Gm2irk - Образовательный портал
  • Главная
  • География
  • Что такое образованный интеллигентный человек. Самое простое определение интеллигентности

Что такое образованный интеллигентный человек. Самое простое определение интеллигентности

Вы знаете, сколько раз замечал, что есть очень большое различие между культурным, интеллигентным человеком и человеком образованным. Между этими понятиями существует огромная разница. Человек читал Пруста и знает, кто такой Борхес, но при этом уровень внутренней культуры у него остается крайне низким. Такие люди называются "образованцы" или "образованщина".

Особо страшно проявление этого феномена у девушек. Вот она, внешне такая начитанная, но внутренней культуры у нее просто нет и быть не может - откуда ей было взяться в рабоче-крестьянской семье? Еще раз напомню - интеллигентность передается только по наследству - научиться ей нельзя.

Значит, как правило, мы имеем образованщину - а если это девушка, то результаты будут очень плачевые - без переданной по наследству интеллигентности образование так искорежит, испортит девушку, что от нее следует просто шарахаться, как от больной проказой.

Вот несколько различий (самых простых) между интеллигентной девушкой и образованкой - которые сразу видны невооруженным взглядом в первые же часы знакомства.

Интеллигентная девушка: сдержана, в разговоре никогда не пытается подавить, унизить собеседника, даже если лучше его разбирается в вопросе. Умеет уступить, тактична, никогда не будет выпячивать свои знания, кичиться своей культурой. Умеет слушать, не перебивает по пустякам. (Другими словами - комлекс неполноценности у нее отсуствует - интеллигентной может быть девушка, не имеющая формального образования).

Образованка: с пеной у рта будет доказывать свою правоту, будет пытаться унизить собеседника, последнее слово всегда должно остаться за ней. Чудовищный комлекс неполноценности заставит ее постоянно считать себя во всем правой, она считает себя выше, "круче" - доказывая это будет биться до последнего, в крайнем случае - перейдет к оскорблениям. (Показная начитанность, поглощение огромного количества книг, стремление во всем быть правой - следствие тяжелой и изнурительной борьбы с собственным комплексом неполноценности).

В чем разница: интеллигентная девушка (если такая попадется на вашем пути - держитесь за нее двумя руками - это большая редкость!) никогда не проявит снобизм, пренебрежение, не позволит себе снисходительных взглядов по отношению к кому бы то ни было. Это признак интеллигентности - уважение к другим людям, отказ от осуждения их за что бы то ни было, терпимость. Такие девушки, как правило, встречаются очень редко.

Крайняя форма образованщины: снобизм без образования. Девушка во всем права... просто потому, что она девушка (оголтелый феминизм). С таким феноменом сталкиваюсь уже достаточно давно: образования нет никакого, знаний - ноль, но во всем - свое мнение и обязательно - попытка доказать окружающим свою правоту. (Оголтелый феминизм как способ борьбы с собственным комплексом неполноценности). Очень часто встречал девушек, которые не имея вообще никакого образования, но которые прочитали 2-3 книги по эзотерике или сходили на какие-то курсы вдруг начинали делать совершенно безапелляционные суждения, принимались учить, рассказывать о какой-то высшей истине, - выглядело это, прямо говоря, грустно.

По моим наблюдениям судьбы у таких дамочек весьма печальны - как правило в старости остаются одни, никому не нужные - их одиночество - это расплата за тот снобизм, который был рожден от начитанности (но не от интеллигентности!) - если копнуть глубже, то дальнейшая причина - это излишне амбициозная мама (реже - отец) которая девушке вбивала в голову, что она - самая лучшая. Мамы вообще очень часто уродуют жизни своих детей - но об этом я как-нибудь позже расскажу. Бегите от таких девушек, бегите сломя голову - жизнь свою спасете.

Образование у девушки без внутренней интеллигентности, передаваемой по наследству - это страшное проклятие, калечащее судьбы. Особенно страшно уродует девушек гуманитарное образование - техническое, как правило, уродует меньше.

То есть, если девушка вдруг начинает говорить, что она Акутагаву читала в оригинале и смотреть на всех окружающих пренебрежительным взглядом - перед вами образованка. Такая девушка, несмотря на знание японского языка, сделает из жизни любого мужчины ад, к 45 годам как неукоснительное правило останется одна, разжиреет и будет поучать всех и вся вокруг как жить. Близкие от нее будут шарахаться как от чумы, а дальние - стараться не приближаться. Это - результат образования и сотен или тысяч прочитанных книг - образование без внутренней, передаваемой по наследству культуры, интеллигентности.

Женщина исторически всегда реализовывала себя через мужчину. Мужчина всегда наполнял существование женщины смыслом - так природой задумано. Отбросив мужчину и самостоятельно наполнив себя смыслом современная женщина превратилась в совершенно неадекватную, лишенную каких-либо моральных принципов личность, иметь дело с которой не только опасно, но еще просто неприятно.

