Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • Грамматика
  • Всероссийский медиапроект "Российская нация" - все этносы России как неразделимые части единой Российской нации. Самоназвание грузин Кто такие грузины и откуда они появились

Всероссийский медиапроект "Российская нация" - все этносы России как неразделимые части единой Российской нации. Самоназвание грузин Кто такие грузины и откуда они появились

Повествование о происхождении грузин унесет нас в такое далекое прошлое, что вряд ли кто-то сможет усвоить информацию с первого раза. Сами грузины, а также большинство историков ссылаются на сборник летописей «Картлис Цховреба» («Житие Картли»).

Несмотря на то что в летописях много исторических неточностей и анахронизмов, данный документ вошел в основу труда четырех современных грузинских историков «История Грузии».

Даохи и Колхи

XII − VIII вв. до нашей эры именно к этому периоду относят первые государственные образования на территории современной Грузии.

Даохи, позднее таохи − объединение грузинских племен, проживающих на территории юго-западной Грузии Тао (ныне на территории Турции) в конце второго тысячелетия до нашей эры.

Даохи были смелые и мужественные. Они постоянно сражались то с Ассирийскими царями, то с сильным государством Урарту, которое образовалось в IX веке до нашей эры к югу от Диаохи на современной территории Армении, Ирана и Турции. В клинописных памятниках Урарту Даохи упоминаются как сильная, богатая и победоносная страна во главе с царем, с которой приходилось считаться.

Диаохи все же ослабли в постоянных конфликтах с Урарту, платили им дань и потеряли много территорий. Как Ассирии, так и Урарту пришел конец под натиском скифом, киммерийцев и мидийцев.

*ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

К данному историческому периоду относится Троянская война, начало правление XX династии фараонов в Египте и основание Рима в 753 году до нашей эры..

Колхи − второе большое объединение грузинских племен. Колхи обосновались на западных территориях сегодняшней Грузии вдоль Черноморского побережья вглубь Колхидской низменности. Так сформировалось второе государственное образование грузинских племен в XI-VIII веках до нашей эры. Древние греки называли страну колхов Колхидой. Эту страну упоминали древние историки Геродот, Ксенофонт и Страбон.

Колхида − самая известная местность в Грузии благодаря древнегреческому эпосу. Об Аргонавтах и Золотом руне читаем .

Государство Урарту уступило место государству Мидия, занявшее Иранское нагорье. Жители Урарту после падения страны расселились по всей территории Закавказья, смешавшись с местными грузинскими племенами.

Киммерийцы − племена с Северного Причерноморья неоднократно захватывали территории Колхи, на опустошенных равнинных территориях селились другие племена, спустившиеся с гор.

Греческие колонии на побережье Черного моря

В VI века до нашей эры греки основали колонии: Фазис, Диоскурияю, Гиенос. и Питиунт. Эти названия соответствуют грузинским населенным пунктам Поти, Сухуми, Очамчира и Пицунда. Кроме того, они образовали Херсонес, Пантикапей и другие на территории сегодняшнего Крыма.

Это были независимые города-государства, которые попали под влияние более развитых Колхов. По сведениям греческих авторов, восстановившаяся со временем Колхети, была страной с развитым животноводством, зерновым хозяйством, металлургией, виноградарством…

Здесь были в ходу серебряные монеты «Колхури тетри». Царство Колхети или Эгриси поддерживало дружеские отношения с Ахеменидским Ираном, отправляя туда по собственной инициативе 100 мальчиков и 100 девочек один раз в пять лет.

После уничтожения древнейшего государственного объединения грузинских племен Диаохи, в Восточной Грузии стали селиться разные племена.

После падения царства мушков (или Фригии) в конце VI века до нашей эры из Малой Азии на южные территории Восточной Грузии переселились месхские племена, название которых сохранили некоторые регионы Грузии, например, Месхети, Самцхе,

К IV-III вв. до нашей эры относится образование первого «официального» государства в восточной Грузии. Иберия или Иберийское царство упоминается многими античными авторами. Именно так называли древнее царство Картли в античном мире. Столицей царства стала Мцхета а первым царем первой правящей династии Фарнаваз. Первая династия оставалась у власти до VI века нашей эры.

О том как Фарнаваз стал царем читаем ТУТ.

Хотите познакомиться с историей древней Колхиды ближе? Заказывайте экскурсию в Кутаиси . Расположенная в Западной Грузии Имерети − наследница легендарной Колхиды.

Подробнее об истории древней Грузии читаем


23. Народы Грузии.

Запад Закавказья населен, в основном, народами, получившими интегрированное название "грузины" или "картвелы". Большая часть их говорит на различных диалектах грузинского языка, относящегося к картвельской группе. К этой группе языков относятся также мегрельский, лазский и сванский языки. Соответственно, в XIX веке мегрелов (тогда их называли мингрелами или мингрельцами), сванов (сванетов) и лазов (чанов) считали отдельными этносами. В настоящее время сваны счинаются субэтносом грузин, наряду с имеретинами, гурийцами, картлийцами (карталинами), кахетинцами, джавахетинцами, хевсурами, тушинами, пшавами, аджарцами, месхетинцами, рачинцами... А что касается мегрелов, до 1930-х считавшихся отдельным этносом, то здесь есть два подхода: одна часть мегрелов "грузинизировалась", другая - сохранила национальную идентичность, самосознание, язык. Лазы, говорящие на языке близком мегрельскому, считаются отдельной народностью.

Народы Грузии в рассматриваемое время имели как общие этнографические особенности, так и различия, обусловленные средой обитания, занятиями, религией. В этой части обзора мы познакомимся с бытом и нравами картвельского народа в целом, а также рассмотрим характерные черты основных грузинских субэтнических групп.

Источниками текстовой информации послужили следующие издания:

- "Народы России. Этнографические очерки", (издание журнала "Природа и люди"), 1879-1880;
- Ж.-Ж.Элизе Реклю. "Россия европейская и азиатская", т.2, 1884;
- М.Владыкин. "Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу", 1885;
- И.Каневский. "Любопытные уголки Кавказа", 1886.;
- Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып.5, 1886.

В обзоре использованы фотографии современников, иллюстрации из книг и журналов, картины художников XIX века.

Картвелы или собственно карталины, сохранившие еще название, принадлежавшее целой нации, - это грузины, живущие на восток от Сурама, в равнине озерного происхождения, центр которой есть Гори, а крайняя точка - Мцхет, древняя столица Карталинии. В восточной части картвелы смешиваются с тифлисскими грузинами, и название последних часто употребляется как общее для различных народностей Грузии. Кахетины, занимающие самую восточную часть Грузии, живут в долине Иоры и Алазана. На запад от Сурама долины Риона, Цхениса и низовье Ингура населяют имеретины и мингрелы; гурийцы занимают северный склон Аджарских гор, а по другую сторону этой стены, и отчасти в бассейне Чоруха, живут лазы. Наконец, сванеты и еще кой-какие племена приютились, словно в крепостях, в горных долинах Кавказа. Карталины различных семей не вполне могут понимать друг друга, вследствие примеси чужеземных слов, вошедших в местные идиомы; тем не менее от Требизонда и до Тифлиса все наречия чрезвычайно между собою схожи. У грамотных карталинцев единство языка поддерживалось с помощью письменности, издававшейся на грузинском языке.

За исключением большей части лазов, обратившихся в мусульманство, все карталины христиане, православного вероисповедания. Они считают своим патроном св. Георгия Победоносца. Полагают, может быть и основательно, что по имени этого святого и самая страна стала называться Георгией, откуда, с местного произношения, получилось русское: Грузия.



При вступлении в подданство России, картвельское племя разделялось на четыре самостоятельные части: собственно Грузию, или Грузинское царство, Имеретию, Мингрелию и Гурию, управлявшиеся отдельными самостоятельными владельцами. Грузинская народность сохранилась в Имеретии и Мингрелии гораздо лучше, чем в самой Грузии. В этих частях почти все население принадлежит исключительно к одному картвельскому племени, тогда как в Грузии народонаселение в значительной степени перемешано с татарами и армянами. Причиною тому историческая судьба Грузинского царства, подвергавшегося значительным и частым разорениям.

"Народы России"


Грузины живущие в бассейне Куры, так же как их западные соседи имеретины, мингрелы и лазы, вполне заслуженно славятся своей красотой; у них роскошные волосы, большие глаза, белые зубы, стройная и гибкая талия, маленькие и сильные руки. Вместе с тем, они, кажется, не так красивы, как картвелы черноморского прибрежья, а их женщины почти всегда вялы, взгляд их и улыбка не озарены мыслью. У большей части грузин цвет лица красный, почти багровый, причиняемый, конечно, неумеренным употреблением вина.

При всяком удобном случае грузины берут кубок с вином и, произнеся татарские слова: "алла верди", т. е. "это дар божий!", опорожняют его в честь друзей. Кахетины в особенности гордятся вином, которое производит их земля - грузинское Эльдорадо - и пьют его в большом количестве. Их вино - единственный почти напиток, употребляемый в этой стране, может, как полагают, поспорить подчас с лучшими сортами Запада. Один из предметов так часто поражающих взгляд в Кахетии - это бурдюки из бычачьей или свиной шкуры, с торчащими оконечностями, привешенные обыкновенно у дверей лавок, или перетаскиваемые в телегах и вздрагивающие при каждом толчке, точно живые. Для того, чтобы кожа сохранила свою гибкость, ее иногда сдирают с живой твари, а после этой варварской операции шкуру смазывают нефтью, придающей вину неприятный запах, с которым, впрочем, иностранец свыкается очень скоро.

