Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • Моя жизнь
  • Как сделать маску вороны из басни крылова. Урок литературного чтения по басне Крылова И.А

Как сделать маску вороны из басни крылова. Урок литературного чтения по басне Крылова И.А

И.А. Крылов «Ворона и Лисица»»

Цель: Познакомить обучающихся с краткими сведениями из жизни И.А.Крылова, его басней «Ворона и Лисица».

Задачи: 1. Учить видеть и чувствовать за строками

произведения глубокий смысл басни, выражать

свои мысли посредством выразительного чтения.

2. Коррекция аналитико – синтетической

деятельности на основе упражнений в соотнесении

слов, пословиц к басне.

3. Воспитывать отрицательное отношение к

порокам и недостаткам человека как лесть,

корысть, заискивание.

Наглядность и оборудование: портрет И.А.Крылова,

плакат с датами жизни и смерти баснописца,

фотография памятника И.А.Крылову,

иллюстрации к басням,

предметные картинки (вороны, лисы),

карточки с лабиринтом,

картинки для игры «Что изменилось?»,

карточки со словами и словосочетаниями,

маски лисы и вороны,

грамзапись басни,

запись пословиц на доске.

Тип урока: изучение новой темы.

Методы и приёмы: словесный (рассказ учителя, обобщающая

беседа, выступления учащихся, работа с учебником);

наглядный (предметные картинки, иллюстра-

ции, портрет, фотографии)

Ход урока.

I. Организационный момент:

Отчёт дежурного;

Проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Я думаю, что включиться в работу урока нам поможет игра «Запомни и назови?».

Рассмотри картинку и постарайся её запомнить. (Учитель закрывает картинку.). Затем предлагает учащимся ответить на вопросы.

Сколько чашек стояло на столе?

Была ли среди фруктов груша?

Что лежало под столом?

Что было нарисовано на картине?

Какого цвета была ваза для фруктов?

II. Сообщение темы и целей урока.

Игра «Осколочный рисунок».

На листе бумаги рисуется иллюстрация. Затем этот лист разрезается на несколько частей. Предложить учащимся сложить из частей целое – иллюстрацию.

Ребята, я подготовила для вас интересные иллюстрации и разрезала их на части. Ваша задача постараться из этих частей сложить целую иллюстрацию.

Вспомните название басни, изображённой на иллюстрации.

Видите, ребята, как много басен дедушки Крылова вам уже известно. И сегодня мы начнём изучать новый раздел учебника « Басни И.А.Крылова». Познакомимся с содержанием басни « Ворона и Лисица».

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

(На доске вывешивается портрет И.А.Крылова, даты жизни и смерти.)

Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему русский? Почему великий? Да потому что Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

2.Выступления учеников о биографических данных баснописца.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве в семье армейского офицера.. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте его выучил отец.

Позже, довелось ему учиться «из милости». Иван Андреевич прислуживал лакеем в доме богатого помещика. У детей помещика были домашние учителя, которые обучали их русскому и французскому языкам, математике, и ему разрешили заниматься вместе с ними.

Жизнь не баловала его: когда Ивану Крылову было десять лет, умер отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни ценностей, только сундучок с книгами. Забота о матери и брате легла на плечи Ивана Андреевича Крылова. Ему пришлось поступить на работу в суд канцеляристом. Он переписывал бумаги, разносил пакеты с документами.

Иван Андреевич Крылов много читал и этим восполнял недостаток образования, самостоятельно выучил французский, итальянский и греческий языки. Его усиленные самостоятельные занятия дали необыкновенный результат: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных людей России.

Иван Андреевич Крылов прожил долгую, наполненную великими событиями жизнь, и умер в возрасте семидесяти пяти лет.

Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.

(Показ слайдов с изображением книг «Басни И.А.Крылова», памятника И.А.Крылову в Санкт - Петербурге.)

Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.

Да, действительно, Крылов в своих баснях учил людей узнавать самих себя, помогал обнаруживать недостатки и подсказывал, как можно от них избавиться. И.А.Крылов учил мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни. Поэтому познакомиться с новой басней Крылова – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях.

3. Игра «Лабиринт».

