Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • Спорт
  • Александр твардовский тезисный план. Твардовский А.Т

Александр твардовский тезисный план. Твардовский А.Т

Сочинение

В творчестве Твардовского запечатлены основные вехи разви­тия советской страны: коллективизация, Великая Отечествен­ная война, послевоенное возрождение. Это поэт - советский по сути своей, но, вместе с тем, в его поэзии находят место и общечеловеческие проблемы. Его творчество глубоко народно прежде всего по своей мировоззренческой основе. Поэт широко использует народный разговорный язык, фольклорные формы, и духе народно-поэтического творчества рисует своих героев.

По поэмам Твардовского можно проследить историю страны. Первые поэмы «Путь к социализму», «Страна Муравия» отрази­ли период коллективизации. Крестьянин Никита Моргунок от­правляется искать ту обетованную землю, которая
…в длину и в ширину - кругом своя.
Посеешь бубочку одну,
И та - твоя.

Это идеал крестьянского счастья. Твардовский ведет Моргун­ка по всей стране, и, в ходе путешествия наблюдая то новое, что несут с собой колхозы, герой отказывается от единоличного хозяйства и приходит к мысли, что колхоз - это и есть кресть­янский рай. Твардовский использовал мотив путешествия, характерный для народного творчества, с той же целью, что в свое время Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Поэт искренне верил, что коллективизация принесет крестьянам сча­стье. Позже - в 1960-е годы - в поэме «По праву памяти» Твар­довский с высоты личной судьбы и исторического опыта ос­мыслит коллективизацию, увидит не только открывшиеся перспективы, но и гибельные меры, которыми проводилось рас­крестьянивание России.

В годы Великой Отечественной войны Твардовский создает поистине народную «книгу про бойца» «Василий Теркин». Ее герой стал олицетворением всей русской нации. Общность судь­бы Теркина с судьбой всего народа подчеркивается в поэме не­однократно. В образе героя отражены коренные черты русского национального характера: простота, смекалка, находчивость, мужество. Пожалуй, самое главное качество Теркина - трудо­любие. Он, привыкший трудиться в колхозе, и войну считает ратным трудом. Теркин способен и на гармони играть, и часы починить, и переправу наладить. Теркин не унывает даже в са­мой тяжелой обстановке, он умеет подбодрить шуткой, смеш­ным рассказом.

Твардовский в индивидуальном облике воплотил всеобщее, присущее народу. Вместе с тем поэт подчеркивает, что «в каж­дой роте есть такой» Теркин. Герой выступает как обобщенный образ Бойца и Человека:
То серьезный, то потешный,
Нипочем, что дождь, что снег, -
В бой, вперед, в огонь кромешный
Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек.

Образ героя сливается с образом всего воюющего народа. В главе «Смерть и воин» Теркин преодолевает даже смерть. В такой условной форме Твардовский воплотил мысль о непобедимо­сти, бессмертии народа: «Не подвержен Теркин смерти, коль войне не вышел срок».

Поэма «Василий Теркин» - эпопея войны, так как в много­образных боевых эпизодах, в различных ситуациях и сценах соз­дается образ народа на войне, прослеживается ее история от отступления до победы.

В послевоенный период во время хрущевской оттепели Твар­довский продолжает биографию Теркина в поэме «Теркин на том свете». Поэт хотел очистить народное сознание от тотали­тарной идеологии. Не случайно поэма начинается со спора по­эта с идеологически обработанным читателем, который во всем слышит «отголоски недозволенных идей», видит крамолу в ли­тературном произведении, даже не читая его, а безусловно веря официальным оценкам. Теркин из эпического героя превраща­ется в героя трагического: сохранив живую душу на «том свете», Теркин вступает в поединок с тоталитарной системой. «Тот свет» - военно-бюрократическая Система с загробактивом, «Гробгазетой», Особым отделом, Органами, Сетью, в которой избыток набитых дураков, не желавших уходить в отставку. Теркину удается сохра­нить живую душу и выбраться с «того света». Он совершает в мирное время духовный подвиг. Возвращение Теркина - это обретение выхода для всего живого, что пыталась задушить мерт­вая Система, где мертвецы командуют живыми, где «за живых мертвец в ответе». Если Теркин-боец возвеличивал свое государство, все делал для его победы, то новый Теркин разрушает тоталитарную сис­тему, которая давит человека.

В послевоенный период Твардовский пишет поэму «Дом у до­роги» - плач о семьях, которые война разбросала, разрушила. Описывая довоенную жизнь и быт семьи Сивцовых, поэт показы­вает условия формирования стойкости героев, любви к своему Дому.

Эта любовь помогает Андрею, вернувшемуся с войны, отстраивать дом в надежде, что вернется его жена, снова будет крепкая и доб­рая семья. Надежда и любовь не оставляют и Анну даже в неверо­ятно тяжелых условиях фашистского концлагеря. Название «Дом у дороги» символично - это дом у дороги войны.

Лироэпическая поэма «За далью - даль» раздвигает время и пространство современной поэту действительности 1960-х годов.

