Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • География
  • Экологической безопасности в школе. План мероприятий, посвященных экологической безопасности окружающей среды «Я и природа

Экологической безопасности в школе. План мероприятий, посвященных экологической безопасности окружающей среды «Я и природа

Выступление преподавателя-организатора ОБЖ

на Общем собрании трудового коллектива, Якшигуловой А.Ф.

«…Всё, что мы делаем, мы делаем для тех, кого любим сильнее всего - для наших детей».

Сохранение здоровья детей сегодня актуализируется повсеместным ухудшением экологической ситуации. На детях легко отражаются как положительные, так и отрицательные воздействия окружающей среды.

Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений актуальным является - экологическая безопасность.

Один из аспектов экологической безопасности образовательного учреждения - безопасность среды обитания (соответствие образовательного учреждения предъявляемым экологическим требованиям), а другой аспект – здоровьесбережение. Здоровьесбережение – один из важнейших принципов, реализуемых в современном образовании.

Деятельность школы по предотвращению неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, регламентируется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, которые определяют санитарно-гигиенические требования, в основе которых четко прописаны параметры таких экологических факторов как температура, свет, влажность применительно к среде, в которой находятся дети.

В содержание экологической безопасности школы включают: озеленение территории школы и уход за растениями; благоустройство хозяйственной зоны с расположенными мусорными баками, своевременный вывоз мусора; организацию утилизации химических отходов (химических веществ, остающихся после уроков химии), пищевых, древесных, а также разделение отдельных видов отходов (макулатура, упаковочные материалы, полиэтилен и др.).

Соблюдение определенных нормативов связанных с данными видами деятельности можно рассматривать как обеспечение образовательным учреждением экологической безопасности, поскольку их нарушение может привести к серьезным негативным последствиям, как для окружающей среды, так и для здоровья людей, в том числе детей.

Основными документами, регламентирующими вид деятельности, школьных образовательных учреждений являются:

    Конституция Российской Федерации.

    Закон РФ от 9.01.1996 № 3 «О радиационной безопасности населения.

    Закон РФ от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

    Нормы и требования к учебным кабинетам и подразделениям.
    НД УМБ РАО-2-2000 Издание официальное
    Разработан и внесен Центром средств обучения (Центр СО) Института общего среднего образования Российской академии образования (ИОСО РАО).

    Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" (с изменениями от 6 февраля, 17 ноября 2004 г., 8 июля 2006 г.).

    Приказ Минпросвещения СССР от 10.07.1987 г. № 127 «О введении в действие Правил техники безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ Минпросвещения СССР».

    Приказ Министерства образования и науки РФ № 03-417 от 01 апреля 2005 г. «Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

В основе обеспечение экологической безопасности лежит, прежде всего, соблюдение законодательных норм государственного и международного права в области экологии. Знание этих правил позволяет грамотно и профессионально организовать деятельность образовательного учреждения по предупреждению экологических рисков и негативного воздействия на окружающую среду, а значит предотвратить возможный вред здоровью детей.

Обеспечение экологической безопасности является формирование экологической культуры учащихся. Важная роль в формировании экологической культуры личности принадлежит системе непрерывного экологического образования. Формирование экологической культуры входит в задачи урочной и внеурочной деятельности школы.

В современных условиях школа должна не только заниматься воспитанием у детей ценности здорового и безопасного образа жизни, но и стремиться обеспечить ему безопасную окружающую среду.

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат г. Моздок»

Внеклассное мероприятие

к Году Экологии

Учитель географии

Калоева Марина Эльбрусовна

«Природу нужно беречь, как мы бережем человека.

Потомки никогда не простят нам опустошения земли,

надругательства над тем, что принадлежит не

только нам, но и им по праву».

К Паустовский.

Цель: Ознакомить учащихся с влиянием человека на природу. Формировать понятия «экологическая безопасность». Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход мероприятия.

Добрый день уважаемые друзья. Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии. Января 2016 года Президент РФ В.В Путин в целях привлечения общества к вопросам экологического развития РФ, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности подписал указ №7 «О проведении в 2017 году в РФ года экологии».