"Россия Европейская и Азиатская"


Грузины страшные охотники попировать, но непременно в компании. Певец и зурна (дудка), напоминающая несколько нашу жалейку, с глухим барабаном - неотъемлемая принадлежность каждого праздника, ради которого грузин готов истратить последнее. Пирушка на чистом воздухе, если время благоприятствует, предпочитается пирушке в доме. Компанию сначала обносят азарпешей (ложкой-черпаком), кулой (деревянным кувшином), стаканами, а потом пускают в ход и турьи рога. Гости пьют за здоровье друг друга: «Алла верды» (Бог дал), говорит грузин соседу, поднося к губам кубок; - «якши-иол» (добрый путь, на здоровье), отвечает тот, делая то же самое.

Вина выпивается очень много, но грузины бывают пьяны очень редко: «здесь - говорят - от материнских сосцов прямо к лапке бурдюка»; к вину привыкают с малолетства. В Кахетии мать не уложит ребенка спать, пока не даст ему вина; десятилетний мальчик легко отличает в вине примесь воды. В этой благословенной части Грузии вино не ставится ни во что; еще не далеко то время, когда жители, из лени ходить за водой, умывались вином, готовили на нем кушанье и обрызгивали им пол.


Женщины не принимают участия в шумных пирушках: они обедают в стороне и, случается, тоже кутят на славу. Назад тому лет 30, в Тифлисе была одна грузинка, по имени Гука, составившая себе славу тем, что истребляла невероятное количество кахетинского. Со всех сторон съезжались посмотреть на это диво и поспорить с нею в питье, но, однако же, соперника не выискивалось во всей Грузии. Да и не было к тому никакой физической возможности: Гука пила вино за раз не тунгами (тунга – 5 бутылок), а ведрами, и ничуть не напивалась. Ведро она называла стаканом, а тунгу рюмкой. Это вошло в пословицу, которую и теперь еще можно слышать в Тифлисе.

"Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу"


Грузинки славятся своей красотой. Несмотря на замкнутость и даже рабское положение женщины в семействе, все труды по хозяйству лежат на попечении мужа. Это равнодушие к труду проистекает не из натуры грузинки, большею частью живой и деятельной, а из боязливой ревности мужчины выводить свою жену на позорище чужих глаз, через участие ее в занятиях вне дома. Грузинки любят наряжаться; они не прочь также посплетничать и готовы болтать целый день без умолку, готовы, пожалуй, и пококетничать втихомолку, но далеки от настоящей интриги, да и от неугомонных соседок, к тому же, нет возможности сделать что-нибудь скрытно.

С раннего утра грузин оставляет свой дом и почти весь день проводит в лавках или на базаре, где часто, за неимением дела, ограничивается переливанием из пустого в порожнее. Базар в Закавказье, так же как и на всем востоке, есть центральный пункт всей деятельности и всех новостей.

Как грузин, так и грузинка страшно суеверны и отличаются легковерием. Вообще, грузинское племя принадлежит в числу красивейших, способнейших и добродушнейших племен на свете.

"Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу"


По лощинам и скатам гор раскинуты грузинские деревни. Издали они кажутся неправильною насыпью или грудою развалин. В Карталинии многие села и деревни лишены садов; в Кахетии напротив того, все строения тонут в зелени. В самом расположении деревни нет ничего характерного, определенного: двухэтажный дом стоит рядом с землянкою, едва видною от горизонта земли.

Каждый строится там, где ему вздумается, не обращая внимания на то, нарушит ли он удобство других, или займет дорогу. Улиц нет; проходы между домами так узки и заполнены такими рытвинами, что одиночные всадники едва проезжают. Грузины не имеют привычки очищать улиц; сор и падаль валяются на глазах всех и своим разложением заражают воздух.

Посреди плоских крыш домов возвышаются конусообразные насыпи с отверстием для выхода дыма, а вокруг них набросаны связки хвороста и терновника, идущего на топку. Дощатый курятник и плетеный кузов на сваях для кукурузы, на корм птицам, суть необходимые пристройки к дому.

Хата (сакля) простолюдина первобытной постройки. Она строится из плетня, с двумя отделениями: одно для семейства, другое для кладовых. Сакля доступна только со стороны входа. Крыша и задние стенки приходятся в уровень с землею. Ее окружают приземистый, колючий забор и деревья орешника, виноградника и плакучей ивы. Вход в саклю закрыт навесом, устроенным на небольших столбиках.

"Народы России"



Входная дверь ведет прежде всего в "дарбази" - главную и самую большую комнату, посреди которой стоят два, а иногда и один столб, служащий опорой всему дому. Приемная, гостиная, кухня и самая семейная жизнь селянина сосредоточены в этой комнате. К потолку приделана железная цепь с крючком, на котором вешается котел. Здесь же разводится огонь или устраивается углубление, выложенное камнем, небольшой очаг, служащий для приготовления пищи и согревания во время холода. Вокруг очага семья собирается обедать; здесь же она и спит. Пол в сакле земляной и неровный. Вдоль задней стены "дарбази" идут деревянные полки с посудой. В противоположной входу стене сакли устроена большая ниша, в которую укладывают постель. Мебель составляют широкие, но низкие тахты, сколоченные из досок, покрытые коврами. У третьей стены стоят сундуки и деревянный ящик для хранения хлеба. Тут же стоят кувшины для воды и другая мелкая утварь.

По стенам развешены военные доспехи хозяина, покрытые весьма часто значительным слоем копоти. Пища приготовляется в самой сакле, в висящем над очагом котле, и оттого постоянное пребывание в комнате дыма режет глаза и коптит всю внутренность дома. Пламя, поднимаясь, нагревает саклю. К балке, упирающейся в потолок, привешен глиняный или железный шкалик с растопленным салом. Горящий фитиль его дает тусклый, мерцающий свет и, вместе с пламенем костра, составляет все освещение сакли.

Городской дом грузина несколько отличается от деревенского. Почти каждый дом имеет балкон с деревянным навесом и огражден с улицы забором. Небольшие ворота ведут на двор. Самое жилье состоит из одного покоя, столь обширного, что из него можно было бы сделать несколько комнат с залою. Пол или земляной, или выложенный кирпичом; потолок составляют или неотесанные брусья, или выструганные доски. Для согревания устроен камин ("бухари"), имеющий большое отверстие без решетки. Выталкиваемый ветром, дым стелется по всей комнате. В комнате сделаны ниши; будучи прикрыты дверьми, они образуют шкафы. Вдоль стен стоят низкие диваны, покрытые разноцветными коврами. На стенах висят бубен (дайра) и другие музыкальные инструменты; тут же винтовка с патронташем и пороховницей.

"Народы России"


В приведенном выше описании общих черт, свойственных грузинам, характерных для них атрибутов образа жизни, чаще всего упоминались Карталиния (Картли) и Кахетия. Эти области расположены на востоке и в центре Грузии. Теперь, постепенно двигаясь на запад, мы познакомимся с локальными особенностями культуры и быта жителей других краев Грузии.

В Имеретии, области в центральной и западной Грузии, обитали имеретины, один из которых изображен на вот этом, явно постановочном, снимке одесского фотографа Ж.Рауля:

Имеретинки большей частью брюнетки и притом стройны, но не выделяются своею красотою перед мужчинами, которые, если не превосходят их, то и не уступают им в красоте. Мужчины преимущественно среднего роста; в лице их более приятности, чем правильности. Почти все мужчины носят или бороду, или усы; причем к последним они имеют особое влечение. Туземец страстный защитник не только своих усов, но и каждого отдельного их волоса; некоторые оставляли службу из-за того только, что приходилось сбрить усы. «Какой же совестливости ожидать от человека, - говорят имеретины, - у которого нет ни бороды, ни усов?»

Будучи добр, ласков, обходителен, имеретин невежествен и страстный охотник до процессов и тяжб всякого рода. Среди населения явились подьячие, ябедники и законники, которых все боятся, которым все низко кланяются и ищут знакомства и расположения, как людей полезных. Такие люди пользуются известностью, обирают добродушных поселян и живут за их счет припеваючи.

Но, несмотря на столь большую охоту к сутяжничеству, имеретины, в сущности, весьма добродушны и честны.

"Народы России"


На юге от Имеретии расположена Джавахетия...

А западнее Имеретии находится край Самегрело или, как его именовали раньше, Мингрелия. А жителей этого региона Грузии называли мингрельцами, а сейчас зовут мегрелами.

На небольшом пространстве Мингрелии можно встретить и море, и горы значительной высоты, и долины, зеленеющие бесконечными виноградниками, и гряды скал, увенчанные замками и храмами. Тут есть и нежные плоды роскошного юга, и дары сурового севера. Вся Мингрелия представляет собою непрерывный сад, в котором около каждого дерева вьется виноградная лоза с тяжелыми гроздьями. Перекидываясь часто с дерева на дерево, виноградные лозы образуют естественные качели, на которых женщины, сидя, качаются.

Такое богатство природы способствует сохранению жителями первобытного состояния младенчествующих племен. Лень, развитая до высшей степени, сделала мингрельца способным только вспахать себе поле, да сшить одежду, но многие из них ходят босыми зимою и летом.

