Gm2irk - Образовательный портал

Кто такой геродот и как его называли. Биография геродота

Имя: Геродот Галикарнасский

Годы жизни: около 484 года до н. э. - около 425 года до н. э.

Государство: Древняя Греция

Сфера деятельности: История, философия

Величайшее достижение: Получил прозвище «Отец истории». Стал автором первого сохранившегося "учебника истории"- «История»

Геродот (484 г. до н. э. ‒ 426 г. до н. э.) ― первый историк в Греции и во всем западном мире. Полностью до нас дошло одно его произведение ― «Истории», сочинение в девяти книгах, где Геродот подробно рассказал о войне Греции против всемогущей Персидской империи, которая закончилась победой греков над Дарием Великим и его сыном Ксерксом. Геродотом зачастую движут нравственные и религиозные чувства в описании им истории, она часто перемежается описательными и этнографическими экскурсами в обычаи варварских народов, однако уже в древние времена работы историка были ценны своей новизной и новой информацией. Недаром Геродота назвали «отцом истории».

Геродот родился в Галикарнасе (ныне Бодрум, небольшой турецкий городок Азии). Дата его рождения неизвестна, но предполагается, что это 484 год до нашей эры. К тому времени дорийская колония Галикарнаса находилась под персидским владычеством и управлялась тираном Лигдамисом. Следовательно, но в их жилах текла греческая кровь, и вполне вероятно, что семья принадлежала аристократии Галикарнаса.

Когда Геродот был еще ребенком, его семья вынуждена была покинуть родину и переехать на остров Самос, так как в стране началось восстание против Лигдамиса, в котором умер Панаис, дядя или двоюродный брат будущего историка. Здесь Геродот погружается в мир ионийской культуры. По мнению ученых, именно на Самосе он изучил ионийский диалект, где написал свою работу. Однако современные исследователи доказали, что этот диалект также широко использовался в Галикарнасе.

Почти наверняка известно, что незадолго до 454 года до н. э. Геродот вернулся в Галикарнас, чтобы принять участие в свержении Лигдамиса (454 г. до н. э.), сына Артемисии, представителя тирании в Карии, которая в то время доминировала в политической жизни колонии.

Следующая известная дата из биографии Геродота ― основание в 444-443 до н. э. на месте разрушенного Сибариса колонии, которую назвали Фурии. Неизвестно, принимал ли Геродот участие в первой экспедиции, которой руководил Перикл, но он получил гражданство этой колонии.

Некоторые из его биографов сообщают, что в эти десять лет между падением Лигдамиса и прибытием в Фурию (444-454) Геродота приглашали в несколько греческих городов с предложением декламировать его произведения. Говорят даже, что он получил десять талантов за выступление в Афинах, что сейчас кажется маловероятным, хотя эта легенда свидетельствует о том, насколько добрый прием был оказан ему там.

Одним из сильнейших впечатлений политической и культурной жизни Афин для Геродота было пребывание в Афинах Перикла. Там же Геродот мог встретить Протагора, основателя софистики, и Софокла, великого поэта-трагика, который мог оказать влияние на исторические работы Геродота. Также еще до основания Фурий Геродот посетил города и страны, о которых он упоминает в своем труде: мы знаем, что четыре месяца он пробыл в Египте, а позже отправился в Месопотамию и Финикию. Еще одно путешествие привело его в страну .

Все эти поездки были вдохновлены желанием Геродота расширять кругозор и насыщать свою тягу к знаниям, что характеризует его как человека любопытного, наблюдательного и всегда готового слушать. И все эти качества сочетаются с большими энциклопедическими знаниями. Паломничество Геродота окончилось в Фуриях, где он прожил, по меньшей мере, несколько лет, хотя очень мало известно об этом последнем этапе его жизни.

Аристофан написал пародию на труд Геродота, насколько это известно, около 425 г. до н. э. Последние события, упомянутые в истории Геродота о Греции, относятся к 430 г. до н. э. Считается, что историк умер в Фуриях между 426-м и 421-м годами до н. э.

«Истории» Геродота

Работа, благодаря которой Геродот Галикарнасский получил прозвище «отец истории», первоначально не имела заголовка и не была разделена на главы. На девять книг, каждая из которых озаглавлена именем одной из муз, ее поделили александрийские ученые. В первых пяти книгах описываются подробности военного дела. Остальные четыре книги ― это описание войны, кульминацией которой является вторжение в Грецию персидского царя Ксеркса и великие греческие победы на острове Саламине, у города Платеи и на мысе Микале.

Если попробовать упрощенно описать, какова основная тема «Историй», можно сказать, что это войны, а также отступления, рассказывающие об отдельных реалиях древнего мира. Но конечно же, хроника Геродота сложна, и трудно однозначно определить, о чем она: автор преследует не одну цель повествования, использует самые разнообразные ходы для их достижения, части очень отличаются друг от друга, поэтому вначале трудно увидеть принцип, объединяющий их все.

В поисках историй Геродот много путешествовал по всему миру. Именно благодаря путешествиям он получил столько информации: в одних историях он описывает то, что увидел своими глазами; другие услышал от людей, которых встречал; многие истории ― его собственные исследования, а какие-то в результате его работы оказались противопоставленными устным традициям. Геродот находил археологические останки и памятники, прибегал к помощи местных жрецов и ученых. Так, например, исследование мифа о Геркулесе привело его к финикийскому источнику. Обратите внимание, как Геродот сопоставляет разные элементы и как пользуется источниками информации, даже когда, по его мнению, они ненадежны: «Мой долг ― сообщить обо всем, что сказано, но я не обязан верить всему этому в равной степени» (lib. 7, 152).

