Gm2irk - Образовательный портал

Античная цивилизация. §9

Лекция 4. Античная цивилизация

План:

1. Древнегреческая цивилизация

2. Древнеримская цивилизация

Древнегреческая цивилизация

Античная цивилизация возникла на стыке трех частей света (Европа, Азия, Африка), тесно связана с морем и относится к типу морских цивилизаций. Хронологические рамки Античной цивилизации определяются VIII в. до. н.э. - середина V в. н.э. В ее истории четко выделяются две локальных цивилизации Древнегреческая (VIII-I вв. до н.э.) и Древнеримская (VIII в. до н.э. - V в. н.э.).

Древнегреческая цивилизация сложилась в бассейне Эгейского моряна двух материках (Европа и Азия) и множестве островов. Жизнь населения этого региона тесно связана с морем, которое способствовало развитию мореплавания, колонизации, торговли, открывало возможности знакомства с цивилизациями Востока.

В Греции не было крупных рек, что не позволило здесь создать оросительные системы, характерные для речных цивилизаций Востока. Главными отраслями хозяйства были земледелие, скотоводство (козы, овцы) и садоводство. Греция была богата полезными ископаемыми (серебро, золото, медь, свинец, железо) и строительным материалом (известняк, мрамор, глина). Греки научились плавить бронзу из меди и олова, использовать ее для изготовления орудий труда и оружия.

На рубеже III-II тыс. до н.э. Балканский полуостров переживает вторжение греческих племен-ахейцев. С конца XIII в. до н.э. с севера в Грецию стали проникать дорийцы. Создатели Древнегреческой цивилизации называли себя эллинами, а римляне дали им название греки. Греки относятся к средиземноморской расе, а их язык к индоевропейской языковой семье.

История Древнегреческой цивилизации делится на следующие периоды: гомеровскийпериод (темные века) XI-IX вв. до н.э.; архаическая Греция (период Великой греческой колонизации) VIII-VI вв. до н.э.; классическая Греция V-VI вв. до н.э.; эпоха эллинизма IV-I вв. до н.э.

Уже в III тыс. до н.э. на северо-западном побережье Малой Азии у входа в Геллеспонтвозникла троянская протогородская культура, с центром в городеТроя(Гиссарлык). В III тыс. до н.э. на островахКикладского архипелагасформировалась своеобразнаякикладская культура. На рубеже III-II тыс. до н.э. на острове Критначалось становлениеминойской цивилизации. Дворцовая цивилизация Критаохватывает период около 2000-1500 гг. до н.э. Около 1450 г. до н.э. большинство поселений и дворцов наКритепогибло в результате грандиозного извержения вулкана на острове Фера.

На смену минойской культуре приходит ахейская, расцвет которой относится к XV-XII вв. до н.э. Сформировалась она в Пелопоннесе(Арголида), постепенно распространяясь в Среднюю и частично Северную Грецию, наКиклады,Родос,Крит. В XII в. до н.э. процесс цивилизационного развития греков-ахейцевбыл прерван вторжениемплемендорийцев, которые к этому времени уже обладали железным оружием.


XI-IX вв. до н.э. период продолжительного упадка и застоя. Это время называют темными веками, гомеровскимпериодом и предполисным периодом. В своем развитии Греция оказалась отброшенной на рубеж III-II тыс. до н.э. и переживала упадок земледелия и ремесла. В это время греки освоили железо, в обществе произошло имущественное расслоение.

Архаическая эпоха (VIII-VI вв. до н.э.) связана с развитием технологической базы и экономики в условиях победы производства железа, углублением общественного разделения труда, формированием подлинных городских центров и развитого типа рабовладения (рабство чужеземцев).

Период становления Древнегреческой цивилизации совпадает с великой греческой колонизацией. Колонизация развивалась в трех направлениях: западное Сицилия, Южная Италия, Южная Франция, восточное побережье Испании; северноефракийскоепобережьеЭгейского моря, проливы, соединяющие Средиземное и Черное моря, побережье Черного моря; юго-восточное Северная Африка иЛевант.

В VIII-VI вв. до н.э. возник полис - город-государство, где проживало от 5 до 10 тыс. человек. Самыми крупными полисамибылиСпартаиАфины, население которых составляло до 200 тыс. человек.Город-государствополисэто сообщество свободных граждан-собственников, гражданскаяобщина, ядром которой был город с прилегающей деревенской округой -хорой. Его центром считалась агора - рыночная площадь. В полисеимеласьцитадель, которую греки называли акрополем, т.е. верхним городом. Для греческого полисабыла свойственнаавтаркия(самодостаточность): экономическую основу жизни полисаобеспечивало сельское хозяйство, которым занимались его граждане, они же решали гражданские и военные вопросы, встающие передгородом-государством.

В целом же для полисабыли характерны 2 типа правления:олигархическое (Спарта) и демократическое (Афины). Двумя основными факторами развития греческой демократии были: высокое значение народного собрания и выборность власти. По своей социальной структуре полисделился на три слоя: полноправные граждане членыобщины-полиса; не членыполисакрестьяне, потерявшие землю иметеки(иностранцы); рабы (рабами становились только военнопленные).

В эпоху классики в течение нескольких столетий (VI-V вв. до н.э. середина IV в. до н.э.) окончательно сложился полиси полисная система ценностей. Однако уже в классический период проявляетсякризис Древнегреческой цивилизации. В ходе Греко-персидских войн (500-449 гг. до н.э.) родилось соперничество между Афинами - Делосскийморской союз (478 г. до н.э.) иСпартой - Пелопоннесскийсоюз. В итоге Пелопонесской войны (431-404 гг. до н.э.) победа досталасьСпарте.

В 338 г. македонскийцарьФилипп IIв битве при Херонее победил войско греков и создал всегреческий союзполисов. Дело отца продолжил его сынАлександр Македонский(356-323 гг. до н.э.). В результате его военных походов против персидский державы была создана обширная мировая империя, которая включала Грецию, Персию, Египет, Вавилонию, Среднюю Азию, часть Индии, простираясь от Дуная доИндаи отКавказадо Египта. Только внезапная смерть помешала Александру захватить Аравию и Северную Африку. Империя была недолговечной и вскоре после смерти Александра распалась на рядэллинистических государств: Вифиния,Пергам,Каппадокия,Понт, Этолийский союз,Ахейскийсоюз, представлявших собой своеобразное единение восточных деспотий и греческой полисной системы.

Причиной гибели эллинистических государств была не только их внутренняя нестабильность и взаимные войны, но и растущие амбиции Римского государства. С III в. до н.э. начинается наступление на эллинистический мир, которое завершившается завоеванием в 30 г. до н.э. последнего эллинистического государстваПтолемеевскогоЕгипта.

Роль Древнегреческой цивилизации в истории человечества велика, сложна и многопланова. Демократия и частная собственность, свобода человека и гражданский долг, материализм и идеализм все эти важнейшие составляющие современного цивилизационного развития родились в Древней Греции. Важнейшее достижение Древнегреческой цивилизации расцвет человеческой личности. Именно греческому философу Протагорупринадлежат слова: «Человек - мера всех вещей».

Именно первому в истории свободному сообществу греков мы обязаны появлением научного мышления. Греки создали основы философской науки в ее диалектическом единстве идеалистического и материалистического взгляда на мир. Именно они, осознав значимость прошлого для настоящего и будущего, создали науку историю. Этикаи география, психология и тригонометрия, физика и анатомия эти и многие другие науки обязаны древним грекам не только своим рождением, но и своими названиями.

Уникален вклад Древней Греции в мировую культуру и искусство. Древняя Греция дала миру театр, жанры трагедии и комедии. Древнегреческая цивилизация дала тот идеал гармонической красоты человека, который при всем многообразии культуры последующих тысячелетий так и остался непревзойденным.

Своеобразие греческой цивилизации заключается в появлении такой политической структуры, как «полис» - «город-государство», охватывающий сам город и прилегающую к нему территорию. Полисы были первыми республиками в истории всего человечества.

Многочисленные греческие города были основаны и по берегам Средиземного и Черного морей, а также на островах - Кипре и Сицилии.

В VIII-VII вв. до н. э. большой поток греческих переселенцев устремился на побережье южной части Италии, формирование на этой территории больших полисов было столь значительным, что получило название «Великой Греции».

Граждане полисов имели право владеть землей, обязаны в той или иной форме принимать участие в государственных делах, а в случае войны из них составлялось гражданское ополчение. В эллинских полисах, помимо граждан города, обычно проживало лично свободное население, но лишенное гражданских прав; нередко это были переселенцы из других греческих городов. На нижней ступени социальной лестницы античного мира находились совершенно бесправные рабы.

В полисной общине господствовала античная форма собственности на землю, ею пользовались те, кто был членом гражданской общины. При полисной системе осуждалось накопительство. В большинстве полисов верховным органом власти было народное собрание. Ему принадлежало право окончательного решения важнейших полисных вопросов. Громоздкий бюрократический аппарат, свойственный восточным и всем тоталитарным обществам, в полисе отсутствовал. Полис представлял собой практически полное совпадение политической структуры, военной организации и гражданского общества.

