Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • Лексика
  • Ладожская военная флотилия. Боевые действия на онежском озере Финские озерные флотилии

Ладожская военная флотилия. Боевые действия на онежском озере Финские озерные флотилии

Отдельная авиационная эскадрилья из 13 самолётов МБР-2 .

Страна:

Гидросамолет

Год выпуска:

Экипаж:

4 человек

Двигатель:

1 х М-34НБ на 830 л.с.

Максимальная скорость:

Практический потолок:

Дальность полета:

Масса пустого:

Нет сведений

Максимальная взлетная масса:

Нет сведений

Размах крыльев:

Длина:

Высота:

Нет сведений

Площадь крыла:

Нет сведений

Вооружение:

2 х пулемета 7,62-мм ШКАС, до 500 кг бомб


Первой боевой задачей, поставленной перед флотилией, была высадка десанта в заливе Сортанлакс (Владимирский). С 6 по 23 ноября флотилия осуществляла переброску из Шлиссельбурга в Олонку 75-й стрелковой дивизии.

В конце ноября перед флотилией поставили новые задачи: уничтожение финских кораблей на Ладожском озере, недопущение десантов противника, поддержка огнём флангов наступающих 7-й и 8-й армий, уничтожение береговых батарей противника на островах. В полном объёме поставленные задачи флотилия выполнить не смогла: помешала и недостаточная укомплектованность кораблями, и слабое знание командирами театра военных действий, и отсутствие баз, и недостаточная подготовка командного состава. Тем не менее, флотилия поддерживала огнём войска и защищала свою базу. С начала января, когда лёд на озере установился и передвижение кораблей стало невозможно, флотилия выполняла задачи по обороне базы, артиллерийской поддержки правого фланга 13-й армии, разведки (по льду), в целом достигнув главной цели — недопущения выхода противника в тыл наступающим войскам. При налётах на базу флотилии было сбито несколько самолётов противника.

Десант был высажен с кораблей Ладожской флотилии 24 июля на Лункулансари и 26 июля на Мантсинсаари, но задачу по захвату и удержанию островов выполнить не смог.

Шли тяжёлые бои, обе стороны обстреливали береговые укрепления , высаживали десанты, ставили мины.

Немецкая быстроходная десантная баржа "Зибель" на параде. Лахденпохья , северное побережье Ладожского озера. 13 августа 1942 г. Фотография из архива Сил обороны Финляндии (SA-kuva).

Marinefährprahm (Зибель-A)
Масса: 200 т.
Водоизмещение: 390 т.
Длина: 47,04 м.
Ширина: 6,53 м.
Осадка: 1,45 м.
Грузоподъёмность: 105 т.

Экипаж: 17 человек

Скорость: 10,5 уз.

Marinefährprahm (Зибель-B)
Масса: 220 т.
Водоизмещение: 390 т.
Длина: 47,04 м.
Ширина: 6,53 м.
Осадка: 1,45 м.
Грузоподъёмность: 105 т.
Двигатель: 3 дизеля «Deutz» общей мощностью 1170 л.с.
Экипаж: 17 человек
Вооружение: 1×75 мм орудие, 3×20 мм автоматов
Скорость: 10,5 уз.
Дальность хода: 1075 миль при 7,5 узлах

Marinefährprahm (Зибель-C)
Масса: 200 т.
Водоизмещение: 390 т.
Длина: 47,04 м.
Ширина: 6,53 м.
Осадка: 1,45 м.
Грузоподъёмность: 105 т.
Двигатель: 3 дизеля «Deutz» общей мощностью 1170 л.с.
Экипаж: 17 человек
Вооружение: 1×75 мм орудие, 3×20 мм автоматов
Скорость: 10,5 уз.
Дальность хода: 1075 миль при 7,5 узлах

Marinefährprahm (Зибель-D)
Масса: 239 т.
Водоизмещение: 371 т.
Длина: 49,82 м.
Ширина: 6,59 м.
Осадка: 1,35 м.
Грузоподъёмность: 140 т.
Двигатель: 3 дизеля «Deutz» общей мощностью 1170 л.с.
Экипаж: 21 человек
Вооружение: 1×88 мм орудие, 2×86 мм орудий, 2×20 мм автоматов
Скорость: 10,3 уз.
Дальность хода: 1066 миль при 7,5 узлах

Итальянский торпедный катер MAS 528 (тип MAS 526) на Ладожском озере. Лахденпохья , 18 июня 1942 г. Фотография из архива Сил обороны Финляндии (SA-kuva).

Канонерская лодка «Олекма»

канонерская лодка “ Селемжа “

Канонерская лодка «Бурея»

Канонерская лодка «Нора»

Сторожевик «Конструктор» (бывший эсминец «Сибирский стрелок») (капитан 3 ранга Г. А. Купидонов, комиссар: политрук В. П. Антохин)

Катера типа «МО»

№ 205 (лейтенант Б. П. Паромов)

Бронекатера:

№ 99 (лейтенант И. И. Певнев)

№ 100 (лейтенант Г. А. Бровкин)

состав 13 ДКТЩМ:

12 катеров типа «КМ»

2 катера типа «Р»

Отряд катеров охраны Ладожского канала:

Речные катера:

Суда спецназначения:

«Шексна»

«ТЩ-100»

«Ладога»

«Практика»

озерный буксир «Морской лев»

озерный буксир «Орел» (капитан И. Д. Ерофеев)

озерный буксир «Никулясы»

озерный буксир «Буй»

гидрографическое судно «Сатурн» (старший лейтенант X. Н. Мамян)

озерный буксир «СЗРП»

спасательное судно «Сталинец»

Посты СНИС]

«Сортанлахти»

«Новая Ладога»

«Валаам»

«Шлиссельбург»

«Коневец»

Батареи

1 батарея 152-мм орудий

2 батарея 152-мм орудий

По материалам книги "Северные войны России" (
В соответствии с решением главнокомандующего Северо-Западным направлением маршала К.Е. Ворошилова, по приказу заместителя Наркома ВМФ адмирала И.С. Исакова на основе Онежской военно-морской базы Ладожской военной флотилии была сформирована Онежская военная флотилия. Ее командующим стал бывший командир Онежской военно-морской базы капитан 2 ранга А.П. Дьяконов.

В августе-сентябре 1941 года в судоремонтной мастерской в поселке Вознесенье переоборудовали в канонерские лодки буксирные пароходы Беломорско-Онежского пароходства "Огюст Бланки" (КЛ-11), "Каляев" (КЛ-12), "Ижорец № 18" (КЛ-13), "Мартиец-89" (КЛ-14) и "Мартиец-60" (КЛ-15). В октябре были получены для них минометы.

Канонерки были поначалу вооружены двумя старыми 75-мм пушками, 1 зениткой 45 мм, одним 82-мм минометом. В 1943 году их перевооружили на 2 пушки калибра 85 мм и 3 спаренные установки пулеметов "Кольт" 12,7 мм. Кроме того, у них остались минометы.

18 сентября 1941 года финны перерезали реку Свирь в районе Остречины и заняли Гакручей. Для поддержки сухопутных частей в этот район из Вознесенья послали КЛ-12. 19 сентября в 7.30, подойдя к селу Остречины на дистанцию 1,5-2 км, канлодка обстреляла его. Был освобожден из плена строительный батальон (100 человек) с техникой. Спустя несколько часов канлодка вновь обстреляла село и заставила отступить группу финнов. Эта операция стала боевым крещением флотилии.

В тот же день КЛ-12 поднялась вверх по Свири к селу Вязостров, где прикрывала эвакуацию населения, препятствуя переправе противника на левый берег. КЛ-12 и КЛ-14 успешно вели огонь по врагу в районе деревни Гакручей. Деревню заняли советские бойцы, высадившиеся с буксира "Лосось".

21 сентября КЛ-13 обстреляла окраину деревни Гакручей. Прямым попаданием был уничтожен склад боеприпасов и снаряжения. Противник отступил. 22-24 сентября КЛ-13, КЛ-14 и буксир "Лосось", на котором находились 72 бойца отдельного дорожно-строительного батальона и 27 бойцов народного ополчения, вышли на боевую позицию в районе Вязостров и Гакручей. Они получили приказ занять деревню и не допустить переправы противника на левый берег Свири. Но атака советских войск была отбита.