Поэт обращается в прошлое, чтобы сопоставить с настоящим, увидеть те преобразования, которые произошли в стране. Обра­щение к далям времени позволяет размышлять о судьбе русско­го народа, о его характере и традициях (главы «Семь тысяч рек», «Две кузницы», «Огни Сибири», «На Ангаре»). В главе «Так это было» Твардовский рассказывает о периоде культа личности Сталина, о том складе личности человека, который вырабаты­вался в это время:
Но кто из нас годится в судьи -
Решать, кто прав, кто виноват?
О людях речь идет, а люди
Богов не сами ли творят?

Поэт пытается философски осмыслить время, найти истоки происходившего.

Помимо временных далей поэт обозревает и дали географи­ческие. Поэма - это своеобразный дорожный дневник путеше­ствия на поезде Москва - Владивосток, проходящем через всю страну. Огромные пространства пробегают за окнами вагона. Проехав через всю страну, поэт с необыкновенной преданно­стью и любовью вспоминает о своей «малой» родине:
С дороги - через всю страну -
Я вижу отчий край смоленский.

Перед поэтом предстает еще одна даль - даль нравственных потенций человека, глубокая даль души лирического героя.

Все три дали сливаются в большое симфоническое произве­дение, в котором раскрываются сила и могущество страны, кра­сота и героизм советского человека. Поэт убежден в историче­ской правильности и прогрессивности пути нашей страны:
За годом - год, за вехой - веха,
За полосою - полоса.
Нелегок путь. Но ветер века -
Он в наши дует паруса.

Последней поэмой Твардовского была «По праву памяти». Это поэма о «памяти бессонной», обо всем, что было за годы совет­ской власти - великом и трагическом, об истории и вечных ценностях. Поэт писал поэму в 1970 г., когда уже забыли о куль­те личности, пытались приукрасить или замолчать негативное в истории советской страны:
Забыть велят и просят лаской
Не помнить - память под печать,
Чтоб ненароком той оглаской
Непосвященных не смущать.

Твардовский судит себя, страну по самым высоким нравст­венным меркам. Он видит истоки обесчеловечивания, предатель­ства в сталинских временах, когда переворачивалась мораль, когда доблестью считались лжесвидетельство, предательство, клевета, если это совершалось под знаком любви к вождю. Поэт уверен, что убить память невозможно, что народ будет помнить свою историю, так как
Одна неправда нам в убыток,
И только правда ко двору!

Поэма «По праву памяти» - горькое, драматическое произ­ведение. В ней Твардовский трагически осознавал, что тоже был в заблуждении, что историческая вина лежит и на нем:
Давно отцами стали дети,
Но за всеобщего отца
Мы оказались все в ответе,
И длится суд десятилетий,
И не видать еще конца.

Так вся история страны, запечатленная в поэмах Твардов­ского, получила свое философское осмысление в его послед­ней, итоговой поэме.

