Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • Моя жизнь
  • Человеческая деятельность, её многообразие. Человеческая деятельность и ее многообразие А) игровая деятельность

Человеческая деятельность, её многообразие. Человеческая деятельность и ее многообразие А) игровая деятельность

Тема: Человеческая деятельность и её многообразие. Обществознание 10 класс.

Цели:

  • раскрыть содержания понятие деятельность;
  • дать общую ее характеристику и раскрыть структуру деятельности;
  • показать деятельность как способ бытия человека и общества;
  • дать представление о многообразии видов деятельности;
  • продолжить работу по формированию специальных умений и навыков (по подготовке к ЕГЭ);
  • подвести учащихся к самостоятельному выводу об отличии деятельности человека от поведения других существ.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Изучение новой темы

Мы начинаем изучение ряда тем, характеризующих деятельность как способ бытия человека и общества. При изучении темы «Человеческая деятельность и ее многообразие» необходимо раскрыть содержание понятия деятельность, рассмотреть ее структуру, познакомится с различными классификациями деятельности.

План урока.

  1. Деятельность, ее роль в развитии общества.
  2. Отличие деятельности человека от поведения других живых существ.
  3. Структура деятельности.
  4. Мотивы деятельности и потребности.
  5. Виды деятельности.

По завершению изучения первой части темы учащиеся должны ответить на вопрос: «Чем деятельность человека отличается от поведения других живых существ?»

Вопрос первый. Изучение первого вопроса плана начнем с сопоставления двух фраз.

Задание 1 . Сопоставьте две фразы.

  1. Развитие общества – результат деятельности людей.
  2. Общественная деятельность находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными: в истории человечества были периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями; со временем изменения стали нарастать.

Вопрос: Сопоставьте две эти фразы. Какую роль в непрерывных изменениях общества играет деятельность людей?

Вопрос классу: В каком значении в повседневной жизни мы употребляем слово деятельность? (Активность, действия, поступки, занятия человека)

Деятельность в широком смысле употребляется в значении активности кого-либо или чего-либо. Деятельность в узком смысле слова означает занятие, человеческий труд.
В науках изучающих человека и общество понятие деятельность наполнено специальным содержанием, с которым мы и будем работать.

Второй вопрос. Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Животные приспосабливаются к окружающей среде. Они употребляют природный материал в качестве орудий, в общем, используют всё, что дает природа. Человек не только приспосабливается к окружающей среде, но и преобразует ее. Только человеку присуща такая активность как деятельность. Человек использует не только природные предметы, но и средства создаваемые самим человеком. И поведение животных и деятельность человека сообразуется с целью, но в основе поведения животных – биологическая программа, т.е. инстинкты, а человеческая деятельность характеризуется исторически сложившейся программой, т.е. обобщением опыта предшествующих поколений.
Таким образом деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром, основанная на изменении и преобразовании мира в интересах людей, направленная на созидание того, чего нет в природе, на производство продукта материальной и духовной культуры.

Вопрос третий. Со структурой деятельности познакомимся на основании текста М.В. Демина «Структура деятельности» и текст учебника.
«Структура деятельности». М. В. Демин – современный российский ученый.

Если отвлечься от особенностей, имеющих частное значение, то элементы структуры человеческой деятельности в ее общем виде можно представить следующим образом:

1) люди как субъекты деятельности;
2) их потребности и интересы, определяющие мотивы деятельности;
3) цели как идеальные прообразы потребных предметов;
4) средства деятельности, как идеальные, так и материальные;
5) объект деятельности;
6) сама деятельность как целесообразная активность, как процесс приложения материальных и духовных сил людей.

Вопросы:

1. Сопоставьте представленную в тексте структуру с характеристикой структуры деятельности в учебнике.
2. Следует ли включать в структуру деятельности результат? Аргументируйте свой ответ.

На доске выписывается структура представленная в учебнике Боголюбова и структура представленная в тексте Демина.

Разберем подробно структуру деятельности (работа с учебником, запись понятий в тетрадь).
Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность. Пример: отдельная личность, организация, государство.
Объект – это то, на что направлена деятельность. Пример: различные предметы, области жизни, другие люди.
Цель – это осознанный образ предполагаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Задание.