С 26 по 28 сентября канлодка КЛ-13 обстреливала деревню Прошино, выпустив более 180 снарядов. Со 2 по 5 октября дивизион канлодок, заняв позиции в Свирской губе, в течение четырех дней обстреливал скопление живой силы противника, израсходовав 511 снарядов.

7 октября финны заняли Вознесенье и были остановлены южнее города в районе реки Ошты. 8 октября командир 272-й стрелковой дивизии генерал-майор М.С. Князев, возглавивший сухопутную оборону по реке Оште, поставил перед Онежской флотилией задачу огнем корабельной артиллерии воспрепятствовать продвижению противника на участке Вознесенье - Ошта. Канлодки КЛ-11 и КЛ-13 нанесли удар по огневым точкам противника на мысе Куликов и Каменной гряде. 10 октября, при поддержке огня канлодок советские войска отбили атаки финнов.

С 11 по 24 октября канлодки КЛ-11, КЛ-13 и КЛ-15, находясь в Онежском обводном канале и у южного берега озера, обстреливали огневые точки противника, поддерживая атаки сухопутных частей. Они также препятствовали переправе противника через Свирь, продвижению подкреплений, подвозу боеприпасов и снабжения. Было израсходовано 1375 снарядов. Советские войска удержали оштинский рубеж.

8 ходе отступления советских войск на Свири, в Петрозаводске и Повенце были брошены свыше 20 исправных пароходов и буксиров. В начале октября 1941 года финны начали переоборудовать их в канонерские лодки и сторожевые корабли. Главной базой финской флотилии стал Петрозаводск.

В середине октября в Вытегру прибыл отряд бронекатеров в составе БКА-35, БКА-63, БКА-64 и БКА-65, перечисленных из состава Ладожской военной флотилии.

Но вскоре бронекатера по Вытегре и Мариинской системе отправились на зимовку в Молотов (Пермь). Канлодки тоже должны были идти в Молотов, но ледостав задержал их в городе Горьком. 28 ноября 1941 года приказом наркома ВМФ Онежская флотилия была расформирована, а ее корабли переданы Волжской военной флотилии. 30 апреля 1942 года по приказу наркома ВМФ из состава Волжской военной флотилии был сформирован Онежский отряд кораблей. Он состоял из штабного корабля "Московский комсомолец" (бывший сетевой заградитель "Исеть"), 6 канонерских лодок (КЛ-11, 13, 14, 15, 40,41), 8 бронекатеров (БКА-11,12, 31, 32, 35, 63,64, 65), 7 сторожевых катеров и катеров тральщиков, 4 глиссеров, сил охраны водного района, 31-го отдельного батальона морской пехоты, службы наблюдения и связи, отдела тыла, складов и производственных предприятий. Онежский отряд кораблей непосредственно подчинялся наркому ВМФ, а оперативно - командующему 7-й Отдельной армией. Местами базирования для его судов стали река Вытегра, Обводной канал, реки Андома и Водла.

7 июня все суда, кроме бронекатеров, прибыли в город Вытегра, и отряд приступил к выполнению боевых задач. Дивизион бронекатеров, состоявший из двух отрядов по четыре катера, прибыл на Вытегру 16 июня и 21 июня начал боевую деятельность.

На Онежском озерном театре к этому времени сложилась следующая оперативная обстайовка. В руках противника находился западный берег озера от Вознесенье до Повенеца с бухтами и пристанями, удобными для стоянки кораблей. Северная и южная части этого берега были укреплены системой береговой обороны, состоявшей из отдельных гарнизонов и батарей. В северной части озера на полуострове Заонежье и некоторых островах финны установили дальнобойные батареи и держали под огнем весь берег от мыса Оров-Наволок до Оров-Губы.

Восточный берег озера охраняли части 7-й Отдельной и 32-й армий (разграничительная линия по реке Водла). На севере от реки Водла до губы Черной занимал оборону 80-й стрелковый полк войск НКВД, входивший в состав 32-й армии. Южнее реки Водла до реки Вытегра стоял 185-й отдельный стрелковый батальон войск НКВД.

Побережье от реки Вытегра до устья реки Ошта занимали части 369-й стрелковой дивизии. В деревне Девятина базировалась 1-й гвардейская эскадрилья бомбардировщиков Пе-2.

В соответствии с задачами, поставленными командованием 7-й Отдельной и 32-й армий, выявились два самостоятельных направления боевой деятельности отряда: южное и северное. В дальнейшем отряд кораблей обеспечивал оборону города Вытегра и конвоирование судов на участках Вытегра - Шала; Вытегра - Андома.

Северная (шальская) группа кораблей в составе трех бронекатеров, двух канлодок и сторожевого катера обеспечивала левый фланг 32-й армии (80-й стрелковый полк), охраняя восточное побережье Повенецкого и Заонежского заливов. В задачи группы входили разведка, дозор, охрана коммуникаций, высадка разведгрупп. В ходе боевой деятельности наибольшее значение приобрела высадка разведгрупп. Для этой цели использовались катера КМ и бронекатера. За два месяца в тыл противника были высажены 126 человек. Одновременно снимались с берега ранее высаженные группы. С июня по октябрь северная группа совершила более 70 боевых выходов, в том числе 27 в дозор, провела 5 артиллерийских обстрелов, высадила 15 разведгрупп.

Южная группа кораблей поддерживала фланг 368-й стрелковой дивизии совместно с 31-м отдельным батальоном морской пехоты, оборонявшим побережье от мыса Черные Пески до устья реки Вытегра (затем до Тудозера), вела разведывательные, поисковые и артиллерийские набеговые действия, несла дозорную службу. Важное значение приобрели набеговые действия, в которых участвовали канлодки и бронекатера самостоятельно и во взаимодействии с авиацией. Корабли и катера 30 раз вели огонь по береговым объектам противника. На южном направлении с июня по октябрь было совершено 160 боевых выходов, в том числе 30 - для артиллерийских обстрелов, 3 - для поиска, 107 - в дозор.

31 июля 1942 года канлодка КЛ-13 (бывший буксир "Ижорец-18") произвела высадку разВедгруппы в районе острова Василисин, а затем пропала без вести. По данным популярной советской литературы она погибла в шторм, по закрытым данным причина гибели неизвестна. В середине ноября 1942 года Онежский отряд кораблей по Мариинской системе отправился зимовать в город Рыбинск. 31-й отдельный батальон морской пехоты был оставлен оборонять юго-восточное побережье Онежского озера.

К началу 1943 года оборона побережья Онежского озера, занятого финнами, состояла из отдельных гарнизонов, узлов сопротивления, имевших в своем составе подвижные и стационарные батареи, а также двух укрепленных районов. В первый укрепрайон входил участок от города Петрозаводск до поселка Вознесенье (обороняла 1-я онежская бригада береговой обороны), во второй - полуостров Заонежье и остров Большой Климецкий (обороняла 2-я онежская бригада береговой обороны). Финская артиллерия располагалась побатарейно или поорудийно.

Финская озерная флотилия имела в своем составе четыре канонерские лодки (общее вооружение - три 102-мм и пять 76-мм пушек), три бронекатера (три 76-мм или 45-мм пушки), три быстроходные баржи и несколько катеров, две смешанные эскадрильи (Ju-88, He-111, Ме-109, "Кэртис"), базировавшиеся на аэродромы и площадки в районе Петрозаводска.

Приказом Наркома ВМФ от 31 декабря 1942 года Онежский отряд кораблей был переименован в Онежскую в военную флотилию. Корабли и суда флотилии тремя эшелонами с 14 мая по 14 июня прибыли в Вытегру. К началу кампании 1943 года из Волжской флотилии была возвращена канонерская лодка КЛ-13, а штабной корабль "Московский комсомолец" отремонтирован, перевооружен и переклассифицирован в канонерскую лодку. Кроме того, в состав флотилии были введены 8 сторожевых катеров (№ 3, 4, 5 , 6, 47, 49, 104, 111), 7 торпедных катеров типа Г-5 (№ 81, 82, 83, 84, 91, 92, 93), 3 катера-тральщика (РТЩ-130, 131 и 132),2 сторожевых корабля (СКР-14 и 5).