Собственно, с самого начала Геродот заявляет, что его задача состоит в том, чтобы рассказать о событиях и достижениях людей и, более конкретно, о войне между греками и варварами. Ядро истории ― это, конечно же, история военного столкновения Востока с Западом, но это приводит к тому, что Геродот вставляет многочисленные отступления на протяжении всей своей работы. Это позволяет читателю приблизиться к тем странным и далеким землям, которые так или иначе связаны с персами. Таким образом, его повествование не является целостным, оно движется вслед за мыслью автора, часто ассоциативной: различные страны и регионы появляются в тот момент, когда они каким-то образом связаны с персами.

Надо заметить, что эти отступления чаще встречаются в первых книгах «Историй», а вот уже к середине труда их гораздо меньше, что свидетельствует о конфронтации между и Персией. Затем начинается рассказ, гораздо более сжатый и объективный, с анализом и гораздо более тщательным исследованием данных. Таким образом, в работе Геродота обнаруживается множество стилей, выбор которых зависит от источника, откуда взяты материалы: для описания экзотических стран взяты записи о его путешествиях и информация, полученная из вторых рук, как устная, так и записанная, например, логографами ― сочинителями-прозаиками. А вот рассказывая о войне, занимающей центральное место в истории, Геродот обращался к документам более доступным и надежным. Таким образом, Геродот сочетает в себе навыки великого рассказчика и историка, проясняющего реальную картину событий, пробираясь сквозь путаницу многочисленных источников.

Этнографические отсылки

Эта неоднородность материалов позволила выдвинуть гипотезы о происхождении сведений, отраженных в труде: внутренние и внешние характеристики исследований различных народов были посвящены главным образом персам, и этим можно объяснить, почему изначально автор сосредоточился на историческом и этнографическом описании Персидской империи. Но по ходу работы над повествованием Геродот увлекся захватывающими событиями военного конфликта с Грецией, которые имели значение для него и для его читателей.

После того, как все отрывки были соединены, их последовательность оказалась нелогичной: одни встали в нужное место, согласуясь с хроникой персидских завоеваний (например, рассказы афинян о , к которому проявился большой интерес); повествования о других народах, например, о лидийцах, переместились туда, где они соответствовали теме; а третья группа рассказов, в конце концов, (например, случай с одним из ассирийцев), вообще никак не связана с хронологией. Таким образом, повествование сохранилось как собрание независимых пассажей, представляющих собой логосы или вступления, которые были предназначенные для чтения перед аудиторией.

Предшественники Геродота, именуемые логографами, просто интересовались исследованиями, систематизировали мифические истории о божественном и человеческом происхождении в генеалогии и хрониках, собирали новости о географических открытиях.

Естественно, Геродот по-прежнему очень близок к стилю и методам логографов ― легкое плавное повествование, присущее ионическому диалекту. В действительности, он отходит от мифологии, что дает ему больше возможностей для географических и этнографических описаний многочисленных путешествий. Прежде всего, он интересуется всем тем, что показалось ему странным и необычным, и его описания, по существу, являются собранием случаев, которые произошли непосредственно с ним, или рассказов о народах и странах, услышанных им от других людей. И поскольку Геродот приводит подробные конкретные и живописные примеры, не делая упора на важности каких-либо фактов, его работа местами приобретает очарование сказки.

Несмотря на архаичные черты исторического повествования, метод Геродота отличается критичностью: он знал, в какой последовательности происходили события, вести о которых поступали из Египта, или мог отличить события, свидетелем которых был он сам, от тех, которыми с ним поделился кто-то другой. Фактически, термин «история» происходит от греческого слова ἱστορέω , которое означает «узнаю, исследую, спрашиваю». Тем не менее, Геродот лишен субъективности (обнаружены следы даже софистской школы), но нечасто позволяет себе высказывать собственное мнение и предпочитает позволить читателю судить самому.

Несомненно, Геродот периодически допускает ошибки, довольно грубые и даже невежественные; но неоднократные попытки историков доказать его недобросовестность как автора, потерпели неудачу. Такое изложение событий характерно для обычного человека, которого не особо интересуют великие политические, социальные и экономические явления. События в государстве часто описываются как анекдотическая ситуация из биографии правителя или других важных героев. Но Геродот, без сомнения, не игнорирует первопричины крупных событий, просто они отодвигаются на второй план, давая место личным переживаниям. Также самые важные события, такие как и Платеях, переполнены подробностями об отдельных приключениях, о героизме, советах и ​​памятных фразах, и практически перекрывают собой сами исторические события.

Религиозная и этическая основа

Корни философии «Историй» Геродота ― в моральных и религиозных идеях старого ионического мира. Экспансия персов заканчивается катастрофой: он сравнивает персов с богами, завидующими процветанию и могуществу. Никакая сила в мире, никакое событие не спасут людей от зависти богов; таков их удел, подобный тем, что описаны в трагедиях .

