Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • Грамматика
  • Ночной таран — личный подвиг виктора талалихина. Талалихин Виктор Васильевич

Ночной таран — личный подвиг виктора талалихина. Талалихин Виктор Васильевич

Имя лётчика Виктора Талалихина носят улицы в Москве, Подольске и 16 городах России и ближнего зарубежья.

Так чем же прославился этот человек?

Нажмите для увеличения

Виктор Талалихин родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Саратовской губернии. Отец и мать Виктора были крестьянами, кроме него, в семье было ещё два старших сына.

Позже семья перебралась в город Вольск, где отец работал на заводе, а Виктор окончил школу-семилетку. В 1933 году Талалихины перебрались в Москву, и Виктор совмещал учёбу в фабрично-заводском училище с работой на мясокомбинате.

Как и многие мальчишки довоенного и первого послевоенного поколения, Виктор Талалихин мечтал стать лётчиком.

Первые шаги к исполнению мечты он сделал в аэроклубе. Спустя два десятилетия так же — через ремесленное училище и аэроклуб — .

Инструктор в аэроклубе обнаружил у Виктора настоящий талант лётчика, но заметил, что для повышения мастерства парню нужна холодная голова. Это качество Талалихин обретёт уже в своей военной карьере.

Оба старших брата Виктора уже служили в авиации, что только подхлёстывало его желание пойти той же дорогой.

Боевое крещение

В 1937 году Виктор Талалихин был призван в армию и по комсомольской путёвке направлен в Борисоглебское авиационное училище, которое в 1938 году успешно окончил. Младшего лейтенанта Талалихина отправили для прохождения дальнейшей службы в 27-й истребительный авиационный полк.

И в авиашколе, и в полку отмечали, что Виктор отлично владеет техникой пилотирования, принимает логичные и трезвые решения в сложных ситуациях, сочетая это со смелостью и решительностью.

Боевое крещение Виктор Талалихин принял на советско-финской войне 1939-1940 годов. Молодой лётчик на самолёте И-153 уже в первом воздушном бою уничтожил вражеский самолёт.

Всего за финскую кампанию Талалихин сбил 4 самолёта противника. Один из них был сбит в тот момент, когда пилот прикрывал своего командира Михаила Королёва .

За подвиги в советско-финской войне младший лейтенант Талалихин был награждён орденом Красной Звезды.

Весной 1941 года лётчик Талалихин окончил курсы командиров авиазвеньев и был назначен командиром звена в 177-й истребительный полк, которым командовал его фронтовой товарищ по финской кампании Михаил Королёв.

Страшное лето 1941-го

Первые месяцы Великой Отечественной войны были по-настоящему трагическими для нашей армии. Авиации приходилось труднее всего — противник превосходил и в технике, и в мастерстве. Массированный удар по аэродромам в первые часы войны привёл к огромным потерям в ВВС Красной Армии.

Люфтваффе господствовало в воздухе, однако даже немецкие асы признавали беспримерное мужество советских лётчиков. Когда не было других возможностей остановить врага, пилоты бесстрашно шли на таран. Только за первый день войны было совершено 19 воздушных таранов, а всего во время Великой Отечественной войны советские лётчики таранили противника более 600 раз. Самое большое количество таранов пришлось на первые, тяжелейшие месяцы войны.

Для лётчика таран в большинстве случаев означал гибель, и потому для использования подобного приёма нужна была невероятная отвага.

С началом войны 177-й истребительный полк, в котором служил Виктор Талалихин, был переброшен под Москву. Лётчикам полка было поставлена задача оборонять небо столицы на юго-западном направлении.

Удостоверение на медаль «За оборону Москвы» Героя Советского Союза, лётчика-истребителя Виктора Васильевича Талалихина. Источник фото: РИА Новости

Система противоздушной обороны столицы оказалась самой эффективной во Второй мировой войне. Хвалёным асам Геринга не удалось нанести Москве тяжёлый урон. Огромная заслуга в этом принадлежит лётчикам-истребителям.

