Gm2irk - Образовательный портал

Сообщение кому и для чего нужна вода. Удивительный мир волшебницы воды

Совместная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Зачем нужна вода».

Цель:

  1. Закреплять знания детей о значении воды в нашей жизни.
  2. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, продолжать знакомить со свойствами воды.
  3. Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
  4. Упражнять в образовании однокоренных слов;
  5. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, воспитывать бережное отношение к воде.

Словарная работа : наводнение, паводок, половодье, водопровод, водоворот, выталкиваемая, несжимаема.

Предварительная работа : чтение художественной литературы, беседы о воде, рассматривание иллюстраций, экспериментальная работа (опыты с водой, рассматривание глобуса, карты мира, отгадывание загадок о воде, труд в природе

Оборудование: модели свойств воды, клеенка на стол, 3 банки, 3 сырых яйца, соль, веточки, тушь, шприцы, стаканчики, сосуды разной формы, листы бумаги, фломастеры синего цвета, тарелочки, фартуки, магнитофон, аудиозапись «Звуки воды»

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать, о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:

Если на нос сели кляксы, кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук.

Без чего, не может мама ни готовить, ни стирать,

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды - жить нельзя нам без… (воды)

Итак, мы поговорим о воде, вспомним, что знаем, узнаем новое.

Вода - источник жизни на земле. Она нужна людям, растениям, животным. Это слово мы часто используем в своей речи.

Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть -

Они об одном говорят.

Подберите такие слова (родственные) к слову «вода»

Дети: водичка, водяной, водолей, водный, водопад, водолаз

Стихийное бедствие. (наводнение.)

Весной река разливается. (половодье, паводок.)

Есть еще сложные слова, в которых тоже можно услышать слово «вода»: вода поворачивается - водоворот,

Вода проведена - водопровод,

Воду возит - водовоз.

Как вы думаете, кому нужна вода? (человеку, растениям, рыбам, животным)

Как человек использует воду? (пьет, умывается, убирает дом, готовит обед, моет посуду, поливает)

Где еще в природе встречается вода? (снег, роса, лужа, моря, океаны и т. д.)

Где еще находится вода? (в воздухе, в почве, растениях, животных, в людях)

Океаны, моря, озера, реки, пруды, роднички – это водоемы. Каждого из нас можно сравнить с одним из этих водоемов. А кем ощущаете себя вы?

Дети: Я думаю, что я похож на …

Воспитатель : А какие водоёмы есть у нас в Санкт-Петербурге?

Дети: река Нева, Ладожское озеро, Финский залив, река Фонтанка, Обводный канал, и др.

Воспитатель : Значит, что нужно делать для того, чтобы сберечь наши водоёмы.

Дети : Надо беречь воду, не надо бросать мусор, строить дома возле водоемов, не мыть машины и т. д.

Отгадывание загадок:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода.)

Меня ждут- не дождутся,
А как завидят – разбегутся. (ДОЖДЬ)

С неба – звездой,
На ладошку – водой. (СНЕЖИНКА)

Висит за окошком
Кулёк ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной. (СОСУЛЬКА)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой застлали.
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем – не найдём. (РОСА)

Кругом вода,
А с питьём беда. (МОРЕ)

Рыбам зиму жить тепло,
Крыша – толстое стекло. (ЛЕД)

Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нём –
Как его мы назовём? (ДУШ)

Клубится, а не дым,
Ложится, а не снег. (ТУМАН)

Чайник на плите стоит,
Что над чайником шипит? (ПАР)

Воспитатель : Молодцы, дети! Как много вы знаете о воде. Но, что же такое вода и какими свойствами она обладает, мы попробуем выяснить в нашей лаборатории. Но, вначале немного отдохнем.

Физкультминутка «Море волнуется, раз…»

Давайте вспомним правила поведения во время работы: не шуметь – этим мы мешаем другим, аккуратно обращаться с посудой, стекло может разбиться и им легко порезаться, слушать воспитателя, внимательно следить за результатом опыта.

Прежде чем приступить к исследованиям приготовим наши пальчики для работы.

Пальчиковая гимнастика « ЛОДКА»

Лодочка плывет по речке,
По воде бегут колечки. (Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

«ПАРОХОД»

Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка. (Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.)

Опыты:

І. Пресная и солёная вода.

На столе стоят 3 банки: 2 пол-литровые и одна литровая. Одну банку наполняем чистой водой и опускаем в неё сырое яйцо, оно тонет. Во вторую банку наливаем крепкий раствор поваренной соли и опускаем второе яйцо – оно плавает. Затем положить на дно литровой банки третье яйцо и постепенно подливать по очереди из обеих маленьких банок, яйцо будет не всплывать, ни тонуть.

