Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • География
  • Психологическое занятие для старшеклассников жизненные цели. Психологическое занятие для старшеклассников

Психологическое занятие для старшеклассников жизненные цели. Психологическое занятие для старшеклассников

СШ Карима Мынбаева

Психологический тренинг

для старшеклассников

« Всё в твоих руках»

Подготовила педагог-психолог:

И.А.Горная

Психологический тренинг для старшеклассников « Всё в твоих руках» Задачи: 1. Показать актуальность проблемы сохранения здоровья во время подготовки к экзаменам. 2. Дать понятие об опасности экстремальных психических и физиологических нагрузок. 3. Сделать проблемы риска для здоровья во время подготовки к экзаменам наглядными («погружение в проблему»). 4. Стимулировать самостоятельный поиск путей профилактики, предупреждения и преодоления негативного влияния интенсивной учебной деятельности на организм 5. Обучить приемам расслабления, познакомится с методами нервно-мышечной релаксации опираясь на свой личностный потенциал, что способствует преодолению предэкзамеционного стресса. 1 часть. Введение в групповую работу. Упражнение «Имя». Считается что имя каким-то образом связано с характером человека, и по нему можно прогнозировать поведение. Верно это предположение или нет, нельзя не согласиться с тем, что имя человека значит для него немало. Ведь так приятно, когда Вас называют по имени, когда упоминают Ваше имя в хорошем смысле! Но имя можно использовать и для совершенствования собственного ума. Как? Этап 1: разминка (5-7 минут).
Сначала попробуем кое-что узнать о себе. Может быть, эта информация будет для вас новой? Запишите свое имя вертикально. Например, это будет выглядеть так:
П
Е
Т
Р
Теперь напишите напротив каждой буквы свои качества, которые присущи вам и которые помогают в решении проблем. Напоминаю, что эти качества ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть присущи вам! Например:
П – пытливость
Е- естественность
Т – терпеливость
Р – раскованность

Этап 2: визуализация имени (15-20 минут)
1. Представьте, что ваше имя написано большими буквами на чистом альбомном листе. В течение некоторого времени меняйте цвет букв, шрифт и размер. Также меняйте цвет самого листа – пусть он будет желтым, серым, розовым, оранжевым, - пока не остановитесь на том, который вам больше всего нравится.
2. Затем пусть буквы постепенно исчезнут и на их месте появится цветок.
3. Что это за цветок? Поэкспериментируйте с его размером, формой листьев и лепестков, пока он не примет тот вид, который лучше всего подходит для вас и вашего имени.
4. Представьте, что кто-то зовет вас по имени. Кто это? Если не расслышали, попробуйте еще раз. Какие чувства, эмоции вы испытали при этом?
5. Представьте, что ваше имя имеет вкус, запах, температуру. Какие они? Этап 3: рисунок (3-10 минут)
Возьмите чистый лист бумаги и карандаши или краски. Нарисуйте свое имя таким, каким вы его себе представляете.
Упражнение «Ассоциации» - С чем у каждого из вас ассоциируется слово «экзамен». Психолог обобщает ассоциации делая вывод о том, что экзамен - это очень серьезная ситуация, требующая от экзаменующегося много душевных сил. - Проблема эта не нова, и, конечно, существует много рекомендаций и советов, которые я могла бы вам передать. Но сегодня я не буду этого делать. Я заметила, что то, что легко достается, легко и забывается. Сегодня я предлагаю вам заработать советы и рекомендации, выполняя определенные задания в группах. Упражнение «Передача уверенности в успехе» - Сегодня вам предстоит решать проблемы не индивидуально, а в группе. Успех этой работы во многом зависит от вашего настроя и веры друг в друга. Давайте приободрим друг друга следующим образом. По очереди посмотрите на своего соседа справа, назовите его по имени вслух и мысленно скажите: «Я верю в тебя». Передайте эту веру через дружеское похлопывание по плечу. А теперь давайте повторим упражнение в обратную сторону, можно похлопывать соседа левой рукой. 2 часть. Погружение в проблему Проект «Зона риска» Первая инструкция. Посмотрите на тему нашего занятия и подумайте, действительно ли экзамены и подготовка к ним в наших руках. Как вы считаете, экзамены вредны для здоровья? Какой вред они могут принести организму? Подумайте, какие органы и системы работают с перегрузкой во время подготовки и сдачи экзамена? К чему это может привести? Каждая группа получит фигурку человека и красный фломастер. На фигурке отметьте с помощью линий, штриховки или надписей зоны риска для здоровья. На выполнение этого задания вам дается 5-7 минут. Вторая инструкция (дается через несколько минут после начала работы над проектом). У каждой группы уже появились первые идеи и рисунки. А теперь подумайте о чем-то таком, что другие группы могут не знать или забыть. Не останавливайтесь на первом, пришедшем в голову решении, призовите все свое воображение, почувствуйте свой организм - свое тело, нервную систему, психику. Представьте состояние своего организма во время подготовки и сдачи экзаменов. Вид фигурок, испещренных красными пометками, вызывает обычно живую эмоциональную реакцию. Следует обсудить, неужели все обстоит так ужасно и любого ли человека ждут подобные нарушения здоровья. Проявляются ли они у одного человека все сразу или есть индивидуальный диапазон. Ввести понятие экстремальных нагрузок (которые могут привести к срыву) и понятие функциональных (преходящих) нарушений. Обсудить вопрос, зависит ли тревога, утомление, общий риск для организма от успеваемости. Следует направить рассуждения учащихся к выводу, что умение работать с материалом и научная организация умственного труда сокращают время подготовки к экзаменам и тем самым снижают вредные нагрузки на организм. Результаты проекта «Зона риска». Зоны риска - органы или системы Характер нарушений - частота упоминания группами учащихся Мозг - утомление, перенапряжение, истощение, головные боли. Нервная система - нервозность, раздражение, плаксивость. Желудок - боли, изжога, потеря аппетита, тошнота. Сердце - боли, сердцебиение, нарушение ритма. Глаза - утомление, нарушения зрения. Вегетативная нервная система - дрожь в руках или ногах. Позвоночник - нагрузка на позвоночник, боли, онемение. Сосуды - повышение или понижение давления, застой венозной крови в сосудах ног. Печень - нарушение из-за неправильного питания, избытка кофе, крепкого чая. Руки - утомление пальцев, утомление мышц руки, нагрузка на локтевой сустав. Общее недомогание - утомление, повышение температуры тела, вялость и Нарушения дыхания, нарушения питания мышц, эндокринные нарушения.

