся звездное ядро втрое больше звездной массы, то полностью уничтожается, создавая черную дыру. Родители или в школе должны объяснить для самых маленьких детей , что это невероятно плотный объект с настолько мощной гравитацией, что она не выпускает даже свет. Земные приборы не могут ее увидеть, но мы изучаем размеры и расположение благодаря ее влиянию на соседние тела.

После новых и сверхновых остаются пыль и обломки, которые сливаются с пространственной пылью и газом, формируя строительные блоки для нового звездного поколения.

Надеемся, что информация про звезды, их типы, разновидности, классификацию и эволюцию показалась полезной и интересной. Чтобы дети лучше запомнили интересные факты, показывайте им фото, картинки, рисунки, видео и документальные мультики на сайте. Для наиболее любопытных у нас есть 3D-модели не только Солнечной системы, но и самых известных звезд с галактиками, скоплениями и созвездиями. Вы можете путешествовать по космосу онлайн, изучая карты звездного неба и поверхности удивительных объектов, вроде Альфа Центавра, Эридана, Полярной звезды, Арктура или Сириуса.


(4 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Из моего педагогического опыта могу сказать, что дети после четырех лет с большим интересом слушают рассказы о космосе, звездах и планетах солнечной системы. Если обратить внимание малыша на звездное небо и начать рассказывать о звездах и созвездиях, то скорее всего вы на долго завладеете вниманием крохи и он вам задаст кучу вопросов.

Вспомните себя в детстве, как вас завораживало звездное небо. Да и сейчас, уже став взрослыми, вряд ли найдется человек, равнодушный к звездному небу, космосу и тайнам, связанными с ними.

Какие же знания можно дать самым маленьким в области астрономии? Конечно же, в первую очередь нужно ориентироваться на интерес ребенка. Кому то можно рассказать очень много, а кто-то ограничится только самыми поверхностными знаниями. В любом случае равнодушными дети к этой теме вряд ли останутся. Лично я таких не встречала.

Что рассказывать о Солнечной системе и космосе малышу

Дети дошкольного возраста могут знать:

  1. Что такое солнечная система
  2. Что такое солнце
  3. Сколько планет в Солнечной системе и их порядок
  4. Рассказывать немного об особенностях каждой планеты
  5. Что такое спутники планет
  6. Что такое созвездия
  7. Названия самых распространенных созвездий
  8. Знать о полярной звезде
  9. Что такое галактика

На прилавках магазинов можно найти множество книг и энциклопедий, в которых информация изложена в доступной и интересной для малышей форме. Ниже я подобрала материал о космосе и планетах солнечной системы для малышей. Для дошкольников этих знаний вполне достаточно. Но, как вы понимаете, тема космоса необъятна.

Запоминаем планеты солнечной системы по порядку

Дети очень любят считалки. И для запоминания названий планет солнечной системы и их порядка я предлагаю вам выучить с детьми считалку:

По порядку все планеты Назовёт любой из нас: Раз - Меркурий, Два - Венера, Три - Земля, Четыре - Марс. Пять - Юпитер, Шесть - Сатурн, Семь - Уран, За ним - Нептун. Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже, потом, И девятая планета Под названием Плутон. А. Хайт

Презентация о планетах Солнечной системы и космосе

Хочу предложить вам презентацию про космос и планеты Солнечной системы для детей. Ознакомиться с презентацией вы можете в видео формате ниже:

Если вам понравилась презентация и вы хотите получить ее к себе на компьютер, это можно сделать, оформив подписку на странице « » или по прямой ссылке . Полный вариант презентации вы найдете в

Рассказ про звезды для детей "Соло маленькой звезды"

