Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • Спорт
  • Показатели творческой активности. Формирование творческой активности у детей среднего школьного возраста в процессе пропедевтики понятия "фрактал"

Показатели творческой активности. Формирование творческой активности у детей среднего школьного возраста в процессе пропедевтики понятия "фрактал"

Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию, эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Поэтому очень важно воспитывать духовно богатую личность, уделяя особое внимание развитию творческой активности младших школьников.

Проблему развития творческой личности мы рассматриваем в контексте развития реальных способностей растущего человека, которые формируются и воплощаются в различных видах познавательной и созидательной деятельности. Результат этой деятельности не всегда обладает очевидной общественной ценностью, но участие в ее процессе имеет первостепенно важное значение для детей. В ходе данного процесса проявляется самостоятельность, инициатива, раскрывается творческий потенциал личности.

Современное образование направлено на всецелое развитие личности ребенка. Основа всестороннего развития - творческая активность, поэтому формирование творческой активности учащихся является одной из актуальных проблем подрастающего поколения. Значение формирования творческой активности мы видим, прежде всего, в том, что в процессе творческой деятельности учащиеся овладевают эвристическими приемами приобретения знаний, воспитывают в себе любовь к серьезному, вдумчивому труду, постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении поставленной цели.

Без проявления творческой активности не могут успешно развиваться познавательные способности ученика в овладении знаниями по тому или иному предмету.

Творческая активность учащегося занимает центральное место в формировании волевой, целенаправленной, всесторонне развитой личности.

Для эффективного развития творческой активности детей в школе важно определить существенные стороны понятия "творческая активность", раскрыть пути развития рассматриваемого качества личности в процессе обучения младших школьников.

История исследований проблемы творческой активности показывает нам ее неразрывную связь с проблемой активности личности вообще.

Активность - не просто деятельность, не ее вид и состояние. Ученые рассматривают активность как характеристику личности, ее самодеятельность, стимулами которой выступают содержание и характер самой деятельности. Именно самодеятельность имеет творческий потенциал, поскольку продиктована не одной лишь внешней необходимостью, а инициативой изнутри.

Активность - многоаспектное понятие. Не случайно, поэтому проблемы, связанные с его исследованием, рассматривается философией, педагогикой, психологией.

Большое внимание изучению проблемы уделено в философской литературе. Уже в исследованиях Платона и Аристотеля есть попытки найти механизмы активности личности, приводящие к творчеству.

Активность, по мнению Н.А. Бердяева, как философская категория отражает "способность объектов неживой и живой природы и субъектов социальной жизни к стихийному, интенсивно направленному и сознательному взаимодействию" со средой, изменению и преобразованию ее и себя, а также "интенсивность этого процесса, его меру".

По мнению М.В. Бодунова, "психологическая активность, рассматривается как интегральный параметр личности, имеет две стороны, - качественную и количественную". Качественная, содержательная сторона активности, определяется комплексом действующих мотивов, установок, интересов и побуждений, обусловливающих совершение тех или иных действий. Количественная сторона характеризуется интенсивностью, распределением во времени.

А.В. Петровский и В.А. Петровский выделяли, что всеобщей характеристикой жизни является активность - деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире.

Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей. Творчество - явление сложное, комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими и психофизическими предпосылками.

По мнению И.П. Волкова следует, что творчество младшего школьника - это создание им оригинального продукта, изделия (а также решение задачи, написание сочинения и т.д.), в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению задачи.

Исследователи детского творчества отмечают, что высокие достижения связаны с такими факторами, как уровень воображения в игровой деятельности (Дж. Моран, Дж. Сойерс), а также с различными социальными способностями: общением, принятием роли (Дж. Коннели, А. Дойл, 1984), использованием языка и стремлением к лидерству (В. Фу, Х. Кеннеди, 1982), возможностью самовыражения, интересами и уровнем образования родителей (Т. Ковач, 1982). По мнению П. Смита (1983), для развития детского творчества необходимо предоставить детям материалы для занятий и возможность работать с ними, поощрять творческие интересы ребенка; следует также добиваться его внутренней раскованности и свободы.

П. Торренсом были выявлены компоненты творческого мышления - факторы креативности.

К ним относятся:

Интеллектуальная творческая инициатива - направленность на выход за рамки данных задач и требований;

Беглость мышления - богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей;

Оригинальность мышления - самостоятельность, необычность, остроумность решения.

Креативность ученый определяет через характеристики творческого процесса. Творческий путь решения проблемы состоит в том, что человек пытается избежать общепринятых и очевидных решений, исследует проблему, выдвигая множество гипотез, проверяя свои догадки, пока не найдет решение.

А.Н. Леонтьев, рассматривая компоненты творчества, выделил в структурной схеме мотивационный и операционный аспекты творчества.

В.П. Зинченко и В.М. Мунипов предлагают дополнить эту схему эмоциональным и мировоззренческим компонентами. Учитывая это, структуру творчества можно представить как совокупность мировоззренческого, мотивационного, содержательно-операционного и эмоционально-волевого компонентов.

Мировоззренческий компонент, по мнению ученых, определяет позицию личности в процессе деятельности и в оценке ее результатов. К основным мировоззренческим свойствам личности, способствующим творческой деятельности относят:

1) осознание личностью своих мировоззренческих свойств;

2) способность отстаивать свои творческие позиции.

Следующий - мотивационный компонент, включает систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение человека к деятельности, в том числе, и к творческой, совокупность тех психических моментов, которыми определяются его поведение в целом, то, что побуждает его деятельность, ради чего она совершается.

Во всякой деятельности можно выделить как внешнюю мотивацию, не связанную с характером работы, так и внутреннюю содержательную (по терминологии М.Г. Ярошевского).

Мотивационный компонент, обеспечивая направленность на творческое усвоение знаний, включает в себя мотивы овладения умениями такого рода и предполагает наличие у детей:

1. Любознательности, интереса к творческой деятельности, которые характеризуют потребность личности в знаниях, в овладении новыми способами деятельности, проявляются в пытливости ума, в стремлении глубже познать вновь наблюдаемое или анализируемое, а также в постановке вопроса.

2. Чувства увлеченности, радости успеха.

3. Стремления к творческим достижениям.

4. Стремления к лидерству.

5. Стремления к получению высокой оценки, признанию успеха в творческой деятельности.

Интерес к творческой деятельности определяет развитие остальных свойств. На более высоких уровнях развития творчества у детей, преобладают такие мотивы, как стремление к лидерству и получению высокой оценки, которые часто компенсируются удовлетворением от творческой деятельности.

Особое место в его составе занимают интеллектуально-эвристические способности и интеллектуально-логические умения (Ю.Н. Кулютин, Н.С. Лейтес, С.Ю. Степанов), в структуре творчества выделяют интеллектуальный компонент.

По мнению В.И. Андреева, содержательно-операционный компонент состоит из следующих групп способностей и умений:

Интеллектуально-логические,

Интеллектуально-эвристические,

Организационные

Коммуникативные.

К основным интеллектуально-логическим умениям автор относит: умение сравнивать, умение анализировать, расчленять объект познания на элементы; умение выделять главное, отбрасывать второстепенное, умение описывать явления и процессы, логически связанно излагать свои мысли; умение объяснять; умение обосновывать.

К интеллектуально-эвристическим способностям - способность генерировать идеи, способность к фантазии, способность отражать и устанавливать в сознании новые связи между компонентами творческой задачи (ассоциативность мышления), гибкость мышления, способность к переносу знаний, умений в новые ситуации.

Коммуникативные способности, по мнению автора, проявляются в сотрудничестве и коллективных творческих делах. Это: способность использовать творческий опыт других, способность к сотрудничеству; способность отстаивать свою точку зрения; способность избегать конфликтов или успешно их разрешать.

Значительное место в содержательно-операционном компоненте занимают организационные способности и умения. Это: умение планировать; способность к самоорганизации, т.е. способность личности мобилизовать свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей; способность к самоконтролю; способность к рефлексии, коррекции, доработке и совершению первоначального замысла.

