Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • Произношение
  • Почему в больших городах формируется особый. Почему большие города растут, а маленькие худеют

Почему в больших городах формируется особый. Почему большие города растут, а маленькие худеют

Подробное решение параграф § 22 по географии для учащихся 8 класса, авторов В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе 2014

вопросы и задания

1. Определите температуры и влажность воздуха в различных частях вашего города (в жилых и промышленных районах, в районах автомагистралей и местах отдыха) в одно и то же время. Какие закономерности вы сможете установить?

Особый микроклимат существует в городах. Город состоит из искусственной и твердой поверхности: асфальт, бетон, кирпич, камень, стекло, которые не могут впитывать атмосферную влагу, и все выпадающие осадки удаляются через стоки, что приводит к иссушению не только самой поверхности, но и воздуха города. Сухость городской атмосферы подтверждается более низкой (абсолютной и относительной) влажностью и очень редкими туманами в больших городах. В городе всегда теплее по сравнению с пригородом в любое время года. Причина тому - выброс в атмосферу большого количества тепла: отопительные системы, промышленные и бытовые предприятия, прогреваемые здания, асфальт улиц и, конечно, автотранспорт.

2. На основе сравнения климатической карты и карты транспорта сделайте вывод о влиянии климатических условий на особенности развития сети железнодорожного и автомобильного транспорта.

Климат влияет на развитие транспортной сети в целом. В благоприятных климатических условиях европейской части страны развиты все виды транспорта и транспортная сеть густая. В Азиатской части с суровым климатом транспортная сеть плохо развита. Автомобильный транспорт в большей степени зависит от погодных условий. Поэтому сеть автодорог в неблагоприятных условиях редкая. Железнодорожный транспорт при длительных переездах в восточной части страны намного надежнее.

3. Какие неблагоприятные климатические условия встречаются в вашей местности?

Наиболее распространенными неблагоприятными климатическими условиями на территории России являются заморозки, засухи, ливни, сильные морозы.

ИТОГОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

1. Перечислите все климатообразующие факторы, под влиянием которых формируется климат нашей страны. Какие выводы о единстве её природы можно сделать из этого перечня?

На формирование климата любой территории оказывают влияние следующие факторы: 1) географическая широта, 2) солнечная радиация, 3) циркуляция воздушных масс, 4) подстилающая поверхность, 5) рельеф (высота местности над уровнем моря, направление горных хребтов), 6) близость морей и океанов, 7) морские течения, 8) антропогенные воздействия. Все эти климатообразующие факторы действуют и на территории нашей страны, формируя своеобразные климатические условия того или иного места (региона). Это все говорит о том, что природные условия территории зависят от совокупности природных компонентов. Именно их взаимодействие определяет облик территории.

2. Назовите основные показатели, определяющие особенности климата данной территории.

Основными климатическими показателями являются: количество тепла, количество осадков и распределение их по сезонам года, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Влияние географической широты на климат. Большая протяжённость России с севера на юг определяет разное количество солнечного тепла, получаемое той или иной территорией.

3. В каких климатических поясах располагается наша страна? Чем отличаются климатические условия каждого из них?

Территория России расположена в арктическом, субарктическом, умеренном, субтропическом климатических поясах.

Арктический климат характерен для островов Северного Ледовитого океана и его сибирских побережий. Здесь поверхность получает очень мало солнечного тепла. В течение всего года господствуют холодный арктический воздух, антициклоны. Суровость климата усиливается из-за длинной полярной ночи, когда на поверхность не поступает солнечной радиации. В этом климате практически два сезона года: долгая холодная зима и короткое прохладное лето. Средние температуры января -24-30°С. Летние температуры низкие: +2-5°С. Количество осадков ограничивается 200-300 мм в год.

Субарктический климат характерен для территорий, расположенных за Полярным кругом на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах. Зимы долгие и суровые, причём суровость климата нарастает при движении с запада на восток. Лето короткое и довольно холодное (средние температуры июля от +4 до +12 °С). Годовая сумма осадков 200-400 мм, но из-за малых величин испарения увлажнение избыточное.

Умеренный климатический пояс - самый большой по площади климатический пояс России. Для него характерны существенные различия в температуре и увлажнении по мере движения с запада на восток и с севера на юг.

Умеренно континентальный климат господствует в европейской части России. Его основные признаки: тёплое лето (температура июля +12-24 °С), морозная зима (средние температуры января от -4 до -20 °С), годовое количество осадков более 800 мм на западе и до 500 мм в центре Русской равнины.

Континентальный климат умеренного пояса характерен для Западной Сибири. Осадков здесь выпадает 600 мм в год на севере и менее 200 мм - на юге. Лето тёплое, на юге даже знойное (средние температуры июля от +15 до +26 °С). Зима сурова по сравнению с умеренно континентальным климатом, средние температуры января составляют от -15 до -25 °С.

Резко континентальный климат умеренного пояса распространён в Восточной Сибири. Этот климат отличается постоянным господством континентального воздуха умеренных широт. Здесь большие амплитуды (перепады) температур воздуха, тёплое и жаркое лето и морозная малоснежная зима. Малоснежность при сильных морозах (средняя температура января от -25 до -45 °С) обеспечивает глубокое промерзание почв и грунтов, а это в условиях умеренных широт вызывает сохранение многолетней мерзлоты. Лето солнечное и тёплое (средние температуры июля от +16 до +20 °С). Годовое количество осадков менее 500 мм. Коэффициент увлажнения близок к единице.

Муссонный климат умеренного пояса типичен для южных районов Дальнего Востока. Средние температуры января здесь от -15 до -30 °С; летом, в июле, от +10 до +20 °С. Осадки (до 600-800 мм в год) выпадают преимущественно летом. Если таяние снега в горах совпадает с обильными дождями, происходят наводнения.

4. С помощью каких источников информации можно составить характеристику климата любой территории?

Характеристику климата любой территории можно ставить в с помощью климатических карт, которые отражают годовой ход температур, среднегодовое количество осадков и их распределение, физических карт, карты климатических поясов. Характеристику климата можно составить так же из личных наблюдений, прогнозов погоды.

5. Укажите основные различия континентального и морского климата в пределах умеренного климатического пояса, объясните причины этих отличий, укажите, для каких территорий России типичен такой климат.

Морской - этот климат формируется над океанами и охватывает прибрежные территории суши. Зимы здесь мягкие, лето - нежаркое, много осадков и повышенная влажность. Двигаясь над сушей вглубь материка, морские воздушные массы трансформируются – теряют влагу и прогреваются. Поэтому во внутренних районах континентальный климат характеризуется недостаточным увлажнением, жарким летом и суровой морозной зимой. Резко континентальный климат умеренного пояса распространён в Восточной Сибири. Морской климат характерен для западных побережий. В России морской климат умеренных широт характерен для Калининградской области.

6. Какие климатические условия установились бы в средней полосе Русской равнины, если бы вдоль побережий северных морей располагались горы?

Расположение вдоль побережья северных морей гор сделало бы климат средней полосы России еще более сухим, но более теплым, поскольку холодные воздушные массы с Северного Ледовитого океана не будут проникать вглубь материка.

7. Дайте характеристику погод в азиатской части России зимой при прохождении антициклона.

При прохождении антициклона зимой над азиатской частью России наблюдается ясная, безоблачная и очень морозная погода в центральных частях страны и Дальнем Востоке. Температуры могут опускаться до -250С в районах с континентальным климатом, и до -450С в условиях резко-континентального климата.