Вывод: Солёная вода тяжелее, поэтому плавать в море легче, чем в реке. (Модель)

ІІ. Холодная и тёплая вода.

Налить теплую воду в стакан. Капнуть в ледяную воду тушь, чтобы воды окрасилась. Осторожно влить ледяную воду в теплую. Ледяная вода опускается на дно, как холодная у полюсов.

Вывод: Холодная вода тяжелее теплой. (Модель)

ІІІ. Форма воды.

Дети, как вы думаете, вода имеет форму? Как это можно доказать? (ответы детей). Налить воду в сосуды разной формы.

Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. (Модель)

ІV. Вода выталкивает.

На дне сосудов лежат веточки, дети наливают воду и видят, что веточки поднимаются вместе водой.

Вывод: Вода – выталкивающая сила. Дерево легче вытесненной воды, этот закон открыл очень давно древнегреческий ученый Архимед. (Модель)

Воспитатель : Мы сегодня многое узнали о воде. Расскажите об этом, используя модели. (рассказ детей по моделям)

Мы с вами выяснили, что вода бывает разной, выяснили её свойства. Что бы вы нарисовали, если я попросила вас изобразить воду. Что бы нарисовала ты, Вероника? (спросить каждого ребенка) Получается, что вода – волшебница, она умеет становиться разной, поэтому нарисовать её «портрет» одному человеку очень сложно. А вот вы все вместе это можете сделать. Нарисуйте один вид воды, затем мы сложим все «портреты» вместе.

Продуктивная деятельность.

Смотрите, у нас получился настоящий «портрет» воды. Сразу можно увидеть, какой она бывает

Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.

В дальнейшем мы проведём еще много других опытов и узнаем о новых интересных свойствах воды.


Конспект заседания клуба по окружающему миру

во 2 классе.

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Кому и для чего нужна вода?»

Цели и задачи:

    Повторить и расширить представления детей о значении воды для жизни на Земле, донести до детей идею великой значимости воды для планеты Земля, осознания её как составной части организма человека, понимания необыкновенных свойств этого чудесного вещества.

    Осознать значение воды в жизни человека, знать способы сохранения природных запасов пресной воды, уметь использовать воду экономно.

Оборудование и наглядные пособия:

    Учебники.

    Тетради для самостоятельной работы.

    Выставка книг о воде.

    Пригласительные билеты.

    Презентация

    Объявление

Образец объявления

    Члены научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир» приглашают всех желающих принять участие в очередном заседании клуба.

    Тема заседания: Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?

    Заседание состоится _____________ в классной комнате ______ урок _____

Ответственные ____________________________________________________

Докладчики___________________________

Тема доклада «Кому и для чего нужна вода?» .

Заседание ведет очередной председатель научного клуба младших школьников ________________________________________________________________

    Организационный момент.

    Учитель:

Сегодня мы открываем третье заседание школьного клуба «Мы и окружающий мир», председателем которого является _________________. Отсутствующих в классе нет.

    Постановка цели.
    Председатель младшего научного общества :

    Предлагаю записать тему заседания («Кому и для чего нужна вода?») и обсудить план работы, а также регламент. Кроме того, к следующему уроку вы должны приготовить доклад о значении воды, рисунки.

Учащиеся:

Мы предлагаем сначала заслушать сообщения ребят «Что мы знаем о воде?» - 15 мин.

Информацию учителя – 15 мин.

Выводы записать в тетради для самостоятельной работы – 10 мин.

Подведение итогов. – 5 мин.

    Изучение нового материала.
    3.1. Председатель

Для сегодняшней работы вам надо разделиться по группам. Каждая группа подготовила информацию по теме.

Прослушайте доклад ребят «Что мы знаем о воде?» (Зачитывают его).

Что нового сообщили нам ребята о воде?

3.2. Учащиеся (приглашённые):

Мы уже знаем, что чистая вода является растворителем, не имеет вкуса, запха, бесцветна, прозрачна, принимает форму сосуда, обладает свойством текучести.

Нам известно также, что жизнь на Земле невозможна без воды. Для многих растений и животных вода – это место жизни. Но без воды не могут прожить и те, кто обитает на суше.

Вода – это необыкновенное вещество, так как может находиться в одном месте в трёх разных состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.

3.3.Слово учителя (с использованием презентации):

Вся наша жизнь сосредоточена вокруг воды. Только на минуту представьте – у вас в доме нет НИКАКОЙ ВОДЫ. Согласитесь, более безрадостную ситуацию и представить себе невозможно.

