Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • Грамматика
  • Лексико грамматические средства русского языка. Морфология - Грамматическое средство и т.д

Лексико грамматические средства русского языка. Морфология - Грамматическое средство и т.д

Значительная роль в процессе формирования экспрессивности текста может быть отведена автором различным словообразовательным средствам: аффиксам (блатняга , фельетонщик ), корневым морфемам (стиль аляп - от аляповатый ), необычным для данных слов способом словообразования (контаминация - алканавт - от алкоголик + акванавт ) и т.д. Причины появления таких слов - не столько обозначение каких-то объектов мира, сколько необходимость дать им эмоциональную характеристику, оценку, коннотацию, выразить свое отношение к обозначаемому объекту (Маслова, 1988. С. 90).

Лапы елок,

лапки,

лапушки...

(В. Маяковский).

Здесь поэт добавляет к одной и той же корневой морфеме разные суффиксы - К и УШК, вовлекая в игру и значения корневых морфем: первая морфема употреблена в прямом значении (лапы елок), значение второй морфемы трудно квалифицировать и как прямое, и как вторичное, ибо нет нужного контекста, третья же - это вторичная номинация, т.е. слово с ласкательным значением.

Экспрессивный характер текста складывается при участии целого ряда грамматических средств. Еще Р. О. Якобсон, анализируя стихотворения А. С. Пушкина, пришел к выводу, что напряженность и драматизм (экспрессивность - в нашем понимании) могут создаваться искусным чередованием грамматических форм. И. И. Ковтунова также подчеркивает, что грамматика принимает не меньшее участие в формировании художественности поэтических текстов, чем другие языковые уровни (Ковтунова, 1986. С. 197).

Различные исследователи считают более продуктивными для создания экспрессивности разные грамматические категории: В. П. Ковалев говорит о большей продуктивности категорий числа, рода, лица, одушевленности-неодушевленности (Ковалев, 1985. С. 91), а И. А. Ионова о продуктивности местоимения и глагола (Ионова, 1989).

Часто экспрессивность заложена в самой специфике форм, в тех ассоциациях и аналогиях, которые возникают при их восприятии. Интересны в этом плане наблюдения Л. В. Щербы, В. В. Виноградова, А. И. Ефимова и др. Так, А. И. Ефимов (1969), говоря об образном употреблении категории рода, приводит очень яркий пример из повести Н. Гоголя: «Москва женского рода. Петербург мужского. В Москве все невесты, в Петербурге все женихи...; Петербург - разбитной малый, никогда не сидит дома...» Нейтральное само по себе противопоставление по роду у Н. Гоголя превращается в важное средство формирования образа - одного из главных составляющих экспрессивности. Понимая огромные возможности грамматики, М. Горький придумал игру «в замужества»: банк - муж банки, чай - муж чайки, пух - муж пушки, пол - муж полки и т.д.

Не менее значимой в художественном тексте может стать категория числа:

Так писем не ждут,

Так ждут письма

(М. Цветаева).

А. М. Пешковский писал о широких экспрессивных возможностях глагола (Пешковский, 1925. С. 192), что можно объяснить прежде всего развитой системой морфологических категорий и форм глагола, разнообразием его синтаксических связей, центральным местом в предложении, богатством его смысловых оттенков (показывает движение в мире, передает динамику событий, мыслей, эмоций и т.д.). Это значит, что по самой своей природе глагол - яркое средство выразительности, хотя в целом ряде текстов - научных, публицистических, художественных - увеличивается значимость имени в ущерб глаголу: по данным Н. И. Тропининой в этих текстах существительных в 4 раза больше, чем глаголов.

Важное место среди грамматических средств отводится синтаксическим, которые сравнительно хорошо изучены. Это работы Г. Н. Акимовой, О. В. Александровой, Н. П. Андромо- новой, Э. М. Береговской, Л. В. Гарузовой, Е. И. Иванченко- вой, Ю. М. Малинович, А. П. Сковородникова, М. Ю. Федосюка и других исследователей.