Да простят меня милые, интеллигентные и очень хорошо воспитанные дамы, уважающие своих мужчин и живущие с ними в гармонии - к вам все это, естественно, не относится.

Сохранено

Об интеллигентности речь зашла потому, что ее, как и цивилизованность, нередко отождествляют с культурностью. А интеллигентными считаются как раз те люди, которые образованны, учены и обладают знаниями разного рода.

Интеллигенция – это разумная, образованная, умственно развития часть жителей (В. Даль), общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом.

Таким образом, в разряд интеллигенции попадают ученые, учителя, врачи, инженеры, люди искусства и т. д. Они считаются духовно ведущим слоем народа, который создает, развивает и распространяет культуру, а также сохраняет и творит ее ценности. И поэтому сама интеллигентность (и ее носитель – интеллигенция) – неоспоримая ценность культуры.

Но ведь те, кого называют интеллигентами, могут находиться на разных уровнях культуры. Так, например, если у человека (или группы) доминируют потребности материально–вещного комфорта, собственного благополучия, удобства, выгоды, и т. д., то естественным для него будет низший уровень культуры. Это значит, что важнее, чем облагороженность бытия, для него оказывается собственная выгода, своекорыстный интерес. Тогда и разум, и образование, и умственный труд становятся значимыми прежде всего в плане практического использования и выгоды. И хотя, скажем, образование создает богатые возможности для развития культуры, оно само по себе не обеспечивает высокой культурности человека, как, впрочем, и настоящей интеллигентности. Есть разница не только между образованными и культурными людьми, но и между «образовенцией» и интеллигенцией. Ни диплом о высшем образовании, ни самая громкая академическая степень, ни занятия сложной интеллектуальной деятельностью не свидетельствуют о культурности и интеллигентности. Хотя, если получено действительно хорошее образование, оно может свидетельствовать о высокой степени цивилизованности. Образование, которое имеет непосредственное отношение к культуре (как одно из средств ее развития), все же является плодом цивилизации и может оставаться в ее поле, т. е. в поле полезности, будучи «инструментом» умственного прогресса, но при этом не обязательно прогресса духовного. Руссо был прав в том, что наука, просвещение и искусство сами по себе не обеспечивают развития, например, нравственности. Кто–то из великих сказал, что просто хорошо образованный человек – это самое скучное существо на свете. Хорошо, если бы только скучное! Но ведь образование, даже гуманитарное, не предполагает наличия у человека ни совести, ни тактичности, ни милосердия. Оно разве что дает знание о таких и подобных им вещах, об истинной интеллигентности и о подлинной культуре.


То, что называют интеллигентностью, включает в себя образованность, но ее одной мало. Интеллигент всегда образован, но образованный человек не всегда интеллигентен. И далеко не всегда культурен. Образование дает человеку возможность выхода на довольно высокий уровень культуры (специализированный), для которого характерно доминирование интереса к той или иной деятельности, становящейся в известной мере самоценной. Например, образованные люди могут увлекаться познанием, наукой и научно–техническим творчеством настолько, что комфортность, удобство бытия и личная выгода отступают на задний план. Кажется, что в их жизни дух торжествует над грубой пользой и что эти люди действительно в высшей степени интеллигентны и культурны. Такое заблуждение понятно, ведь это – ученые, изобретатели, учителя, врачи. Они создают и передают духовные ценности, а значит, во многом действительно обогащают культуру, живут поисками истины.

Но почему тогда идет речь о заблуждении? Потому что, как это ни парадоксально, не только те, кого называют интеллигентами, но и те, кто на самом деле является таковым, вовсе не обязательно люди высокой культуры. Во–первых, потому, что даже специализированный уровень культуры ограничивается самой специализацией. Незабвенный К. Прутков заметил, что специалист подобен флюсу: тот и другой односторонни. Ч. – П. Сноу открыл для всех наличие в культуре якобы «двух культур», т. е. очевидную для ХХ в. поляризацию духовного мира (где два полюса олицетворяли художественная интеллигенция и ученые: физики, математики, биологи, а также инженеры). Многие английские ученые, например, смущенно говорили ему, что «пробовали» читать Диккенса (и вообще не читали серьезной художественной литературы), а гуманитарии и художники не понимали ни языков науки, ни значения научно–технической революции. Эти проявления цивилизационной неполноты, частичности проистекали из узости профессиональной сферы деятельности, а отсюда следовала общая духовная ограниченность, неспособность адекватно воспринимать и оценивать те явления цивилизации и культуры, которые не укладывались в полосу жизненных пристрастий. Однобокость развития человека оказалась в ХХ в. цивилизационно неизбежной в связи с разделением труда, в том числе и умственного (и творческого).