Ряд авторов выделяет эмоционально-волевой компонент творчества. Эмоция - это непосредственное временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. Исследователями изучена взаимосвязь эмоционального и интеллектуального компонентов, определено их значение в развитии творчества. Эмоциональный компонент отражает эмоциональное отношение к учебно-творческой деятельности, склонность заниматься и добиваться успешных результатов в ней, несмотря на возникающие трудности.

Другая составляющая этого компонента - это волевое начало, ведь активность сопровождается волевыми проявлениями, носит в большей мере сознательный, целенаправленный характер. Эмоционально-волевой компонент, по мнению исследователей, предполагает наличие у детей интереса, умения радоваться и удивляться, честности, решительности, инициативности, способность испытывать сострадание, способность к волевым усилиям.

Таким образом, рассмотрев понятия активности и творчества, и, опираясь на опыт исследователей, мы переходим к анализу самой творческой активности личности.

Вопросы развития творческой активности личности нашли свое отражение в работах психологов А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. В исследованиях Ю.Н. Кулютина, Я.А. Пономарева раскрыта сущность единства творческого процесса детей и взрослых, установлены возможности развития творческой активности во всех видах деятельности.

Творческая активность может быть определена как целостность, для которой характерно множество ее проявлений: единство внутренней и внешней творческой активности, взаимная обусловленность мотивационного и операционного компонентов, воображение и продуктивное мышление как основа единого исполнительного механизма психической творческой активности (Л.С. Выготский), включенность поисковой активности вследствие того, что результат творчества не задан изначально. Отражает целостность творческой активности и перенос способов и особенностей творческой деятельности из структуры одного направления творчества в структуру другого, проявляющийся, в частности, в "универсальных" творческих способностях (Б.М. Теплов).

С.Л. Рубинштейн в определении творческой активности подчеркивает значимость взаимовлияний субъективного и объективного, внешнего и внутреннего, делает акцент на неповторимость, индивидуальность созданной конкретным человеком картины мира, причем, создание "картины" и есть акт "творческой самодеятельности".

А.М. Матюшкин связывает между собой понятие способности и творческой активности. Он считал, что "…всеобщей формой проявления и развития способностей, их сердцевиной, "…является представление о способностях, как творческой активности" .

Большинство авторов (Д.Б. Богоявленская, М.И. Бойцов, В.И. Лозовая, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.) высшей формой активности в любом виде деятельности - игре, учении, труде, познании - считают творческую активность. Причем, творческая активность, представляя высший уровень активности, базируясь на различных ее типах, включает их в свою структуру.

А.В. Петровский и Т.И. Шамова, давая оценку понятия "творческая активность" в контексте деятельности, определяют ее, как установку на преобразующие и поисковые способы деятельности, как количественную или качественную характеристику деятельности, проявляющуюся в интенсивности, напряженности деятельности, своеобразии используемых мыслительных операций, результативности, эстетической ценности усвоенных знаний. Они акцентируют внимание на том, что активность проявляется в деятельности, проходящей, как во внешнем (моторном), так и во внутреннем (умственном) планах, в деятельности напряженной, достигающей поставленных целей.

Творческая активность выражает стремление и готовность личности сознательно и добровольно, по внутреннему убеждению, совершенствовать инициативные новаторские действия в самых различных областях человеческой деятельности.

В нашей работе творческая активность рассматривается как качество, одновременно присущее и самой личности, и ее деятельности. Творческая активность предполагает теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблем.

Развитие творческой активности личности требует от учителя начальных классов создания такой атмосферы, когда возникает любознательность и интерес, потребность отстаивать свои творческие позиции, чувство увлеченности, стремление к творческим достижениям, создается ситуация успеха в творческой деятельности.

Таким образом, творческая активность детей в процессе обучения связана со всеми сторонами формирующейся личности учащегося: потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношением к деятельности. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты в творческой деятельности неразделимы, ибо ни одна эмоция, ни одно волевое решение и действие не возникает вне деятельности человека.

Процесс развития творческой активности предполагает количественные и качественные изменения, происходящие в структуре личности и в системе ее взаимодействия с окружающей действительностью, которые могут быть соотнесены с некоторыми точками на шкалах развития основных параметров творческой активности.

Для выявления уровней развития творческой активности детей стало необходимым разработать показатели сформированности творческой активности.

Исследователи выделяют следующие уровни творческой активности: уровень проблемности (М.И. Махмутова); формирование опыта творческой учебной деятельности (И.Я. Лернер); интеллектуальной активности с включенными уровнями творческой активности (Д.Б. Богоявленская).

Так, З.В. Баянкина выдвигает классификацию творческой активности по степени освоенности творчества, выделяя уровни: адаптивный, поисковый, исследовательский, креативный. Ю.В. Науменко строит классификацию по постоянству проявления операционного компонента творчества, определяя тем самым разные уровни творчества. Е.Н. Тупичкина, Л.Н. Петрова выделяет классификацию творческой активности по развитию интереса к творчеству, выделяя уровни: нулевой, низкий, средний, высокий.

За основу эксперимента взят этот подход, но наша классификация строится на постоянстве проявления мотивационного компонента.

В выделении уровней развития творческой активности в процессе обучения литературному чтению является степень сформированности ведущих компонентов структуры: мотивационный, содержательно-операционный и эмоционально-волевой. Будем считать критерием определения уровня мотивационного компонента степень и частоту проявления свойств личности. Содержательно-операционный компонент будем определять по полноте, оригинальности, новизне. Эмоционально-волевой компонент - по полноте, частоте проявления данных качеств.

Для выработки собственной позиции и определения показателей творческой активности мы обобщим наиболее существенные.

Д.Б. Богоявленская считает, что самостоятельность - это качество, включенное в активность. П.Я. Гальперин говорит, что в изменении самостоятельности проявляются, с одной стороны, динамика актуального уровня развития, с другой стороны - процесс формирования творческой активности, являющейся качеством деятельности.

В.И. Андреев и А.Я. Пономарев включают оригинальность в показатели творческой активности.

Новизна результатов и способов деятельности - показатель, без которого изучение творческой активности невозможно. Справедливо считает Д.Б. Богоявленская, что "в выходе за пределы заданного и кроется "тайна" высших форм творчества, т.е. способность видеть в предметах нечто новое, такое, чего не видят другие". Однако сложность выявления степени новизны - в затрудненности фиксирования разницы между старым и новым, между вновь созданным и существовавшим ранее. Мы будем считать, что выход - в фиксации различий, заданных извне целей и способов творческой деятельности, с целями и способами возникающей вслед за этим самостоятельной творческой деятельности. Принятие детьми цели творческой деятельности, отличной от заданной извне, и самостоятельный выбор способов ее достижения позволяют определить возникающую активность как творческую.

Изучение различных подходов позволил выделить критерии творческой активности детей, по которым мы будем отслеживать эффективность эксперимента:

1. Высокий уровень интереса к урокам литературного чтения.

2. Способность к фантазированию, воображению и моделированию.

3. Проявление догадливости, сообразительности, и открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах.

4. Проявление радостных эмоций в процессе работы.

5. Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества.

6. Стремление к оригинальности.

7. Проявление самостоятельности в работе.

8. Умение преодолевать возникшие трудности.

Таким образом, можно выделить следующие уровни творческой активности младших школьников: низкий, средний, недостаточно высокий, высокий.

Низкий уровень - отсутствует потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Познавательный интерес носит занимательный характер. Дети не стремятся к самостоятельному оригинальному выполнению работ творческого характера, не проявляют высокой умственной активности, склонны к репродуктивной деятельности. От заданий на перенос знаний, умений в новые ситуации отказываются. Практически не применяют приемов самоконтроля. При возникновении трудностей у таких детей преобладают отрицательные эмоции. Они не могут и порой не желают преодолевать трудности в поисках ответа на вопрос.

Средний уровень - потребность в пополнении знаний, умений и навыков проявляется редко. Познавательный интерес не постоянен, ситуативен. Дети со средним уровнем творческой активности стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, но решить их самостоятельно могут редко, им необходима помощь взрослого. Они стремятся проявлять умственную активность: могут находить новые способы или преобразовывать известные им, придумывать интересные идеи, при сильной заинтересованности осуществляют поиск нового решения. Самоконтроль самостоятельно осуществлять не могут. Преодолевают трудности только в группе или с помощью взрослого. В случае получения искомого результата испытывают радость.

