Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • Моя жизнь
  • Священная Римская империя: краткая история. Священная римская империя германской нации Священная римская империя немецкой нации

Священная Римская империя: краткая история. Священная римская империя германской нации Священная римская империя немецкой нации

210 лет назад, 6 августа 1806 года, прекратила своё существование Священная Римская империя. Смертельный удар по Священной Римской империи нанесла война Третьей коалиции 1805 года. Австрийская армия была наголову разгромлена в битве под Ульмом и в сражении под Аустерлицем, а Вена захвачена французами. Император Франц II был вынужден заключить с Францией Пресбургский мир, согласно которому император не только отказывался в пользу Наполеона и его сателлитов от владений в Италии, Тироля и т.д., но и признавал за правителями Баварии и Вюртемберга титулы королей. Это юридически выводило эти государства из-под какой-либо власти императора и предоставляло им почти полный суверенитет.

Империя превратилась в фикцию. Как подчёркивал Наполеон в письме к Талейрану после Пресбургского договора: «Больше не будет рейхстага..., больше не будет и Германской империи». Ряд германских государств образовали Рейнский союз под покровительством Парижа. Наполеон I провозгласил себя истинным преемником Карла Великого и претендовал на господство в Германии и в Европе.


22 июля 1806 года австрийский посланник в Париже получил ультиматум Наполеона, согласно которому в случае, если Франц II не отречётся от престола империи до 10 августа, французская армия атакует Австрию. Австрия не была готова к новой войне с империей Наполеона. Отказ от короны стал неизбежен. К началу августа 1806 года, получив гарантии французского посланника, что Наполеон не наденет корону римского императора, Франц II решился пойти на отречение. 6 августа 1806 года Франц II объявил о сложении с себя титула и полномочий императора Священной Римской империи, объяснив это возникшей невозможностью исполнения обязанностей императора после учреждения Рейнского союза. Священная Римская империя перестала существовать.

Герб императора Священной Римской империи из династии Габсбургов, 1605 год

Основные вехи из империи

2 февраля 962 года в соборе Святого Петра в Риме германский король Оттон I был торжественно увенчан императорской короной. Церемония коронации возвещала о возрождении Римской империи, к названию которой позднее добавили эпитет Священная. Столицу некогда существовавшей Римской империи не зря прозвали Вечным городом: на протяжении веков людям казалось, что Рим был всегда и будет существовать вечно. Так же относились и к Римской империи. Хотя древняя Римская держава рухнула под натиском варваров, традиция продолжала жить. Кроме того, погибло не все государство, а лишь его западная часть - Западная Римская империя. Восточная же часть выстояла и под названием Византии просуществовала ещё около тысячи лет. Авторитет византийского императора первое время признавали и на Западе, где германцами были созданы так называемые «варварские королевства». Признавали до тех пор, пока не появилась Священная Римская империя.

По сути, первая попытка возродить империю была сделала Карлом Великим в 800 году. Империя Карла Великого была своего рода «Евросоюзом-1», который объединял основные территории главных государств Европы - Франции, Германии и Италии. Священная Римская империя - феодально-теократическое государственное образование, должна была продолжить эту традицию.

Карл Великий ощущал себя наследником императоров Августа и Константина. Однако в глазах василевсов-правителей Византийской (Ромейской) империи, подлинных и законных наследников древних римских императоров, он был лишь варваром-узурпатором. Так возникла «проблема двух империй» - соперничество между западными и византийскими императорами. Была лишь одна Римская империя, но два императора, каждый из которых претендовал на универсальный характер своей власти. Карл Великий сразу после коронации в 800 г. пользовался длинным и неуклюжим титулом (вскоре забытым) «Карл, светлейший Август, боговенчанный, великий и миролюбивый император, правитель Римской империи». В дальнейшем императоры, начиная с Карла Великого и до Оттона I, называли себя просто «Император Август», без какой-либо территориальной конкретизации. Считалось, что со временем в державу войдет вся бывшая Римская империя, в конечном итоге - весь мир.

Оттона II иногда именуют «Император Август римлян», а начиная с Оттона III это уже непременный титул. Словосочетание «Римская империя» как название государства стало использоваться с середины X в., а окончательно закрепилось в 1034 году. «Священная империя» встречается в документах императора Фридриха I Барбароссы. С 1254 г. в источниках укореняется полное обозначение «Священная Римская империя», а с 1442 г. к нему добавляются слова «Немецкой нации» (Deutscher Nation, лат. Nationis Germanicae) - вначале чтобы отличить собственно немецкие земли от «Римской империи» в целом. В указе императора Фридриха III от 1486 г. о «всеобщем мире» говорится о «Римской империи немецкой нации», а в постановлении Кёльнского рейхстага 1512 г. использована окончательная форма «Священная Римская империя немецкой нации», просуществовавшая до 1806 года.

Каролингская империя оказалась недолговечной: уже в 843 году три внука Карла Великого поделили ее между собой. Старший из братьев сохранил за собой императорский титул, передававшийся по наследству, но после распада Каролингской империи престиж западного императора стал неудержимо угасать, пока и вовсе не погас. Однако проект объединения Запада никто не отменял. После нескольких десятилетий, наполненных бурными событиями, войнами и потрясениями, восточная часть бывшей империи Карла Великого, Восточно-Франкское королевство, будущая Германия, стало наиболее сильной в военном и политическом отношении державой Центральной и Западной Европы. Германский король Оттон I Великий (936-973), решив продолжать традицию Карла Великого, завладел Итальянским (бывшим Лангобардским) королевством со столицей в Павии, а спустя десятилетие добился, чтобы папа короновал его в Риме императорской короной. Таким образом, воссоздание Западной империи, просуществовавшей, непрерывно видоизменяясь, вплоть до 1806 года, явилось одним из важнейших событий в истории Европы и мира, и имело далеко идущие и глубокие последствия.

Римская империя стала фундаментом Священной Римской империи - христианско-теократической державы. Благодаря своему включению в священную историю христианства Римская империя обрела особое освящение и достоинство. Её недостатки постарались забыть. Унаследованная от римской античности идея всемирного господства империи тесно переплелась с притязаниями римского престола на верховенство в христианском мире. Считалось, что император и папа, два высших, призванных на служение самим Богом, представителя Империи и Церкви, должны в согласии править христианским миром. В свою очередь, весь мир должен был рано или поздно попасть под господство «библейского проекта» во главе с Римом. Так или иначе этот же проект определил всю историю Запада и значительную часть мировой истории. Отсюда крестовые походы против славян, балтов и мусульман, создание огромных колониальных империй и тысячелетнее противостояние западной и русской цивилизаций.

