Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • Грамматика
  • О кафедре этнографии и антропологии. Профессия – антрополог Кафедра антропологии

О кафедре этнографии и антропологии. Профессия – антрополог Кафедра антропологии

Антрополог - учёный, специализирующийся на изучении человека как биологического вида.

Особенности профессии

Антропологов интересует человек не только в его единстве с природой, но и в контексте его культурной среды. Поэтому к антропологии также относят дисциплины, изучающие человека в социуме.

Термин «антропология» появился в античной философии. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. Условно антропологию можно поделить на культурную и физическую .

Культурная антропология

В России под антропологией до недавнего времени понимали в основном физическую антропологию, но с 1990-х гг, в российских вузах стали появляться кафедры социальной, политической и философской антропологии. Всё это - направления культурной антропологии, которая изучает культуру, цивилизацию, общественные системы, этнические особенности.

Например, социальная антропология изучает проявления человека в культуре и обществе: в семье, в религии, экономике и пр. Социальные антропологи (социоантропологи) исследуют принципы получения и использования власти в разных обществах, экономическое поведение людей, выявляет факторы, влияющие на экономику, но не учтённые экономической наукой. Культурная антропология даёт возможность понять суть противоречий между разными народами, социальными слоями и пр.

Физическая антропология

Специалистов в этой области обычно называют антропологами без каких-либо приставок (социо-, этно- и т.п.). Физическую антропологию в первую очередь занимает развитие человека как биологического вида. Она исследует останки древних и тела ныне живущих людей. Результаты таких исследований использует археология, медицина, педагогика, инженерная психология, этнология (от греч. ethnos народ) и т.д.

Изучение древних людей предполагает исследование ископаемых скелетов. Вот несколько важных находок и открытий в этом направлении.

Как-то французский археолог-любитель Жак Буше де Перт (1788 - 1868) обнаружил древние кремниевые орудия в каменоломнях в окрестностях Аббевиля. Он был одним из первых, кто пытался доказать существование «допотопных» людей.

Немецкий школьный учитель Иоганн Фульротт. (1803 - 1877) в 1856 г. собрал и описал кости первобытного человека. Это было первое научное описание неандертальца.

Голландский антрополог Эжен Дюбуа (по образованию - военный врач, 1858 - 1940) первым обнаружил череп питекантропа.

Раймонд Артур Дарт (южноафриканский врач, 1893 - 1988) открыл для науки австралопитеков.

Немецкий антрополог Франц Вейденрейх (1873 - 1948) разработал концепцию полицентризма (несколькх центров) формирования современных рас. (По его мнению этих центров было четыре.) Он же - автор концепции ортогенеза - внутреннего стремления организмов к развитию.

Немецкий антрополог Ганс Вайнерт (1887 - 1967) исследовал питекантропов и неандертальцев. Автор теории, согласно которой современный человек возник под давлением суровых условий ледникового периода.

Американский антрополог Алеш Хрдличка (1869 - 1943) в 1927 г. выдвинул концепцию неандертальской фазы в эволюции человека.

Австралийский приматолог Колин Петер Гроувс (1942-…) систематизировал приматов, объединив в одно семейство Hominidae (гоминиды) горилл, шимпанзе и человека.

Американский антрополог Клод Оуэн Лавджой - специалист по австралопитекам, автор концепции возникновения прямохождения. Он предположил (в 1980-х гг), что прямохождению способствовали не столько природные факторы (климат и т.п.), сколько половое поведение, семейные отношения и социальная организация.

Это лишь небольшая часть учёных, сформировавших современную теорию развития человека как вида. Но точка в исследовании истории человека разумного (т.е. нас) ещё не поставлена.

Изучение современного человека имеет практическое значение для разных областей жизни. Например, измерения физических данных (антропометрия) интересны изготовителям одежды, мебели, строителям жилья и пр.