В изложении Геродота очевидна политическая линия: он осуждает тиранию и недвусмысленно поддерживает идеи свободы. Именно самодисциплина каждого отдельного человека дала возможность грекам устоять против восточного деспотизма. Конечно, Геродот пристрастен, он часто выражает теплое сочувствие грекам в целом и афинянам в частности, вероятно, такое его отношение возникло в тот период, когда он виделся в Афинах с Периклом. Геродот подчеркивает этическое превосходство греческих гражданских свобод и героизм, в совершенстве проявленный его гражданами. Также часто Геродот восхищается культурой народов, которые он называет варварами, к ним же он причисляет Персию, великих ее царей или замечательные факты из жизни солдат.

Хроника Геродота заканчивается похвалой персам, которые предпочли остаться бедными, отказавшись от доминирования, ― им достаточно того, что они живут в комфорте и служат другим. Геродот хвалит в них то качество, которым обладают герои . Таковы детали, вполне уместные для финала истории описания греков и персов, написанной греком. Все произведение проникнуто сочувствием Геродота, который умел достучаться до своего читателя.

Влияние Геродота

Несмотря на огромные успехи, достигнутые Геродотом, его труд подвергся критике более поздних историков. Они обвиняли его в том, что он искажает данные. Одним из его первых критиков был Фукидид, который считает, что его метод эфемерен и действует только одно мгновение, то есть пригоден только для чтения и наслаждения.

На самом же деле, сочинение Геродота стало важным источником для всех историков древнего мира, которые постепенно вносили изменения в знания о других странах, далеких и экзотических. В период эллинизма работа Геродота приобрела большую актуальность благодаря новому прочтению некоторых его рассказов, пришедшихся по вкусу современникам. Знаменитый ученый Аристарх провел обзор работ и доказал, что истории Геродота могут считаться точкой отсчета для модели познания мира.

Также ценили Геродота и римляне. Именно римский философ и оратор назвал его «отцом истории». Многие римские историки использовали его в качестве источника, брали цитаты из историй. В средние века, в период, когда греческий язык получил новый статус, Геродота продолжали читать, благодаря латинским историкам, которые включали в свои истории некоторые из его анекдотов. Его звезда снова воссияла благодаря достижениям гуманизма: первым, кто решился перевести работу на латинский язык уже в начале XVI века (в 1520 году), был Альд Мануций.

В школьные годы каждый изучал обязательные программные дисциплины, в том числе историю и географию. И, конечно, все слышали о древнегреческом путешественнике Геродоте, которого любители раздавать клише зачислили в «отцы истории» на том основании, что ученый написал объемный труд с одноименным названием. Попробуем разобраться в справедливости этого утверждения, а заодно узнать, что открыл Геродот в географии.

Биографическая справка

Прогрессивный человек своего времени, историк и географ, первый путешественник - вот кем был легендарный Геродот. Биография его содержит некоторые пробелы вследствие значительной давности событий, но основные сведения имеются. Родился Геродот в дорийской колонии Греции, древнем Галикарнасе (современный город Бодрум). Наиболее вероятной датой рождения ученого считается 484 год до н. э.

Семья, в которой воспитывался мальчик, была весьма обеспечена и знаменита, обладая многочисленными связями. Данный факт позволил юному Геродоту получить отличное по тем временам образование. Мать Рио и отец Ликс воспитывали еще одного сына - Феодора. Сильное влияние на мировоззрение и вкусы мальчика оказал его родственник Паниасис, который был известным поэтом.

Научный самородок древности

Если бы не две персидские войны, в промежутке между которыми родился Геродот, биография и судьба юноши сложились бы иначе. Однажды он решил составить подробную летопись греко-персидских войн, а заодно описать нравы, обычаи, географические подробности местностей, которые принял решение посетить. На путешествия ученого толкало любопытство, появившееся после изучения мифов, знания о которых он почерпнул у логогрифов. Кроме того, он хотел увидеть собственными глазами, как выглядят земли, доступные обозрению в ту эпоху.

Первым, кто решил составить подробный труд, описывающий основные аспекты возникновения и течения войн между персами и греками, был Геродот. Вклад в развитие географии он сделал попутно: чтобы составить достоверное представление обо всем, необходимо было посетить множество стран. Это в полной мере отразилось в знаменитом труде Геродота («Истории»), составляющем 9 книг с именами муз вместо названий.

Персидские заметки

Значительная часть его труда посвящена описанию стран, обычаев, ландшафта, погодных особенностей, политического и религиозного устройства. Геродот предпринял вояж в двадцатилетнем возрасте по государствам а также Персии. По дорогам этих стран можно было передвигаться безбоязненно, так как они хорошо охранялись, и путнику были предоставлены необходимые места для отдыха. Не нуждаясь в средствах, ученый, вероятно, довольно приятно путешествовал, не испытывая ни в чем дискомфорта. Благодаря подробному описанию местности и обычаев, которые он встречал на своем пути, основываются достижения Геродота в географии. Это единственный ученый, пользуясь трудами которого, современники могут составить представление о древнем мироустройстве и подлинных географических знаниях.

Он ехал по дороге от Эфеса до Суз, видел великий Вавилон в период расцвета с его величественными постройками, огромными библиотеками, садами и фанатичными культами, был в Эктабане, столице Вероятно, Геродот присутствовал в разрушенной Ассирии. Все это тщательно записано в книге, которую запланировал и создал Геродот. Вклад в развитие географии ученого-галикарнасца очевиден и не подвергается сомнению.