Враг рвался к столице. 177-й полк принял первый воздушный бой уже 25 июля. С каждым днём натиск врага становился сильнее, вылетов было всё больше.

Ночная схватка

Бой, прославивший имя Виктор Талалихина, произошёл в ночь на 7 августа 1941 года. Лётчик получил приказ вылететь на перехват немецких бомбардировщиков. На высоте 4500 метров И-16 Талалихина сел на хвост немецкому «Хенкелю-111». Гитлеровский ас маневрировал искусно, однако советскому истребителю удалось поджечь один из моторов самолёта противника. Тем не менее немец уходил от погони. Талалихин зашёл в новую атаку, но обнаружилось, что боеприпасы кончились.

Тогда лётчик принял решение таранить «Хенкель». Сам Талалихин потом рассказывал, что рассуждал в тот момент так: скорее всего, при таране он погибнет, но погибнет и экипаж немецкого бомбардировщика, состоящий из четырёх человек. Значит, счёт в любом случае в его пользу!

Пока И-16 подбирался к хвосту «Хенкеля», немецкий бортстрелок сумел ранить Виктора в руку. Тем не менее советский лётчик настиг противника и нанёс удар. Повреждённый И-16 отбросило в сторону, и Виктор Талалихин сумел воспользоваться парашютом.

Лётчик приземлился в речку Северку, откуда ему помогли выбраться жители близлежащей деревни.

Немецкий самолёт рухнул на землю, весь его экипаж погиб.

Новость о подвиге Виктора Талалихина разлетелась в мгновение ока. Ночной таран в небе под Москвой стал одним из первых в истории мировой авиации.

Самый первый ночной таран совершил 28 октября 1937 года в небе над Барселоной советский лётчик Евгений Степанов , сбивший таким образом итальянский бомбардировщик SM-81. Степанов под псевдонимом Эву Хеньо добровольцем сражался на фронтах Гражданской войны в Испании, помогая республиканцам бороться с франкистами, которых поддерживали Гитлер и Муссолини .

Нажмите для увеличения

Интересно, что, несмотря на статистику, сулящую лётчикам верную гибель при таране, Степанов, как и Талалихин, остался жив.

Невысокий паренёк с задатками актёра

Ночной таран Виктора Талалихина на фоне тяжёлых боев на фронте был тем подвигом, который вдохновлял тех, кто уже было пал духом.

На следующий день рассказ лётчика о таране был опубликован в газете «Известия» и прозвучал по радио.

8 августа 1941 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Только родные, друзья и однополчане знали, что этот бесстрашный герой в обычной жизни был весёлым и добродушным человеком. Виктор не был лишён актёрских способностей, ещё в школе играл в драмкружке. При этом и дома, и в школе, и в аэроклубе, и в училище, и в полку носил лейтенант Талалихин отнюдь не грозное прозвище «Малыш».

Проистекало оно из роста Виктора, который был равен всего 155 см. Из-за этого роста на него в своё время скептически смотрели в аэроклубе, а потом в авиаучилище, сомневаясь, что столь невысокий паренёк сможет овладеть серьёзной техникой. Но пословица «мал, да удал» была как раз про Талалихина. Он доказывал свои способности делом.

Нажмите для увеличения

Пока заживали раны, полученные в ночной схватке с немецким бомбардировщиком, лётчик-герой занимался агитацией — выступал на митингах, встречался с молодёжью и рабочими.

2 сентября 1941 года в Кремле председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин вручил Виктору Талалихину грамоту о присвоении звания Героя Советского Союза, орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».

Последний бой героя

Спустя две недели Виктор отпраздновал очередной день рождения — ему исполнилось 23 года.

Всего 23 года, а сколько уже за плечами… Но лётчик Талалихин не был бы самим собой, если бы, увенчанный регалиями, отсиживался бы за чужими спинами в разгар тяжёлых боёв.

И лейтенант Талалихин возвращается в строй уже в качестве командира эскадрильи. Он вновь и вновь поднимается в подмосковное небо, чтобы закрыть врагу путь к столице. К концу октября 1941 года он сбил ещё четыре немецких самолёта лично и один в составе группы.

Лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин (слева) беседует со своим боевым товарищем, сидящим в кабине самолёта. Источник фото: РИА Новости

27 октября 1941 года комэск Талалихин во главе шестёрки истребителей вылетел с военного аэродрома под Подольском для поддержки наземных войск, ведших тяжёлые бои в районе деревни Каменки. Здесь советские самолёты были атакованы шестью немецкими истребителями Ме-109. Разгорелся ожесточённый бой, в ходе которого Талалихин сбил один вражеский самолёт, затем подбил ещё один. В этот момент истребитель лейтенанта атаковали сразу три самолёта гитлеровцев. Одна из очередей прошила кабину и попала в голову Виктору.

Машина потеряла управление и через некоторое время упала.

Останки Героя Советского Союза Виктора Васильевича Талалихина были преданы земле на Новодевичьем кладбище столицы.

На 43-м километре Варшавского шоссе, недалеко от места, где располагался аэродром, с которого лётчик ушёл в свой последний бой, 18 августа 1969 года был открыт памятник герою. Бюсты Виктора Талалихина установлены в Подольске и Москве.

Герой Советского Союза Виктор Васильевич Талалихин родился в Саратовской области, в селе Тепловка, 18 сентября 1918 года в обычной крестьянской семье. Когда Виктору исполнилось 6 лет, семья переехала в районный центр Вольск. Отец, Василий Талалихин, стал рабочим на строящемся цементном заводе. Здесь прошли детские годы Виктора, и здесь впервые он столкнулся с бурным развитием советской авиации, когда стал встречать на улицах городка курсантов военной авиатехнической школы, открывшейся в Вольске.

В 1933 году семья Талалихиных переезжает в Москву. Пятнадцатилетний Виктор идёт учиться в училище при мясном комбинате, после окончания которого устраивается на работу в один из цехов комбината. Всё свободное время Виктор Талалихин посвящает планерно-лётной школе. Тем временем, два его старших брата уже посвятили свою жизнь с авиацией: Александр – бортовой механик, Николай - морской пилот. Отважному Виктору всегда хотелось совершить что-то героическое - и он решил стать лётчиком.

По направлению ВЛКСМ, Виктор Талалихин в 1937 году на время прохождения армейской службы был зачислен в авиационное училище в Борисоглебске (Воронежская область). После успешного завершения учёбы, ему присвоено звание младшего лейтенанта.

В составе третей эскадрильи 27 – ого истребительного авиаполка В.В. Талалихин участвовал в советско - финской войне 1939-1940 годов. За это время он проявил себя смелым, самостоятельным и умеющим владеть собой лётчиком. Талалихин осуществил полсотни боевых вылетов, сбил четыре вражеских самолёта, за что был награждён орденом Красного Знамени.

После завершения войны с Финляндией, Виктор Талалихин окончил курсы командиров авиационных звеньев и вступил в новый подмосковный полк истребителей. В этом 177-ом авиационном полку и застало Талалихина 22 июня 1941 года. Лётчикам была поставлена цель охранять Москву с Юго - запада. С июля 1941 Виктор Талалихин становится заместителем начальника, а потом и исполняющим обязанности начальника первой эскадрильи авиаполка. Он проявляет себя как очень требовательный, но и, в тоже время, чуткий и ответственный командир.

Ночной таран Виктора Талалихина

Ночью 7 августа 1941 года Виктор Талалихин совершает подвиг, за который уже на следующий день ему присвоено звание Героя Советского Союза. При полёте на истребителе И-16 над деревней Кузнечики под Подольском, Виктор Васильевич в ночном бое в воздухе одним из первых среди лётчиков Красной армии применяет таран против вражеского самолёта. Пилот немецкого "Хейнкеля-111" попытался остановить нашего лётчика пулемётным огнём и даже серьёзно ранил, но Талалихин сумел довести дело до конца и сбил немецкую машину, направив на неё свой истребитель. Сам Виктор успел покинуть с парашютом падающий самолёт.

