Gm2irk - Образовательный портал

Михаил водопьянов. Михаил васильевич водопьянов

Водопьянов Михаил Васильевич (р. 6(18).11.1899, с. Студёнка, ныне часть г. Липецка), русский советский лётчик, один из первых Героев Советского Союза (20.4.1934), генерал-майор авиации (1943). Член КПСС с 1934. Родился в семье крестьянина. В феврале 1918 добровольно вступил в Красную Армию, служил шофёром-мотористом, затем бортмехаником и пилотом в авиации. После Гражданской войны летал на самолётах по трассам Москва – Иркутск, Москва – Ленинград, первым открыл воздушную линию на о. Сахалин. Окончил военно-авиационную школу лётчиков (1929). В марте – апреле 1934 участвовал в спасении экипажа ледокола «Челюскин», за что был удостоен звания Героя Советского Союза. В 1937 участвовал в воздушной экспедиции на Северный полюс. Во время Великой Отечественной войны командовал авиадивизией. С 1946 в отставке. Автор романа «Киреевы» (1956), повестей, рассказов, автобиографической книги «Полярный лётчик» (1952) и книги «Валерий Чкалов» (1954). Награждён 4 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени и медалями.

БСЭ, 3-е изд.

Глава первая

В детстве

Родился я в 1899 году в селе Студенки Липецкого уезда б. Воронежской губ. в бедной крестьянской семье. Почти все жители села, в том числе и мои родители, были неграмотными.

Несмотря на близость села к Липецку, никто из крестьян не ходил ни в городской театр, ни в парк, где летом по вечерам играл оркестр. Все это предназначалось для развлечения «господ», которые съезжались со всей России лечиться на знаменитых липецких грязях.

1907-й год. Село Студенки.

Катаясь на лодках по тихой, прозрачной реке Воронеж, «господа» любовались городом, живописно раскинувшимся по холмам и берегу огромного Петровского пруда.

На самом высоком месте города стоял собор, куда мы с бабушкой часто ходили молиться и слушать церковный хор. От Соборной площади, Дворянской улицы и Верхнего парка дорога спускалась в Нижний парк. Посреди дороги до сих пор красуется трехгранный шпиль, воздвигнутый в память приезда в наш город Петра I, а в Нижнем парке сохранилась кузница, где Петр показал местным жителям свое искусство кузнеца – он отковал здесь подкову.

Внизу, где круглый год били ключи, была выстроена часовня. Через нее проходила родниковая вода. Каждый приезжий или прохожий мог зайти и напиться, конечно за плату, «святой» воды.

Зимой город замирал. Лишь купеческие кутежи да крестные ходы разнообразили жизнь горожан.

… Мне не было и восьми лет, когда отец поссорился с дедом и решил уехать из родных мест. Наша семья проделала тогда большое путешествие.

Мы приехали в Сибирь и поселились в Тайшете. Отец получил работу грузчика на железнодорожной станции. Сначала все сложилось как будто неплохо – сняли на окраине маленькую деревянную баню и расположились в ней почти так же удобно, как в избе.

Но вскоре совершенно неожиданно был арестован отец. Мать осталась на чужбине со мной и сестренкой Таней, которой не исполнилось еще и года.

Мы ничего не знали о судьбе отца. Мать ходила на поденную работу, выносила на станцию к приходу поездов пирожки своего изготовления, при виде которых у меня только слюнки текли. Жизнь наша, и прежде небогатая, теперь стала просто тяжелой.

Через год из иркутской тюрьмы пришло письмо от отца. Как ни странно, оно было написано им самим, хотя отец был неграмотным…

Мать сразу же собралась и уехала с сестренкой в Иркутск. На другой день после ее отъезда пришел к нам сосед, дедушка Медведев, а с ним – не знакомый мне человек.

– Мать дома?-спрашивает меня Медведев.

– Нет, к отцу уехала.

– Мы пришли нанимать тебя вот к этому дяде гонщиком лошадей.

– Сколько тебе лет?-спрашивает незнакомец.

– Девять.

– Лошадью править умеешь?

– Умею, я еще в деревне правил.

– Хочешь поехать ко мне? Песок возить будешь. Тебе насыплют, а ты отвезешь, куда укажут, свалить помогут свальщики. Вот и вся твоя работа. Пять рублей жалованья положу на готовых харчах.