С 16 мая корабли флотилии начали конвоирование транспортов и буксиров с баржами, доставлявших грузы частям Красной Армии. Основными маршрутами были озерная коммуникация (Вытегра - река Андома - губа Шала) и коммуникация по Онежскому обводному каналу (Вытегра - поселок Кедра).

В ночь на 31 мая канонерские лодки КЛ-11 и КЛ-41, бронекатера № 12, 22, 41 и 42{172} обстреляли поселки Подщелье и Ропручей. В результате обстрела установить расположение неприятельских огневых точек не удалось, так как противник ответного огня не открывал. 1 июня канонерские лодки КЛ-11, КЛ-12 и КЛ-41 произвели поиск на коммуникациях финнов в Петрозаводском заливе, но были обнаружены финскими самолетами. В результате суда противника укрылись в бухте, и поиск не дал результатов. В 13.45 у острова Василисин канлодки внезапно атаковали зашедшие со стороны солнца три финских самолета. КЛ-12 получила попадание двух 100-кг бомб в корму и затонула. Канлодки КЛ-11 и КЛ-41 повреждений не получили.

"После гибели КЛ-12 командир дивизиона капитан 2 ранга Г.И. Гинзбург, опасаясь повторной атаки, решил корабли рассредоточить. Он приказал командиру КЛ-41 спасать личный состав погибшей КЛ-12, а сам вместе с капитаном 2 ранга Г.С. Гапковским на КЛ-11 пошел в базу. КЛ-41 направилась к месту гибели КЛ-12 для спасения личного состава, но вражеский самолет вторично атаковал канлодку. Корабль начал маневрировать и отстреливаться. Отогнанный артиллерийским огнем от канлодки, неприятельский самолет с бреющего полета обстрелял из пулемета плавающий личный состав КЛ-12. Было убито 8 человек. Только в 14 ч 36 мин КЛ-41 подошла к месту гибели КЛ-12 и спасла 22 человека (погибло 27 человек), в том числе и командир корабля".

В тот же день в районе устья Вытегры три финских самолета повредили катер-тральщик РТЩ-130. А в ночь на 9 июня у мыса Муромский был атакован конвой, шедший из Озерного устья в Шалу. Повреждена баржа с мукой. Несколько налетов финской авиации на советские суда произошли и в последующие дни. Всего в июне 1943 года финские самолеты 30 раз атаковали советские суда.

"Противник ответного огня не открывал, поэтому выяснить расположение его огневых точек и системы береговой обороны не удалось".

Вполне вероятно, что кроме местных жителей больше там никого не было.

8 июля для поиска судов противника в район бухты Гиморецкая направились бронекатера № 12 и № 21. Для их поддержки в Онежском устье находились КЛ-40 и три торпедных катера. В 16.20 бронекатера обнаружили буксир с баржой и мотобот противника, шедшие от мыса Чей-Наволок в Гиморецкую бухту. Сблизившись с судами, в 16.45 бронекатера открыли огонь из двух 76-мм пушек. Финские суда, увеличив ход, повернули к берегу под прикрытие своих береговых батарей. В 16.15 с мыса Чей-Наволок и из района села Каскиручей был открыт огонь по кораблям из 100-мм орудий. Финны не имели эффективных приборов управления стрельбой даже на балтийских 305-мм и 254-мм береговых батареях, а в Карелии и подавно, поэтому вероятность попадания в маленький катер являлась ничтожно малой. А от осколков и шрапнели катера защищала броня. Но командиры катеров попросту струсили и легли на обратный курс. Так позорно закончилось первое соприкосновение с финскими судами на Онежском озере.

23 июля в состав Онежской флотилии вошел принятый от промышленности большой охотник проекта 122 "Марсовой".

19-22 августа отряд кораблей Онежской флотилии совместно с 1228-м стрелковым полком 368-й стрелковой дивизии 7-й армии провел операцию по уничтожению опорного пункта противника, прилегающего к фронту в устье реки Ошта. В этом районе противник имел трехорудий-ную 120-мм батарею (мыс Куликов), 10 батарей орудий калибра 76-152 мм, батарею ПВО на мысе Коровенец, и минометно-пулеметные точки. На флотилию возлагалась задача артиллерийской поддержки наступления 368-й стрелковой дивизии в районе Вожероксы.

Корабли были сведены в две группы. Первая группа включала канлодки КЛ-11 и КЛ-41, бронекатера № 21 и № 42, сторожевые катера № 41 и № 42 с реактивными установками М-13-М (16 - 132-мм снарядов) и должна была действовать с закрытых позиций в Онежском обводном канале. Вторая группа кораблей в составе торпедных катеров №№ 81, 82, 83, 91, 92 и 93 с реактивными установками М-8-М (24 - 82-мм снарядами) должна была стрелять с озера.

В 4.01 торпедные катера, находясь в движении, дали залп. Задача была успешно выполнена. Одновременно был дан залп "PC" по опорному пункту противника с двух сторожевых катеров, стоявших в канале. Затем последовал второй залп. После этого неприятельский огонь значительно ослаб. После окончания артподготовки части 368-й стрелковой дивизии перешли в наступление. Поддерживая наступающую пехоту, бронекатера № 21 и № 42 прямой наводкой подавляли огневые точки и уничтожали живую силу противника. Канонерские лодки вели огонь с закрытых позиций. От огня противника три бронекатера получили значительные повреждения. Погибли командир бронекатера № 21 лейтенант И.И. Чеботарев и старшина-комендор, были ранены два матроса.

В результате совместных действий противник был выбит с занимаемых позиций, части 7-й отдельной армии продвинулись вперед и захватили участок южного побережья Онежского озера.

13 сентября в 1.05 ночи бронекатера № 21 и № 42 под командованием командира дивизиона канлодок капитана 3 ранга И.П. Никулина высадили группу разведчиков на мыс Чей-Наволок. На обратном пути в 3.05 с головного катера заметили силуэты трех кораблей. Не ответив на опознавательный сигнал бронекатеров, эти корабли открыли артиллерийский огонь. И опять командиры бронекатеров не пожелали вступить в бой. Поставив дымовую завесу, они повернули назад.

В 7 часов утра 14 сентября отряд в составе бронекатера № 12, торпедных катеров № 83 и № 93 у острова Лесной обнаружили стоявший у берега финский буксирный пароход. В 7.26 с расстояния 4,4 км катера обстреляли буксир из реактивных установок. Снаряды легли в расположении цели. В то же время финская береговая батарея открыла огонь по катерам с мыса Рид-Наволок. За ней открыла огонь вторая батарея противника. Перезарядив установки, катера в 8.08 дали второй залп - по батареям противника. Согласно донесению командира отряда, из шести стрелявших орудий пять были выведены из строя, а на пароходе возник пожар. Однако попадание реактивными снарядами в пароход на такой дистанции маловероятно, а о том, как командир мог узнать, что именно пять орудий выведены из строя, остается только гадать. А вот почему бронекатер № 12 не стрелял из своих двух 76-мм пушек - не ясно. Он в самом деле мог потопить пароход.

В ночь на 24 сентября бронекатера №№ 21, 22 и 41, а также катер-тральщик РТЩ-31 высадили десант разведчиков в составе 50 человек на остров Иванцов. При высадке на остров, из-за неумелого обращения с фугасами на одной из шлюпок произошел взрыв. При этом погибли 7 человек. Разведчики были обнаружены противником, который открыл огонь. Десант пришлось снова брать на борт. Бронекатера выпустили по финнам 26 снарядов и пошли обратно.

В ночь на 27 сентября сторожевые катера №№ 41, 42, 43 и 44 выпустили (в два залпа) 128 реактивных 132-мм снарядов М-13 по четырехорудийной 122-мм батарее у поселка Жабинец. В ночь на 5 октября те же катера по той же батарее выпустили 176 снарядов, но в батарею так и не попали.