3 часть. Поиск решения и рекомендации Проект «Спасательный круг» . После обсуждения результатов проекта «Зона риска» участникам сообщается, что они успешно справились с заданием. Каждой группе предлагается одна из проблем, выявленная при выполнении проекта «Зона риска», и круглая карточка из плотной белой бумаги. На одной стороне карточки следует изобразить спасательный круг с надписью «Средство от...» (указать проблему), а на оборотной стороне дать рекомендации. Через несколько минут после начала работы над проектом «Спасательный круг» ведущий дает дополнительную инструкцию: Не останавливайтесь на банальных рекомендациях. Попробуйте представить, что любит ваш организм. Пусть ваши рекомендации также будут разнообразны, не бойтесь ошибиться. По завершении проекта представители групп рассказывают, к каким выводам они пришли, и дают советы своим одноклассникам. Ведущему полезно показать подросткам комплексный характер проблемы, сравнив рекомендации для разных органов и систем. Например, для глаз читать лежа вредно, а для позвоночника вредно много сидеть над книгой, полезно лежать, распрямив позвоночник. Так можно ли читать лежа? Если да, то при каких условиях? Обращает на себя внимание тот прискорбный факт, что учащиеся редко указывают на необходимость выполнения физических упражнений, регулярных занятий спортом, активного образа жизни. Чаще рекомендации сводятся к поддержанию определенных поз, чередованию активностей, введению пауз, прогулок. Итак, какими бы ни были советы, каждый «Спасательный круг» следует прикрепить к фигурке человека с помощью скотча или прорезать круг посредине и надеть, например, на руку фигурки. Примечательно, что участники хотят «спасти» своего человечка: волнуются за его судьбу. Есть надежда, что после проведения тренинга они будут волноваться и за свое здоровье. Результаты проекта «Спасательный круг» Общее утомление: Рекомендации. Соблюдение режима сна и бодрствования, прогулки на свежем воздухе не менее 30 минут в день (!), витамины, сосредоточенность при подготовке (это экономит время). Нервозность, переживания: Рекомендации. Аутотренинг, самовнушение, распределение времени, планирование деятельности, прогулки, витамины, «несильные» лекарства. Утомление глаз: Рекомендации. Перерывы в чтении, не читать лежа, умывание холодной водой, гимнастика для глаз (различные варианты), не спать лицом в подушку, не приучать глаза к стимулирующим витаминным каплям, полноценный сон, питание, богатое витамином А (морковь), после утомления глаз не поднимать тяжести. Вегетативные проявления (в том числе боли в сердце, желудке): Рекомендации. Привычный режим дня, травяные чаи, правильное питание, прогулки, аутотренинг, медитация, спокойная музыка, любимая музыка. Нагрузка на сердце, сосуды: Рекомендации. Самоуспокоение на случай неудачи: «И Энштейн был двоечником!», самовнушение: «Все сдают - и я сдам», гимнастика во время утомительных занятий, прогулки на свежем воздухе, полноценный отдых и сон, правильная поза за столом (не сдавливать грудную клетку, крупные сосуды, выпрямлять ноги). Мышечное утомление: Рекомендации. Чередование труда и отдыха, наклоны, элементарные физические упражнения, питание с высоким содержанием белка и низким - жира, массаж, самомассаж. Нагрузка на позвоночник: Рекомендации. Вращение головой, наклоны, подбор правильной позы, осанки, смена позы, пища, богатая кальцием, спать на плоской подушке, в перерывах между занятиями полежать на полу. Вывод - здоровье можно сохранять с помощью своих же собственных усилий

4 часть. Знакомство и Обучение приемам расслабления, методам нервно-мышечной релаксации 1.Упражнения для снятия нервно – психического напряжения: “Лимон” Инструкция: Сядьте удобно, руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что “выжали” весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните ощущения. Затем – одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Воздушный шар” Инструкция: Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Вверх по радуге” Инструкция: Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте себе, что с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, и, выдыхая, съезжаете с нее как с горки. Вдох должен быть максимально полным и плавным, так же как и выдох. Между выдохом и следующим вдохом должна быть небольшая пауза. Повторите 3 раза. Обсуждение: Какие упражнения понравились? Что изменилось? Какие вы используете способы снятия эмоционального напряжения? Рефлексия Притча «Всё в твоих руках». Упражнение «Все в твоих руках!». Встали, взялись за руки и сказали «Все в моих руках!»

ренинг по подготовке ЕНТ Психологический тренинг для старшеклассников
« Как достичь успеха»
Сопровождается показом презентации (Приложение №1 слайд №1)

Цель: - осознание учащимися необходимости целеполагания с учетом своих потребностей и мотивов.
- научить пошаговому способу достижения цели.
- формирование установки на самоанализ.

Методическое оснащение: слайды, жетоны, бланки «прошлые успехи», «ресурсы достижений», «достигнутый прогресс», «лестница достижений», мелодии.

Эпиграф к тренингу: (Приложение №1 Слайд №2)

« Мы пришли в этот мир, чтобы выразить себя и только себя.
Цель жизни и смысл жизни – самовыражения.»

Э. Цветков.

« Я – величайшее из чудес, сотворенный природой.»

О. Мандино.

Ход тренинга:

1.Ритуал приветствия.
- упражнение «Презентация индивидуальности».
Чтобы получше узнать друг друга- познакомиться, нам поможет наше собственное имя. На некоторые буквы своего имени нужно назвать черты своего характера.
Т- талантливый.
И- интелегент.
Ведущий предлагает взят жетон, на нём написать букву из своего имени и своё личностное качество.(или несколько качеств)

Рефлексия – кто запомнил качество Антона, т.д. Что нового вы узнали друг о друге.

2.Правила работы группы:
- искренность в общении (давайте говорить здесь не то, что «требуется», а то, что мы на самом деле думаем).
- активное участие в происходящем (Вы и Ваше мнение нужны нам и важны для нас).
- право на своё мнение и уважение мнения другого (участник говорит «от себя», от своего имени и не критикует мнение другого.)
- неразглашение происходящего за пределы группы (действуем по принципу «здесь и сейчас»).

3. Разминка – энерждайзер.
Сейчас вы можете свободно ходить по комнате. По моему хлопку вы должны будете выполнить моё задание. Начнём!(Включить музыку)
- распределитесь в группы на тех, у кого есть часы и у кого их нет.
- по длине волос.
- по росту (высокие и не очень)
- по цвету глаз.
- по настроению, которое вы сейчас испытываете. Какое у вас настроение?

4. Задание к размышлению: в жизни и в общении- « Две столбовые дороги».
Предлагается рассмотреть две картины, с следующим описанием:
(Музыкальное сопровождение Мелодия №1 Рисунок 1)
- Одна – широкая, но неосвещённая. На ней то и дело встречаются булыжники страха и отчаяния, а иногда дорогу преграждают завалы зависти, озлобленности. Пешеходов на ней уйма, но ты все время спотыкаешься о камни отчужденности и одиночества, потому что рядом шагают только глухонемые. Прорываясь через заросли обид, вины, ты устало сталкиваешь с дороги того, кто послабее. Но, в конце концов, тебя эта дорога вымотает и разрушит.
(Музыкальное сопровождение Мелодия №2 Рисунок 2)
- Вторая дорога – длинная, но светлая, на ней горят фонари веры и уверенности. У прохожих слух острый, так как они слышат не только то, что ты говоришь, но и то, что чувствуешь. По бокам красиво подстрижены газоны взаимоподдержки и выручки, а на клумбах ярко пламенеют цветы любви, доверия и прощения, уютную тень усталому путнику дают деревья взаимопонимания и душевного спокойствия. Возможно, дорога эта тоже утомит, но не разрушит.

Дорога первая – это путь неконструктивного, разрушающего общения. Дорога вторая – это путь конструктивного, созидающего общения. Все кем овладел страх перед жизнью, стремятся к мучительной первой дороге. У таких людей проблемы с общением. Избавить людей от страха и увлечь их на другую дорогу есть единственный способ: дать им возможность почувствовать себя умными, хорошими, добрыми, любимыми и интересными.

Задание: Какая картина вам ближе? Бывает, человек метается, а не бывает ли середины? (черно-белая полоса). Вы свои жетоны поместите под картиной, которая вам ближе на данный момент.