Мурашова Ирина. 10 лет. МБОУ СОШ № 44.
Руководитель кружка: Мурашова Наталия Юрьевна, педагог дополнительного образования МБОУ СОШ № 58 (по совместительству МБОУ СОШ № 44)
Цель: Развитие письменной речи на занятиях "Сценарное мастерство" в театральном кружке.
Задачи:
1. Воспитывать чувство прекрасного и любовь к классической музыке.
2. Развивать навыки написания текстов.
3. Предоставить возможность для профессиональной оценки творчества ребенка и пополнение его портфолио.
Небольшой экскурс в программу нашего кружка.
На занятиях театрального кружка мы с ребятами работаем в нескольких направлениях: актерское мастерство, сценическая пластика, словесное действие и со второго года обучения начинаем давать им небольшие творческие задания в таком направлении как "Сценарное мастерство". Сначала это рифмы и буриме, телеграммы и небольшие стишки, на третьем году обучения дети пишут небольшие рассказы на заданную тематику: в этом году экологические сказки и притчи, рассказы о животных и предметах.
Мне очень нравится задание для третьего года обучения "Оживи куклу": нужно создать из подручного материала куклу и придумать для нее небольшой монолог. Чего только не было! Ожившие клубочки ниток, украшенные глазками-пуговками в косыночках или с прическами. Один раз ложка подралась с вилкой, когда та стала обзываться на нее и "кичиться" своим происхождением: мол, мною пользуются аристократы, а тобой, ложка, только "щи хлебать"....
Иногда для вдохновения мы используем различные раздражители для детского воображения: музыку или предмет. Например, я приношу на занятие несколько предметов, вручив эти предметы ребятам, я предлагаю написать каждому "Историю одной вещицы". Это может быть расплющенная монетка или сломанная заколочка, лоскут ткани с пришитой пуговицей или погнутая булавка. Дети разглядывают эти предметы, фантазируют о том, что с ними могло случиться и как они попали в школу на театральный кружок. Может быть, исписанный карандаш решил посмотреть "свою" постановку, сценарий для которой писал кто-то этим самым карандашом.
Описание: В этот раз домашнее задание звучало так:
Прослушать классическую музыку по своему выбору и описать в небольшом рассказе картинки, которые возникают в твоем воображении при прослушивании.
"Соло маленькой звезды"

Мурашова Ирина, 10 лет. Музыка "Вечерние звезды" Йозефа Ланнера.
"Однажды весной я смотрела на звезды, они танцевали под музыку Йозефа Ланнера вальс. И я представила, как на небе стали сверкать по очереди и танцевать по парам звезды. Сначала первые, потом третьи и так далее, через одну пару. Но вдруг все погасло и осталась сверкать одна маленькая звездочка. Она бегала из стороны в сторону и до чьих пар она дотрагивалась - те начинали зажигаться, кружиться и танцевать настоящий вальс. Это было замечательно, красиво и волшебно - настоящий звездный балет.
Мне очень понравилось писать рассказ под классическую музыку.


P.S. Почему я решила представить вашему вниманию рассказ своей дочери? Потому что со 100% уверенностью могу сказать: это абсолютно авторское сочинение. Она целый час только музыку выбирала. Мне категорически запрещается вмешиваться в процесс "создания шедевра". С шести лет она требует уважение к своему творческому процессу.


Только окончательная редакция: проверить знаки препинания и посоветовать заменить некоторые повторяющиеся слова на синонимы. И она еще не соглашается на правку, спорит, отстаивая свой текст. Что тоже вызывает чувство гордости. Пусть тексты пока небольшие, но есть очень интересные вещи. Надо найти ее расказ про варана и тоже опубликовать.
И я все-таки нашла в сети видео с этой мелодией! Она немного совсем отличается от аудиозаписи.

Спасибо за внимание.

Если в ясную, безоблачную ночь посмотреть вверх, то взгляду предстанет великолепная картина звездного неба. Тысячи мерцающих разноцветных огоньков складываются в причудливые фигуры, завораживая взор. В древности люди считали, что это горят фонарики, закрепленные на хрустальном небесном своде. Сегодня все мы знаем, что это не фонарики, а звезды. А что такое звезды? Почему они светят и как далеко от нас они находятся? Как рождаются звезды и как долго они живут? Об этом и многом другом – наш рассказ.

Чтобы понять, что такое звезда, достаточно взглянуть на наше Солнце. Да-да, наше Солнце – это звезда! Но как же так? — спросите вы. — Ведь Солнце – большое и горячее, а звезды такие маленькие и совсем не греют. Весь секрет в расстоянии. Солнце находится практически «рядом» — всего-то каких то 150 миллионов километров, а звезды находятся так далеко, что ученые даже не используют понятие «километры» для измерения расстояния до звезд. Они придумали особую единицу измерения, которая называется «световой год». О световом годе мы расскажем чуть позже, а пока…

Почему звезды цветные? Горячие и холодные звезды
Звезды, которые мы наблюдаем, различаются как по цвету, так и по яркости свечения. Яркость звезды зависит как от ее массы, так и от расстояния до нее. А цвет свечения зависит от температуры на ее поверхности. Самые «холодные» звезды имеют красный цвет. А самые горячие – голубоватый оттенок. Белые и голубые звезды — наиболее горячие, их температура выше, чем температура Солнца. Наша звезда Солнце относится к классу желтых звезд.