10 октября торпедные катера №№ 81, 83 и 93 дали два залпа 82-мм снарядами М-8 по пристани у села Щелейки, а большой охотник "Марсовой" вел огонь из 76-мм орудия с предельной дистанции. Батареи финнов с мысов Самбо, Часовня и из селений Подщелье и Щелейки открыли ответный огонь. Снаряды ложились вблизи катеров. Катер № 83 получил повреждения, но остался на плаву.

В ночь на 26 октября "Марсовой" и КЛ-41 высадили группу разведчиков на мыс Брусничный. На этом боевые операции Онежской военной флотилии в 1943 году закончились. Следует отметить, что, несмотря на большое превосходство в силах, командование Онежской флотилии держалось пассивно. За всю кампанию корабли флотилии не потопили ни одного финского судна. Непонятно, почему флотилия не ставили мины на коммуникациях противника, в частности, в районе Петрозаводска? В последних числах октября 1943 года корабли флотилии ушли на зимовку в Череповец и Рыбинск.

Первый эшелон флотилии вернулся в Вытегру 8 мая 1944 года. С 23 июня 1944 года корабли флотилии поддерживали артиллерийским огнем наступление 368-й стрелковой дивизии в районе поселка Вознесенье. В ходе наступления войск 7-й армии корабли Онежской флотилии осуществили успешную высадку тактических десантов: 23 июня - на остров Большой Климецкий, 26 июня - у Шелтозера.

"Около 7 часов утра наша авиация отбомбила и обстреляла прибрежную полосу губы Уйской, а канонерские лодки, минные катера и бронекатера открыли по берегу шквальный огонь, подавляя противодесантную оборону врага. Вслед за этим началась высадка десанта морской пехоты, сначала со.... сторожевых и бронекатеров, а затем с остальных кораблей. Канонерская лодка "Московский комсомолец", которой осадка не позволяла подойти вплотную к берегу, перегружала десант на катера. К 8 часам 40 минутам высадка десанта была в основном закончена.

Преодолевая сопротивление противника, советские десантники освободили село Деревянное и железнодорожную станцию; затем часть их направилась по дороге к Петрозаводску".

Все бы хорошо, вот только ни на побережье Уйской губы, ни в селе Деревянном, ни в самом Петрозаводске противника уже не было. Во избежание ненужных потерь финское командование заблаговременно отвело свои войска. Узнав об этом, командующей Онежской флотилией капитан 1 ранга Антонов приказал высадить десант в петрозаводском порту. 28 июня во второй половине дня корабли флотилии вошли в Петрозаводск и высадили там подразделения 368-й стрелковой дивизии. На этом боевые действия на Онежском озере окончательно завершились.

Итальянский торпедный катер MAS 527 у северного побережья Ладожского озера, июнь 1942 г.

Катера MAS 526, MAS 527, MAS 528 и MAS 529, 12-го дивизиона торпедных катеров итальянского флота, под командованием капитано-ди-корвето Д. Бианчини, прибыли на Ладогу в июле 1942 г. для действий в составе союзного финско-немецко-итальянского соединения.
Основными задачами объединённой флотилии и приданным ей эскадрильям финских и немецких ВВС, были - противодействие советским силам на Ладоге (Ладожская флотилия) и атака транспортов, осуществляющих снабжение блокадного Ленинграда по водам озера.
В ходе боёв лета-осени 1942 г., итальянским катерникам не удалось добиться сколько-нибудь значительных результатов, и в октябре 1942 г., в виду скорого окончания навигации, итальянцы покинули Финляндию.
В целом, финско-немецко-итальянские силы, смогли нанести урон Ладожской флотилии, но в основном ударами авиации. Попытки же нарушить советские коммуникации на озере, закончились полной неудачей, пиком которой стал провальный десант на остров Сухо 22 октября 1942 г.
Надо сказать, итальянские катерники заслуженно имели высокую репутацию (ещё с Первой Мировой), но на незнакомом, и сильно отличающимся от южного средиземноморья, театре военных действий, котором являлась Ладога, им, конечно, было сложно. Кроме того, разведка Балтийского флота, своевременно обнаружила формирование вражеской флотилии на озере и советское командование приняло контрмеры.
Далее фотографии итальянцев в Финляндии и на Ладоге в 1942 г.

Запрака катера горючим, Финляндия июнь 1942 г.

Матрос-часовой на пирсе, Финляндия июнь 1942 г.

Катер у причала, Финляндия июнь 1942 г.

Лейтенант финской армии и итальянские моряки, Финляндия июнь 1942 г.

Часовой у катера, Финляндия июнь 1942 г.

Итальянский лейтенант, Финляндия июнь 1942 г.

Интересный офицер. На рукаве армейского мундира,- нашивки лейтенанта флота, на груди,- знак лётчика ВВС, фуражка с гренадой и цифрой восемь. Лейтенант зенитной артиллерии флота?

Матросы на палубе катера, Финляндия июнь 1942 г.

Командир катера MAS 528

Капитан Д. Бианчини, офицер Кригсмарине Гельмут Леисснер и подполковник Люфтваффе Фриц Зибель, Ладога август 1942 г.

Капитан Д. Бианчини и матросы в лагере у базы катеров на берегу Ладожского озера, р-н посёлка Сортанлахти, сентябрь 1942 г.

Солдат и матросы с повозкой на лесной дороге, северный берег Ладоги, осень 1942 г.

Катера на базе в посёлке Сортанлахти, осень 1942 г.

Награждение итальянских моряков финским командованием, п. Сортанлахти октябрь 1942 г.

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА ОНЕГЕ

По решению главнокомандующего Северо-Западным направлением маршала К.Е. Ворошилова приказом заместителя наркома ВМФ адмирала И.С. Исакова из Онежской военно-морской базы Ладожской военной флотилии была сформирована Онежская военная флотилия. Командующим был назначен бывший командир Онежской военно-морской базы, капитан 2-го ранга А.П, Дьяконов.

В августе - сентябре 1941 г. в канонерские лодки были переоборудованы в судоремонтной мастерской в поселке Вознесенье буксирные пароходы Беломорско-Онежского пароходства «Огюст Бланки», «Каляев», «Ижорец № 18», «Мартиец-89» и «Мартиец-60», переименованные в КЛ-11, КЛ-12, КЛ-13, КЛ-14 и КЛ-15. В октябре были получены для них минометы.

18 сентября 1941 г. финны перерезали реку Свирь в районе Остречины и заняли Гакручей. Для поддержки сухопутных частей в этот район из Вознесенья была послана КЛ-12.19 сентября в 7 ч. 30 мин., подойдя к селу Остречины на дистанцию 1,5–2 км, канонерка обстреляла его. Был освобожден из плена строительный батальон (100 человек) с техникой. Через несколько часов канонерка вновь обстреляла село и заставила отступить группу финнов. Это было боевое крещение флотилии.

В этот же день КЛ-12 поднялась вверх по Свири к селу Вязостров, где прикрывала эвакуацию населения, препятствуя переправе противника на левый берег. КЛ-12 и КЛ-14 успешно вели огонь по врагу в районе деревни Гакручей. Деревня была взята советскими бойцами, высаженными с буксира «Лосось».

21 сентября КЛ-13 обстреляла окраину деревни Гакручей. Прямым попаданием был уничтожен склад боеприпасов и снаряжения. Противник отступил.

22-24 сентября КЛ-13, КЛ-14 и буксир «Лосось», на котором находились 72 бойца отдельного дорожно-строительного батальона и 27 бойцов народного ополчения, вышли на боевую позицию в районе Вязостров и Гакручей. Перед ними была поставлена задача занять деревню и не допустить переправы противника на левый берег Свири. Контратака наших войск была отбита.

С 26 по 28 сентября канонерка КЛ-13 обстреливала деревню Прошино, выпустив более 180 снарядов. Со 2 по 5 октября дивизион канонерских лодок, заняв позиции в Свирской губе, в течение четырех дней обстреливал скопление живой силы противника. Было израсходовано 511 снарядов.