Трудно переоценить значение воды в жизни человека. «Вода – первооснова всего. Все в мире состоит из воды и в нее же, в конечном счете, превращается» - эти слова принадлежат древнегреческому философу Фалесу Милетскому, жившему более 2 тысяч лет назад.

Действительно, вода напитывает нас своей живительной влагой (более чем наполовину мы состоим из воды), дает жизнь растениям и животным на нашей планете. Вода бесценна, как воздух. Заменить ее ничем нельзя! И если она просто так бежит или капает из вашего крана – это большая беда, ведь чтобы чистая питьевая вода в данную минуту попала в ваш дом, день и ночь трудятся тысячи и тысячи людей. Трудится и природа, отдающая людям пресную воду.

Да, более 70% нашей планеты покрыто водой, но только крошечную ее часть, меньше 1%, составляет пресная вода, которую может использовать человек. Пресная вода стремительно превращается в дефицитный природный ресурс. Сегодня более 2 миллиардов человек на нашей планете страдает от нехватки питьевой воды. Серьезно задумайтесь над этим, дорогие друзья. Надеюсь, вы будете бережно и с уважением относиться к воде. Не позволяйте ей попусту убегать из ваших кранов.

3.4.Работа групп:

1.Стихи о воде.

Капля

Капля воды вытекает из крана –

Капля очищенной нами воды,

Капля слезы вытекает из глаза –

Капля страданий и боли души.

Капля дождя вытекает из тучи –

Капля надежды и радуги свет,

Капля реки вытекает из устья –

Капля природы и наших побед.

Капля и капля – получится море,

Море плюс море – равно океан.

Море воды наградило нас болью

За причиненный ей нами кошмар.

Трудолюбивая вода

Время ванну принимать.

Ждет водичка, не дождется,

Поработать ей придется –

Ручки, ножки отмывать.

Спинку вымыть с мылом – братцам

И с мочалкою – сестрой,

Нелегко воде порой,

Если ей не подчиняться.

Обижается водица –

Грязь не украшает лица.

Кто красивым хочет стать,

Воду должен уважать.

***

Ручьи, журча и извиваясь,

И меж собой перекликаясь,

В долину гулкую спешат,

И разыгравшиеся воды

Под беломраморные своды

С веселым грохотом летят

А. Фет

***

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А в сущности – только вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана,

И всё это – только вода.

***

Не умыться, не напиться

Без воды.

Листику не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птицы, зверь и человек.

И поэтому всегда

Всем, везде нужна вода!

***

    Загадки о воде.

Я – и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу (вода)

Течет, течет –

Не вытечет.

Бежит, бежит –

Не выбежит (река)

Без крыльев – лечу.

Без ног – бегу,

Без паруса – плыву (облако)

В белом бархате деревья –

И заборы, и деревня.

А как ветер нападает,

Этот бархат опадает (иней)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко (туман)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост – как синее стекло:

Скользко, весело, светло (лед)

Из воды родился и в воду превратился (снег)

3. Сказка о воде.

Сказка о ручейке

Я хочу рассказать вам сказку о маленьком ручейке. Послушайте внимательно.

Жил на свете ручеек. Ручеек был небольшой, но веселый. Он радостно журчал на перекатах. У ручейка было много друзей, большинство из них животные. Он любил бегать наперегонки с зайчатами, поил своей свежей, прохладной водой синичек, скворцов, зябликов. Еще он любил горы. Не раз он помогал им переносить снеговую воду, стекавшую весной по их склонам.

Кроме огромного запаса жизнерадостности, у ручейка было еще одно хорошее качество: он хорошо относился к людям, хотя мать-земля не раз предупреждала, что они коварны.

В одно прекрасное утро, ручеек плескался со своими подружками – рыбками, поблескивавшими чешуей на утреннем солнце, он глянул вверх и увидел, что на ветке дерева, которое росло рядом, сидит сойка. Она собрала вокруг себя стаю птиц и о чем-то увлеченно рассказывала.

Что случилось? – спросил ручеек, остановившись.

Сойка спустилась вниз и, сев на камень, начала стрекотать о том, что внизу, под горой, деревня осталась без воды – высох источник, обеспечивавший людей водой. Призадумался ручеек, притихли его бурные воды. Мы знаем, о чем думал ручеек: не мог он допустить, чтобы где-то рядом люди испытывали жажду. И ручеек решился. Простясь со своими друзьями, он поспешил вниз, к людям, напоить их чистой водой.

В этот день в деревне был праздник – люди радовались воде. Ручеек был горд, хотя изредка в глубине души закрадывалось сомнение. Он вспоминал слова матушки-земли: «Помни, сынок-ручеек, люди коварны и склонны к предательству».

