Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • Лексика
  • Что не относится к характеристикам конструктов. Теория личностных конструктов дж келли

Что не относится к характеристикам конструктов. Теория личностных конструктов дж келли

В основе теории Дж. Келли лежат две философские идеи: 1) концепция конструктивного альтернативизма; 2) концепция исследовательской позиции личности.

Идея конструктивного альтернативизма состоит в том, что на любую вещь можно посмотреть с разных сторон; в мире нет вещи абсолютно однозначной. По мнению Дж. Келли, объективная реальность существует, но люди трактуют ее по-разному. Реальность неодинакова с разных точек зрения. В этом смысле, нет истинного способа интерпретации поведения человека; поведение человека никогда полностью не определено. Люди остаются свободными в толковании и пересмотре толкования действительности. Вместе с тем, автор не отрицает детерминации части мыслей и чувств человека предшествующими событиями.

Идея исследовательской позиции личности означает, что, следуя субъективному толкованию реальности, любой человек выдвигает гипотезыотносительно нее, с помощью которых он пытается прогнозировать и контролировать события жизни. Затем человек проверяет свои гипотезы (предположения), использую все имеющиеся психические процессы и механизмы.

Исходя из этих идей, Дж. Келли предполагает, что люди ориентированы преимущественно на будущие, а не на прошлые или настоящие события жизни. И все поведение человека можно понимать как предупреждающее по своей природе . Также Дж. Келли считал, что точка зрения человека изменчива, она сохраняет относительное постоянство в контексте трактовки лишь некоторых вещей. Еще один важный момент подхода Дж. Келли – это мнение относительно внутренней активности личности.

В основе когнитивной теории Дж. Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, автор концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события собственной жизни .

Структура . В основе теории Дж. Келли лежит понятие «личностный контрукт» как структурная единица личности. По мнению автора, человек судит о себе и мире с помощью понятийных систем, или моделей, которые он сам создает и затем пытается приспособить к объективной реальности. Подобные системы – инструмент систематизации и дифференциации мира. Эти понятийные системы, или модели Дж. Келли определяет как личностные конструкты. Личностный конструкт – это понятие или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или истолковать, объяснить или предсказать свой опыт. Используя их, человек осмысляет различные аспекты действительности в терминах схожести и контраста . В этом контексте теория личностных конструктов пытается объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства и различий.



Примерами личностных конструктов могут быть "чистый - грязный, "умный - глупый", "мужской - женский", "добрый - злой", "хороший-плохой" и "молодой - старый". Каждый человек воспринимает действительность путем собственных конструктов , необходимых для создания непротиворечивой картины мира.В случае, если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, его сохранит. Если же прогноз не подтвердится, использованный конструкт будет пересмотрен или исключен. Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться .

Согласно Дж. Келли, все личностные конструкты биполярны и дихотомичны по природе. Это означает, что человек отмечает сходство событий между собой и при этом их отличие от других событий. Именно этот когнитивный процесс наблюдения сходства и различий приводит к формированию личностных конструктов. Все конструкты имеют два противоположных полюса. То, в чем два элемента считаются похожими, называется эмерджентным полюсом , или полюсом сходства конструкта ; то, в чем они противоположны третьему элементу, называется имплицитным полюсом , или полюсом контраста конструкта . Конструкты являются продуктами предшествующего опыта. Следовательно, разнообразие индивидуальных конструктных систем можно объяснить различиями в прошлом жизненном опыте.

Все конструкты характеризуются определенными формальными свойствами: диапазон применимости, фокус применимости, проницаемость – непроницаемость конструкта.



Диапазон применимости включает в себя все события, для которых конструкт применим. При чрезмерном обобщении конструкта (применении его к неадекватно широкому кругу явлений), его прогностическая эффективность резко снижается. Так, конструкт «добрый - злой» вряд ли адекватно применим с проностической целью для круга неодушевленных явлений.

У любого конструкта есть фокус применимости – это те явления в рамках диапазона применимости, для которых конструкт наиболее адекватно выполняет описательно-прогностическую функцию. Вместе с тем, фокус применимости зависит от личностной трактовки явлений (например, «мягкий - твердый» стул и «мягкий - твердый» характер).

Проницаемость-непроницаемость – еще один характерный параметр конструктов. Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще не истолкованные в пределах его границ. Он открыт для объяснения новых явлений. С другой стороны, непроницаемый конструкт, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта. Проницаемость относится только к области пригодности конструкта – конструкт по определению непроницаем для какого-то опыта, выходящего за диапазон применимости. Так, понятие "общительный - необщительный" не имеет смысла, если судить о погоде.

Кроме формальных свойств, конструкты можно описать при помощи типологии. В подходе Дж. Келли, личностные конструкты можно классифицировать в соответствии с природой контроля, который они осуществляют над описываемыми элементами . Различают упредительные, констелляторные и предполагающие конструкты.

Конструкт, который стандартизирует элементы для того, чтобы они были исключительно в его диапазоне называется упредительным конструктом . Это тип классификационного конструкта; то, что попало в одну классификацию, исключается из другой. Упредительный конструкт лежит в основе ригидного мышления по типу «ничего, кроме этого» . Так, строгий руководитель – это только строгий руководитель и ничего другого (например, чуткий супруг, преданный друг, справедливый отец). Систематическое использование упредительных конструктовпрепятствует реализации конструктивного альтернативизма, то есть не позволяет посмотреть на вещи с разных сторон, предположить их неоднозначность.

