Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • СМИ
  • 21 октября сражение. Трафальгарское сражение (1805)

21 октября сражение. Трафальгарское сражение (1805)

В этот день 210 лет назад в британской истории произошли два неразрывно связанных между собой события.
Первое из них – Трафальгарское сражение, ставшее торжеством британского орудия и принесшее Великобритании статус хозяйки морей.
Так случилось, что Трафальгарская битва стала последним сражением для командующего английским флотом вице-адмирала Горацио Нельсона. Во время боя он был смертельно ранен и в последствие скончался.
Поскольку эти два события, повторюсь, неразрывно связаны между собой, то и рассказ о них мы будем вести одновременно.

Трафальгарское сражение

Итак, немного истории. Краткая справка о Трафальгарском сражении.
Произошло 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании около города Кадис между британскими и франко-испанскими морскими силами.
Битва была частью Войны третьей коалиции и главным морским противостоянием XIX века.

Трафальгарское сражение

Для справки
Война Третьей коалиции (в истории известна также как русско-австро-французская война 1805) – боевые действия между Францией, Испанией, Баварией и Италией, с одной стороны и Третьей антифранцузской коалицией: Австрия, Россия, Великобритания, Швеция, Неаполитанское королевство и Португалия – с другой.
Каковы же были итоги исторической битвы?
Испания и Франция, которые выступали в союзе, потеряли 18 кораблей (1 был потоплен, остальные пленены). Эти потери составили практически почти весь флот. Что касается живой силы, то здесь потери составили около 15 тысяч человек убитыми, ранеными и я в плененными.
Англичане же не потеряли ни одного корабля. Однако, многие из них были повреждены. Например флагманский «Victory» пришлось отремонтировать в Гибралтаре, прежде чем он смог дойти до Англии. Человеческие потери составили у них около 2 тысяч человек. Это если говорить о военной тактике.
Стратегические же итоги этой битвы были гораздо значительней. Франция и Испания навсегда утратили морское господство. Наполеону пришлось отказаться от планов вторжения в Англию и Неаполитанское королевство. Великобритания окончательно приобрела статус хозяйки морей.


Флагманский корабль «Victory»

Трафальгарская площадь

В честь этой победы британского флота одна из площадей Лондона, носившая прежде имя короля Вильгельма IV, была переименована в Трафальгарскую.
На одном из постаментов, стоящих на площади, установлена огромная копия флагманского корабля «Victory» в гигантской стеклянной бутылке. Также на площади возведена колонна вице-адмирала Нельсона.

Копия корабля «Victory» в бутылке,
установленная на Трафальгарской площади



Колонна Нельсона
на Трафальгарской площади

Горацио Нельсон

Ну а теперь рассказ пойдет о герое сражения (и не только этого) вице-адмирале Горацио Нельсоне.

Детство и юность

Будущий вице-адмирал родился 27 cентября 1758 года. Его отец был приходским священником.
Несколько лет проучившись в школе, в 11 лет он пошел служить юнгой на корабль которым командовал его дядя, капитан Морис Саклинг.
После этого была служба на торговых и военных судах, ходивших в Вест- и Ост-Индию, участие в полярной экспедиции.
Приобретя огромный опыт, в 19 лет он блестяще сдал экзамен на чин лейтенанта, проявил себя в войне с североамериканскими колонистами, и через год был уже капитаном брига, еще через год – капитаном фрегата.

Зрелые годы

Служа в торговом флоте в Вест-Индии, Нельсон постоянно боролся с контрабандой. Большинство чиновников же покровительствовали контрабандистам, поскольку получали от них неплохие взятки. Правдолюбец Нельсон на почве этого часто конфликтовал начальством, требуя строгого соблюдения законности. Таким образом у него появилось немало врагов среди чиновников Адмиралтейства.
Когда он вернулся в Англию из Вест-Индии, то был вынужден 5 лет прожить в деревне, поскольку фактически был отлучен от флота.
Когда в 1793году началась война с Францией, Нельсон был назначен на должность капитана линейного корабля в составе Средиземноморской эскадры. В этом же году он воевал под Тулоном, а в 1794 командовал десантом на Корсике.
13 июля 1795 Нельсон заставил сдаться французский корабль, намного превосходивший по мощи его собственный.
Но настоящая слава национального героя пришла к нему после сражения 14 февраля 1797 года у мыса Сент-Винсент (Португалия). По собственной инициативе он вывел свой корабль из линейного строя эскадры и взял на абордаж два из четырех захваченных англичанами испанских кораблей, за что был удостоен рыцарского креста ордена Бани и чина контр-адмирала.
Для справки
Почтеннейший орден Бани – британский рыцарский орден. Его основал король Георг I 18 мая 1725 года. Название ордену дал древний обряд, во время которого претендентам на получение рыцарства накануне ритуала произведения в рыцари необходимо было ночь не спать, поститься, молиться и мыться в бане (в 1815 году церемония была упразднена).


Орден Бани

1 августа1798 в Абукирском заливе (устье Нила) он 10-ю кораблями атаковал 13 кораблей французов уничтожил 11 из них. При этом всего несколько его кораблей получили незначительные повреждения и нуждались всего лишь в мелком ремонте. Армия Наполеона потерпела поражение в Египте. За это Георг III присвоил Нельсону титул пэра-барона Нила и Бернем-Торпа.
Отремонтировав свои корабли в Неаполе и оказал помощь королю Обеих Сицилий Фердинанду IV в подавлении неаполитанской революции, получил в благодарность титул герцога Бронте.
В 1801 году Нельсон возвращается в Англию получает чин вице-адмирала и должность 2-го флагмана Балтийской эскадры. 2 апреля 1801 сжигает датский флот в гавани Копенгагена и получает за это титул виконта.
В 1803 году возобновляются военные действия против Франции. Нельсон возглавляет британскую Средиземноморскую эскадру и два года буквально гоняется за врагом, уклонявшимся от генерального сражения, которое произойдет 2 октября 1805 года.

Смерть

Несколько раз она подкрадывалась к Нельсону совсем близко. Но он, можно сказать, отделывался легким испугом.
В 1794, когда он был командиром десанта на Корсике, при осаде крепости Кальви он остался без правого глаза,
В июле 1797 во время неудачной попытки захватить порт Санта-Крус (остров Тенерифе) он потерял правую руку.
Смерть дождалась его 21 октября 1805 года.
И вновь несколько слов о ходе сражения. Морские сражения в те времена велись по одной схеме: эскадры во время боя проходили бортами друг к другу и вели огонь из всех пушек одного борта.
Нельсон решил отойти от этой схемы. Готовясь к Трафальгарскому сражению, поистине гениальный вице-адмирал решил сосредоточить сначала удар на пятом или шестом корабле вражеского строя, уничтожить его, разорвав таким образом боевой порядок противника, и затем уже расправиться с остальными кораблями.