  • Александр Трифонович Твардовский родился 21 (8) июня 1910 года в деревне Загорье Смоленской губернии (сейчас это Починковский район Смоленской области).
  • Отец Твардовского, Тимофей Гордеевич, был кузнецом. Многолетним трудом он заработал на первый взнос в Земельный банк за небольшой участок, решив кормиться от земли. В 1930-е был раскулачен и сослан.
  • Александр Твардовский учится в сельской школе. С детства пишет стихи.
  • После школы Твардовский поступает в Смоленский педагогический институт и заканчивает его.
  • 1925 год – будущий поэт начинает работать в смоленских газетах, печатает в них статьи, очерки, иногда собственные стихи. Первая публикация «селькора» относится к 15 февраля, когда в газете «Смоленская деревня» была опубликована заметка «Как происходят перевыборы кооперативов». 19 июля этого же года впервые опубликовано стихотворение Александра Твардовского «Новая изба».
  • 1926 год – Твардовский начинает регулярно ездить в Смоленск, сотрудничая теперь уже в городских газетах.
  • Апрель 1927 года – газета «Юный товарищ» (Смоленск) публикует подборку стихов семнадцатилетнего поэта и размещает вместе с ней заметку о нем. Все это выходит под заголовком «Творческий путь Александра Твардовского».
  • Этот же год – Твардовский окончательно перебирается в Смоленск. Но получить место штатного корреспондента ему не удается, и приходится согласиться на должность внештатного, а это означало непостоянный и малый заработок.
  • 1929 год – Александр Твардовский посылает свои стихи в Москву, в журнал «Октябрь». Их печатают. Окрыленный успехом, поэт едет в Москву, и все начинается заново – работа все штата, редкие публикации и полуголодное существование.
  • Зима 1930 года – возвращение в Смоленск.
  • 1931 год – опубликована первая поэма Твардовского «Путь к социализму».
  • 1932 год – написана повесть «Дневник председателя колхоза».
  • 1936 год – опубликована поэма «Страна Муравия», принесшая Твардовскому известность.
  • 1937 – 1939 годы – последовательно, по одному в год, выходят сборники стихов поэта «Стихи», «Дорога», «Сельская хроника».
  • 1938 год – издан цикл стихотворений «Про деда Данилу».
  • 1939 год – получение диплома Московского института философии, литературы и истории.
  • 1939 – 1940 годы – служба в армии. Твардовский – военный корреспондент. В этом качестве участвует в Польском походе и русско-финской войне.
  • Эти же годы – работа над циклом стихов «В снегах Финляндии».
  • 1941 год – получение государственной премии за «Страну Муравию». В этом же году выходит сборник стихов Александра Твардовского «Загорье».
  • 1941 – 1945 год – военкор Твардовский работает сразу на несколько газет. При этом ни в коем случае не перестает писать стихи, которые объединяет в цикл «Фронтовая хроника».
  • Первый год войны – начало работы над поэмой «Василий Теркин», которой дан подзаголовок «Книга про бойца». Образ Теркина был придуман автором еще в русско-финскую, когда ему требовался персонаж для юмористической рубрики.
  • Сентябрь 1942 года – «Теркин» впервые появляется на страницах газеты «Красноармейская правда». В этом же году уже книгой выходит первый вариант поэмы.
  • 1945 год – завершение работы над «Теркиным». Книга тут же издается и пользуется небывалой популярностью.
  • 1946 год – получение Государственной премии за «Василия Теркина». В этом же году написана поэма «Дом у дороги» – тоже о войне, но с трагической точки зрения.
  • 1947 год – Госпремия за «Дом у дороги».
  • Этот же год – выходит прозаическое произведение Твардовского «Родина и чужбина».
  • 1950 год – Александр Твардовский назначен главным редактором журнала «Новый мир».
  • 1950 – 1960 годы – работа над поэмой «За далью даль».
  • 1950 – 1954 годы – пост секретаря правления Союза писателей СССР.
  • 1954 год – увольнение с поста главного редактора «Нового мира» за «демократические тенденции», сразу после смерти Сталина появившиеся в журнале.
  • 1958 год – возвращение в «Новый мир» на ту же должность. Твардовский собирает коллектив своих единомышленников. В 1961 году им удается даже опубликовать в журнале повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». После этого Твардовский становится «неофициальным оппозиционером».
  • 1961 год – получение Ленинской премии за поэму «За далью даль».
  • 1963 – 1968 годы – пост вице-президента Европейского сообщества писателей.
  • 1967 – 1969 годы – работа над поэмой «По праву памяти», в которой поэт описывает ужасы коллективизации на примере, в том числе, собственного отца. При жизни автора произведение не будет издано. Так же, как и поэма «Теркин на том свете» (написана в 1963 году) – слишком сильно «тот свет» в изображении Твардовского напоминает советскую действительность.
  • Твардовский выступает и как литературный критик, в частности, пишет статьи о творчестве

1910 , 8 (21) июня – родился на хуторе Загорье, ныне Починковский район Смоленской области в семье сельского кузнеца.

1920–1924 – годы учебы в сельской школе, ранний интерес к поэзии. «Он очень любил книги и удивлял нас знанием их» (из воспоминаний однокашницы поэта А. Н. Седаковой-Ерофеевой).

1924 – становится корреспондентом местных газет, печатает стихи, очерки.

1925 , 19 июля – в газете «Смоленская деревня» опубликовано стихотворение «Новая изба».

1926 – участвует в работе съезда селькоров.

1927 – первая поездка в Москву со стихами.

1930–1931 – подвергается грубой демагогической критике, в особенности после «раскулачивания» и высылки семьи.

1931 – первая публикация: поэма "Путь к социализму" (благодаря поддержке Э. Багрицкого).

1932 – поступает в Смоленский педагогический институт. В Смоленске выходит очерк «Дневник председателя колхоза».

1935 – выходит "Сборник стихотворений 1930-1935", высоко оцененный в рецензии В. Ф. Асмуса в «Известиях».

1936 – поэма "Страна Муравия" (Государственная премия СССР, 1941).

1938 – сборник "Дорога", цикл "Про деда Данилу".

1939 – закончил Московский институт истории, философии и литературы. Выходит сборник "Сельская хроника". Поэт награжден орденом Ленина «за выдающиеся успехи и достижения в развитии советской художественной литературы».

1939 – в качестве военного корреспондента участвует в походе Красной Армии в Западную Белоруссию, а затем в финской кампании (1939–1940). Ей посвящен цикл стихов "В снегах Финляндии" (1939-40), прозаические записи "С Карельского перешейка" (опубликованы 1969).

1941 – сборник “Загорье”.

1941–1945 – работает во фронтовых газетах. В них публикуются созданные за годы войны стихи, объединенные во "Фронтовую хронику", очерки, корреспонденции. В эти годы написана поэма "Василий Тёркин (Книга про бойца)" (Государственная премия СССР, 1946).

1946 – поэма "Дом у дороги".

1947 – получает за поэму "Дом у дороги" Сталинскую премию второй степени. Его книга «Родина и чужбина» подвергается несправедливым нападкам в прессе. Начало поездок в Сибирь, продолжавшихся в 1940–1950-е годы.

1950–1960 – работает над поэмой "За далью даль".

1953 – публикуются первые главы книги «За далью - даль». «Новый мир» начинает печатать остро критические статьи о современной литературе, вызывающие негодование официозной критики.

1950–1954 (и 1958-1970) – главный редактор журнала "Новый мир".