Сегодня мы собрались для того, чтобы поразмыслить о том, как жить, чтобы быть успешным.
Ответьте на вопрос честно: (Приложение №1 Слайд №3)
1.Зачем мы живем, в чем наше предназначение?
2.Для чего вы ходите в школу? Для чего вас учат в школе?
3.Чего вы хотите достичь в жизни? К чему вы стремитесь сейчас? (ответы)
В ваших ответах есть противоречие. Оно заключается в том, что основная деятельность в школе учебная, а интересы вашего возраста заключаются в том, что вы стремитесь сейчас к самоутверждению, личностным контактам, поискам личностного смысла. Как быть?
1. Понять, что взрослость немыслима без получения знаний. Это личностный смысл учения.
2.В вашем возрасте есть возможности для формирования и самосовершенствования. Сегодня мы будем работать над понятиями (Приложение №1 Слайд №4)

Цель
Мотивация
Прошлые успехи
Ресурсы достижения
Достигнутый прогресс
Личностная социальная поддержка
I этап. Что такое цель? Это то, что позволяет нам в жизни стать не неудачниками, а победителями, учит пользоваться своими лучшими качествами своей личности для достижения чего-то. Если человек уверенно, шаг за шагом движется по направлению к своей мечте и стремится жить такой жизнью, какую он себе вообразил, то успех придет к нему.

Задание: цель бывает ближняя и дальняя. Сейчас сформулируйте свою цель, определите для себя, чего вы хотите достичь.
Рефлексия

II этап. « Мотивация». (Приложение №5)
Мотивы – комплекс факторов, побуждающих человека к деятельности; это те причины – которые заставляют что-то либо делать.
Как сказал М. Горький: (Приложение №1 Слайд №5)
«Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное тебе.
Человек становится выше ростом от того, что тянется вверх.»
Задание: заполнение таблицы №2
Советы Д. Карнеги «Как добиться успеха», это что нужно изменить в себе, как помочь самому себе: (Приложение №1 Слайд №6)

1. Развивайте силу воли.
Успех приходит к тому, кто к нему стремится. Не ждите, что кто-то откроет вас – откройте себя сами. Скажите себе: я хочу, я могу, я сделаю. Успех предпочитает, чтобы его сильно желали, добивались, прилагая максимум усилий.
2.Следуйте поставленной цели.
Всякий успех начинается с какой-то идеи. Сформулируйте ее для себя четко, не придаваясь одним лишь неясным мечтам. Запишите, когда и чего вы хотите добиться. Ориентируйтесь на эту цель, отмечая промежуточные результаты. Если в движении возникает заминка, определите, в чем причина. Сделайте новую попытку, но не теряйте при этом главную цель.
3.Составляйте план действий
Намечайте вечером, какие дела должны быть сделаны завтра. Что касается долгосрочных дел, то надо также записывать, если к ним необходимо подготовиться.
4.Оценивайте себя объективно.
Охарактеризуйте себя сами, ответив на такие вопросы:
Достаточно ли я демонстрирую свои выгодные качества?
Знают ли о них другие?
Нужно задумываться над своими слабостями и учитывать их. Тот, кто лжет сам себе- никогда не добьётся успеха.
5. Следите за своим временем.
Определите, в какое время дня вы работаете особенно продуктивно и творчески. Эти лучшие часы не растрачивайте впустую. Рутинные дела выполняйте только тогда, когда все равно становитесь вялым, усталым. Проанализируйте, на что обычно вы тратите время, старайтесь не транжирить его бесцельно.
6.Делайте дела безотлагательно.
Не откладывайте до бесконечности неприятные дела, старайтесь по быстрее с ними разделаться, иначе они будут вас тяготить. Начинайте сразу делать то, что кажется вам полезным.
7.Думайте о хорошем.
Общеизвестно, что из-за черных мыслей, постоянных забот и пессимизма качество жизни не улучшается.
8.Слушайте окружающих.
Учитесь тому, что знают другие. Прежде чем говорить, выслушайте других. Никогда не обрывайте говорящего.
9.Доверяйте своим чувствам.
Ум- еще не всё. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу, высказывайте все, что вначале кажется невероятным.

III этап. «Прошлые успехи»
У каждого из вас есть за спиной уже какой-то прошлый опыт, прошлые успехи – это ваша личная сила! Его нужно использовать! (Приложение №2)
(н-р: нач. школу окончил без «3»). Вспомним их.
«Ресурсы достижения»
Это то, что вы лучше умеете делать, ваши интересы, склонности. То, что дает вам ощущение радости, уверенности в себе, что окрыляет и наполняет вас энергией (спорт, хобби, музыка, книги, упрямство, сила воли.)

IV этап. «Лестница достижений»
Все мы стремимся к успеху, хотим быть успешными, но не всегда это у нас получается. Я сейчас открою вам очень важный секрет: наши мысли определяют особенности нашей личности. То, что мы думаем- определяет нашу судьбу. Поэтому мы должны выстраивать свои мысли и делать себе правильные внушения.
Направим наши мысли на наше будущее- и попробуем написать, каких же успехов вы сможете достичь через определенные промежутки времени.

И на этом же рисунке сделай пометочку, как ты докажешь другим, что достиг прогресса?
(Приложение №3)

V этап. «Социальная поддержка»
А сейчас мы устроим себе праздник. Представьте, что вы уже достигли всего, о чем мы сегодня писали. И у нас праздник «День успеха» (закройте глаза, помечтайте). Опишите свой идеальный день. Это может быть рисунок, а можно писать словами, что вы чувствуете? Кто Рядом с вами? Где вы находитесь?(в лесу, на берегу озера, в офисе, в квартире; какие вещи вас окружают: рояль, компьютер, чашка кофе …)

Релаксация: «Любите все свои «Я»» (Приложение №4)
Я бы хотела, чтобы вы вернулись в то время, когда вы были младенцем. Пристально к себе приглядитесь. Улыбнитесь малышу и, открыв ему навстречу объятия, скажите: « Я – твоё будущее, и я пришёл, чтобы любить тебя». Обнимите его и поведите его с собой в настоящее время. А теперь оба встаньте перед зеркалом так, чтобы вы могли смотреть друг на друга с любовью.»
Шагните в то время, когда вы только научились ходить. Вы вставали и падали и снова вставали и падали. И вдруг – вы сделали первый шаг, затем ещё и ещё. Мы так гордились собой, Любите малыша.
Вы будущие первоклассники! Вам не хотелось оставлять свою маму. Вы храбро переступили порог, и начался новый этап вашей жизни. Вы всегда делали всё, что было в ваших силах, в любой жизненной ситуации. Любите малыша!
Теперь вам 10 лет. Вы помните, что происходило в это время. Оно, вероятно, было чудесным, а, может быть, вы боялись? Вы делали всё возможное, чтобы выжить. Любите этого 10 ребёнка.
Вернитесь теперь в то время, когда вы были подростком. Возможно, оно было восхитительно волнующим, потому что вы наконец выросли. А возможно, и принесло вам много волнений другого толка: сверстники учили вас тому, что можно делать, а что нельзя. Вы старались изо всех сил справиться с этой трудной задачей. И вы делали это как нельзя лучше. Любите подростка!
Теперь школьные годы остались позади. Вы знали больше, чем ваши родители. Вы были готовы начать жизнь так, как вы хотели. Вы были смелы и напуганы в одно и то же время. Любите себя в юности!
Теперь вспомните первый день вашей работы. Как вы гордились своей первой зарплатой! Вам хотелось всё делать хорошо. Так многому предстояло учиться. Вы делали для этого всё, что могли. Любите себя в то время.
Подумайте о другой вехе в вашей жизни. О женитьбе или замужестве. О вашем собственном ребёнке. О новом доме. Вероятно, это были прекрасные переживания?! Вы с ними справились. Любите себя за это.
Теперь « поставьте» перед собой все ваши многочисленные «Я» . Встаньте перед зеркалом так, чтобы вы могли смотреть на каждое из них, смотреть с любовью. А вот ещё одно ваше « Я» . Оно идет вам навстречу из будущего, протягивая руки и говорит: « Я здесь, чтобы любить тебя.» Да будет так!.

