Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • Моя жизнь
  • Российский парусный фрегат. Пять знаменитых российских военных кораблей

Российский парусный фрегат. Пять знаменитых российских военных кораблей

Парусный флот представляет собой группу кораблей, передвигающихся с помощью паруса. Как правило, применение флота сопровождалось сразу же с появлением самих кораблей, которые пригодны для длительных экспедиций или морских сражений.

Краткая история парусников

Первые парусные корабли появились в последние годы античности. Они состояли из примитивных парусно-гребневых суден и могли развивать скорость выше ветра. Полноценным флотом группу таких кораблей назвать нельзя, т.к. каждый действовал в сражениях самостоятельно, а исход битвы решался в основном количеством. Основной техникой противостояния были таран, навал и абордаж. Большие парусно-гребневые корабли оснащались дополнительными орудиями: камнеметом (преимущественно для взятия прибрежных крепостей), гарпуном и греческим огнем.

В 12 — 13 веках появляются корабли, несущие на борту боевые орудия. Однако они получили развитие в сторону личной мощи. Судна типа Каракка могли в одиночку сражаться против небольшой группы кораблей, а также проводить рейдерские операции.

Если же вести речь о полноценном парусном корабле, впервые он был построен в Британской империи в 16 веке. Он носил имя Great Harry («Ве-ли-кий Гар-ри»). Первый военный парусник России спущен на воду в 1668 году. Он не относился к конкретному типу и носил имя «Орел».

Судно «Ве-ли-кий Гар-ри»

Регулярный военно-морской флот из парусников появляется в начале 17 века в западных державах. В подавляющем преимуществе это были колониальные империи — Британия, Португалия, Испания и Франция. Спустя 100-летие практически во всей Европе сформировался полноценный флот, который в дальнейшем играл ключевую роль в экспансионистских компаниях. Также боевыми кораблями овладели многие преступники — пираты.


Эра парусников 17 века

С открытием паровой машины крупные линейные корабли парусного флота еще некоторое время существовали, но парус уже не служил основной силой движения корабля. Он использовался в качестве дополнительного средства плавания на случай поломки котла или для экономии топлива при сильном ветре. Парусные судна были полностью вытеснены и броненосцами. Парусник с незащищенной мачтой не имел шансов против бронированного корабля. Стоит отметить, что в 60-х годах 19 века нарезной артиллерии еще не было и дредноуты были практически непотопляемы.

Классификация парусных суден

Спрос на корабли шел с учетом выполняемых им задач — для экспедиций или венных действий. Во втором случае от судна требовалось достигать конкретных тактических целей, что привело к развитию разных типов кораблей. Основными характеристиками любой боевой морской единицы были: водоизмещение, число артиллерийских орудий и мачт. В конечном итоге сформировалась классификация кораблей по рангам:

  • К первым трем относились только линейные корабли;
  • 4 — 5 ранга были фрегаты;
  • 6 — 7 ранга остальные более мелкие суда (бриги, тендеры, корветы).

Одновременно с развитием основных боевых единиц формировались дополнительные корабли, которые должны были решать вспомогательные задачи для достижения стратегических целей на поле боя.

В основном это были:

  • Брандеры. Судно с взрывчаткой на борту для поджога вражеского корабля. Они получили развитие благодаря простой подготовке. Брандеры не строили и они, фактически, не являются самостоятельным классом судна. Решение об их применении часто применялось уже в ходе боев, я для подготовки использовалось вышедшее из строя судно, которое не может вести бой, но еще способно плыть. Особый эффект был, если вражеский кораблю был в плотном строю с другими или находился в бухте.
  • Бомбардирские корабли. По своим возможностям не отличался от основных болевых кораблей — крупное 3-мачтовое судно с арторудиями. Он имел низкие борта и предназначался для обстрела береговой инфраструктуры (бухты, доки, укрепления). В морском бою также мог эффективно проявить себя, но из-за своих бортов становился легкой мишенью.
  • Транспортные судна. Среди них также были разные типы кораблей для конкретных задач (клиперы, шлюпы, пакетботы и др.)

Стоит отметить, что грузовые суда среди кораблей парусного флота колониальных держав практически отсутствовал. Грузы хранились на основных кораблях, а если нужда в транспортном корабле все же появлялась, они нанимались у частных лиц.

Основные боевые парусные корабли

Военно-морской флот в эпоху Ренессанса играл важную роль для любого государства, а его мощь определяла мировую политику того времени. Развитие кораблей продолжалось два столетия прежде, чем они получили четкую классификацию. Основными военными кораблями парусного флота были:

  • Бригантина. 2-мачтовое судно с прямой фок-мачтой и косой грот-мачтой. Появилось в 17 веке и использовалось для разведывательных операций. На борту размещалось 6 — 8 пушек.
  • Бриг. 2-мачтовый корабль 7-го ранга с водоизмещением до 400 т. Являлся основным разведывательным посыльным судном во всех флотах мира. Также на борту имел от 8 до 24 пушек, которые использовались для отстрела при уходе от погони. Появился в качестве более практичного и простого варианта бригантин, однако не вытеснил их полностью.
  • Галион. Самое крупное судно времен 15 — 17 веков. Могла включать от 2 до 4 мачт, а водоизмещение составляло до 1600 т. Галионы были господствующими суднами в сражениях до появления линкоров.
  • Каравелла. 3 — 4 мачтовое универсальное судно водоизмещением до 450 т. Более широкое применение получило в экспедициях. Хорошая мореходность достигается благодаря разносторонним мачтам и надстройками на носу и корме. Несмотря на высокий борт, каравеллы были только однопалубными суднами. В боях часто служили грузовым судном, способным отстреливаться от небольших кораблей и при абордаже.
  • Каракка. Крупное 3-мачтовое судно ранних времен. Имело водоизмещение до 2000 т. и 30 — 40 пушек на борту. Корабль мог перевезти большое число пассажиров, до 1300 человек. Каракка хорошо зарекомендовала себя в 13 — 16 веках в качестве мощного судна, способного в одиночку дать отпор. Однако с формированием флотов и появлением крупных кораблей они утратили свое значение.
  • Корвет. 2 — 3 мачтовое судно с водоизмещением до 600 т для решения тактических задач. Появился в 18 веке и один из двух (наряду с фрегатом) классов кораблей, сохранившихся до наших дней. Использовался для крейсерской охоты или уничтожения одиночных целей, реже для разведки. Оснащался открытой или закрытой артбатареей с десятками орудий.
  • Линейный корабль. Крупнейшее 3-мачтовое судно с тремя артиллерийскими палубами (в основном с закрытыми батареями). По стандарту линкорами считались судна водоизмещением до 5000 т., однако известно в истории много кораблей этого типа и до 8000 т. Вся батарея могла включать до 130 пар орудий, расположенных вдоль бортов. Использовались в основном для борьбы с такими же крупными кораблями и обстрела береговой линии. Линкоры одни из немногих боевых парусников, которые служили в морских силах до начала 20 века.
  • Флейт. 3-мачтовый транспортный парусник. Водоизмещение было произвольным, но зачастую не превышало 800 т. Имели до 6 пушек и отличались высокой маневренностью. Часто использовались корсарами для грабежей. В России первые флейты появились в Балтийском флоте в 17 веке.
  • Фрегат. 3-мачтовое судно с водоизмещением до 3500 т. Следующий по мощности после линкора и имел на борту до 60 пар пушек. Использовался в качестве крупного корабля поддержки на всей линии фронта или выполнения коммуникационных задач (охрана торговых кораблей). Являлся основной боевым кораблем парусного флота Российской империи.
  • Шлюп. 3-мачтовый корабль с низкими бортами. Имел водоизмещение до 900 т. и 16 — 32 арторудия. Служил в качестве дальнего разведывательного или экспедиционного судна. Шлюпы были популярны в 17 — 19 веках среди российских экспедиторов для кругосветных путешествий.
  • Шнява. Небольшой парусник с 2 прямыми мачтами, получивший распространенность в скандинавском регионе. В России активно использовались Петром I для разведывательных операций перед сражениями. Водоизмещение до 150 т., а число орудий колебалось от 2 до 18.
  • Шхуна. Судно с произвольным, в основном крупным водоизмещением. Могло включать до 16 орудий и распространялось в составе парусного флота Российской империи. Боевые шхуны были исключительно 2-мачтовыми, а посыльные судна имели произвольное число мачт.

