Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • География
  • К.И.Чуковский «Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия, которой невозможно…» Проблема отношения к родному языку (ЕГЭ по русскому). Корней чуковский живой как жизнь рассказы о русском языке Есть много людей, личный вклад которых истор

К.И.Чуковский «Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия, которой невозможно…» Проблема отношения к родному языку (ЕГЭ по русскому). Корней чуковский живой как жизнь рассказы о русском языке Есть много людей, личный вклад которых истор

Проблема отношения людей к судьбе родного языка. По К. И. Чуковскому

Родной язык… «Великий и могучий» - именно такие определения дал ему И. С. Тургенев. Должна ли нас волновать судьба русского языка? Эти вопросы поставлены в тексте К. И. Чуковского, взятом из его книги «Живой как жизнь», посвящённой проблемам культуры русского языка.

Раскрывая проблему отношения людей к судьбе русского языка, автор проводит исторические параллели, с помощью цитирования обращается к авторитету выдающихся деятелей культуры, лингвистов и писателей. Чуковский противопоставляет два типа отношения к изменениям, происходящим в языке. В прошлом язык ощущался как слепая стихия, которой невозможно управлять. Об этом писал лингвист Гумбольдт, утверждая, что язык совершенно независим от отдельного субъекта. Чтобы быть убедительнее и образнее, автор использует метафору, «могучая речевая река», изображая бессильных лингвистов и педагогов, которые только смотрят с берега, «сколько всякой дребедени несут на себе её волны». Но сегодня другое время - «эпоха завоевания космоса, эпоха искусственных рек и морей». Нельзя быть равнодушным к родному языку, нужно целенаправленно, планомерно, решительно восстать «против уродств нашей нынешней речи». В борьбе за чистоту родного языка должны активно принимать участие не только средства массовой информации, но и каждый носитель языка.

В произведении Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» высмеивается Элочка Людоедова, лексикон которой убог и беде и состоит всего из трёх десятков слов, типа «парниша», «блеск», «жуть». Этот ограниченный словарь отражает бездуховный, мещанский мир героини.

Подводя итог, подчеркну, что культура языка, его чистота и развитие зависят от общей культуры, от нравственного развития. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!