В констелляторном конструкте элементы могут одновременно принадлежать другим областям, но они постоянны в своем составе. Этот тип конструкта обусловливает шаблонное (стереотипное) мышление по типу «если…, то…» . Так, если человек молод, это значит, что он глуп. Констелляторные конструкты также ограничивают возможности возникновения альтернативных мнений; человек или явление рассматривается однозначно через призму стереотипного восприятия, где одна характеристика автоматически означает наличие определенной другой.

Конструкт, оставляющий свои элементы открытыми для альтернативных конструкций, называется предполагающим конструктом . Этот тип конструкта прямо противоположен упредительному и констелляторному конструктам, так как он позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативную точку зрения на мир. Ему соответствует гибкое мышление . При всем соотествии этого типа конструкта идее конструктивного альтернативизма и исследовательской позиции лчности, он не может быть всегда предпочтительным, поскольку, может способствовать потере необходимых понятийных ориентиров. Личностная эффективность зависит не от удельного преобладания предполагающих конструктов, а от способности личности в процессе интерпретации и прогнозирования явлений, использовать адекватный тип конструкта и менять эти типы.

С точки зрения подхода Дж. Келли, личность представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов, которые используются, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события.То есть,личность эквивалентна конструктам, используемым индивидом в целях предвидения будущего. Чтобы понять другого человека, надо знать что-то о конструктах, которые он использует, о событиях, включенных в эти конструкты, и о том, как они соотносятся друг с другом . Кроме того, личность с позиции этого подхода можно рассматривать как иерархически организованную систему личностных конструктов, находящихся в относительно стабильном состоянии. Эта стабильность и иерархия необходимы для управляемости и лучшей используемости системы личностных конструктов. Относительность же стабильного состояния необходима для адекватных изменений в системе личностных конструктов в соответствии с меняющейся реальностью и опытом индивида. В контексте системности личностные конструкты можно классифицироватьпо ряду критериев. По широте диапазона различают всесторонние и частные конструкты . По степени влияния на основную деятельность человека выделяют основные и периферические конструкты. По степени прогностической гибкости некоторые конструкты являются жесткими, то есть дающими неизменный прогноз, а другие – свободными, так как позволяют делать различные прогнозы при однотипных условиях.

Процесс и развитие . С точки зрения Дж. Келли, термин "мотивация" в его традиционном понимании как побудительной внешней или интрапсихической силы того или иного характера, не имеет смысла. Поего мнению, у людей для мотивации нет иной причины, кроме жизни как таковой, поскольку она есть постоянное движение и изменения . В этом смысле человек является воплощенным потоком, процессом изменений в любой момент своего существования. Исходя из этого, не требуется специальной концепции (например, влечения, потребности, инстинкты, поощрения, мотивы) для объяснения того, что является причиной или мотивацией поведения человека. Кроме того, с психотерапевтической позиции автора, исследование и обсуждение мотивации человека есть ни что иное, как интерпретация некого неясного феномена, лежащего в основе наблюдаемого поведения. Как персонолог и психотерапевт Дж. Келли утверждает, что мотивационные концепции в большей степени характеризуют того, кто их высказывает, а не того, чьи мотивы обсуждаются :

В контексте личностного роста и изменений автор формулирует так называемый основной постулат , который гласит, что процессы личности представляют собой каналы, проложенные в психическом пространстве. Используя объем и направление этих «каналов» человек понимает действительность и прогнозирует события будущего. Таким способом формируется, строится жизненный путь личности, так выстраивается ее поведение. С этой точки зрения, человека не интересует неподдающаяся прогнозу пустота, его внимание и психические усилия направлены на интересующие и поддающиеся прогнозу явления. Личностные конструкты и есть эти каналы, эти ориентиры в жизни. В каждой ситуации человек выбирает, какой именно конструкт применим для понимания реальности, или по какому какналу двигаться, чтобы оказаться там, где необходимо.

Основной постулат предполагает ряд частных выводов из него . Эти выводы отражают динамику формирования и развития системы личностных конструктов, являющейся, с точки зрения Дж. Келли, основой бытия с собой и с миром. Рассмотрим выводы из основного постулата.

1. Вывод об индивидуальности говорит об уникальности личности, субъективности восприятия и трактовки действительности в соответствии с особенностями личностных конструктов.

2. Вывод об организации : система личностных конструктов иерархически организована, тип органихации конструктов отличается у разных людей.

3. Вывод о прирамидальной структуре организации системы личностных конструктов: некоторые из конструктов находятся либо в подчиняющей, либо в подчиненной позиции относительно других частей системы. Подчиняющий конструкт включает в себя другие конструкты, а подчиненный конструкт включен в подчиняющий конструкт.

4. Вывод о непостоянстве иерархических отношений конструктов: иерархическая система личностных конструктов меняется в соответствии с ее прогностической функцией. Если эта функция страдает, система подвергается перестройке.

5. Вывод о выборе показывает, как человек проводит отбор полюса конструкта: человек выбирает тот полюс конструкта, который позволяет понять событие более полно, то есть, то, что будет полезнее всего для прогностической эффективности конструктной системы. Этот процесс получил название "продуманный выбор".

6. Вывод о конкретизации и расширении свидетельствует о направлении разработки конструктной системы. Если более важным оказывается подтверждение прежнего опыта использования конструкта и конструкт выполняет функцию прогноза, он конкретизируется и закрепляется. Другой тип разработки – расширение – включает в себя выбор конструкта, который с большей вероятностью позволит расширить понимание событий. Если прогноз оправдывается, конструкт становится валидным и более широко применимым.