1954 – Твардовский написал и хотел опубликовать сатирическую поэму «Тёркин на том свете» (была набрана для пятого номера «Нового мира»). Поэма была запрещена, а он снят с поста главного редактора.

1956 – в сборнике «Литературная Москва» опубликованы новые главы книги «За далью - даль», в том числе - «Друг детства».

1960 – напечатаны заключительные главы книги «За далью - даль» благодаря поддержке Хрущева.

1961 – книга «За далью - даль» получает Ленинскую премию.

1962 – Твардовский добивается публикации в «Новом мире» (№ 11) повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», ставшей важной вехой в литературной и общественной жизни.

1963 – выходит сатирическая поэма "Тёркин на том свете" (напечатана благодаря поддержке Н.С.Хрущева).

1965 – на основе поэмы московский Театр Сатиры ставит замечательный спектакль, который вскоре был снят с репертуара якобы по желанию… самих актеров.

1966 – Твардовский отказывается одобрить судебный приговор писателям А. Синявскому (1925–1997) и Ю. Даниэлю (1925–1988), обвиненным в антисоветской деятельности.

1967 – "Из лирики этих лет. 1959-1967" (Государственная премия СССР, 1971).

1968 – Твардовский отказывается подписать «коллективное» письмо, в котором писатели одобряют вторжение войск Варшавского договора в Чехословакию. (). Усиливаются нападки на «Новый мир». Цензура не пропускает поэму «По праву памяти» (будет опубликована только 17 лет спустя), которая без ведома автора печатается в зарубежной прессе (1969).

1969 – цикл "Из новых стихотворений".

1970 , февраль – после многомесячной критической кампании по поводу «Нового мира» в прессе руководство Союза писателей по прямой подсказке ЦК КПСС устраняет из редколлегии «Нового мира» ближайших сотрудников Твардовского и заменяет их чуждыми и враждебными ему людьми. Попытка обратиться к Л. И. Брежневу безуспешна. Твардовский вынужден подать в отставку.
Июнь – вступается за генетика и диссидента Жореса Медведева (1925, Тифлис – 2018, Лондон), насильно помещенного в психиатрическую больницу.

1971 , 18 января – Твардовский умирает в подмосковном дачном поселке Пахра. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.


Содержание

I. Введение
Ни одно из писательских имен не звучит сейчас так часто, как имя Твардовского. Это естественно: истории доказала его правоту, и нет в нашем литературном прошлом другого человека, чей опыт был бы более современен, более созвучен направлению наших сегодняшних преобразований. В этом актуальность темы, выбранной мною для реферата. Ведь Александр Твардовский – наш земляк, и томики его стихов, которые хранятся у нас в семье, я перелистывал уже с детства.
Поистине народный поэт, он считал, что настоящий литератор неотрывен от жизни народа, жизни Родины. Всем болям и радостям мира было открыто его сердце, поэтому и творчество Твардовского стало своеобразной энциклопедией народной жизни. Про каждое событие он мог сказать: “…я там был. Я жил тогда”. И не только был и жил, но и действовал и переживал.
Твардовский предстал передо мной разносторонним и одарённым человеком. Он прожил сложную и нелёгкую жизнь, при этом сохранив лучшие нравственные черты – душевную чистоту, честность, любовь и внимание к людям.
Цель моего реферата – рассказать о смоленском периоде жизни и творчества Александра Трифоновича Твардовского.
При написании реферата использовалась обширная литература. Одной из важнейших монографий о поэзии и личности Твардовского является книга А. Кондратовича «Александр Твардовский». В книге, состоящей из очерков о становлении поэта, в целом создается творческий портрет поэта, нарисованный рукой автора, близко его знавшего.
В сборнике «По праву памяти живой…» помещены выступления участников Первых Твардовских чтений, проходивших в Смоленске. Книга содержит новые материалы биографии и творчества А. Твардовского.
Книга В. Ильина «Не пряча глаз» охватывает большой круг проблем, связанных с творческой деятельностью великого поэта ХХ века. Материал опирается на архивные, мемуарные и другие источники. Смоленский период А.Т. Твардовского подробно освещается в книге этого же автора «А. Твардовский. Литературное окружение, творческие связи».