Текст К. И. Чуковского

(1)Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия, которой невозможно управлять.
(2)Одним из первых утвердил эту мысль гениальный учёный В. Гумбольдт.
(3)«Язык, — писал он, — совершенно независим от отдельного субъекта... (4)Перед индивидом язык стоит как продукт деятельности многих поколений и достояние целой нации, поэтому сила индивида по сравнению с силой языка незначительна».
(5)Это воззрение сохранилось до нашей эпохи. (6)«Сколько ни скажи разумных слов против глупых и наглых слов, они — мы это знаем — от того не исчезнут, а если исчезнут, то не потому, что эстеты или лингвисты возмущались», — так писал один даровитый учёный. (7)«В том и беда, — говорил он с тоской, — что ревнителей чистоты и правильности родной речи, как и ревнителей добрых нравов, никто слышать не хочет... (8)3а них говорят грамматика и логика, здравый смысл и хороший вкус, благозвучие и благопристойность, но из всего этого натиска грамматики, риторики и стилистики на бесшабашную, безобразную, безоглядную живую речь не выходит ничего». (9)Приведя образцы всевозможных речевых «безобразий», учёный воплотил свою печаль в безрадостном и безнадёжном афоризме: «Доводы от разума, науки и хорошего тона действуют на бытие таких словечек не больше, чем курсы геологии на землетрясение».
(10)В прежнее время такой пессимизм был совершенно оправдан. (И)Нечего было и думать о том, чтобы дружно, планомерно, сплочёнными силами вмешаться в совершающиеся языковые процессы и направить их по желанному руслу. (12)Старик Карамзин очень точно выразил это общее чувство смиренной покорности перед стихийными силами языка: «Слова входят в наш язык самовластно».
(13) С тех пор крупнейшие наши языковеды постоянно указывали, что воля отдельных людей, к сожалению, бессильна сознательно управлять процессами формирования нашей речи.
(14) Все так и представляли себе: будто мимо них протекает могучая речевая река, а они стоят на берегу и с бессильным негодованием следят, сколько всякой дребедени несут на себе её волны.
— (15)Незачем, — говорили они, — кипятиться и драться. (16)До сих пор ещё не было случая, чтобы попытка блюстителей чистоты языка исправить языковые ошибки сколько-нибудь значительной массы людей увенчалась хотя бы малейшим успехом.
(17)Но можем ли мы согласиться с такой философией бездействия и непротивления злу? (18)Неужели мы, писатели, педагоги, лингвисты, можем только скорбеть, негодовать, ужасаться, наблюдая, как портится русский язык, но не смеем и думать о том, чтобы мопщыми усилиями воли подчинить его коллективному разуму?
(19)Пусть философия бездействия имела свой смысл в былые эпохи, когда творческая воля людей так часто бывала бессильна в борьбе со стихиями — в том числе и со стихией языка. (20)Но в эпоху завоевания космоса, в эпоху искусственных рек и морей неужели у нас нет ни малейшей возможности хоть отчасти воздействовать на стихию своего языка?
(21)Всякому ясно, что эта власть у нас есть, и нужно удивляться лишь тому, что мы так мало пользуемся ею. (22)Ведь существуют же в нашей стране такие сверхмощные рычаги просвещения, как радио, кино, телевидение, идеально согласованные между собой во всех своих задачах и действиях. (23)Я уже не говорю о множестве газет и журналов — районных, областных, городских, — подчинённых единому идейному плану, вполне владеющих умами миллионов читателей.
(24) Стоит только всему этому целенаправленному комплексу сил дружно, планомерно, решительно восстать против уродств нашей нынешней речи, громко заклеймить их всенародным позором — и можно не сомневаться, что многие из этих уродств если не исчезнут совсем, то, во всяком случае, навсегда потеряют свой массовый, эпидемический характер...
(25) Правда, я очень хорошо понимаю, что всех этих мер недостаточно.
(26) Ведь культура речи неотделима от общей культуры. (27)Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта. (28)Иной и пишет, и говорит без ошибок, но какой у него бедный словарь, какие заплесневелые фразы! (29)Какая худосочная душевная жизнь отражается в них!
(ЗО)Между тем лишь та речь может по-настоящему называться культурной, у которой богатый словарь и множество разнообразных интонаций. (31)Этого никакими походами за чистоту языка не добьёшься. (32)3десь нужны другие, более длительные, более широкие методы. (ЗЗ)Для подлинного просвещения создано столько библиотек, школ, университетов, институтов и т. д. (34)Поднимая свою общую культуру, народ тем самым поднимает и культуру своего языка.
(35)Но, конечно, это не освобождает любого из нас от посильного участия в борьбе за чистоту и красоту нашей речи.

(По К. И. Чуковскому)


В современном мире существует много проблем, одна из них- сохранение чистоты нашего языка; именно её поднимает К.И. Чуковский в своём тексте.

Автор рассказывает о прежнем "пессимизме" по отношению к возможности индивидов управлять потоком "речевой реки", которая несёт много "всякой дребедени". Действительно, одному человеку не по силам остановить распространение "языкового мусора", так как его используют огромные массы.

В качестве второго примера, хорошо раскрывающего данную проблему, возьмём предложения №22-23, в которых Корней Иванович говорит о способах влияния на язык.

Он упоминает о газетах, радио, телевидении, от себя могу добавить ещё интернет, эти "сверхмощные рычаги просвещения" на самом деле способны помочь в очищении нашей речи.

Противопоставляя эти примеры, мы убедились, что язык не безудержная стихия, а то, чем мы можем управлять.

Невозможно не согласиться с этой точкой зрения: если все будут заботиться о чистоте своей речи, а СМИ будут помогать этому, то она будет не только красивой, но и правильной.

Эта проблема затрагивается в антиутопии Джорджа Оруэлла "1984": в Океании все используют новояз - язык, который упрощается с каждым годом, его словарный запас постоянно сокращается, что делает невозможными даже мысли о политических преступлениях. Для поддержки тоталитарного режима все тексты, в том числе художественные, переделываются и подгоняются под нормы нового языка.

Подводя итог, хочется отметить важность сохранения, очищения и расширения языка, ведь иначе нас ждёт участь жителей Океании, неспособных описать окружающий их мир.

Обновлено: 2019-07-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • «Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия, которой невозможно управлять... » По тексту К. Чуковского

Мои неотредактированные заметки по темам сочинения в ЕГЭ по русскому языку, может быть, кому-то помогут.

Текст 9

(1) Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия , которой невозможно управлять.

(2) Одним из первых утвердил эту мысль гениальный учёный В. Гумбольдт.

(3)«Язык, - писал он, - совершенно независим от отдельного субъекта… (4)Перед индивидом язык стоит как продукт деятельности многих поколений и достояние целой нации, поэтому сила индивида по сравнению с силой языка незначительна».