Рабочее место

Антропологи работают в научно-исследовательских институтах и центрах, преподают в профессиональных учебных заведениях. Специалисты по физической антропологии работают в учреждениях антропологического и археологического профиля, в области судебной медицины, генетики человека.

Специалист по культурной антропологии может входить в состав комиссий и выступать как эксперт, консультируя государственных деятелей, принимающих политические решения.

Оплата труда

Зарплата на 18.06.2019

Россия 18000—30000 ₽

Важные качества

Логика, склонность к анализу, интерес к биологии / социологии.

Знания и навыки

Объём знаний антрополога зависит от его научных интересов. Например, специалисту по физической антропологии необходимы знания в области биологии (анатомии, палеопатологии, генетики и пр.), археологии, этнографии и др.

Социальному антропологу нужны познания в социологии, культурологи, психологии, социолингвистике и пр.

Независимо от специализации, антропологу необходимо знание иностранных языков.

Где учат

  • Московский государственный университет им. Ломоносова

Биологический факультет (кафедра антропологии)

Специальность «антропология»

Специализации: «общая антропология», «антропогенез», «морфология человека», «этническая антропология»

  • Российский государственный гуманитарный университет

Учебно-научный центр социальной антропологии

Специальность «социальная антропология»

Специализации: «социальная антропология регионов мира», «этология человека»

А также другие вузы, обучающие по специальностям «Антропология» (как правило, на биологических факультетах университетов) и «Социальная антропология».

— Мне очень интересно все в биологии, я люблю ездить поездом и без проблем питаюсь в столовых!

— Людочка, вы правильно выбрали профессию! – Сказала мне «зачинатель» лаборатории ауксологии в НИИ и Музее антропологии МГ Наталья Николаевна Миклашевская, профессор, доктор биологических наук, посвятившая антропологии всю свою научную жизнь.

Позвольте представиться – Антрополог, Физический Антрополог.

Да, немного Джеймс Бонд от современной биологической науки. Когда я поступала учиться на Биологический факультет Московского Государственного Университета имени Михаила Васильевича Ломоносова самые большие сомнения у меня вызывала необходимость определиться в дальнейшем с выбором кафедры – все было захватывающе интересно. Отказаться от генетики ради зоологии или от физиологии ради цитологии казалось совершенно невозможно, а ведь были еще кафедры дарвинизма, экологии, энтомологии, молекулярной биологии, биохимии, да мало ли чего еще.

И вот окончен первый курс, и прошли захватывающие во всех отношениях Настоящие Полевые Практики по зоологии и ботанике, и неуклонно приближается время Выбора… К счастью, существует кафедра Антропологии, и, выбрав ее, вы получаете редкостную возможность, ни в чем себе не отказывая, занимаясь биологией человека, углубиться в постижение законов изменчивости, многообразия нашего вида в пространстве и во времени. Причем пространство – географическое, глобальное, время – историческое, эпохальное, а инструменты исследования – безгранично разнообразные. Фактически, физический антрополог в своей исследовательской деятельности не просто может, но должен использовать все возможности современной биологической науки. Образование, полученное при обучении на Биологическом факультете МГУ, предоставляет эти возможности в полном объеме и на уровне, отвечающем мировому.

Если Вас интересует эволюция вида Homo, антропосоциогенез и расселение наших предков по планете, Вам в помощь палеоантропология, археология, палеопатология, палеогенетика, а может быть и генетика возбудителей болезней человека, соседствующих с ним (синантропных) животных и растений, палеоклиматология, биохимия (для определения маркеров местности, где человек жил), геология, физика (для разработки методов определения древности находок). Изучая изменчивость современного человека, Вы сможете использовать не только анализ формирования сообществ – этнотерриториальных групп, данные палеоантропологии. Обязательно будут привлечены и данные по истории, этнографии (можно сказать, культурной антропологии), физиологии, генетике, демографии, профессиональной, возрастной (ауксология, геронтология) и гендерной изменчивости, а также из множества других областей.

