Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • Произношение
  • Презентация на тему человек и человечность. Презентация к уроку обществознания "человек и человечность"

Презентация на тему человек и человечность. Презентация к уроку обществознания "человек и человечность"

Просмотр отрывка из фильма «Чучело»

(С 19.33 по 22.02 минуту 1 серии фильма)

Как относятся одноклассники к Лене?

Почему Дима Сомов помог Лене Бессольцевой?

Какое чувство движет Димой Сомовым по отношению к Лене?


Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

«Единственный способ перенести бесчеловечность людей по отношению друг к другу - превратить свою собственную жизнь в образец человечности по отношению к людям».

Рой Пэйтон (актриса)

Человек и человечность

Выполнила

учитель обществознания МБУ средней школы № 11 Сафонова В. А.


В мире много хорошего и много плохого, потому что у людей разные интересы, характеры, взгляды. И люди не всегда могут мирно сосуществовать друг с другом.

К чему это может привести?

Война на Украине

Нападение Гитлера на СССР

Что нужно сделать для того, чтобы этого не было?

Проблемный вопрос урока

Как быть человечным и как им остаться в наше время?


После выхода фильма «Чучело» в 1983 году в одной из критических статей было написано:

«Этот фильм воспитывает чувство гуманизм».

Каково значение слова «гуманизм»?



Что значит гуманное отношение?

Любовь к людям

Доброе отношение ко всему живому

Уважение к человеку

Забота и внимание к старикам и детям

Доброта

Ответственность за всё, что мы делаем


Поищите варианты гуманного отношения в следующих ситуациях.

Группа 1. Вы идёте по улице, видите плачущего ребенка. Какими будут ваши действия?

Группа 2. В подъезде вы встречаете бездомное животное. Ваши действия?

Группа 3. На пешеходном переходе видите пожилого человека. Каковы ваши действия?

Группа 4. В вашем классном коллективе неожиданно заболел серьёзно одноклассник. Ваши действия?


Давайте прочитаем притчу

Викентия Викентьевича Вересаева «Легенда» на стр. 101.

В. В. Вересаев?


Какую мысль в своём произведение хотел донести до нас

В. В. Вересаев?

Смысл:

Нужно относиться к всему живому по-человечески, потому что на человеке лежит ответственность за то, что он совершает в своей жизни!

В каком обществе это возможно?

Гуманное общество


Как вы себе представляете гуманное общество?

Что в нём главное?

Человечность

Милосердие

Искренность

гуманное общество

Толерантность

Сострадание

Сочувствие


Человечность

Милосердие

Доброта

гуманное общество

Толерантность

Любовь

Сострадание

Искренность

Сочувствие


Творческая работа:

Отразите в рисунках всё,

что вы узнали и запомнили за урок


Домашнее задание

§ 12. Задания 1,2 на странице 104

Пункт плана 2
Пункт плана 3
Пункт плана 4
«Пусть будет добрым ум у вас,
а сердце умным будет».
С. Маршак
Пункт плана 5

Цели урока

1. Актуализировать необходимые знания
обучающихся из курса обществознания.
2. Подвести к пониманию того, что такое
гуманное общество.
3. Продолжить формирование умений
анализировать дополнительные
источники, самостоятельно делать
выводы.
4. Развивать исследовательский интерес к
обществознанию.
5. Воспитывать чувство гуманности.

Универсальные учебные действия

Раскрывать на примерах смысл
понятия «человечность».
Давать оценку с позиции гуманизма
конкретным поступкам людей,
описанным в СМИ и иных
информационных источниках.
На примерах конкретных ситуаций
оценивать проявления внимания к
нуждающимся в нём.

Понятия, термины

Человечность;
гуманизм;
нравственные заповеди;
человечность;
забота;
почтенный возраст

Изучение нового материала

1. Человечность.
2. Гуманизм – уважение и
любовь к людям.
3. Внимание к тем, кто
нуждается в поддержке.

Актуализация проблемы

Вспомни!
Кого называют личностью?
Что отличает человека от
других живых существ?
Обсудим вместе!
Почему не все поступки
человека можно назвать
человечными?

Пункт
Пунктплана
плана5
Толковый словарь Д. Н. Ушакова
Пункт
Пунктплана
плана4
«Человечность
- гуманность,
человеческое
отношение
к окружающим.»

«Человечность -
Пункт
Пунктплана
плана4
Пункт
Пунктплана
плана5
это система нравственных и социальных установок, предполагающая
необходимость проявления сочувствия к людям, оказания
помощи, непричинения
страданий.»