Власть императора по самой своей идее была универсальной властью, ориентированной на всемирное господство. Однако в реальности императоры Священной Римской империи повелевали только Германией, большей частью Италии и Бургундией. Но по своей внутренней сути Священная Римская империя являлась синтезом римских и германских элементов, породившим новую цивилизацию, которая пыталась стать во главе всего человечества. От античного Рима папский престол, который стал первым «командным пунктом» (концептуальным центром) западной цивилизации, унаследовал великую идею мироустройства, охватывающего множество народов в едином духовном и культурном пространстве.

Римской имперской идее были присущи цивилизаторские притязания. Расширение империи по римским представлениям означало не просто приращение сферы господства римлян, но и распространение римской культуры (позднее - христианской, европейской, американской, постхристианской-популярной). В римских понятиях мира, безопасности и свободы находило свое отражение представление о более высоком порядке, которое несет культурному человечеству господство римлян (европейцев, американцев). С этой имевшей культурное обоснование идеей империи слилась христианская идея, полностью возобладавшая после падения Западной Римской империи. Из идеи сплочения всех народов в Римскую империю родилась идея объединения всего человечества в христианскую империю. Речь шла о максимальном расширении христианского мира и в защите его от язычников, еретиков и иноверцев, заступивших на место варваров.

Две идеи придавали западной империи особую стойкость и силу. Во-первых, вера в то, что господство Рима, будучи всемирным, должно быть и вечным. Центры могут меняться (Рим, Лондон, Вашингтон…), но империя сохранятся. Во-вторых, связь Римского государства с единоличным правителем - императором и святость императорского имени. Со времен Юлия Цезаря и Августа, когда император принял сан верховного жреца, его личность сделалась священной. Эти две идеи - всемирной державы и мировой религии - благодаря римскому престолу, стали основой западного проекта.

Императорский титул не давал королям Германии больших дополнительных полномочий, хотя формально они стояли выше всех королевских домов Европы. Императоры правили в Германии, используя уже существующие административные механизмы, и очень мало вмешивались в дела своих вассалов в Италии, где их главной опорой являлись епископы ломбардских городов. Начиная с 1046 г. император Генрих III получил право назначать пап подобно тому, как он держал в своих руках назначения епископов в германской церкви. После смерти Генриха борьба с папским престолом была продолжена. Папа Григорий VII утверждал принцип превосходства духовной власти над светской и в рамках того, что вошло в историю как «борьба за инвеституру», продолжавшуюся с 1075 г. по 1122 г., начал наступление на право императора назначать епископов.

Компромисс, достигнутый в 1122 г., не привел к окончательной ясности в вопросе о верховенстве в государстве и церкви, и при Фридрихе I Барбароссе, первом императоре из династии Гогенштауфенов, борьба между папским престолом и империей продолжилась. Хотя теперь главным поводом для противостояния был вопрос принадлежности итальянских земель. При Фридрихе к словам «Римская империя» впервые добавилось определение «Священная». Это был период наивысшего престижа и могущества империи. Фридрих и его преемники централизовали на принадлежавших им территориях систему управления, покорили итальянские города, установили феодальный сюзеренитет над государствами вне империи и по мере германского продвижения на восток распространили свое влияние также и в этом направлении. В 1194 г. к Гогенштауфенам перешло Сицилийское королевство, что привело к полному окружению папских владений землями Священной Римской империи.

Мощь Священной Римской империи была ослаблена гражданской войной, разгоревшейся между Вельфами и Гогенштауфенами после преждевременной смерти Генриха в 1197 году. При папе Иннокентии III Рим доминировал в Европе вплоть до 1216 г. Получив даже право разрешать споры между претендентами на императорский трон. После смерти Иннокентия Фридрих II вернул императорской короне былое величие, однако был вынужден предоставить германским князьям делать в своих уделах все, что им заблагорассудится. Оказавшись от главенства в Германии, он сосредоточил все свое внимание на Италии, с тем чтобы укрепить здесь свои позиции в борьбе с папским престолом и городами, находившимися под властью гвельфов. Вскоре после смерти Фридриха в 1250 г. папский престол с помощью французов наконец-то одолел Гогенштауфенов. В период с 1250 г. по 1312 г. коронаций императоров не происходило.

Тем не менее в том или ином виде империя существовала на протяжении более пяти столетий. Имперская традиция сохранялась, несмотря на постоянно возобновлявшиеся попытки французских королей перехватить корону императоров в свои руки и попытки папы Бонифация VIII принизить статус императорской власти. Но прежняя мощь империи осталась в прошлом. Власть империи ограничивался теперь одной Германией, так как от нее отпали Италия и Бургундия. Она получила новое название - «Священная Римская империя немецкой нации». Последние связи с папским престолом прервались к концу XV в., когда германские короли взяли за правило принимать титул императора, не отправляясь в Рим для получения короны из рук папы. В самой Германии сильно укрепилась власть князей-курфюрстов, а права императора были ослаблены. Принципы избрания на германский трон были в 1356 г. закреплены Золотой буллой императора Карла IV. Семь курфюрстов выбирали императора и использовали свое влияние, чтобы усилить свою и ослабить центральную власть. На протяжении XV столетия князья безуспешно пытались усилить роль имперского рейхстага, в котором были представлены курфюрсты, менее значительные князья и имперские города, за счет власти императора.

С 1438 года императорская корона находилась в руках династии австрийских Габсбургов и постепенно Священная Римская империя стала ассоциироваться с Австрийской империей. В 1519 году король Испании Карл I был избран императором Священной Римской империи под именем Карла V, объединив под своей властью Германию, Испанию, Нидерланды, Сицилийское королевство и Сардинию. В 1556 г. Карл отрекся от престола, после чего испанская корона перешла к его сыну Филиппу II. Преемником Карла как императора Священной Римской империи стал его брат Фердинанд I. Карл пытался создать «всеевропейскую империю», что вылилось в серию жестоких войн с Францией, Османской империей, в самой Германии против протестантов (лютеран). Однако Реформация разрушила все надежды на переустройство и возрождение старой империи. Появились секуляризованные государства и начались религиозные войны. Германия распалась на католические и протестантские княжества. Аугсбургский религиозный мир 1555 года между лютеранскими и католическими субъектами Священной Римской империи и римским королём Фердинандом I, действовавшим от имени императора Карла V, признал лютеранство официальной религией и установил право имперских сословий на выбор вероисповедания. Власть императора стала декоративной, заседания рейхстага превратились в занятые пустяками съезды дипломатов, а империя выродилась в рыхлый союз множества мелких княжеств и независимых государств. Хотя ядро Священной Римской империи - Австрия, ещё долго сохраняла статус великой европейской державы.