Прошло несколько самых скучных дней в жизни ручейка. Сначала его развлекали деревенские собаки, дравшиеся в облаках пыли, дети, игравшие на его берегах. Вскоре все это ему наскучило. Ручеек много наблюдал за людьми. Его все больше удивляла их нелюбовь к природе, особенно к земле, их невежество. Он не понимал, как можно захламлять место, где ты живешь, кучами мусора, отходами. Скоро ручеек стал задыхаться и превратился в грязную канаву, в которую со всех сторон стекала неприятная жидкость. Ручеек из прозрачного превратился в белесый, мутный поток. И он заплакал, отчего вода стала соленой … Теперь он понял, почему ручьи исчезают из таких мест.

Ночью наш ручеек вынужден был уйти из деревни. По пути, чтобы очиститься, он делал как можно больше поворотов, всячески изгибаясь. Впереди его ждала беззаботная жизнь и верные друзья.

Хотя сказка ложь, да в ней намек – человечеству урок.

Беседа о значении воды в жизни человека.

Почему веселый ручеек ушел от людей?

Если бы все реки обиделись на людей и убежали, что стало бы с нами?

Смогли бы люди жить без воды?

Водоемы – настоящее украшение природы, природный дом для многих растений и животных.

    Пословицы и «крылатые» выражения о воде

1. Кран – чистый родник в квартире.

2. Хлеб – батюшка, а водица – матушка.

3. Если есть хлеб и вода, то уже не беда.

4. Не всякая водица для питья годится.

5. Много воды – много травы.

6. Вода с гор потекла – весну принесла.

8. Вода и землю точит, и камень долбит.

9. Вода – ценный дар природы.

10.Не сохраним природу – не будет Родины.

11. Беречь воду – это значит беречь здоровье, жизнь и красоту родной природы.

12. Вода – одно из самых главных богатств на Земле.

    «Это интересно знать».

Вода на Земле бывает разная. Морская вода – соленая. Минеральная вода – самая вкусная и полезная. Дождевую воду пить опасно, она может быть загрязнена пылью, микробами, ядовитыми веществами. Чистая пресная вода – большая ценность. Главное хранилище пресной воды на планете – ледники.

И туман, и облака состоят из мельчайших капелек воды. Различие заключается в том, что туман стелется по Земле, а облако образуется высоко над Землей.

Из-под Земли бьет ключик прозрачной чистой воды. Это ключевая вода. Откуда она появляется? Это грунтовая (подземная) вода, просочившаяся через верхние слои почвы.

Ночью, особенно под утро, на листьях кустарников и на траве появляется роса. Роса – это капельки воды. Ночью воздух охлаждается и пар, содержащийся в нем, превращается в воду.

За час накапает из сломанного крана 2 стакана воды.

Сколько воды накапает из 10 часов?

На что хватит этой воды, если:

Полить огурцы нужно 1 ведро – 10 стаканов воды;

Сварить суп – 6 стаканов воды;

Умыться – 3 стакана воды;

Сварить компот – 8 стаканов воды;

Помыть посуду – 5 стаканов воды.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без воды!

4.Закрепление нового материала.

Председатель:

Слово предоставляется библиотекарю.

Библиотекарь делает обзор книг о воде. При этом использует приготовленную к заседанию выставку научной литературы.
Председатель:

Предлагаю обсудить контрольные вопросы:

5.Подведение итогов.

Председатель :

    Выскажите своё мнение о заседании.

    Учащиеся 2 класса вручают приготовленные подарки.

Домашнее задание:

    учебник стр. 50 – 61,

    подготовить иллюстрации к сказке, загадкам, которые услышали на уроке.

Справочный материал для учителя

1. Без воды нет жизни, вода есть в каждом живом существе. Без пищи можно прожить гораздо больше, чем без воды. Человек и многие животные почти на 2/3 состоят из воды. А некоторые растения состоят из воды примерно на 4/5.

Вода занимает 2/3 поверхности земного шара, и лишь 1/3 приходится на сушу. Вода – в океанах и морях, реках и озерах, под землей и в почве. Ледники и айсберги тоже вода, только замерзшая. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег.

Совсем чистой воды в природе нет. Её удается получить только в лаборатории. Такая вода невкусная, в ней нет солей, нужных живому организму. А в морской воде растворено слишком много разных солей, поэтому она тоже для питья не годится.

Общее количество воды на Земле не меняется. С поверхности морей и океанов, рек и озер вода испаряется, образуются облака. Они проливаются дождем или сыплют снегом – и опять возвращают воду суше и океанам.

