Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • Моя жизнь
  • Оформление учебно методический комплекс как правильно оформить. Методические рекомендации по составлению учебно-методического комплекса темы (УМК)

Оформление учебно методический комплекс как правильно оформить. Методические рекомендации по составлению учебно-методического комплекса темы (УМК)

Требования к УМК по английскому языку с учетом ФГОС

В настоящее время требования, предъявляемые к планируемым результатам обучения, заставляют современного педагога-учителя особо тщательно подходить к вопросу выбора учебно-методического комплекса. Качество образования и качество урока напрямую зависят от качества используемого учебного пособия. Данная проблема еще более актуальна при обучении иностранному языку, т.к. специфика предмета определяет возможность искусственного создания языковой среды не только во время аудиторных занятий, но и во время самостоятельной работы. Таким образом, тот самый пресловутый учебник должен быть предельно приближен и соответствовать нормативам того языка, на котором говорят носители языка в реальной жизни. С другой стороны учебник должен быть настолько логично и прозрачно сконструирован, чтобы обучающийся мог воспользоваться им для самообучения и самообразования.

Поскольку задача современной образовательной системы, по определению ФГОС, – не «напичкать» обучающегося фундаментальными знаниями (большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию, т.е. сформировать у него универсальные учебные действия, учебник выступает в функции навигатора получения знаний

− гуманитариации;

− научности;

целостности картины мира;

культуросообразности;

непрерывного общего развития каждого ребенка;

− наглядности;

инструментальности;

интерактивности.

Современный учебник также характеризуется разнообразными заданиями для самопроверки, проблемными вопросам, упражнениями. Учебник написан живым языком с использованием метафор и игры стилей.

При выборе базового курса учитель может руководствоваться различными критериями, но ведущими, на наш взгляд, должны быть следующие:

является ли данный курс полным учебно-методическим комплексом (УМК) или к нему необходимо подбирать/составлять недостающие компоненты;

соответствует ли данный курс требованиям ФГОС;

соответствует ли данный курс возрасту учащихся, возможному контексту их деятельности, реальным интересам, потребностям и возможностям;

развивает ли данный курс в достаточной мере необходимые языковые, речевые и социокультурные умения в различных видах речевой деятельности;

обеспечивают ли материалы данного курса хорошие модели для использования естественного языка, тесно ли увязаны в контексте значение, форма и употребление;

доступен ли данный курс учителю и ученикам.

К тому же, выбирая тот или иной учебник или целостный учебно-методический комплект, учитель исходит из особенностей образовательного учреждения, т.е. из типа школы, возрастных и индивидуальных особенностей своих обучающихся.

Выбранный учителем УМК должен отвечать требованиям государственного образовательного стандарта, отражать реалии страны изучаемого языка и реалии нашей страны . Результаты исследований в области теории учебника позволяют говорить о дидактических и методических требованиях к учебнику ИЯ. В дидактическом плане внимание обращается на 4 основные группы требований, связанных с ведущими функциями, которые должен выполнять учебник:

1. Соответствие потребностям педагогического процесса (учет программных требований, закономерностей усвоения знаний, управление процессом усвоения, взаимодействие всех компонентов УМК);

2. Целенаправленность (ориентация на цель, выделение пороговых уровней владения языком, целостность элементов учебника);

3. Ориентация на учащихся (учет индивидуальных и возрастных особенностей, опора на интеллектуальные возможности и уровень обученности учащихся, создание оптимальных условий для самостоятельной работы, разнообразие приемов работы и видов учебной деятельности);

4. Мотивация (стимулирование познавательной активности), проблемность изложения, личностная значимость учебного материала и учет коммуникативных потребностей обучаемых, масштабное использование средств оформления учебника).

На сегодняшний день создано много новых альтернативных учебников по английскому, немецкому, французскому языкам, построенных на принципиально новых теоретических основах с учетом современных достижений в методике и смежных науках: лингвистике, психологии, психолингвистике, дидактике, и учитель-профессионал должен хорошо ориентироваться в этом море учебников и учебных пособий по иностранному языку. Как сделать правильный выбор?

Существует более 300 схем и моделей анализа учебника ИЯ, но наиболее значимыми являются 15 отобранных параметров оценки учебника ИЯ, составляющих педагогическую норму и систему ориентиров при анализе учебника иностранного языка:

2. Опора на опыт и интеллектуальные возможности обучающихся, в том числе на навыки и умения в родном языке.

3. Создание оптимальных условий для самостоятельной работы.

4. Ситуативная обусловленность упражнений, оптимальное сочетание языковой и коммуникативной практики.

5. Оригинальные, аутентичные учебные материалы.

6. Разнообразие видов текстов.

7. Вопросы и задания проблемного творческого характера.

8. Сочетание различных форм работы: индивидуальной/групповой/парной фронтальной/дискуссий/проектов/игрового обучения.

9. Включение литературных произведений как репрезентантов культурного фонда.

10. Тематизация различий в культурах посредством презентации контрастивных материалов, побуждающих к сравнению и сопоставлению.

11. Высокохудожественное оформление учебника: разнообразие иллюстративного материала и обозримое построение уроков (способствующих повышению мотивации учащихся).

12. Функциональный подход к организации материала: формулировка целей урока в виде задач коммуникативного минимума, которые учащиеся научатся решать при помощи демонстрируемых речевых средств.

13. Циклическая/концентрическая организация материала, обеспечивающая его преемственность и многократную повторяемость.

14. Открытая гибкая методическая концепция, ориентирующая на равноправные отношения учителя и учащихся, учитывающая условия обучения.

15. Индуктивный подход к обучению грамматике, её педагогическое, а не лингвистическое изложение .

Особое внимание привлекают к себе три учебно-методических комплекса по английскому языку:

УМК «Английский с удовольствием» (авторы М.З. Биболетова и др.);

УМК «Английский язык» (под редакцией В.П. Кузовлева);

Анализ данных УМК проводился по тем требованиям, которые мы обозначили выше.

Наиболее удачным среди сравниваемых комплексов, на наш взгляд, является УМК “Английский в фокусе” Ю.Ваулиной, Д.Дули, О.Подоляко и В.Эванс, среди создателей которого присутствуют методисты, авторы серий УМК британского издательства «Express Publishing » Д.Дули и В.Эванс. Он создан на основе Примерных программ поИЯс учетом требований ФГОС, а также в соответствии с Европейскими стандартами в области изучения иностранных языков, что является отличительной особенностью УМК.

«Английский в фокусе» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений является продолжением серии «Английский в фокусе» (“Spotlight ”) для начальной школы. УМК рассчитан на 3 часа в неделю (90 часов аудиторной работы и 12 резервных уроков), но легко поддается перепланированию на 6 часов аудиторных занятий в неделю.

Основные характеристики УМК для 5–9 классов :

аутентичность значительной части языковых материалов;

системность, цикличность изучения материала;

высокая степень технологичности работы;

адекватность методического аппарата целям и традициям российской школы;

интерактивность, вывод ученика за рамки учебника;

личностная ориентация содержания учебных материалов;

включенность родного языка и культуры;

наличие аппарата для контроля и самоконтроля («Портфолио ученика»)

воспитательная и развивающая ценность материалов, широкие возможности для социализации учащихся.

УМК «Английский в фокусе» для 5–9 классов состоит из следующих компонентов:

Учебник;

Рабочая тетрадь;

Языковой портфель;

Книга для учителя;

Книга для чтения (с CD );

Контрольные задания;

CD для работы в классе;

CD для самостоятельной работы дома;

Интернет-страница курса (www .spotlightinrussia .ru )

Учебник состоит из тематических модулей, каждый из которых включает 9 уроков (по 40-45 минут):

Уроки a , b , c – введение нового лексико-грамматического материала.

Урок речевого этикета (English in Use).

Уроки культуроведения стран изучаемого языка (Culture Corner ), России (Spotlight on Russia ) для развития социокультурной компетенции.

Раздел Study Skills посвящен освоению общеучебных умений, а также знакомит учащихся с рациональными приемами изучения иностранного языка как под руководством учителя в классе, так и самостоятельно.

Урок дополнительного чтения построен на межпредметной основе (Extensive Reading . Across the Curriculum ).