Во–вторых, что гораздо важнее, ученость еще никого не сделала хорошим человеком (Демокрит). И не только ученость, но и талантливость и мастерство в любой из сфер деятельности. Это немаловажно, так как у человека высшего уровня культуры доминирующая потребность – потребность в жизни другого человека, а главная ценность – другой конкретный человек. Конечно, нельзя сказать, что всякий хороший человек культурен, но полноценная культура предполагает оформленное выявление именно человечности в человеке. Культура на этом уровне выступает прежде всего в таких реализуемых ценностях, как совесть, порядочность, милосердие, терпимость, деликатность, вкус, желание и умение понять и «принять» другого человека, другой этнос, другую культуру. Блез Паскаль, писавший о том, что все мироздание не стоит и самого посредственного разума, «…ибо он способен познать и все плотское и самого себя…», недаром дальше заявил: «Все плотское, вместе взятое, и все разумное, вместе взятое, и все, что они порождают, не стоит самомалейшего порыва милосердия». Для полноценной культуры важно при этом и умение явить милосердие, по–человечески оформив его. Ведь важно и то, насколько человек внутренне культурен, и то, насколько органично он выражает свою культуру вовне, в отношении к другим людям, иным культурам.

Ни наука, ни образование, ни профессиональные занятия умственным и творческим трудом, интеллектуальной духовной деятельностью сами по себе не обеспечивают уровня действительной культуры в полном смысле этого слова.

Значит, или тот слой, который обычно называют интеллигенцией, вовсе не обязательно будет духовно ведущим слоем народа, высококультурным слоем населения, или термин «интеллигенция» надо понимать, вводя в него дополнительные смыслы и учитывая то, что постоянно путают «интеллигентность» и «образованность», «культурность» и «цивилизованность».

Многие представители российской интеллигенции претендуют на то, что именно они являются представителями высшего уровня культуры и призваны учить, «как обустроить Россию», духовно возвышать других и в России, и за ее пределами и, таким образом, служить нуждам народа, содействовать народному счастью и счастью человечества. Большой части этого слоя свойственно то, что С. Булгаков называл крайностями «народопоклонничества и духовного аристократизма».

С другой стороны, русской интеллигенции (и не только ей) свойствен и некоторый утилитаризм. С. Франк считал, что «русскому интеллигенту чуждо и отчасти враждебно понятие культуры в строгом смысле слова». Потому что, говоря о культуре, у нас, как правило, имеют в виду необходимость ее практического применения. То есть культура важна, если она чему–то служит, если она, например, средство развития политического механизма, народного образования, воспитания или упорядочения общественной жизни. Отвечая на это, Франк справедливо писал о том, что культура не средство, а цель человеческой деятельности, что она служит не совершенствованию человеческой природы, а сама есть это совершенствование.

Представляется, что реальное содержание понятий «интеллигентность» и «культурность» в высших своих проявлениях во многом совпадает. И уж во всяком случае, в том отношении, что интеллигентность – это не средство для чего–то, а состояние, к которому следует стремиться. А вот познание, знание, образование и просвещение могут быть и бывают средствами для постижения, сохранения, распространения и развития культуры. И истина, которая есть соответствие знания о действительности самой действительности, истина (или, точнее, истины) фактов столь же служебна в отношении к культуре. Но понятие «истина» употребляется и в другом значении, в котором речь о ней идет как о ценности культуры.

Значение Образованный, культурный; свойственный, присущий интеллигенту, интеллигенции. Примеры словосочетаний. интеллигентный человек, специалист;
. интеллигентные кадры, профессии;
. интеллигентное общество;
. интеллигентный вид;
. интеллигентная внешность, речь;
. интеллигентное исполнение. Примеры предложений Красивый, с тонким интеллигентным лицом, стройный, как камышинка, он, управляя оркестром, ухитрялся сам по очереди переиграть на всех инструментах. (Б.Полевой, «Ёлка») Е.П.Карпов вспоминает, что он с восхищением говорил М.Г.Савиной о тонкой интеллигентной игре Варламова в «Иванов». (С. Кара, «Варламов»)

интеллигентский

Значение Относящийся к интеллигенту, к интеллигенции, принадлежащий им, свойственный им (чаще о свойствах старой, буржуазной интеллигенции). Примеры словосочетаний. интеллигентская слабость, беспомощность, мягкотелость;
. интеллигентское брожение, разложение;
. интеллигентские взгляды, привычки;
. интеллигентский разговор. Примеры предложений Растерянность в интеллигентских кругах росла с каждым днём . (Н.Крандиевская-Толстая, «Воспоминания») За кофеем завязался обычный интеллигентский разговор с горячими спорами, словесной пикировкой. (В.Шишков, «Угрюм-река»)

(Из кн.: Избранное: В 2 т. М., 1975. Т. 2)

Действительно, образованный человек - не тот, кто считает себя "образованным". Даже неграмотные лавочники и урядники и многие из тех, кто имеет возможность покупать себе "немецкое платье" и при его помощи причисляться к "чистой публике", даже такие считают себя образованными, хотя их душа - тьма кромешная. Действительно, образованный человек не тот, кто окон­чил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение, - мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе те­ми или иными способами некоторый запас, хотя бы и очень боль­шой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования.