Кромсая лед, меняем рек течение,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы еще придем просить прощенья

У этих рек барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька,

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого… пока.

Аэродромы пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды.

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды…

Р. Рождественский.

Вот несколько строк из стихотворения Р. Рождественского, но они отражают тот факт, что все мы, люди 21 века почти не заметно для себя оказались не просто свидетелями, но и виновниками этих печальных изменений. Ведь это мы, взрослые и дети потребляем электроэнергию, для вырабатывания которой существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают миллионы тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием… А заводы и фабрики, огромные мегаполисы отравляющие воздух почву и воду.

На планете год от года

Человек вредит природе

И не понял он, чудак,

Что природа – не пустяк!

Он привык все покорять,

Но не может он понять:

Коль беречь ее не будет

Все живое он погубит.

Если планету загрязнять, все живое погибнет, погибнет планета. Самое страшное, что человек сам загрязняет окружающую среду и к человеку же эти загрязняющие вещества и возвращаются. Может ли при этом человек оставаться здоровым? Это значит, что надо уметь защищать и беречь свой дом Землю, а значит и свое здоровье. Каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и правила экологической безопасности.

Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязняющей среды. Давайте прочитаем текст, восстановим пропущенные слова и узнаем правила экологической безопасности.

  1. ____ стой вблизи машины с работающим ______________.
  2. Не оставайся в закрытом гараже во время работы _______________.
  3. Разводи ____________, которые очищают воздух.
  4. Не стой рядом с _____________ людьми.
  5. Нельзя купаться в _____________ воде.
  6. Пей только _____________ воду.
  7. Надевай головной убор во время _________, он может быть кислотным.
  8. Не собирай _________вблизи дорог, заводов, свалок.
  9. Перед едой ______ фрукты и овощи _________ водой.
  10. Не ешь продукты, у которых истек срок ____________.

Не, растения, машины, двигателем, грязной, чистую, курящими, дождя, мой, годности, чистой, и ягоды.

Учеными посчитано:

  • За один день на земле исчезает сто видов растений и животных;
  • Каждую минуту сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров;
  • Бумага до полного разложения лежит два года, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет 200 лет, стеклянная посуда 2000 лет.

Эта проблема особенно актуально звучит сейчас. А пока что от нас требуется? Главное чтобы все были объединены одной целью – сохранить, поддержать и улучшить экологическое благополучие окружающей среды. Только благодаря слаженному и тесному взаимодействию, можно достичь значимых результатов.

Год экологии – это хороший повод, чтобы вспомнить о том, что природа позаботилась о нас, подарив нам огромное количество необходимых ресурсов, а также напоминание о том, чтобы о ней позаботились.

Для охраны окружающей среды создаются заповедники, национальные парки, исчезающие виды растений и животных заносят в Красную книгу.

Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле – матери. Зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества. Наука экология изучает наш дом – планету Земля и то, как надо жить в этом доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависит друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку… Поэтому сохранить природу – значит сохранить жизнь.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В универсальных ты походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить.

Должна быть чистою Земля и небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя терзал за веком век,

И брал все только для себя «разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать «природную среду»,

Но почему ж так поздно мы почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым нам трудно разглядеть

Все те страдания, что Земле приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды, коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов, где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга и чистую гладь рек –

Всю Землю можешь только ты, разумный человек!

Наша Земля – голубая планета,

Воздухом свежим и солнцем одета.

Нет, вы поверьте, Земли голубей

От синевы рек, озер и морей.

Горы, равнины, леса и поля –

Все это наша планета Земля.

Ветры поют, с облаками играя,

Ливни шумят… и от края до края

Вы не найдете чудесней на свете

Нашей прекрасной и доброй планеты!!!

Земля – прекрасная планета,

В сиянье солнечных лучей.

Люблю встречать твои рассветы

И слышать, как течет ручей.

Смотреть, как волны набегают

Играя галькой на ходу,

Как птицы с юга прилетают

К большому старому пруду.

Деревьев робкие листочки,

И запах трав в немой ночи.