Империя Карла V в 1555 году

6 августа 1806 г. последний император Священной Римской империи Франц II, уже ставший в 1804 г. императором Австрии Францем I, после военного поражения от Франции, отказался от короны и тем самым положил конец существованию империи. К этому времени Наполеон уже провозгласил себя истинным преемником Карла Великого, и его поддержали многие германские государства. Однако тем или иным образом идея единой западной империи, которая должна господствовать в мире, была сохранена (империя Наполеона, Британская империя, Второй и Третий рейх). В настоящее время идею «вечного Рима» воплощают Соединенные Штаты.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Sacrum Imperium Romanum Nationis Teutonicae (лат.),
Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation (нем.)

Священная Римская Империя германской нации - замечательное политическое учреждение, сохранившее в продолжение десяти веков (800 - 1806) одну и ту же форму, одни и те же притязания. Внешняя история империи есть, в сущности, история Германии от IX до XIX столетия и Италии в средние века. По своему происхождению, С. Римская империя была церковной и германской; форму ей дала неувядающая традиция всемирного владычества вечного Рима; германские и римские элементы, сливаясь, обусловливали собою всеобъемлющий и отвлеченный характер империи, как центра и главы западного христианского мира. Начало священной Римской империи относится к 800 г., когда был коронован римским императором. Событие это было заранее подготовлено, но Карл не думал об отделении Рима от Константинополя: до 800-го года законной наследницей Римской империи была Византия, возобновленная Карлом империя была продолжением древней Римской империи, и Карл считался 68-м императором, преемником восточной линии непосредственно после низложенного в 797 г. , а не преемником . Событие 800 г. явилось результатом соглашения между папой, церковными и светскими сановниками и королем. Карл фактически владел империей; он распоряжался в Риме - столице империи (matrona imperii), был защитником церкви. Но Римская империя считалась единой, неделимой; коронование Карла, не провозглашая отделения Запада от Востока, объявляло Рим столицей как политической, так и церковной. Власть Карла была освящена коронованием, но не увеличена. Императорский титул изменил положение Карла, окружил его особенным блеском; вся деятельность Карла вращалась с тех пор в кругу теократических идей.

Вторичное восстановление империи было совершено Оттоном Великим. Несмотря на предшествовавшие смуты, Рим представлялся «золотым городом» (aurea Roma), его судьба - судьбой всего мира. «Пока Колизей будет цел, Рим будет жить; когда падет Колизей - падет и Рим, а когда падет Рим, падет и весь мир» - таково было представление современников о величии древней империи. 2 февраля 962 г. Оттон возбудил общий энтузиазм своим короновнием в сане «императора Августа». В уме средневекового человека, которому древность завещала идею всемирной монархии, сложилось глубокое убеждение в необходимой связи Римской империи и католической церкви. Положение императора и его функции определялись из сравнения власти императорской с властью папской. Он - imperator terrenus, т. е. наместник Бога на земле в делах светских, и «patronus», т. е. защитник церкви; его власть во всем соответствует власти папы, отношения между ними аналогичны отношениям между душой и телом. «Как на небе», говорил император Фридрих I, «только один Бог, так и на земле только один папа и один император». Коронационный церемониал и официальные титулы императора указывают на стремление придать императорской власти божественный характер. Император считался представителем всех христиан. Он - «глава христианского Mира», «светский глава верных», «покровитель Палестины и католической веры», превосходящий достоинством всех королей. До своего коронования в Риме императоры с XI до XVI вв. носили титул «Romanorum rex semper Augustus», а после коронования - «Romanorum Imperator semper Augustus». С 962 г. положено начало соединению в одном лице двух титулов - императора римского и короля германского. Сначала это соединение носило чисто личный характер, потом - официальный и реальный. Империя Х в. была, однако, в сущности феодальной монархией. Усвоив идею своей власти от древнего мира, императоры думали осуществить ее феодальным путем; императорская власть постепенно феодализовалась.

В Риме Оттон был только императором, а не королем; он распоряжался апостольской кафедрой (низложение Иоанна XII), руководил прениями синода, смотрел на папу, как на свою креатуру, но никак не мог прочно утвердиться в столице, фактически не имел здесь силы, как и его преемники. Византия не признавала императором грубого «франка» Во Франции притязания императоров тоже не признавались. В состав империи Х - XI вв. входили собственно Германия, большая часть (2/3) Италии, Бургундия, Богемия, Моравия, Польша, Дания, отчасти Венгрия. Преемники Оттона I, преследуя химерические цели, встретили во всем отпор со стороны папства, феодализма и национального обособления. Оттон III (983 - 1002) всецело погрузился в идею всемирной Римской империи, отвернулся от единоплеменников, считал себя римлянином, мечтал об утверждении Рима во главе Германии, Ломбардии и Греции. Значительной силы достигла империя при Генрихе III (1039 - 1056) франконском, воспользовавшемся моментом, когда еще не успела окрепнуть папская власть. Он был полным господином Италии, свободно распоряжался судьбой папского престола, но вызвал страшную реакцию, погубившую его преемника. Борьба Генриха IV и Григория VII нанесла первый и самый тяжелый удар империи, понизив значительно ее обаяние и внушив Италии, вместе с германскими князьями, доверие к своим силам. Вормский конкордат 1122 г. оставил поле сражения за папой. После смерти Генриха V (1124) юрисдикция короны стала значительно меньше: признана была самостоятельность князей и баронов.