Материл для самопроверки и рефлексии объединен в один урок с вводной страницей следующего модуля.

Справочные материалы учебника построены с учетом самостоятельности их использования учащимися. Грамматический справочник выполнен на русском языке.

Поурочный англо-русский словарь.

Рабочая тетрадь (Workbook ) включает рубрику Translator ’s Corner . В конце Рабочей тетради помещены задания и визуальные опоры (карточки) для парной работы. Раздел повторения (Revision Section ) посвящен типичными затруднениями учащихся. Рабочая тетрадь выполнена в цвете.

Языковой портфель (My Language Portfolio ) предназначен для развития умений самоанализа и самооценки учащихся и включает рекомендации по выполнению

письменных творческих работ и записей на аудиокассету самостоятельно выполненных заданий.

Книга для чтения (Reader ) – это адаптированные варианты образцов классической (в том числе детской) литературы.

УМК для 5 класса – «Джек и бобовое зернышко»

УМК для 6 класса – «Алиса в стране чудес»

УМК для 7 класса – «Питер Пэн»

УМК для 8 класса – «Кентервильское привидение»

УМК для 9 класса – «Пигмалион»

Книга для учителя (Teacher ’s Book ) является составной частью учебно-методического комплекта «Английский в фокусе». Она содержит материалы и методические рекомендации по организации и проведению занятий на определенном этапе обучения, тематическое и поурочное планирование, ключи к Рабочей тетради, Контрольным заданиям и Книге для чтения, сценарий для постановки пьесы по Книге для чтения и необходимые для этого рекомендации. В Книге для учителя также представлены материалы для оценки знаний и умений учащихся.

Контрольные задания (Test Booklet ) включают десять контрольных заданий в двух вариантах, которые выполняются по завершении работы над каждым модулем. В сборнике также дается материал для промежуточного контроля и итоговая годовая контрольная работа. Здесь же помещены ключи к контрольным работам и тексты заданий для аудирования. Все контрольные задания можно ксерокопировать. Сборник контрольных заданий обеспечивает процесс контроля на регулярной и объективной основе.

Одной из отличительных особенностей серии «Английский в фокусе» является последовательное обращение к знаниям, получаемым школьниками из других предметов (Across the Curriculum ) и наличие материалов о России, ее достижениях в различных сферах, обычаях, географии, культуре (Spotlight on Russia ).

Главным достоинством УМК «Английский в фокусе» авторов Ю. Ваулиной, Д. Дули, О. Подоляко, В. Эванс на наш взгляд является обеспечение личностной и социальной успешности обучающихся, более полный учет их индивидуальных потребностей; согласование образовательных запросов семьи, общества и государств; повышение эффективности, качества и доступности школьного обучения. Все вышеперечисленные положительные характеристики УМК «Английский в фокусе» ведут к повышению качества урока и качества образования в целом.

1.1. Настоящее Положение определяет требования к структуре и содержанию учебно-методического комплекса (далее - УМК) по учебной дисциплине (модулю) основной образовательной программы высшего профессионального образования (далее - ООП ВПО), устанавливает порядок его разработки (переработки) и утверждения.

1.2. УМК - совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному формированию компетенций обучающегося в рамках учебной дисциплины (модуля).

1.3. В состав УМК входят учебно-методические документы, обеспечивающие все виды занятий, самостоятельную работу обучающихся, учебные и производственные практики, реализацию образовательных технологий, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.

1.4. Типоваяструктура УМК по дисциплине (модулю) включает: рабочую программу дисциплины (модуля); планы семинарских занятий; планы лабораторных (практических) занятий и методические указания по их проведению; методические рекомендации обучающемуся по организации самостоятельной работы.

1.5. В случае проведения практики по дисциплине (модулю), программа практики включается в состав УМК. Отдельно разрабатываются и не включаются в УМК программы практик междисциплинарного характера.

1.6. В УМК также могут включаться методические материалы, обеспечивающие учебный процесс и самостоятельную работу обучающегося: рабочая тетрадь студента (РТС), методические рекомендации по подготовке письменных работ, конспект-организатор, тексты ситуаций для анализа, сценарии деловых и ролевых игр, ридеры, словари терминов и персоналий, презентации и т.п.

1.7. Разработка и использование УМК в учебном процессе нацелено на реализацию компетентностной модели выпускника.

1.8. Основные задачи УМК:

· четкое определение места и роли дисциплины (модуля) в ООП ВПО;

· фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины (модуля);

· отражение современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики, связанных с формированием соответствующих компетенций;

· последовательная реализация внутри- и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранения дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами (модулями) ООП ВПО;

· распределение учебного материала между аудиторными занятиями и самостоятельной работой обучающихся;

· внедрение передовых образовательных технологий в учебный процесс;

· планирование и организация самостоятельной работы обучающихся с учетом рационального использования времени, отведенного на самостоятельную работу;

· определение круга источников, учебной, методической, научной и иной литературы, необходимых для освоения дисциплины (модуля), и формирования библиографического списка;

· определение оптимальной системы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

1.9. Нормативно-методической базой разработки УМК являются:

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями);

Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с последующими изменениями и дополнениями);

Федеральный закон от 24 декабря 2007 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)»;

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71;

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки;

Нормативно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации;

Примерные ООП ВПО и примерные программы дисциплин, разработанные Учебно-методическими объединениями вузов (далее - УМО);

Устав РГГУ;

Положение об основной образовательной программе высшего профессионального образования;

Положение о системе контроля качества освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования;

Положение об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов;

настоящее Положение.

1.10. УМК разрабатывается и оформляется в соответствии с Рекомендациями по методическому обеспечению основной образовательной программы высшего профессионального образования и Рекомендациями по использованию в учебном процессе образовательных технологий.

2. Требования к содержанию УМК

2.1. Рабочая программа дисциплины (модуля)

2.1.1. Аннотация

Аннотация дисциплины предназначена для ознакомления абитуриентов, студентов и преподавателей со спецификой учебного курса. В аннотации указывается статус дисциплины (модуля), ее адресат, сведения о факультете и кафедре, подготовившей рабочую программу, предметная область дисциплины, компетенции, сформированные в ходе ее изучения, виды и формы контроля, организационные формы изучения, ее общая трудоемкость.

2.1.2. Пояснительная записка

В пояснительной запискеформулируются:

· место дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы;

· компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

2.1.3. Структура дисциплины (модуля)

Структура дисциплины (тематический план) включает в себя все темы курса и количество часов, отведенных учебным планом на их изучение, с разбивкой по видам занятий (лекции, семинары, лабораторные (практические) занятия, консультации, самостоятельная работа и пр.), формы текущего контроля и промежуточной аттестации.

Автор программы самостоятельно определяет порядок и последовательность расположения разделов, руководствуясь логической последовательностью изложения материала, хронологией, тенденциями развития науки и другими факторами в соответствии с концепцией изучения курса.

2.1.5. Образовательные технологии.

Образовательные технологии направлены на формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Это предполагает сочетание традиционных лекционно-семинарских форм учебной деятельности с широким использованием активных и интерактивных способов проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов и др.). Соотношение различных форм занятий определяется целью основной образовательной программы, содержанием дисциплины (модуля) в соответствии с ФГОС ВПО.

2.1.6. Система текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации студентов по учебной дисциплине (модулю)

Система контроля знаний обучающихся по учебной дисциплине (модулю) выстраивается в соответствии с учебным планом ООП ВПО, определяющим виды и формы текущего (контрольная работа, реферат, тестирование, коллоквиум и т.п.) и промежуточного (зачет, экзамен) контроля, и принятым в РГГУ Положением о системе контроля качества освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования.

Система контроля, закрепляет виды и формы текущего контроля знаний, сроки проведения, требования, критерии оценки, а также виды промежуточного контроля знаний по дисциплине (модулю), его сроки и формы проведения (устный зачет/экзамен, письменный зачет/экзамен и т.п.) и критерии оценки.

Виды, формы и график проведения контроля определяются руководителем ООП ВПО и разрабатываются кафедрой, обеспечивающей преподавание дисциплины, и доводятся до сведения студентов на первом занятии по дисциплине (для студентов заочной формы обучения - на установочных лекциях).

2.1.7. Оценочные средствадля текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (зачет, экзамен) и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся.