Греческий мир никогда не был единым политическим целым. Он состоял из нескольких совершенно самостоятельных государств, которые могли вступать в союзы, обычно добровольно, иногда по принуждению, вести между собой войны или заключать мир. Размеры большей части полисов были невелики: обычно в них был только один город, где проживало несколько сот граждан. Каждый такой городок был административным, хозяйственным и культурным центром маленького государства, а население его занималось не только ремеслом, но и земледелием.

В VI-V вв. до н. э. полис развился в особую форму рабовладельческого государства, более прогрессивную, чем восточные деспотии. Граждане классического полиса равны в своих политических и юридических правах. Выше гражданина в полисе никто не стоял, кроме полисного коллектива (идея суверенитета народа). Каждый гражданин имел право публично высказать свое мнение по любому вопросу. Для греков стало правилом принимать любые политические решения открыто, сообща, после всестороннего публичного обсуждения. В полисе налицо разделение высшей законодательной власти (народное собрание) и исполнительной (выборные срочные магистратуры). Так, в Греции утверждается строй, известный нам как античная демократия.

Древнегреческая цивилизация характеризуется тем, что она наиболее рельефно выражает идею суверенитета народа и демократическую форму правления. Греция архаического периода имела определенную специфику цивилизации по сравнению с другими античными странами: классическое рабство, полисную систему управления, развитой рынок с денежной формой обращения. Хотя Греция того времени не представляла собой единого государства, однако постоянная торговля между отдельными полисами, экономические и родственные связи между соседними городами приводили греков к самосознанию - быть им в едином государстве.

Расцвет древнегреческой цивилизации был достигнут в период классической Греции (VI в.-338 г. до н. э.). Полисная организация общества эффективно осуществляла экономические, военные и политические функции, стала уникальным явлением, неизвестным в мире древней цивилизации.

Одной из особенностей цивилизации классической Греции явился стремительный подъем материальной и духовной культуры. В области развития материальной культуры отмечалось появление новой техники и материальных ценностей, развивалось ремесло, сооружались морские гавани и возникали новые города, шло строительство морского транспорта и всевозможных памятников культуры и т. п.

Порождением высочайшей культуры древности является цивилизация эллинизма, начало которой положило завоевание Александром Македонским в 334-328 гг. до н. э. Персидской державы, охватывавшей Египет и значительную часть Ближнего Востока до Инда и Средней Азии. Период эллинизма длился три столетия. На этом широком пространстве сложились новые формы политической организации и социальных отношений народов и их культуры - цивилизация эллинизма.

Каковы же особенности эллинистической цивилизации? К характерным особенностям цивилизации эллинизма можно отнести: специфическую форму социально-политической организации - эллинистическая монархия с элементами восточной деспотии и полисного устройства; рост производства продуктов и торговля ими, развитие торговых путей, расширение денежного обращения, в том числе появление золотых монет; устойчивое сочетание местных традиций с культурой, принесенной завоевателями и переселенцами греками и другими народами.

Эллинизм обогатил историю человечества и мировую цивилизацию в целом новыми научными открытиями. Величайший вклад в развитие математики и механики внесли Эвклид (III в. до н. э.) и Архимед (287-312 гг.). Разносторонний ученый, механик и военный инженер Архимед из Сиракуз заложил основы тригонометрии; им были открыты принципы анализа бесконечно малых величин, а также основные законы гидростатики и механики, широко применявшиеся для практических целей. Для оросительной системы в Египте применялся «архимедов винт» - прибор для откачки воды. Это была наклонно расположенная полая труба, внутри которой находился плотно прилегающий к ней винт. Вращавшийся с помощью людей винт зачерпывал воду и поднимал ее наверх.

Путешествия по суше вызывали потребность точно измерять длину пройденного пути.

Эта задача была разрешена в I в. до н. э. александрийским механиком Героном. Он изобрел прибор, названный им годометром (измерителем пути). В наше время такие приборы именуются таксометрами.

Мировое искусство обогатилось такими шедеврами, как Алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Вошли в золотой фонд эллинистической цивилизации достижения древнегреческой, средиземноморской, причерноморской, византийской и других культур.

Цивилизация Древнего Рима по сравнению с Грецией была более сложным явлением. Согласно античной легенде, город Рим был основан в 753 г. до н. э. на левом берегу Тибра, справедливость которой подтвердили археологические раскопки нынешнего столетия. Первоначально население Рима состояло из трехсот родов, старейшины которых составляли сенат; во главе общины стоял царь (по-латыни - reve). Царь являлся верховным военачальником и жрецом. Позднее присоединенные к Риму жившие в Лациуме общины латинов получили наименование плебеев (плебс-народ), а потомки старых римских родов, составлявшие тогда аристократический слой населения, получили название патрициев.

В VI в. до н. э. Рим стал довольно значительным городом и находился в зависимости от этрусков, обитавших к северо-западу от Рима.

В конце VI в. до н. э. с освобождением от этрусков формируется римская республика, просуществовавшая около пяти столетий. Римская республика вначале была небольшим по площади государством, менее 1000 кв. км. Первые века республики - время упорной борьбы плебеев за их уравнение в политических правах с патрициями, за равные права на общественную землю. В результате постепенно территория римского государства расширяется. В начале IV в. до н. э. она уже более чем вдвое превысила первоначальные размеры республики. В это время Рим был захвачен галлами, которые несколько ранее обосновались в долине реки По. Однако галльское вторжение не сыграло значительной роли в дальнейшем развитии римского государства. II и I вв. до н. э. были временами больших завоеваний, отдавших Риму все страны, прилегавшие к Средиземному морю, Европу до Рейна и Дуная, а также Британию, Малую Азию, Сирию и почти все побережье Северной Африки. Страны, завоеванные римлянами вне Италии, получали наименование провинций.

В первые века существования римской цивилизации рабство в Риме было слабо развито. Со II в. до н. э. количество рабов возросло в связи с успешными войнами. Положение в республике постепенно обострялось. В I в. до н. э. война неполноправных италиков против Рима и восстание рабов под предводительством Спартака потрясли всю Италию. Все завершилось установлением в Риме в 30 г. до н. э. единоличной власти императора, опиравшегося на вооруженную силу.

Первые века Римской империи были временем сильнейшего имущественного неравенства, распространения крупного рабовладения. С I в. до н. э. наблюдается и противоположный процесс - отпуск рабов на волю. В дальнейшем рабский труд в сельском хозяйстве постепенно вытесняется трудом колонов, лично свободных, но прикрепленных к земле хлебопашцев. Ранее процветавшая Италия стала ослабевать, а значение провинций - возрастать. Начался распад рабовладельческой системы.

В конце IV в. н. э. Римская империя делится примерно пополам - на восточную и западную части. Восточная (Византийская) империя просуществовала до XV в., когда она была завоевана турками. Западная империя в течение V в. до н. э. подвергалась нападениям гуннов и германцев. В 410 г. н. э. Рим был взят одним из германских племен - остготами. После этого Западная империя влачила жалкое существование, а в 476 г. ее последний император был свергнут с престола.

Каковы же причины падения Римской империи? Они были связаны с кризисом римского общества, обусловливавшимся трудностями воспроизводства рабов, проблемами сохранения управляемости огромной империи, возрастанием роли армии, милитаризацией политической жизни, сокращением городского населения и числа городов. Сенат, органы городского самоуправления превращались в фикцию. В этих условиях императорская власть вынуждена была признать разделение империи в 395 г. на Западную и Восточную (центром последней был Константинополь) и отказаться от военных походов с целью расширения территории государства. Поэтому военное ослабление Рима стало одной из причин его падения.

Быстрому падению Западной Римской империи способствовало нашествие варваров, мощное движение германских племен на ее территории в IV-VII вв., завершившееся созданием «варварских королевств».

Блестящий знаток истории Рима, англичанин Эдуард Гиббон (XVIII в.), в числе причин падения Рима называет отрицательные последствия принятия христианства (принято официально в IV в.). Оно прививало массам дух пассивности, непротивления и смирения, заставляло безропотно склоняться под игом власти или даже угнетения. В результате гордый воинственный дух римлянина сменяется духом благочестия. Христианство учило лишь «страдать и покоряться».

ПЕРИОДЫ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

О названии страны и Европы.

Предполагают, что первые греки появились на Балканах на рубеже 3-2 тыс. до н.э. Спустя века этот народ самоназвался «эллины». От него происходит название страны - Эллада. Античные историки отмечали, что до греков страну населял какой-то другой народ, говоривший на ином языке и именовавшийся пеласгами.

В крито-ми­кен­скую эпоху греков называли ахейцы (по названию страны Ахайя) или данайцы. По легенде, сыновья Эллина, родоначальника племени эллинов, являлись предками главных греческих племенных объединения (дорийцев, ахейцев, эолийцев и ионийцев). Когда за страной закрепилось название «Эллада» и самоназвание греков «эллины», вопрос спорный. Греками же первоначально называли лишь одно из грекоязычных племен, населявших обращенное к Италии побережье Балкан. Римляне перенесли это название на всё население страны.

Древнегреческое обозначение «Европа» происходит от семитского корня «эреб» или «ириба», что означает «запад», в противовес обозначению «Азия» – от слова «асу», означающего «восток».

Периоды древнегреческой истории.

Историю Древней Греции (до ее завоевания римлянами во 2 в. до н.э.) традиционно делят на пять периодов.