  • Подумайте над словами французского философа Д.Дидро (1713-1784): «Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна».
  • Может ли человек делать что-либо без цели?
  • У архитектора цель выступает в образе задуманного сооружения. А какой может быть цель государственного деятеля? Полководца?

Средства – это приемы, способы действий, орудия, приспособленные для осуществления деятельности.

Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу высказывания известного средневекового философа Макиавелли «…цель оправдывает средства…»

Задание.

  1. «Цель, для которой требуются неправильные средства, не есть правая цель».

Немецкий философ К. Маркс.

  1. «Характер средств должен быть таков же, как характер цели, только тогда средства могут вести к цели… Дурные средства годятся только для дурной цели».

Русский философ Н.Г. Чернышевский.

Вопрос: В чем смысл этих суждений?

Следующий компонент структуры – это действия. Любая деятельность состоит из действий. Пример: учебная деятельность состоит из таких действий как запись лекций, чтения книг, решения задач и т.д.

Результат – это то, что получаем в завершении деятельности.
Результат воплощает задуманное, соответствует поставленной цели.
Вопрос: всегда ли результат соответствует поставленной цели? Почему?

Вопрос четвертый. Побуждает к деятельности мотив. Это побуждение к какой- либо деятельности, связанное с удовлетворением потребностей.

Задание. Что движет человеческой деятельностью? Определите, используя таблицу.

В мотивах деятельности проявляются потребности. Потребности – это переживаемая и осознанная нужда человека, в чем-либо. Американский психолог А. Маслоу выделил следующие потребности:

После всего рассмотренного, вернемся к вопросу, чем деятельность человека отличается от поведения других живых существ?
Ответы учащихся.

Вопрос пятый. Виды деятельности.

Деятельность

В зависимости от особенностей отношения к окружающему миру

В зависимости от сфер общественной жизни

В зависимости от общекультурных ценностей и социальных норм.

В соотношении с ходом истории

Работа с текстом. С.А. Шмаков – современный ученый – педагог.
Игра сейчас встает в строй самых жгучих проблем человечества. Без нее невозможно нормальное развитие мозга и тела. Неиграющий ребенок – опасно болен… Экспериментально проверено на молодняке животных, если их сознательно лишают игровой двигательности, их вес резко уменьшается, мозг развивается хуже. То же и у детей. Лишенные игр, они теряют те или иные качества мышления, попросту не развиваются. По свидетельству психологов, дети, только что поступившие в первый класс, недостаточно наблюдательны: не могут точно, интересно, подходя с разных сторон, рассказать о птице или растении, на которое смотрят. Диагноз – «НЕДОИГРАЛ».
…Фантазия, логика, воображение, интуиция, реактивность – все это из игры. Одна из высочайших ценностей участия в играх – обогащение эмоциями.
Игра заставляет находить неожиданные, правильные, неправильные и потому часто особенно интересные решения. Становится очевидным, что часы, потраченные на игры, - не потеря времени на глупости, а обретение важной человеческой способности – самому принимать решения. Привлекательность игр и заключается в риске выбора решения, в «испытании» судьбы. Игры важны именно для воспитания склонностей, привычек принимать решения своеобразно обстановке, имеющейся информации… СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ есть главный социальный капитал игры.

Вопросы:

1. Какая связь между игровой деятельностью и развитием живого организма?
2. На основе текста составьте перечень «высочайших ценностей» игры.
3. Что, на ваш взгляд, роднит игру с исследовательской деятельностью?

Тест на закрепление изученного материала

1. К видам деятельности, характерным для человека, относится:

А) организация питания;
Б) обучение потомства;
В) изменение условий своего существования;
Г) групповое взаимодействия.

2. Признаком человеческой деятельности, отличающей ее от поведения животных, является:

А) проявление активности;
Б) целеполагание;
В) приспособление к окружающему миру;
Г) взаимодействие с природой.

3. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

А) среда должна соответствовать целям;
Б) результатом является создание нового продукта;
В) цель состоит в получении нового знания;
Г) субъектом выступает отдельная личность.

4. Cоотнесите вид деятельности и особенности его проявления.

Ответы запишите в таблицу:

5. Запишите слово, пропущенное в приведенной схеме.

6. Деятельность, которая связана с преобразованием объектов природы, называется:

А) духовной;
Б) потребительской;
В) ценностно-ориентированной;
Г) практической.

