Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • СМИ
  • Смотреть что такое "Североатлантический альянс" в других словарях. Функции, структура и история нато: цель создания военно-политического ведомства Когда было образовано нато

Смотреть что такое "Североатлантический альянс" в других словарях. Функции, структура и история нато: цель создания военно-политического ведомства Когда было образовано нато

Полковник В. Витров

3-4 апреля 2009 года во французском г. Страсбург и германском г. Кель прошел юбилейный саммит Североатлантического союза, посвященный 60-летию этой организации. Статья, публикуемая в номере, показывает в основном историю создания и основные этапы развития военно-политического блока НАТО. Материал о прошедшей встрече, вопросах, которые рассматривались на ней, и проблемах, обсуждавшихся в ходе саммита, будет опубликован в одном из ближайших номеров журнала.

Североатлантический союз (North Atlantic Treaty Organization - Организация Североатлантического договора, сокращенно НАТО) является военно-политической структурой европейских государств, США и Канады, созданной по инициативе Соединенных Штатов Америки на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 года в Вашингтоне руководителями 12 стран (США, Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Франция). Вашингтонский договор вступил в силу 24 августа 1949 года и является бессрочным. В 1952 году к блоку присоединились Греция и Турция, в 1955-м -ФРГ, в 1982-м - Испания. В 1999 году оформлено членство в НАТО Венгрии, Польши и Чехии, в 2004-м в нее были приняты Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония, а в 2009-м - Албания и Хорватия.

Подписание Вашингтонского договора

Североатлантический союз был создан под предлогом необходимости объединить усилия стран Запада для обеспечения коллективной защиты от возможной агрессии со стороны Советского Союза.

Заявленными целями деятельности альянса являются коллективная оборона, сохранение мира и поддержание безопасности, а также обеспечение стабильности в Евро-Атлантическом регионе. Однако анализ целей создания Североатлантического союза свидетельствует, что США стремились, во-первых, сколотить под своим руководством военный блок капиталистических государств, направленный непосредственно против Советского Союза и других стран социалистического лагеря; во-вторых, усилить свое политическое, экономическое и военное влияние на страны Западной Европы и не допустить наличия в этой части земного шара самостоятельной группировки государств, которая в какой-то мере могла бы противопоставить себя Соединенным Штатам.

На современном этапе развития международных отношений, характеризующемся поиском новой, более эффективной системы безопасности, руководство ведущих стран Запада стремится превратить альянс в основную структуру, отвечающую за реализацию планов «продвижения демократии» и урегулирование кризисов практически во всех регионах мира.

Особенностью Североатлантического союза в отличие от других военных коалиций государств является наличие объединенных вооруженных сил (ОВС), а также постоянно действующих руководящих центральных и региональных (периферийных) органов управления с многочисленным рабочим аппаратом, сфера деятельности которых охватывает военную, военно-политическую и военно-экономическую области, а кроме того, затрагивает внешнюю и внутреннюю политику стран блока.

В интересах обоснования необходимости сохранения военной структуры НАТО западными экспертами выдвигается тезис о появлении в мире новых угроз, для предупреждения и устранения которых требуется наращивание и совершенствование военного потенциала организации.

В настоящее время в состав НАТО входят 28 государств. До начала работы саммита альянса в г. Страсбург/Кель (3-4 апреля с. г.) было завершено юридическое оформление процесса приема в организацию Албании и Хорватии, которые в июне 2008 года подписали протоколы о присоединении к блоку. В перспективе ожидается расширение его состава за счет приема новых членов.

Руководящими органами альянса являются: Совет НАТО (политические вопросы), Комитет военного планирования (военно-политические вопросы), Военный комитет (военные вопросы). Общее руководство и координацию работы структур управления блока осуществляет генеральный секретарь НАТО. Штаб-квартира НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).

Зона ответственности альянса включает в себя территории государств -членов блока (за исключением США, Канады и Франции) и принадлежащие им острова, акватории Северного, Ирландского, Норвежского, Балтийского, Средиземного, Черного и Азовского морей, зоны проливов - Балтийских, Черноморских, Гибралтарского, Ла-Манш, северную часть Атлантического океана (к северу от тропика Рака), а также воздушное пространство над ними. Однако в целях нейтрализации угроз безопасности Североатлантического союза его руководство рассматривает возможность дальнейшего расширения географических рамок задействования ОВС НАТО за пределы его зоны ответственности до КНДР, Индии, государств Северной Африки и Африканского Рога.

Становление системы основных руководящих органов альянса проходило в период с 1949 по 1966 год. В сентябре 1949 года был учрежден высший политический орган блока - Совет НАТО, работой которого руководил председатель (с 1950-го по 1957-й - постоянный председатель) Совета НАТО. В октябре того же года создан высший военный орган - Военный комитет НАТО. В период между его заседаниями до 1966 года контроль за выполнением принятых решений и координацию деятельности военных органов осуществляла Постоянная группа Военного комитета, состоявшая из представителей генеральных штабов США (председатель), Великобритании и Франции.

В соответствии с решением Лиссабонской сессии Совета НАТО в 1952 году были созданы постоянные консультативные и исполнительные структуры (комитеты, секретариаты, управления), определены их состав, задачи и полномочия. Тогда же была учреждена должность генерального секретаря НАТО, на которую Советом НАТО назначаются известные политические деятели.стран блока. В своей работе генеральный секретарь опирается на подчиненный ему Международный секретариат (создан в 1951 году), а с 1957-го он председательствует на заседаниях Совета НАТО.