В отдельных странах были уникальные типы боевых суден, которые не получили распространение. Например, португальские корабли, сравнимые по водоизмещению с фрегатом, но имевшие несколько орудийных палуб, назывались крейсерами, хотя такой тип закрепился уже за более современными кораблями.

Крупные корабли российского парусного флота

Первые упоминания о российских парусниках можно найти в «Повести временных лет», которая рассказывает о походе князя Олега в Византию на кораблях. Российский парусный флот формируется уже Петром I. Строительство первых кораблей шло по подобию европейских. Первое крупное сражение отечественного флота отмечается со Шведами в Северной войне. В дальнейшем военно-морские силы начинают только расти.


Крупный корабли Балтийского флота

Крупнейшими военными парусниками в России (как и в мире) были линейные корабли. Первые линкоры были заложены в приладожской верфи, у которой не было опыта в строительстве больших кораблей, в результате чего судна получили слабую мореходность и маневренность. Список парусных линейных кораблей российского императорского флота, которые стали первыми в строю на Балтике:

  • Рига,
  • Выборг,
  • Пернов,

Все три корабля спущены на воду в 1710 году и классифицировались как линейные корабли 4 ранга. На бортах размещались 50 орудий разного калибра. Экипаж судна составлял 330 человек. Парусные корабли в российском флоте также утратили свое значение с развитием паровых машин и броненосцев, однако еще использовались для разведывательных операций вплоть до времен гражданской войны.

Предлагается к прочтению:

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «ИНГЕРМАНЛАНД»

Этот 64-пушечный линейный корабль принято считать квинтэссенцией кораблестроения эпохи Петра I. К моменту его закладки в России уже накопили значительный опыт постройки, но количество орудий на линейных кораблях не превышало 60. При постройке «Ингерманланда» этот рубеж преодолели - на него установили 64 пушки.

Корабль проектировал лично Пётр I, который внедрил в его конструкции ряд новинок: отсутствие традиционной для более ранних кораблей высокой кормы, усовершенствованная конструкция киля, фок- и грот-мачты с третьим рядом прямых парусов (фор- и грот-брамсели).

Корабль заложили в 1712 году. Имя он получил в честь недавно отвоёванной у Швеции Ингерманландии, на землях которой расположился Санкт-Петербург. Непосредственным руководителем постройки был принятый Петром на службу в Россию британский корабельный мастер Ричард Козенц.

«Ингерманланд» стал первым российским кораблём, показавшим высокую скорость и хорошие мореходные качества. Корабль настолько понравился государю, что он в течение нескольких лет держал на нём свой флаг. Так было в 1716 году, когда Пётр I лично возглавил объединённую англо-голландско-датско-русскую эскадру в экспедиции к острову Борнхольм, а также в 1719 году, когда Балтийский флот подошёл непосредственно к Стокгольму.

В память о славных походах государь приказал: «Хранить [«Ингерманланд»] для памяти». С 1725 года корабль в море уже не выходил, его корпус постепенно прогнил и стал заполняться водой, в результате чего в 1738 году «Ингерманланд» сел на мель в Кронштадтской гавани. Вскоре его разобрали на дрова.

Отлично проработанная Петром I конструкция с небольшими изменениями повторялась в русском флоте практически до конца XVIII века.

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «СВЯТОЙ ПАВЕЛ»

84-пушечный линейный корабль «Святой Павел» заложили в Николаеве в 1791 году. Чертежи разработал корабельный инженер Семён Афанасьев по распоряжению Григория Потёмкина. В 1795 году корабль перешёл в Севастополь. С 30 апреля по 3 мая 1798 года вместе с линейными кораблями «Захарий и Елизавета», «Святой Пётр», «Святая Троица» и «Богоявление Господне» участвовал в проводимых по указанию Павла I сравнительных испытаниях, но показал далеко не лучший результат. Однако именно «Святой Павел» вошёл в военно-морского искусства, так как на нём держал свой флаг знаменитый флотоводец Фёдор Ушаков в период штурма крепости Корфу в 1799 году.

Россия в то время входила в коалицию европейских стран, воевавших с Францией, поэтому в Средиземное море направилась черноморская эскадра из шести линейных кораблей, семи фрегатов и трёх бригов с десантом на борту под командованием уже прославившегося к тому времени своими победами над турками Ф.Ф. Ушакова. После прохода проливов к ней присоединились теперь уже союзные турецкие силы в составе четырёх линейных кораблей и шести фрегатов.
Вскоре адмирал приступил к освобождению занятых Францией Ионических островов. Главным опорным пунктом противника на них являлась считавшаяся неприступной крепость Корфу, вооружённая 650 орудиями и гарнизоном в 3000 военнослужащих. Запасы продовольствия позволяли выдержать полугодовую осаду.

Операцию против Корфу Ф.Ф. Ушаков решил начать стремительной атакой прикрывавшего вход в гавань острова Видо, которым русский десант при поддержке корабельной артиллерии овладел в течение нескольких часов. Не давая французам передышки, второй десант молниеносно захватил два форта непосредственно на Корфу, что серьёзно деморализовало противника. 20 февраля 1799 года на борту «Святого Павла» был подписан акт о капитуляции французской крепости. Столь мастерские действия Фёдора Ушакова заслужили восторженный отзыв великого Александра Суворова, написавшего: «Ура! Русскому флоту! Я теперь говорю самому себе: зачем я не был при Корфу хотя мичманом?». Благодарные за освобождение жители острова преподнесли адмиралу украшенную бриллиантами золотую шпагу.

25 июля «Святой Павел» ушёл из Корфу в итальянскую Мессину для совместных действий с британским флотом, а 26 октября следующего года вернулся в Севастополь.

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «АЗОВ»

74-пушечный линейный корабль «Азов» заложили в октябре 1825 года на Соломбальской верфи в Архангельске. Официально строителем корабля считался знаменитый мастер Андрей Курочкин, но к тому времени он уже был пожилым человеком, и фактически работами руководил также впоследствии прославившийся Василий Ершов. Проект оказался настолько хорош, что по нему на русских верфях в 1826–1836 годах построили 15 однотипных кораблей.
Ещё до завершения постройки командиром «Азова» назначили известного русского мореплавателя, первооткрывателя Антарктиды и будущего командующего Черноморским флотом, капитана 1-го ранга Михаила Лазарева. В состав экипажа зачислили и будущих героев обороны Севастополя: лейтенанта Павла Нахимова, мичмана Владимира Корнилова и гардемарина Владимира Истомина.

В августе-сентябре 1826 года корабль перешёл из Архангельска в Кронштадт и вскоре в составе объединённой англо-французско-русской эскадры отправился в Средиземное море для оказания помощи Греции в борьбе с турецкими завоевателями. 20 октября 1827 года состоялось Наваринское сражение, в ходе которого «Азов» вёл бой против пяти неприятельских кораблей. Героический экипаж потопил три фрегата, один корвет и вынудил турецкого флагмана «Мухарем-бей» выброситься на берег.

Но победа далась недёшево. В ходе боя на «Азове» оказались перебиты все мачты и стеньги, в корпусе насчитали 153 пробоины (из них семь - ниже ватерлинии). Потери экипажа составили 24 человека убитыми и 67 ранеными.

Указом императора Николая I от 17 (29 декабря) 1827 года впервые в истории русского флота «Азову» был пожалован кормовой адмиральский Георгиевский флаг «в честь достохвальных деяний начальников, мужества и неустрашимости офицеров и храбрости нижних чинов». Также предписывалось всегда иметь в составе флота корабль «Память Азова». Подлинный флаг «Азова» в настоящее время находится в экспозиции Центрального военно-морского музея.

КРЕЙСЕР «ВАРЯГ»

Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Варяг» построили в Филадельфии на верфи «Крамп и сыновья». В 1901 году на корабле подняли Андреевский флаг. Крейсер получился исключительно красивым и поражал современников совершенством пропорций. Кроме этого, при его строительстве применили множество технических новинок: большинство механизмов, включая даже тестомешалки в пекарне, получили электрические приводы, практически во всех служебных помещениях установили телефонные аппараты. Для снижения пожароопасности всю мебель изготовили из металла. «Варяг» мог развивать достаточно высокую для своего класса скорость 24 узла.