7. Установите соответствие видов деятельности и определений:

Ответы запишите в таблицу:

8. Общее в деятельности изобретателей и писателей то, что она является:

А) предметной;
Б) практической;
В) материальной;
Г) творческой.

9. Деятельность человека отличается от поведения животных тем, что она всегда:

А) неразрывно связана с окружающей средой;
Б) является жестко запрограммированной;
В) основывается на осознанном выборе;
Г) связана с проявлением эмоций.

Литература :

  1. «Человек и общество. Обществознание». Учебник для 10-11 классов под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой . В 2-х частях: часть 1 – 10 класс; часть 2 – 11 класс.
  2. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» под редакцией Л.Н. Боголюбова . В 2-х частях: часть 1 – 10 класс; часть 2 – 11 класс.
  3. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Т.А. Кинкулькина .

Сущность деятельности

Под деятельностью понимается форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира. Известно, что все живые существа взаимодействуют как с природой, так и с другими живыми существами. Но приспособленное поведение животных определяется строением их тела и природными условиями, в которых они живут. Человек же не только приспосабливается к природным и социальным условиям, но и активно преобразует окружающую среду. Развитие общества является результатом деятельности людей. В процессе деятельности происходит также формирование и реализация личности. Деятельность выступает в самых различных формах. В ходе исторического развития формы и виды деятельности становятся все более разнообразными.

Структура деятельности

В структуре человеческой деятельности различают следующие элементы:
Субъект - тот, кто осуществляет деятельность (человек, группа людей, организация, государство).
Объект - то, на что непосредственно деятельность направлена (природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей).
Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
Средства достижения - приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления, используемые для осуществления деятельности,
Действия - составляющие компоненты (звенья) деятельности (например, учебная деятельность: запись лекций, чтение книг, решение задач). При возникновении вопроса о соотношении понятий «деятельность» и поведение человека, следует учитывать, что если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.
Результат - соответствие мысленной модели (цели) и итогов деятельности (результат может отклоняться от цели или не полностью ей соответствовать, что определяется оптимальностью элемента в структуре деятельности).

Мотивы деятельности

Мотивы деятельности - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. Мотивирующей силой обладают только неудовлетворенные потребности. Следует отметить, что низшие потребности присущи всем людям в равной мере, а высшие - в неодинаковой. Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека и развития его личности. Потребности человека можно условно разделить на три группы:
биологические (потребности в дыхании, питании, воде, движении, самосохранении, сне, полового акте);
социальные (потребности во взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении);
идеальные (потребности в познании окружающего мира, осознании своего места в нем, смысле и предназначении своего существования).

Мнозооброзие деятельности
Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего, отметим разделение деятельности на практическую и духовную.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества и включает себя:

Материально-производственную деятельность (преобразование объектов природы);
социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).

Духовная деятельность связана с изменением сознания людей и включает в себя:
познавательную деятельность (отражение действительности в художественной и научной формах);
ценностно-ориентировочную деятельность (определение отношений людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения);
прогностическую деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).

Можно также выделить созидательную и разрушительную деятельность.
Результаты первой - изделия ремесленников, машины, книги, кинофильмы, построенные города. Раарушительаая деятельность - войны, убийства людей, разрушенные города, соженные книги. Разрушительнной может быть и административная деятельность людей, имеющих власть. Но чаще всего разрушительная дейтельность порождается не злой волей, а ограниченностью возможностей достичь желаемого, даже положительного, результата. Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязанны. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными.

В то же время потребность в знании выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе и жить, не зная нужды. Наряду с потребностями, важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки - общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая обусловленность действовать определенным образом относительно этого объекта.
Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы - причины действий людей, определяющие их социальное поведение. Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но это не одно и то же. Интересы людей состоят, прежде всего, в сохранении или преобразовании тех условий, от которых зависит доступность материальных и духовных благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей.
Таким образом, сущность человеческой деятельности определяется осознанием мотивов, поставленных целью, средствами и конкретными действиями.

В структуре трудовой деятельности выделяют:
Сознательно поставленные цели (производство определенной продукции, переработка природных материалов и др.).
Предметы труда (конкретные материалы в виде металла, глины, камня и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей.
Средства труда (механизмы, приспособления, энергосистемы, и пр., при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда).
Технологии (приемы и сособы, применяемые в процессе производства).