Мингрельцу построить дом ничего не стоит. Необходимо только выкопать в земле яму, глубиною аршина в два, а шириною какую вздумается, и обложить стены ее камнем; в одной стене, обращенной к свету, сделать вход - тогда вода не потечет внутрь дома; все выкопанное пространство разделить на две половины: на одной - супруга и семейство, на другой - лошадь и рогатый скот; обе половины покрыть землею - и хата готова. Обрубок дерева и доска вместо стола служат мингрельцу мебелью; две-три чашки из чинарового дерева и глиняные кувшины составляют всю его посуду.

"Народы России"



Мингрельцы имеют черты лица нежные и более женственные; мужской красоты в них нет, зато тип мингрельской женщины один из изящнейших в свете. Даже женщины из крестьянского сословия, и те поражают своею красотою. В Мингрелии одинаково попадаются и брюнетки, и блондинки. Правда, они не так красивы, как соседки их, гурийки, но стройный рост, умные, выразительные лица, миловидные головки, длинные и шелковистые волосы, вьющиеся по плечам, и правильные роскошные формы тела - приковывают внимание. Движения их смелы, грациозны, страстны.

Мингрелец-мужчина чрезвычайно способен, восприимчив, упрям и мстителен, но в обращении скромен и вкрадчив. На мингрельца трудно положиться и поверить ему на слово.

"Народы России"


Воровство, сильно развитое в Мингрелии - главный порок, глубоко проникший в среду народа и составляющий исключительную особенность мингрельцев. Воровство преимущественно распространяется на скот, в особенности на лошадей, и в этом отношении мингрельцы ловки до чрезвычайности. Они не могут равнодушно смотреть на чужого коня, особенно когда тот гуляет на свободе. Туземный конокрад употребляет множество ухищрений для укрытия похищенной лошади. Конокрадством занимались почти все сословия, не исключая духовенства. Занятие это доведено здесь до степени художества.

"Народы России"


Но не одними только мингрелами был населен этот благодатный край. Судя по нижеследующему тексту, в густых лесах Самегрело проживал кое-кто еще...

Южнее Самегрело расположена Гурия - небольшая область, примыкающая к Черноморскому побережью. В XIX веке вся Гурия была покрыта густыми влажными лесами, местами непроходимыми.

Тип гурийцев значительно отличается от типа имеретин и мингрельцев. Причиною такого изменения одного и того же грузинского племени было влияние природы и соседство турецких племен, с которыми гурийцы роднились и были в постоянных сношениях через продажу невольников. Таких похожих на испуганных птичек, грациозных ребятишек, такую мужественную красоту мужчин, такой изящный тонкий профиль женщин трудно найти и на Кавказе. Своею манерою и грацией гурийки очень похожи на южных итальянок. Господствующая черта характера гурийца - необыкновенная подвижность, страстность, живость, любопытство и увлечение.

Все гурийцы храбры, хорошие стрелки и отличные пешеходы в отношении дальности и скорости переходов. Гурийцу не составляет никакого труда пройти, например, в полтора суток из Озургет до Кутаиса, что составляет около 190 верст по прямому пути.

Гуриец корыстолюбив, но не для наживы, а для исполнения своих прихотей. Простой крестьянин решится на самое ужасное преступление, чтобы только доставить себе предмет роскоши.

Гурийская женщина пользуется большею свободою, чем в Грузии. Мужчины в разговорах с женщинами весьма вольны, не стесняются в выражениях даже с матерью и сестрами и допускают речи, предосудительные по мнению европейцев.

"Народы России"


А южнее Гурии, на самом юго-западе Грузии, находится Аджария. Ее обитателей, аджарцев до 1930-х годов звали "грузинами-мусульманами". Сейчас они считаются самостоятельной этнической группой грузин. По культуре аджарцам близки лазы, проживающие у турецкой границы. Лазы - мусульмане, как и аджарцы. большая часть лазов сейчас обитает в Турции.

Жители Аджарии по типу, костюму, языку - почти те же гурийцы. Язык населения тоже грузинский, приближающийся к имеретино-гурийскому наречию, конечно не без примеси турецких слов.

Лазы также принадлежат к картвельской расе и почти не отличаются ни типом, ни костюмом от аджарцев, но говорят они наречием очень близким к мингрельскому, по крайней мере, мингрельцы и лазы свободно объясняются между собою.

Аджарские и лазские мужчины, при среднем и выше среднего росте, сложены превосходно, статны, стройны и ловки, движения и манеры их чрезвычайно привлекательны. Особенно изящен их восточный поклон, когда грациозным и быстрым движением правой руки они слегка касаются лба, потом сердца и затем от груди отклоняют кисть руки вниз, к земле, с легким наклонением головы.

"Любопытные уголки Кавказа"


Главное хлебное растение в Аджарии - кукуруза, кормилица большей части всего западного Закавказья. «Чада», пресная лепешка из грубой кукурузной муки и кусочек козьего или овечьего сыру - обычная и почти единственная пища жителей. Гораздо меньше сеют пшеницы и ячменя, кое-где, на самом берегу моря, засевают и выхаживают рис. Существенным подспорьем для населения являются сады. Здесь великолепно растут и созревают превосходные фрукты, повыше - яблоки, груши, черешня, шелковица, пониже - персики, гранаты, фиги, отличный виноград и маслины. Никогда во всем Закавказье нам не приходилось видеть один из сортов груш, встреченный в Аджарии: с виду похожие более на яблоко, толстые у черешка и тонкие к носку, почти правильно шестигранные, полные маслянистого сока, с необыкновенным вкусом и ароматом...

"Любопытные уголки Кавказа"


А теперь из субтропической Аджарии перенесемся на северо-запад Грузии, в суровую горную Сванетию. Обитатели этого края - сваны, или сванеты - тоже весьма суровы. Сваны говорят на своем собственном языке, который, хотя и относится к картвельской семье, существенно отличается от грузинского. Раньше сваны считались отдельной народностью, сейчас их считают субэтносом грузин.
Замкнутая в котловине Кавказского хребта, Сванетия считается одним из самых диких мест Кавказа, как в топографическом отношении, так и относительно нравов ее жителей. Сванетия занимает центральное положение в западном Кавказе до того уединенное, замкнутое, что страна эта представляется как бы отдельным островом среди целого океана гор. Такая замкнутость имела и имеет большое влияние на характер, нравы и обычаи народа. Сванет так же недоступен и дик, как и природа его окружающая. Доступ в Сванетию возможен только в течение короткого лета и почти прекращается в течение продолжительной зимы.

"Народы России"


Сванетия более населена и лучше обработана, чем многие из горских владений. Единственный источник пропитания и богатства народа - хлебопашество, и надо сказать, что труд земледельца вознаграждается достаточно, хотя сванет крайне ленив и потому беден.

Дом сванета каменный и состоит из большой двухэтажной постройки, выбеленной и с окнами в виде бойниц. Сванеты любят строить свои дома на выдающихся холмах около скалистых обрывов, с тем, чтобы господствовать над окружающей местностью. Деревни их раскинуты по террасам, на склонах гор, и, по мере удаления в горы и возвышения над уровнем моря, они все более скучиваются. Дом широким боком прилегает к четырехугольной высокой башне, с четырех сторон которой устроены в самом верху ее амбразуры. Башни разделяются на несколько этажей, но не составляют принадлежности домов всей Сванетии, и там, где туземец не имеет надобности скрываться под их защитой, башни не строятся.

Сванет живет зимою в нижнем этаже своего дома и загоняет туда же свой скот, а на лето переселяется в верхний этаж. Внутри комнаты бедно. При самом входе в дом на пеньковых веревках висит небольшой ящик, сделанный в виде домика, где хранится сыр и свежее молоко.

Почти около каждого дома есть огород, где сеют коноплю и горох; четырехугольные и квадратные пашни здесь и там раскинуты около деревни и обнесены изгородью.

"Народы России"


Свободное время, а в особенности праздники, сванет проводит в стрельбе и попойке. Попойки бывают днем и ночью то у одного, то у другого. Обыкновенно дом хозяина наполняется народом, который размещается где попало: кто на земле, кто на скамейках, устроенных в виде кресел и диванов с резными спинками Женщины тут же пекут хлеб; мясо варится в чугунных котлах, повешенных в сакле на железных крючьях.

Пища сванета проста и неразнообразна. Она состоит из хлеба, испеченного из ржаной муки в виде комков и без дрожжей, до чрезвычайности соленого сыра и арака - род водки, которую гонят из проса.

Существенные увеселения сванетов состоят в сходбищах и плясках. Песни их грубы, суровы и состоят в прославлении войны, народных героев и охоты. По большей части они рифмованы и заимствованы у имеретин.

Дикая и суровая природа Сванетии сделала и обитателей ее не менее суровыми. Они являются каким-то остатком древнего человечества, которого не коснулась ни одна пылинка просвещения. Все жители чрезвычайно привязаны к своей родной почве, и многие из них редко посещают соседей.

"Народы России"


Черты лица сванета напоминают горных грузин. Жители более чем среднего роста, стройны и излишнюю толстоту считают за порок, как следствие невоздержанной жизни. Имея здоровый вид, сванеты по большей части белокуры, бреют бороду, но оставляют усы, волосы стригут в скобку и сзади немного подбривают. Женщины также белокуры, реже - с темно-русыми волосами, глаза голубые, нос прямой, продолговатый, рот небольшой и вообще оклад лица довольно правильный. Природа наделила сванетов значительной физической силой, хорошими умственными способностями, быстрым соображением, но круг сведений их чрезвычайно ограничен, как и язык их. Не имея своей письменности, они употребляют грузинские письмена.