Учитель предъявляет учащимся лабиринт, предлагает внимательно рассмотреть его и помочь вороне пройти сквозь лабиринт к сыру.

4. Знакомство с басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица»

1) Работа с предметными картинками.

Опишите, какова ворона по внешнему виду.

Можно ли ворону назвать самой красивой птицей леса?

Какими качествами характера наделена лисица в сказках?

Поэтому неслучайно на роль льстеца выбрана Лисица, которая чаще всего изображается как хитрая, коварная, ловкая. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека.

2) Прослушивание басни в грамзаписи.

Понравилась ли вам басня?

3) Словарная работа.

Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;

Льстец – льстивый человек;

Взгромоздиться – взобраться с усилием на что-то высокое;

Пленил – привлёк внимание, привел в восторг;

Зоб – у насекомых, птиц: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

4) Чтение басни учителем наизусть. Ученики следят по книге.

5) Чтение басни учащимися про себя.

6) Обобщающая беседа.

Как вы понимаете, что такое лесть?

(Лесть – это когда говорят угодливые слова из корыстного желания расположить кого-либо к себе)

Кого называют льстецом?

Что И.А.Крылов говорит о лести и льстецах?

(«Что лесть гнусна, вредна…»

«И в сердце льстец всегда отыщет уголок».)

Прочитайте, как характеризует Крылов Лисицу.

(Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша…)

Перечислите, что расхваливала Лисица?

Как она называла Ворону?

(Голубушка, светик, сестрица, мастерица, царь-птица.)

Прочитайте, какие похвалы говорила Лисица Вороне.

(Голубушка, как хороша!

Какие пёрышки! Какой носок!

Ведь ты б у нас была царь птица!)

Искренними ли были её слова?

(И говорит так сладко, чуть дыша.)

Для чего Лисица так расхваливала Ворону?

(Чтобы отнять у Вороны сыр.)

Догадывалась ли об этом Ворона?

Нашла ли лесть Лисицы «уголок» в сердце Вороны?

Как это случилось?

После всего, что случилось, как вы можете охарактеризовать Ворону?

(Доверчивая, глупая.)

Как вы думаете, если бы Лисица расхваливала так кого-либо ещё, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели?

Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне?

(Тщеславных людей.)

В каких словах басни заключён её главный смысл?

(Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.)

Что значит «уж сколько раз твердили миру»?

(Говорили не раз.)

- « Но всё не впрок»?

(Не на пользу.)

- «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»?

(Пока будут любители лести (как Ворона), будут и льстецы (как Лисица).

Какой же смысл имеет басня?

(Лесть гнусна, вредна. Поддашься на льстивые слова и можешь остаться без ничего. Не нужно быть глупой и доверчивой, понимать, где правда, а где – ложь.)

Доказал ли это Крылов?

(Доказал. Лисица обманными словами смогла лишить Ворону сыра. Ворона осталась ни с чем.)

Можно ли встретить такую ситуацию среди взаимоотношений людей? Приведите пример.

И.А.Крылов в басне «Ворона и Лисица» высмеивает несообразительность, глупость и одновременно осуждает изворотливость, скрытость своих настоящих, истинных намерений, обман, хитрость.

7) Физкльтминутка

IV. Закрепление материала.

    Подготовка к выразительному чтению.

«Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.»

В слова «да призадумалась» нужно вложить насмешку. Ворона глупа, и никаких умных мыслей у неё не было и не могло быть.

«На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил,

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:»

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрышки! Какой носок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь птица!»

При чтении этой части вы должны передать ласковые слова Лисицы, с которыми она обращается к Вороне. Это поможет раскрыть черты характера Лисы.

«Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло,-

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло:»

Здесь мы должны показать Ворону в самом неприглядном виде: пришла в восторг от льстивых речей Лисы.

«Сыр выпал – с ним была плутовка такова.»

2. Выразительное чтение басни.

3. Игра «Словарь – наоборот»

Говорили не раз – уж сколько раз твердили миру

Не на пользу – но только всё не впрок.