Трафальгарская битва. Диспозиция

Его задумка удалась, и франко-испанский строй оказался разрушенным. Когда флагманский корабль «Victory» оказался рядом с одним из французских кораблей, Нельсон находился на капитанском мостике. В какой-то момент он остановился, чтобы отдать приказ убрать в безопасное место портрет его любовницы леди Гамильтон, висевший в каюте. (вице-адмиралу был очень дорог этот портрет, не только как мужчине, но и как флотоводцу, ведь Эмма Гамильтон была не просто его любимой женщиной, но и вдохновительницей его побед). Внезапно Нельсон упал. Подбежавший адъютант услышал следующие слова;
- На этот раз, Харди, они убили меня!
- Надеюсь, что нет, сэр!
Но надеяться было не на что. Пуля, ранившая Нельсона, была выпущена сверху, с мачты. Она пробила эполет, вошла в левое плечо, прошла через легкое и позвоночник и застряла в мышцах спины.


Гибель Нельсона

Матросы отнесли умирающего вице-адмирала в специальную каюту, где были размещены раневые. За ним ухаживал корабельный врач, пытаясь облегчить его страдания. Но и на смертном одре командующий флотом думал только об исходе сражения. Харди постоянно докладывал командиру о ходе боя
Уже через час после ранения Нельсона Харди доложил, что французский флот дрогнул. Через некоторое время сдался флагманский корабль союзного флота. Само собой, сдался и главнокомандующий французов адмирал Вильнев. Еще через несколько часов англичанами была одержана полная победа.
У Нельсона была возможность – передать командование адмиралу Коллингвуду, но он до самой смерти не хотел этого делать. В вахтенном журнале адмиральского корабля «Victory» в тот день была сделана запись: «Редкий огонь продолжался до четырех о половиной часов, когда, после доклада лорду виконту Нельсону о победе, он преставился от своей раны».

Транспортировка тела Нельсона в Англию

Существует старый морской обычай: всех моряков, умерших или погибших на корабле в открытом море, в море и хоронят, выбрасывая тело за борт.
С детства ходившему в море Нельсону этот обычай, конечно же, был хорошо известен, но по каким-то причинам, вице-адмирал не хотел быть погребенным таким способом, а потому написал в завещании, что, где бы он ни умер, похоронить его должны в Лондоне. Само собой, не выполнить волю своего командира моряки не могли. Тело необходимо было транспортировать в Англию. Встал вопрос: как?
Конечно, ни о каких холодильниках для транспортировки в начале XIX века речи идти не могло, поэтому для сохранности тело вице-адмирала поместили в винную бочку и до краев залили ее бренди, которым в те времена в обязательном порядке снабжались все корабли. Таким образом тело сохранили и во время ремонта «Victory», и во время транспортировки в Англию.

Посмертная маска Нельсона

Похороны

Торжественные государственные похороны командующего британским флотом вице-адмирала лорда Горацио Нельсона состоялись в Лондоне 9 января 1806 года.
Накануне состоялась необычная траурная процессия.
По Темзе шел большой королевский катер, на нем под балдахином стоял гроб с телом вице-адмирала. Борта катера были задрапированы черным бархатом, над балдахином развевался траурный плюмаж. Команда лодки: десять гребцов, рулевой и впередсмотрящий были одеты во все черное. Катер сопровождали более 60 различных гребных судов. Под гром пушечных салютов эта траурная процессия медленно продвигалась вверх по Темзе, и в конце концов остановилась у причальной лестницы на Уайтхолле.
На следующий день Горацио Нельсон обрел вечный покой в склепе собора Святого Павла, где похоронены многие известные люди Соединенного Королевства.


Собор Святого Павла в Лондоне

На могиле вице-адмирала установлен черный гроб. У этого гроба очень интересная история. Его изготовили при Генрихе VIII для останков кардинала Уолси. Но кардинал попал в немилость короля (в немилость Генриха VIII попасть было очень легко). Король отдал приказ не хоронить Уолси в изготовленном гробу, который все это время простоял в Виндзорском замке. В итоге было принято решение поставить его на могиле Нельсона.


Могила вице-адмирала Нельсона

Начало XIX века в Европе проходило под знаком наполеоновских войн. Революционная Франция, отразив атаки контрреволюционеров всех мастей, сменила установившийся было республиканский строй на диктатуру, а затем и на новую монархию под властью Наполеона Бонапарта .

Новоявленная Французская империя теперь уже сама выступала в роли захватчика, намеренного перекроить карту мира по своему вкусу.

Для того, чтобы утвердить господство в Европе, Франции требовалось нейтрализовать своего давнего заклятого противника — Англию.

К 1805 году Наполеоном был полностью разработан план вторжения на Британские острова. Согласно ему, готовились две волны десанта. В первой 1700 барж должны были перевезти 113 тысяч человек и 5600 лошадей. Во второй к ним должны были присоединиться 48 тысяч солдат и 3400 лошадей, для перевозки которых были подготовлены 590 барж.

Армия, уже получившая наименование «Английской», готовилась к форсированию Ла-Манша в специально созданном Булонском лагере. Наполеон несколько раз посещал войска, чтобы проверить их состояние и укрепить моральный дух бойцов.

Плохой командующий неважного флота

К форсированию Ла-Манша было всё готово. Однако осуществить эту операцию мешал английский флот, стороживший пролив.

Военный флот был главной надеждой и опорой Британской империи, и для осуществления планов вторжения Франции необходимо было если не разгромить его, то хотя бы вынудить ослабить своё присутствие в районе Ла-Манша.

Проблема заключалась в том, что французский флот серьёзно пострадал в период революции. Костяк его офицерского состава составляли выходцы из аристократических семей, которые в массе своей либо погибли, либо вынуждены были бежать из страны.

Командующим французским флотом являлся адмирал Пьер-Шарль Вильнёв , также выходец из аристократов, пострадавший за происхождение, но избежавший худшего. За плечами у него было поражение от англичан в битве при Абукире, что не настраивало на оптимистический лад, но флотоводца лучше у Наполеона не было.

Французский император отдавал себе отчёт, что его флот не чета британскому, и поэтому ставил перед ним вспомогательные задачи. В марте 1805 года адмирал Вильнёв получил приказ от Наполеона совершить поход в район Карибского моря. Расчёт был на то, что англичане, встревоженные судьбой своих колоний, отправят основные силы своего флота вслед за Вильнёвом и тем самым позволят форсировать Ла-Манш.

Карибский поход Вильнёва. Март - октябрь 1805 года. Источник: Public Domain

Боевой поход под угрозой отставки

Англичане, однако, замыслы противника разгадали и продолжали держать корабли у Ла-Манша.