Сколько же звезд на небе?
Подсчитать даже хотя бы примерно количество звезд в известной нам части Вселенной практически невозможно. Ученые могут лишь сказать, что в нашей Галактике, которая называется «Млечный Путь», может быть около 150 миллиардов звезд. А ведь есть еще и другие галактики! Зато гораздо более точно людям известно количество звезд, которые можно увидеть с поверхности Земли невооруженным глазом. Таких звезд около 4,5 тысяч.

Как рождаются звезды?
Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно? В бескрайнем космическом пространстве всегда есть молекулы простейшего вещества во Вселенной – водорода. Где-то водорода меньше, где-то больше. Под действием сил взаимного притяжения молекулы водорода притягиваются друг к другу. Эти процессы притяжения могут длиться очень долго – миллионы и даже миллиарды лет. Но рано или поздно молекулы водорода притягиваются настолько близко друг к другу, что образуется газовое облако. При дальнейшем притяжении в центре такого облака начинает повышаться температура. Пройдут еще миллионы лет, и температура в газовом облаке может подняться настолько, что начнется реакция термоядерного синтеза – водород начнет превращаться в гелий и на небосводе появится новая звезда. Любая звезда – это раскаленный газовый шар.

Продолжительность жизни у звезд существенно различается. Ученые выяснили, что чем больше масса новорожденной звезды, тем меньше срок ее жизни. Срок жизни звезды может составлять как сотни миллионов лет, так и миллиарды лет.

Световой год
Световой год – это расстояние, которое преодолевает за год луч света, летящий со скоростью 300 тысяч километров в секунду. А в году 31536000 секунд! Так вот, от ближайшей к нам звезды под названием Проксима Центавра луч света летит более четырех лет (4.22 световых года)! Эта звезда находится от нас в 270 тысяч раз дальше, чем Солнце. А остальные звезды находятся гораздо дальше — в десятках, сотнях, тысячах и даже в миллионах световых лет от нас. Именно поэтому звезды кажутся нам такими маленькими. И даже в самый мощный телескоп они, в отличие от планет, всегда видны, как точки.

Что такое «созвездие»?
С древних времен люди смотрели на звезды и видели в причудливых фигурах, которые образуют группы ярких звезд, образы животных и мифических героев. Такие фигуры на небосводе стали называть созвездиями. И, хотя на небосводе звезды, включаемые людьми в то или иное созвездие, зрительно находятся рядом друг с другом, в космическом пространстве эти звезды могут находиться на значительном удалении друг от друга. Самыми известными созвездиями являются Большая и Малая Медведицы. Дело в том, что в созвездие Малая Медведица входит Полярная звезда, на которую указывает северный полюс нашей планеты Земля. И зная, как найти на небосводе Полярную звезду, любой путешественник и мореплаватель сможет определить, где находится север и сориентироваться на местности.

Сверхновые звезды
Некоторые звезды в конце срока своей жизни вдруг начинают светиться в тысячи и миллионы раз ярче, чем обычно, и выбрасывают в окружающее пространство огромные массы вещества. Принято говорить, что происходит взрыв сверхновой звезды. Свечение сверхновой постепенно затухает и в конце концов на месте такой звезды остается только светящееся облако. Подобная вспышка сверхновой наблюдалась древними астрономами Ближнего и Дальнего Востока 4 июля 1054 года. Затухание этой сверхновой длилось 21 месяц. Сейчас на месте этой звезды находится известная многим любителям астрономии Крабовидная туманность.

Рождение, жизнь и затухание звезд изучает наука астрономия. Любите астрономию, изучайте её — и жизнь ваша наполнится новым смыслом!

Давно это было! В одном королевстве жил Звездочет.

Король построил для него высокую башню, на самый верх которой вела тысяча ступеней крутой винтовой лестницы.

Каждый вечер Звездочет поднимался по этим ступеням и в подзорную трубу наблюдал за звездами и созвездиями.

Он великолепно изучил звездное небо, умело составлял карты, которые помогали мореплавателям и путешественникам не сбиться с пути.

Звездочет много лет наблюдал за Солнцем и Луной, умел предсказывать солнечные и лунные затмения, определял, когда наступит неурожайный год.

