Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • География
  • Родная природа в произведениях русских поэтов XIX века. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Родная природа писателей 19 века

Родная природа в произведениях русских поэтов XIX века. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Родная природа писателей 19 века

«В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали». «Природа изображалась не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но частью его души...»












Сейчас говорить мы будем о весне – времени года, приносящем обновление природе. Что связано для вас со словом весна? Можно закрыть глаза, произнести это слово отчётливо, выразительно и попробовать уловить, что слышится в этом слове, что видится. Слово весна записать в левом углу листа, а под ним те слова, которые возникают у вас в памяти в связи с ним. Предлагаю первую фразу: при слове весна я вижу…., представляю…


Весна – это… Оказывается, об одном явлении можно рассказать по- разному: художник передаёт свежесть и великолепие весны красками, поэт пользуется выразительными средствами языка, композитор передаёт весеннее настроение человека, его восхищение красотой природы звуками. И эти картинки, как мозаика, складываются в большую и яркую картину жизни природы, где можно увидеть не просто весну, а Весну света, Весну воды, Весну первой зелени, Весну человека!


Алексей Николаевич Плещеев Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего-то, Как будто счастье впереди, И унесла зима заботы!..














Птица рада весне, а младенец - матери. Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами. Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай. Много снега – много хлеба, много воды – много травы. Кукушка стала куковать – мороза больше не видать. Дружная весна – жди большой воды. Коли перелетная птица течет стаями – к дружной весне. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – лето будет холодное, на теневой – теплое Длинные сосульки – к долгой весне. Снег скоро тает, и вода бежит дружно – к мокрому лету


Творческое задание Весна начинается с неба. Сначала оно светлеет И чистой голубизною Стекает к земле седой. Весна начинается с криков Веселых стай воробьиных, Которые неумолчно, Взахлеб о весне твердят. Весна начинается с взглядов, Оттаявших после стужи. Весна начинается в сердце, Где ясная тишина. А может, ее начало В той первой огромной луже? Не знаю, но всем понятно: Она началась, весна. О. Лебедушкина С чего же, по вашему мнению, начинается весна? Продолжите это рассуждение на основе впечатлений, полученных от прочитанных стихотворений, и личных наблюдений.








Фёдор Иванович Тютчев Осень приходит незаметно, вкрадчиво. Ей еще не нравится холодное имя, и вначале она зовется ""бабьим летом"", но кусты уже пожелтели, на березках появились желтые прядки. И вот уже лес становится ярким и пестрым, приходит золотая осень. Ф.И. Тютчев не скрывает своего восхищения ""дивной порой"" ""первоначальной осени"".







П. И. Чайковский «Времена года» Осень своей красотой вдохновляет не только поэтов и художников, но и музыкантов. Музыкальное произведение выражает душевное настроение композитора, надеющегося, что найдутся души, которые чутко отзовутся на его музыку. П. И. Чайковский в 1876 году написал «Времена года» - альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы услышите. Мы послушаем пьесу П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь»



Урок-концерт в 6-м классе.

"Русская природа в пейзажной лирике поэтов XIX века"

Цели урока : показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике поэтов XIX века;

помочь понять настроения, чувства поэтов, определить способы создания образов, воспитывать чувство прекрасного к природе.

Оборудование урока : портреты поэтов; творческие работы учащихся; музыкальные произведения .

Методические приемы : выразительное чтение стихотворений, беседы по вопросам, устное рисование, сопоставление стихотворений.

Ход урока.

1.Слово учителя.

Сегодня не совсем обычный урок литературы. Сегодня у нас урок-концерт. Тема его «Родная природа в лирике поэтов 19 века».

19 век – золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. При этом каждый видел и по-своему запечатлевал весну, лето, осень и зиму. Стихи о природе - это не только изображение родных пейзажей глазами поэтов, но и трепетный рассказ об их собственной душе. Они видят русскую природу по-разному, каждый по-своему, испытывая порой сложные чувства, но помогая нам понимать, почему мир видится им именно таким.