Недостаточно высокий уровень - потребность в пополнении знаний, умений и навыков проявляется часто. Познавательный интерес широк, но неустойчив. Интерес к творческой деятельности часто проявляется на высоком уровне. Сильно развито стремление к самостоятельному оригинальному выполнению работ творческого характера. Такие дети проявляют достаточную умственную активность, способны осуществлять широкий перенос знаний, умений в новые ситуации. Самоконтроль присутствует на всех этапах деятельности. При неудачах часто останавливаются на полпути, хотя вполне могут преодолеть возникшие трудности. Не всегда доводят начатую работу до конца или могут позволить себе выполнить ее кое-как.

С охотой берутся за выполнение любого творческого задания, при удачном решении которого испытывают радость.

Высокий уровень - стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Устойчивый познавательный интерес. Всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера. Часто предлагают оригинальные решения. Поиск ответа на стандартные решения, как правило, завершается успешно. Дети с высоким уровнем творческой активности проявляют высокую умственную активность, у них хорошо развита способность осуществлять самоконтроль.

Таковы характеристики уровней творческой активности детей. Такое их понимание в обобщенном виде показывает не просто деятельностное состояние ребенка, но и связанную с ним сформированность личностных качеств, проявляемых в этой деятельности.

Представила: В.Н. Мишакова зав. УМК биологии ООИПКРО

Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности.

Творчество (креативность)- "способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фра.) /16/ творчество- это создание нового, оригинального, ранее неизвестного.

Творчество-это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Для развития творческой активности необходимо не только создание условий, но и удовлетворение потребности личности в опредмечивании её сущностных сил. Творческая активность-средство самореализации личности в деятельности, соответствующие имеющимся интересам и потребностям.

Процесс, творчества разделяют на два этапа: этап определения проблем и этап поиска их решения. По словам психолога Матюшкина основу творческой активности составляют те принципы воспитания личности и мышления, которые включают стимулирование и поощрение со стороны другого человека.

Критерии творческой активности учащихся

- Психологические задатки,

- Способность к концентрации внимания.

Интеллект.

- Память, воображение.

- Личностный статус.

- Мотивация достижений.

Привычки.

Притязания.

Талант.

Устремлённость.

- Цели и ценности ребёнка (здоровье, материальные блага, общение).

Знания, умения, навыки формируются у ребёнка в результате его собственной деятельности, психической активности. Задача учителя-это система педагогических воздействий, направленная на формирование у всех учеников способности на новые способы деятельности, потребности к познанию. Необходимость развития креативных качеств учащихся приводит к созданию следующих направлений анализа их работ: область творчества, степень творчества, уровень самостоятельности, степень отличия от работ других учеников (оригинальность), по практической пользе и использованию полученного продукта.

Уровень развития у учащихся творчески личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и в конце учебного года с помощью наблюдений, тестирования, анализа образовательной продукции ученика. Степень развития качества ученика оценивают по параметрам: креативные качества, когнитивные и оргдеятельные.

Выявление уровня творческой активности учащихся в разных видах деятельности.

7 класс

Методика исследования:

1. Выделить критерии творческой активности*

2. Определяем временные промежутки.

3. Выделяем количественный состав группы.

Цель: Исследовать уровень творческой активности учащихся, наметить пути повышения творческой активности а разных видах деятельности.

Для оценки уровня развития творческой активности используются:

а) текстовые характеристики учеников;

б) результаты его образовательных достижений;

в) анкеты, самооценки ученика;

г) результаты педагогических консилиумов, тестов и других материалов.

Итоговая оценка развития творческой активности производится по трём уровням: " высокий", "средний", "низкий".

п/п

Типы личностных качеств (креативные)

Уровень развития личностных качеств учеников

(% от общего числа)

высокий

(внешкольная деятельность)

Средняя

учебная

Низкий

внеклассная

на начало года

1 года

на конец года

2 года

на начало года

1 года

на конец года

2 года

на начало года

1 года

на конец года

2 года

Воображение

Самобытность

Чувство новизны

Интуиция

Вдохновлённость

Инициативность

Воображение

Интеллект

Методы изучения воображения

Воображение оценивается по степени развитости у учащегося фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках и других продуктах творческой деятельности.

Ребёнку предлагается три задания.

I . Придумать рассказ(историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) и изложить его устно в течении 5 минут.

На придумывание темы или сюжета рассказа отводится до I минуты.

Методика "Вербальная фантазия"

(речевое воображение).

В ходе рассказа оценивается:

I . Скорость процесса воображения.

2. Необычность, оригинальность способов воображения.

3. Богатство фантазии.

4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.

5. Впечатлительность, эмоциональность образов, В каждом из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

Воображение.

"0" - баллов, когда данный признак в рассказе практически отсутствует.

"1" - балл, данный признак выражен слабо.

"2" балла признак выражен достаточно сильно.

Если в течение минуты ребёнок не придумал сюжет рассказа, экспериментатор сам подсказывает ему сюжет, за скорость воображения ставит "0". Если сюжет ребёнок придумал к концу минуты, то по скорости воображения он получает оценку I балл, если придумал сюжет быстро в течение 20-30 секунд получает 2 балла.

Оригинальность

Если ребёнок пересказал то что он когда-то слышал - 0 баллов; если пересказал, но при этом внёс что-то новое от себя - 1балл; если ребёнок придумал что-то такое, что он не мог раньше это слышать или видеть, за оригинальность воображения он получает 2 балла.

Фантазия :

Общее число, живых существ, предметов, ситуаций, действий, различных характеристик. Если общее число названного превышает 10, то за богатство фантазии ребёнок получает 2 балла; если общее количество деталей указанного типа в пределах от 6 до 9 - получает 1 балл, если в рассказе признаков мало менее 5- получает 0 баллов.

Глубина и проработанность образов определяются по тому, насколько разнообразной в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу) играющему ключевую роль.

0 баллов - центральный объект изображён схематично.

1 балл- детализация умеренная.

2 балла- если образ расписан достаточно подробно.

Эмоциональность .

1. Если рассказ не интересен» малоэффективен-0.

2. Если рассказ вызывает к себе интерес, а с соответствующей реакцией угасает- I балл.

3. Внимание слушателя не угасало» а к концу даже усиливалось-то эмоциональность оценивается в 2 балла.

Таким образом, максимальное число баллов оценивается в 10 баллов, минимальное 0 баллов.

Схема протокола к методике "Вербальная фантазия".

(принимало участие 15 человек)

Оцениваемые параметры

Оценки этих параметров

Скорость процессов воображения.

3ч/2б

7ч/7б

5ч/10б

Необычность, оригинальность образов.

2ч/2б

10ч/5б

3ч/8б

Богатство фантазии

2/1б

10ч/6б

3ч/8б

Глубина и проработанность

2/2б

10ч/5б

3ч/9б

Впечатлительность и эмоциональность образов

2/1б

10ч/6б

3ч/9б

Выводы об уровне развития творческих способностей.


10 баллов- очень высокий

8-9 баллов- высокий

4-7- баллов- средний

2-3-низкий

0-1 - очень низкий.

Анкета для определения творческих наклонностей у школьников

1. Я люблю сочинять собственные песни- да, нет

2. я люблю гулять один- да, нет

3. Я задаю много вопросов- да, нет

4. Сочинение рассказов и сказок - пустое дело- да, нет

5. Я люблю, чтобы у меня было один или два друга - да, нет

6. Я ничего не имею против, если иногда меняются правила- да, нет

7. У меня есть несколько хороших идей- да, нет

8. Я люблю рисовать- да, нет- да, нет

9. Мои папа и мама любят играть со мной- да, нет

10. Я люблю вещи, которые трудно делать- да, нет

11. Солнце на рисунке должно быть всегда жёлтым- да, нет

12. Я люблю всё разбирать, чтобы понять, как оно работает- да, нет

13. Мне больше нравится раскрашивать картинки в книжках, чем рисовать самому- да, нет

14. Лёгкие загадки - самые интересные- да, нет

15. Я люблю узнавать новое о животных- да, нет

16. Я не люблю, когда другие задают много вопросов- да, нет

17. Трудно найти занятие, когда находишься один- да, нет

18. Я охотно играю в старые игры, чем в новые- да, нет

19. когда я хочу что - то сделать, но мне это трудно, я отказываюсь от затеи и берусь за что - нибудь другое- да, нет

20. Я люблю играть с друзьями, а один не люблю- да, нет

В пунктах 4,5,11,13,14,16,17,18,19,20 - оценка проводится следующим образом: за ответ "да" начисляется 0 баллов, за ответ "нет" 1 балл. Склонность ребёнка к творчеству складывается из таких качеств, как разнообразие интересов, независимость и гибкость ума, любознательность, настойчивость.