Но чистой воды становится на Земле все меньше. Люди все больше пользуются водой для нужд промышленности, загрязняют воду отходами производства. Инженеры уже придумали разные способы очистки воды. В наше6й стране запрещается спускать в водоёмы промышленные отходы и сточные воды. Помните: воду надо беречь! Антуан де Сент – Экзюпери писал о воде: «Ты сама жизнь… Ты самое большое богатство в мире». Вода – самое распространенное на Земле вещество, но распределена она неравномерно. На Земле имеются огромные пространства, лишенные воды – это пустыни. Основное количество воды содержится в океанах (95,7 %), в виде льда (2,14 %), вода рек и озер составляет 2, 14 %, а атмосферная вода – 0, 0005 %. В природе происходит постоянный и активный кругооборот воды. Почти ¼ всей солнечной энергии, которая падает на Землю, расходуется на испарение воды с поверхностей водоёмов. Примерно 2/3 атмосферной воды возвращается в виде осадков обратно в океан, а 1/3 выпадает на сушу. Важным регулятором воды на суше являются горные ледники. Ледники – это главное хранилище пресной воды на планете. Они содержат около 30 млн. куб. км. пресной воды. Крупными резервуарами пресной воды являются болота. Общие запасы свободной воды на Земле составляют 1, 4 млрд. куб. км. Запасы пресной воды на Земле довольно ограничены. Источники пресной воды распределены неравномерно, в некоторых странах ощущается острая нехватка пресной воды, например, в Алжире и отдельных прибрежных районах и островах Греции.

Чистая пресная вода – большая ценность, но, к сожалению, её природные ресурсы исчерпаемы, поэтому воду нужно беречь и защищать от загрязнений, помнить, что она – важная составная часть среды обитания человека.

2. Вода в организме человека

Человек примерно на 65 % состоит из воды. С возрастом содержание воды в организме уменьшается. В здоровом организме взрослого человека наблюдается состояние водного равновесия, или водного баланса, т. е. количество потребляемой воды равно количеству воды, выводимой из организма. Водный обмен – важная составная часть общего обмена веществ человека. Водный обмен включает процессы всасывания воды, поступающей в желудок при питье и с пищевыми продуктами, распределение её в организме. Выделение через почки, мочевыводящие пути, легкие, кожу и кишечник. Вода также образуется в организме вследствие окисления жиров, углеводов и белков, принятых с пищей.

Общий объем воды, потребляемой человеком в сутки при питье и с пищей, составляет 2-2,5 л. Через почки и мочевыводящие пути удаляется около 50-60 % воды. При потере организмом 6-8 % влаги сверх обычной нормы повышается температура тела, учащается сердцебиение, появляется мышечная слабость. Потеря 10 % воды может привести к необратимым изменениям в организме, а потеря 15-20 % воды приводит к смерти. Без пищи человек может прожить около месяца, а без воды – всего лишь несколько суток. Разные ткани человеческого организма содержат разное количество воды. Самая богатая водой ткань – стекловидное тело глаза (99 %). Самая бедна – эмаль зуба (0,2 %).

Урок окружающего мира 2 класс

Тема: Кому и для чего нужна вода?

Цель: повторить и расширить представления детей о значении воды для жизни на Земле

Задачи: 1. Повторить и расширить представления детей о значении воды для жизни на Земле, донести до детей идею великой значимости воды для планеты Земля, осознания её как составной части организма человека, понимания необыкновенных свойств этого чудесного вещества.

2. Осознать значение воды в жизни человека, знать способы сохранения природных запасов пресной воды, уметь использовать воду экономно.

Личностные:

Внутренняя позиция школьников;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Самоанализ и самоконтроль результата;

Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.

Познавательные:

Способность и умение обучающихся проводить простые логические действия (анализ, сравнение);

Извлечение необходимой информации из увиденного;

Осознание и самостоятельное построение речевого высказывания;

Выдвижение предположений и их обоснование;

Самостоятельное выдвижение способов решения проблемы.

Коммуникативные:

Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

Умение работать в парах и группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

Использование последовательных действий, контроль выполненной работы;

Осознание уровня и качество усвоенного.

Оборудование: учебник, мимиодоска, экран, презентация, карточки с пословицами, листы А3, маленькие листочки, инструкции, клей, цветные карандаши

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний. Формулирование темы урока

Назовите 3 главных условия жизни на Земле. (Вода, воздух, Солнце)

Определите, о чем будем сегодня говорить. Для этого отгадайте ребус (Вода)

Попробуем себе представить, как бы выглядела наша Земля, исчезни с нее внезапно вода. Мрачное дно морей и океанов, покрытое толстым слоем солей, растворенных некогда в воде. Пересохшие реки, навек замолкнувшие родники. Горы тоже разрушились бы, ведь в их состав входит большое количество воды.
Ни кустика, ни цветочка, ни единого живого существа на мертвой Земле. И безоблачное небо необычного цвета.