Может быть, через описание пейзажа поэт передает настроение, чувства, мысли человека?

Подумаем над этим вопросом в течение урока.

2.Эпиграф к уроку.

Русская природа всегда завораживала человека своей красотой.

В любое время года она прекрасна и неповторима.

3.Повторение изученного.

Ребята, давайте вспомним, кто из поэтов 19 века писал о зиме.

Чтец. Входя в морозный, солнечный день в лес, невольно останавливаешься, завороженный красотой уснувших деревьев. Стоят они, словно покрытые мириадами бриллиантов. Звенящая тишина кругом. Воздух так чист и прозрачен, что, кажется, сквозь него можно рассмотреть самые далекие предметы.

Зима

(Суриков Иван)

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле побелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы -

И зима настала.

А.С. Пушкин «Зимнее утро».

Устное словесное рисование.

Ребята, а сейчас послушайте музыку композитора Вивальди из цикла «Зима» и передайте словами, какие картины природы вы представляете, слушая музыку.

4.Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Евгения Абрамовича Баратынского и Алексея Константиновича Толстого.

Чтец. Весной все на земле пробуждается к новой жизни. Тает снег, появляется молодая зеленая травка. На деревьях и кустах распускаются листочки. Весной возвращаются к нам перелетные птицы: скворцы, грачи, ласточки. Они начинают вить гнезда, готовить жилье для будущих птенцов. На все голоса прославляют приход весны пернатые музыканты. Воздух наполняется ароматным запахом растений. Весна - это обновление в природе.

5. Рассказ учащегося о жизни и творчестве Е.А.Баратынского.

Евгений Абрамович Баратынский родился 19 февраля 1800г в имении Мара Тамбовской губернии в дворянской семье. В 1812г его отвезли в Петербург и определили в Пажеский корпус – привилегированное военно-учебное заведение. Подпав под дурное влияние, Баратынский в 1816г совершил тяжкий проступок- принял участие в краже. Дело дошло до царя. За негодное поведение Баратынский был исключен из корпуса без права поступления на службу. Эта катастрофа сыграла важную роль в жизни Баратынского и наложила глубокий отпечаток на его характер.

С детства Баратынский любил поэзию и писал стихи. С 1818г завязывает знакомство с Дельвигом, который знакомит его с А. Пушкиным, вводит в писательские кружки и становится его руководителем на литературном поприще. Вскоре стихи Баратынского появляются в печати и были встречены очень сочувственно. Его творческие дарования были отмечены А.Пушкиным.

6.Прослушивание фонохрестоматии.

Чтение и анализ стихотворения «Весна, весна! как воздух чист!».

Беседа по вопросам:

-- Ребята! О чем это стихотворение? (Это стихотворение о весне, о том, как преображается все вокруг.)

Автор встречает весну восторженным гимном. Он с огромной радостью приветствует раннюю весну, которая приходит на смену зиме. Стихотворение отличает восторженная интонация. Автор хочет слиться с природой и раствориться в ней.

- С какими чувствами встречает весну лирический герой стихотворения?

Главные чувства стихотворения - радость, ликование, восторг. Эмоциональное состояние приподнятости, душевного подъёма передаётся обилием восклицательных интонаций.

- Какие слова и выражения создают картину весны?

Поэт создаёт лёгкую, радостную картину весны: ясный небосклон, ветерок, солнечные лучи, облака, ручьи, древа обнажены, жаворонок. Ощущение радости, праздничности приятного весеннего дня создаётся словами чист, ясен, ласкаясь, летают, блестят, взвился, торжествующий, заздравный и др.

Особую торжественность придают стихотворению слова высокого стиля: лазурию (даже устаревшая форма слова звучит возвышенно по сравнению с современным лазурью), очи, древа, обнажены, ветхий, гимн и др.

- Какие краски, звуки, запахи весны мы ощущаем, читая стихотворение?

Краски: ясен небосклон, лазурию, слепит, к солнечным лучам, блестят, солнце, в яркой вышине.