Как на деревьях бухнут почки,

Как дятел по коре стучит.

Твои рассветы и закаты,

Равнины, реки и поля.

Все чем с рождением когда-то

Нас одарила мать Земля.


Современное состояние окружающей среды, обусловливающее качество жизни человека напрямую зависит от хозяйственной деятельности человека, которая в большинстве случаев приводит к ухудшению экологической обстановки. Таким образом, для решения проблемы безопасного существования человечества в условиях постоянно возрастающих экологических катастроф крайне необходимо формирование знаний в области экологической безопасности.

Понятие «Экологическая безопасность» довольно часто употребляется как синоним «безопасности жизнедеятельности», т. к. также предполагает наличие знаний, обеспечивающих защиту человека от различного рода негативных воздействий, и обеспечение комфортных условий его обитания, при сохранении соответствующего безопасного состояния самой природной среды. .

В экологическом образовании школьников важную роль отводят экологически ориентированному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». При этом необходимо отметить существование несоответствия между потребностью в формировании знаний по экологической безопасности и представленностью соответствующего материала в рабочей программе данного курса, а также слабой сформированностью регионального компонента экологического воспитания школьников .

Проведенный анализ научной литературы показал, что эффективность формирования знаний учащихся по экологической безопасности зависит от соблюдения некоторых условий: необходимо формировать заинтересованность учащихся в усвоении содержания учебного материала; осуществлять четкое планирование содержания учебного материала эколого-краеведческой направленности; обязательно учитывать возрастные особенности учащихся при разработке уроков; последовательно и системно использовать методы и приемы, активизирующих деятельность учащихся во время усвоения учебного материала; взаимосвязь уроков и внеурочных мероприятий по проблеме обеспечения экологической безопасности региона . Также согласно исследованиям, для школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» характерны следующие требования к организации деятельности учащихся в рамках школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: овладение определенными знаниями и умениями в области основ безопасности жизнедеятельности; овладение общим алгоритмом действий по организации самостоятельной учебно-исследовательской деятельности; обобщение содержания учебного материала, включенного в учебно-исследовательские задания по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», формирующих навыки решения ситуационных задач в повседневной жизни .

Изучение эффективности формирования знаний по экологической безопасности в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с использованием метода анкетирования показало, что в рамках данного курса формируются отрывистые представления о реальном состоянии вопросов по экологической безопасности, не складывающиеся в целостную картину, при этом не делается акцент на наиболее значимые и глобальные экологические проблемы. Например, загрязнение окружающей среды классифицируется учащимися как наиболее важная проблема, тогда как перенаселение Земли и нерациональное природопользование указывается гораздо реже, что может указывать на недостаточность сформированности знаний о взаимоотношении природы и человека, и роли человека в природе .

По мнению Мамонтовой А.А основным результатом обучения экологической безопасности является формирование триединой системы личности, состоящей из когнитивного компонента (понятия и категории, раскрывающие содержание экологической безопасности), эмоционально-оценочного (оценка функционирования систем разного уровня с позиции экологической безопасности) и поведенческого (обусловлен опытом, действиями, готовностью к применению защиты самого себя от экстремальных ситуаций в природе и окружающей среде) .

Важным условием процесса формирования и развития понятий по экологической безопасности является комплексное применение словесных, наглядных и практических методов обучения с преимущественным использованием изобразительной наглядности (плакаты по экологической безопасности, технике безопасности с целью не допущения чрезвычайных ситуаций техногенного характера (ЧС ТХ), инструкции с правилами поведения при возникновении различных ЧС ТХ, таблицы статистических данных о ЧС ТХ, дидактические карточки, графики, диаграммы, расчетные задачи и многое другое), а также мультимедийных программ, с помощью которых можно искусственно создавать виртуальную ситуацию, описывающую определенную экологическую проблему .

Для повышения эффективности обучения экологической безопасности необходимо создавать для учащихся условия, в которых они могут проявить активность. Специфика активных методов обучения состоит в том, что они стимулируют использование различных форм моделирования экологических проблем и угроз, к поиску их решения в рамках экологической безопасности, также данный подход приводит к развитию творческих способностей учащихся . В рамках обучения экологической безопасности также возможно использование разнообразных интерактивных форм, основанных на технологиях программированного, проблемного обучения, а также игровые технологии.