«Пять рублей, да еще и харчи!..» - обрадовался я и сразу же согласился. Попросил дедушку Медведева сказать матери, куда я уехал, и отправился со своим хозяином на песчаный карьер.

Работа в самом деле оказалась не тяжелой, но вставать приходилось в четыре часа утра. А по праздникам я должен был нянчить хозяйского сына.

Работал я хорошо, только очень тосковал без матери. Беспокоился, вернулась ли она из Иркутска.

И вот подъезжаю я раз к забою, а там стоит моя мать и в руках держит сапоги. От радости у меня слезы закапали.

– Не плачь, сыпок, – сказала мать, – смотри, какие я тебе сапоги привезла – новые, четыре рубля отдала!

Какая это была радость! Но недолгим было наше свидание, и я вновь остался с чужими людьми.

Осенью хозяин рассчитал меня, но не доплатил рубль, а кроме того, вычел четыре рубля с полтиной за одежду – рваную телогрейку и другое тряпье. На руки пришлось лишь семь рублей. Один из рабочих попробовал вступиться за меня, но хозяин не прибавил ни копейки.

Завернул я деньги в портянку, чтобы не украли в дороге, и поехал в Тайшет. Помню, как я приехал на станцию и помчался домой. Перед самым домом разулся и вынул из портянки деньги.

Мать жарила пирожки, когда я ворвался в баню. Не здороваясь, я торжественно передал ей деньги и с гордостью заявил:

– Я бы еще больше привез, если бы хозяин не обсчитал!

Мать была очень довольна моим приездом. Трудно ей приходилось одной: и пирожки надо было продавать, и за сестренкой смотреть.

Вскоре меня отдали в школу, но проучиться пришлось недолго: ударили сибирские морозы, а у меня не было теплой одежды.

Настала весна. Много раз я наблюдал, как по тракту шли люди, осужденные на каторгу. Измученные, закованные в кандалы, они часто падали, а конвоиры били их, заставляя итти вперед.

Однажды поднялся переполох. Гнали большую партию политических и уголовников. Каким-то образом группе арестантов удалось разоружить конвоиров и убежать в тайгу…

Летом мать снова уехала к отцу, и началась моя вольная жизнь. Гулял я с товарищами до позднего вечера. Ходили на рыбную ловлю, в лес, играли в бабки. Дело было летом, а дня нехватало…

И в это время случилась встреча, запомнившаяся мне на всю жизнь.

В таежных чащах, со всех сторон окружавших Тайшет, уже появились грибы. Не сошли еще и ягоды. Бродить по глухим местам было для нас большим удовольствием. Кроме того, за ведро ягод можно было получить деньги.

Идем как-то с ребятами по тропинке и вдруг слышим чей-то стон. Двое из нас испугались и помчались домой. Преодолевая страх, я предложил двоим оставшимся:

– Давайте посмотрим, кто там стонет.

Долго мы стояли, не решаясь двинуться с места. Опять послышался стон. Набравшись храбрости, мы пролезли сквозь густой кустарник.

На земле в неловкой позе лежал человек в кандалах. Мошкара облепила его лицо.

– Беглый, - тихо сказал Витя Сомов.

Каторжник посмотрел на нас как бы невидящими глазами. Казалось, ему было все равно, выдадим мы его или нет.

Я подошел ближе и робко спросил:

– Дядя, ты убежал?

Он не ответил. Потом произнес, едва ворочая языком:

С этой минуты страха у нас уже не оставалось. На смену ему пришло совершенно новое чувство ответственности за жизнь человека. Его судьба была в наших руках. Мы одни могли помочь ему или дать погибнуть, и, разумеется, мы не выбирали.

Водопьянов Михаил Васильевич (1899-1980).

Советский лётчик, участник спасения экипажа парохода «Челюскин», участник арктических и высокоширотных экспедиций, генерал-майор авиации, член Союза писателей СССР, член ЦИК СССР, шестой Герой Советского Союза (1934 г.).