Весьма важное влияние на положение в альянсе оказало объявленное французским правительством в марте 1966 года решение Франции о выходе из военной организации блока и последовавшие затем практические мероприятия по его осуществлению. Основу противоречий этой страны с США, ФРГ и Великобританией по проблемам НАТО составляло стремление французских правящих кругов ослабить влияние Соединенных Штатов на решение политических, экономических и военных проблем в капиталистическом мире, особенно в Европе, и одновременно повысить роль и влияние своей страны. Исходя из этого, с 1 июля 1966 года Франция официально вышла из военной организации НАТО и осталась лишь членом политической организации блока* .

Параллельно с высшими руководящими органами НАТО создавались объединенные вооруженные силы блока и система управления ими. Решение о начале формирования военных структур альянса было принято в мае 1950 года на саммите НАТО в Лондоне. В декабре того же года американский генерал Дуайт Эйзенхауэр назначен первым верховным главнокомандующим ОВС НАТО в Европе. В апреле 1951 года в пригороде Парижа начал работу его штаб, которому были подчинены главные командования (ГК) на Северо-Европейском, Центрально-Европейском и Южно-Европейском ТВД. В июне того же года страны - участницы Североатлантического союза подписали соглашение о статусе своих вооруженных сил, определяющее правовое положение и порядок действий национальных воинских контингентов на территории других государств.

В апреле 1952 года учреждено верховное главное командование ОВС НАТО на Атлантике (Норфолк, США) во главе с американским адмиралом. Ему были подчинены два главных командования - в Восточной и Западной Атлантике. В том же году было образовано ГК в зоне пролива Ла-Манш, а после присоединения к блоку Греции и Турции - ГК ОВС НАТО на Средиземноморском ТВД.

В связи со вступлением в НАТО ФРГ (1955) расширились полномочия верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, и в 1961 году было создано командование ОВС НАТО в зоне Балтийских проливов, подчиненное главному командованию ОВС НАТО на Северо-Европейском ТВД.

В 1961 году началось формирование объединенной системы ПВО блока в Европе, в состав которой были включены четыре зоны - Северная, Центральная, Южная и Атлантическая. Границы первых трех зон совпадали соответственно с границами Северо-Европейского, Центрально-Европейского и Южно-Европейского ТВД. Атлантическая зона охватывала территорию Великобритании (включая Шетландские и Гебридские о-ва), а также Фарерские о-ва и акватории омывающих их морей.

В августе 1961 года для решения внезапно возникающих задач, а также для демонстрации единства и готовности стран блока совместно защищать интересы Запада были созданы мобильные силы НАТО, использование которых предусматривалось в случае резкого обострения обстановки в первую очередь на флангах блока.

В 1967 году в составе ГК ОВС НАТО на Центрально-Европейском ТВД были сформированы два командования - объединенных сухопутных войск и объединенных ВВС. ГК на Средиземноморском ТВД было реорганизовано в командование и подчинено главному командованию на Южно-Европейском ТВД, а ГК в зоне пролива Ла-Манш в оперативном отношении подчинено главному командованию в Восточной Атлантике. Тогда же было создано новое командование ОВС НАТО - в Иберийской Атлантике, которое в 1982 году было преобразовано в главное.

Со второй половины 1960-х годов проводились мероприятия по укреплению флангов альянса. В этих целях в январе 1968 года было создано постоянное соединение ОВМС НАТО на Атлантике, в мае того же года - командование базовой авиации ОВМС НАТО на Южно-Европейском ТВД, а в мае 1973-го - постоянное соединение минно-тральных сил блока в зоне пролива Ла-Манш.

В середине 1960-х годов руководство Североатлантического союза приступило к практическому созданию ядерных сил альянса и формированию органов управления ими. В ноябре 1965 года был создан Комитет ядерного планирования («Комитет Макнамары») в составе представителей Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Италии, Канады, Нидерландов, США, Турции и ФРГ. В соответствии с его рекомендациями в декабре 1966 года были сформированы консультативные органы ядерного планирования НАТО - Комитет по вопросам ядерной обороны и Группа ядерного планирования (ГЯП).

В состав Комитета по вопросам ядерной обороны вошли представители стран - членов НАТО (за исключением Исландии, Люксембурга, Португалии и Франции). Заседания этого органа проводились на уровне министров обороны один-два раза в год под председательством генерального секретаря НАТО.

В ГЯП первоначально входили на постоянной основе представители США, Великобритании, Италии и ФРГ, а также три-четыре представителя из числа других членов Комитета по вопросам ядерной обороны, избираемых на 18 месяцев. В 1979 году, после принятия решения о развертывании в Европе новых американских ракет средней дальности, руководство блока включило в состав Группы ядерного планирования в качестве постоянных членов представителей всех стран, входящих в военную организацию НАТО. Расширение ГЯП до уровня Комитета по вопросам ядерной обороны привело к дублированию работы двух органов и прекращению деятельности последнего.

К началу 70-х годов были разработаны и реализованы меры, направленные на повышение оперативности, гибкости и эффективности системы управления блока. В 1971 году начато развертывание автоматизированной системы связи «Нике», предназначенной для обеспечения надежной связью как высшего военно-политического руководства НАТО, так и органов управления ОВС блока в стратегическом и оперативно-тактическом звеньях. В целях повышения эффективности боевого применения объединенных ВВС альянса в стратегических операциях на Центрально-Европейском ТВД в 1973 году было создано командование ОВВС НАТО на театре. Одним из главных мероприятий долгосрочной военной программы по повышению боевых возможностей ОВС альянса в Европе явилось развертывание системы ДРЛО и управления авиацией AWACS-HATO, включающей созданное в 1982 году командование ДРЛО и сеть наземных радиолокационных постов.

