Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • Произношение
  • Библиотечные уроки и презентации для школьников. Библиотечный урок для старшеклассников «Поиск документов в электронном

Библиотечные уроки и презентации для школьников. Библиотечный урок для старшеклассников «Поиск документов в электронном

ГАЗЕТА -периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей жизни. -С-Слово заимствовано из итальянского языка в 18 веке, имело первоначальное значение «мел- кая» монета,за которую можно было сначала прочитать, а затем и купить газету.








Газета «Сабантуй» Газета "Сабантуй", долгое время выходившая под названием "Яшь ленинчы" ("Юный ленинец"), сегодня несомненно является самым популярным татарским печатным изданием среди детей школьного возраста.


Пионерская правда детская газета Основана в 1925 в городе Москве.была призвана «помогать воспитании подрастающего поколения, одновременно прививая детям идеалы дружбы, товарищества, взаимопомощи, любви к Родине, добра и справедливости». В основании и развитии газеты принимали деятельное участие видные писатели и поэты: Максим Горький, Владимир Маяковский, Аркадий Гайдар, Самуил Маршак, Лев Кассиль и другие. Сегодня «Пионерская правда» это цветное иллюстрированное издание.


Мурзилка Ежемесячный литературно- художественный журнал. Издается с 1924 года. Адресован детям от 6 до 12 лет. В журнале печатаются сказки, сказочные повести, рассказы, пьесы, стихи. Главные его авторы - современные талантливые писатели, художники и классики детской литературы. Часто авторами журнала выступают сами читатели. Интересны не только детям, но всей семье "Мурзилкины советы", "Приключения Мурзилки", самоделки, конкурсы, викторины, которые дают не только интересную информацию, призывают к творчеству, но и воспитывают полезные навыки.










А ПОЧЕМУ? "А почему?" - ежемесячное научно-популярное приложение к журналу "Юный техник". для ребят 3-7 классов школы. Издается с 1991 года Журнал полюбился своим читателям и их родителям, ведь из номера в номер ребята получают знания во всех областях науки, техники, искусства, путешествуют по самым интересным уголкам Земли, открывают для себя тайны природы. Ежемесячно в журнале разыгрывается приз за лучшую конкурсную работу, сделанную своими руками.








Ежемесячный познавательный журнал для детей. Красочно иллюстрированный детский познавательный журнал предлагает вам отправиться в увлекательное путешествие по стране знаний. На его страницах вы также найдете веселые рассказы, стихи, загадки, игры, головоломки, полезные советы, сценарии утренников, праздников, спектаклей. Веселые уроки




Тошка и компания Для всех девчонок и мальчишек - веселый журнал о животных "Тошка и компания". Тошка весёлый и любознательный щенок будет верным другом для всех любителей животных. На страницах журнала он рассказывает о диких животных, о секретах воспитания и ухода за домашними любимцами. Вместе с Тошкой читатели отправляются в путешествия, узнают тайны и секреты животных, учатся рисовать, делают поделки. В каждом номере Николай Дроздов проводит увлекательный конкурс «В мире животных», а победителей ждут замечательные призы книги, диски, кассеты. А ещё Тошка загадывает загадки, предлагает кроссворды и головоломки, рассказывает и показывает фотоистории. Центральный разворот журнала постер уникальные авторские фотографии животных. Журнал «ТОШКА» – весело и познавательно!




Литературно-познавательный журнал для младшего школьного возраста Выходит при участии автора замечательных детских книг Эдуарда Успенского. Каждый номер открывает новая история из жизни дяди Федора и его друзей. Кроме того, в журнале много познавательных материалов, сопровождающихся комментариями мультипликационных героев из Простоквашино, рисунками и фотографиями. А также комиксы, игры, конкурсы и викторины. Простоквашино