2.1.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины (модуля) содержит список, состоящий из следующих разделов:

Программное обеспечение;

Ресурсы Интернет.

Рекомендуемые в списке учебники, учебные пособия и научная литература должны соответствовать изданиям и электронным ресурсам, имеющимся в наличии в фонде Научной библиотеки РГГУ, постоянно пополняющемся в соответствии с заявками кафедр. В списках основной литературы указываются страницы для изучения.

Списки основной учебной литературы по дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла должны содержать печатные/электронные издания за последние 5 лет, по дисциплинам базовой части других циклов и вариативной части всех циклов - за последние 10 лет .

2.1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

В качестве материально-технического обеспечения дисциплины (модуля)могут указываться необходимое для обучения оборудование, демонстрационные приборы, мультимедийные средства, учебные фильмы; требования к аудиториям - компьютерные классы, специально оборудованные аудитории и лаборатории и т.д.

2.2. План семинарских занятий

Тематические разделы плана семинарских занятий включают название темы и количество часов на ее изучение, вопросы для изучения и обсуждения, контрольные вопросы, список источников и литературы, обязательных для изучения (с указанием страниц), и дополнительных. Все перечисленные названия должны соответствовать общему списку источников и литературы по дисциплине. Количество вопросов плана семинарского занятия зависит от определенного тематическим планом курса времени на изучение данной темы.

При проведении семинарских занятий в интерактивной форме (деловая, ролевая игра, диспут, дебаты, ток-шоу и т.п.) разрабатываются их описания с указанием цели занятия, правил его проведения, ролей, функций и схемы взаимодействия участников, системы оценки.

2.3. План лабораторных (практических) занятий и методические указания по их выполнению

Тематические разделы плана включают названия тем лабораторных (практических) занятий, количество часов на их выполнение, указания по выполнению заданий, контрольные вопросы для определения степени усвоения учебного материала, список источников и литературы по темам занятий с указанием страниц для изучения, соответствующий списку рабочей программы дисциплины.

Указания по выполнению заданий должны характеризовать последовательность действий студента, обращать его к ранее полученным теоретическим знаниям, концентрировать внимание на наиболее важных и сложных моментах. При проведении занятий в интерактивной форме (деловая, ролевая игра, диспут, дебаты, ток-шоу и т.п.) разрабатываются их описания с указанием цели занятия, правил его проведения, ролей, функций и схемы взаимодействия участников, системы оценки.

Методические рекомендации предназначены для рационального распределения времени обучающегося по разделам дисциплины (модуля) и по видам самостоятельной работы. Они составляются на основе сведений о трудоемкости дисциплины (модуля), ее структуре, содержании и видах работы по ее изучению, а также учебно-методического и информационного обеспечения. В разделе «Рекомендации» могут быть указаны: материалы, необходимые, для подготовки к занятиям (разделы книг, статьи и т.д.), ссылки на планы семинарских занятий и лабораторных работ, вопросы и задания для самостоятельной работы, указана внутренняя взаимосвязь и преемственность всех видов работы по формированию заявленных компетенций.Методические рекомендации могут быть представлены как в текстовой, так и в табличной форме.

2.5. Программа практики

Программа практики предназначена для методического обеспечения ее проведения, выработки единообразных требований к прохождению практики и форм отчетности.

Программа практики включает следующие разделы:

2.5.1. Пояснительная записка

Пояснительная записка к программе практики включает: Формы проведения практики;

сновной образовательной программы;

· цель и задачи практики;

· место практики в структуре ООП ВПО;

· формы проведения практики;

· место и время проведения практики;

· компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики.

2.5.2. Структура и содержание практики

Структура и содержание практики включает в себя все темы практики и количество часов, отведенных на их изучение, с разбивкой по видам занятий (лекции, лабораторные (практические) занятия, самостоятельная работа и пр.), формы текущего контроля и промежуточной аттестации.

К видам учебной работы относятся ознакомительные лекции, инструктаж по технике безопасности, мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического материала, выполнение практических заданий под руководством преподавателя и самостоятельно.

2.5.3. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике

Указываются технологии, используемые при выполнении различных видов работ на практике.

2.5.4. Система текущего и промежуточного контроля прохождения практики

Указываются формы отчетности (собеседование, заполнение дневника практики, составление и защита отчета, дифференцированный зачет и др. формы аттестации), критерии оценивания.

2.5.5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике

Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущей аттестации по этапам практики, осваиваемой студентами самостоятельно.

2.5.6. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

Список состоит из следующих разделов:

Источники (основные, дополнительные);

Литература (основная, дополнительная);

Справочные и информационные издания;

Программное обеспечение;

Ресурсы Интернет.

2.5.7. Материально-техническое обеспечение практики

Указывается необходимое для проведения практики материально-техническое, аудиторное обеспечение (специально оборудованное помещение, лаборатория, кабинет), измерительные и вычислительные комплексы, организационная техника и т.п.

3. Разработка УМК

3.1. УМК разрабатывается по каждой дисциплине (модулю) учебного плана по соответствующему направлению подготовки (специальности).

3.2. Допускается разработка одного УМК по дисциплине для нескольких направлений подготовки (профилей подготовки), специальностей (специализаций) при условии совпадения названия дисциплины в учебных планах, содержания общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций и содержания курса.

3.3. Ответственность за разработку УМК возлагается на кафедру или учебно-научный центр (далее - кафедра), за которыми закреплено преподавание дисциплины (модуля). Ответственным исполнителем разработки УМК является заведующий кафедрой или руководитель учебно-научного центра (далее - заведующий кафедрой).

3.4. Непосредственный исполнитель разработки УМК назначается заведующим кафедрой из числа преподавателей кафедры. УМК может разрабатываться коллективом преподавателей.

3.5. Для разработки УМК руководитель ООП ВПО направляет на кафедру, разрабатывающую УМК, проектное задание, в котором отражаются сведения о месте дисциплины (модуля) в структуре учебного плана, перечень компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплины (модуля), количество часов и зачётных единиц в соответствии с учебным планом.

3.6. Работы, связанные с разработкой УМК, вносятся в индивидуальные планы преподавателей.

  1. Утверждение УМК

4.1. Утверждение УМК осуществляется при его первичной разработке и в случае единовременного внесения в него существенных изменений.

4.2. УМК утверждается кафедрой и руководителем ООП ВПО.

4.4. УМК с визой автора-составителя (руководителя коллектива) передается на рассмотрение и утверждение кафедры. В ходе рассмотрения оценивается содержание УМК, а также соответствие требованиям ФГОС ВПО и ООП ВПО. При отсутствии замечаний УМК утверждается кафедрой. При наличии замечаний УМК возвращается на доработку.

4.5. Утвержденный кафедрой УМК передается для утверждения руководителю ООП ВПО, в рамках которой реализуется данная дисциплина. Руководитель ООП ВПО оценивает УМК с точки зрения соответствия проектному заданию, в том числе отражения в нем сведений о месте дисциплины (модуля) в структуре учебного плана, перечня компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплины (модуля), количества часов и зачётных единиц в соответствии с учебным планом и т.п. При отсутствии замечаний руководитель ООП ВПО утверждает УМК. При наличии замечаний УМК возвращается на кафедру.

6. Доступность УМК

6.1. УМК хранится на бумажном и электронном носителях у руководителя ООП ВПО в документах ООП ВПО и на кафедре, за которой закреплено преподавание данной дисциплины (модуля), а также в учебно-методическом кабинете.

6.2. Электронная версия УМК размещается руководителем ООП ВПО в общеуниверситетской базе данных «Компас».