1. Крито-ми­кенс­кий. Название обусловлено тем, что ведущими культурными центрами в ту эпоху был остров Крит (илл. 1) в Эгейском море, а затем город Микены на материковой Греции.

Коренными обитателями Крита был народ, условно называемый «минойцы». Они не были греками и даже индоевропейцами. Культура древнего Крита развивалась в своем самобытном догреческом облике приблизительно в 2900-1470 гг. до н.э. Это была первая европейская цивилизация как по своему географическому положению, так и по своей культурной наполненности. Минойцы были единственными из всех народов Эгейского мира, которым удалось на рубеже 3-2 тыс. преобразовать свою примитивную культуру в настоящую цивилизацию с развитой индустрией бронзы и лучшим флотом на всем тогдашнем Средиземноморье. В XVIII в. до н.э. правящая династия города Кносса объединяет под своей властью весь остров.

В этот же период в прибрежных областях материковой Греции возникают поселения-кре­пости, потом земледельческие поселки. Возникновение, расцвет и падение микенской цивилизации ахейских греков приходится на период 16-12 вв. до н.э.

В первой половине 15 в. до н.э. внезапно рухнули всех очаги культуры на Крите. Поэтому микенцам не составило труда перехватить лидерство у критян, а затем стать лидерами от южной Италии до малоазийского и ближневосточного побережья.
К концу 13 в. до н.э. относят так называемую Троянскую войну. Вскоре после ее окончания микенские дворцы и селения навсегда обратились в руины. Но обстоятельства этого до сих пор не выяснены. Одна из версий такова: переселение в середине 12 в. до н.э. в Грецию дорян (дорийцев), имевших более низкий экономическо-социальный уровень развития, чем ахейцы, но умевших обрабатывать железо.

2. «Темные века» , 11-9 вв. Культура этого времени известна главным образом по раскопкам могильников. В течение этих веков на территории Греции не обнаруживается никаких признаков цивилизации: государства, письменности, монументальной архитектуры, профессионального искусства.

3. Архаический период.

С 8 в. до н.э. развивается торговля, морское дело, колонизация. Культурные центры той эпохи - Фокея и Милет (Малая Азия), затем Коринф, позднее возвышаются Афины.

Только несколько государств могли существовать без привозного хлеба. К концу 6 в. до н.э. Персия овладевает проливами, ведущими в Черное море. Наступает тяжелейший экономический и продовольственный кризис. Эпоха закачивается греко-персидскими войнами (илл. 2).

4. Классический период.

Победа в вышеназванных войнах (478 г. до н.э.) открывает классический период (илл. 3). Культура достигает наивысшего расцвета. С 460 по 371 г. до н.э. с перерывами идет вооруженная борьба между Афинами и Спартой, другими городами. В 404 г. Афины сдались. С 378 г. для борьбы с Персией выдвигается на первое место Беотический союз городов, возглавляемый Фивами. Теперь уже Афины объединяются со Спартой. Междуусобная война привела к тому, что примитивное монархическое государство Македония в 338 г. до н.э. фактически подчиняет себе всю Грецию.

5. Эллинистический период.

Следующая эпоха отрылась походом македонского царя Александра на персов, она носит название эллинизма. Однако после его смерти огромное государство распалось, Македония и значительная часть Греции образовала македонское государство.

В 186 году до н.э. Македония была расчленена на четыре части и скоро стала римской провинцией.

Греческое летосчисление, календарь и времена суток.

Общепринята точка зрения, что вплоть до 6 в. до н.э. каждый год в каждом полисе имел свое название по главному должностному лицу этого города (В Афинах: «В архонтство Алкея…»), затем ввели летосчисление по олимпиадам. Однако известный историк античной культуры и переводчик М.Л.Гаспаров утверждал, что греки, старательно заучивая собственную хронологию от легендарных царей, не вели вообще никакого летосчисления (нумерации годов), а счет по олимпиадам вели для удобства некоторые историки, ни в одном документе таких дат не было.

Греческий год состоял из 12 лунных месяцев, поочередно включавших по 30 и по 29 дней, то есть был короче на 11 дней солнечного года, поэтому эллины периодически вставляли дополнительные дни. Греческими астрономами длительность солнечного года была определена в 365, 2259 дней, что очень близко к установленному сегодня.

Единого календаря у греков не было: в каждой области или полисе были приняты свои названия месяцев – известно около 400 (!) названий - и свой день, с которого начинался год (от июня до декабря).

Каждый месяц разделялся на три декады. Сутки состояли из шести частей, имевших свои названия. До македонского завоевания началом дня для греков был солнечный закат. Тогда день и ночь стали делить на 12 часов, а длина часов изменялась сообразно времени года.

Особенности древнегреческой цивилизации

1. Уникальность древнегреческой цивилизации.

Все древневосточные цивилизации при всем их многообразии более или менее однотипны и в наиболее существенных своих чертах и особенностях так или иначе повторяют друг друга. Только греческая цивилизация ни на кого не похожа и никого не повторяет.

2. Исключительный динамизм греческой цивилизации по сравнению со всеми соседними народами.

Всего за пять-шесть столетий (с середины 8 по середину 3 вв. до н.э.) греки сделали столько, сколько не сделал ни один другой народ. Всего за три столетия они совершили грандиозный скачок из варварства в цивилизацию. Темпы культурного развития Греции вообще не имеют аналогий в древней истории. Первые научные труды по астрономии, математике, медицине, логике, первые историки, географы, философские системы при многообразии школ и направлений, литература, непревзойденное до сих пор пластическое совершенство скульптуры, первые театры, стадионы, музеи и т.д.

Греки были первооткрывателями, но одновременно и учителями европейских и азиатских народов на протяжении последующих столетий.

Все вышесказанное очень часто называют «греческим чудом».

3. Создание качественно нового типа цивилизации – универсальной.

Греки не только опередили в своем культурном развитии другие народы Древнего мира, но и создали совершенно новый тип цивилизации. Греческая цивилизация качественно отличалась от всех других цивилизаций древности тем, что она была в полном смысле слова универсальной. Впервые в мировой истории она создала условия для всестороннего раскрытия всех физических и духовных возможностей человека. Если в странах Востока каждый человек обычно выполнял какую-то одну уже заранее предназначенную ему роль, то гражданин греческого города-государства (полиса) мог быть одновременно политиком, военным, земледельцем, гимнастом, сочинять, участвовать в философских диспутах и т.д. Все виды социальной и духовной активности развивались в Греции более или менее равномерно, обогащая общий фонд греческой культуры.

4. Цивилизация греков была первой и единственной, которая ориентировалась преимущественной на человека.

Именно в Греции человек впервые осознал себя свободной и уникальной личностью. Уровень личной свободы эллинов оказался недостижимым для всех прочих народов древности. За редким исключением (Спарта) в Греции не найти столь характерного для стран Востока всеобщего подавления интересов личности ради интересов государства, чаще всего воплощенного в фигуре деспотического царя. Государство не вмешивалось бесцеремонно в личную жизнь, не было тотального контроля жречества за настроением и поведением отдельно взятого человека, что являлось отличительными чертами политических режимов и религиозной жизни Древнего Востока.

5. Греческое общество было обществом открытого типа, то есть ориентированным на широкие контакты с внешним миром с целью обмена всевозможной полезной информацией.

Аккадцев или ассирийцев соседние страны интересовали либо как очаги потенциальной агрессии, либо как объекты захвата и эксплуатации. Интерес греков к другим народам не был чисто потребительским и не сводился к простому учету возможности присвоения чужих территорий, напротив, они, крайне любознательные, стремились постичь чужую культуру, перенять из нее все ценное и полезное. Но греки никогда не копировали слепо, они старались чужое приспособить к своим потребностям и вкусам, сделать заимствование органической частью собственной оригинальной и неповторимой культуры. Так они поступили с финикийским алфавитом, египетской архитектурой, вавилонской астрономией. Но, заимствуя всё и отовсюду, греки сохранили оригинальность и неповторимость своей собственной культуры и еще более развили ее.

6. Технологической основой греческой цивилизации всегда оставался примитивный ручной труд.

Основой процветания города всегда оставалось сельское хозяйство, прежде всего земледелие.
До сих пор остается загадкой, почему не сохранилось никаких мифов или преданий, связанных с этим переселением Об эпохе переселения греки помнили только то, что оно происходило двумя волнами: первыми – ахейцы, вторыми – дорийские племена. Пришедшие на Балканы племена вытеснили или ассимилировали местное население. Реальная история Греции 3-2 тыс. до н.э. нам неизвестна.

Гомер в «Илиаде» применяет названия Эллада и эллины только к области в южной части Фессалии.

По легенде, основателем Микен считался Персей, его матерью была Даная, дочь аргосского царя Акрисия. Ему было предсказано, что он погибнет от руки собственного внука. Поэтому царь приказал запереть Данаю в подземелье. Но изобретательный Зевс проник в мрачную темницу в виде золотого дождя. От связи Данаи и Зевса родился Парис. Тогда царь помещает дочь и внука в ларец и бросает его в море. Рыбаки одного из островов спасли их и отвели к царю Полидекту. По предложению этого царя Персей отправился на запад, убил Медузу и возвратился в Аргос с Андромедой. Однажды во время состязаний Персей поразил диском неведомого старца - им оказался тайно возвратившийся в город Акрисий. Удрученной подобной гибелью деда, Персей закладывает вблизи Аргоса ряд крепостей, в том числе Микены. Кстати, из Микен отправляется Геракл на совершение своих знаменитых двенадцати подвигов.