О чем будем говорить на уроке? (О значении воды)

Наша тема «Кому и для чего нужна вода?»

Определим цели нашего урока

1. Уточнить, кому нужна вода

2. Уточнить, для чего нужна вода

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете». (Антуан-де сент-Экзюпери)

Если это богатство, то что нам надо делать (Охранять, беречь его)

3. Как беречь воду

Личные цели:

Общие цели для класса

3. Работа по теме урока

Работа в группах

- Прочитаем инструкцию

1. Расскажите друг другу в группе, кому и для чего нужна вода

2. Ответы оформите в виде рисунков на маленьких листках. Для этого договоритесь, кто что будет рисовать.

3. Откройте учебник, найдите тему урока. Рассмотрите рисунки в учебнике. Дополните свои ответы.

4. Приклейте рисунки на большой лист (рамки оставьте свободными)

5. Подготовьтесь выступить перед классом

Слайд о красоте воды

Слайд Гидроэлектростанция

Воду не только можно увидеть но и услышать. Как? (Шум моря, водопада, дождя …)

Послушайте, что звучит? (Аудиозапись – шум моря)

4. Работа с пословицами в парах

Составьте пословицы о воде

Хлеб – батюшка, а водица – матушка.

Много воды – много травы.

Вода и землю точит, и камень долбит.

Где вода есть, там и саду цвесть.

Приклейте составленные пословицы

5. Работа с текстом (работа в группах: у каждой группы свой текст)

1. Вода на Земле бывает разная. Морская вода – соленая. Минеральная вода – самая вкусная и полезная. Дождевую воду пить опасно, она может быть загрязнена пылью, микробами, ядовитыми веществами. Чистая пресная вода – большая ценность. Главное хранилище пресной воды на планете – ледники.

2. Воды на Земле много и то же время мало. Основная часть воды находится в морях и океанах. Морская вода непригодна для питья, так как она солёная. Основные запасы в виде снега и льда находятся в Арктике и Антарктиде.

3. Вода бесценна, как воздух. Заменить ее ничем нельзя! И если она просто так бежит или капает из вашего крана – это большая беда. Ведь чтобы чистая питьевая вода попала в ваш дом, день и ночь трудятся тысячи и тысячи людей. Трудится и природа, отдающая людям пресную воду.

4. Пресной воды очень мало. Сегодня более 2 миллиардов человек на нашей планете страдает от нехватки питьевой воды. Серьезно задумайтесь над этим. Вы должны бережно и с уважением относиться к воде. Не позволяйте ей попусту убегать из ваших кранов! Не засоряйте водоёмы!

5. Каждый день каждый из нас расходует 200 литров воды. Каждый день, когда чистим зубы, тратим 1 литр воды. Принимая душ в течение 5 мин – 100 литров. Каждая стирка белья требует 100 литров воды. А через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час.

6. Людям требуется не любая вода, а только чистая. Но чистой воды остаётся всё меньше. И виноваты в этом сами люди. От загрязнения воды страдает всё живое. В реках и озёрах погибают растения и животные. Загрязнённая вода вредна и для самого человека.

7. Без воды никто и ничто на земле не сможет существовать. Наши предки пили только чистую, живую воду, и складывали о ней легенды и сказки. А сейчас, чтобы очищать воду строят очистные сооружения. Мы на 70 % состоим из воды. В день надо пить до 2 литров воды.

В настоящее время, как это не страшно, люди практически перестали пить воду.
Ответьте на вопрос: сколько вы пьёте воды в день?
Многие из вас скажут: «О, много – 2-3 литра воды». Очень хорошо, А теперь скажите, пожалуйста, какую воду вы пьёте? Я уверена, многие начнут перечислять чай, кофе, сок, молоко, кто-то вспомнит суп, кашу. Но позвольте, а где же вода? Или, может быть, кто-нибудь моется в душе чаем или супом? Вода и жидкость – это разные вещи. Жидкостью может быть любой напиток, водой – только вода. Для того, чтобы из жидкости получить воду, организму необходимо потратить много энергии. Многие говорят, что вода – это не вкусно. Конечно, особенно, если её не пить совсем.

Группа знакомится с информацией на карточке и готовит выступление перед классом.

Карточка с текстом приклеивается на большой лист.

6. ИТОГ

Для чего нужна вода?

1. для питья (Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди).