Детское чтение Татьяна Рудишина Что читают в хорошей детской? «Детское чтение для сердца и разума». Взгляд через шесть лет «Интеллигентность», «традиция», «спокойствие», «постоянство», «доверие», «радость», «хороший вкус», «добропорядочность», «хорошая детская», «душевная щедрость» – слова-ассоциации, возникающие при упоминании журнала «Детское чтение для сердца и разума». Шесть лет тому назад (Вкладка в «ПС» 2–1998) в нашей газете было опубликовано интервью с главным редактором журнала Владимиром Рувимовичем Фиделем. Много воды утекло с тех пор по меркам газетно- журнального рынка современной России. Детские журналы нарождались и умирали, меняли главных редакторов, а вместе с ними и всю концепцию издания. А журнал «Детское чтение для сердца и разума» жив и остается верен изначально найденному стилю. Рубрики знакомые – «Задушевное слово», «Читаем всей семьей», «Жила-была сказка», «Чудеса в решете» – и многие другие. Не скрою, в свое время, впервые увидев этот журнал, я подумала, что он не будет востребован в нашей библиотеке: тексты – все больше классика, а ею и без того вся подсобка забита. Но! Удивительное дело: оказавшись рядом, разной степени известности тексты классиков, проиллюстрированные художником А.И.Черных, обрели новизну и свежесть, воспринимались по-другому. И сейчас, спустя шесть лет, уставший от навязчивой рекламы и всепроникающей «попсы» родитель (и библиотекарь тоже!) хочет журнала без пошлости. «Какой красивый язык», «Я узнала много новых красивых слов», «Так сейчас не говорят» – так расписывают достоинства журнала читатели-дети. При этом в нем нет откровенных архаизмов или стилизации под старину. Однако многие рассказы могут поставить в тупик современного ребенка. Возьмем, к примеру, рассказ Т. Александровой «Елка». Непонятно все с самого начала. Странно звучит первая фраза: В этом году можно елки рубить, представляешь? А что, до этого было нельзя? А кто разрешает или запрещает рубить елки? Лесник? Правительство? Это, конечно, правильно, елки надо жалеть и беречь, лучше купить искусственную, это же символ. Но здесь что-то не так! Дальше – больше. Почему у детей есть няня – это понятно, но почему няню так странно зовут – Матрешенька. А, ну теперь понятно – это про старое житье-бытье. Мать у барина в стряпухах была. Да и все одеты на картинках как-то странно. Но елки-то почему нельзя рубить? Примерно такой разговор закрутился вокруг небольшого рассказа (12–2003). Жаль, год написания рассказа не поставлен в конце. Сколько возможностей для библиотекаря! И Косарева, елку советским детям вернувшего, добрым словом вспомним. А за этим рассказом (вот так сюрприз!) «Рождественская» Александра Башлачева. Да-да, того самого, рок-легенды, из Череповца, с акустической гитарой, поэта милостью божьей: Крутит ветер фонари На реке Фонтанке. Спите, дети… До зари С вами – добрый ангел. Начинает колдовство Домовой-проказник. Завтра будет Рождество, Завтра будет праздник. Ляжет ласковый снежок На дыру-прореху. То-то будет хорошо, То-то будет смеху. Я читала и не могла поверить своим глазам: Каждый что-нибудь найдет В варежках и в шапке. А соседский Васька-кот Спрячет цап-царапки. Звон-фольга, как серебро. Розовые банты. Прочь бумагу! Прочь перо! Скучные диктанты. Какой удивительно традиционный поэт из мира доброй детской. В такой детской не вырастают бунтари. Хотя это как посмотреть. А Серебряный век? Вот и стихи эти – почти оттуда… Замелькают в зеркалах Платья-паутинки. Любит добрая игла Добрые пластинки. Будем весело делить Дольки мандарина. Будет радостно кружить Ёлка-балерина. Полетят из-под руки Клавиши рояля. И запляшут пузырьки В мамином бокале. Расхристанный рок-музыкант, где ты? То-то будет хорошо, Смеху будет много. Спите дети. Я пошел. Скатертью тревога… Ага, вот он и проявился. Скатертью тревога! Удивительный журнал, в нем мирно живут под одной обложкой Агния Барто и Олег Григорьев, Наталья Абрамцева и Борис Емельянов, Владимир Крупин и Людмила Петрушевская, столь разные, для кого-то – неизвестные, кем-то давно забытые. Круговорот в природе фиксирует рубрика «Круглый год», ноябрь сменяется декабрем, вот и Новый год. За сменой времен года «следит», естественно, Виталий Бианки. А почему «естественно»? Если вы росли вне уроков внеклассного чтения, то, скорее всего, прошли мимо писателя-натуралиста. А сколько рассказов «для сердца» – «Лилипутики» Ю.Ермолаева, «Удивительная веревка» М.Басиной, «Выстрел» Ю.Коваля, «Шли лихие эскадроны» Р.Погодина. А «для разума» – «Разговор с башнями» Е.Осетрова, «Граф Л.Н.Толстой» М.Шевлякова. Впрочем, все в журнале и для сердца, и для разума. Помните пожелание Маршака? пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет. Редакция журнала того же мнения. Сказать, что «Детское чтение для сердца и разума» нарасхват в нашей библиотеке – слукавить. Это вам не «Микки-Маус» и не «Барби». Но у журнала есть свой постоянный читатель. Первыми и самыми постоянными читателями журнала стала многодетная семья священнослужителя одного из небольших восстановленных московских приходских храмов. Как сказала матушка, их семью привлекают в журнале не столько публикации на религиозные темы (их не очень много, но они есть – библейские пересказы С.Лагерлёф, житийные рассказы В.Никифорова- Волгина), сколько хороший вкус и внутренняя опрятность. «Детское чтение» не страшно давать детям любого возраста. Кстати, о возрасте. Начальная школа? Дошкольники? Взрослые? Не пытайтесь приклеить бирочку. Журнал поистине семейный. Малышам читают про котят и про ежика. Ребята постарше попадают в атмосферу России XIX века, вместе с Алексеем Арсеньевым и Иваном Буниным идут на экзамены в гимназию. А какого читателя видел перед собой Давид Самойлов, судите сами: Город зимний, Город дивный, Снег, как с яблонь, Лепестками. Словно крыльев Лебединых Осторожное Плесканье. Дворники, Как пчеловоды, Смотрят снежное роенье. И заснеженной природы Принимают настроенье. Пейзажные зарисовки, любимые «взрослые» авторы Серебряного века – Бальмонт, Северянин, Брюсов… А «век железный» представлен Левитанским, Кимом, Рубцовым. Вот и современная детская литература: Сергей Георгиев, Марина Бородицкая, Сергей Седов. А Дональда Биссета вы давно получали по комплектованию или просто видели в продаже? Уже забыли? «Забытый день рождения» забыли. Не переживайте, он тоже тут! Небольшой формат, цветная обложка, хорошая полиграфия и… черно-белые иллюстрации. Так выгодно отличающиеся от всех других. Это как черно-белая фотография. Не от бедности, а ради стиля. Почему-то вспомнились строки из Булата Окуджавы: …на веки вечные мы все теперь в обнимку на фоне Пушкина! И птичка вылетает… Детское чтение для сердца и разума Ежемесячный литературный журнал домашнего чтения для детей младшего школьного возраста