Вспомни! Кого называли гуманистами?
Гуманистами называли
мыслителей эпохи
Возрождения за их
интерес к человеку,
веру в его
возможности и
дарования.
Уважая и ценя каждого
человека как самого
себя, невозможно
причинять зло
другим.
Истинный гуманизм
предполагает
ответственность
человека за свои
деяния.

1. Гуманизм – уважение и любовь к людям
Определенная система
взглядов, при которой
ответственность за
будущее лежит на
каждом…
Принцип
поведения: уважая
себя, цени других.
определенная
система взглядов,
для которой
высшей
ценностью
признается
человек, его
свободы и права
Что такое
гуманизм?
принцип поведения, которому
человек следует в своей
деятельности
исторически
развивающаяся система
воззрений, признающая
ценность человека, его
право на свободу, счастье,
развитие и проявление
своих способностей,
считающая благо человека
критерием оценки
справедливости общества.

принцип
поведения,
которому человек
следует в своей
деятельности
Пункт
Пунктплана
плана4
Пункт
Пунктплана
плана5
система взглядов,
признающих
ценность
человека, его
жизни, свободы и
права

Жил на свете человек
/учебник, стр. 101/
Корней Иванович
Чуковский (наст. имя -
Николай Васильевич
Корнейчуко́в), (1882-1969) русский советский поэт,
публицист, литературный
критик, переводчик и
литературовед, детский
писатель, журналист. Отец
писателей Николая
Корнеевича Чуковского и
Лидии Корнеевны
Чуковской.
В чём гуманистический характер авторской деятельности и
жизненной позиции К.И. Чуковского?
Как автор помогал людям постигать мир?
Почему, по мнению писателя, ему выпала счастливая
старость?

На какие периоды делится
человеческая жизнь?

2. Прояви внимание к старикам
/учебник, стр. 102-103/
Благополучная старость
зависит не только от
самого человека.
Чтобы старики не
чувствовали себя
ненужными и
одинокими, им нужно
помогать, проявлять
знаки внимания,
заботиться о них.
Общение старых людей с
молодыми,
взаимопонимание и
сочувствие
продлевают старикам
жизнь и
поддерживают их
хорошее
самочувствие.

Не забывайте Матерей!
Они печалятся в разлуке.
И ет для них страшнее скуки –
Молчанье собственных детей.
Не забывайте Матерей!
Они ни в чём не виноваты.
Как прежде их сердца объяты
Тревогой за своих детей.
Пишите письма Матерям!
Звоните им по телефону!
Они так радуются вам.
Любому вашему поклону.
Не забывайте Матерей!
Ведь для молчанья нет причины.
И глубже с каждым днём морщины
От равнодушия детей.
Средь суеты и праздных дней
Услышьте, Господа и Дамы:
Болит душа у вашей Мамы.
Не забывайте Матерей!
Пишите письма Матерям!
Звоните им по телефону!
Они так радуются вам.
Любому вашему поклону.

Картинная галерея
В. М. Максимов
«Всё в прошлом»
Что бы вы
изменили в
сюжете
картины, если
бы это были
ваши близкие?
Почему художник так назвал картину?
Можно ли старость этих людей назвать
радостной, счастливой?

Пункт плана 2
Пункт плана 3
Пункт плана 4
Пункт плана 5
1.Каким образом Вы
помогаете своим
престарелым
родственникам?
2. О чём с ними
разговариваете?
3. О чём узнали и чему
научились у них?
4. Какой опыт хотели
бы перенять?

Почтенный возраст
Попробуй представить:
- сколько сделали за свою жизнь
наши старики (работали, растили
детей, внуков, пережили войну);
- Сколько вложили в своих детей,
Чтобы выросли они
образованными, умными,
достойными людьми!
Они проявили заботу о вас,
поделитесь вниманием и
заботой с ними!
С заботы о других начинается
нравственная активность
личности. У каждого человека
должная быть потребность в
хороших поступках. Тогда
уважение к отдельному
человеку перерастает в
человечность, становится не
только нормой, но и правилом
поведения.
Будь достойным гражданином
России!

Этим уроком мы завершаем курс «Обществознания» 6 класса. В ходе урока мы поговорим о том, что такое гуманизм, какие ценности являются гуманистическими. Также мы рассмотрим вопрос, какое общество можно считать гуманным, что принято в данном обществе. На конкретных исторических примерах мы рассмотрим, как можно пользоваться гуманистическими идеалами в своей жизни.

