Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • География
  • Компетенции будущего. Компетенции будущего: что развивать и с чем прощаться Компетенции будущего

Компетенции будущего. Компетенции будущего: что развивать и с чем прощаться Компетенции будущего

Мир, в котором мы живем, отчетливо меняется, становится все более непредсказуемым. VUСA world - уже устоявшийся термин, люди живут и работают в этой неопределенности. Руководителю современной компании приходится управлять своим бизнесом так, чтобы можно было адаптироваться к постоянно меняющемуся окружению. В этой статье мы представляем материалы, которые обсуждались HR-сообществом на конференции международной Ассоциации по развитию талантов (Association for Talent Development, ATD).

ATD ежегодно проводит конференцию для профессионалов по обучению и развитию из разных стран мира, на которой обсуждаются опыт практиков и последние тренды в области обучения и развития. В этом году встреча проходила в американском городе Денвер (штат Колорадо), где собралось более 10 тыс. участников.

На конференции АTD всегда приглашают блестящих спикеров. Например, среди участников конференции ATD-2016 был Саймон Сайнек (Simon Sinek) - третий в рейтинге просмотров в TED 1 . Многим менеджерам известна его книга «Начни с вопроса почему». Еще одна «звезда» конференции - Джереми Гатч (Jeremy Gutsche), создатель сайта www.trendhunter.com, на котором отслеживаются новые тренды практически во всех областях жизни: технологии, мода, наука, экономика… В своем выступлении он привел интересные примеры того, как успех в прошлом может вредить в будущем.

Какие темы обсуждались на конференции?

Новые тренды

Оттачивать мастерство, увеличивать силу, делать из профессионалов супермастеров - именно в это готовы сегодня вкладывать ресурсы крупные компании. Как отмечал гуру менеджмента Питер Друкер, «переход от некомпетентности к посредственности отнимает существенно больше энергии и сил, чем доведение первоклассного исполнения до совершенства». Поэтому в нестабильном мире бизнес делает ставку на рост отдачи от корпоративных талантов. Соответственно профессионалы обсуждали:

1) какими методами «доводить» талантов до мастеров;
2) какие технологии и техники наиболее эффективны в корпоративной среде.

На конференции эти проблемы рассматривались с точки зрения содержания и технологий обучения.

Обсуждение содержания обучения очень сильно сдвинулось в сторону neuroscience - использования достижений, связанных с изучением работы мозга, - от нейрофизиологии до неврологии. После Всемирного экономического форума в Давосе стало понятно, что бόльшая часть «компетенций будущего» являются когнитивными (связаны с мышлением). Сейчас в обучении на первые роли выходит понимание специфики мышления, применение на практике особых навыков, востребованных в бизнесе. Неудивительно, что к работе в корпоративных университетах и центрах обучения активно привлекают ученых, а рекомендации по разработке обучающих программ базируются на результатах научных исследований.

Конечно, определенный разрыв между достижениями neuroscience и их практическим применением в обучении сохраняется. Это хорошо видно на примере исследований, связанных с нейромедиаторами - биологически активными химическими веществами (серотонин, окситоцин, дофамин и пр.), посредством которых нервные клетки обмениваются электрическими импульсами. Каждый из нейромедиаторов отвечает за определенные аспекты мотивации человека. Ранее все подобные эффекты (признание, причастность, вовлеченность и т. д.) объяснялись только на эмпирическом уровне. Но до разработки практических рекомендаций - как повышать уровень нейромедиаторов в крови сотрудника - пока далеко. Что уже понятно:

  • эти вещества не будут синтезироваться, чтобы вводиться извне (например, подсыпаться в пищу);
  • работодатели не будут делать анализ крови кандидатов, чтобы заранее оценить их лояльность.

Тем не менее первый шаг уже сделан: научные открытия показывают, куда двигаться дальше. Теперь нужно понять, как использовать эти знания в работе специалистов по обучению и развитию. Например, уже сегодня с помощью современных технологий можно наблюдать за процессами, происходящими в мозгу. Это побудило ученых:

  • пересмотреть множество традиционных взглядов на роль эмоций в мышлении человека;
  • устранить противоречие между разными видами интеллекта (аналитическим и эмоциональным).

Важнейшие компетенции будущего

Исследователи выделяют четыре вида бизнес-среды (frameworks):

  1. Простая (obvious).
  2. Сложная (complicated).
  3. Комплексная (complex).
  4. Хаотическая (chaotic).

Сегодня бизнес работает в комплексной среде, отличительными особенностями которой являются:

  • большое количество элементов;
  • их сложность;
  • многоуровневость связей между ними;
  • динамичность (постоянное изменение) связей.

Какие компетенции будут решающими для успешной адаптации компании к столь сложной среде? На Давосском экономическом форуме в 2015 году были выделены ключевые компетенции, важные для успеха бизнеса в ближайшем будущем (табл. 1 ). Изменения в списке приоритетов - результат понимания направления изменений бизнес-среды. В 2020 году (это очень близко!) конкурентные преимущества и лидерство компаниям обеспечат когнитивные (ментальные) компетенции - навыки мышления и творческие способности, от которых зависит возможность эффективно адаптироваться к изменениям. А значит, именно эти компетенции будут в фокусе программ развития для современных руководителей.

Табл. 1. Важнейшие навыки


п/п

В 2020 году

В 2015 году

Решение комплексных проблем

Решение комплексных проблем

Критическое мышление

Креативность

Управление людьми

Управление людьми

Критическое мышление

Согласованные действия с другими людьми

Ведение переговоров

Эмоциональный интеллект

Контроль качества

Ориентация на оказание услуг

Ориентация на оказание услуг

Экспертная оценка и принятие решений

Ведение переговоров

Активное слушание

Гибкость мышления

Креативность

Рассмотрим подробнее ведущие компетенции из давосского списка - как они адаптируются к бизнес-среде.