5.Рефлексия занятия:
- о чем сегодняшнее занятие заставило вас призадуматься? Попытались ли вы глубже взглянуть внутрь себя?
- может кто-то понял истины этих дорог, изменил отношение к ним?
- что больше всего запомнилось?
В знак благодарности за приятные общения давайте встанем все в общий круг, возьмемся за руки и все вместе скажем: « Я буду успешным!»

Психологическое занятие «Развиваем чувство уверенности в себе»

Иванова Елена Сергеевна,

педагог-психолог

МБОУ «Средняя школа №1»

г. Вилючинск, Камчатский край

Цель: повышение уверенности в себе, в свои силы.

Задачи: развить навыки, необходимые для уверенного поведения; укрепить чувство собственного достоинства; повысить самооценку каждого участника.

Форма проведения: занятие с элементами тренинга

Участники: учащиеся 9-11 классов.

Оборудование: листы бумаги для каждого участника, фломастеры, шкатулка, зеркало овальной формы, листочки с пожеланиями, правила, магниты, магнитофон, запись с музыкой, презентации.

План занятия:

1. Знакомство с группой.

2. Ритуал приветствия.

3. Принятие правил в группе.

4. Упражнение «Снежный ком».

6. Притча «О луне».

8. Упражнение «Я верю, что я….»

9. Упражнение «Пожелания».

10. Рефлексия. Благодарность за участие.

11. Ритуал прощания.

Ход занятия:

1. Знакомство с группой.

Здравствуйте, дорогие ребята! Зовут меня Елена Сергеевна. Сегодня я проведу с вами небольшой тренинг, который поможет вам развить чувство уверенности в себе, укрепить чувство собственного достоинства, повысить самооценку.

2. Ритуал приветствия.

А начнем занятие так: сейчас мы все встанем и по моей команде начнем здороваться. Здороваться будем за руку с каждым, при этом надо посмотреть в глаза и улыбнуться. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить.

3. Принятие правил в группе.

Теперь вам будут предложены правила поведения в группе. После каждого пункта прошу проголосовать за принятие (непринятие) данного правила.

Правила:

1. Принцип Я.

2. Принцип поднятой руки.

3. Искренность и открытость.

4. Безоценочность суждений.

5. Активность.

Говорить только от своего лица: не «Все тут думают», а «Я думаю»

Оцениваем не человека, а действия

Слушать друг друга внимательно, не перебивая, вопросы после выступления

Работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях

Говорить искренно и открыто. Если нет желание говорить честно, молчим.

Заполните эту клетку сами

4. Упражнение «Снежный ком».

Первое упражнение называется «Снежный ком». Мы начнем с того, что каждый по кругу назовет свое имя и прилагательное к нему, которое начинается с первой буквы вашего имени. Например, Елена – Е единственная.

5. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».

Следующее упражнение называется «Мой портрет в лучах солнца». Так как вы из одного класса, вы очень хорошо знаете друг друга. Я сейчас каждому раздам по листку бумаги, на котором нарисовано солнце. Ваша задача – написать свое имя в центре солнечного круга и передать своему соседу, который должен написать вдоль лучей одно ваше достоинство. Будем работать по кругу, пока лист не вернется к вам назад.

Рефлексия:

Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?

Какие чувства вы испытали после прочтения ваших достоинств?

Все ли ваши достоинства, о которых написали, были вам известны?

Что было легче: говорить о себе или о других?

6. Притча «О луне».

А теперь послушайте притчу.

Один человек влюбился в Луну и тосковал по ней. Чтобы быть к Луне поближе, он устроил свое жилище на горе, и каждый вечер смотрел на нее, мечтая когда-нибудь приблизиться к предмету своего обожания. Однажды ночью, увидев, как лунная дорожка достигла его жилища, человек решился вступить на нее и пошел навстречу к Луне. Он уже прошел половину пути без помех, когда засомневался в своих силах, испуганно посмотрел вниз, закачался и упал.

Рефлексия:

Какое впечатление произвела на вас эта притча?

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: нужно обязательно верить в себя и не сомневаться в своих силах.

7. Упражнение «Волшебное озеро».

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую психолог заранее кладет небольшое зеркало круглой формы.

Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

После того как в шкатулку заглянет каждый, психолог задает ученикам вопросы:

- Как вы понимаете значение слова «уникальный»? (единственный в воем роде)

- Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

- Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?

- Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

Мы выяснили, что каждый человек - это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.

8. Упражнение «Я верю, что я…» (просмотр презентации, чтение установок)

Я верю, что я …

могу понять своих родителей и они понимают меня, хотя это не всегда просто.

… хороший друг.

добрый и отзывчивый человек.

могу доставлять радость себе и другим.

могу сам принимать решения, касающейся моей жизни.

могу сказать «нет», когда это необходимо.

могу отстаивать свою позицию.

учусь на своих ошибках.

не отчаиваюсь из-за проблем, какими бы они не были.

имею право быть самим собой со всеми своими моими достоинствами и недостатками.

9. Упражнение «Пожелания».

На карточках написаны “мудрые мысли”. Каждый достает себе карточку и вслух зачитывает то, что там написано:

1. Надейтесь на лучшее, мечтайте о лучшем будущем, подходите ко всему и ко всем с оптимизмом.

2. Стремитесь к знанию, к культуре, к духовно богатым людям. Помните, то, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека.

3. Не позволяйте душе лениться. Будьте требовательны к себе, строго оценивайте свои мысли и поступки.

4. Растите в себе счастливого человека, создавайте себе душевный настрой на счастье. Собирайте свое счастье по крупицам, берегите, не бросайтесь тем, что удастся собрать.

5. Будьте целеустремленны и настойчивы в достижении поставленных целей, трудитесь и творите, реализуйте себя в окружающем мире.

6. Не копите проблемы, а решайте их. Неразбериха проблем порождает чувство тревоги и беспокойства.

7. При удаче больше всего благодарите других, а во всех бедах вините, прежде всего, себя.

8. Чаще улыбайтесь, улыбка ничего не стоит, но дорого ценится.

9. Не акцентируйте внимание на недостатках других людей, ищите в людях хорошее.

10. Анализируйте прожитый день, сделайте так, чтобы назавтра одной ошибкой и одним огорчением стало меньше.

11. Если у вас случилась неприятность, постарайтесь при случае при этом поговорить, но только с человеком, которому вы доверяете.

12. Не мстите врагам своим и не тратьте на них свою энергию. Они этого не стоят.

10. Рефлексия.

Каждый из вас теперь имеет возможность проанализировать полученную информацию и высказать свое мнение о сегодняшнем занятии.

Что нового вы узнали на занятии?

Чему научились?

Удалось ли вам на этом занятии узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?

Насколько хорошо вы, на ваш взгляд, знаете себя?

Что вам понравилось на занятии?

Что удивило?

Что вызвало затруднение?

Участники высказываются.

Ведущий подводит итоги. Ведущий должен поблагодарить каждого в отдельности, акцентируя внимание на особенностях в поведении и характере участника.