Нравственная сторона характера представляет смесь хороших и дурных качеств. Сванет чрезвычайно впечатлителен, помнит добро, признателен и всегда весел. Он гостеприимен, радушен, но любит попрошайничество и требует вознаграждения за каждую незначительную услугу. Сванеты целомудренны, верны своему слову и клятве, но зато горды, мстительны, скрытны и суеверны в высшей степени. Гордость не мешает им иметь о себе самое низкое понятие. Туземец не скрывает своего невежества и своих пороков, и при этом сознается, что у него нет решимости и силы воли, чтобы исправить себя.

По понятию сванета, красавица та, которая имеет широкие плечи, маленькие ножки, полную грудь и тонкий стан. Для сбережения стройности стана, некоторые обшивают девушек, на десятом году от рождения, сырою кожею от бедер до груди. В таком положении девушка остается до брачного ложа, когда жених разрезает эту шнуровку кинжалом.

"Народы России"


На северо-востоке Грузии, у самой границы с Чечней и Дагестаном, мы найдем еще три горских народности, относящихся к грузинскому этносу: хевсуров, тушинцев и пшавов.

Пшавец среднего роста, крепкого телосложения. Круглое лицо, карие глаза, каштановые волосы, голова и борода бритые, на голове оставляется чуб, похожий на тот, какой носят малороссияне. Походка пшава важная, характер добродушный. Пшавец чрезвычайно дик, и не стесняясь ничьим присутствием, делает все, что ему захочется, не имея никакого понятия о стыдливости. Пшавские женщины большею частью блондинки, миловидны, не так скоро старятся, как у хевсуров, но зато скоро тучнеют.

Хевсуры называют пшавов жирными дойными коровами и притесняют их. Претензии хевсуров на пшавов, предъявляемые в судах, бывают столько же смешны, сколько и нелепы.

В соседстве тушин и хевсуров пшавы живут только весною и летом, потому что имеют там свои сенокосы и пастбища. Осенью и зимой они откочевывают на далекое расстояние от своих жилищ, туда, где находят более подножного корма для своих стад.

"Народы России"






И в завершение обзора народов Грузии - несколько сценок из жизни Тифлиса. В конце XIX века в Тифлисе преобладало армянское население, на втором месте были русские, а грузины - лишь на третьем...

В следующей части обзора мы посетим Восточное Закавказье, завершив тем самым наше знакомство с народами Кавказа.