Детская энциклопедия Детская энциклопедия издается с 1996 года. В журнале «АиФ. ДЭ», выполненного в жанре справочника-энциклопедии (т.е. от А до Я) предоставлен обширный информационный материал, содержащий уникальные сведения по разным областям жизни. Журнал «АиФ. ДЭ» имеет устойчивую читательскую аудиторию среди детей от 7 до 18 лет.










Клёпа сказочный персонаж, собирательный образ, нарисованный в 1990 г. московскими школьниками. Свое имя Клёпа получила в честь Клеопатры, царицы Египта.сказочный персонажКлеопатры Клёпа умеет говорить на всех языках и носит волшебное платье, меняющее свой цвет вместе с настроением хозяйки. На платье есть волшебный карман, из которого можно достать всё, что захочешь. Только для этого надо точно представлять, что именно. Знания, талант, силу воли, к примеру, достать из кармана, даже волшебного, невозможно. На голове у Клёпы косичка-антенна, которая реагирует на позывные где, у кого несчастье или проблема. А на ногах чудо-ботинки, переносящие хозяйку во времени и пространстве куда угодно. Правда, ботинки требуют точного пункта назначения, как такси.Знанияталантсилу воли


Поскольку Клёпа девочка общительная, у неё очень много друзей. Это и мудрый, обстоятельный пёс Филиппыч, и кокетливая модница канарейка Капи-Капи, маленький богатырь Егорка, и конечно, много-много клепаманов мальчишек и девчонок, общающихся друг с другом в клёп-клубах.

Библиотечный урок. Конспект «Ум без книги, как птица без крыльев»

Предлагаю разработку открытого мероприятия, посвященного международному дню книги. Данный материал будет полезен для внеклассной работы в 5-х, 6-х классах.