8. Какие неблагоприятные явления связаны с климатом? Укажите их причины, назовите районы распространения, расскажите о влиянии на жизнь и деятельность человека.

К неблагоприятным климатическим явлениям относятся засухи, суховеи, заморозки, сильные ливни, сильные морозы, ураганы и пыльные бури. Причиной их являются отсутствие или обилие атмосферных осадков, резкие перепады давления, быстрые смены температур или собственно суровые климатические условия.

Засухи возникают при длительных высоких температурах и отсутствием или малым количеством осадков. Наиболее подвержены засухам степная и лесостепная полосы. Засухи часто сопровождаются суховеями - ветром свыше 5 м/с с высокой температурой и очень низкой относительной влажностью. Суховеи часто возникают в Прикаспии, на Северном Кавказе, а в последние годы отмечаются даже и в центре европейской части России. И засухи, и суховеи значительно снижают урожайность (до 50%), ухудшают качества почвы.

Пыльные бури - сильные и продолжительные ветры, выдувающие верхний слой почвы, также наносят большой вред сельскому хозяйству. Это типичное явление в распаханных степях. Часто из-за пыльных бурь приходится вновь засевать поля. Огромный вред и сельскому хозяйству, и промышленности, и транспорту причиняют ураганы - ветры, достигающие огромной скорости (более 30 м/с). Ураган обладает колоссальной разрушительной силой: выворачивает деревья и телеграфные столбы. Причина образования ураганов в европейской части России - прохождение циклонов с очень низким давлением в центре.

Сильные морозы приводят к гибели озимых культур на больших площадях, вымерзанию плодовых деревьев и кустарников.

Опасны для земледелия и поздние весенние и ранние осенние заморозки.

Много неприятностей работникам сельского хозяйства и транспортникам доставляют град и гололед. Связаны эти явления с резким похолоданием. На плодородных степях Предкавказья создана специальная противоградовая служба, задача которой следить за градоопасными облаками и вовремя уничтожать их.

Для того чтобы предотвратить негативные последствия названных неблагоприятных климатических явлений, необходимо составлять прогноз погоды, а также проводить специальные мероприятия (посадка лесных полос), использовать современные способы обработки почвы и т. д.

9. Что такое комфортность климата? Расскажите о наиболее благоприятных районах проживания населения.

Комфортность климатических условий определяется как набор условий, благоприятных для жизни и хозяйственной деятельности людей. Максимальный уровень комфортности климата в России наблюдается в ряде районов Северного Кавказа, несколько ниже он на остальном юге Европейской России, её западных границах и в приалтайских районах.

10. Докажите, что крупные города - это важный климатообразующий фактор.

Независимо от своего географического положения любой крупный город - это важный климатообразующий фактор. Городская среда влияет на формирование свойств приземных слоёв воздуха. Промышленные предприятия, транспорт и жилые кварталы выделяют тепло, повышающее температуру воздуха. Городская среда способствует сильному нагреву больших масс воздуха при соответствующих погодных условиях (безветрие, низкий расход тепла на испарение). Это формирует особую городскую циркуляцию воздуха и тепловой колпак, усиливающий загрязнение атмосферы города.

Город активно обменивается веществами и энергией с окружающей средой. Потребляя огромное количество энергии и сырья, город перерабатывает их, выделяя в атмосферу огромное количество отходов. Взвешенные в воздухе частицы служат ядрами конденсации воды, поэтому над городами небо часто прикрыто облаками, чаще выпадают осадки. По мере того как растительность в городе замещается мостовыми и зданиями, изменяется перераспределение выпавшей дождевой воды. В естественных условиях часть воды поглощается почвой и испаряется постепенно. В городах вода стекает в коллекторы и меньше испаряется. Когда на испарение идёт меньше воды, относительная влажность воздуха падает, а температура повышается.

11. Вы уже знаете о существовании западного переноса, т. е. об устойчивом переносе воздушных масс из Западной Европы на территорию нашей страны. На климат эти воздушные массы оказывают смягчающее влияние. Подумайте, какие экологические последствия может иметь такое перемещение воздушных масс?

Загрязнение атмосферы не имеет государственных границ. Выбросы, попавшие в атмосферу в одной стране, могут стать причиной кислотных дождей на территории за тысячи километров. В результате действия западного переноса воздушных масс, все загрязнения атмосферы из Западной Европы попадают на территорию России. На территории нашей страны в зоне действия западного переноса происходит тоже самое. Если промышленное предприятие будет построено на восточной окраине города, то все выбросы будут под действием западных ветров двигаться в город.

Особенности погоды отдельных районов, для характеристики которых достаточно наблюдений одной метеорологической станции, называются местным климатом.

Местный климат определяется воздушными течениями атмосферы; на него влияют особенности рельефа территории и характера поверхности (бризы, горно-долинные ветры); он может определяться местным воздействием земной поверхности на атмосферные течения (фен, бора); он формируется также в результате деятельности человека (климаты городов).

У берегов морей и больших озер существуют ветры, которые меняют свое направление в течение суток. Это бризы. Днем морской бриз дует с моря на берег, ночью береговой – с берега на море. Днем суша прогревается больше, чем вода, и воздух над ней теплее и легче. Холодный, тяжелый воздух с моря начинает вытеснять менее плотный воздух над сушей, и начинается дневная жара. В ночные же часы быстрее охлаждается поверхность суши. Воздух над ней, остывая, начинает выталкивать воздух над водой. Образуется ночной бриз.

В теплое время года бриз захватывает слой воздуха до 1 км. Почувствовать его можно, побывав на берегах Черного, Азовского, Каспийского морей яла острова Куба, как, впрочем, и на берегах других морей низких широт. Дневной бриз, дующий с моря, приносит прохладу на сильно прогретую сушу и увеличивает влажность. В Мадраса (Индия) морской бриз понижает температуру воздуха на 2 – 8 С и повышает влажность на 10 – 20%, а в Западной Африка бриз снижает температуру даже на 10 С.

Горно-долинные ветры

Похожие суточные изменения ветра часто бывают и в горах. В дневные часы он дует вверх от долины к горным склонам. Ночью направление ветра изменяется, и воздух уже стремится вниз – по горным склонам к долине.

Причина горно-долинных ветров та же, что и бризов. Днем теплый воздух над сильно нагретыми склонами начинает подниматься, увлекая за собой долинный. А ночью наоборот – склоны охлаждаются, и холодный воздух около них начинает стекать вниз.

Горно-долинные ветры хорошо заметны летом в Альпах, на Кавказе и Памире, в других горных районах низких широт. Скорость ветра может достигать 10 м/с.

В горах часто наблюдаются "фены" – теплые, сухие, порывистые ветры, дующие временами с гор в долины (в Америке такой ветер называется "чинук"). Они повышают температуру воздуха в горных долинах и способны сильно иссушить почву и растения.

В мае 1935 года в северных предгорьях Кавказа южный фен с Армянского нагорья повысил температуру воздуха в Нальчике до +32 С. В США, в штате Монтана температура в декабре однажды поднялась с - 40 до + 4.

Интенсивный и продолжительный фен приводит к сильному таянию (даже испарению) снега, повышает уровень воды в реках и может быть причиной наводнений.

Фены – частое явление в Альпах и на Кавказе, стеной обрушиваются на Южное побережье Крыма, встречаются и в горах Алтая, Средней Азии Якутии и на западе Гренландии.

