Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • Моя жизнь
  • Виды социальных норм. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области "Ичалковская средняя школа" презентация

Виды социальных норм. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области "Ичалковская средняя школа" презентация

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
"Ичалковская средняя школа"
презентация по обществознанию
Виды социальных норм
(вопросы кодификатора ЕГЭ)
Ганюшин М.Е.,
учитель истории
высшей
квалификационной
категории
с. Ичалки

ЕГЭ 2016
Социальные
отношения
Обществознание. Кодификатор вопросов ЕГЭ.

3.8. Виды социальных норм

Социальная норма – установленное в обществе
правило поведения, регулирующее отношения между
людьми, общественную жизнь
Признаки социальных норм
Являются общими правилами
для членов общества.
Не имеют конкретного адресата
и действуют непрерывно во времени.
Направлены на регулирование
общественных отношений.
Возникают в связи с волевой,
сознательной деятельностью людей.
Возникают в процессе исторического развития.
Их содержание соответствует типу культуры и характеру
социальной организации общества.
Не зависят от воли и желания людей, т. е. объективны.
Занимают определённое положение в социальной регуляции.
Выступают мерой общественно значимого поведения

Правовые
Моральные
Установлены или санкционированы
государством
Регулируют отношения людей с
позиций добра и зла
Закрепляют образцы
Эстетические
представлений о прекрасном и
безобразном
Утвердились в результате
Обычаи
многократного повторения на
протяжении десятилетий
Содержатся в различных
Религиозные
священных книгах либо
установлены церковью
Установлены различными
Корпоративные
организациями для своих
сотрудников

Функции социальных норм
Регулируют общий ход социализации.
Интегрируют личность в социальное окружение.
Служат образцами, эталонами соответствующего
поведения.
Определяют границы допустимого поведения людей
применительно к конкретным
условиям их жизнедеятельности.
Контролируют отклоняющееся
поведение.
Способы регулирования поведения
людей социальными нормами
Дозволение. Указание на варианты
поведения, которые желательны, но не обязательны.
Предписание. Указание на требуемое действие.
Запрет. Указание на действия, которые не следует
совершать.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Социальные нормы
ВИДЫ НОРМ
Нормы права
…..
морали
ПРИЗНАКИ
Общеобязательный характер,
существуют в письменной
форме, созданы государством
Возникают стихийно в процессе
практической деятельности
людей, санкции устанавливаются
обществом, основные понятия
«добро» и «зло»

2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за
исключением двух, представляют собой социальные
нормы
1) внешние эффекты; 2) обычаи; 3) традиции;
4) законы; 5) международные договоры; 6) социальные
установки.
16
3. Выберите верные суждения о социальных нормах и

1) Социальные нормы разнообразны во времени и
пространстве.
2) Социальные нормы всегда запрещают или
ограничивают что-либо в человеческих действиях.
3) К социальным нормам относятся традиции и обычаи.
4) Социальные нормы являются элементом
социального контроля.
5) Изменение социальных норм приводит к социальным
потрясениям.
134

4. Найдите позицию, которая является обобщающей
для всех остальных позиций представленного ниже
ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Традиции; обычаи; социальные нормы; нормы морали;
законы.
Социальные нормы
5. Выберите верные суждения о моральных нормах и запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) Моральные нормы, в отличие от правовых социальных норм,
всегда предъявляются в письменном виде.
2) Моральные нормы обеспечиваются общественным мнением.
3) Моральные нормы передаются из поколения в поколение.
4) Моральные нормы способствуют социализации подрастающего
поколения.
5) Моральные нормы вырабатываются и предъявляются
государством.
234

10.

6. Установите соответствие между характерной чертой
нормы и её видом.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
ВИДЫ НОРМ
А) устанавливаются государством 1) мораль
Б) представляют собой
2) право
совокупность одобряемых
обществом правил
В) появляются задолго до
возникновения государства
Г) имеют общеобязательный
21121
характер
Д) основными понятиями
являются понятия о добре и зле

11.

7. Выберите верные суждения о социальных нормах и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В социальных нормах отражаются ценностные
представления общества.
2) В отличие от обычаев, правовые нормы
фиксируются в письменных источниках.
3) Порядок применения правовых норм не отличается
от порядка применения норм морали.
4) Правила поведения, основанные на представлениях
общества или отдельных социальных групп о добре и
зле, плохом и хорошем, справедливом и
несправедливом, называют моральными нормами.
5) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются)
силой государства.
124

12.

8. «В любом обществе поступки людей регулируются и
упорядочиваются с помощью определённых правил.
Такими правилами являются _______ (А). Они
обеспечивают ________ (Б) общества, а также
способствуют контролю за _______ (В). Эти правила
усваиваются личностью в процессе ______ (Г), который
происходит как стихийно, так и целенаправленно и
осуществляется социальным окружением, семьёй,
_______ (Д). Этот процесс у разных людей протекает
различно и не всегда бывает успешным. Социальный
контроль поддерживает общество как целое. Средства и
приёмы социального контроля называются ______ (Е)».
1) требование
2) социальная норма
3) развитие
4) стабильность
5) санкция
6) школа
7) природная среда
8) социализация
9) отклоняющееся поведение
249865

13.

Часть 2.
9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная
норма»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте
два предложения: одно предложение, содержащее информацию о
любом типе социальных норм, и одно предложение,
раскрывающее функции социальных норм.
1) смысл понятия, например: «Социальная норма – установленное
в обществе правило поведения, регулирующее отношения между
людьми, общественную жизнь»;
2) одно предложение, содержащее информацию о любом типе
социальных норм: «Соблюдение моральных правил
обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их
нарушение встречает осуждение в обществе»;
3) одно предложение, раскрывающее функции социальных норм:
«Социальные нормы регулируют общий ход социализации,
интегрируют личность в социальное окружение».

14.