При характеристики трудовой деятельности обращается внимание на:
производительность труда (количество продукции, произведенной в единицу времени);
эффективность труда (соотношение материальных и трудовых затрат с полученным результатом);
уровень разделения труда (распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса).

Игровая деятельность превращает в цель сам процесс, но не результат.
Между игрой и трудом очень много общего. Парадокс заключается в том, что люди, играя с самого рождения (и часто всю жизнь), редко обращаются к анализу игровой деятельности. Игра - это тоже деятельность, но осуществляемая в условных ситуациях. Направлена она на усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий. Большинство исследователей игровой деятельности сходятся в том, что игра представляет собой одну из древнейших форм самообучения и развития человека.

Среди многих характеристик деятельности особое место занимает творческая деятельность - деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее.

Составляющими творческого процесса являются:
воображение (позволяет опережать практику, предвидеть возможные изменения, конструировать в уме желаемый результат);
фантазия (позволяет создать образ, наглядную модель в тех случаях, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточно);
интуиция (предполагает знание, условия которого не осознаются).

Современная наука признает, что любой человек, а той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности.

Труд - это вид человеческой деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата. Он осуществляется под влиянием необходимости и имеет целью преобразование предметов окружающего мира в продукты, удовлетворяющие разнообразные потребности людей. Отличительной особенностью трудовой деятельности является мотивация. Для успеха в трудовой деятельности необходимы мастерство, умение, знания. Мастерство в любом деле предполагает творческий подход и инициативу.



Многообразие деятельности

Со второй половины XIX века, когда было признано, что человек - продукт биологической эволюции, центральным для всей теории развития человека как живого существа стал вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия. В настоящее время в качестве такого отличительного признака признается человеческая деятельность как постоянно возобновляющийся процесс труда, направленный на преобразование окружающей среды, результатом которого является создание артефактов, т. е. разнообразных культурных образцов - «второй природы». Деятельность человека имеет осознанно целесообразный характер. Причем сознательное определение цели деятельности (функция целеполагания) присуща только людям. Выделяют следующие основные элементы структуры деятельности:

    субъект - тот, кто осуществляет деятельность;

    объект - то, на что направлена деятельность;

    цель -ожидаемый результат деятельности; средства достижения цели и сам результат.

В основе поведенческой активности человека лежат определенные мотивы деятельности, отражающие актуализированные потребности человека. Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из них разработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляет собой иерархию и включает две группы потребностей:

    первичные потребности (врожденные) - в частности, физиологические потребности, потребность в безопасности,

    вторичные потребности (приобретенные) - социальные, престижные, духовные. С точки зрения Маслоу, потребность более высокого уровня может появляться только при условии удовлетворения потребностей, лежащих на более низких уровнях иерархии.

Виды человеческой деятельности многообразны. Наиболее крупная ее дифференциация предполагает выделение двух типов - практической и духовной деятельности. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества и включает материально-производственную деятельность(преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность(преобразование общества).

Духовная деятельность предполагает изменение сознания людей и включает: познавательную деятельность, осуществляемую в научной и художественной форме; ценностно-ориентировочную деятельность, направленную на формирование системы ценностей, мировоззрения людей; прогностическую деятельность, предполагающую предвидение и планирование изменений действительности.

Также деятельность человека подразделяют на трудовую и досуговую (во время отдыха), творческую и потребительскую, созидательную и разрушительную.

1. Основные характеристики деятельности человека. Деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. 4 носит практически-преобразовательный характер; 4 животные – приспосабливаются к природе; 4 а человек не только приспосабливается к окружающей среде, но и преобразует её.

Отличия деятельности человека от поведения животных Деятельность человека носит: 1. н натель соз ый р аракте х 2. дуктив про ный р аракте х 3. преоб разую щий харак тер 4. обще ствен ный харак тер человек сознательно выдвигает цели своей деятельности и предвидит ее результат она направлена на получение результата (продукта) в ходе деятельности человек изменяет окружающий мир и самого себя в процессе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения потребностей человека. Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. 4 Какие виды потребностей вы знаете?

Потребности человека естественные или врожденные, биологические, физиологические, органические (в питании, дыхании, самосохранении) социальные (в творчестве, общении, социальной активности, самореализации и общественном признании) идеальные, или духовные, культурные (в знаниях, в искусстве, создании и освоении культурных ценностей) Приведите примеры видов потребностей.