7. Вывод о цикличности использования конструктов. Дж. Келли представляет цикл ориентировка-выбор-исполнение (О-В-И), который состоит в последовательном обдумывании нескольких возможных конструктов и выбора того из них, который окажется лучшим для интерпретации ситуации. В ориентировочной фазе человек рассматривает несколько конструктов, которые можно использовать для интерпретации данной ситуации. Фаза выбора наступает, когда человек ограничивает число альтернативных приемлемых конструктов и решает, какие именно наиболее уместны. Фаза исполнения предполагает выбор направление мысленных действий и поведения.

8. Вывод об опыте : именно новый опыт соприкосновения с незнакомыми явлениями служит почвой для изменения в системе конструктов личности.

9. Вывод о научении: подтверждение или опровержение гипотез относительно реальности с помощью личностных конструктов позволяют человеку пополнять и присваивать полученный опыт.

10. Вывод о модуляции уточняет, что изменение конструктной системы человека ограничено проницаемостью конструктов в пределах диапазона применимости, то есть, чем более проницаемы подчиняющие конструкты человека, тем больше возможность изменения внутри структур, к которым они относятся.

11. Выводе об общности: люди похожи в своих проявлениях, поскольку смотрят на мир схожим образом, используют похожие конструкты; или обладают похожей организацией конструктной системы.

12. Выводе о содружестве касается отношений между людьми и их конструктными системами. Чтобы плодотворно взаимодействовать с кем-то, человеку необходимо интерпретировать какую-то часть конструктной системы другого человека. То есть, для гармоничного взаимодействия необходимо, чтобы один человек психологически поставил себя на место другого, чтобы лучше понимать и прогнозировать его настоящее и последующее поведение.

Норма и патология . Одной из ключевых целей Дж. Келли было создание более эмпирического подхода в клинической психологии. Он полагал, что теория личностных конструктов может быть полезна для трактовки эмоциональных состояний, психического здоровья и психических расстройств, а также в терапевтической практике.

Рассмотрим в этом констексте четыре эмоциональных состояния: тревогу, вину, угрозу и враждебность.

Тревога определяется как осознание человеком неприменимости его конструктной системы для понимания текущих событий . Автор утверждает, что вопрос не в дефектности конструктной системы, а в неточности личностных ожиданий. В этой ситуации невозможны интерпретация и прогноз, а значит, нет возможности выстроить поведение. С этой точки зрения, задача психотерапии – помочь клиенту либо приобрести новые конструкты, которые позволят ему лучше прогнозировать тревожащие события, либо сделать имеющиеся конструкты более проницаемыми, чтобы привнести новый опыт в их диапазон применимости.

Вина . Определенные аспекты стержневой конструктной структуры называются стержневыми ролями , являются важными детерминантами нашего восприятия личности. Примерами таких стержневых ролей являются наши профессиональные роли, роли родителя, ребенка, друга. Стержневые роли очень важны и их неадекватное исполнение (со своей точки зрения или с точки зрения значимого другого) может пробуждать чувство вины , которая свидетельствует о нарушении во взаимоотношениях.

Угроза рассматривается как осознание того, что конструктная система может претерпеть серьезные изменения. Согласно Дж. Келли, угроза для человека – это психологическое насилие. Мысли о собственной смерти, возможно, являются наиболее страшным видом угрозы, если только они не интерпретируются как условие,при котром жизнь имеет смысл.

Враждебность в теории Дж. Келли – это попытка придерживаться непригодного конструкта при столкновении с противоречивыми фактами. Враждебный человек вместо признания неадекватности собственных ожиданий и необходимости их пересмотра, пытается заставить других вести себя так, чтобы удовлетворить собственное мнение о них.

С точки зрения теории Дж. Келли, психическое благополучие определяется четырьмя характеристиками:

1) желание оценивать прогностическую эффективность своих конструктов и проверять правильность своих интерпретаций по отношению к другим людям.

2) возможность отказаться от своих конструктов и переориентировать системы стержневой роли в случае ее недееспособности; возможность повысить проницаемость конструктов;

3) желание расширять диапазон, объем и охват конструктной системы; оставаться открытыми для новых возможностей личностного роста и развития;

4) широкий и гибкий репертуар ролей; возможность понимания других людей во взаимодействии с ними, путем умения встать на их место .

Согласно Дж. Келли, психическое расстройство последовательное применение личностного конструкта, несмотря на его неэффективность. Психические расстройства представляют собой очевидную непригодность системы личностных конструктов для достижения цели. Они включают в себя тревогу и настойчивые попытки человека вновь почувствовать себя способным к прогнозу событий. Плохо адаптированный человек не может прогнозировать события с большой точностью и, следовательно, терпит неудачу в познании мира или совладании с ним. Таким образом, люди страдают от психологических проблем из-за изъянов в своих конструктных системах.

В поисках условий, благоприятствующих изменению, Дж. Келли разработал специфическую технику терапии - терапию фиксированных ролей .. Эта техникаисходит из того, что психологически человек есть именно то, каким он себя представляет, а также то, что он делает. Терапия фиксированных ролей побуждает клиента интерпретировать себя поновому, вести себя по-новому и тем самым становиться новым человеком. Цель всей этой процедуры – стимулировать творческий процесс по отношению к себе и миру. В процессе терапии фиксированных ролей клиентам представляют набросок новой личности, которую просят сыграть. Опираясь на предварительное понимание данного клиента, составляется описание новой личности. Задача клиента заключается в том, чтобы вести себя так, как если бы он был этим человеком . Наброски личности, сделанные для каждого клиента в отдельности, предполагают развитие новой личности. Многие характеристики, представленные в наброске, резко контрастируют с реальным поведением человека.