10. В обществе действуют различные социальные
нормы, среди которых традиции, церемонии,
корпоративные нормы (деловые обыкновения).
Каждый из названных в задании типов социальных
норм проиллюстрируйте конкретным примером
(сначала укажите тип нормы, а затем пример).
1) Традиции (например, московские выпускники
ежегодно отмечают праздник последнего звонка,
приезжая на Воробьёвы горы; студенты 25 января
отмечают Татьянин день)
2) Церемонии (например, вступление в должность
Президента РФ, чайная церемония в Китае и Японии)
3) Корпоративные нормы (например, процедура
заключения контракта на фирме; проведение
переговоров между предпринимателями)

15.

11. Назовите любые три разновидности социальных
норм и проиллюстрируйте каждую из них примером.
1) Названы три вида социальных норм, например:
- нормы морали
- нормы права
- традиции и обычаи
2) Каждая из норм проиллюстрирована примером:
- уважение к старшим, забота о младших, честность в
отношениях с окружающими как проявления
моральных норм
- примеры нормативно-правовых актов: Конституция
РФ, федеральное законодательство (закон «Об
образовании в РФ», законы субъектов РФ)
- примеры традиций и обычаев: праздник «последнего
звонка» в школе, традиция «проводов зимы»

16.

12. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальные
нормы и их функции». Составьте план, в соответствии с которым Вы
будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов,
из которых два или более детализированы в подпунктах.
Один из вариантов раскрытия данной темы:
1. Социальные нормы как регулятор общественных отношений.
2. Признаки социальных норм:
а) возникают в процессе исторического развития
б) представляют собой определённый стандарт (образец) поведения
в) носят объективный характер
г) рассчитаны на многократное повторение
д) выстраиваются в определённой иерархии
3. Виды социальных норм:
а) табу, обычаи, традиции
б) моральные нормы
в) религиозные нормы
г) корпоративные нормы
д) правовые нормы
4. Функции социальных норм:
а) культурно-историческая
б) социального контроля
в) воспитательная
г) регулятивная
д) стабилизирующая

17.

Литература
1) ЕГЭ 2016. Обществознание. Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л.
Рутковская. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.
2) Единый государственный экзамен. Обществознание. Комплекс материалов для
подготовки учащихся. Учебное пособие. / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – Москва:
Интеллект-центр, 2016.
3) Обществознание: ЕГЭ-учебник / П.А. Баранов, С.В. Шевченко / Под ред. П.А.
Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2014.
Интернет-ресурсы
http://www.ariadna.rybn.ru/photo/2.jpg - изображение «социальные нормы»
http://mognovse.ru/mogno/907/906349/906349_html_m7a1eaec6.png изображение «предписания поведения»

Слово «норма» имеет латинское происхождение и означает «правило, образец, стандарт, руководящее начало». В Древнем Риме «нормой» называли инструмент каменщиков — отвес, при помощи которого проверялась вертикальность стен. Позднее это слово стало обозначать любое средство, которое применялось для проверки соответствия какого-либо реального объекта установленным стандартам. Нормы представлены в различных предписаниях, приказах, установлениях, рекомендациях и т.д.

Норма (лат. norma — правило, образец, стандарт) указывает границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой.

Нормы могут быть техническими (например, нормы техники безопасности), естественными (экологические, медицинские нормы) и социальными.

Понятие социальной нормы

— общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

Социальные нормы определяют, что должен делать человек, как он должен это делать, наконец, каким он должен быть.

Социальные нормы имеют ряд разновидностей, основные из которых перечислены ниже:

  • обычаи и традиции — правила поведения, ставшие обязательными в силу привычки и повторяющиеся из поколения в поколение;
  • моральные нормы — оценка поступков по шкалам морально-аморально, добро-зло, хорошо-плохо. Санкциями за неисполнение моральных норм являются общественное осуждение и муки совести;
  • нормы этикета — совокупность формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях, в том числе нормы общения, деловой протокол и т.д.;
  • правовые нормы — требования, закрепленные в государственных законах. Соблюдение правовых норм обеспечивается государственным принуждением;
  • эстетические нормы — оценивание по шкале красиво-безобразно; применяется по отношению к искусству, природе, человеку и его поступкам;
  • — регуляторы политической жизни, выраженные в международных договорах, декларациях, хартиях, политических принципах;
  • религиозные нормы — правила поведения, заповеди, содержащиеся в священных книгах и церковных установлениях;
  • корпоративные нормы — правила поведения, установленные в крупных организациях, и закрепленные в уставе, кодексах, соглашениях и идеологии организаций.

Для того чтобы социальные нормы оказывали реальное влияние на поведение человека, ему необходимо: знать нормы, желать следовать им, выполнять предписанные ими действия.

Соблюдение членами общества социальных норм необходимо для сохранения стабильности в . В этом отношении социальные нормы так же важны, как правила дорожного движения для организации передвижения транспорта. Если водители не будут соблюдать основные правила, например будут ехать по встречной полосе или сядут за руль в состоянии алкогольного опьянения, то движение по дорогам станет невозможным или чрезвычайно опасным.

Система социальных норм

Современную систему технических норм составляют технологические правила, правила техники безопасности, пользования современными приборами и машинами, санитарии и гигиены, грамматики, профессиональной деятельности. Словом, везде, где человек действует и создает какие-либо материальные и духовные блага, он должен знать и творчески применять соответствующие технические правила. Не составляет исключения профессиональная работа юриста, который должен в совершенстве владеть правилами подготовки юридических документов, современными методами учета, хранения и поиска правовой информации, приемами риторики, логики, грамматики, поиска и анализа доказательств.

Становится очевидным, что технические нормы — это разработанные на основе знания канонов техники и технологии правила работы с техническими и природными объектами.

Столь же важно в современном мире соблюдение социальных норм, которые регулируют отношения, возникающие в процессе осуществления экономических, политических, социально-культурных задач, стоящих перед обществом, и отдельной личностью.