Раз в неделю он отправлялся в королевский дворец, где молодой король принимал его с неизменным уважением и почетом. Звездочета угощали лучшими винами из королевского погребка, потчевали деликатесами, привезенными из заморских стран. А надо вам сказать, что Звездочет любил вкусно поесть!

После обильной трапезы король расспрашивал Звездочета о его наблюдениях за звездами, ведь они помогали умело править страной. Затем Звездочет отправлялся домой.

Его небольшой белый с красной крышей домик стоял у подножия башни и был окружен чудесным садом, где цвели кусты роз, ограду украшал виноград, а по стенам дома вился темно-зеленый плющ.

«Очень красиво и уютно!» — скажете вы и будете, конечно, правы.

Звездочет был бы совершенно одинок, если бы не его юный друг Анри, которого он приютил, когда у мальчика умерли родители. Звездочет полюбил его как родного сына, вырастил, обучил грамоте.

Анри привязался к мудрому доброму Звездочету всей душой.

Днем он помогал Звездочету по хозяйству, ухаживал за садом. А по ночам, когда немного подрос, стал подниматься на башню, чтобы помочь старику вести наблюдения за звездами, кометами и астероидами, и проявил при этом необыкновенные способности!

Дела в королевстве шли хорошо, и только одно обстоятельство омрачало жизнь молодых короля и королевы: у них не было детей!

Король мечтал о сыне — наследнике престола, а королеве часто снилась милая, прелестная дочурка.

Однажды старый Звездочет занемог: у него разболелись ноги, и он не смог, как ни старался, одолеть тысячу крутых ступеней башни. Анри постарался утешить бедного Звездочета, заварил ему чай с целебными травами, усадил в мягкое кресло, закутал больные ноги теплым пледом.

— Я поднимусь на башню сегодня один и проведу наблюдения, а также сделаю все необходимые расчеты! — решительно заявил юноша. — А вы отдыхайте и поправляйтесь. Не стоит волноваться. Все будет хорошо.

— Ах, милый Анри! — грустно сказал старый Звездочет. — Сегодня первый раз за долгие годы я не поднимусь на башню, не увижу звездного неба: ни созвездий Большой и Малой Медведицы, ни голубой Полярной звезды, ни далекого Сириуса, ни ярчайшей Веги из созвездия Лиры. Знаешь, дорогой мой мальчик, — продолжил он, — иногда мне кажется, что звезды стали мне родными, они мерцают и дрожат, я вижу их далекий свет и чувствую, что они, словно живые, что-то шепчут мне. Я так привык к ним! Но я верю, сынок, что ты справишься со всем не хуже меня...

Бедняга склонил голову на грудь и задремал в мягком кресле у камина. Может быть, ему снилось звездное небо. А Анри быстро одолел крутые ступени лестницы и оказался на самом верху башни.

Едва юноша приник к подзорной трубе, как услышал негромкое потрескивание. Он обернулся и увидел, что к открытой стеклянной террасе башни приближается огромный, прозрачный, изумрудно- голубой шар, светящийся изнутри.

Шар повис в воздухе возле башни, сиянье его померкло, и Анри заметил внутри шара неясные тени. Молодой человек изумленно замер.

Вдруг дверь шара открылась и оттуда вышла прекрасная золотовласая девушка. Она улыбалась. Следом за ней из волшебного шара вышел юноша. Стройные, высокие, они были закутаны в легкие, переливающиеся шелковистые одежды; их головы украшали золотые короны, сверкающие крупными драгоценными камнями.

— Добрый вечер, — ответил ошеломленный ученик Звездочета.

— Мы — близнецы, прилетели к тебе с далекого созвездия Близнецов, чтобы сообщить радостную весть! Знай, что скоро у королевской четы родятся дети: мальчик и девочка — близнецы.

Сердце Анри забилось от радости. Он слушал инопланетян, стараясь не пропустить ни слова.

— Мы давно наблюдаем за вашей страной, нам нравится и ваш справедливый король, и трудолюбивый, неунывающий народ, которым он разумно управляет, — продолжал юноша. — В подарок новорожденным близнецам и всему вашему народу мы оставим свой звездолет — вот этот сверкающий шар. Когда детям исполнится по 10 лет, ты вместе с ними сможешь совершить на нем путешествие по Солнечной системе — познакомиться поближе с Луной, Солнцем, Венерой, Марсом и другими планетами. Пусть люди узнают строение Солнечной системы!