Нашёл случайно, без особого труда – Бог послал

Очень близко – близехонько

Смотрит не отрываясь – глаз не сводит

Утратила способность здраво рассуждать – вскружилась голова

Трудно стало дышать – в зобу дыхание спёрло

Очень громко – во всё горло

Исчезла, скрылась – была такова

3. Чтение басни по ролям.

Сколько человек нам необходимо выбрать, чтобы прочитать басню по ролям?

Вы сейчас подготовите ролевое чтение в парах. Выбирая в паре роль, учитывайте собственные возможности. Вам необходимо будет договориться, кто какую роль выберет.

    Работа с пословицами.

Прочитайте пословицы, записанные на доске. Выберите ту пословицу, которая подходит к басне.

- На языке медок, а на сердце ледок.

- Будь осторожен в выборе друзей и спутников жизни.

- За добро добром платят.

(Ответы учащихся.)

5. Упражнение в подборе качеств, характеризующих героев басни.

Льстивый, склонный к лести - (Лисица)

Тщеславный, стремящийся к славе, к почести – (Ворона)

Высокомерный – (Ворона)

Неискренний – (Лиса)

Честолюбивый, любящий славу – (Ворона)

Неправдивый, лживый – (Лиса)

Хитрый – (Лиса)

Глупый – (Ворона)

Доверчивый – (Ворона)

V. Домашнее задание.

Выучить басню по ролям сильным учащимся.

Гришкин Женя, Михеев Илья, Шишкина Оксана учат басню вместе по частям.

VI. Подведение итогов урока.

Что мы начали изучать на уроке?

С каким человеческим пороком боролся И.А.Крылов, создавая эту басню?

(Лестью, заискиванием.)

Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

Рада, что многие для себя нашли подсказки, как можно избавиться от нехороших недостатков. Всем большое спасибо за урок.

Отметить работу ребят за урок.

Конспект открытого урока

по литературному чтению в 4 классе

Тема : «Ворона и лисица»- басня И.А.Крылова

Составитель :

Баглаева Венария Мударисовна

учитель МБОУ Школы №129 г. Уфы

Цели урока : 1)Продолжать знакомить с творчеством И.А.Крылова.

2)Прививать интерес к творчеству И.А.Крылова, развивать любовь к его басням.

3)Работать над техникой чтения, используя разные приемы работы.

4)Обогатить словарный запас.

5)Прививать любовь к урокам чтения, желание большечитать.

Оборудование: 1) Портрет И.А.Крылова

2)Маски животных из басен

3)Иллюстрации к басням.

4)Рисунки учеников- выставка.

5)Выставка книг И.А.Крылова.

Ход урока.

Приветствие гостей.

Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжаем работать над баснями И.А.Крылова. Обращаясь к его портрету, мы видим мудрого проницательного, доброго к людям человека. В народе его называют дедушкой Крыловым.

И.А.Крылов родился в семье военного. С детства был одаренным ребенком. В 11 лет уже начал работать. Хорошо знал французский язык и итальянский. Занимался математикой, играл на скрипке.

И.А.Крылов написал много стихов, пьес, издавал журналы, но его любимым делом стало сочинение басен. И басни принесли ему такую известность, каким успехом не пользовался ни один писатель.

Эти строки Исаковского говорят, как мы его любим.

(рассказывает ученик)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Все знал и видел ум певца пытливый

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

Уже при жизни И.А.Крылова знала вся Россия. Его басни прозвали книгой мудрости самого народа , ведь басни понятны всем, язык басен прост, ясен, стихи звучат как живой простой разговор. И.А.Крылов так рассказывает о различных поучительных происшествиях, что читая басни, мы не только узнаем, что случилось с героями, но и видим перед собой яркую, живую сценку в своем воображении.

И вот на ваших рисунках мы видим героев басен, с которыми мы уже познакомились и, конечно, мы их знаем. (Описание некоторых рисунков)

Молодцы, ребята, очень интересные рисунки. Это было частью домашнего задания. И еще вы выучили наизусть басню «Зеркало и Обезьянка».

Чтение наизусть и оценивание.

Итак, обезьяна была глупой, несообразительной. А какими еще чертами отличалась эта Мартышка?

А какой совет дал Медведь?

А как сказать иначе то, что посоветовал медведь?