Самая его суть в том влиянии, которое оно может и должно производить на окружающую жизнь, в той силе, которую дает образование человеку для переделки окружающей жизни, во внесе­нии в нее чего-то нового, своего в ту или иную ее область, в тот или иной ее уголок. Будь это образование общее или будь это образование специальное, все равно, его критерий - переделка жизни, перемены, в ней производимые при его помощи.

Величайшее счастье для человека - чувствовать себя сильным. Разумеется, мы говорим не о физической силе, а о силе духа. Величайшие реформаторы в науке и в философии - Ньютон, Паскаль, Спенсер, Дарвин - физически были людьми слабыми. Таких было немало и среди общественных деятелей. Вся суть в силе духа. Без силы духа нет силы и образования. Без образования, по нынешним временам, бессилен и дух. Этого еще мало, чтобы образованный человек имел твердые, определенные, точные знания и твердые обоснованные, на них опирающиеся мнения. Нужно, прежде всего, чтобы он был и борцом за свои мне­ния. Мнение, которого он не умеет доказывать, защищать от нападок или проводить в жизнь (широко ли, глубоко ли- это Другой вопрос), не имеет особенной ценности. Особенно важно для нас, русских, для нашего родного народа, загнанного слепой и корыстной силой прошлого в мрачный тупик, понимать образование в смысле деятельной, реформирующей силы, и именно такой силы, потому что без этого грош ему цена. Мы все должны понимать образование как силу деятельную и светлую не только самое по себе (этого еще мало!), но именно по ее применению в об­щественной жизни.

Наибольшую ценность имеет для нас, для нашей родины в данный исторический момент не тот человек, который обладает более или менее обширными, глубокими, разносторонними, точными и достоверными знаниями; и даже не тот, кто умеет критически мыслить и вникать в окружающую жизнь, понимать ее в целом и в частностях, - этого тоже еще мало! Особенно ценны для нас те образованные люди, у которых есть отзывчивость, сила чувства, энергия, воля, те, кто умеет проникнуться до самых своих основ духом общественности. Этих-то, и только этих образованных людей мы и можем назвать людьми интеллигентными в лучшем смысле этого слова. <...>

Интеллигентный человек - это такой человек, который настолько знает и понимает жизнь, и ее ход, и ее потребности, и ее нужды, что в любой момент может проявить себя их действительным выразителем.

Понимать окружающую жизнь - вот первая задача образованного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения - вот пробный камень для оценки его. Кто бы вы ни были, читатель, молодой или старый, русский или инородец, мужчина или женщина, не забывайте общественного значения вашего образования и тем более самообразования. Русская история своеобразна и изменчива. Всякого из вас она может заставить в любой момент сделаться представителем жизни, ее интересов и потребностей, стремлений и надежд, выразителем ее насущнейших требований и работником и борцом за удовлетворение их.

Человек действительно образованный должен быть всегда готовым и заранее готовиться к тому, чтобы в любой момент, в случае нужды, явиться выразителем потребностей и нужд окружающей общественной жизни. Никакое образование, никакое самообразование не должно оставлять без внимания прежде всего этой возможности.

Не в этом его деле, т.е. не в профессии и занятии самая суть человека, а в самом человеке, в его отношении к этому своему делу.

В очень темном уголке даже самая обыкновенная свеча - явление крайне важное и в буквальном смысле слова светлое, и делает важное дело, и даже может гордиться тем, что делает, тем, что вот она разливает свет там, куда еще не проникли никакие электрические лампы, да и проникнут ли, и когда?

Где есть свет - там не может не быть и распространения света на других. Если есть образованный, мыслящий, понимающий, вдумчивый, общественно настроенный человек, он не может обойтись без общественного служения и, во всяком случае, человек, неспособный выражать интересы жизни, не есть действительно образованный человек в самом лучшем, самом высоком смысле этого слова.

Образованный человек - прежде всего слуга жизни. Но не только окружающей жизни, не только своего уголка, своего круга, своей семьи, своей личности. Образованность, понимаемая в лучшем смысле этого слова, исключает узость - узость мысли, знаний, понимания, настроения. Узость духа за деталями, за частностями не видит, забывает целое, многое, разнообразное, великое.

Образованный человек - непременно разносторонний, а значит и терпимый человек. Он должен быть совершенно чуждым духу нетерпимости и идейной исключительности, и на каждое с ним несогласное мнение он не может не смотреть прежде всего как на факт, который нужно узнать и признать как таковой. Факты требуют вдумчивого изучения, обсуждения и разносторонней оценки. Таким образом, первая задача действительно образованного человека - не быть узким, выработать в себе разностороннее знание и понимание жизни и умение оценивать чужие мнения о жизни, имея свои собственные, фактически обоснованные. <...>

Следующие признаки определяют образованного человека, но не каждый признак в отдельности, а все они в совокупности.