Сегодня грузины являются ОДНИМ из наиболее примечательных народов, они привлекают внимание историков и археологов богатством и разнообразием своей древней материальной культуры и длительностью существования своих корпоративных социальных организаций. Его эволюцию можно проследить достаточно четко на протяжении трех тысяч лет, и нет никакого сомнения в том, что население палеокавказской группы, предки современных грузин, заселили свою землю и прилегающие территории задолго до этого времени.
Территория расселения грузин и родственных им иберо-кавказских народностей напоминает по форме клин, расположенный между Каспийским и восточной оконечностью Черного моря. С севера она ограничена Главным Кавказским хребтом, с юга граничит с Арменией, а с востока - с современным Азербайджаном, Албанией, как ее называют географы древности.
Большая часть грузин как нации сосредоточена сегодня внутри границ Грузинской Республики. Общее количество грузин и представителей родственных им народов иберо-кавказской ветви составляет приблизительно 3,5 миллиона человек. Согласно официальной переписи, к середине ХХ в. в Грузии жило 2601000 человек, что составляло 64,3 процента всех грузин. Еще 50 000 человек живет в различных других частях СНГ, остальные за границей. Огромная часть сконцентрировалась в восточных провинциях Турции. И также в некоторых частях Ирана, прежде всего в Феридуне близ Исфахана, куда они были депортированы в начале XVIII в. шахом Аббасом I.
Грузины называют себя картвелеби, а свою родину - Сакартвело. Оба названия восходят к имени мифологического героя Картлоса, которого грузины считают своим первопредком. Главная провинция Центральной Грузии, где находится Тбилиси (Тифлис), называется Картли. Как часто бывает с этническими понятиями, представители других народов часто обозначали грузин именами, которые не имеют никакого отношения к их самоназванию картвелеби.
Так, армяне и древние персы называли грузин восточного региона вирками или виршбунами, элемент «вир» лег в основу имени Иверия или иберцы, которые уже, в свою очередь, использовали греки и римляне.
Страбон и другие географы древности считали, что иберийцы являются жителями Испании, и были обескуражены, обнаружив, что еще одни «иберийцы» живут на Кавказе. Чтобы объяснить этот факт, они изобрели теорию, что когда-то эту страну заселили пришельцы из Испанской Иберии. Можно обнаружить сходство между кавказскими языками и языками басков, которое и позволяет подтвердить в некотором роде эту идею, хотя на самом деле к ней не следует относиться серьезно благодаря современным ученым.
Весьма вероятно, что корень «вир» или «вер» имеет нечто общее в связи с древними кавказскими племенами сасперов и тибарени, доминировавшими во времена Геродота. Арабы и современные персы называли грузин «курдж» или «гюрдж». Отсюда и происходит их западноевропейское наименование «грузины», которое они пытались объяснить, причем
весьма некорректно, образованием от имени святого Георгия, защитника и покровителя страны после принятия христианства.
Интересно заметить, что похожая путаница существует и в отношении соседствующих с кавказцами албанцев, которые недавно жили на территории, входящей теперь в состав Азербайджана. Эти кавказские албанцы существовали как отдельная нация начиная с XI в. Их имя связывают с армянским «агбуан» или «алван», которое не имеет ничего общего с современными албанцами, живущими на Адриатике, по соседству с Югославией. Эти сегодняшние албанцы вошли в историю на несколько столетий позже, чем те, что живут на Кавказе, они говорят на индоевропейском языке и в любом случае не относят себя к албанцам, а называют себя «шкиперцами», а свою страну - Шкиперией. Чтобы избежать путаницы, еще раз отметим, что все отсылки в настоящем томе на «иберийцев» и «албанцев» относятся к тем народам, которые были местными жителями кавказского перешейка, а вовсе не теми, кто заселял побережье Средиземного моря.
С антропологической точки зрения грузины наряду со сванами и мингрело-лазами принадлежат к так называемой понтозагросской группе, занимая промежуточное положение внутри палеокавказской семьи народов. Современные грузины во многом являются брахицефалическими или гипербрахицефалическими, хотя, как полагает Дебет, на протяжении прошедших двух тысячелетий их физический тип претерпел значительные изменения. У большинства грузин прекрасная смуглая или желтоватая кожа и темные волосы, хотя встречаются и блондины. Большинство из них кареглазы, но примерно у 30 процентов голубые или серые глаза. Обычно они среднего роста, отличаются атлетическим телосложением и гибкостью.
Население восточной провинции Картли и Кахетии имеет выдающиеся орлиные носы и высокий дугообразный череп. В Западной Грузии более распространен прямой тонкий нос, хотя общие очертания лица скорее напоминают вариант средиземноморского типа, и теперь распространенный в Южной Италии или Греции.
Как и сегодняшние армяне и анатолийские крестьяне, грузины представляют собой результат этнического смешения, которое происходило на протяжении нескольких тысячелетий. В ходе этого процесса природный, исходный субстрат был перекрыт рядом волн вторгавшихся разноэтнических групп. Так произошло с армянами и их первоначальным языком, относимым к индоевропейской группе, и хурритским и урартским субстратом, наложившимся на индоарийскую основу.
Преобладающий в современной Турции этнотип с высоко приподнятым носом орлиной формы не имеет ничего общего с узкоглазыми представителями тюрков-кочевников с Алтая, но сильно напоминает персонажей, изображенных на древних хеттских фресках.
Сильная отдаленность Грузии от основных путей миграций и и маршрутов вторжений привело к большой демографической однородности, поэтому современные грузины могут восприниматься как потомки коренных жителей кавказского перешейка и близлежащих территорий, расположенных к юго-западу, в которые три тысячелетия назад влился индоевропейский элемент, связанный с вторжениями скифов и киммерийцев, заселением прибрежных районов греками из Малой Азии, а еще позже к последовательной смене арабских, монгольских, турецких и персидских завоевателей.
Общинный уклад жизни современных грузин уходит своими корнями в эпоху хеттов, урартцев и ассирийцев. В отличие от других исчезнувших цивилизаций, в Грузии его черты во многом сохранились до наших дней.
Современная Грузия занимает площадь в 69 300 квадратных километров, включая Абхазскую
республику со столицей Сухуми (древняя Диоскурия), расположенной на Черном море, Аджарскую автономную республику со столицей Батуми и Юго-Осетинский автономный округ с центром в Цхинвали. Аджарцы представляют собой грузин-мусульман, принявших ислам во время продолжавшегося несколько столетий оттоманского ига. С другой стороны
абхазы принадлежат к северно-западной или адыгейско-черкесской группе кавказских народов. Осетины являются потомками средневековых аланов, индоиранской народности, связанной с сарматами.
Изучение истории грузинских народов обязательно должно включать Лазистан, широкую полосу вдоль юго-восточного побережья Черного моря, к западу от Трапезунда, а также к востоку до верховий реки Чорох и далее до Бейбурта и территорий, расположенных вокруг городов-крепостей Карс и Ардахан и юго-западнее Эрзерума.
До сельджукского вторжения в XI в. этот горный понтийский район, теперь входящий в состав Турецкой республики, играл важную роль в культурном, лингвистическом и этническом развитии грузинской нации. И еще в более раннее время ветхозаветные племена мешеш и тубал, заселившие Центральную Анатолию, играли важную роль, связывая Закавказье и древние цивилизации Сирии и Палестины.
Географические и климатические условия в Грузии отличаются необычайным разнообразием. Территория современной Грузии на 54 процента состоит из гор, 33 процента занимают холмы и плато, и только 13 процентов составляют равнины и долины. Подобное разнообразие повлияло на климат, который колеблется от умеренного субтропического, преобладающего в прибрежной части Черного моря, и сухого теплого средиземноморского типа в Имеретии и Картли до субальпийского на пастбищах и в лесах Кавказской возвышенности, окруженной очень высокими, покрытыми снегом пиками Казбека и Эльбруса.
В Грузии обнаружено огромное разнообразие фауны и флоры, еще на заре цивилизации ее считали идеальным местом для охоты, выращивания скота, возделывания винограда и многих сельскохозяйственных культур. Страна богата металлами и минералами. И в греческих мифах, и в Ветхом Завете, и у античных историков Закавказье упоминается как очаг возникновения обработки металла. Археологические находки подтверждают, что именно Грузия является прародиной металлургии. И сейчас в Грузии добывают марганец, медь, железо, мышьяк, вольфрам, золото, ртуть, литографский камень и мрамор.
Грузинские реки богаты рыбой и являются источником дешевой электроэнергии.
Внутри границ отмеченной нами географической площади грузины сохранили ряд хорошо различимых региональных культур и диалектов.
Картвелы (так обычно грузины называли сами себя) рано разделились по лингвистическому направлению на три основные группы: иберийцы (или собственно грузины), сваны и мингрело-лазы. Мингрелы и лазы расселились вдоль субтропического побережья Черного моря. Сваны сформировали независимые племенные анклавы в высокогорных долинах кавказских гор, в то время как доминировавшие (в численном отношении) иберо-грузины занимали современные провинции Картли, Кахетию, Самцхе и прилегающие к ним районы.
Спустя две тысячи лет Страбон говорил о сванах как о мощной воинственной нации, способной вывести на поля сражения не менее 200 тысяч воинов. В наши дни количество сванов не превышает 25 тысяч.
Во время правления арабов на Кавказе много грузин эмигрировало на восток через Сурами в Древнюю Колхиду. Затем они расселились вокруг дельты Риони на побережье Черного моря, отделив мингрелов от родственной им народности лазов, жившей
южнее.
Грузины, сваны и мингрело-лазы образуют иберокавказскую группу внутри кавказской семьи языков. Конечно, кавказские языки совершенно независимы и отличны от индоевропейских, турецких и семитских семей, хотя в ходе времени из них заимствовались многие слова. Интересно, например, найти в грузинском термин ghvino («вино»), которые некоторые полагают древним заимствованием из индоевропейского языка, в то время как другие рассматривают его как свидетельство того, что именно в Грузии впервые начали заниматься выращиванием винограда. Некоторое принципиальное сходство можно провести между старогрузинским и классическим армянским, который развивался параллельно с ним и также принял общий анатолийский, возможно хурритский субстрат. В связи с существующими многочисленными неправильными истолкованиями следует сказать об употреблении термина «кавказский». Вероятно, некоторые антропологи, которые считают, что все знают, и представители американских иммиграционных властей, от которых ничего другого и нельзя ожидать, обычно используют это слово для обозначения всех тех, кто не является негром, евреем, индийцем или китайцем. Иначе говоря, «кавказский» используется как термин, противоположный «цветному». Подобный взгляд является полностью ненаучным и совершенно неправильным.
По этой причине термин «кавказский», используемый в этой книге, относится только к обозначению древней нации и племен, которые жили с незапамятных времен на Кавказском перешейке и прилегающих территориях. Кроме грузин, к ним относятся черкесы, кабардинцы и абхазы на северо-западе, а также чеченцы, ингуши, аварцы, лезгины и другие
народы Дагестана - с северо-запада. Положение усложнялось введением так называемой «яфетической» теории, связываемой с именем академика Николая Яковлевича Марра (1864-1934). Замечательный лингвист и текстолог, Марр в начале своего пуги сделал огромный вклад в науку, открыв многочисленные сокровища древней грузинcкoй и армянской цивилизаций. Обратившись далее к истории Малой Азии и Средиземноморья, он попытался объяснить с точки зрения кавказских языков и археологии ряд неясностей, связанных с предысторией данной территории. Будучи уверенным, что народы Кавказа являются самыми
древними, Марр считал, что в средиземноморской цивилизации можно выделить элементы более древнего, чем индоевропейский и семитский, субстрата, короче говоря, некий «третий этнический элемент», который он обозначил для удобства пользования как «яфетический» по имени третьего сына Ноя Иафета, предка Тубала и Мешеха.
После революции 1917 г. Марр заявил, что открыл собственную лингвистическую теорию, которую назвал «новым учением о языке». Он полагал, что все мировые языки образовались из четырех «мистических языков» - sal, ber, rosh и уоп. Марр заявлял, что они приснились ему во сне. В начале 20-х годов подобная фантасмагория, оформленная в соответствии с положениями ортодоксального марксизма, получила одобрение официальных властей и в течение многих лет считалась в России единственно верной и бесспорной теорией происхождения языков. Только в 1950 г. она была разгромлена в книге И.В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» и вскоре предана забвению.
Обозначим нашу точку зрения. Фонетическая система грузинского языка включает пять основных гласных, без различия между короткими и долгими, а также 28 согласных фонем. В старом грузинском было еще два согласных звука, а также дифтонги, которые затем были сокращены до отдельных звуков. Как и в других северокавказских языках, в грузинском выделяют три группы согласных, различных по артикуляции:
1) звонкие: б, д, г, дж, й;
2) губно-зубные и переднеязычные: п", т", к", ч, ц;
3) губно-губные и задненёбные: п, т, к, дз.
Система частей речи в грузинском языке такая же, как и в других индоевропейских языках, хотя наряду с флективными она имеет явные артикуляционные характеристики. Существительное имеет семь падежей: именительный, звательный, родительный, дательно-винительный, предложно- инструментальный и объектный. Последний является особой формой, используемой для обозначения подлежащего при переходном глаголе в аористе (прошедшем времени) и в некоторых других случаях.
Вместо предлогов в грузинском языке используют послелоги. Иногда слияние послелога с существительным приводит к ложным этимологиям.
Например, старогрузинское «мтаса зеда» («на горе», дословно - «горе на», литературный аналог - «на вершине») привело к появлению в современном грузинском слова «мтазе» (ср. Мтацминда). Так происходит и во множестве других случаев. Множественное число в старом грузинском образовывалось с помощью дополнительного суффикса -ни-, в косвенных падежах -т "а-, в современном грузинском для образования множественного числа к форме единственного числа добавляется суффикс множественного числа -ебu- и соответствующее окончание (если это необходимо).
В грузинском языке нет определенного или неопределенного артикля, а также различий по родам, даже если речь идет о местоимениях. Прилагательные, которые обычно в современном грузинском предшествуют поясняемому существительному, согласуются с ним в падеже, но не в числе, в старогрузинском считалось правильным полное согласование, а прилагательное могло стоять после существительного.
Наиболее сложным из всех частей речи является глагол. Есть разные парадигмы для спряжения переходных и непереходных глаголов, а также средних и косвенных глаголов. В соответствии с использованным временем грамматическим субъектом переходного глагола может быть именительный, дательно-винительный или объектный падеж.
Грузинский глагол имеет развитую систему времен, в которой различается настоящее время, настоящее продолжающееся, будущее, прошедшее простое, прошедшее завершенное, давно прошедшее время. Для его образования используются соответствующие гласные инфиксы (аффиксы, вставляемые внугри корня слова при словообразовании или словоизменении).
Посредством префиксов выражаются причинно-следственные отношения или принуждение.
Консонантные префиксы передают первое, второе или третье лицо и, соответственно, определяют падеж дополнения. Для обозначения направления перемещения и незаконченности действия используются особые префиксы. Прежде всего это касается глаголов движения.