Учитель русского языка и литературы Карагодина Надежда Алексеевна.
Цели:
Обучающие: создать условия для ознакомления с историей книги, различным оформлением книг, значением их в жизни человека, пословицами и поговорками о книгах.
Развивающие: развивать интеллектуальные умения учащихся – обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь.
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку и литературе, для понимания важности книги в становлении личности, развития эстетического вкуса; воспитывать культуру общения со сверстниками и окружающими людьми разных возрастных категорий.
Планируемые результаты:
личностные: формирование личностной рефлексии, осознание своих качеств и мотивов, личного действия;
познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, извлечение информации из текста, анализ, синтез, обобщение;
регулятивные: управление своей деятельностью, постановка и формулирование цели;
коммуникативные: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе сотрудничества, переработка информации;
– предметные: овладение знаниями об истории книг и значении чтения для развития умственных способностей, саморазвития, поиска ответов в различных жизненных ситуациях.
Оборудование: экран или интерактивная доска, презентация, видеозапись интервью, линейки, карандаши, ручки, листы бумаги.

ХОД УРОКА
1 этап.
Добрый день, ребята! Надеюсь, что урок подарит нам радость общения. Наше мероприятие проходит в необычной обстановке: в библиотеке. Как вы думаете, о чем пойдет речь? (Предположения учащихся).
2 этап.
Что вы знаете о книгах? (Отвечают пословицами и поговорками).
Предлагаю определить тему по ключевым словам, которые вы видите на доске. (Ум без …, как птица без …). (Слайды 1, 2)
3 этап.
Слово учителя: я держу в руке чудо, самое необыкновенное чудо на земле. Это книга.
Ученица: Мы привыкли к книге, перестали замечать это чудо. Книга – не просто вещь. Неживая – она живет, немая – она говорит. Книга может нас заставить смеяться, плакать, принимать правильное решение в жизни.
Ученик: А зачем нам нужны книги? Разве без них нельзя жить?
Ученица: Мы дышим, чтобы жить, мы едим, чтобы жить. Без книг люди не умирают. Но умирает их сознание. Умирает их способность мыслить, понимать, помнить. Если бы завтра исчезли все книги с лица земли, то людям пришлось бы начинать свою историю сначала. Один человек может прожить без книг. Но жить он будет скучно, неинтересно. Человечество без книг прожить не может, потому что нельзя прожить без памяти. Книга – это наша память.
Учитель: А как же появились книги, и какими они были на заре своего рождения?
1-й ученик: (слайд 3) Первой была «глиняная книга». Она родилась в древнейшем государстве Древнего Востока – Шумере. Край, где жили люди этого государства, был беден лесами. Нужда всему научит. Шумерийцев она научила строить хижины из камыша, обмазанного глиной. Книги шумерийцев тоже были глиняные. На них выдавливали значки острыми трехгранными палочками. Когда глиняная плитка покрывалась значками, её высушивали на солнце или обжигали в огне. И она становилась прочной и твердой, как камень. Давно исчезло государство Древний Шумер. Появилось новое – Древняя Ассирия. В Ассирии жил царь по имени Ашурбанипал, безжалостный завоеватель, но страстный любитель книг. Его дворец назывался «дом наставлений и советов».Во дворце этом было 2 тысячи глиняных «томов».
2-й ученик: (слайд 4) Глиняные книги, были тяжелыми и громоздкими. Поэтому люди стали использовать папирус. Родился он на берегу Нила за 30 веков до нашей эры, но ни один простой человек под страхом смерти не имел права его срезать, ведь папирус в Египте принадлежал царям – фараонам. А ценился он так, потому что на нем писали. Толстые стебли тростника разрезались на полосы, эти полосы склеивали друг с другом так, чтобы папирус стал плотнее. Тростник был высоким, поэтому листы писчего папируса оказывались длинными. Папирус свертывался в трубочку, и получался свиток. Вы даже не представляете, какой он бывал величины. Самую знаменитую древнегреческую книгу «Илиаду» Гомера для того, чтобы прочитать, нужно было растянуть в длину на 150 м.