В некоторых районах, где невысокие горные хребты подходят к морскому побережью, сильный холодный ветер – бора – порою достигает ураганной силы, а его скорость – 20 м/с. Обрушиваясь на побережье через невысокие горные перевалы, он вызывает сильное волнение на море и способен понизить температуру воздуха на 20 С. Бора наблюдается на Черном море в районе Новороссийска, на Новой Земле (причем скорость ветра тут может достигать 70 – 80 м/с), на Адриатическом побережье Югославии. В некоторых районах такие ветры имеют местные названия: норд – в районе Баку, мистраль – на средиземноморском побережье Франции, сарма – на Байкале.

Город – остров тепла

В пределах больших городов формируются особые местные климатические условия. Связано это с тем, что территория города всегда прогревается больше его окрестностей. И потому принято говорить, что город – это остров тепла. Так, в Лондоне среднегодовая температура воздуха равна + 12,5 С, а в сельской местности – +9,5 С. На окраине города возникает местный атмосферный фронт с сильными ветрами.

Интересно, что в городах тоже есть бриз, который называют "городским". Появляется он в тихую и жаркую погоду, когда более холодный ветер из пригорода дует вдоль улиц в сторону центра города.

К особенностям климата крупных городов относят смог – скопление ядовитого дыма и газа вблизи земной поверхности. Смог висит над городом грязным туманным облаком, принося болезни и даже смерть.

«Февральская серия семинаров, которую проводит Лаборатория теории рынков и пространственной экономики, соберет очень опытных специалистов для глубокого обсуждения узкой тематики вопросов. Такого рода встречи очень продуктивны. В отличие от больших конгрессов, где выделяется не более 20 минут каждому докладчику, на workshop есть возможность сделать подробные часовые доклады, и темы подобраны более узко -- для людей, ведущих изыскания в близких областях науки, поэтому общение глубже.

Вопросы теории, которые планируется обсудить -- касаются международной торговли и агломераций. Например, почему экономическая активность концентрируется в тех или иных регионах, городах, странах? Как это происходит? Основная рабочая идея состоит в том, что агломерационный эффект связан с «возрастающей отдачей от масштаба». В частности, фиксированные вложения на создание и поддержание компании, окупаются от тиражирования, на большом рынке лучше, чем на малом. Фирмы охотнее образуются в крупных городах, создают рабочие места, туда едут желающие наниматься, город растет, и далее в том же духе. Спрос и предложение едут к спросу. Кроме того, фирмы нужны друг другу, оказывают положительные экстерналии, поэтому они скапливаются рядом друг с другом. Так возникают агломерационные, центростремительные, силы. Но если бы им не противостояли некоторые центробежные, то в каждой стране остался бы только один город. В реальности же часто приблизительная закономерность такова: 1 крупнейший город, 2 вдвое меньших, 4 вчетверо меньших и т.д., это называют «законом Ципфа» (в России, правда, город второго уровня только Петербург, а города третьего -- Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород – заметно меньше). Почему так? Почему все еще растут большие города, а малые города худеют? Кстати, такое положение вещей характерно как для нашей страны, так и для других государств.

Скажем, в России города «милионники» и более крупные – растут, города с полумиллионным населением застыли по величине, а небольшие городки худеют. Так происходит и в странах похожих на нашу. Но вот в Бельгии, Голландии -- агломерационный процесс разворачивается по-другому. Подобная страна настолько густонаселенная, и транспортная сеть так развита, что можно считать ее одним рынком, одним городом. В 16-миллионной Голландии, занимающей места меньше Ленинградской области -- городам нет нужды укрупняться, заселение сплошное. Вся ее территория является рынком сбыта любой компании. Это уже другой паттерн аггломерации.

Россия пока идет по пути роста городов, континентальный Китай тоже. А вот его прибрежная часть развивается как зона густого заселения. Наша задача -- развитие теории экономической географии и попытка примерить ее к практике, а нынешнее собрание затронет несколько специальных вопросов.

Перечисляя по персоналиям, скажем, Сергей Афонцев будет говорить об эффектах от снятия торговых барьеров в рамках торговых союзов. Он ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и (МЭ и МО РАН), специалист по торговым союзам и торговой политике. Не так давно газеты рапортовали о троекратном?? росте торговли между Белоруссией и Россией, но если из этой гигантской цифры вычесть изменение газовой политики и других схожих факторов, то чистые показатели не будут выглядеть столь значительно. И Сергей Афонцев -- один из немногих специалистов, который с цифрами в руках способен компетентно выделить с помощью эконометрической техники эффекты от снижения торговых барьеров на общий объем торговли и на отдельные отрасли.

В схожей тематике работает профессор РЭШ Наталья Волчкова. Возможно, она разовьет тему, которую докладывала нам в прошлый раз. Это эконометрические оценки того, насколько существенен среди торговых барьеров визовый режим. Сама виза недорогая, но режим усложняет сопровождение товара за рубежом. Оказалось, что визовый режим способен на несколько процентов снизить объем торговли между странами. Сотрудница Волчковой -- Наталья Турдыева из ЦЭФИР -- на прошлом докладе в Лаборатории представляла модификации «счетной модели общего экономического равновесия» (computable general equilibrium). Подобные модели, создаваемые и совмещаемые с реальной цифрой не за один год, существуют в США, Австралии и Европе. Они служат для оценки последствий крупных правительственных решений, например вступления в ВТО, или отказу Германии от атомной электроэнергии. Более плавные изменения прогнозисты прогнозируют, как правило, методом экстраполяции: что растет, тому предсказывают рост, а с крупными сдвигами так нельзя, и ничего кроме CGE я не предложу. Наталья работает по методологии «европейской» модели Тарра и Рутерфорда, по которой делались сценарные расчеты вступления в ВТО Украины, а затем России. На сегодня Наталья Турдыева является ключевым специалистом в России по CGE и расскажет, как работает много-региональная версия такой модели. Из эмпириков, к нам приедут наши давние украинские коллеги Александр Шепотила и Владимир Вахитов, которые оценивали вступление в ВТО Украины, и сегодня работают над оценкой эффектов внешней торговли и межрегиональных связей в Украине.

В теоретическом блоке докладов, Кристиан Бехренс расскажет про свою с соавторами модель урбанизации: как в стране возникает система городов, скажем, упомянутый выше закон Ципфа, и что сдерживает агломерацию. Как мы говорили, чрезмерному скоплению людей и экономической активности, переполнению городов -- противостоят некие дисперсионные силы. Это прежде всего дороговизна земли (поэтому, зданий) и перегрузка транспортной сети – они чувствуются в Петербурге и очень сильно чувствуются в Москве. Поэтому те отрасли, которые не очень чувствительны к силам «притяжения» -- выносятся из города. На сегодня большая часть промышленных отраслей уже давно располагается в пригороде, за городом. Держать материальное производство в городе нецелесообразно, и города превратились в скопища офисов, медицины, образования, вообще превращаются в производителей исключительно информационного продукта.

Работа Беренса интересна тем, что он включил в рассмотрение все основные обсуждаемые элементы: цену земли, затраты транспорта в городе, экономическое равновесие между потребителями и фирмами, миграцию тех и других. Более того, он сумел калибровать все важные закономерности и факторы, как агломерирующие, так и дисперсирующие. Это означает по реальным данным оценить силу закономерностей -- это ново в теории городской агломерации. И в теории общего равновесия на уровне регионов мы тоже рано или поздно доживем до калибруемости, оценим, насколько сильны закономерности. Это интеллектуальный вызов для экономистов -- научиться делать количественный прогноз. Скажем – предсказать, будут ли дальше расти население России двигаться из-за Урала в Европейскую часть, или остановится.