Критическое мышление (critical thinking). Первым понятие «рефлексивное мышление» ввел известный американский педагог Джон Гилаи. После опубликования в 1980 году доклада «Нация в опасности» критическое мышление стало важной составляющей всех уровней образования в США. С 2009 года отмечается значительный рост числа публикаций на эту тему: люди стараются найти ответ на вопрос: «Что привело к кризису?».

Что такое критическое мышление? Это система суждений, которая используется для анализа событий и формулирования обоснованных выводов. Критическое мышление позволяет выносить объективную оценку, давать правильные интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к анализу проблем и текущей ситуации. Разницу между критическим и «автоматическим» (обыденным) мышлением можно проиллюстрировать с помощью рисунка 1 .

Рис. 1. Различие между «автоматическим» и критическим мышлением

Эксперты выделяют следующие признаки (поведенческие индикаторы) критического мышления:

  • правильно организованная память (сохранение и воспроизведение информации);
  • владение языком как инструментом мышления;
  • навык извлечения смысла из информации;
  • умение делать логически правильные суждения;
  • умение анализировать и оценивать аргументы;
  • умение формировать и проверять гипотезы;
  • умение выносить суждения о неопределенности и вероятности;
  • дисциплина в принятии решений;
  • навык решения четко и нечетко поставленных задач.

Как можно выработать у себя (у обучающихся) навыки критического мышления?

  1. Задавать исследовательские вопросы.
  2. Делать комплексный анализ ситуации, вместо того чтобы выносить быстрые (автоматические) суждения.
  3. Формировать умозаключения, избегая «ментальных ловушек».

Что дают навыки критического мышления руководителям? Возможность:

  • определять ключевые вызовы, стоящие перед организацией;
  • объективно и всесторонне анализировать проблемы;
  • формировать оптимальные стратегии реагирования.

Еще один важный признак критического мышления - sense making , способность находить/создавать смыслы. Особенно важно это умение сегодня, ведь количество больших массивов данных (Big Data) растет экспоненциально. Все они нуждаются не только и даже не столько в обработке, сколько в интерпретации и осмыслении выявленных закономерностей. Руководитель, который может «вытащить» смыслы из накопленной информации и сделать правильные выводы - огромная ценность для бизнеса. К сожалению, у наших менеджеров это качество пока встречается редко.

Креативное мышление (creative thinking). Креативность - это способность к нестандартному мышлению и поведению, постоянному осознанию и творческому развитию своего опыта. Креативность нужна для:

  • решения проблем, не имеющих подходящего стандартного решения;
  • нахождения лучшего/нового решения проблемы/задачи;
  • изобретения нового продукта, услуги, метода ведения бизнеса, поведения, модели бизнеса и т. п.;
  • дизайна (рекомбинации вещей для получения новой ценности);
  • упрощения/оптимизации продуктов, процессов, процедур;
  • адекватной реакции на происходящие изменения;
  • освоения новых моделей поведения и деятельности.

В чем проявляется креативность?

  1. В быстроте, точности, гибкости и оригинальности мышления, богатом воображении.
  2. В чувствительности к проблемам, способности замечать не выделяемые привычным взглядом детали.
  3. В устойчивости к неопределенности, любознательности и открытости новому опыту.
  4. В высокой энергетике (возможности давать, делиться), независимости.
  5. В приверженности высоким эстетическим ценностям.

Развитое креативное мышление предполагает наличие способностей:

  • управлять творческим процессом («вдохновение по заказу»);
  • находить оригинальные решения;
  • быть терпимым к неопределенности;
  • выходить за рамки сложившихся допущений;
  • побуждать других людей к созидательной деятельности.

Креативное мышление позволяет:

  • находить успешные решения в меняющемся контексте;
  • разрешать противоречия и дилеммы;
  • создавать уникальное ценностное предложение и дифференцироваться от конкурентов.

В качестве примера можно привести дизайн-мышление (design thinking) или дизайн, ориентированный на человека (human-centered design). Это методология решения инженерных, деловых и прочих задач, основывающаяся на творческом, а не аналитическом подходе, приоритетом которой являются потребности и ограничения клиентов. Дизайн-мышление нацелено на создание принципиально нового решения, а значит, необходимо знать предысторию возникновения проблемы.

В цикле дизайн-мышления эксперты выделяют несколько базовых шагов (рис. 2 ):

  1. Эмпатия . Проведение исследования для понимания потребностей клиентов и ограничений бизнеса.
  2. Фокусировка . Глубокий анализ ситуации помогает выявить ключевые противоречия. Создание концепта.
  3. Генерация идей . Для создания нового решения используются различные инструменты организации инновационного мышления в команде (гибкость, многочисленные итерации).
  4. Выбор идеи . Оценка перспектив решения (производство, технологии, маркетинг и пр.).
  5. Разработка дизайна, создание прототипов (объектов, среды и процессов).
  6. Тестирование (разработчиками, потребителями и стейкхолдерами). Проверка работоспособности и оформление. Передача в эксплуатацию.

Рис. 2. Этапы дизайн-мышления

Важным аспектом использования дизайн-мышления является налаживание диалога - между компанией и клиентом, а также внутри команды. Чаще всего самые продуктивные решения находят команды:

  • с высоким разнообразием, в которых представлены специалисты с разными способностями, опытом (в том числе культурным), типами мышления и пр.;
  • в которых налажено открытое и эффективное взаимодействие участников.