Таран в воздушной битве сродни самопожертвованию лётчика, так как шансов выбраться живым из искорёженного самолёта у решившегося на таран крайне мало. Желание остановить бомбардировщик врага любым способом, заставило Талалихина решиться на этот подвиг. В тот раз ему удалось спастись и войти в историю ВОВ первым лётчиком, применившим таран. Позже, в годы войны, у героя были более шестисот последователей, рискующих жизнью ради победы над фашистами. В сентябре-октябре 1941 года лётчик лично сбивает ещё 3 вражеских бомбардировщика.

Виктор Талалихин погиб 27 октября 1941 году, сражаясь в воздушном бою возле Каменки (в 80 км от Москвы). В этой последней в своей жизни битве Виктор Николаевич лично сбил один немецкий истребитель и ещё один в составе группы. Получив ранение в голову, Талалихин потерял контроль над управлением, и истребитель упал на землю. Погибшему лётчику едва исполнилось 23 года. Героя с воинскими почестями похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.

(1941-10-27 ) (23 года) Место смерти Принадлежность

СССР СССР

Род войск Годы службы Звание

: неверное или отсутствующее изображение

Часть Сражения/войны Награды и премии

Ви́ктор Васи́льевич Талали́хин (18 сентября , с. Тепловка , Вольский уезд , Саратовская губерния , РСФСР - 27 октября , Подольский район , Московская область , СССР) - военный лётчик, заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка ПВО 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО , младший лейтенант . Герой Советского Союза . Одним из первых в СССР совершил ночной воздушный таран .

Биография

Родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии . Сын рабочего. Русский .

Самолёт

В 2014 году поисковики нашли в лесу под Москвой самолёт легендарного лётчика, на котором он 73 года назад одним из первых совершил ночной таран и сбил на подступах к советской столице немецкий бомбардировщик .

Награды

  • 8 августа 1941 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» ему присвоено звание Героя Советского Союза.
  • Награждён орденами Ленина , Красного Знамени и Красной Звезды .

Память

В честь Виктора Талалихина названы улицы в:

Напишите отзыв о статье "Талалихин, Виктор Васильевич"

Примечания

Литература

  • Чистова Светлана Владимировна. Клин, что на реке Сестре // Христианская жизнь. 2011.
  • Рымарь Леонид Витальевич . Талалихин В. Как я протаранил фашистский самолёт // Известия. 1941. 8 авг.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Талалихин, Виктор Васильевич

В то время как проходил этот Апшеронский батальон, румяный Милорадович, без шинели, в мундире и орденах и со шляпой с огромным султаном, надетой набекрень и с поля, марш марш выскакал вперед и, молодецки салютуя, осадил лошадь перед государем.
– С Богом, генерал, – сказал ему государь.
– Ma foi, sire, nous ferons ce que qui sera dans notre possibilite, sire, [Право, ваше величество, мы сделаем, что будет нам возможно сделать, ваше величество,] – отвечал он весело, тем не менее вызывая насмешливую улыбку у господ свиты государя своим дурным французским выговором.
Милорадович круто повернул свою лошадь и стал несколько позади государя. Апшеронцы, возбуждаемые присутствием государя, молодецким, бойким шагом отбивая ногу, проходили мимо императоров и их свиты.
– Ребята! – крикнул громким, самоуверенным и веселым голосом Милорадович, видимо, до такой степени возбужденный звуками стрельбы, ожиданием сражения и видом молодцов апшеронцев, еще своих суворовских товарищей, бойко проходивших мимо императоров, что забыл о присутствии государя. – Ребята, вам не первую деревню брать! – крикнул он.
– Рады стараться! – прокричали солдаты.
Лошадь государя шарахнулась от неожиданного крика. Лошадь эта, носившая государя еще на смотрах в России, здесь, на Аустерлицком поле, несла своего седока, выдерживая его рассеянные удары левой ногой, настораживала уши от звуков выстрелов, точно так же, как она делала это на Марсовом поле, не понимая значения ни этих слышавшихся выстрелов, ни соседства вороного жеребца императора Франца, ни всего того, что говорил, думал, чувствовал в этот день тот, кто ехал на ней.
Государь с улыбкой обратился к одному из своих приближенных, указывая на молодцов апшеронцев, и что то сказал ему.