1. Умение вдумываться, оценивать, понимать окружающую действительность, ориентироваться "в ней в любой момент и на любом месте, не теряя самостоятельности своего мышления, соблю­дая возможное беспристрастие в своей оценке и стремясь проникнуть мыслью не только в форму явлений, и даже не только в формы жизни вообще, а в ее глубины, ее основы.

2. Разносторонние, точные, достоверные знания, на которые должно всегда опираться, это умение вдумываться, оценивать и понимать.

3. Активность - уменье действовать, вообще жить, проявлять себя вовне не как мертвую, пассивную силу, а как мыслящую, чувствующую, сознательную личность, которая вовсе не должна представлять из себя какую-то глину, из которой обстоятельства могут лепить какого угодно зверя. Активность заключается не в том, чтобы приспосабливаться к окружающей среде..., а чтобы, напротив, в этой самой среде и даже в любой среде прокладывать дорогу для проявления своего ума, чувства, воли, творчества, вообще для работы, для жизни. Активность - это наступательное отношение к жизни, способность реагировать на нее таким способом, чтобы раздвигать ее, подчас непомерно тесные, а то и бессмысленно узкие рамки, воплощая при всех возможных условиях в самой жизни то, что уже накоплено в душе. Разумеется, рамки жизни становятся шире только под напором активности, и потому активность, в конечном итоге, сводится к умению вести свою линию, не считаясь с препятствиями, обходя их, а то и устраняя путем борьбы. Активность - это и есть жизнь. Без активности нет образованности потому, что только путем активности может она оставить след в жизни. Без этого всякая образованность, в конечном итоге, сводится не иначе как к нулю.

4. Отзывчивость, способность не только видеть и понимать окружающую жизнь, но и чувствовать, переживать ее, уменье ставить самого себя в положение тех, с кем сталкиваешься в жизни, принимать в расчет чужие переживания - будь это чужое горе или чужая радость, любовь или ненависть, апатия или гнев. Отзывчивость - это уменье "не делать другим того, чего не жела­ешь, чтобы тебе делали". Отзывчивость - это чуткость к окружающей жизни, это своего рода "образованность чувства", как симпатии, так и антипатии, тонкость, уменье улавливать в других людях и во всем окружающем не только резко бросающиеся в глаза черты, но и едва заметные оттенки, и переливы их в пространстве и во времени. Отзывчивость, тонкость - это противоположность "дубинности", благодаря которой иной даже очень ученый человек больше похож на какое-то грубое животное, чем на человека в лучшем смысле этого слова. Отзывчивость лежит в основе любви к людям, она же мешает человеческой личности "превратиться в толстокожее". При посредстве той же отзывчивости личность, ею обладающая, как бы сливается с окружающей жизнью, с людьми, с обществом, человечеством, становится выразителем чего-то большого, стоящего за пределами отдельного человека, и что выше его...

Если в ком-либо все эти четыре качества налицо, это и значит, что человек, имеющий их, не только образованный, но и интеллигентный в лучшем смысле этого слова, независимо от того, много или мало он прочел книг, имеет или не имеет он того или иного диплома. Такой человек действительно сила, с которой не могут не считаться другие люди, и которая не может не оставить светлого следа в той среде, где она налицо.

Вывод из этой главы таков: действительно образованный и интеллигентный человек не может быть образованным про себя и только для себя. Он - образованный для всех, он - одно из светлых явлений в том уголке, где он живет; он - источник, он - естественный распространитель света и вообще добра в своем уголке. Но ведь на таких-то людях и держится подъем, развитие, прогресс общественной и вообще исторической жизни...

Николай Рубакин

ЧТО ТАКОЕ ОБРАЗОВАННЫЙ, ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ ЧЕЛОВЕК? 1

Аннотация. Цель самообразования - сделать из себя человека действительно образованного. В фундаменте самообразования - сила самой личности. Человек, мотивированный на самообразование должен быть ориентированным на дух современного ему общества. Образование и самообразование имеют не только личное, но и общественное значение.

Ключевые слова: образование; самообразование; признаки образованного человека.

Annotation. The purpose of self - education is to make yourself an educated person. The foundation of self-education is the power of the personality. The man, motivated on self-education should be focused on the spirit of contemporary society. Education and self-education have not only personal but also social value.

Keywords: education; self-education; attributes of educated person.

Николай Александрович Рубакин (01.07.1862 - 23.11.1946) - основатель особого направления психологии - библиопсихологии, связанного с изучением чтения как психологического процесса, как базового элемента социализации человека на определенном историческом этапе развития. Библиопсихология сопряжена со многими областями научных знаний: с психолингвистикой, с возрастной и педагогической психологиями, с психологией развития, с психологией творчества и др.