Дизайн-мышление предполагает постоянные итерации (между членами команды, с клиентами и стейкхолдерами), то есть в определенном смысле это противоположность метода benchmarking . По сути, итерационные процедуры заимствованы из методологии agile- и scrum-подхода, пришедших в бизнес из ИТ. Но управленческая мысль идет дальше: обобщив опыт использования agile-методологии, эксперты выделили специфическую компетенцию (табл. 2), которая необходима для всех инноваторов, не только в ИТ - «гибкость» (agility). По данным исследования, о котором рассказывали докладчики конференции АTD-2016, компании, где многие сотрудники обладают этой компетенцией, на 25% более прибыльны, чем те, где развитию гибкости не придают значения

Табл. 2. «Измерения» компетенции «гибкость»

Гибкость в осознанности
(self-awareness)

Люди знают, в чем они хороши и в чем их слабые места

Воспринимают обратную связь (в том числе воспринимают критику как полезную часть обратной связи)

Владеют собой (понимают свои чувства и настроение)

Берут на себя ответственность за ошибки

Гибкость ума
(mental agility)

Имеют широкий кругозор, многим интересуются

Добираются до корневой причины

Любят изучать новое

Ищут параллели и контрасты

Не принимают ничего на веру

Ищут решения сложных проблем

Гибкость в отношениях с людьми
(people agility)

Открыты для других

Понимают других

Обладают политической гибкостью

Интересны в общении

Умеют конструктивно управлять конфликтами

Ценят работу, сделанную другими

Гибкость в изменениях
(change agility)

Нацелены на постоянные улучшения

Используют риск и ошибки как возможность учиться

Ищут новые перспективы

Готовы принять давление изменений

Понимают воздействие изменений, управляют ими

Гибкость в результатах
(results agility)

Строят высокоэффективные команды

Гибки и адаптивны

Добиваются максимума результатов при ограниченных ресурсах

Обладают «драйвом», личной харизмой

Завершают начатое, несмотря на препятствия

Гибкость в обучении
(learning agility)

Ищут новый разнообразный опыт

Радуются сложным проблемам и вызовам

Ищут смысл в новом опыте

Работают лучше, используя новый опыт и знания

Когнитивная гибкость (cognitive flexibility). Это способность переключаться с одной мысли на другую, а также обдумывать несколько вопросов одновременно. Кроме того, когнитивная гибкость включает навык работы с парадоксами или «полярностями». Полярности - это парные категории, которые не позволяют решить проблему без учета противоположного «полюса» (пример такой пары в бизнесе - «глобальный - локальный»). Именно способность видеть полярность является тем «спусковым крючком», который запускает процесс творчества, приводящий к прорывным идеям.

Когнитивная гибкость также предполагает:

  • умение сотрудничать с самыми разными людьми, придерживающимися порой полярных точек зрения;
  • понимать их сильные и слабые стороны, чтобы дополнить своими компетенциями.

Как правило, большинство людей предпочитает сотрудничать с теми, кто похож на них самих, но это блокирует изменения, не дает сделать прорыв. Поэтому преимущество получают те компании, в которых не боятся разнообразия.

Сегодня работа с парадоксами или полярностями перестала быть уделом философов. Максимум прибыли приносят не технологические идеи, а те, которые меняют вкусы людей, их взгляды на жизнь, задают новые образцы поведения и создают новые потребности. Для таких идей обязательно нужна эта компетенция. К примеру, упрощение интерфейса персональных компьютеров создало огромный рынок как для самих PC, так и для программного обеспечения!

Системное мышление (system thinking). Это способность:

  • видеть во всем взаимосвязанные, иерархически структурированные связи процессов и событий, восприятие мира как упорядоченного;
  • схватывать ситуацию в целом, и в то же время выделять в ней элементы и взаимосвязи между ними;
  • находить оптимальные решения, которые воздействуют на причины возникновения проблемы, а не ее симптомы;
  • предсказывать развитие событий.

Системное мышление особенно важно, когда приходится действовать в сложной среде, в ситуации неопределенности. Руководитель с развитым системным мышлением не просто видит свою организацию как систему, а выступает в роли ее «архитектора»:

  • точно определяет ее насущные потребности;
  • определяет проблемы и выделяет «узкие» места;
  • может выходить за рамки системных ограничений;
  • находит рычаги воздействия, которые позволят с наименьшими усилиями достичь максимального результата.

Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EI).Особую популярность EI приобрел благодаря «четырехэлементной» модели Д. Гоулмана, где эмоциональный интеллект понимается как сочетание четырех способностей:

1) умения определить , как чувствуют себя люди;
2) использовать эмоции, чтобы они помогали думать и анализировать;
3) понимать причины эмоций;
4) управлять эмоциями и включать их в процесс принятия решений, с тем, чтобы делать оптимальный выбор в жизни.

Эмоции - ключевой фактор достижения успеха в социальных системах. Обмениваясь эмоциями, люди создают и поддерживают отношения, формируют совместное видение успеха, вовлекаются в творческую деятельность. Благодаря развитому EI руководитель формирует в команде уникальную атмосферу открытости и сотрудничества, готовность действовать для достижения общего результата и в долгосрочной перспективе.

Перспективы TD

Пятый технологический уклад, одной из ведущих отраслей которого являются ИT, меняет способности человека:

  • Возможность с помощью интернета оперативно получать любую информацию уменьшает объем оперативной памяти.
  • Способность понимать как «думает» техника позволяет точно ставить задачу компьютеру и решать проблемы по-новому (Computer re-thinking).
  • Умение находить (в первую очередь с использованием современных технологий) новые, более эффективные решения, к которым уже «приклеены» решения старого образца, позволяет решать комплексные динамические проблемы, стоящие ныне перед нашей цивилизацией.

Эти изменения будут все острее проявляться по мере смены поколений на рынке труда: мышление и мотивация представителей «поколения Y» серьезно отличаются как от преобладающего сейчас поколения X, так и от поколения бэби-бумеров, и от «молчаливого поколения». А ведь уже на подходе «поколение Z» - 15–16-летние подростки, которых эксперты называют «цифровое поколение» (digital native).