С учетом изменений военно-политической обстановки, произошедших в мире в конце 1980-х - начале 1990-х годов (роспуск Организации Варшавского Договора и распад СССР), была существенно пересмотрена и направленность военной политики Североатлантического союза. В ноябре 1991 года на Римском саммите была принята коалиционная стратегия, которая отражала трансформацию концептуальных взглядов руководства НАТО на строительство и применение ОВС блока. Согласно этой стратегии прямая конфронтация альянса со странами СНГ считалась маловероятной. Возможность развязывания крупномасштабного военного конфликта в Европе рассматривалась прежде всего как следствие обострения локальной кризисной ситуации, в процесс урегулирования которой могло бы быть втянуто большинство европейских государств.

В связи с этим был сделан вывод о необходимости развития диалога со всеми странами Европы и вовлечения их в сферу деятельности альянса. С этой целью в 1991 году был образован Совет североатлантического сотрудничества (ССАС), в рамках которого осуществлялось взаимодействие НАТО со странами Центральной и Восточной Европы, а также с независимыми государствами, образовавшимися на территории бывшего СССР. В мае 1997 года в г. Синтра (Португалия) министры иностранных дел государств НАТО и стран-партнеров приняли решение о преобразовании ССАС в Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), а также подписали основной документ СЕАП.

Наряду с концептуальными изменениями в военной политике блока началась реорганизация системы управления, предусматривавшая повышение централизации управления в оперативном звене за счет ликвидации промежуточных структур управления и создания новых, более крупных коалиционных командований и штабов.

В этих целях в 1994 году главное командование ОВС НАТО на Северо-Европейском ТВД было преобразовано в ГК ОВС НАТО на Северо-Западном Европейском (СЗЕ) ТВД (штаб в Хай-Уиком, Великобритания), которому были переданы также функции расформированного главного командования ОВС НАТО в зоне пролива Ла-Манш. Одновременно были упразднены командования ОВС НАТО в Северной и Южной Норвегии, а также командование ОВВС блока в Великобритании. Командование ОВС НАТО в зоне Балтийских проливов было передано в подчинение главного командования ОВС НАТО на Центрально-Европейском ТВД.

В структуре ГК на Центрально-Европейском ТВД были упразднены управления Северной и Центральной групп армий, а также 2-е и 4-е объединенные тактические авиационные командования. На их базе были сформированы два командования - объединенных сухопутных войск и объединенных ВВС.

Кроме того, в соответствии с новыми задачами блока осуществлен переход ОВС НАТО на трехкомпонентную структуру, включающую силы реагирования, главные оборонительные силы и войска усиления.

В контексте продолжения политики сближения со странами Центральной и Восточной Европы, а также с республиками бывшего СССР в январе 1994 года на Брюссельской сессии Совета НАТО была принята программа «Партнерство ради мира» (ПРМ), предполагающая развитие связей в области безопасности между странами НАТО и их партнерами. В настоящее время участниками этой программы помимо государств - членов блока являются 24 страны Европы и Азии.

Расширению зоны влияния Североатлантического союза также способствовало принятие в декабре 1994 года так называемой инициативы Средиземноморского диалога, предусматривающей установление двусторонних политических связей со странами региона в сочетании с участием каждой из них в конкретных мероприятиях научного, гуманитарного и военно-технического характера. В феврале 1995 года приглашения подключиться к диалогу были направлены Египту, Израилю, Мавритании, Марокко и Тунису, а в ноябре того же года - Иордании. В марте 2000 года к Средиземноморскому диалогу НАТО подключился Алжир.

Особое внимание в этот период руководство альянса уделяло налаживанию сотрудничества в военной сфере с Российской Федерацией. После завершения длительных переговоров 27 мая 1997 года в Париже Президентом РФ, генеральным секретарем НАТО и главами государств и правительств стран-участниц был подписан «Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора», в соответствии с которым был создан Совместный постоянный совет Россия - НАТО. В компетенцию этого органа входило обеспечение механизма двусторонних консультаций при принятии совместных решений и координации действий в отношении вопросов безопасности.

В мае 1997 года в Киеве был официально открыт Центр информации и документации НАТО, который стал первым подобным органом на территории государства, не входящего в блок. В рамках развития двусторонних отношений в июле того же года подписана Хартия об особом партнерстве между НАТО и Украиной, создавшая предпосылки для расширения деятельности альянса в республике. Одновременно был образован рабочий орган двустороннего сотрудничества, получивший название «Комиссия НАТО - Украина». С 1998 года на территории этой страны действует военная миссия связи НАТО, а в 1999-м образована совместная рабочая группа НАТО - Украина по вопросам военной реформы. При этом Яворовский общевойсковой полигон (50 км от Львова) получил статус учебного центра программы «Партнерство ради мира», предназначенного для подготовки военнослужащих объединенных вооруженных сил альянса, став первым его полигоном на постсоветском пространстве.

Начиная с 1997 года руководство альянса в рамках реализации программы реформирования Североатлантического союза продолжало проводить мероприятия по перестройке системы управления ОВС НАТО. Основная их цель заключалась в реорганизации многоступенчатой и громоздкой структуры органов военного управления и придании ей способности осуществлять эффективное руководство войсками (силами) как в ходе крупномасштабных военных действий, так и при проведении миротворческих операций различного характера и масштаба.

Программа реформирования включала развертывание трехуровневой системы управления в Европе и двухуровневой на Атлантике, что планировалось достичь путем объединения и укрупнения ряда органов военного управления, а также ликвидации командно-штабных структур тактического звена. Создание новой системы управления ОВС НАТО предполагало формирование стратегического (стратегические командования ОВС НАТО в Европе и на Атлантике), оперативно-стратегического (региональные командования) и оперативного (субрегиональные и видовые командования) уровня управления.

Реформирование структуры органов управления ОВС НАТО осуществлялось с учетом концепции «Многонациональные оперативные силы» (МНОС). В целях реализации этой установки в коалиционных штабах всех уровней были образованы специальные группы, на базе которых предусматривается развертывать штабы МНОС. Созданная в 1955 году Североатлантическая ассамблея (межпарламентская организация, объединяющая парламентариев государств -членов блока и так называемые ассоциированные делегации от стран-партнеров) в январе 1999 года была переименована в Парламентскую ассамблею НАТО.