Кутузов, сопутствуемый своими адъютантами, поехал шагом за карабинерами.
Проехав с полверсты в хвосте колонны, он остановился у одинокого заброшенного дома (вероятно, бывшего трактира) подле разветвления двух дорог. Обе дороги спускались под гору, и по обеим шли войска.
Туман начинал расходиться, и неопределенно, верстах в двух расстояния, виднелись уже неприятельские войска на противоположных возвышенностях. Налево внизу стрельба становилась слышнее. Кутузов остановился, разговаривая с австрийским генералом. Князь Андрей, стоя несколько позади, вглядывался в них и, желая попросить зрительную трубу у адъютанта, обратился к нему.
– Посмотрите, посмотрите, – говорил этот адъютант, глядя не на дальнее войско, а вниз по горе перед собой. – Это французы!
Два генерала и адъютанты стали хвататься за трубу, вырывая ее один у другого. Все лица вдруг изменились, и на всех выразился ужас. Французов предполагали за две версты от нас, а они явились вдруг, неожиданно перед нами.
– Это неприятель?… Нет!… Да, смотрите, он… наверное… Что ж это? – послышались голоса.
Князь Андрей простым глазом увидал внизу направо поднимавшуюся навстречу апшеронцам густую колонну французов, не дальше пятисот шагов от того места, где стоял Кутузов.
«Вот она, наступила решительная минута! Дошло до меня дело», подумал князь Андрей, и ударив лошадь, подъехал к Кутузову. «Надо остановить апшеронцев, – закричал он, – ваше высокопревосходительство!» Но в тот же миг всё застлалось дымом, раздалась близкая стрельба, и наивно испуганный голос в двух шагах от князя Андрея закричал: «ну, братцы, шабаш!» И как будто голос этот был команда. По этому голосу всё бросилось бежать.
Смешанные, всё увеличивающиеся толпы бежали назад к тому месту, где пять минут тому назад войска проходили мимо императоров. Не только трудно было остановить эту толпу, но невозможно было самим не податься назад вместе с толпой.
Болконский только старался не отставать от нее и оглядывался, недоумевая и не в силах понять того, что делалось перед ним. Несвицкий с озлобленным видом, красный и на себя не похожий, кричал Кутузову, что ежели он не уедет сейчас, он будет взят в плен наверное. Кутузов стоял на том же месте и, не отвечая, доставал платок. Из щеки его текла кровь. Князь Андрей протеснился до него.
– Вы ранены? – спросил он, едва удерживая дрожание нижней челюсти.
– Раны не здесь, а вот где! – сказал Кутузов, прижимая платок к раненой щеке и указывая на бегущих. – Остановите их! – крикнул он и в то же время, вероятно убедясь, что невозможно было их остановить, ударил лошадь и поехал вправо.
Вновь нахлынувшая толпа бегущих захватила его с собой и повлекла назад.
Войска бежали такой густой толпой, что, раз попавши в середину толпы, трудно было из нее выбраться. Кто кричал: «Пошел! что замешкался?» Кто тут же, оборачиваясь, стрелял в воздух; кто бил лошадь, на которой ехал сам Кутузов. С величайшим усилием выбравшись из потока толпы влево, Кутузов со свитой, уменьшенной более чем вдвое, поехал на звуки близких орудийных выстрелов. Выбравшись из толпы бегущих, князь Андрей, стараясь не отставать от Кутузова, увидал на спуске горы, в дыму, еще стрелявшую русскую батарею и подбегающих к ней французов. Повыше стояла русская пехота, не двигаясь ни вперед на помощь батарее, ни назад по одному направлению с бегущими. Генерал верхом отделился от этой пехоты и подъехал к Кутузову. Из свиты Кутузова осталось только четыре человека. Все были бледны и молча переглядывались.
– Остановите этих мерзавцев! – задыхаясь, проговорил Кутузов полковому командиру, указывая на бегущих; но в то же мгновение, как будто в наказание за эти слова, как рой птичек, со свистом пролетели пули по полку и свите Кутузова.
Французы атаковали батарею и, увидав Кутузова, выстрелили по нем. С этим залпом полковой командир схватился за ногу; упало несколько солдат, и подпрапорщик, стоявший с знаменем, выпустил его из рук; знамя зашаталось и упало, задержавшись на ружьях соседних солдат.
Солдаты без команды стали стрелять.
– Ооох! – с выражением отчаяния промычал Кутузов и оглянулся. – Болконский, – прошептал он дрожащим от сознания своего старческого бессилия голосом. – Болконский, – прошептал он, указывая на расстроенный батальон и на неприятеля, – что ж это?
Но прежде чем он договорил эти слова, князь Андрей, чувствуя слезы стыда и злобы, подступавшие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени.
– Ребята, вперед! – крикнул он детски пронзительно.
«Вот оно!» думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно, направленных именно против него. Несколько солдат упало.
– Ура! – закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, и побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним.
Действительно, он пробежал один только несколько шагов. Тронулся один, другой солдат, и весь батальон с криком «ура!» побежал вперед и обогнал его. Унтер офицер батальона, подбежав, взял колебавшееся от тяжести в руках князя Андрея знамя, но тотчас же был убит. Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко, бежал с батальоном. Впереди себя он видел наших артиллеристов, из которых одни дрались, другие бросали пушки и бежали к нему навстречу; он видел и французских пехотных солдат, которые хватали артиллерийских лошадей и поворачивали пушки. Князь Андрей с батальоном уже был в 20 ти шагах от орудий. Он слышал над собою неперестававший свист пуль, и беспрестанно справа и слева от него охали и падали солдаты. Но он не смотрел на них; он вглядывался только в то, что происходило впереди его – на батарее. Он ясно видел уже одну фигуру рыжего артиллериста с сбитым на бок кивером, тянущего с одной стороны банник, тогда как французский солдат тянул банник к себе за другую сторону. Князь Андрей видел уже ясно растерянное и вместе озлобленное выражение лиц этих двух людей, видимо, не понимавших того, что они делали.