8 октября командир 272-й стрелковой дивизии генерал-майор М.С. Князев, возглавивший сухопутную оборону по реке Оште, поставил перед Онежской флотилией задачу огнем корабельной артиллерии воспрепятствовать продвижению противника на участке Вознесенье-Ошта. Канонерские лодки КЛ-11 и КЛ-13 нанесли удар по огневым точкам противника на мысе Куликов и Каменной гряде. 10 октября поддержанные огнем канонерок, советские войска отбили атаки финнов.

С 11 по 24 октября канонерки КЛ-11, КЛ-13 и КЛ-15, находясь в Онежском обводном канале и у южного берега озера, обстреливали огневые точки противника, поддерживая атаки сухопутных частей, препятствовали переправе противника через Свирь, продвижению подкреплений, подвозу боеприпасов и снабжения. Было израсходовано 1375 снарядов. Советские войска удержали оштинский рубеж.

В ходе отступления советских войск на Свири, в Петрозаводске и Повенце было брошено свыше 20 исправных пароходов и буксиров. В начале октября 1941 г. финны начали переоборудовать их в канонерские лодки и сторожевые корабли. Главной базой финской флотилии стал Петрозаводск.

В середине октября в Вытегру прибыл отряд бронекатеров в составе БКА-35, БКА-63, БКА-64 и БКА-65, переведенных 30 сентября 1941 г. из Ладожской военной флотилии. Но вскоре бронекатера по Вытегре и Мариинской системе были отправлены на зимовку в Молотов (Пермь). Канлодки тоже должны были идти в Молотов, но ледостав задержал их в городе Горьком. 28 ноября 1941 г. приказом наркома ВМФ Онежская флотилия была расформирована, а ее корабли переданы Волжской военной флотилии.

30 апреля 1942 г. по приказу наркома ВМФ из состава Волжской военной флотилии был сформирован Онежский отряд кораблей. Он состоял из штабного корабля «Московский комсомолец» (бывший сетевой заградитель «Исеть»), канонерских лодок КЛ-11, КЛ-13, КЛ-14, КЛ-15, КЛ-40 и КЛ-41, бронекатеров проекта 1124 (БКА-11, БКА-12, БКА-31 и БКА-32), бронекатеров проекта 1125 (БКА-35, БКА-63, БКА-64 и БКА-65), 7 сторожевых катеров и катеров тральщиков, 4 глиссеров, охраны водного района, 31-го отдельного батальона морской пехоты, службы наблюдения и связи, отдела тыла, складов и производственных предприятий. База отряда была в городе Вытегра. 25 мая Онежский отряд кораблей непосредственно был подчинен наркому ВМФ, а оперативно - командующему 7-й Отдельной армией.

7 июня корабли, за исключением бронекатеров, прибыли в город Вытегра, и отряд приступил к выполнению боевых задач. Дивизион бронекатеров, состоявший из двух отрядов по четыре катера, прибыл на Вытегру 16 июня и 21 июня начал боевую деятельность.

На Онежском озерном театре к этому времени сложилась следующая оперативная обстановка. В руках противника находился западный берег озера, от Вознесенья до Повенца, с бухтами и пристанями, удобными для стоянки кораблей. Северная и южная части этого берега были укреплены системой береговой обороны, состоящей из отдельных гарнизонов и батарей. В северной части озера, на полуострове Заонежье и части островов финны установили дальнобойные батареи и держали под огнем весь берег, от мыса Оров-Наволок до Оров-Губы.

Восточный берег озера охраняли части 7-й Отдельной и 32-й армий (разграничительная линия по реке Водла). На севере от реки Водла до губы Черной стоял в обороне 80-й стрелковый полк войск НКВД, входивший в состав 32-й армии. Южнее реки Водла до реки Вытсгра стоял 185-й отдельный стрелковый батальон войск НКВД. Побережье от реки Вытегра до устья реки Ошта занимали части 369-й стрелковой дивизии. В деревне Девятина базировалась 1-й гвардейская авиаэскадрилья самолетов Пе-2.

Местами базирования для Онежского отряда кораблей служили река Вытегра, Обводной канал, реки Андома и Водла.

В соответствии с задачами, поставленными командованием 7-й Отдельной и 32-й армий, выявились два самостоятельных направления боевой деятельности отряда: южное и северное. В дальнейшем отряд кораблей обеспечивал оборону города Вытегра и конвоирование судов на участках Вытегра - Шала, Вытегра - Андома.

Северная (шальская) группа кораблей в составе трех бронекатеров, двух канлодок и сторожевого катера обеспечивала левый фланг 32-й армии (80-й стрелковый полк), охраняя восточное побережье Повенецкого и Заонежского заливов. В задачи группы входили разведка, дозор, охрана коммуникаций, высадка разведгрупп.

В ходе дальнейшей боевой деятельности наибольшее значение приобрела высадка разведгрупп. Для этой цели использовались катера КМ и бронекатера. За два месяца в тыл противника были высажены 126 человек. Одновременно снимались с берега ранее высаженные группы.

С июня по октябрь северной группой было совершено более 70 боевых выходов, в том числе 27 в дозор, проведено 5 артиллерийских обстрелов, высажены 15 разведгрупп.

Южная группа кораблей поддерживала фланг 368-й стрелковой дивизии совместно с 31-м отдельным батальоном морской пехоты, оборонявшим побережье от мыса Черные Пески до устья реки Вытегра (затем до Тудозера), вела разведывательные, поисковые и артиллерийские набеговые действия, несла дозорную службу.

Важное значение приобрели набеговые действия, в которых участвовали канонерские лодки и бронекатера самостоятельно и во взаимодействии с авиацией. Корабли и катера 30 раз вели огонь по береговым объектам противника.

16 сентября 1942 г. отряд кораблей в составе трех бронекатеров и двух канонерских лодок во взаимодействии со 2-й авиаэскадрильей У-2 вел огонь по северной окраине деревни Ропручей, где были расположены ремонтные мастерские, бензозаправочная станция и бараки гарнизона противника. Была вскрыта береговая оборона, вызвано много пожаров, нанесен урон противнику в живой силе и технике. Наши корабли и самолеты без повреждений вернулись на базу.

На южном направлении с июня по октябрь было совершено 160 боевых выходов, в том числе 30 - для артиллерийских обстрелов, 3 - для поиска, 107 - в дозор.

31 июля 1942 г. канонерская лодка КЛ-13 (бывший буксир «Ижорец-18») произвела высадку разведгруппы в районе острова Василисин, а затем пропала без вести. По данным популярной советской литературы, она погибла в шторм, по закрытым данным, причины гибели неизвестны.

В середине ноября 1942 г. Онежский отряд кораблей по Мариинской системе был отправлен зимовать в город Рыбинск. 31-й отдельный батальон морской пехоты был оставлен оборонять юго-восточное побережье Онежского озера.

В ноябре 1941 г. финское командование сформировало бригаду береговой обороны Онежского озера, позже ее переименовали в Онежскую бригаду береговой обороны. В состав бригады вошли части береговой обороны, строительные части и озерная флотилия. Штаб бригады и главная база флотилии находились в Петрозаводске.

Финны поставили себе цель полностью перекрыть огнем береговых батарей все западное побережье Онежского озера, от реки Свирь до Повенецкого залива. К началу 1943 г. им удалось решить эту задачу, установив около двух десятков береговых батарей с орудиями калибра от 37 до 152 мм.

Наиболее мощный узел береговой обороны начинался у поселка Вознесенье. В числе орудий береговой обороны были четыре 130-мм пушки на мысе Куликов, четыре 100-мм пушки на мысе Часовня. Севернее располагались две трехорудийные 120-мм батареи (Гиморецкая бухта и Ропоручей), у поселка Шонша четыре 152-мм пушки Кане и т. д. Самые северные батареи финнов (калибра 120 и 75 мм) находились в Повенецком заливе, у мыса Ажен-Наволок.