При исследовании синтаксических экспрессивных единиц нужно исходить из того, что экспрессивная синтаксическая единица - это вариант, модификация некоторой нейтральной инвариантной синтаксической единицы. Именно на ее фоне нужно рассматривать экспрессивные синтаксические единицы. При восприятии текста происходит соотнесение каждого конкретного предложения с некой абстрактной моделью - двусоставным предложением, распространенным небольшим количеством второстепенных членов, неосложненным, с прямым порядком слов, типичными способами выражения членов предложения. Чем больше отличие данного конкретного предложения от этой модели, тем вероятнее, что оно будет воспринято читателем как экспрессивное.

При анализе отклонений были выведены следующие общие тенденции: а) симметрии - асимметрии структурно-семантических особенностей предложения; б) избыточности - экономии средств в структуре предложения; в) эксплицитности - имплицитное™ выражаемого в предложении значения и т.д. Большинство исследователей экспрессивного синтаксиса сводят конкретные отклонения к нескольким типам: 1) за счет особенностей расположения слов в предложении - инверсия, однородные члены; 2) за счет нарушения правил построения фразы - повторы, антитезы и т.д.

Экспрессивными считаются все фигуры речи, большая часть которых основана на законах симметрии - синтаксический параллелизм, хиазм, антитеза, контраст, оксюморон, парадокс, полисиндетон. Разрушение симметричной структуры происходит в инверсии, транспозиции, эллипсисе, парцелляции, «рубленом синтаксисе» (термин В. В. Виноградова) и т.д. При этом получается, что экспрессивность, с одной строны, возникает при разрушении синтаксической стройности фразы, а с другой, при выравнивании фразы, ее шлифовке.

Исследователи считают, что фактор длины предложения - экспрессивный фактор (Кухаренко, 1988. С. 69). Действительно, с длиной предложения связана тенденция к избыточности - экономии. К избыточным экспрессивным средствам можно отнести повтор, нарастание, полисиндетон, антиэллипсис и другие. Наиболее интересен повтор. Если в других типах текста повторы могут носить случайный характер, то в художественном - это средство реализации идеи текста, т.е. своего рода сигналы, ведущие к разгадке идеи текста. Повторы здесь многолики - от повторения слов до повтора синтаксических конструкций: «Иутро длилось, длилось, длилось...» (А. Блок).

Повторы в художественных текстах могут быть не дословными - ряды эпитетов и есть такие повторы, каждый из них усиливает или опровергает предыдущий: «Живое, не метафорическое сердце... дающее, берущее, пьющее, наполняющее, жертва и жертвоприноситель» (М. Кузьмин). Встречаются и более сложные повторы: «Мой любимый, мой князь, мой жених, ты печален в цветистом лугу » (А. Блок). Здесь троекратный повтор, усиливающий авторскую оценку, характеризует описываемую личность с разных строи.

Противоположная избыточности тенденция - экономия языковых средств - заключена в таких особенностях синтаксиса, как эллипсис, синтаксическая неполнота, усечение, различные незавершенные как в формальном, так и в смысловом отношении конструкции: «Ты - читатель своей жизни, не писец, неизвестен тебе повести конец» (М. Кузьмин). Это своего рода конструкции недоговоренности, которые сопровождаются эмоциональными и семантическими смещениями, они, как правило, требуют сотворчества читателя при восприятии, что повышает их экспрессивность.

Одно из важных синтаксических средств создания экспрессивности - это транспозиция, т.е. употребление слов и форм в необычных для них позициях, неадекватных по категориальному значению. Более того, экспрессивные синтаксические единицы могут комбинироваться в конкретном тексте самым непредвиденным образом, сплетаясь в единое экспрессивное ядро. Так, повтор нередко сопровождается парцелляцией, сегментацией, обращением к односоставным, эллиптическим предложениям.

При анализе синтаксических единиц следует учитывать тот факт, что в тексте, особенно художественном, предложение получает дополнительные семантико-грамматические нагрузки по сравнению с предложениями такого же состава, взятыми изолированно (Адмони, 1985). Отсюда необходимость учета целого текста при анализе любой языковой единицы, а не только синтаксической. На это впервые обратили внимание даже не ученые, а талантливые художники слова. Так, Л. Толстой писал о целостности текста следующее: «В настоящем художественном произведении нельзя вынуть один стих, одну сцену, одну фигуру, один такт из своего места и поставить в другое, не нарушив значения всего произведения» (Толстой, 1951. С. 131).