Это такие регуляторы, которые устанавливают конкретные, четкие рамки для поведения участников общественных отношений, содержат одинаковый масштаб (меру) повеления (норму).

Социальные нормы характеризуются неперсонифицированностью адресатов (относятся к тем, кого это касается), обязательностью исполнения и повторяемостью действия, наличием санкций за нарушение правил поведения. Их регулирующее воздействие направлено на то, чтобы добиться необходимого (установленного) состояния общественных отношений, в том числе, если это надо, с помощью механизма социального принуждения.

Социальные нормы обусловлены уровнем развития общества, и сферой их действия являются общественные отношения. Определяя должное либо возможное повеление человека, они создаются коллективами людей.

Следовательно, социальные нормы — это правила, регулирующие поведение людей и деятельность создаваемых ими организаций в отношениях друг с другом.

Социальные нормы характеризуются тем, что они являются:

  • правилами повеления людей, указывая на то, какими должны быть их поступки;
  • правилами поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил);
  • не только общими, но и обязательными правилами поведения людей в обществе, которые обеспечены для этого принудительными мерами воздействия.

Благодаря названным свойствах социальные нормы способны оказывать регулирующее воздействие на общественные отношения и сознание их участников.

Виды социальных норм

Все социальные нормы, действующие в , подразделяются но двум основным критериям:

  • способу их формирования (создания);
  • способу обеспечения их действия (охраны, защиты).

В соответствии с этими критериями различают следующие виды социальных норм.

Нормы морали (нравственности, этики) — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются от нарушения силой или внутренним убеждением.

Нормы обычаев - правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократного повторения в течение исторически длительного периода времени и вошедшие в привычку людей; они охраняются от нарушения естественной внутренней потребностью людей и силой общественного мнения.

Религиозные нормы - правила поведения, которые установлены различными вероучениями, используются при совершении религиозных обрядов и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными канонами этих религий.

Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) — правила поведения, которые устанавливаются такими организациями и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными уставами этих организаций.

— правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

Отличительными чертами права как социального регулятора являются его формальный характер, т. е. его внешнее выражение в нормативных правовых актах, системность или четкая взаимосвязь правовых норм, общеобязательность предписаний, обеспеченность государственным принуждением в случае посягательства на нормы нрава.

Деление социальных норм возможно и по содержанию. По этому признаку выделяются экономические, политические, экологические, трудовые, семейные и иные нормы. Социальные нормы в их совокупности называются правилами человеческого общежития.

ЕГЭ ПО РАЗДЕЛУ: "СОЦИОЛОГИЯ"

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Типы семьи

Характеристика

Многопоколенная

Состоит из нескольких поколений родственников

Состоит из мужа, жены и их детей, чаще всего несовершеннолетних

Ответ:__________.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) традиции; 2) обычаи; 3) социальные нормы; 4) нормы морали; 5) законы.

3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой социальные нормы.

1) внешние эффекты; 2) обычаи; 3) традиции; 4) законы; 5) международные договоры;

6) социальные установки.

4. Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Разновидностью этноса является народность.

2. Появление наций предшествовало возникновению государства.

3. В основе этнической общности лежит единство классовых интересов.

4. Различают этническое и гражданское понимание нации.

5. Сплочению народности в нацию помогает осознание людьми общности своих исторических судеб.

Ответ:__________.

5. Выберите верные суждения об отличиях молодежи от других социальных

групп и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Молодежь отличается от других групп социальной активностью.

2. Перед молодежью стоит задача профессионального самоопределения.

3. В отличие от других социальных групп, жизнедеятельность молодежи целенаправленна.

4. К особенностям социального положения молодежи относится высокий уровень мобильности.

5. Молодежь как социальная группа отличается активным поиском своего места в жизни.

Ответ:__________.

6. «За счет каких источников Вы рассчитываете улучшить материальное положение своей семьи?» Ответы на данный вопрос были получены в ходе исследований, проведенных ВЦИОМ в 2011, 2013 и 2014 годах. Каждый опрошенный мог выбрать не более трех ответов из числа предложенных.

Отдельные результаты этих исследований приведены в таблице (в %).

Заработная плата от основной работы по найму

Заработная плата от дополнительной работы по найму (по совместительству, контракту и т.п.)

Заработок от работы без официального оформления

Пенсии (по старости, инвалидности и т.п.)

Доход от частного предпринимательства, бизнеса

Денежная помощь родственников и друзей

Затрудняюсь ответить

1. Равное количество опрошенных планируют увеличить свои доходы за счет зарплаты на дополнительной работе по найму и на работе без официального оформления.

2. Главным источником улучшения материального положения традиционно остается заработная плата на основной работе.

3. Доля опрошенных, ожидающих улучшения материального положения за счет получения различных видов пенсии, за последний год выросла в три раза.

4. Опрошенные реже ожидают доходов от частного бизнеса, чем помощи от друзей и родственников.

5. Не смогло определиться с ответом больше опрошенных, чем в прошлые годы.

Ответ:__________.

7. Выберите верные суждения о социальных группах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социальная группа представляет собой объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак.

2. Созданию групп способствует осознание того факта, что при объединении можно достичь большего результата, чем при индивидуальном действии.

3. Социальные группы основаны на специфике врожденных свойств людей.

4. В деятельности социальных групп люди удовлетворяют свои биологические потребности.

5. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей.

Ответ:__________.

8. «Как, по вашему мнению, изменится материальное положение Вашей семьи в ближайший год?» Ответы на данный вопрос были получены в ходе исследований, проведенных ВЦИОМ в 2009, 2013 и 2014 годах. Результаты этих исследований приведены в таблице (в %).

Скорее улучшится

Останется неизменным

Скорее ухудшится

Затрудняюсь ответить

Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Большинство опрошенных считает, что их материальное положение не изменится.