Все сказанное затрудняет изучение грузинского языка иностранцами. Столь же трудными для европейца являются распространенные в грузинском языке стяжения согласных, таких, как «ме вбрдсквинав» (я сверкаю), «кхрдсна» (испорченный) или «пртсквнис» (он/она раздеваются), с которыми носитель языка легко справляется. Однако при изобилии сонорных и богатом словарном составе грузинский язык в устах поэта или оратора производит потрясающее впечатление. Что же касается характерных особенностей взаимоотношений и норм общественного поведения, то грузины пронесли через века некоторые совершенно уникальные черты, другие являются частью общего кавказского наследия - понятия о чести, гостеприимстве.
Остальные прежде всего были связаны с национальным темпераментом и древними традициями грузинской нации. От своих восточных и северных соседей грузины отличаются гордым, даже несколько напыщенным поведением, основанным на убежденности в превосходстве своей культуры. Действительно, они всегда считались искусными скотоводами и виноделами. В старинной поговорке говорится, что в Грузии каждый крестьянин горд, как князь. Грузины также отличались верностью слову и убеждениям, были
превосходными ораторами, страстными спорщиками и мастерами плести интриги. Они славились как искусные наездники, меткие стрелки и страстные охотники, любители дружеских застолий. Менее приспособленными грузины оказались к жизни в современном индустриальном сообществе и не всегда благожелательно относились к работе на заводах или в учреждениях, а также к рутинным занятиям, где оказывалась незадействованной присущая
им личная инициатива.
В отличие от мусульманских традиций грузины всегда отводили женщине особое место в общественной жизни. Об этом говорят и специальные культы, посвященные Деве Марии, святой Нине, крестившей Грузию, царице Тамар, правление которой считается грузинским золотым веком.
Несмотря на подчинение старшей в доме и ряд других ограничений, грузинские женщины никогда не носили чадры в общественных местах и не исключались из социальной и общественной жизни. Мгновенно отвечавшие как на обиды, так и на всплески дружелюбия, грузины гордились своим гостеприимством, равного которому трудно найти.
Как народ, который породил величайших поэтов, танцоров и музыкантов, он находил особое удовольствие в правильном образе жизни и человеческой дружбе. Легкие на подъем, жизнелюбивые, даже несколько эпикурейски настроенные, грузины наделены живым умом и прирожденным чувством юмора.
Подобно армянам, они создали большую прослойку интеллигенции, профессоров, докторов, учителей, гражданских чиновников, армейских офицеров, людей свободных профессий. Однако в коммерческом смысле они не отличались проницательностью, иногда грузины даже не могли извлечь должную. выгоду из своих природных богатств.
Один восточный путешественник назвал их «свободными, страстными и жизнерадостными», грузины поощряли сборища, хотя всегда противостояли тем, кто пытался проникнуть в их закрытый и глубоко национальный внутренний мир или навязать им свою социальную систему.
Еще совсем недавно мы практически ничего не знали о жизни людей в Грузии до бронзового века. Известные своими наблюдениями первые исследователи, такие, как Дж. Морган, вообще сомневались в том, что в данном районе существовала какая-либо палеолитическая или неолитическая культура. Iiроведенные за последние пятьдесят лет археологические расследования коренным образом изменили наше представление о предыстории цивилизации в Грузии.
Прежде всего антропологи опровергли выводы о том, что заселение Грузии произошло в результате каких-то миграций, а сама протогрузинская цивилизация зародилась где-то в другом месте. Результаты археологических исследований, проведенных во второй половине хх в., совершенно точно показывают, что Грузия является одним из тех районов, в которых происходило зарождение человечества на нашей планете. IIроцессы расселения и эволюции первобытного человека продолжались на протяжении основных периодов доисторического и письменного времен. Независимо от той роли, которую оказывали внешние факторы, расы и культуры - а их было достаточно - на формирование грузинской нации и ее древней цивилизации, эти элементы накладывались на автохтонное население и ту культуру, которая
уже существовала в Грузии еще на заре человечества.
Именно в этой связи уместно отметить, что к востоку от Тбилиси, в Гареджийском районе, было открыто несколько поселений, где были обнаружены останки человекообразной обезьяны, названные поэтому удабнопитеком (от грузинского слова «удабно», означающего «дикий»). Как оказалось, это существо занимало промежуточное положение между шимпанзе и гориллой. Оно было открыто в 1939 г. геологами Н.О. Буршак-Абрамовичем и Е.Г. Габашвили. От удабнопитека сохранилось лишь несколько разрозненных фрагментов, два зуба, один - коренной, но они представляют единственную человекообразную обезьяну, останки которой сохранились на территории СССР.
Некоторые советские ученые рассматривают это открытие как свидетельство того, что Закавказье входит в число тех районов мира, где в конце кайнозойской эры и начале плейстоцена происходил переход от обезьяны к человеку разумному.
Возможности существования человека каменного века, начиная с нижнепалеолитических времен и далее, подтверждается рядом важных находок. Большая их часть была найдена в долине реки Риони (Фасиса) и на побережье Абхазии.
Начиная с 1914 г., когда Р. Шмидт и Л. Козловский провели первое систематическое изучение поселений периода каменного века в Грузии и обнаружили кремневые орудия, относящиеся к культуре ориньякского типа в Сакашийской пещере (около Моцамети, на левом берегу реки Цхалцители), и русские, и грузинские археологи исследовали множество открытых и пещерных палеолитических по-селений. Им удалось расширить хронологические
рамки, свидетельствующие о существовании древней культуры еще дальше в глубь веков, и получить новые и значительные материалы, которые позволяют изучать ранние стадии человеческой жизни на нашей планете.
В 1958 г. экспедиция Грузинской Академии наук, возглавляемая Н. Бердзенишвили, подтвердила существование аббевилльской культуры ручных рубил в поселении в Абхазии на северо-западном побережье Черного моря. Обнаруженные там орудия аналогичны изделиям из обсидиана, открытым в 1946-1948 гг. Сардаряном и Паничкиной в поселении Сатани-Дар близ горы Богатлу, расположенной в Армении, которое считалось самым древним археологическим объектом на территории СССР.
Гораздо меньше представлена в Грузии и прилегающих районах ашельская культура, сменившая аббевилльскую. В 1934-1936 гг. экспедиция, возглавляемая С. Замятиным (1899-1958), обнаружила значительную группу, включавшую около десяти поселений, относящихся к этой эпохе. Они расположены вдоль абхазского побережья Черного моря, в основном между Гаграми и устьем реки Ингури. Когда здесь поселились народы, относящиеся к ашельской культуре, уровень Черного моря был почти на 100 метров выше, чем сегодня. По этой причине самые значительные находки, например те, что были сделана в Яхткве, в трех километрах от Сухуми, располагались на высотах около 100 метров над современным уровнем моря на прибрежных террасах.
Ранее обнаруженные ашельские поселения расположены близ селения Лаше-Балта в Южной Осетии, в регионе, примыкавшем с юга к Главному Кавказскому хребту. Несравнимо лучше представлены в Грузии памятники мустьерского периода (этим термином археологи обозначают все эпохи и культуры, датируемые примерно от 100 тыс. до 40 тыс. лет до н. Э., хотя многие ученые предпочитают называть эту культуру среднепалеолитической).
Имеющиеся в нашем распоряжении находки дают яркое представление о жизни первых людей на территории Грузии. Керндл перечисляет двадцать пять мустьерских поселений, расположенных на побережье Черного моря в Абхазии и Мингрелии (древняя Колхида) или ближайших к ним районах. Пять поселений обнаружены в долине реки Риони, а еще двадцать - в бассейне реки Куры (Мтквари) и ее притоков.
Наибольший интерес представляют четыре палеолитических пещерных поселения, обнаруженные В.П. Любиным в Кударо, высоко в горах Южной Осетии. В поселении Кударо слои мустьерской культуры накладываются на остатки ранних ашельских поселений, что указывает на практически постоянное заселение данного района на протяжении долгого времени.
Обнаруженные в огромном количестве в Кударо разнообразные кости животных включают останки огромного гигантского пещерного медведя (найдено почти две трети его скелета), а также оленей, косуль, диких быков, диких овец и коз, красного пещерного волка, волков, лис, росомахи, пантеры, кабана, куницы, полевых и летучих мышей и даже лемура. В геологических отложениях мустьерского времени обнаружены останки носорогов, серн, сурков, бобров, кротов, выдр, хомяков, зайца и горностая. Недавние находки многочисленных артефактов в окрестностях Самшвилде показывают, что район расселения людей в мустьерский период включал Нижнюю Картли вдоль бассейна реки Храми, один из притоков Куры.
Не меньшее значение в предыстории Грузии имеет период верхнего палеолита, продолжавшийся приблизительно с 40 тыс. до 12 тыс. лет до н. э. Он совпал с поздней ледниковой эпохой, когда климат стал особенно суровым и в данном районе установились такие же температуры, как в современной тундре или холодной степи.
Вместе с тем переход к верхнему палеолиту был отмечен важными переменами в жизни первобытных людей. Появились новые технологии, формы ведения хозяйства, перемены произошли и в социальной организации, а также в физических особенностях самого человека. В облике человека исчезли черты примата, выработалась прямая походка, изменились конечности, его рука напоминала руки современного человека. Существенно улучшилось качество кремневых изделий.
Появляются тщательно обработанные скребла с лезвиями различной формы, треугольные остроконечники, сделанные из отщепов. Наряду с кремневыми и обсидиановыми использовались изделия из кости, оленьего рога и бивней мамонтов. Тогда же изобрели лук и стрелы. Форма некоторых камней и предметов из кости показывают, что для работы их прикрепляли к деревянным рукояткам. Соответственно изменился и образ жизни людей. Хотя охота и собирание фруктов и ягод продолжали оставаться главной формой их жизнеобесriечения, улучшение качества орудий и повышение их эффективности наконец позволили перейти к более оседлому образу жизни.
Они начали строить или выкапывать постоянные жилища, появились первые религиозные верования, стены пещер нередко покрывались рисунками и украшались скульптурными изображениями и изделиями малых форм. Если пещер не хватало, то для защиты от холода использовались палатки, сделанные из шкур, и даже просторные землянки. Их выкапывали в мягком грунте, а сверху покрывали шкурами и дерном.
Палеолитические жилища такого типа распространены по всей территории России (Пушкари, Гагарино, Костенки) и Сибири (Бурет, Мальта), где была ограничена возможность использования естественных укрытий. В горных районах, в том числе и на Кавказе, обнаружены многочисленные остатки подобных жилищ.
Первая верхнепалеолитическая стоянка в Грузии была обнаружена и описана в 1916 г. С. Круковским. Она находилась в пещере Гварджиласклде, близ деревни Ргани в Чиатурском районе Имеретии. Эти остатки относятся к верхнему слою мадленской культуры. Более поздней по времени культуре оринъякского типа в Грузии была описана Г. Ниорадзе (1886-1951), в прекрасной монографии о пещерном поселении в Девис-Хврели, находящемся в 4 километрах от Харагоули, расположенном в Шорапанском районе, также находящемся в Имеретии (Западной Грузии). Кроме животных костей, в Девис-Хврели были также найдены человеческая челюсть и множество кремневых орудий. По этим находкам Г. Ниоразде создал весьма выразительную реконструкцию повседневной жизни людей верхнего палеолита в Грузии. В 1936 г. Г. Ниорадзе продолжил исследования в пещере Сакажия, расположенной близ Моцамети (неподалеку от Кутаиси, столицы Имеретии), начатые в 1914 г. Шмидтом и Козловским. Его выводы обогатились большим количеством новых находок, среди которых кости пещерного медведя и пещерного льва, лося и дикого быка, фрагменты человеческих черепов и множество остатков минеральных красок.
Относящиеся к палеолитическому периоду наскальные пещерные рисунки в Грузии крайне редки, их количество несопоставимо по сравнению с теми, что обнаружены во Франции и Испании. Поэтому несомненный интерес представляет собой живопись, обнаруженная в пещерах Мгвимеви близ Чиатуры. Они состоят из семи геометрических символов, нанесенных линейными чертами. Заметим также, что подземные находки, сделанные в 1951-
1953 гг. в пещере Сагварджиле, расположенной в ущелье Дзеврула в Зестафонском районе, П.З. Киладзе и другими учеными из Тбилиси, включают примитивные резные орудия из кости, среди них шило, на котором изображена рыба, причем ее хвост украшен орнаментом. Встречаются также украшения, булавки из кости и ожерелье с просверленными морскими раковинами.
Рассматривая социальную организацию первобытного человека в Грузии и других местах, советские ученые во главе с М.О. Косвеном полагали, что во время верхнего палеолита там сложился матриархат, или основанная на правлении женщин клановая система, которая сохранялась на протяжении мезолитического и неолитического периодов. В соответствии с
данной теорией в последующие энеолитическую или халколитическую эпохи отмечается постепенное перемещение власти от старшей женщины или руководителя клана к мужчине, иначе говоря, наступает патриархальная система. Однако единого мнения по данному вопросу пока не сложилось.
Неолитическая эпоха, или новый каменный век, начинается в постледниковый период, когда погода стала теплее и климат стал более умеренным. Во время переходноro мезолитического периода, 12 тыс. - 5 тыс. лет до н. э., люди постепенно покинули свои мрачные сырые пещеры и земляные жилища. Соответственно изменился и образ их жизни, ставший более подвижным и динамичным. Теперь они проводили основное время на открытом воздухе. Пещерные поселения использовались только в холодное время или для защиты от разбушевавшейся стихии.
Благодаря полукочевому образу жизни материальные следы деятельности мезолитического человека практически не сохранились, за исключением нескольких стоянок, например обнаруженной А.Н. Каландадзе в 1936-1937 гг. в нижнем слое поселения Одиши, находившемся около Зугдиди в Мингрелии. Обнаруженные в Одиши каменные орудия и микролиты похожи на аналогичные находки из Ирана и Ирака.
В 5-м и 4-м тысячелетиях до н. э. В Грузии и прилегающих районах можно наблюдать появление неолитической культуры, которая по многочисленным параметрам имеет точки соприкосновения с неолитическими культурами Средиземноморья, Малой Азии и Крыма. Для культуры этого периода характерны отполированные и орнаментированные каменные топоры со слегка изогнутыми рукоятками и гладко отполированные инструменты в форме полукруглого долота и стамески.
Кроме уже упоминавшегося поселения в Одиши, неолитические поселения располагались на побережье Черного моря, в Тетрамидзе около Кутаиси и в Восточной Грузии. Здесь жили охотники, рыболовы и собиратели, однако они также выращивали зерно, о чем свидетельствуют находки каменных ручных мельниц, кремневые чешуйки снебольшими зубчиками, которые использовались как лезвия для деревянных серпов, а также каменные тяпки и мотыги.
В Колхиде сельскохозяйственная деятельность продвинулась гораздо дальше, среди выращиваемых там зерновых культур встречаются просо, пшеница и рожь. В поселениях Река и Анаклия обнаружены запасы каштанов, желудей и лесных орехов, а также косточки винограда. На основании находок в Кистрике, расположенном около Гудауты в Абхазии, нам
известно, что женщины пряли шерсть и вязали простую одежду. Также появилась примитивная керамика. В Одиши Каландадзе обнаружил остатки изготовленных вручную керамических изделий с орнаментальными мотивами в форме отдельных линий или волн, часто встречаются также зигзагообразные линии.
Эта древнейшая керамика из Закавказья, довольно примитивная по технике изготовления и искусству орнаментации, является несомненной предшественницей превосходящей ее по всем параметрам неолитической керамической культуры Анатолии, которая уже процветала примерно в б-м тысячелетии до н. э.
Заметное место в неолитической культуре Грузии занимает разведение скота, что подтверждается находками костей быков, коров, овец, коз и одомашненных диких собак. Находки доказывают, что различные типы животных уже широко приручались и в других районах Кавказа.