Набор экспрессивных синтаксических конструкций на сегодняшний день не установлен окончательно, думается, что он не может быть установлен и в будущем, ибо в конкретном художественном тексте носителем экспрессивной идеи может стать любая морфологическая категория, любые особенности синтаксического строения фразы, все зависит от темы текста, индивидуальной манеры писателя, его намерений, ситуации порождения и восприятия текста.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Грамматические средства - это средства выражения грамматических значений. В русском языке грамматические значения выражаются двумя способами: синтетическим и аналитическим.

При синтетическом способе грамматические значения выражаются в пределах одной лексемы, то есть в неразрывном единстве с лексическим значением. К числу подобных средств относятся:

1) Аффиксальные, то есть выражающие грамматические значения с помощью флексий, формообразующих суффиксов и пре- фиксов.

Ф л е к с и и выполняют особые функции в предложении, поскольку служат основным средством формообразования для выражения от- ношений между словами. Они, как правило, многозначны в грамматическом плане. Флексии могут выражать несколько грамматических значений: три у слов типа солнц-е - ед. число, им. или вин. падеж и ср. род; два - у слов типа сказал-а - значение ед. числа и женского рода; редко одно - у слов типа дв-ум - только значение дат. падежа.

Флексии могут быть материально выраженными и нулевыми. Нулевые флексии выделяются в слове только в соотношении с материально выраженными окончаниями, передающими однородные грамматические значения.

Формообразующие суффиксы служат для образования грамматических форм слов. Суффиксы обычно выражают одно грамматическое значение, и только в причастных формах - два (залога и времени). Формообразующие суффиксы могут быть нулевыми и выделяются в том случае, если то же грамматическое значение в других словах придаётся материально выраженными суффиксами. Обычно они встречаются в формах прошедшего времени и повелительного наклонения.

Формообразующие префиксы глаголов способны выражать грамматическое значение совершенного вида (законченности действия): делать - сделать. Однако чаще всего приставки привносят в глагол не только новое грамматическое значение, но и изменяют лексическое, и потому их называют синкретическими аффиксами: писать - на-писать, пере-писать, с-писать, под-писать и т.д.

Таким образом, основным аффиксальным средством выражения грамматических значений являются флексии, которые способны выражать наибольшее количество грамматических значений (у существительных и прилагательных их 12: все падежные значения, значения ед. и мн. числа и муж., ср. и жен. рода).

2)Морфонологические средства выражения грамматических значений включают в себя преобразования в звуковом (фонемном) состоянии слова, которые служат для передачи грамматических значений, к таким средствам обычно относят исторические чередования и перемещения ударения в слове. Например, сбе- геть - сбежать, вырывать - вырвать, собирать - собрать, созы- вать - созвать и др., где чередуются как согласные (г//ж), так и глас- ные и, ы с нулем звука (и//0, ы//0).

3)Супплетивные средства выражения грамматических значений представляют собой использование разнокорневых слов, тождественных в лексическом отношении. Например, человек-люди (ед. - мн. число

При комплексном выражении грамматических значений морфонологические средства являются, как правило, дополнительными, а аффиксальные - основными.

При аналитическом способе выражения грамматических значений лексическое значение выражается знаменательным словом, а грамматическое, чаще всего, служебным. В русском языке к аналитическим средствам относят:

а)предлоги. Например, до такси, к такси, через такси, о такси и т.д., где предлог до выражает значение родительного падежа, к - дательного, через - винительного, о - предложного. Предлог, как правило. выражает различные грамматические значения в сочетании с флексией: до лесе (до + флексия -а - род. падеж), клесу (к + флек- сия -у-дат. падеж), в лесу (в + флексия -у- предл. падеж) и т.д.

б)ч а с т и ц ы. Например, пошел бы, пусть идет - частица бы выражает значение сослагательного наклонения, частица пусть - повелительного.

в)вспомогательные слова. Например, буду решать, буду сидеть - вспомогательный глагол буду передает значение будущего времени, 1-го лица, ед. числа; более тонкий - наречное слово более передает значение сравнительной степени; самый длинный, наибо- лее яркий - вспомогательное местоименное слово самый и наречное слово наиболее передают значение превосходной степени.