Выражения из басен Крылова очень созвучны с народными пословицами.

Чтение хором пословицы (были закрыты)

Других не суди, на себя погляди.

Давайте попробуем прочесть эту пословицу так, как должен прочесть этот герой из басен, (Моська, лиса, медведь, лягушка) и робот.

Выражения: сердито, ласково, хитро и как робот.

А была ли польза от совета Мишки?

(нет, глупую обезьяну не перевоспитаешь)

Итак, басни - это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, вещи, но под их поведением мы видим людей, их поступки, их недостатки. Вместе с Крыловым мы смеемся над ними, т.е. мы смеемся сами над собой. Ведь у всех людей есть недостатки. А И.А.Крылов помогает открыть их.

А как вы думаете, легко ли написать басню?

Оказывается это очень трудно. И.А.Крылов был очень трудолюбивым человеком. Иногда, чтобы написать 20 строк хороших, таких, чтобы ему понравились, он написал черновых, пробных 200 строк.

А он написал более 200 басен. Представляете, как много он трудился.

Сегодня мы знакомимся еще с одной из лучших басен И.А.Крылова «Ворона и лисица»

Герои этой басни Ворона и Лисица.

Беседа о Вороне (показ иллюстрации)

Ребята, ворону все видели?

Какое у неё оперение? Красивое? Привлекательное?

А как «поет» ворона вам нравится? (кричит)

Беседа о лисе . (показ иллюстрации)

А что мы знаем о лисе?

Что мы знаем о её поведении? (хитрая, плутовка, обманщица) Очень трудно за лисой наблюдать в природе. Она быстро скрывается, чуткая, близко к себе не подпускает.

Физминутка. (побываем в лесу, где они живут) Изобразим ворону- машут крыльями. Изобразим лисицу - идет, веляя хвостом. Скрылась, тихо сели.

Словарь: 1)сырный дух; (слова на доске)

2)сыр пленил;

3)плутовка;

6)вещунья;

7)лесть, гнусна.

Чтение басни учителем .

Обмен впечатлениями по прочитанному материалу с выборочным чтением.

Какие картины вы увидели?

1 картина . “Ворона перед завтраком.”

2 картина. “Появление лисы.”

Кто появляется во 2 картине?

(Зачитывают 4 строчки)

3 картина . “Обращение Лисы к Вороне”.

Какие льстивые слова подобрала Лиса, чтобы похвалить Ворону?

Почему так часто мы видим восклицательный знак?

4 картина . “Сыр выпал- с ним была плутовка такова”

Как повлияли льстивые слова восхваления лисы на Ворону?

Сыр Выпал? – как вы понимаете?

Почему же не удалось Вороне позавтракать?

Благодаря чему Лиса- плутовка присвоила сыр?

А поверила ли Ворона речам Лисы?

А сейчас прочитаем мораль басни, где И.А.Крылов делает вывод: к чему приводит человеческий недостаток- лесть.

Чтение морали.

В этих словах главная мысль басни: что льстить - это плохо, некрасиво. Надо помнить, что льстец обязательно что-то ждёт, надеется взамен за ложную похвалу получить себе награду.

Добилась Лиса своей цели с помощью лести?

Хоровое чтение морали.

О чём эта мораль?

Работа по иллюстрации.

Какой момент из басни запечатлен?

Самостоятельное чтение басни, готовясь к выразительному чтению.

Чтение морали.

Чтение «Живая картина»

Как можно еще назвать басню?

Интересно ли вам было познакомиться с этой историей?

А кого мы представляем вместе Лисы и Вороны?

I Викторина.

Из каких басен эти строки?

    Вперед чужой беде не смейся, голубок?

    Что это там за рожа?

Какие у неё ушимки и прыжки?

    Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настаёт.

    Ворона каркнула во все воронье горло

    Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

    Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватило их.

II Басни И.А.Крылова очень созвучны с народным творчеством. Подумайте, какая народная пословица к какой басне подходит?

1.На языке мёд, под языком лёд.

2.Лениться да гулять – добра не видать.

3.Дружно нетрудно, а врозь – хоть брось.

4.Чужую беду, руками разведу.