В этой области Татьяна Михайлова рассказывала нам об экономической истории России и детерминантах размещения населения. Теперь она расскажет о новом исследовании, заказанном «РЖД», об эмпирической оценке узких мест железных дорог России, и о том, насколько расшивка узких мест способна благоприятствовать экономическому росту. Узкие места – это те узловые станции, на которых поток вагонов и товаров затормаживается. Также сейчас она занимается прогнозированием пассажирских пригородных перевозок в Москве, поскольку существует проект развития пригородных электричек, которые в достаточной мере может взять на себя пассажиропоток окраин.

Вера Иванова и Евгения Коломак представят свое эмпирическое исследование конвергенции российских регионов. Они исследуют вопрос: сближаются ли российские регионы по экономическим показателям, и какие факторы влияют на сближение? По факту, этот проект – эмпирическое обследование регионов с попыткой вычислить корреляции между показателями регионов и выявить факторы, влияющие на увеличение экономической активности, продуктивности регионов. В обобщенном смысле, все наши исследования служат попыткам долгосрочного прогнозирования. Хотелось бы понимать, как наша и мировая экономика будут развиваться в ближайшие 10, 20, 30 лет».

Подготовила Татьяна Чернова, Мария Жаркова. НИУ ВШЭ - СПб.

Почему в XX веке в России
создавались новые города

Г.М. ЛАППО
доктор геогр. наук
главный научный сотрудник
Института географии Российской академии наук

Из существовавших на момент переписи 2002 г. городов России 385, или 35,1%, получили городской статус до 1900 г. Таким образом, примерно 2/3 российских городов можно назвать новыми. Их численное преобладание побудило критиков недавнего прошлого поучать: «Вместо того чтобы создавать сотни новых городов, надо было развивать старые».
Для ответа на вопрос, нужны ли были новые города, необходим географический подход. Прежде всего требуется оценить процессы, происходившие в старых городах. Затем выявить развитие поселений, не имевших официального статуса города, но уже приобщившихся к выполнению городских функций. Часть их можно было считать истинными городами, как это и сделал В.П. Семенов-Тян-Шанский в своем труде «Город и деревня в Европейской России», часть – рассматривать в качестве «эмбрионов» будущих городов. Надо также выяснить, почему значительная часть старых городов в периоды экономических скачков XX в. в экономическом развитии практически не тронулась с места или двигалась крайне медленно. И наконец, рассмотреть причины возникновения новых городов.

Статья опубликована при поддержке Агентства недвижимости "Домус финанс". Компания предлагает проекты новостроек в Москве и Московской области, в том числе новостройки в Долгопрудном . Объемная база выгодных и интересных предложений, высокий профессионализм сотрудников, надежные партнеры – девелоперы, крупнейшие банки и страховые компании – все это слагаемые успеха Агентства на рынке недвижимости. Ознакомиться с базой предложений, информацией об услугах, предлагаемых "Домус финанс", и ценами на них можно на сайте domus-finance.ru.

Что происходило со старыми
городами России в XX столетии?

По данным Всероссийской переписи населения 1897 г., урбанистическая структура в пределах нынешней РФ выглядела следующим образом (табл. на с. 6).

Распределение городов России в 1897 г.
по административному статусу и людности

Административный
ранг
Людность, тыс. чел.
до 2 2–5 5–10 10–20 20–50 50–100 100–200 св. 1 000 всего
Губернские и областные 1 2 4 20 14 4 2 47
Уездные 20 110 99 63 27 2 1 332
Безуездные 2 2 3 3 1 11
Заштатные 19 10 6 3 38
Всего 50 123 110 73 47 17 5 2 428

Очевидно, что для огромной России 428 городов было явно недостаточно, и к XX в. страна подошла с большим дефицитом городов. Резко преобладали малые и очень малые города. При использовании современных критериев получается, что в конце XIX в. только 24 города на территории нынешней РФ не были малыми. Города, которые сейчас статистикой относятся к малым, составили 94,4% общего числа городов, причем 173 города насчитывали менее 5 тыс. жителей. Своей малолюдностью они отражали более чем ограниченные возможности перемен к лучшему и в дальнейшем оказались невостребованными.
А если руководствоваться классификацией городов, предложенной сто лет назад В.П. Семеновым-Тян-Шанским: до 5 тыс. жителей - городок; 5-10 тыс. - малый город; 10-40 тыс. - средний город; 40-100 тыс. - большой город; свыше 100 тыс. жителей - крупный город, то и в этом случае на городки и малые города (их 283) приходилось 66,1% общего числа российских городов того времени.
А.И. Воейков, основываясь на мировой статистической практике, предлагал считать городами поселения, имеющие не менее 20 тыс. жителей. При таком подходе только 71 официальный российский город в конце XIX в. можно было признать городом по существу.
Описания множества городов в многотомном «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» (первые тома стали выходить на рубеже XIX и XX вв.) - поистине стенания по поводу их бедственного положения. Корректировка состава городов в первом десятилетии после революции отсекла часть худосочных городов, преобразовала их в села, и сделала городами поселения, заслужившие своей деятельностью и численностью населения городской статус. Еще летом 1917 г. распоряжением Временного правительства городами стали 41 поселение, среди которых были Орехово-Зуево, Нижний Тагил, Кимры, Котлас и др. Однако и после корректировки осталось немало городов с весьма ограниченными возможностями развития, что и зафиксировала Всесоюзная перепись населения 1926 г. Достаточно сказать, что 35% общего числа российских городов располагалось вне железных дорог, и это не могло не сдерживать их активизацию.
Сильное расслоение городов по предпосылкам социально-экономического роста предопределило и резкое расхождение их судеб в советское время. Те города, которые такие предпосылки имели, развивались, подчас совершив гигантский скачок (Челябинск, Красноярск, Тюмень, Курган, Череповец и многие другие).
Все бывшие губернские и областные города (за исключением Выборга, находившегося в 1918-1940 гг. в составе Финляндии, Тобольска и Буйнакска) стали крупными, крупнейшими и миллионерами, укрепив и расширив свою градообразующую базу.
Средние города, не являвшиеся крупными административными центрами (их было всего 4), стали крупными (Иваново, Таганрог) и миллионерами (Волгоград, Екатеринбург). Из 27 так называемых полусредних (термин, введенный Л.Л. Трубе) 3 развились в крупнейшие (Барнаул, Липецк, Тюмень), 2 - в крупные (Белгород, Брянск), 8 - в большие; перешли в средние 10 городов.
Из собственно малых (до 20 тыс. жителей) старых городов (в 1926 г. их было 334) 17 стали - большими, 29 - средними, 71 - полусредним.
В целом вовлечение старых городов в индустриальное и на его основе в комплексное развитие было достаточно широким. Но города с ограниченными возможностями существенно не изменились. И сейчас, уже после значительных сдвигов в территориальной структуре, вызванных железнодорожным строительством, 85 старых российских городов отстоят от железной дороги на расстоянии 20 и более километров, 49 из них удалены более чем на 50 км, а 19 - на 100 км и более.
Это не значит, что подобные города не были вовсе затронуты переменами. Просто вследствие заурядности положения они остались в роли местных центров, используют скромные ресурсы близлежащей округи и обслуживают нужды своих районов. Тем не менее всего лишь 14 городов за столетие сократили число жителей.