II. Основная часть
1. Смоленский период в творчестве А. Твардовского
2.1. Загорьевский период жизни и творчества
Александр Трифонович Твардовский (1910 – 1971 г.г.) родился на Смоленской земле, в деревне Загорье. Детство писателя, сына кузнеца, прошло на Смоленской земле. Мир деревенской жизни с её раздольем, красотой лесов, утренними и вечерними росами, с нелёгкой крестьянской долей оказал большое влияние на мироощущение будущего поэта. Твардовский сохранил на всю жизнь в благородной памяти образ своего Загорья на Смоленщине:
На хуторе Загорье
Росли мы у отца.
Зелёное подворье
У самого крыльца.
Учиться Александр Твардовский стал с восьми лет. Осенью 1918 года отец отвез его с братом Константином в Смоленск - в частную гимназию Ф. В. Воронина. Жили братья в доме дяди М. А. Арефьева. Но недолго они носили форменные фуражки: гимназию вскоре закрыли, и им пришлось возвратиться в Загорье. Учились они в Ляховской начальной школе, которую Александр закончил в 1922 году. В 1923 году Твардовский поступил в 6 класс Белохолмской школы второй ступени, которая находилась в восьми километрах от Загорья. Она располагалась в бывшей усадьбе известного декабриста князя Каховского.
В Белохолмской школе подобрался сильный педагогический коллектив. Особое внимание в школе уделялось развитию художественного творчества. Большую роль в жизни школы играли так называемые «субботние вечера» художественной самодеятельности, которыми руководила учительница физики Н.Г. Четыркина, закончившая до революции высшие женские курсы.
Школьное окружение помогает понять особенности формирования мировоззрения А. Твардовского. Школа, педагоги не только зажгли в душе талантливого сельского мальчика факел знания, но и побудили к активной творческой деятельности. Здесь Александр принимает самое активное участие в выпуске стенных газет, в которых публиковались его школьные стихи.
Начавшая так блистательно свой путь школа второй ступени в Белом Холме просуществовала недолго: в августе 1924 года она была закрыта из-за нехватки педагогических кадров.
С 1924 по 1928 год Александр нигде не учился, эти четыре года он провел дома. В этот период своей жизни А. Твардовский вступает в комсомол, чтобы активно включиться в общественно-политическую деятельность. Комсомол помог поэту в его духовном развитии, в преодолении «хуторской ограниченности», в становлении Твардовского как селькора. Первая заметка селькора Твардовского, напечатанная в «Смоленской деревне» 21 января 1925 года, повествовала об организации 12 сельскохозяйственных кружков в Переснянской волости Смоленского уезда. Крестьяне «охотно» посещали кружки, поскольку агроном Мальгин знакомил хлеборобов с наиболее эффективными методами повышения урожайности полей.
Юный селькор писал также о культурных очагах, возникавших в сельской местности. Его радовало, что в той же Переснянской волости функционирует 5 изб-читален и 7 уголков.
Молодого пропагандиста новых форм деревенской жизни приводит в радужное настроение рост сельских кооперативов, руководителями которых становятся достойнейшие люди села.
- Наконец-то! - построили школу, - восклицает он, заканчивая очередную свою корреспонденцию.
Оптимистическое настроение автора прекрасно выражено в первом напечатанном стихотворении «Новая изба». По содержанию оно мало отличается от его кратких, ясных, четких информации. И в газетной колонке «Смоленской деревни» от 19 июля 1925 года эти стихи ничем не выделялись среди других материалов газеты. Но в то же время, в отличие от них, - это были стихи, в которых угадывался будущий Твардовский - с его темой, интонацией 1 .
Но больших творческих завоеваний этот ранний период Твардовскому не принёс.
Что касается «загорьевсого» периода в его литературной деятельности, то он, напротив, оказался намного плодотворнее. Твардовский заметно вырос в эти годы и как поэт, и как селькор, и как комсомолец. Загорье явилось поэтической колыбелью А. Твардовского. Именно четырехлетний загорьевский период оказался исключительно «урожайным»: за это время поэт опубликовал более шестидесяти материалов, в их числе 48 стихотворений 2 .
Анализируя стихи и корреспонденции раннего Твардовского, невольно обращаешь внимание на основную их особенность. Она станет затем характерной особенностью его творчества и будет опираться на острейшее авторское чувство современности.
Стихотворения раннего Твардовского по сути дела будут выполнять ту же селькоровскую функцию, что и его заметки: или утверждать новые ростки жизни в их конкретном преломлении, или решительно расчищать пространство от сорняков для закладки новых ростков.
Наряду со стихотворениями, утверждающими новое сознание, у раннего Твардовского есть стихи острокритические, адресованные тем, кто хотел подорвать социалистические основы новой жизни. Так, в сатирическом стихотворении «Самогонщику» он выведет на чистую воду всех любителей «зеленого змия», покажет их никчемность, внутреннюю пустоту. Юный автор со всей серьезностью прикоснется к острейшей теме сельской жизни - теме растущей бедности в условиях равенства перед законом. Вот он деревенский «бедняк»:
Грязь в избе, овин не крытый,
Голод, нищета...
Сам он хмурый, неумытый, -
Мертвецу чета.
Почему? Отлично знаешь, -
Все тебе не впрок!
Оттого, что над сараем
Стелется дымок.
Оттого, что каждый вечер
У тебя - разгул:
Под хмельком на все беспечно
Ты рукой махнул...
Подход к этой проблеме раскрывался в его проведениях не в виде фарса, а в плане трагического видения.
Честность, смелость, открытость отныне и навсегда станут неотступными спутниками загорьевского поэта-селькора, несмотря на то, что он знал, чем может обернуться ему его смелость: за нее мстили и явные враги советской власти и разгневанные «бедняки», увидевшие в самогонщике свое «оскотиневшееся лицо», и местные руководители.
Селькоровская тема займет почетное место в поэтическом репертуаре раннего Твардовского, потому что сам он будет постоянно причастен к ней. Несмотря на подстерегающие на каждом шагу опасности, он будет с открытым забралом, смело и решительно и как селькор и как поэт выступать против неискорененного зла - рвачей, самогонщиков, жуликов, взяточников, бюрократов, подхалимов. В своих корреспонденциях из Переснянской волости он заклеймит бездеятельных руководителей, греющих руки на общественной собственности, устраивающих себе праздники за общий счет.
Некоторые стихи, созданные в Загорьевский период, оказались настолько значительными в художественном плане, что позднее Твардовский включал их в собрание своих сочинений, например: «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Родная картина», «Матери», «Ночной сторож» и некоторые другие. Они в свое время были замечены литературной критикой. Дм. Осин, отметив в газете «Юный товарищ» (27 апреля 1927 года) актуальность тематики и проблематики произведений Твардовского, подчеркнул вместе с тем умение поэта сказать по-своему о жизни новой деревни; Вл. Смолин в газете «Смоленская деревня» (24 мая 1927 года) по сути подтвердил эти же положения, взяв эпиграфом к статье стихи Твардовского:
У наших дней иные речи, // Иная, радостная жизнь.
В этих стихах критик заметил новые подходы к поэтической теме, связанные с развитием новых общественных отношений в деревне 3 .
Ранний Твардовский показал не только внешние приметы сельской жизни, но и раскрыл деревню изнутри, в динамике ее развития и во всей сложности:
И хлопочет всюду молодая
Ранним цветом пахнущая жизнь.
Развалились старые сараи,
Новые постройки поднялись,
У загорьевского поэта всюду ощущается бег времени:
Жизнь былая умерла давно,
Родилась за нею молодая...
Кроме всего прочего, загорьевский период оказался в творчестве Твардовского важным звеном еще и потому, что в этот период были заложены ведущие жанры его творчества. Позднее он вспомнит эти годы и в стихотворении «Поездка в Загорье» напишет:
За недолгие сроки
Здесь прошли-пролегли
Все большие дороги,
Что лежали вдали.
1.2. «Я покинул дом когда-то...». В Смоленске
А. Твардовский покинул Загорье зимой 1928 года, когда ему исполнилось 18 лет, чтобы с головой окунуться в бурный водоворот жизни. Смоленск, с которым он связывал свои самые смелые надежды, встретил его сурово: на учёбу он не поспел, постоянной работы не было. С помощью друзей-поэтов ему удалось найти и жильё, и устроиться на работу в газету «Рабочий путь», а вскоре поступил в Смоленский пединститут.
Собственно смоленский период поэтической деятельности Твардовского охватывает всего девять неполных лет. Однако за этот, по его словам, «короткий жизни срок», как «человек бывалый», он успел пройти немало дорог - и по «стране своей» родной, и в Смоленщине, и в личной жизни, и в поэзии: с 1928 по 1936-й год он опубликовал 201 произведение. Если рассматривать их «по географическому меридиану», то придется иметь дело не только с периодическими изданиями Смоленска, где он печатался, но и Москвы, Минска, Брянска, Бежицы, Орла, Курска, Харькова, Севастополя; а если произвести их «вертикальный срез» по жанровому признаку, то перед нами откроется удивительная панорама, представленная всеми родами и видами художественного творчества - очерками, рассказами, заметками, драматическими сценами, лирическими стихами, стихотворениями о современниках поэта и их делах, сатирическими произведениями разных жанров, пародиями и эпиграммами. Эту пеструю, подвижную, «многокрасочную» картину оттеняют четыре поэмы: «Путь к социализму», «Путь Василия Петрова» (или «Вступление» по другим изданиям), «Мужичок горбатый» и, как «золотой обруч», знаменитая «Страна Муравия».
В процессе упорных и настойчивых поисков поэтом было, наконец, найдено главное звено всего довоенного творчества - тема русской деревни, разбросанной в то время по хуторам и раздираемой в годы так называемого «великого перелома» острейшими внутренними противоречиями - как накануне, так и в самом ходе «сплошной коллективизации» сельского хозяйства.
Центральная мысль, пробивающаяся как луч сквозь всю толщу этого мощного поэтического пласта, - это дума-тревога о дальнейшей судьбе русского крестьянина, кормильца всей страны, «культурного хозяина», мысль о правдивом и искреннем его художественном выражении средствами поэзии.
По утверждению А. Туркова, для поэтики Твардовского этих лет характерна четко выраженная индивидуальная направленность изображения, нацеленность его на раскрытие жизни во всей ее сложности, противоречивости и незавершенности. В этом плане Твардовский в то время, как и во все последующие годы, был самым оригинальным, смелым поэтом и в то же время сложным, трудным, а порой прямо недоступным для объективного осмысления литературной критики, оказавшейся в Смоленске значительно ниже по своему уровню, чем его художественные произведения. Сложность и незавершенность в сюжете многих сочинений Твардовского была вызвана особенностями самой жизни: в огромной стране, которая оставалась по преимуществу крестьянской, в короткий срок вдруг все пришло в движение; пошатнулись вековые основы деревенского бытия; перед каждым крестьянином предстал выбор пути-дороги (все герои эпических произведений Твардовского - в пути, в движении, и сам поэт и его лирический герой «по стране своей дорог сделали немало») 4 .
Не всегда этот выбор оказывался правильным, удачным; напротив, часто случались срывы и падения - как у самого поэта, так и в судьбах героев его произведений. Часто они плывут против течения, как тот его «перевозчик», который «всю жизнь... правил поперек». «Переступают» и другие лирические герои Твардовского. Порой и собственная судьба поэта представлялась ему крайне неустойчивой, искривленной, исковерканной, изломанной, трагической. И в его творчестве единая тема русского крестьянства раздваивается, устремляется к двум полюсам: с одной стороны, устремленность к вершинам коммунизма («Стихи о зажиточной жизни»), к новым коллективным формам сознания и общежития; с другой стороны, осознание великих жертв этой огромной общественной ломки 5 .
Первая линия берет своё начало уже в стихотворении I5-летнего загорьевского поэта «Новая изба», затем продолжается в ряде произведений смоленского периода; в одном из них Твардовский писал:
Еду незабытыми местами,
Новые поселки вижу я.
Знаешь ли сама, какой ты стала,
Родина смоленская моя
Конечно, стихи о людях труда, о «прекрасных хлебах», выращенных ими на колхозных полях, рождались из полученных в процессе поездок по области новых впечатлений; все это чрезвычайно радовало поэта («Настроение очень хорошее», «Чудесно»):
Расстоянь я сделались короче,
Стали ближе дальние места.
Грузовик из Рибшева грохочет
Пo настилу нового моста.
Завершающим смоленский период произведением явилось стихотворение «Станция Починок». Написанное в 1936 году, оно было напечатано только через год после отъезда Твардовского в Москву в газете «Рабочий путь» как своего рода сыновний привет родным местам, как посланный из столицы «воздушный поцелуй». В стихотворении сочетаются, переплетаются, взаимно дополняются два стилевых потока - эпический, общественный и лирический, личный. С одной стороны, автор рассказывает о родной стране, с другой - о крае любимом:
Счастлив я,
Отрадно мне
С мыслью жить любимой,
Что в родной моей стране
Есть мой край родимый.
И еще доволен я, -
Пусть смешна причина, -
Что на свете есть моя
Станция Починок.
Стихотворение «Станция Починок», одно из лучших довоенных произведений Твардовского, позволяет увидеть и оценить тот огромный скачок, который произошел в художественном развитии поэта, осознавшего важность и необходимость своего труда («И хочу трудиться так, /Жизнью жить такою, /Чтоб далекий мой земляк /Мог гордиться мною»), сумевшего представить свой родной край в контексте общего развития страны, как важную часть огромного целого.
После "Страны Муравии", в довоенные 30-е годы в печати появились сборники стихотворений Твардовского: "Дорога" (1938) и "Сельская хроника" (1939). Следующий сборник - "Загорье", названный именем родного хутора, - вышел в 1941 году. Но его почти не заметили ни читатели, ни критики: война отодвинула на задний план все, что к ней непосредственно не относилось.