Первооткрыватель минойской культуры А.Эванс образовал его от имени мифического критского царя Миноса.

Кносс считался резиденцией царя Миноса.

Микенские государства были небольшими. Пилосское, например, 80 км с севера на юг и около 50 км с запада на восток. Социальный строй Микен - наследственная монархия. Наибольшую известность в истории благодаря Гомеру приобрел сын Атрея - Агамемнон. (Его брат Менелай женился на спартанской царевне Елене).

Вероятна связь этого явления с катастрофическим землетрясением около 1470 г. до н.э. на острове Фера (Санторин): кратер вулкана (высотой до полутора километров) в результате извержения провалился в глубину моря. Только на восточной части Крита слой принесенного ветром пепла составлял метровую толщину. Греки жили в городах Малой Азии вплоть до 1922 года, когда были изгнаны турками. Судьба Крита. После римлян и византийцев с 824 по 961 гг. Критом владели арабы, откуда их изгнал византийский император Никифор Фока. После захвата крестоносцами Константинополя в 1204 году Крит до 1669 года переходит в руки венецианцев, а затем турок вплоть до 1897 года, когда остров получил независимость. Через шестнадцать лет Крит объединился с остальной Грецией.

Истоки этого «чуда» видят, в частности, в следующем: переход от индустрии бронзы к индустрии железа (10-9 вв. до н.э.), благоприятная географическое положение и геополитическая ситуация (до второй половины 6 в. – образования Персидской державы - греки оставались в полной безопасности, а мореплавание давало возможность заимствовать у других народов то, что считалось нужным и полезным), благодатная природная среда Балканского полуострова, побережья Малой Азии и исключительная природная одаренность греков.

Грек Эмпедокл блестяще сочетал в себе политика, философа, врача и поэта.

Неслучайно на монетах целого ряда городов чеканились изображения различных сельхозпродуктов и растений.

Возникновение греческой общины-полиса

Засушливый климат Греции и отсутствие крупных рек не позволяли строить оросительные системы, как на Востоке. Поэтому главными отраслями хозяйства у древних греков стали не земледелие, а скотоводство (козы, овцы) и садоводство (виноград, оливки). В Греции было немало полезных ископаемых (серебро, золото, медь, свинец, мрамор), но главным ее богатством являлось море. Удобные бухты, россыпь многочисленных островов создавали превосходные условия для мореплавания и торговли. И древние греки дали достойный «ответ» на «вызов» среды: их цивилизация идеально вписалась в природно-географическую среду. Древняя Греция стала сильной морской державой.

Первый очаг древнегреческой цивилизации зародился на острове Крит на рубеже III-- II тыс. до н. э. Но примерно в XV в. до н. э. оригинальная критская культура погибла (видимо, в результате мощного извержения вулкана). Ее сменила новая культура -- ахейская. Эта цивилизация быстро и успешно развивалась, границы ее расширялись, но и она примерно в XIII--XII вв. до н. э. внезапно погибла. Причиной гибели ахейской цивилизации оказалась не стихия, а, скорее всего, нашествие северных племен, в том числе и греков-дорийцев.

Критская и ахейская культуры были предшественницами собственно греческой цивилизации. В VIII--VI вв. до н. э. ее границы охватывали юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. А около 500 г. до н. э. началась великая греческая колонизация. Древние греки продвинулись в Италию, Францию, достигли побережья Испании, Восточного Средиземноморья (Леванта) и Северной Африки. Колонизация привела к массовому оттоку населения из Греции. Уезжали прежде всего те, кто был недоволен своим экономическим и общественным статусом. Это отчасти способствовало ослаблению социальной напряженности в самой Греции.

Но главным результатом колонизации было бурное развитие торговли, сопровождавшееся ростом судостроения и связанных с ним ремесел. Греческим колонистам и мореплавателям приходилось противостоять морским и земным стихиям, а добиться успеха в этой борьбе могли только самые смелые, предприимчивые и умелые. Поэтому колонизация привнесла в жизнь Древней Греции дух соревновательности. Не случайно именно в Греции родились знаменитые Олимпийские игры -- подлинный праздник во славу совершенства души и тела человека.

Основой греческого общества была община, во многом отличавшаяся от традиционной восточной общины. Это была община-полис, в которую входило не только сельское, но и городское население. Членом ее мог стать каждый свободный собственник-грек. Все члены общины-полиса в той или иной степени обладали политическими правами, поэтому греческий полис называют гражданской общиной.

Если в восточных деспотиях государство стояло над общиной, то в Греции оно как бы вырастало из нее, формируясь на ее основе. Греческая община сама была маленьким государством, отличавшимся экономической, политической и идейной целостностью. Она оказала большое влияние на политическую жизнь цивилизации, систему ее этических ценностей, отчасти -- даже на литературу, искусство, философию. Внутри общин-полисов формировалось гражданское право, т. е. складывались своды законов, определявшие права и обязанности общинников. У полисов, как правило, была собственная армия (ополчение), они самостоятельно вели внешнеполитические дела. Полис был коллективным собственником земли. Его граждане, ощущая себя свободными и полноправными людьми, верили, что их личное благополучие непосредственно зависит от успехов родного полиса. А процветание полиса, в свою очередь, зависело от преданности и поддержки граждан, от того, насколько энергично и честно они служат полису.

Почему же сильные и самостоятельные общины-полисы возникли именно в Греции? Во многом это связано с тем, что в Греции не было условий для появления больших царских и храмовых хозяйств. В глубокой древности, правда, во главе полисов стояли цари и родовая знать, но их власть оспаривали мелкое крестьянство и многочисленные незнатные горожане, которые видели в правлении аристократии угрозу своей скромной собственности. В результате этой борьбы родовая знать во многих полисах оттеснялась от управления и устанавливалось единовластие, или тирания (слово «тиран» в древности означало «единоличный правитель» и не имело отрицательного смысла).

Но после того как тирания ослабила позиции аристократии, необходимость в ней отпала. На смену единовластию в одних полисах пришло правление меньшинства (олигархия), в других -- правление большинства, «всего народа» (демократия). Но в обоих случаях основную роль в структуре власти играло народное собрание, которое решало все важнейшие вопросы.

Так возникла уникальная черта древнегреческой цивилизации -- демократия. Ее обеспечивали народное собрание и принцип выборности власти. Привилегиями демократии пользовались все граждане полиса. Неполноправными считались прежде всего зависимые крестьяне, утратившие право собственности на землю, и метеки (иноземцы). По мере завоевания греками новых земель число метеков росло, многие из них были весьма богаты, однако землю им по-прежнему запрещалось покупать.

Наиболее бесправной социальной группой были рабы, к которым в Греции относились гораздо жестче и суровее, чем на Востоке. Видимо, это было связано с тем, что долговое рабство в Греции довольно быстро исчезло и рабами были только военнопленные, к которым и относились соответственно -- как к врагам. Рабы в Древней Греции считались «говорящим орудием» и были лишены даже минимальных прав. Вступать в брак они не могли, и дети, рождавшиеся у рабынь (пусть даже и от их владельцев), автоматически становились рабами. Но хотя число рабов постоянно росло, основными производителями, как и на Востоке, все же были не они, а свободные граждане.

Экономическая жизнь полисов развивалась весьма бурно, особенно процветала торговля. Крупнейшим торговым полисом к V в. до н. э. стали Афины, они торговали с государствами Северной Африки, Западной Азии, с причерноморскими землями. В Греции успешно развивались товарно-денежные отношения -- весьма необычное явление для древности. Некоторые историки даже считают возможным говорить о своеобразном «античном капитализме». Но, конечно, экономика Древней Греции не была капиталистической, а лишь носила отдельные черты таковой, причем в самом зачаточном виде. При всей развитости торговли хозяйство Древней Греции было в своей основе натуральным, т. е. основная масса продуктов производилась для внутреннего потребления, а не для продажи на рынке.

Община-полис, таким образом, была главной ячейкой древнегреческой цивилизации. Именно в полисе зародились основы древней демократии, товарно-денежных отношений, возникла гражданская община -- зародыш современного гражданского общества. Именно посредством полиса были закреплены необычные, для древности взаимовыгодные отношения общества и государства, в равной степени нужных друг другу.

Два центра древнегреческой цивилизации

На рубеже VI--V вв. до н. э. греческие полисы достигли расцвета. Среди них постепенно выделились два наиболее могущественных полиса -- Афины и Спарта, ставшие центрами греческой цивилизации. Оба центра развивались совершенно разными путями, их соперничество часто выливалось в гражданские войны, которые, в конце концов, разрушили древнегреческую цивилизацию.

Афины были главным городом Аттики -- южной области Балканского полуострова. Сила и богатство Афин покоились на торговле и кораблестроении. Создав самый мощный в Греции флот, афиняне торговали с соседними землями и греческими колониями. В Афинах процветали науки и искусства, шло бурное градостроительство. Сюда стекались знаменитые скульпторы и писатели, философы Платон и Аристотель создали здесь свои школы. В Афинах расцвело своеобразное театральное искусство, традиции которого во многом живы и сегодня.