— Путешествие займет у вас всего одну ночь! Ведь наш звездолет мчится в пространстве с огромной скоростью, — добавила инопланетная красавица.

— Но как управлять этим шаром? — поинтересовался Анри.

— Очень просто! — ответила она. — Давай войдем в него.

Юноша-инопланетянин открыл дверь, и все трое шагнули внутрь звездолета. Здесь пахло какими-то удивительными благовониями, все сверкало и переливалось, словно хрусталь, озаренный голубоватым светом.

Анри заметил три удобных кресла. Дотронувшись до них, юноша почувствовал, что они мягкие, будто сделаны из овечьего пуха.

— Вот пульт управления, — сказал инопланетянин, показывая Анри небольшой пульт, на котором поблескивали металлические кнопки.

Он объяснил Анри, как управлять звездолетом. Это оказалось так просто, что справиться с управлением смог бы каждый!

— Но хочу предупредить тебя, — вступила в разговор девушка, — никогда не нажимай красную кнопку! Иначе межпланетный корабль может покинуть пределы Солнечной системы и улететь в бесконечное космическое пространство. Если с вами произойдет что-то непредвиденное, немедленно вызывай нас на помощь! Не пройдет и нескольких минут, как мы окажемся рядом и выручим вас из любой беды, — закончила девушка. — Вот аварийный вызов, — указала она на голубую кнопку.

— Спасибо! Огромное вам спасибо, дорогие близнецы. Я очень взволнован и вашим появлением, и вашим необыкновенным рассказом, и возможностью оказаться за пределами Земли. Все это похоже на чудесный сон! Может быть, я и в самом деле сплю?!

Анри зажмурился, протер глаза и потряс головой. Но и светящийся шар, и инопланетяне не исчезли. Близнецы смотрели на юношу и улыбались, жестами успокаивая его. Он почувствовал, что от них исходит волна какого-то теплого, мягкого и доброго света.

В этот момент Анри стало стыдно за свою невоспитанность! Инопланетяне принесли радостную весть королю и королеве, подарили землянам свой звездолет, а он даже не предложил пришельцам присесть, не угостил ароматным кофе, который всегда брал с собой на башню, чтобы прогнать сон.

Анри решил тут же исправить свою ошибку и предложил юноше и девушке выпить с ним по чашечке кофе с вкусными ватрушками, но те отказались.

— Пойми, дорогой Анри, — сказал юноша, — мы прилетели из другого мира. Мы никогда ничего не пьем и не едим, как это делают люди. А энергию жизни дает нам только свет.

— Свет?! — удивился Анри.

— Ну да! Свет Солнца, свет даже самых далеких звезд питает нас и дает силы жить. Сейчас мы приняли облик земных людей, чтобы стать тебе понятнее и ближе. Но мы можем принимать любой образ: цветка, бабочки, лучей света... Вот, смотри!

Девушка закружилась так быстро, что у Анри зарябило в глазах; переливающиеся одежды на секунду окутали ее с ног до головы.

И вдруг Анри увидел вместо девушки прекрасную зеленую хризантему. Он хотел прикоснуться к ее хрупким лепесткам, протянул руку, но ничего не почувствовал.

А цветок закружился и исчез. Вместо него по полу скользнул луч света.

Анри замер, пораженный увиденным чудом.

Юноша-инопланетянин поспешил успокоить его:

— Сестра превратилась в луч света, сейчас я тоже стану лучом, и мы покинем тебя. Нам пора возвращаться на созвездие Близнецов. Мы всегда путешествуем в пространстве в виде лучей, поэтому звездолет нам не нужен. Он останется у вас.

— Прощай, мы желаем тебе удачи и счастья!

Инопланетяне исчезли — два тонких луча света словно растаяли в голубой ночной темноте.

Анри несколько секунд постоял молча, потом огляделся по сторонам и увидел, что огромный прозрачный шар, слабо мерцая, висит в воздухе возле башни.

«Нужно поскорей рассказать обо всем Звездочету», — подумал юноша и быстро, перепрыгивая через ступеньки, побежал вниз.

Звездочет глубоко спал. Хотя Анри было жаль будить старика, все же пришлось нарушить его сон. Он зажег несколько ярких свечей, и Звездочет нехотя открыл глаза, потом с удивлением посмотрел на ученика.

— Что-нибудь случилось, Анри? — спросил он. — Который час?