г)различныесинтаксические показатели. Формальным показателем грамматического значения слова могут быть формы (флексии) согласующихся слов. Например, голубое такси, горячий кофе, красивая.

Для русского языка наиболее характерными являются синтетические средства выражения грамматических значений, поэтому он относится к флективным языкам синтетического типа. При этом аффиксальные средства выражения грамматических значений характеризуются нестандартностью. Это проявляется в том, что одни и те же грамматические значения могут выражаться разными аффиксами

Грамматическое значение – это абстрактное значение слова, отвлеченное от его лексического значения, обобщающее отношения между словами и свойственное целому классу словесных форм.

Что же отличает грамматическое значение от лексического?

1 Лексическое значение присуще только данному слову, грамматическое значение - целому классу однородных слов.

2.Благодаря лексическому значению слово уникально среди всех других слов - благодаря грамматическому значению оно типично и является представителем целого класса однородных форм.

3.Лексическое значение существует автономно, независимо от других значений, или выделяется на фоне других однородных значений, грамматическое значение существует только в системе однородных грамматических значений, оно выделяется в противопоставлении другим однородным значениям, присущим этому слову или другим словам.

4.Лексическое значение выражается основой слова, грамматическое выражается формообразующими аффиксами.

5.Лексическое значение обязательно для слова - грамматическое является дополнительным и сопутствующим, но в то же время и обязательным. Без грамматического оформления слова не употребляются в словосочетаниях и предложениях.

Грамматическая категория - наиболее общее понятие грамматики. Грамматическую категорию формирует система противопоставленных друг-другу рядов грамматических форм, объединенных однородными грамматическими значениями и четкими рядами противопоставлений.

Так, грамматическая категория лица представляет собой систему соотносительных друг с другом грамматических форм первого, второго и третьего лица. Однородность этих глагольных форм заключается в том, что все они выражают отнесенность действия к лицу в целом: первое лицо - действие относится к говорящему (я иду), второе - к лицу - собеседнику (ты идешь), третье - к лицу - неучастнику диалога (он идет). Причем эта категория объединяет не просто формы пер- вого, второго и третьего лица, а ряды форм первого, второго и третье* го лица (иду, идём, будем идти, идёмте - 1-е лицо; идешь, идете, будете идти, иди, идите - 2-е лицо; идёт, идут, будет идти, пусть идет, пусть идут - 3-е лицо). Грамматические формы каждого ряда различаются между собой значениями числа (идешь - идете), времени (иду - буду идти) и наклонения (идешь - иди). Грамматическая категория числа существительных объединяет соотносительные формы ед. и мн. числа, представленные во всех падежах: дом - дома, дома - домов, дому - домам, домом - домами и т.д.).

Грамматическая категория более абстрактная единица, чем грамматическая форма. Грамматическая категория и форма находятся между собой в родо-видовых отношениях. Например, грамматическая категория лица - родовое понятие, а грамматическая форма первого лица - видовое. Грамматическая категория числа - родовое понятие, а форма ед. или мн. числа - видовое. Выражение грамматических зна чений меҗду формами, образующими кагегорию, распределен

Грамматические кагегории представляют собой своого рода закрытые системы, количество членов в которых предопределено структурой языка и на современном уровне его функционирювания не варьируется.

Грамматические категории исторически изменчивы в языке. Так, исчезла некогда существовавшая категория двойственного числа, которая служила для обозначения двух или парных предметов. Грамматические категории тесно связаны с логическими, поскольку в мышлении также есть представление о времени, числе и т.д, но логические категории занимают как бы промежуточную позицию между действительностью (вещью) и еӫ отражением в слове. Существенным признаком грамматической категории является характер её участия в выражении мыслительного содержания. Одни грамматический категории слособны нвпосредственно выражать мыслительное содержание, другие - нвспособны. Первый тип категорий выполняет семантическую функцию, второй - структурную. Семантическую функцию выполняют, налример, категория числа су- ществительных, передающая идею количества предметов (стол - столы), категория времени, выражающая отношение действия к вре- менному плану, к момвнту речи (несу - нес - буду нести), категория вида, указывающая на /арактер протекания действия во времени (ээ" кончвнное - незаконченнов действие: делал - сделал) и т.д, Структур- ную функцию выполняет в языке категория рода существительных, которая часто лишена реального семан тического содержания (напри- мер, дуб ~ он, береза - она, дерево - оно). В связи с этим её относят к классифицирующей грамматической категории, которая обусловлива- ет улотребление различных форм синтаксически связанных с ними слов для осуществления структурной связи слов в предложении (эеленьіӣ дуб стоял, зеленея березе стояле, зеленое дерево стояло). У прила- гательных и други/ согласуемых слов категория рода являегей сло8о~ изменительной, лоскольку она дублирует родоѕые признаки соотӕг» ст»ующего существительного. Таким образом, род существительных