Уже 2 октября 1941 г. на Онежское озеро из Финляндии были переведены 10 морских катеров, которые и стали первыми судами Онежской флотилии.

В Петрозаводске, на реке Свирь и в Повенецком заливе финнам удалось захватить несколько десятков пароходов и барж, принадлежавших различным советским ведомствам.

На частично восстановленном Петрозаводском судостроительном заводе и в мастерских поселка Вознесенье были произведены ремонт и вооружение нескольких трофейных пароходов.

В состав финской флотилии в конце 1941 г. - начале 1942 г. вошли суда:

«Курхумяки» (бывший «Роза Люксембург) - колесный грузопассажирский пароход водоизмещением 174 тонны. Скорость 8 узлов. Построен в 1897 г. в Англии. Вооружение: 3-75-мм и 3-20-мм орудия;

- «Контупохьа» (бывший «Розалии») - колесный пароход, вооруженный двумя 75-мм и гремя 20-мм орудиями;

«Илмари» (бывший «Семга»); «Вяйне» (бывший «Пескарь»), «Эркки» (бывший «Буй»), «Урхо», «Лимо» - малые буксиры, вооруженные одним-двумя 45-мм и одним 20-мм орудием.

В июне 1942 г. на Онегу был доставлен захваченный 24 августа 1941 г. в Выборгском заливе бронекатер № 215 с одной 76-мм пушкой Л-10. Катер получил название VTV-1. В июне 1944 г. по железной дороге его отправили в Финляндию. В конце 1944 г. он был возвращен Советскому Союзу и после возвращения получил наименование БК-60.

Кроме того, из захваченных судов финны организовали транспортную флотилию.

В мае 1942 г. финские катера подходили к советскому берегу в районах села Шала, реки Муромка, села Андом и мыса Новый Нос, обстреливали советские части и безнаказанно уходили. В Заонежском заливе финны захватили острова Речной, Мег и Хед и построили там систему укреплений.

Но вернемся к действиям советских кораблей.

Приказом наркома ВМФ от 31 декабря 1942 г. Онежский отряд кораблей был переименован в Онежскую в военную флотилию. Корабли и суда флотилии тремя эшелонами с 14 мая по 14 июня прибыли в Вытегру.

К началу кампании 1943 г. из Волжской флотилии была возвращена канонерская лодка КЛ-13, а штабной корабль «Московский комсомолец» отремонтирован, перевооружен и переклассифицирован в канонерскую лодку. Кроме того, в состав флотилии были введены сторожевые катера (№ 3, 4, 5, 6), торпедные катера типа Г-5 (№ 81, 82, 83, 84, 91, 92, 93), катера-тральщики РТЩ-130, РТЩ-131 и РТЩ-132, группа сторожевых кораблей СКР-14 и СКР-15 и отряд сторожевых катеров № 47, 49, 104 и 111.

С 16 мая корабли флотилии начали конвоирование транспортов и буксиров с баржами, доставлявших грузы частям Красной армии. Основными маршрутами были озерная коммуникация (Вытегра - река Андома - губа Шала) и коммуникация, проходящая по Онежскому обводному каналу (Вытегра - поселок Кедра).

Канонерская лодка Онежской военной флотилии КЛ-41

В ночь на 31 мая канонерские лодки КЛ-11 и КЛ-41, бронекатера № 12, 22, 41 и 42 обстреляли селенья Подщелье и Ропручей. В результате обстрела установить расположение неприятельских огневых точек не удалось, так как противник ответного огня не открывал.

1 июня канонерские лодки КЛ-11, КЛ-12 и КЛ-41 произвели поиск на коммуникациях финнов в Петрозаводском заливе, но были обнаружены финскими самолетами. В результате суда противника укрылись в бухте, и поиск их ничего не дал. В 13 ч. 45 мин. у острова Василисин канлодки внезапно были атакованы вышедшими со стороны солнца тремя финскими самолетами. Налет был произведен одновременно тремя самолетами по трем кораблям. КЛ-12 получила попадание двух 100-кг бомб в корму и затонула. Канлодки КЛ-11 и КЛ-41 повреждений не получили. Далее без комментариев цитирую архивный документ: «После гибели КЛ-12 командир дивизиона капитан 2-го ранга Г.И. Гинзбург, опасаясь повторной атаки, решил корабли рассредоточить. Он приказал командиру КЛ-41 спасать личный состав погибшей КЛ-12, а сам вместе с капитаном 2-го ранга ГС. Гапковским на КЛ-11 пошел в базу. КЛ-41 направилась к месту гибели КЛ-12 для спасения личного состава, но вражеский самолет вторично атаковал канлодку. Корабль начал маневрировать и отстреливаться. Отогнанный артиллерийским огнем от канлодки, неприятельский самолет с бреющего полета обстрелял из пулемета плавающий личный состав КЛ-12. Были убиты 8 человек. Только в 14 ч. 36 мин КЛ-41 подошла к месту гибели КЛ-12 и спасла 22 человека (погибли 27 человек), в том числе и командира корабля».

В тот же день в районе устья Вытегры три финских самолета повредили катер-тральщик РТЩ-130. А в ночь на 9 июня у мыса Муромский был атакован конвой, шедший из Озерного устья в Шалу. Повреждена баржа с мукой. Несколько налетов финской авиации на советские суда произошло и в последующие дни. Всего в июне 1943 г. наши корабли 30 раз подвергались атакам финских самолетов.

В ночь на 3 июля канонерская лодка КЛ-40 и бронекатера № 22 и № 41 обстреливали поселок Ропручей. «Противник ответного огня не открывал, поэтому выяснить расположение его огневых точек и системы береговой обороны не удалось». А может, там, кроме местных жителей, никого и не было?

8 июля для поиска судов противника в район бухты Гиморецкая были направлены бронекатера № 12 и № 21. Для их поддержки в Онежском устье находились КЛ-40 и три торпедных катера.

В 16 ч. 20 мин. бронекатера обнаружили буксир с баржой и мотобот противника, шедшие от мыса Чей-Наволок в Гиморецкую бухту. Сблизившись с судами, в 16 ч. 45 мин. бронекатера открыли артиллерийский огонь из двух 76-мм пушек. Суда, увеличив ход, повернули к берегу под прикрытие своих береговых батарей. В 16 ч. 15 мин. с мыса Чей-Наволок и из района села Каскиручей открыли огонь по кораблям из 100-мм орудий. Финны не имели эффективных приборов управления стрельбой даже на балтийских 305-мм и 254-мм береговых батареях, а в Карелии и подавно, поэтому вероятность попадания в маленький катер была ничтожно мала. А от осколков и шрапнели катера были защищены броней. Но командиры катеров попросту струсили и повернули на обратный курс. Так позорно закончилось первое соприкосновение с финскими судами на Онежском озере.

23 июля в состав Онежской флотилии был включен принятый от промышленности большой охотник проекта 122 «Марсовой».

19-22 августа отрядом кораблей Онежской флотилии совместно с 1228-м стрелковым полком 368-й стрелковой дивизии 7-й армии была проведена операция по уничтожению опорного пункта противника, прилегающего к фронту в устье реки Ошта.

В этом районе противник имел трехорудийную 120-мм батарею (мыс Куликов), 10 батарей калибра 76-152 мм, батарею ПВО, расположенную на мысе Коровенец, и минометно-пулеметные точки. На флотилию возлагалась задача артиллерийской поддержки наступления 368-й стрелковой дивизии в районе Вожероксы.

Корабли были сведены в две группы. Первая группа кораблей в составе канонерских лодок КЛ-11 и КЛ-41, бронекатеров № 21 и № 42, сторожевых катеров № 41 и № 42 с реактивными установками М-13-М (16- 132-мм снарядов) должна была действовать с закрытых позиций в Онежском обводном канале. Вторая группа кораблей в составе торпедных катеров № 81, 82, 83, 91, 92 и 93 с реактивными установками М-8-М (24-82-мм снарядами) должна была стрелять с озера.

В 4 ч. 01 мин. торпедные катера, находясь в движении, дали залп. Задача была успешно выполнена. Одновременно был дан залп катюш по опорному пункту противника с двух сторожевых катеров, стоявших в канале. Затем последовал второй залп. После этого неприятельский огонь значительно ослаб.