Интересно он описывает нравы персиян: они не воздвигали храмов богам и не придавали божествам человеческого обличья, мясу предпочитали фрукты и вино, свято чтили право на жизнь и в то же время презирали больных проказой, считая их проклятыми. Персы превыше всего ценили воинскую доблесть.

Многое узнал ученый, посетив эти края. Но это только часть того, что открыл Геродот в географии.

Геродот и страна пирамид

Но дольше всего галикарнасец прожил в Египте. Он собрал подробные сведения об особенностях климата этого африканского региона: разливах Нила, засухах. Описал невиданных на его родине живых существ: крокодилов, птиц, гиппопотамов. Изучил нынешние чудеса света: пирамиды и Сфинкса, почерпнул от жрецов основные сведения о Древнем Египте и даже самолично измерил пирамиду Хеопса. Геродот был в городе царей, видел Меридово озеро, возле которого в те годы находился лабиринт, вмещающий до 3 тысяч комнат. Эта постройка особенно поразила ученого, что, конечно, отразилось в его географическо-историческом труде. Таким образом, все, что открыл Геродот в Египте, стало мировым достоянием.

После Египта он посетил Ливию. Там он изучал жизнь пустынных обитателей. Позже, уверенный, что по морю поднимется до Александрии, ученый спустился в Саудовскую Аравию, но, вероятно, получив негостеприимную встречу от излишне религиозных жителей этой страны, был вынужден вернуться.

Путешествие в Скифию

Проплывая по Черному морю, ученый перечислил множество рек вместе с притоками, впадающими в него, посетил греческие колонии, находящиеся на берегах Понта Эвксинского, но это не единственное, что открыл Геродот в географии. Кроме прочего, «отец истории» совершил долгосрочное путешествие в земли Скифии (южная оконечность Украины). Эта местность поразила географа: длительная зима и дождливое лето, лед, о котором Геродот не имел представления, обширные степи и пастбища. От скифов Геродот услышал много мифов, в частности о золоте одноглазых людей, живущих севернее. Еще он понял, что есть могущественные, полноводные реки, которые не обязательно берут свое начало в горах, как его учили с детства. Узнал о племенах, которые живут поблизости: уральские охотники и агрипеи. По всей вероятности, ему рассказали о жителях Урала и Приуралья, а заодно Геродот узнал о природе тех мест: лесах, полных пушного зверя, горах, прекрасных и недоступных. Также галикарнасец услышал, что далеко на севере есть вечный холод и безлюдье, а зима длится полгода. Именно в Скифии Геродот почерпнул эти бесценные географические представления и впоследствии поделился ими со всем миром.

Геродот посетил Колхиду (современную Грузию), Балканы, включая Южную Италию, и дошел до конца мира, находящегося, согласно представлению древних греков, на территории Индии. Историк был потрясен богатством и обычаями этой Он описал ритуалы и привычки индусов, странные, по его мнению, растения и злаки (бамбук, рис), деревья, на которых плоды в виде шерстяных клубков, и огромные залежи золота. Поэтому первая ассоциация, которая должна возникать после произнесения имени Геродот, - география. Кратко коснувшись его странствий, можно сделать выводы о значении его работ.

Географический след

Учитывая, что в древние времена путешествия совершали либо с захватнической, либо с коммерческой целью, можно сказать, что Геродот впервые основал Что открыл Геродот в географии:

  • впервые подробно описал реальную картину мира тех времен;
  • составил карты бассейнов Азовского, Каспийского и Черного морей;
  • собрал сведения о жизни сарматов и скифов, что впоследствии помогло в раскопках;
  • обнаружил мифический женский этнос: амазонок;
  • первый географ, который описал рельеф местности и особенности рек Древнего Египта;
  • изучил Балканский полуостров;
  • обозначил границы ойкумены (известной территории) и выделил три климатических пояса: северный (Скифия), второй, находящийся на территории Средиземноморья, а третий - часть Северной Африки и Аравии;
  • описал приметы, обряды, мифы, историю многих народов.

В древности была уверенность в том, что мир конечен, поэтому Геродот, будучи материалистом, не пытался заглянуть «за грань», а исследовал те земли, куда мог добраться.

После бурной жизни сладок его сон

Жизнь Геродота была полна приключений, в том числе и не слишком приятных. По политическим соображениям его семья была вынуждена покинуть родной дом и поселиться на острове Самос. После 10 лет путешествий он обрел спокойствие в Фурии, которую основали потомки сибаритов. Противоречивые сведения говорят о дате смерти этого выдающегося человека, но большинство сходится на 424 году до н. э. Друг Софокла, любимец царей, выдающийся историк и географ похоронен на городской площади в Фурии, что было большой честью. Надпись на могиле кратко перечисляет его заслуги и касается некоторых подробностей биографии. Кроме того, кенотафии Геродота находятся в македонской Пелле и великих Афинах.

Размышления напоследок

Геродот не просто музейный экспонат или давно ушедший человек со страниц учебников. То, что открыл Геродот, чего он достиг в области истории и географии, в чем был первооткрывателем, дает ему право не быть забытым. Единственный ученый древности, который создал не описание одной части мира, а из фрагментов воссоздал целое. Поэтому его «История» не только является огромным вкладом в географию как науку, но и обречена быть известной.