Ведущий также произносит слова благодарности всем за активную, творческую работу.

11. Ритуал прощания.

Аплодисменты!

Тренинговое занятие «Здоровье – главная ценность человека»

Тема: «Путь к здоровью»

Предоставленная работа будет интересна для педагогов, социальных работников, учащихся 13-16 лет и студентов. Мероприятие построено с учетом психолого-возрастных особенностей подростков и рассчитано на активное усвоение материала. В разработке подробно расписаны цели предложенных упражнений, которые можно применять отдельно для развития у детей творчества, нестандартного мышления, коммуникативных способностей. Данный материал можно применять на уроках, внеклассных и внешкольных мероприятиях.

Продолжительность тренинга 60 минут. Количество участников 15-20 человек.

Цель: способствовать определению собственных духовных ценностей и ориентации на здоровый образ жизни.
Задачи: объяснить значение понятия «здоровье»; воспитывать чувство ответственности за сохранение здоровья; формировать у подростков стремление занимать активную жизненную позицию.
доказать приоритетность здоровья среди других ценностей человека и негативное влияние вредных привычек на самочувствие подростка.

Результаты обучения
В конце занятия ученики:
- объясняют значение терминов: здоровье, составные здоровья, холистическое представление о здоровье;
- приводят аргументы в пользу здоровья;
- демонстрируют навыки получения информации, критического мышления, ответственности за свои поступки.
- показывают умение осознавать ценности собственного здоровья и навыки принятия решений по сохранению собственного здоровья.

Методические рекомендации (для достижения цели ): учитывая психолого-возрастные особенности детей старшего подросткового возраста, разговоры о здоровье следует вести в деликатной форме, чтобы это не воспринималось как давление и поучение. Для более эффективного воздействия на восприятие, понимание и запоминание информации, уместно использовать примеры из жизни их сверстников, различные визуальные материалы.
Оборудование: плакат-изображение горы с вершиной «здоровье»; тетради, бумага, ручки, фломастеры, стикеры, канцелярские скрепки, изображения следов (по два на каждого участника)
Содержание работы
1. Актуализация знаний (1-2 мин).
2. Знакомство (5-7 мин).
3. Ожидание (2-3 мин).
4. Упражнение «Интервью» (9-10 мин).
5. Информационный блок «Холистический подход к здоровью» (5 мин).
6. Упражнение «Скрепочка» (5 мин).
7.Упражнение «Найди себе пару» (3 мин).
8. Упражнение «Угроза жизни» (2 мин).
9. Работа в малых группах. Упражнение «Преимущества здоровья» (15 мин).
10. Подведение итогов. Упражнение «Обратная связь» (3 мин).
11.Упражнение «Путь к здоровью» (5 мин).
12.Завершение тренинга (2 мин).

1.Актуализация знаний (1-2 мин). На доске написан эпиграф к уроку:
Главным сокровищем жизни являются не земли, которые ты завоевал, не богатство, которое ты приобрел... Главным сокровищем жизни является здоровье, и чтобы его сохранить, нужно много знать.
Авиценна

Успех в жизни для меня - это…

Здравствуйте! Сегодня мы собрались здесь, чтобы определиться со своими планами на будущее, составим список удач. (Всем присутствующим прикрепить листочки с именами)

1.Упражнение «Знакоство». Представиться, рассказать: откуда вы пришли, ваше хобби, увлечение. Игрушка по кругу.

2.Как вы понимаете слово «Успех»?. Наши поступки определяются желанием чего-то избежать или чего-то достичь. В психологии это называется «мотивация избегания неудачи» и «мотивация достижения» Мотивация достижения – стремление достичь более высокого результата в какой-либо деятельности.

Как Вы понимаете слово «Успех»? Кто для вас успешный человек?

Хотите ли вы им быть, стремитесь ли вы к нему? Что вы для этого предпринимаете?

- А сейчас задайте себе вопрос : из чего складывается наше переживание удачи, успеха? (Ответы учащихся).

Очевидно, что оно возникает из соотношения полученного результата и того, чего мы хотели достичь. По известной формуле классика психологии У.Джеймса:

Самооценка = Успех

Притязания

Другими словами, самооценку можно повысить либо повышая уровень успеха, либо снижая притязания.

Множество данных говорит о том, что люди часто не осознают своих жизненных сценариев, и поэтому сценарии не доходят до своего логического конца. Но их можно изменить. Самостоятельное, сознательное решение изменить свой сценарий.

3. Упражнение «Прилагательные успеха».

· Учащимся надо описать 3-мя прилагательными человека, с которым им нравится общаться, а так же человека, с которым им общаться не нравится.

· Затем учащимся надо описать свое поведение, когда они общаются с этими людьми, например: часто улыбаюсь, говорю спокойным голосом, у меня угрюмое лицо, мой голос выше. Данные нужно записать в две колонки.

Делается вывод , как от поведения одного человека зависит поведение другого.

· Как вы думаете, что нужно для того, чтобы добиться успеха? (Высказывания учащихся).

4. Ключи успеха.

Итак, мы с вами поняли, что успех не приходит просто так, что его достигают, и многое в нашей жизни зависит от нас самих. Тот ресурс, который в нас заложен, поможет нам добиться своих целей. Но я сейчас дам несколько ключей успеха, которые помогут вам.

Ключ к успеху просто необходим для каждого человека. Вот семь ключей к успеху. Слушайте внимательно и запоминайте.

Прежде всего, надо начать с (распечатать и раздать памятки ).

1) ВЕРЫ – верить в то что, у вас все получится. Вера, а так же настрой на позитив, просто необходимы на первых этапах действия для достижения успеха. Обязательно должна быть

2)ЦЕЛЬ. Причем не просто в голове ее держать, а написать ее на бумаге. У вас должен быть четкий и подробный план ее осуществления. Если достигли своей цели, то ставьте другую цель.

Но при постановке целей нужно определиться с двумя моментами:

первый – чего вы хотите добиться и почему вы этого хотите;

3) ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ о том, что вам нужно.

А точнее – очень хорошо подумайте:

· что для вас является главным;

· на какие риски вы готовы пойти;

· как это решение повлияет на ваше окружение.

4) ВЫБОР. Всегда мы делаем тот или иной выбор и в конечном счете, он делает нашу судьбу. Надо четко знать, что выбрать.

5) УТОЧНЕНИЕ ЦЕЛИ – здесь нужно более конкретизировать разные мелочи, касающиеся вашей цели.

6) УСТАНОВКА ВРЕМЕННЫХ ГРАНИЦ – обязательно должно быть прописано на бумаге и с датой осуществления.

7) АНАЛИЗ И КОНТРОЛЬ ДЕЙСТВИЙ. Сюда относится выявление ошибок, изменение плана действия.

Используя этих семь ключей к успеху, вы добьетесь скорейших результатов.

5. «Формула успеха»

Педагог-психолог. Исходя из всего выше сказанног,о давайте попробуем с вами вывести формулу успеха.

УСПЕХ:

Нужно четко представлять то, что хочешь. Это - цель.

Нужно знать, что есть для того, чтобы добиться цели. Это - ресурсы.

Нужно незамедлительно начинать действовать. Это - действия .

Вы получите то, что хотели. Это - результат.

Следующее, что мы должны сделать, - поиск ответа именно на этот вопрос, только сформулированный несколько иначе:

- Каковы мои притязания в жизни?

Подумайте о том, чего вы хотите добиться в жизни? К чему стремишься?