Разнообразие интересов

1,4,8,15

1 степень-0 - 1 балл (слабо выражено)

2 степень- 2 -3 балла (выражено средне)

3 степень-4 балла (явно выражено)

Любознательность

3,12,16

1 степень-0 - 1 балл

2 степень- 2 балла

3 степень-3 балла

Методика оценки устойчивости внимания

с помощью 25 - значных одноцветных таблиц.

Эта методика позволяет достаточно быстро оценивать такие показатели внимания, как его распределение и устойчивость одно­временно. В клетках этих таблиц в случайном порядке размещены цифры от 1 до 25. Процедура применения методики следующая.

Испытуемый просматривает первую таблицу первую, находит в ней все цифры от 1 до 25. Затем то же самое он делает с другими. Учитывается скорость работы, т.е. время затраченное на поиск всех цифр в каждой таблице. Определяется среднее время с одной таблицей. Он и есть числовой индекс распределения внимания ребёнка. Чтобы оценить устойчивость внимания, необходимо сравнить между собой время, затраченное на просмотр каждой таблицы. Если от первой до пятой таблицы это время меняется незначительно, не превышает 10 сек., то внимание считается устойчивым. В противоположном случае делается вывод о недостаточной устойчивости внимания.

Результаты показали, что самая большая творческая активность учащихся наблюдается в учебной деятельности. Причём по некоторым критериям оценивая творческую активность, замечено на конец года активность падает, поэтому учителям необходимо корректировать работу учащихся в течение всего года. Активность личности - характеризуется многообразием проявлений в учебной деятельности:

Активное и самостоятельное добывание знаний, активные поисковые действия при решении проблем. Например, от умения работать с учебником в большей степени зависит прочность и осмысление знаний. В свою очередь умение работать с учебником связано с овладением учениками логических операций, что достигается определёнными методическими приёмами и средствами. Так если текст насыщен фактическим материалом, необходимонаправить работу ученика на вычисление главного в тексте, а такие вопросы как самоконтроль потребуй от ученика проявления максимальной самостоятельности мышления, умение обобщать факты, делать выводы.

Развивающее обучение обязательно должно включать целенаправленное, методически продуманные лабораторныеработы, они позволяют учащимся осуществить необходимые наблюдения исследовательского характера за различными биологическими объектами. Мне, кажется, что широкое использование лабораторных работ в учебном процессе повышает качество развивающего обучения, усиливает практическую направленность, способствует развитию познавательной активности учащихся.

К средствам обучения позволяющим развивать у учащихся умения проводить анализ, сопоставление, сравнение объектов, явлений, устанавливать причинно-следственные связи, относятся специальные дидактические материалы. Это могут быть аналитические, сравнительные и обобщающие текстовые таблицы, гербарные материалы, коллекции.

Повышению мыслительной деятельности способствует использование сравнительных схем. Их построение даёт возможность уточнить черты сходства, различия, что способствует развитию мыслительной деятельности.

Карточки - задания, применяемые на уроке, включают вопросы, требующие знания фактического материала, задания предполагающие применение ранее полученных знаний, требующие доказательного ответа и приобретают умение логического мышления, повышению познавательной деятельности учащихся (Биология в школе №5, 1996г),

Познавательная активность как педагогическое явление-это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самореализации учащегося, с другой - результат особых, усилий педагога в организации познавательной деятельности учащихся.

Однако для различных учащихся характерна разная степень в активном познании. Это нулевой уровень - учащимся с данным уровнем познавательной активности не свойственна агрессия, как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя, не проявляют заинтересованности.

Относительно-активный уровень. У учащихся данного уровня заинтересованность появляется в определённых учебных ситуациях, связанных с интересной темой урока. Включение их в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, а не подкрепляются волевыми усилиями. Такие ученики охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднении также легко теряют интерес к учёбе.

Внимание таких детей можно держать вопросами, которые задают сами дети. Некоторые ученики данной группы часто боятся приступать к выполнению задания, так как оно им кажется сложным. Поэтому можно разрешить им выполнить лишь часть задания. Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности обычно любимы учителями. Такие ученики обычно выполняют задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает учитель, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают преимущественно самостоятельно.

Главное достоинство этих учащихся - стабильность. Учёба им даётся легко, но лёгкость это кажущаяся - это результат более ранних усилий ученика, его умение сосредоточится. Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост или учитель занят более слабыми учениками. Основными приёмами, стимулирующими учащихся можно назвать поисковые ситуации, которые создаются на уроке. Однако довольно трудно создавать проблемные ситуации на каждом уроке, поэтому таким учащимся можно создавать ролевые ситуации, например, брать на себя роль "эксперта", наблюдателя", который следит за темпом урока: "мудреца", который подводит итог урока.

Работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности отличается от всего выше сказанного. Педагогическая работа строится на специальных приёмах, стимулирующих творческую активность. Интересной формой общения является внеклассная работа. По биологии: это КВН, "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?", "Брейн - ринги". Многие ребята нашей школы пробуют свои силы в написанииисследовательских работ и принимают участие в научно практической конференции "Дети- творцы 21 века". Так в 2000-2001 году ученица нашей школы Нургалиева Айнагуль была отмечена на практической конференции за оригинальность исследования темы "Вирусы". Дети принимают участие в школьных и районных олимпиадах. Два года назад мой ученик Гвозденко Юра занял третье место в районной олимпиаде по биологии. Сейчас он является студентом аграрного университета агрономического факультета. Работа направленная на развитие творческой активности учащихся даёт результаты - за последние четыре года пять учащихся поступили в ОСХА на факультеты- зоотехнический, агрофак, ветфак трое учеников поступили в медколледж на факультеты- сестринское дело и фельдшер-лаборант, где успешно обучаются.

В школе проводятся предметные недели, экскурсионная работа, театрализованные вечера, викторины по предмету - что способствует творческой активности учащихся.

В учебном процессе стараюсь ввести:

Интеллектуальную разминку, что позволяет формировать творческое мышление;

Проблемное изложение материала на уроках;

Работа исследовательская, кружковая, написание рефератов, которые позволяют повышать творческую активность учащихся в обучении.

УДК 378.147 ББК 74.58

Фуфаев Иван Валентинович

преподаватель кафедра философии и культурологи Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова г. Ульяновск Fufaev Ivan Valentinovich Lecturer

Chair of Philosophy and Culturology Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov

Диагностика творческой активности обучающихся Students’ Creative Activity Diagnostics

В статье анализируется понятие творческой активности личности, раскрываются ее компоненты; рассматриваются критерии и показатели творческой активности личности; анализируются описание и результаты экспериментальной работы по диагностированию творческой активности обучающихся.

The idea of personality’s creative activity is analyzed in this article; its components are revealed; the criteria and the exponents of personality’s creative activity are considered; the description and the results of experimental work on the students’ creative activity diagnosing are analyzed.

Ключевые слова: творческая активность личности, диагностика

творческой активности личности, критерии и показатели творческой активности личности.

Key words: personality’s creative activity; students’ creative activity diagnosing; criteria and exponents of personality’s creative activity.

В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. Творчески активные личности необходимы: для решения интеллектуальных задач собственной жизни, решения социальных проблем, решения научных проблем.