Французский император потребовал, чтобы Вильнёв повёл свои корабли к Ла-Маншу, чтобы сделать ещё одну попытку отвлечения британского флота.

Адмирал Вильнёв же, ссылаясь на болезни и плохое состояние кораблей, привёл эскадру в испанский Кадис, где встал на якорь для ремонта. Французов сопровождали союзные испанские корабли.

Стоянка в Кадисе растянулась на два месяца, чем воспользовались англичане. Британский флот под командованием адмирала Горацио Нельсона организовал блокаду Кадиса, лишив противника возможности манёвра.

17 сентября 1805 года Наполеон послал Вильнёву приказ со всем союзным флотом сняться с якоря, идти к Картахене, чтобы там соединиться с испанским контр-адмиралом Сальседо , а оттуда — к Неаполю, чтобы высадить там войска, находящиеся при его эскадре, в подкрепление генералу Сен-Сиру , который должен был с севера вторгнуться в Неаполитанское королевство.

Адмирал Вильнёв медлил, считая, что столкновение с англичанами обернётся катастрофой. Его поддерживал испанский командующий Антонио де Эсканьо , полагавший, что франко-испанским силам следует укреплять оборону Кадиса, а не идти на прорыв.

Во второй половине октября адмирал Вильнёв узнал, что потерявший терпение император готовит ему замену, и отдал приказ эскадре выйти в море. 19 октября 1805 года франко-испанские силы вышли из Кадиса навстречу англичанам.

Источник: www.globallookpress.com

Английский план

В распоряжении союзного флота было 18 французских и 15 испанских линейных кораблей против 27 английских. Перевес этот, однако, был нивелирован нерешительностью адмирала Вильнёва.

У французского командующего не было никакого чёткого плана сражения. После Абукира Вильнёв, кажется, уверовал в английскую непобедимость и не верил в возможность благополучного исхода боя.

Горацио Нельсон был человеком решительным и деятельным. К столкновению с противником он подошёл с тщательно продуманным планом действий. Отказавшись от классической на тот момент линейной тактики морского боя, Нельсон намеревался атаковать противника из походного порядка без перестроения в боевой с кратчайшей дистанции путём прорезания его строя и нанесения главного удара по флагманским кораблям. В соответствии с этим планом, Нельсон построил свой флот в две колонны. Первой колонной, состоявшей из 15 линейных кораблей, командовал младший флагман Коллингвуд , второй, насчитывавшей 12 линейных кораблей, — сам Нельсон. Согласно плану, главный удар по противнику должна была нанести колонна адмирала Коллингвуда; ей предстояло прорезать строй франко-испанского флота между 12-м и 13-м кораблями с конца, окружить отрезанные корабли арьергарда, а затем уничтожить их или пленить.

Риск — благородное дело

Около 5:30 утра 21 октября 1805 года примерно в 10 милях от мыса Трафальгар французские сигнальщики увидели приближающуюся с запада английскую эскадру. Адмирал Вильнёв снова заколебался. В конце концов, он отдал приказ лечь на обратный курс, чтобы в случае неудачного исхода сражения иметь возможность укрыться в Кадисе. Поворот союзной эскадры продолжался около двух часов. Из-за слабого ветра и плохой подготовки командиров кораблей строй кильватерной колонны после поворота нарушился, и это в дальнейшем не позволило многим кораблям использовать своё оружие в бою.

Нельсон, обнаружив противника, понял намерения Вильнёва и приказал немедленно начать атаку. Ветер и океанская волна в этих условиях выступали за англичан. В то же время движение английских кораблей, сближавшихся с противником под курсовым углом, близким к 90 градусам, ставило их в чрезвычайно невыгодное положение, так как они почти лишались возможности использовать свою артиллерию в период сближения, тогда как неприятель мог поражать их продольными залпами.

Горацио Нельсон шёл на этот риск сознательно. Зная о неважном уровне подготовки французских военных моряков, он был уверен, что огонь пушек противника не нанесёт существенного ущерба.

Источник: www.globallookpress.com

Пуля для адмирала

Сражение началось около полудня. Первая колонна английских кораблей прорезала строй французов и испанцев. Англичане с нескольких десятков метров давали с обоих бортов продольные залпы, причиняя кораблям противника серьёзные повреждения в корпусе и нанося большие потери в личном составе. Английские комендоры вели огонь по противнику примерно в три раза быстрее, чем союзники.

Замысел Нельсона тем не менее едва не погубил адмирал Коллингвуд. Ошибка в маневрировании вынудила 15 английских кораблей драться с 16 кораблями противника, в то время как Нельсон рассчитывал, что на главном направлении у англичан будет перевес «15 против 12». К тому же атака получилась неодновременной — корабли англичан вступали в бой с продолжительными интервалами, что давало французам возможность использовать свой численный перевес. Однако нерешительность Вильнёва и плохая подготовка французских командиров привела к тому, что шансы эти были упущены.

В час дня в бой вступила колонна Нельсона. На флагманский корабль английского адмирала «Виктори», шедший первым, обрушился мощный артиллерийский и ружейный огонь.

Одна из пуль с французского корабля пробила золотой эполет адмирала Нельсона, прошла через плечо, раздробила позвоночник и вошла в лёгкое, наполнив его кровью. Ранение оказалось смертельным — английский главнокомандующий умер ещё до окончания битвы.

Источник: www.globallookpress.com

«Милорд, этот день за вами»

Смертельное ранение Нельсона окончательно перевело сражение в схватки отдельных кораблей друг с другом. Здесь на первый план вышла лучшая выучка английских моряков.

Около двух часов дня флагманский корабль адмирала Вильнёва спустил флаг и сдался в плен. Ещё несколько кораблей французов и испанцев были настолько серьёзно повреждены, что не могли продолжать сражение.

Многие английские корабли также были серьёзно повреждены, однако в действиях британцев было больше упорства, решительности и профессионализма.

Адмирал Нельсон скончался около четырёх часов дня. Перед смертью один из офицеров доложил ему: «Милорд, этот день за вами», — давая понять, что свою последнюю битву флотоводец выиграл.

В отличие от Вильнёва, испанский адмирал Федерико Гравина , возглавлявший аръергард союзников, флага не спустил. Он продолжал руководить боем, даже когда его руку раздробила картечь. Именно адмирал Гравина сумел вывести уцелевшие корабли союзников из боя и укрыться с ними в Кадисе, избежав английского преследования.