— Три часа ночи, дорогой учитель. Я разбудил вас, потому что у нас на башне сейчас побывали пришельцы с созвездия Близнецов. Они оставили нам свой звездолет!

— Ничего не понимаю, — пробормотал старик. — Какие пришельцы? Какой звездолет? Может быть, ты заболел и бредишь? Или я брежу?

— Нет, нет! Дорогой Звездочет, никто из нас не бредит! Все произошло наяву, а не во сне. Если бы вы могли одолеть ступени и подняться на башню, то своими глазами увидели бы огромный светящийся шар звездолета.

— Ну хорошо, — сказал Звездочет, окончательно проснувшись, — рассказывай обо всем по порядку. Только не спеши, не пропусти ничего! И, пожалуйста, свари-ка кофейку покрепче!

Анри рассказал Звездочету обо всем, ничего не пропуская. Тот отхлебнул глоток горячего крепкого кофе и надолго задумался, а потом произнес:

— Однажды я видел огромный светящийся шар. Он подлетел к башне. Внутри него мелькнули какие-то неясные тени. Шар на некоторое время завис возле башни, а потом исчез в темноте. Я думал, что все это просто привиделось мне, так как я был очень утомлен бессонными ночами и работой. Но теперь я понимаю, в чем дело! Пришельцы хотели передать информацию именно тебе, Анри! Ведь ты молод, полон сил, здоровья и через десять лет сможешь совершить межпланетное путешествие. А я, к сожалению, уже стар и болен! И все же я хочу своими глазами увидеть звездолет — чего бы мне это ни стоило, поднимусь на башню!

Анри не стал отговаривать Звездочета, и они вместе, ступенька за ступенькой, стали подниматься на верх башни.

Старый Звездочет шел медленно, его мучила одышка, ноги не слушались старика, но он не сдавался. Анри как мог поддерживал его. Прошло немало времени, прежде чем они оказались на верхней площадке башни.

Прозрачный шар звездолета по-прежнему висел возле террасы.

— Да, это тот самый шар, который я видел однажды ночью.

Звездочет сел в кресло. Он долго и внимательно изучал инопланетный летательный аппарат, потом сказал юноше:

— Анри! Уже светает! Я думаю, тебе следует отправиться в королевский дворец и рассказать королю обо всем. Я напишу записку, чтобы стража пропустила тебя.

Ранним утром Анри пришел ко дворцу и попросил стражу пропустить его к королю. Начальнику стражи он передал записку Звездочета. Юношу тотчас провели в королевские покои, и он рассказал королю о посещении, пришельцев и о том, что скоро у королевской четы родятся дети: мальчик и девочка — близнецы.

Радости короля не было предела.

Анри поведал королю и о чудесном звездолете, рассказал о путешествии, которое состоится, когда близнецам исполнится по 10 лет. Ведь именно через 10 лет ожидается «парад планет», когда планеты, как по команде, выстроятся в один ряд. Не забыл Анри рассказать королю и о болезни старого Звездочета.

Встревоженный король тотчас приказал своим лучшим лекарям отправиться к Звездочету и заняться его лечением.

Прошло время, и в положенный срок у королевы родились близнецы — прелестные мальчик и девочка. Девочку назвали Мари, а мальчика Александром.

В честь рождения детей король устроил пышный бал во дворце, на который съехались короли из соседних государств. Не забыл король пригласить и старого Звездочета, верно служившего ему всю жизнь, и Анри, принесшего королю радостное известие. Он щедро наградил обоих. Звездочету пожаловал орден в виде звезды, усыпанной крупными бриллиантами. А чтобы старый Звездочет не скучал в своем уютном домике у подножия башни, король подарил ему веселую забавную обезьянку по кличке Микки.

Обезьянка скоро привыкла к старику, полюбила кататься у него на плече и лакомиться жареными каштанами в сахаре. В саду у Микки были качели, карусели, разноцветные мячики и игрушки, чтобы малышка не скучала, когда Звездочет писал свою книгу о звездном небе.

Анри же получил в подарок от короля драгоценный перстень.

Все придворные дамы мечтали потанцевать на балу с юношей и из первых уст услышать удивительный рассказ об инопланетянах и их звездолете.

На улицах и площадях городов звучала веселая музыка. Музыканты старались, не жалея сил: зажигательные мелодии сменяли одна другую. Люди танцевали и веселились от души. А столы, расставленные повсюду, ломились от яств.