Вскоре после вступления в строй крейсер перешёл в Порт-Артур. С начала января 1904 года он вместе с канонерской лодкой «Кореец» находился в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле. 8 февраля японская эскадра под командованием контр-адмирала Сотокити Уриу блокировала порт и приступила к высадке десанта. На следующий день командир «Варяга» Всеволод Руднев получил от японцев ультиматум покинуть порт, в противном случае они угрожали атаковать русские корабли прямо на рейде. Русские приняли решение выйти в море и попытаться с боем прорваться в Порт-Артур. Однако, проходя тесным фарватером, «Варяг» не мог использовать своего главного преимущества - скорости.

Бой продолжался около часа. Японцы выпустили по русским кораблям в общей сложности 419 снарядов. Потери экипажа «Варяга» составили 130 человек, в том числе 33 убитыми. К концу боя крейсер практически полностью исчерпал возможности к сопротивлению из-за выхода из строя значительного количества орудий, повреждения рулевых приводов и наличия нескольких подводных пробоин, которые не было возможности исправить собственными силами. Экипаж свезли на нейтральные корабли, а крейсер, чтобы избежать захвата японцами, затопили, открыв кингстоны. Восхищённое подвигом русских моряков, японское правительство открыло в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило В.Ф. Руднева орденом Восходящего солнца. Вернувшиеся в Россию члены экипажа «Варяга» и «Корейца» встретили триумфальный приём.

В 1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели его в состав своего флота под именем «Сойя». В 1916 году его выкупила Россия, включив в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В феврале 1917 года «Варяг» ушёл на ремонт в Великобританию. После отказа советского правительства платить по царским долгам британцы конфисковали корабль и продали его на слом. При буксировке на разделку в 1925 году «Варяг» затонул в Ирландском море.

ЭСМИНЕЦ «НОВИК»

«Новик» был спроектирован и построен на средства «Особого комитета по усилению флота на добровольные пожертвования». Он стал первым эсминцем российской постройки, оснащённым паротурбинной силовой установкой с котлами высокого давления на жидком топливе.

На ходовых испытаниях 21 августа 1913 года корабль достиг рекордной скорости в 37,3 узла. Другой отличительной особенностью «Новика» явилось мощное артиллерийское и торпедное вооружение из четырёх 102-мм скорострельных пушек Обуховского завода и такого же количества двухтрубных торпедных аппаратов.

Характеристики «Новика» оказались столь удачны, что по слегка изменённым проектам в России заложили 53 корабля этого типа. К началу Первой мировой войны они считались лучшими в своём классе.

4 августа 1915 года «Новик» вступил в бой с двумя новейшими германскими эсминцами V-99 и V-100. Меткий огонь комендоров эсминца нанёс немецким кораблям серьёзные повреждения, причём V-99 подорвался на минах, выбросился на берег и через два часа был взорван командой. Сам «Новик» в этом бою не пострадал и потерь в личном составе не имел.

Многие эсминцы этого типа продолжили службу и в советском флоте, приняв активное участие в Великой Отечественной войне. 26 августа 1941 года «Новик», находясь в охранении крейсера «Киров», подорвался на мине и затонул.

28 июня 1712 года в присутствии Петра I на воду спущен первый русский линейный корабль. Вспоминаем 7 легендарных отечественных парусников, которые сделали имя российскому флоту.

Галиот "Орел"

В 1668 г., по указу царя Алексея Михайловича, русские судостроители построили на реке Оке первый крупный боевой парусный корабль - галиот «Орел». Длина "крупного" судна - 24.5 м, ширина 6.5 м. Экипаж - 22 матроса и 35 стрельцов. Это двухпалубное судно несло три мачты и было вооружено 22 пищалями. "Орёл" был первым чисто парусным военным кораблем, построенным в России. На фок- и грот-мачтах «Орла» были установлены прямые паруса, а на бизань-мачте - косой. Вот строки из указа царя Алексея Михайловича по этому кораблю: «Кораблю, который в селе Дединове сделан, прозвание дать «Орлом». Поставить на носу и корме по орлу и на знаменах нашить орлы же». Когда «Орел» был готов, на его корме и носу укрепили деревянных резных двуглавых орлов, окрашенных под золото. Эти геральдические символы царской власти являлись своеобразным подтверждением названия корабля, а затем стали традиционным украшением всех военных судов.

Яхта «Святой Петр»

"Cвятой Петр" - первый русский военный корабль, пронесший российский флаг в зарубежных водах. Яхта Петра I построена в Архангельске по голландскому образцу в 1693 году. Этот небольшой парусник имел одну мачту с прямым и косым парусами и был вооружен 12 пушками. Петр I впервые вышел на нем в открытое море сопровождать уходившие из Архангельска голландские и английские купеческие суда и дошел с ними до восточных берегов Кольского полуострова. В мае следующего, 1694 года он снова приезжает в Архангельск и совершает плавание на Соловецкие острова, а затем сопровождает очередной караван купеческих судов, уходящий из Архангельска, до мыса Святой Нос, иначе говоря, до выхода в океан. Отслужив тридцатилетнюю морскую службу, яхта стала первым в Архангельске музейным объектом.

Галера "Принципиум"

В 1696 году это судно первым вышло в Азовское море, а в июне, в составе российского флота, участвовало в осаде турецкой крепости Азов. Построена в начале 1696 года в Воронеже по голландскому образцу. Длина - 38, ширина - 6 метров, высота от киля до палубы - около 4 м. В движение приводилась 34 парами весел. Численность экипажа - до 170 человек. Имела на вооружении 6 пушек. По типу "Принципиума", лишь с некоторыми изменениями, было построено еще 22 судна для участия в Азовском походе Петра I. Во время 12-дневного перехода из Воронежа в Черкесск на ее борту Петром I был написан так называемый «Указ по галерам», явившийся прототипом "Морского Устава", в котором были оговорены дневные и ночные сигналы, а также указания на случай боя. По окончании боевых действий под Азовом галера была разоружена и поставлена на Дону недалеко от крепости, где впоследствии за ветхостью была разобрана на дрова.

Фрегат "Крепость"

"Kрепость" - первый русский военный корабль, вошедший в Константинополь.Построен на Паншинской верфи в 1699 году, недалеко от устья Дона. Длина - 37,8, ширина - 7,3 метра, экипаж - 106 человек, вооружение - 46 орудий. Летом 1699 года "Крепость" под командованием капитана Памбурга доставила в Константинополь посольскую миссию, возглавляемую думным советником Ем. Украинцевым. Появление русского военного корабля у стен турецкой столицы вынудило турецкого султана пересмотреть свое отношение к России. Между Турцией и Россией был оперативно заключен мирный договор. Фрегат, к тому же, впервые вышел и в воды Черного моря, что позволило русским морякам произвести гидрографические промеры Керченского пролива и Балаклавской бухты (также впервые!). Одновременно были составлены и первые планы Крымского побережья.

Линейный корабль "Полтава"

«Полтава» - первый линейный корабль русского флота, и первый - построенный в Петербурге. Строительством «Полтавы», названной так в честь выдающейся победы над шведами под Полтавой, руководил Петр I. Длина - 34,6 ширина - 11,7, имел на вооружении 54 пушки 18, 12 и 6-ти фунтового калибров. После вступления в строй в 1712 году этот корабль участвовал во всех кампаниях русского Балтийского корабельного флота в годы Северной войны, а в мае 1713 года, прикрывая действия галерного флота по овладению Гельсингфорсом, был флагманским кораблем Петра 1.

Линейный корабль "Победоносец"

"Победоносец" - первый корабль 66-пушечного ранга, с усовершенствованными боевыми и мореходными качествами. Лучшее судно своего времени, построенное после смерти Петра I. Собрано по чертежам и под непосредственным наблюдением одного из талантливейших русских кораблестроителей А. Катасонова. Длина по нижней палубе - 160 футов; ширина - 44,6 футов. Вооружение состояло из двадцати шести 30-фунтовых, двадцати шести 12-фунтовых и четырнадцати 6-фунтовых орудий. Спущен на воду в 1780 году. Он был одним из немногих русских кораблей-долгожителей. Прослужил 27 лет.