Блестящими представителями идеи императорской власти были во второй половине XII и первой половине XIII в. Гогенштауфены. Между ними первое место принадлежит Фридриху I (1152 - 1189), в лице которого императорская власть выступила против папы с теоретическими доводами. Фридрих считал свою власть зависящей непосредственно от Бога и такой же священной, как и папская. Болонские юристы утверждали, что право устанавливать законы принадлежит императору, воля которого есть закон, ибо написано: «quod principi placuit legis habet vigorem, quum populus ei et in eum omne suum imperi um et polestatem concesserit». Истинным властителем, однако, Фридрих I был только в Германии В состав империи в то время входили сев. часть Италии и королевство Бургундское, т. е. Прованс, Дофинэ, Франш-Конте, Швейцария, Лотарингия, Эльзас и часть Фландрии. Зависели от империи Богемия и славянские земли в Мекленбурге и Померании. Византия, по-прежнему, питала к императорам вражду, считая их узурпаторами и варварами, оскорбительно извращая титулы императоров: так, Исаак Ангел называл Фридриха I «главным князем Алеманнии».

Императоры короновались четырьмя коронами: корона в Аахене делала монарха «королем франков», а со времени Генриха II - «королем римлян», коронование в Милане - королем Италии, в Риме он получал двойную корону «lirbis et orbis», а Фридрих I, под конец жизни, принял и четвертую корону - бургундскую (regnum Burgundiae или regnum Arelatcase). Коронуясь в Милане и Аахене, императоры не называли себя королями лангобардов и франков, так как эти титулы терялись в сравнении с титулом императора. Императорский титул принимался только после коронации в Риме, а это создавало чрезвычайно важную основу для притязаний папы, из рук которого передавалась корона. К названию «Римская империя» Фридрих I присоединил эпитет «Священная», не прибавлявший ничего нового к действительной власти императора, но указывавший на божественное ее происхождение. Вместе с Гогенштауфенами сошла в могилу идея императорской власти. В Германии императорская власть рухнула вследствие основания территориальной независимости князей (эпоха великого междуцарствия).

Новый период истории С. империи начинается со времени Рудольфа Габсбургского (1273). К XIV в. Священная империя есть, в сущности, немецкая империя. Власть императора признавалась только в Германии, да и то лишь теоретически, так как в действительности она перешла в руки феодалов. Императоры XIV в. не стесняются ничем в преследовании своих династических интересов и умножении своих родовых владений. От пышного титула священной римской империи оставалось только одно название: князья расхитили все земли и разделили между собою атрибуты императорской власти, оставив императору почетные права и считая его своим ленным господином. Императоры этой эпохи закладывают короны, города, живут на чужой счет, переносят всякое унижение перед папой, но продолжают называть себя наследниками цезарей, главами христианства и властелинами мира, жертвуя всем для формы и внешности.

Карл IV дает обещание папе не оставаться в Риме больше одного дня и получает корону от папы, как дар. Сигизмунд (1410 - 1437) любил жить на счет имперских городов и охотно бывал там, где его угощали. Особенного унижения достигла императорская власть при Фридрихе III (1440 - 1493), твердившем А. Е. I. О. U. (Austriae est imperare orbi universo) - и кормившемся по монастырям и имперским городам. Его роль в отношении к папе делала его жалким в глазах всех. После Фридриха III ни один император не был коронован в Риме.

Во время междуцарствия империя потеряла часть своей территории: Польша свергла иго Германии, венгры жестоко опустошали восточную границу империи. После Генриха VII (1308 - 13) окончилась власть императоров над Италией; в 1350 и 1457 г. к Франции перешло Дофинэ, а в 1486 г. - Прованс. Швейцария тоже перестала быть зависимой от империи (трактат 1499 г.). К этому присоединялась и внутренняя слабость империи, как агрегата постоянно враждующих мелких государств. Габсбургская династия стремится слить империю с Австрийской монархией. В царствование Карла V (1519 - 1555) императорская власть значительно усилилась, но попытка вернуть ей прежнее значение встретила оппозицию как со стороны немецких князей, так и со стороны других государств. Реформация уничтожила теорию, на которой основывалась империя.

Последний период существования Священной империи - самый печальный (1648 - 1806). Вестфальский мир лишил императора всякой возможности непосредственного вмешательства в администрацию. Священная империя делается исключительно Германской империей, непрочной конфедерацией, существование которой постепенно теряет всякий смысл. «Наследственным врагом Священной империи» был Людовик XIV. В XVIII в. существование империи было почти забыто: остались только громкие титулы. Весь дух XVIII в. противоречил идее Священной империи. Революция, разрушив феодализм, потрясла до основания старое средневековое здание. Раштатский конгресс (1797 - 98) вполне обнаружил внутреннее разложение Священной империи, всегда страдавшей недостатком национального единства и политической свободы. Последним императором Священной империи был Франц II (1792 - 1806). В это время судьбами Европы распоряжался Наполеон, который считал себя истинным преемником Карла Великого и увлекался идеей «всемирной монархии»; в марте 1805 г. он короновался в Милане железной короной. После Пресбургского мира (26 декабря 1805 г.) Франц II отрекся от сана императора: еще с 1804 г. он стал называть себя «наследственным императором Австрии». Это было концом священной Римской империи.

При саксонских и франконских императорах императорский престол был избирательным. Каждый христианин (т. е. католик) мог быть императором, хотя обыкновенно выбирался в императоры член одной из могущественных княжеских фамилий в Германии. Так царствовали, после Конрада Франконского, Саксонская династия (919 - 1024), Франконская (1024 - 1125), после Лотаря Супплембургского (1125 - 1138) - Гогенштауфены (1138 - 1250), Габсбурги (1273 - 1291 и 1298 - 1308), Люксембургской дом (1308 - 1313 и 1346 - 1437), с 1438 г. - снова Габсбурги. Избирали императора курфюрсты. Независимость их узаконила золотая булла. Порядок этот продержался до 30-ти летней войны.

Императоры

Каролинги

Людольфинги

962-973
973-983
996-1002
1014-1024

Франконская династия

1027-1039
1046-1056
1084-1105
1111-1125
(из Саксонского дома) 1133-1137

Гогенштауфены

1155-1190
1191-1197
(из дома Вельфов) 1209-1215
1220-1250
1303-1308

Люксембурги

1312-1313
(Виттельсбах) 1328-1347
1355-1378
1410-1437

Габсбурги

Становление германской государственности

С распадом империи Каролингов (середина IX в.) на исторических территориях германских племен образовалось самостоятельное Восточно-Франкское государство . В королевство вошли земли преимущественно с германским населением. Такая этническая сплоченность была редкой для средневековья. Королевство не обладало, однако, государственно-политическим единством. К началу Х в. Германия представляла совокупность герцогств , крупнейшими из которых были Франкония, Швабия, Бавария, Тюрингия, Саксония.