Талалихин Виктор Васильевич (18.9. 1918, с. Тепловка, ныне Вольского р-на Саратовской обл.,- 27.10.1941, ок. Подольска), лётчик-истребитель, один из первых совершивший таран вражеского самолёта в ночном воздушном бою во время Великой Отечественной войны, Герой Сов. Союза (8.8.1941), младший лейтенант (1938). Чл. ВЛКСМ с 1938. В Сов. Армии с 1937. Окончил Борисоглебскую воен. авиац. школу лётчиков (1938). Участвовал в сов.-финл. войне 1939-40, совершил 47 боевых вылетов, за что был награждён орденом Красной Звезды. В Великую Отечеств, войну ком-р звена, затем зам. ком-pa эскадрильи истр. авиаполка. Проявлял высокое летное мастерство и творчество в тактике возд. боя, показывал пример ратной доблести и товарищеской взаимовыручки. В ночь на 7 авг. 1941 совершил возд. таран, сбив на подступах к Москве немецко-фашистский бомбардировщик «Не-111». В последующих боях уничтожил ещё 5 самолётов пр-ка. За образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество и героизм Т. было присвоено звание Героя Сов. Союза. 27 окт. 1941 Т. погиб в возд. бою. В 1948 Т. зачислен навечно в списки 1-й эскадрильи истр. авиаполка, в к-ром он служил. В 1960 в г. Подольск ему установлен памятник. Его именем названа улица в Москве. Награждён орденом Ленина, орденами Красного Знамени и Красной Звезды. Похоронен на Новодевичьом кладбище в Москве.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8 томах, т. 6

Сочинения:

Как я протаранил немецкий самолет под Москвой.- В кн.: Огненные годы. М., 1971.