А для того, чтобы сделать это интереснее, заглянем сначала в «бумажное зеркало».

6. Тест круги и линии (твой уровень притязаний).

Инструкция: на рисунке вы видите круги и линии.

Твоя задача – выбрать один из кругов (тот, который тебе больше нравится) и полностью его закрасить. После этого, выбери еще один круг и нарисуй в нем что-нибудь (цветочек или рожицу).

Полностью закрашенный круг – это твои притязания, то, к чему ты стремишься в жизни.

Если он находится на наклонной линии, это означает, что ты стремишься к карьере, активно строишь планы, мечтаешь о больших достижениях, стремишься к успеху, хочешь стать лидером.

И чем выше расположен выбранный тобой круг, тем грандиознее твои планы и желания.

Но если твой круг находится в нижней точке наклонной линии , то это говорит о том, что у тебя довольно низкие притязания, ты не стремишься к успеху, тебя устроит достаточно скромная роль. Такой выбор может также означать, что у тебя еще нет пока серьезных жизненных планов, ты еще плохо представляешь, какую роль хочешь играть в жизни.

Закрашенный круг, расположенный на длинной горизонтальной линии (она образует с диагональю угол), говорит о том, что самое важное для тебя в жизни – общение, хорошие отношения с окружающими. Ты с удовольствием работаешь в команде, коллективе.

Но если выбранный тобой круг расположен на правом конце этой линии, значит ты готов, если понадобится, стать в этой команде лидером, но бороться за это не будешь.

Выбор круга на короткой вертикальной линии – свидетельство отсутствия всяких стремлений, нежелания ничего делать и ничего предпринимать. Это плохой показатель, но, может быть, так проявляется усталость?

Закрашенный круг на короткой горизонтальной , отдельно нарисованной линии, говорит о том, что главное, к чему ты стремишься в жизни, - это независимость. Ты не заботишься о достижениях и успехе.

Круг с цветочком или рожицей внутри выражает твои тайные желания, то чего тебе хочется, но ты даже себе в этом не признаешься.

Сравни расположение закрашенного круга и круга с цветочком, и ты узнаешь, как соотносятся

Твои сознательные притязания и тайные желания.

Выводы сделайте самостоятельно.

7. Медитация «Театр».

А теперь, внимание. Ритмичная музыка.

Ты включаешь свою волю. Чувствуешь себя активным и деятельным человеком. Реши, что тебе надо сделать, чтобы это почувствовать? Ты берешь лист бумаги и решительно пишешь сверху: «Хочу, чтобы в ближайшие полгода я…» и за

3 минуты вновь высказываешь все, что попало, в любой форме, каким бы странным или глупым это ни казалось.

Три минуты прошло. Отложи ручку, и вновь расслабься, верни себе состояние покоя и умиротворения. Посиди так немного. Почувствуй, как тебе хорошо, как спокойствие и тело распространяются по твоему телу.

А теперь представь себя в маленьком театрике. Ты сидишь в затемненном зале, а на сцене стоит человек, Этот человек - Ты. Такой, каким ты себе нравишься. Представь себя счастливым, улыбающимся, Сейчас ты такой, каким хочешь быть или можешь стать. Посмотри на человека на сцене внимательно. Сейчас ты будешь ставить спектакль, где он в главной роли. Ты увидишь его в разных ситуациях и поймешь, что есть в нем такого, чего в тебе еще нет, что привлекает тебя в нем. Пусть в этом спектакле будут эпизоды, где он проявит свои знания и умения. Вспомни такие недавние события своей жизни, где ты действовал не самым удачным образом, ситуации, которые были для тебя трудны. Дай ему сыграть эти сцены. Всмотрись: что он умеет, знает, понимает, может больше и лучше чем ты. Теперь, когда ты понял это, возьми ручку, и запиши, что тебя привлекает в нем, что в нем есть такого, чего нет (пока еще нет) в тебе.

Напиши вверху или торжественно произнеси «Я – ОН (Она)».

Пауза.

Возьмите лист бумаги. Напишите в центре крупно букву «Я». Можешь нарисовать вокруг нее кружок, или даже солнце, можешь выделить каким-нибудь другим способом.

Твоя задача состоит в том, чтобы назвать как можно больше областей, где это «Я» может быть реализовано. И определить «желательное» и «нежелательное» «Я» для каждой области. Просто проводи линию от «Я», центра твоей вселенной, рисуй квадратик, или кружочек, и пиши.

Готово ? Сколько областей удалось выделить? А теперь продумай еще

4 - любых, самых неожиданных. Но важное условие: они должны быть вполне реальны, впрочем, как и все остальное.

Посмотри на эту «звездную карту» своей жизни немного сверху, как бы со стороны. Может ли эта карта быть картой неудачника? Ведь у тебя (вас), как выяснилось, столько возможностей. Так пользуйся ими!

И это дает вам очень важный ключ к приобретению самоуважения, самопринятия, уверенности в себе.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ – приобретение умений и навыков в самых разных областях, умение налаживать контакты, общаться с самыми разными людьми, сделает тебя «независимым и свободным для жизни»!

8. Синквейны. Вам предлагается написать ваш девиз на пути к успеху, достижении своей цели. Ваше стихотворение должно содержать позитивное настроение, используя

Синквейн - это стихотворение, состоящее из строк, где:

1-я строка - два прилагательных,

2-я строка - три глагола,
3-я строка - фраза на тему синквейна.
Фрагмент синквейна:

Внимательный, старательный, Успех

Творит, дерзает, знает, Краткосрочный, долгосрочный

Он знает, чего хочет – Трудиться, добиваться, реализовывать

Достигает. Положительный исход.

РЕФЛЕКСИЯ.

Что полезного на сегодняшнем занятии вы для себя получили?

На сегодняшнем занятии нам было интересно…

Мое настроение на конец занятия…..

Благодарю Вас за участие! До новых встреч! До свидания!

Задачи программы: осознание иррациональных установок; освобождение от обид; обретение свободы и энергии для позитивного мышления.

Организационные условия:

В данном варианте тренинг рассчитан на работу «погружением» (около 6 часов плюс 1 час на перерыв); однако возможен и вариант из трех встреч по 2–3 часа - в этом случае необходимо дополнить программу каждой встречи «разогревающими» упражнениями, ритуалами начала и завершения работы;

Эффективна работа небольшой группы (8–10 человек), при подборе которой необходимо принимать во внимание уровень доверия участников друг другу;

Статья опубликована при поддержке блога Виктории Гризодуб. Виктория ведёт блог о любви к себе, позитивном мышлении, медитации, управлении эмоциями. Вы сможете прочитать полезные статьи о том, как правильно медитировать , как быстро снять стресс, как разобраться в себе и многое другое. А также коллекция аудиозаписей, консультация психолога и медитация онлайн. Всю подробную информацию Вы найдёте по ссылке: https://psy-victory.ru/.

Для работы понадобится аудиотехника, материалы для рисования, пластилин, бумага и ручки для записей, бланки «Исследуем нерациональные требования» по количеству участников, большой лист ватмана и маркеры; необходимо иметь наготове также салфетки, графин с питьевой водой и стаканы, набор предметов для игротерапии (мелкие игрушки, камешки ракушки и т.д.).

Эпиграфы: на стенах помещения полезно разместить высказывания, помогающие осознанию проблемы. Я предлагаю несколько цитат их тех, которые использую сама.

Чем мы благороднее, тем больше подарков получаем (Луиза Хей) .