Развитие Афин пошло по демократическому пути, важным шагом стали реформы архонта (одного из девяти коллегиальных правителей Афин) Солона в начале VI в. до н. э. Стремясь ликвидировать вражду и противоречия в среде свободного населения, Солон запретил долговое рабство и объявил об отмене всех задолженностей. Он также разрешил покупать, продавать и дробить земельные участки, что укрепило частную собственность. Политические права афинян стали зависеть не от родовитости, а от имущественного положения. Членов народного собрания могли теперь избирать даже бедняки (правда, сами они не могли быть избраны).

Афинская демократия окончательно сложилась к середине V в. до н. э., когда Эфиальт и Перикл, развивая законы Солона, предоставили всем гражданам полиса право избираться на высшие должности (кроме начальника войска). Народное собрание стало верховным органом власти, оно принимало практически все основные государственные решения. На встречах собрания, проходивших примерно 40 раз в год, право высказаться имел каждый и все предложения тщательно обсуждались. Должностные лица избирались голосованием или по жребию, они были подотчетны и сменяемы. Другими словами, в Афинах сложились те принципы демократии, которые существуют и поныне (разумеется, в усовершенствованном виде).

По иному пути пошло развитие Спарты -- полиса, расположенного на юге Пелопоннесского полуострова, в плодородной долине реки Эврот. Спартанское государство возникло примерно в IX в. до н. э., жизнь его протекала в непрерывных войнах. Захватывая земли и скот соседей, спартанцы превращали их в рабов (илотов). А лично свободные иноземцы, жившие в Спарте (периэки), платили спартанцам дань и работали на них. Сами же спартанцы были только воинами: им запрещалось даже торговать и заниматься ремеслами. В результате экономика Спарты была замкнутой и слаборазвитой.

Частная собственность на землю в Спарте отсутствовала. Земля, считавшаяся собственностью общины, была разделена на равные участки, не подлежавшие продаже. Илоты, судя по всему, также находились в собственности государства, а не отдельных граждан. Спартанцы гордо именовали себя «общиной равных», но уравнительность, господствовавшая в Спарте, лишала ее жителей стимула к совершенствованию своих талантов, навыков, быта и т. д. Жилища и одежда спартанцев были крайне скромны и практически одинаковы, младенцев с физическими недостатками в Спарте уничтожали при рождении: личность человека рассматривалась только с точки зрения ее полезности государству (прежде всего в военной области). Мальчики воспитывались в суровом, военизированном духе, а затем зачислялись в войско и оставались в нем до старости. Спарта была подобием огромной казармы со строго регламентированным уставом.

Во главе спартанского государства стояли два царя, являвшиеся также военачальниками, судьями и жрецами. Власть с ними делил совет старейшин (герусия), без одобрения которого решения царей не имели силы. В свою очередь, и совет старейшин должен был учитывать мнение народного собрания, которое в Спарте мало напоминало афинское. На собрании спартанцы не высказывали свою точку зрения, предлагаемые решения даже не обсуждались, и лишь крики одобрения или неодобрения выражали отношение участников к ним. Отдельные элементы жизни в Спарте предвосхищали черты тоталитарных обществ XX в. Так, древнегреческий историк Ксенофонт (430--353 гг. до н. э.) писал, что спартанцам запрещалось «ездить за границу, чтобы граждане не заражались от чужеземцев легкомыслием».

Силы Афин и Спарты особенно окрепли в эпоху греко-персидских войн. Именно эти два полиса возглавили борьбу с казавшейся непобедимой армией персидского царя Ксеркса, которой уже покорились многие греческие города-государства. В 478 г. до н. э. Афины возглавили Делосский морской союз полисов, вскоре ставший Афинской морской державой (в пору ее расцвета в нее входило до 250 полисов). В условиях войны афиняне отказались от демократических принципов и решительно вмешивались в дела своих союзников: распоряжались их финансами, вводили свои законы и т. д. Афины явно превращались в центр древнегреческой цивилизации, чего никак не могла допустить воинственная Спарта. Она создала Пелопоннесский союз, к которому помимо мелких и слабых полисов присоединились богатые Коринф и Мегары, также обеспокоенные растущей мощью Афин.

Между двумя союзами вспыхнула жестокая война (431--404 гг. до н. э.). Афинянам было трудно противостоять прекрасно обученным воинам-спартанцам, к тому же Спарта ради достижения победы пошла на сговор с недавними противниками -- персами. Они предоставили спартанцам крупную денежную помощь в обмен на обещание отдать Персии греческие города в Малой Азии. На полученное от персов золото спартанцы построили мощный флот и разгромили афинян. Казалось, их успех знаменует собой победу олигархии над демократией.

Однако триумф Спарты оказался недолговременным. Против победителей выступили Фивы, богатый и могущественный полис. Возобновили борьбу и Афины, создавшие новый морской союз. В 371 г. до н. э. фиванская армия наголову разбила спартанскую. Пелопоннесский союз распался, Спарта потеряла ряд областей. Но объединить Грецию под властью одного полиса не удалось. Полисы шли на союзы лишь во время войн, когда возникала угроза полной потери независимости. А в мирное время каждый из них стремился к самостоятельности.

Однако после кровопролитных войн эта самостоятельность уже не была такой прочной, как прежде: долгие войны крайне ослабили не только побежденных, но и победителей. В IV в. до н. э. начинается кризис древнегреческой цивилизации, ее веками складывавшиеся структуры постепенно разрушаются. Правда, Греции предстояла еще эллинистическая эпоха, когда ее экономика и культура внешне процветали. Но процесс внутреннего разрушения был уже необратим. Особенно ярко он проявился в Афинах, где чужеземцам-метекам (а к IV в. до н. э. они уже составляли почти половину населения) по-прежнему было запрещено иметь землю, а также добывать серебро.

В афинской форме собственности сочетались государственный и частный принципы, тогда как время властно требовало перехода к полной частной собственности. Но власти Афин не были готовы к этому. Великий древнегреческий философ Платон писал, что внутри афинского полиса возникло «два враждебных друг другу государства: одно-- бедняков, другое-- богачей». Из афинского народного собрания то и дело стали изгонять политических противников, оказавшихся в меньшинстве. А в других полисах дело порой доходило даже до гражданской войны.

Отметим еще одну деталь: основой прочности полиса всегда было сочетание индивидуализма с коллективистской моралью, с идеей общей пользы. Рост индивидуализма разрушал полис, а вместе с ним -- и опору древнегреческой цивилизации.

Культура древнегреческого полиса. Духовная культура Древней Греции была удивительно богата и разнообразна. Уже в VII--VI вв. до н. э. в Греции зародилась философия. Поначалу философы стремились постичь устройство и происхождение окружающего мира, поэтому философия была тесно переплетена с медициной, астрономией, математикой и другими науками, основы которых также закладывались в то время. Конечно, с современной точки зрения эти попытки постижения законов природы выглядят робкими и несовершенными, но главное заключалось в другом: теории строения мира впервые создавались на основе не мифологии, а научных знаний.

В атмосфере бурной политической жизни полисов, напряженных дискуссий в народных собраниях родилось особое направление в философии -- софистика (искусство ловких, часто противоречащих логике рассуждений). В V-- IV вв. до н. э. софистика утвердилась в Афинах и стала распространяться по всей Греции. Выдающийся софист Протагор говорил: «Человек есть мера всех вещей», т. е. давал понять, что истина субъективна, человек как бы создает ее в своем сознании, исходя из личных взглядов и привычек. Софистика помогала в спорах, учила широте взглядов, умению понять чужое мнение.

Субъективное, индивидуальное начало отразилось и в литературе Древней Греции. Так, в VII--VI вв. до н. э. возник особый литературный род -- лирика, раскрывающий сокровенные глубины внутреннего мира человека, все неповторимое богатство его личности. Естественно, это раскрытие шло через призму личности самого поэта. В центре внимания знаменитого древнегреческого театра также была личность. Авторы веселых комедий высмеивали человеческие пороки (при этом часто имея в виду своих политических соперников), а в трагедиях герои вели неравную борьбу с могущественными врагами, с силами природы, порой -- даже с самими богами. Интерес к личности выразился и в древнегреческом искусстве: скульпторы и художники стремились как можно достовернее показать тело человека, передать в чертах лица и позе его характер, настроение.

Философы Древней Греции стремились сформулировать этические нормы, которые помогли бы сделать совершенным человека и общество в целом. Первым пошел по такому пути Сократ (469--399 гг. до н. э.), провозгласивший главной задачей человека нравственное совершенствование, которое позволит ему приблизиться к небесной красоте и гармонии. Платон (429-- 347 гг. до н. э.), ученик и последователь Сократа, основал в Афинах Академию -- философскую школу. В трактате «Государство» Платон разработал план идеального общественного устройства, стремясь в эпоху кризиса полиса вернуть обществу утраченную гармонию. Идеал философ видел в древних полисах, где все было подчинено общинному, коллективистскому началу. Платоновский полис получился аскетическим и уравнительным, отчасти родственным строго регламентированному спартанскому обществу. Но в эпоху кризиса даже такой полис воспринимался как оплот прочных традиций, как противовес разрушению привычного уклада жизни.