Литература:

Андреев С. А. Совершенное ими бессмертно. М., 1976, с. 59-62;

Герои огненных лет. Кн. 1. М., 1975, с. 121-130,

Молодые герои Великой Отечественной войны. М., 1970, с. 68-89;

Утехин С. Г. Виктор Талалихин. Изд. 2-е. М., 1965.

Гуляя по городу, как часто мы встречаем незнакомые названия улиц и площадей. Многие из них носят имена настоящих героев. Но что мы знаем об их истории? Наверняка очень мало или почти ничего. Например, какой подвиг Талалихин совершил в годы Великой Отечественной войны? Время нещадно стирает из памяти современников имена великих людей и поступки, которые заслуживают особого внимания и уважения по отношению к ним.

Такой же, как и я

К сожалению, сегодня мало рассказывают детям своим об исторических событиях минувших лет, трагических, но порой и вдохновляющих. Теперь малыши мечтают стать супергероями, волшебниками, странными инопланетными созданиями. А ведь буквально несколько десятилетий назад все мальчики стремились познать бескрайние просторы космоса или покорять моря, океаны, небо.

На уроках истории все больше внимания уделяют экономическим процессам, внутренней и внешней политической деятельности, забывая о личностном примере. Детям, как и любому человеку, ближе история одного, чем рассказ о безликом множестве. Даже озвучив подвиг Талалихина кратко, можно зажечь огонек в сердцах детворы. Показать, насколько смелым и отважным может быть обычный, такой же, как они парень.

Такие примеры должны вдохновлять на свершения, будоражить сознание и вызывать настоящие чувства: радость, гордость, печаль, веру.

Но огромные потоки информации, которые доступные современникам, топят в своих глубинах настоящие сокровища.

Кривое зеркало

То, что сегодня предлагают нам печатные издания, не всегда отображает реальность. Нельзя сказать, что дети получают ложные сведения. Но, не имея определенных знаний, воспринимают все буквально.

Вот пример. Всем известно, что советские летчики признаны настоящими асами минувшей войны: Иван Кожедуб, Александр Покрышкин, которого напоминает об отваге и самоотдаче.

Однако благодаря изданиям, которые приводят цифры о сбитых самолетах отечественными и немецкими летчиками, складывается совершенно иное впечатление. Цифры наших пилотов - 56 или 62 уничтоженных врага. Тогда как немецкий ас Хартман - 352 сбитых самолета.

Увидев такие цифры, логично прийти к выводу, что лучшими назвали не тех. Но не все знают, что советские солдаты ответственно подходили к подсчету: сбитым считали самолет лишь после обнаружения его обломков. А немецкие и американские военные все принимали на веру. В число засчитанных побед мог войти самолет, который едва задели пули автомата.

История одного героя

В 1918 году 18 сентября, в небольшом селе Тепловка, появился на свет маленький мальчик. Тогда никто и подумать не мог, какие трудные времена предстоит ему пережить, насколько нелегкий и извилистый путь готовит ему судьба. Родители Виктора стали мамой и папой уже в третий раз. Они были обычными рабочими крестьянами.

С годами семейство Талалихина перебралось в Вольск. Отец поступил работать на местный завод. Виктор в эти годы посещал школу, а после ее окончания семья переехала в Москву. Большой город открывал новые перспективы и предоставлял больший выбор.

Молодой активный мальчик одновременно посещал занятия фабрично-заводского училища и работал на мясокомбинате. Тогда только мечтал о небе Талалихин. Подвиг его ждал в будущем.

Старшие братья Виктора уже служили в авиационных войсках, это будоражило мальчика и вдохновляло. Он посещал аэроклуб и был отмечен инструктором как подающий надежды.

Первые шаги в авиации

Призыв в армию мальчик получил в 1937. Благодаря комсомольской путевке попал в авиационное училище, которое окончил спустя один год. Так начался путь, на котором совершил свой подвиг Талалихин.

Боевая история Виктора началась в двадцать седьмом истребительном полку. Здесь, как и в школе авиации, все отмечали особые способности парня: он был отличным пилотом. Во всех действиях ярко прослеживалась решительность и смелость.

