Gm2irk - Образовательный портал

Шукшин рассказы читать краткое содержание. Срезал

Рассказ «Срезал» Шукшина, написанный в 1970 году, поднимает серьезные социальные и нравственные проблемы, среди которых наиболее выделяются падение нравов и невежество деревенских жителей.

Для лучшей подготовки к уроку литературы и рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Срезал», а после – проверить свои знания при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Константин Иванович Журавлев – кандидат, умный образованный, воспитанный мужчина.

Глеб Капустин – неглубокий, ехидный, завистливый к чужим успехам мужчина.

Другие персонажи

Валентина Журавлева – супруга Константина Ивановича, также кандидат.

Агафья – мать Константина Журавлева.

Мужики – односельчане Журавлева, малограмотные жители села.

В небольшую деревушку под названием Новая приезжает кандидат наук Константин Журавлев с супругой и дочкой – мать « попроведовать, отдохнуть ». Будучи уже совершенно городским жителем, он решает с семьей провести время в родной деревне, вдали от суеты и проблем большого города.

К вечеру все жители Новой знали, что к старухе Агафье Журавлевой на такси приехал « богатый, ученый » сын и привез подарки: « электрический самовар, цветастый халат и деревянные ложки ».

Вечером того же дня селяне после работы собираются у крыльца дома Глеба Капустина – начитанного и ехидного мужика сорока лет. Так уж сложилось, что из этой деревни вышло немало « знатных людей: один полковник, два летчика, врач, корреспондент ».

По заведенным обычаям, когда такой человек приезжал на малую родину, в его доме собирался народ, чтобы послушать истории успешного земляка. Капустин же славился умением «срезать» знатного гостя – то есть, поставить его в неловкое, иногда даже унизительное положение перед сельчанами.

В этот раз Капустин в компании товарищей держит путь к дому старухи Журавлевой. По дороге он узнает, что кандидатом является не только Константин Иванович, но и его жена Валя, вот только « в какой области кандидаты » – неизвестно.

Константин Иванович радостно встречает гостей, просит мать накрыть на стол. Он принимается вспоминать детство, школьные годы со своими давнишними приятелями. Тем временем Глеб, который « был родом из соседней деревни », разговор этот не поддерживает, и явно готовится к нападению.

Узнав, что Журавлев работает на филфаке, Глеб оживает, и принимается задавать вопросы, касающиеся философии – о « первичности духа и материи », « понятии невесомости ». Эти мудреные слова вычитаны Капустиным из журналов и газет, и смысла их он совершенно не понимает, но держит перед односельчанами марку.

Капустин вызывает у супругов искренний смех своим вопросом об их отношении « к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера », а также к тому, « что Луна тоже дело рук разума ». Журавлевы теряются, и не знают, как правильно реагировать на этот поток явного абсурда, но, будучи хорошо воспитанными людьми, не уличают гостя в безграмотности.

Константин Иванович старается держать доброжелательный тон с гостем, но Капустин настроен весьма решительно – он во что бы то ни стало должен доказать перед односельчанами свое превосходство над кандидатами, ничего не смыслящими в «серьезных» вопросах.

Заметив, как на одну из сказанных им глупостей Журавлев многозначительно переглядывается с женой, Капустин « взмыл ввысь », чтобы нанести сокрушительный удар. Он принимается обвинять супругов в том, что они не читают газет, и « что кандидатство – это ведь не костюм, который купил – и раз и навсегда ». Напоследок он просит чету Журавлевых чаще спускаться на землю – « падать будет не так больно ».

На закономерный вопрос Валентины, в чем же, собственно, заключается их нескромность, Капустин по своему обычаю уходит от прямого ответа и предлагает им подумать на этим на досуге.