Руководство Североатлантического союза на состоявшемся в Вашингтоне 23-25 апреля 1999 года саммите приняло новую стратегическую концепцию НАТО, которая определяет цели и задачи альянса в новом столетии, а также приоритеты строительства ОВС блока. В соответствии с ней военная сила рассматривается в качестве главного инструмента реализации странами Запада своих интересов и достижения политических и экономических целей.

Важнейшим событием, раскрывшим сущность НАТО как военного блока, явилась агрессия альянса против Югославии в 1999 году. В ходе операции Североатлантический союз своими действиями нарушил Устав ООН, положения Хельсинкского акта 1975 года и основополагающего акта Россия - НАТО, учредительные документы самого альянса, а также сложившиеся после Второй мировой войны нормы международного права.

В результате по решению руководства РФ отношения с НАТО были «заморожены», прекращены практически все контакты, выходящие за пределы взаимодействия российских воинских контингентов и блока в многонациональной миротворческой операции в Косово. Россия также приостановила свое участие в деятельности СЕАП и программе ПРМ.

В целях закрепления позиций Североатлантического союза в Юго-Восточной Европе (ЮВЕ) с середины 1999 года НАТО реализует так называемую инициативу для Юго-Восточной Европы, предусматривающую организацию тесного регионального сотрудничества с созданием условий для последующего вступления стран региона в альянс. Одновременно под эгидой СЕАП был создан рабочий орган для реализации этой инициативы - специальная рабочая группа по региональному сотрудничеству в ЮВЕ.

НАТО (от англ. NATO, North Atlantic Treaty Organization — Организация Североатлантического договора, Североатлантический Альянс) — военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду.

Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Все стороны обязываются коллективно защищать любого участника договора, на которого будет совершено нападение.

Фактически, начиная со своего основания, НАТО было ориентировано на противодействие СССР и, позднее, также странам-участницам возглавлявшегося СССР Варшавского договора, заключённого в 1955 г.

Когда был основан?

НАТО был основан 4 апреля 1949 года в США с целью защиты Европы от советского влияния. Тогда государствами-членами НАТО стали 12 стран: США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.

Соглашение между странами окончательно вступило в силу 24 августа 1949 года после его ратификации.

Кто сейчас входит в НАТО?

В настоящее время членами НАТО являются 28 стран. Это Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Франция, Чешская Республика, Хорватия, Эстония.

Помимо этого ряд европейских стран и организаций имеют партнерские отношения с НАТО.

Среди них участники соглашения « Партнерство ради мира»: Австрия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Босния и Герцеговина, бывшая югославская Республика Македония, Грузия, Ирландия, Казахстан, Кыргызская Республика, Мальта, Республика Молдова, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Черногория, Швейцария, Швеция.

«Средиземноморский диалог» включает следующие страны: Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Мавритания, Марокко, Тунис Стамбульская инициатива о сотрудничестве: Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты.

Глобальными партнерами НАТО являются государства: Австралия, Афганистан, Ирак, Монголия, Новая Зеландия, Пакистан, Республика Корея, Япония

Другие международные организации, сотрудничающие с НАТО: Организация Объединенных Наций, Европейский союз, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Кто может стать членом НАТО?

Членом НАТО может стать «любое другое европейское государство, способное развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона».

В НАТО существует так называемый «План подготовки к членству», призванный обеспечить практические рекомендации и целенаправленную помощь странам, поставившим перед собой цель вступить в организацию. В свою очередь, эти страны должны соответствовать определенным ключевым требованиям.

Какие организации входят в структуру НАТО?

Штаб-квартира совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия). Высшим должностным лицом и главным официальным представителем НАТО является генеральный секретарь. С 1октября 2014 года эту должность занимает Йенс Столтенберг (Норвегия).

У каждой страны-члена организации имеется постоянное представительство при политической штаб-квартире НАТО. Каждое представительство возглавляется «послом», представляющим правительство своей страны в процессе консультаций и принятия решений в Североатлантическом союзе.

Военной составляющей структуры НАТО являются органы военного управления. Они подключаются к деятельности организации в случаях, когда осуществление политических решений имеет военные последствия.

Кто составляет вооруженные силы НАТО?

Как заявляют в НАТО, у альянса практически нет собственных постоянных вооруженных сил. На нужды операций, санкционированных САС, членами НАТО выделяются воинские контингенты, которые возвращаются в пункты изначального базирования по завершении этих операций.

Вооружённые силы НАТО делятся на:

  • объединённые вооружённые силы, переданные в распоряжение блока;
  • вооружённые силы, остающиеся в национальном подчинении.

На 2010 г. в вооружённых силах стран НАТО было около 3,8 млн военнослужащих.

Какие вооруженные операции и миссии совершает сейчас НАТО?

Согласно официальным данным НАТО, его текущими военными операциями и миссиями являются:

  • международные силы содействия безопасности (МССБ), Афганистан
  • силы для Косово (СДК)
  • операция «Активные усилия» в Средиземном море
  • операция «Оушен шилд» (от англ. «Ocean Shield» — океанский щит) в Аденском заливе и у берегов Африканского Рога
  • содействие Африканскому союзу
  • штаб в Боснии и Герцеговине и бывшей югославской Республике Македонии
  • операции по ликвидации последствий гражданских чрезвычайных ситуаций.

СЕВЕРО-АТЛАНТИЧЕСКИЙ СОЮЗ

Агрессивный империалистический блок во главе с США, направленный на разжигание третьей мировой войны - против Советского Союза и стран народной демократии; договор о С.-а. с. подписан 4. IV 1949.