Новые вызовы определяют задачи, которые стоят сегодня перед индустрией Talent Development. Главные из них:

Изменение подходов к обучению и развитию . На конференции ATD-2016 широко обсуждалось, какие компетенции нужны сегодня лидерам для достижения высоких результатов. Эксперты выделяют два важных новых концепта: «Т-модель» и «Лидер-катализатор».

Т-модель . Что значит «Т-профессионал 3 »? Это специалист, обладающий глубокими знаниями, умением и опытом в какой-то одной области и широким набором дополнительных компетенций. Схематически это изображается в виде буквы «Т» (рис. 3 ):

  • Эксперт («идущий в глубину» - перекладина буквы Т):
    • обладает функциональной/технической экспертизой;
    • годами отлично выполняет одну и ту же работу;
    • его сложно заменить;
    • на него можно рассчитывать, ему можно доверять;
    • он получает признание в компании;
    • умеет работать автономно.
  • Компетентный (широкий набор компетенций - горизонтальная линия буквы Т), гибкий в обучении :
    • легко осваивает новые функции;
    • хорошо делает работу, с которой впервые сталкивается;
    • решает сложные/новые проблемы;
    • думает стратегически, обладает широким видением (helicopter view);
    • хорошо работает в условиях неопределенности и сложности;
    • принимает изменения;
    • имеет разнообразные интересы;
    • быстр и нетерпелив, не уважает status quo.

Рис. 3. Т-модель профессионала

Организации нужны лидеры, которые лучше добиваются результата в основной деятельности компании. Поэтому необходимо знать особенность деятельности компании. Если она:

  • требует богатого практического опыта или глубоких знаний;
  • относительно стабильна;
  • требует понимания прошлого, сильных тактических навыков принятия решений;
  • нуждается в развитии сотрудников, институте менторства;
  • зависит от отношений и зрелости в роли,

…то такой организации больше нужны лидеры-эксперты.

…в таком случае ей нужны более гибкие Т-лидеры.

Если организация:

  • сталкивается с новыми задачами, которые требуют выработки стратегии;
  • нуждается в новых идеях и способах мышления;
  • сталкивается с изменениями или ее будущее неопределенно;
  • требует серьезной корректировки действий;
  • зависит от серьезной технической поддержки;
  • требует «политического чутья»,

в таком случае ей нужны более гибкие Т-лидеры.

Лидер-катализатор (catalyst). Сейчас все чаще говорят о необходимости новой ролевой модели - менеджера, который сможет в сложных обстоятельствах поддерживать бизнес и свою команду. В комплексной среде лучшие результаты показывает именно женская модель управления, которая включает понимание, заботу, поддержку и помощь в развитии. Когда непонятно, как взаимодействуют элементы среды, команды конкурируют не в уровне экспертизы, а в скорости нахождения новых, более адаптивных паттернов поведения. В такой ситуации лидером становится не главный эксперт, а «мамочка», которая может обеспечить безопасную среду для работы экспертов. Главным преимуществом в таком случае становится стабильность эффективной работы команды, потому что в «дружеской» (friendly) обстановке сотрудники не «выгорают» психологически, дольше сохраняют высокий уровень мотивации и вовлеченности. В мире, полном неопределенностей, создание безопасности для рабочих групп становится базовым условием выживания бизнеса. Сильная корпоративная культура поддерживает людей и дает им возможность проявить свои таланты, стать «собственниками» бизнеса.

Пример поддерживающе-заботливого лидерства отчетливо проявляется сейчас в ИТ-среде, особенно со стороны HR-менеджеров. Однако именно в этой отрасли (с учетом специфики типичных психотипов сотрудника) уже заметно и ограничения такой роли лидера: инфантилизм сотрудников не только не преодолевается, но и усугубляется. Поэтому это тема должна широко обсуждаться в среде профессионалов.

Разработка новых технологий и методов T & D . Традиционные тренинги работают с умениями и навыками, рассматривая их как шаблоны эффективного поведения, которые нужно довести до автоматизма. Они исходно не были ориентированы на «тонкие» задачи - такие как изменение типа мышления или изменение картины мира. Зато на это направлены рефлексивные игры, моделирующие комплексную бизнес-реальность. Причем наиболее эффективны не компьютерные и настольные симуляции, а ролевые игры, которые позволяют действовать:

1) в соответствии с самостоятельно поставленной целью;
2) в коммуникации с другими участниками, «играющими свою игру» в рамках общих условий.

Ролевые игры позволяют «проработать» различные виды мышления - и во время игры, и в пост-игровой рефлексии. Здесь:

  • непосредственно в коммуникации проявляется связь (или ее отсутствие) поведенческих компетенций из «давосского списка» («переговоры», «координация с другими», «управление людьми», «принятие решений») с результатом;
  • сотрудники получают помощь в освоении различных типов мышления.

Выводы

Применение современных технологий, привлечение энергии молодежи и женщин - это повестка завтрашнего, вернее, уже сегодняшнего дня, потому что 2020 год наступит очень скоро! Хорошая новость для всех эйчаров: во всем мире бизнес все острее осознает необходимость постоянного обучения и развития!

Что мы вынесли из конференции непосредственно для работы нашей компании - NRG?

  1. Нужно научиться делать и использовать в работе короткие видеоролики, поскольку такой способ подачи информации молодежь воспринимает легче. Принцип «научился сам - передай другому» в век диджитализации очень легко материализуется именно в видеоформате.
  2. Стоит использовать видеоролики для «микрообучения» (microlearning). Дело в том, что двух-трехдневные тренинги не всегда эффективны:
    • во-первых , большой объем информации за столь короткое время освоить сложно;
    • во-вторых , «экспресс-знания» быстро забываются, а навыки часто не закрепляются.

Поэтому «воронку обучения» желательно перевернуть:

1) до начала обучения показывать серию коротких обучающих видеофильмов (по пять-семь минут), каждый из которых представляет один навык/одну модель поведения;

2) после этого провести сбор группы;

3) затем обсуждать материал в течение длительного времени (например, 21 день), причем основное внимание уделять отработке нового навыка в работе.