Его называют «Отцом истории». Геродот занимался сбором исторических данных, много путешествовал, считался отличным географом. Но наиболее известным мыслитель стал после написания книги «История». В ней было дано описание представлений о мире. Разумеется, в таком изложении, которое было актуальным на момент, когда жил Геродот. Историк сделал свои выводы на основе путешествий в Италию, Малую Азию, Египет, Вавилонию, Персию, в другие государства и на острова Средиземноморья. Известно, что Геродот был и на Черном море, в частности - в Крыму, а также во владениях скифов.
Он описал разного рода войны. В его «Истории» можно найти повествования о греко-персидских сражениях. Геродот в подробностях рассказал историю государства Египетского. Описывал он и быт разных народов.


Жизнь Геродота

Родился этот греческий мыслитель примерно в 500 гг. до н.э. в Галикарнасе. Это город в Малой Азии. Геродот появился на свет в богатой, знатной семье. Его родители занимались торговлей.
В возрасте 20 лет ученый отправился путешествовать ради сбора информации о войнах греков с персами. Впрочем, результатом данной поездки стало получение не столько таких сведений, сколько проведение значительного по масштабам исследования разных народов мира, их корней и происхождения, о которых Греки практически ничего не знали.
Историкам и археологам удалось узнать, по каким маршрутам следовал Геродот в своем путешествии. Он прошел по Нилу вверх. После того, как посетил Египет, добрался до Вавилона. Это ровно за 2 тысячи км от Эгейских островов. Ученые предполагают, что был он и в Сузах, но не все исследователи жизни Геродота склонны соглашаться с таким мнением.
Еще одно предположение историков касается посещения Геродотом черноморского побережья, в частности Крыма. Но вот то, что древнегреческий мыслитель побывал в Южной Италии, став участником формирования колонии греческой, это доподлинно известно.
Геродот посещал места боевых сражений греков с персами, чтобы точно изучить направления походов, имена командующих войсками и подробности этой войны. В своей «Истории» Геродот описывает обычаи персов. По исконным традициям, представители этого народа не изображали богов в обличие людей. Также они не строили церквей и часовен. И, что интересно, не приносили жертв. Однако религиозные обряды у них существовали и исполняли они их на горных вершинах.
Также Геродот подметил, что персы не кушали мяса, а очень любили растительную пищу. В частности, фрукты, злаковые культуры. Обожали они и виноделие, а также всевозможные увеселительные мероприятия.
Персы интересовались традициями других народов, давали всестороннее воспитание своим детям, уважительно относились к правам и свободам всех людей. Призирали они лишь больных проказой, считая их великими грешниками. Так писал Геродот.
Народы, проживавшие вдоль берегов Дуная, называли скифами. Геродот писал и о них, а также ландшафтах, на которых обитали эти люди. Река, тогда Дунай именовали Истрой, всегда была полноводной, давала много рыбы.
В сказаниях о самих скифах Геродот опирался на существующие в те времена мифы. В них говорится о союзах воинствующих скифов с амазонками. Еще долго был сохранен обычай не брать невесту замуж, пока она не убьет врага.
В путешествии по древнему Египту Геродота подстерегало много опасностей. Змеи, дикие племена и животные. О личных впечатлениях относительно этой страны он и написал в своих воспоминаниях. Тут же находились сведения о местности и природных особенностях Африки.
Поразительным было отношение Геродота к данным о животном мире. Во всем он находил связь с человеком. Он писал, что в Египте люди сильнее соприкасаются с фауной, нежели в Греции. Также ученый говорил о некоем договоре, который египтяне заключили с кошкой, крокодилом, ибисом. Картина, которую Геродот описал в отношении Египта, совпадает с данными современных историков, либо принята ими как довольно правдоподобная.
Кстати, Геродоту доводилось общенародно озвучивать свои заметки о путешествиях. Жителям Греции его рассказы очень нравились, говорят историки. До конца своих дней Геродот ездил в разные страны, получил истинное признание у греков и заслужил ставу историка, просветителя и отважного путешественника.


Новшества или плагиат?


Люди всего мира, особенно ученые, могут быть благодарными Геродоту за те знания, которые он подарил. Во времена Геродота и до него греки даже не вели летопись победителей Олимпиад, не говоря уже о нанесении на пергамент сведений об истории городов, разных стран и народов. В лучшем случае летописцы излагали сухие факты. Но литературных произведений, подобных тем, что создавал Геродот, не было.
Как говорится, в споре рождается истина. У Геродота был оппонент и одновременно соратник, историк Гекатей. В полемике ученых рождались интересные идеи и мысли. Впрочем, конкретных данных о том, что Геродот спорил с Гекатеем в его учениях не найти. Он любил выражаться так: «ионяне свидетельствуют» или «рядовые эллины…». О том, что он упоминал в этих высказываниях о Гекатее, можно догадываться.
То, что споры имели место, говорится в некоторых античных источниках. В частности, есть до 10 упоминаний о том, что Геродот переписывал некоторые мысли Гекатея, выдавая их за свои. Историки сравнили тексты предшественников и дали заключение о том, что имели место не только полемика между учеными, но и плагиат. Впрочем, в древней Греции понятия плагиата не было. Считалось, что автор, который переписывает и тем самым передает мысли из книг предшественников, проявляет высочайшее уважение к ним. Позже уже Аристотель списывал с изданий Геродота, при этом, не цитируя, и даже нигде не упоминая его имени.
Такие умозаключения поставили современных исследователей перед мыслью о том, что Геродот был простым плагиатором. Гекатея он критиковал, но это было необоснованно, заключили ученые-историки. Это касается не только заимствования идей и мыслей, но и передачи географических данных, а также сведений, полученных в ходе якобы путешествий.
Геродот высмеял Гекатея за то, что тот утверждал о земле, как о правильной формы круге. Геродот не соглашался с мнением Гекатея о том, что Азия по величине равна Европе, говоря о несомненном превосходстве последней по территории.
Впрочем, уже во времена Гекатея и Геродота находились люди, которые сомневались в подлинности их учений, географических знаний, изложенных в разных источниках. Об этом спорили библиотекари, ученые, поэты. Некоторые авторы посчитали книгу Геродота, хранившуюся в Александрийской библиотеке, подделкой. Впрочем, кто у кого списывал достоверно уже не установить.