Потребности человека пирамида Маслоу духовные потребности престижные потребности вторичные потребности, то есть приобретенные социальные потребности экзистенциальные потребности физиологические потребности первичные потребности, то есть врожденные

2. Структура деятельности и ее мотивация. субъект объект тот, кто осуществляет деятельность то, на что направлена деятельность субъектом может быть человек, организация, государство объектом могут быть различные предметы и области жизни, а также люди, организации, государство, сам субъект

Структура деятельности «Кого считать умным? Того, кто стремится лишь к достижимой цели» Абу-ль-Фарадж, сирийский мыслитель XIII века цель средства достижен ия цели действия, направленные на достижение цели результат Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. То, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности.

Структура деятельности «Никакая благородная цель не оправдывает мер, противных принципам человеческого счастья» Н. Лесков цель средства достижен ия цели действия, направленные на достижение цели результат Средства – это и приемы, способы действий, и деньги, и орудия, предметы, приспособления для осуществления деятельности.

Задание. Перед вами два выражения: 1. Для этого человека все средства хороши. 2. Цель оправдывает средства. Подумайте, совпадают ли они по смыслу.

Структура деятельности цель средства достижен ия цели действия, направленные на достижение цели результат Факторы, влияющие на результат деятельности: выдвижение заведомо недостижимой цели, недостаточный учет внешних условий деятельности, возможных препятствий и трудностей, неверный выбор средств достижения цели, неполноту действий, направленных на достижение цели, неумелое осуществление необходимых для достижения цели действий.

Что движет деятельностью? «Подходы представителей различных философских направлений к объяснению деятельности людей» философские направления географическое направление основная мысль географические условия обусловливают характер и склонности людей социологический «идеи правят миром» идеализм исторический материализм деятельность людей определяется материальными условиями, прежде всего, изменениями в производстве технологическое направление определяющий фактор движения общества – техника и технология психологическое объяснение социальных процессов с точки зрения направление психологии больших социальных групп

Что движет деятельностью? мотивы (побудительная причина, повод к какому-либо действию) и потребности социальные убеждения интересы установки идеалы влечения Задание: Подумайте над словами французского философа Д. Дидро: «Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна» . Может ли человек что-либо делать без цели?

Задание: У архитектора цель выступает в образе задуманного сооружения. А какой может быть цель у государственного деятеля, преподавателя, полководца? Аргументируйте ответ. Задание: Какой вывод о соотношении целей и средств можно сделать из следующего высказывания римского писателя и историка Светония (I-II вв.): «Тех, кто домогался малых выгод ценою больших опасностей, он сравнивал с рыболовом, который удит рыбу на золотой крючок: оторвись крючок – и никакой улов не возместит потери» ?

3. Многообразие деятельности. 4 практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества: - материально-производственная деятельность – преобразование природы, - материально-социальная – преобразование общества; 4 духовная деятельность связана с изменением сознания людей: - познавательная (отражение действительности в художественной или научной формах), - прогностическая (планирование или предвидение возможных изменений действительности), - ценностно-ориентировочная (формирование мировоззрения)

Многообразие деятельности. 4 созидательная или разрушительная деятельность; 4 законная и незаконная деятельность; 4 моральная и аморальная деятельность; 4 коллективная, массовая, индивидуальная деятельность; 4 экономическая, политическая, социальная деятельность; 4 инновационная, изобретательская или однообразная, шаблонная деятельность.

Многообразие деятельности. творчество труд игра учение Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Элементы творчества сознательное воображение фантазия бессознательное интуиция

творчество труд игра учение Труд – это вид человеческой деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата. Труд отличает: - сознательная деятельность, активность и целеполагание (цель – удовлетворение потребностей), - практическая полезность и наличие результата, - своеобразие ее мотивов (труд всегда нацелен на достижение запрограммированных, заранее ожидаемых результатов).

творчество труд игра учение Игра – это вид человеческой деятельности, которая осуществляется в условных действиях. Игровая деятельность в отличие от трудовой деятельности ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс. Признаки игры: - сюжет, - двуплановость (с одной стороны, играющие осуществляют реальное действие, с другой – многие моменты ее носят условный характер), - она моделирует конкретные ситуации поведения людей, - у каждого есть определенная роль (соответствует принятым нормам поведения в игровой ситуации), - используют символы, условные знаки.