2. Доля опрошенных, считающих, что их материальное положение улучшится, неуклонно увеличивается.

3. Доля опрошенных, ожидающих ухудшения своего материального положения, в течение пяти лет постоянно сокращается.

4. В течение двух последних лет в вопросе улучшения материального положения значительно больше респондентов-скептиков, чем оптимистов.

5. Число респондентов, надеющихся на стабильность собственного материального положения, за пять лет выросло более чем на 10%.

Ответ:__________.

9. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В любом обществе социальный контроль держится на неписаных правилах, передаваемых из поколения в поколение.

2. Социальный контроль обеспечивает следование социальным нормам.

3. Социальный контроль представляет собой механизм поддержания общественного порядка посредством применения социальных санкций.

4. Социальный контроль представляет собой совокупность средств и методов социального воздействия.

5. Социальный контроль всегда обеспечивается внешним воздействием на человека.

Ответ:__________.

10. В стране Z социологи изучали степень популярности в обществе телевизионных программ новостей. Ниже приведены результаты ответа на вопрос: «Зачем Вы смотрите программы новостей, транслируемые по телевидению?»

Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Подавляющее большинство опрошенных страны Z не смотрит новостные программы.

2. Около половины опрошенных стремятся знать, что происходит в стране и в мире.

3. Четверть опрошенных смотрит программы новостей в силу привычки.

4. Четверть опрошенных указала на то, что новости помогают им отвлечься от рабочих проблем.

5. Группы телезрителей, которым новости важны для работы и которые смотрят их в силу привычки, примерно одинаковы по численности.

Ответ:__________.

11. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социальные нормы разнообразны во времени и пространстве.

2. Социальные нормы всегда запрещают или ограничивают что-либо в человеческих действиях.

3. К социальным нормам относятся традиции и обычаи.

4. Социальные нормы являются элементом социального контроля.

5. Изменение социальных норм приводит к социальным потрясениям.

Ответ:__________.

12. «Для каких целей Вы (Ваша семья) делаете сбережения или стали бы делать, если бы у Вас была возможность?» Ответы на данный вопрос были получены в ходе опроса, проведенного ВЦИОМ в 2014 году. Каждый опрошенный мог выбрать не более трех ответов из числа предложенных. Основные результаты опроса приведены в диаграмме (в %).

Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Копить деньги опрошенные предпочитают в первую очередь на «черный день».

2. Более четверти опрошенных склонны копить деньги на покупку квартиры или дома.

3. Оплата образования является стимулом откладывания денег для четверти опрошенных.

4. Желающих копить деньги на землю или дачу больше, чем на дорогие вещи.

5. Сторонников откладывать средства на отдых и развлечения больше, чем предпочитающих собирать деньги на лечение.

Ответ:__________.

13.Выберите верные суждения о видах и особенностях социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Перемещение человека из одной социальной группы в другую без изменения статуса служит проявлением горизонтальной социальной мобильности.

2. Социальная мобильность выражается в стремлении человека изменить свое общественное положение.

3. Вертикальная социальная мобильность всегда ведет к повышению социального статуса личности.

4. Различают два вида социальной мобильности: горизонтальную и восходящую.

5. Средневековому обществу была присуща низкая социальная мобильность.

Ответ:__________.

14. В ходе социологического опроса респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?»

Полученные результаты представлены в виде гистограммы.

Какие выводы можно сделать на основании данных гистограммы? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. С возрастом понимание значения создания семьи уже в молодые годы возрастает.

2. Опрошенные в возрасте 25-39 лет считают, что в молодости в равной степени важно и пожить в свое удовольствие, и сделать карьеру.

3. Главным приоритетом молодежи является успешное продвижение по социальной и служебной лестнице.

4. Респонденты в возрасте 40-54 лет считают, что сделать карьеру в молодости важнее, чем создать семью.

5. Среди тех, кто считает, что в молодости главное пожить в свое удовольствие, больше всего представителей средних поколений.

Ответ:__________.

15. Выберите верные суждения о молодежи как социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Для молодежи характерна собственная субкультура.

2. Молодежь как социальная группа выделяется на основе возрастного критерия.

3. Большинству молодых присущ более высокий социальный статус, чем людям зрелого возраста.

4. В отличие от подростков ведущей деятельностью молодых является познание.

5. Молодежи свойственно стремление к социальному самоопределению.

16. В стране Z социологическая служба проводила опрос. Участникам предлагалось ответить на вопрос: «Какие цели Ваша семья ставит перед собой?» Результаты опроса приведены в таблице (в % от числа опрошенных).

Жить не хуже, чем большинству семей в моем городе (поселке)

Жить лучше

Жить по стандартам развитых стран

Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. За последние годы благосостояние людей выросло.

2. У большинства отсутствуют достижительные установки.

3. Средний уровень жизни людей достаточно высок.

4. Уровень жизни в развитых странах не рассматривается большинством опрошенных как целевой ориентир.

5. Среди опрошенных количество тех, кто сводит концы с концами, возросло.

Ответ:__________.

17. Выберите верные суждения о социальной дифференциации и стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социальная дифференциация выражается в разделении общества на социальные группы.

2. Доиндустриальное общество было социально однородным.

3. Одним из видов социальной дифференциации является выделение групп по общности профессиональной деятельности.

4. Основным критерием социальной стратификации выступают личные качества человека.

5. Кастовое деление общества служит примером социальной стратификации.

Ответ:__________.

18. Один из вопросов анкеты социологов звучал так: «Каков, по-вашему, наиболее эффективный способ разрешения социальных конфликтов?» Распределение ответов представлено в графической форме.

1. Большинство опрошенных не склонно безоговорочно принимать в конфликте требования другой стороны.

2. Почти четверть опрошенных считает правильным сохранять конфликтное противостояние в любой форме.