3-й ученик: (слайд 5) Папирус хранился намного меньше, чем глиняные таблицы, листы высыхали и начинали крошиться, поэтому во втором веке до нашей эры был изобретен пергамент, более удобный и прочный. Сделан он из кожи козлят и ягнят. Сначала его вымачивали в извести, сушили, втирали в кожу мел. А назвали его так по имени небольшого древнегреческого государства Пергам, которое находилось на территории современной Турции. Пергамент не ломок, писать на нем можно было с обеих сторон, он придавал книге нынешнюю форму. Это изобретение стало драгоценностью: пергамент давали в приданное, передавали по завещанию наследникам, стоил он великолепного дома, мог быть поводом к войне. Иногда целый город имел одну-две книги. Наиболее ценные книги до начала 17 века приковывались в монастырских библиотеках.
4-й ученик: Конечно, пергамент прочен, но уж больно дорог. Чтобы изготовить книгу из пергамента, нужны были шкуры целого стада животных. Понятно, что мало кто мог позволить себе такую роскошь. И понадобилась простая, обыкновенная бумага. Впрочем, такая уж обыкновенная? (берет рамку, обтянутую сеткой). Говорят, что это произошло так: старый китайский мастер, которого звали Цай Лунь, сделал деревянную рамку и оплел ее тоненькой сеткой из шелковых ниток. Потом долго варил какие-то растения на маленьком огне. Затем добавил белой глины и клея, и все это варево вылил на сетку. Вода пролилась, а на сетке осталась белая масса. Она высохла на солнце. Это был первый в мире лист бумаги. И было это уже во втором веке нашей эры. Почти 400 лет китайцы скрывали секрет изготовления бумаги от всего мира. В 9 веке бумага добралась до Египта. Первое время к ней относились с недоверием: короли приказывали, например, не писать важных документов на бумаге, а только на пергаменте. К 15 веку, когда Гуттенберг изобрел книгопечатание, бумага завоевала всю Европу.
5-й ученик: (слайды 6,7) В 1951 году при раскопках в Новгороде советские исследователи обнаружили еще один материал для писем - бересту. Находка берестяных грамот - открытие, немногим уступающее находке библиотеки Ашурбанипала. Почта Ассиро-Вавилонской державы, равно как и почта Древнего Египта, принадлежала царям. Находки в Новгороде - свидетельство, что берестяные грамоты посылали друг другу простые люди.
«От Бориса ко Ностасии, - писал без малого тысячу лет назад какой-то новгородец, - како придеся грамота, тако пришли ми цоловара на жерепце, зане ми здесь дел много. Да пришли соропицю, соропицю забыла».
Как видно, у новгородцев были грамотными не только мужчины, но и некоторые женщины. Написать (вернее, нацарапать на бересте) записку с просьбой прислать забытую рубашку было там вполне обыкновенным делом - таких писем было найдено много. Причем не только в Новгороде, но и в некоторых других русских городах.
6-й ученик: (слайды 8,9,10) Как видите, книги были сделаны из разного материала: глины, папируса, пергамента, бумаги и даже из панциря черепахи. Но их писали и переписывали от руки. И они назывались рукописными. В XV веке книга стала печатной. Значение печатной книги велико. Представьте себе, как бы мы могли заниматься по одной рукописной книге. А сейчас у каждого ученика – книга.
7-й ученик: (слайд 11) Читает стихотворение «Старые книги» (Вл. Карпей).
4 этап.
Учитель: (слайд 12) Я предлагаю вам ознакомиться с высказываниями выдающихся людей и народной мудростью о книге. (Ученики читают по очереди вслух высказывания, которые помещены на экране):
– Выберите наиболее близкое вам суждение, объясните его смысл.
А теперь давайте посмотрим и послушаем ваших ровесников. (Видеоинтервью).
Сравните все высказывания и поделитесь, пожалуйста, своей точкой зрения на значение книг в жизни человека.
– Что значит книга для вас сейчас?
– Какой вывод вы можете сделать для себя о пользе чтения книг?
– Совпадает ли ваш вывод с темой урока?
Учитель: Мы в гостях у библиотекаря Татьяны Васильевны Забелиной, и мне хочется передать ей слово. Рассказ библиотекаря о пользе чтения и новинках в мире книг.
(слайд 13)
5 этап.
И, подводя итоги, прошу составить синквейн с ключевым словом нашего мероприятия. (Книга).
Рубрика «Это интересно» (слайд 14)
Домашнее задание. Сегодня вы познакомились только с небольшим фрагментом обширной темы «Книга». Отразите эту информацию в вопросах к кроссвордам.