Молодые города - старые центры

Это многочисленная и разнообразная по генезису и функциям группа нынешних городов. Только с известной натяжкой большинство из них можно назвать новыми, то есть возникшими на чистом месте. И совсем неправомерно называть новыми города, получившие городской статус до 1926 г. Ибо за небольшим исключением это были истинные города, по своему потенциалу и числу жителей превосходившие подчас не только уездные, но и некоторые губернские города. Нижний Тагил, ставший городом в 1917 г., насчитывал в 1897 г. 30 тыс. жителей, в то время как центр Олонецкой губернии Петрозаводск - 12 тыс. Центры, получившие городской статус в первой четверти XX в., уже сделались к этому времени городами де-факто, теперь они стали городами и де-юре. Но это была лишь часть центров, которые в массовом количестве стали возникать в России начиная с эпохи Петра I. Остальные «эмбрионы» продолжали свое доразвитие и по мере созревания пополняли ряды официальных городов.

Первоначально полусельско-полугородские поселения, они в результате качественных перемен превратились в города. Десятки городов развились из поселений, возникших при железнодорожных, чугунолитейных, медеплавильных заводах Урала, Сибири, Центра .
В.Н. Татищев назвал поселения при них «горными городами». В официальных изданиях они именовались «заводами». По данным переписи 1897 г., среди поселений, насчитывавших свыше 2 тыс. жителей, числилось 105 «заводов», в том числе 85 - на Урале. В 20-х годах ХХ в. А.В. Луначарский предложил удачное название «город-завод» , которое и закрепилось в исторической и географической литературе.
Начали свою жизнь «городами-заводами» 87 современных городов России. И только 8 из них получили городской статус до XX в. Естественно, что самая большая группа сложилась на Урале (54 города). Екатеринбург, Пермь и Алапаевск стали городами в XVIII в. В XIX в. к ним присоединился Златоуст, в 1917-1926 гг. - еще 10 городов, в том числе Нижний Тагил, Ижевск, Невьянск, Миасс и др. Использование «заводов» как резерва урбанизации не прерывалось и в годы Великой Отечественной войны. Последним по времени образования стал Горнозаводск в Пермской области (1965 г.).
Многочисленны также города, развившиеся из фабричных сел , особенно характерных для Центра, и прежде всего для Московской, Ивановской и Владимирской областей. В XVIII и XIX вв. часть таких фабричных сел стали городами (во время административной реформы 1775-1785 гг. - Вязники, Кинешма, Егорьевск, Судогда и др.). Иваново-Вознесенск (ныне Иваново) в 1871 г. получил ранг безуездного города. Самый старый из этой плеяды - Шуя. Он возник из села, принадлежавшего князьям Шуйским, и в исторических актах уже в 1539 г. упоминается как город.

Среди современных городов России - 70 бывших фабричных сел, в Московской области - 28. Некоторые из них глубоко трансформировали функциональную структуру и покинули ряды текстильных городов, какими были при рождении. В других отрасль-родоначальник, ранее ведущая, сохранилась, но оттеснена на второй план (Раменское, Щелково, Балашиха, Реутов и др.).
Одной из линий саморазвития расселения явилось совершенствование иерархической системы центров обслуживания территории. С этим связано преобразование в города сельских райцентров . Подобная практика преобразования в города сел, которым поручались центральные (то есть по существу городские) функции, началась задолго до советского времени. В 1775-1785 гг. таким образом были учреждены 165 городов - уездных центров. В советские времена облеченные административной властью сельские поселения расширяли экономическую базу, увеличивали людность, приобретали городские черты в своем облике и коммунальном хозяйстве. Как правило, сперва они получали статус поселка городского типа, а затем, как бы пройдя «кандидатский стаж», становились городами. Это было выразительным проявлением (можно сказать, в чистом виде) «урбанизации по-деревенски», как удачно выразился известный демограф А.Г. Вишневский.
Города-заводы, бывшие фабричные и кустарные села, сельские райцентры, пристанционные поселки (о них скажем ниже) - наиболее массовые категории «эмбрионов», которые, последовательно развиваясь, пополняли ряды российских городов в XX в. По суммарной численности населения, по экономическому и культурному потенциалу они, конечно, значительно уступали старым городам, но не по числу. Следует отметить, что доля малых городов была среди них выше, чем среди старых городов.
«Эмбрионы» использовались в качестве резерва урбанизации и для решения отраслевых задач, когда их выбирали точками роста тех или иных производств, важных для всей страны и для обустройства территории, нуждавшейся в оснащении центрами обслуживания населения и хозяйства.

Активизация «эмбрионов» означала содействие естественному процессу саморазвития расселения, которое выражалось в постепенном вызревании городских поселений из сельских. Вложение средств в их развитие, также подвергнутое критике («развивали всё и вся»), было обусловлено не только чисто экономическими, но и социальными задачами, которые в отношении и малых старых городов, и «эмбрионов» надо считать приоритетными.

Причины создания новых городов
и их роль в развитии России

Использованием старых городов и формированием молодых городов на основе доразвития «эмбрионов» нельзя было решить задачи модернизации страны, и создание новых городов стало необходимостью.
Наглядно это проявилось при создании собственной сырьевой базы для развивающейся промышленности. Опора на собственные ресурсы в тогдашних условиях явилась непреложным фактом и не имела альтернативы. Лишь в редких случаях месторождения полезных ископаемых открывались вблизи существующих городов. Намного чаще это случалось в малоосвоенных районах, лишенных городов вообще. Вовлечение в использование ресурсов породило большое число сырьевых городов -добытчиков, в том числе в районах с экстремальными природными условиями, что удорожало освоение и обрекало создаваемые у месторождений города на монофункциональность.
Сырьевые города, будучи необходимыми в условиях советской индустриализации, отнюдь не выражали сырьевую ориентацию нашей экономики. Они образовали первичный слой центров, снабжавших сырьем и топливом ведущие отрасли, определявшие экономическое лицо страны. Среди сырьевых городов преобладали небольшие, большей частью узкоспециализированные центры. Однако наряду с ними сложились и весьма крупные центры комплексного развития. Их многофункциональная структура развилась на базе ведущих добывающих отраслей и включала связанные с ними подготовку кадров, науку и проектирование. Такие города - Новокузнецк, Альметьевск, Норильск, Ухта, Сургут, Новомосковск - явились ядрами важных промышленных районов.