Геродот - первый историк в мировой литературе

И все же, ученые склонны считать, что именно Геродот является наиглавнейшим исследователем и историком. Он излагал факты, его интересовали исключительно географические открытия, пусть и не собственные. Много он писал и о мифологической стороне и верованиях людей древней Греции. Рассказывал мыслитель и о зарождении городов, колоний. Сухие исторические повествования предшественников Геродот облачал в интересные истории.
Гекатей в этом плане ничего не сделал. Поэтому наши современники именно Геродота считают наиглавнейшим историком древней Греции, оставившем значительный след в мировой литературе и культуре в целом.
Рассказы Геродота содержат очень ценные материалы, поскольку основаны не только на мифологии, но и на эмпирическом опыте, полученном им самим в путешествиях. Кстати, мыслитель не критиковал идеи и материалы, собранные предшественниками, а облачал их в рациональные повествования, основанные на доказательных принципах. Уже за это он получил уважение у современных исследователей, литераторов и историков, а также грековедов.
Геродот излагал разные версии предшественников о тех или иных событиях, сравнивал их и говорил, какая из мыслей представляется ему наиболее достоверной и почему. Так рассуждал он о связях Аргоса с персами. Руководствуясь вовсе не политическими соображениями, а объективными оценками, Геродот выдвинул целый ряд версий и подвел к ним доказательную базу. Правда сейчас уже невозможно установить, какая из идей может быть достоверной, и имеют ли они вообще право на существование.
Судя по тому, как сам Геродот излагал свои мысли, ученые пришли к выводу о том, что и сам он не был уверен на все 100% в том, что есть хоть какая-то из правильных идей и версий того или иного события или исторического факта. В том же случае, когда ученый был уверен в своей правоте и достоверности фактов, он приводил одну единственно правильную версию событий и давал полное объяснение всему.
К примеру, повествование, в котором рассказывается о смерти Кира. У Геродота была лишь одна мысль по поводу его кончины, и он ее придерживался, несмотря на существование иных идей у других мыслителей.
Итак, учения Геродота, несомненно, нужно и важно считать древнейшим литературным памятником. В мировой истории этот мыслитель сыграл практически ключевую роль. О чем и говорят современные исследователи и историки.

    Святой Монастырь Симонопетра

    Симонопетров монастырь (“Симонопетра” или “Симонос Петра” означает по-гречески “Симонов камень”), расположенный на западной стороне Афонского полуострова, занимает сегодня тринадцатое место в иерархии двадцати главенствующих монастырей. В 1394 году, согласно Третьему Типикону Святой Горы, обитель занимала двадцать третье место. Во время турецкого владычества очень распространённым было укороченное название монастыря, “Симопетра”.

    Филофеев Монастырь. Филофей

    Филофеев монастырь, расположенный на плато на восточной стороне Афонского полуострова, на расстоянии примерно получаса ходьбы от Каракалова монастыря, занимает двенадцатое место в иерархии Святой Горы. Основание его датируется концом X века, по той причине, что уже в документе 1015 года имеется подпись «Георгия монаха» в качестве настоятеля Филофеева монастыря.

    49 причин почему надо любить Грецию

    Метеора. Монастырь Святой Троицы

    На очень высоком утёсе, своеобразной формы, на северо-западе от монастыря Святого Стефана - выстроен монастырь Святой Троицы. Прорубленные в скале 140 ступенек, безопасно ведут на вершину, где и расположен монастырь. Специалисты утверждают, что среди монастырей Метеор-Монастырь Святой Троицы считается третьим по возрасту.

    Язычество и неоязычество в Греции

    Современные церковнослужители, как православные, так и приверженцы других ветвей христианства, как и религий, исключают и не признают существование язычества ныне. Секрет кроется в полном непризнании многобожия. Язычниками священники называют и греховных людей. С последним историки и культурологи не согласны. Язычество – это поклонение сразу нескольким богам. Кстати, масса титанов, которая населяла греческий Олимп во времена Античности, как раз и является представительством того самого многобожия.

Привет всем читателям! Из этой статьи о Геродоте, Вы узнаете о том, кем он был, где путешествовал и какие открытия сделал. Прочтите статью и узнайте все его секреты...

Геродот (около 480 – около 428 г до н. э.) – выдающийся греческий географ, историк и путешественник древности.

Родился он в городе Галикарнасе, что на побережье Малой Азии. Он жил в ту эпоху, когда Греция воевала с Персией. Геродот решил написать историю греческо-персидских войн.

И рассказать в этой истории о жизни и о природе населения в странах, которые на то время находились под властью Персии. В 460 – 450 гг. до н. э. происходили путешествия Геродота.