Михаил Водопьянов родился 6 (18) ноября 1899 года в селе Большие Студёнки Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне часть города Липецка) в семье крестьянина.
В феврале 1918 года был мобилизован в Красную Армию. Служил обозным в Дивизионе Воздушных Кораблей «Илья Муромец» . Участвовал в Гражданской войне. Воевал против Колчака и Врангеля.
С 1920 года — помощник шофёра.
C 1921 года — шофёр.
С 1925 года — авиационный моторист, затем бортмеханик.
В 1928 году окончил лётную школу «Добролёта».
В 1929 году окончил Московскую лётно-техническую школу.
В 1929 году первым открыл воздушную линию на остров Сахалин.
С 1931 года работал на Центральном аэродроме в лётном отряде газеты «Правда», доставлявшем газетные матрицы в крупнейшие города СССР. Потом летал на гражданских самолётах по дальним воздушным трассам Москва — Ленинград, Москва — Иркутск, на остров Сахалин.
Зимой 1933 года в испытательном перелёте из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолёт разбился на озере Байкал. Бортмеханик погиб, а М.В.Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы (впоследствии только на голову наложили 36 швов).
В 1934 году, после долгой осады правительственной комиссии, добился отправки для участия в спасении «челюскинцев». Вместе с летчиками В.Галышевым и И.Дорониным совершил перелёт длиной почти 6000 км из Хабаровска в Ванкарем на самолёте Р-5 , без штурмана, без радиста, через хребты, через горы, по неимоверно тяжёлой трассе. Из Анадыря трижды летал к терпящим бедствие и вывез 10 человек. За мужество и героизм, проявленные при спасении «челюскинцев», 20 апреля 1934 года ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. 4 ноября 1939 года М.В.Водопьянову была вручена медаль «Золотая звезда» № 6.
В 1936-1937 годах совершал полёты в Арктику.
21 мая 1937 года, на самолет АНТ-6А (арктический вариант ТБ-3), во время первой высокоширотной советской экспедиции «Север», впервые в мире совершил посадку на лёд в районе Северного полюса. Самолет Водопьянова доставил группу зимовщиков, которые организовали первую дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1). За это был награждён орденом Ленина (статуса дважды Героя Советского Союза в то время ещё не существовало).
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов в должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. Совершил несколько боевых вылетов, был награждён орденом Красного Знамени.
Участник Великой Отечественной войны: с июля 1941 года — командир 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. В ночь с 10 на 11 августа 1941 года лично участвовал во втором налёте на Берлин.
С 1946 года генерал-майор авиации М.В.Водопьянов — в отставке.
В 1948-1950 годах участвовал в военных высокоширотных экспедициях «Север» и «Север-2».
В 1949 году был представлен к награждению второй медалью «Золотая Звезда», но получил орден Ленина (из-за секретности награждения).
Жил в Москве. Член Союза писателей, активно занимался литературной деятельностью.

Награды:
— Герой Советского Союза — медаль «Золотая Звезда» № 6.
— четыре ордена Ленина (1934 г, 1937 г., 1945 г., 1949 г.).
— четыре ордена Боевого Красного Знамени (1940 г., 1942 г., 1944 г., 1952 г.).
— орден Отечественной войны 1-й степени (1945 г.).

Память:
В 1935 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Водопьянову.
Почетный гражданин города Липецка.
Именем Водопьянова названы:
-улицы в различных населённых пунктах государств бывшего СССР.
-Совхоз имени Водопьянова (Саратовская область, Марксовский район).
-Авиационно-технический спортивный клуб «Аэроград Коломна», созданный в декабре 2000 года на базе Коломенского АСК им. М.В.Водопьянова.
Рассматривается вопрос установки памятника на родине героя в Липецке. Предполагается, что памятник будет установлен в канун 110-летия со дня рождения Водопьянова.
Именем Михаила Водопьянова назван самолёт Ил-96-300 RA-96014 российской авиакомпании «Аэрофлот».
Именем Михаила Водопьянова назван первый самолёт Sukhoi Superjet 100 (бортовой номер RA-89001), доставленный 9 июня 2011 года российской флагманской авиакомпании «Аэрофлот». После возврата самолета лизингодателю именем Михаила Водопьянова назван другой самолёт Sukhoi Superjet 100 (бортовой номер RA-89041).
Памятник М.В.Водопьянову установлен в 2013 году на Ходынском поле (г. Москва) по решению Правительства Москвы. Скульптор А.В.Головачёв.

Летчик ГВФ М.Водопьянов.

Михаил Васильевич Водопьянов с Отто Юльевичем Шмидтом и Иваном Дмитриевичем Папаниным.

Водопьянов участвует в подготовке вылета на Северный полюс.

М.И.Шевелев, М.С.Бабушкин, О.Ю.Шмидт, М.В.Водопьянов. На фоне самолета АНТ-6А 1937 г.