Шлюп «Мирный»

Корабль Первой русской антарктической кругосветной экспедиции 1819-1821 гг., открывшей Антарктиду. "Мирный" - это перестроенное вспомогательное судно. Наделкой штульцев у шлюпа удлинили кормовую часть, на форштевне поставили княвдигед, дополнительно обшили корпус дюймовыми досками, прочно закрепив их медными гвоздями. Корпус тщательно проконопатили, а подводную часть, чтобы она не обрастала водорослями, покрыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепления на случай воздействия льдин, сосновый руль был заменен дубовым. Ранее поставленный стоячий такелаж, ванты, штаги и другие снасти, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более прочными, применяемыми на кораблях военно-морского флота. Строительство велось на Олонецкой верфи в Лодейном поле, близ Петербурга.Шлюп "Мирный" был трехмачтовым двухпалубным кораблем, вооруженным 20 пушками: шестью - 12-фунтовыми (калибр 120 мм) и четырнадцатью 3-фунтовыми (калибр 76 мм). Экипаж насчитывал 72 человека.Более двух лет корабль находился в плавании, пройдя под парусами расстояние, в два с лишним раза превышающее длину экватора.

27 марта 1854 года после сокрушительной победы русского флота над турецким у порта Синоп, названной в западной прессе «синопской резней», Англия и Франция объявили войну России. Так вместе со вторым этапом Крымской войны начался закат эпохи русских парусных судов.

Накануне

"Смотр Черноморского флота в 1849 году" - картина Ивана Айвазовского, написанная в 1886 году

К началу Крымской войны даже на фоне более современных английских кораблей военно-морские силы Российской империи представляли собой значительную силу. В них входили Черноморский и Балтийский флоты, а также четыре небольшие флотилии – Беломорская, Каспийская, Камчатская и Аральская. Это было ни много ни мало 40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета и брига вместе с 16 пароходофрегатами – кораблями, оснащёнными помимо парусов ещё и паровым двигателем. Всё это дополнялось отличной выучкой личного состава, про подготовку которого не без восхищения отзывались даже враги. Так, датский морской министр накануне Балтийских сражений на вопрос английского адмирала Ч. Непира о состоянии русского флота ответил:

О, они маневрируют прекрасно, всегда ходят на очень малых интервалах.

Но если Балтийский флот в то время считался «лицом» императорского флота и больше внимания уделял подготовке к смотрам, нежели к боевым действиям, то Черноморский флот из-за своей близости с Портой находился в постоянной боевой готовности. Бывший под управлением выдающихся адмиралов того времени – Нахимова, Корнилова, Истомина, – он существенно превосходил по силе своего главного противника – Османскую империю. На его вооружении было 7 пароходофрегатов, 16 корветов и бригов, 6 парусных фрегатов, 14 парусных линейных кораблей и более сотни мелких судов против 70 турецких военных кораблей.

Русские парусники середины XIX века славились своим вооружением и быстроходностью – 120-пушечные корабли «Великий князь Константин», «Париж» и «Двенадцать апостолов» не знали себе равных. Поэтому у Николая I были серьёзные основания надеяться на успех в Крымской войне, не вступи в войну Англия и Франция. Совместный флот союзников Турции в два раза превосходил русский по количеству линейных кораблей и почти в десять раз по количеству паровых винтовых кораблей. Против последних оказались бесполезными и богатейший опыт легендарных адмиралов, и отменная выручка личного состава.

Паровой двигатель против парусов


Пароходофрегат «Декарт» у Севастополя

В чём же был секрет пароходов и почему их до сих пор не было на вооружении русской армии? Обычно это объясняют отсталостью отечественного судостроения в сравнении с английским или французским, к которой нас привели затянувшееся крепостное право и, как следствие, экономическая отсталость. Это верно лишь отчасти. На самом деле первое российское судно с паровым двигателем – барка «Елизавета» – было спущено на воду ещё в 1815 году в Петербурге, всего лишь через 7 лет после того, как первый удачный пароход «Клермонт», созданный Робертом Фултоном, был испытан в США. К 1840 году в России курсировало уже около сотни пароходов, которые в основном принадлежали частным компаниям. У них были огромные преимущества перед парусниками: для их управления требовалась меньшая команда, что позволяло владельцам транспортных компаний сэкономить, они могли спокойно подниматься по течению крупных рек, не должны были стоять на рейде в ожидании буксира, а главное, не зависели от погоды, способные спокойно маневрировать при любом ветре.

Но, несмотря на все эти очевидные плюсы, военно-морское командование Российской Империи не торопилось обзаводиться военными пароходами. Успех, сопровождавший русский парусный флот ещё со времён Петра, не давал спокойно взглянуть в лицо прогрессу. Многие царские министры и адмиралы были уверены, что парусный флот не просто остаётся боеспособным, но и значительно выигрывает перед новыми паровыми машинами. Кроме того, парусные суда выглядели куда более эффектно, нежели пароходы или пароходофрегаты, которые были на вооружении России с 1838 года, но не принимали участия в боевых действиях вплоть до 5 ноября 1853 года, когда русский пароходофрегат «Владимир» захватил в плен турецкий пароход «Перваз-Бахри». Во время сражения оба судна шли против ветра, чем показали явное преимущество паровых судов перед парусными.

Последняя победа


Синопское сражение

Но перед окончательным падением парусный флот ждала последняя, но блестящая победа. В октябре 1853 года в Севастополе стало известно, что противник намеревается совершить набег на плохо защищённые кавказские порты и собирает силу в Синопе. На перехват отправились 6 линейных кораблей и 2 фрегата против 7 турецких фрегатов, 3 корветов, 2 пароходов и 4 транспортных судов, которых поддерживали шесть береговых батарей.

Замысел адмирала Нахимова состоял в том, чтобы быстро ввести корабли в Синопский рейд и с короткой дистанции атаковать врага сразу всеми линейными кораблями. Два оставшихся фрегата были оставлены охранять выход из бухты, чтобы не дать турецким кораблям вырваться из окружения. Для каждого судна были заранее избраны цели. От дальнейшей детализации атаки Нахимов отказался, отдав следующий приказ: «Я предоставляю каждому совершенно независимо действовать по усмотрению своему, но непременно исполнять свой долг».

Утром 18 ноября русские суда снялись с якоря и в две колоны по три линейных корабля в каждой ринулись на Синопский рейд. Несмотря на ожесточённый огонь со стороны противника, они без единого выстрела прибыли на назначенные места, и лишь потом открыли ответный огонь, в том числе из «секретного оружия» – бомбических пушек, стрелявших разрывными снарядами, которые на тот момент были на вооружении только у русского флота. Результат дал о себе знать почти сразу – уже через полчаса первый турецкий флагманский корабль «Авни-Дллах», по которому вела огонь 120-пушечная «Императрица Мария», выбросило на мель. За следующие три часа были уничтожены оставшиеся 14 судов и все береговые батареи. Удалось скрыться лишь пароходу «Таиф» под командованием английского офицера, советника турецкого флота Слейда. Парусные фрегаты не смогли тягаться с паровым двигателем.

За время синопского сражения турецкий флот потерял свою основную силу: из 16 турецких кораблей, стоявших у Синопа, 15 было уничтожено и более 3000 человек убито и ранено. Русская эскадра не потеряла ни одного корабля, из личного состава было убито 38 человек. Этой блистательной победой русского флота завершилась многовековая эпоха парусных гигантов. Правительство Англии и Франции, на вооружении у которых были пароходные суда, бросили вызов России.

Гибель

Линейный корабль «Три Святителя»

В сентябре 1854 года англо-французские войска подошли к берегам Крыма. Главной целью был захват Севастополя. Флот противника состоял из 34 линейных кораблей, 55 фрегатов, 50 колесных и винтовых пароходов, в то время как у Черноморского флота было лишь 50 судов, среди которых только 11 колёсных пароходов, уступавших в возможностях маневрирования и скорости винтовым. Прямое столкновение обернулось бы гибелью для всех русских кораблей и взятием города. Поэтому, чтобы хоть как-то затруднить противнику подход к Севастополю, Корнилов отдал приказ о затоплении между Константинопольской и Александровской батареей двух фрегатов и пяти старых линейных кораблей, в том числе и героя синопского сражения – «Три Святителя»: «Вы пробовали неприятельские пароходы и видели корабли его, не нуждающиеся в парусах. Он привёл двойное число таких, чтоб наступать на нас с моря; нам надобно отказаться от любимой мысли – разразить врага на воде».

Оставшимся кораблям почти целый год удавалось удачно сдерживать наступление противника. Особую роль сыграл отряд пароходофрегатов капитана 2-го ранга Г. И. Бутакова. Не уступая врагу в скорости и маневрировании, он совершал неоднократные вылазки из Севастопольского рейда, нападая на неприятельские пароходы.