Тема: Добродетели

Слово «гуманизм» имеет в своём составе корень homo, что в переводе с латинского означает «человек». Слово это не русского происхождения, но, вместе с тем, мы с вами прекрасно понимаем, что, если мы говорим о человечности, значит, предполагаем какой-то набор чувств, качеств и реакций человека на ту или иную ситуацию. Вы человечны тогда, когда вы относитесь к этой ситуации с точки зрения добра, справедливости и не поддаётесь чувствам обратным. Гуманный человек не пытается кого-то обидеть или ущемить своё или чужое человеческое достоинство, потому что если ситуация складывается так, что вы кого-то обидели, значит, вы поступили негуманно.

Таким образом, гуманизм – это мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей. Всё то, что гарантирует нашу с вами свободу, наши права, можно считать гуманным или гуманистичным. Понятно, что в данном случае сложно дать чёткое и жесткое определение, потому что человеческие ценности постоянно меняются. То, что было нормальным и принятым 200-300 лет назад, сейчас может быть уже анахронизмом, который подчас может уже мешать человеку и быть антигуманным. Но если какие-то ценности отвечают нынешним воззрениям человека на окружающий мир, если эти ценности помогают человеческой жизни, помогают сохранить общественную организацию и индивидуальный подход к каждому человеку, то, конечно, это ценности гуманистические.

Гуманизм в чём-то схож с понятиями морали и нравственности, они частично совмещены между собой, потому что золотое правило морали отвечает меркам гуманного общества. Гуманное общество – это общество, которое ценит личность человека. Это общество, которое заботится о тех людях, которым нужна помощь, причём заботится искренне, а не в качестве подачки. Помощь в нашем обществе нужна, прежде всего, пожилым людям, так как они прожили большую часть своей жизни, физически и морально утомлены. Таким людям необходимы забота и внимание со стороны окружающих. Если вы улыбаетесь людям старшего возраста, если вы относитесь к ним с заботой и пониманием, помогаете им элементарными вещами, тем самым вы просто продлеваете им жизнь. Вы делаете их более здоровыми, в том числе, и физически. Это и есть гуманное отношение к людям.

Рис. 3. Пожилые люди нуждаются в нашей опеке ()

Также наша помощь нужна людям с ослабленным здоровьем, в том числе иногда наше гуманное отношение может проявляться в том, чтобы не относиться к людям с ограниченными возможностями, как к инвалидам. Вообще слово «инвалид» носит негативную окраску и может сильно ранить окружающих, мы словно заявляем таким образом, что этот человек ущербный. Большинство людей с ограниченными возможностями борются против мнения общественности, что они ущербны. Они тоже могут жить, пускай и частично, нормальной человеческой жизнью, именно на этом и необходимо сконцентрироваться.

Гуманизм, конечно же, не появился сейчас, это не изобретение 20 или 21 века. Люди достаточно давно задумались над природой человечности, человеческого отношения к самому себе и окружающим. Много философов и учёных создавали свои советы и концепции того, как должен вести себя человек. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой выдвинул целую концепцию непротивления злу насилием. Это некий символ гуманизма, потому что, если человек не отвечает на зло злом, то, возможно, следующего проявления зла просто не случится. Невозможно бесконечно обижать человека, который тебе не сопротивляется, который не хочет причинять тебе зла. Такая кажущаяся слабость на самом деле является выдающейся силой, силой человека.

Конечно, вы можете возразить, что такого не может быть. Ведь если меня бьют, обижают, оскорбляют, я должен защищать себя, а не молча терпеть насилие. В конце концов, это библейская истина: око за око, зуб за зуб. Но не всегда это оказывается абсолютной истиной. Чтобы убедить вас, достаточно привести в пример такого человека как Махатма Ганди. Это лидер движения несотрудничества с английскими колониальными войсками и английской администрации в Индии. Махатма Ганди смог без какого-либо вооруженного восстания, без крови и побоищ, по сути, выдавить англичан из Индии. После этого Индия стала суверенным государством. Это был величайший гуманист 20 века, который своей жизнью доказал, что непротивление злу насилием работает.