Особое место в исследованиях Н. А. Рубакина занимает изучение феноменологии самообразования.

В журнале приводятся некоторые из его материалов по проблеме образования и самообразования.

Материалы к публикации подготовила профессор В. С. Мухина.

Итак, первый вопрос, который встает перед нами, это вопрос о цели самообразования - о его основной задаче, о конечном результате, достигнуть которого необходимо во что бы то ни стало.

Цель и задача самообразования, если ее выразить в общих словах, заключается вот в чем: сделать из себя и надеясь только или главным образом на себя, и своими средствами, человека действительно образованного. Но

самообразования

1 РубакинН. А. Библиологическая психология. - М., 2007. -С. 503-509. Продолжение. Начало см.: Рубакин Н. А. Всякий желающий может сделать из себя действительно образованного человека // Развитие личности. - 2010. - № 4. - С. 131-136.

Действительно

образованный

Самая суть образования

Сила духа -

фундамент

самообразования

за этим вопросом неизбежно встает другой, а вместе с ним - третий, неразрывно с ним связанный.

Во-первых, что такое образованный человек и, во-вторых, ради чего делать из себя такового?

На эти вопросы прежде всего и надо ответить самому себе.

От ответов на них зависят и план, и размеры, и напряженность, и вообще характер всей самообразовательной работы.

Действительно образованный человек - не тот, кто считает себя «образованным». Даже неграмотные лавочники и урядники, и многие из тех, кто имеет возможность покупать себе «немецкое платье» и при его помощи причисляться к «чистой публике», даже такие считают себя образованными, хотя их душа - тьма кромешная. Действительно образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение, - мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе теми или другими способами некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования.

Самая его суть в том влиянии, которое оно может и должно производить на окружающую жизнь, в той силе, которую дает образование человеку для переделки окружающей жизни, во внесении чего-то нового, своего в ту или иную ее область, в тот или иной ее уголок. Будь это образование общее или специальное, все равно, его критерий - переделка жизни, перемены, в ней производимые при его помощи.

Величайшее счастье для человека - чувствовать себя сильным. Разумеется, мы говорим не о физической силе, а о силе духа. Величайшие реформаторы в науке и в философии - Ньютон, Паскаль, Спенсер, Дарвин -физически были людьми слабыми. Таких было немало и среди общественных деятелей. Вся суть - в силе духа. Без силы духа нет силы и образования. Без образования, по нынешним временам, бессилен и дух.

Этого еще мало, чтобы образованный человек имел твердые, определенные, точные знания и твердые, обоснованные, на них опирающиеся мнения. Нужно, прежде всего, чтобы он был и борцом за свои мнения. Мнение, которого он не умеет доказывать, защищать от нападок или проводить в жизнь (широко ли, глубоко ли - это другой вопрос), не имеет особенной ценности.

Особенно важно для нас, русских, для нашего народа, загнанного слепой и корыстной силой прошлого в

Важно быть ориентированным на дух

общественности

Интеллигентный человек

Общественное значение образования и самообразования

мрачный тупик, понимать образование в смысле деятельной, реформирующей силы, и именно такой силы, потому что без этого грош ему цена. Мы все должны понимать образование как силу деятельную и светлую не только самое по себе (этого еще мало!), но именно по ее применению в общественной жизни.

Наибольшую ценность имеет для нас, для нашей родины в данный исторический момент не тот человек, который обладает более или менее обширными, глубокими, разносторонними, точными и достоверными знаниями, и даже не тот, кто умеет критически мыслить и вникать в окружающую жизнь, понимать ее в ее целом и в частностях - этого тоже еще мало! Особенно ценны для нас те образованные люди, у которых есть отзывчивость, сила чувства, энергия, воля, те, кто умеет проникнуться до самых своих основ духом общественности. Этих-то, и только этих образованных людей, мы и можем назвать людьми интеллигентными в лучшем смысле этого слова. «Что нам эти образованные, которые образованы лишь для себя и про себя, - пишет нам один рабочий. - Нам от таких ни тепло, ни холодно». Совершенно правильно. Не такие нужны России. Последнее десятилетие русской жизни показало достаточно ясно, каких именно образованных людей ждет народ и какими стараются сделаться многие наиболее умные, способные, отзывчивые люди из самых разнообразных слоев населения.

Интеллигентный человек - это такой человек, который настолько знает и понимает жизнь, и ее ход, и ее потребности, и ее нужды, что в любой момент может проявить себя их действительным выразителем.

Понимать окружающую жизнь - вот первая задача образованного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения - вот пробный камень для оценки его. Кто бы вы ни были, читатель, молодой или старый, русский или инородец, мужчина или женщина, не забывайте общественного значения вашего образования и тем более самообразования. Русская история своеобразна и изменчива. Всякого из вас она может заставить в любой момент сделаться представителем жизни, ее интересов и потребностей, стремлений и надежд, выразителем ее насущнейших требований и работником и борцом за удовлетворение их.