Глеб признается, что любит « по носу щелкнуть – не задирайся выше ватерлинии ». Он в одиночестве покидает дом Журавлевых, а мужики, всегда с большим удовольствием наблюдающие его нападки на знатных людей, довольны – и в этот раз Глебу удалось их ловко «срезать». Капустин восхищает и неизменно удивляет односельчан, но не пользуется любовью из-за своего злого, жестокого характера, потому что « жестокость никто, никогда, нигде не любил еще ».

На следующий день Капустин, придя на работу, как бы между прочим интересуется у мужиков: «Ну, как там кандидат-то?» . Ему обязательно нужно узнать о безоговорочном унижении городского «выскочки» и услышать подтверждение собственной значимости.

Заключение

В своей книге Шукшин высмеивает невежественных людей, не способных принять чужого успеха и из чувства сильной зависти желающих унизить и как можно больнее уколоть действительного умного и образованного человека.

Краткий пересказ «Срезал» пригодится для читательского дневника, а также при подготовке к уроку литературы.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 362.

«Студент - рослый парняга с простым хорошим лицом» опаздывает на экзамен по русской литературе. Профессор сердится, но одергивает себя: парень опоздал потому, что на работе выполнял срочный заказ. Студент берет билет, готовится, начинает отвечать на вопрос по «Слову о полку Игореве». Профессор очень быстро понимает, что студент произведение не читал, а знаком в лучшем случае с «дурацким предисловием». Профессор называет такие ситуации «ягодками заочного обучения».

Студент признается, что «Слово...» только просмотрел, потому что было много срочной работы. Профессор принимается стыдить и бранить студента за нерадивость, за то, что тот, русский человек, не читал «величайшее национальное произведение». Студент смущенно просит задать ему еще вопросы, объясняет, что «готовился», Профессор задает несколько наводящих вопросов, раздражается, издевательским тоном интересуется, как же это князь попал в плен. Студент резким, решительным тоном заявляет, что профессору надо поставить ему двойку и отпустить. Он сам воевал и был в плену три месяца, а потом бежал с этапа. Профессор настойчиво пытается заставить студента связно рассказать об этом эпизоде, но тот отвечает односложно. Он ни о чем не думал в плену, ни с кем ни о чем не говорил.

Профессор принимается рассказывать студенту, что в Киеве, над Подолом (район Киева), ему постоянно приходила в голову мысль о том, что он уже когда-то бывал там, в прошлой жизни, может быть, во времена князя Игоря. Там, над Подолом, профессор «каким-то образом постигал все, что относится к войне». Например, там ему в голову пришла мысль, что часовых надо «снимать» бесшумно, напугав, подползти незаметно и очень тихо спросить о чем-нибудь нейтральном. По мнению профессора, это ощущение над Подолом приходит к нему потому, что «страна наша много воюет. Трудно воюет. Это почти всегда народная война и народное горе. И даже тот, кто не принимает непосредственного участия в войне, все равно живет теми же чувствами и заботами, какими живет народ».

Профессор интересуется, не считает ли студент его старым чудаком. Тот отвечает, что ему, напротив, очень интересно, и он старается понять профессора. Профессор дарит студенту экземпляр «Слова о полку Игореве» с дарственной надписью, настаивает, чтобы тот обязательно прочел книгу.

Выйдя из аудитории, студент открывает зачетку. Его бы устроило «удовлетворительно» по сегодняшнему предмету, и было бы неловко, если бы профессор поставил ему «хорошо» или «отлично». Ho в зачетке стоит «плохо». Засмеявшись, студент выходит на улицу. А профессор долго стоит у окна, думает.

Взрослый, но наивный мужчина по простоте своей попадает в различные неприятности. Его попытки помочь окружающим всякий раз оканчиваются плачевно.

Василий Егорыч Князев - киномеханик, странноватый мужчина, работающий в селе. Жена называет его Чудиком.