Терапия фиксированных ролей направлена на перестройку личности в целом. Она предлагает клиенту новую роль, новую личность, в отношении которой можно проверить новые гипотезы; она предоставляет клиенту возможность выверить новые пути интерпретации событий, находясь под защитой воображаемой роли . После того, как набросок личности придуман, его предъявляют клиенту. Клиент решает, хотелось бы ему поближе узнать эту придуманную личность и будет ли он чувствовать себя достаточно комфортно с подобным человеком. Это делается для того, чтобы убедиться, что новая личность не несет слишком большой угрозы для клиента. На следующей фазе терапевт предлагает клиенту действовать так, как если бы он был этой самой личностью. На некоторое время клиента просят забыть о том, кто он есть на самом деле, и представить себя этим человеком. Клиент может сопротивляться, он может чувствовать, что это спектакль, лицемерие и притворство, но, принимая во внимание все эти трудности, его побуждают попробовать и понаблюдать, что получится. В течение последующих недель клиент живет в новой роли. Периодически он встречается с терапевтом, чтобы обсудить проблемы, возникающие при разыгрывании роли. Во время терапевтических сеансов возможны «репетиции» того, как воплотить в жизнь набросок новой личности, чтобы терапевт и клиент могли исследовать, как действует новая система конструктов, когда она используется в реальности. Цель терапевтического изменения - индивидуальная перестройка себя. Индивид отбрасывает некоторые конструкты, создает новые, делает одни конструкты более жесткими, другие более податливыми и создает систему конструктов, которая ведет к более точному прогнозу. Терапевт побуждает клиента воображать, экспериментировать, проговаривать альтернативы и реинтерпретировать прошлое в свете новых конструктов .

Долли возвращается домой в симпатичных коротких шортиках, которые издали вполне можно принять за элемент нижнего белья. Например, так вышло с миссис Смит, высматривающей девушку из окна. Вердикт миссис Смит прост – девушка ведет далекий от высоких моральных принципов образ жизни, а количество ее молодых людей, мягко говоря, избыточное. Но как шорты и их длина связаны с нравственностью человека? Для самой Долли, может, и нет никакой связи. А вот миссис Смит обладает своим собственным личностным конструктом, который позволил ей недвусмысленно – и непечатно – оценить соседку.

Что такое личностный конструкт и как он появляется?

Личностный конструкт, по теории американского психолога Джорджа Келли – это абстракция или обобщение из предшествующего опыта, создаваемого личностью классификационно-оценочного эталона и проверяемого ею на собственном опыте . Проще говоря, конструкт – это наше собственное определение, помогающее оценивать те или иные явления или ситуации и работающее как своеобразный «ярлык». Обязательным свойством любого конструкта является его дихотомичность – биполярность, наличие двух полюсов:

  • Полюс сходства (другое название – эмерджентный) – задействуется, когда два сравниваемых объекта, явления или человека чем-то схожи и напоминают друг друга по сравниваемым характеристикам.
  • Полюс контраста (имплицитный) – сравниваемые объекты совершенно различаются по сравниваемым параметрам.

Келли не углублялся в исследования истоков появления и различий конструктов у людей – он лишь отмечал, что для формирования конструкта необходимо как минимум три наблюдаемых объекта, два из которых похожи, а один – кардинально от них отличается. Однако сейчас мы с уверенностью можем констатировать факт – основой конструктов становится жизненный опыт человека. Наши наблюдения за различными событиями жизни дают в результате некоторую систему, картину мира с общим сводом причинно-следственных связей. Разумеется, у каждого опыт субъективен – оттого подчас так разнятся и конструкты.

Возвращаясь к примеру, описанному в вводном абзаце – миссис Смит, опираясь на свой жизненный опыт, невысоко оценила Долли и ее одежду. Однако модный дизайнер, живший в доме напротив, восхитился стилем девушки и про себя назвал ее «элегантной». А сама Долли просто предпочитает «простую и удобную» одежду. И, да – все это тоже личностные конструкты, различность которых, как мы видим, иногда доходит до предела.

Фундаментальный Постулат теории

Джордж Келли писал, что вся его теория зиждется, по сути, на одном лишь Фундаментальном Постулате, который сам он характеризовал как предположение. Постулат, в свою очередь, дополняется одиннадцатью следствиями, которые тоже имеют скорее предположительный характер. То есть, Келли не настаивал на безусловной верности своей теории и подчеркивал, что, по большому счету, это лишь предположения. Фундаментальный Постулат звучит так: «Личностные процессы в психологическом плане направляются по тем каналам, в русле которых человек предвосхищает события» .

Поясним – человек всецело направлен на выработку умения прогнозировать события для упрощения своей жизни. Конструкты служат человеку средством «прогноза», маркером, ярлычком, которым мы пользуемся исходя из своего опыта. Это удобно – чтобы не изобретать велосипед всякий раз, как в нашу картину мира «грозит» вписаться что-то новое. Но человеку не нужны личностные конструкты, с помощью которых нельзя спрогнозировать хотя бы примерное развитие событий. Конструкт не будет использоваться (либо придется основательно его перекроить), если он ненадежен и не подтвердился в ходе личного опыта. Это называется «проницаемостью» – степенью предсказуемости и возможности объяснения событий при использовании какого-либо конструкта.