Логичное развитие понятий по экологической безопасности может быть достигнуто путем выделения уроков по экологической безопасности и разработки методики поведения этих уроков как основной формы, направленной на формирование понятийного аппарата экологической безопасности .

Успешное формирование ценностного отношения к природе, знаний и умений по экологической безопасности, может реализовываться в процессе решения учащимися проблемных ситуаций. Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, когда известные способы решения не приводят к достижения цели, и тогда человек вынужден искать новые подходы. Таким образом, проблемная ситуация - это ситуация конфликта между уже сформированными знаниями и незнанием того, как объяснить новые явления. Это затруднение и является условием возникновения познавательной потребности .

При изучении вопросов взаимодействия человека и природы, различного рода опасностей, а также формировании моделей безопасного поведения в экстремальных условиях различного характера возможно использование материалов средства массовой информации (СМИ) на уроках ОБЖ в качестве иллюстрации жизненных ситуаций. Использование информации, представленной в СМИ, в комплексе с материалом учебника позволяет формировать целостное представление о безопасности в целом и об экологической безопасности в частности .

Уважаемые эксперты, подскажите, пожалуйста, какие документы должны быть разработаны в образовательном учреждении по экологической безопасности?

Ответ

Ответ на вопрос:

Деятельность по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности подлежит обязательному документированию.

Документация может быть: обосновывающая; разрешительная; организационно-распорядительная; плановая; договорная; отчетная; внутренняя документация административного управления.

В данной ситуации, прежде всего, можно назначить лицо, ответственное за экологическую безопасность. Эти обязанности можно возложить на преподавателя-организатора ОБЖ или иного работника.

Примерная форма приказа:

(наименование организации)

П Р И К А З № 1

Г. Москва _______________20__года

О назначении ответственного лица за охрану окружающей среды и обращения с отходами

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г., Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., ст. 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 г.

П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Назначить ответственным за охрану окружающей среды и обращения с отходами … (наименование должности) Иванова П.П.
2. Иванову П.П. вести учет хранения и передачи отходов сторонним организациям, имеющим лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов.

3. Иванову П.П. разработать, представить на утверждение до ______________20__ г.:

Положение о контроле в области обращения с отходами производства и потребления;

Порядок организации сбора, хранения, утилизации и вывоза отходов производства и потребления;

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Директор С.С. Сидоров

Ознакомлен: П.П. Иванов

Конкретный состав документации по экологической безопасности определяется в зависимости от характера и условий воздействия организации на окружающую среду исходя из прямых указаний в законах и подзаконных нормативных актах на обязательность определ?нных документов, а также исходя из необходимости документального подтверждения выполнения организацией установленных требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

осуществление федерального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;1абзац дополнительно включен с 1 августа 2011 года , утратил силу с 30 июня 2015 года - - см. ;

установление для целей государственного экологического надзора категорий хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, исходя из критериев и (или) показателей негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также определение показателей высокого и экстремально высокого химического и радиационного загрязнения окружающей среды;1государственное регулирование обращения озоноразрушающих веществ;

осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий;

установление перечня загрязняющих веществ;

Интересная информация о профстандарте инженер-эколога по охране окружающей среды размещена здесь.

установление перечня областей применения наилучших доступных технологий;

установление порядка разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям;

установление порядка выдачи комплексных экологических разрешений, внесения в них изменений, их переоформления и отзыва;1установление критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I-IV категорий.

1

Экологическая безопасность – это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Культура экологической безопасности – это совокупность экологических знаний, умений и навыков (компетенций) в области природоохранной деятельности, экологически осознанная деятельность и поведение человека не наносящая вред как природной, так и социокультурной среде. Существует насущная необходимость в разработке новых подходов и методов, педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса школы по экологическому обучению и воспитанию обучающихся, формированию их культуры экологической безопасности. Целью опытно-экспериментального исследования являлось – выявить педагогически действенное сопровождение, способствующее формированию компонентов культуры экологической безопасности, оценить степень ее сформированности у младшего школьника. В соответствии с целью разработана образовательная программа по воспитанию культуры экологической безопасности, включающая новые игровые формы занятий; проведена диагностика формирования компонентов культуры экологической безопасности на занятиях у детей младшего школьного возраста.