Личное мужество Гравины не могло изменить общий итог битвы, которая прекратилась примерно в половине шестого вечера. Союзники потеряли 18 кораблей (из них 1 был уничтожен и 17 взято в плен) и, по разным данным, от 7 до 14 тысяч человек убитыми, ранеными и пленными. Англичане потеряли до 2 тысяч человек убитыми и ранеными, а их корабли были настолько повреждены, что не смогли привести в свои базы захваченные в плен союзные корабли. Некоторые из них затонули, а другие на следующий день были отбиты французами.

Рождение «адмиральской крови»

Разница заключалась в том, что потери английского флота были восполнимы, в то время как для франко-испанских сил поражение при Трафальгаре стало полной катастрофой.

Поражение в Трафальгарской битве заставило Наполеона отказаться от планов вторжения в Англию и снова переключиться на своих противников в континентальной Европе. Британская империя была спасена.

Главный герой битвы Горацио Нельсон был похоронен в Лондоне в соборе Святого Павла 9 января 1806 года. Флагманский корабль «Виктори» получил настолько серьёзные повреждения, что в течение долгого времени ремонтировался в Гибралтаре. Всё это время тело погибшего Нельсона ради сохранности держали в бочке с бренди.

По легенде, охочие до спиртного английские моряки не брезговали тайком цедить алкоголь из бочки, где находилось тело Нельсона. Возможно, это всего лишь миф, однако с той поры ром, выдаваемый на кораблях английским морякам, получил неофициальное наименование «адмиральская кровь».

Есть и ещё одна известная легенда о Трафальгарском сражении. Согласно ей, перед началом битвы Нельсон поднял на флагмане флажной сигнал «Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг». Эта фраза стала крылатой в Британии, однако скептики настаивают, что никаких доказательств ей нет, а сигнал, поднятый адмиралом, гласил обычное в таких случаях «Следовать за мной».

Одним почести, другим позор

На долю проигравших, разумеется, не выпало славы, доставшейся Нельсону. Адмирал Федерико Гравина, чьё мужество позволило испанцам и французам сохранить честь, так и не пережил последствий тяжёлого ранения, полученного при Трафальгаре, и умер в марте 1806 года.

Адмирал Вильнёв находился в английском плену до апреля 1806 года и был отпущен под честное слово, что не будет более воевать против Британской империи.

Понимая все последствия поражения при Трафальгаре, французский адмирал не перенёс ожидания решения своей участи императором. 22 апреля его тело было найдено в одной из комнат постоялого двора, где он остановился в ожидании приказов Наполеона. Полиция сообщила, что Вильнёв покончил с собой.

Победа в Трафальгарском сражении и поныне почитается в Великобритании как один из самых выдающихся военных триумфов в истории страны.

В день 204-летия битвы, 21 октября 2009 года, на аукционе в Лондоне был продан последний из сохранившихся флагов с английского корабля, участвовавшего в сражении при Трафальгаре. При начальной заявленной цене в 14 000 фунтов флаг был продан за 384 000 фунтов.

Вконтакте

Произошло 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании около города Кадис.

В этой решающей морской битве времён Наполеоновских войн Франция и Испания потеряли двадцать два корабля, в то время как Великобритания - ни одного.

Во время сражения погиб командующий английским флотом вице-адмирал Горацио Нельсон.

С этого времени его имя стало символом военно-морской мощи Великобритании.

Объединённым флотом Франции и Испании командовал французский адмирал Пьер Вильнёв.

Под его управлением находился испанский адмирал Федерико Гравина, руководивший испанскими силами.

Из-за ран, полученных во время сражения, Фредерико умер спустя несколько месяцев после его окончания.

Трафальгарская битва была частью Войны третьей коалиции и главным морским противостоянием XIX века.

Победа Великобритании подтвердила морское превосходство страны, установленное в XVIII веке.

После поражения Наполеон оставил свой план нападения на южную часть Англии и начал войну против двух других главных сил Европы: России и Австрии.

Предпосылки

В 1805 году главной наземной силой Европы была армия первой французской империи под командованием Наполеона; на море такой силой был королевский военно-морской флот Великобритании.

В ходе войны Великобритания ввела морскую блокаду Франции, что повлияло на торговлю и не позволило Франции мобилизовать все её морские силы.

Несмотря на несколько удачных прорывов блокады, французским кораблям не удалось окончательно пресечь действия английского флота, который мог в одинаковой степени атаковать их как на своей территории, так и вне её.

Наполеон проводил схожую политику: им была основана континентальная блокада, воспрещающая всем подвластным и зависимым от Франции странам, а также её союзникам вести торговлю с Британскими островами.

Таким образом была нарушена связь Великобритании с Европой, что привело к тому, что страна была вынуждена атаковать неприятеля на земле.

После того как Третья коалиция объявила Франции войну после непродолжительного Амьенского мира, Наполеон принял решение начать наступление на Великобританию.

Основная часть французского флота находилась в Бресте (в Бретани) и в Тулоне на побережье Средиземного моря.

Также существовали и менее крупные эскадры, которые размещались в портах на Атлантическом побережье Франции.

Помимо этого на стороне Франции был испанский флот, базирующийся в Кадисе и Ферроле.

Великобритания обладала хорошо обученным и опытным морским офицерским корпусом, в то время как лучшие офицеры французского флота были либо казнены, либо отстранены от службы ещё в начале Великой французской революции.

Самым надёжным человеком, которому можно было доверить командование Средиземного флота Наполеона, был Пьер-Шарль Вильнёв.

Наполеон готовил мощнейший десант, который должен был высадиться на Британских островах.

По его приказу спешно готовились баржи, которые должны были перевезти десант через Ла-Манш.

Было запланировано две волны десанта. Первая: 1700 барж должны были перезти 113 тыс. человек и 5600 лошадей. Вторая: еще 590 барж вмещали 48 тыс. солдат и 3400 лошадей.

Плавсредства были подготовлены. Однако они не могли выйти в Канал, поскольку были совершенно беззащитны перед британскими линейными кораблями.

Поэтому Бонапарт поставил перед Вильнёвым задачу отвлечь Королевский флот мнимым походом в район Карибского бассейна. Поход состоялся, однако целей не достиг: Нельсон, разгадав замыслы Наполеона, продолжал сторожить Канал. Более того, на обратном пути корабли Вильнёва были перехвачены у мыса Финистерре.

Испанцы потеряли два корабля, французы в бой не вступали.

Тогда Наполеон задумал другой план. Он заключался в том, что французские силы в Средиземном море и испанские силы в Кадисе должны были прорвать блокаду и соединиться в Вест-Индии.

После этого им предписывалось помочь французским силам в Бресте вырваться из блокады и очистить Ла-Манш от английских кораблей, чтобы обеспечить безопасность десантным кораблям.

Ход сражения

Маневры перед боем

Франко-испанская эскадра была заблокирована английскими кораблями в порту Кадис. Вильнёв получил приказ Наполеона прорваться в Средиземное море для соединения с испанским отрядом.