В этом году на конференции АTD единственным представителем от Украины был руководитель компании NRG. Надеемся, что в будущем украинская делегация будет более многочисленной.
______________
1 TED - (T echnology E ntertainment D esign - «Технологии, развлечения, дизайн») - частный некоммерческий фонд в США, известный своими ежегодными конференциями (с 2009 года проводится в городе Лонг-Бич, штат Калифорния). Миссия конференции состоит в распространении уникальных идей («ideas worth spreading»); избранные лекции доступны на веб-сайте этой инициативы - www.ted.com.

2 Джон Дьюи (John Dewey) - американский философ и педагог (1859–1952), представитель философского направления «прагматизм».

Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала

Рынок труда меняется с каждым годом. В том числе, и в своих требованиях к соискателям. Какие навыки необходимо в себе развивать, чтобы в 2020 году быть востребованным? Что работодатели будут ценить больше всего? Ответы мы найдем в прогнозах аналитиков Всемирного экономического форума (World Economic Forum ). По их предположению, в ближайшие годы изменится 35% ключевых востребованных компетенций. Так какими же навыками должен обладать идеальный сотрудник будущего?

1. Умение решать сложные задачи (Complex Problem Solving). Потребность в обладателях такой компетенции возрастет на 52%.

2. Критическое мышление. Эта компетенция входит в число ключевых и в прогнозах на 10-15 лет. Практически любую информацию можно найти в свободном доступе. Более того, информация самого разного содержания и качества на нас "вываливается" в СМИ, соцсетях и т.д. Чтобы понять, что в этом потоке является действительно ценным и внушающим доверия, необходимы навыки отбора.

3. Креативность. Способность найти нестандартный подход и сейчас ценится во многих . Но в уже недалеком будущем это умение станет необходимым из-за усложнение процессов в целом. Как решить стандартную задачу, можно найти в интернете, стоит только правильно сформулировать запрос для поисковика. Цениться будут люди, способные "выдать" то, чего не знает поисковик.

Татьяна Черниговская , известный ученый в области нейронауки и психолингвистики:
"Так ли мы учим детей? Например, детям зачем учить бином Ньютона? Я за всю свою жизнь с биномом Ньютона никогда не повстречалась. Если встречусь, то пальцем ткну и скажу: «ОК, Гугл»… Раньше интернета не было, но книжки были. Зачем его учить? Если мне бы на это сказали - чтобы тренировать память, ок, все, я согласна. Но может быть лучше Шекспира или греческую поэзию? Зачем бессмысленные вещи учить? Мы детей ими накачиваем. Мне важно знать, в каком году Наполеон женился на Жозефине? Нет, неважно. Мне важно, чтобы человек понимал, что происходит на этой планете. Все остальное - гугл уже знает. Мне люди, которые знают то, что знает гугл, не нужны профессионально, потому что Гугл уже есть. Мне нужен тот, кому придет в голову необычная вещь. Знаете, открытия - это ошибки. Если мы предложим сдать ЕГЭ следующим людям: Моцарту, Бетховену, бездельнику двоечнику Пушкину, а также возьмем химика Менделеева (двойка по химии, помните?), Эйнштейна, Дирака, Шредингера и т.д. Вот они все завалят. Мы скажем: "Двойка тебе, Нильс Бор". Он скажет: "Двойка-то двойка, но Нобелевская премия меня ждет". И именно за этот "неправильный" ответ! Так мы чего хотим? Открытий или армию дурачков, которые выучили бином Ньютона? Конечно, здесь есть крупная опасность. Я ее знаю. Если все будут знать обо всем по чуть-чуть, то возникает риск, что мы начнем выпускать дилетантов. Что с этим делать, надо подумать".

4. Управление людьми. Многие компании будут идти по сращивают человеческого и искусственного интеллекта, объединению усилий людей и роботов, поэтому среда станет более сложной. Умение работать с людьми, особенно с учетом того, что многие из них будут еще более высокоразвиты чем сегодня, продолжит оставаться важной задачей (согласно кривой Аутора, востребованными останутся либо самые дешевые сотрудники (чей труд дешевле роботов), либо высокопрофессиональные.

5. Навыки координации, взаимодействия. Пятое место в рейтинге World Economic Forum. По российским прогнозам значимость этой компетенции несколько выше.

6. Эмоциональный интеллект. Сегодня многие компании инвестируют в развитие эмпатии у своих сотрудников. Надо отметить, что это одно из направлений развития, популярное во многих крупных организациях. Этот прогноз подтверждается и данными российский исследований.

7. Суждение и скорость принятия решений. В усложняющемся мире потребуется быстро принимать решения. Как сказал Герман Греф по итогам поездки в Силиконовую долину: "В Uber нам сказали одну фразу, что конкуренция со стороны китайцев дошла до такой степени, что нам кажется: если мы утром проснулись с очень интересной новой идеей по поводу новых продуктов, то в обед, когда мы собираемся на встречу, чтобы это обсудить, китайцы ее уже воспроизводят" . Важно будет не только качество, но и скорость принятия решений.

8. Клиентоориентированность (сервисная ориентация, Service orientation). Напрямую зависит от развитости эмоционального интеллекта.

9. Умение вести переговоры. Может, через какое-то время в этом человека заменят роботы, но точно не в ближайшую пятилетку.

10. Когнитивная гибкость. В условиях открытого, большого, очень поливариантного мира эта способность будет действительно важна. Владея ею, мы сможем применить свою креативность и решить сложные задачи.

Из списка 2015 года полностью исчезли активное слушание и контроль качества, уступив место эмоциональному интеллекту и когнитивной гибкости.