экологическая безопасность

культура экологической безопасности

социоприродная среда

1. Богданова Е.П. Формирование экологической компетентности у детей младшего школьного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5.

2. Несговорова Н.П. Из анализа готовности педагогов к осуществлению экологического образования // Открытое образование. – М., 2007. – № 1. – С. 75–78.

3. Несговорова Н.П. Интегрированный подход к определению готовности педагогов к осуществлению экологического образования // Вестник Адыгейского университета.– Майкоп, 2009. – № 1. – С. 98–104.

4. Несговорова Н.П. Формирование культуры экологической безопасности: содержательно-методический аспект / Н.П. Несговорова, В.Г. Савельев, Г.В. Иванцова, Е.П. Богданова, Г.Г Недюрмагомедов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1.

5. Об охране окружающей среды: Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // Российская газета. – № 2874 от 12.01.2002.

В Конституции Российской Федерации (глава 2, ст. 42) закреплены права граждан на благоприятную окружающую среду. В то же время в современном мире растет число катастроф, чрезвычайных ситуаций, приводящих к ухудшению состояния окружающей среды, глобальным изменениям на планете, к снижению комфортности и безопасности окружающей среды. В декабре 2013 года президентом Российской Федерации на основе «Стратегии национальной безопасности» (2009 г.) утверждена «Концепция общественной безопасности в РФ». Ее реализация должна способствовать повышению защищенности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от последствий проявления терроризма и экстремизма, обеспечению экологической безопасности.

Экологическая безопасность - это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий . Ее успешная реализация возможна не только посредством политического аппарата страны, но и при активном участии системы образования и через просвещение граждан. Чем более компетентными будут граждане страны в области охраны окружающей среды, предупреждения чрезвычайных ситуаций и возникновения экологической опасности, тем более безопасной будет социоприродная среда.

Воспитание гуманного и бережного отношения к окружающей среде необходимо осуществлять с раннего возраста.

Рис. 1. Структурная модель экологической безопасности

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357 в ФГОС начального общего образования внесены изменения, касающиеся содержания программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, включающие и усвоение таких базовых качеств, как любовь к Родине. Обеспечение безопасности социоприродной среды, как среды жизни человека важнейшая задача общества и каждого человека, понимающего и осознающего последствия своей деятельности и поведения. С раннего возраста необходимо формировать основы грамотного, гуманного отношения к окружающей среде и к жизни в целом. У ребенка создавать систему ценностей сохранения жизни и здоровья, ответственного отношения к самому себе и к окружающим.

Обеспечение экологической безопасности - одна из первоочередных задач, требующая осуществления на сегодняшний день.

По нашему мнению, экологическая безопасность должна строиться на основе следующих компонентов, тесно связанных между собой: морально-этический; аксиологический; когнитивный; активно-деятельностный.

1. Морально-этический компонент. Данный компонент включает нормативно-правовую и регуляторную функцию по обеспечению экологической безопасности. Базой морально-этического компонента являются: Конституция Российской Федерации; «Концепция общественной безопасности Российской Федерации»; предусмотренная Правительством РФ законодательная основа в области экологической безопасности. Нормы и правила в сфере экологической безопасности по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Постановление Правительства «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года».

Кроме того, этот компонент должен опираться на Федеральный закон «Об образований РФ» и Федеральный государственный образовательный стандарт, предусматривающий реализацию образовательной функции по формированию культуры экологической безопасности.

Рис. 2. Основные компоненты экологической безопасности

2. Аксиологический компонент. Воспитание ценностного отношения к окружающей среде и к жизни в целом - одна из главных функций экологического образования и просвещения. Непрагматическое, перцептивно-аффективное отношение к окружающей среде определяет основу ценностного восприятия мира. Формирование экологических ценностей и ценностных установок у учащихся является основой экологического образования в области экологической безопасности, формирования культуры экологической безопасности .