3. Взаимное снятие претензий сторон друг к другу поддерживает меньше опрошенных по сравнению с теми, кто готов к длительному противостоянию.

4. Привлечение третьей стороны в споре считается более предпочтительным, чем продолжение противостояния.

5. Около половины опрошенных считают, что для разрешения конфликта сторонам нужно снять взаимные претензии.

Ответ:__________.

19. Выберите верные суждения о социализации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социализация происходит в результате стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе.

2. Социализация происходит в результате стихийного и целенаправленного, в том числе педагогически организованного воздействия на личность.

3. Социализация свойственна взрослому человеку и нехарактерна для ребенка.

4. Социализация обеспечивает включение человека в ту или иную социальную группу

5. Социализация завершается с получением профессии и началом трудовой деятельности.

Ответ:__________.

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Любое общество представляет собой совокупность элементов. Ими могут выступать отдельные индивиды, ____ (А) и общности. Определенный порядок связей между элементами общества получил название социальной _____ (Б). Она характеризуется неравенством позиций, которые занимают ее элементы. Это неравенство выражается в понятии _____ (В). Комбинация признаков, определяющих социальный статус в социальной иерархии, получила название индекса социальной позиции. К нему в первую очередь относятся: доход, престиж, _____ (Г), образование.Каждый из этих показателей можно измерить. Так, доход выражается количеством _____ (Д), получаемых индивидом или семьей в определенный промежуток времени. Престиж общественной _____ (Е) зависит от того или иного статуса».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

2. профессия

3. стратификация

6. дифференциация

8. структура

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.

Разумеется, социализация осуществляется не только под влиянием сверстников. Мы также учимся у своих родителей, учителей, начальников и т.д. Под их влиянием у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения наших социальных ролей. В какой-то мере они тоже учатся у нас - социализация не является односторонним процессом. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Поведение некоторых школьников расходится с образцами, установленными наиболее влиятельными учащимися. Хотя их дразнят за это, они отказываются изменить своё поведение. Сопротивление, протест, вызывающее поведение могут придать процессу социализации необычный характер. Поэтому результаты социализации детей не всегда соответствуют ожиданиям их родителей, учителей или сверстников.

Иногда можно такой процесс направить в противоположную сторону. Например, однажды группа студентов университета Сассекса, отличавшихся левыми взглядами, заявила, что считает целесообразным ввести на факультете общественных наук курс лекций по теории и практике революций. Вначале руководство факультета отвергло эту идею, но в дальнейшем было решено поддержать её. В этом случае предполагаемые объекты социализации (т.е. студенты) оказали влияние на агентов социализации (руководство факультета), убедив их в том, что именно необходимо изучать в период политических беспорядков 1968 г.

Тем не менее, социализация является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человекаи ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и его нельзя этому научить. Поскольку же любая культура избирает лишь определённые образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека.

(К. Смелзер)

21. Что такое социализация? Какие две стороны процесса социализации назвал автор?

22. Какие два ограничения социализации рассмотрел автор? Какие факторы, по его мнению, обуславливают успешную социализацию?

24. Государство контролирует некоторые аспекты социализации индивидов. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три объяснения этого факта.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее особенности вертикальной социальной мобильности.

26. Назовите любые три разновидности социальных норм и проиллюстрируйте каждую из них примером.

27. Надежда отказалась помочь подруге в уходе за заболевшей матерью, сославшись на занятость учебой. При этом многие видели ее в эти дни в развлекательном клубе и на дискотеке. Друзья, обвинив Надежду в обмане и непорядочности, отказались от общения с ней. Какой социальный процесс отразился в этой ситуации? Укажите вид социальных норм, ставших его основой. Определите вид (тип) примененных социальных санкций.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальные нормы и их функции». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

ОТВЕТЫ

1. нуклеарная

20. 983754

21. 1) ответ на первый вопрос : процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества;

2) ответ на второй вопрос : объекты и агенты социализации.

22. 1) ответ на первый вопрос : биологические возможности человека и ограничения, обусловленные культурой;

2) ответ на второй вопрос : ожидания, изменение поведения, стремление к конформизму.

23. 1) ответ на вопрос : в процессе социализации у индивида формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения его социальных ролей;

2) социальные роли и соответствующие примеры, допустим:

Ученик (например, первоклассник учится читать и писать, усваивает школьные требования дисциплины; всё это в дальнейшем поможет ему в обучении на разных уровнях общего и профессионального образования);

Член семьи (например, родители учат ребёнка элементарным приёмам самообслуживания в быту; на этой основе в будущем увеличится участие ребёнка в выполнении работ по дому и ведении домашнего хозяйства). Могут быть названы другие социальные роли подростка, приведены иные примеры

24. 1) государство заинтересовано в формировании гражданских ценностей, определённой политической культуры граждан;

2) государство заинтересовано в поддержании правопорядка и развитии правосознания граждан;

3) государство осуществляет определенные расходы на образование и культуру и заинтересовано в эффективном расходовании вложенных средств;

4) государство заинтересовано в нормальном функционировании рынка труда, потому что оно расставляет определенные приоритеты в развитии профессионального образования.

25. 1) смысл понятия, например: «изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре общества»; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о каналах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: «К каналам социальной мобильности относят образование, службу в армии, брак, духовную службу и др.»;

3) одно предложение, раскрывающее особенности вертикальной социальной мобильности, например: «Это такое изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса».

26. 1) названы три вида социальных норм, например:

Нормы морали;

Нормы права;

Традиции и обычаи.

2) каждая из норм проиллюстрирована примером, допустим:

Уважение к старшим, забота о младших, честность в отношениях с окружающими как проявления моральных норм:

Примеры нормативно-правовых актов: Конституция РФ, федеральные законодательство (закон "Об образовании в РФ", законы субъектов РФ, указы Президента РФ);

Примеры традиций и обычаев: праздник "последнего звонка" в школе, традиция "проводов зимы".