только опосредованно участвует в выражении понятийного содержа- ния, поскольку он служит целям согласования, а согласование выра- жает связь признака и его носителя. Правда, в основе распределения по родам одушевленных существительных лежит семантический при- знак противопоставления по полу: мужской род таких существитель- ных говорит о принадлежности к мужскому полу, женский - к женско- му: сестра - женский пол > женский род, брат - мужской пол > муж- ской род и т.д. При этом в стороне остается средний род. Правда, при- знак пола не всегда является основополагающим, поскольку некото- рые существительные могут обозначать существа и мужского, и женс- кого пола (типа врач, профессор и др.) при фиксированной форме рода или существа обоих полов при возможном согласовании как по муж- скому, так и по женскому роду (наш плакса, наша плакса) и т.д. В связи с этим указание на пол лица не является собственным значением фам- матической формы рода, оно «навязывается» лексической семанти- кой основы.

Грамматические категории как абстрактные единицы грамматического строя, представленные в составе словоформ, то есть в единстве с лексическим значением слова, по-разному способны выражать свое отношение к слову как к самостоятельной лексеме. На основании это- гоотношениякатегорииподразделяютсяна словоизменитель- ные и классификационные. При словоизменительном характере компоненты грамматической категории являются формами одного слова. Это категория падежа существительных (река, реки, реку и т.д.), категория времени глагола (пишу, пишешь, пишет и т.д.), категория рода прилагательных (хороший, хорошая, хорошее) и т.д. При классификационном характере компоненты грамматической категории являются разными словами. Чисто классификационной грамматической категорией, как уже было сказано, в русском языке является кате- гория рода: существительные не изменяются, а классифицируются по родам (год, весна, лето). При этом особой оговорки требуют такие формы, которые классифицируются на базе однокоренных лексем типа супруг - супруга, кум - кума, заведующий - заведующая и т.д. Подобные существительные различаются не только по своим сочетательным свойствам, но и по содержанию: первый элемент пары (кум, суп- руг, заведующий) указывает на лицо мужского пола, а второй эломент той же пары (кума, супруга, заведующая) - на лицо женского пола.

Грамматическая форма – это единство грамматического значения и средства его выражению. Напр, слово пиш-у грамматическая форма первого лица представляет собой единство грамматического значения первого лица и средства его выражения – флексии –у. Это значение свойственно целому ряду форм разного лексического содержания: сижу, несу и т.д. Грамматическая форма представляет собой единство нескольких грамматических значений и средства их выражения. Напр, окн-о – флексия – о, выражает ср.род, ед.число, им. Или вин падеж.


Формальные грамматические средства Е. В. Клобуков

Формальные грамматические средства бывают двух типов: парадигматические и синтагматические. Парадигма слова - это совокупность всех грамматических разновидностей (словоформ) данного слова. Способность слова образовывать парадигму называется словоизменением. У некоторых слов словоизменение отсутствует: они всегда выступают в одном и том же виде (например, служебные слова у, но, лишь). У таких слов нулевая парадигма. Но у большинства слов русского языка парадигма не нулевая. Так, морфологическая словоизменительная парадигма слова школа образуется словоформами: школа, школы, школе, школу, школой, (о) школе; школы, школ, школам, школы, школами, (о) школах.