Интерес к компетенциям будущего вызван скоростью развития современного мира, новыми запросами и потребностями общества. Изменения в науке, технологиях оперативно приходят в нашу жизнь, заставляя все больше оценивать эффективность своих сегодняшних действий в приложении к будущему. Осмысливая их, мы можем увидеть прообразы тех умений и навыков, которые важно формировать у наших школьников.
Уже сегодня совместно с ведущими вузами Москвы мы, анализируя компетенции, важные для зарождающихся сейчас профессий, и компетенции, формируемые современной школой, понимаем, что между ними увеличивается разрыв.
Наряду с компетенциями разрабатываются и формируются перечни профессий будущего. Например, командой Агентства стратегических инициатив и бизнес-школой «Сколково» разработан целый атлас новых профессий, которые будут востребованы к 2025 году. Ведущие эксперты Всемирного экономического форума в Давосе предлагают нашему вниманию наиболее актуальные и востребованные профессии и компетенции будущего:
- мультифинансист on-line. Банковская сфера автоматизируется и информатизируется быстрыми темпами. Уходят в прошлое банковские отделения и пластиковые карты. Сегодня их заменяют банкоматы, инфокиоски, приложения на смартфоне. Стремительно растут требования к информационной и финансовой компетентности школьника;
- менеджер социальных сетей. Виртуальная реальность активно отвоевывает позиции у «реальной жизни». Аккаунт в социальных сетях - это не просто лента новостей и личных фотографий, это жизненное досье человека, информацию из которого берут на вооружение кадровые агентства и даже банки при принятии решений о кредитовании. Коммуникативная компетентность, любознательность, читательская, культурная грамотность проявляются на этих страницах очень явно;
- виртуальный/интерактивный учитель (тьютор). Профессия учителя не исчезнет, она трансформируется. Изменения происходят уже сейчас: «говорящая голова» в классе отжила свой век. Плохого, шаблонного учителя могут заменить Google, Яндекс и другие аналогичные сервисы. Востребован учитель, который может организовать работу большой группы детей, научить проектно мыслить, дискутировать, решать не только алгоритмические задачи, отбирать и классифицировать огромный объем информации и применять его на практике в повседневной жизни. Педагог учится вместе с ребенком, исходит из его интересов, разговаривает с ним на одном языке. Таким образом, серьезный разрыв между ребенком и учителем будет минимизирован. Информационные технологии выступают в данном случае помощником в дифференциации и удовлетворении познавательных интересов ребенка, формировании индивидуальной образовательной траектории;
- проектировщик «умной» среды. Это тот, кто подстроит среду под запросы и потребности, желания и комфорт человека. Словосочетание «комфортный город» приобретает новое звучание вместе с возрастающими требованиями к креативности, инициативности, любознательности специалистов в этой сфере;
- персональный аналитик (личный цифровой куратор). У многих из нас есть «умные» часы, которые считают количество пройденных километров, напоминают, когда необходимо усилить нагрузку или, наоборот, выделить время на отдых, принять лекарства, проверить пульс. С развитием искусственного интеллекта цифровых сервисов будет становиться все больше, и то, как их связать между собой и эффективно использовать, необходимо будет продумывать специалисту;
- экоурбанист/экодизайнер. Вопросы экологии и защиты окружающей среды, межкультурного диалога стоят перед обществом и будут обостряться с развитием научно-технического прогресса. Социальная и культурная осведомленность становится ведущим требованием для выпускников;
- IT-медик. Медицина и информационные технологии неразрывно связаны и, бесспорно, будут взаиморазвиваться и взаимодополняться. Дистанционные операции с использованием роботов уже позволяют оказывать экстренную помощь в отдаленных частях страны. Медицинские умения и навыки не отделить от серьезной подготовки учащихся в сфере ИКТ.
Данный перечень не является исчерпывающим, так как трудно точно спрогнозировать, в каких направлениях науки, техники, экономики в ближайшее время произойдет прорыв и приведет к необходимости подготовки новых специалистов с иным набором компетенций.
Важно осознавать, что в результате обучения в современной школе не формируются умения приобретать навыки для жизни в новом цифровом мире.
Мы говорим в том числе о так называемых метакомпетенциях: проектное и диалектическое мышление, эмоциональный интеллект. Они должны закладываться в школе. И сила изменений вокруг подталкивает нас к действиям здесь и сейчас.
Например, ребенок должен грамотно ставить себе цели, уметь их достигать даже путем проб и ошибок. Учитель в свою очередь должен уважать право ребенка на ошибку, воспитывая стремление к достижению лучших результатов. Ошибка - это учебная ситуация, дающая возможность оценить и проанализировать свои действия и в то же время позволяющая уверенному в своих силах школьнику не свернуть с пути, не опустить руки. Причем интерактивные технологии позволяют ярче ощутить радость от успешного продвижения. Настойчивость, выдержка, адаптивность - важнейшие качества успешного человека, которые особенно необходимы в ХХI веке.
В то же время вспомним классы, где раньше собирали слабых детей, вешая на них ярлык, лишая их мотивации двигаться по индивидуальной траектории успеха к достижению своих максимальных результатов. И при этом снимали с себя полную ответственность, имея алиби перед обществом - дети-то слабые. Какой пример в достижении результата мы им давали? Явно отрицательный.
Еще пример: успешность работы в группе или навыки работы в команде, которые в школьной практике формируются весьма условно. Подчас это процесс ради процесса. А ведь групповая работа - это серьезная подготовка к деятельности в современных компаниях, на производстве, в общественной сфере. Сегодня крупнейшие технологические прорывы осуществляются группами разработчиков, социальные проекты ведутся проектными мобильными офисами, да и образовательный процесс эффективен только при командной работе всего педагогического коллектива.