27. 1) дан ответ на первый вопрос: социальный контроль

2) указан вид социальных норм: моральные нормы

3) определен вид примененных санкций: негативные неформальные

28. 1. Социальные нормы как регулятор общественных отношений.

2. Признаки социальных норм:

а) возникают в процессе исторического развития;

б) представляют собой определенный стандарт (образец, эталон) поведения;

в) носят объективный характер;

г) рассчитаны на многократное повторение;

д) выстраиваются в определенной иерархии.

3. Функции социальных норм:

а) культурно-историческая;

б) социального контроля;

в) воспитательная;

г) регулятивная;

д) стабилизирующая.

4. Виды социальных норм:

а) табу, обычаи, традиции;

б) моральные нормы;

в) религиозные нормы;

г) корпоративные нормы;

д) правовые нормы.

5. Отклоняющееся поведение и социальные санкции.

Часть 1

Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тек­

сте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов. запятых и дрvгих дополнительных символов. Каждый сим­

вол пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в

бланке образцами.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРОИЗВОД-

Денежные средства, знания, соору-

жения, оборудование, используемые

при производстве товаров и услуг

Используемые в процессе производ-

ства товаров и услуг физические и

умственные способности людей

2. Найдите позицию, которая является обобщающей для

всех остальных позиций представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой она указана.

1) духовная культура; 2) духовные ценности; 3) на­ учные исследования; 4 )моральные нормы; 5) религиЬз­

ные взгляды; 6) нравственные поступки.

Ответ: D

3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключени­

ем двух, представляют собой социальные нормы.

1) внешние эффекты; 2) обычаи; 3) традиции; 4) за­ коны,· 5) международные договоры,· 6) социальные ус­

Найдите два термина, ((выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения о деятельности человека и

запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Деятельность человека имеет созидательный и пре­

образовательный характер.

2) Деятельность человека всецело определяется ус­

ловными рефлексами.

3) В отличие от поведения животных, деятельность

человека ориентирована на удовлетворение потреб­

ностей, действующих в данный момент времени.

4) Деятельность человека вызывается социальн~1ми

потребностями.

5) Деятельность человека носит волевой и сознатель­ ный характер.

5. Установите соответствие между признаками и форма­ ми познания: к каждой позиции, данной в первом

рого столбца.

ПРИЗНАКИ

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

отражение мира в худо-

жественных образах

искусство

В) выражение

и объясне-

ние сущности явлений

направленность на удов-

летворение

потребности

человека в прекрасном

обоснованность полу-

ченных результатов

достоверность выводов

6. Гонка вооружений повлияла на обострение экологиче­

ской и экономической ситуации в мире. Выберите из приведенного ниже списка глобальные проблемы, ко­ торые непосредственно отражены в данной причинно­

следственной связи. Запишите цифры, под которыми

они указаны.

1) угроза новой мировой войны

2) экологический кризис и его последствия

3) отставание развивающихся стран «третьего мира~

от развитых стран

4) демографическая ситуация на планете

5) алкоголизм и наркомания

6) международный терроризм

7. Выберите верные суждения о субъектах банковской

деятельности и запишите цифры, под которыми они

1) Коммерческие банки могут заниматься производст­

вом материальных ценностей.

2) Центральный банк может принимать депозиты и

выдавать кредиты.

3) Центральный банк может устанавливать опреде­ ленные финансовые нормативы, которые обязаны соблюдать все кредитные организации.

4) Коммерческие банки могут заниматься торговлей и

страхованием имущества.

5) Коммерческие банки могут заниматься кредитова­

нием предприятий, государства и населения.

8. Установите соответствие между мерами государствен­

ного регулирования экономики и его методами: к ка­

ждой позиции, данной в первом столбце, подберите со­ ответствующую позицию из второго столбца.

А) государство оказывает

влияние на экономику

своей денежной поли­

Б) государство помогает

товаропроизводителям,

вводя таможенные

финансово­

экономические

правовые методы

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В) государство устанавли­

вает правила экономи­

ческого поведения для

фирм-производителей

Г) государство способст­

вует развитию произ­

водства, увеличивая

или уменьшая размер

Д) государство устанавли­

вает условия заключе­

ния хозяйственных до­

говоров, порядок

регистрации фирм

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответст­ вующими буквами.

9. Финансовый консультант объясняет своему клиенту

отличия привилегированных акций от акций обыкно­

венных. Какие права, предоставляемые привилегиро­

ванными акциями, должен осветить консультант? Вы­ берите верные положения и запишите цифры, под

которыми они указаны.

1) Эти акции дают право на участие в управлении

компанией.

2) Эти акции дают право на получение фиксированно­

го дивиденда.

3) Размер дивиденда по этим акциям и ликвидацион­

ная стоимость определяются в твердой денежной

сумме или в процентах к номинальной стоимости

привилегированных акций.

4) Эти акции дают первоочередное право на получе­

ние части имущества фирмы в случае ее банкрот­

5) Источником выплат дивидендов по привилегиро­

ванным акциям является чистая прибыль акцио­ нерного общества за текущий год.

4) СоЦиальные нормы являются элементом социаль­

ного контроля.

5) Изменение социальных норм приводит к социаль­

ным потрясениям.

12. «Для каких целей Вы (Ваша семья) делаете сбереже­ ния или стали бы делать, если бы у Вас была возмож­ ность? Ответы на данный вопрос были получены в

ходе опроса, проведенного ВЦИОМ в 2014 году. Каж­

дый опрошенный мог выбрать не более трех ответов из

числа предложенных. Основные результаты опроса

приведены в диаграмме (в %).

на покупкуземли,дачи } ---

на покупку техники и др.дорогих вещей

на случай потери работы

на покупку автомобиля

на образование

на отдых, развлечения, путешествия

на лечение

на всякий случай, про запас

на покупку квартиры, дома

на "чёрный день"

Какие выводы можно сделать на основании приведен­ ных данных? Выберите верные положения и запишите

цифры, под которыми они указаны.