Герцогства не были реально взаимосвязаны друг с другом, они существенно различались даже по социальному укладу. В западных областях прочно утвердился вотчинно-ленный феодализм, почти не осталось свободного крестьянства, возникали новые социально-экономические центры - города. В восточных областях феодализация общества была слабой, социальный уклад был сориентирован на общинные связи, сохранялись значительные территории с догосударственным бытом варварских времен; там только появлялись позднейшие из варварских правд (см. § 23).

Единство государства окрепло с утверждением на королевском престоле Саксонской династии (919 - 1024) . Были временно преодолены междуусобные распри, несколькими удачными внешними войнами в основном определены территории, принадлежащие королевству, установлено особое политическое место короля в феодальной иерархии - король Оттон I был коронован (в условном центре государства - Аахене). Формирование единой государственной организации королевства было своеобразным в силу большой зависимости королевской власти от племенных герцогств. Становление государственности в Германии шло в опоре на церковь как единственную носительницу государственного начала.

Государственная система империи XIV - XV вв.

Усиление государственно-политической самостоятельности отдельных германских княжеств продолжилось в XIV - XV вв. Границы огромной империи в это время стали в большой степени номинальными. Внутри началось движение за открытый выход из ее состава: в начале XIV в. сложился Швейцарский союз, поведший борьбу за независимость.

Император обладал особыми правами политического верховенства, которые были далеки от реальных государственных полномочий. Даже в периоды укрепления империи не удалось превратить эту власть в наследственную. К XIV в. принцип избрания на престол по воле собрания высшей знати империи стал абсолютным. Это было закреплено в особом документе - Золотой булле 1356 г.*, дарованной королем Карлом IV. Устанавливались права особой коллегии - из 7 князей и архиепископов (владетельных князей Майнца, Кельна, Рейнского, Саксонского, Бранденбургского, короля Богемии) на своем съезде избирать императора. Эти права были впредь наследственны и неразрывны с особым статусом самих князей как суверенных правителей. Булла закрепляла за князьями финансовые регалии, ранее принадлежавшие императору (рудники, чеканку монеты), максимальный судебный иммунитет, право заключать внешнеполитические союзы. Съезд князей становился практически постоянным политическим институтом империи: он должен был происходить ежегодно и вместе с императором решать дела «к общей пользе и благу».

* Буллой называли грамоту особого значения, Золотой - из-за особой печати, подвешенной к ней.

Императорская власть не имела в своем распоряжении реальной администрации. Управление империей осуществлялось более внеинституционно: благодаря личному присутствию императора в княжестве (они не имели постоянной резиденции) или родственным связям, благодаря вассальным связям, благодаря представительству от империи в местных учреждениях, благодаря привлечению князей на срок для выполнения королевских поручений, благодаря, наконец, обязательствам имперских городов. Финансы империи также были децентрализованы. Практически единственным рычагом власти было право опалы на провинившегося, т. е. лишение возможности прибегать к защите императорского суда .

Значимым институтом императорской власти стали съезды феодалов - райхстаги . Райхстаги сложились как продолжение собраний знати эпохи ленной монархии . С оформлением в социально-правовом укладе империи сословий, райхстаги стали рассматриваться как их представительства в деле управления империей. Вначале на съезды призывались только князья и, как вторая курия, графы. С 1180 г. оформилась полновесная вторая условная курия - графов и рыцарей, с XIII в. они участвуют уже регулярно. В XIV в. право участия через своих представителей получают имперские и княжеские города, императорские министериалы. Участие в райхстаге расценивалось как государственно-правовая обязанность, неразрывная с подчинением императорской власти; уже в XIII в. правом предусматривались значительные штрафы за пренебрежение этим. Император мог и отобрать право присутствия на райхстаге.

Созывались райхстаги императором по его соизволению, точных приглашений не было. С конца XV в. райхстаг работал по куриям: 1) князей, 2) графов и рыцарей, 3) городов. В его компетенцию входили постановления по организации вооруженной силы империи, сбору налогов , управлению общеимперскими имуществами, новым таможенным сборам. Сословия утверждали предложенные императором правовые обычаи , с 1497 г. стали влиять и на указы императоров. Собирались райхстаги по усмотрению императора и в том месте, где он указывал. С 1495 г. созыв стал ежегодным; в этом же году закрепилось за съездом и название Reichstag . Существование райхстага и некоторых других сословных институтов, их роль в империи определили Германию как сословную монархию, но весьма относительную в своем государственном единстве.

На райхстагах второй половины XV в. неоднократно вставал вопрос о реформе империи, идеи которой активно разрабатывались в политической публицистике эпохи. Ослабление империи было в том числе и пагубно для значительного числа мелких правителей. Райхстаг 1495 г. провозгласил «всеобщий земский мир» в империи (в развитие идей о гарантиях прав всех в империи, появившихся в виде «общего мира» еще в середине XII в.). Запрещались внутренние войны в империи, посягательство на установленные права и привилегии. Для некоторых гарантий создавался имперский суд (представлявший курфюрстов и города, председателем был император) с верховными судебными правами, а также имперская военная организация (до 4 тыс. конницы и 20 тыс. пехоты, созываемых по 10 округам, на которые разделялась империя). Была сделана попытка ввести единую имперскую подать. При императоре создавался общеадминистративный орган - имперский придворный совет. Однако в условиях почти векового кризиса германской государственности, вызванного Реформацией XVI в., новые учреждения в большей степени остались действенными в пределах владений Габсбургов, закрепивших за собой (1438) императорский престол, - Австрии и восточных областей.

В конце XV в. полную самостоятельность от империи обрел Швейцарский союз. После Реформации и, особенно, завершившего Тридцатилетнюю войну Вестфальского мира 1648 г. Германия была официально признана союзом государств , а за территориальными правителями закреплен титул королей. Номинально звание императора и общеполитические полномочия сохранялись за австрийским домом Габсбургов до начала XIX в., когда (1806 г.) Священная Римская империя была упразднена.