Подготовка к созданию агрессивного антисоветского союза началась ещё во время второй мировой войны, когда английские правящие круги выдвинули проект блока западноевропейских держав. Враждебные Советскому Союзу замыслы, содержавшиеся уже в этих первоначальных планах, подчеркивались присоединением к активным сторонникам "западного блока" фашистского диктатора Испании ген. Франко, вступившего в переписку по этому вопросу с Черчиллем.

По окончании войны реакционные печать и политические деятели Великобритании, Франции и других западноевропейских стран стали открыто обсуждать проекты "западного блока". Правительство США также приняло участие в создании этого блока. Американские правящие круги выдвинули прямое требование, чтобы предоставление кредитов по "плану Маршалла" было обусловлено созданием антисоветского блока западноевропейских государств.

Одним из главных этапов подготовки "западного блока" явилось Лондонское совещание 1948 (см.) по германскому вопросу. Вслед за тем, 4-12. III 1948, в Брюсселе состоялось совещание представителей Великобритании, Франции, Бельгии, Голландии, Люксембурга. Подготовленный на этом совещании т. н. Брюссельский пакт о политическом, экономическом и военном сотрудничестве сроком на 50 лет был подписан 17. III министрами иностранных дел указанных пяти держав. Первые три статьи пакта включают обязательства договаривающихся сторон координировать их экономическую и торговую деятельность. Но истинный смысл пакта заключён в его 4-й статье, посвященной военным обязательствам.

Согласно этой статье договаривающиеся стороны обязуются предоставить друг другу "всякую военную и другую помощь и содействие, находящиеся в их распоряжении". Содержащаяся в этой статье ссылка на ст. 51 устава ООН, в соответствии с которой якобы предполагается оказывать помощь, служит лишь для маскировки действительных целей агрессивного военного блока, наносящего удар принципам организации Объединённых наций.

Брюссельский пакт отнюдь не направлен против германской агрессии; участники пакта ещё до его подписания отказались от той политики в отношении Германии, которая была принята Крымской и Потсдамской конференциями, и, напротив, решили отвести недавнему агрессору - Германии - роль основной экономической и военно-стратегической базы "западного блока". С другой стороны, учредители "западного блока" не только с самого начала исключили возможность участия в нём стран народной демократии и Советского Союза, но и не скрывали в своих выступлениях, что пакт направлен именно против этих стран.

"Западный блок" предусматривает также совместные действия его участников против прогрессивных сил в каждой из стран, подписавших Брюссельский пакт. В то же время правительства стран "западного блока" стремятся использовать эту военно-политическую группировку для подавления национально-освободительного движения в их колониях.

На основе Брюссельского пакта в 1948 были созданы руководящие органы "западного блока": т. н. Консультативный совет в составе представителей пяти государств в Лондоне, военный комитет и штаб "западного блока" во главе с британским фельдмаршалом Монтгомери в Фонтенебло.

США включили во все органы "западного блока" своих наблюдателей. Заключения военного комитета о стратегических планах и военных потребностях должны были представляться на утверждение американскому военному ведомству. Таким образом, уже на этой стадии США фактически примкнули к "западному блоку". Однако англо-американские правящие круги ставили перед собой значительно более широкие цели, чем создание западноевропейской группировки. Эти цели были провозглашены ещё в марте 1946 в речи Черчилля на митинге в Фултоне, происходившем под председательством Трумэна. Как указывается в заявлении Министерства иностранных дел СССР, опубликованном 29. I 1949, эти цели "теснейшим образом связаны с планами насильственного установления мирового англо-американского господства под эгидой Соединённых Штатов Америки". Исходя из этих целей, американское правительство добивалось превращения "западного блока" в ещё более широкую группировку империалистических держав.

17. III 1948, в день подписания Брюссельского пакта, президент США Трумэн заявил, что США окажут полную поддержку "западному блоку". И. VI 1948 американский конгресс принял т. н. "резолюцию Ванденберга", призывающую правительство стать на путь прямой поддержки западного военного союза. Одновременно государственный департамент США приступил к переговорам со странами "западного блока" о создании С.-а. с. с участием США и Канады. Чтобы помочь реакционным правительствам Италии, Дании, Норвегии и других стран преодолеть сопротивление парламентской оппозиции и прогрессивных общественных организаций, не желающих втягивания этих стран в военные блоки, в январе 1949 было объявлено об, образовании "Европейского совета", не связанного будто бы с "западным блоком" и не имеющего военных целей. На деле "Европейский совет" был призван способствовать дальнейшей ликвидации суверенитета западноевропейских государств, дальнейшему подчинению Западной Европы Соединённым Штатам Америки и облегчить привлечение Западной Германии, а также Италии и других стран к участию в С.-а. с. под флагом "европейского сотрудничества".

Англо-американская дипломатия широко использовала разведку и печать для запугивания малых стране целью привлечения их к С.-а. с. Особое внимание при этом уделялось скандинавским странам, из которых две - Норвегия и Швеция - расположены в непосредственной близости к границам СССР.

29. I 1949 Советское правительство обратилось к правительству Норвегии с просьбой разъяснить позицию норвежского правительства в вопросе о С.-а. с, а 5. II-с предложением о заключении пакта ненападения между Норвегией и СССР. Норвежское правительство, однако, отклонило предложение Советского Союза и продолжало вести переговоры о С.-а. с.

Договор о С.-а. с. был подписан в Вашингтоне представителями США, Канады, Великобритании, Франции, Бельгии, Голландии, Люксембурга, Италии, Норвегии, Дании, Исландии и Португалии. Пакт состоит из преамбулы и 14 статей; срок его действия - 20 лет. Статьи пакта предусматривают предоставление военной помощи каждой стране-участнице С.-а. с, в случае если она "подвергнется нападению" какой-либо другой державы. Ст. 4, предусматривающая совместные действия стран, подписавших пакт, в случае угрозы их "политической независимости или безопасности", призвана оправдать вмешательство Соединённых Штатов Америки во внутренние дела тех стран, в которых народ передаст власть в руки демократических партий.