Человек действительно образованный должен заранее готовиться к тому, чтобы в любой момент в случае нужды явиться выразителем потребностей и нужд окружающей общественной жизни. Никакое образование, никакое самообразование не должно оставлять без внимания, прежде всего, этой возможности. <...>

Образованный человек не может обойтись без общественного служения

Образованный человек - слуга жизни

Образованный человек - терпимый человек

Образован тот, кто умеет определять свое отношение к условиям жизни

Не в этом его деле, то есть не в профессии и занятии самая суть человека, а в самом человеке, в его отношении к этому своему делу.

В очень темном уголке даже самая обыкновенная свеча - явление крайне важное и в буквальном смысле слова светлое, и делает важное дело, и даже может гордиться тем, что делает, тем, что вот она разливает свет там, куда еще не проникли никакие электрические лампы, да и проникнут ли, и когда?

Где есть свет - там не может не быть и распространения света на других. Если есть образованный, мыслящий, понимающий, вдумчивый, общественно настроенный человек, он не может обойтись без общественного служения и, во всяком случае, человек, неспособный выражать интересы жизни, не есть действительно образованный человек в самом лучшем, самом высоком смысле этого слова.

Такое наше определение его несколько расходится с обычным определением образованности. Нам могут возразить, что нельзя не отнести к числу образованных и людей ученых, чуждающихся общественной деятельности. <...>

Разносторонняя кабинетная ученость - тоже образование. Но еще выше стоит та ученость, хотя бы тоже кабинетная, которая за вечной истиной не забывает и злобы дня. В нашей книжке «Вечная слава» мы имели случай подробнее ответить на возражение такого рода.

Образованный человек - прежде всего слуга жизни. Но не только окружающей жизни, не только своего уголка, своего круга, своей семьи, своей личности. Образованность, понимаемая в лучшем смысле этого слова, исключает узость - узость мысли, знаний, понимания, настроения. Узость духа за деталями, за частностями не видит, забывает целое, многое, разнообразное, великое. <...>

Образованный человек - непременно разносторонний, а значит и терпимый человек. Он должен быть совершенно чуждым духу нетерпимости и идейной исключительности, и на каждое с ним несогласное мнение он не может не смотреть, прежде всего, как на факт, который нужно узнать и признать как таковой. Факты требуют вдумчивого изучения, обсуждения и разносторонней оценки. Таким образом, первая задача действительно образованного человека - не быть узким, выработать в себе разностороннее знание и понимание жизни и умение оценивать чужие мнения о жизни, имея свои собственные, фактически обоснованные. <...>

«Миросозерцание и жизненная задача и цель жизни каждого человека определяется его исторической обста-

образованный

способен

ориентироваться

в окружающей

действительности

новкой» 2, условиями того времени и того места, той общественной и народной среды, в которой мы живем, хотя и не должны слепо подчиняться этим условиям. Задача образования может быть вкратце выражена следующими словами: «Оно должно "Так направлять развитие человека, чтобы он стал способен понимать свою естественную и историческую обстановку и действовать в ней"». «Образован тот, кто умеет вполне сознательно и убежденно определять свое отношение к мыслям и идеям, к жизненным формам, и стремлениям своей жизненной среды».

Но ведь каждый народ, в свою очередь, распадается на различные круги, и в каждом из них - своя жизнь, свои интересы, свои нравы, свой уклад, словом сказать - свое содержание, своя более или менее особая жизнь. У разных людей далеко не одинаковы и задачи жизни, на которую особый отпечаток кладут и род занятий, и общественное положение, и пол, и возраст и т.д. Говоря о своем образовании, а тем более самообразовании, ни один из нас не может не принимать в расчет всего этого. Бесспорно, каждый из нас, если он желает быть действительно образованным, должен выработать в себе способность принимать сознательное участие в общей и местной жизни народа; но кто именно и какое именно участие сможет принять в ней -это другой вопрос, который каждый человек может решить для самого себя особым образом. Это задача частная, хотя и не менее важная, чем задача общая. <...>

«Истинно образованным мы должны признать всякого, кто приобрел способность с того места, на котором он поставлен природой и судьбой, ориентироваться в окружающей действительности и создать себе собственный гармонический духовный мир, великий или малый - безразлично. Не количеством того, что знает или что изучил человек, определяется образованность, но силой и самобытностью, с которыми он усвоил изученное и которыми пользуется для уразумения и оценки представляющихся ему явлений. Поэтому нельзя не назвать образованным и крестьянина, прошедшего лишь курс народной школы, и, быть может, даже никогда не слыхавшего имен Гете и Шиллера, если он, разумно воспользовавшись теми средствами, какие были предоставлены ему обстоятельствами, создал себе цельное воззрение на естественный и исторический мир, в котором он живет, и если он умеет самостоятельно разбираться в своей сфере.