…ибо имеющему дастся, а у неимеющего отнимется и то, что имеет (Евангелие от Луки) .

Раскалывая раковину боли, мы почти всегда находим в ней духовные жемчужины (Маргарет Оливия Вульфсон) .

1. Введение в тренинг

Знакомство с целями и особенностями тренинговой работы, принятие правил.

2. Знакомство участников

Создание атмосферы доверия. Участники по очереди представляются и рассказывают о том, что привело их на тренинг, чего они ожидают от работы в группе.

Упражнение «Контакт»

Ведущий. Выберите себе в пару человека, с которым вы меньше всего знакомы. Возьмитесь за руки, посмотрите ему в глаза. Сейчас вам не надо ничего делать, говорить. Просто слушайте и смотрите…

Постарайтесь почувствовать этого человека, увидеть в его глазах то, что он хочет сказать вам. Подумайте о том, что ничего случайного не бывает в этом мире и этот человек - подарок судьбы.

Эта встреча призвана помочь вам понять что-то важное, открыть что-то новое в себе и вашем отношении к миру…

Поблагодарите его взглядом - и перейдите к другому человеку. Что вы можете дать ему? Быть может, он нуждается в вашей поддержке? Вашем опыте? Вашей мудрости? Просто в вашем присутствии рядом? В вашем теплом прикосновении? Пусть ваш взгляд скажет ему, как вы умеете любить и сопереживать…

А теперь возвращайтесь на свои места.

Упражнение проводится в затемненном помещении, под лирическую инструментальную музыку.

Несмотря на кажущуюся простоту ребятам бывает очень непросто справиться с возникающими в процессе упражнения эмоциональными реакциями. Контакт «глаза в глаза» требует способности к открытости и принятию другого человека. Важно обсудить чувства участников, уровень доверия в группе.

Упражнение «История игрушки»

Ведущий. Рассмотрите предметы, расположенные на столе. Выберите тот, который по каким-либо причинам кажется вам близким, похожим на вас. Рассмотрите его внимательно, пощупайте, почувствуйте материал, из которого он сделан. Придумайте небольшую историю предмета - от его рождения (создания) до сегодняшнего момента. Расскажите эту историю от первого лица - так, как будто этот предмет говорит вашими устами.

По ходу рассказа каждому предмету надо задать вопрос: «На что или на кого тебе приходилось в жизни обижаться?»

Это упражнение вызывает интерес у старшеклассников, позволяет снять напряжение, пробудить творческий потенциал. В то же время ребята часто замечают проективный характер своих рассказов, анализируют проявившиеся в них личностные особенности переживания обиды.

3. Знакомство с основными понятиями тренинга

Эта часть тренинга представляет собой лекцию психолога с элементами дискуссии, в процессе которой на листе ватмана маркером строится следующая схема:

Ведущий. Маленький ребенок не умеет просить. Он требует от матери, от окружающих его людей пищи, комфорта, внимания, то есть того, что необходимо ему, чтобы жить и развиваться.

Его требования не предполагают отказа, так как обусловлены жизненной необходимостью и потому разумны, рациональны. Вырастая, человек учится просить. Если я прошу и моя просьба не является замаскированным требованием, я предполагаю возможный отказ и готов принять его. Однако часто мы по старой детской привычке предъявляем требования, не желая смириться с отказом. Многие из этих требований уже не являются рациональными. И если они оказываются неудовлетворенными, мы можем испытывать обиду.

Чувство обиды - одно из самых разрушительных человеческих чувств. Оно оседает глубоко в душе и начинает калечить не только душу, но и тело человека. Не случайно слово «обижаться» восходит к словосочетанию «обижать себя». Обижаясь, мы творим зло прежде всего самим себе. Прощение необходимо нам самим в гораздо большей степени, нежели тем, на кого мы обижаемся.

Прощение не приходит само по себе. Прощение - награда за долгий и тяжелый труд души. Но результат стоит того!

Однако часто бывает так: решив для себя, что простили человека, мы вновь и вновь испытываем предательскую боль, вспоминая прошлое. Значит, истинное прощение еще впереди. Его критерий - ощущение спокойствия и даже некоторой пустоты при воспоминании о былой обиде.

Но «высший пилотаж» - искренняя благодарность обидчику за тот опыт, который вы приобрели с его помощью. Такая позиция предполагает определенный уровень зрелости личности, готовности принять ответственность за свою жизнь, за свое здоровье и счастье.

На этом этапе психолог предлагает участникам принять решение - будут ли они участвовать в дальнейшей работе группы, готовы ли принять на себя ответственность за все, что происходит в их жизни. Каждый сообщает группе о своем решении. Любой выбор группа приветствует аплодисментами.

4. Исследование нерациональных требований

Участникам предлагается проиллюстрировать своими примерами следующие признаки нерациональных требований:

Недоказуемость;

Излишняя обобщенность («все», «всегда», «никогда»);

Долженствование, исключение альтернативы;

Эмоциональные нарушения (неадекватно сильные эмоции);

Невозможность достичь цели, сужение свободы выбора.

Работа с табличкой «Исследуем нерациональные требования»

1 - люди редко так думают

2 - люди часто так считают

3 - я сам в этом убежден

Ознакомившись с приведенными высказываниями, участники добавляют свои варианты, а затем оценивают, насколько часто люди поступают исходя из подобных требований.

После обсуждения полученных результатов предлагается заменить нерациональные требования, получившие баллы «2» и «3», рациональными утверждениями.

Например: «мир должен быть справедлив ко мне» - на «в мире часто происходит что-то, кажущееся несправедливым на первый взгляд»; «родители должны делить наследство поровну» - на «родители имеют право делить наследство по своему усмотрению либо не оставлять его вообще никому из детей».

Вопрос участникам:

Как такое рациональное мышление могло бы изменить вашу жизнь?

Переоценка многих требований дается старшеклассникам с большим трудом, они начинают спорить, некоторые ведут себя достаточно агрессивно. Ведущему важно сохранять спокойствие, удерживая дискуссию в рамках интеллектуальных процессов. Здесь психологу пригодятся техники «сократовского диалога». Важно качественно проработать нерациональные требования участников на когнитивном, образном и поведенческом уровнях, чтобы идти дальше.

5. Просьба и отказ

Упражнение «Да и нет»

Ведущий. Разделитесь на две команды. Одна будет общаться только с помощью слова «да», а другая - с помощью слова «нет». Произносить слова можно с разной громкостью, интонацией, мимикой. Поэкспериментируйте, найдите наиболее комфортное для вас сочетание. Через три минуты вы поменяетесь ролями.

Упражнение проводится в свободном движении под ритмичную музыку. При обсуждении возникших во время него чувств неизменно всплывает тема внутренних запретов на просьбу, которую нельзя оставить без комментариев.

Ведущий. Требовать, а не просить - модель, сформированная в детстве. Сталкиваясь с чрезмерной требовательностью взрослых, получая травматический опыт отказа, ребенок ищет способы защититься от болезненных переживаний. Один из таких способов - надеть маску, спрятав под нею живую душу. Один психолог назвал эту маску Свином. Как вы думаете, почему? Я вам предлагаю рассмотреть этого Свина поближе, чтобы знать, как с ним можно справиться.

Участникам предлагается завершить высказывания-запреты Свина, используя схему на листе ватмана.