С.-а. с. - "орудие прямой, непосредственной подготовки новой империалистической войны" (Г. М. Маленков).

В соответствии с условиями пакта о С.-а. с. был создан Совет по осуществлению пакта и Комитет обороны - военный штаб, в задачу которого входит разработка планов агрессии. "Целые государства, особенно из числа расположенных поблизости от границ СССР, приспособлены к тому, чтобы обеспечить более удобные плацдармы для англо-американских военно-воздушных сил и для других возможностей нападения на СССР" (из заявления Министерства иностранных дел СССР о Североатлантическом пакте).

Инициаторы С.-а. с. немедленно после его создания начали ещё более энергично проводить политику раскола Германии и восстановления её военно-промышленного потенциала, рассчитывая использовать Западную Германию в качестве плацдарма, арсенала и поставщика пушечного мяса для планируемой ими войны против Советского Союза.

Создание С.-а. с. знаменует грубое нарушение США и Англией международных обязательств, взятых ими на себя в ходе второй мировой войны и после её окончания. Этот агрессивный блок явно противоречит основным принципам устава организации Объединённых наций и открыто демонстрирует стремление агрессивных государств к мировому господству, Он служит орудием правящих кругов США и Великобритании в их политике разжигания новой войны.

В качестве вспомогательных военных группировок, призванных наряду с С.-а. с. помочь выполнению экспансионистских планов США, государственный департамент США приступил к созданию и других блоков - Тихоокеанского блока, блока средиземноморских государств и т. д. Ещё раньше, в 1947, США сколотили агрессивный союз стран Латинской Америки (см. Рио-де-Жанейро конференция 1947).

Агрессивная политика империалистических держав была разоблачена как в заявлении Министерства иностранных дел СССР о Северо-атлантическом пакте, так и в меморандуме правительства СССР, переданном в конце марта - начале апреля 1949 большинству правительств, подписавших пакт. Показав, что США, Великобритания и Франция отказались от политики сотрудничества с Советским Союзом и другими миролюбивыми странами, Советское правительство констатировало, что "так называемое "новое направление" внешней политики правящих кругов этих государств заключается в том, что они вернулись к тому старому антисоветскому курсу внешней политики, строившейся на проведении изоляции СССР, которого они придерживались в годы, предшествовавшие второй мировой войне, и который чуть не довел цивилизацию Европы до катастрофы".

Сторонники сохранения мира, составляющие большинство населения во всех странах, резко осудили англо-американских поджигателей войны и создаваемые ими блоки. Воля трудящихся Франции, Италии, Англии и других государств к миру была выражена руководителями коммунистических партий и других демократических организаций этих стран, заявивших, что народы Западной Европы никогда не будут воевать против Советского Союза.

В борьбе за мир объединились сотни миллионов трудящихся, которые повели решительную борьбу против С.-а. с, против поджигателей новой мировой войны.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое "СЕВЕРО-АТЛАНТИЧЕСКИЙ СОЮЗ" в других словарях:

    СЕВЕРО-АТЛАНТИЧЕСКИЙ ПАКТ - – агрессивный империалистический договор, оформивший военно политический союз (Организация Северо Атлантического договора – сокращённо НАТО от North Atlantic Treaty Organization) ряда стран Америки и Европы во главе с США. Подписан 4 апреля 1949… … Советский юридический словарь

    I (United States of America, Etats Unis, Vereinigte Staaten von Nord America) федеральная республика в Северной Америке, между 24° 30 и 49° сев. шир., и 66° 50 и 124° 31 зап. долг. (по Гринвичу), тянется от Атлантического до Тихого океана и… …

    - (United States of America, Etats Unis, Vereinigte Staaten von Nord America) федеральная республика в Северной Америке, между 24° 30 и 49° сев. шир., и 66° 50 и 124° 31 зап. долг. (по Гринвичу), тянется от Атлантического до Тихого океана и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона - устанавливаемое путём международного соглашения обязательство государства не участвовать в какой бы то ни было войне, кроме случаев вооружённой защиты собственной территории от нападения или от попыток воюющих государств включить её в орбиту… … Дипломатический словарь

    - (р. 1889) португальский диктатор с 1932. Экономист по образованию, С. в 1928, после фашистского переворота ген. Кармоны (см.), получил портфель министра финансов. С июля 1932 он стал премьер министром, а затем также военным министром (1936 44) и… … Дипломатический словарь

    Международные соглашения, связывающие государства, расположенные в определённом географическом районе и принимающие на себя обязательства в отношении данного района. В своё время идея Р. с. о взаимной помощи против агрессии настойчиво выдвигалась … Дипломатический словарь

    - (р. 1899) бельгийский дипломат и государственный деятель, юрист по образованию. С. участвовал в первой мировой войне, в 1916 18 был в плену в Германии. В 1932 он был избран в парламент от социалистической партии, в 1935 был министром транспорта,… … Дипломатический словарь

    - (р. 1884) реакционный политический деятель и дипломат Греции, лидер монархической народной партии (популистов). В 1916 17 Ц. был префектом в Патрасе и на о. Корфу, в 1920 22 министром королевского правительства на о. Крите. В 1926 за участие в… … Дипломатический словарь



Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра , НА́ТО , Северо-Атлантический Альянс (англ. North Atlantic Treaty Organization , NATO ; фр. Organisation du traité de l"Atlantique Nord , OTAN ) - крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США , «чтобы защитить Европу от советского влияния» . Тогда государствами-членами НАТО стали 12 стран - США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.