6.3. Руководитель ООП ВПО, заведующий кафедрой, заведующий учебно-методическим кабинетомобеспечивают доступность УМК профессорско-преподавательскому составу и обучающимся.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К

РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА (УМК)

Под УМК понимается совокупность средств обучения, обеспечивающих целостность методической системы управления познавательной деятельностью обучающихся. УМК должен быть разработан с учетом единой коммуникативно-когнитивной концепции для всех ступеней образования. В состав УМК могут входить следующие компоненты:

    Нормативная документация Книга для педагога, в которой должна быть описана авторская концепция курса и содержатся рекомендации по обучению коммуникативным умениям, общее тематическое планирование, примерные конспекты занятий. Методические пособия разного назначения и содержание Методические разработки курса, его тем и проблем Дидактические материалы для дифференциации и индивидуализации обучения Книга для учащихся, содержания необходимой текстовой иллюстративный и дополнительный материал Книга для чтения Рабочая тетрадь которая включает задания для формирования умений и навыков обучающихся Задания в рабочей тетради должны быть дифференцированы по степени сложности Дополнительный материал и задания для повторения, тестирования, самоконтроля и самооценки Аудиовизуальные и мультимедийные средства Альбом наглядных пособий содержащий необходимый для обучения раздаточный и дидактический материал Автоматизированные обучающие системы, компьютерные обучающие программы Факультативный материал повышенной трудности.

Весь материал УМК должен быть преподнесен в виде законченных блоков (модулей), содействовать доступности преподавания, устранению перегрузок обучающихся, способствовать раскрытию задач научного и идейного уровня изучения данного предмета, отражения межпредметные связей, усиливая практическую направленность преподавания и дифференцированный подход.

Требования к УМК элективного курса,

представляемого на Совет по экспертизе и лицензированию педагогических инициатив ИПК и ПРО

УМК элективного курса должен включать в себя следующие основные компоненты:

1. Основным элементом системы учебно-методического комплекса по каждому предмету является программа

Программа учебная – документ, определяющий по каждому учебному предмету содержание, объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, а также содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения.

При составлении программ необходимо исходить из дидактических требований к ним.

Программы для общеобразовательной средней школы являются формой фиксации содержания учебного материала для включения его в реальный учебный процесс, т. е. служат реализации в учебном процессе планируемого содержания.

Программа является вместе с тем нормативным документом, направляющим деятельность учителя и учащихся, детерминирующим деятельность составителей учебников и методических пособий. Она должна включать признаки нормативного документа, имплицирующего через содержание образования на уроке.

Одним из общих требований к программе являются полнота, конкретность, процессуальный характер ее.

Под полнотой понимается включение в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания, с учетом того, что основная суть целей заключается в развитии личности, а это связано с умственным развитием учащихся, основными показателями которого являются, в конечном счете, умение применять полученные знания в новой ситуации и умение добывать дополнительные знания.

Под конкретностью понимается такое представление всех элементов с их признаками, характеристиками, связями, которое показывает путь реализации заданного содержания в реальном учебном процессе, что делает программы инструментальными.

Под процессуальностью понимается такое построение программы, при котором она показывает содержание образования в единстве с процессом обучения: последовательность расположения и взаимосвязи всех его элементов, деятельностную сторону их усвоения, последовательные этапы к достижению конечных целей обучения, раскрывает в известной мере методы, организационные формы и средства обучения.

Структура программы включает в себя такие части, как:

Объяснительная записка

Констатирующая часть

Нормативная

Информационно-методическая

I . Основными структурными элементами текста объяснительной записки являются: раскрытие целей учебного предмета, обоснование отбора содержания и общей логики в установлении его последовательности, общие характеристики учебного процесса, методов, форм работы, средства, разъяснение того нового, что вносится в данную программу по сравнению с предыдущими, техническими указаниями к тексту программы.

II . Следующей и основной структурной частью программы – констатирующей (содержательной) является текст программы, в котором отражаются с наибольшей полнотой и конкретностью содержание и структура учебного предмета. В основу этой части программы положены теоретические аспекты отбора и конструирования содержания конкретного предмета

При подготовке программы, конструирования содержания учебного предмета необходимо исходить из того, что текст программы должен наглядно и конкретно показать, как во времени, от класса к классу происходит реализация всех целей и задач, зафиксированных в объяснительной записке к программе.

Своим построением, разделением на темы и разделы текст программы отражает иерархию и взаимосвязи различных групп целей учебного предмета. Это означает, что не только знания, но и умения, и ноты творческой деятельности, и нормы воспитанности отношений должны быть зафиксированы в тексте программ.

Функция учебного предмета и реализация всех его целей раскрывается через структуру этой части программы: выделение разделов и тем, показ их наполнения и последовательности в том из компонентов содержания, который является ведущим для данного предмета. Например, в пределах физики, химии и т. д, где ведущим компонентом содержания являются «научные знания», (основы наук), основу текста программы составляют соответствующим образом структурированные знания, пронизанные мировоззренческими идеями.

Полноте, конкретности и процессуальному характеру изложения способствует введение в программу указаний о средствах обучения: лабораторных работах , практических работах , экскурсиях, демонстрациях, технических средствах. Средства обучения должны быть распределены по темам., увязаны с конкретным материалом.

Следующее требование к тексту – четкое разделение содержания программы на обязательное и дополнительное. Итак, содержательная (констатирующая) часть программы выполняет несколько функций:

1. определяет собственно содержание учебного материала

2. определяет объем содержания разделов

3. определяет минимальный обязательный уровень усвоения указанного содержания.

III . Программа не только раскрывает содержание учебного предмета, но и регулирует процесс обучения и его результаты. К нормативной части программы относится время, выделяемое на изучение отдельных тем, и выделенные в специальную рубрику «Требования к знаниям, умениям и навыкам»

Под требованиями к знаниям, умениям и навыкам (ЗУН) понимается описание планируемых результатов обучения, позволяющее представить, что и как должны усвоить школьники, в каких видах деятельности должны проявить те или иные знания, умения и навыки, какими качествами должны обладать ученики. Иначе, требования являются конкретизацией целей образования, которые могут задаваться на разных уровнях и представляют собой описание планируемых результатов обучения, воспитания и развития.

При разработке требований к результатам обучения, воспитания и развития необходимо опираться на:

Детализированное описание учебного предмета, раскрывающее, как, какими путями, в каких объектах содержания конкретизируются цели обучения

Деятельностный подход к обучению, согласно которому любые его результаты проявляются в соответствующей деятельности учащихся

Деятельностный подход, требующий учета реальных учебных возможностей учащихся, возрастных особенностей и уровни развития, обученности и воспитанности их.

Для описания учебной деятельности результатов обучения в программах используются традиционные термины: знать, уметь

Целесообразно учесть и выделить при этом следующие виды знаний, различающиеся по своим функциям:

Основные понятия и термины

Факты, законы науки

Теории, идеи

Знания о способах деятельности

Методологические знания

Оценочные знания

Исходя из того, что умения являются составной частью содержания образования как способ описания учебной деятельности, они должны входить необходимым компонентом в требования к учебной подготовке школьников. При этом важнейшие виды учебной деятельности при определении требований к умениям школьников могут быть сведены к следующим:

Специальные (или частные) умения, неразрывно связанные со знаниями, которые формируются у учащихся в процессе изучения конкретного предмета

Умения рациональной учебной деятельности (обобщенные учебные умения), являющиеся общезначимыми для учения (пользоваться различными источниками знаний, планировать и организовывать свою учебную деятельность, контролировать и корректировать результаты учебной деятельности, управлять своей деятельностью и т. п.)

Интеллектуальные умения, переставляющие собой ядро учебной деятельности, в которых проявляется развивающий эффект обучения (владение такими операциями, как анализ, синтез, обобщение, дифференциация, сравнение и аналогии и т. п.)

Для полноценной характеристики требований к ЗУН существенно указание на качество усвоения школьниками учебного материала и уровень овладения необходимой учебной деятельностью

IV .Информационно-методическая часть программы включает в себя рубрики:

Перечень учебно-методического комплекса по предмету

Список литературы для учителей.

2. Также основным элементом системы учебно-методического комплекса является учебное пособие для учащихся.

Содержание учебного пособия для учащихся должно учить школьника самостоятельно ставить и решать проблемы. При этом желательно использовать проблемный стиль изложения, когда перед учащимися сначала излагается мотивирующая проблема, а затем предоставляются сведения о путях ее решения, а не готовый результата. Само решение при этом важно ясно сформулировать, и сопоставить с поставленной ранее проблемой. Имеет значение и справочно-методический аппарат пособия: схемы курса и его разделов, рубрикация, словарь, контрольные и проблемные и творческие вопросы и задания.