1) Копить деньги опрошенные предпочитают в первую

очередь на (<Черный день .

2) Более четверти опрошенных склонны копить день­

ги на покупку квартиры или дома.

3) Оплата образования является стимулом отклады­

вания денег для четверти опрошенных.

4) Желающих копить деньги на землю или дачу больше, чем на дорогие вещи.

5) Сторонников откладывать средства на отдых и раз­ влечения больше, чем предпочитающих собирать

деньги на лечение.

13. Выберите верные суждения об особенностях демокра­

тического политического режима и запишите цифры,

под которыми они указаны.

1) При демократическом режиме гласность является

принципом организации и деятельности государст­

венного аппарата.

2) При демократическом режиме власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную.

3) При демократическом режиме деятельность оппо­ зиционных партий запрещена.

4) В отличие от политических режимов других типов,

при демократическом режиме существует право

власти на взимание налогов и сборов.

5) При демократическом режиме, в отличие от поли­

тических режимов других типов, существует право

власти на легальное применение силы.

14. Установите соответствие между функциями и осущест­

вляющими их органами государственной власти: к

каждой позиции, данной в первом столбце, подберите

соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ ОРГАНОВ

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТ­

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

объявление амнистии

Государственная

Б) осуществление управле­

ния федеральной собст-

Правительство РФ

венностью

назначение на должность

и освобождение от долж­

ности Уполномоченного

по правам человека

Г) осуществление мер по обеспечению прав и

свобод граждан

Д) осуществление мер по охране общественного порядка, борьбе с пре­

ступностью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответст­ вующими буквами.

15. В ст. 3 Конституции Итальянской Республики указа­

но, что задачей государства является устранение пре­

пятствий, которые фактически ограничивают свободу

и равенство граждан, мешают полному развитию чело­

веческой личности.

Какие выводы позволяет сделать данное конституци­ онное положение? Запишите цифры, под которыми

эти выводы указаны.

1) Республика провозгласила ценности демократиче­

ского социального государства.

2) Республика отличается стабильными социальными

отношениями.

3) Республика является государством благосостояния

с высокими жизненными стандартами.

4) Республика является современным государством с

развитым законодательством.

5) Республика провозгласила суверенитет народа.

6) Республика признает человека, его права и свободы

высшей ценностью.

16. Статья 14 Конституции РФ объявляет Российскую Фе­

дерацию светским государством. Это означает, что

1) признаны права и свободы человека и гражданина

2) устанавливается равная защита собственности лю­

бой формы (государственной, частной, муници­ пальной)

3) отсутствует государственная религия

4) ни одно вероучение не признается обязательным

или предпочтительным

5) в стране узаконена многопартийность

6) признан и обеспечивается суверенитет народа

17. Установите соответствие между признаками и органи­

зационно-правовыми формами предпринимательской деятельности: к каждой позиции, данной в первом

столбце, подберите соответствующую позицию из вто­

рого столбца.

ПРИЗНАКИ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМА-

ТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНО-

А) неделимость имущест-

унитарное

ва предприятия, не-

возможность его

производственный

пределения п0

кооператив

вкладам, долям,

Б) добровольность

динения для совмест­

ной хозяйственной

деятельности

В) объединение имущест­

венных паевых взно­

сов учредителей Г) хозяйственное ведение

(оперативное управле­ ние) собственностью

учредителя

Д) личное трудовое уча­ стие создателей пред­

приятия в его дея­

тельности

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответст­

вующими буквами.

18. У гражданина А. есть собственная фирма. Какие фак­

ты позволяют сделать вывод о том, что организацион­

но-правовая форма этой фирмы - акционерное обще­

ство? Запишите цифры, под которыми эти факты

1) фирма имеет в своем хозяйственном ведении обо­

собленное имущество

2) фирма является промышленным предприятием

3) фирма имеет право заключать гражданско­

правовые договоры с юридическими и физически­

ми лицами

4) фирма проводит открытую подписку на выпускае­ мые ею ценные бумаги

5) фирма проводит свободную продажу выпускаемых

ею ценных бумаг на условиях, установленных за­

6) физические и юридические лица, покупающие

ценные бумаги фирмы, имеют право на получение

части ее дохода

19. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положе­

ние которого обозначено определенной буквой.

(А) В черте Москвы находятся более 200 рек и 600 водоемов. (Б) Состояние многих из них оставля­

ет желать лучшего. (В) В пределах города малые ре­

ки в основном взяты в трубы. (Г) Тем не менее через

ливневые стоки в них сбрасываются отходы совре­ менных производств. (Д) Обеспечение людей чистой водой - одно из направлений решения экологиче­ ской проблемы, требующее объединения усилий все­ го общества.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) хара.Rтер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей поло­

жение, цифру, выражающую его характер.

на его жизнеспособность, работоспособность, трудоспо­

собность. На темпы роста и созревания оказывают

вой, спортивной, учебной), трудовое и общественное

поведение, наличие или отсутствие стрессоров, глав­

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области "Ичалковская средняя школа" презентация по обществознанию Виды социальных норм (вопросы кодификатора ЕГЭ) Ганюшин М.Е., учитель истории высшей квалификационной категории с. Ичалки






Признаки социальных норм Являются общими правилами для членов общества. Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени. Направлены на регулирование общественных отношений. Возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей. Возникают в процессе исторического развития. Их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества. Не зависят от воли и желания людей, т. е. объективны. Занимают определённое положение в социальной регуляции. Выступают мерой общественно значимого поведения Социальная норма – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь


Установлены или санкционированы государством Правовые Регулируют отношения людей с позиций добра и зла Моральные Закрепляют образцы представлений о прекрасном и безобразном Эстетические Утвердились в результате многократного повторения на протяжении десятилетий Обычаи Содержатся в различных священных книгах либо установлены церковью Религиозные Установлены различными организациями для своих сотрудников Корпоративные


Функции социальных норм Регулируют общий ход социализации. Интегрируют личность в социальное окружение. Служат образцами, эталонами соответствующего поведения. Определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Контролируют отклоняющееся поведение. Способы регулирования поведения людей социальными нормами Дозволение. Указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны. Предписание. Указание на требуемое действие. Запрет. Указание на действия, которые не следует совершать.