Звуки: шумят ручьи, взревев, река несёт… поднятый ею лёд, лист… шумен, жавронок поёт заздравный гимн, душа… журчит.

Запахи: воздух чист, лист… душист и др.

Задаются задания по группам.

    Найти в тексте эпитеты. («Лазурь живая», «солнечные лучи», «яркая вышина», «заздравный гимн»).

    Найти метафоры (на крыльях ветерка; “река несёт… на хребте”),.

3-Найти олицетворения («взревев, река несет/на торжествующем хребте/ поднятый ею лед!», «древа обнажены»).

- Какой смысл они придают стихотворению?

Они передают мощь и величие весны, восхищение поэта переменами в природе, которые он приветствует; изображают весну живым и сильным существом, которому ни в чём нет преград.

- Каково пространство стихотворения? Определите его “границы”.

Слова и выражения, обозначающие “высоту”: воздух, небосклон, высоко, крылья, летают, на хребте, под солнце… взвился, незримый жавронок - помогают читателю ощутить бескрайность, широту и могущество весны, необъятность весеннего дня, свет которого простирается от ветхих листьев под ногами до самого солнца.

- Давайте обратим внимание на то, как поэт играет звуками.

Ласковые звуки плавных «Л» (небосклон, слепит, на крыльях) сменяются гремящими, рокочущими «р», передающими звучания ледохода (ручьи, взревев, река), а затем шипящими, шуршащими, как листья под ногами (обнажены, в роще ветхий лист, как прежде …и шумен и душист).

Такой прием в литературе называется аллитерацией –это повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний.

- Какой смысл придаёт стихотворению последняя строфа?

Что с нею, что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка! с ним журчит,

Летает в небе с ней!..

Душа человека стремится к гармонии, к слиянию с природой, стремится к растворению в некой мировой душе.

(Последняя строфа - главная во всём стихотворении. В ней разгадка, объясняющая чувства лирического героя, который восхищён весной. Обновление и возрождение природы весной вызывают у лирического “я” и у читателя стремление слиться с весенним днём, раствориться в нём. Именно поэтому весной душа человека, подобно ручью, радостно журчит и летает в небе, как птица. Такое состояние человека побуждает его к высоким чувствам, зовёт стремиться к идеалу.)

7 . Чтец . Лето. Восход солнца летом ранний. От прикосновения солнечных лучей пробуждается природа: весело щебечут птицы, листва разворачивает к солнцу свои ладони, радостно порхают яркие бабочки, начинают работу муравьи, жучки. Плоды покрываются румянцем от соприкосновения с теплыми и ласковыми лучами. И травы, питаясь земными соками, набирают силу, поднимаются к солнцу.

8 . Рассказ учащегося о жизни и творчестве Алексея Константиновича Толстого.

А.К.Толстой родился 24 августа 1817 года в Петербурге в богатой и знатной семье. Сразу же после рождения сына родители расстались, и шести недель отроду мальчик был увезен матерью в ее имение на Черниговщине, там он воспитывался до десятилетнего возраста в кругу семьи Перовских, родных со стороны матери.

Поэт вырос на просторах русских и украинских лесов и степей, в совершенстве знал все происходящие в природе перемены. Весна – это любимое время года поэта. По мере того как вчитываешься в стихи поэта, все больше понимаешь: за всем этим разнообразием сменяющихся картин лесов, полей сквозит что-то единое и самое важное - это любовь к родной земле. Он изобразил родную природу, сопровождающей человека на всех стадиях его жизни, чуткой к его радостям и страданиям. Природа у Толстого прекрасна, а красота имеет свойство утешать, врачевать, «выпрямлять» человека.

Стихотворения А.Толстого отличаются необычной музыкальностью, ритмичностью. Недаром ко многим стихотворениям А.Толстого лучшими композиторами написана музыка. Самое известное из них «Колокольчики мои…»

«Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», - признавался Чайковский.