Предназначены для оказания помощи в качественной подготовке и проведения занятий учителем и учащимися. Методические рекомендации могут быть объединены с пособием: в такой книге и учитель и учащиеся найдут необходимые для себя материалы. Такой вариант учебной книги более привлекателен и для издательства. В методическом пособии раскрываются пути и методы изучения, даются наиболее эффективные подходы для организации образовательного процесса.

4. Рабочая тетрадь для учащихся.

Основная функция рабочей тетради – не столько организовать воспроизведение материала учебника, но и предложить ученику стать активным участником происходящих вокруг него жизненных событий. Рабочая тетрадь – это задачник и практикум. Задания рабочей тетради должны обеспечивать объяснение материала курса, его осмысление и применения в практике. Основные принципы, предъявляемые к заданиям в рабочей тетради: научность, проблемность, вариативность .

Одной из главных функций рабочей тетради – является руководство всеми видами познавательной деятельности учащихся, развитие наблюдательности, мышления, практических действий, что отвечает главной цели развивающего обучения – направленности на общее развитие школьников и индивидуальных способностей личности.

При разработке рабочей тетради рекомендуется отвести роль элементам проблемного метода изложения знаний, проблемным заданиям. При этом строить уроки таким образом, чтобы знания не давались в готовом виде, а мысль ученика была бы направлена на поиск, добывание знаний путем систематических наблюдений и осмысливания над фактами, их сравнения, анализ обобщения доступных учащимся выводов на основе выполнения несложных самостоятельных заданий по пройденным темам с включением нового материала.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс по дисциплине

правила оформления и издания

Москва 2007 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

правила оформления и издания

Составители:

к. и.н., доц.

к. и.н., доц.

(приложения)

Отв. редактор д. э.н., проф.

Утверждено

на заседании РИСО

2006 г. Протокол № 2

CОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………… 3

1. Состав, содержание и оформление учебно-методического

комплекса (УМК )………………………………………………………………… 4

1.1. Требования к составу УМК.…………….………………………………………. 4

1.2. Требования к оформлении. УМК………………………………………………. 7

2. Требования к содержанию документов, входящих в состав УМК и

2.1. Программа курса (спецкурса)……………………………………………………. 8

2.1.1. Общие требования………………………………………………………… 8

2.2. Тематический план………………………………………………………………. 12

2.3. Планы семинарских (практических) занятий……………………………….…..12

2.4. Планы лабораторных (практических) работ и методические

указания по их выполнению………………………………………………….14

2.5. Программа практики………………………………………………………………15

2.6. Рабочая тетрадь студента (РТС)………………………………….………………16

2.7. Система текущего и итогового контроля знаний студентов……………………17

письменных работ……………………………………………………………20

2.10. Методические указания по подготовке и оформлению

2.11. Основные требования к учебнику (учебному пособию) нового поколения…..22

2.11.1. Общие положения…………………………………………………………22

2.11.2. Общие характеристики учебника (учебного пособия)………………….23

2.11.3. Требования к структуре и содержанию учебника (учебного пособия)..24

3. Правила издания УМК …………………………………………………………………30

3.1. Общие положения………………………………………………………………….30

3.2. Правила набора текстов учебно-методических материалов

при подготовке к изданию…………………………………………………….31

Приложения:

1.Образец оформления титульного листа учебно-методического

комплекса………………………………………………………………………………..33

2. Образец оформления оборота титульного листа

учебно-методического комплекса................………………………………………34

3. Примеры формулирования предмета и целей учебного курса……………………...35

Разработка и использование УМК в учебном процессе нацелено на решение следующих основных задач:

· четкое определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе данной специальности; фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины;

· отражение в содержании учебной дисциплины современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики, связанных с данной учебной дисциплиной;

· последовательная реализация внутри - и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами специальности;

· рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий;

· распределение учебного материала между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов;

· планирование и организация самостоятельной работы студентов с учетом рационального использования времени, отведенного на самостоятельную работу;

· определение круга источников, учебной, методической и научной литературы , необходимых для освоения дисциплины, и формирование библиографического списка;

· определение оптимальной системы текущего и итогового контроля знаний студентов.

От наличия и качества учебно-методических комплексов по всем дисциплинам учебного плана профессиональной образовательной программы во многом зависит качество образования выпускников, их конкурентоспособность. А это, в свою очередь, определяет место вуза на рынке образования, его авторитетность и привлекательность для абитуриентов, что особенно важно в современных экономических условиях.

УМК адресован, прежде всего, студенту. Для него это своеобразный компас, помогающий ориентироваться в содержании учебной дисциплины, последовательности её изучения, разделах и требованиях к уровню её освоения. УМК позволяет студенту оптимально организовать работу над курсом, обеспечивая учебной, методической и научной литературой.

Использование УМК в учебном процессе позволяет освободить аудиторное время от рассмотрения многих организационных вопросов, перечисления рекомендуемых учебников, ознакомления студентов с тематическим планом курса, закреплением учебных часов между лекциями и семинарами, системой текущего и итогового контроля и т. п.

Предлагаемые рекомендации по подготовке учебно-методического комплекса по дисциплине учебного плана образовательной программы созданы на основе анализа накопленного в РГГУ опыта этой работы и предназначены для преподавателей – разработчиков УМК. Деятельность по созданию УМК очень важна для преподавателя, поскольку в процессе работы раскрывается его творческий потенциал, на основе накопленного педагогического и методического опыта, новых знаний преподаватель вырабатывает современные подходы к содержанию и преподаванию курса и организации учебного материала.

1. СОСТАВ, СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕБНО-

МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

1.1. Требования к составу УМК.

В состав учебно-методического комплекса (УМК) должны входить учебно-методические материалы, обеспечивающие все виды занятий и формы контроля знаний студентов, предусмотренные учебным планом соответствующей специальности.

Обязательный состав документов УМК определяется учебным планом профессиональной образовательной программы, который устанавливает общий объем дисциплин в часах, виды аудиторных занятий и их объем (в часах), формы контроля знаний студентов, формы итоговой государственной аттестации, виды студенческой практики.

Рассмотрим обязательный состав УМК на примере учебных планов нескольких дисциплин:

1. Учебный план по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» включает дисциплину «Документоведение» (цикл общепрофессиональных дисциплин), общим объемом 500 часов, из них 172 часа аудиторных занятий: 70 часов лекции, 18 часов – практические занятия, 86 часов – лабораторные занятия; 3 контрольные работы , 3 теста, курсовую работу , 2 зачета и экзамен. Кроме того, предусмотрена учебная практика и государственный экзамен по этой дисциплине.

Исходя из учебного плана, в УМК должны быть включены следующие обязательные методические документы:

o программа курса;

o планы практических занятий;

o планы лабораторных занятий и методические указания по их выполнению;

o тематический план курса;

o контрольные работы, тесты;

o список примерных тем курсовых работ;

o система текущего и итогового контроля знаний студентов;

o программа учебной практики;

o проблематика дипломных работ;

o программа государственного экзамена.

2. Учебный план специальности «Мировая экономика» включает дисциплину «История России» (цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин) общим объемом 190 часов, из них 60 часов аудиторных занятий: 40 часов – лекции, 20 часов – семинарские занятия ; 2 реферата, зачет и экзамен.

В этом случае в составе УМК должны быть следующие обязательные документы:

o программа курса;

o планы семинарских занятий;

o список источников и литературы по курсу;

o тематический план курса;

o контрольные вопросы по курсу;

o список примерных тем рефератов;

3. Учебный план специальности «Финансы и кредит» включает дисциплину «Финансовое право» (цикл дисциплин специализации) общим объемом 60 часов, из них 30 часов – аудиторные (лекции), 1 тест и зачет.

Обязательными методическими документами в этом случае должны быть следующие:

o программа курса;

o библиографический список источников и литературы по курсу;

o тематический план курса;

o контрольные вопросы по курсу;

o система текущего и итогового контроля знаний студентов.

Таким образом, в соответствии с позициями учебного плана по специальности разрабатывается необходимый минимум методического обеспечения дисциплины. Для полного методического обеспечения дисциплины в составе УМК должны быть представлены также методические материалы, организующие самостоятельную работу студентов. К ним, в первую очередь, относятся:

ü методические указания по изучению курса;

ü рабочая тетрадь студента;

ü методические указания по выполнению письменных работ (рефератов, докладов, курсовых и т. п. в зависимости от их наличия в учебном плане);

ü методические указания по подготовке дипломных работ.