Вот примеры запретов, которые приводят старшеклассники:

«Не проси о помощи, потому что тогда тебя перестанут уважать»;

«Не проси о помощи, потому что у людей и так много проблем, лучше помоги кому-нибудь сам»;

«Не проси о помощи, люди должны сами увидеть, что ты в ней нуждаешься, если они не слепые»;

«Не проси о любви, потому что это могут использовать против тебя же самого»;

«Не проси о любви, любовь надо заслужить»;

«Не проси о прощении, потому что надо до конца отстаивать свою правоту»;

«Не проси о поддержке, потому что это - проявление слабости, а слабых никто не любит»;

«Не проси о заботе, потому что это эгоистично. Кто ты такой, что о тебе должны заботиться?».

В процессе формулирования этих суждений участники сами отмечают их иррациональность. И если предыдущая работа с требованиями проведена качественно, то это упражнение проходит очень живо и весело, участники сами используют приемы рационально-эмотивной психотерапии, продемонстрированной раньше психологом.

Упражнение «Японский диалог»

Ведущий. В японском языке отсутствует слово «нет». Если японец не хочет выполнять чью-либо просьбу, он будет говорить о чем угодно, но не даст прямого отказа. Хотите узнать, каково это? Разбейтесь на пары. Один в паре - японец, другой - европеец. Европеец просит японца о чем-то важном. Задача японца - отказать, не говоря об этом прямо. В завершение европеец должен поблагодарить собеседника.

Вопросы для обсуждения

К «европейцам»: с каким чувством вы благодарили своего партнера?

К «японцам»: что вы услышали в этих словах благодарности?

Притча

Умирал в одном селении человек, прославившийся своей скупостью. Кроме старой сиделки некому было скрасить его последние минуты, ибо никогда и ни с кем не делился он ни деньгами, ни жилищем, ни сердечным теплом.

Но однажды на пороге его хижины появился путник, чье лицо светилось мудростью и любовью.

Узнав о твоей болезни, я пришел попрощаться и поблагодарить тебя, - сказал он хозяину хижины.

Тот взглянул на гостя с удивлением:

Нет в этом мире человека, который мог бы быть мне благодарен.

Но путник продолжал:

Много лет назад я просил у тебя денег, так как никто больше не хотел мне давать взаймы, ты был моей последней надеждой. И твой отказ заставил меня пересмотреть всю мою жизнь. Я научился зарабатывать деньги сам, научился надеяться только на свои собственные силы. И теперь я богат, счастлив и свободен - благодаря тебе.

6. Преодоление обиды

Упражнение «Прикосновение к обиде»

На фоне расслабления участники слушают слова ведущего.

Ведущий. Часто мы несем по жизни глубоко припрятанную обиду на самых близких нам людей: отца, мать, любимого человека, учителя, друга… Закройте глаза и представьте человека, который когда-то вольно или невольно обидел вас… Вспомните те слова, действия или молчание, бездействие, которые больно ранили вас, задели самые тонкие струны вашей души…

Что вы чувствовали тогда?

Какие были ощущения в теле? Как ваше тело отзывалось на обиду?

Какие мысли приходили в голову? Что вам хотелось сделать в тот момент? Что вы хотели, но не могли позволить себе сделать?

Арт-терапевтическая техника «Скульптура чувства»

Участникам предлагается, сохраняя чувства, возникшие в предыдущем упражнении, вылепить из пластилина их образ. Важно подобрать соответствующую музыку для этого процесса. Я с успехом использую народные армянские мелодии, в которых звучит дудук - духовный инструмент с особым, тягучим тембром. Его голос удивительно созвучен ощущениям, связанным с обидой.

Это упражнение и его обсуждение я считаю кульминацией коррекционного процесса тренинга. Если предыдущая работа шла в основном на рациональном уровне, то здесь на первый план выходят эмоции. Индивидуально-групповой процесс, когда терапия группы происходит за счет присоединения к участнику, с которым работает психолог, строится на основе модели переоценочного соконсультировавония Харви Джеккинса.

В заключение этого этапа я предлагаю участникам написать «Письмо обидчику», в котором можно выразить все чувства и мысли, связанные с ним. Как правило, в этих письмах уже звучат мысли не столько об обиде, сколько о прощении. Ребята ищут оправдания поступкам других людей, пытаются взглянуть на ситуацию их глазами, ищут конструктивные способы налаживания отношений.

Отдохнуть и интегрировать полученный опыт предлагается во время 30-минутного перерыва.

Техника направленной визуализациии «Подарок обидчику»

Ведущий. Расположитесь поудобнее… Постарайтесь устроиться так, чтобы каждая часть тела чувствовала себя комфортно и расслабленно. Руки и ноги отдыхают… Лицо спокойно, челюсть разжата… Сделайте несколько глубоких вдохов через нос - и сильных выдохов через рот… Подышите так, синхронизируя ваше дыхание с музыкой…

А теперь представьте, что вы сидите в затемненном зрительном зале. Перед вами ярко освещенная сцена и на ней человек, обидевший вас. Его лицо сияет, он счастлив и доволен собой. Он совершил что-то, за что ему благодарно огромное количество людей. Люди выходят из зрительного зала, поднимаются по очереди на сцену и поздравляют этого человека, говорят ему слова благодарности, дарят цветы и подарки…

С какими чувствами вы наблюдаете за этой церемонией? Готовы ли и вы подняться на сцену? Подумайте, какой подарок вы могли бы преподнести этому человеку? Пусть этот подарок символизирует вашу любовь и прощение…

Когда будете готовы - поднимитесь на сцену, обнимите и искренне поблагодарите этого человека за то, что он - часть вашей жизни, за тот опыт, который вы приобрели благодаря ему.

Если вам трудно это сделать - вернитесь в зал и через некоторое время повторите все сначала. Помните - вы это делаете прежде всего для себя…

Тем, кому удалось выполнить это упражнение, предлагается нарисовать символический подарок, который они вручили в своем воображении человеку на сцене.

Рисунки не интерпретируются, они являются в данном случае не диагностическим материалом, а средством коррекции. Следует стимулировать спонтанность рисования, воплощения внутренних образов, смелое экспериментирование с цветом и формой.

7. Путь к благодарности

Построение графика эмоциональной значимости событий

Ведущий. Я предлагаю вам построить график эмоциональной значимости событий вашей жизни от рождения до сегодняшнего дня.

На горизонтальной оси отметьте события жизни в хронологическом порядке. Оцените качество и интенсивность своих переживаний по поводу каждого из них. Негативные чувства отметьте ниже горизонтальной оси, позитивные - выше. Чем сильнее чувства, тем дальше от горизонтали они находятся. Соединив поочередно точки, получаем индивидуальные графики. На эту работу вам дается 15 минут.

Работа в парах

Притча «Пропасть»

Однажды по дороге шла толпа людей. Каждый нес на плече свой крест. Одному человеку казалось, что его крест слишком тяжелый. Он был очень хитрый. Приотстав от всех, он зашел в лес и отпилил часть креста. Довольный, что обхитрил всех, он их догнал и пошел дальше. Вдруг на пути разверзлась пропасть. Все положили свои кресты и по ним перешли ее. Хитрый человек остался на той стороне, так как его крест оказался слишком коротким.

Список благодарности

Ведущий. Представьте себе утро завтрашнего дня. Вы просыпаетесь, открываете глаза - и говорите спасибо этому миру за то, что он подарил вам.

Составьте список того, за что и кому вы можете быть благодарны. На это у вас 15 минут.

8. Завершение работы группы

В заключение каждому предоставляется возможность сформулировать личный итог участия в тренинге, выразить свою благодарность присутствующим.

Лучшие статьи по теме