2.3. Анализ поэмы «Страна Муравия»
Страна Муравия" (1935) - первое крупное значительное, самобытное произведение Твардовского, выведшее его в большую литературу. Поэма, как и все раннее творчество, посвящена прошедшей в стране коллективизации деревни. Но в ней нет ничего газетно-плакатного, как это можно видеть в литературе на многих примерах. Не поэма-утверждение, а скорее поэма-вопрос в традициях классической русской литературы (ярчайший пример - некрасовская поэма "Кому на Руси жить хорошо"). Литературно-художественный пафос произведения сказался не только в главном его тезисе: о неизбежности коллективизации, как единственно правильном пути трудового крестьянства; вскрыты мучительные переживания крестьянина, столкнувшегося с совершенно новой для него (за многие века) жизненной проблемой; отражены противоречия столкновения нового и исконного на этом пути и подлинный драматизм всей ситуации.
Поводом для написания поэмы стал эпизод из "Брусков" Ф.Панферова, где середняк Никита Гурьянов отправляется на поиски места, в котором нет идустриализации и коллективизации. Этот сюжетный ход и был положен Твардовским в основание новой поэмы.
Работа над ней началась 8 октября 1934 года.
Крестьянин Никита Моргунок едет по стране в поисках такого места, где нет колхозов. Труженик и собственник, он не может принять обобществление собственности. Его идеал:
Земля в длину и в ширину
Кругом своя.
Посеешь бубочку одну -
И та - твоя 6 .
Вся страна как бы сорвалась с якоря и закружилась в водовороте:
Паром идет, как карусель,
Кружась от быстрины.
Гармошку плотничья артель
Везет на край страны...
Гудят над полем провода,
Столбы вперед бегут,
Гремят по рельсам поезда
И воды вдаль текут.
(1,229)
Иногда в поэме речь заходит о Сталине. Но эти упоминания лишены обычного для того времени подобострастия и плакатного возвеличивания. Скорее напротив: Моргунок хотел бы обратиться к Сталину попросту, по-человечески, с нестандартным вопросом:
Товарищ Сталин?
Дай ответ,
Чтоб люди зря не спорили:
Конец предвидится ай нет
Всей этой суетории?..
Вопрос поставлен смело и дерзко: за ним - явное недовольство крестьянина вздыбленностью жизни в результате коллективизации, - хотя Моргунок и оговаривается вынужденно:
А что к хорошему идем,
Так я не протестую.
(1.253)
Со Сталиным связывается и образ в конце одной из глав:
Страна родная велика.
Весна! Великий год!..
И надо всей страной - рука,
Зовущая вперед.
(1.255)
По утверждению А. Кондратовича, поэт здесь прибегает к довольно дерзкой и небезопасной параллели - "Медный Всадник", истукан, вздыбивший жизнь народа и государства без всякой, конечно, заботы о правах отдельного человека 7 .
Авторское понимание событий по-прежнему совпадает с официальной доктриной: Твардовский посмеивается над своим героем. Отсюда - юмор поэмы. Герой, путешествуя по свету, попадает во многие трагикомические ситуации. Ему встречаются бездельники (поп) и откровенные классовые враги (кулак Илья Бугров) или такие же чудаки-"искатели", как он сам (богомолец).
Сюжет "Страны Муравии", замечает С.Л. Страшнов, - это концентрация тех сомнений, которые переживал народ, оставляя вековой уклад и болезненно врастая в новый. Сюжет поэмы - это наглядное выражение внутренних противоречий, в той или иной форме и степени знакомых тогда многим" 8 .
Это всеобщее смятение так отмечено в поэме:
Молва растет, что ночь, что день,
Катится в даль и глушь,
И ждут сто тысяч деревень,
Сто миллионов душ.
Нет, никогда, как в этот год,
В тревоге и борьбе,
Не ждал, не думал так народ
О жизни, о селе...
(1,252)
Здесь - свидетельство глубокой народности произведения Твардовского, его историческая правдивость. Ибо, по верному замечанию Страшнова, "крестьянское сознание предпочитает ясность, но ведь только ту, к которой оно пришло своим путем и опытом" 9 . Сходные колебания испытал их отец, Трифон Гордеевич, который в Самарской губернии присматривал места для переселения; записался-было в колхоз и отвел туда любимого жеребца, но, потеряв сон и покой, одумался и забрал жеребца обратно 10 ".
Решающим условием преодоления всех конфликтов в произведениях Твардовского выступает труд. Трудолюбие для поэта - определяющая ценностная мерка всякого человека. Вопрос о результатах труда, - о "бубочке", материальном достатке - тоже существен.
Характерно стихотворение "Гость" (1933), из которого, возможно, вылилась вся поэма: к колхознику приехал гость, а в этот момент начался дождь, и нужно было срочно укрыть колхозное сено. Гость активно помогает общему делу.
и т.д.................