9. Прослушивание романса «Колокольчики мои…»

10.Давайте обратимся к его стихотворению «Где гнутся над омутом лозы…»

(чтение стихотворения учащимся.)

11. Анализ особенностей стихотворения.

-Какой пейзаж изображен А.Толстым? ( Изображен летний пейзаж: омут, окруженный ивовым кустарником, горячее летнее солнце, веселый хоровод стрекоз.)

-Чем это стихотворение отличается от других стихотворных пейзажей ?

(Это стихотворение-сценка, большая часть занимает прямая речь – песня стрекоз, заманивающих ребенка, усыпляющих его осторожность.)

-Какими приемами создается мелодия этого стихотворения? (Убаюкивающая, завораживающая мелодия песни создается обращениями, повторами, мерным, плавным, ласковым ритмом.)

Познакомимся с новой стилистической фигурой анафорой (одинаковым началом строк).Прочитаем, что такое анафора? Найдём в каких строфах есть единоначатие?

12. Давайте посмотрим ваши рисунки, которые вы нарисовали к этому стихотворению.

13.Чтец. Осень. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.

14. Давайте послушаем стихи, в которых поэты рисовали осенний пейзаж.

Есть в осени первоначальной

Ф.Тютчев

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Прозрачный воздух, день хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде...

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

Александр Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Славная осень

Н.А. Некрасов

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно - покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни...

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни -

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю...

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою...

15.Итоги урока.

С творчеством каких писателей мы с вами познакомились? Что нового узнали? Почему поэты обращались к теме природы в своих стихотворениях?

Заключительное слово учителя.

Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, все сливается в общий хор жизни и любви.

16. Чтение учащимися сочинений – миниатюр «Моё любимое время года».

Домашнее задание : выучить наизусть понравившееся стихотворение поэтов 19 века о природе.

По литературе VI класса есть лирические произведения, которые можно объединить разделом «Родная природа в изображении русских поэтов». Изучение этих произведений вызывает немалые трудности у учителей-словесников. Поэтому часто это изучение сводится лишь к выразительному чтению и заучиванию наизусть.

Главная задача учителя - организовать работу со стихотворениями о природе так, чтобы пробудить интерес и любовь к поэзии. Поэтому первое, что необходимо учителю, - это освоить образное содержание стихотворения , добиться того, чтобы ученик отчетливо представлял, видел предмет изображения. Как писал В. Набоков: «Главная задача писателя - превратить читателя в зрителя». Затем - выявление основных чувств, которые вызывает та или иная картина, тот или иной предмет, которые помогут школьникам понять основной тон стихотворения и проникнуться чувствами, которые стремился пробудить поэт, и, наконец, личное отношение к нарисованному, которое отразится в выразительном чтении того или иного стихотворения.

В хрестоматии VI класса поэзия о природе представлена двумя разделами: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX в.» и «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX в.». Пожалуй, не следует изучать их в одно время. Это может снизить интерес шестиклассников и вызовет большие трудности у учителя. Поэтому лучше стихотворения русских поэтов XX в. отнести на конец изучения темы «Произведения русских писателей XX в.».

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Русские поэты посвятили природе различных времён года множество стихотворений. При этом каждый видел и по-своему запечатлевал весну, лето, осень и зиму.

Евгений Абрамович Баратынский 1800-1844

«Весна, весна! как воздух чист!..» В стихотворении Е. А. Баратынский встречает весну ликующим, восторженным гимном. Поэт радостно приветствует раннюю весну, которая со всей мощью и присущим ей блеском приходит на смену зиме.

Она и в поэте пробуждает порыв к идеалу, к высоким чувствам и желание слиться в этом едином порыве с природой и раствориться в ней.

В другом стихотворении («Чудный град порой сольется...») Баратынский пишет о том, что иногда летучие облака могут создать таинственный «чудный град», но, навеянный образами природы, он мгновенен, хрупок и зыбок. Под напором ветра он рушится, и это прекрасное видение бесследно исчезает. В стихотворении возникает тонкое сравнение с поэтической мечтой, которая столь же мгновенна и хрупка, как и природное видение. Она тоже недолгая гостья в мире повседневной суеты.