(5)Это воззрение сохранилось до нашей эпохи. (6)«Сколько ни скажи разумных слов против глупых и наглых слов, они - мы это знаем - от того не исчезнут, а если исчезнут, то не потому, что эстеты или лингвисты возмущались», - так писал один даровитый учёный. (7)«В том и беда, - говорил он с тоской, - что ревнителей чистоты и правильности родной речи, как и ревнителей добрых нравов, никто слышать не хочет… (8)3а них говорят грамматика и логика, здравый смысл и хороший вкус, благозвучие и благопристойность, но из всего этого натиска грамматики, риторики и стилистики на бесшабашную, безобразную, безоглядную живую речь не выходит ничего». (9)Приведя образцы всевозможных речевых «безобразий», учёный воплотил свою печаль в безрадостном и безнадёжном афоризме: «Доводы от разума, науки и хорошего тона действуют на бытие таких словечек не больше, чем курсы геологии на землетрясение».

(10)В прежнее время такой пессимизм был совершенно оправдан. (И)Нечего было и думать о том, чтобы дружно, планомерно, сплочёнными силами вмешаться в совершающиеся языковые процессы и направить их по желанному руслу. (12)Старик Карамзин очень точно выразил это общее чувство смиренной покорности перед стихийными силами языка: «Слова входят в наш язык самовластно».

(13) С тех пор крупнейшие наши языковеды постоянно указывали, что воля отдельных людей, к сожалению, бессильна сознательно управлять процессами формирования нашей речи.

(14) Все так и представляли себе: будто мимо них протекает могучая речевая река, а они стоят на берегу и с бессильным негодованием следят, сколько всякой дребедени несут на себе её волны.

- (15)Незачем, - говорили они, - кипятиться и драться. (16)До сих пор ещё не было случая, чтобы попытка блюстителей чистоты языка исправить языковые ошибки сколько-нибудь значительной массы людей увенчалась хотя бы малейшим успехом.

(17)Но можем ли мы согласиться с такой философией бездействия и непротивления злу? (18)Неужели мы, писатели, педагоги, лингвисты, можем только скорбеть, негодовать, ужасаться, наблюдая, как портится русский язык, но не смеем и думать о том, чтобы мощными усилиями воли подчинить его коллективному разуму?

(19)Пусть философия бездействия имела свой смысл в былые эпохи, когда творческая воля людей так часто бывала бессильна в борьбе со стихиями - в том числе и со стихией языка. (20)Но в эпоху завоевания космоса, в эпоху искусственных рек и морей неужели у нас нет ни малейшей возможности хоть отчасти воздействовать на стихию своего языка?

(21)Всякому ясно, что эта власть у нас есть, и нужно удивляться лишь тому, что мы так мало пользуемся ею. (22)Ведь существуют же в нашей стране такие сверхмощные рычаги просвещения, как радио, кино, телевидение, идеально согласованные между собой во всех своих задачах и действиях. (23)Я уже не говорю о множестве газет и журналов - районных, областных, городских, - подчинённых единому идейному плану, вполне владеющих умами миллионов читателей.

(24) Стоит только всему этому целенаправленному комплексу сил дружно, планомерно, решительно восстать против уродств нашей нынешней речи, громко заклеймить их всенародным позором - и можно не сомневаться, что многие из этих уродств если не исчезнут совсем, то, во всяком случае, навсегда потеряют свой массовый, эпидемический характер…

(25) Правда, я очень хорошо понимаю, что всех этих мер недостаточно.

(26) Ведь культура речи неотделима от общей культуры. (27)Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта. (28)Иной и пишет, и говорит без ошибок, но какой у него бедный словарь, какие заплесневелые фразы! (29)Какая худосочная душевная жизнь отражается в них!

(ЗО)Между тем лишь та речь может по-настоящему называться культурной, у которой богатый словарь и множество разнообразных интонаций. (31)Этого никакими походами за чистоту языка не добьёшься. (32)3десь нужны другие, более длительные, более широкие методы. (ЗЗ)Для подлинного просвещения создано столько библиотек, школ, университетов, институтов и т. д. (34)Поднимая свою общую культуру, народ тем самым поднимает и культуру своего языка.

(35)Но, конечно, это не освобождает любого из нас от посильного участия в борьбе за чистоту и красоту нашей речи.

(По К. И. Чуковскому*)

* Корней Иванович Чуковский (настоящее имя - Николай Васильевич Корнейчуков, 1882-1969) - русский советский поэт, детский писатель, литературовед, публицист, журналист, литературный критик, переводчик.