Сырьевые города ознаменовали собой движение на Север и Восток, где их доля была выше, чем в староосвоенной части страны (Железногорск в Курской области, Губкин в Белгородской, угольные города Мосбасса и нефтяные - Поволжья). Критики считают, что не надо было идти на Север. Но они совершенно пренебрегают тем фактом, что Россия в постсоветское время выживает именно благодаря осуществленному ранее походу за ресурсами на Север и Восток.
По приблизительным подсчетам, среди городов России около 160-170 сырьевых центров. В них добывающая отрасль - угольная, горнорудная, нефте- и газодобывающая - ведущая, а во многих случаях, особенно в городах Севера, единственная.
Без малого три четверти общего числа сырьевых городов составляют новостройки. По специализации сырьевые города распределяются так:
города-шахтеры - 56 (новостроек - 32), в том числе малые - 38, средние - 15,
большие - 8;
горнодобывающие (добыча руд и нерудных ископаемых) - 63 (38), малые - 48,
средние - 12, большие - 3;
нефтеграды - 47 (41), малые - 27, средние - 13, большие - 7.
С созданием сырьевых городов связаны значительные издержки урбанизации, ее теневые стороны. Свидетельство этого - сложная экологическая ситуация: отвалы пустой породы, провалы грунта, вызванные подземными выработками, загрязненность водотоков шахтными водами и т.д. Для угольных городов характерна конгломеративность: даже небольшой город-шахтер состоит обычно из нескольких поселков. Распространена монофункциональность. Неясно будущее после того, как будут исчерпаны запасы разрабатываемых месторождений.
Если прибавить к центрам добычи полезных ископаемых еще центры лесной и деревоперерабатывающей промышленности, центры гидроэнергетики, то общее число городов, занятых добычей и отчасти переработкой природных ресурсов на месте их добычи, достигнет примерно 250-260, то есть составит почти четверть всех российских городов. Видимо, если бы наша страна могла шире использовать сырьевые ресурсы мира, не было бы необходимости создавать столь большое число сырьевых городов. Но в условиях международной изоляции это нужно было сделать. Без сырьевых городов не было бы и высокотехнологичных производств, которые обеспечили выполнение таких важнейших программ, как космическая, атомная, создание современного вооружения и прочее.

Возникновение и развитие городов
в результате формирования
общегосударственных систем
инфраструктуры

Для нашей страны транспортный каркас имеет особое значение. Магистрализация дорог способствовала преодолению пространственного трения, столь значительного при огромных пространствах. Для России - страны континентальной - первостепенную роль в осуществлении взаимодействия районов играют железные дороги. Их строительство, развернувшееся быстрыми темпами начиная со второй половины XIX в., коренным образом сказалось на урбанистической и территориально-урбанистической ситуации, по-иному расставило акценты урбанизации, повлияло на расслоение городов по предпосылкам развития.
Транспортные магистрали выступили осями урбанизации, создали благоприятные условия для линейностремительных тенденций в расселении. На магистралях возникли пристанционные поселки, постепенно становившиеся фокусами местных социально-экономических связей. Они перехватывали функции центров у старых городов, оказавшихся вне железной дороги, использовали возможности транзитных связей. Развитие пристанционных поселков, постепенно превращавшихся в города, - отклик территории и расселения на появление магистрали - оси развития.
Общее число городов, выросших из пристанционных поселков, достигает 170. Характерно, что почти все города этой категории получили официальный городской статус в XX в. (немногие - Армавир, Боготол, Любань - до революции). Об участии пристанционных городов в формировании сети центральных мест, облеченных административными функциями, свидетельствует то, что 135 городов, или 80% общего числа городов этой группы, возглавляют административные районы.

Вырастая в сельской местности, большей частью за пределами агломераций, пристанционные города формировались по образу и подобию сельских поселений. Для них характерны преобладание малоэтажной усадебной застройки, сады и огороды, хозяйственные строения для содержания домашнего скота.
В самых удачливых городах транспортная функция сыграла роль фундамента, на котором развилось сложное сочетание функций. Таковы Армавир, Минеральные Воды, Котлас, Рузаевка, Канаш, Свободный. На другом полюсе - узкоспециализированные малые города с предприятиями, обслуживающими железнодорожный транспорт. Среди них - Ожерелье, Бабушкин (бывший Мысовск), Микунь, Агрыз, Дно, Новосокольники.
Самый знаменитый город, рожденный железнодорожной стройкой - Новосибирск. Стадию «эмбриона» он прошел стремительно. Десять лет ему понадобилось, чтобы в 1903 г. получить статус города, и еще три десятилетия, чтобы опередить все города за Уралом по числу жителей.
Противоречивая загадочность в том, что остались средними, а то и малыми городами, крупные железнодорожные узлы - Бологое, Сухиничи, Рузаевка, Поворино, Лиски, Грязи, Котлас, Тында, заслужившая обязывающее имя столицы БАМа. Слишком много подобных случаев, чтобы считать их случайностью. Какая-то странная закономерность!
Единая энергетическая система (ЕЭС) - одно из важнейших достижений в совершенствовании территориального устройства страны. ЕЭС повышает эффективное использование вырабатываемой электроэнергии, обеспечивает рациональное маневрирование ее потоками в течение суток, что имеет большое экономическое значение для нашей страны, раскинувшейся на 11 часовых поясов, гарантирует надежность энергоснабжения всех районов.
В рамках ЕЭС сложилась плеяда городов-энергетиков - еще одного нового типа городов XX в. Они разделяются на три основных группы: города при тепловых электростанциях, работающих на угле, газе, торфе; при гидростанциях; при АЭС. Более свободно размещаются тепловые электростанции. Значительная их часть осела в уже существовавших городах, прежде всего в крупных центрах - потребителях электроэнергии. Другая - в районах добычи топлива. ГЭС и АЭС породили, как правило, новые города.
Выбор места для сооружения плотины определялся гидрологическими и геологическими условиями, и лишь в отдельных случаях оно оказывалось в черте существующих городов (Пермь, Иркутск, Рыбинск, Углич, Зея). АЭС в силу технических и психологических факторов сооружались вне городов.
Начало формированию ЕЭС положил знаменитый план ГОЭЛРО, и в ходе его реализации возникли первые крупные электростанции. Поселки при них со временем становились городами. Волхов, Терновск (переименованный в Шатуру) - вехи в развитии отечественной электроэнергетики. В их числе и Электрогорск, который получил права города в 1946 г., через 34 года после пуска первой в России крупной электростанции на торфе «Электропередача».

Возникшие как специализированные отраслевые центры - «фабрики электричества», - они обладали различными предпосылками для комплексного развития. Широкие возможности были у центров гидроэнергетики, построенных на больших реках. Сооружение ГЭС большой мощности порождает комплекс условий, благоприятствующих концентрации производства и населения: водохранилище - мощный источник водоснабжения, основа для развития рекреации, рыбного хозяйства; транспортный переход по плотине; «наследство» стройки - крупная строительная организация, предприятия строительных материалов, ремонтно-механические заводы. Мощный источник дешевой электроэнергии притягивал энергоемкие производства - цветную металлургию, химическую промышленность, целлюлозно-бумажное производство. Сочетание различных отраслей служило фундаментом для формирования многофункциональных центров.
Их прообразом явился город более чем скромных размеров, возникший при Волховской ГЭС. Волховстрой (первоначальное наименование поселка) получил городской ранг в 1933 г. Он стал пионером не только гидроэнергетики, но и отечественной алюминиевой промышленности. Сами сооружения ГЭС признаны важной вехой в развитии промышленной архитектуры. Сохранило место в комплексе и производство строительных материалов, получила развитие химическая промышленность, также притягиваемая электроэнергетикой.
Особую группу городов-энергетиков образуют города при АЭС. Значение их очень велико для районов, лишенных топливных и гидроэнергетических ресурсов. Выбор точки для размещения АЭС определялся требованиями Единой энергетической системы. АЭС - скрепляющие узлы энергетического каркаса - размещаются там, где возможности для сооружения электростанций иного типа стеснены или отсутствуют.
Среди городов-энергетиков нередки спутники крупных центров-лидеров: Электрогорск, Шатура, Кашира (Кашира-2***) и Конаково в Подмосковье, Комсомольск вблизи Иваново, Курчатов под Курском, Нововоронеж под Воронежем, Заречный и Среднеуральск у Екатеринбурга, Кировск и Сосновый Бор под Санкт-Петербургом и т.д.
Сооружение гидростанций, требовавшее вследствие огромного объема строительных работ создания мощных строительных организаций и промышленности строительных материалов на месте, открывало путь для организации поблизости нового крупного строительства. «Наследие» прежней, уже завершенной стройки становилось фактором размещения промышленности и развития расселения. Так возникли известные промышленные центры Тольятти, Ангарск, Шелехов, Волгодонск, Нижнекамск и им подобные города, которые можно назвать побочными детьми гидроэнергостроительства.