Но численное превосходство врага, который к тому же не был отрезан от своего подкрепления, сыграло свою роль. 28–30 августа для защиты Северной бухты затопили последние суда: линейные корабли «Париж», «Храбрый», «Великий Князь Владимир», «Чесма», «Императрица Мария», «Ягудиил», корвет «Калипсо», фрегат «Кулевчи», несколько бригов, транспорт «Гагры» и все пароходофрегаты. Их экипажи, отправившиеся защищать Севастополь на бастионах, давали укреплениям имена своих погибших кораблей. Так, Чесменским, Ростиславским, Язоновским и другими редутами, завершилась история черноморского парусного флота.

На Балтике

Великий князь Константин Николаевич

Англичане, впрочем, не хотели ограничиваться взятием Севастополя и ряда других черноморских городов. Их планы пролегали куда дальше – на Север, к Балтике, к Петербургу. Весной 1854 года в Балтийское море были направлены значительные силы противника: английская эскадра адмирала Непира в составе 30 винтовых, 6 парусных линейных кораблей и более 26 пароходов, а также парусная французская эскадра под командованием адмирала А. Ф. Парсеваль-Дешена.

Балтийский флот Российской империи практически не уступал англо-французскому ни по количеству кораблей, ни по уровню подготовки комендоров. Но у страха глаза велики. Неудачи черноморского флота и слухи о несокрушимости врага мешали трезво оценить ситуацию. Верховное командование в лице великого князя Константина Николаевича отказалось от наступления, предпочтя занять оборонительную позицию. В результате была упущена единственная возможность разбить англичан до прихода французской эскадры. В дальнейшем две дивизии Балтийского флота, между которыми до конца боевых действий не было единого командования, были обречены на полнейшую пассивность в боевых действиях. До конца кампаний 1854–1855 годов балтийский флот оставался безучастным свидетелем событий, избегая атаки даже на малые группы противника.

Крымская война не только завершилась практически полным разгромом русского парусного флота, но и показала бесспорное превосходство пароходов над парусами. Уже через год после войны, в 1857 году, была утверждена судостроительная программа, по которой последний флот Российской империи – Балтийский практически полностью переходил на винтовые корабли. Эпоха великих парусных судов ушла в прошлое, уступив место паровому флоту.

Линейные корабли Балтийского флота (1710-1724)

90-пушечные

  • Лесное , 90 ор., 1718
  • Гангут , 92 ор., 1719
  • Фридрихштадт , 90 ор., 1720

80-пушечные

  • Без названия, 80 ор., 1713. Строился для Балтийского флота, но заказ не был вовремя оплачен и не состоялся.
  • Северный Орёл, 80 ор., 1720
  • Фридемакер , 80 ор., 1720
  • Святой Пётр , 80 ор., 1720
  • Святой Андрей , 80 ор., 1721

70-пушечные

  • Леферм , 70 ор.
  • Святой Александр , 70 ор., 1717
  • Нептунус , 70 ор., 1718

66-пушечные

  • Ингерманланд , 64 ор., 1715
  • Москва , 64 ор., 1715
  • Ревель , 68 ор.
  • Исаак-Виктория , 66 ор., 1719
  • Астрахань, 66 ор., 1720
  • Святая Екатерина , 66 ор., 1721
  • Пантелеймон-Виктория , 66 ор., 1721
  • Дербент, 66 ор., 1724

60-пушечные

  • Святая Екатерина , 60 ор., 1713. Переименована в Выборг в 1721 г.
  • Шлиссельбург , 60 ор., 1714
  • Нарва , 60 ор., 1714
  • Мальбург / Мальборо, 60 ор. Построен в 1714 году в Голландии по заказу России. Выведен из состава флота в 1747 г.
  • Syurireis (=Surrey?) - Продан Испании в 1714 г. (как Real Macy, 60 ор.)? (никогда не входил в состав Русского флота).

54-х и 56-пушечные

  • Полтава , 54 ор., 1712
  • Портсмут, 54 ор., 1714
  • Лондон, 54 ор. (бывш. англ.) - Приобретён в 1714 г. Ф. С. Салтыковым, разбился 1. 10. 1719 г.
  • Санкт-Михаил, 54 ор., 1723
  • Рафаил, 54 ор., 1724
  • Ништадт, 56 ор. (1721, построен в Голландии по заказу России, пришёл в Россию как Rotterdam) - Разбился в 1721 г. на пути в Россию.
  • Без названия, 56 ор. (1710, бывш. франц. Beau Parterre, бывш. голланд. Schonauwen, захвачен в 1711 г.) - На пути в Россию захвачен Швецией и переименован в Kronskepp.

50 и 52-пушечные

  • Рига , 50 ор., 1710
  • Выборг , 50 ор., 1710
  • Пернов , 50 ор., 1710
  • Без названия (1711) , 50 ор., 1711
  • Гавриил , 52 ор., 1713
  • Рафаил , 52 ор., 1713
  • Михаил , 52 ор., 1713
  • Рандольф, 50 ор. (бывш. англ. Randolph) - Приобретён в Англии в 1712 г. Т. Стельсом, вышел из состава флота в 1725 г.
  • Булинбрук, 52 ор.(постройки 1702 г., бывш. англ. Sussex) - Взят шведами в 1714 г. на пути в Россию, возвращён Англии.
  • Оксфорд, 50 ор. (постройки 1699 г., бывший Tankerfield ) - Приобретён в 1712 г., продан в Англии в 1717 г.
  • Виктория, 50 ор. (1706, Англия , бывш. франц. Grand Vainqueur, (бывш. франц. Gaillard) Oaillard ? бывш. голланд. Overwinnaer, захвачен в 1708 г.) - Приобретён для русского флота в 1712 г. Ф. С. Салтыковым, переделан в провиантшип (1716), выведен из состава флота после 1739 г.
  • Страфорд 50 ор. (построен в 1700 г. в Англии, бывш. англ. Wintworth) - Приобретён для русского флота в 1712 г. Ф. С. Салтыковым, госпиталь (1717), брандер (1727), разобран в 1732 г.
  • Фортуна, 50 ор. (бывш. англ. Fortune) - Приобретён для русского флота в 1713 г. Ф. С. Салтыковым, разбился в 1716 г.
  • Армонт , 50 ор. (бывш. англ. Armont) - Приобретён для русского флота в 1713 г. Ф. С. Салтыковым, брандер (1734), разобран в 1747 г.
  • Арондель , 50 ор. (бывш. англ. Arundel) - Приобретён для Русского флота в 1713 г. Ф. С. Салтыковым, выведен из состава флота в 1747 г.
  • Перл, 50 ор. (1706/13, бывш. голланд. Groote Perel) - Приобретён для русского флота в 1713 г., госпиталь (после 1734).
  • Ричмонд, 46 ор. (бывш. англ.) Приобретён для русского флота в 1714 г. Ф. М. Салтыковым. Разобран в 1721 г.
  • Британия, 50 ор. (бывш. англ. Great Allen) - Приобретён для русского флота в 1714 г. Ф. С. Салтыковым, переоборудован в прам (1728).
  • Девоншир, 52 ор. (1714, построен в Голландии по заказу России) - Выведен из состава флота после 1737 г.
  • Уриил , 52 ор., 1715
  • Ягудиил , 52 ор., 1715
  • Селафаил , 52 ор., 1715
  • Варахаил , 52 ор., 1715
  • Принц Евгений, 50 ор. (1721, построен в Голландии по заказу России) - Выведен из состава флота после 1739 г.