По окончании артиллерийской подготовки части 368-й стрелковой дивизии перешли в наступление. Поддерживая наступающую пехоту, бронекатера № 21 и № 42 прямой наводкой подавляли и уничтожали огневые точки и живую Силу противника. Канонерские лодки вели огонь с закрытых позиций.

От огня противника три бронекатера получили значительные повреждения. Из личного состава флотилии погибли командир бронекатера № 21 лейтенант И.И. Чеботарев и старшина-комендор, ранены два матроса.

В результате совместных действий противник был выбит с занимаемых позиций, части 7-й Отдельной армии продвинулись вперед и захватили участок южного побережья Онежского озера.

13 сентября в 1 ч. 05 мин. бронекатера № 21 и № 42 под началом командира дивизиона канонерских лодок капитана 3 ранга И.П. Никулина высадили группу разведчиков на мыс Чей-Наволок. На обратном пути в 3 ч. 5 мин. с головного катера было замечено три силуэта кораблей. Не ответив на опознавательный сигнал бронекатеров, корабли открыли артиллерийский огонь. И опять командиры бронекатеров не пожелали вступить в бой, а, поставив дымовую завесу, рванули назад.

В 7 часов утра 14 сентября отряд в составе бронекатера № 12 и торпедных катеров № 83 и № 93 у острова Лесной обнаружили стоящий у берега финский буксирный пароход. В 7 ч. 26 мин. с расстояния 4400 м катера обстреляли буксир из реактивных установок. Снаряды легли в расположении цели. В то же время финская береговая батарея открыла огонь по катерам с мыса Рид-Наволок. За ней открыла огонь вторая батарея противника. Перезарядив установки, катера в 8 ч. 08 мин. дали второй залп по батареям противника. Согласно донесению командира отряда, из шести стрелявших орудий пять было выведено из строя, а на пароходе возник пожар. Попадание реактивными снарядами в пароход на такой дистанции маловероятно, а как командир мог узнать, что именно пять орудий было выведено из строя, можно только гадать. А вот почему бронекатер № 12 не стрелял из своих двух 76-мм пушек Л-10 - не ясно. А он мог бы реально потопить пароход.

В ночь на 24 сентября бронекатера № 21, 22 и 41, а также катер-тральщик РТЩ-31 высадили десант разведчиков в составе 50 человек на остров Иванцов. При высадке на остров из-за неумелого обращения с фугасами на одной из шлюпок произошел взрыв. При этом погибли 7 человек. Разведчики были обнаружены противником, который открыл огонь. Десант пришлось снова брать на борт. Бронекатера выпустили по финнам 26 снарядов и пошли обратно.

В ночь на 27 сентября сторожевые катера № 41, 42, 43 и 44 выпустили (в два залпа) 128 реактивных 132-мм снарядов М-13 по четырехорудийной 122-мм батарее у поселка Жабинец. В ночь на 5 октября те же катера по той же батарее выпустили 176 снарядов, но в батарею не попали.

10 октября торпедные катера № 81, 83 и 93 дали два залпа 82-мм снарядами М-8 по пристани у села Щелейки, а большой «охотник» «Марсовой» вел огонь из 76-мм орудия с предельной дистанции. Батареи финнов с мысов Самбо, Часовня и из селений Подщелье и Щелейки открыли ответный огонь. Снаряды ложились вблизи катеров. Катер № 83 был поврежден, но остался на плаву.

В ночь на 26 октября «Марсовой» и КЛ-41 высадили группу разведчиков на мыс Брусничный. На этом боевые операции Онежской военной флотилии в 1943 г. закончились.

Следует отметить, что, несмотря на большое превосходство в силах, командование Онежской флотилии держалось пассивно. За кампанию корабли флотилии не потопили ни одного плавсредства финнов. Непонятно: почему суда флотилии не ставили мины на коммуникациях противника, в частности, в районе Петрозаводска?

В последних числах октября 1943 г. корабли флотилии ушли на зимовку в Череповец и Рыбинск.

Первый эшелон флотилии вернулся в Вытегру 8 мая 1944 г. С 23 июня 1944 г. корабли флотилии поддерживали артиллерийским огнем наступление 368-й стрелковой дивизии в районе поселка Вознесенье. В ходе наступления войск 7-й армии корабли Онежской флотилии осуществляли успешную высадку тактических десантов: 23 июня - на остров Большой Климецкий, 26 июня - у Шелтозера.

«Около 7 часов утра наша авиация отбомбила и обстреляла прибрежную полосу губы Уйской, а канонерские лодки, минные катера и бронекатера открыли по берегу шквальный огонь, подавляя противодесантную оборону врага. Вслед за этим началась высадка десанта морской пехоты, сначала со сторожевых и бронекатеров, а затем с остальных кораблей. Канонерская лодка "Московский комсомолец", которой осадка не позволяла подойти вплотную к берегу, перегружала десант на катера. К 8 часам 40 минутам высадка десанта была, в основном, закончена.

Преодолевая сопротивление противника, советские десантники освободили село Деревянное и железнодорожную станцию; затем часть их направилась по дороге к Петрозаводску» .

Все было бы хорошо, но ни на побережье Уйской губы, ни в селе Деревянном, ни в самом Петрозаводске противника уже не было . Во избежание ненужных потерь финское командование заблаговременно отвело свои войска. Узнав об этом, командующий Онежской флотилией, капитан 1-го ранга Антонов приказал высадить десант непосредственно в петрозаводском порту. 28 июня во второй половине дня корабли флотилии вошли в Петрозаводск и высадили там подразделения 368-й стрелковой дивизии. На этом боевые действия на Онежском озере были окончены.




Канонерская лодка Онежской военной флотилии «Московский комсомолец»

История финского флота

История финского флота

С 1323 г. Финляндия входила в состав Шведского королевства; в 1808-1918 гг. находилась в составе Российской империи, под названием Великого княжества Финляндского, на территории которого располагались военно-морские базы Российского Императорского Флота Гельсингфорс и Свеаборг.

Собственные вооруженные силы были созданы Финляндией в январе 1918 г., сразу же после провозглашения независимости.

Тогда же было положено начало созданию национальных ВМС. Первоначально они состояли из кораблей и судов русского флота, которые по разным причинам не смогли принять участия в «Ледовом» походе" Балтийского флота.

В 1920 г. был подписан Дерптский мирный договор, по которому Россия официально признавала независимость Финляндии. Сразу же после этого были предприняты попытки развития собственных ВМС, но все же почти десять лет финский флот не играл какой-либо роли на Балтике. В его состав входили лишь бывшие русские корабли, личный состав на 57% состоял из шведов, да и сами ВМС не были самостоятельной структурой, а входили в состав береговой обороны.

В 1921 г. в парламент был подан проект первой кораблестроительной программы, по которой предполагалось построить 6 броненосных канонерских лодок, 4 эсминца, 8 эскортных кораблей, 4 подводные лодки, 30 торпедных катеров и один учебный корабль. Но из-за высокой стоимости программа не была принята. В проект были внесены значительные изменения, и в 1927 г. был принят новый вариант, по которому предполагалось иметь: 2 броненосца береговой обороны, 4 подводные лодки, 4 торпедных катера и парусное учебное судно.

Хотя для страны такой состав флота был явно недостаточен, корабельный состав к 1939 г. мало изменился. Дополнительно были построены: подводная лодка, несколько вспомогательных кораблей, серия катеров морской стражи. 6 катерных тральщиков. Помимо этого в 1939 г. в Турку были заложены 2 минных заградителя, и началась постройка новой серии торпедных катеров.

К началу войны на ВМС возлагались следующие задачи: господство над всем шхерным районом, охрана морских границ, содействие сухопутным силам, защита морских коммуникаций.