Мои сокурсницы после окончания кафедры избрали разные направления деятельности: одна работает в Дарвиновском музее в Москве, другая – изучает генетику зрительного анализатора в одном из исследовательских институтов США, третья стала Академиком АН РФ и возглавила НИИ и Музей антропологии МГУ, где я работаю ведущим научным сотрудником.

Мои интересы сосредоточились на области ауксологии – науки о росте и развитии детей и подростков. Процесс нашего роста подвержен влиянию ряда внутренних — наследуемых, и внешних – средовых, — факторов. Изучение системы сочетанного воздействия этих факторов на детский организм – сложная и очень увлекательная аналитическая задача, состоящая из нескольких частей. Сначала высказывается некая теория, основанная на изучении существующей литературы по данному вопросу и на опыте автора. Потом нужно собрать материал – данные по измерениям размеров тела детей и подростков из самых разных местностей нашей страны. В многочисленных экспедициях антропологи-ауксологи объезжают огромные, часто малоизученные территории.

На летних практиках мы сдавали зачет по верховой езде, управлению моторной лодкой и гребле на веслах без уключин, «на всякий случай».

Со специально разработанным легким и удобным оборудованием для измерений проводят обследования сотен детей разных возрастов. При этом определяют величину показателей, характеризующих общие размеры тела, соотношения продольных и поперечных размеров – пропорции, измеряют вес тела и толщину жирового слоя, с помощью современных приборов совершенно безболезненно получают данные о соотношении компонентов массы тела: абсолютной и относительной массы жира, мышц, воды и т.д., берут мазок с внутренней поверхности щеки для последующего генетического анализа, подробно анкетируют обследованных, чтобы узнать, в каких условиях они живут и растут. После возвращения в лабораторию проводят необходимые анализы, их результаты и все собранные материалы включают в базу данных для дальнейшей статистической обработки. Раздел математики посвященный анализу биологических данных называется Биометрия. Биометрические методики позволяют проводить анализ большого количества разнородных данных, что само по себе очень интересно и дает простор для творческой мысли, подтверждая или опровергая предлагаемую теорию. Результаты исследований публикуются во многих научных изданиях в России и за рубежом, докладываются на международных конференциях и симпозиумах. Коллеги-антропологи из различных стран мира организуют совместные исследовательские проекты. За время работы мне довелось побывать в самых разных регионах России: Заполярье, Поволжье, Калмыкии, Татарстане, Горном Алтае, Карелии; а также в Грузии, Азербайджане, Украине, Белоруссии, Латвии, Болгарии, Германии, Англии, Хорватии, Турции, Японии.

Многие дисциплины на кафедре антропологии МГУ преподают научные сотрудники НИИ и Музея антропологии МГУ. Проведение современных научных исследований позволяет преподавателям не только самим быть на переднем крае антропологических исследований, но и с самых ранних этапов обучения приобщать студентов к реальной научной работе. Сотрудники и студенты также принимают участие в просветительской деятельности: консультируют, проводят занятия и экскурсии в музее по самым разнообразным темам, — ведь в НИИМА МГУ работают специалисты в областях палеопатологии, антропогенеза, антропоэкологии, ауксологии, морфологии человека, расоведения. Каждый раз экскурсовод отвечает (или помогает найти ответ) на множество вопросов как теоретического (Есть или нет, все-таки, Снежный Человек? И почему бы ему не быть?) так и практического (Почему я самый маленький в классе? Что лучше – диета или упражнения? В каком виде спорта я добьюсь больших успехов?) характера. И эта любознательность очень радует. К тому же доставляет удовольствие удовлетворять любопытство.

Кафедра философской антропологии и проблем комплексного изучения человека была создана в 1989 г. по инициативе академика Российской Академии Наук Ивана Тимофеевича Фролова (1929 – 1999) на кадровой основе академических институтов РАН.

Кафедра задумывалась как учебное подразделение, работа которого основывалась на синтезе результатов университетской и академической науки.