Грузины. Общие сведения о картах,

Мегрелах, лазах и сванах


Грузины (самоназвание - картвелеби, груз. ქართველები) - народ картвельской семьи. Большая часть грузинской нации сосредоточена внутри границ Грузии, государства на побережье Чёрного моря. Также немало грузин живёт в восточных провинциях Турции и во внутренних районах Ирана - особенно в городе Ферейдан. Большинство грузин имеют тёмные волосы, встречаются и блондины.

У большинства грузин карие глаза, хотя у 30 % глаза голубые или серые. (Вообще разные субэтнические группы грузин отличаются друг от друга довольно заметно.) В большинстве своем антропологически относятся к понтийскому и кавкасионскому типам европеоидной расы.

Благодаря удалённости грузин от основных путей вторжений и миграций территория Грузии оказалась объектом большой демографической однородности, благодаря чему современные грузины являются прямыми потомками коренных жителей Кавказского перешейка. По лингвистическому принципу грузины разделены на три группы - иберийскую, сванскую и мегрело-лазскую . Большинство грузин традиционно исповедует христианство (православие), которое принято 6 мая 319 года.

Грузинский народ формировался на основе трёх близкородственных племенных объединений: картов, мегрело-чанов и сванов. Процесс формирования грузинской народности завершилась в основном в VI-X веках.

Численность


Численность грузин в мире - более 4 млн человек, из них:
в Грузии проживает около 3,66 млн человек (84 % населения страны) (перепись 2002 года).
в России по данным переписи 2002 года постоянно проживает 198 тыс. грузин, а фактически - от 400 тыс. до 1 млн человек.
в Турции - от 150 тыс. до 300 тыс.
в Абхазии - 40-70 тыс. человек
в Иране - 60 тыс. человек
на Украине - более 34 тыс. человек (перепись 2001 года)
в Азербайджане - около 15 тыс. человек (перепись 1999 года).

Этнографические группы


Аджарцы - население Аджарии, исповедуют как христианство так и ислам суннитского толка.
Гурийцы - проживают в крае Гурия, говорят на гурийском диалекте грузинского языка.
Картлийцы - проживают в исторической области Картли, говорят на картлийском диалекте грузинского языка.
Кахетинцы - живут в Кахети.
Имеретины - населяют край Имерети, говорят на имеретинском диалекте грузинского языка.
Имерхевцы - проживают в Турции, исповедуют ислам суннитского толка.
Ингилойцы - проживают на северо-западе Азербайджана , исповедуют как христианство, так и ислам суннитского толка.
Лечхумцы - жители области Лечхуми на реке Риони, говорят на лечхумском диалекте грузинского языка.
Месхетинцы - этнографическая группа грузин, коренное население Месхети, говорят на месхском (месхетинском) диалект грузинского языка.
Мохевцы - жители исторической области Хеви.
Мтиулы - коренное население горной области Восточно-Южного Кавказа Мтиулети.
Пшавы - проживают в Душетском районе Грузии, говорят на пшавском диалекте грузинского языка.
Рачинцы - жители исторической области Рача (современные Онский и Амбролаурский муниципалитеты), говорят на рачинском диалекте грузинского языка
Тушинцы
Ферейданцы - проживают в Западном Иране , исповедуют ислам шиитского толка.
Хевсуры - жители районов Грузии, пограничных с Чечнёй и Игнушетией, коренное население горной области Хевсурети.
Чвенебури - проживают в Турции, исповедуют ислам суннитского толка.