Каждый из нас ответствен за наш язык и каждый может внести вклад в его развитие или, как минимум, ничего не портить!

Аргументы

  1. Есть много людей, личный вклад которых исторически зафиксирован.

1) Кирилл (его мирское имя Константин, прозвище Философ), создавал слова-кальки: все корни, суффиксы, окончания славянские, но сложены по образцу греческого слова, которое надо перевести. употребляются они как в греческом.

εὐ - ψυχ - ία

[эф] [псих] [иа]
благо - душ - ие

εὐ - φων - ία
[эф] [фон] [иа]
благо - звуч - ие

благо душие, благо образие, благо честие, благо лепие, благо разумие, благо говение, благо звучие, благо сердие, благо ухание, благо деяние, благо детель, благо дарный. Кстати, греч. «благо-» звучит как «эу» или эв, ев, эф… Поэтому Евдокия, Евгений, эвкалипт… понятно

Ломоносов калькировал термины западноевропейской науки, придумывал новые слова, а то и просто заимствовал

«Градусник», «преломление», «равновесие», «диаметр», «горизонт», «кислота», «вещество» и даже «квадрат» и «минус»

Ломоносов создал названия частей речи: глагол, наречие, имя существительное, прилагательное — русские слова

слав. глагол = слово = речь, значение части речи у слова «глагол» идет от Ломоносова.

В. К. Тредиаковский — «искусство» (на старославянском слово «искоусъ» означало опыт) общество, достоверный, вероятный, беспристрастность, благодарность, злобность, почтительность, неосмотрительность, дальновидность и даже гласность.

Карамзин Н.М. «впечатление», «влияние», «трогательный», «занимательный», «моральный», «эстетический», «сосредоточить», «промышленность», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность». Крайне впечатляющий набор, не правда ли.

Федор Михайлович Достоевский — «стушеваться», «лимонничать».

Салтыков-Щедрин — - «головотяпство» и «благоглупость»,

Интеллигенция — Петр Боборыкин создал на базе англ intelligence Из русского языка слово «интеллигенция» перешло во множество европейских, и считается на Западе чисто русским явлением.

И Северянин Аэропланы с его легкой руки стали называть «самолетами», а бесталанных людей - «бездарями».

В. Хлебников «летчик» и «изнеможденный» .

Слово «инопланетянин » было придумано советским писателем-фантастом Александром Казанцевым , автором знаменитого научно-фантастического романа «Планета бурь».

2. Каждый может войти в историю русского языка, создав новое вещество или новый аппарат

фианит (камень в украшениях)- иск. алмаз, названный по аббревиатуре ФИАН (Физический институт Академии наук СССР

кирза — КожеИмитирующий РезиноЗАменитель — спасла во время войны, когда кожи на обувь солдат катастрофически не хватало.

спутник, космонавт, вертолет, снегоход

3. В. Аксенова, научившегося в эмиграции писать по-английски, спросили, какой язык ему больше нравится. Он сказал, что в англ. много слов, а русский — гибкий.

Мы все постоянно образуем новые слова, сами того не замечая.

Кто-то первым «про-пылесосил», а кто-то «от-пескоструил», т.е. очистил с помощью пескоструйной машины…

Мы сознательно играем языком для красного словца, желая проявить свой ум.

Прихватизация

Многие сострили по поводу ЕГЭизма, объЕГЭренных ЕГЭшников, ЕГЭшных заданий…

кто-то сказал «мимимишный»

4. Поэты создают образно-емкие слова, как А. Вознесенский:

«Летят вдали
красивые осенебри,

но если наземь упадут,
их человолки загрызут…»

5. Мы придумываем жаргоны, чтобы отгородить свою компанию ровесников от всех прочих людей, не таких «продвинутых»: родителей, вообще всех взрослых, другой компании из другого квартала… У большинства эта игра проходит, как детская болезнь, а некоторых заводит слишком далеко, мешает повзрослеть… Некоторые особенно остроумные выражения входят в общее употребление.

6.Но абсолютно всем доступно пользоваться русским языком аккуратно, не искажая его и не засоряя

М.Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва» пишет о том, что заимствовать слова можно, но грамотно, не глупо, что язык сам отбирает и обтачивает заимствованные слова

Лишь бы не было исковерканных слов и фраз, как в заданиях 4-7, глупостей, как в 20… Еще хуже превращать язык в помойку и средство агрессии, уснащая свою речь бранью.