Словоформы бывают двух видов: синтетические (простые) и аналитические (составные). Синтетические словоформы состоят из основы слова и словоизменительных аффиксов - окончаний (флексии) и формообразующих суффиксов (см. разд. "Морфемика"): дом-∅ (нулевое окончание), школ-а, чита-л-и (формообразующий суффикс -л и окончание -и), бег-ущ-ий, быстр-ейш-ий.

В образовании аналитических словоформ участвуют вспомогательные слова, играющие ту же роль, что и словоизменительные аффиксы в структуре синтетических словоформ. Например, прибавлением форм будущего времени вспомогательного глагола быть к инфинитиву глаголов несовершенного вида (читать, бежать и др.) образуется аналитическая форма будущего времени: буду читать, буду бежать. Иногда в парадигме слова имеются и синтетические, и аналитические словоформы: сильнейший и самый сильный, теплее и более тёплый. В парадигмах имен существительных, имен числительных и местоимений - только синтетические словоформы; для имен прилагательных, глаголов, наречий и безлично-предикативных слов характерны как синтетические, так и аналитические словоформы.

Для морфологии словоизменение всегда было основным объектом изучения, потому что словоизменительные средства - окончания и формообразующие суффиксы в составе синтетических словоформ, вспомогательные слова в составе аналитических словоформ - являются эффективными средствами выражения грамматических значений. Так, благодаря противопоставлению окончаний в словоформах ученик - ученики, журнал - журналы выражаются значения единственного ~ множественного числа; в противопоставлении словоформ решал - решаю - буду решать выражаются временные значения. Окончания, формообразующие суффиксы и вспомогательные слова относятся к парадигматическим средствам выражения грамматического значения слова (поскольку они участвуют в образовании словоизменительной парадигмы слова). Кроме основных парадигматических средств имеются и дополнительные, нередко сопутствующие этим основным средствам выражения грамматического значения: 1) чередования (альтернации) фонем в основе: бегу - бежишь, сон - сна (беглый гласный); 2) наращение, усечение или чередование суффиксов в основе: брат - братья (брат-j-a), крестьянин - крестьяне, давать - даю, танцевать - танцую; 3) супплетивизм-чередование корней: иду - шёл, человек - люди; 4) ударение: дéрево - дерéвья, была - были.

Грамматические значения слов выражаются не только парадигматически, но также и в словосочетании, т.е. синтагматически. Например, в словосочетаниях новая книга, новые книги значение числа выражено не только окончаниями имени существительного, но также и окончаниями согласующегося с этим существительным имени прилагательного. Здесь парадигматические и синтагматические средства выражения грамматических значений дополняют одно другое. А в тех случаях, когда парадигматические средства выражения грамматического значения отсутствуют, единственным средством становится грамматическая синтагматика (сочетаемость) слова. Например, если существительное не имеет внешне различающихся окончаний, т. е. является "несклоняемым" (пальто, ТЭЦ и др.), грамматическое значение числа может быть выражено лишь "за пределами" самого существительного, в согласующихся формах прилагательного: новое/новые пальто, мощная/мощные ТЭЦ. Эти примеры показывают, что и морфология как грамматическое учение о слове должна учитывать все средства выражения грамматических значений - как парадигматические, так и синтагматические. Иногда следует принимать во внимание также порядок слов в предложении; ср. разные падежные значения у слов мать, дочь в предложениях Мать любит дочь; Дочь любит мать.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://rusjaz.da.ru/

ГЗ выражаются при помощи различных грамматических средств (=грамматических показателей, формальных показателей).

В русском языке существуют следующие средства выражения грамматических значений.

1. Основные внутрисловные средства выражения грамматических значений:

1) окончания (=флексии) выражают ГЗ форм рода, числа, падежа имен существительных, прилагательных, причастий, местоимений: моей новой недописанной книги ; падежа числительных: двадцати двум ; лица, числа, рода глагола: пишу , писала и буду писать .

2) формообразующие аффиксы :

а) суффиксы – прошедшего времени глагола говорил , писал а, передвигал ись; сравнительной и превосходной степени прилагательных быстрее , сильней , новейш ий; видовые формы глагола узнава ть, переделыва ть, толкну ть.

б) префиксы – видовые формы глагола на писать, про читать ; формы превосходной степени сравнения прилагательных: наи лучший, наи умнейший .