По двум стихотворениям Баратынского уже можно судить о том, что жизнь природы сопоставлена с жизнью человека. Рассказывая о жизни природы, поэт передаёт свои чувства, мысли, свои желания и тревоги. Все изменения в природе напоминают отношения между людьми.

    Весна, весна! как воздух чист!
    Как ясен небосклон!
    Своей лазурию живой
    Слепит мне очи он.

    Весна, весна! как высоко
    На крыльях ветерка,
    Ласкаясь к солнечным лучам,
    Летают облака!

    Шумят ручьи! блестят ручьи!
    Взревев, река несёт
    На торжествующем хребте
    Поднятый ею лёд!

    Ещё древа обнажены,
    Но в роще ветхий лист,
    Как прежде, под моей ногой
    И шумен и душист.

    Под солнце самое взвился
    И в яркой вышине
    Незримый жавронок поёт
    Заздравный гимн весне.

    Что с нею, что с моей душой?
    С ручьем она ручей,
    И с птичкой птичка! с ним журчит,
    Летает в небе с ней!..

    Чудный град порой сольётся
    Из летучих облаков;
    Но лишь ветр его коснётся,
    Он исчезнет без следов.
    Так мгновенные созданья
    Поэтической мечты
    Исчезают от дыханья
    Посторонней суеты.

Яков Петрович Полонский 1819-1898

«По горам две хмурых тучи...» В стихотворении Я. П. Полонского образы двух туч и скалы напоминают детей и мать. Тучи днём блуждали вдали от матери, а к вечеру склонились на грудь скалы, но обеим места не хватило, и они повздорили. Из их ссоры родилась молния, грянул гром. Схватка туч, однако, больно отозвалась в сердце матери-скалы, потому что ей были одинаково дороги обе тучи. Она жалобно застонала, и тучи-дети вняли этому стону. Они не хотели обижать скалу-мать и, обескураженные, удивлённые своим поступком и пожалевшие скалу, мирно улеглись у её ног, смиренно признавая свою неправоту. Так наблюдение над предгрозовым пейзажем рождает лирический сюжет, в котором легко узнаются человеческие отношения родителей и детей.

    Но горам две хмурых тучи
    Знойным вечером блуждали
    И на грудь скалы горючей
    К ночи медленно сползали.
    Но сошлись - не уступили
    Той скалы друг другу даром
    И пустыню огласили
    Яркой молнии ударом.
    Грянул гром - по дебрям влажным
    Эхо резко засмеялось,
    А скала таким протяжным
    Стоном жалобно сказалась,
    Так вздохнула, что не смели
    Повторить удара тучи
    И у ног скалы горючей
    Улеглись и обомлели...

«Посмотри - какая мгла...» В этом стихотворении тоже рождается лирический сюжет о «бледном месяце», который одиноко «в небе ходит», не зная приюта и освещая всё вокруг таинственным «фосфорическим лучом». В этом образе легко угадать поэта, бесприютного и печального в своём одиночестве, но проникающего всюду своим поэтическим воображением.

    Посмотри - какая мгла
    В глубине долин легла!
    Под её прозрачной дымкой
    В сонном сумраке ракит
    Тускло озеро блестит.

    Бледный месяц невидимкой
    В тесном сонме сизых туч,
    Без приюта в небе ходит
    И, сквозя, на все наводит
    Фосфорический свой луч.

Алексей Константинович Толстой 1817-1875

«Где гнутся над омутом лозы...» Современник Полонского поэт А. К. Толстой с помощью образов природы создаёт целые баллады. Весёлые стрекозы в стихотворении зовут мальчика ввысь, обещая научить его летать. Они обещают спеть ему много песен, показать отлогий берег и песчаное дно. Они рассказывают мальчику о том, как красиво вокруг, предлагают ему посмотреть на омут сверху, взлетев вместе с ними. Однако это может погубить ребёнка.