Ил-96 «Михаил Водопьянов».

Открытие памятника М.В.Водопьянову. Аллея героев-летчиков на территории Ходынского поля. 17.08.2013 г.

Список источников:
Сайт «Герои Страны». Михаил Васильевич Водопьянов.
М.Слепнёв. Первые Герои Советского Союза.

Родился 18 ноября (6 ноября по старому стилю) 1899 года в селе Студенка Липецкого уезда (ныне часть города Липецка) в крестьянской семье.

В 1919 году Водопьянов добровольцем вступил в Рабоче-крестьянскую Красную Армию, служил обозным в дивизионе воздушных кораблей, с 1920 года — помощник шофера, с 1921 года — шофер. Участвовал в гражданской войне.

После демобилизации в 1922 году приехал в Москву, работал два года шофером. После сокращения брался за любую работу.

С 1925 года Михаил Водопьянов работал авиационным мотористом, затем бортмехаником.

В 1928 году окончил летную школу "Добролета", в 1929 году - Московскую летно-техническую школу.

В качестве бортмеханика, а затем и летчика "Добролета" Водопьянов участвовал в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане. В январе 1930 года первым открыл воздушную линию на остров Сахалин. С 1931 года работал на Центральном аэродроме в летном отряде газеты "Правда", доставлявшем газетные матрицы в крупнейшие города СССР. Потом летал на гражданских самолетах по дальним воздушным трассам Москва — Ленинград, Москва — Иркутск, на остров Сахалин, в Петропавловск-Камчатский.

Зимой 1933 года в испытательном перелете из Москвы до Петропавловска-Камчатского самолет Водопьянова разбился на озере Байкал, а он получил сотрясение мозга и множественные переломы.

В марте — апреле 1934 года Михаил Водопьянов участвовал в спасении экипажа ледокола "Челюскин", за что был удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1936-1937 годах возглавлял полеты в Арктику, в том числе впервые в мире совершил посадку на Северном полюсе, доставив туда полярную экспедицию (СП-1).

В 1937 году Водопьянов был избран депутатом Верховного Совета СССР от Липецкого избирательного округа.

Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов в должности командира тяжелого бомбардировщика ТБ-3. Совершил несколько боевых вылетов.

В начале Великой Отечественной войны Михаил Водопьянов командовал дальнебомбардировочной авиационной дивизией. Лично участвовал во втором налете на Берлин, в котором его самолет Пе-8 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником.

Через линию фронта Водопьянов вернулся к своим. За большие потери был смещен с должности командира дивизии.

Михаил Водопьянов продолжал совершать боевые вылеты как командир корабля в составе 746-го авиационного полка дальнего действия и 25-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка, затем был в распоряжении командующего 18-й воздушной армией.

В 1943 году ему было присвоено воинское звание генерал-майора авиации. С 1946 года - в отставке.

В 1948-1950 годах Водопьянов участвовал в военных высокоширотных экспедициях "Север-1", "Север-2" и в исследованиях Арктики.

Водопьянов - Герой Советского Союза, награжден четырьмя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями.

Скончался Михаил Водопьянов 11 августа 1980 года, похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

В Москве именем Водопьянова названа улица, а на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. В Севастополе его именем назван спуск. В Липецке есть улица его имени и установлена памятная стела.

В 2013 году был установлен памятник Михаилу Водопьянову на Аллее летчиков-героев на Ходынском поле в Москве. Скульптурная композиция раскрывает яркий сюжет из жизни героя — первое в истории приземление на льды Северного полюса в 1936 году.