В 23 года лейтенант Талалихин стал командиром эскадрильи. Еще много раз он рассекал небесные просторы над Москвой, защищая и уберегая от немецких асов. За это время самостоятельно и в составе небольших групп сбил четыре вражеских судна.

Последний бой, унесший жизнь не только Виктора, состоялся в октябре 1941 года. Более пяти истребителей под его началом отправились в бой, чтобы оказать поддержку наземным войскам. Это случилось в воздухе над деревней Каменка.

Очередное сражение велось ожесточенно и напряженно. Виктор успел сбить одного врага и подбил второго, как сразу три немецких экипажа открыли огонь по его самолету.

Десятки голодных пуль начали вгрызаться в борт, одна из них попала в голову пилота.

Управление было потеряно, машина, как огромная железная птица, рухнула на землю.

Так оборвалась жизнь молодого, но уже закаленного боями солдата Советского Союза.

«Малыш»

Совершив свой подвиг, Талалихин запечатлелся у многих, как образ бесстрашного, смелого и напористого человека. Но круг близких и друзей знал совершенно иного парня: сияющего улыбкой, веселого, непринужденного и артистичного. Он был особенно добрым и приятным человеком.

В школьные годы посещал драматический кружок и, как отмечали руководители, не был лишен актерского таланта. Возможно, в мирное время его судьба сложилась бы иначе, и имя вошло в историю благодаря иным свершениям.

Во время лечения он не просиживал штаны в госпитале. Посещал митинги, общался с рабочими и молодыми людьми, проводил агитационную работу.

Рост Виктора был всего один метр пятьдесят пять сантиметров. Поэтому в кругу друзей его называли «Малыш».

Талалихина не сразу восприняли всерьез в летном училище. Столь вызывал сомнения в успешном обучении. Но напор и настойчивость парня показали совершенно иной результат.

Находки современности

Не так давно в лесах Домодедовского округа работники хозяйства набрели на опушку, где остались следы, едва заметные глазу, от огромной воронки. Вид она имела достаточно старый, порядком затянулась землей и поросла. А на одном из деревьев обнаружили проржавелую старую табличку.

Такие находки не редкость в местах, где проходили бои во времена Великой Отечественной войны. Люди и по сей день обнаруживают детали техники, снаряжение. Однако внимание привлекла именно табличка. Какую информацию она содержала?

Проведя определенные манипуляции, ее удалось очистить. Надпись заинтриговала исследователей. Она гласила, что именно в этом месте упал самолет Виктора. Тот самый, на котором он совершил таран. Табличка была подписана именем пионерки Катько Аллы. Также была информация о том, что она установила ее в августе 1971 года, последовав рассказам очевидцев того события.

Неужели это и вправду то самое место, где захоронен самолет, на котором совершил свой подвиг Талалихин?

Раскопки

Находка заставила историков и краеведов заняться исследованием. Была сформирована поисковая группа, которая в июне 2014 года выехала на указанное место. В первые два дня были найдены части двигателя, шасси, некоторые механизмы управления.

В дальнейшем раскопки продвигались так же успешно. Было установлено (благодаря сохранившимся записям номерных знаков самолета и мотора), что это именно та машина, на которой совершился подвиг летчика Талалихина.

Обнаружили бортовые часы, стрелки которых указывали на половину двенадцатого. Именно это время зафиксировано в исторических сводках как момент тарана.

После проведения всех необходимых работ самолет станет частью экспонатов музея в Домодедово.

Вечная память

Петербург, Липецк, Тамбов, Гомель, Вольск, Калининград и еще десятки городов имеют в своем списке улицы, названные в честь Виктора Талалихина. Школы и колледжи носят имя этого героя.

Хочется, чтобы жители знали, какой подвиг совершил Талалихин. Вспоминали о нем и о других простых, но великих людях, которые отдали свои жизни ради благополучного будущего.

Вот, пожалуй, и все о таком как Виктор Талалихин. Подвиг (фото героя, совершившего его, есть в обзоре) его должен жить в памяти всех людей.

Лучшие статьи по теме