Чудик собирается на Урал, к брату, с которым не виделся около двенадцати лет, но перед поездкой влипает в разные неприятные истории. В магазине, купив племянникам гостинцев, он замечает пятидесятирублёвую бумажку, поднимает её и оставляет на кассе, предполагая, что за ней вернётся владелец. Выйдя на улицу, Чудик осознаёт, что это именно он потерял свои деньги. Вернуться за ними он не смеет, думая, что люди примут его за человека, решившего прикарманить чужой полтинник.

На Урал Чудик летит в самолёте, который совершает посадку не на взлётно-посадочной полосе, а на картофельном поле. При посадке сосед Чудика теряет свою вставную челюсть. Василий решает помочь ему и находит челюсть, но вместо благодарности получает в свой адрес ругань: владельцу челюсти не понравилось, что Чудик взял её в руки. Давая телеграмму домой, Князев в привычном для себя стиле сообщает жене, что долетел благополучно. Строгая телеграфистка требует изменить текст, Чудик вынужден подчиниться.

Приехав к брату, Василий сразу ощущает на себе неприязнь снохи, буфетчицы Софьи Ивановны. Выпивший Чудик вместе с братом Дмитрием вынуждены из дома переместиться на улицу, где оба придаются воспоминаниям и философствуют.

На следующий день Чудик просыпается и обнаруживает, что один дома. Решив сделать что-нибудь приятное для снохи, Князев решает разрисовать коляску. Сделав на коляске рисунки, он отправляется ходить по магазинам. Вернувшись вечером, он слышит, как брат ругается со своей женой, которой совсем не понравилась разрисованная коляска. Она требует, чтобы Чудик уехал, грозится выбросить его чемодан. Чудик понимает, что ему не рады, и уезжает домой.

Шукшин Василий

Приезжий

Василий Шукшин

Приезжий

Против председателя сельсовета, боком к столу, утонув в новеньком необъятном кресле (председатель сам очень удивился, когда к нему завезли эти мягкие, пахучие громадины - три штуки! "Прям как бабы хорошие", - сказал он тогда) сидел не старый еще, седой мужчина в прекрасном светлом костюме, худощавый, чуть хмельной, весело отвечал на вопросы.

Как это? - не мог понять председатель.- Просто - куда глаза глядят?

Да. Взял подробную карту области, ткнул пальцем - Мякишево. Мгм, Мякишево... Попробовал на вкус - ладно. Приезжаю, узнаю: речка Мятла. О господи!.. еще вкуснее. Спрашивается, где же мне отдыхать, как не в Мякишеве, что на речке Мятле?

Ну, а на юг, например? В санаторий...

В санаториях - нездорово,

Вот те раз!..

Вы бывали?

Бывал, мне нравится.

А мне не нравится. Мне нравится, где не подстрижено, не заплевано... Словом, у вас возражений нет, если я отдохну в вашем селе? Паспорт у меня в порядке...

Не нужен мне ваш паспорт. Отдыхайте на здоровье. Вы что, художник? - Председатель кивнул на этюдник.

Так, для себя.

Я понимаю, что не на базар. Для выставки?

Приезжий улыбнулся, и улыбка его вспыхнула ясным золотом вставных зубов.

Для выставки - это уже не для себя.- Ему нравилось отвечать на вопросы. Наверно, он с удовольствием отвечал бы даже на самые глупые.Для себя - это в печь.

Для чего же тогда рисовать?

Для души. Вот я стою перед деревом, положим, рисую, и понимаю: это глупо. Меня это успокаивает, я отдыхаю. То есть я с удовольствием убеждаюсь, что дерево, которое я возымел желание перенести на картон, никогда не будет деревом...

Но есть же - умеют.

Никто не умеет.

"Здорово поддавши, но держится хорошо",- отметил председатель.

Вы не подскажите, у кого бы я мог пока пожить? Пару недель, не больше.

Председатель подумал... И не заметил, что, пока соображал, успел отметить прекрасный костюм художника, золотые зубы, седину его, умение держаться...