В случае использования в преподавании курса раздаточного материала, наглядных пособий, современных информационных технологий и мультимедийных продуктов в УМК следует включить соответствующие перечни.

В УМК также могут входить методические материалы, необходимость которых определяется преподавателем. Например, конспект-организатор, тексты ситуации для анализа, ридеры, словари терминов и персоналий и т. п.

Таким образом, полный состав УМК включает следующие документы:

    Программу курса:

Тематические разделы;

Список источников и литературы по курсу;

Тематический план;

Контрольные вопросы по курсу.

    Планы семинарских (практических) занятий. Планы лабораторных занятий и методические указания по их выполнению2. Программу учебной (производственной) практики3. Рабочую тетрадь студента4.

· Информацию о системе текущего и итогового контроля знаний студентов и ее методическом обеспечении (тематика рефератов, докладов, курсовых работ, проблематика итоговых письменных работ).

    Методические рекомендации по изучению дисциплины (курса)*.

· Другие материалы (списки раздаточных материалов, наглядных пособий, мультимедийных продуктов, используемых в преподавании дисциплины, и т. п.).

1.2. Требования к оформлению УМК

Обязательными элементами оформления УМК (а также сборников программ курсов) являются:

Титульный лист;

Оборот титульного листа;

Предисловие.

Титульный лист содержит следующие реквизиты:

В пояснительной записке также указывается форма проведения лабораторных (практических) работ, например, деловая или ролевая игра, имитация конкретной ситуации, игровое проектирование и т. п., характеризуется лабораторная база и условия проведения работ.

Каждая лабораторная работа должна иметь четко сформулированную цель и ожидаемые результаты.

Пример формулирования целей и результатов в планах лабораторных работ.

Планы лабораторных работ по курсу «Научно-технические архивы» и методические указания по их выполнению: «Цель занятия: усвоение принципов организации попроектной системы группировки, учета, описания и хранения конструкторской документации (КД).

В результате выполнения лабораторного занятия студенты должны изучить специфику попроектной систематизации КД и выявить ее особенности; усвоить принципы систематизации документов внутри проекта; уяснить установленные государственными стандартами требования к описанию единиц хранения КД; познакомиться с правилами регистрации проектов.» (Научно-технические архивы: Учебно-методический комплекс / , . – М.: РГГУ, 2003.- С. 30).

Лабораторная работа «Общая классификация научно-технической документации» по курсу «Научно-технические архивы» включает задания: «1. Проанализируйте подборку документов. 2. Определите принадлежность каждого документа к подсистеме НТД. 3. Изучив состав и содержание подборки, отразите сведения о документах в таблице» (Научно-технические архивы: Учебно-методический комплекс / , . – М.: РГГУ, 2003.- С. 27).

Указания по выполнению заданий должны содержать описание последовательности действий студента, обращать его к ранее полученным теоретическим знаниям, концентрировать внимание на наиболее важных и сложных моментах.

В каждый план лабораторной работы включаются контрольные вопросы для определения степени усвоения учебного материала, а также список источников и литературы, которые необходимо изучить студентам к занятию, перечень используемого оборудования, раздаточных материалов.

2.5. Программа практики.

Программа практики предназначена для методического обеспечения ее проведения, выработки единообразных требований к прохождению практики и форм отчетности. Программа оформляется в виде самостоятельного документа и должна соответствовать «Типовому положению о практике студентов РГГУ»6.

Структура программы предусматривает наличие:

· пояснительной записки;

· раздела «Организация практики»;

· тематических разделов;

· раздела «Требования к оформлению отчета»;

· приложений.

В пояснительной записке содержатся сведения о виде практики (учебная, производственная), факультете, курсе и дисциплине, специальности и специализации, по которым предусмотрена практика в учебном плане, ее продолжительности в календарных днях.

Здесь же формулируются общая педагогическая цель и отдельные задачи проведения практики (например, формирование у студентов первичных профессиональных навыков и приобретение навыков самостоятельной научной деятельности по избранной специальности).

В разделе «Организация практики» устанавливаются требования кафедры к руководству практикой (назначение научных руководителей, ответственных за практику, кураторов и др.) как со стороны кафедры, так и со стороны организации, где проводится практика.

Тематические разделы программы разрабатываются в соответствии с программой курса основной дисциплины и детализируют изучение ее отдельных разделов в условиях работы конкретной организации. Каждый тематический раздел должен иметь заголовок (название темы), сведения о количестве дней на ее изучение.

В тематических разделах перечисляются задания по изучению отдельных разделов дисциплины и определяются методы их выполнения.

Раздел «Требования к оформлению отчета» должен определить форму итоговой работы, представляемой студентом на кафедру после окончания практики (отчет, реферат), индивидуальную технологическую карту, публикации документов и т. д.

В разделе должны быть сформулированы требования к оформлению отчета (титульный лист, оглавление, количество разделов, объем и др.) и к его содержанию. Например, кафедра устанавливает, что в отчете содержится только описание определенного рода деятельности; или студент должен проанализировать все виды деятельности , которой он занимался, и т. д.

В приложения к программе могут быть включены: форма титульного листа отчета по практике, примерная структура текста отчета, типовой формуляр характеристики и отзыва руководителя практики от организации, формы фиксации студентом ежедневной работы (дневник практики) и т. д.

2.6. Рабочая тетрадь студента (РТС).

Рабочая тетрадь студента (РТС) является учебно-методическим пособием, целью которого является закрепление знаний, полученных на лекциях, и формирование у студентов навыков и умения самостоятельной работы с рекомендованной литературой. Его задача – упростить и ускорить работу, помочь систематизировать важнейшие материалы изучаемого курса, развить способность логично и содержательно выражать свои мысли в письменной форме.

Рабочая тетрадь студента (РИС) предназначена для организации самостоятельной работы студента и контроля за ней со стороны преподавателя.

Необходимость создания РТС и ее тематика определяется кафедрой. Она бывает вызвана, например, наличием труднодоступных для студента, но очень важных для осмысления проблем дисциплины источников. Кафедра может обеспечить студенту возможность работы с этими источниками, опубликовав их в составе РТС (безусловно, с соблюдением установленных правил такой публикации), и снабдив вопросами и заданиями. Как показывает практика, формат РТС весьма удобен для решения студентами конкретных ситуаций, задач. В этом случае работа студента с РТС способствует выработке необходимых практических навыков, предусмотренных требованиями к уровню подготовки по данной дисциплине. Широко используются РТС и в организации изучения иностранных языков .

Обязательным элементом РТС является пояснительная записка . В ней указывается предназначение тетради, цели работы с ней, структура, даются указания по использованию РТС.

Пояснительная записка должна также знакомить студентов со сроками представления преподавателю заполненной РТС, критериями оценки решений и ответов, ее влиянием на итоговую оценку по дисциплине.

Каждый раздел (тема) РТС обязательно должен включать в себя методические указания к изучению раздела (темы) и выполнению заданий, а также список рекомендуемых для изучения источников и литературы.

Обязательным элементом оформления рабочей тетради студента является титульный лист , содержащий следующие реквизиты:

Название вида издания (рабочая тетрадь студента);

Принадлежность РТС – студент (ФИО), факультет, курс, группа;

Преподаватель, проверяющий РТС (ФИО).

Образец оформления титульного листа РТС см. в Приложении 9.

2.7. Система текущего и итогового контроля знаний студентов.

Система текущего и итогового контроля знаний студентов по учебной дисциплине выстраивается в соответствии с учебным планом образовательной программы, определяющем виды и формы текущего (контрольная работа, реферат, тестирование, коллоквиум и т. п.) и итогового (зачет, экзамен) контроля, и принятым в вузе Положением о контроле знаний студентов.