Он посетил страны Балканского п-ова и города на побережье Малой . К Скифии, южной области , Геродот совершил длительное путешествие.

Несмотря на то, что греки вели торговлю со Скифией, она для них была мало известной до Геродота. Огромными пастбищами и равнинами удивила Скифия ученного.

Длящаяся несколько месяцев Скифская зима, показалась ему суровой. Он писал, что разлитая зимой вода в Скифии, не делает грязи, то есть замерзает. Так же и лето ему показалось холодным и дождливым.

Огромные реки Скифии впечатлили Геродота – Борисфен (Днепр), Танаис (Дон), Гипанис (Южный Буг) и другие . О том, что реки берут свое начало в горах, Геродот знал еще с детства, но в Скифии гор нет.

Ети реки, по его мнению, должны были начинаться в неизвестных больших озерах. Племена, заселяющие Скифию и соседние с ней территории, особенно заинтересовали Геродота. Скифы, обитающие в степной и частично лесостепной зонах, делились на скотоводов и земледельцев.

Про народы, которые жили на северо-востоке и севере от скифов, Геродот собрал очень интересные, местами даже полуфантастические ведомости.

Он узнал про охотников – тессагетов и ирков, которые населяли «каменистую и неровную земли» (по всей вероятности это вблизи Урала), и про густые леса, в которых водятся выдры, бобры и другие меховые звери. Далее проживали племена агрипеев, возле подножья высоких и недоступных .

У них было плоское лицо с большим подбородком и бритые головы. Геродоту стало известно, что еще дальше находятся поселения аримаспов – одноглазых людей.

Там много золота, но грифы его охраняют. Грифы – это похожие на львов с орлиными клювами и крыльями чудовища. За Скифией на Крайнем Севере, находятся незаселенные земли. Там очень холодно, постоянно лежит , и ночь стоит пол года.

На Черноморское побережье Кавказа Геродот отправился из Скифии. Он узнал от жителей Колхиды, что есть огромное море (Каспийское) за горами, а за морем – широкая равнина. Там живут масагеты – воинственные племена.

Каспий до Геродота греки представляли как затоку , и не знали, что находится дальше на востоке. После возвращения Геродота домой, через некоторое время он снова отправился в новое путешествие. Это путешествие было к Месопотамской низменности и к внутренним районам полуострова Малая Азия.

Геродот описал Вавилон с его роскошными садами на террасах, огромной библиотекой и большими каменными стерами. Про «самую отдаленную из Восточных стран», Геродот узнал много нового в Вавилоне.

Ему рассказали, что в Индии добывают много золота. А так же о том, что в Индии еще много удивительных растений: злак, зерна которого «варят и едят вместе со скорлупою» (рис), трость, бамбук, с одного колена которого, вроде как можно сделать лодку; деревья с плодами в виде клубка шерсти – с нее жители Индии делают для себя одежду.

В Египте Геродот провел много времени. Он побывал возле знаменитых Сфинкса и пирамид, в местных городах, поднялся по Нилу к Сиене (современный Асуан).

Особенности природы Египта Геродот так же выделил: отсутствие дождя и облачности, разлив и подъем воды Нила в самое жаркое время года, животных, неизвестных в Малой Азии и Греции (гиппопотамы, крокодилы, птицы, рыбы).

Города Северной Ливии (Африка), Геродот посетил после Египта. Там он собрал интересные ведомости о жителях оазисов в зоне пустынь и о жителях северной части Африканского материка.

Вот и все, это было самое интересное из жизни древнегреческого ученного. Заходите еще для поиска новеньких статей 😉

ГЕОРОДОТ.

ИСТОРИЯ


Книга I КЛИО

Геродот из Галикарнасса собрал и записал эти сведения1, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния2как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом.

1. По словам сведущих среди персов людей, виновниками раздоров между эллинами и варварами были финикияне. Последние прибыли от так называемого Красного моря к Нашему морю3и поселились в стране, где и теперь еще живут4. Финикияне тотчас же пустились в дальние морские путешествия. Перевозя египетские и ассирийские товары во многие страны, они, между прочим, прибыли и в Аргос. Аргос же в те времена был самым значительным городом в стране, которая теперь называется Элладой. Когда финикияне прибыли как раз в упомянутый Аргос5, то выставили свой товар на продажу. На пятый или шестой день по их прибытии, когда почти все товары уже были распроданы, на берег моря среди многих других женщин пришла и царская дочь. Ее имя было Ио, дочь Инаха; так же называют ее и эллины. Женщины стояли на корме корабля и покупали наиболее приглянувшиеся им товары. Тогда финикияне по данному знаку набросились на женщин. Большая часть женщин, впрочем, спаслась бегством, Ио же с несколькими другими они успели захватить. Финикияне втащили женщин на корабль и затем поспешно отплыли в Египет6.

2. Так-то, говорят персы, Ио попала в Египет. Эллины же передают это иначе. Событие это послужило первой причиной вражды. Затем, рассказывают они далее, какие-то эллины (имя они не могут назвать) прибыли в Тир Финикийский и похитили царскую дочь Европу7. Должно быть, это были критяне8. Этим они только отплатили финикиянам за их проступок. Потом эллины все-таки снова нанесли обиду варварам. На военном корабле они прибыли в Эю в Колхиде и к устью реки Фасиса. Завершив там все дела, ради которых прибыли, эллины затем похитили царскую дочь Медею. Царь колхов отправил тогда в Элладу посланца с требованием пени за похищенную и возвращения дочери. Эллины, однако, дали такой ответ: так как они сами не получили пени за похищение аргивянки Ио, то и царю ничего не дадут.