Биография

ВОДОПЬЯНОВ Михаил Васильевич , советский общественный и военный деятель, генерал-майор авиации (1943). Герой Советского Союза (20.4.1934).
Родился в крестьянской семье. В феврале 1919 г. добровольно вступил в Красную армию и был зачислен красноармейцем в дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец»: подвозчик бензина, помощник авиамеханика. В составе дивизиона участвовал в Гражданской войне, сражался с белогвардейской конницей генерала К.К. Мамонтова и войсками генерала П.Н. Врангеля. С конца 1920 г. в том же дивизионе служил шофёром. После окончания боевых действий был демобилизован и работал шофёром и грузчиком в Москве. В июле 1924 г. принят мотористом в мастерские Всероссийского добровольного общество воздушного флота («Добролёт»). Здесь, кроме специальности моториста, освоил профессию бортмеханика. В 1928 г. окончил лётную школу «Добролёта», сдал экзамены на звание пилота 3-го класса и стал работать пилотом ГВФ. В 1929 г. окончил Московскую лётно-техническую школу. В качестве бортмеханика, а затем и лётчика «Добролёта» участвовал в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане. Награждён Особой грамотой и значком «Активист Авиахима». С 1929 г. работал в управлении Дальневосточных воздушных линий «Трансавиация» общества «Добролёт» в Хабаровске и первым, 9 января 1930 г., освоил пассажирскую воздушную линию на остров Сахалин. Затем работал на Центральном аэродроме пилотом 1-го класса в лётном отряде газеты «Правда», доставлявшем газетные матрицы в крупнейшие города СССР. Позднее летал на гражданских самолётах по дальним воздушным трассам: Москва - Иркутск и на остров Сахалин. В 1932 г. переведён на Каспий, затем работал командиром корабля 1-й категории в особом отряде Транспортной авиации Главсевморпути. Зимой 1933 г. в испытательном перелете из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолет потерпел аварию на озере Байкал; бортмеханик погиб, а Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы. Позднее, в составе особого отряда Главсевморпути, в декабре 1933 г. принимал участие в поиске и спасении членов экспедиции и экипажа затонувшего в Арктике парохода «Челюскин». За проявленное мужество и героизм 20 апреля 1934 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза и вручена медаль «Золотая звезда» №6. В 1936-1937 гг. совершал полёты в Арктику и участвовал в освоении полярных районов страны. Впервые в мире 21 мая 1937 г. произвёл посадку самолёта в районе Северного полюса, доставив на Северный полюс первую дрейфующую станцию. С февраля 1938 г. исполнял обязанности начальника Управления полярной авиации Главного управления Северного морского пути при Совете Народных Комиссаров СССР, с декабря пилот 1-го класса в Московской авиагруппе особого назначения Управления полярной авиации. В должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3 участвовал в Советско-финляндской войне 1939-1940 гг.; совершил несколько боевых вылетов. В феврале 1940 г. ему было присвоено воинское звание комбрига.

С началом Великой Отечественной войны в июле 1941 г. комбриг М.В. Водопьянов из Управления полярной авиации был переведён в ВВС Красной армии, и назначен командиром 81-й авиационной дивизии дальнего действия. В ночь с 10 на 11 августа 1941 г. он лично участвовал во втором авианалёте на Берлин. Его самолёт Пе-8 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником, но через линию фронта сумел вернуться в расположение части. За большие потери личного состава и авиационной техники был смещён с должности командира дивизии. В дальнейшем продолжал совершать боевые вылеты в качестве командира корабля 746-го авиационного полка дальнего действия и 25-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка. В апреле 1943 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майора авиации. С сентября 1943 г. состоял в распоряжении командующего авиацией дальнего действия для выполнения специальных заданий (с декабря 1944 г. - 18-й воздушной армии).

После войны в феврале 1946 г. по болезни уволен в запас. В 1948-1950 гг. участвовал в военных высокоширотных экспедициях. Жил в Москве. Член Союза писателей, активно занимался литературной деятельностью. Умер 11 августа 1980 г. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Награждён: 4 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й ст., медалями.

(1899-1980) советский летчик

В детстве и юности Михаил Васильевич Водопьянов ничего не знал об авиации. Будущий Герой Советского Союза родился в небольшом селе Студенки в Липецкой области в бедной крестьянской семье. Там же он закончил двуклассное приходское училище. В 1906 году вся семья переехала в сибирский город Тайшет, где отец устроился рабочим на железной дороге. Чтобы помогать семье, Михаил также пошел работать - он стал возчиком. Но поправить материальное положение не удалось, и в 1912 году семья возвратилась в родные места.

Михаил продолжал работать возчиком, а в 1918 году был мобилизован в Красную армию. Он начал служить в конной команде при Липецком аэродроме. Там у него и появилась мечта стать летчиком. Но вначале ему пришлось освоить профессию шофера. Правда, уже в Липецке он выполнял обязанности помощника механика, помогая ремонтировать самолеты.

В 1922 году Михаил Водопьянова направили в Москву для получения обмундирования. Пользуясь случаем, он попытался поступить в только что открывшуюся школу военных летчиков, но не смог, поскольку солдаты его года рождения уже подлежали демобилизации.