Хронологическая таблица Твардовского лаконично расскажет про жизнь и творчество поэта и писателя русской литературы.

Материал кратко изложит основные события жизненного пути Александра Трифоновича, познакомит с неоконченными школьными годами, учёбой в педагогическом университете, институте философии, истории и литературы в городе Москва. В таблице указаны даты выхода в свет первых стихотворений автора, названы журналы, в которых печатался поэт. Здесь же можно узнать о работе Твардовского военным корреспондентом в годы войны и написании известных поэм автора («Василий Тёркин», «Дом у дороги»). В описании жизни по датам указаны и другие места работы, а также напечатанные сборники произведений.

Биография Твардовского в таблице поможет закрепить пройденную тему, подготовить дополнительную информацию к уроку.

1910 год, 8 (21) июня – Родился на хуторе пустоши Столпово (деревня Загорье) Смоленской губернии в семье кузнеца.

1919-1924 – Учится в Ляховской сельской школе и в девятилетней школе в Белом Холме; школу не окончил.

1925 – Первая публикация: стихотворение «Новая изба» в газете «Смоленская деревня».

1928 – Переезжает в Смоленск.

1931 – Женится на М. И. Гореловой;
опубликована первая поэма «Путь к социализму».

1932 – Поступает в Смоленский педагогический институт.

1935 – Публикация «Сборника стихов. 1930-1935».

1936-1938 – Переезжает в Москву;
поступает в Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ), который оканчивает в 1939 г;
написана поэма «Страна Муравия».

1939 – Публикация поэтического сборника «Сельская хроника»;
получение диплома Московского института философии, литературы и истории;
призван в армию: в качестве военного корреспондента принимает участие в финской кампании.

1941 – Выходит сборник «Загорье»;
государственная премия.

1941-1945 – Работа во фронтовых газетах; создание поэмы «Василий Тёркин».

1946 – Государственная премия;
поэма «Дом у дороги».

1947 – Публикация книги очерков и рассказов «Родина и чужбина»;
присуждение Сталинской премии за поэму «Дом у дороги».

1950-1960 – главный редактор журнала «Новый мир»;
работа над поэмой «За далью – даль».

1961 – Сборник «Стихи из записной книжки».

1963 – Публикация поэмы «Тёркин на том свете».

1963-1968 – Пост вице-президента Европейского сообщества писателей.

1967 – Сборник «Из лирики этих лет. 1959–1967».

1969 – Поэма «По праву памяти».

1971, 18 декабря – Умер А. Т. Твардовский; похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Самые популярные материалы февраля для вашего класса.

Лучшие статьи по теме