Библиотечный урок

«Знакомство с библиотекой»

Тема: «Знакомство с библиотекой»

Цели:

  1. Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности (ББГ) – «библиотека», «книжный фонд», «читальный зал».
  2. Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.
  3. Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг – попросить подобрать себе книгу.
  4. В воспитательных целях ознакомить детей с «Правилами поведения в библиотеке».

Здравствуйте, дети!

Вот вы уже школьники! И на многие вопросы знаете ответ – откуда берется молоко, как растет хлеб, как называется дерево, что растет под твоим окном.

Есть такой дом на свете, в котором собраны для тебя путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он «библиотекой».

«Библио» по-гречески – книга, а «тека» - хранилище. А знаете, сколько лет существует в мире библиотека? Почти 5 тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте – написанные на папирусе, в Междуречье – выцарапанные на глиняных табличках. В Индии – составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае – свитки из шелка. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках. Итак, библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов, и все это называется книжным фондом, А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. А хорошо ориентироваться в этом мире книг вам поможет, конечно, библиотекарь. В нашей библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал. У слова «абонемент» много значений. Если хочешь знать все значения, загляни в словарь. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом, Несколько дней книга твоя, Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку – ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги. У нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература – энциклопедии, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале.

«В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры, -

В вестибюли, в коридоры!

Фантазировать, мечтать,

В тишине библиотечной

Речи птичьи, человечьи.

В каждой книге – чудеса!

И, конечно, тишина

Здесь особенно нужна».

Так что такое читальный зал? (ответы учащихся).

Книги – как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники: что? – БЕРЕЧЬ! Правильно! Давайте и мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя:

Нельзя книги перегибать.

Нельзя загибать книжные страницы.

Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? ЗАКЛАДКА.

Нельзя писать и рисовать в книгах.

Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту.

Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?

Правило № 1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.

Правило № 2. Книги надо возвращать вовремя. Ведь их ждут другие читателя. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.

Правило № 3. С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.

Правило № 4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется ни одной книги.

Правило № 5. Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого ученика.

А вот это, ребята, читательский формуляр (показывает), куда записываются все книги, которые вы прочтете за всю вашу школьную жизнь.

А сейчас я хочу проверить, внимательные ли вы читатели. К нам пришили телеграммы, но не знаем от кого. Помогите мне узнать их авторов.

«Спасите! Нас съел серый волк!»

«Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко!»

«Все окончилось благополучно, только хвост остался в проруби».

«Дорогие гости, помогите! Паука злодея зарубите!»

«Пришлите, пожалуйста, капли. Мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись!»

« от дедушки ушел, от бабушки ушел, скоро будут у вас!»

«Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!»

А теперь отгадайте загадки о сказках и сказочных героях!

Ваша мать пришла,

Молоко принесла.

Полны бока молоко,

Полны рога творога, Полны копытца водицы.

«Волк и семеро козлят»

Приезжайте, доктор,

В Африку скорей,

И спасите, доктор,

Наших малышей!

«Доктор Айболит»

А дорога – далека

А корзина – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок.

«Машенька и медведь»

Литература:

1. Агапова И.А. Веселая литература в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 120 с.

2. Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам: Материалы в помощь проведения занятий с младшими школьниками. Вып. 1. / Рос. Акад. образования ГНПБ им. К.Д.Ушинского. – М., 1997. – 60 с.

3. Сухих И.Г Литературные викторины в начальной школе – М.: Айрис-пресс, 2005. – 115 с.


Свидерская Ольга Станиславовна
заведующая библиотекой
КГУ «Средняя школа» №14 г.Кокшетау
Акмолинская область

Директор КГУ «СШ №14» г.Кокшетау

Байболова Роза Бексултановна

Цель: расширить уровень знаний учащихся по библиотечно-библиографической грамотности.

Задачи:

1.Продолжить формирование знаний учащихся по библиотечно-библиографической грамотности, повторение правил пользования книгой, библиотекой

2.Воспитание культуры чтения.