    Где гнутся над омутом лозы,
    Где летнее солнце печёт,
    Летают и пляшут стрекозы,
    Весёлый ведут хоровод:

    «Дитя, подойди к нам поближе,
    Тебя мы научим летать,
    Дитя, подойди, подойди же,
    Пока не проснулася мать!

    Под нами трепещут былинки,
    Нам так хорошо и тепло,
    У нас бирюзовые спинки,
    А крылышки точно стекло!

    Мы песенок знаем так много,
    Мы так тебя любим давно!
    Смотри, какой берег отлогий,
    Какое песчаное дно!..»

Вопросы и задания

  1. Вы прочитали стихотворения о родной природе поэтов XIX века и размышления литературоведа о них. О каком из этих стихотворений вам хотелось бы высказать своё суждение? Какое из них хочется выучить наизусть, потому что оно передаёт ваше восприятие того или другого явления природы и связанного с ним настроения?
  2. В стихотворении Е. А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист...» поэт подробно рассказывает о приметах наступающей весны («воздух чист», «ясен небосклон», «шумят ручьи», «жавронок поёт»). Поэт приветствует весну, которая будит и его собственные силы, веселит душу. Поэт возрождается вместе с природой.

    Какой литературный приём помогает сделать картину живой, а все видимые предметы очеловеченными, одухотворёнными?

  3. В стихотворении Баратынского «Чудный град порой сольётся...» говорится о видении и создании града из летучих облаков. Как вы это понимаете? Отчего исчезает видение города из облаков? Почему могут исчезнуть мечтания поэта?
  4. Найдите олицетворения и объясните их роль в стихотворении Полонского «По горам две хмурых тучи...». Какие образы возникают при чтении стихотворения?
  5. Стихотворение А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...» - может быть, красивая пейзажная картинка, может быть, страшная сказка... О чём она? Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы? Можно ли им верить?
  6. Подготовьте поэтический вечер и выставку репродукций русских художников-пейзажистов «Родная природа». На вечере вы расскажете о поэтах и прочитаете их стихотворения. Подберите аудиозаписи музыкальных произведений, которые будут сопровождать выступления чтецов.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ 19 ВЕКА. Учитель русского языка и литературы Нижнедобринской средней школы Смирнова Ольга Владимировна Класс: 6

2 слайд

Описание слайда:

ЦЕЛИ УРОКА - пробудить интерес к русской поэзии; понять мысли, чувства, настроения поэтов Е.А. Баратынского, А.А.Фета, Я.П. Полонского, Ф.И.Тютчева, А.К. Толстого; способствовать развитию умения анализировать поэтический текст; - прививать любовь к родной природе.

3 слайд

Описание слайда:

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... Ф. И. Тютчев

4 слайд

Описание слайда:

Каким литературоведческим термином можно назвать изображение природы? Иван Шишкин «Дорога во ржи» Пейза́ж- жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Полонский Яков Петрович (1819-1898) - поэт, прозаик, журналист, родился в Рязани в небольшой дворянской семье. Учился в Рязанской гимназии, окончил юридический факультет Московского университета. Он рано лишился матери. Служба отца требовала постоянных разъездов, и его воспитывали бабушка и тетка. Будучи гимназистом, Полонский написал приветственные стихи в честь будущего наследника престола Александра II. За эти стихи он получил от наследника престола золотые часы, которые вручил ему Жуковский. Любимые образы Якова Полонского - «степи», «дали», «простор», которые придают всем его стихотворениям (о родине, о любви) широту, раздолье, «простор»

8 слайд

Описание слайда:

Я.П.Полонский По горам две хмурых тучи Знойным вечером блуждали И на грудь скалы горючей К ночи медленно сползали. Но сошлись – не уступили Той скалы друг другу даром И пустыню огласили Яркой молнии ударом. Грянул гром – по дебрям влажным Эхо резко засмеялось, А скала таким протяжным Стоном жалобным сказалась, Так вздохнула, что не смели Повторить удара тучи И у ног скалы горючей Улеглись и обомлели.