Организация Североатлантического договора
North Atlantic Treaty Organization (NATO)
Organisation du traité de l’Atlantique Nord (OTAN)

Карта стран-членов

Членство:

28 государств [показать]

Штаб-квартира:

Брюссель, Бельгия

Официальные языки:

английский, французский

Руководители
Генеральный секретарь

Андерс Фог Расмуссен

Основание
Официальный сайт
Организация Североатлантического договора на Викискладе

Цели

В соответствии с Североатлантическим договором 1949 года, НАТО ставит целью укрепление стабильности и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе. «Страны-участники объединили свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности» .

Стратегическая концепция НАТО 2010 года «Активное участие, современная оборона» представляет три важнейшие задачи НАТО - коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества.

Региональные команды

В рамках союзного командования в Европе функционируют две региональные команды:

  • Союзные силы Северной Европы: Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша и Чехия; штаб-квартира находится в г. Брунсаме, Нидерланды;
  • Союзные силы Юга Европы: Венгрия, Греция, Италия, Испания и Турция; штаб-квартира - г. Неаполь, Италия.

Верховное командование в Атлантике состоит из пяти штабов:

  1. Восточная Атлантика,
  2. Западная Атлантика,
  3. Южная Атлантика,
  4. Ударный флот,
  5. Союзное командование подводными кораблями.

Официальные языки НАТО - английский и французский.

Штаб-квартира совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).

Члены

Основная статья: Расширение НАТО

Дата Страна Примечания
страны-основатели
4 апреля 1949
4 апреля 1949 Великобритания
4 апреля 1949
4 апреля 1949 Исландия Исландия - единственный член НАТО, у которого нет регулярных ВС, это было одним из условий вхождения страны в организацию. В Исландии имеется лишь береговая охрана (БОХР). Также было принято решение о подготовке исландских добровольцев на базах в Норвегии для участия в миротворческих миссиях НАТО.
4 апреля 1949 Италия
4 апреля 1949 Канада
4 апреля 1949 Люксембург
4 апреля 1949 Нидерланды
4 апреля 1949 Норвегия
4 апреля 1949 Португалия
4 апреля 1949 США
4 апреля 1949 Франция С июля 1966 Франция вышла из военной организации НАТО, оставаясь участницей политической структуры Североатлантического договора. В 2009 вернулась во все покинутые структуры.
первое расширение
18 февраля 1952 Греция С 1974 по 1980 Греция не принимала участие в военной организации НАТО из-за напряжённых отношений с другим членом блока - Турцией.
18 февраля 1952 Турция
второе расширение
9 мая 1955 Германия Присоединилась Западная Германия. Саар воссоединился с ФРГ в 1957 , с 3 октября 1990 - объединенная Германия.
третье расширение
30 мая 1982 Испания Не участвует в военной организации НАТО.
четвёртое расширение
12 марта 1999 Венгрия
12 марта 1999 Польша
12 марта 1999 Чехия
пятое расширение
29 марта 2004 Болгария
29 марта 2004 Латвия
29 марта 2004 Литва
29 марта 2004 Румыния
29 марта 2004 Словакия
29 марта 2004 Словения
29 марта 2004 Эстония
шестое расширение
1 апреля 2009 Албания
1 апреля 2009 Хорватия

Партнёры

Возможные члены

Участники Плана действий по членству

Страна Партнёрство ради мира Ускоренный диалог План действий по членству
Македония Ноябрь 1995 Апрель 1999
Черногория Декабрь 2006 Июнь 2008 Апрель 2008 Декабрь 2009
Босния и Герцеговина Декабрь 2006 Январь 2008 Апрель 2008 Апрель 2010

Участники Ускоренного диалога

Страна Партнёрство ради мира Индивидуальный партнёрский план Ускоренный диалог
Украина Февраль 1994 Ноябрь 2002 Апрель 2005
Грузия Март 1994 Октябрь 2004 Сентябрь 2006

Отношения

СССР, Россия

Основная статья: Россия и НАТО

Создание блока в 1949 году СССР воспринял как угрозу собственной безопасности. В 1954 году в Берлине на совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией. В ответ на призывы к сотрудничеству СССР предложил странам-членам НАТО своё вступление в альянс, однако эта инициатива была отклонена. В ответ Советский Союз образовал в 1955 году военный блок из государств, проводящих просоветскую политику, - Варшавский договор .

После распада Организации Варшавского договора и СССР блок НАТО, создававшийся, согласно официальным документам, для отражения советской угрозы, не прекратил своё существования и начало расширяться на восток . И если ранее блок заявлял своей основной целью отражение советской угрозы, то ныне, по словам американского левого публициста Ноама Хомского, «задачей является контролирование международной энергетической системы, морских путей, трубопроводов - и всего остального, что решит контролировать гегемония» .

В апреле 2006 года , отвечая на вопросы газеты «Московские новости» , А. И. Солженицын заявил:

«НАТО методически и настойчиво развивает свой военный аппарат - на Восток Европы и в континентальный охват России с Юга . Тут и открытая материальная и идеологическая поддержка цветных революций, парадоксальное внедрение Северо-атлантических интересов - в Центральную Азию. Всё это не оставляет сомнений, что готовится полное окружение России, а затем потеря ею суверенитета».

НАТО (Организация Серевоатлантического Договора) – объединение стран Европы, США и Канады для отстаивания своих интересов на мировой арене. Первоначально задумывалось как средство противостояния возможным амбициям Советского Союза. Однако с распадом последнего, не кануло в Лету, но продолжило расширяться за счет вступления все новых стран-членов и находя свои незащищенные интересы в самых отдаленных точках мира.