Пожить-то? Если, допустим, у Синкиных?.. Дом большой, люди приветливые... Он у нас главным инженером работает на РТСе... Дом-то как раз над рекой, там прямо с террасы рисовать можно.

Прекрасно!

Только, знаете, он насчет этого - не любитель. Выпивает, конечно, по праздникам, а так... это... не любитель.

Да что вы, бог с вами! - воскликнул приезжий.- Это я ведь так с дороги... Не побрит вот еще...- А так я ни-ни! Тоже по праздникам: первое января, Первое мая, седьмое ноября, День шахтера, День железнодорожника...

Ну, это само собой,

Вы тоже в День железнодорожника?

Председатель засмеялся: ему нравился этот странный человек наивный, простодушный и очень не глупый,

У нас свой есть - день борозды. А вы что, железнодорожник?

Да. Знаете, проектирую безмостовую систему железнодорожного сообщения.

Как это - безмостовую?

А так. Вот идет поезд - нормально, по рельсам. Впереди - река. А моста нет. Поезд идет полным ходом...

Председатель пошевелился в кресле:

Что делает поезд? Он пла-авненько поднимается в воздух, перелетает,- приезжий показал рукой,- через реку, снова становится на рельсы и продолжает путь.

Председатель готов посмеяться вместе с приезжим, только ждет, чтобы тот пригласил.

Представляете, какая экономия? - серьезно спрашивает приезжий.

Это как же он, простите, перелетает? - Председатель все готов посмеяться и знает, что сейчас они посмеются.

Воздушная подушка! Паровоз пускает под себя мощную струю отработанного пара, вагоны делают то же самое - каждый под себя,паровоз подает им пар по тормозным шлангам... Весь состав пла-авненько перелетает реченьку...

Председатель засмеялся; приезжий тоже озарил свое продолговатое лицо ясной золотой улыбкой.

Представляете?

Представляю. Этак мы через месяц-другой пла-авненько будем в коммунизме.

Давно бы уж там были! - смеется приезжий.- Но наши бюрократы не утверждают проект.

Действительно, бюрократы. Проект-то простой. Вы как насчет рыбалки? Не любитель?

При случае могу посидеть...

Ну вот, с Синкиным сразу общий язык найдете. Того медом не корми, дай посидеть с удочкой.

Приезжий скоро нашел большой дом Синкина, постучал в ворота,

Да! - откликнулись со двора. - Входите!.. - В голосе женщины (откликнулась женщина) чувствовалось удивление - видно, здесь не принято было стучать.

Игорь... - сказала она тихо, с ужасом.

Вот это да,- тоже тихо сказал приезжий.- Как в кино...- Он пытался улыбаться.

Ты что?.. Как ты нашел?

Я не искал.

Но как же ты нашел?.. Как ты попал сюда?

Случайность...

Игорь, господи!..

Женщина говорила негромко. И смотрела, смотрела, не отрываясь, смотрела на мужчину. Тот тоже смотрел на нее, но на лице у него не было и следа насмешливого, иронического выражения.

Я знала, что ты вернулся... Инга писала...

Ольга жива? - чувствовалось, что этот вопрос дался мужчине нелегко. Он - или боялся худого ответа, или так изождался этого момента и так хотел знать хоть чтонибудь - он побледнел. И женщина, заметив это, поспешила:

Ольга - хорошо, хорошо!.. Она - в аспирантуре. Но, Игорь, она ничего не знает, для нее отец - Синкин... Я ей ничего...

Понимаю. Синкин дома?

Нет, но с минуты на минуту может прийти на обед... Игорь!..

Я уйду, уйду. Ольга красивая?

Ольга?.. Да. У меня еще двое детей. Ольга здесь... на каникулах. Но, Игорь... нужно ли встречаться?

Мужчина прислонился к воротному столбу. Молчал. Женщина ждала. Долго молчали.

Не в этом дело, Игорь...

Я был у вашего председателя, он меня направил сюда... к Синкину. Я так и скажу. Потом скажу, что мне не понравилось здесь. Умоляю... Я же только посмотрю!