9 слайд

Описание слайда:

Словарная работа: Горючий (разг.) – несчастный. Огласить – 1. Наполнить какими-нибудь громкими звуками. Дебри – 1. Места, заросшие непроходимым лесом. Обомлеть – цепенеть, ослабеть от неожиданности.

10 слайд

Описание слайда:

Найдите в стихотворении основные образы. Хмурые тучи, проблуждавшие весь вечер, к ночи оказались около скалы. Поделить ее им не удалось. Спор двух туч завершился молнией и громом. Застонала скала протяжно и жалобно, вздохнула. После этого тучи успокоились. Назовите средства художественной выразительности в стихотворении Олицетворение (передача свойств живого существа неживому предмету):тучи «блуждали», «сползали», «не уступили», «огласили», «не смели повторить», «улеглись», «обомлели»; эхо «засмеялось»; скала «вздохнула».

11 слайд

Описание слайда:

Полонский рисует летний горный пейзаж, знойный вечер переходит в ночь. Пейзаж динамичен – это впечатление создают глаголы движения, действия. «Блуждали», «сползали», «сошлись» - «не уступили», «огласили», «грянул», «засмеялось», «сказалась», «вздохнула», «не смели повторить», «улеглись и обомлели» Аллитерация (повторение согласных звуков – «р») позволяет нам не только увидеть, но и услышать все происходящее. Позже запишем определения понятия аллитерации в тетрадь.

12 слайд

Описание слайда:

Давайте определим размер стихотворения Какую картину рисует поэт? Какие мысли рождаются у поэта при наблюдении за предгрозовым пейзажем? Что вы можете сказать об отношении туч между собой? Как отозвалась скала на ссору двух туч у её подножия? Можно ли перенести описание явления природы на человеческие отношения?

13 слайд

Описание слайда:

По горам две хмурых тучи Знойным вечером блуждали И на грудь скалы горючей К ночи медленно сползали. Двусложный размер стиха, хорей.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Ветра теплого порывы, Дальний гром и дождь порой… Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя – Пламень белый и летучий Окаймил её края. Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Всё сердитей и смелей. Солнце раз ещё взглянуло Исподлобья на поля – И в сиянье потонула Вся сметенная земля.

16 слайд

Описание слайда:

Поэт рисует картину приближения грозы. Две первые строфы рисуют ожидание грозы, две вторые – саму грозу, пятая строфа изображает умиротворение освеженной грозой природы. Сравнение «Вихрем пыль летит с полей» придает стремительность действию. Для создания ярких образов природы, поэт использует эпитеты: «неохотно и несмело», «зеленеющие», «белый и летучий», «сердитей и смелей», «смятенная». Используя множество глаголов в стихотворении, Тютчев передает движение и изменения в природе, показывая тем самым течение жизни.

17 слайд

Описание слайда:

Каким словом вы можете определить основную тему стихотворения? (гроза) Найдите и выпишите слова словосочетания), которые можно объединить в смысловую группу «Настроение лирического героя». Каково же настроение? Смятенный Несмелый Принахмурилось Исподлобья

18 слайд

Описание слайда:

Назовите средства художественной выразительности, которыми пользуется автор. Предполагаемый ответ: Антитеза (противопоставление): несмело - смелей Олицетворение: сердитые капли, земля хмурится Эпитеты: сердитый, смелый Какие звуки создают в стихотворении фонетическую характеристику образа природы?

19 слайд

Описание слайда:

Давайте определим стихотворный размер Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Двусложный размер стиха, хорей.

20 слайд

Описание слайда:

Новое понятие, запишем в тетради: Аллитерация – повторение согласных звуков. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Ветра теплого порывы, Дальний гром и дождь порой… И раскаты громовые Всё сердитей и смелей.