В групповой работе в школе формируются навыки продуктивной межличностной коммуникации, умение слышать партнеров и отстаивать свою позицию, работать ради общей цели. Хорошим подспорьем в развитии навыков командной работы является использование современных информационно-коммуникационных технологий. К сожалению, заданий на совместную работу с применением ИКТ крайне мало, и учителя их используют крайне редко. Подчас, ругая игры и отгораживаясь от гаджетов, мы теряем понятную ребенку среду для развития его навыков взаимодействия. Однобокое отношение к компьютерным играм, неготовность из минусов сделать плюсы отдаляют нас от детей и от возможного повышения эффективности урочной и внеурочной деятельности.
Учитель, который отдалился и потерял связь с детьми, перестает быть востребованным. Какие же тогда функции такой педагог сможет выполнять в современной образовательной организации и сможет ли вообще?
Наверное, часть таких учителей смогут продолжить транслировать обучающимся преемственность вечных ценностей, но будут ли дети воспринимать учителя и брать с него пример, если он с ними не на одной волне? Ведь многие истины и идеалы, сформулированные мыслителями и философами ушедших эпох, дошедшие до нас в печатном виде, оставаясь ценными и неизменными по содержанию, возможно, представлялись бы ими сегодня в иных формах, появившихся в результате развития информационно-коммуникационных технологий.
Школа уже сегодня должна отвечать на потребности и запросы современного выпускника, должна быть заинтересована в его подготовке к уже существующим реалиям. Но в погоне за одним рискуем потерять другое. Почему-то ориентация школ на умения и навыки порой воспринимается равносильной отказу от любых знаний, воспитанию безграмотного существа, умеющего только искать информацию в Интернете. Во-первых, поисковый запрос тоже надо суметь сформулировать, информацию отобрать и проанализировать. Во-вторых, каждый следующий этап формирования умений и навыков требует более глубокого понимания мира вокруг ученика. Из чего следует, что знания важны, но поменяется принцип их отбора, уйдет фокус на предмет и задачи «решите», «вычислите» и т. п. В отборе содержания занятий уже сейчас на ведущие позиции выходит формирование навыков критического мышления. Но пока задания на оценку достоверности одни из самых редких в школьной программе.
Умения и навыки формируются не только в школе, но и в семье. Например, навыки езды на велосипеде, безопасное управление бытовыми приборами, элементарное умение заменить перегоревшую лампочку. Умения и навыки формируются также обществом и окружающей средой, в которой живет ребенок.
Не просто так сегодня в столице столь популярны инженерные и медицинские классы, обучаясь в которых ребята работают с практическими кейсами на площадках ведущих профильных вузов и предприятий страны. Тут индивидуальная и групповая работа, исследования и эксперименты, результаты которых - это автономные погрузчики, мобильные коммуникаторы для инвалидов, аппараты записи ЭКГ высокого разрешения и многое другое. И мы говорим сейчас о наших школьниках, а не об ученых НИИ!
Меняется содержание компетенций. Коммуникативная компетенция тридцать лет назад - это умение вести диалог непосредственно с очным собеседником или группой лиц, умение написать деловое письмо, сделать телефонный звонок и пр. Сегодня коммуникация остается, но трансформируется за счет появления новых технологий осуществления общения, таких как электронная почта, социальные сети, приложения в мобильных телефонах, скайп и т. д. Это то, что мы с вами, будучи в 80-х годах, представляли в мечтах о будущем 2000-х годов. В открытое образование прочно вошли геймификация, визуализация, многоуровневые адаптирующиеся образовательные игры, которые позволяют делать настоящую дифференциацию и формируют индивидуальную траекторию. Пример - интерес наших ребят к Московской электронной школе, к электронным диагностикам. Дети лучше нас ориентируются в цифровом мире, это необходимо признать. И здесь нам помогут как раз те компетенции, которые мы хотим воспитать у них. Поэтому «увидеть будущее глазами молодежи» - это тот принцип, которому мы должны следовать, чтобы быть современными в постоянно меняющейся технологической конъюнктуре.
Все вышесказанное объясняет, почему МЦКО совместно с передовыми педагогами столичных школ так активно начал вести проекты по переводу диагностик в электронную форму, разработал диагностики в виртуальной реальности, сделал первые шаги в дополненной реальности. Кстати, одна из самых популярных диагностик в Центре независимой диагностики - физика в 3D. Причем, решая довольно сложные физические задачи в нарисованном виртуальном мире, школьники порой даже не понимают, что делают непростую контрольную. На форуме «Город образования» в сентябре представим такие же диагностики по биологии, чуть позже - по химии, с расширенной экспериментальной частью. Уже удалось перевести в удобный «планшетный вариант» часть заданий из ЕГЭ. Не упрощая содержание, мы добавляем много ярких оттенков в задания и вопросы, говорим о реальном использовании умений и навыков в практической деятельности, расширяем границы возможностей для ребенка. Нашим ППЭ становится весь город с его богатой инфраструктурой и возможностями.
Таким образом, мы должны ставить новые задачи в образовательной деятельности, учитывать содержание известных компетенций будущего и не ждать наступления 2025 года или 2030 года, а делать это уже сейчас в режиме реального времени, параллельно появлению новых достижений науки и техники, технологии и других областей знаний. И помнить, что эти самые компетенции, которые мы хотим воспитать в наших детях, сначала должны быть в нас самих. Будущее не просто рядом, оно в некотором смысле уже в прошлом, если ты сегодня что-то упустил.