Эллинизм -- последняя фаза древнегреческой цивилизации. Пока греческие полисы вели междоусобные войны, на севере Балкан окрепло молодое государство -- Македония. Мощная армия македонского царя Филиппа II нанесла греческим полисам несколько поражений, а в 338 г. до н. э. окончательно разгромила греков, после чего Филипп II создал всегреческий союз полисов.

В 336 г. до н. э. царем стал сын Филиппа, Александр Македонский. Исполняя давние планы отца, он двинулся в поход на огромную Персидскую державу, границы которой простирались от Египта до Индии. В результате его завоеваний возникла гигантская империя, в которую помимо Балкан и островов Эгейского моря вошли Египет, Западная и часть Центральной Азии.

Но даже самые мощные на вид империи, созданные в результате завоеваний, лишены внутренней прочности. Ведь, как правило, они состоят из разнородных в экономическом, культурном и религиозном отношении земель. Распад империи Александра Македонского начался сразу же после его смерти (он умер в 323 г. до н. э. в возрасте 33 лет). Завоеванные земли поделили между собой его полководцы, но им не давали покоя мечты о былом могуществе империи. Начались междоусобные войны, в ходе которых новые государства не усиливались, а только слабели.

В этих государствах своеобразно переплетались черты греческих полисов и восточных деспотий. Власть монарха, собственника значительной части земли и военачальника, сочеталась с самоуправлением полисов. Правда, цари всячески ограничивали это самоуправление: полисы уже не могли сами вести внешнюю политику, да и внутренними делами приходилось заниматься под зорким оком царских чиновников.

Эпоха, наступившая после смерти Александра Македонского, получила название эллинизм. Она длилась три века, до 30 г. до н. э., когда римляне завоевали Египет -- последнее из эллинистических государств. Но и за столь короткое время эти государства успели стать своего рода проводниками греческой цивилизации. На Восток хлынул поток греческих и македонских поселенцев, которые несли с собой греческую культуру. В завоеванных городах Востока создавались общественные школы, строились театры, стадионы, ипподромы, появились и библиотеки. В самой знаменитой из них, Александрийской (Египет), насчитывалось до 700 тыс. свитков. Дальнейшее развитие в период эллинизма получила и философия. Философы различных школ (стоики, эпикурейцы, киники) стремились выработать новые, более совершенные этические нормы, призывали человека добросовестно исполнять общественный долг или, напротив, уйти от активной деятельности и заняться самосовершенствованием.

Причиной гибели эллинистических государств была не только их внутренняя нестабильность и взаимные войны. В III в. до н. э. молодая воинственная римская цивилизация начала наступление на эллинский мир, постепенно поглощая его. В 196 г. до н. э. римляне провозгласили свободу греческих полисов, что поначалу вызвало радость у греков: ведь в результате ликвидировался монархический строй. Однако его быстро сменило владычество Рима. В крупных греческих городах появились римские гарнизоны, по воле Рима перекраивались границы, распускались союзы полисов. Многих жителей римляне продали в рабство.

В 30 г. до н. э. эпоха эллинизма завершилась. Ее главным итогом стало установление постоянных контактов между Востоком и Западом, т. е. укрепление единства мировой цивилизации. При всем несходстве и своеобразии цивилизаций Запада и Востока их сближение вело к взаимному обогащению уже сложившихся политических, культурных и хозяйственных традиций.


Введение

Мифология

Философия

Искусство

Литература

Архитектура

Заключение

Список литературы


Введение


История Древней Греции является одной из составных частей истории древнего мира, изучающей состояние классовых обществ и государств, которые возникли и развивались в странах Древнего Востока и Средиземноморья. История Древней Греции изучает возникновение, расцвет и падение общественных и государственных структур, которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье.

Она начинается с рубежа III-II тыс. до н.э. - с возникновения первых государственных образований на острове Крит, а заканчивается во II-I вв. до н. э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в состав Римской средиземноморской державы.

Всю историю Древней Греции принято делить на пять основных периодов:

эгейский или крито-микенский (III - II тыс. до н. э.);

гомеровский (XI - IX вв. до н. э.);

архаический (VIII - IV вв. до н. э.);

классический (V - IV вв. до н. э.);

эллинистический (вторая половина IV - середина I в. до н. э.).

Кроме того, первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического периода. В этом случае вся история Древней Греции разбивается на три больших основных периода: доклассический, классический и эллинистический.

История Древней Греции одна из наиболее захватывающих, величественных и интересных, ее вклад в мировую культуру огромен. Также изучение истории Древней Греции позволяет более подробно рассмотреть возникновение демократии, в связи с этим, считаю тему своего реферата актуальной. Целью данного реферата является исследование становления, развития, расцвета и упадка Древней Греции через призму культурного наследия.

исследовать предпосылки появления древнегреческой цивилизации;

исследовать классический период Древней Греции;

Проанализировать причины заката древнегреческой цивилизации.

греческий мифология культурный архитектура

Мифология


Общая характеристика При рассмотрении греческой мифологии в развитии, в пределах каждого отдельного мифа устанавливаются и прослеживаются разновременные рудименты <#"justify">Периоды развития греческой мифологии До олимпийский период

Процесс жизни воспринимается первобытным сознанием в беспорядочно нагроможденном виде. Окружающее материализуется, одушевляется, населяется какими-то непонятными слепыми силами. Все вещи и явления в сознании первобытного человека исполнены беспорядочности, несоразмерности, диспропорции и дисгармонии, доходящей до прямого уродства и ужаса. Земля <#"justify">Философия


Философия греков, как и литература и искусство, представляет собой их собственное достижение, плод их энергии и свежести восприятия мира. Мы не должны допускать, чтобы достойное всяческой похвалы стремление проследить возможное влияние на греческую культуру извне привело нас к недооценке самобытности греческого мышления. Как утверждает Бернет: «Мы скорее склонны недооценивать, чем переоценивать самобытность мышления греков». Стремление историков докопаться до истоков приводит к появлению очень ценных критических работ, и было бы глупо преуменьшать их значение, однако не следует слишком увлекаться критикой, поскольку может наступить такой момент, когда она перестанет быть научной. Например, не следует принимать a priori утверждение о том, что все мыслители заимствовали свои идеи у предшественников. Если считать, что это так, тогда, по логике вещей, мы должны будем допустить, что в древности жил какой-то сверхмыслитель, стоявший у истоков всех философских систем. Разве не абсурдно утверждать, что если отдельные элементы какого-либо христианского обычая или ритуала встречаются в религиях азиатских стран, то это значит, что данный обычай заимствован христианством оттуда?

Аналогичным образом абсурдно предполагать, что если греческая философия содержит идеи, сходные с идеями восточной философии, то это означает, что греки позаимствовали их на Востоке. В конце концов, человеческий разум, будь то разум грека или индуса, склонен интерпретировать похожие явления одинаковым образом, и нет никакой необходимости полагать, что сходство интерпретаций является неопровержимым доказательством заимствования. Эти замечания сделаны не с целью умалить значение критического направления в истории философии, а для того, чтобы подчеркнуть, что историческая критика должна основывать свои выводы на достоверных фактах, а не «априорных предположениях»

Философия Древней Греции - величайший расцвет человеческого гения. Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; как системы идей исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Такие философы как Сократ, Аристотель и Платон являются родоначальниками философии как таковой. Возникнув в Древней Греции, философия сформировала метод, который мог использоваться практически во всех сферах жизни.

Греческая философия не может быть понята без эстетики - теории красоты и гармонии. Древнегреческая эстетика была частью нерасчлененного знания. Зачатки многих наук еще не отпочковались в самостоятельные отрасли от единого древа человеческого познания. В отличие от древних египтян, развивающих науки в практическом аспекте, древние греки отдавали предпочтение теории. Философия и философские подходы к решению любой научной проблемы лежат в основе древнегреческой науки. Поэтому выделить ученых, занимавшихся «чистыми» научными проблемами, нельзя. В Древней Греции все ученые были философами, мыслителями и обладали знанием основных философских категорий.

Идея красоты мира проходит через всю античную эстетику. В мировоззрении древнегреческих натурфилософов нет ни тени сомнения в объективном существовании мира и реальности его красоты. Для первых натурфилософов прекрасное - это всеобщая гармония и красота Вселенной. В их учении эстетическое и космологическое выступают в единстве. Вселенная для древнегреческих натурфилософов - космос (Вселенная, мир, гармония, украшение, красота, .наряд, порядок). Во всеобщую картину мира включается представление о его гармонии, красоты.

Сократ - один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип - «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание - путь к постижению истинного блага. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы и узнали о Сократе.

Учение Платона - первая классическая форма объективного идеализма. Идеи (среди них высшая - идея блага) - вечные и неизменные прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи - подобие и отражение идей. Эти положения изложены в сочинениях Платона «Пир», «Федр», «Государство» и др. В диалогах Платона мы находим многогранную характеристику прекрасного. При ответе на вопрос: «Что есть прекрасное?» он пытался охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счете, красота для Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать ее человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у Платона идеалистична. Рациональна в его учении мысль о специфичности эстетического переживания.