Объединенная французско-испанская эскадра, несмотря на возражения Антонио де Эсканьо командующего с испанской стороны, вышла из Кадиса 19 октября.

Вильнёв держал свой флаг на Бюсанторе (фр. Bucentaure).

Вопреки советам своих адмиралов, Вильнёв, придерживаясь старой линейной тактики, выстроил свой флот в одну линию.

Двигаясь на юг, к Гибралтару, рано утром в 5:30, 21 октября, его флот был в 10-12 милях от мыса Трафальгар, когда сигнальщики увидели на западе приближающуюся английскую эскадру.

Некоторое время Вильнёв колебался - принять ли бой или вернуться. Примерно в восемь утра Вильнев приказал своим кораблям сделать «Поворот фордевинд, все вдруг, курс норд, в обратном порядке», и двигаться назад, в Кадис.

Это означало, что авангард становился арьергардом. К 10:00 поворот был завершен.

Такой маневр перед началом боя расстоил боевой порядок, в строю кораблей союзников появились опасные разрывы дистанции, а некоторые корабли, чтобы не столкнуться с соседом, вынуждены были увалиться и «выпасть» из строя.

В этот день дул слабый западный ветер, иногда заходящий на румб к северу. Приближался шторм, сильно качало. При таком волнении корабельная артиллерия не может эффективно вести стрельбу на больших дистанциях.

Нельсон учел все эти обстоятельства: слабый ветер, мертвую зыбь, свое преимущество в ветре - и решил отказаться от классической линейной тактики, где исход боя решает число кораблей, участвующих в битве, а также количество и калибр бортовой артиллерии.

Ветер благоприятствовал Нельсону: он шел в полный бакштаг, приказав поставить дополнительные лиселя, для увеличения скорости.

Нельсон построил свои корабли в две колонны (в англоязычной литературе часто можно встретить термин «дивизион»).

Флаг адмирала был поднят на Victory . Этот корабль шел головным в левом дивизионе. Правый дивизион вел контр-адмирал Катберт Коллингвуд на Royal Sovereign .

К моменту боестолкновения Вильнёв шел курсом практически на норд, левым галсом, в полный бейдевинд. После поворота строй его кораблей не успел выстроиться в идеальный кильватерный строй, когда следом идущий корабль защищает корму впереди идущего.

Строй союзников представлял собой полумесяц, выгнутый вправо, в сторону материка. Вильнёв был сильно ограничен в маневре - ветер давал ему единственную возможность: увалиться в фордевинд, тем самым сломав строй (и подставив корму под артиллерию Нельсона).

При этом у него под ветром был близкий берег материка.

Начало сражения

Вскоре после 11:00 раздался первый залп Трафальгарской битвы. St.Anne открыла огонь по опередившему всех Royal Sovereign.

Вслед за этим открыли огонь другие корабли союзников.

Сближавшийся под прямым углом Нельсон на некоторое время оказался в зоне действия дальнобойной бортовой артиллерии Вильнёва, сам лишившись возможности вести артилерийскую дуэль.

Первым около 12:30, строй противников прорезал более быстроходный Royal Sovereign. Он вклинился между испанским St.Anne и французским Fougueux. Остальные корабли его дивизиона отстали, и первые 20 минут он вел бой в одиночку.

Отстав от него на 45 минут, Victory, во главе наветренного дивизиона, прорвал колонну противника между самым большим кораблем испанцев Santisima Trinidad и флагманом союзников Bucentaure.

Нельсон в полной форме, при всех регалиях, находился на шканцах Victory, рядом с его капитаном, Томасом Харди.

Адмирал не обращал внимания на уговоры спуститься вниз. Он заявил, что один вид адмирала на мостике флагмана должен вдохновлять всех моряков английской эскадры.

Британские канониры значительно превосходили выучкой артиллеристов союзников: в среднем на каждый залп французов и испанцев следовало три залпа англичан.

Англичане, прорезая строй Вильнева, вели огонь с обоих бортов. Главной целью были пушечные порты неприятеля - таким образом, в первую очередь выводилась из строя тяжелая артиллерия.

Из-за слабого ветра английские корабли вступали в бой с большим временным промежутком. Союзников подвела нерешительность и низкая сплоченность.

Авангард союзников (командующий - адмирал Пьер Дюмануар на флагмане авангарда Formidable) оторвался от центральной группировки, и, не обращая внимания на сигналы Вильнёва, продолжал идти на Кадис.

Он увел с собой девять кораблей: (Neptuno, Scipion, Intrepide, Raio, Formidable, Montblane, San Francisco de Asis, Duguay Trown) и один примкнувший к авангарду корабль из центральной группы - Heros.

Близкий бой

Флагман англичан, Victory, обогнув Bucentaure, повернул вправо. Такой маневр ему пришлось сделать, поскольку его слева стал обходить хорошо разогнавшийся Temeraire, до этого следовавший за кормой флагмана.

Temeraire вступил в бой с флагманом союзников, а Victory свалился в абордажный бой с Redoutable, следовавшим в кильватере Bucentaure .

Во время такого боя корабли обычно сцепляются снастями, и разъединить их очень трудно. Артиллерия молчит - весь бой сводится к рукопашной схватке и перестрелке из стрелкового оружия.

Стрелок на марсе Redoutable разглядел Нельсона на палубе Victory и выстрелил в него из мушкета. Пуля прошла через эполет, пробила плечо и застряла в позвоночнике.

Унесенный в лазарет Нельсон был еще жив и требовал отчета о проходящем бое.

Вскоре после 14 часов Bucentaure спустил флаг, и Вильнёв сдался в плен. К этому моменту времени уже 12 (или больше) кораблей французов и испанцев не могли продолжать бой или были захвачены.

Капитан Victory, Томас Харди, на вопрос умирающего Нельсона ответил: «Милорд, этот день за вами».

Однако бой только разгорался. Строй кораблей с обеих сторон был безнадежно сломан, и каждый капитан выбирал себе цель сам.

К 16 часам море было вперемешку покрыто французскими, английскими и испанскими кораблями, которые сражались друг с другом.

Наиболее ожесточенные поединки разгорелись в аръергарде союзников, которым командовал Федерико Гравина на Prince des Astorias.

Его кораблю пришлось сражаться против английских Defiance и Revenge.

Сам адмирал Гравина проявил в бою исключительное мужество, получив множество ран. Впоследствии он от этих ран скончался.

Завершение битвы 21 октября

Коллингвуд, во главе прорвавшихся сквозь строй неприятеля кораблей, устремился вслед за двигающимися к Кадису кораблями авангарда союзников.