2. в быту (Без воды не замесить тесто для хлеба, без воды не попьете чаю, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды).

3. средство гигиены (Вода моет всех людей, животных, города, машины, дороги). Одним словом вода необходима для поддержания чистоты.

4. среда обитания В воде живут растения и животные, которых не встретишь на суше. На небольших глубинах, где много света, мир животных и растений разнообразен. На большой глубине, особенно в морях и океанах, обитают только животные, которые питаются другими животными. Многие из них имеют различные приспособления для жизни в воде – плавники, ласты, перепонки между пальцами, плавательные ножки, похожие на весла.

5. дорога (Еще вода - это самая большая и удобная дорога. По воде человек передвигается. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров).

6. Для получения электрического тока

7. красота, познание и отдых (Люди стремятся изучить подводный мир, они наслаждаются красотой водных просторов, отдыхают около водоёмов)

8. кормит (Но вода не только «поит», но еще и кормит - по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов). В соленых водах морей и океанов очень много водорослей. Ими питаются водные животные. Также водоросли используют в пищу, на корм скоту и в медицине.

Молодцы, ребята, теперь мы знаем, что вода играет большую роль в нашей жизни.

7. Рефлексия

Капельки

Синий цвет – было интересно, все понятно

Половина синим – было не все понятно, испытывал трудности

Оставить капельку незакрашенной – было скучно, ничего не понял

В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет первоопределяющую роль. Вода – это сама жизнь!

Взгляните на неё – чистая, прозрачная, она не имеет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, но её значение переоценить трудно. Всё, в чём принимала и принимает участие её величество Природа, содержит в себе воду. Тело взрослого человека состоит в среднем на 60% из воды, в теле ребёнка её ещё больше. Вода есть везде – в организме зверей и птиц, в продуктах питания, в разнообразных растениях, в почве, в атмосфере.

Народы древности, наряду с огнем, обожествляли воду. Древнегреческий философ Фалес Милетский считал, что вода является первичным веществом Вселенной, из которой всё состоит и в которое, в конечном итоге, превращается. Суждение древних мыслителей о воде, как начале всех начал, отозвалось в учении Аристотеля о четырёх стихиях – огне, воздухе, земле и воде.

Когда древние люди хотели пожелать собратьям чего-то доброго, они желали, кроме прочего и «свежей воды».

В течение очень длительного срока (миллионов лет) вода принимала активное участие в подготовке условий, необходимых для зарождения и развития жизни на Земле. Бесконечно справедливы версии о том, что жизнь зародилась именно в водной среде.

Какое свойство воды является наиболее существенным? Её редкостная растворяющая способность. Она присуща ей, благодаря конфигурации молекулы воды. Вода растворяет всевозможные вещества, при её наличии в организме происходят многие жизненно важные процессы.

Вода - существенная часть питания всего живого на Земле. Без воды трудно представить себе процессы пищеварения, процессы обмена веществ. С помощью воды осуществляется перенос питательных веществ по организму. Выполнив свои функции в организме, вода уносит из него всё ненужное и вредное.

Каждая клеточка нашего тела содержит воду. Запас воды в организме должен постоянно пополняться. Без воды человек не проживёт и нескольких дней.

Для поддержания жизнедеятельности человек использует большое количество воды. Она необходима для производства продуктов питания, и всего того, чем пользуется человек.

Космонавты донесли до нас, что из космоса планета Земля кажется голубой планетой с островами суши. Но много на нашей планете воды солёной, а не пресной. Человеку нужна пресная вода. Но не вся и пресная вода пригодна для питья. Главным источником питьевой воды является природная вода, которую соответствующим образом подготавливают для людей с помощью установок водоподготовки.

Запасы пресной воды на Земле ограничены. Воду надо беречь. Не загрязнять её сточными водами, в состав которых входят отходы производства. Сброс или другие поступления в водные бассейны вредных веществ ухудшают качество поверхностных вод, ограничивают их использование, а также отрицательно влияют на состояние дна, береговых объектов, других соседствующих территорий.

Воду надо беречь – и это закон нашей жизни!

Вода является практически самым важным, нужным и используемым веществом на планете. Посмотрев на улицу или во двор, вы увидите живые растения, людей животных, все они практически полностью состоят из воды, гляньте на дома, высотки, заборы, автомобили, все это было произведено также с участием воды. Без воды в наше технологическое время обойтись нереально. Зачем нужна вода человеку? - спросите вы. Человек же, состоит практически на 72 % из воды. Мало того, вода есть даже в костях и эмали зубов!