Линейные корабли Балтийского флота 1725-1740 гг

100-110-пушечные

  • Пётр Первый и Второй , 100 ор., 1727
  • Императрица Анна , 114 ор., 1737

66-пушечные

  • Нарва, 66 ор.
  • Святая Наталья, 66 ор.
  • Слава России , 66 ор., 1733
  • Северный Орёл , 66 ор., 1735
  • Ревель , 66 ор., 1735
  • Ингерманланд , 66 ор., 1735
  • Основание благополучия , 66 ор., 1736
  • Леферм , 66 ор., 1739

54-пушечные

  • Не тронь меня, 54 ор., 1725
  • Пётр Второй, 54 ор. 1728
  • Рига, 54 ор., 1729 - в перестроен в госпитальное судно.
  • Выборг, 54 ор., 1729
  • Новая Надежда, 54 ор., 1730
  • Город Архангельск , 54 ор., 1735
  • Северная звезда , 54 ор., 1735
  • Нептунус , 54 ор., 1736
  • Азов , 54 ор., 1736
  • Астрахань , 54 ор., 1736
  • Святой Андрей , 54 ор., 1737
  • Кронштадт , 54 ор., 1738
  • Святой Пантелеймон , 54 ор., 1740
  • Святой Исаакий , 54 ор., 1740

Линейные корабли Балтийского флота (1741-1770)

80-100-пушечные

  • Святой Павел, 80 ор., 1743
  • Захварий и Елисавет, 100 ор., 1748
  • Святой Иоанн Златоуст Первый, 80 ор., 1751
  • Святой Николай, 80 ор., 1754
  • Святой Павел, 80 ор., 1755
  • Святой Дмитрий Ростовский, 100 ор., 1758
  • Святой Андрей Первозванный, 80 ор., 1758
  • Святой Климент Папа Римский, 80 ор., 1758
  • Кир Иоанн (Король Фридрих), 80 ор., 1762
  • Святая Екатерина (бывш. Принц Георг), 80 ор., 1762
  • Святослав, 80 ор., 1769. Переделан в двухдечный 72-пушечный корабль в Англии в 1769 г.
  • Чесма (Святой Иоанн Креститель), 80 ор., 1770

66-пушечные

  • Счастие , 66 ор., 1741
  • Благополучие , 66 ор., 1741
  • Святой Пётр , 66 ор., 1741
  • Екатерина , 66 ор., 1742
  • Фридемакер , 66 ор., 1742
  • Лесное , 66 ор., 1743
  • Полтава , 66 ор., 1743
  • Архангел Рафаил , 66 ор., 1745
  • Святая великомученица Варвара , 66 ор., 1745
  • Святой Сергий , 66 ор., 1747
  • Святой Александр Невский , 66 ор., 1749
  • Святой Иоанн Златоуст , 66 ор., 1749
  • Архангел Гавриил, 66 ор., 1749
  • Архангел Уриил, 66 ор., 1749
  • Москва, 66 ор., 1750
  • Ингерманланд, 66 ор., 1752
  • Наталья, 66 ор., 1754
  • Полтава , 66 ор., 1754
  • Астрахань, 66 ор., 1756
  • Ревель, 66 ор., 1756
  • Рафаил, 66 ор., 1758
  • Без названия, 66 ор., 1758
  • Москва, 66 ор., 1760
  • Святой Пётр, 66 ор., 1760
  • Святой Иаков, 66 ор., 1761
  • Святой Александр Невский, 66 ор., 1762
  • Не тронь меня, 66 ор., 1763. Переделан во фрегат в 1772, продан в Ливорно в 1775 г.
  • Северный Орёл, 66 ор., 1763. Продан в Англии в 1770 г.
  • Евстафий Плакида, 66 ор., 1763
  • Януарий, 66 ор., 1763 - Продан на Паросе в 1775 г.
  • Саратов, 66 ор., 1765
  • Тверь, 66 ор., 1765
  • Трёх Иерархов, 66 ор., 1766
  • Трёх святителей, 66 ор., 1766. Продан на Паросе в 1775 г.
  • Европа, 66 ор., 1768
  • Всеволод, 66 ор., 1769
  • Ростислав, 66 ор., 1769
  • Святой Георгий Победоносец, 66 ор., 1770
  • Граф Орлов, 66 ор., 1770
  • Память Евстафия, 66 ор., 1770
  • Победа, 66 ор., 1770

54-пушечные

  • Святой Николай - 54 ор., 1748
  • Варахаил - 54 ор., 1749
  • Шлиссельбург - 54 ор., 1752
  • Варахаил - 54 ор., 1752
  • Нептунус - 54 ор., 1758
  • Город Архангельск - 54 ор., 1761
  • Азия - 54 ор., 1768. Потерян в Эгейском море в 1773 г. (погибло 439 чел.)

Линейные корабли Балтийского флота (1771-1796)

100-пушечные

  • Иоанн Креститель, 100 ор. Разломан в 1802 г. в Ревеле
  • Трёх иерархов, 100 ор. Исключён из списков после 1792 г.
  • Ростислав, 100 ор. Разломан в 1802 г. в Ревеле
  • Саратов, 100 ор. Разломан в Ревеле в 1803 г.
  • Двунадесять апостолов, 100 ор. Разломан в Кронштадте в 1802 г.
  • Святой Равноапостольный князь Владимир, 100 ор. Разломан в Кронштадте в 1802 г.
  • Святой Николай Чудотворец, 100 ор. Разломан в Кронштадте в 1807 г.
  • Евсений, 100 ор. Разломан в Кронштадте в 1803 г.
  • Без названия, 100 ор. Окончен набором, но в 1798 г. разломан за ветхостью.

74-пушечные

  • Святой Великомученик Исидор (1772), 74 ор. Разломан в 1784 г. в Кронштадте.
  • Святой Великомученик Пантелеймон (1772), 74 ор. Разломан в 1784 г. в Кронштадте
  • Иезекииль (1773), 78 ор. Тимберован в 1782 и в 1793 гг. в Кронштадте. Разломан в Кронштадте после 1797 г.
  • Царь Константин (1779), 74 ор. Последнее упоминание в 1790 г.
  • Победослав (линейный корабль, 1782), 74 ор. Разломан в 1804 г. в Кронштадте.
  • Ярослав (линейный корабль, 1784) , 74 ор. Разломан в 1798 г. в Кронштадте.
  • Владислав (линейный корабль, 1784), 74 ор. Захвачен шведами 6. 7. 1788 г. в Гогландском сражении
  • Всеслав (линейный корабль, 1785), 74 ор. Разломан в 1798 г. в Кронштадте.
  • Мстислав (линейный корабль, 1785), 74 ор. Разломан в 1811 г. в Кронштадте.
  • Святая Елена (линейный корабль) , 1785 г., 74 ор. Тимберован в 1798-1804 гг. Выбыл из состава флота 29. 9. 1808 г.
  • Святой Пётр (линейный корабль, 1786), 74 ор. В 1803 г. переоборудован в магазин.
  • Кир Иоанн (линейный корабль, 1786) , 74 ор. В 1798 г. разломан в Кронштадте.
  • Александр Невский (линейный корабль, 1787) , 74 ор. В 1795-1797 гг. тимберован в Кронштадте. Плавкран (с 1804 г.), разломан в 1814 г.
  • Сысой Великий (линейный корабль, 1788) , 74 ор. Разломан в Кронштадте в 1804 г.
  • Максим Исповедник (линейный корабль, 1788), 74 ор. Разломан в Кронштадте в 1803 г.
  • Принц Густав (линейный корабль, 1788), 74 ор., шведский приз. Затонул 4. 11. 1798 г. в Северном море.
  • Борис (линейный корабль, 1789), 74 ор. Переоборудован в магазин в 1802 г.
  • Глеб (линейный корабль, 1789), 74 ор. Тимберован в 1798 г. В 1802 г. обращён в плавказарму, в 1805 г. - в госпиталь.
  • София Магдалина (линейный корабль, 1790), 1774 ., шведский приз. Разобран после 1805 г.
  • Пётр (линейный корабль, 1790) , 74 ор. Разломан в 1821 г. в Кронштадте.
  • Алексей (линейный корабль, 1790), 74 ор. Разломан в 1815 г. в Кронштадте.
  • Память Евстафия (линейный корабль, 1791) , 74 ор. Разломан в 1817 г. в Ревеле.
  • Исидор (линейный корабль, 1795), 74 ор. В 1801 г. переведён в Черноморский флот.
  • Елисавета (линейный корабль, 1795), 74 ор. Разломан в 1817 г. в Ревеле.
  • Всеволод (линейный корабль, 1796), 74 ор. Погиб 14. 8. 1808 г. в бою с английскими кораблями.