Не знаю, Игорь... Она скоро придет. Она на реке. Но, Игорь...

Клянусь тебе!

Поздно все возвращать.

Я не собираюсь возвращать. У меня тоже семья...

Инга писала, что нету.

Господи, прошло столько!.. У меня теперь все есть.

Есть дети?

Нет, детей нету. Валя, ты же знаешь, я смогу выдержать - я ничего не скажу ей. Я ничего не испорчу. Но ты же должна понять, я не могу... не посмотреть хотя бы. Иначе я просто объявлюсь - скажу ей.Голос мужчины окреп, он - из беспомощной позы своей (прислоненный к столбу) - вдруг посмотрел зло и решительно,- Неужели ты этого хочешь?

Хорошо,- сказала женщина.- Хорошо. Я тебе верю, Я тебе всегда верила. Когда ты вернулся?

В пятьдесят четвертом. Валя, я выдержу эту комедию. Дай, если есть в доме, стакан водки.

Ты пьешь?

Нет... Но сил может не хватить. Нет, ты не бойся! - испугался он сам. - Просто так легче. Сил хватит, надо только поддержать. Господи, я счастлив!

Заходи в дом.

Вошли в дом.

А где дети?

В пионерлагере. Они уже в шестом классе. Близнецы, мальчик и девочка.

Близнецы? Славно.

У тебя действительно есть семья?

Нет. То есть была... не получилось.

Ты работаешь на старом месте?

Нет, я теперь фотограф.

Фотограф?!

Художник-фотограф. Не так плохо, как может показаться. Впрочем, не знаю. Не надо об этом. Ты хорошо живешь?

Женщина так посмотрела на мужчину... словно ей неловко было сказать, что она живет хорошо, словно ей надо извиняться за это,

Хорошо, Игорь. Он очень хороший...

Ну, и слава богу! Я рад.

Мне сказали тогда...

Не надо! - велел мужчина,- Неужели ты можешь подумать, что я стану тебя упрекать или обвинять? Не надо об этом, Я рад за тебя, правду говорю.

Он очень хороший, увидишь. Он к Ольге...

Я рад за тебя!!!

Ты пьешь, Игорь,-утвердительно, с сожалением сказала женщина,

Иногда, Ольга по какой специальности?

Филолог. Она, по-моему... не знаю, конечно, но, по-моему, она очень талантлива.

Я рад,- еще сказал мужчина. Но вяло как-то сказал. Он как-то устал вдруг.

Соберись, Игорь.

Все будет в порядке. Не бойся.

Может быть, ты пока побреешься? У тебя есть чем?

Есть, конечно! - Мужчина, вроде опять повеселел.- Это ты верно. Розетка есть?

Мужчина раскрыл чемодан, наладил электробритву и только стал бриться...

Пришел Синкин. Упитанный, радушный, очень подвижный, несколько шумный.

Представились друг другу. Приезжий объяснил, что он зашел к председателю сельсовета, и тот...

И правильно сделал, что послал ко мне! - громко похвалил Синкин.- Вы не рыбак?

При случае и при хорошем клеве.

Случай я вам обеспечу. Хороший клев - не знаю. Мало рыбешки стало, мало. На больших реках - там на загрязнения жалуются, у нас плотины все перепутали...

Шукшин Василий Макарович - известный советский писатель, сценарист, режиссер и актер. Свои литературные произведения писатель строил на противопоставлении сельского и городского образа жизни. Одним из ярких примеров является небольшой рассказ В. М. Шукшина "Волки". Краткое содержание его будет приведено в статье.

Биография Василия Макаровича Шукшина (1929-1974 гг.)

Василий Макарович родился в 1929 году в простой крестьянской семье в Алтайской глубинке. Шукшин-старший был расстрелян в период коллективизации, будущему писателю на тот момент едва исполнилось 5 лет.