А. Д. Шмелев, статья «Ложная тревога и подлинная беда»

Иными словами, матерщина по самой своей природе выражает цинический взгляд на мир, и есть смыслы, которые на матерном языке просто невозможно выразить. Поэтому расширение сферы использования скверноматерной лексики приводит к тому, что расширяется круг людей, которым навязывается соответствующий взгляд на жизнь , — а это уже может вызывать тревогу. (Впрочем, проблема матерщины имеет еще правовой аспект. Имеется довольно существенное число людей, которые не хотят слушать скверноматерную брань или читать напечатанные матерные слова en toutes lettres, и их права должны уважаться. Поэтому запрет на матерные выражения в средствах массовой информации можно приветствовать.

7. Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Письмо девятнадцатое

КАК ГОВОРИТЬ?

Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и черный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык веще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Есть разного рода неряшливости в языке человека.

Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. Как-то в беседе со мной писатель Федор Александрович Абрамов сказал: С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово-слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен… «Исправить» язык былин – перевести его на нормы русского литературного языка – это попросту испортить былины.

Иное дело, если человек долго живет в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Это меня не коробит. Пусть он и окает и сохраняет свою привычную напевность. В этом я вижу гордость своей родиной – своим селом. Это не плохо, и человека это не унижает. Это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка, но только на человеке, который ее носил с детства, привык к ней. Если же он надел ее, чтобы покрасоваться в ней, показать, что он «истинно деревенский», то это и смешно и цинично: «Глядите, каков я: плевать я хотел на то, что живу в городе. Хочу быть непохожим на всех вас!»

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо .

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности – это большой и особый вопрос).

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

Сборник И.П. Цыбулько "36 вариантов. ЕГЭ-2019". Сочинение написано в строгом соответствии с новыми критериями оценивания задания 27.

Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия, которой невозможно управлять.

Одним из первых утвердил эту мысль гениальный учёный В. Гумбольдт. «Язык, - писал он, - совершенно независим от отдельного субъекта...


Сочинение 528 слов

Русский язык – наше национальное достояние, прошедшее многие века становления и заключающее в себе опыт предыдущих поколений. Языковой ресурс нашего народа необычайно богат, красив, не имеет ограничений. В современных условиях в эпоху интернета и обмена культурами в язык попадают новые слова, которые не всегда его украшают, часто засоряют и портят. Каким образом мы можем бороться за чистоту русского языка? Этот вопрос освещает К.И. Чуковский в своём тексте.

Писатель убеждён в том, что необходимо вмешиваться в языковые процессы. Он категорически не согласен с тем, что эта сфера не может контролироваться. К.И. Чуковский отмечает: «… крупнейшие наши языковеды постоянно указывали, что воля отдельных людей, к сожалению, бессильна сознательно управлять процессами формирования нашей речи». А ведь у общества есть необходимое оружие для борьбы за родной язык! Это СМИ, которые писатель представляет себе как «… сверхмощные рычаги просвещения…». Так как газеты, радио, телевидение имеют определенную аудиторию, они способны воспитывать людей, нужно лишь поставить такую задачу перед ними. Автор считает, что при помощи слаженной образовательной работы СМИ негативные явления, происходящие в речевой культуре, станут единичными или исчезнут вовсе. Итак, союзник в войне за чистоту языка найден.

К.И. Чуковский также обращает внимание на то, что человек не должен уходить от своей личной ответственности, перекладывая обязанности на средства всеобщего просвещения. Необходима индивидуальная работа над собой каждого члена общества: «Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта». Человек, развивая знания, расширяя словарный запас, вносит посильную лепту в народную борьбу за чистоту родного языка.

Размышления автора о роли СМИ в обществе и о личной ответственности каждого человека за свою речевую грамотность взаимосвязаны, так как помогают писателю указать своим читателям варианты спасения чистоты русского языка. Указывая серьезные просветительские возможности газет и телевидения, К.И. Чуковский подчеркивает важность индивидуальной работы каждого над своей речью.

Писатель призывает нас не только бороться за чистоту родного языка, задействуя СМИ в этом сражении, но и активно участвовать в этом процессе каждому человеку путем саморазвития. Проникновение ненужных элементов в наш язык можно контролировать, нужно лишь осознавать личную ответственность за то достояние, которое подарили нам предки.