Ученик Платона - Аристотель, был воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником научной философии, лотки, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели). Основные области его интересов - человек, этика, политика, искусство. Аристотель - автор книг «Метафизика», «Физика», «О душе», «Поэтика». В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия - свойства прекрасного.

Красота, по Аристотелю, заключена в математических пропорциях вещей «поэтому для ее постижения следует заниматься математикой. Аристотель выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета. Красота у Аристотеля выступает как мера, а мерой всего является сам человек. В сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть «чрезмерным». В этих рассуждениях Аристотеля о подлинно прекрасном содержится тот же гуманистически и принцип, который выражен и в самом античном искусстве. Философия отвечала потребности человеческой ориентации человека, порвавшего с традиционными ценностями и обратившегося к разуму как к способу уяснения проблем.

В математике выделяется фигура Пифагора, создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавшего свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы развивали учение о «гармонии сфер». Для них мир - это стройный космос. Они связывают понятие прекрасного не только всеобщей картиной мира, но и в соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии с понятием блага. Разрабатывая вопросы музыкальной акустики, пифагорейцы поставили проблему соотношения тонов и попытались дать его математическое выражение: отношение октавы к основному тону равно 1:2, квинты - 2:3, кварты - 3:4 и т.д. Отсюда следует вывод, что красота гармонична.

«Все небо - гармония и число», планеты окружены воздухом и прикреплены к прозрачным сферам. Интервалы между сферами строго гармонически соотносятся между Собой как интервалы тонов музыкальной октавы. От этих представлений пифагорейцев и пошло выражение "Музыка Сфер". Планеты движутся, издавая звуки, и высота звука зависит от скорости их движения. Однако наше ухо не способно уловить мировую гармонию сфер. Эти представления пифагорейцев важны как свидетельство их уверенности в том, что Вселенная гармонична.

Демокрит, открывший существование атомов, тоже уделял внимание поискам ответа на вопрос: «Что есть красота?» У него эстетика прекрасного сочеталась е его этическими взглядами и с принципом утилитаризма. Он считал, что человек должен стремиться к блаженству и благодушию. По его мнению, «не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным». В определения красоты Демокрит подчеркивает такое свойство, как мера, соразмерность. Тому, кто их преступает, «самое приятное может стать неприятным».

У Гераклита понимание красоты пронизано диалектикой. Для него гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние. Противоречие - созидатель гармонии и условие существования прекрасного: расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все происходит в силу раздора. В этом единстве борющихся противоположностей Гераклит видит образец гармонии и сущность прекрасного. Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью вычисления или отвлеченного мышления, оно познается интуитивно, путем созерцания.

Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Он - основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту. С медициной Гиппократа завершился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению.. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. Врачи школы Гиппократа также были философами.


Искусство


Периодизация древнегреческого искусства

предшествующий период - Эгейское искусство <#"justify">2.Архаический период - VII в. до н.э.- нач. V в. до н.э.

.Ранняя архаика - нач. VII в. до н.э. - 570-е гг. до н.э.

.Зрелая архаика - 570-е гг. до н.э. - 525-е гг. до н.э.

.Поздняя архаика - 525-е гг. до н.э. - 490-е гг. до н.э.

3.Классический период - V в. до н.э.- сер. IV в. до н.э.

.Ранняя классика («Строгий стиль») - 1-я пол. V в. до н.э.

.Высокая классика - 2-я пол. V в. до н.э.

.Поздняя классика - IV в. до н.э.

4.Эллинистический период - сер. IV в. до н.э. - I в. до н.э.

Для древнегреческой культуры этого периода характерна связь с культурой ахейцев и, через них - с крито-микенским <#"justify">Храм Аполлона Карнейского на о.Фера - создан на основе существовавшего ранее мегарона.

Храм Артемиды Орфии в Спарте.

Храм Аполлона в Фермосе (Ферме).

Постепенно развивается типология храма: уже есть и наос <#"justify">Поздняя геометрика

Конь, бронза, Олимпия, ок. 740 г. до н.э. Лувр

Эпоха поздней геометрики получила название «депилонской» по сосудам, найденным у Депилонских ворот в Афинах. Начинают делать ленточные вставки на наиболее ответственных чертах, использовать большие фигуративные композиции, появляются изображения геометризированных животных. Улучшается качество гончарных изделий, появляются крупные формы. Центры - в Аргосе, Беотии <#"justify">стиль «тулово» - массивные статуэтки, камень, терракота, расписаны в геометрическом стиле

стиль «вытянутых конечностей» - металл, большая привязанность к реальным пропорциям.

Архаический период (VII - VI вв. до н.э.)

7 в. до н.э.- нач. 5. в. до н.э. Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства - скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными. С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э. В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта - такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос - так называемые «волосы-шлем». В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры - статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).

Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры - как отдельно стоящие, так и в виде рельефов - использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.

Классический период (5 в. до н.э.- сер.4. в. до н.э.)

Почти все постройки в этом периоде - дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах. Дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки.

Эллинизм Можно выделить 3 периода эллинизма как целостной системы: 1) 334-281 гг. до н. э.- образование империи Александра Македонского и ее распад в результате войн диадохов;

2) 280 г. до н. э.- середина II в. до н. э.- период зрелости эллинизма развивался в последнее столетие существования. 3) Середина II в. до н. э. - 30 г. до н.э. - период упадка эллинизма и его гибели.

Историография В «Истории искусства древности» (1764) И. И. Винкельман <#"justify">Литература


О зарождении литературы в Древней Греции

Сложно отрицать тот факт, что современному человеку непросто читать литературные произведения античных авторов. Непривычный ритм повествования, неупотребляемые в повседневности слова, сложные смысловые конструкции, вот то, с чем сталкивается новичок, когда берётся за чтение образцов древнегреческой литературы.

Но, если придать должное значение тем обстоятельствам, что эта литература Древней Греции явилась прародительницей литературы западной цивилизации, и что она стала основой для становления и укреплений в обществе гуманистических идей, плодами которых мы имеем возможность пользоваться сегодня, то необходимость проникнуться этими истоками и составить о них своё личное представление становится очевидной.

Следует сказать, что только малая часть древних текстов оказалась доступной для исследователей последующих времен. Огромное же множество произведений было утеряно. В связи с этим сложно говорить о том, что мир имеет полное представление о литературе Древней Греции. Однако, во все века учеными велись работы по восстановлению литературного наследия древнегреческой цивилизации, в результате чего современный исследователь имеет возможность составить вполне разностороннее представление о литературе Древней Греции, как о явлении в искусстве.

Если вспомнить, что Древняя Греция начала своё существование в III тысячелетии до нашей эры, то появление первых литературных опытов зафиксировано в ней далеко не сразу, а только спустя несколько тысячелетий: в ХІ в. до н.э. До ІІІ в. до н.э. в древнегреческой литературе длится творческая эпоха.

Эпос, как длинное повествование о героях и богах, с самого своего зарождения имел дидактическую функцию. Он наставлял и поучал сограждан, как разумно хозяйствовать и жить достойно. До наших дней дошли только такие образцы героического эпоса как «Илиада» и «Одиссея <#"justify">Благодаря этим свойствам литература Древней Греции смогла выработать множество долговечных образов и идей, создать целую систему мировоззрения. Оригинальность и достоверность таких образов и идей стали причиной того громадного влияния, которое оказала литература Древней Греции на формирование западной культуры как таковой. Основные жанры современной литературы: эпос, лирика, роман, повесть, трагедия и комедия, поэма и ода, сатира, басня и эпиграмма, ораторская, историческая и философская проза зародились и формировались у древних греков и римлян. На протяжении длительного исторического развития эти жанры претерпевали изменения и обогащались.

И сегодня нас продолжают волновать судьбы Пенелопы, трепетно ждущей своего мужа; преданной Андромахи; непреклонного Прометея и испытавшего горькое прозрение несчастного царя Эдипа, упавшего с вершины власти и славы в бездну позора; безжалостной мстительной Медеи, брошенной мужем и отплатившей ему убийством собственных детей.

Сюжеты и образы античной мифологии и литературы отличаются гармоничной завершенностью и пластичностью, прозрачным и глубоким смыслом. Сквозь столетия прошли, воплотились в бесчисленных литературных, живописных, скульптурных, музыкальных сочинениях фигуры греческих мифов, такие, как Геракл и Орфей, Пигмалион, Дедал и Икар, Антей и Тантал.

Эллины, в свою очередь, наследовали все лучшее, что было в культурах других государств, в частности Древнего Востока. На Ближнем Востоке, в Египте, Китае, Индии, задолго до появления первых греческих государств, процветали мощные монархии, богатейшие цивилизации. В момент вторжения ахейских (греческих) племен на Крит (XV в. до н. э.) древний Египет переживал пору возвышения, установил гегемонию над"-Сирией, государство Ассирия вступило в «средний» период своей истории, а в Китае уже существовала древнейшая иероглифическая письменность.