Вода является универсальным растворителем, вода, по сути, аномальное вещество – при замерзании она расширяется, а при нагревании сужается. Это не происходит ни с одним другим веществом, что еще раз доказывает такую важную роль воды в жизни и жизнедеятельности человека. Первым делом, поговорим о самой воде, из чего она состоит и какая она бывает, ту которую мы привыкли видеть у себя дома, или ту, которая стремительно несется с горного склона вниз, или, может быть, спокойно несется течением, где то в Атлантике.

Вода и ее типы

Вода, это соединение двух веществ – водорода и кислорода, как бы уже можно заметить какую-то черту или грань – водород, самый распространенный элемент в космосе, а кислород – на Земле, они дополнили друг друга, раскрыли такие сильные свойства. Теперь о самой воде – вода бывает пресная и соленая. То есть, пресная вода - та, которая находиться в реках, пресных озерах и водохранилищах. Соленая вода – это вода морей и океанов. Так вот, пресной воды, во всем мире, всего около одного процента! Относительно всех мировых водных ресурсов. К питью и применению, пригодна лишь пресная вода. Вот на самом деле, зачем беречь воду.

Пресная вода, по содержанию в ней примесей и солей магния и кальция разделяется на степени жесткости. Чем жестче вода, тем она менее пригодна в употребление. Рассмотрим степени:

    Очень мягкая

    Мягкая

    Средней жесткости

    Жесткая

    Очень жесткая

В нашей стране, обычно, наиболее распространена вода средней жесткости.

Человек

Теперь рассмотрим, для чего человеку вода, и какую роль она исполняет в организме.

    Вода, как естественный растворитель, участвует в водно-солевом обмене веществ в организме, то есть, она вместе с кровью циркулирует по организму, доставляя питательные вещества в клетки тела, а также помогает полезным веществам и микроэлементам правильно усваиваться.

    Вода выступает средством очистки в организме. Она способствует выделению шлаков или отходов, в виде мочи и пота, то есть выполняет детоксикационную функцию.

    Вода предотвращает мочекаменную болезнь. Как известно, камни в почках, это соли, которые по некоторым причинам не растворились и осели. А вода, при большем ее количестве, помогает растворять больше солей. Вот почему, людям, страдающим от мочекаменной болезни, рекомендуется употреблять больше воды.

    Вода предотвращает перегрев организма. Как известно, в жаркую пору человек больше потеет, это вода испаряется, и таким образом оказывает охлаждающий эффект.

    Когда человек теряет воду в большом количестве, организм пытается компенсировать потерю сужением кровеносных сосудов. Что ведет к повышению кровяного давления. Для чего полезна вода в данном случае? Все просто, вода пополняет естественный запас и баланс организма, таким образом, предотвращая опасные для жизни человека заболевания. Поэтому, ежедневно, рекомендуется употреблять положенные нормы воды – примерно 8 стаканов, с перерасчетом на пищу, то есть где-то 2 литра воды в день.

    Вода, участвуя в процессе потоотделения, помогает выводить из кожи вредные вещества, придавая ей большей мягкости и молодого вида.

Но также не стоит употреблять и много воды, поскольку это может привести к вымыванию солей из организма. Природным сигналом недостатка воды в организме, является жажда. Поэтому полагайтесь на свои чувства и ощущения. Таким образом, для чего нужна вода в организме, мы разобрались, можно также рассмотреть варианты полезных свойств воды, в использовании ее человеком.

Для того чтобы узнать, для чего нужна вода человеку и почему ее нужно беречь и охранять, я провела опрос среди учащихся 3-х классов СШ № 7.

    А знаете ли вы, что на каждого жителя города приходиться 220 литров воды в сутки?

    А знаете ли вы, что принимая душ в течении 5 минут расходуется 100 литров воды?

    А знаете ли вы, что каждый раз, когда вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды?

    А знаете ли Вы, что наполняя ванну до половины, вы расходуете не менее 150 литров воды?

    А знаете ли Вы, что разовый смыв в туалете 8-10 литров?

    А знаете ли вы, что каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров воды?

    А знаете ли вы, что через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту?

    А знаете ли Вы, что через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час?

Издавна человек использует воду в своих целях, как для гигиены, так и для изготовления всевозможных пищевых продуктов и лекарственных препаратов. Принимая ванну или душ, человек очищает поверхность кожи, делает ее чистой, что немаловажно в концепции гигиены. Человек, изготавливая всевозможные лекарства и настойки, все также использует воду, вода используется практически в любой отрасли, в любом месте и в любое время. Без воды невозможно существование живой природы в целом.

Когда пользуешься водой, необходимо придерживаться некоторых правил, например:

Берегите воду, вода это самый необходимый продукт нашей жизни!

Лучшие статьи по теме