Характеристики личностных конструктов:

  • «Проницаемость», о которой мы говорили выше.
  • Фокус применимости – та ситуация, в которой применяется конструкт. Для конструкта «умный-глупый» – ситуация, в которой нужно быстро чему-то обучиться и воспроизвести навык, вполне может являться фокусом применимости.
  • Диапазон применимости – сколько событий может охватить для объяснения один конструкт. Например, в качестве «хорошего-плохого» может оцениваться человек, поступок, вещь, черта характера... А вот «сухой-мокрый» – это конструкт с намного меньшим диапазоном применимости. Им, вероятно, мы оценим только степень влажности какого-то материального объекта – и никак не поступок или ситуацию.

Дж. Келли отмечал, что у любой личности, чье психическое развитие вписывается в рамки нормы, отмечается:

  • 1) Стремление оценивать свои конструкты и проверять правильность своих интерпретаций поведения и отношений к другим людям.
  • 2) Установка на изменение конструктов в случае их прогностической неэффективности.
  • 3) Желание расширять диапазон, объём и охват своей конструктной системы.
  • 4) Хорошо развитый репертуар социальных ролей .

Следовательно, теория повествует совсем не о ригидности сознания и обилии шаблонов в умах людей, как могло показаться. Человек, вооружившийся всего парочкой конструктов и не задумывающийся о правильности их применения, – это, по Келли, уже не совсем зрелая личность.

«Нужны ли конструкты вообще?» - возможно, задастся вопросом читатель. В настоящее время, когда стереотипное мышление считается моветоном и все активнее отвергается обществом, этот интерес вполне понятен. Ведь теория личностных конструктов, в открытую постулирующая, что все мы каждый день пользуемся ярлыками, также может вызвать некоторое неприятие, если как следует не разобраться.

Давайте подумаем, почему конструкты нам нужны:

  • 1) Мы не сможем – да и незачем – для каждой новой ситуации изобретать свое понимание, определение и оценку. От этого будет страдать наша система внутренних и внешних норм и правил поведения – ведь оценить что-либо мы уже не сможем. А теперь представьте, как исчезновение конструктов «честный-лживый», «законный-противозаконный» и иных повлияет на мир в целом!
  • 2) Конструкты – великолепный органайзер памяти. Без них мы едва ли вспомним и сможем что-то рассказать. Ухудшится скорость и качество мышления, наше умение идентифицировать события и людей.
  • 3) Личностные конструкты – это яркие краски, противоположности и контрасты, которые дают нам одновременно и пристрастность, и наиболее полную картину мира. Вся жизнь без них превратится для нас в одно сплошное серое пятно без полюсов и контрастов.

Теория личностных конструктов как раз акцентирует мысль на биполярности всего в этом мире – и их самих в частности. Личностные конструкты могут значительно облегчить нашу жизнь – но могут и упростить ее до банального прикрепления ярлыка. Они могут использоваться и для определения своего мнения, и ровно с тем же успехом – для однобокого суждения. Однако существует ли один полюс без другого, противоположного – и, если да, смогли бы мы это определить, не имея необходимой контрастности мышления? К примеру, «добро-зло» - древнейший из известных человечеству конструкт с, пожалуй, самым широким фокусом и диапазоном применения.

Список использованных источников:
  • 1. Горностай П., Титаренко Т. Психология личности: словарь-справочник. - Житомир: Рута, 2001. - 329 с.
  • 2. Келли Дж. Психотерапия конструктивного альтернативизма: психология личностной модели, в Сб.: Техники консультирования и психотерапии / Сост.: У.С. Сахакиан. - М.: «Апрель-пресс»; «Эксмо-пресс», 200
  • 3. Маланов С.В., Методологические и теоретические основы психологии. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005 г. - 336 с.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Джордж Келли (1905-1965) - один из основателей когнитивного направления в психологии личности считает, что каждый человек - исследователь, который контролирует, понимает и предусматривает свое поведение, который делает вывод, основываясь на прошлом опыте и предсказывает будущее. Сроки, которые люди используют для понимания друг друга, для описания себя и своей позиции, получили название личностных конструктов. Личностных конструкт - это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать, объяснить или предсказать свое поведение. Примеры личностных конструктов, которые человек использует в повседневной жизни: "уравновешенный - неуравновешенный", "умный - глупый", "мужской - женский", "религиозный - атеистический" и другие.

Таким образом, личность - это система организованных личных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов. То есть, система конструктов человека организуется в пирамидальную структуру, где ее составляющие (конструкты) находятся или в суперординатний, или в субординатний позиции. Например, если встретив человека, вы сразу оцениваете ее с точки зрения того, является ли она хорошей или злой, и только потом - опрятной или неопрятной, то ваш конструкт «добрый-злой" является суперординатним, а "опрятный - неопрятный" - субординатиим.

Каждый конструкт имеет "дихотомию" (два полюса): "спорт-неспортивный", "сдержанный-несдержанный" и другие. Человек выбирает полюс дихотомического конструкта, тот результат, который имеет лучшую прогностическую ценность. Одни конструкты пригодны для использования только в узком кругу событий (конструкт "спорт-неспортивный»), тогда как другие имеют широкий диапазон применения (например, конструкт «добрый-злой»).

Согласно данной метафоры, Келли описывает людей как ученых, формулируют гипотезы об окружающем мире в форме личностных конструктов, затем проверяют свои предположения на практике. Если конструкт помогает четко прогнозировать поведение, человек сохранит его в дальнейшем, и наоборот. Итак, действенность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, а поведение человека определяется тем, как человек прогнозирует будущие события. Изменить свои конструкты очень трудно, иногда невозможно, и поэтому человек стремится изменить других людей, чтобы те соответствовали конструктов.