3.Развитие интеллекта, творческих способностей учащихся.

Форма проведения: библиотечный урок-игра.

Пояснительная записка: Библиотечный урок-игра «Что вы знаете о книге»проводится для учащихся 5-х классов, которые все являются читателями школьной библиотеки. Начиная с 1-го класса для детей проводим библиотечные уроки:1класс-«Первые шаги в библиотеке», 2класс-«Откуда к нам книжка пришла»,3ласс-«Структура книги», 4класс-«Эти книги обо всем на свете»,5 класс-«История книги и библиотеки».

Оформление: книжная выставка «Хорошая книга- лучший друг»,плакат с пословицей-«Испокон века книга растит человека»,сундук с жетонами, листы с кроссвордами «Библиотека», конверты с пословицами, чистые листы, цветные карандаши и фломастеры.

Ход урока:

Библиотекарь : Здравствуйте ребята! Мы рады Вас приветствовать в стенах нашей школьной библиотеки. Сегодня мы проведем необычный библиотечный урок, а урок- игру, на котором продолжим разговор о книгах.

Свежий ветер напевает

Он страницы раздувает,

Словно чудо-паруса!

Посреди любой страницы

Оживают чудеса,

Не слипаются ресницы,

Разбегаются глаза!

Но читая дни и ночи

И плывя по морю строчек,

Курса верного держись!

И тогда откроют книжки-

Замечательные книжки-

Замечательную жизнь!

Л.А.Крутько

Библиотекарь: Ребята, давайте разделимся на две команды. Каждая команда должна придумать себе название и девиз, нарисовать эмблему. Но не забывайте, что игра у нас –« библиотечная».На подготовку дается 5 минут.

1конкурс «История книги ».

Каждая команда последовательно достает из сундука жетон с номером вопроса. За каждый правильный ответ- 1 балл.

1.Из каких материалов изготавливали книги в древности?(глина, воск, пергамент, папирус, береста, листья пальмы, шелк и др.)

2.В какой стране и кто изобрел бумагу?(в Китае, Цай Лунь)

3.Какие инструменты для письма вы знаете?(стиль, калам, писало)

4.Как называли библиотеки в Древней Руси(Книжная палата, книгохранилище, книжная казна)

5.Что такое «скрипторий»?(средневековая мастерская, в которой переписывались книги)

6.Как называлась библиотека египетского фараона Рамзеса 2?(«Аптека для души»)

2конкурс «Структура книги».

Конкурс проходит в виде блицтурнира, каждая команда отвечает на вопрос по порядку. Вопрос, ответ которого не знает одна команда, переходит к другой команде. За каждый правильный ответ- 1 балл.

2.Обложка из твердого картона(переплет)

3.Двойной лист бумаги, соединяющий блок с переплетной книжкой(форзац)

4.Полоска картона, вкладываемая в книгу для того, чтобы отметить нужную страницу(закладка)

5.Вводный текст, предваряющий изложение основного материала (предисловие).

6.Иллюстрированная или шрифтовая покрышка книги, защищающая блок от загрязнения(обложка)

7Первая страница книги, на которой напечатаны основные сведения об этом издании(титульный лист)

8.Обложка,одеваемая поверх переплета книги(суперобложка)

9.Перечесление всех произведений, вошедших в книгу, с указанием страниц, где они помещены(содержание)

10.Как называются иллюстрации, которые помогают понять технический или научный текст?(схема, чертеж)

3 конкурс-«Библиотека»

Каждой команде предлагается листы с кроссвордом: указаны вопросы, даются комментарии.

На этот конкурс дается по 10 минут. За каждый правильный ответ кроссворда №1по 1 баллу, за правильный ответ кроссворда №2 по 2 балла.

Кроссворд №1 .По вертикали должно получиться слово-ключ: Как называется работник библиотеки? (Библиотекарь).

Вопросы по горизонтали:

1.Как по другому называют «книгохранилище»? (библиотека).

2.Книги, которые знают «все и обо всем» (энциклопедии)

3.Отдел библиотеки, в котором производится выдача книг на дом (абонемент)

4.Отдел библиотеки, в котором читатели могут работать со словарями и энциклопедиями (читальный зал)

5.Загадка:

В них живут рассказы, сказки,

Комиксы, стихи, раскраски.