5.У лисы плутовки 33 уловки

III О ком можно сказать « осталась с носом »?

Когда так говорят?

В какое время суток происходила история Вороны и Лисицы?Как определили?

Подведение итога. Рефлексия.

С какой басней И.А.Крылова мы познакомились?

Какой человеческий недостаток выслеживает автор?

Оценивание.

Домашнее задание : Выучить басню наизусть. Выписать из басни текст, который подходит к иллюстрации в учебнике.

Ворона и лисица - куклы на руку из носков для домашнего мимического театра. Это «артисты» для инсценировки знаменитой басни дедушки Крылова. Разыграть басню-спектакль можно втроем (лиса, ворона, и рассказчик) или вдвоем. Тогда роль рассказчика можно совместить с вороной. Правду сказать, у вороны роль очень маленькая. И реплика всего одна «Кар!». Но для больших артистов не бывает маленьких ролей! Кроме того, это позволит вам привлечь к участию в спектакле домашнего мимического театра даже совсем юных трех-четырехлетних актеров - именно на роль вороны.

С куклами вороны и лисицы, сделанными из носков, можно разыграть в домашнем мимическом театре и другие спектакли. Например, еще одну басню - «Лиса и виноград». Или русскую народную сказку «Лиса и дрозд». Ворона «превратится» в дрозда. Для этой сказки нужно будет сделать . А о том как дрозд кормил, поил, смешил лису будет повествовать рассказчик.

Как сделать лису из носка для домашнего мимического театра

Вам потребуется:

  • носок красного или оранжевого цвета,
  • картон
  • черный и белый фетр
  • Пряжа белого и красного цвета
  • Немного синтепона или поролона
  • Нитки, иголка, ножницы

1. Делаем ротик для лисы. Выворачиваем носок на изнанку. Из картона вырезаем прямоугольник по ширине носка и скругляем уголки.

Полученную фигуру из картона сгибаем пополам и приклеиваем к кончику носка как показано на рисунке.

2. Кусочек синтепона пришиваем к пяточке носка, тем самым формируем выступающую часть головы. На фотографии снято — это как последний этап, но удобнее пришить синтепон сразу.

3. Из белого и черного фетра по шаблону вырезаем дополнительные детали для куклы из носка.

Получившиеся детали пришиваем швом строчка или петельным швом к носку как показано на рисунке.

Глаза можно приклеить готовые как у нас, можно сделать из фетра или пришить пуговицы.

4. Гордость лисы - это хвост - делаем его из пряжи белого и рыжего цвета.

Наматываем пряжу на основу. Пучок снимаем с основы и разрезаем нитки с двух сторон.

Берем длинную нитку и начинаем завязывать небольшие пучки пряжи. Каждый следующий пучок кладем перпендикулярно предыдущему. Начинаем делать хвост из пряжи белого цвета, затем красного. Учитывайте, что готовый хвост будет немного длиннее, чем при работе.

Хвост лисы ровняем ножницами и пришиваем к носку.

Кукла лиса для домашнего мимического театра готова.

Как сделать ворону из носка для домашнего мимического театра

Для вороны вам потребуется:

  • Носок черного цвета
  • Желтый фетр
  • Картон
  • Готовые глазки (можно заменить картоном или фетром)
  • Ножницы, иголка, нитки

1.Носок выворачиваем на изнанку и приклеиваем вкладыш из картона, как у лисы.

Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с новой басней Крылова, вспомнить, изученные ранее басни.
  2. Учить “видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни”.
  3. Учить выражать свои мысли посредством выразительного чтения.
  4. Научить находить мораль-поучение в произведении.
  5. Донести до учащихся юмор и иронию басни.
  6. Развивать художественный вкус учащихся.
  7. Работать над выразительным чтением басни.

Оборудование.

Портрет Крылова;

Маски вороны и лисицы, сыр для инсценировки;

Иллюстрации к басням Крылова;

Карточки со словами для словарной работы;

Кроссворд (на доске);

Индивидуальные карточки с кроссвордами.

Учебник: Романовская З. И. Живое слово. Учебник по чтению для 3 кл трёхлет нач шк. В 2 кн. Кн. 1.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Учитель. Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец (портрет на доске).