творчество труд игра учение Учение – это приобретение знаний и овладение способами действий, необходимыми для успешного взаимодействия с миром. Знания, которые преподносятся ученику, составляют содержание образования. Оно включает сведения (информацию) о природе, технике, обществе, человеке. Особые средства – это учебные книги, пособия, справочники; обучающие компьютерные программы, различные средства наглядности.

1. Из перечня высказываний выберите те, которые характеризуют духовную деятельность человека: а) преобразование природы, б) отражение действительности в мифах и сказках, в) формирование мировоззрения человека, г) преобразование общества.

2. Какое из утверждений раскрывает предложение «Для успеха трудовой деятельности необходимо мастерство, умения, знание»: а) Каждому по трудам его, б) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда, в) Делу – время, потехе – час, г) Дело мастера боится.

3. Выберите результат творческой деятельности: а) «Седьмая симфония» Шостаковича, б) строительство самолета, в) объявление на подъезде «Береги тепло! Закрывай двери подъезда!» г) цветочная «альпийская горка» .

4. Какие признаки характеризуют игру как вид деятельности? а) выбор роли и характера деятельности, б) обязательное достижение поставленного результата, в) наличие определенного содержания, в которое включены: опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности и определенное ценностное отношение к миру, г) сочетание реальных действий и условных.

Общение – обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, чувствами, оценками и так далее 4 человек нуждается в общении с другими людьми с момента своего рождения, 4 общение становится главным условием развития ребенка с 1, 5 месячного возраста

Компоненты общения физиология тон голоса слова (невербальное) (вербальное) 55% 38% 7% Формы общения: монолог и диалог Диалог – это разговор между двумя и более лицами

Коммуникация и общение - передача и восприятие информации, - при общении действуют субъекты, а при коммуникации - субъект и объект (субъект – тот, кто передает информацию, а объект – это получатель информации), - однонаправленный поток сведений при отсутствии или при формальном характере обратной связи

Виды общения общение между реальными субъектами общение реального субъекта с иллюзорным партнером общение реального субъекта с воображаемым партнером общение воображаемых партнеров – художественных персонажей

Функции общения цель общения обслуживает предметную деятельность функция общения подчинение деятельности, взаимодействие субъекта с объектом или взаимодействие субъекта с субъектом по поводу объекта общение ради тождественно деятельности, составляет общения для человека цель и смысл приобщение стремление обогатить партнера к своему опыту, знаниям, ценностям

В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие конкретных видов деятельности людей.

Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную. Опираясь на изученный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды деятельности.

В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.

В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов ее осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность, которая выполняется строго по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще всего отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую. Словом «творчество» принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, ранее неизвестное. Творческая деятельность отличается неповторимостью, уникальностью, оригинальностью. Важно подчеркнуть, что элементы творчества могут найти место в любой деятельности. И чем менее она регламентирована правилами, инструкциями, тем больше в ней возможностей для творчества.

В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме того, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определенные виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны государственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества - научная, образовательная, досуговая.

Рассматривая процесс становления человеческой личности, отечественная психология выделяет следующие основные виды деятельности людей. Во-первых, это игра: предметная, сюжетно-ролевая, интеллектуальная, спортивная. Игровая деятельность ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры - ее правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Она готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.

Во-вторых, это учение - деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий.

В-третьих, это труд - вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Часто наряду с игрой, учением и трудом в качестве основного вида деятельности людей выделяют общение - установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми. Общение включает в себя обмен информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.

Изучая особенности проявления человеческой деятельности, выделяют внешнюю и внутреннюю деятельность. Внешняя деятельность проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами. Внут ренняя происходит посредством умственных действий. В ходе этой деятельности активность человека проявляется не в реальных движениях, а в идеальных моделях, создаваемых в процессе мышления. Между этими двумя видами деятельности существует тесная связь и сложная зависимость. Внутренняя деятельность, образно выражаясь, планирует внешнюю. Она возникает на основе внешней и через нее реализуется. Это важно учитывать при рассмотрении связи деятельности и сознания.

Лучшие статьи по теме