Праздник удался на славу!

Незаметно пролетело несколько лет. Мари и Александр подросли. Они часто приходили в гости к старому Звездочету и слушали его увлекательные рассказы о звездном небе, рассматривали карты, на которых были изображены созвездия.

Подружились королевские дети и с Анри. Они поднимались с ним на башню, с любопытством рассматривали волшебный прозрачный шар и с нетерпением ждали того дня, когда полетят на нем.

Наконец близнецам исполнилось по 10 лет.

Вечером Анри, Мари и Александр в сопровождении короля, королевы и свиты придворных поднялись на башню. Даже Звездочета, ставшего к этому времени дряхлым стариком, слуги на носилках отнесли на самый верх башни. Впереди них скакала по ступенькам обезьянка Микки. За это время она успела сдружиться с королевскими детьми, особенно с Мари, всегда приносившей ей угощение в золотом мешочке.

Когда стемнело и на небе засверкали звезды, а полная луна выглянула в оконце между облаками, звездолет засветился изнутри изумрудно-голубым светом. Это означало, что он готов к полету.

Король и королева расцеловали детей.

Анри подошел к звездолету и открыл дверцу, приглашая их войти внутрь. Мари и Александр уселись на мягкие сиденья, расположенные рядом.

Анри занял место перед пультом управления. Старый Звездочет уже хотел захлопнуть дверь, но в этот момент Микки соскочила с его плеча и прыгнула на колени к Мари, обняла ее лапками и прижалась к девочке.

— Микки тоже хочет лететь с нами! — воскликнула Мари.

— Анри, дорогой, не прогоняй ее, пожалуйста. Пусть и она полетит с нами. Я буду держать ее на коленях, — попросила девочка.

Анри вопросительно посмотрел на Звездочета, но тот только махнул рукой и захлопнул дверь звездолета.

— Счастливого пути! — только и успели крикнуть провожающие, когда послышалось легкое потрескивание и светящийся шар качнулся и полетел сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее и скоро исчез в темноте.

Едва звездолет тронулся в путь, как зазвучала приятная музыка, а потом послышался нежный женский голос, уже знакомый Анри. Это был голос золотоволосой инопланетянки.

— Дорогие друзья! Анри, Александр и Мари! Вот и наступила самая незабываемая ночь в вашей жизни! Сегодня вы увидите всю Солнечную систему. В центре ее — светящаяся звезда — Солнце, самая близкая к планете Земля. Солнце дает Земле свет и тепло, поэтому на Земле возможна жизнь! Земля вращается вокруг Солнца, но кроме Земли вокруг этого светила вращается еще восемь планет, причем у каждой своя орбита. Куда бы вы хотели полететь сначала?

— Пожалуй, на Луну. Ведь она спутник Земли и находится ближе всего к Земле, — предложил Александр.

— Ну на Луну, так на Луну! — согласился Анри и нажал соответствующую кнопку.

Скоро звездолет подлетел к Луне и дети увидели темные пятна на ее поверхности.

— Это впадины, дно их темное, ровное. Их называют «морями», хотя в них нет ни капли воды, — продолжал рассказ женский голос.

— Ого! Сколько здесь высоких гор, — воскликнул Александр.

— Да! Большую часть поверхности Луны занимают горные хребты, они очень высокие. Большинство представляют собой кольцевые валы, окружающие большие круглые равнины. Это кратеры.

— А давайте облетим Луну вокруг, ведь с Земли мы всегда видим только одну ее сторону, — предложила Мари.

— Давайте, — согласился Анри и направил звездолет к противоположной стороне спутницы Земли.

— Может быть, на Луне живут маленькие человечки-лунатики? — спросила Мари. — Хорошо бы их увидеть!

Через несколько мгновений светящийся шар подлетел к Венере. Планета была окружена облаками, отражающими солнечный свет, и казалась необыкновенно красивой.

— Ах, какая красота! — восхитилась Мари.

— Да! Венера — ближайшая к Земле планета и хорошо видна на небе после захода или восхода Солнца. А вот облака, ее окружающие, состоят из кислоты и очень ядовиты, — объяснил женский голос, — поэтому лучше не подлетать к ней близко.

— А есть ли на Венере атмосфера? — поинтересовался Анри.