В своих баснях Крылов дал нам советы как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, то есть мы с вами, стали мудрее, добрее.

Каждая басня содержит в себе мораль.

Что такое мораль?

Дети. Главная часть басни; логический, поучительный вывод.

Учитель. Назовите мораль басни “Ворона и лисица”.

Дети. Не нужно поддаваться на лесть. Надо понимать, где правда, а где ложь.

Учитель. Как изображена Ворона в басне?

Дети. Она глупа, слушает льстивые слова лисы.

Учитель. Какой предстаёт перед нами Лиса?

Дети. Плутовка, льстит Вороне, ей нужен сыр, ...

Учитель. Передайте характеры героев с помощью слов, жестов. Давайте, инсценируем басню.

3. Проверка домашнего задания.

Инсценирование басни “Ворона и Лисица”.

Учитель. Давайте вспомним, какие басни Крылова нам ещё известны?

Учитель. Соотнесите иллюстрацию с названием басни.

4. Вступительное слово перед чтением басни “Кот и повар”.

Учитель. Крылов учил людей узнавать самих себя, помогал обнаружить недостатки и часто подсказывал, как от них можно избавиться.

Крылов учил мудрости жизни.

Чтение басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.

Познакомиться с новой басней Ивана Андреевича – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях.

Учитель. Чтобы узнать, с какой басней мы сейчас познакомимся, надо разгадать кроссворд (Кроссворд начерчен на доске и у каждого ребёнка на индивидуальных карточках).

Назовите, кто из героев басен И. Крылова сказал:

  1. Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
    Здесь чистое мутить питьё
    Моё
    С песком и с илом?
    За дерзость такову
    Я голову с тебя сорву. (Волк)
  2. Вот то-то мне и духу придаёт,
    Что я, совсем без драки,
    Могу попасть в большие забияки. (Моська)
  3. Не оставь меня, кум милый!
    Дай ты мне собраться с силой
    И до вешних только дней
    Прокорми и обогрей! (Стрекоза)
  4. Голубушка, как хороша!
    Ну что за шейка, что за глазки!
    Рассказывать, так право сказки! (Лисица)
  5. Баснописец, живший около 3-х тысяч лет назад в Древней Греции, придумавший приём иносказание. (Эзоп)
  6. Мы, верно, уж поладим,
    Коль рядом сядем. (Осёл)
  7. Чем кумушек считать трудиться,
    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Медведь)
  8. Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
    Что это там за рожа?
    Какие у неё ужимки и прыжки!
    Я удавилась бы с тоски,
    Когда бы на неё хоть чуть была похожа.
    А ведь, признайся, есть
    Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
    Я даже их могу по пальцам перечесть. (Мартышка )
  9. Ты всё пела? Это дело:
    Так поди же, попляши! (Муравей )

На доску вывешиваю иллюстрации кота и повара.

Учитель. Можно ли по названию басни предположить, о чём она?

Выслушиваются варианты ответов детей.

5. Словарная работа перед чтением басни.

Учитель. Так как Иван Андреевич Крылов жил около 200-х лет назад, многие слова, которые употреблены в басне, мы не употребляем в современной речи. Это архаизмы. Некоторые из них могут быть нам непонятны.

Поэтому раскроем смысл некоторых из этих слов, чтобы, читая басню, мы могли понять её содержание и смысл.

На доске напечатаны слова:

  • поварня – место, где готовят, кухня;
  • кабак – в старину: питейное заведение;
  • тризну правил – справлял поминки по умершему;
  • теперя – теперь;
  • овчарня – помещение для овец;
  • ритор – оратор, который произносит красивые речи, но часто пустые, бесполезные;
  • на стенке зарубить – зарубить на носу, хорошо запомнить (фразеологизм).

6. Чтение басни.

Первичное знакомство. Басню читает учитель.

7. Анализ произведения.

Учитель. Что вы можете сказать о Поваре? Каким его изобразил Крылов? Как надо читать слова Повара? Где и как меняется его интонация?

Действительно ли “Повар-грамотей”? Где видна его грамотность?

Как вы думаете, почему Крылов о нравоучении Повара Коту говорит “Его он пел”?