Психические расстройства возникают у человека тогда, когда не срабатывают личностные конструкты - человек не может прогнозировать события, страдает от неудач. Когда человек переживает трудности в принятии даже мелочных решений - возникает депрессия. Задача терапевта помочь людям изменить конструкты, апробировать новые гипотезы, интерпретировать ситуацию и стать более эффективной человеком.

Люди различаются по содержанию и количеством доступных им конструктов, по сложности организации системы конструктов и тем, насколько эти системы открыты изменениям. Джордж Келли выделяет два типа личностей: когнитивно сложная (личность, у которой есть большое количество конструктов) и когнитивно простая (с небольшим количеством конструктов).

Когнитивно простые личности рассматривают других людей и окружающий мир, основываясь на небольшом количестве конструктов. Когнитивно простые люди имеют устоявшиеся взгляды в отношении других людей, игнорируют информацию, которая противоречит их представлениям. Они просты в общении, обладают бедным репертуаром социальных ролей. Когнитивно простые субъекты не замечают различий между собой и другими людьми, они стремятся найти подтверждение тому, что другие им подобные, их социальные прогнозы неэффективны.

Когнитивно сложными считают тех людей, которые используют достаточно сложную и дифференцированную систему конструктов. Они четко различают себя и других, рассматривают людей во многих ракурсах, их представления о других сложные и дифференцированные, они замечают тонкие нюансы поведения других людей, не игнорируют различные противоречия, их социальные прогнозы значительно надежнее.

Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой, отличается следующими характеристиками: 1) имеет лучшее психическое здоровье; 2) лучше справляется со стрессом; 3) имеет высокий уровень самоооцинкы; 4) более адаптивная к новым ситуациям.

Согласно теории личностных конструктов, два человека похожи друг на друга настолько, насколько похожи их системы конструктов. Большинство людей ищут друзей и любимых среди тех, чья когнитивная сложность соответствует их собственным показателям. С возрастом люди становятся более когнитивно сложными, и, соответственно, с возрастом усложняется и Я-концепция личности. Когнитивная сложность - желанная адаптивная черта, однако она не является единственным критерием адаптивной конструктной системы. Здоровое развитие личности опирается на интеграцию различных конструктов.

Келли заложил прочный гуманистический фундамент своим трудом, приняв центральным положением, что люди способны к постоянному самообновлению. Поскольку люди конструируют смысл своей жизни еще на ранних этапах индивидуального развития, позже они часто не осознают, что существует много способов изменить себя и свое отношение к миру. Для восприятия реальности органично присуща гибкость. В ней есть место для поиска, творчества и обновления. В любом возрасте люди могут реконструировать восприятия реальности. Фактически, теория личностных конструктов является психологией понимание разнообразия взглядов личности - понимание, благодаря которому можно помочь человеку решить его проблемы.

Временами кажется, что люди уже изучили все, что существует в мире. Сделали все открытия, изобрели нанотехнологии, и не осталось больше ни одной области, исследуя которую можно найти что-то новое и вывести свою теорию. Но такая среда исследований все-таки есть - человеческая психология. Похоже, ее особенности наука будет разбирать еще очень долго, но благодаря таким ученым, как Джордж Келли, дело будет двигаться вперед.

Первые годы жизни

George Alexander Kelly (Джордж Александр Келли) - именитый психолог, который вошел на страницы истории развития психологии как создатель теории личностных конструктов. Родился психолог 28.04.1905 года в штате Канзас в семье обычных фермеров. Начальное образование получил в местной сельской школе, в которой был оборудован только один класс. После ее окончания родители отправляют Джорджа в ближайший город, Уичиту. Там Джордж посещает среднюю школу.

Что касается семьи психолога, то его родители были набожными. В их доме не почитались танцы и карточные игры. Они глубоко чтили традиции Запада, кроме Джорджа, у них больше не было детей.

Университетские годы

Джордж Келли после завершения школы учится в Университете Френдз, в котором проводит 3 года. После него еще год получает образование в Парк-колледже. Там в 1926-м получает степень бакалавра в физико-математической сфере. После того как закончилась учеба, Келли думал начать работать инженером-механиком. Но из-за влияний дискуссий, что активно проходили между университетами, всерьез заинтересовался социальными проблемами общества.

Джордж Келли вспоминает, как на первом курсе предмет психологии показался ему очень скучным, профессор уделял много внимания теориям, а они были не особо интересными. Но заинтересовавшись социальными проблемами, поступает в Университет Канзаса. Там он изучает социологию, педагогику и рабочие отношения. В 1928-м пишет диссертацию на тему «Манера проведения досуга представителями рабочего класса Канзаса», за что и получает степень магистра.

Педагогическая деятельность

На этом желание учиться у Джорджа Келли не пропало. Сразу после получения степени магистра он переезжает в Шотландию, где ведет научно-исследовательскую работу при Эдинбургском университете. Там знакомится с известным педагогом - Годфри Томпсоном - и под его руководством пишет диссертации о проблемах успешного преподавания. Благодаря ей смог получить в 1930 году степень бакалавра в сфере педагогического образования. После окончания Эдинбургского университета едет домой в университет Айовы. Там он был представлен как один из претендентов на получение степени доктора психологических наук.

Сразу после возвращения садится за написание диссертации, в которой подробно изучил факторы, влияющие на нарушение речи и чтения. Докторскую степень защитил в 1931-м, в этом же году женится на преподавательнице университета - Глэдис Томпсон.