Также нельзя не упомянуть в нашем разговоре имя такого великого английского гуманиста как Томас Мор. В 1515-1516 годах Томас Мор написал своё самое знаменитое сочинение – “Утопия”. Со временем само слово “утопия” стало нарицательным и превратилось в обозначение чего-то прекрасного, но совершенно нереального. Томас Мор действительно описал идеальное уникальное государство, все граждане которого свободны. Жители Утопии сами выбирали себе правителей и чиновников. Там не было никаких налогов, не было денег и частной собственности, не было даже тяжёлого физического труда. Все граждане Утопии трудились всего по нескольку часов в день, а затем наслаждались изучением наук и искусств. Мор не просто проповедовал гуманизм, он действительно был высокогуманным моральным человеком, готовым до конца отстаивать свои убеждения.

Гуманизм – это величайшая концепция. Наше человеческое отношение друг к другу – неизбежное следствие развития цивилизации. Если мы хотим оставаться людьми, мы должны становиться людьми. Мы должны относиться к окружающим так, как хотели бы, чтоб они относились к нам.

Наверняка сейчас вы знаете США как демократическую страну с развитой общественной системой, которая борется за права человека. В этой стране есть место независимому общественному мнению. Сейчас в США президентом является афроамериканец Барак Обама.

Но ещё каких-то 60 лет назад Соединённые Штаты Америки были совершенно другими. Да, на территории США действовала та же самая Конституция 1787 года, которая гарантировала права и свободы американцам. Но вместе с тем на территории США существовало такое явление как сегрегация , или расовое разделение. В середине 19 века после Гражданской войны в США рабство было отменено, и американцы очень гордились тем, что смогли сами преодолеть такой позорный пережиток прошлого. Но они не избавились от того, что отношение белокожих людей к афроамериканцам было уничижительным. Белые люди – янки-были основой американского общества; все те, кто были людьми другого цвета кожи, прежде всего, афроамериканцы, оказались за бортом общественной жизни. Для них существовали специальные чёрные кварталы. Афроамериканцам нельзя было входить в бары или какие-то общественные заведения для белых людей, даже в общественный транспорт, который перевозил белых. Ни в коем случае неграм нельзя было учиться в тех учебных заведениях, где обучались белые дети и юноши. В высшие учебные заведения доступ неграм был практически закрыт.

Понятно, что демократия в рамках такого общества существовать не могла, это абсурд. Если одна часть населения государства по факту угнетена, о демократии речи идти не может. В это время в США появился совершенно потрясающий человек, гуманист, который также своей жизнью доказал, что нельзя сопротивляться злу насилием, а нужно бороться со злом согласно человеческим принципам. Этого человека звали доктор Мартин Лютер Кинг. Кинг был священником-баптистом, это была очень популярная религиозная секта в США, особенно среди афроамериканцев. Прежде всего, этот человек был общественным деятелем. Он боролся за то, чтобы права афроамериканцев были приравнены к правам белого населения. Наиболее известна знаменитая речь Мартина Лютера Кинга, которую он прочитал перед огромной аудиторией (около 300 тысяч американцев слушали его в тот момент). Эта речь носила название “I have a dream”, Мартин Лютер Кинг сказал о том, что люди должны жить в мире и согласии. Все свои конфликты люди должны решать с помощью слов, а не физической силы. Но самое главное, о чём мечтал Кинг, - это отсутствие различий между американцами по цвету кожи, по разрезу глаз, по языку и другим расовым и национальным признакам.

Доктор Мартин Лютер Кинг получил Нобелевскую премию мира в 1964 году. Настолько высоко мир оценил деятельность человека, который пытался изменить не самую благоприятную на тот момент для жизни страну. В конечном итоге в 1968 году Кинг был убит, застрелен одним из людей, которые были ярыми фанатами сегрегации. Но его смерть не была напрасной, она явилась символом отмены сегрегации. Действительно вскоре США избавились от этой позорной общественной системы. Сейчас в Америке стыдно называть человека негром. Это считается оскорблением, вежливым считается слово «афроамериканец». Все люди вне зависимости от цвета кожи равны, и в этом высшая сущность гуманизма.

1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

2. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с.

3. Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание 6 класс, 2007.

4. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс. - Дрофа, 2013.

1. Российское гуманистическое общество ().

2. Мораль и общество. Социальная этика ().

3. Расовая сегрегация в Америке. История одной победы ().

1. Выполни задание «Проверь себя» на странице 212. Учебник: Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

2. Как вы понимаете выражение «гуманное общество»? Какими принципами оно руководствуется?

3.* Наверняка вы встречали в своей жизни гуманных, вызывающих восхищение людей. Напишите сочинение на тему «Мой герой».

Лучшие статьи по теме