Вернувшись в часть, Михаил остался служить в армии и вскоре добился направления в Москву, где некоторое время работал шофером. Только через полгода ему удалось перейти в авиаремонтные мастерские. Тогда он и поднялся впервые в воздух. На следующий год его, как одного из лучших механиков, направили в школу военных летчиков. В 1929 году Михаил Водопьянов закончил ее и получил диплом летчика.

Вначале молодого пилота направили в авиаотряд, который занимался борьбой с саранчой. Он летал в разные районы, расположенные на юге России, и распылял на поля химикаты.

Через год, Михаил Васильевич Водопьянов был направлен командиром только что созданной эскадрильи почтовых самолетов. В течение нескольких лет он летал по городам России, доставляя почту. Нередко его направляли в отдаленные районы Сибири и Дальнего Востока для освоения новых воздушных линий. Так, Водопьянов первым совершил перелет на Камчатку и отработал методику ориентирования над открытым морем.

В начале тридцатых годов он уже считался одним из опытнейших авиаторов, поэтому его включили в состав авиационного отряда, созданного для скоростной доставки матриц центральных газет в разные города страны. Михаил летал в Сибирь, на Север, на Дальний Восток.

Во время одного из полетов, неподалеку от Иркутска, его самолет упал в озеро Байкал, и Михаил Водопьянов сильно пострадал. Почти полгода летчик пролежал в больнице, но все-таки вернулся в строй и был допущен к полетам.

В 1933 году, Михаил Васильевич Водопьянов впервые осуществил скоростной перелет на тяжелом транспортном самолете по маршруту Москва - Петропавловск-Камчатский. После его успешного завершения Михаил Васильевич был назначен в авиационный отряд по освоению районов Крайнего Севера.

Именно тогда, имя Михаила Васильевича Водопьянова стало известно всей стране. После того, как в 1934 году в Чукотском море погиб неприспособленный для ледовых походов корабль «Челюскин», Водопьянов вместе с другими экипажами осуществил успешную эвакуацию 104 челюскинцев. Таким образом отважный пилот доказал возможность использования тяжелых самолетов в ледовых условиях. Он оказался единственным гражданским летчиком, который принимал участие в спасении экспедиции. После окончания операции, Михаил Водопьянов был одним из первых удостоен звания Героя Советского Союза. Кинохроника сохранила кадры восторженной встречи летчиков в Москве. А в 1937 году Водопьянов был избран депутатом Верховного Совета страны.

С середины тридцатых годов он вошел в авиационный отряд, сформированный для освоения труднодоступных районов Арктики и совершил ряд перелетов на Новую Землю, тем самым вновь доказав возможность применения тяжелого бомбардировщика в качестве одного из возможных транспортных средств на Крайнем Севере. В феврале 1937 года впервые в истории авиации Водопьянов посадил тяжелый транспортный самолет на льдину в районе Северного полюса для высадки первой советской полярной станции.

Во время войны с белофиннами, Михаил Водопьянов подает заявление с просьбой направить его на фронт. Вначале ему было отказано, поскольку имелся категорический приказ Сталина беречь опытные летные кадры.

Однако уже через несколько недель, когда обстановка на фронте ухудшилась, Водопьянов все же был мобилизован и направлен на Карельский фронт в качестве командира авиационной группы, сформированной из полярных летчиков. Но в то время он практически не принимал участия в боевых действиях, поскольку война вскоре закончилась.

Во время Отечественной войны, Михаила Водопьянова, ставшего уже комбригом, назначают командиром дивизии бомбардировщиков дальнего действия. Летчики этого соединения уже осенью 1941 года осуществили бомбардировку Берлина и других крупных городов Германии. Эта операция имела большой пропагандистский эффект. Немцы не могли поверить, что налеты на Берлин совершала советская авиация, и приписывали их англичанам. Но потом в мире признали большие возможности советской авиации. Кроме бомбардировок, Водопьянов также занимался заброской партизанских групп в глубокий немецкий тыл.

После войны он вновь вернулся в полярную авиацию и до выхода в отставку в начале пятидесятых годов работал по обслуживанию трассы Главсевморпути.

О своей жизни и опыте Михаил Васильевич Водопьянов рассказал в нескольких книгах - «От сохи к самолету» (1939), «Небо начинается на земле» (1976) и «Друзья в небе» (1971).

Лучшие статьи по теме