Карьера

Американский психолог начинал свою карьеру, работая лектором физиологической психологии в Форт-Хейс. После начала Великой депрессии Келли переквалифицировался в профессора клинической психологии, хотя не был особо к этому подготовлен.

Пребывание Джорджа Александера Келли в колледже Форт-Хейс растянулось на целые 13 лет. За это время психологом была разработана программа портативных клиник. Вместе со студентами психолог разъезжал по Канзасу и оказывал психологическую поддержку всем желающим, в частности основное внимание было направлено на помощь государственным школам.

Для Келли подобная деятельность принесла много новых знаний. Основываясь на полученном опыте, он начал создавать новый теоретический базис для еще одной психологической теории.

Военные и послевоенные годы

Биография Джорджа Келли хранит воспоминания о страшных военных и послевоенных годах. Когда началась Вторая мировая война, психолог стал заведовать программой обучения и психологической поддержки цивильных летчиков, входит в состав морской авиации. Позже переходит в подразделение авиационной медицины и морской хирургии. Там оказывает посильную помощь вплоть до окончания 1945 года.

После войны в стране возникает высокая потребность в психологической поддержке: солдаты, что возвращались домой с фронта, имели множество проблем с душевным состоянием. В это время развитие клинической психологии выходит на новый уровень, и немало нового в нее приносит Джордж Келли. 1946 год стал для психолога знаменательным, его признали психологом государственного уровня и предоставили место заведующего отделом лечебной психиатрии и психологии в Университете Огайо. На этой почетной должности Келли провел почти 20 лет.

За это время он успел создать свою психологию личности. Создал программу психологической поддержки лучшим выпускникам университетов США. В 1965-м осуществилась давняя мечта профессора, его приглашают на кафедру наук о поступках и нравах Университета Брандейс. Вместе с осуществившейся мечтой он получает свободу для своих исследований и до конца жизни продолжает писать книгу, состоящую из многочисленных докладов по психологии. Главное внимание уделил возможности применения основных составляющих психологии личностных конструктов для разрешения международных конфликтов. Джордж Келли завершил свой славный путь 6 марта 1967 года.

Библиография

За свою жизнь Джордж Келли не только прослыл выдающимся врачом-психологом, который занимал руководящие должности, но и был известен как исследователь и писатель. Так, в 1955 году выходит двухтомный труд под названием «Психология индивидуальных конструктов», где описаны теоретические трактовки понятия «личность» и интерпретированы вариации причинных изменений личностных конструктов.

1977 год был ознаменован выходом работы «Новые течения в концепции личностных конструктов». В 1989 году студенты кафедры психологии имели возможность ознакомиться с очередной книгой Келли «Психология конструктов». В 1985 году на прилавках появилась новая работа - «Развитие психологии конструктов». Все эти книги были напечатаны уже после смерти научного деятеля. Он работал над ними на протяжении всей своей жизни, каждую свободную минуту отдавая исследованиям. Все его идеи и исследования были подробно изложены в личных записях. Поэтому получилось систематизировать наработки профессора и издать еще несколько книг.

Особенности работы

Джорджа Келли можно считать родоначальником когнитивной терапии. При работе с пациентами он, как и многие другие психологи того времени, использовал психоаналитические интерпретации и был поражен тем, насколько его подопечные принимают фрейдовские учения. Это стало началом эксперимента: Келли начал использовать в своей деятельности интерпретации из самых разных психологических школ и направлений.

Это дало понять, что ни изучение детских страхов, ни копание в прошлом, которые рекомендовал Фрейд, не имеют основополагающего значения. Психоанализ был эффективным лишь потому, что предоставлял пациентам возможность мыслить по-другому. Проще говоря, Келли выяснил, что терапия будет успешной лишь в том случае, если подопечный сможет иначе интерпретировать накопленный опыт и стремления. Это касается и причины возникновения расстройств. Например, если человек уверен в том, что слова того, кто выше по статусу, априори верные, то он будет расстроен, если услышит критику в свой адрес.

Келли помогал своим подопечным понять собственные установки и проверить их на практике. Он был одним из первых практикующих психологов, что пытался изменить способ мышления пациента. Сегодня эта практика считается базовой для многих терапевтических методов.

Психология личности

Следуя своим убеждениям, Джордж Келли был уверен, что можно найти теорию, которая подходила бы каждому пациенту, а главное, быстро бы распознавала его систему мира. Так появилась концепция личностных конструктов. В границах этого направления каждый человек является исследователем, который рассматривает окружающий мир сквозь личные категории, конструкты, свойственные только отдельному индивиду.

Келли говорил, что человек не является подвластным своим инстинктам, стимулам и реакциям. Каждый индивид способен изучать мир по-своему, придавать окружающей среде значения, конструкты и действовать в их рамках. Психолог определял конструкты как биполярные шкалы. Например, «общительный-замкнутый», «умный-глупый», «богатый-бедный». Благодаря тому, что индивид рассматривает объекты сквозь эти характеристики, можно спрогнозировать его поведение. На основе этих разработок Джордж Келли создал специальный Репертуарный тест ролевых конструктов, кратко говоря, Реп-тест.

Реп-тест

Джордж Келли однажды сказал: "Для того чтобы помочь человеку, нужно знать, как он видит этот мир". Поэтому и был создан Репертуарный тест. Он считается хорошей диагностической методикой и, пожалуй, теснее другого психологического теста связан с теорией личности.