Священная Римская империя - это государство, которое существовало в период с 962 по 1806 год. История его весьма любопытна. Основание Священной Римской империи произошло в 962 году. Осуществлено оно было королем Оттоном I. Именно он - первый император Священной Римской империи. Государство просуществовало до 1806 года и представляло собой феодально-теократическую страну со сложной иерархией. На изображении ниже - площадь государства примерно в начале 17 века.

По мысли ее основателя, германского короля, должна была возродиться созданная Карлом Великим империя. Однако была в основном забыта к 7 веку идея христианского единства, которая присутствовала в римском государстве с самого начала его христианизации, то есть со времени правления Константина Великого, умершего в 337 году. Тем не менее церковь, которая находилась под сильным влиянием римских учреждений и законов, о данной идее не забыла.

Идея Св. Августина

Св. Августин в свое время предпринял критическую разработку в своем трактате под названием "О граде Божием" языческих представлений о вечной и универсальной монархии. Учение это средневековые мыслители истолковали в политическом аспекте, более позитивно, чем сам его автор. Побуждали их к этому комментарии на Книгу Даниила Отцов церкви. Согласно им, Римская империя будет являться последней из великих держав, которая погибнет только с пришествием на землю Антихриста. Таким образом, образование Священной Римской империи стало символизировать единство христиан.

История возникновения титула

Сам термин, обозначающий это государство, довольно поздно появился. Сразу после того, как был коронован Карл, он воспользовался неуклюжим и длинным титулом, отброшенным вскоре. В нем присутствовали слова "император, правитель Римской империи".

Все его преемники именовали себя Император Август (без территориальной конкретизации). Со временем, как предполагалось, бывшая Римская империя войдет в державу, а затем и весь мир. Поэтому иногда именуют Оттона II Император Август римлян. А затем, со времен Оттона III, данный титул является уже непременным.

История названия государства

Само словосочетание "Римская империя" использоваться стало как название государства с середины 10 века, закрепилось окончательно в 1034 году. Не нужно забывать, что византийские императоры также считали себя преемниками Римской империи, поэтому присвоение германскими королями данного названия вело к некоторым дипломатическим осложнением.

Встречается определение "Священная" в документах Фридриха I Барбароссы с 1157 года. В источниках с 1254 укореняется обозначение полное ("Священная Римская империя"). То же название по-немецки мы находим в документах Карла IV, к нему добавляются с 1442 года слова "Немецкой нации", сначала для того, чтобы отличить от Римской империи немецкие земли.

В указе Фридриха III, изданном в 1486 году, о "всеобщем мире" встречается данное упоминание, а с 1512 года утверждается окончательная форма - "Священно Римская империя германской нации". Она просуществовала до 1806 года, до самого ее распада. Утверждение этой формы произошло тогда, когда правил Максимилиан, император Священной Римской империи (годы правления - с 1508 по 1519).

Каролингские императоры

От каролингского, более раннего, периода брала начало средневековая теория так называемого Божественного государства. Во второй половине 8 века в состав Франкского королевства, созданного Пипином и сыном его Карлом Великим, входила большая часть территории Западной Европы. Это делало данное государство подходящим на роль выразителя интересов Святого престола. В этой роли была заменена им Византийская империя (Восточная Римская).

Увенчав в 800 году, 25 декабря, императорской короной Карла Великого, папа Лев III решил порвать связи с Константинополем. Он создал Западную империю. Политическая трактовка власти Церкви как продолжения Империи (древней) этим самым получила свою форму выражения. Основывалась она на представлении о том, что возвышаться над миром должен один политический властитель, который действует в согласии с Церковью, также общей для всех. Причем обе стороны обладали своими сферами влияния, установил которые Бог.

Такое целостное представление о так называемом Божественном государстве осуществил в своем правлении практически в полном объеме Карл Великий. Хотя оно распалось при его внуках, в умах продолжала сохраняться традиция праотца, что привело к учреждению в 962 году Оттоном I особого образования. Оно получило впоследствии название "Священная Римская империя". Именно об этом государстве идет речь в этой статье.

Германские императоры

Оттон, император Священной Римской империи, располагал властью над самым могущественным в Европе государством.

Он смог возродить империю, сделав то, что совершил в свое время Карл Великий. Но владения этого императора были, однако, существенно меньше, чем принадлежавшие Карлу. Входили в них в основном германские земли, а также территория центральной и северной Италии. Распространялся ограниченный суверенитет на некоторые пограничные нецивилизованные области.

Не давал тем не менее королям Германии императорский титул больших полномочий, хотя они теоретически стояли выше королевских домов на территории Европы. Правили императоры в Германии, используя для этого административные механизмы, уже существующие. Очень незначительным было их вмешательство в дела вассалов в Италии. Здесь основной опорой феодальных вассалов являлись епископы различных ломбардских городов.

Император Генрих III, начиная с 1046 года, получил право по своему выбору назначать пап, так же, как он это делал в отношении епископов, принадлежащих к германской церкви. Свою власть он использовал для того, чтобы внедрить идеи церковного управления в Риме в соответствии с принципами так называемого канонического права (Клюнийская реформа). Принципы эти разрабатывались на территории, расположенной на границе между Германией и Францией. Папство после смерти Генриха обратило против императорской власти идею свободы Божественного государства. Григорий VII, римский папа, утверждал, что духовная власть является выше по отношению к светской. Он начал наступление на императорское право, стал назначать самостоятельно епископов. Эта борьба вошла в историю под названием "борьба за инвеституру". Она продолжалась с 1075 года по 1122.

Династия Гогенштауфенов

Достигнутый в 1122 году компромисс не привел, однако, к окончательной ясности в насущном вопросе о верховенстве, а при Фридрихе I Барбароссе, который был первым императором, принадлежавшим к династии Гогенштауфенов (занявшим спустя 30 лет трон) борьба между империей и папским престолом разгорелась вновь. К словосочетанию "Римская империя" при Фредерике добавилось впервые определение "Священная". То есть государство стало называться Священная Римская империя. Данная концепция дальнейшее обоснование получила тогда, когда стало возрождаться римское право, а также налаживаться контакты с влиятельным византийским государством. Период этот являлся временем наивысшего могущества и престижа империи.

Распространение власти Гогенштауфенов

Фридрих, а также его преемники на троне (другие императоры Священной Римской империи) централизовали систему управления на территориях, принадлежавших государству. Они покорили, кроме того, итальянские города, а также установили сюзеренитет над находящимися вне империи странами.