Что вы можете сказать о коте? Почему Кот остался безнаказанным?

Многие слова и выражения из басен Крылова стали “крылатыми”, то есть со страниц книги перешли в нашу речь.

Найдите в этой басне “крылатые слова”. (А Васька слушает, да ест !)

Что означают эти слова? (Один напрасно, впустую тратит слова на убеждение, а другой, уверенный в безнаказанности, продолжает заниматься постыдным делом)

Прочитайте мораль басни.

Что значит “власть употребить”? Подберите к этим словам синонимы.

Вспомним название басни. Кого имеет в виду – только ли поваров и котов.

8. Работа с пословицами.

В учебнике на странице 202 есть пословицы.

Выберите пословицы и поговорки, подходящие к басне “Кот и Повар” и объясните, как Вы их понимаете.

(* Лишнее говорить – себе вредить.
* Толочь воду в ступе.
* Пустил козла в огород.
* Звону много, а толку мало.
* Где много слов, там мало дела.)

9. Чтение по ролям.

Давайте прочитаем басню по ролям, передав с помощью интонации, пустоту слов Повара.

Распределение ролей, чтение по ролям.

Ворона и лисица – куклы на руку из носков для домашнего мимического театра. Это «артисты» для инсценировки знаменитой басни дедушки Крылова. Разыграть басню-спектакль можно втроем (лиса, ворона, и рассказчик) или вдвоем. Тогда роль рассказчика можно совместить с вороной. Правду сказать, у вороны роль очень маленькая. И реплика всего одна «Кар!». Но для больших артистов не бывает маленьких ролей! Кроме того, это позволит вам привлечь к участию в спектакле домашнего мимического театра даже совсем юных трех-четырехлетних актеров – именно на роль вороны.

С куклами вороны и лисицы, сделанными из носков, можно разыграть в домашнем мимическом театре и другие спектакли. Например, еще одну басню – «Лиса и виноград». Или русскую народную сказку «Лиса и дрозд». Ворона «превратится» в дрозда. Для этой сказки нужно будет сделать . А о том как дрозд кормил, поил, смешил лису будет повествовать рассказчик.

Как сделать лису из носка для домашнего мимического театра

Вам потребуется:

  • носок красного или оранжевого цвета,
  • картон
  • черный и белый фетр
  • Пряжа белого и красного цвета
  • Немного синтепона или поролона
  • Нитки, иголка, ножницы

1. Делаем ротик для лисы. Выворачиваем носок на изнанку. Из картона вырезаем прямоугольник по ширине носка и скругляем уголки.

Полученную фигуру из картона сгибаем пополам и приклеиваем к кончику носка как показано на рисунке.

2. Кусочек синтепона пришиваем к пяточке носка, тем самым формируем выступающую часть головы. На фотографии снято — это как последний этап, но удобнее пришить синтепон сразу.

3. Из белого и черного фетра по шаблону вырезаем дополнительные детали для куклы из носка.

Получившиеся детали пришиваем швом строчка или петельным швом к носку как показано на рисунке.

Глаза можно приклеить готовые как у нас, можно сделать из фетра или пришить пуговицы.

4. Гордость лисы – это хвост – делаем его из пряжи белого и рыжего цвета.

Наматываем пряжу на основу. Пучок снимаем с основы и разрезаем нитки с двух сторон.

Берем длинную нитку и начинаем завязывать небольшие пучки пряжи. Каждый следующий пучок кладем перпендикулярно предыдущему. Начинаем делать хвост из пряжи белого цвета, затем красного. Учитывайте, что готовый хвост будет немного длиннее, чем при работе.

Хвост лисы ровняем ножницами и пришиваем к носку.

Кукла лиса для домашнего мимического театра готова.

Как сделать ворону из носка для домашнего мимического театра

Для вороны вам потребуется:

  • Носок черного цвета
  • Желтый фетр
  • Картон
  • Готовые глазки (можно заменить картоном или фетром)
  • Ножницы, иголка, нитки

1.Носок выворачиваем на изнанку и приклеиваем вкладыш из картона, как у лисы.

Лучшие статьи по теме