в) постфиксы – формы залога мыться , увлекаться , гнуться .

2. Дополнительные внутрисловные средства выражения грамматических значений:

1) ударение – только ударение: падежные формы дома (И.п. мн.ч.) – до ма (Род. п.ед.ч.), воды (Род. п.) – во ды (мн.ч.); ударение +аффиксация: формы лица глагола: пишу (1 л.) – пи шешь (2 л.), формы вида: вста ть (сов.) – встава ть (несов.); ударение + чередование звуков: жены (Род.п. ед.ч.) – жё ны (Им.п., ед.ч.).

2) чередование звуков в основе – падежные формы существительного: же на (Им.п., ед.ч.) – жё ны (Им.п., мн.ч.), чередование с нулём звука в падежных формах: со н (И.п.) – сна (Р.п.); видовые формы глагола: извест ить – извещ ать ; личные формы глагола: кач у (1 л.) – кат ишь (2 л.) и т.д.

3) интонация – грамматические формы повелительного наклонения: иди!, сядь!, пишите! ;

3. Внесловные средства выражения грамматических значений:

1) предлоги – в единстве с флексиями являются средством выражения падежных значений: о работе (объектное значение П..п.), на работе (локальное значение П. п.), у дома (Р..п.), к дому (Д.п.);

2) вспомогательные слова – формы сослагательного наклонения глагола: частица бы сходил бы, встретился бы ; формы будущего времени глаголов несовершенного вида: глагол-связка быть: буду, будешь, будем … читать; формы степеней сравнения прилагательных и наречий: более глубокий, самый замечательный, более детально .

В зависимости от характера средства выражения грамматического значения, грамматическая форма слова может быть представлена или одной словоформой скажу, скажи , или сочетанием двух словоформ: знаменательного слова и служебного слова (глагола-связки, частицы) буду говорить , говорил бы . В первом случае перед нами синтетические морфологические формы, а во втором - аналитические словоформы. В русском зыке существуют также супплетивные словоформы, которые в составе морфологической парадигмы образованы от разных лексических основ с тождественным лексическим значением: а) формы ед. и мн. числа существительного - человек (ед.ч.) – люди (мн.ч.), б) сов. и несов. вида глагола: класть (несов.в.) – положить (сов.в.); в) времени глагола: иду – шёл ; г) падежные формы местоимений: я – меня , он – его ; д) сравнительной степени прилагательных: хорошо – лучше .

Следовательно, существует 3 способа выражения грамматического значения в слове:

1. Синтетический , при котором средства выражения грамматических значений находятся в самом слове.

2. Аналитический , при котором средства выражения грамматических значений находятся вне слова.

3 Супплетивный , при котором грамматическое значение выражается в словоформах одной лексемы, образованных от разных корней.

В морфологической парадигме одного слова могут присутствовать словоформы, образованные всеми тремя способами. Например, идти, иду, шёл, буду идти .

Вышеперечисленные средства и способы выражения грамматического значения связаны с образованием словоформ в составе морфологических парадигм, поэтому их называют парадигматическими . Помимо парадигматических, грамматические значения могут быть выражены синтагматическими средствами – при помощи других словоформ, с которыми сочетается данная в составе синтагмы (в словосочетании и предложении).

В случае речевого употребления грамматически изменяемых слов парадигматические и синтагматические средства выражения грамматических значений дополняют дуг друга. Например, в словосочетании новый костюм, новые костюмы значения числа выражены в окончаниях и существительного и прилагательного. Если в речи функционирует грамматически не изменяемое слово, в котором парадигматические средства выражения ГЗ отсутствуют, то единственным способом обнаружения грамматического значения является синтагматика – грамматическая сочетаемость: новое пальто новые пальто, новых пальто и т.д.

Русский язык флективный, ему характерен синтетический способ выражением ГЗ. Однако в 20 веке наблюдается тенденция к повышению степени аналитизма. Около 2000 неизменяемых слов, грамматические значения которых выражаются вне этого слова. Появляются аналитические (неизменяемые) прилагательные платье беж, брюки клёш .

При определении грамматических значений словоформ необходимо учитывать все средства выражения грамматических значений в комплексе.