Сущностные черты необразованного

человека

Совокупность признаков образованного человека

ориентироваться в реальных условиях

Достоверность знания адекватна самой жизни

Позиция мыслящей, чувствующей, сознательной личности

Наоборот, мужчину или женщину, умеющих говорить о чем угодно, но только заученными фразами и чужими словами, мы не постесняемся назвать необразованными, хотя бы они представили свидетельство от всех учебных заведений и испытательных комиссий мира. Образованность определяется не материалом, а формою знаний». <...>

Следующие признаки определяют образованного человека, но не каждый признак в отдельности, а все они в совокупности.

1. Умение вдумываться, оценивать, понимать окружающую действительность, ориентироваться в ней в любой момент и на любом месте, не теряя самостоятельности своего мышления, соблюдая возможное беспристрастие в своей оценке и стремясь проникнуть мыслью не только в форму явлений, и даже не только в формы жизни вообще, а в ее глубины, ее основы.

2. Разносторонние, точные, достоверные знания, на которые должно всегда опираться это уменье вдумываться, оценивать и понимать. Разносторонность знаний, как мы увидим ниже, необходима потому, что сама жизнь имеет многое множество сторон, тесно между собой связанных, слитых. Имея дело всегда с жизнью как таковой, нельзя же судить о многих сторонах по какой-либо одной. Достоверность знания необходима для того, чтобы не ошибаться при оценке качественной стороны, а точность их -при оценке количественной стороны тех явлений жизни, с которыми приходится на своем веку встречаться.

3. Активность - уменье действовать, вообще жить, проявлять себя вовне не как мертвую, пассивную силу, а как мыслящую, чувствующую, сознательную личность, которая вовсе не должна представлять из себя какую-то глину, из которой обстоятельства могут лепить какого угодно зверя. Активность заключается не в том, чтобы приспосабливаться к окружающей среде <...>, а чтобы, напротив, в этой самой среде и даже в любой среде прокладывать дорогу для проявления своего ума, чувства, воли, творчества, вообще для работы, для жизни. Активность - это наступательное отношение к жизни, способность реагировать на нее таким способом, чтобы раздвигать ее, подчас непомерно тесные, а то и бессмысленно узкие рамки, воплощая при всех возможных условиях в самой жизни то, что уже накоплено в душе. Разумеется, рамки жизни становятся шире только под напором активности, и потому активность в конечном итоге сводится к умению вести свою линию, не считаясь с препятствиями, обходя их, а то и устраняя путем борьбы. Активность - это и есть жизнь. Без активности нет

Отзывчивость как образованность и тонкость чувства

Четыре качества образованного человека делают его интеллигентным

Образованный человек образован не только для себя, но для всех

образованности потому, что только путем активности может она оставить след в жизни. Без этого всякая образованность в конечном итоге сводится к нулю.

4. Отзывчивость, способность не только видеть и понимать окружающую жизнь, но и чувствовать, переживать ее, уменье ставить самого себя в положение тех, с кем сталкиваешься в жизни, принимать в расчет чужие переживания - будь это чужое горе или чужая радость, любовь или ненависть, апатия или гнев. Отзывчивость - это уменье «не делать другим того, чего не желаешь, чтобы тебе делали». Отзывчивость - это чуткость к окружающей жизни, это своего рода «образованность чувства», как симпатии, так и антипатии, тонкость, уменье улавливать в других людях и во всем окружающем не только резко бросающиеся в глаза черты, но и едва заметные оттенки, и переливы их в пространстве и во времени. Отзывчивость, тонкость -это противоположность «дубинности», благодаря которой иной даже очень ученый человек больше похож на какое-то грубое животное, чем на человека в лучшем смысле этого слова. Отзывчивость лежит в основе любви к людям, она же мешает человеческой личности «превратиться в толстокожее». При посредстве той же отзывчивости личность, ею обладающая, как бы сливается с окружающей жизнью, с людьми, с обществом, человечеством, становится выразителем чего-то большого, стоящего за пределами отдельного человека и выше его.

Если в ком-либо все эти четыре качества налицо, это и значит, что человек, имеющий их, не только образованный, но и интеллигентный в лучшем смысле этого слова, независимо от того, много или мало он прочел книг, имеет или не имеет он того или иного диплома. Такой человек действительно сила, с которой не могут не считаться другие люди и которая не может не оставить светлого следа в той среде, где она налицо. <...>

Вывод таков: действительно образованный и интеллигентный человек не может быть образованным про себя и только для себя. Он - образованный для всех, он -одно из светлых явлений в том уголке, где он живет; он - источник, он - естественный распространитель света и вообще добра в своем уголке. Но ведь на таких-то людях и держится подъем, развитие, прогресс общественной и вообще исторической жизни. <...>

(Продолжение следует)

Лучшие статьи по теме