Я согласна с позицией автора. Чистота родного языка – это не только показатель уровня образованности общества, но и отражение самобытности народа. Наш язык велик, могуч и прекрасен. Сейчас русский язык испытывает влияние западных культур, пытаясь примириться с засильем американизмов. В нашу жизнь прочно вошли такие слова, как «хайп», «хай», «фрэш», «изи» и многие другие. Из-за модных тенденций люди предпочитают русским словам их иностранные варианты. Таким поведением мы обедняем свою речь, лишаем ее национальной уникальности. Складывается ощущение, что чужая культура проникает в наш язык и тем самым отравляет родной источник. Отметим, однако, что язык не сдал позиции даже под натиском интервентов, потому что стал создавать слова, подобные слову «загуглить», и это не может не радовать. Задача социума – его поддержать.

В заключение хочу заметить, что в обществе со времен К.И. Чуковского произошли определенные изменения, которые ослабили наши позиции в сражении за чистоту языка. Мы потеряли в этой войне важного союзника – СМИ. С экранов телевизоров люди не только впитывают огромный поток уродующих наш язык элементов, но и учатся неправильно произносить родные слова. Заметно, что у ведущих передач невысокая речевая культура. Поэтому ответственность за чистоту своей речи теперь несем мы лично. В таких условиях сохранить красоту и богатство русского языка особенно важно.

Много книг написано о языке. Удивительно, откуда берется язык, как он развивается, почему он делается именно таким, а не каким-то другим. Почему в мире так много языков? Как они появляются и исчезают? На все эти вопросы существует множество ответов, но не все в них бесспорно и неоднозначно.

Одной из таких неоднозначных проблем посвятил свой текст Корней Чуковский. Писатель размышляет о том, можем ли мы повлиять на развитие нашего родного языка и избавить его от каких-то нежелательных явлений, сделать его более красивым и культурным. Автор текста рассуждает о том, что в прошлом этот вопрос решался однозначно отрицательно. Многие писатели и исследователи языка констатировали, что усилия отдельных людей никак не могут повлиять на развитие языка. Это своего рода стихия, которая не поддаётся никакому воздействию. Однако автор стремится оспорить эту точку зрения. Он считает, что пессимизм здесь неуместен, потому что обстановка сейчас изменилась. Появилось большое количество книг, журналов, газет, а также радио и телевидение, которые могут влиять на развитие языка и действовать в направлении повышения его нормативности и грамотности разных людей. В предложениях с 21 по 24 автор высказывает уверенность в том, что если все эти средства (пресса, радио, телевидение) направить на борьбу с грубыми, неграмотными выражениями, то удастся добиться того, что язык станет более грамотным и красивым.

Автор понимает в то же время, что этого недостаточно. Мало выучить людей нормативному произношению, нормативной грамматике. Это не сделает речь более красивой, информативный и выразительной. Для того чтобы действительно научить многих людей владеть своим родным языком, нужно много усилий, нужно много работать и учить людей в школах, в институтах, нужна активная деятельность библиотек, популяризация чтения.

Автор считает, что таким путем можно добиться того, что люди станут выражать свои мысли не только грамотно, но и красиво, выразительно, станут избегать грубых, просторечных выражений, научатся точному и изящному языку.

Очень хотелось бы согласиться с автором. Хотя с тех пор, как текст был написан, прошло много времени и, казалось бы, все эти средства использовались. Но эффект не так велик, как надеялся писатель. Действительно, радио, телевидение, пресса повлияли на язык людей. На всей территории нашей страны речь людей стала намного более литературной и соответствующей нормам грамматики родного языка. Однако никуда не исчезли грубые выражения, ругательства, неграмотное произношение слов (например, «ехай» или «положьте»), которые можно услышать повсюду. Возможно, всех тех усилий, которые до сих пор предпринимались, недостаточно? Сейчас проводятся разные мероприятия, которые призваны повысить интерес людей к родному языку. Это разные конкурсы, фестивали, олимпиады.

Например, я уже дважды принимал участие в таком интересном событии, как Тотальный диктант. Он призван сплотить любителей русского языка. Это не просто способ проверить свою грамотность, но и возможность пообщаться с единомышленниками. Ведь на Тотальный диктант приходят только те люди, которые действительно любят русский язык.

Когда воспринимаешь себя немного ненормальным одиночкой среди людей, не понимающих, какая разница, говорить «едь» или «поезжай», такие мероприятия помогают понять, что на самом деле людей, неравнодушных к своему языку очень много. И это не только школьные учителя и библиотекари, редакторы, писатели. Я думаю, что в наше время делается довольно много для того, чтобы русский язык стал лучше, но всё-таки надо делать ещё большею И это в силах каждого из нас.

Лучшие статьи по теме