Это была его тактическая ошибка: арьергард союзников был к тому времени обездвижен и не мог маневрировать, представляя более легкую цель.

Воспользовавшись этим обстоятельством, адмирал Федерико Гравина на Prince des Asturias поднял сигнал «Следовать за мной».

За ним последовали корабли: San Justo, San Leandro, Montanes, Indomptable, Nertuno, Argonaute. Эти корабли получили тяжелейшие повреждения как в оснастке, так и в живой силе.

Маневр адмирала Гравины позволил спасти эти корабли от английского плена.

Командир авангарда, адмирал Дюмануар на Formidable, видя преследование Коллигвуда, наконец, сделал поворот оверштаг.

Он приказал всем своим подчиненым кораблям следовать курсом на запад-юго-запад. Этот курс пролегал значительно мористее общего места битвы.

Однако Intrepide (капитан первого ранга Энфэрнэ) не подчинился приказу и довернул влево, устремляясь в самую гущу битвы.

За ним устремились почти все корабли, до этого следовавшие за командиром авангарда.

Завязалась новая фаза сражения, когда в бой вступили свежие силы союзников против потрепаных кораблей левого дивизиона англичан.

Однако четыре французских корабля: Formidable, Duguay Trown, Montblane и Scipion прошли мимо схватки.

В 16:30 Нельсон скончался. Бой продолжался до 17:30. К ночи разразился шторм.

Штормовой день 22 октября

Весь день 22 октября буйствовал шторм, который потопил множество кораблей, еле державшихся на плаву, или выкинул их корпуса на берег. Например, англичане потеряли захваченные Сантисима Тринидад и Bagama, которые пошли на дно во время буксировки.

Monarca разбился о скалы испанского побережья.

Экипажи боролись за плавучесть своих кораблей, спешно латая пробоины, откачивая из трюмов воду, сращивая перебитый такелаж, заменяя рангоут. В этот день было не до обрядов, поэтому тела убитых попросту сбрасывали в море.

Возобновление битвы 23 октября

Адмирал Гравина, наскоро подремонтировав за предыдущий день уведенные им корабли, снова вышел в море.

Он предпринял попытку отбить у англичан захваченные ими корабли, а также спасти экипажи тех кораблей, которые еле держались на плаву.

Гравина перенес свой вымпел на Montanes. За ним шлиSan Justo, San Francisco de Asis и Tronador (стопушечный корабль, который не участвовал в основном сражении 21 октября), а также несколько легких фрегатов и куттеров.

Увидев приближающиеся корабли под испанским флагом, экипаж St.Anne (капитан первого ранга дон Игнасио М. де Алава) взбунтовался, перебил английскую призовую команду и заменил английский флаг испанским.

Для подавления бунта к нему устремились два английских корабля. St.Anne открыла по ним огонь и мужественно сражалась, пока к ней не подоспел Гравина.

St.Anne к этому времени не могла передвигаться самостоятельно, потеряв весь рангоут, кроме фок-мачты. Поэтому ей с легкого фрегата Femida завели буксир и повели в Кадис.

Однако к вечеру шторм разыгрался с новой силой. Потерпели крушение San Francisco de Asis и Tronador. Тем не менее, St.Anne успешно добралась до Кадиса.

Фотогалерея




Полезная информация

Трафальга́рское сраже́ние
исп. batalla de Trafalgar
англ. Battle of Trafalgar
фр. bataille de Trafalgar

Итоги Трафальгарской битвы

Союзники потеряли 18 кораблей (один потоплен, остальные захвачены) и около 7 тысяч человек убитыми, ранеными и сдавшимися в плен. Англичане потеряли около 2 тысяч человек.

Многие английские корабли были настолько повреждены, что не смогли самостоятельно следовать в порт.

Например, флагманский Victory пришлось ремонтировать в Гибралтаре, прежде чем он смог дойти до Англии (и доставить туда тело Нельсона).

Однако стратегические итоги этой битвы были гораздо значительней. Наполеон отказался от своих планов высадки войск в Англии, направив свои усилия на восток, в том числе и на Россию.

Англия окончательно преобрела себе таким образом статус хозяйки морей.

Сигнал, поднятый Нельсоном

По легенде, перед началом Трафальгарского сражения вице-адмирал Горацио Нельсон поднял на своём флагманском корабле Victory флажной сигнал «Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг» (England expects that every man will do his duty).

Хотя после окончания сражения в формулировке сигнала была неопределённость, значение победы и смерть Нельсона привели к тому, что фраза запечатлелась в сознании английского народа, часто цитировалась и перефразировалась.

«Адмиральский ром»

После боя Victory был настолько поврежден, что его отбуксировали для ремонта в Гибралтар. Тело адмирала Нельсона пришлось поместить в бочку с ромом.

Существует расхожая легенда, что матросы проковыряли в бочке дырочку, через которую выцедили весь ром. Учитывая почтение и величайшую любовь, которым пользовался на флоте Нельсон, такая легенда представляется сомнительной.

Однако, с той поры на английском флоте выдаваемый на кораблях ром моряки называли «адмиральской кровью» или «кровью Нельсона».

В день 204-летнего юбилея битвы, 21 октября 2009, на аукционе в Лондоне был продан последний из сохранившихся флагов с английского корабля, участвовавшего в сражении (HMS Spartiate ).

При начальной заявленной цене в £14,000 флаг был продан за £384,000.

    Трафальгарское сражение известно своими историческими последствиями. В этой битве погиб легендарный адмирал Нельсон. Неоспоримая победа Английского флота, положила конец нападкам из Франции.

    Мыс у которого все это случилось, называется Трафальгар, а сама битва произошла двадцать первого октября тысяча восемьсот пятого года. Ответ - ТРАФАЛЬГАР.

    Для Англии это событие имеет значение как национальный праздник победы своего флота. Для мировой истории, как самое грандиозное морское сражение, произошедшее в девятнадцатом веке. Эта морская битва произошла в районе Трафальгарского мыса. Место стало известным в истории как - ТРАФАЛЬГАР.

    ТРАФАЛЬГАР

    Вернее - морское сражение при вышеуказанном мысе.

    Именно в нм погиб британское военно-морское вс, краса и гордость гранд-флита - сэр Горацио Нельсон.

    Англичане, так думаю, с радостью согласились бы потерять кучу кораблей.

    Военно-морские англичане, а не спонсеры из Сити, разумеется.

    В общем же - считается крупнейшим военно-морским сражением девятнадцатого века.

    В этот день произошло Трафальгарское сражение, его отмечают в Британиии как день победы королевского флота. Командовал флотом знаменитый вице- адмирал Нельсон, сражение стало для адмирала последним. Трафальгарской сражение вошло в историю как одно из самых великих морский сражений. Ответ из десяти букв- Трафальгар.