Потому что все мальчишки

И девчонки любят…(книжки)

6 Как называется размер книги по высоте и ширине (формат)

7.Что нам особенно нужно для занятий в читальном зале (тишина)

8.Периодическое издание, которое выходит ежедневно или несколько раз в неделю(газета)

9.Загадка:

В книжку ленту- невеличку

Мы положим на страничку.

Пусть лежит там для порядка

Разноцветная…(закладка)

10.Иллюстрация небольшого размера, помещенная в начале книги(заставка)

11.Карточка читателя, куда записываются выданные на временное пользование книги (формуляр)

12.Как называется человек, записанный в библиотеку и читающий книги для себя? (читатель).

1.Материал, на котором писали в Древнем Егип­те. (Папирус)

2.На этом материале писали в Древнем Китае. (Шелк)

3.«Буква» (знак) в некоторых странах. (Иероглиф)

4.Покрытие деревянных дощечек, используемых для письма. (Воск)

5.То, что в далекие времена писцам служило вместо промокашки. (Песок) 6.Им обычно писали наши далекие предки. (Перо)

7.Материал, который использовали на Руси для письма. (Береста)

8.В них макали перо во время письма. (Чернила)

9.Самый лучший писчий материал. (Бумага)

10.Деревянная или глиняная «страничка». (Таб­личка)

11.Издание, состоящее из листов и обложки. (Книга)

12.Один из видов древней «книги». (Свиток)

13.Его использовали для написания текстов в Ки­тае и некоторых других странах. (Бамбук)

(В вертикальном столбце получается слово «Пер­вопечатник»)

4 конкурс «Собери пословицу»

Командам предлагается по 2 конверта, в которых собраны пословицы и поговорки о книге, знаниях. В1-ом конверте- начало пословиц, во 2-м –конец. Задача: как можно быстрее собрать пословицы. За каждый правильный ответ- 1 балл.

Пословицы и поговорки:

Грамоте учиться- всегда пригодится.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Книги читай, а дела не забывай.

Не красна книга письмом, красна умом.

С книгой поведешься — ума наберешься.

Книга – книгой, а своим умом двигай.

Иная книга обогащает, а иная с пути совращает.

5конкурс «Книгочей».

С каждой команды выходит по 1-му участнику, которым необходимо в течение 5 минут подготовиться и сделать обзор книжной выставки.

Пока участники 5-го конкурса готовятся отвечать, учащимся предлагается рассказать стихотворения о книге, о школе, о знаниях. За каждое стихотворение команде добавляется по 1 баллу.

Подведение итогов. Награждение победителей.

(Библиотечный урок был напечатан в Республиканском методическом журнале «Ашық сабақ .Факультативті сабақтар.Открытый урок.Факультативные работы», №1,2014 год, стр.77-78)

Использованная литература:

1.Книговедение:Энц.словарь.-М.:Сов.энциклопед.,1982.

2.Павлов И.Про твою книгу.-Л.:Дет.лит.,1991

3.Ельчибаева О.Т., Антропова З.Л.Библиотека, книга,читатель.-Алматы:Казахстан,1984.

4.Библиотечно-библиографические знания школьникам.-М.:Книга,1982.

5.Краткий справочник книголюба/Под ред. Мильчин А.Э.-М.:Книга,1986.


За окном гуляла вьюга, Чертила на окне узор А мы в тепле с любимым другом Вели весь вечер разговор. Показывал он мне картинки: Ребячий лагерь, лес, костер... Взял я чернильную резинку И с друга пятнышки все стер. Потом закладкой голубою Листы до завтра заложил, Взял друга бережно рукою И в шкаф на полку положил.







Книжный блок состоит из бумажных листов, собранных в тетради, в определённом порядке и скреплённых между собой. Место скрепления тетрадей в готовой книге называется корешок В корешке сверху и снизу подклеены кусочки цветной тесьмы – каптала. В современных изданиях каптал сохраняется, скорее, по традиции и служит для украшения книги


Титульный лист - одна из первых страниц книги, предваряющая текст произведения. На титульном листе размещаются основные выходные сведения: имя автора, название книги, место издания, название издательства, год издания. Иногда на титульный лист выносят дополнительные сведения: имена лиц, принимавших участие в издании ответственный редактор, переводчик и т. д.















Лучшие статьи по теме