Проблема развития творческой активности личности многопланова и разрабатывается рядом наук. Существующие подходы в исследовании

творческой активности в философии, социологии, психологии и педагогике дополняют и обогащают друг друга. Вопросы развития творческой активности личности нашли свое отражение в работах психологов В.И. Андреева, А.В. Брушлинского, Д.Б. Богоявленской, В. А. Петровского, Я. А. Пономарева, Г.И. Щукиной.

В нашем исследовании мы определяем понятие «творческая активность» - сложное интегральное образование, включающее креативность (как способность создавать новое), готовность к творческой деятельности (как определенную мотивированность к творческой деятельности) и наличие определенных умений (навыки исследовательской деятельности).

Для выработки собственной позиции и определения показателей творческой активности, мы обобщили наиболее существенные. Так, необходимость включения самостоятельности в показатели творческой активности обусловлена тем, что самостоятельность - качество, включенное в активность (Д.Б. Богоявленская ). Включение оригинальности в показатели творческой активности использовано многими исследователями (В.И. Андреев , Я.А. Пономарев , Г.И. Щукина ).

На основании рабочего определения творческой активности обучающихся мы в нашем исследовании выделяем креативный, мотивационный и деятельностный компоненты творческой активности обучающихся, придерживаясь позиции исследователей В.И. Андреева, А.А. Кирсанова, так как творческая деятельность как одна из сфер человеческой деятельности подчиняется общим закономерностям психологической науки о деятельности. Единство данных компонентов творческой активности обусловлено и тем, что креативный, мотивационный, деятельностный компоненты творческой деятельности зависят друг от друга, развиваются в единстве, обеспечивая взаимосвязь обучения и воспитания.

Рассматривая креативность как одну из ведущих жизненно-активных потребностей личности в преобразовании действительности, а ее развитую форму как интегративное свойство психики, обеспечивающее целостность личности, мы считаем, что она дает возможности активного включения

обучающегося в творческую деятельность. Наиболее ярким и типичным проявлением креативности считается воображение или фантазия.

К мотивационным особенностям творческой личности относятся: желание заниматься творчеством, интерес к творчеству, желание открывать новое и устанавливать закономерности.

Деятельностная составляющая рассматривается нами с позиции таких показателей, как умение сформулировать проблему и найти метод ее решения, умение преобразовывать окружающую действительность.

В современных психолого-педагогических исследованиях отражено множество подходов к выделению критериев и показателей оценки творческой активности студентов и школьников, а также сформированности различных компонентов творческой деятельности.

Основным критерием в выделении уровней развития творческой активности является степень сформированности ведущих компонентов структуры. Выделяя креативный, мотивационный и деятельностный компоненты творческой активности будем считать критерием для определения уровней развития мотивационного компонента - степень и частоту проявления таких свойств личности: умение поставить цель и достигнуть ее.

Деятельностный компонент будем определять по умению самостоятельной работы и совместной работы, по степени развитости качеств предметнооперационной стороны творческой деятельности (исполнительности, инициативности и др.). Креативный - по устойчивости проявлений выделенных качеств, составляющих механизм творчества.

При исследовании творческой активности в творческой деятельности перед нами встали задачи проследить, каковы типичные уровни творческой активности обучающихся.

Мы выделили три уровня творческой активности обучающихся: высокий, средний, низкий. Используя выделенные ранее показатели и критерии, мы дифференцировали следующие основные уровни развития творческой активности обучающихся.

Низкий уровень - отсутствует потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Познавательный интерес носит занимательный характер. Обучающиеся не стремятся к самостоятельному оригинальному выполнению работ творческого характера, не проявляют высокой умственной активности, склонны к репродуктивной деятельности. От заданий на перенос знаний, умений в новые ситуации отказываются. Практически не применяют приемов самоконтроля.

Средний уровень - потребность в пополнении знаний, умений и навыков проявляется редко. Познавательный интерес непостоянен, ситуативен. Обучающиеся со средним уровнем творческой активности стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, но выполнить их самостоятельно могут редко, им необходима помощь взрослого. Они могут находить новые способы или преобразовывать известные им, предлагать свои идеи, при сильной заинтересованности осуществляют поиск нового решения. Самостоятельно осуществлять самоконтроль не могут. Преодолевают трудности только в группе или с помощью преподавателя. В случае получения искомого результата испытывают радость. Познавательный интерес широк, но неустойчив. Интерес к творческой деятельности часто проявляется на высоком уровне. Сильно развито стремление к самостоятельному, оригинальному выполнению работ творческого характера. Такие обучающиеся проявляют достаточную умственную активность, способны осуществлять широкий перенос знаний, умений в новые ситуации. Самоконтроль присутствует на всех этапах деятельности.

Высокий уровень - стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и навыков, проявляют устойчивый познавательный интерес. Всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера. Часто предлагают оригинальные решения. Поиск ответа на нестандартные задания, как правило, завершается успешно. Обучающиеся с высоким уровнем творческой активности проявляют высокую умственную активность, у них хорошо развита способность осуществлять самоконтроль.

Диагностирующий эксперимент проводился на базе Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова, а также МОУ СОШ Андреевской средней общеобразовательной школе Чердаклинского района Ульяновской области и в МОУ СОШ № 7 имени В.В. Кашкадамовой г. Ульяновска. В исследовании принимали участие 235 студентов (6 групп обучающихся физико-математического факультета, 4 группы обучающихся исторического факультета, 5 групп обучающихся филологического факультета, 3 группы обучающихся факультета иностранных языков). Также в диагностирующем эксперименте принимали участие 83 школьника. (18 учащихся 7 класса, 17 учащихся 8 класса, 17 учащихся 9 класса, 16 учащихся 10 класса, 15 учащихся 11 класса). Основная задача, решаемая в ходе

диагностирующего эксперимента, заключалась в выявлении уровней творческой активности обучающихся.

Для диагностики использовались различные опросники, анкеты, тесты («Изучение творческого потенциала личности» А.Н. Лука). Также для диагностики мы использовали адаптированный вариант теста С. Медника -RAT (тест отдаленных ассоциаций), методика Джонсона, тесты креативности Торренса.

В нашем исследовании для изучения уровней развития креативности как компоненты творческой активности обучающихся мы применяли следующие психодиагностические методики: вербальные и образные тесты творческого мышления Торренса и батарея тестов креативности Туник. Нами был использован адаптированный тест-опросник креативности Джонсона.

Под креативностью мы понимаем способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.

Опросник креативности основан на двух подходах к данной проблеме. По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации

недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения результатов. По Джонсону, креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности.

Также в нашем исследовании мы использовали тест на определение оригинальности, как компоненты креативности обучающихся, С. Медника -RAT. Разработанный тест предназначен для диагностики оригинальности, которая определяется как процесс перекомбинирования элементов ситуации. Разработанная методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемого, часто скрытого, блокируемого креативного потенциала, который выражается в оригинальности.

Для диагностики мотивационного компонента творческой активности обучающихся на этапе входной диагностики использовалась методика «Готовность к творческой деятельности» А.Н. Лука. Опросник готовности фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. Тест представляет собой объективный, состоящий из 16 пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений готовности к творческой деятельности, доступных внешнему наблюдению.

Для диагностики деятельностного компонента творческой активности обучающихся мы использовали методику Айзенка.

Итоговый результат развития творческой активности обучающихся мы рассматривали как среднее по трем выделенным компонентам. Данный выбор обоснован предложенным определением творческой активности, в котором в равной степени выделяется креативная, мотивационная и деятельностная компоненты.

Результаты входной диагностики творческой активности обучающихся показывают нам следующие экспериментальные данные:

а) высокий уровень творческой активности - 18,30 %;

б) средний уровень - 36,74 %;

в) низкий уровень - 44,96 %.

Покомпонентный анализ результатов входной диагностики позволил составить нам обобщенную картину уровней творческой активности. Нами были выявлены следующие уровни творческой активности обучающихся: низкий уровень - 39,1 %; средний - 46,6 %; высокий - 14,3 %. В рамках констатирующего этапа экспериментального исследования мы использовали методику «Изучение творческого потенциала личности» А.Н. Лука, адаптированный вариант теста С. Медника - RAT (тест отдаленных ассоциаций), методика Джонсона, тесты креативности Торренса.