    Речь в вопросе идет о знаменитом морском сражении, произошло оно у мыса Трафальгар.

    Тогда в сражении участвовало два флота - франко-испанский, это был объединенный флот и английский флот.

    Сражение получало название - Трафальгарское. Хоть победа Англии была безаговорочной, она не потеряла ни одного судна, но именно в этой битве погиб Горацио Нельсон.

    ТРАФАЛЬГАР - правильный ответ.

    Правильный ответ на вопрос будет ТРАФАЛЬГАР (10 букв)

    Двадцать первого октября 1805 года у трафальгара было сражение в котором флот Великобритании просто уничтожил флоты Испании , это сражение называлось Трафальгарское

    Верный ответ на этот вопрос мыс ТРАФАЛЬГАР .

    На этом мысе произошло историческое морское сражение, которое носит название Трафальгарское сражение. Сражение было между франко-испанским и английским флотами. На удивление противнику Британия в этом сражении ни потеряла ни одного корабля, но зато погиб вице-адмирал Горацио Нельсон. После этого сражения Наполеон не стал больше нападать на Англию.

    В вопросе речь идет о знаменитом сражении 19 века, когда на море сошлись два флота: английский и объединенный франко-испанский.

    Битва произошла 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар, потому это сражение попало в историю как Трафальгарское.

    По одним источникам союзники Испания и Франция потеряли в сражении 18 кораблей, а по другим число увеличивается до 22. Англия не потеряла ни одного военного судна. Но Туманный Альбион все же получил существенный урон, потому что в битве погиб знаменитый адмирал Горацио Нельсон.

    ТРАФАЛЬГАР - верный ответ на этот вопрос.

    А битва эта была у мыса Трафальгара. Мыс этот имеет арабское происхождение и находиться он на испанском берегу. Эту битву иногда ещ называют Трафальгарским сражением 1805 года. В общем правильный ответ - это ТРАФАЛЬГАР.

    Эта знаменитая битва носит название ТРАФАЛЬГАР .

    Сражение действительно стало знаменитым, так как действительно потери были разными у этих стран, а последствия тяжелыми. Англия наконец смогла отбиться от Франции.

    Поскольку в вопросе предоставлено достаточное количество информации, ответ на него получилось отыскать очень быстро - сражение, место которого предстоит угадать, неразрывно связано с именем адмирала Нельсона, памятник которому установлен на Трафальгарской площади в Лондоне - в 1805-м году английский флот под командованием Нельсона одержал доблестную победу в военно-морском сражении у мыса Трафальгар .

Кадикс, куда 15 августа 1805 г. пришла эскадра Вильнева в составе 33 линейных кораблей (18 французских, 15 испанских), был заблокирован эскадрой Нельсона , насчитывавшей 27 линейных кораблей.

20 октября 1806 г. по приказанию Наполеона франко-испанская под командованием Вильнева вышла из Кадикса с целью прорыва в Средиземное море для действий против Неаполя. По боевой подготовке она уступала эскадре англичан. Сам Вильнев не верил в победу. Являясь представителем французской тактики XVIII в., он избегал боя. Разработанного плана боя Вильнев не имел. В инструкции, данной им перед выходом из Кадикса, указывалось только на необходимость взаимной поддержки в бою и предусматривалось выделение резерва. Нельсон же заранее разработал план боя, в котором стремился к решительному разгрому противника. В этом плане он предусматривал построение такого походного порядка, который одновременно мог быть и боевым, использование резерва в бою, сближение на самую короткую дистанцию, прорезание строя, разделение сил противника и удар по флагманским кораблям с целью нарушения управления.

Предполагая, что численность его эскадры будет доведена до 40 линейных кораблей, Нельсон решил разделить всю эскадру на три части, из которых две, по 16 линейных кораблей в каждой, в строе кильватерных колонн должны были одновременно атаковать противника, а третья из восьми линейных кораблей - образовать резерв.

Главный удар по должна была нанести колонна Коллингвуда , для чего ей следовало прорезать строй французской эскадры у 12-го корабля с конца и атаковать отрезанные корабли. Колонна Нельсона должна была в это время осуществить обеспечивающий удар: атаковать центр французской эскадры и, связав его боем, не дать прийти на помощь арьергарду колонны. Против французского авангарда не было выделено сил, так как Нельсон , зная о слабой подготовке французов, считал, что их арьергард и центр будут разбиты до того, как подойдет к месту боя.

Поставив перед командованием своих кораблей общие задачи, Нельсон предоставил им действовать самостоятельно, отказавшись от управления силами и корректировки задач в ходе боя.

Выйдя из Кадикса, Вильнев , стремясь избежать боя, повернул на северо-запад, пытаясь ввести в заблуждение англичан. Пройдя некоторое время в этом направлении, Вильнев повернул на юг. На рассвете 21 октября он приказал перестроиться из походного порядка - пяти кильватерных колонн - в боевой - одну .

Около 6 часов на параллели мыса Трафальгар англичане увидели противника. Около 8 часов Вильнев приказал повернуть на север через , чтобы быть ближе к Кадиксу. К 10(?) часам поворот был закончен. Несмотря на то, что он длился два часа, линия строя вследствие слабого ветра и плохой морской выучки командиров кораблей пришла в расстройство. Союзный флот шел со скоростью два-три узла.

В это время английская эскадра шла двумя параллельными колоннами, спускаясь на противника. Так как к началу боя у Нельсона было 27 линейных кораблей вместо предполагаемых 40, то он отказался от выделения резерва и приказал атаковать французскую эскадру двумя колоннами. Главный удар по французскому арьергарду наносили 15 линейных кораблей, а вспомогательный - 12 линейных кораблей.

Метеорологическая обстановка чрезвычайно благоприятствовала англичанам. Дул слабый ветер западо-северо-западного направления, который затруднял управление идущими в кораблями франко-испанской эскадры. Находясь полнее к ветру, англичане могли лучше управлять кораблями. Шедшую с запада океанскую зыбь корабли союзников принимали , что сильно затрудняло ведение прицельного артиллерийского огня. После поворота на север Вильнев так и не смог построить эскадру в боевую линию, что облегчило Нельсону прорезание строя противника.

В процессе сближения, когда угол между линией курса английской эскадры и направлением на противника для колонны младшего флагмана Коллингвуда составил примерно 30°, а для колонны Нельсона 60°, франко-испанская эскадра могла нанести англичанам сильные повреждения артиллерийским огнем, так как последние в это время почти не могли стрелять. Однако в силу слабой подготовки кораблей союзников и бортовой качки огонь их кораблей был неэффективным.