21 слайд

Описание слайда:

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ 1817-1875 А. К. Толстой родился в Петербурге, в знатной дворянской семье. Детство его прошло на Украине. В имении дяди А. Перовского. Литературным дебютом бала повесть « Упырь». В 1850-х гг. Толстой печатался в «Современнике», входил в круг передовых писателей. Он известен как прозаик (роман «Князь Серебряный»), и как драматург. Лирика поражает глубоким проникновением в мир природы. Он мастер баллады. Романса. На его стихи писали музыку Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Рахманинов.

22 слайд

Описание слайда:

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет, Летают и пляшут стрекозы, Веселый ведут хоровод. "Дитя, подойди к нам поближе, Тебя мы научим летать, Дитя, подойди, подойди же, Пока не проснулася мать! Под нами трепещут былинки, Нам так хорошо и тепло, У нас бирюзовые спинки, А крылышки точно стекло! Мы песенок знаем так много, Мы так тебя любим давно - Смотри, какой берег отлогий, Какое песчаное дно!"

23 слайд

Описание слайда:

Главная идея произведения –мысль о том, что в летний знойный полдень, наблюдая за манящими созданиями, такими как стрекозы, важно не потерять реальность и не принять воображаемые образы за действительность.

24 слайд

Описание слайда:

Олицетворение – «летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод» помогает создать абсолютно живой образ насекомых. Сравнение «крылышки точно стекло» помогает красиво и точно «нарисовать» лёгких стрекоз. Встречаются повторы: «Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печёт…», «Дитя, подойди к нам поближе,…, Дитя, подойди, подойди же…». Эти приёмы в полной мере передают нам атмосферу стихотворения.

25 слайд

Описание слайда:

Фет (Шеншин) Афанасий Афанасьевич, (1820-1892) русский поэт, прозаик, переводчик Родился в селе Новосёлки (Орловская губерния) в семье помещика А.Н. Шеншина от Каролины Фёт, приехавшей из Германии. Вся жизнь поэта прошла в усилиях получить дворянство. Через четырнадцать лет после его рождения обнаружилась какая-то ошибка в метрике и он из дворянина в один миг стал иностранцем. Лишь в 1873 Фет по разрешению царя стал дворянином Шеншиным. К этому времени он уже был широко известен как поэт Фет. В 1838-1844 учился в Московском университете. Во время учёбы вышел его первый сборник – «Лирический пантеон» (1840), а начиная с 1842 его стихи стали регулярно печататься на страницах журналов.

26 слайд

Описание слайда:

Словарная работа: Гудёт (устар.) – гудит. Рог – 1. Музыкальный или сигнальный инструмент в виде изогнутой трубы с расширяющимся концом. Глашатай – в старину: лицо, объявляющее народу официальные известия

27 слайд

Описание слайда:

В первом четверостишие Фет описывает одиночество и растерянность, что царили у него на сердце. Во втором четверостишие начинается действие, резкое движение, далекие звуки, говорящие о беспокойстве поэта. В последнем четверостишие поэт предвкушает встречу с любимой, зная что ее уже нет в живых. Эти строчки можно интерпретировать как предчувствие поэтом собственной смерти, ведь Фет умер через год после написания этого стихотворения, в 1892 году.

28 слайд

Описание слайда:

Какие чувства испытывает герой, оставшись один в лесу? А строка «Ель рукавом мне тропинку завесила. » - явная метафора. Как вы думаете, что автор этим хотел передать? На какие части делится вторая строфа, и какое слово ее разделяет? К какой части речи оно (слово «чу») принадлежит? И с какой целью используется? А каким словом можно заменить это просторечное междометие?

29 слайд

Описание слайда:

Рассмотрим первую строку 3-ей строфы: «Сладостен зов мне глашатая медного!». Какова полная форма слова «сладостен»? А, как вы думаете, в чем отличие значений прилагательных «сладкий» и «сладостный»? Сладкий – имеющий вкус, свойственный сахару или меду. Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие. Здесь зов «глашатая медного» – символ жизни, присутствия человека – противопоставлен символу угасания природы– «мертвым листам»

30 слайд

Лучшие статьи по теме