3. Когнитивный компонент (компетентностный). Данный компонент включает в себя формирование основных (базовых) компетенций в сфере экологического образования и просвещения по вопросам экологической безопасности, а также предусматривает становление и развитие экологической грамотности, образованности, экологической воспитанности (чувство ответственности, гуманности); экологически осознанного поведения и деятельности .

4. Активно-деятельностный компонент. Основой образования в сфере экологической безопасности выступает активная деятельность государства, педагогов и обучающихся.

Данный компонент включает в себя действия по снижению возможности возникновения экологических рисков как природного, так и техногенного характера. Для максимально эффективного снижения возможности возникновения экологических рисков развивать у детей риск-мышление, осознанное поведение, культуру экологической безопасности.

Формирование основ экологической безопасности в семье, образовательных учреждениях позволит снизить возможность возникновения риска потери здоровья и жизни.

Чем ответственней мы будем относиться к вопросам безопасности жизни и здоровья, тем обдуманнее будут действия общества по сохранению социоприродной среды.

С раннего возраста родители должны воспитывать в ребенке чувство ответственности за свои поступки и действия, через игру учить основам поведения в обществе и природе, способствовать становлению основ культуры экологической безопасности.

Что такое «культура экологической безопасности»? Конечно, ее предмет будет несколько отличаться по отношению к личности, здоровью и благополучию человека, живущего в современном мире, по отношению к обществу, человечеству в целом. По мнению Н.П. Несговоровой «культура экологической безопасности - это совокупность экологических знаний, умений и навыков (компетенций) в области природоохранной деятельности, экологически осознанная деятельность и поведение человека не наносящая вред как природной, так и социокультурной среде» .

Модель формирования основ культуры экологической безопасности в начальной школе. По мнению разработчиков новогообразовательного стандарта, необходимо разрабатывать образовательные программы, реализация которых будет способствовать становлению и развитию здорового и безопасного образа жизни, усвоению основных базовых знаний, умений и навыков. Выпускник должен обладать рядом таких качеств, как любовь к Родине, экологическая грамотность, ответственность. Все это будет показателем его уровня культуры по отношению к себе и к окружающим.

Рис. 3. Модель формирования общих компетенций культуры экологической безопасности в начальной школе

Следовательно, существует насущная необходимость в разработке новых подходов и методов, педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса школы по экологическому обучению и воспитанию.

В качестве основы педагогического сопровождения нами разработан конструктивный подход, который позволяет учесть основные требования и условия учебно-воспитательного процесса как школы, так и учреждения дополнительного образования детей. В рамках конструктивного подхода разработаны учебные конструкции занятий, которые позволяют учитывать возможности и способности каждого ребенка на занятиях по экологическому образованию.

В учебно-воспитательном процессе по формированию культуры экологической безопасности взаимодействуют 4 компонента :

  • компетентностный компонент, который включает в себя систему знаний, умений и навыков по экологической безопасности обучающихся с 1 по 4 класс в отдельности;
  • деятельностный компонент, включающий деятельность обучающихся и обучающих;
  • аксиологический компонент включает в себя формирование ценностных отношений к природе, к жизни и к здоровью личности, безопасной жизнедеятельности;
  • результативно-рефлексивный компонент включает в себя систему самоконтроля знаний, умений и навыков каждого ученика, а также самоанализ деятельности (рефлексию).

Результаты опытно-экспериментальной работы. В эксперименте принимали участие учащиеся младших классов (192 ученика) общеобразовательных школ города Кургана: Гимназия № 32, МБОУ СОШ № 42, МБОУ СОШ № 11.

Цель опытно-экспериментального исследования - выявить педагогически действенное сопровождение, способствующее формированию компонентов культуры экологической безопасности, оценить степень ее сформированности.

В соответствии с целью разработана образовательная программа по воспитанию культуры экологической безопасности, включающая новые игровые формы занятий; проведена диагностика формирования компонентов культуры экологической безопасности на занятиях у детей младшего школьного возраста.