Первой сблизилась с союзной эскадрой колонна Коллингвуда . В 12 час. 30 мин. ее флагманский корабль «Ройал Соверен» прорезал строй противника под кормой корабля «Санта Анна» , шедшего шестнадцатым от конца, таким образом, наме ченное Нельсоном создание количественного превосходства на направлении главного удара путем прорезания строя у двенадцатого от конца французского корабля из-за просчета в маневрировании не было достигнуто. Следующие английские корабли прорезали строй поодиночке, подвергаясь мало действительным бортовым залпам союзников, между тем продольные залпы английских кораблей были весьма эффективными.

Флагманский корабль Нельсона «Виктори» только в 13 часов сблизился с флагманским кораблем Вильнева «Буцентавр» и прорезал строй у него под кормой. За Нельсоном поодиночке следовали остальные корабли. Ветер стихал, скорость хода уменьшилась до 1,2 узла, и подходившие корабли колонны Нельсона долгое время находились под огнем союзников. Англичане, отрезав центр франко-испанской эскадры от авангарда, сосредоточили огонь на флагманских кораблях - «Буцентавр» и «Сантиссима Тринидад». Несмотря на поднятый около 14 часов сигнал Вильнева об оказании помощи атакованному центру, 10 кораблей французского авангарда под командой Дюмануара продолжали идти прежним курсом.

Флагманский корабль Нельсона подвергся ожесточенному артиллерийскому и ружейному обстрелу, в результате чего английская эскадра потеряла управление. Во время этого обстрела Нельсон был смертельно ранен французским унтер-офицером, стрелявшим с мачты корабля «Редутабль» , и умер до конца боя.

Около 15 часов отдельные корабли французского авангарда стали поворачивать часть , часть через и пошли на помощь своим силам. Адмирал Коллингвуд, завершив к этому времени почти полное окружение арьергарда, обнаружил поворот французского авангарда. Но так как никаких сигналов с корабля Нельсона не последовало, а обстановка на северном участке боя Коллингвуду не была ясна, он поднял сигнал «привести к ветру», с тем чтобы пойти навстречу подходившему авангарду противника. Это ошибочное решение позволило и французским и испанским кораблям выйти из окружения и уйти в Кадикс. Кроме того, четыре корабля ушло с Дюмануаром . Корабли Коллингвуда имели сильные повреждения, личный состав понес большие потери, поэтому преследовать корабли союзников Коллингвуд не смог. В 17 час. 30 мин. бой закончился.

Союзники потеряли 18 кораблей (17 было взято в плен, один сгорел) и более 6 000 человек убитыми, ранеными и пленными. Англичане потеряли 3 000 человек. Английские корабли были так сильно повреждены, что не смогли привести в свои базы взятые в плен французские корабли. Одни из них на следующий день были отбиты французами, а другие затонули во время шторма. Таким образом, полностью уничтожить эскадру Вильнева англичане не сумели.

Выводы

1. Английский флот в Трафальгарском бою одержал победу над более слабым противником. Английские корабли показали большее, чем французские, искусство в раздельном и групповом маневрировании. Английская корабельная артиллерия стреляла лучше французской, и команды кораблей проявляли большую стойкость. Существенную роль сыграла принятая у англичан система ведения огня по корпусам неприятельских кораблей, в то время как французы вели огонь по рангоуту.

2. Нельсон смог обеспечить подготовку эскадры к бою и ее развертывание. Он заранее разработал план боя, направленный на решительный разгром противника. Предусмотренные Нельсоном в этом плане тактические приемы не являлись новшеством. Такие приемы, как построение нового походного порядка, который одновременно мог быть и боевым, выделение резерва, сближение на самую короткую дистанцию, удар по флагманским кораблям с целью нарушения управления, применял создатель наступательной тактики выдающийся русский адмирал Ф. Ф. Ушаков еще во время войны с Турцией в 1787-1791 гг.

Прорезание строя и разделение сил противника были рекомендованы еще Джоном Клерком .

3. В плане боя Нельсон допустил следующие ошибки:

- отказался от управления в бою;

- просчитался в определении темпа боя, что при отказе в последний момент от выделения резерва на случай подхода авангарда противника привело к тому, что младший флагман английской эскадры, не выполнив до конца задачу нанесения главного удара по арьергарду французов, повернул навстречу подходившему авангарду неприятеля и тем самым дал возможность 11 кораблям франко-испанского арьергарда выйти из окружения и уйти.

Ошибки Нельсона не оказали значительного влияния на результат боя потому, что противник не сумел ими воспользоваться.

Успеху англичан способствовали следующие недостатки франко-испанской эскадры:

- низкий уровень боевой подготовки;

- отсутствие взаимодействия;

- нерешительность Вильнева.

Трафальгарский бой не имел большого военно-политического значения. В этом бою англичане достигли лишь тактического успеха.

Фальсификация буржуазной историографией роли английского флота

в наполеоновских войнах и роли Нельсона в развитии военно-морского искусства

Буржуазные, в особенности американо-английские историки (Мэхэн, Коломб) утверждают, что решающую роль в победе над наполеоновской Францией сыграл английский флот. Подобное утверждение буржуазных историков не соответствует действительности. В борьбе против наполеоновской Франции главную роль сыграла Россия с ее вооруженными силами, действия же английского флота имели вспомогательное значение. Наиболее крупные бои на море между английскими и французскими флотами у Абукира в 1798 г. и у Трафальгара в 1805 г. принесли англичанам лишь тактические успехи. В последующие же годы борьбы с наполеоновской Францией английский флот вообще не имел крупных боевых столкновений с французским флотом.

Английские буржуазные историки для того, чтобы показать решающую роль английского флота в победе над наполеоновской Францией, возвеличили адмирала Нельсона, который командовал английскими морскими силами при Абукире и Трафальгаре. Личность Нельсона вполне устраивала английскую буржуазию, так как он был верным слугой своего класса и активно поддерживал реакцию. Например, летом 1799 г. он со страшной жестокостью расправился с республиканцами в Италии. Великий русский демократ А. И. Герцен справедливо называл Нельсона дурным человеком.

Ему приписывают честь создания новой тактики, основные положения которой были разработаны и применены выдающимся русским адмиралом Ф. Ф. Ушаковым в русско-турецкую войну 1787-1791 гг.

Сравнивая этих двух флотоводцев, необходимо отметить, что Нельсон был в лучшем случае талантливым тактиком. Ошибки Нельсона в анализе и оценке стратегической обстановки свидетельствуют о том, что он в отличие от Ушакова не обладал широтой стратегических взглядов на использование военно-морских сил.

Примечания "Кубрика":

На страницах нашего сайта можно прочесть стихи Дмитрия Маслова , а также статью Алексея Романова с красочными

иллюстрациями .

Лучшие статьи по теме