Таким образом, в рамках диагностирующего этапа экспериментального исследования были определены критерии и показатели творческой активности обучающихся на основании чего нами были выявлены уровни творческой активности обучающихся. Выявленные уровни необходимы для дальнейшей экспериментальной работы по развитию творческой активности обучающихся.

Библиографический список

1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Издательство Казанского Университета, 1988. - 238 с.

2. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов на Дону: Издательство Ростовского Университета, 1983. - 173 с.

3. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление (перевод с английского). [Текст] / М. Вертгеймер. - М.: Прогресс, 1987. - 336 с.

4. Дружинин, В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное наследование

формирующего влияния микросреды на креативность [Текст] / В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова // Психологический журнал. 1994.№ 4. с. 28-36.

5. Козленко, В.Н. К вопросу диагностики креативности учащихся. / В.Н. Козленко [Текст] // Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся средних школ и студентов. - М., 1981. - с. 116-126.

6. Обухова, Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления. [Текст] / Л.Ф. Обухова, С.М. Чурбанова. Издательство МГУ, 1995.

7. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности [Текст] / В.А Петровский. - М.: Российский открытый университет. 1992. - 633 с.

8. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Л.А. Пономарев. - Воронеж: МОДЭК, 1999. - 176 с.

9. Пухова, Т.А. Диагностирование развития творческой активности учащихся в педагогическом процессе [Текст] / Т.А. Пухова // Вестник школы. - 1999. -№ 3. - с. 38-43.

10. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1979. - 240 с.

1. Andreev, V. E. The Dialectics of Creative Personality’s Upbringing and Self -Upbringing / V. E. Andreev. - Kazan: Publishing House of Kazan University, 1988. - 238 p.

2. Bogoyavlenskaya, D. B. Intellectual Activity as Creativity Problem / D. B. Bogoyavlenskaya. - Rostov-on-Don: Publishing House of Rostov-on-Don University, 1983. - 173 p.

3. Druzhinin, V. N, Khazratova, N. V. Experimental Inheritance of Microenvironment’s Forming Influence on Creativity/ V. N. Druzhinin, N. V. Khazratova // Psychological Journal. -1994. - № 4. - P. 28-36.

4. Kozlenko, V. N. To the Question of the Students’ Creactivity Diagnostics / V. N Kozlenko // Psychological Questions of High and Higher School Students’ Cognitive Activity. -M., 1981. - P. 116-126.

5. Obukhova, L. F., Churbanova, S. M. Divergent Thinking Development / L. F. Obukhova,

S. M. Churbakova. - M.: MSU Publishing House, 1995.

6. Petrovsky, V. A. Inadaptive Activity Psychology / V. A. Petrovsky. - M.: The Russian Open University. 1992. - 633 p.

7. Ponomarev, L. A. Psychology of Creativity / L. A. Ponomarev. - Voronezh: MODEK, 1999. - 176 p.

8. Pukhova, T. A. The Students’ Creative Activity Development Diagnosing in a Pedagogical Process/ T. A. Pukhova. School Bulletin. - 1999. - № 3. - P. 38-43.

9. Shchukina, G. E. Activating Students’ Cognitive Activity in Educational Process / G. E. Shchukina. - M.: Pedagogics, 1979. - 240 p.

10. Vertgamer, M. Productive Thinking (Translated from English) / M. Vertgamer. - M.: Progress, 1987. - 336 p.

Диагностика уровня творческой активности учащихся” (методика М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишеева, Л.А. Воловича)

Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество. Предусмотрен также контрольный опрос, предполагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.

Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41 - 44; по критерию «критичность» - на вопросы 45 - 48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» - на вопросы 49 - 52; по критерию «направленность на творчество» - на вопросы 53 - 56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка - 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.

Можно выделить три уровня творческой активности учащегося и отдельных ее аспектов: низкий - от 0 до 1; средний - от 1 до 1,5; высокий - от 1,5 до 2.

1. Опросник «Чувство новизны»

Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):

1. Если бы я строил дом для себя, то:

а) построил бы его по типовому проекту

б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино

в) построил бы такой, которого нет ни у кого

2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:

а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми

б) сочиняю сам сюрприз для гостей

в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино

3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:

а) оригинальную

б) трудную

в) простую

4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

а) красивое

б) точное

в) необычное

5. Когда я пишу сочинение, то:

а) подбираю слова как можно проще

б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо

отражают мои мысли

в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова

6. Мне хочется, чтобы на уроках.

а) все работали

б) было весело

в) было много нового

7. Для меня в общении самое важное:

а) хорошее отношение товарищей

б) возможность узнать новое («родство душ»)

в) взаимопомощь

8. Если бы я был поваром, то:

а} стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны

б) создавал бы новые блюда

в) старался бы мастерски готовить все известные блюда

9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:

а) «Седьмое чувство»

б) «Поле чудес»

в) «Очевидное-невероятное»

10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

а) наиболее удобный маршрут

б) неизведанный маршрут

в) маршрут, который хвалили мои друзья

2. Опросник «Критичность»

Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:

а) полностью согласен - 0;

б) не согласен - 2;

в) не готов дать оценку данному высказыванию - 1.

    Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев).

    Лицо - зеркало души (М. Горький).

    Единственная настоящая ценность - это труд человеческий (А. Франс).

    Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).

    Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).

    Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).

    Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).

    Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).

    Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К. А. Тимирязев).

    Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д. Л. Оруэлл).

3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта»

21-23

В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.

21. ИЗГНАНИЕ - ЗАВОЕВАТЕЛЬ

а) вор

б) обвиняемый

Арест в) судья

г) адвокат

22. ОЗЕРО - ВАННА

а) лужа

Водопад б) труба

в) вода

г) душ

23. ВУЛКАН - ЛАВА

1) источник - родник

    глаз - слеза

    огонь - костер

    шторм - наводнение

24-27 Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).

    Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?

    В машине, которой Вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше - Ваши действия?

    В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.

    Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?

Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом: отсутствие ответа - 0; тривиальный ответ - 1; оригинальный ответ - 2.

28-30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.

    Консервная банка.

    Металлическая линейка.

    Велосипедное колесо.

31-40.

Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?

31.

б) сочинять книгу

в) пересказывать содержание книги друзьям

32.

а) выступать в роли актера

б) выступать в роли зрителя

в) выступать в роли критика

33.

а) рассказывать всем местные новости

б) не пересказывать услышанное

в) прокомментировать то, что услышали

34.

а) придумывать новые способы выполнения работ

б) работать, используя испытанные приемы

в) искать в опыте других лучший способ работы

35.

а) исполнять указания

б) организовывать людей

в) быть помощником руководителя

36.

а) играть в игры, где каждый действует сам за себя

б) играть в игры, где можно проявить себя

в) играть в команде

37.

а) смотреть интересный фильм дома

в) проводить время в компании друзей

38.

а) размышлять, как улучшить мир

б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир

в) смотреть спектакль о красивой жизни

39.

а) петь в хоре

б) петь песню соло или дуэтом

в) петь свою песню

40.

а) отдыхать на самом лучшем курорте

б) отправиться в путешествие на корабле

в) отправиться в экспедицию с учеными

5. Самооценка (контрольный опрос)

Да - 2; трудно сказать - 1; нет - 0.

    Мне нравится создавать фантастические проекты.

    Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

    Мне удается находить причины своих неудач.

    Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

    Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.

    Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

    Убедительно могу доказать свою правоту.

    Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

    У меня часто рождаются интересные идеи.

    Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.

    Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

    Мне нравится организовывать своих товарищей над интересные дела.

    Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.

КАРТА ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ АНКЕТЫ*

Фамилия ______________________ Группа _____________

Дата заполнения ________________

1

_______________

*В карточке с номером вопроса напишите букву или цифру, обозначающую выбранный Вами ответ.

МЕТОДИКА «КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ» Д.ДЖОНСОНА

Методика «Креативность личности» - это экспресс-диагностика, позволяющая оценить наличие у подростка восемь характеристик креативности: чувствительность к проблеме, предпочтений сложностей; беглость; гибкость; находчивость, изобретательность, разработанность; воображение, способность к структурированию; оригинальность, изобретательность и продуктивность; независимость, уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение. Данная методика, позволяет изучить уровень развития творческого мышления (креативности).