66-пушечные

  • Виктор (линейный корабль, 1771), 66 ор.
  • Вячеслав (линейный корабль, 1771), 66 ор.
  • Дмитрий Донской (линейный корабль, 1771), 66 ор.
  • Мироносиц (линейный корабль) , (Святых жён Мироносиц), 66 ор.
  • Святой князь Владимир (линейный корабль, 1771) 66 ор.
  • Александр Невский (линейный корабль, 1772), 66 ор.
  • Борис и Глеб (линейный корабль, 1772), 66 ор.
  • Преслава (линейный корабль, 1772), 66 ор.
  • Дерись (линейный корабль, 1772), 66 ор.
  • Ингерманланд (линейный корабль, 1773), 66 ор.
  • Азия (линейный корабль, 1773), 66 ор.
  • Америка (линейный корабль, 1773), 66 ор.
  • Слава России (линейный корабль, 1774) , 66 ор.
  • Благополучие (линейный корабль, 1774)
  • Твёрдый (линейный корабль, 1774)
  • Святой Николай (линейный корабль, 1775)
  • Храбрый (линейный корабль, 1775)
  • Спиридон (линейный корабль, 1779), 66 ор.
  • Давид Солунский (линейный корабль, 1779)
  • Не тронь меня (линейный корабль, 1780)
  • Иануарий (линейный корабль, 1780)
  • Победоносец (линейный корабль, 1780)
  • Святослав (линейный корабль, 1781)
  • Трёх Святителей (линейный корабль, 1781)
  • Вышеслав (линейный корабль, 1781)
  • Родислав (линейный корабль, 1782)
  • Победослав (линейный корабль, 1782)
  • Мечеслав (линейный корабль)
  • Болеслав (линейный корабль, 1783)
  • Изяслав (линейный корабль, 1784)
  • Пантелеймон (линейный корабль, 1786)
  • Северный орёл (линейный корабль, 1787)
  • Прохор (линейный корабль, 1788)
  • Пармен (линейный корабль, 1789)
  • Никанор (линейный корабль, 1789)
  • Пимен (линейный корабль, 1789)
  • Принц Карл (линейный корабль, 1790)
  • Эмгейтен (линейный корабль, 1790)
  • Ретвизан (линейный корабль, 1790)
  • Финланд (линейный корабль, 1790), 56 ор.
  • Иона (линейный корабль, 1790)
  • Филипп (линейный корабль, 1790)
  • Граф Орлов (линейный корабль, 1791), Михаил (линейный корабль, 1796)
  • Европа (линейный корабль, 1793)
  • Азия (линейный корабль, 1796)

Линейные корабли Черноморского флота (1780-1796)

80-пушечные

  • Иосиф ΙΙ, Рождество Христово (с 15. 3. 1790), 80 ор. Разобран в 1800 г.
  • Святой Павел, 84/82 ор. Разобран в 1810 г.

74-пушечные

  • Иоанн Предтеча, 74/78 ор. Турецкий приз. В 1800 г. в Севастополе переоборудован в батарею.
  • Святой Пётр, 74 ор. Магазин с 1803 г.
  • Святые Захарий и Елизавета, 74 ор. Обращён в магазин в 1803 г.

66-пушечные

  • Преображение Господне (линейный корабль) , Слава Екатерины (до 3. 3. 1778), 66 ор. Последнее упоминание в 1791 г.
  • Святой Павел (линейный корабль, 1784) , 66 ор. Разобран после 1794 г.
  • Мария Магдалина (линейный корабль, 1785) , 66 ор. Захвачен турками 13. 9. 1787 г.
  • Александр (линейный корабль) , 66 ор. Разбился у м. Тарханкут 24. 9. 1786 г.
  • Святой Владимир (линейный корабль) , 66/70 ор. Разобран после 1804 г.
  • Мученик Леонтий (линейный корабль, 1788), 58 ор. Турецкий приз. Разобран после 1791 г.
  • Мария Магдалина (линейный корабль, 1789) , 66 ор.
  • Богоявление Господне (линейный корабль, 1791), 66/72 ор. Разобран в 1804 г. в Севастополе.
  • Святая Троица (линейный корабль, 1791), 66/72 ор. Разобран в 1804 г. в Севастополе.

Фрегаты, считавшиеся линейными кораблями (1787-1792)

Линейные корабли Балтийского флота (1797-1824)

100-130-пушечные

  • Благодать (линейный корабль, 1800), 130 ор. Разломан в 1814 г.
  • Гавриил (линейный корабль, 1802), 100 ор. В 1804 г. корпус обшит медными листами. В 9. 1812 г. сдан к порту, в 1819 г. разломан в Кронштадте.
  • Храбрый (линейный корабль, 1808), 120 ор. Тимберован в 1817 г. Выброшен на мель 7. 11. 1824 г. в Военной гавани Кронштадта. Там же разобран в 1828-1829 гг.
  • Ростислав (линейный корабль, 1813), 110 ор. Разобран в Кронштадте в 1827 г.
  • Лейпциг (линейный корабль, 1816), 110 ор. Выброшен на мель 7. 11. 1824 г., снят с мели (15. 12.), «годен для плавания в здешнем море». В 1829 г. обращён в магазин.
  • Твёрдый (линейный корабль, 1819), 110 ор. Выброшен на мель 7. 11. 1824 г., разобран в 1828 г.

80 и 90-пушечные

  • Рафаил (линейный корабль, 1802), 80/82 ор. Передан английскому флоту в Лиссабоне 23. 8. 1808 г.
  • Уриил (линейный корабль, 1802), 76/80 ор. В 1804 г. корпус корабля обшит медными листами. Сдан французскому правительству 10. 10. 1809 г.
  • Смелый (линейный корабль, 1808), 88 ор. Тимберован в 1817 г. в Кронштадте. Разломан в 1819 г.
  • Эмгейтен (1822), Кронштад (1829), 84 ор.

74-пушечные

  • Северный Орёл (линейный корабль, 1797), 74 ор. Разломан в 1809 г. в Кронштадте.
  • Без названия (линейный корабль), 74 ор. Был заложен только киль. Разломан в 1798 г.
  • Москва (линейный корабль, 1799), 74 ор. В 1804 г. обшит медными досками. Перешёл в распоряжение Франции в 1808 г.
  • Ярослав (линейный корабль, 1799)
  • Святой Пётр (линейный корабль, 1799
  • Зачатие Святой Анны (линейный корабль, 1800)
  • Архистратиг Михаил (линейный корабль, 1800), 64/72 ор.
  • Селафаил (линейный корабль, 1803), 74 ор.
  • Сильный (линейный корабль, 1804)
  • Твёрдый (линейный корабль, 1805), 74 ор. Заложен как 90-пушечный, но в 1803 г. переделан в 74-пуш.
  • Орёл (линейный корабль, 1805
  • Северная звезда (линейный корабль, 1807)
  • Борей (линейный корабль, 1807
  • Не тронь меня (линейный корабль, 1809)
  • Три иерарха (линейный корабль, 1809)
  • Святослав (линейный корабль, 1809)
  • Память Евстафия (линейный корабль, 1810)
  • Принц Густав (линейный корабль, 1810)
  • Чесма (линейный корабль, 1811)
  • Берлин (линейный корабль, 1813)
  • Гамбург (линейный корабль, 1813)
  • Дрезден (линейный корабль, 1813)
  • Любек (линейный корабль, 1813)
  • Арсис (линейный корабль, 1816)
  • Кацбах (линейный корабль, 1816)
  • Ретвизан (линейный корабль, 1818)
  • Трёх Святителей (линейный корабль, 1819)
  • Святой Андрей (линейный корабль, 1821)
  • Прохор (линейный корабль, 1823)
  • Князь Владимир (линейный корабль, 1824)

66-пушечные

  • Победа (линейный корабль, 1797), 66 ор. Перечислен в 1801 г. в Черноморский флот.
  • Мощный (линейный корабль, 1805), 66 ор. 29. 9. 1808 сдан Английскому флоту.
  • Скорый (линейный корабль, 1805), 66 ор.? 29. 9. 1808 сдан Английскому флоту.
  • Победоносец (линейный корабль, 1809), 64 ор. В 1821 г. переделан в блокшив в Свеаборге.
  • Всеволод (линейный корабль, 1809) , 66 ор. В 1821 г. переделан в блокшив в Свеаборге.
  • Саратов (линейный корабль, 1809) , 66 ор. В октябре 1812 г. сел на камни у о. Грохара и был разобран.
  • Эммануил (линейный корабль, 1824), 66 ор. Разобран в 1833 г. на дрова.

Линейные корабли Черноморского флота (1797-1824)

110-пушечные

  • «Ягудиил», 110 ор. Разобран после г.
  • «Ратный», 110 ор. Разобран после г.
  • «Полтава» , 110 ор. Разобран в Севастополе в г.
  • «Двенадцать апостолов», 110 ор. Разобран в г. в Херсоне .
  • «Париж», 110 ор. Обращён в блокшив в г.
  • «Император Франц», 110 ор. Разобран в г.

80-пушечные

  • Пантелеймон (линейный корабль, 1824), 80 ор. Обращён в блокшив в 1838 г.