Субэтнические группы

Мегрелы


Мегрелы - самая большая по численности субэтническая группа грузинского народа. На юге от мегрелов живут гурийцы, на востоке имеретинцы, на севере сваны, а на северо-западе - абхазы. Мегрелы очень музыкальны - среди их напевов есть очень мелодичные (записаны с приложением нот X. Гроздовым в «Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа», XVIII, 1894); свои песни они исполняют под аккомпанемент грузинского народного инструмента чонгури.

Кроме песен, народное творчество мегрелов выразилось ещё в сказках; ряд их в русском переводе записан Ш. Ломинадзе. Мегрелы исповедуют православие и принадлежат к Грузинской православной церкви.

В позднем Средневековье мегрелы пользовались относительной самостоятельностью от Имеретинских царей (княжество Мегрелия) и имели собственную династию владетельных князей (Дадиани). В 1803 году владетель Мегрельского княжества вступил в российское подданство. С 1857 года введено российское управление.

Упразднено княжество было в 1867 году и вошло в состав Российской империи (Кутаисская губерния). Князья Дадиани(светлейшие князья Мингрельские) впоследствии стали частью российского дворянства (после ликвидации княжества в 1867).

Сваны


Сваны - основное, коренное население в Местийском и Лентехском районах на северо-западе Грузии, объединяемых в историческую область Сванетия - говорят на грузинском и на отдельном сванском языках, относящихся к картвельской семье.

Лазы


Лазы - проживают на северо-востоке Турции, на территории исторической области Лазистан. Лазы говорят на грузинском и родственном мегрельскому - лазском языке, относящемся к картвельской семье, а также на турецком языке.

Материал взят из свободной сетевой энциклопедии - Википедии.

35 место. Мака Гигаури

34 место. Тамара (Тамрико) Гвердцители (род. 18 января 1962, Тбилиси) - советская, грузинская и российская певица, актриса, композитор, народная артистка Грузинской ССР, народная артистка России. Отец - из древнего грузинского дворянского рода Гвердцители. Мать - , внучка одесского раввина. Поскольку у евреев национальность считается по матери, а у грузин - по отцу, то Тамару Гвердцители можно с равным успехом назвать как грузинкой, так и еврейкой.

33 место: - советская актриса. Не следует путать её с другой советской актрисой Кирой Георгиевной Андроникашвили (1908-1960), которая приходится ей тетей.

32 место. (20 февраля 1923, Тбилиси - 31 марта 1994) - советская актриса, народная артистка Грузинской ССР.

31 место. Элене Гедеванишвили (род. 7 января 1990, Тбилиси) - грузинская фигуристка, двукратный бронзовый призер чемпионата Европы (2010, 2012) в одиночном катании.

30 место. Анна Чакветадзе (род. 5 марта 1987 год, Москва) - российская теннисистка, завершившая карьеру в 2012 году. Выиграла 8 турниров WTA. Отец Анны родом из Грузии, мать - из Украины.

29 место. Ирина Онашвили - грузинская модель, представляла Грузию на Мисс мира 2003.

28 место. Тако Лолуа - грузинская модель.

27 место. Мариам Киласония - Мисс Абхазия 2009. Конкурс проходил в Тбилиси, а не в Абхазии, а победительница является не абхазкой, а мегрелкой (субэтническая группа грузинского народа).

26 место. Лика Кавжарадзе (род. 26 октября 1959, Тбилиси) - советская и грузинская актриса. Известность ей принесла роль Мариты в фильме Тенгиза Абуладзе «Древо желания».

25 место. Софико Чиаурели (21 мая 1937, Тбилиси - 2 марта 2008) - советская и грузинская актриса, народная артистка Грузинской ССР (1976), народная артистка Армянской ССР (1979). Сыграла более чем в ста фильмах.

Софико Чиаурели в фильме "Цвет граната" (1968)

24 место. - оперная певица (меццо-сопрано). Родилась в Тбилиси. Выступала в Ла-Скала, Мариинском театре и других театрах мира.

23 место. София Нижарадзе (род. 6 февраля 1986, Тбилиси, Грузия) - грузинская и российская певица, актриса, автор песен. Исполнила роль Джульетты в российской версии французского мюзикла Roméo & Juliette (2004-2006, Москва, Театр оперетты). В 2005 году представляла Россию на конкурсе исполнителей поп-музыки «Новая волна». В мае 2010 года представляла Грузию на конкурсе «Евровидение».

22 место. Нино Махарадзе - грузинская модель, представлявшая Грузию на конкурсе Мисс Интерконтиненталь 2012.

21 место. Ия Нинидзе (род. 8 сентября 1960, Тбилиси) - советская грузинская и российская актриса театра и кино, народная артистка Грузии.

Ия Нинидзе в фильме "Орех Кракатук" (1977)

20 место. Елена Сатине (род. 24 ноября 1987, Тбилиси) - американская актриса грузинского происхождения. Её настоящая фамилия - Схиртладзе .

19 место. Нонна Диаконидзе - грузинская модель, представлявшая Грузию на конкурсе Мисс Земля 2009.

18 место. Лидия Циргвава (14 апреля 1923, Харбин, Китай - 31 декабря 2013) - советская и российская актриса, художник. Более известна как Лидия Вертинская (по фамилии мужа - русского певца Александра Вертинского). Мать актрис Анастасии и Марианны Вертинских, которые входят в .

16 место. Антиса Буцхрикидзе - грузинская модель.

15 место. Кэти (Кетеван) Мелуа (род. 16 сентября 1984, Кутаиси, Грузия) - британская певица грузинского (мегрельского) происхождения.

13 место. Додо Чоговадзе (род. 1951) - советская актриса, наиболее известная по роли принцессы Будур в фильме "Волшебная лампа Аладдина" (1966).

12 место. Елена Циклаури - грузинская модель, участница конкурса Мисс Грузия 2014.

11 место. (род. 29 ноября 1991, Тбилис) - грузинская модель, Мисс Грузия 2011. Представляла Грузию на Мисс мира 2011. Некоторые считают, что Джанет Кердикошвили по национальности , однако она отрицает это и говорит, что её родители - менгрелы из Абхазии.

10 место. Небахат Чехре / Nebahat Çehre (род. 15 марта 1944 года, Самсун, Турция) - турецкая актриса, в прошлом - модель, Мисс Турция 1960. В России наиболее известна по роли Валиде Султан - матери султана Сулеймана в сериале "Великолепный век" (2011-2012). Отец Небахат Чехре грузинского происхождения, мать - лазского (лазы - субэтническая группа грузинского народа).

Небахат Чехре в молодости:

Небахат Чехре в возрасте 67 лет в роли Валиде Султан в сериале "Великолепный век":

9 место. Манана Джапаридзе (род. 28 декабря 1980, Тбилиси) - азербайджанская певица грузинского происхождения.

8 место. Вероника (Вера) Кобалия (род. 24 августа 1981 года, Сухуми, Абхазия) - грузинский и канадский экономист, общественный и политический деятель, министр экономики и устойчивого развития Грузии в 2010 - 2012 годах.

7 место. Нато Вачнадзе (14 июня 1904, Варшава, Польша - 4 июня 1953) - советская актриса, народная артистка Грузинской ССР, заслуженная артистка РСФСР. Настоящее имя - Наталья Андроникашвили. Вачнадзе - фамилия по первому мужу.

6 место. Нини Бадурашвили (род. 27 декабря, 1985, Тбилиси) - грузинская актриса и певица.

5 место. Мэри Шервашидзе-Эристова (17 октября 1895, Батуми, Грузия - 21 января 1986) - российская княгиня, дочь князя Шервашидзе, фрейлина императрицы Александры Федоровны. После брака с князем Эристовым взяла фамилию мужа. После Гражданской войны уехала за границу, работала манекенщицей в доме моды Шанель. Историк моды Александр Васильев в своей книге "Красота в изгнании" пишет: "Хрупкая брюнетка Мэри Эристова олицетворяла тип красоты, модный в 20-х годах. Её лицо и фигура подходили как нельзя кстати к стилю Шанель тех лет, к тому же Коко импонировало, что для нее, провинциалки из Оверни, работают "настоящие русские княгини". Как говорят, портрет княгини Мэри был в спальне княгини Монако Грейс Келли. Проснувшись, она сначала смотрела на картину и лишь потом в зеркало, определяя, таким образом, хорошо ли выглядит сегодня.

4 место. - грузинская модель. Представляла Грузию на конкурсе Мисс Туризм 2008.

3 место. Лика Метревели (род. 17 марта 1993) - грузинская модель, Мисс Тбилиси 2009, Вице-Мисс Грузия 2012, победительница грузинского этапа конкурса Elite Model Look 2012.

2 место. (род. 10 ноября 1975, Тбилиси) - российская журналистка и телеведущая. Тина Канделаки о своем происхождении: "Моя мама Эльвира Георгиевна Алахвердова - . Никогда я из этого не делала тайны. Мой отец Гиви Шалвович Канделаки - грузин. Канделаки - греческая фамилия. Греческие священники, которые принесли христианство в Грузию, были моими отдалёнными предками. Но ассимиляция произошла настолько глубоко, что Канделаки стали 100-процентными грузинами".

Самая красивая грузинка - грузинская модель, актриса и телеведущая, Мисс Грузия 2007 Гванца Дараселия (род. 1 сентября 1989, Тбилиси). Представляла Грузию на конкурсе Мисс Вселенная 2008. Снялась в фильмах "Девочка со слайда" (2009) и "Город мечты" (2010).

Лучшие статьи по теме