Опросник «Креативность личности» – это объективный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.

Данная методика позволяет провести как самооценку учащимися старшего школьного возраста (9-11 классы), так и экспертную оценку креативности другими лицами: учителями, родителями, одноклассниками.

Инструкция

Вам предлагается 8 пунктов основных характеристик творческого мышления, оцените каждый пункт по шкале, содержащей пять градаций:

1 = никогда,

2 = редко,

3 = иногда,

4 = часто,

5 = постоянно.

Контрольный список характеристик креативности

Ф.И. учащегося _____________________________ Дата _____________

Вопрос: «Творческая личность способна»

Ответ в баллах

    Ощущать тонкие, неопределенные сложности, особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей)

    Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость)

    Предлагать разные типы, виды, категории идей (гибкость)

    Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность, разработанность)

    Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию)

    Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).

    Воздерживаться от принятия первой, пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость)

    Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение)

Обработка полученной информации

Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка - 40 баллов). Следующая таблица предлагает распределение суммарных оценок по уровням креативности.

Уровни креативности

Очень высокий

40-34 балла

Высокий

33-27 баллов

Нормальный, средний

26-20 баллов

Низкий

19-15 баллов

Очень низкий

14-0 баллов

Способности к творчеству, к созиданию нового всегда высоко ценились в обществе. И не удивительно, так как люди, обладающие этим даром, являются своеобразными генераторами развития человеческой цивилизации. Но творческие способности имеют и субъективную ценность. Наделенный ими человек создает себе наиболее комфортные условия для существования, преобразует мир, приспосабливая его к своим запросам и интересам.

Казалось бы, все просто: нужно активно развивать у себя эти способности. Однако человечество в течение сотен лет бьется над вопросом, в чем секрет креативности, что делает человека творцом.

Прежде чем говорить о творчестве, давайте сначала разберемся в том, что такое способности в целом.

  • Есть общие способности, необходимые в различных областях, например, .
  • А есть специальные, связанные только с одним конкретным занятием. Например, музыкальный слух нужен музыканту, певцу и композитору, а высокая чувствительность к цветоразличению – художнику-живописцу.

Основой способностей являются врожденные, природные задатки, но проявляются и развиваются способности в деятельности. Чтобы научиться хорошо рисовать, нужно осваивать живопись, рисунок, композицию и т. д., чтобы добиться успехов в спорте, нужно этим спортом заниматься. Иначе никак, сами по себе задатки не станут способностями и тем более не превратятся в .

Но как со всем этим связано творчество, ведь это не особый вид деятельности, а, скорее, ее уровень, и проявляться творческий дар может в любой области жизни?

Структура творческих способностей

Совокупность творческих способностей и их активное проявление в жизнедеятельности личности называют креативностью. Она имеет сложную структуру, которая включает в себя как общие, так и специальные способности.

Общий уровень творческих способностей

Как и любые другие способности, творческие связаны с психофизиологическими задатками, то есть особенностями нервной системы человека: активностью правого полушария головного мозга, высокой скоростью нервных процессов, устойчивостью и силой процессов возбуждения и торможения.

Но они не сводятся только к врожденным качествам и не являются особым даром, полученным нами от природы или посланным свыше. В основе креативности лежит развитие и активная, упорная деятельность человека.

Основной областью, в которой проявляются творческие способности, является интеллектуальная сфера. Для креативного человека характерно особое , отличающееся от стандартного, в том числе логического. Разные исследователи называют это мышление нешаблонным или латеральным (Э. де Боно), дивергентным (Дж. Гилфорд), радиантным (Т. Бьюзен), критическим (Д. Халперн) или просто творческим.

Дж. Гилфорд – известный психолог, исследователь творчества, одним из первых описал своеобразный тип мыслительной деятельности, присущий креативам. Он назвал его дивергентным мышлением, то есть направленным в разные стороны, и оно отличается от конвергентного (однонаправленного), к которому относится и дедукция, и индукция. Главная особенность дивергентного мышления в том, что оно ориентировано не на поиски одного единственно правильного решения, а на определение множества путей решения задачи. Эту же особенность отмечают и Э. де Боно, и Т. Бьюзен, и Я. А. Пономарев.

Творческое мышление – какое оно?

Изучали в течение всего XX века, и было выявлен целый спектр особенностей умственной деятельности людей, которым свойственен этот тип мышления.

  • Гибкость мышления, то есть не только способность быстро переключаться с одной проблемы на другую, но и умение отказываться от неэффективного решения, искать новые пути и подходы.
  • Смещение фокуса – умение человека взглянуть на объект, ситуацию или проблему с неожиданного ракурса, под другим углом зрения. Это дает возможность рассмотреть какие-то новые свойства, особенности, детали, незаметные при «прямом» взгляде.
  • Опора на образ. В отличие от стандартного логического и алгоритмического мышления, творческое носит образный характер. Новая оригинальная идея, замысел, проект рождаются как яркий объемный образ, лишь на этапе разработки обрастая словами, формулами и схемами. Недаром же центр творческих способностей находится в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за работу с образами.
  • Ассоциативность. Способность быстро устанавливать связи-ассоциации между поставленной задачей и информацией, хранящейся в памяти – это важная особенность умственной деятельности творческих людей. Мозг креатива напоминает мощный компьютер, все системы которого постоянно обмениваются импульсами, несущими информацию.

Хотя творческое мышление часто противопоставляется логическому, но они не исключают друг друга, а дополняют. Без логического мышления невозможно обойтись на этапе проверки найденного решения, воплощения замысла, доработки проекта и т. д. Если же рациональное логическое мышление неразвито, то и замысел, даже самый гениальный, чаще всего остается на уровне задумки.

Творчество и интеллект

Говоря о способностях человека к мыслительной деятельности, чаще всего имеют в виду . Если связь между интеллектом и развитостью логического мышления самая прямая, то о творческом потенциале этого сказать нельзя.

По стандартному тесту, определяющему коэффициент интеллекта (IQ), люди, имеющие менее 100 баллов (ниже среднего), не отличаются и творческими способностями, но и высокий интеллект не гарантирует креативность. Самые творчески одаренные люди находятся в диапазоне от 110 до 130 баллов. Среди личностей с IQ выше 130 креативы встречаются, но нечасто. Чрезмерный рационализм интеллектуалов мешает проявлению творчества. Поэтому наряду с коэффициентом интеллекта был введен и коэффициент креативности (Cr), и, соответственно, разработаны тесты для его определения.

Специальные способности в творчестве

Наличие общих способностей в творческой деятельности обеспечивает новизну и оригинальность ее продукта, но без специальных способностей невозможно достичь мастерства. Недостаточно придумать оригинальный сюжет книги, нужно еще уметь его литературно изложить, построить композицию, создать реалистичные образы героев. Рожденный в воображении образ художник должен воплотить в материале, что невозможно без владения техникой и навыками изобразительной деятельности, а разработка научно-технического изобретения предполагает владение основами точных наук, знания в области механики, физики, химии и т. д.

Творчество имеет не только духовную, мыслительную, но и практическую сторону. Поэтому креативность включает в себя и прикладные, специальные способности, которые развиваются сначала на репродуктивном (воспроизводящем) уровне. Человек под руководством учителя или самостоятельно овладевает специфическими методами, приемами деятельности, которые были выработаны до него. Например, учит нотную грамоту, осваивает игру на музыкальном инструменте или технику изобразительной деятельности, изучает математику, правила алгоритмического мышления и т. д. И только овладев основами конкретной деятельности, выработав нужные навыки и получив знания, человек может перейти на уровень творчества, то есть создать свой, оригинальный продукт.

Специальные способности нужны, чтобы креатив стал мастером, а его деятельность (причем любая) – искусством. Отсутствие или неразвитость специальных способностей часто приводит к тому, что в творчестве не удовлетворяется, а творческий потенциал, даже довольно высокий, так и остается нереализованным.