— Атмосфера на Венере есть, но состоит она из углекислого газа, для дыхания людей он не пригоден. А давление атмосферы на этой планете так велико, что окажись мы на ее поверхности, оно раздавило бы нас. Кроме того, на Венеру попадает так много солнечных лучей, что на ней стоит невообразимая жара, даже жарче, чем на Меркурии — ближайшей планете к Солнцу.

— Мне бы очень хотелось посмотреть на кольца Сатурна. Звездочет говорил, что эта планета окружена кольцами.

Анри нажал кнопку, и скоро путешественники увидели огромную ярко-желтую планету, окруженную кольцами.

— Да, красивая планета! — воскликнул Александр.

— Сатурн — шестая от Солнца планета. Он относится к очень большим планетам — планетам-гигантам, так же как Юпитер и Уран. Его поверхность состоит из жидкого газа. Сатурн окружают бесчисленные кольца. Они состоят из кусков льда и камней. Плоские кольца Сатурна имеют толщину в несколько километров!

— Как интересно! — хором воскликнули дети. Они внимательно слушали рассказ инопланетянки и одновременно смотрели кругом.

В это время обезьянке Микки наскучило сидеть на коленях у Мари, и она перепрыгнула к Александру. Мальчик угостил озорницу лакомством — сладкими сушеными фруктами, та немного поиграла с ним, а потом стала скакать, кувыркаться и оказалась рядом с креслом Анри. Некоторое время обезьянка рассматривала блестящие кнопки пульта управления. Больше всего ей понравилась круглая красная кнопка. Сладкоежка-обезьянка подумала, что это вкусная конфета, и схватила ее своей маленькой, мохнатой коричневой лапкой. Но «конфетка» не поддалась, тогда обезьянка изо всех сил надавила на кнопку!

Случилось как раз то, о чем инопланетяне предупреждали Анри: космический корабль с огромной скоростью понесся в межпланетном пространстве. Мелькнул зеленоватый Уран, остался позади темно- голубой красавец Нептун.

В этот момент Анри понял, что натворила Микки. Она нажала именно на ту кнопку, о которой предостерегали его пришельцы.

Но Анри не растерялся, он ловко схватил обезьянку и передал ее Мари.

— Держи ее крепче и не отпускай!

А сам нажал на голубую аварийную кнопку.

Инопланетяне, следившие за полетом, тут же получили сигнал, и, не теряя ни секунды, два мощных пучка лучей понеслись по направлению к звездолету. Его надо было во что бы то ни стало успеть перехватить, пока корабль не покинул пределы Солнечной системы.

Через несколько секунд лучи света достигли корабля, уже поравнявшегося с Плутоном. Лучи коснулись звездолета, он засветился розово-красным светом и повернул назад.

— Вам пора возвращаться на Землю! — послышался спокойный женский голос.

Звездолет полетел к Земле.

— Как красива наша Земля из космоса! — воскликнула Мари. — Отсюда видно, что она — шар.

— Видите вон ту яркую полосу, окрашенную всеми цветами радуги? Она отделяет Землю от черного неба. Это горизонт, — пояснил женский голос.

В звездолете снова зазвучала приятная музыка и разлилось благоухание цветов.

— Мы приближаемся к Земле! — воскликнул Анри.

— Смотрите, вот уже плещутся океанские волны и видны горные вершины. Кажется, будто Земля опоясана ореолом нежно-голубого цвета, который незаметно переходит в бирюзовый, а потом в синий и фиолетовый.., — Анри не успел закончить фразу, как межпланетный корабль плавно подлетел к башне Звездочета.

Дверь открылась, и Мари, Александр, Анри с Микки на руках вышли на террасу, где их ждали взволнованные король, королева, старый Звездочет и вся свита.

— Было так интересно! — хором воскликнули дети. — Теперь мы знаем, как построена Солнечная система, мы видели вблизи многие планеты.

— И все-таки самая лучшая, самая родная планета — наша голубая красавица Земля! — воскликнула Мари.

Король и королева обнимали и целовали детей.

А Микки тут же забралась на плечо старого Звездочета, запустила лапку в карман его куртки в поисках сладостей.

Вам, конечно, не терпится узнать, что же было дальше?

Светящийся шар исчез, словно растворился в бесконечном пространстве космоса.

Анри продолжил свои наблюдения за звездным небом.

Мари и Александр выросли, стали помогать королю управлять страной.

А старый Звездочет написал увлекательную книгу о звездах, созвездиях и планетах Солнечной системы. Рассказы юных путешественников очень помогли ему в этом.

Лучшие статьи по теме