Гогенштауфены по мере продвижения Германии на восток распространили и в этом направлении свое влияние. К ним в 1194 году отошло Сицилийское королевство. Произошло это через Констанцию, которая являлась дочерью сицилийского короля Рожера II и супругой Генриха VI. Это привело к тому, что папские владения оказались полностью окружены землями, являющимися собственностью государства Священной Римской империи.

Империя приходит в упадок

Гражданская война ослабила ее мощь. Разгорелась она между Гогенштауфенами и Вельфами после того, как Генрих в 1197 году преждевременно умер. Папский престол при Иннокентии III доминировал вплоть до 1216 года. Этот папа настоял даже на праве решать спорные вопросы, возникающие между претендентами на трон императора.

Фридрих II после смерти Иннокентия вернул былое величие императорской короне, но вынужден был предоставить право германским князьям осуществлять в своих уделах все, что им вздумается. Он, отказавшись таким образом от главенства в Германии, решил сосредоточить все свои силы на Италии, укрепить здесь позиции в непрекращающейся борьбе с папским престолом, а также с находившимися под управлением гвельфов городами.

Власть императоров после 1250 года

В 1250 году, вскоре после того, как Фридрих умер, с помощью французов папство наконец одолело династию Гогенштауфенов. Можно усматривать упадок империи хотя бы в том, что императоры Священной Римской империи довольно длительное время не короновались - в период с 1250 года по 1312. Однако само государство все таки существовало в том или ином виде еще на протяжении большого периода - более пяти столетий. Это происходило потому, что оно было тесно связано с королевским троном Германии, а также благодаря живучести традиции. Корона, несмотря на многочисленные попытки, предпринимаемые французскими королями для того, чтобы получить достоинство императора, оставалась неизменно в руках немцев. Попытки Бонифация VIII снизить статус власти императора вызвали противоположный результат - движение в защиту ее.

Закат империи

Но слава государства уже осталась в прошлом. Несмотря на предпринимаемые Петраркой и Данте усилия, отвернулись от идеалов, изживших себя, представители зрелого Возрождения. А слава империи являлась их воплощением. Теперь лишь Германией ограничивался ее суверенитет. Отпали от нее Бургундия и Италия. Государство получило новое название. Оно стало именоваться "Священной Римской империей немецкой нации".

К концу 15 века прервались последние связи с престолом папы. К этому времени короли Священной Римской империи стали принимать титул, не отправляясь для получения короны в Рим. Власть князей в самой Германии усилилась. Принципы избрания на трон с 1263 года были определены в достаточной степени, а в 1356 году закреплены Карлом IV. Семь выборщиков (их называли курфюрстами) использовали влияние для того, чтобы выдвигать различные требования к императорам.

Это сильно ослабляло их власть. Ниже представлен флаг римской империи, существовавший с 14 века.

Габсбургские императоры

Корона с 1438 года находилась в руках Габсбургов (австрийских). Следуя тенденции, существовавшей в Германии, они жертвовали интересами нации ради величия своей династии. Карл I, король Испании, в 1519 году был избран под именем Карла V римским императором. Он объединил под властью своей Нидерланды, Испанию, Германию, Сардинию и Сицилийское королевство. Карл, император Священной Римской империи, в 1556 году от престола отрекся. Испанская корона после этого отошла к Филиппу II, его сыну. Преемником Карла в качестве императора Священной Римской империи был назначен Фердинанд I, его брат.

Распад империи

Князья на протяжении всего 15 века пытались безуспешно усилить роль рейхстага (представлены на котором были курфюрсты, а также менее влиятельные князья и города империи) за счет императора. Реформация, произошедшая в 16 веке, разрушила существовавшие надежды на то, что старую империю можно перестроить. В результате явились на свет различные секуляризованные государства, а также начались раздоры на почве религии.

Власть императора теперь являлась декоративной. В съезды дипломатов, занятые пустяками, превратились заседания рейхстага. Империя выродилась в непрочный союз между множеством мелких независимых государств и княжеств. В 1806 году, 6 августа, Франц II отказался от короны. Так распалась Священно Римская империя германской нации.

Представляя на суд читателя эти страницы, я испытываю некоторое волнение. Освещаемая в книге тема настолько сложна, что кое-кому она может показаться даже скучной. Но как можно ее представить ясно, не вдаваясь в излишества и не искажая действительности? Чтобы проложить в лесу аллеи французского сада, придется вырубить столько прекрасных деревьев!

Действительно, история Германской Священной Римской империи соткана из парадоксов. Была ли эта империя действительно Священной? Она стала считаться таковой с момента, когда ее правители приняли папство. Была ли эта империя Римской, если Вечный город считался ее столицей в строгом смысле этого слова лишь непродолжительное время, к несчастью тех, кто сделал такую попытку? И наконец, эта империя не могла считаться чисто Германской. По своему определению она должна была быть всеобъемлющей, стоять над всеми подвластными ей народами. Конечно, связь империи с Германией была очень прочной. Германцы воспринимали себя как единую нацию, потому как, давно покинув свои земли в погоне за идеей создания великой империи, они осознали свою общность. Однако избираемый ими король именовался не королем германских народов, а Римским королем, поскольку ему надлежало быть императором, подобно тому, как сыну французского императора Наполеона однажды предстояло стать правителем Рима. Германское королевство и наднациональная империя настолько тесно между собой связаны, что в немецком языке существует лишь одно слово - Рейх - для обозначения обоих этих понятий, в латинском же, напротив, различают королевство и империю .