Корабельный состав ВМС:

Броненосцы береговой обороны - 2 (VeinaTnoinen, llmarinen).
Минные заградители - 8 (Louhi. Ruotsinsalmi, Riilahti, Pommi, Baltic, Frei, Poseidon, Suomi).
Канонерские лодки - 4 (Homeenmaa, Uusimaa, Karjala, Turunmaa).
Подводные лодки - 5 (Vetehinen, Iku Turso, Vesehiisi. Vesikko, Saukko).
Сторожевые корабли - 11. Сторожевые и торпедные катера - 20. Тральщики -14.

Командующим ВМС являлся генерал-лейтенант Вайно-Лахья-Рихард Вальве. Корабельным составом руководил командор Ээро-Аксель Рахола. Так как, согласно финской военной доктрине, корабли должны были выполнять второстепенные функции, по сравнению с береговой обороной, то и флотом в целом командовал «сухопутный» генерал-лейтенант!

Комплектование флота личным составом осуществлялось путем ежегодного призыва на военную службу около полутора тысяч новобранцев, а также приема добровольцев, подписавших трехлетний контракт. Призывной возраст - 20 лет. Срок службы призывников - 15 месяцев. Три первых месяца молодые матросы проходили курс начальной военной подготовки, затем обучались в школах морских специалистов и завершали службу на боевых кораблях.

Унтер-офицерский состав пополнялся в основном матросами, отслужившими срочную службу и оставшимися на сверхсрочную. Унтер-офицеры в течение 6 месяцев обучались на курсах при военно-морском училище, а также на курсах повышения квалификации при военно-технической школе.

Подготовка офицерского состава осуществлялась: в Морской кадетской школе (Гельсинrфopc, срок обучения - 3 года); на Морском отделении школы офицеров резерва (лучшие матросы и унтер-офицеры); на Морском отделении высшей военной школы (курсы усовершенствования для офицерского состава, срок обучения - 3 года). Помимо этого широко практиковалось командирование офицеров для обучения на иностранные флоты и в иностранные военно-морские учебные заведения. Кандидатами на офицерскую должность становились лица, имевшие среднее образование, в возрасте 21-23 лет.

На снимке: Расчет 152-мм морского орудия.


На рисунке: Структура военно-морских сил Финляндии, 22 июня 1941 г.

Основными военно-морскими базами ВМС Финляндии являлись Хельсинки. Котка, Ханко, Турку, Пори.

Кроме регулярных ВМС у Финляндии был флот шюцкора - массовой добровольческой военизированной организации. С 1927 г. шюцкор стал вспомогательной частью национальных ВС. Его флот состоял из 400 моторных катеров и буксиров, вооруженных артиллерийским орудием, минами или глубинными бомбами. Основной задачей этого флота являлось содействие ВМС. прежде всего - в защите шхерных районов. Флот шюцкора разделялся на флотилии, которые, в свою очередь, делились на дивизионы (17 дивизионов по 8-20 моторных катеров). В свою очередь, флотилии размещались в трех округах: Або, Кломмене и Ладожское озеро. Личный состав шюцкора служил резервом для ВМС.

В составе ВВС Финляндии существовали две отдельные морские эскадрильи гидросамолетов - LLV-36 и LLV-39.

В 1939-1944 гг. в состав ВМС Финляндии вошли 2 минных заградителя, 21 торпедный катер (итальянские и трофейные советские) и 19 тральщиков.

Береговая оборона

В системе мероприятий по укреплению обороноспособности страны важная роль отводилась усилению береговой обороны Южное побережье Финляндии, включая северный берег Ладожского озера, было разделено на укрепленные районы: Хельсинки, Виипури. Лахтенпохья (1-й. 2-й, 3-й артиллерийские полки БО соответственно); Ханко. Хамина (1-й и 2-й отдельные артиллерийские дивизионы береговой обороны соответственно). Районы Виипури и Лахтенпохья прикрывали правый фланг укреплений «линии Маннергейма».


На снимке: Подводная лодка «Vetehinen» расходится с броненосцем береговой обороны «Vainamoinen».


На снимке: Батарея береговой артиллерии.

Попытки создания Аландской укрепленной позиции (вернее, воссоздания позиции, оборудованной Россией еще в Первую мировую войну) не удались, так как этому, обратившись в Лигу Наций, помешало советское правительство, видевшее в этом строительстве угрозу безопасности СССР.

Батареи береговой обороны были вооружены орудиями калибров 120, 152, 203, 254 и 305 мм. зенитными орудиями. Во многих местах на материке и на островах были установлены различные противодесантные заграждения.

В 1941 г. береговая оборона Финляндии состояла из 8 бригад, вооруженных 336 орудиями БО и 169 полевыми орудиями.

Зимняя война

В ходе советско-финской войны 1939-40 гг. боевые действия велись на Балтийском море и Ладожском озере.

Военно-морская доктрина Финляндии предусматривала ведение оборонительных действий, прикрывающих морские рубежи государства. Основная ударная мощь финского флота - броненосцы береговой обороны - всю войну простояли во льдах недалеко от Турку, отражая налеты советской авиации, сбив при этом 8 самолетов.

Против кораблей Краснознаменного Балтийского флота действовала береговая артиллерия.

На протяжении всей войны финские ВМС активно занимались постановкой минных заграждений, как с помощью надводных кораблей, так и с использованием подводных лодок. В январе 1940 г. пропала без вести (вероятно, подорвалась на мине) советская подводная лодка «С-2».

На Балтике, в районе Аландского моря патрулировала флотилия сторожевых кораблей под командованием капитан-лейтенанта Войомаа. 17 января 1940 г. советская подводная лодка «Щ-324» атаковала конвой в составе которого входил сторожевик «Аура-2» (бывшая яхта). Во время атаки на его борту взорвался запас глубинных бомб, и корабль быстро затонул.
На Ладожском озере в начале войны финские катера выставили 264 мины и в дальнейшем боевая деятельность финской стороны свелась к обстрелу побережья озера.

Во время Зимней войны финский флот понес крайне незначительные потери: сторожевик «Аура-2» и патрульный самолет.

Вторая мировая война

В 1941 г. финский флот не имел оперативного единства, его немногочисленные сипы были рассредоточены. Несмотря на это, флот смог оказать поддержку немецким ВМС в ходе военных действий на Балтике.

Морская война носила преимущественно минный характер. Кроме того, минные заградители также использовались в качестве охотников за советскими подводными лодками. Результаты были не блестящими: лишь в 1942-1943 гг. финны потопили советские подлодки «Щ-317», «Щ-408» и «Щ-406». 23 августа 1943 г. советская сторона взяла реванш, потопив во время ночной атаки торпедных катеров минный заградитель «Riilahti».

Броненосцы береговой обороны приняли участие в операции «Nordwind» (13.09.1941), проводимой немцами против частей РККА на острове Даго. Во время этой операции финские ВМС понесли свою самую крупную потерю - подорвался на мине и затонул, унеся с собой 271 человека, броненосец «Ilmarinen». За его «собратом», броненосцам «vainam6inen», советские ВВС устроили настоящую охоту. Неоднократные безуспешные попытки потопить корабль, привели к проведению целой операции по его уничтожению. В состав атакующего авиасоединенения входили две ударные и четыре обеспечивающие группы, общей численностью в несколько десятков самолетов. Общая бомбовая нагрузка самолетов составляла 38 тонн. В ходе атаки, ценой нескольких самолетов, корабль был потоплен, получив попадания не менее двух однотонных бомб. Однако, потоплен был не «Vainamoinen», а немецкий крейсер ПВО «Niobe»! Последний финский броненосец, переживший войну, был куплен у Финляндии Советским Союзом в 1947 г. и служил в советском ВМФ под названием «Выборг» до 1966 г.

Подводными лодками за годы войны были потоплены три советские подводные лодки («С-7», «Щ-320», «Щ-305»).

В течении 1939-1944 гг. свинский флот потерял броненосец береговой обороны и 7 боевых кораблей различных классов. На 1 августа 1944 г. в строю оставались: броненосец береговой обороны - 1, сторожевых кораблей - 8, сторожевых катеров - 12, торпедных катеров - 19, тральщиков - 35, подводных лодок - 5, минных заградителей - 6.

Лучшие статьи по теме