Как определить у себя наличие творческих способностей

Предрасположенность к творчеству есть у всех людей, однако, творческий потенциал, как и уровень креативности, у всех разный. Причем поставленный в определенные жесткие условия (например, выполняя задание) человек может использовать творческие методы, но не применять потом их ни в профессиональной, ни в повседневной жизни и не испытывать никакой потребности в творчестве. Такого человека сложно назвать творческой личностью.

Для того чтобы определить наличие и степень развития творческих способностей, существует множество разработанных психологами методик-тестов. Однако для того чтобы адекватно оценить полученный по этим методикам результат, нужно владеть знаниями в области психологии. Но есть ряд критериев, по которым каждый сам может оценить уровень своей креативности и решить, насколько ему необходимо развивать творческие способности.

Уровни интеллектуально-творческой активности

Креативность предполагает высокий уровень интеллектуально-творческой активности, то есть не только способность к мыслительной деятельности, но и потребность в ней, самостоятельное, без давления со стороны использование приемов творческого мышления.

Выделяют 3 уровня такой активности:

  • Стимульно-продуктивный. Человек, находящийся на этом уровне, добросовестно решает поставленные перед ним задачи, старается добиваться хороших результатов. Но делает это он под влиянием внешних стимулов (приказ, задание свыше, необходимость заработать и т. д.). Познавательный интерес, увлеченность делом и внутренние стимулы у него отсутствуют. В деятельности он использует готовые решения и методы. Этот уровень не исключает каких-то случайных оригинальных решений и находок, но использовав один раз найденный им метод, человек впоследствии не выходит за его рамки.
  • Эвристический уровень. Он предполагает способность человека делать открытия эмпирическим, опытным путем, часто сводящимся к методу проб и ошибок. В своей деятельности индивид опирается на надежный, проверенный метод, но старается доработать его, усовершенствовать. Такой усовершенствованный метод оценивается им как личное достижение и повод для гордости. Любая найденная интересная, оригинальная идея, чужая задумка становится толчком, стимулом для мыслительной деятельности. Результатом такой активности могут быть очень интересные и полезные изобретения. В конце концов, и самолет человек изобрел, наблюдая за птицами.
  • Креативный уровень предполагает не только активную интеллектуальную деятельность и решение задач на теоретическом уровне. Главное его отличие – умение и потребность выявлять и формулировать проблемы. Люди, находящиеся на этом уровне, способны замечать детали, видеть внутренние противоречия и ставить вопросы. Причем они любят это делать, обладая своеобразным «исследовательским зудом», когда возникшая новая интересная проблема заставляет их отложить уже начатую деятельность.

Несмотря на то, что высшим считается креативный уровень, наиболее продуктивный и ценный для общества – эвристический. Более того, самой эффективной является работа команды, в которой есть люди всех трех типов: креатив рождает идеи, ставит проблемы, эвристик их дорабатывает, адаптирует к реальности, а практик воплощает в жизнь.

Параметры творческой одаренности

Дж. Гилфорд, создавший теорию дивергентного мышления, выделил несколько показателей уровня творческой одаренности и продуктивности.

  • Способность к постановке проблем.
  • Продуктивность мышления, которая выражается в рождении большого количества идей.
  • Семантическая гибкость мышления – быстрое переключение мыслительной деятельности с одной проблемы на другую и включение в мыслительный процесс знаний из разных областей.
  • Оригинальность мышления – способность находить нестандартные решения, рождать оригинальные образы и идеи, видеть необычное в обычном.
  • Способность изменять назначение объекта, усовершенствовать его, добавляя детали.

К выделенным Дж. Гилфордом характеристикам позднее добавили и еще один важный показатель: легкость и скорость мышления. Быстрота нахождения решения не менее, а иногда и более важна, чем его оригинальность.

Как развивать творческие способности

Развивать творческие способности лучше начинать с детства, когда потребность в творчестве очень сильна. Вспомните, с каким восторгом малыши воспринимают все новое, как радуются новым игрушкам, занятиям, прогулкам в незнакомых местах. Дети открыты миру и, как губка, впитывают знания. Их психика очень гибкая и пластичная, у них еще нет стереотипов, стандартов, на основе которых строится мышление взрослых. И главным инструментами мыслительной деятельности детей являются образы. То есть имеются все предпосылки и возможности для эффективного развития творческих способностей. Особенно успешно проходит этот процесс, если взрослые поощряют проявление творчества детей и сами организуют совместные занятия и игры.

Что касается взрослых, то и в этом случае возможно повысить уровень креативности, сделать профессиональную деятельность более творческой или найти возможность реализовать свою потребность в творчестве в каком-то искусстве, хобби или увлечении.

Главное для взрослого – именно наличие потребности, так как часто люди сетуют на то, что Бог их обделил талантом, но ничего не делают, чтобы найти область, в которой их личность могла бы реализоваться. Но если вы осознали необходимость развития своего потенциала, то такая возможность есть.

Любые способности развиваются в деятельности и предполагают овладение навыками, то есть тренировку. Учитывая, что творческие способности – это в первую очередь набор качеств и свойств мышления, тренировать нужно именно мыслительные способности.

Специально для развития креативности, мышления и разработаны целые тренинги, и упражнения из них можно выполнять самостоятельно, тем более что они часто напоминают увлекательную игру.

Упражнение «Цепочка ассоциаций»

Ассоциативное мышление играет важную роль в творчестве, но оно чаще всего непроизвольно, спонтанно, поэтому нужно учиться им управлять. Вот одно из упражнений по развитию навыков осознанной работы с ассоциациями.

  1. Возьмите лист бумаги и ручку.
  2. Выберите какое-то слово. Выбор должен быть произвольный, можно просто открыть словарь на первой попавшейся странице.
  3. Как только вы прочитали слово, сразу же «поймайте» в голове первую ассоциацию на него и запишите ее.
  4. Далее в столбик запишите следующую ассоциацию, но уже на записанное слово и так далее.

Следите за тем, чтобы ассоциации были последовательными, на каждое новое слово, а не на предыдущее или самое первое. Когда их в столбике наберется 15-20, остановитесь и внимательно прочитайте, что у вас получилось. Обращайте внимание на то, к какой сфере, области действительности относятся эти ассоциации. Это одна сфера или их несколько? Например, к слову «шляпа» могут быть ассоциации: голова – волосы – прическа – расческа – красота и т. д. В данном случае все ассоциации находятся в одном смысловом поле, вы не смогли выйти из узкого круга, перескочить через стереотипное мышление.

А вот другой пример: шляпа – голова – мэр – дума – мышление – интерес – чтение – уроки и т. д. Здесь есть ассоциативная связь, но мышление постоянно меняет свою направленность, выходя в новые сферы и области. Несомненно, второй случай свидетельствует о более творческом подходе.

Выполняя это упражнение, добивайтесь подобных переходов, но не задумывайтесь над рождением ассоциаций слишком долго, ведь процесс должен быть непроизвольным. В игру с ассоциациями можно играть в компании, соревнуясь, у кого за определенный промежуток времени будет больше ассоциаций и оригинальнее переходы.

Упражнение «Предмет-универсал»

Это упражнение помогает развивать целый комплекс качеств: оригинальность мысли, семантическую гибкость, образное мышление и воображение.

  1. Представьте какой-то простой предмет, например, карандаш, крышку от кастрюли, ложку, коробок спичек и т. д.
  2. Выбрав предмет, подумайте, как его можно использовать, кроме прямого назначения. Постарайтесь найти как можно больше вариантов применения и старайтесь, чтобы они были оригинальными.

Например, крышку от кастрюли можно использовать как щит, как ударный инструмент, как основу для красивого панно, как поднос, как форточку при ее отсутствии, как шляпу, как зонт, как карнавальную маску, если в ней провертеть дырки для глаз… Сможете продолжить?

Точно так же, как и первое упражнение, это можно выполнять в группе, придав ему форму соревнования. Если группа достаточно большая, например, класс, то можно предложить называть новые функции предмета по очереди. Тот игрок, который не может придумать нового, выбывает. И останутся в конечном счете самые креативные.

Это только примеры упражнений на . Попробуйте придумать такие игры сами, и это тоже будет хорошим тренингом.

Лучшие статьи по теме