Первыми сотрудниками кафедры были:

академик РАО В.П. Зинченко, академик РАН И.Т. Фролов (преподавал курс «История философской антропологии в России»), академик РАЕН и РАО Л.П. Буева (читала курс «Основные понятия и проблемы философской антропологии»), член-корреспондент РАН Б.Г. Юдин (читал курс «Основные проблемы биоэтики»), профессор В.Г. Федотова.

Образовательные и научно-исследовательские программы кафедры изначально основывались на комплексном подходе к человеку, нацеленном на одновременном познании его универсальности и уникальности.

Теоретико-методологической базой деятельности кафедрального коллектива стали идеи И.Т.Фролова, воплощенные в его концепции человека и сопряженные с попыткой выработать адекватный философско-методологический инструментарий для применения комплексного подхода в любой сфере познания, ориентированной на человека.

Коллективом кафедры были достигнуты значительные успехи в изучении таких конкретных проблем, как человеческий потенциал, вопросы биоэтики и гуманитарной экспертизы, вопросы виртуалистики, природы человека и условий ее трансформации и др.

Кафедра работала в тесном содружестве с созданным в 1991 году Институтом человека РАН и с Отделом комплексных проблем изучения человека Института философии РАН, начавшим свою деятельность в 2005 году. Это позволило кафедре стать ведущим учебным подразделением в рамках разработки и преподавания философско-антропологической проблематики, организовать целую серию международных научных конференций, симпозиумов и семинаров.

Особенностью структурной организации кафедры была ее пластичность: постоянными кадровыми сотрудниками кафедры были немногие преподаватели. Для чтения учебных курсов приглашались крупнейшие специалисты. Это позволяло сделать учебный процесс живым, вариативным и интересным, ориентированным на изучение актуальных проблем философии человека.

С кафедрой сотрудничали и сотрудничают такие крупные специалисты, как В.Г.Буданов, П.С.Гуревич, А.Н.Павленко, В.Л. Рабинович, Я.И.Свирский, В.М.Розин и многие другие.

Кафедра изначально задумывалась как подразделение с широкой областью научно-исследовательских и теоретико-методологических интересов, нацеленных на комплексное изучение человека. Реализацией этих интересов после смерти И.Т.Фролова коллектив стал заниматься под научным руководством академика РАН, доктора философских наук, профессора Вячеслава Семёновича Стёпина.

С 2015 года заведующим кафедрой стал доктор философских наук, профессор ФёдорИванович Гиренок. Существенно обновился кадровый состав кафедры. Одновременно изменилось и название кафедры. Она стала называться кафедрой философской антропологии.

На кафедре был выработан новый концепт философской антропологии. На первый план выступило исследование соотношения антропологии и онтологии. Заново был поставлен вопрос о человеке. Концептуализированы понятия «взрыв галлюцинаций» и «освобождение желания». Было обращено внимание на исследование феномена аутизма. Стала разбираться проблема соотношения сознания и интеллекта, языка и сознания. По-новому стала интерпретироваться проблема связи субъекта и субъективности. Были введены в оборот концепты «человека-куклы» Платона, «человека-марионетки» Канта, «человека-ночи» Гегеля. Центральное внимание в основном курсе лекций по философской антропологии уделяется фундаментальному значению появления наскальной живописи и искусства вообще.

За последние годы на кафедре были изданы монографии Ф.И. Гиренка («Клиповое сознание», 2016), В.П. Руднева («Против истины», 2017; «Новая модель реальности», 2016), Н.Н. Ростовой («Изгнание Бога. Проблема сакрального в философии человека», 2017), а также коллективная монография «Философия русского авангарда», 2018.