  • Научно-исследовательская работа студентов-магистрантов
  • 1. Общие положения
  • 2. Научно-исследовательская работа в семестре (нирм. 01)
  • 3. Научно-исследовательская практика (нирм.02)
  • 4. Научно-педагогическая практика (нирм.03)
  • 5. Подготовка магистерской диссертации (нирм.04).
  • Программа научно-педагогической и научно-исследовательской практик магистрантов экономического факультета ОмГу им. Ф.М. Достоевского
  • 1. Обшие положения
  • 1.1. Руководство практикой
  • 1.2. Организационные требования
  • 1.2.1. Обязанности студента-магистранта
  • 1.2.2. Обязанности руководителя практики
  • 1.2.3. Общий порядок защиты отчетов по практикам
  • 1.3. Структура и содержание отчета по практикам
  • 2. Научно-педагогическая практика
  • 2.1. Цель и задачи научно-педагогической практики магистрантов
  • 2.2. Содержание, процедуры и общий порядок прохождения магистрантами научно-педагогической практики
  • 2.3. Отчет магистранта о прохождении научно-педагогической практики
  • 3. Научно-исследовательская практика
  • 3.1. Цель научно-исследовательской практики
  • Содержание, процедуры и общий порядок прохождения магистрантами научно-исследовательской практики
  • 3.3. Отчет магистранта о прохождении научно-исследовательской практики
  • Методические указания по написанию и защите магистерской диссертациии
  • 1. Основные положения
  • 1.1. Общая характеристика
  • 1.2. Требования к магистерской диссертации
  • 1.3. Отличительные особенности магистерской диссертации
  • 1.4. Виды магистерской диссертации и основные требования к ее содержанию
  • 1.5. Научное руководство и консультирование
  • 1.6. Общие критерии оценки магистерской диссертации
  • 1. Критерии оценки содержания магистерской диссертации:
  • 2. Критерии оценки оформления магистерской диссертации:
  • 3. Критерии оценки качества подготовки магистерской диссертации (оценки компетенций магистранта):
  • 4. Критерии оценки публичной защиты магистерской диссертации:
  • Основные этапы и график подготовки магистерской диссертации
  • 2.1. Сроки выполнения магистерской диссертации
  • 2.2. Этапы выполнения магистерской диссертации
  • 2.3. Выбор и закрепление темы магистерской диссертации
  • 2.4. Составление рабочего плана (структуры) диссертации
  • 2.5. Подбор материала, анализ и обобщение
  • 2.5.1. Подбор и ознакомление с литературой по избранной теме
  • 2.5.2. Подбор фактического материала
  • Структура и содержание магистерской диссертации
  • Основные требования к структуре и изложению материала магистерской диссертации
  • 3.2. Автореферат или аннотация
  • 4. Требования к оформлению магистерской диссертации
  • 4.1. Общие правила оформления
  • 4.3. Оформление иллюстраций и таблиц
  • 4.4. Оформление формул
  • 4.5. Оформление цифрового материала
  • 4.6. Оформление библиографического списка
  • 4.7. Оформление приложений
  • 5. Защита магистерской диссертации
  • 5.1.Этапы процесса защиты и подготовки к ней
  • 5.2. Предзащита магистерской диссертации
  • 5.3. Получение отзыва научного руководителя
  • 5.4. Рецензирование магистерской диссертации
  • 5.5. Получение допуска к защите
  • 5.6. Предоставление автореферата членам гак
  • 5.7. Подготовка доклада и иллюстративного материала
  • 5.8. Предоставление диссертации и документов на кафедру
  • 5.9. Порядок защиты магистерской диссертации на заседании гак
  • Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины магистратуры
  • 1.Общие положения.
  • 2. Решаемые задачи:
  • 3. Структура учебно-методического комплекса.
  • 4. Общие требования к содержанию и форме учебно-методического комплекса.
  • 5. Особенности магистерской подготовки, определяющие специфические требования к учебно-методическому комплексу:
  • 6. Дополнительные требования по содержанию и форме отдельных элементов учебно-методического комплекса, связанные с особенностями подготовки магистров:
  • 7. Порядок разработки умк.
  • 8.Организация контроля содержания и качества разработки умк.
  • 9. Документационное обеспечение умк.
  • Перечень магистерских программ экономического факультета
  • Список использованных документов и литературы
  • Индивидуальный учебный план
  • Развернутый план научно-исследовательской работы в семестре (нирм.01)
  • Распределение научно-исследовательской работы по семестрам
  • Распределение обязательных форм научно-исследовательской работы, научно-педагогической и научно-исследовательской практик по семестрам
  • Отчет о научно-исследовательской работе магистранта
  • 5. Руководитель практики ____________________________________________________
  • 6. Дата выдачи задания ______________________________________________________
  • Общие сведения о группе
  • Характеристика группы как коллектива
  • Характеристика Ваших взаимоотношений с группой
  • Отзыв руководителя практики ________________________________________на отчет магистранта _________________________________ по педагогической практике
  • Подпись руководителя практики __________________________________________
  • Заявление
  • Образец оформления титульного листа
  • Тема магистерской диссертации
  • Образец оформления оглавления
  • Образец оформления списка литературы (Приведены примеры оформления разного вида работ. Правила их группировки и размещения описаны в тексте настоящих методических указаний)
  • Соответствие магистерской диссертации требованиям и готовность магистранта к публичной защите
  • Отзыв руководителя магистерской диссертации
  • Критерии оценки магистерской диссертации и компетенций магистранта
  • Отзыв рецензента о магистерской диссертации
  • Критерии оценки магистерской диссертации
  • Критерии оценки магистерской диссертации
  • 4. Общие требования к содержанию и форме учебно-методического комплекса.

    Выделенные в п.3.2. разделы УМК разрабатываются и оформляются в соответствии с существующими общими правилами, принятыми в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского.

    5. Особенности магистерской подготовки, определяющие специфические требования к учебно-методическому комплексу:

      Деятельностно-компетентностный подход, который формирует новые требования к содержанию дисциплины, технологиям и методам обучения, видам контроля и оценки компетенций магистрантов;

      Высокая доля самостоятельной внеаудиторной работы магистрантов;

      Наличие индивидуальных планов подготовки у каждого магистранта, следовательно, гибкость дисциплин, возможность их адаптировать под разные планы магистрантов;

      Научная направленность подготовки, высокая доля НИР, в том числе, при освоении дисциплины.

    6. Дополнительные требования по содержанию и форме отдельных элементов учебно-методического комплекса, связанные с особенностями подготовки магистров:

    6.1. Титульный лист.

    На титульном листе должны быть указаны как направления, так и соответствующие магистерские программы, в учебные планы которых включена дисциплина.

    6.2. Лист согласования.

    В листе согласования указываются следующие сведения об авторе (авторах): занимаемая должность на ЭФ ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, занимаемая должность по основному месту работы (для совместителей и почасовиков), ученая степень, ученое звание. В магистратуре возможны дисциплины, читаемые несколькими преподавателями, бизнес-тренерами, практиками. Если УМКД является коллективным продуктом, то указываются сведения обо всех авторах.

    УМКД должен быть согласован с факультетом и кафедрой (кафедрами), осуществляющими профессиональную подготовку магистров, о чем должны свидетельствовать подписи декана и руководителей соответствующих программ.

    6.3. Тематический план дисциплины и распределение общего объема часов.

    В плане необходимо предусмотреть большой объем самостоятельной внеаудиторной работы магистранта (не менее 50% от объема аудиторных занятий).

    Если дисциплина ведется несколькими преподавателями или по ней предусмотрены «гостевые лекции», мастер-классы приглашенных тренеров, консультантов, представителей организаций, то следует указать за кем какие темы (занятия в рамках темы) запланированы.

    6.4. Аннотация дисциплины (цель, задачи, и пр.).

    Цель и задачи дисциплины формулируются в соответствии с требованиями ГОС ВПО подготовки магистра по направлениям «Менеджмент» и «Экономика», а именно требованиями общепрофессиональной, гуманитарной и специальной подготовки магистра.

    При описании представлений, знаний, навыков и умений, которыми должен обладать магистрант после освоения дисциплины, необходимо также руководствоваться требованиями ГОС ВПО.

    Деятельностно-компетентностный подход к разработке структуры и содержания основных образовательных программ ВПО должен быть отражен в УМК в части описания компетенций, методов их формирования и контроля.