74-пушечные

  • Симеон и Анна (1797), 74 ор. Последнее упоминание в 10. 1804 г.
  • Святой Михаил (1798) / Михаил, 74 ор. Госпиталь в 1807 г. Оставлен в Корфу в 12. 12. 1807 г., продан.
  • Тольская Богородица (1799), 74 ор. Разбит штормом 8. 12. 1804 г. у берегов Кавказа.
  • Мария Магдалина Вторая (1799) , 74 ор. Брандвахта в 1807-1810 гг. в Севастополе. Разобран после 1810 г.
  • Святая Параскева (1799), 74 ор. Сдан в Корфу 27. 9. 1809 г. Франции.
  • Исидор (1795), 74 ор. - переведён в 1801 г. из Балтийского флота на Черноморский.
  • Правый (1804), 74/76 ор. Последнее упоминание в 1813 г.
  • Анапа (1807), 74 ор. Обращён в блокшив в 1827 г.
  • Мария (1808), 74 ор. Разобран после 1812 г.
  • Дмитрий Донской (1809), 74 ор. Принимал активное участие в русско-турецкой войне 1806-1812 гг. Последнее упоминание в 1818 г.
  • Азия (1810), 74 ор. Разобран в 1825 г.
  • Лесное (1811) / Лесной, 74 ор. Обращён в блокшив в 1825 г.
  • Максим Исповедник (1812), 74 ор. Разобран в 1832 г. в Севастополе.
  • Кульм (1813), 74 ор. Обращён в блокшив в 1826 г.
  • Бриен (1813), 74 ор. Обращён в блокшив в 1826 г.
  • Красной (1816), 74 ор. Обращён в блокшив в 1827 г.
  • Николай (1816), 74 ор. В 1827 г. обращён в блокшив.
  • Скорый (линейный корабль, 1818), 74/81 ор. Госпиталь с 1829 г. Разобран после 1830 г.
  • Норд-Адлер (1820), 74/91 ор. Разобран в 1839 г.
  • Пимен (1823), 74/95 ор. Обращён в блокшив в 1839 г.
  • Пармен (1823), 74/89 ор. Обращён в блокшив в 1835 г. Разобран в 1842 г.

66-пушечные

  • Варахаил (1800), 68 ор. Разобран после 1813 г.
  • Азия (1796), 66 ор. -переведён в 1801 г. из Балтийского флота на Черноморский.
  • Победа (1797), 66 ор. - переведён в 1801 г. из Балтийского флота на Черноморский.

Линейные корабли Балтийского флота (1825-1855)

110-130-пушечные корабли

  • Император Александр I (линейный корабль) , 1827 г., 110 ор.
  • Император Пётр I (линейный корабль) , 1829 г., 110/118 ор. Тимберован в 1850 г. Исключён из списков 5. 1. 1863 г.
  • Святой Георгий Победоносец (линейный корабль, 1829) , 110/118 ор. Разобран в 1858 г.
  • Россия (1839), 120/128 ор. С 1857 г. использовался как плавказарма.
  • Цесаревич (линейный корабль) , 135 ор.
  • Синоп (1858), 135 ор.
  • Император Николай Ι (1860), 111 ор.

90-пушечные корабли

  • Эмгейтен (1828), 94 ор. Тимберован в Кронштадте в 1846 г. Разобран в 1858 г.

84-пушечные корабли

  • Гангут (линейный корабль, 1825), 84 ор.
  • Императрица Александра (линейный корабль, 1827), 84/96 ор.
  • Полтава (линейный корабль, 1829) , 84/90 ор.
  • Не тронь меня (линейный корабль, 1832), 84/92 ор.
  • Владимир (линейный корабль, 1833), 84/92 ор.
  • Лефорт (линейный корабль, 1835), 84/94 ор.
  • Вола (линейный корабль, 1837), 84/92 ор.
  • Андрей (линейный корабль, 1844), 84 ор.
  • Прохор (линейный корабль, 1851), 84 ор.
  • Орёл (линейный корабль, 1854) , 84 ор.
  • Ретвизан (линейный корабль, 1855), 84/81 ор.

74-пушечные корабли

  • Царь Константин (линейный корабль, 1825), 74 ор.
  • Иезекииль (линейный корабль, 1826), 74/80 ор.
  • Азов , (1826) 74/80 ор.
  • Александр Невский (линейный корабль, 1826), 74 ор.
  • Великий князь Михаил (линейный корабль, 1827), 74/86 ор.
  • Кацбах (линейный корабль, 1828), 74/80 ор.
  • Култьм (линейный корабль, 1828), 74/90 ор.
  • Арсис (линейный корабль, 1828), 74/80 ор. Тимберован в г. в Кронштадте . После г. обращён в блокшив в Свеаборге .
  • Лесное (линейный корабль, 1829), 74/80 ор.
  • Нарва (линейный корабль, 1829), 74/80 ор.
  • Бриен (линейный корабль, 1829), 74/80 ор.
  • Красной (линейный корабль, 1830), 74/80 ор.
  • Бородино (линейный корабль, 1830), 74/80 ор.
  • Березино (линейный корабль, 1830), 74/80 ор.
  • Смоленск (линейный корабль, 1830), 74/80 ор.
  • Память Азова (линейный корабль, 1831), 74/86 ор.
  • Орёл (линейный корабль, 1833), 74/80 ор.
  • Фершампенуаз (линейный корабль, 1833) , 74/82 ор.
  • Остроленка (линейный корабль, 1834), 74/80 ор.
  • Лейпциг (линейный корабль, 1836), 74/80 ор.
  • Константин (линейный корабль) , 74 ор.
  • Ретвизан (линейный корабль, 1839), 74/80 ор.
  • Финланд (линейный корабль, 1840), 74/80 ор.
  • Выборг (линейный корабль, 1841) , 74 ор.
  • Ингерманланд (линейный корабль, 1842), 74/80 ор.
  • Нарва (линейный корабль, 1846), 74 ор.
  • Иезеркиль (линейный корабль, 1847), 74 ор.
  • Красной (линейный корабль, 1847), 74 ор.
  • Память Азова (линейный корабль, 1848), 74 ор.
  • Сысой Великий (линейный корабль, 1849) , 74 ор.
  • Бородино (линейный корабль, 1850), 74 ор.
  • Вилагош (линейный корабль, 1851), 74 ор.

Линейные корабли Черноморского флота (1825-1855)

110-130-пушечные

  • Дербент, линейный корабль, (1826), Париж (с 2. 1827), 110/112 ор. Разобран в г.
  • Память Евстафия (линейный корабль, 1830), 84/108 ор. Отчислен к порту (). Разобран в г.
  • Адрианополь (линейный корабль, 1830), 84/108 ор. Отчислен к порту (). Разобран в г.
  • Варшава (линейный корабль) , 120 ор. Разобран в г.
  • Три Святителя (линейный корабль, 1838), 120/130 ор. Тимберован в г. Затоплен 11. 9. у входа в Севастопольскую бухту.
  • Двенадцать апостолов (линейный корабль, 1841) , 120/135 ор. Госпиталь с 18. 12. г. Затоплен на рейде 13. 2. г.
  • Париж (1849), 120/130 ор. Затоплен 28. 8. г. при оставлении Севастополя .
  • Великий князь Константин (1852), 120 ор. Затоплен 28. 8. г. при оставлении Севастополя .

84-пушечные

  • Чесма, 84/91 пушка.
  • Анапа (линейный корабль, 1829), 84/108 пушек.
  • Память Евстафия (линейный корабль, 1830), 84/108 пушек.
  • Адрианополь (линейный корабль, 1830), 84/108 пушек.
  • Императрица Екатерина (линейный корабль, 1831), 84/96 пушек.
  • Силистрия (линейный корабль, 1835), 84/88 пушек.
  • Султан Махмуд (линейный корабль, 1836), 86 пушек.
  • Три Иерарха (линейный корабль, 1838), 84/90 пушек.
  • Гавриил (линейный корабль, 1839), 84/86 пушек.
  • Селафаил (линейный корабль, 1840), 84/96 пушек.
  • Уриил (линейный корабль, 1840), 84/96 пушек.
  • Варна (линейный корабль, 1842), 84/96 пушек.
  • Ягудиил (линейный корабль, 1843), 84/96 пушек.
  • Ростислав (линейный корабль, 1844), 84/96 пушек.
  • Святослав (линейный корабль, 1845), 84/96 пушек.
  • Чесма, 84/72 пушки.
  • Императрица Мария (линейный корабль, 1853), 84/90 пушек.

Лучшие статьи по теме