Формирование знаний по экологической безопасности у детей младшего школьного возраста лучше всего проходят через игру, так как дети в этом возрасте играют с удовольствием. Нами проведен входной контроль с помощью вопросника «Натурафил» и анкетирования учащихся начальной школы.

Дети младшего школьного возраста с интересом и любопытством изучают окружающий мир, а на занятиях получают знания о природе родного края. Учащиеся вторых - четвертых классов любят помогать взрослым на приусадебном участке, с охотой ухаживают за домашними питомцами, с интересом смотрят научно-популярные фильмы и телепередачи о живой природе.

В то же время результаты анкетирования и опросов показали низкий уровень познавательных мотивов (27,6 %); общекультурных (12,5 %) и специальных знаний у обучающихся (поверхностные знания - 48,4 %), специальных умений и навыков, мотивации экологической деятельности и активности на занятиях. Данное явление мы объясняем тем, что урок как основная форма занятий не эффективен, необходимо разработать и проводить иные формы занятий по формированию компонентов культуры экологической безопасности у младших школьников. Нами разработаны игры-конструкции на основе учебных конструкций «Ступеньки» (1-2 класс) и «Этажи» (3-4 класс). Проведен комплекс игр-конструкций: две дидактические игры «Курган», «Сокровища старого парка», ролевая игра «Белочка-умелочка» и игровая ситуация «Лесное происшествие». В начале и в конце игр проводилась рефлексия.

Рис. 4. Динамика формирования компонентов культуры экологической безопасности у обучающихся с первоначальным низким уровнем

Результаты итогового контроля показывают увеличение уровня познавательных мотивов (71,3 %) учения, обучающиеся младших классов стали более целеустремленными на занятиях по экологической безопасности. Наблюдается рост усвоения знаний, как общекультурного (77,08 %) плана, так и специальных знаний по экологической безопасности (70,8 %) у обучающихся. Происходит рост уровня сформированности специальных умений и навыков в сфере экологической безопасности, учащиеся более активно принимают участие на занятиях, мыслительная деятельность возросла, формируется умение принимать быстрые решения в критических ситуациях, ценить свое здоровье и здоровье других людей. Поведение в природе стало более осознанным и безопасным. Обучающиеся научились самостоятельно работать как индивидуально, так и в микрогруппах.

В ходе исследования были выделены несколько групп обучающихся, уровень знаний которых по результатам контроля низкий и средний.

В начале исследования у обучающихся выявлен низкий уровень по 7 показателям: познавательные мотивы, объем общекультурных знаний, объем специальных знаний, уровень сформированности специальных навыков, применение специальных умений, умение риск-мышления, уровень сформированности специальных навыков. По результатам текущего контроля на низком уровне остались 5 показателей: объем общекультурных и специальных знаний, уровень сформированности специальных умений, применение специальных умений на занятиях и умение риск-мышления. Итоговый контроль показал, что обучающиеся с низким уровнем смогли усвоить минимум знаний и решать несложные задания на занятиях, научились оценивать, прогнозировать и анализировать свою деятельность.

Обучающиеся начальных классов проявили заинтересованность в занятиях, были активны на занятии, стремились самостоятельно принимать решения, а также без помощи учителя научились разрабатывать правила поведения и безопасной деятельности в школе и на пришкольном участке.

По результатам проведенных занятий можно сделать вывод, что игровые формы, экскурсии и творческие мастерские - эффективны, учащиеся с интересом занимаются и активно участвуют на занятиях, создают продукты творчества (рисунки, поделки, экологический проект).

Рецензенты:

Несговорова Н.П., д.п.н., профессор, руководитель секции «Экология и природопользование», ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет», г. Курган;

Савиных В.Л., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики, ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет», г. Курган.

Работа поступила в редакцию 05.08.2014.

Библиографическая ссылка

Богданова Е.П., Куприянова Т.С. КУЛЬТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ КАК УСЛОВИЕ БЕСКОНФЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СОЦИОПРИРОДНОЙ СРЕДОЙ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-7. – С. 1602-1607;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35111 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Лучшие статьи по теме