Как возникло НАТО

История создания НАТО началась с пяти европейский государств, которые подписали Брюссельский договор. После оборонительные комплексы стран были ослаблены. Спастись от жадных соседей стало возможным только сообща. Великобритания, Франция, Бельгия, Люксембург, Нидерланды разработали общую систему обороны. Потом решили пригласить к своим начинаниям США с Канадой. Вылилось это в создание 4 апреля 1949 года военно-политического блока из 12 стран.

С 1950 по 1952 годы шло становление организации. Формировались и тренировались общие войска, создавались всевозможные комитеты и управленческие образования, подписывались и ратифицировались внутренние договора, закладывалась правовая база Трансатлантического Альянса. Собственно, в 1952 году началось первое расширение членского состава: в союз попросились греки и их оппоненты турки.

1954 год стал примечательным тем, что НАТО не взяло в свою песочницу Советский Союз, который тоже изъявил желание быть полноправным участником-защитником интересов альянса. Последнему пришлось в спешном порядке формировать свое оборонительное военное образование. Так в 1955 году появился ОВД, объединивший Союз с Восточной Европой. В это же время к НАТО подключили Западную Германию, после чего на долгие годы вопрос о расширении положительно не открывали.

В связи с изменение карты мира, когда Советский Союз распался на отдельные государства, НАТО возобновило интерес к возможным новым членам восточной части Европы. Ранее, в 1982 году, альянс принял Испанию. В 1999 году состав расширился еще на три государства: Венгрию, Чехию, Польшу. Самым «урожайным» стал 2004 год, когда в состав Североатлантического Альянса вошло аж 7 стран. В 2009 – еще две. На сегодняшний день НАТО состоят из 2 государств Северной Америки и 26 стран Европы. Ведутся консультационные работы по принятию новых стран в состав альянса.

Цели НАТО и их изменения

Страны входящие в НАТО основными целями ставят свои свободу и безопасность, которые должны достигаться методами, не противоречащими резолюциям ООН. Первоначально, альянс не был наступательным объединением. Среди задач выделяли недопущение появление нацизма, защиту свобод, демократии, целостность территориальных границ. В 1995 году впервые использовало свои объединённые войска на чужой территории. В 1999 году НАТО изменило политику. Военная сила превратилась не в оборонительный щит, а в доходчивый аргумент по любым вопросам, которые альянс посчитает для себя важными.

Задачи НАТО в наши дни

  • быть гарантом стабильности в своем регионе, в том числе в вопросах экономики и энергетической безопасности;
  • быть консультантом по вопросам безопасности для всех стран мира;
  • выявлять и сдерживать угрозу геополитических изменений;
  • решать кризисные ситуации;
  • развивать внешнеполитические отношения.

В 2010 году Североатлантический альянс замахнулось на должность судии, возжелало стать к 2020 году глобальным хранителем мира на всей земле. В рамках своих интересов, разумеется.

Военные базы НАТО Европы, Африки и Азии

Исторически сложилось, что любые военные объекты отдельных членов союза НАТО могут использоваться собственно натовскими войсками. Самое большое сосредоточение именно баз организации, а не государств-членов, размещено в Европе. Здесь и штаб-квартиры, и тренировочные полигоны, и авиабазы, и гарнизоны, и структуры, которые обеспечивают работу всей организации.

Лидерами-держателями военных объектов считаются:

  • Италия - размещается штаб-квартира, авиабаза ВМС, база передового развертывания, несколько обычных авиационных баз, исследовательский центр и несколько учебных баз-полигонов.
  • Германия - штаб-квартира, военные базы, авиабазы, гарнизон, командование и образование.
  • Франция - авиабазы.
  • Великобритания - штаб-квартира, авиабазы, компьютерный центр, система по защите боеприпасов.
  • Греция - порт, авиабазы, ракетный полигон, военно-морская база, учебный центр.

Есть государства-члены Европы, которые не имеют на своей территории военных объектов НАТО:

Дания, Латвия, Литва, Люксембург, Норвегия, материковая часть Португалии, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия.

Однако, ввиду последних событий, рассматривается проект о размещении 5 баз на территории Восточной Европы. Отдельной когортой стоят страны, не входящие в альянс, но имеющие военные объекты НАТО:

  • Сербия
  • Македония
  • Босния и Герцеговина.

На территории Африканских стран непосредственно натовских баз немного – для ведения операций используются военные объекты бывших колоний Франции и Великобритании (Сенегал, Габон, ЮАР), базы США, либо военные центры южной части Европы. Война в Ливии и Египте создала предпосылки к установлению своих объектов на этой территории для содействия миру.

НАТО ведет активные переговоры со странами Африки на предмет включения их в партнерские отношения – это порядка 50-ти государств – что даст возможность проводить, в том числе, и совместные военные операции, открывать новые стратегические объекты подконтрольные альянсу на территории партнеров.

Североатлантический альянс известен своими интересами в Азиаткой части мира. Среди стран Средней Азии выделяют Узбекистан, Таджикистан, Киргизию, на которых размещены военные объекты НАТО. Не стоят в стороне и все государства, ныне считающиеся «горячими точками» мира, либо в которых были бои – Иран, Ирак, Сирия, Афганистан.

В центральном регионе нет ни одной страны, в которой не проводили программ по реформированию войск по стандартам НАТО с участием ее инструкторов.

Итоги

В наши дни НАТО из-за своей изменившейся концепции все чаще ассоциируется с организацией-агрессором, которая регулярно нарушает резолюции ООН, развязывает войны на территориях других государств. Альянс не перестает расширяться, несмотря на испытуемые трудности во времена недавнего финансового кризиса.

Сдерживающим фактором, который не дает НАТО тотального контроля над мировым порядком, являются Россия, Китай и их многочисленные партнеры по внешней безопасности, которые так же отстаивают свои интересы в регионах. Продолжается борьба за влияние на африканские страны и Ближний Восток.

Лучшие статьи по теме