Кафедра антропологии была создана на естественном отделении физико-математического факультета МГУ в 1919 году по инициативе академика Д.Н.Анучина и профессора В.В. Бунака. С 1930 года кафедра вошла в состав биологического факультета МГУ. С момента образования кафедру возглавляли: с 1919 года - академик Д.Н. Анучин, антрополог, археолог, этнограф и географ, основатель НИИ и Музея антропологии МГУ; с 1923 года - профессор В.В. Бунак, с 1933 года - профессор М.А. Гремяцкий, с 1964 года - профессор Я.Я. Рогинский, с 1975 года - профессор В.Л. Якимов; с 1980 года по настоящее время кафедру возглавляет директор НИИ и Музея антропологии МГУ профессор В.П. Чтецов.

Кафедра антропологии МГУ - единственная в стране, где преподается весь комплекс предметов, необходимых для подготовки специалистов в области, как физической антропологии (биологии человека), так и исторической антропологии.

Программа обучения на кафедре антропологии включает разнообразные курсы, которые преподают сотрудники кафедры, специалисты НИИ антропологии МГУ, отдела антропологии Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Института археологии РАН, Медико-генетического центра РАМН.

Курс «Антропология» читается не только на биологическом, но и на других факультетах МГУ: психологии, фундаментальной медицины, философском и геологическом факультетах.

Студенты биологического факультета, специализирующиеся на кафедре антропологии слушают лекции и с ними проводят практические занятия по целому ряду научных дисциплин, которые предоставляют огромный выбор и возможность профессиональной ориентации практически в любом направлении современной антропологической науки.

Широкий диапазон направлений и тем в научной работе кафедры позволяет студентам выполнять интересные и разнонаправленные курсовые и дипломные работы как в русле классической антропологии (эволюционная и этническая антропология, морфология), так и в области соматической, функциональной, гормональной, популяционной, судебно-медицинской, спортивной антропологии и др.

На кафедре антропологии МГУ введена специализация по направлениям: «Общая антропология», «Антропогенез», «Морфология человека», «Этническая антропология», «Популяционная генетика». Студенты имеют возможность продолжить обучение в аспирантуре.

Выпускники кафедры, привыкшие работать на стыке естественнонаучных и гуманитарных проблем, работают в различных институтах РАН, РАМН, промышленных НИИ, экспертных учреждениях МВД и Минздрава РФ. Они работают как в учреждениях антропологического и археологического профиля, так и в области судебной медицины, клинической генетики, в спортивных научно-исследовательских институтах, а также преподают антропологию в различных московских и российских вузах.

На кафедре антропологии ведутся научные исследования в рамках следующих основных направлений: эволюционная антропология; возрастная и конституциональная антропология; морфологическая, функциональная, медицинская и экологическая антропология; антропогенетика; популяционная и этническая антропология; этология человека и приматов.

Данные, полученные сотрудниками кафедры, находят широкое практическое применение в учебном процессе, медицине, психологии, педагогике, а также вносят существенный вклад в развитие наук о человеке.

Антрополог - учёный, специализирующийся на изучении человека как биологического вида.

Особенности профессии

Антропологов интересует человек не только в его единстве с природой, но и в контексте его культурной среды. Поэтому к антропологии также относят дисциплины, изучающие человека в социуме.

Термин «антропология» появился в античной философии. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. Условно антропологию можно поделить на культурную и физическую .

Культурная антропология

В России под антропологией до недавнего времени понимали в основном физическую антропологию, но с 1990-х гг, в российских вузах стали появляться кафедры социальной, политической и философской антропологии. Всё это - направления культурной антропологии, которая изучает культуру, цивилизацию, общественные системы, этнические особенности.

Например, социальная антропология изучает проявления человека в культуре и обществе: в семье, в религии, экономике и пр. Социальные антропологи (социоантропологи) исследуют принципы получения и использования власти в разных обществах, экономическое поведение людей, выявляет факторы, влияющие на экономику, но не учтённые экономической наукой. Культурная антропология даёт возможность понять суть противоречий между разными народами, социальными слоями и пр.