Павел КУЗЬМИН, директор МЦКО

Недавно я принимала участие в Днях карьеры в Калининграде, где выступила перед студентами и выпускниками Балтийского федерального университета. Мне нужно было дать советы по поводу их будущей карьеры.

В процессе подготовки к мероприятию я смогла впервые в подробностях изучить результаты проекта «Атлас новых профессий», с одним из авторов которого мне довелось познакомиться на калининградской земле. Мой фокус интереса в первую очередь был направлен на изучение ключевых компетенций, которые понадобятся сотрудникам в ближайшие 10-20 лет.

Сегодня знания и даже навыки (как отдельные элементы) устаревают достаточно быстро, поэтому подход на основе компетенций является наиболее перспективным. Он позволяет стратегически видеть картину, обеспечивать высокую гибкость.

Компетенция 1. Системное мышление

Сегодня для успеха в работе недостаточно владеть знаниями или хорошо видеть свой «кусочек цепи». Необходимо переходить к мышлению, которое бы охватывало систему целиком, формировало эти системы из отдельных элементов и позволяло видеть то, как конкретные изменения влияют на совокупность ключевых процессов. От фрагментарного восприятия мы движемся к работе с системами, выстраиванию и поддержанию связности в работе. Уже сегодня мы имеем дело с постоянными изменениями, поэтому умение видеть взаимосвязи разных элементов будут приводить к значимым прорывам в работе.

Компетенция 2. Межотраслевая коммуникация

Все больше профессий и проектов возникает на стыке нескольких дисциплин. Для решения многих задач нам нужны люди, разбирающиеся одновременно в нескольких областях знаний. Они могут создавать неожиданные, уникальные, прорывные решения. Данный навык также позволяет быстрее учиться, брать лучшее из разных областей, за счет такого «метапереноса» обеспечивать развитие внутри своей области. Специалист по большим данным в HR – одна из профессий будущего. Для нее нужно будет как знание математики, ИТ-систем, так и понимание ключевых аспектов работы с персоналом. К слову, специалисты по управлению брендом работодателя тоже работают на стыке двух сфер – коммуникаций и управления персоналом. В будущем потребность в междисциплинарных подходах и решениях будет только расти.

Компетенция 3. Управление проектами и процессами

Проектное управление становится все более распространенным подходом в бизнесе, поэтому необходимо будет иметь компетенции, позволяющие отвечать не только за свою работу и выполнение определенных задач. Специалист любого уровня сегодня может оказаться в роли человека, который должен отвечать за проект (и проект этот может быть не только в области его профессиональной специализации). Вряд ли необходимо будет проходить сертификацию, но понимание принципов, подходов и навыки их применения на практике нужны будут все более широкому кругу сотрудников.

Компетенция 4. Работа с ИТ-системами

Если вы идете работать в крупную компанию, то навык работы в SAP будет вашим преимуществом. И это далеко не единственный пример. В будущем мы должны освоить различные ИТ-системы, которые систематизируют нашу работу и процессы. Владение ИТ-системами станет обязательным как навык работы в MSOffice сегодня.

Компетенция 5. Клиентоориентированность

Все большее число компаний развивают у сотрудников умение слушать и слышать друг друга. Индексы NPS, измеряющие работу различных подразделений (в первую очередь обслуживающих), стали довольно распространенной практикой. Современный системный администратор должен уметь объяснить «чайнику» основы работы и сделать это корректно и эффективно. Кадровик должен быстро оформить все документы, а бухгалтер – обеспечить необходимые расчеты и выплаты. И для всего этого нужно будет уметь не только сделать это, но и правильно со своим – внутренним или внешним – клиентом пообщаться. Так что ставка на эмоциональный интеллект по-прежнему актуальна.

Компетенция 6. Работа с людьми и работа в команде

Процессы становятся столь сложными, что без работы в команде уже невозможно будет выполнить большинство задач. Часть компаний уже взяли курс на развитие эмпатии и навыков работы в команде (куда могут входить как те, кого «хочется обнять», так и гораздо менее близкие по духу товарищи), данное направление останется в «лидерах» корпоративного обучения.

Компетенция 7. Работа в условиях неопределенности

А что еще ожидать от VUCA-мира? Умения работать в ситуации, когда постоянны только изменения. К счастью, у представителей поколения Y этот навык уже сформирован. Неопределенность для них комфортна, и они легко с ней справляются. Ну а мы – Х – будем учиться любить неопределенность и ее «черных лебедей».

Компетенция 8. Мультикультурность и открытость

Diversity – главный тренд в мире большого международного бизнеса. Оказалось, что если на проблему смотреть с разных позиций, то вероятность найти нетривиальное решение в разы выше. Но это требует открытости ума, умения слушать и слышать альтернативные идеи, воспринимать их, быть гибким. Поскольку лучшие идеи могут родиться в разных уголках мира, в команду следует представителей разных стран и культур. Потребуется умение находить язык с другими людьми, принимать их и использовать их возможности для решения задач бизнеса.

Компетенция 9. Осознанность

Как сказал Павел Лукша, руководитель проекта «Атласа новых профессий», на конференции EdEx: «Осознанность – ключевая компетенция XXI века». Она позволяет развивать навык рефлексии, делать сознательный выбор, понимать особенности себя и окружающих. Она помогает концентрироваться на настоящем и при этом видеть будущее. Эта компетенция, которая делает нас более эффективными и, одновременно, более счастливыми, позволяет нам прислушиваться к себе и обеспечивать баланс и гармонию в собственной жизни.

Компетенция 10. Коммуникация

Интернет сломал границы и сделал экономику поистине глобальной. Поэтому мы будем общаться со всем большим количеством людей из разных уголков земного шара. Новый бизнес будет требовать образования новых контактов, чтобы двигаться вперед за счет обмена идеями. При этом мы должны научиться доносить свои мысли и достигать своих целей на расстоянии, уметь ценить каждый контакт и такую важную «валюту» современности как внимание. Эта компетенция нужна каждому человеку в бизнесе уже сегодня, и еще важнее она будет в ближайшем будущем.

Надеюсь, что моя экспертная оценка вышеизложенных компетенций будет полезна вам для планирования как личного развития, так и программ обучения в вашей организации. А я надеюсь, что часть из этих компетенций будут развиваться еще в вузе и школе, и умение «слушать» перестанет быть главным навыком выпускника. По крайней мере, мой сын-второклассник уже изучает в школе управление проектами – а мы с мужем ему в этом помогаем.

Лучшие статьи по теме