      необходимость учебной дисциплины в структуре учебного плана соответствующей программы (дисциплину, в малой степени участвующую в формировании требуемых компетенций, нецелесообразно включать в учебный план)

      объем часов по дисциплине (чем в большей степени задействована дисциплина в формировании компетенций и чем более значимые компетенции она формирует, тем больший объем часов может быть выделен на неё)

      технологии и методы обучения, направленные на формирование компетенций (выбор технологий и методов обучения должен находиться в прямой связи с формированием конкретных компетенций)

      методы контроля уровня компетенций магистранта (под выделенные компетенции должны быть выбраны соответствующие формы и методы их оценки).

    В этой связи, после общего описания методом перечисления представлений, знаний, навыков и умений магистранта необходимо заполнить таблицы, демонстрирующие место данной дисциплины в формировании компетенций выпускника магистратуры по определенной программе (таблица 1), а также связь между формируемыми компетенциями и темами дисциплины, методами обучения, формами контроля и оценки степени развития каждой компетенции (таблица 2). Если УМК предназначен сразу для нескольких направлений и программ подготовки магистров, то необходимо представить таблицы по каждой совокупности компетенций, формируемой в рамках той или иной программы. Приведенная в таблицах 1 и 2 классификация компетенций (деление их на пять групп) является примерной и может быть изменена решением экономического факультета. Классификация компетенций должна быть единой для различных направлений и программ подготовки магистров на экономическом факультете.

    Таблица 1

    Участие дисциплины «Название» в формировании компетенций магистра

    по направлению «Название», программе «Название»

    Компетенции

    Дисциплины

    Общенаучные:

    Инструментальные:

    Социально-личностные и общекультурные:

    Общепрофессиональные:

    Специальные профессиональные:

    Таблица 2

    Методы формирования, формы контроля и критерии оценки компетенций,

    развиваемых в дисциплине «Название»

    В разделе «Аннотация дисциплины» описываются междисциплинарные связи, а именно связь данной дисциплины с другими дисциплинами учебных планов подготовки магистров по направлениям и программам. Необходимо также указать, знания каких дисциплин учебных планов подготовки специалистов и бакалавров, требуются для успешного освоения данной дисциплины. Это позволит четко определить преемственность общеобразовательных программ, дисциплин и логику формирования компетенций магистров. Рекомендуемая форма – таблица 3.

    Таблица 3

    Связь дисциплины «Название» с дисциплинами учебных планов

    подготовки магистров, бакалавров, специалистов

    В описании содержания тем курсивом выделяются понятия, термины и словосочетания, заданные проблемным полем направления подготовки, в перечне аннотированных магистерских программ ГОС ВПО (см. разделы ГОС).

    6.6. Планы практических занятий.

    Данный раздел должен быть детально проработан в связи с тем, что в структуре компетенций магистра ключевую роль играют навыки и умения в рамках высококвалифицированных направлений деятельности. В частности, на практических занятиях магистрант должен:

      овладеть навыками самостоятельной аналитической, проектной, научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности;

      приобрести умения самостоятельно разрабатывать и предлагать алгоритмы решения задач,

      приобрести умения выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы и технологии;

      ставить и решать задачи в области своей профессиональной компетенции;

      системно анализировать общие тенденции и конкретные ситуации в соответствующей области;

      научиться владеть методическим аппаратом, позволяющим исследовать, анализировать и прогнозировать явления и процессы;

      разрабатывать и реализовывать междисциплинарные проекты и пр.

    Поэтому в данном разделе по каждой теме указываются формы, методы, технологии проведения занятий и выполнения включенных в планы заданий, к которым для магистрантов относятся:

      мастер-классы (следует описать программу и основные вопросы, привести опорные слайды, раздаточный материал и т.д.)

      электронные семинары (необходимо представить подробный план его проведения)

      разработка проектов, моделирование технологий, разработка новых или модифицирование имеющихся методик

      применение методов (анализа, проектирования, контроля, внедрения и т.д.) при решении поставленных преподавателем задач

      самостоятельная разработка магистрантом задач и алгоритмов их решения

      лабораторные работы с использованием баз данных из реальных научных экспериментов и производственной практики

      анализ деловых ситуаций (case-study method).

      деловые игры, тренинги, дискуссии

      подборка, научный анализ, рецензирование статей и т.д.

    6.7. Планы самостоятельной внеаудиторной работы и методические рекомендации магистранту по её выполнению.

    Так как магистранты обучаются по индивидуальным учебным планам, предполагающим высокий уровень самостоятельной внеаудиторной работы, подбираемой преподавателем в зависимости от уровня подготовки каждого магистранта, то должен быть разработан пакет заданий с указанием порядка их выполнения, сроков и формы сдачи, а также формы контроля.

      тема, по которой предложено задание

      описание задания

      технология выполнения (индивидуально или в подгруппе, рекомендуемые источники информации и регламент работы с ними, предполагаемый алгоритм выполнения и пр.)

      нормативные сроки выполнения задания

      форма представления результатов выполнения задания, при необходимости предлагаются стандартные формы отчета, бланки выполнения задания и пр.

      форма контроля результатов выполнения задания и условия выставления оценки за задание, степень влияния на общую оценку по дисциплине.

    В конце этого раздела необходимо указать график и форму консультаций преподавателя по самостоятельной внеаудиторной работе магистранта. Например, на каком этапе выполнения задания, изучения темы магистрант может (или должен) воспользоваться консультацией, в каком режиме возможна консультация (индивидуально или в подгруппе, очно или заочно посредством электронной почты), какие материалы магистрант должен представить на консультацию и т.д.

    6.8. Требования к уровню освоения программы и формы текущего и промежуточного контроля знаний.

    В данном разделе указываются формы текущего контроля выполнения заданий на практических занятиях (контроль самостоятельной внеаудиторной работы вынесен в отдельный раздел – п. 6.7.). В магистратуре возможен текущий контроль знаний не только со стороны преподавателя, но и методами самооценки, перекрестной взаимной оценки, коллективных форм контроля и оценивания.

    Описание промежуточного контроля знаний должно содержать указание формы контроля (экзамен, зачет), характеристику условий допуска к нему, порядка его проведения, условий выставления оценок за экзамен или зачет, порядка повторной сдачи в случае неявки или неудовлетворительной оценки.

    6.9. Материалы для текущего и промежуточного контроля.

    Особое внимание должно быть уделено системе аттестационных педагогических измерительных материалов (АПИМ), позволяющих оценить уровень усвоения компетенций.

    Кроме традиционных тестов, экзаменационных билетов с вопросами, списка вопросов, к материалам контроля могут быть отнесены аналитические задания, построение кластера проблем, анализ разных позиций, проекты и пр.

    Желательны методические материалы, обеспечивающие возможность самоконтроля магистрантом результативности изучения дисциплины.

    В этом разделе также приводится примерный перечень вопросов по дисциплине, выносимых на итоговую аттестацию магистрантов (если данная дисциплина включена в программу ГЭК).

    6.10. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины.

    Список обязательной и рекомендуемой литературы формируется в соответствии с требованиями, во-первых, ГОСТ ВПО, в котором говорится о том, что «уровень обеспеченности учебно-методической литературой должен быть не менее 0,5 экземпляра на 1 студента дневного отделения»; во-вторых, в соответствии с внутренними документами ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, рекомендующими в список обязательной литературы включать не более 4-х источников, в список рекомендуемой литературы – не более 8-10 источников, список дополнительной литературы – не ограничен.

    Учитывая инновационный и преимущественно авторский характер содержания магистерских дисциплин, в список обязательной литературы допускается включение учебных материалов, предлагаемых магистранту в электронном виде (электронные учебники и учебно-методические пособия разных авторов), а также учебники, разработанные преподавателями кафедры, конспекты (тексты, схемы) лекций в печатном виде и /или электронном представлении – электронный учебник, файл с содержанием материала, излагаемого на лекциях, файл с раздаточными материалами и пр.

    В список рекомендуемой и дополнительной литературы желательно включать статьи ведущих научных российских и зарубежных изданий, исследовательские научные работы, материалы мастер-классов, материалы, размещенные на сайтах ВУЗов и пр.

    Методические рекомендации по изучению дисциплины представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих магистранту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. Содержание методических рекомендаций, как правило, может включать:

    Советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины;

    Описание последовательности действий студента-магистранта, или «сценарий изучения дисциплины»;

    Советы по подготовке к экзамену (зачету);

    Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса, с материалами самоконтроля знаний.

    Лучшие статьи по теме