В возрасте 17 лет Василий Макарович пошел устраиваться на работу в колхоз. Следующие 8 лет писатель регулярно меняет место и род занятий, проходит путь от слесаря на турбинном и тракторном заводах до учителя русского языка в школе родного села.

В 1954 году, уговорив мать продать единственную корову, на вырученные деньги Шукшин отправляется в Москву и поступает на режиссерское отделение ВГИКа. Через два года Василий Макарович получает свою первую эпизодическую роль в киноленте "Тихий Дон", а еще через 2 года будет опубликован его первый рассказ "Двое на телеге". Знание типажа русского человека и большой жизненный опыт автора можно ощутить, прочитав даже краткое содержание "Волков" Шукшина В. М.

История рассказа "Волки"

Рассказ "Волки" был написан в 1967 году и стал одним из знаковых произведений литературного творчества Василия Макаровича. Краткое содержание "Волки" Шукшина В. М. не может передать юмор и глубину повествования, присущую всем произведениям писателя. Несмотря на краткость, простоту и непритязательность, все произведения Шукшина поучительны и глубоко нравственны.

Василий Макарович возлагал большие надежды на одну из своих первых работ, где он выступил в качестве сценариста. Речь идет об историческом фильме о Распутине. В 1967 году проект, над котором автор работал больше двух лет, был отклонен. Возможно, это событие повлияло на название и общий эмоциональный план рассказа "Волки".

Краткое содержание рассказа "Волки" Шукшина В. М.

Прочтение полного произведения занимает не более 10 минут. Краткое содержание "Волков" Василия Шукшина по объему сопоставимо с оригинальным текстом, но, безусловно, проигрывает в выразительности и образности повествования. Писатель является признанным мастером краткого рассказа.

События произведения происходят в безымянной деревне. Наум, еще нестарый хитроватый мужчина, и его зять Иван - главные действующие лица рассказа. Тесть и зять недолюбливают друг друга, о чем сообщается в первом же абзаце текста. Наум считает Ивана слишком ленивым, зятю же не по душе жизнь в деревне и вечно упрекающий его в лени тесть.

Мужчины договариваются отправиться в лес за дровами, каждый на своей подводе. В пути они встречают стаю волков. Наум сразу же разворачивается и пускает коня в галоп, беспрестанно выкрикивая "Грабю-ут!". Поначалу Ивану смешно, ему кажется глупым и страх тестя, и его неуместное восклицание. Но затем, когда стая во главе с вожаком нагоняет сани, а Иван, никогда ранее не видевший зверя вживую, понимает, что волк - это не дворовая собака, его смех сходит на нет.

С собой у героя нет ничего, кроме бича для лошади и сена в санях. Наум же, даже не думает притормозить и помочь мужу дочери, даже топор согласился передать не сразу, да и тот швырнул на обочину. Иван сходит с саней, а волки догоняют и задирают его лошадь.

Стая не трогает мужчину, но он разозлен и обижен. Иван ругает тестя за трусость, обещает побить за подлость, но догнать Наума не может. Финал рассказа и смешон, и трагичен одновременно. По возвращении в деревню Иван находит жену и Наума в компании милиционера. Тесть обвиняет зятя в дебоширстве и нелюбви к власти, Ивана уводят в "сельскую кутузку" "от греха подальше", хотя милиционер признается, что Наум и ему не нравится.

Нравственность в рассказе "Волки"

Описав две погони - волков за Иваном и уже Ивана за Наумом, писатель очень тонко показал читателю, как просто человеку превратиться в зверя. Месть, злоба и банальная обида не красят его так же, как и мелочность, трусость, подлость и склочность.

Если до гибели лошади все симпатии читателя на стороне ленивого, но простого Ивана, то после его угроз тестю читатель приходит к выводу, что они - Милиционер в финале проявляет больше сочувствия к Ивану, чем тот к собственному тестю.

Лучшие статьи по теме