3. Затем в следующем поколении, говорят они, Александр, сын Приама, который слышал об этом похищении, пожелал умыканием добыть для себя женщину из Эллады. Он был твердо уверен, что не понесет наказания, так как и эллины тогда ничем не поплатились. После того как Александр таким образом похитил Елену, эллины сначала решили отправить посланцев, чтобы возвратить Елену и потребовать пени за похищение. Троянцы же в ответ бросили им упрек в похищении Медеи. Тогда ведь, говорили они, сами эллины не дали никакой пени и не возвратили Медеи, а теперь вот требуют пени от других.

4. До сих пор происходили только временные похищения женщин. Что же до последующего времени, то, несомненно, тяжкая вина лежит на эллинах, так как они раньше пошли походом в Азию, чем варвары в Европу. Похищение женщин, правда, дело несправедливое, но стараться мстить за похищение, по мнению персов, безрассудно. Во всяком случае, мудрым является тот, кто не заботится о похищенных женщинах. Ясно ведь, что женщин не похитили бы, если бы те сами того не хотели. По словам персов, жители Азии вовсе не обращают внимания на похищение женщин, эллины же, напротив, ради женщины из Лакедемона собрали огромное войско, а затем переправились в Азию и сокрушили державу Приама. С этого времени персы всегда признавали эллинов своими врагами. Ведь персы считают Азию и живущие там варварские племена своими, Европа же и Эллада для них – чужая страна.

5. Таков, говорят персы, был ход событий, и взятие Илиона, думают они, послужило причиной вражды к эллинам. О похищении же Ио финикияне рассказывают иначе, чем персы, вот что. Именно, по их словам, они вовсе не увозили Ио насильно в Египет, так как она уже в Аргосе вступила в любовную связь с хозяином корабля. Когда же почувствовала себя беременной, то от стыда перед родителями добровольно уехала с финикиянами, чтобы скрыть свой позор. Так рассказывают персы и финикияне. Что до меня, то я не берусь утверждать, случилось ли это именно так или как-нибудь иначе. Тем не менее, я хочу назвать человека, который, как мне самому известно, положил начало враждебным действиям против эллинов9. Затем в продолжение моего рассказа я опишу сходным образом как малые, так и великие людские города. Ведь много когда-то великих городов теперь стали малыми, а те, что в мое время были могущественными, прежде были ничтожными. А так как я знаю, что человеческое счастье изменчиво, то буду одинаково упоминать о судьбе тех и других. 6. Крез, родом лидиец10, сын Алиатта, был владыкой народов по эту сторону реки Галиса (Галис течет с юга на север между землями сирийцев11и пафлагонцев и впадает в море, называемое Евксинским Понтом). Этот Крез, насколько я знаю, первым из варваров покорив часть эллинов, заставил платить себе дань; с другими же он заключил союзные договоры. Покорил же он ионян, эолийцев и азиатских дорийцев12, а с лакедемонянами вступил в союз. Однако до владычества Креза все эллины были свободными. Ведь нашествие киммерийцев13, которые еще до времен Креза дошли до Ионии, не было длительным завоеванием, а скорее простым набегом для захвата добычи.

7. Власть, принадлежавшая ранее дому Гераклидов, перешла к роду Креза (этот род зовется Мермнадами)14. Произошло это таким образом: Кандавл, которого эллины называют Мирсилом, был тираном Сард. Он был потомком Алкея, сына Геракла. Первым царем Сард из дома Гераклидов стал Агрон, сын Нина, внук Бела, правнук Алкея. Кандавл же, сын Мирса, был их последним царем. Цари, управлявшие этой страной до Агрона, были потомками Лида, сына Атиса, того лидийца, от которого весь нынешний народ (прежде называемый меонами) получил имя лидийцев. От них, по предсказанию оракула, получили власть Гераклиды. Последние вели свой род от Геракла и рабыни Иардана и правили в течение 22 людских поколений15, 505 лет, причем всегда сын у них наследовал власть от отца вплоть до Кандавла, сына Мирса.

8. Этот Кандавл был очень влюблен в свою жену и, как влюбленный, считал, что обладает самой красивой женщиной на свете. Был у него среди телохранителей некий Гигес16, сын Даскила, которого он особенно ценил. Этому-то Гигесу Кандавл доверял самые важные дела и даже расхваливал красоту своей жены. Вскоре после этого (ведь Кандавлу предречен был плохой конец) он обратился к Гигесу с такими словами: “Гигес, ты, кажется, не веришь тому, что я говорил тебе о красоте моей жены (ведь ушам люди доверяют меньше, чем глазам), поэтому постарайся увидать ее обнаженной”. Громко вскрикнув от изумления, Гигес отвечал: “Что за неразумные слова, господин, ты говоришь! Ты велишь мне смотреть на обнаженную госпожу? Ведь женщины вместе с одеждой совлекают с себя и стыд!17Давно уже люди узнали правила благопристойности и их следует усваивать. Одно из них главное: всякий пусть смотрит только за своим. Я верю, что она красивее всех женщин, но все же прошу: не требуй от меня ничего, противного обычаям”.

Лучшие статьи по теме