Возникновение малых городов на волне
центростремительных процессов в расселении.
Эпоха городов-спутников

Очень сильно в XX в. проявился в расселении агломерационный фактор. Невиданные ранее масштабы территориальной концентрации вызвали гигантский рост крупных центров - отраслевых и региональных лидеров - и необходимость эффективного использования их выдающегося потенциала. Это предопределило переход расселения к агломерационной стадии развития, который был неизбежным для всех развитых стран мира и имел повышенное значение для России вследствие особенностей ее географических условий. В течение нескольких десятилетий наша страна покрылась агломерациями - ключевыми формами современного расселения.
Переход от точечной формы территориальной концентрации к ареальной (агломерационной) усилил контрастность расселения. Он был особенно разительным, так как в прошлом ведущие города России не окружали себя спутниками. Вообще, городам как бы вменялось в обязанность соблюдать между собой дистанцию и не приближаться к городу-лидеру, чтобы иметь собственную зону влияния. Относительно равномерное распределение городов по территории было обусловлено самой логикой административно-территориального деления и ведущей в прошлом для городов административной функцией. Исключение представлял лишь Санкт-Петербург, который создавался одновременно с окружающими его спутниками разного назначения - резиденциями, крепостями, промышленными центрами.
Создание спутников вполне отвечало логике эволюции расселения. Эта новая, в массовом количестве рожденная XX веком категория городов заняла особое место в расселении. Спутники явились средством использования потенциала центров-лидеров и решения их усложнившихся социально-экономических и градостроительных проблем. Спутники - разнообразное и необходимое дополнение большого города, своего рода его «брызги». Вместе с породившим их городом спутники выполняют роль двигателей прогресса.
Народнохозяйственный профиль спутников самый разный. Общее у них - спутничество, обусловленное близостью к городу-центру. Спутничество - своего рода печать на жизнедеятельности города-спутника и его населения. Ориентация на город-центр выражается в интенсивных и разнообразных связях, трудовой и учебной маятниковой миграции, в систематических культурно-бытовых поездках жителей.

Создание городов-спутников - это ответ расселения на вызов урбанизации в XX в. В геоурбанистике под спутниками понимаются все города, существующие в зоне непосредственного влияния города-центра, а не только те, которые градостроители возводили по специально разработанным именно для города-спутника проектам. Это, так сказать, градостроительно-официальные спутники, «законные» с точки зрения архитекторов. Под Москвой такой спутник один - Зеленоград, одновременно являющийся административным районом столицы. А в реальности в когорту подмосковных городов-спутников входят города не только Московской области, но и расположенных у ее границ районов сопредельных областей: Обнинск, Балабаново, Жуков, Таруса, Боровск Калужской области; Конаково Тверской; Александров с г. Струнино и г. Карабаново, а также Петушки с г. Костерево и Покровом Владимирской.
Для определения масштабов спутничества необходимо скрупулезное исследование внутриагломерационных взаимосвязей. Пока такая работа вследствие ее трудоемкости и сложности получения исходной информации не выполнена. Приблизительные подсчеты позволят получить представление о масштабах явления. В зонах непосредственного влияния больших городов всех рангов, которых в 2002 г. насчитывалось 168**** , сосредоточено около 350 городов. Старые города в этих зонах сравнительно немногочисленны, преобладают молодые. А среди них весьма значительная доля городов-новостроек, хотя численно они уступают городам, развившимся из полугородских-полусельских поселений путем постепенного наращивания городских функций и городских черт в облике, составе населения, функциональной структуре.
Таким образом, около 1/3 всех российских городов располагается в зонах влияния крупных центров. Это очень внушительное явление, выражающее сильный агломерационный акцент в расселении. Сравнительно немногие большие города не прибегают к услугам спутников, как бы не доверяя им выполнение части своих обязанностей. Среди них такие значительные центры, как Омск, Хабаровск, Тюмень, Курган, Улан-Удэ, Сыктывкар, Йошкар-Ола.
Городов-новостроек среди спутников примерно 100. Возникновение и целенаправленное создание городов в окружении крупных центров продиктовано эволюцией расселения, соответствует ее закономерному ходу.
Велика роль наукоградов , развивающихся на волне научно-технической революции. Наукограды стали результатом НТР и фактором ее дальнейшего развития. В их основе триада функций: «наука - наукоемкое производство - образование», тесно и органически взаимосвязанных. Наукограды - новый тип городов, выделяющихся уникальным интеллектуальным потенциалом. Подавляющее большинство их предпочитает быть спутниками. Вблизи города-лидера, который их породил в буквальном смысле слова, они имеют наиболее благоприятные условия для своей деятельности.
Существующий в РФ Союз наукоградов объединяет около 70 центров. Из них 46 официальных городов, 6 «номерных» (статус неизвестен), 4 Академгородка сибирских центров, 7 поселков городского типа, два городских района (в Балашихе и Балахне). Старые города - Бийск, Мичуринск, Истра, Переславль-Залесский, Меленки. Молодые города, но старые центры - Реутов, Климовск, Красноармейск, Приморск, уральские города-заводы Миасс, Нижняя Салда, Усть-Катав. Новостройки преобладают. Самое крупное семейство наукоградов - подмосковное. Столица стимулировала развитие в своем окружении едва ли не половины наукоградов России. Это знаменитости - Обнинск, Дубна, Королев, Фрязино, Черноголовка, Протвино, Пущино, Жуковский и др.

Выводы

Россия на всех этапах своей истории постоянно создавала и учреждала новые города, но также постоянно испытывала недостаток в городах. Создание новых городов в значительной степени определялось постоянным расширением государственной территории, ее закреплением, хозяйственным освоением, оснащением центрами обслуживания.
Россия в XX в. продолжала формировать сеть городов, в некоторых районах делая это «с нуля», в то время как западноевропейские страны этот процесс завершили столетия назад. В XX в., не пропуская ни одного десятилетия, Россия активно создавала новые города, в том числе города нового типа.
Акцент на развитие старых городов вполне очевиден. Все старые города, обладавшие предпосылками развития, использовались как точки роста. Они радикально трансформировали свою функциональную структуру, многократно увеличили число жителей, стремительно перемещались по ступеням иерархической лестницы. Города со скромными возможностями развития остались местными центрами. Росту значительной группы старых городов препятствовало невыгодное транспортно-географическое положение (удаленность от железных дорог).
Широко использовались для наращивания состава и сети городов «эмбрионы» - города-заводы, фабричные и кустарные села, сельские райцентры и др.
Создание городов-новостроек стало необходимым, так как старых центров оказалось недостаточно для модернизации страны. Новые города возникали там, где не было возможности опереться на старые города или их попросту не было.
Основными факторами строительства новых городов явились потребность индустриализирующейся страны в сырье и топливе, формирование единых транспортной и энергетической систем, переход к агломерационной стадии расселения, обустройство территории иерархически построенной сетью центральных мест.
Создание новых городов соответствовало ведущим тенденциям в эволюции расселения - центростремительным (развитие спутников в агломерационных ареалах) и линейностремительным (возникновение городов на осях урбанизации - транспортных магистралях). «Вызревание» городов из многочисленных и типологически разнообразных «эмбрионов», так же как и возникновение городов на основе центро- и линейностремительных процессов, выразило саморазвитие расселения.
Оценку целесообразности создания того или иного нового города необходимо основывать на географическом анализе, отвечая на вопрос, поставленный Н.Н. Баранским: «Почему город возник и возник именно в данном месте?». Отрицание политики и практики строительства городов, лишенное доказательств, полученных географическим анализом, голословно.
Урбанизация протекает в постоянно и объективно меняющихся условиях. Глубинные географические причины возникновения новых городов заключены в постоянной трансформации территориальной структуры хозяйства. Возникают новые центры и линии. Их использование в качестве точек роста и осей развития отвечает экономическим, социальным и военно-политическим интересам страны.