Физическая антропология

Специалистов в этой области обычно называют антропологами без каких-либо приставок (социо-, этно- и т.п.). Физическую антропологию в первую очередь занимает развитие человека как биологического вида. Она исследует останки древних и тела ныне живущих людей. Результаты таких исследований использует археология, медицина, педагогика, инженерная психология, этнология (от греч. ethnos народ) и т.д.

Изучение древних людей предполагает исследование ископаемых скелетов. Вот несколько важных находок и открытий в этом направлении.

Как-то французский археолог-любитель Жак Буше де Перт (1788 - 1868) обнаружил древние кремниевые орудия в каменоломнях в окрестностях Аббевиля. Он был одним из первых, кто пытался доказать существование «допотопных» людей.

Немецкий школьный учитель Иоганн Фульротт. (1803 - 1877) в 1856 г. собрал и описал кости первобытного человека. Это было первое научное описание неандертальца.

Голландский антрополог Эжен Дюбуа (по образованию - военный врач, 1858 - 1940) первым обнаружил череп питекантропа.

Раймонд Артур Дарт (южноафриканский врач, 1893 - 1988) открыл для науки австралопитеков.

Немецкий антрополог Франц Вейденрейх (1873 - 1948) разработал концепцию полицентризма (несколькх центров) формирования современных рас. (По его мнению этих центров было четыре.) Он же - автор концепции ортогенеза - внутреннего стремления организмов к развитию.

Немецкий антрополог Ганс Вайнерт (1887 - 1967) исследовал питекантропов и неандертальцев. Автор теории, согласно которой современный человек возник под давлением суровых условий ледникового периода.

Американский антрополог Алеш Хрдличка (1869 - 1943) в 1927 г. выдвинул концепцию неандертальской фазы в эволюции человека.

Австралийский приматолог Колин Петер Гроувс (1942-…) систематизировал приматов, объединив в одно семейство Hominidae (гоминиды) горилл, шимпанзе и человека.

Американский антрополог Клод Оуэн Лавджой - специалист по австралопитекам, автор концепции возникновения прямохождения. Он предположил (в 1980-х гг), что прямохождению способствовали не столько природные факторы (климат и т.п.), сколько половое поведение, семейные отношения и социальная организация.

Это лишь небольшая часть учёных, сформировавших современную теорию развития человека как вида. Но точка в исследовании истории человека разумного (т.е. нас) ещё не поставлена.

Изучение современного человека имеет практическое значение для разных областей жизни. Например, измерения физических данных (антропометрия) интересны изготовителям одежды, мебели, строителям жилья и пр.

Рабочее место

Антропологи работают в научно-исследовательских институтах и центрах, преподают в профессиональных учебных заведениях. Специалисты по физической антропологии работают в учреждениях антропологического и археологического профиля, в области судебной медицины, генетики человека.

Специалист по культурной антропологии может входить в состав комиссий и выступать как эксперт, консультируя государственных деятелей, принимающих политические решения.

Оплата труда

Зарплата на 18.06.2019

Россия 18000—30000 ₽

Важные качества

Логика, склонность к анализу, интерес к биологии / социологии.

Знания и навыки

Объём знаний антрополога зависит от его научных интересов. Например, специалисту по физической антропологии необходимы знания в области биологии (анатомии, палеопатологии, генетики и пр.), археологии, этнографии и др.

Социальному антропологу нужны познания в социологии, культурологи, психологии, социолингвистике и пр.

Независимо от специализации, антропологу необходимо знание иностранных языков.

Где учат

  • Московский государственный университет им. Ломоносова

Биологический факультет (кафедра антропологии)

Специальность «антропология»

Специализации: «общая антропология», «антропогенез», «морфология человека», «этническая антропология»

  • Российский государственный гуманитарный университет

Учебно-научный центр социальной антропологии

Специальность «социальная антропология»

Специализации: «социальная антропология регионов мира», «этология человека»

А также другие вузы, обучающие по специальностям «Антропология» (как правило, на биологических факультетах университетов) и «Социальная антропология».

Лучшие статьи по теме