Реп-тест заключается в последовательном выполнении двух процессов:

  1. На основе предложенного списка ролей пациент должен составить перечень лиц, которые этим ролям соответствуют.
  2. Второй процесс заключается в формировании конструктов. Для этого психолог указывает на три написанных лица и просит пациента описать, чем именно двое из них отличаются от третьего. К примеру, если выбран список из друга, отца и матери, то пациент может сказать, что отец и друг похожи в своей общительности, а мать, напротив, достаточно сдержанный человек. Так появляется конструкт «застенчивый-общительный».

В целом в тесте обычно предлагают 25-30 ролей, которые считаются значимыми для каждого. Точно так же выделяется от 25 до 30 триад, и после каждой триады у пациента генерируется новый конструкт. Конструктам свойственно повторяться, но в каждом тесте выделяется примерно 7 основных направлений.

Особенности и применение

Джордж Келли и теория личностных конструктов совершили настоящую революцию в психиатрии. Благодаря репертуарному тесту испытуемый может не только свободно выражать свои мысли, но:

  • Предоставляет наиболее репрезентативные фигуры.
  • Конструкты, полученные в результате такого исследования, действительно являются той призмой, через которую человек познает мир.
  • Конструкты, используемые испытуемым, дают психологу четкое представление о том, как пациент видит свое прошлое и будущее.

К тому же Реп-тест - одна из немногих наработок психологии, которую можно использовать в любых сферах. Всего лишь подбирая нужные роли, можно получить бесчисленное множество конструктов. Так, в 1982 году был сделан Реп-тест для определения конструктов, которыми пользуются покупатели парфюмерии. Впоследствии полученные конструкты использовали рекламные агентства. Созданная благодаря этому материалу реклама имела высокий уровень конверсии.

Джордж Келли всю свою жизнь изучал человеческую психологию и достиг немалых успехов. И даже сегодня результаты его исследований используются в разных сферах жизнедеятельности.

«- Личностные конструкты обеспечивают человеку осмысление событий и явлений по различным основаниям.
- Личностные конструкты биполярны и дихотомичны (имеют два полюса: полюс сходства и полюс контраста).

- Конструкты имеют ряд характеристик:

а) диапазон применимости - широта ситуаций, где конструкт может использоваться;
б) фокус применимости - ситуации, в которых субъект всегда опирается на данный конструкт;
в) «проницаемость» («непроницаемость») для преобразований при объяснении и предсказании новых явлений. […]

Психически развитая личность имеет ряд характеристик:

Стремление оценивать свои конструкты и проверять правильность своих интерпретаций поведения и отношений к другим людям.
- Установка на изменение конструктов в случае их прогностической неэффективности.
- Желание расширять диапазон, объём и охват своей конструктной системы.
- Хорошо развитый репертуар ролей».

Маланов С.В., Методологические и теоретические основы психологии, М., Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2005 г., с. 186-187.

«Теория личности, названная нами психологией личностных конструктов, основывается на предположении, вокруг которого вращаются все остальные. Это предположение называется Фундаментальным Постулатом. Он, в свою очередь, дополняется одиннадцатью следствиями. Они также предположительны по своему характеру и дают основу для понимания большей части того, что следует за ними. Несмотря на трудность в осмыслении значений ряда предположений из-за краткости их перечисления, мы сочли приемлемым дать читателю возможность увидеть, что они собой представляют...

а. Фундаментальный постулат: Личностные процессы, в психологическом плане, направляются по тем каналам, в русле которых человек предвосхищает события.

б. Следствие об истолковании: Человек предвосхищает события через истолкование их повторений.

в. Следствие об индивидуальности: Люди отличаются друг от друга своим истолкованием событий.

г. Следствие об организации: Каждый человек через свойственный ему способ предвосхищения событий развивает систему истолкования, содержащую порядковые отношения между конструктами.

д. Следствие о дихотомии: Система истолкования человека состоит из ограниченного числа дихотомических конструктов.

е. Следствие о выборе: Человек выбирает для себя такую альтернативу в дихотомическом конструкте, через которую он предвидит больше возможностей для расширения и определения его системы.

ж. Следствие о диапазоне: Конструкт применим для предвидения только ограниченного диапазона событий.

з. Следствие об опыте: Конструктная система человека изменяется по мере того, насколько последовательно он истолковывает повторения событий.

и. Следствие о модуляции: Изменение системы истолкования человека ограничено проницаемостью таких конструктов, в пределах применимости которых находятся возможные варианты.

к. Следствие о фрагментации: Человек может последовательно использовать разнообразные подсистемы истолкования, которые при этом могут быть логически несовместимыми друг с другом.

л. Следствие об общности: Психологические процессы одного человека подобны психологическим процессам другого в той степени, в какой подобны их истолкования собственного опыта.

м. Следствие об общительности: В той степени, в какой один человек истолковывает конструкты другого, он может играть роль в социальном процессе, в который вовлечён последний.

Формальные аспекты конструктов:

Диапазон применимости. Диапазон применимости конструкта включает в себя все вопросы, по отношению к которым человек находит полезным его применение.

Фокус применимости. Фокус применимости конструкта составляют особые вопросы, применение которых человек найдёт максимально полезным. Это те элементы, из которых конструкт, вероятнее всего, был первоначально сформирован».

Джордж Келли, Психотерапия конструктивного альтернативизма: психология личностной модели, в Сб.: Техники консультирования и психотерапии / Сост.: У.С. Сахакиан, М., «Апрель-пресс»; «Эксмо-пресс», 2000 г., с. 402-403.

Лучшие статьи по теме