Троянская война, запечатленная в гомеровской «Илиаде», совпала по времени с крушением Хеттского (XVIII-XII вв. до н. э.) царства, а параллельно с более поздней «гомеровской Грецией» - было создано древнее государство Израиль в Палестине, укрепилось царство Урарту на Кавказе, в Восточной Европе появились скифы, а в северной Африке набирал силы Карфаген. В период расцвета Афин, т. е. V в. до н. э., произошло крупнейшее столкновение с персидской державой: греко-персидские войны, длившиеся несколько десятилетий, оставили глубокий след как в искусстве, так и в мироощущении древних эллинов.

Греческие государства имели многообразные связи с древним Египтом, который поддерживал торговлю с Критом, Кипром, Эгиной. После походов Александра Македонского греки проникли в Сирию, Палестину, Египет.

Культурные связи Греции и Востока - многообразны, но не изучены в полной мере. Знаменитый Кносский дворец на Крите внешне напоминает величественные сооружения восточных монархов. В Египте в это время была создана «Книга мертвых», сказки о двух братьях, о Правде и Кривде, любовная лирика; в Палестине и Сирии существовала богатая литература; Богазгейская и Угаритская библиотеки; в Индии - великая поэма «Ригведа»; в Китае - книга древнейших песен «Шицзин».

Микенские вожди племен, обитавших в Пелопоннесе, проводили экспансионистскую политику, нацеленную на Восток, участвовали в колонизации побережья Малой Азии. В документах на египетском и хеттском языках упоминаются племена «азайзваша» и «ланауна», что соответствует упоминаниям греков в гомеровском эпосе. Они называются там ахейцы и данайцы.

Ранний греческий философ, математик и астроном Фалес (624-546 гг. до н. э.), которого почитали как одного из Семи Мудрецов, увлекался путешествиями и не раз посещал Египет.

В Грецию из Египта был завезен папирус (травовидное растение, произраставшее в болотах Евфрата и Нила), который использовался в качестве писчего материала. В Берлинском музее, например, хранится папирусный отрывок из «Илиады», записанный в I-II вв. н. э. Благодаря найденным папирусным манускриптам до нас дошли Гесиод, греческие лирики (Алкей, Пиндар), великие трагики Софокл и Еврипид и многие другие.

В середине 1980-х годов американский лингвист К. Уоткинс сделал сенсационное открытие. Среди археологических документов по древнейшей истории Малой Азии он обнаружил отрывок на дувийском языке. Это один из мертвых малоазийских языков, на котором написан фрагмент эпической поэзии, который, по-видимому, на 500 лет старше «Илиады» Гомера. Из этого отрывка следует, что Троя, возможно, называлась у местных жителей Вилусой, а сами троянцы говорили на дувийском языке. Если признать данную версию обоснованной, то следует считать, что троянцы - коренное население Малой Азии, что в национальном отношении они чужды грекам, обладали письменностью раньше, чем греки. Все это, отнюдь, не умаляет величия «Илиады» и «Одиссеи», но проливает новый свет па происхождение двух шедевров мировой литературы.

Свидетельством плодотворных связей с Востоком стали и труды греческих историков Ксенофонта и Геродота. Первый из них, например, неоднократно бывал за пределами Греции, участвовал в походе персидского царя Кира Младшего против его брата Артаксеркса. Обо всем пережитом он увлекательно поведал в книге «Анабасис» (или «Поход Кира»). Это одно из первых мемуарных произведений в европейской литературе. Перу Ксенофонта принадлежит и знаменитое сочинение «Киропедия» (или «Воспитание Кира»). Она воссоздает образ Кира Старшего, о подвигах которого сохранилась легендарная слава.

Геродот, «отец истории», неутомимый путешественник, маршруты странствий которого пролегали далеко за пределами Эллады, в Вавилоне, Скифии, Египте, Колхиде. Южной Италии, Малой Азии. Многие местности он видел воочию, о других рассказывал с чужих слов. В его главном труде «История» - описания многих земель от Египта и Аравии до Индии и Эфиопии, характеристики таких восточных царей, как Кир, Дарий, Камбис. Геродот включает в нее переработанные в виде новелл такие эпизоды, как детство Кира, Елена в Египте, сокровища египетского царя Рампсенита, пребывание Дария у скифов и многие другие. Его труд - своеобразная энциклопедия знаний о прожитом не только Греции, но и ее восточных соседей.


Архитектура


Важнейшей задачей архитектуры <#"justify">Если верить Павзанию, первоначально храмы строились из дерева. Потом их стали сооружать из камня, однако сохранились некоторые элементы и приёмы деревянного зодчества. Греческий храм представлял собой здание в основном умеренных размеров, стоявшее внутри священной ограды (? " ????) на фундаменте о нескольких ступенях и представлявшее в простейшем своём виде сходство с продолговатым домом, имеющим в плане два сложенные вместе квадрата и двускатную, довольно отлогую крышу; одна из коротких его сторон не выходила наружу стеной, которую здесь заменяли две пилястры по краям и стоящие в пролёте между ними две (иногда 4, 6 и т. д., но всегда чётные числом) колонны, слегка отступив вглубь здания (обыкновенно на? квадрата), оно было перегорожено поперечной стеной с дверью в середине, так что получались род крыльца или крытых сеней (притвор, ???????) и внутреннее, замкнутое со всех сторон помещение - святилище (????, cella), где стояла статуя божества, и куда никто не имел права входить, кроме жрецов. Подобное здание называют «храмом в пилястрах» (? " ???? ? " ? ??????????, templum in antis). В некоторых случаях совершенно такое же крыльцо, как и с переднего фаса, устраивалось и с противоположной стороны (? " ??????????, posticum). Пилястры и колонны сеней подпирали потолок и крышу, причём последняя образовывала над ними трёхугольный фронтон. Эта простейшая форма в более обширных и роскошных храмах усложнялась некоторыми добавочными частями, через что произошли следующие виды храмов:

1.Храм «с портиком», или «простильный» (греч. <#"justify">Прошёл в отношении зодчества в выработке основных принципов и форм; однако не сохранилось никаких вещественных памятников этого периода.

Ранне-классический период (590 до н. э. <#"justify">В течение третьего периода, то есть в самую блестящую пору греческого искусства, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский.

В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; тогда как в Сицилии, где архитектура продолжает вращаться в дорических элементах, строители стараются поражать колоссальностью сооружений. Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки. Храм Тесея в Афинах, воздвигнутый в начале третьего периода, составляет одно из замечательнейших произведений доризма, смягчившегося в Аттике. Почти одновременно с ним явились ещё два памятника, гармоничностью своих пропорций обличающие в их исполнении аттическое понимание ионического стиля, а именно маленький храм в Илиссе (теперь разрушенный) и Храм Ники Аптерос <#"justify">Период Римского владычества

После того, как Греция подпала под власть Рима, архитектурная деятельность почти совершенно прекратилась в ней самой; но её художники, хлынувшие в вечный город, перенесли в него традиции своего отечественного искусства и много способствовали облагораживанию римского зодчества, хотя и должны были приноравливаться к напыщенному вкусу народа-победителя. Вообще в последний период своей истории греческая архитектура уже сливается с историей римского искусства.


Заключение


Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

Зарождение древнегреческой цивилизации относится к периоду III - II тыс. до н.э. на о. Крит (крито-микенский период). В результате землетрясения происходит упадок Критской цивилизации. Материковая Греция достигла наивысшего подъёма в XVI - XIII вв. до н.э. Этот период характеризуется зарождением полисной системы и греческой колонизацией. К этому периоду относятся следующие произведения искусства глиняные фигурки, сосуды, предметы посуды и быта, монеты, ножи, украшения и многое другое, является научным достоянием исследователей и по настоящее время.

Дошедшее до нас культкрное наследие древней греции XVI - XIII в до н. э.-это росписи на вазах, исполненные часто мастерами - керамистами с большим искусством, интересны еще и тем, что они повествуют о жизни древних греков, о их внешности, предметах быта, обычаях и многом другом.

Классический период (V - IV вв. до н.э.) - это период наивысшего экономического, политического и культурного расцвета полисного строя Древней Греции. Период связан с правлением Перикла, активной внешней политикой (греко-персидские войны, Пелопоннесская война, Коринфская война и т.д.) и культурным подъемом. Закат древнегреческой цивилизации связан с постоянными войнами со Спартой за гегемонию в материковой Греции, а также с Македонией, в результате которых в полисах был установлен олигархический режим. Решающую роль в закате древнегреческой цивилизации сыграло появление могущественного государства - Римской Империи. Фактически Греция оказалась под властью Рима. С утверждением Римской империи (27 г. до н.э.) Греция была превращена в римскую провинцию Ахайя и мало чем выделялась среди других восточных провинций Римской империи.

Список литературы


Геродот. История. [Электронный ресурс]

Ксенофонт. Греческая история (пер.С.Я. Лурье). - С.-Пб., 2000 г. [Электронный ресурс] //

Белох К.Ю. Греческая история. [Электронный ресурс] //

Боннар А. Греческая цивилизация. Т. I. От Илиады до Парфенона / Пер. с франц. О. В. Волкова; Предисл. проф. В. И. Авдиева. - М.: Искусство, 1992 г. [Электронный ресурс] //

Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 2. От Антигоны до Сократа / Пер. с фр. О. В. Волкова; предисл. Ф. А. Петровского. - М.: Искусство, 1991 г.[Электронный ресурс]


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Лучшие статьи по теме