1. Запишите слово, пропущенное в таблице. ВИДЫ НОРМПРИЗНАКИ Нормы права Общеобязательный характер, существуют в письменной форме, созданы государством …..Возникают стихийно в процессе практической деятельности людей, санкции устанавливаются обществом, основные понятия «добро» и «зло» Социальные нормы морали


2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой социальные нормы 1) внешние эффекты; 2) обычаи; 3) традиции; 4) законы; 5) международные договоры; 6) социальные установки Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Социальные нормы разнообразны во времени и пространстве. 2) Социальные нормы всегда запрещают или ограничивают что-либо в человеческих действиях. 3) К социальным нормам относятся традиции и обычаи. 4) Социальные нормы являются элементом социального контроля. 5) Изменение социальных норм приводит к социальным потрясениям. 134


4. Найдите позицию, которая является обобщающей для всех остальных позиций представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Традиции; обычаи; социальные нормы; нормы морали; законы. Социальные нормы 5. Выберите верные суждения о моральных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Моральные нормы, в отличие от правовых социальных норм, всегда предъявляются в письменном виде. 2) Моральные нормы обеспечиваются общественным мнением. 3) Моральные нормы передаются из поколения в поколение. 4) Моральные нормы способствуют социализации подрастающего поколения. 5) Моральные нормы вырабатываются и предъявляются государством. 234


6. Установите соответствие между характерной чертой нормы и её видом. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫВИДЫ НОРМ А) устанавливаются государством 1) мораль Б) представляют собой совокупность одобряемых обществом правил 2) право В) появляются задолго до возникновения государства Г) имеют общеобязательный характер Д) основными понятиями являются понятия о добре и зле 21121


7. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) В социальных нормах отражаются ценностные представления общества. 2) В отличие от обычаев, правовые нормы фиксируются в письменных источниках. 3) Порядок применения правовых норм не отличается от порядка применения норм морали. 4) Правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами. 5) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства. 124


8. «В любом обществе поступки людей регулируются и упорядочиваются с помощью определённых правил. Такими правилами являются _______ (А). Они обеспечивают ________ (Б) общества, а также способствуют контролю за _______ (В). Эти правила усваиваются личностью в процессе ______ (Г), который происходит как стихийно, так и целенаправленно и осуществляется социальным окружением, семьёй, _______ (Д). Этот процесс у разных людей протекает различно и не всегда бывает успешным. Социальный контроль поддерживает общество как целое. Средства и приёмы социального контроля называются ______ (Е)». 1) требование 6) школа 2) социальная норма 7) природная среда 3) развитие 8) социализация 4) стабильность 9) отклоняющееся поведение 5) санкция


Часть Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная норма»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом типе социальных норм, и одно предложение, раскрывающее функции социальных норм. 1) смысл понятия, например: «Социальная норма – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь»; 2) одно предложение, содержащее информацию о любом типе социальных норм: «Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе»; 3) одно предложение, раскрывающее функции социальных норм: «Социальные нормы регулируют общий ход социализации, интегрируют личность в социальное окружение».


10. В обществе действуют различные социальные нормы, среди которых традиции, церемонии, корпоративные нормы (деловые обыкновения). Каждый из названных в задании типов социальных норм проиллюстрируйте конкретным примером (сначала укажите тип нормы, а затем пример). 1) Традиции (например, московские выпускники ежегодно отмечают праздник последнего звонка, приезжая на Воробьёвы горы; студенты 25 января отмечают Татьянин день) 2) Церемонии (например, вступление в должность Президента РФ, чайная церемония в Китае и Японии) 3) Корпоративные нормы (например, процедура заключения контракта на фирме; проведение переговоров между предпринимателями)


11. Назовите любые три разновидности социальных норм и проиллюстрируйте каждую из них примером. 1) Названы три вида социальных норм, например: - нормы морали - нормы права - традиции и обычаи 2) Каждая из норм проиллюстрирована примером: - уважение к старшим, забота о младших, честность в отношениях с окружающими как проявления моральных норм - примеры нормативно-правовых актов: Конституция РФ, федеральное законодательство (закон «Об образовании в РФ», законы субъектов РФ) - примеры традиций и обычаев: праздник «последнего звонка» в школе, традиция «проводов зимы»


12. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальные нормы и их функции». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Один из вариантов раскрытия данной темы: 1. Социальные нормы как регулятор общественных отношений. 2. Признаки социальных норм: а) возникают в процессе исторического развития б) представляют собой определённый стандарт (образец) поведения в) носят объективный характер г) рассчитаны на многократное повторение д) выстраиваются в определённой иерархии 3. Виды социальных норм: а) табу, обычаи, традиции б) моральные нормы в) религиозные нормы г) корпоративные нормы д) правовые нормы 4. Функции социальных норм: а) культурно-историческая б) социального контроля в) воспитательная г) регулятивная д) стабилизирующая


Интернет-ресурсы Литература 1) ЕГЭ Обществознание. Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская. – М.: Издательство «Экзамен»,) Единый государственный экзамен. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – Москва: Интеллект-центр,) Обществознание: ЕГЭ-учебник / П.А. Баранов, С.В. Шевченко / Под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, jpg - изображение «социальные нормы» png - изображение «предписания поведения»

Лучшие статьи по теме