  1. Грамматическая категория.

Формально выраженные грамматические значения, находящиеся в отношениях оппозиции (противопоставленные друг другу), составляют грамматическую категорию .

Е.В. Клобуков : «Грамматическая категория – это системное противопоставление всех однородных грамматических значений, выражаемых формальными грамматическими средствами» (2005, с. 498).

Л.И. Рахманова : «Грамматическая категория обобщает соотносительные и противопоставленные друг другу грамматические значения, находящие своё выражение в определенных грамматических формах».

Грамматическая (=морфологическая) категория – это двусторонняя языковая единица, представленная единством грамматической семантики, морфологических форм слова и их формальных показателей, выражающих эту семантику. В рамках грамматической категории морфологические значения слова противопоставлены другим морфологическим значениям, выраженным формальными показателями.

С семантической точки зрения, грамматические категории представляют набор однородных, но противопоставленных грамматических значений; с формальной точки зрения, грамматические категории представляют собой набор грамматических форм, выражающих это грамматическое значение.

Краткая русская грамматика (В.В. Лопатин) : «Грамматическая категория – это система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями» (КГ, 1989, с. 11).

ГК = МК принадлежат наиболее общим грамматическим классам слов – знаменательным частям речи: существительным, прилагательным, числительным, глаголам, местоимениям.

Грамматические категории имеют парадигматическую организацию . Парадигма – это система грамматических форм, объединенных интегральным значением и противопоставленных друг другу одновременно компонентами грамматического значения, имеющими формальные средства выражения. Противопоставление рядов форм в пределах грамматической категории осуществляется на основе наличия или отсутствия у противопоставляемых форм одного из формально выраженных частных грамматических значений. (Там же). Например, внутри категории рода существительных выделяются формы мужского, женского и среднего рода.

Частные грамматические значения, выражаемые грамматическими формами в составе категории, образуют оппозиции.

Различаются привативные и эквиполентные оппозиции:

В привативных оппозициях противопоставлены сильный (+) и слабый (-) член оппозиции. Сильный член оппозиции характеризуется наличием определенного компонента грамматического значения, а слабый член оппозиции характеризуется отсутствием данного компонента значения.

Совершенный вид глагола (+) выражает ГЗ ‘действие, ограниченное пределом’, несовершенный вид (-) – ‘длительное действие, не имеющее предела’.

Изъявительное наклонение глагола (+) выражает ГЗ ‘реально происходящее действие’,

Повелительное и сослагательное наклонения (-) – ‘нереальное (желаемое, возможное) действие’.

В эквиполентных оппозициях противопоставлены в равной степени специфичные члены, каждый из которых противопоставлен всем остальным.

Женский род, мужской род, средний род; единственное число – множественное число.

Различаются бинарные оппозиции, в которых противопоставлены два члена друг другу, и небинарные оппозиции, включающие большее число противопоставлений.

Словоизменительные категории, если в парадигме одной лексемы представлено не менее двух значений этой грамматической категории (категории числа и падежа, времени глагола).

Классифицирующие категории, если в парадигме одной лексемы представлено одно грамматическое значение категории – категория рода существительного.

Грамматические категории носят обязательный и регулярный характер для всех слов одной части речи; они характеризуют знаменательные части речи и определяют их морфологическую специфику. Они по-разному распределяются между частями речи: существительные – род, число, падеж; глагол – вид, залог, наклонение, время, лицо, число, род. ГК, характеризуя слова разных частей речи, находятся в отношениях иерархического соподчинения. Например, категория падежа характеризует существительные, прилагательные, местоимения, числительные, причастия. Но базовой является категория падежа существительных. ГК носят системно-иерархический характер и внутри одной части речи. Так, базовыми глагольными категориями являются вид, залог, время и наклонение, т.к. характеризуют само действие, названное глаголом. Категория лица носит коммуникативно ориентированный характер, категории числа и рода – синтагматически (синтаксически) обусловлены сочетанием глагола с существительными. ГК находятся в тесном взаимодействии друг с другом и обнаруживают тенденцию к взаимопроникновению: вид и время глагола, лицо глаголов и местоимения, число существительного и других частей речи.

Лучшие статьи по теме