Если логика исторических событий кажется нам противоречивой, то это происходит потому, что мы не воспринимаем историю как нечто целостное, а скорее ищем в ней те связи с некоей основной, стрежневой идеей, «одной из господствующих тем становления человечества». Стержневой идеей, унаследованной римской интеллигенцией у греческих философов, была общность людей в универсальном смысле, общность, единство и защиту которой обеспечивало государство, созданное римлянами. После принятия Константином христианства Римская империя (orbis romanus ) превратилась в империю христианскую (orbis christianus ), покровителем которой был Бог, а наместником на земле - император, совмещающий политическую и религиозную власть. Когда полчища варваров разрушили Западную Римскую империю, ее идеализированный образ стал еще более ярким. В мире, где необузданная сила и жестокость диктовали свои законы, память о правопорядке поддерживалась как залог лучшего будущего. Так рождался «миф о римской христианской общине, которая обрела территорию, о которой давно мечтала, и единую веру». Духовенство всецело поддерживало эту идею, поскольку его учение было обращено к прошлому, которое представлялось им особенно прекрасным по той причине, что оружие в те времена, как они считали, служило лишь правому делу. В обществе, где теперь правила военная сила, они чувствовали себя беззащитными. Не в их власти было возродить империю. И лишь активные, властные, проницательные и амбициозные правители могли проникнуться этим мифом и воплотить его в жизнь. Или правильнее сказать, попытаться это сделать, так как задача была не из легких. Сложные политические условия не позволяли действовать свободно, строя государство, лишь отдаленно напоминавшее империю, всегда нуждавшуюся в сильных, сведущих людях, обладавших исключительными способностями. Эти качества, к сожалению, были присущи далеко не всем и проявлялись у каждого по-разному. Некоторые правители, поддавшись порыву, доходили до крайностей в своем стремлении воплотить эту утопию. Для других, более прагматичных, более важен был не размер империи, а ее мощь. Деяния каждого из них несли на себе отпечаток их личности. История империи становилась, таким образом, и историей ее императоров.

Самый прославленный из них, Карл Великий, казалось бы, не должен фигурировать в галерее портретов, которые мы собираемся вам представить. Священная Империя была основана в 962 г., примерно через полтора века после его смерти. Однако и Оттон, и все его преемники стремились идти по его стопам. Все они желали взойти на трон в придворной церкви в Ахене и быть коронованными в соборе Святого Петра в Риме, как Карл Великий, чья коронация состоялась на Рождество 800 года. Воспоминания о нем превратились в легенду, придав мечте о великой империи еще одну черту, прошедшую сквозь века, - идею избранности народа, которому Провидением предназначено обрести единство. После римлян это предназначение перешло к франкам. Более того, стало невозможным претендовать на империю, не будучи потомком самых знатных франкских родов. Империя почти неизбежно разделилась на две части. Два города воплощали ее двойственность - прежде всего Рим, но в той же степени и Ахен.

И хотя память о Карле Великом пережила столетия, сотворенная им империя оказалось недолговечной. В 843 г. она распалась. Более никогда земли восточных франков, нынешняя Германия, и западных франков, нынешняя Франция, не объединятся. За короткое время то, что прежде было единой общностью Запада, распалось на бесчисленное множество княжеств и королевств. В начале X века имперская корона была лишь украшением, выставляемым напоказ мелкопоместными князьками. В последний раз ее скинули в 924 г. Оттон подхватил ее 2 февраля 962 г. Ему, правителю Восточной Франкии, были также подчинены Ломбардия и Лотарингия, земли которых тянулись до Мааса. Победа над венгерскими завоевателями значительно укрепила его влияние, и он счел, что именно он достоин возродить империю. Его владения были весьма обширные, однако средства, позволявшие их удержать в повиновении, оставались довольно средними. Власть Каролингов к востоку от Рейна была ограничена, и к тому же во всех других землях ее механизм был плохо налажен. Герцоги, которые возвели Оттона на престол, отнюдь не являлись безропотными исполнителями его воли. Этническая пестрота народов, входящих в состав империи, затрудняла управление ею, и даже народы, говорившие на одном германском языке, не составляли единую нацию. Чтобы пополнять свою казну, Оттон пользовался своей властью императора. Как Карл Великий и все христианские императоры, он считался наместником Бога на земле. В его руках была сосредоточена как духовная, так и светская власть, поэтому он мог рассчитывать на полную поддержку Церкви. Духовенство же составляло некий каркас общества, более походившее на организм, лишенный нервов и костей. Множество проблем и драматических ситуаций препятствовало развитию этой структуры, которой еще предстояло пережить жестокие испытания, однако симбиоз религии и политики оказался жизнеспособным. Преемники Оттона делали все возможное для сохранения такой системы. Она способствовала быстрому развитию империи и позволила ей достигнуть пика своего развития в середине X века.

Позднее эта великолепная конструкция пошатнулась. Папы осознали, что они несли ответственность перед всем христианским миром и что серьезные злоупотребления его подтачивали. Чтобы изменить ситуацию требовалась полная свобода действий. Недостаточно было поставить во главе империи некоего светского правителя, который постоянно вмешивался бы в дела церкви. Ситуация, при которой император претендовал бы на роль нового Мессии и назначал епископов по своему смотрению, была абсолютно неприемлемой. Больше всего досаждало папе, что император обладал незыблемой властью. Конфликт был неизбежен; борьба стала беспощадной. Нездоровая ситуация, сложившаяся в государстве, грозила ему гибелью. После полувековой ожесточенной борьбы было достигнуто согласие. Империя вышла из кризиса значительно ослабленной. Прелаты перестали быть должностными лицами, превратившись в вассалов. Государство больше не в праве было требовать от них абсолютного подчинения. Фридрих Гогенштауфен, прозванный Барбароссой, извлек урок из этих перемен и ввел четко организованную феодальную систему, ставшую одним из столпов, на которых покоилась монархия. Духовенство заняло в ней свою нишу, а империя стала называться Священной. Но Барбаросса желал воспользоваться богатствами, которыми изобиловала Италия. Брак его сына Генриха VI с наследницей нормандцев на Сицилии должен был обеспечить Гогенштауфену власть на полуострове. Это решение было принято, невзирая на стремление ломбардских городов к независимости, с которыми папы, не желавшие попасть в стальные клещи, заключили прочный союз. Преждевременная смерть Генриха VI и последовавшие за ней смутные времена позволили Святому престолу добиться невиданных ранее возможностей, оставив императору лишь права наследника Петра. Взяв за основу сицилийское государство, доставшееся ему в наследство от матери, внук Барбароссы Фридрих II, напротив, объявил себя полноправным властителем, «воплощением закона на земле». Жестокое противоборство возобновилось с новой силой, но, несмотря на взаимные усилия, оно ни к чему не привело. Фридрих II остался непобедимым, но и он в 1250 г. был сражен болезнью. Новость о его кончине послужила сигналом к смуте. Все было разрушено практически в один момент, и наступила полная анархия, длившаяся чуть ли не двадцать лет. Императоры-марионетки не имели достаточно сил, чтобы положить этому конец.

Лучшие статьи по теме