До 1922 г. Темир-Хан-Шура.
По данным известного исследователя горнозаводских поселений России Р.М. Лотаревой, на Урале было построено более 260 заводов, в Сибири - около 40.
*** Бывший Новокаширск.
**** Принимался радиус зоны непосредственного влияния: 50 км для городов от 100 тыс. жителей до 1 млн жителей, 70 км для городов-миллионеров, 100 км для Москвы и Санкт-Петербурга.

Если спросить «где вы живете», то больше половины людей ответят – в городе таком-то, с населением таким-то. Лишь немногие смогут похвастаться, что живут в поселке или в деревне.

Отходы большого города

Классификация городов по численности населения

В соответствии с классификацией, принятой в России, городские поселения с численностью населения свыше одного миллиона относятся к крупнейшим городам , с населением 250–1000 тысяч человек – к крупным , с населением 100–250 тысяч человек – к большим , 50–100 тысяч – к средним , 20–50 тысяч –к малым. В настоящее время в России имеется около тысячи городов и более двух тысяч поселков городского типа, в которых проживает примерно 70% населения страны.

Санкт-Петербург - один из крупнейших городов России

За последние 50 лет доля городского населения России возросла с 52 до 73%. Большие, крупные и крупнейшие города (в дальнейшем для краткости – большие) отличаются от средних и малых городов по ряду признаков:

– территорий, занятой различными постройками;
– интенсивностью ее освоения;
– антропогенным давлением на занимаемую территорию;
– разрушением природных экосистем;
– образованием специфической урбоэкосистемы, существенно отличающейся от природной экосистемы.

Под экосистемой мы понимаем биологическую систему, в состав которой входят живые организмы, среда их обитания и система связей, обеспечивающая обмен веществом и энергией между ними. Урбоэкосистема – это искусственно созданная и поддерживаемая человеком среда. Сюда относятся города и посёлки городского типа.

Проблемы жизни в больших городах

Общая тенденция развития и роста городов состоит в прогрессирующем ухудшении условий жизни в них. Одна из величайших трагедий городов состоит в том, что они, являясь материализованным уровнем развития цивилизации, становятся не только неудобными, но и в значительной степени опасными для жизни.

В городах-миллионерах население не может воспроизводить себя, для них характерно преобладание граждан пожилого возраста. Рост населения происходит за счет механического прироста: миграцией из сельских районов и малых городов, а также из бывших советских республик и дальнего зарубежья.

За счет нелегальных мигрантов повышается население городов

В городах процветают такие уродливые явления, как рост преступности, наркомании, алкоголизма. Города часто сравнивают с демографическими «черными дырами», «чудовищами, пожирающим человеческий род», предрекают гибель большим городам. Тем не менее, опыт человечества показывает, что альтернативы городу нет.

Наркомания и алкоголизм - спутники больших городов

Понятно, что жизнь в сельской местности в общем случае более здоровая, чем в городе. Тем не менее «среднестатистический» россиянин не имеет желания переселяться в сельскую местность, хотя и не прочь ездить в выходные на дачу.

В западных странах с великолепно развитой дорожной и информационной инфраструктурой, а также наличием личного автотранспорта отток среднего класса из городов в пригороды сменился возвращением в города.

Почему города привлекательны для жизни?

Жизнестойкость города объясняется тем, что этот тип поселения в наибольшей степени удовлетворяет основные потребности людей.

– в городе комфортно жить, так как здесь в первую очередь появляется все новое и прогрессивное;
– легче получить высшее образование;
– в городе легче найти работу по душе;
– город – инкубатор для творческой деятельности, формирующей новые направления в науке, производстве, искусстве, культуре.

Города отражают историю развития цивилизации. В больших городах сосредоточено многообразие отраслей производства и обслуживания, их развитая инфраструктура способствует модернизации старых и развитию новых производств и рабочих мест. Многообразие и высокая концентрация мест приложения труда, а также способов проведения досуга «перевешивает» в глазах жителей экологические недостатки городов.

В большом городе всегда есть, чем заняться во время досуга.

Урбанизация – прогрессивное явление. Хотим мы этого или нет, города и промышленные зоны есть и еще долго будут развиваться. Не случайно Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) несколько лет назад организовала в японском городе Кобе Международный научный центр по развитию и отнесла к числу основных направлений его деятельности проблемы урбанизации и исследования современной ситуации в крупнейших городах мира.

Во многих городах мира население уже сейчас превышает 250 тысяч человек. Эти города уже в значительной степени обособились от окружающей естественной среды как вследствие больших территорий, занимаемых ими, так и вследствие большой энергетической нагрузки на окружающую среду.

Особое место в отношении экологической нагрузки занимают промышленные зоны , где сконцентрированы, как правило, большие энергетические мощности и интенсивное промышленное производство.

Город – мощный источник загрязнения

В первую очередь, мегаполисы загрязняют атмосферу. В последние годы этот процесс стал особенно заметен. К основным источникам загрязнения городского воздуха относятся выхлопные газы от автомобилей и выбросы промышленных предприятий. Попутно с воздухом загрязняется почва и вода . Во многих городах пить воду из-под крана – опасно для жизни.

Как-то меня пригласили на телевизионную программу, где оценивалось качество различных фильтров для воды. Всем экспертам дали попробовать водицу из петербургского водопровода, а потом после очистки различными фильтрами. Оказалось, чтобы определить качество водопроводной воды, ее нужно только понюхать…

"Дегустация" питерской водопроводной и фильтрованной воды. Слева - автор статьи

Одной из больших проблем городов является утилизация твердых промышленных и бытовых отходов . Современные технологии переработки мусора есть далеко не везде, а стандартные типы мусоросжигающих заводов не справляются с нарастающим объемом мусора.

Упомянутые проблемы не являются неразрешимыми. В Японии, Германии и США проводится большая работа по улучшению экологической обстановки в крупных городах. Например, гуляя по улицам Тусона (города с миллионным населением), расположенного в Аризоне, США, даже в часы пик, вы не почувствуете запах бензина, поскольку в стране существуют жесткие требования к качеству эмиссии автомобилей.

Вероятно, если очень захотеть, можно превратить город в урбанизированный оазис, удобный и безопасный для жизни.

Лучшие статьи по теме